всё о любом фильме:

Последний император

The Last Emperor
год
страна
слоган«He was the Lord of Ten Thousand Years, the absolute monarch of China. He was born to rule a world of ancient tradition. Nothing prepared him for our world of change»
режиссерБернардо Бертолуччи
сценарийМарк Пиплоу, Бернардо Бертолуччи, Энцо Унгари, ...
продюсерДжереми Томас, Джон Дэйли, Франко Джовале, ...
операторВитторио Стораро
композиторДэвид Бирн, Рюити Сакамото, Цун Су
художникФердинандо Скарфьотти, Мария-Тереза Барбассо, Джанни Джованьони, ...
монтажГабриэлла Кристиани
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  10.8 млн,    Франция  4.73 млн,    Германия (ФРГ)  3.11 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время166 мин. / 02:46
Он был повелителем миллиарда человек. Ему было уготовано «десять тысяч лет счастья». Но мир древних традиций рухнул под напором века перемен… В 1908 году трехлетний Пу И, последний из династии, тысячи лет правившей «Поднебесной империей», был возведен на Трон Дракона.

К императору-ребенку относятся как к божеству. Он может делать все, кроме одного — покидать пределы своего дворца. В Запретный город не долетают «ветры перемен», сотрясающие мир за его стенами. Но жизнь последнего императора Китая оказывается частью всей великой истории XX века.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
52 + 5 = 57
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 219 минут.
    Трейлер 01:03
    все трейлеры

    файл добавилWatanabe

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Разочаровавшись в современной политике и культуре Европы, не желая даже работать на этом континенте, выдающийся итальянский режиссёр Бернардо Бертолуччи отправился в Китай, к тому же заручившись поддержкой британского продюсера Джереми Томаса, на счету которого была такая заметная лента «азиатской тематики», как «Счастливого Рождества, мистер Лоренс» японца Нагисы Осимы. А Бертолуччи решил перенести на экран историю жизни последнего китайского императора Пу И, написанную им самим, а также воспоминания англичанина Реджиналда Джонстона, который был учителем и советником властителя, в общем-то, никогда не обладавшего реальной властью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 31 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    У трехлетнего мальчика Пу И было мягко сказать необыкновенное детство. Ему поклонялись как богу, оказывали лестные почести, у него были десятки слуг, и цедый город в роли детской площадке. Ему уготовано десять тысяч лет счастья, ему предстоит править миллиардом людей. Будучи ребенком он еще не знает что родился в тяжелое время — время перемен, и ему предстоит стать последним, увидить закат прекрасной эпохи, и гибель своей нации.

    Мир не стоит на месте и всегда наступает время когда предстоит забыть старое время, разрушить древнейшие традиции и моральные устои ради того чтобы двигаться дальше, ради прогресса. Интересно то что китайские власти до последнего момента пытались сохранить последний очаг древнейший китайской культуры в маленьком запретном городе. В то время как Ленин уже разъезжал на броневике, в Европе во всю разгоралась индустриализация, а Гитлер строил свои коварные планы, Пу И царствовал в своем маленьком, прекрасном вымышленном мире, в котором он был всемогущ и всевластен. Ему с детства внушили его императорское величие, но он не догадывается что ему нужно будет еще познать собственную беззащитность и беспомощность. Осознать что он всего лишь марионетка, жалкий талисман, а не значимая политическая фигура.

    Особенно примечателен жизненный путь главного героя, то как он познает этот мир, что не очень то просто сделать находясь в замкнутом пространстве. С возрастом ему становится ясно что его величие, сильно преувеличено. Однажды в его маленький мир врывается другая власть, более сильная и могущественная и тогда он впервые за всю жизнь чувствует беспомощность. До последнего момента Пу И остается патриотом, он пытается сохранить честь своих предков, вернуть былое могущество своей стране, но в новом мире ему уже нет места.

    Фильм в первую очередь поражает своей смысловой насыщенностью, в нем есть многое и история, и философия и в какой то степени психология и политика. Он очень многогранен и после просмотра остается ощущение что теперь твой кругозор стал гораздо шире и знаешь ты больше прежнего. Атмосфера Древне-китайсокй культуры воспроизведена на экране просто превосходно, а что действительно поражает это четко установленный контраст между древним и современным миром.

    Фильм идеален во всем, прямым доказательством этому является абсолютная победа на церемонии вручения Оскар, а киноакадемикам очень сложно угодить. Уверен что любой поклонник китайской культуры будет без ума от этого фильма, да и не поклонник в принципе тоже.

    10 из 10

    15 марта 2011 | 00:38

    Эпическая сага о последнем китайском императоре Пу И (1905 — 1967), пережившем три исторические эпохи и проведшем в застенках 44 года из 62-х лет своей жизни. Сначала в Запретном городе, затем в роли правителя в Манчьжоу-Го, потом в советском плену и плюс в китайском концлагере. Драматизм особого рода судьбе Пу И придавал тот факт, что он стал императором в 1908 году, то есть в возрасте трёх лет. А уже в шесть лет Пу И пережил первую эпохальную революцию, когда в Китае была провозглашена республика.

    Подробно показывая именно детские годы, предшествовавшие появлению государства нового типа, Бертолуччи будто стремится проникнуть в тайну «утраченного времени». Ибо потом наступает эпоха, когда всё обретает свою полную противоположность, всё, кроме осознания внутренней свободы. На примере судьбы Пу И режиссёр стремится утвердить тезис о тщетности и бесплодности человеческих усилий как приспособиться к ходу истории, так и самому что-либо в ней изменить.

    Сопоставление глобальных исторических катаклизмов с судьбой «вечного» затворника давало Бертолуччи возможность, с одной стороны, продолжить разработку ключевой темы своего творчества, посвященного анализу влияния революционных преобразований на ход истории. А с другой — отразить тот непреложный факт, что, несмотря на множество глобальных социальных изменений, Китаю удалось сохранить непрерывность многовековых традиций.

    Задействовав едва ли не рекордное в истории кино число статистов — 19 тысяч человек и 60 актёров только лишь на основные роли, великий итальянец снял фильм, в первую очередь, о конкретной человеческой судьбе, чему и была подчинена вся глобальность этого суперколосса. Бертолуччи вполне достойно распорядился огромным для неголливудского производства капиталом, сняв по книге воспоминаний англичанина Реджиналда Джонстона величественную эпопею.

    Уже после объявления претендентов на «Оскар» стало понятно, что главным фильмом года академики назначили «Последнего императора», выдвинутого по максимальному числу номинаций. Всё потому, что картина наилучшим образом отвечала представлениям о так называемом «большом стиле». Четыре оставшихся претендента на главную статуэтку — «Роковое влечение», «Теленовости», «Надежда и слава», «Очарованные луной» — на его фоне выглядели явно неконкурентоспособными.

    11 июня 2014 | 07:50

    На заре нового века в далекой Поднебесной был коронован новый император. И это история о нем.

    Бернардо Бертолуччи создал по настоящему масштабный и значимый фильм. Он увековечил жизнь последнего императора династии Айсин Гёро- Пуи. Целая веха современной истории уместилась в 219 минут. Кому-то этот хронометраж покажется чудовищно большим, но фильм развивается абсолютно естественно, и он не кажется затянутым. Не будем забывать о том, что речь идет об истории растянувшейся на шестьдесят лет.

    Отлично передана культура Китая того времени. В первой половине фильма Бертолуччи отводит этому главную роль. Внимание уделяется как общим планам, так и мелочам. Картинка насыщена танцами, костюмами, массовкой и декорациями. Все это сопровождается грамотно подобранной музыкой.

    Но, главной заслугой режиссера является то, как он сумел рассказать обо всех тяготах и лишениях Пуи, а также всей противоречивости того времени. На начало века приходится огромное количество событий, порой ужасных. Бертолуччи виртуозно объясняет все происходящее абсолютно понятным всем языком, без применения каких либо кровавых и душещипательных сцен. Все это происходит за кадром, и режиссер лишь только отсылает нас к ним. В фильме нет недосказанности, но в тоже время он пропитан философским отношением к жизни.

    Что касается актеров, то тут все справились на «Ура». Не хочу особенно кого-то выделять, лишь скажу что в очередной раз было приятно видеть Питера О’Тула.

    Отличный фильм. Всем рекомендую.

    8 из 10

    14 августа 2012 | 13:50

    Прошли те времена, когда кинематографисты в амбициозной попытке брались за масштабные исторические фильмы, не жалея времени, денег и сил, снимали в натуральных локациях и добивались поразительных кадров грандиозных сцен. Величественная картина выдающегося итальянского визионера Бернардо Бертолуччи «Последний император» явилась одной из последних искусно выполненных исторических фильмов конца прошлого столетия.

    Бертолуччи в соавторстве с Марком Пиллоу решился на эпическую экранизацию биографии последнего правителя Китайской империи, Пу И, в некоем смысле используя жизнь императора как рефлексию знаменательных событий ХХ века. Преподнеся повествование в прижившейся форме без зачина, постановщик разбавляет развязку множественными флешбэками, отражающими жизнь Пу И. Бертолуччи не спешит сыпать сценами действий и накаленных конфликтов, предпочитая весьма размеренное и неспешное повествование, потихоньку затягивая зрителя в жизнь-ловушку главного героя. Произвольные эпизоды из рутинной жизни молодого императора, вроде купания при помощи слуг или несбыточность желания прокатиться на велосипеде за границами дворца, подчеркивают его несостоятельность и участь заложника своей судьбы. Манера изложения режиссера спасает фильм в плане смотрибельности, позволяя зрителю наслаждаться вовсе не героическими подвигами протагониста, как положено в исторических фильмах, а портретом жизни необычайной личности.

    Возвращаясь к отображению прошлого столетия, стоить заметить, как искусно Беролуччи сплавляет богатую китайскую культуру с наступающим прогрессом и напряженностью войны. Бесподобной красоты полотно китайского дворца и аутентичных одеяний постепенными мазками и штрихам оборачивается мрачной картиной о разрушительном влиянии войны на страну. Появление героя Питера О’Тула, английского учителя, во дворце влечет за собой как противопоставление, так и слияние новшеств и традиций: обученный тонкостям западного этикета, юный император, уже по привычке поправляя новехонькие очки, теперь играет в теннис, сменив многослойное кимоно на белый спортивный костюм, и, выгнав слуг-евнухов, отныне предпочитает блестящие импортные машины старомодным носилкам. Постановщик размеренно добавляет сюжетные изменения, словно позволяя им незаметно подкрасться и видоизменить общее настроение фильма.

    Маэстро Бертолуччи непревзойденно рассказывает свою историю. Размашистая манера повествования, состоящая из панорамных или обзорных планов, перетекающих в приближение, или съемка статичной камеры, следующей за действием, обеспечивает масштабность изложению. Довольно редкий монтаж, в обычных случаях обрекающий нарратив на затянутость, придал картине нужную тягучесть, словно напоминая, о ком идет речь. При широком охвате камеры трудно не заметить малочисленность крупных планов: постановщик словно обуславливает для зрителя вуйаристкую позицию, тщательно избирая сцены, в которых позволяет на секунду подобраться к зрителю, чтобы через недолгий крупный ракурс заглянуть к персонажу в душу. Такая едва ощутимая дистанция в какой-то момент даже намекает на высокоэстетическую и искусную документалистику.

    Подчерк Бертолуччи вкупе с высококачественными второстепенными составляющими не только подчеркивает прекрасную китайскую культуру, но и представляет историю борьбы человека с собственной судьбой. Император Пу И был узником уготованной ему роли, стремящийся, будучи ребенком, вырваться за пределы замка, и, став мужчиной, принявший непомерную ношу. Он боролся за свою страну и ускользнувший титул, мимикрировал под иностранцев, распевая «Am I blue?» в костюме-тройке, стал политической куклой, преследуя устаревшие идеалы, оказался в переполненной тюремной камере и, наконец, обрел счастье, став обычным невзрачным садовником. Бертолуччи деликатно раскрывает тему развития и обучения императора, от бытового до душевного: научившись завязывать шнурки лишь в тюрьме, взрослый Пу И изменяется до неузнаваемости, избавляясь от последних тягот судьбы и традиций, присущих Сыну Небес, примеряясь с собственными ошибками и обретая долгожданное спокойствие.

    9 из 10

    13 июня 2013 | 09:29

    Думаю, что каждый из нас в детстве мечтал, чтобы всю работу делали за него, чтобы не было никаких обязанностей, иметь полную свободу действий. У последнего императора Китая, который взошел на престол в возрасте 3-х лет, все это было. Даже более того ему поклонялись как богу, носили его на руках, ему служило несколько сотен человек, которые ежедневно оберегали его и не отходили от него ни на шаг. Но за все это он поплатился свободой. Причем в прямом смысле этого слова. Он был обречен сидеть в запретном городе до конца жизни. При этом, будучи императором, он был отстранен от политики и не совершал никаких политических действий.

    Император Пу И провел в закрытом городе огромную часть жизни. Попытки сбежать не удавались, и он смерился со своей судьбой. Но позже его арестовали и вывезли из его «тюрьмы». И как бы странно это не звучало, попав в настоящую тюрьму, он стал свободным. Он смог рассказать историю своей жизни. О том, что же на самом деле произошло между ним и японским правительством, о годах, которые он провел в заточении, о дружбе с шотландским учителем Джонстоном, который значительно повлиял на жизнь императора.

    В картине Бернардо Бертолуччи очень красиво и изящно передана китайская культура, что сделать очень сложно из-за того, что она очень изящна и абсолютно уникальна. Здания в закрытом городе где Пу И провел огромную часть своей жизни, одежда слуг, которые всегда окружали императора. И конечно наряды самого монарха, в которые его одевали с 3-х лет. Мебель и другие предметы восхитительно предавали атмосферу и дух китайской культуры.

    Картина «Последний император» затрагивает всю жизнь Пу И, с самого вхождения на Трон Дракона и до конца его жизни, когда он был выпущен из тюрьмы и стал свободным человеком. Конечно картин, которые рассказывают о всей жизни одного человека очень много, но этот фильм кардинально отличается от всех подобных.

    В общем «Последний император» это идеальная биографическая драма. Сложно найти минус в этом фильме. Потрясающая актерская игра, великолепные костюмы и декорации, интересная история, которую изобразил Бернардо Бертолуччи, и все происходящее на экране сопровождается хорошей музыкой. «Последний император» получил 9 статуэток Оскар, в том числе и главную за Лучший фильм. Это еще больше подчеркивает, что еще более подчеркивает то, что этот фильм является шедевром.

    11 ноября 2011 | 16:38

    Бернардо Бертолуччи — знаменитый итальянский режиссёр, чьи фильмы известны любителям кино со всего мира как образцовые исследования социально-политического влияния на человеческую натуру. Говорят, что в своих картинах он не только обращался к каким-то конкретным периодам Истории, но и показывал беспощадное воздействие великой силы Времени на человека. Однако на мой взгляд подобное толкование творчества этого замечательного режиссёра неполноценно и несколько однобоко. Мне кажется, что он не столько хотел подчеркнуть зависимость человека от обстоятельств, от некой незримой, но ощутимой Силы, которая каким-то образом решает за каждого человека, что ему делать, сколько искал доказательства существования истинной, внутренней Свободы в каждом человеке.

    В фильме «Последнее Танго в Париже», к примеру, он помещает Мужчину и Женщину в абсолютно стерильную атмосферу: комната без интерьера, секс без отношений, разговоры без воспоминаний. Их маленький замкнутый мирок словно отделён непроходимой стеной отчуждения от всего остального мира, режиссёр словно освобождает их от тех угнетающих условностей, которыми полна наша жизнь, материальных, духовных и этических. Единственное от чего он не освободил своих героев, так это от условностей естественных, физиологических. Сношения мужчины и женщины, согласно всем законам естества, имеют одну абсолютную цель — зачатие ребёнка, потому предусмотрены природой (в отличие от однополой связи, которая на физиологическом уровне абсолютно неестественна, поэтому, кстати, на мой взгляд, Бергман и сказал, что если бы главные герои фильма были гомосексуалистами, история имела бы смысл; напомню, Бертолуччи с ним в этом согласился). Но несмотря на все ухищрения режиссёра и главных героев фильма, между ними всё-таки возникает губительная для Свободы привязанность. Результатом стала смерть, смерть не только отношений, но и Поля, который к этой привязанности потянулся.

    С другой стороны, если в «Последнем танго…» Бертолуччи показал зависимость человека от его интимных привязанностей, то в фильме «Конформист» режиссёр исследовал собственно «конформизм», причём скорее не как форму приспособленчества, свойственного человеку, а как осознанный отказ этого самого человека от Выбора, а значит — от Свободы. Встреча Марчелло с его учителем — одна из самых значимых в этом плане, ведь именно во время неё тот напоминает ученику о существовании другого пути, на котором каждый человек сам решает, что ему делать и как жить, независимо от общества или условий политической системы. Марчелло не принял этот вариант, хоть на мгновение и позволил себе не подчиниться фашистам. В конце же он поступил как самый настоящий конформист — постарался приспособиться. И поиск Свободы путём кратковременной запрещённой связи лишь жалкое подобие того, что он хотел почувствовать.

    Ну а что касается «Последнего императора», Бертолуччи лишь загнал себя в созданную за тысячи лет до его рождения ловушку. Он снова обратился к теме тотальной НЕсвободы человека. Для этого режиссёр взял за основу повествования историю жизни последнего императора Китая. На протяжении всего своего существования Пу И был зависим от своего окружения. Сначала это выразилось в отрыве от семьи и закрепощении внутри Запретного города. Потом — в невозможности правления сначала Китаем, а затем и Манчжурией. Ну а в промежутках между этими флешбэками мы видим героя существующим в тюрьме, а в конце — садовником в государстве, где он является лишь маленьким винтиком большой системы. Что-то напоминает, правда? Так к чему же приводят отчаянные попытки Пу И вырваться из замкнутого круга? В поисках правды герой отправляется в Запретный город, к истокам своего внешнего и внутреннего затворничества. Как итог — печальная и поучительная встреча Пу И (уже как призрака, по крайней мере, на мой взгляд) с маленьким мальчиком — винтиком нового государства, которым тот себя ещё не ощущает. Сверчок, выползающий из своей «клетки» в руках ребёнка — очень трогательная метафора преемственности вечного поиска Свободы. Однако режиссёр всё же устранился от навязчивого пафоса этой аллегории, приводя в Зал Гармонии туристов, пришедших поглазеть на пустующий трон императора. Словно напоминая, что хоть главный герой достиг полной, абсолютной Свободы, но ему удалось это сделать лишь уйдя в небытие, экскурсовод в процессе представления Зала вскользь упоминает о АйсиньГёро Пу И — последнем императоре Китая, и о его смерти в 1967 году…

    9 из 10

    7 мая 2014 | 03:20

    За что дали фильму столько Оскаров — не очень понятно, ибо сюжет довольно затянут и если бы я не был любителем Китая, вряд ли бы досмотрел до конца. А так смотришь — все сплошь знакомые детали: красные колонны, монахи в жёлтых шапках, красивые китаянки, толпы на велосипедах, вывески с иероглифами…

    7 из 10

    29 марта 2007 | 01:25

    Изумительный по зрелищности и эпической силе фильм. Он охватывает столетие и показывает грани между прошлым и настоящим, и то как эти грани столкнулись творя историю современности.

    Это история, это трагедия, это любовь и это непонятные нам, но прекрасные и утонченные традиции Азии. Какой может быть рецензия, если они описаны с такой точностью и красотой что дух захватывает, если происходящее на экране охватывает тебя даже если ты смотришь сквозь маленький экран старого монитора, если слезы бегут против воли и законов физики… только положительная.

    Знакомые с моими комментариями люди знают, что я не питаю уважения к награде американской киноакадемии, но когда их 9 и когда они были и номинированы и выиграны, все же это впечатляет, особенно если учитывать что в 87 году были представлены такие титаны кинематографа как Империя Солнца С. Спилберга, Роковое Влечение с Дугласом и Г. Клоуз, а также Неприкасаемые Б. де Пальма с Шоном Коннери и Кевином Костнером. Уверен все эти фильмы вызвали большой интерес у читателей данного комментария, ведь Последний Император эстетический шедевр, а вышеупомянутые фильмы принадлежат к тому же классу.

    Итак Китай. ПОднебесная, Запретный Город, и новый император, у ног которого склонилась в поклоне самая большая нация на планете. Ему 3 года, и он еще не знает, что ему суждено стать последним Императором старых традиций, которые длились почти 5000 лет, увидеть и пережить весь тот ужас, который страна пройдет на пути модернизации.

    Шедевр

    Здесь в принципе можно бесконечно долго писать. О том как правильно и аккуратно собран по эпизодам сюжет, его нелинейная подача. Можно хвалить изумительные костюмы и грим, который заставляет верить в то, что мы сейчас там, в Запретном Городе, вместе со всеми персонажами вдыхаем воздух Манчжурских гор. Можно бесконечно вслушиваться в звуки музыки, уникально подобранной и мелодичной, можно отметить танец коммунисток на площади или любоваться на чувства, связывающие английского патрона и его молодого ученика. Здесь блистает буквально все.

    Одним из интересных нонсенсов картины — ее малая популярность в России. Несмотря на солидные награды и золотых актеров и режиссера, она по-прежнему мало кому известна. Чтож, в кругах которые интересны не для всех, я хочу объявить о моем огромном уважении картине и ее режиссеру, и поставить единственно возможную оценку.

    10 из 10

    10 декабря 2009 | 01:56

    Фильм о непростой жизни последнего императора Китая. Императора существующего, как символ. Жизнь в закрытом городе, где каждый угождает Пу И, ведь император — это ребёнок-божество.

    Но им манипулировали сначала евнухи, а повзрослев управление переняла на себя Японская империя, жаждущая власти. Роль марионетки преследовала его на протяжении большей части жизни.

    И лишь под конец своего жизненного пути, он казалось бы обрёл свободу, освободившись из тюрьмы он вошёл в мир простым садовником без почтенного статуса.

    Данная картина требует осознанного подхода зрителя, понимания, что тот собирается смотреть. Это удивительная история, трагичная и изматывающая, неуклонно поражающая собой. Я и не вспомню, сколько раз пыталась посмотреть «Последнего императора», хотя фильм ожидал давно, но до определённого момента это было не возможно. Так и должно было быть. В свои 15-16 лет я бы его просто не оценила и пропустила мимо, на него попросту не хватило бы сил.

    Главный актёр «император» — Джон Лоун сотрясает душу свои героем. В лице молодого императора вы видите самоуверенность, но в то же время в этих глазах видна та тяжесть, которая прилагается к статусу фактически «несуществующего» императора. Каково понимать, что твоё величие раздуто, ровно до размеров закрытого города? С правдой тяжело сталкиваться, тяжело начинать жить по-новому, потерянность и наивность очень часто сопровождают Пу И. Запоминается его лицо в конце картины, его состояние — спокойствие, его оставили в покое, наконец-то. А трогательный момент, где он возвращается на трон, будто все трагедии были не в этой жизни.

    Ещё хотелось бы отметить Питера О`Тула. Он играет Джонстона, воспитателя Пу И и выглядит как истинный англичанин. С ним маленький император приобретает помимо воспитателя ещё и единственного надёжного человека, можно даже сказать друга, т. к. евнухи стремились лишь набить свои карманы. Джонстон в свою очередь всячески помогал и поддерживал Пу И.

    О`Тул крайне очарователен, его игра узнаваема и каждая роль самобытна. Джонстон — человек уверенный, спокойный и стремительный. О`Тул прекрасно с этим справился.

    Фильм несомненно красивый, атмосфера, костюмы, обычаи и музыка забирают на время к себе, желая погрузить в одновременно удивительную и печальную историю.

    Это не простое кино, оно требовательно к зрителю и пускай местами может показаться, что оно затянуто, но после просмотра об этом даже как-то не особо вспоминаешь. Остаётся только осознание, что это действительно стоящая картина.

    9 из 10

    30 августа 2013 | 13:00

    Есть император и есть новый Китай, сохранивший монархию, но только как символ. Императору отводят закрытый город как резиденцию и он заперт в этом закрытом городе как политическая сила, изолирован. Китай более не монархия, его монарх номинален, но существует. Казалось бы, можно остановиться на идее монарха-номинальной фигуры, но судьба императора оказывается жестче к нему. Что это — быть номинальной фигурой? Легко провозгласить это, но, задумавшись над этим, оказывается, что это невыносимо. Император в Китае — сакральная фигура и, как у сакральной фигуры, каждый чих императора политизирован. Его не просто отстраняют от власти — его отстраняют от всего китайского, ибо что он не делай по-китайски — все политика. Это не английский король — императора прячут от китайцев, запирая в его резиденции. Жить взаперти там и не дышать по-китайски — вот удел императора. Все китайское закрыто для него, ибо что он не делай по-китайски, все будет политикой. На самом деле это страшно, это полная изоляция от родины. Чтобы как-то скрасить его кошмар, ему выписывают говорящую игрушку из Америки — мистера Джонстона, который знакомит императора с западной культурой, поскольку любое участие императора в китайской культуре нежелательно. Как сегодня в компьютерных играх, императору создают альтернативную виртуальную реальность в которой можно играть, удовлетворяя любознательность и склонность к играм. Процессор этой игры — мистер Джонстон. Он то и интересует меня более всего.

    Каково это — быть человеком-приятным развлечением, человеком-суррогатом жизни, быть носителем альтернативной, эфемерной реальности как мистер Джонстон? Надо понять, что он не учитель. Императора не берутся обучать американской культуре и мистер Джонстон не держит над его задницей розги, вдалбливая ему «a, b, c, d». Мистер Джонстон приглашен не за этим. Он приглашен к императору как развлечение, как человек, способный создать для него вторую реальность взамен той таинственной и сакральной — реальности Китая, — которая для императора всегда закрыта. Роль эта требует поразительных деликатности, кротости.

    Как вам мистер Джонстон? Человек- «on», человек- «off», человек — «pause»? Удивительно, что мистер Джонстон — этот человек-игра — оказывается единственным добросердечным человеком при императоре при дворе — сочувствует ему и борется за его благополучие. Этот американец не унижен и не чувствует себя униженным, сохраняя чувство собственного достоинства, а именно добрую волю, которая и является показателем наличия чувства собственного достоинства в любой ситуации. Кажется, что у него на родине все вот так же вот играют друг в друга, так что это удивительное состояние человека-qwest, «веселой фермы», «warcraft» — для него естественно. Во всяком случае мистер Джонстон — любопытный пример западного культуртрегера, сумевший не на шутку увлечь императора западной культурой, вырабатывая рефлекс, что западное — любопытно и приятно. Этим вот «любопытно и приятно» удили и советских в «холодную войну». Все китайское, советское — норовисто, ответственно, закрыто, запутано, темно и тут просвет — игра, Запад, мистер Джонстон, который всему учит шутя и не докучает строгой моралью, понявший, еще Иисусово, «иго мое легко, а бремя мое сладость». Бертолуччи снимает фильм и, думаю, не скрывает желания выйти на гигантский китайский рынок, выставляя как наживку мистера Джонстона — прекрасного психолога и дипломата. Остается распахнуть ему объятия, так как он, в отличие от окружающих императора фанатиков, единственный, кто способен предложить … прекрасное приключение, чего, собственно, единственно разумно ожидать от жизни.

    20 февраля 2011 | 17:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 570 руб.
    подробнее

    Новости


    Джереми Айронс и Сиенна Миллер присоединились к Тому Хиддлстону в антиутопии «Высотка», основанной на одноименном романе британского писателя Джеймса Грэма Балларда. У руля проекта стоит Бен Уитли, автор «Раз! Два! Три! Умри!» и «Списка смертников». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы отправили для его подготовки одного из лучших учителей из моей каскадерской группы. И я думал про себя, ну, вы понимаете: это сын Уилла Смита, он актер. Но несколько недель спустя мой каскадер позвонил мне со словами: «Джеки, он очень хорош!» Три месяца спустя, после всех репетиций, я увидел, что он действительно хорош! Как будто Джейден занимался этим 5 лет! (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    170.Планета Ка-ПэксK-PAX8.163
    171.Золотой теленок8.160
    172.Звездные войны: Эпизод 3 – Месть СитховStar Wars: Episode III - Revenge of the Sith8.157
    173.Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение ДжедаяStar Wars: Episode VI - Return of the Jedi8.153
    174.Военный ныряльщикMen of Honor8.153
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.57%
    12.Прометей 2Prometheus 294.50%
    13.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.27%
    14.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.08%
    15.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.94.08%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy26
    Руки1
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In11
    Любовь и голуби58
    УликиEvidence34
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.494
    ГераклHercules6.313
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.540
    Домашнее видеоSex Tape5.845
    Король сафариKhumba5.817
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры