всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга недалеко от Петрозаводска с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Русь, Россия, Российская империя, СССР — многоименная, многоликая… степи, леса… поля, поля, поля… что-то есенинское… бедные селения, скудная природа… что-то тютчевское… что-то знакомое и родное, что еще помнится, и не отболело. Застрявшее в кровавом мороке, в свинцовом тумане: «у меня прадед воевал». Воевал за родину, за Сталина, за девочку, глодающую арбузные корки на руинах Сталинграда. А прапрадед в восемнадцатом за новую, светлую жизнь, против буржуев и мирового империализма, воевал и не знал, чем все обернется. Обернулось все бунинскими яблоками, сгнившими и почерневшими. «Реквиемом» Ахматовой. Расстрелом рабочих в Новочеркасске. Последствиями революции и гражданской, о которых и не думалось и не мечталось. Блоковской, вечной, русской, острожной тоской.

    Кумачевая столица, в которой уже давно кислотой и огнеметом выжжено все, что оставалось от Москвы Гиляровского. Коммуналка, испорченные квартирным вопросом и страхом жильцы. Оправдания. Никому не нужные вовсе, но вроде засохло, умерло, а все гложет что-то, что могло бы быть совестью. В другом где. В другом когда. Это уже конец, а начало было холодным летом пятьдесят третьего. Уголовники нападают на деревню, а отпор им дают политические заключенные. «Дай хард» в условиях суровой советской действительности или истерн про двух самураев, в котором перестрелки не мешают драме. Простой и холодный рассказ о сложном и жестоком.

    Противостояние уголовников и политических оборачивается противопоставлением врагов истинных и ложных. Амнистированные и счастливые бандиты, с замашками неблагородного Дубровского втаптывают в грязь, туда, где им и место одинаково мифический, как и романтический образ осужденного из блатных песен, и очарование топтанной зоны. Туда, где уже несколько лет как осело все светлое, что было обещано вождями мировой революции. Новое правительство только и сделало, что создало своих собственных «ведьм» — врагов народа, кулаков, буржуев и свой собственный опиум — мечту о красном рае обязательно завтрашнего дня. Пуль, к сожалению, на всех «врагов» не хватило, до печей к счастью еще не додумались, додумались к несчастью до всего остального. Соловки, ГУЛаг, шаги на лестнице темной ночью. И мертвая тишина во всех эфирах. Об этом говорилось кухонным шепотом, об это писалось диссидентами и сумасшедшими. Об этом не снималось вплоть до wind of change. Зато «холодным летом» рассказано было все: про людей лишенных собственного «Я», про потерянные годы, преступления государства против своего народа, про его несправедливость, глупость. С тоской, которая одинаково слышится в музыке Мартынова и песне слепого щегла. Без документальных хроник, без пыток и надрыва — ни к чему все это в стране, где еще живы воспоминания о том, что было до и после 53-го года двадцатого века. О Павлике Морозовом, трехлетних пятилетках и массовой «трудотерапии».

    Труд, к которому так отчаянно призывали советские вожди, из обезьяны сделал не человека, а обезьяну трудящуюся, все такую же порабощенную и скованную с другими обезьянами одной цепью. Молчаливый и бездейственный протест против этого «стахановского», бесполезного в итоге труда, против всех этих «кто не работает, тот не ест», против лживых обещаний, карикатур и праведного «рабочего» гнева все, что остается главному герою, после того, как для него закрываются ворота коммунистического рая. С отрешенностью от мира, присущей древним философам, созерцает он водную гладь, под которой звонят колокола мифических городов. И даже уголовный элемент не сразу заставляет его вспомнить о том, что за пределами сознания и внутренней свободы есть живой и неприятный мир.

    Русь, Россия, Российская империя, СССР — многоименная, многоликая… Тупая, грязная деревня с вонючим дымком «козьих ножек», почерневшими домами, с толстыми бабами, глупыми девками, мелкопоместными и мелкотравчатыми начальничками, способными только примазываться к чужим успехам. Вот она советская родина — не мать, не жена, не любовница. Русская баба с темным лицом, покрытым глубокими морщинами. Лицом, какое появляется у нее в годы внешне мирные и спокойные, но холодные и гнилые внутри. То самое лицо, что пытались найти поэты, но нашли кинематографисты в героине Усатовой. Немая, перепачканная сажей, неповоротливая — такой веками видится Россия гордому иноплеменному взору. Такой знается всем, кто жил и живет на ее просторах и отрицается, отрицается, отрицается. Вместе с заводскими трубами, из которых вот уже десятилетия не валит дым, заброшенными деревнями, разрушенными церквями, утраченными мечтами, вождем мирового пролетариата, которого давно пора зарыть в землю. Отрицается и забывается, ради очередного светлого будущего, ради очередного рая завтрашнего дня.

    21 сентября 2013 | 07:54

    Ответственность за воспитание человеческой души берет на себя семья. А на семейный ситуативный вектор, как правило — действует государственная (где устой силен на уровне эмбрионно-фаталистической сферы) механическая машина. И если эта машина настроена на покорение власти над материальными фактурами, то общество будет атаковано создаваемыми волнами того самого (покрытого плесенью) механизма. И лишь сильным и мудрым индивидам удастся уберечь души своих близких людей.

    Режиссура.

    Александр Прошкин при кастинге актеров не стал ориентироваться или ориентировался не совсем концетрированно на громкие имена и театральный талант оппонентов. Он искал тех, кто гипотетически прошел антидиссидентизм политической установки. Тех, кто пережил ту эпоху, пусть и косвенно, но при этом натурально и без отсутствия лицемерия.

    Так же Прошкин просто на просто взял идиосинкразию реалистичности и нагло и бескомпромиссно ее поджег — а именно наделил съемочные площадки таким оглушительным реализмом, что сама структура реализма нашей жизни выглядит лживой в сравнении с той, что живет в его картине.

    Благодаря всему этому я пронесся сквозь временные плиты и оказался там… в 53-м.

    Монтаж Елены Михайловой.

    Про «Мелкий» монтаж я здесь много не смогу написать — обычная добросовестная работа. А вот про «Крупный» монтаж — тут можно смело скинуться всей страной деньгами, цветами и добрыми словами и отдать это всем тем, кто работал в монтажной комнате. Дело в том, что сама сценарная структура истории сплетена монтажной склейкой таким образом, что грани между сюжетными строками остались почти незаметными и более того — приобрели совершенную тоновую профилировочную окантовку — из-за чего история смотрится цельно и благородно. Всей монтажной бригаде от души выражаю благодарность за их труд.

    Сценарий Эдгара Дубровского.

    Конечно же с первых кадров чувствуется письмо мастера. Эдгар пошел по правильному вектору, выбрав для объема проблемы маленькую деревню, которая лишь получала поток конгруэнтного эха тех слагаемых, исходящей от механической политической системы. Таким методом Эдгар передал на бумаге всю аддикциозность проблем той эпохи.

    Музыкальное оформление Владимира Мартынова.

    Конечно ни для кого не секрет, что саунд напоминает произведение Вангелиса к фильму «1492: Завоевание рая». Но только лишь напоминает и не больше. Сам мотив схож только затактовым вступлением первых четырех нот. Дальше мотивизация фразы идет по своему самостоятельному пути. И кстати — Вангелис написал свою композицию на 4,5 года позже, что делает работу Мартынова первоисточником подобного музыкального настроения.

    Музыка будто сходит с небес проливным дождем, призма которого отражает весь набор драматичной субстанции, а потом тихим ветром проникает в глаза человеческие и находит те нити, с помощью которых просит слезы выйти на прогулку.

    Актерские работы.

    Валерий Приёмыхов. Идеально перенес на экран свою натуру и все характерные для своего персонажа «естественности».

    Анатолий Папанов. Последняя роль, в которой ему удалось словно исповедоваться перед зрителем.

    Виктор Степанов. Милиционер, который ногой отмахнул судьбоносную записку, адресованную, наверное, всей деревне. Справедливый, непоколебимый с человеческой подлостью — каким и должен быть обычный милиционер.

    Юрий Кузнецов, Нина Усатова — все отдали частичку своих душ и конечно же вывернули весь свой опыт театральной игры перед режиссером на весь оборот своих возможностей.

    Уголовники: Владимир Головин, Андрей Дударенко и Алексей Колесник — тут у меня нет слов. Все жили в квинтэссенции с историей своих персон настолько гипер мощно, что голова моя сдавливалась от накала их игры.

    Финал у картины потрясающий: Человек растворяется с теми, кто пережил больше или меньше волнений той трагической судьбы, что выпало на их долю.

    Может быть и прав тот, у кого рыба, но мы то с Вами знаем, что на подобном поле боя нет правых. И порой, чтобы нам крикнуть в сторону закона свою речь о правах — мы будем немы и нас с Вами никто не услышит, как и глухонемую героиню фильма Лидию Матвеевну. Вот тогда-то и нужно будет найти другой путь. Какой? Загляните себе в душу и Вы найдете его…

    19 июля 2011 | 16:11

    Жестокий и драматический фильм режиссёра Александра Прошкина, снятый в 1987 году, уже на закате Советской власти, безусловно, является «лебединой песней» не только Советского кино, но и замечательного актера Анатолия Папанова, для которого, роль политического ссыльного Копалыча, стала последней в карьере.

    Действие фильма происходит летом 1953 года, когда, после смерти Иосифа Сталина, выходит приказ об освобождение уголовников. Несколько бывших убийц и насильников, попадают в Богом забытую деревню за Полярным Кругом. Убив местного участкового, они начинают расправу над мирными жителями. Единственными людьми, кто может остановить преступников, становятся, политические заключенные — Лузга (Валерий Приёмыхов, номинация на премию «Ника» за лучшую мужскую роль) и Копалыч (Анатолий Папанов). Лузга и Копалыч смогли спасти людей от бандитов, но плата за эту победу оказалась очень высокой…

    Помимо замечательной игры актеров (Папанов, Приёмыхов, Кузнецов, Степанов), в фильме звучит потрясающая музыка композитора Мартынова. Увы, эта лента, стала последней для великого Папанова, Валерий Приёмыхов, после этого фильма, не сыграл больше ни одной значимой роли в кино. Но в этой картине, актеры как будто видели, что это их последний выход. И они сделали все, что бы этот фильм стал вехой в нашем кинематографе. И он стал таким.

    Итог: жестокий и драматический сюжет, блистательная игра актеров, замечательное музыкальное сопровождение, все это делает ленту Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего» одной из лучших лент Советского кинематографа.

    9 из 10

    13 июня 2013 | 22:50

    Один из немногих фильмов, который могу смотреть бесконечное число раз, и каждый раз не могу сдержать слёзы. Очень пронзительный фильм.

    1 августа 2006 | 10:09

    Человек и власть. Гражданин и государство. Мораль и политика. Должна ли быть связь между ними? Конечно, должна. Причем быть она должна не искусственной, не ложной, не для видимости. Иначе государство будет жить по своим собственным правилам и законам, принимая обычных людей за бездушных оловянных солдатиков и заставляя их испытывать не только моральные, но и физические страдания.

    Разве это не безумие — признать человека по каким — то совершенно незначительным причинам либо вообще заведомо невиновного врагом народа или предателем. А родственники должны заставлять себя отрекаться от них за — за страха не последовать той же дорогой… Или выпустить на свободу отъявленных преступников…

    Очень сильный фильм, заставляющий любого хоть капельку задуматься над своей историей. Очень сильные актеры, создавшие убедительные образы тех людей, что столкнулись с чудовищной несправедливостью и вынужденные — ибо другого выбора нет -мириться с этим, но при этом остающихся честными и не изменяющих своей собственной совести.

    Музыка в фильме невероятно красивая и запоминающаяся. Она настолько точно по своему настроению совпадает с рассказываемой историей, что перестает быть обычным музыкальным оформлением. Она становится почти главным элементом в этом фильме, благодаря которому зритель не только верит тем событиям, что он видит на экране, но и пропускает все это через себя. Именно музыка словно «вскрывает» эту историю и выводит на поверхность весь смысл и сущность этого фильма.

    9,5 из 10

    P.S. «У нас просто так не сажают…»

    6 ноября 2009 | 12:41

    Александр Прошкин, долгие годы работавший на ТВ и поставивший к этому времени многосерийного «Михайло Ломоносова», более чем успешно дебютировал с «Холодным летом…» в большом кино, сразу же завоевав «Нику» за лучший фильм года. Исходя из сюжетного расклада, ленту можно отнести к жанру вестерна, или «истерна» — специфической русской — его разновидности. Достижения нашего кино в этом «поджанре» смехотворны, но они есть и в основном относятся к 1960-1970-м годам.

    С известными натяжками это и «Никто не хотел умирать» (1965) литовца Витаутаса Жалакявичуса, и народный хит «Белое солнце пустыни» (1969) Владимира Мотыля, и культово-эстетский «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никиты Михалкова. Затем был продолжительный перерыв, во время которого штамповались исключительно высокоидейные истерны, жанрово позиционированные в советском прокате, как «героико-приключенческое кино».

    В них предлагались в основном истории из времён Гражданской войны, на фоне которой отважные комиссары уничтожали, иногда в одиночку, белые банды («Шестой», «Хлеб, золото и наган»…). Это кино выполняло определенную воспитательную роль, хотя и не имело художественной ценности. Деньги в казну возвращали исправно, да ещё и приносили прибыль. Поэтому под них хорошо выделялись средства из бюджета, и вплоть до Перестройки не было им конца…

    «Холодное лето 53-го» можно без натяжки отнести к достижениям жанра, границы которого он в то же время раздвигает, не в последнюю очередь нарушением временных стандартов. Вместо привычной Гражданской войны события тут разворачиваются в первом постсталинском году, сразу после известных событий, когда Берия, якобы, объявил амнистию уголовникам, которые толпами хлынули на волю из мест заключения.

    С одной из таких, на скорую руку организованных, «диких бригад» как раз и приходится вступить в поединок бывшему капитану разведки, а с некоторых пор политическому заключенному Сергею Басаргину по кличке Лузга, отбывающему срок в глухой деревеньке, затерянной среди сибирских лесов и озёр. Грамотные профессиональные действия и самообладание позволяют бывшему военному офицеру справиться с бандой вооруженных уголовников…

    Как видим — это просто образцовая сюжетная схема для вестерна. Надо отметить, что классический вестерн едва ли не самый канонизированный жанр: действие должно обязательно происходить на Диком Западе, в границах определенных штатов и в строго обозначенный исторический промежуток. Однако главное — мифологема вестерна (которую ранее успешно модернизировали японец Куросава и итальянец Леоне) — почти без зазора встраивается здесь в чуждый вроде бы социально-временной контекст.

    В эпоху «ангажированной гласности» некоторым нашим критикам фильм показался слишком правильным и патриотичным. А отступления от принятых канонов, в свою очередь, не были оценены по достоинству родоначальниками жанра — американцами, посчитавшими фильм гибридным образованием. Однако ни то, ни другое не помешало ему стать одним из последних по-настоящему народных фильмов советского кино.

    В год выхода «Холодное лето…» собрало в наших кинотеатрах почти 42 миллиона зрителей. Понятно, что бум видео, который начался как раз в конце 1980-х, подкосил кинопрокат. Страна распалась на 15 разных государств, начала перестраиваться экономика и изменился идейный курс… Но, почему-то всё время не покидает ощущение, что с кончиной СССР у нас просто разучились делать «народное кино». То самое, что собирало полные залы не одну-две стартовые недели, как сейчас, а по 2-3-4 месяца, а то и полгода.

    В 15-й раз пересматриваешь «Холодное лето…» и всё равно мурашки бегут по спине, когда Басаргин навскидку из винта ставит чёрную метку на лбу глумливого урки. Комок подступает к горлу, когда в последнем кадре прикуривает на улице у старика, тоже, поди, отмотавшего ни один десяток по прихоти товарища Сталина…

    Нет, сегодня у нас, определенно, так уже не умеют снимать…

    9 августа 2013 | 20:36

    Великая Отечественная длилась менее 4 лет, репрессии — более 20 лет. Фильмов о войне — россыпь. Хороших и разных. А на память фильмы о не менее драматическом периоде не приходят.

    «Холодное лето пятьдесят третьего» — это уже конец репрессий. Нарыв прорвался, и полез гной, а потом выступила сукровица. Именно это время принесло в общество блатную романтику, воспетую Высоцким, Новиковым, Розенбаумом, Кругом (это лучшие). Даже президенты нет-нет да ввернут блатное словечко. Посмотрите, с чего это начиналось.

    Американцы дают Оскары за «Список Шиндлера», «Столкновение» — их право. Но такого фильма по накалу снять они не могут, даже мэтры типа Скорцезе, Спилберга, Иствуда.

    Валерий Приемыхов. Почему этот артист больше нигде не сумел выйти на уровень «Холодного лета» — загадка. Видимо, так надо каким-то другим, неземным силам.

    Анатолий Папанов. Это глыба. Образ этого человека средства информации почему-то свели, в основном, к голосу Волка. «Живые и мёртвые», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Белорусский вокзал», «12 стульев»… Роли разные, но за каждым характером, комическим или трагическим, чувствуется стержень, которого нет у теперешних звёзд. Ну, как Безруков или, к примеру, Меньшиков сыграют солдата войны, они, небось, и в армии не служили, а Папанов — фронтовик. И не случайно он ушел от нас этой ролью, ролью Копалыча.

    Редкий случай, когда тяжёлый по сюжету фильм хочется пересматривать.

    9 из 10

    13 июля 2008 | 01:03

    Летом 1953 года в северной деревне двое политических заключенных и местный милиционер вступают в схватку с группой уголовников, которые совершили преступление и пытаются скрыться в полузаброшенной деревне. Благодаря этой нехитрой фабуле «Холодное лето пятьдесят третьего» на первый взгляд кажется обычным боевиком о противостоянии хороших и плохих.

    Но уже вскоре понимаешь, что перед тобой более сложное произведение, в котором, как и чуть более раннем «Моем друге Иване Лапшине» Алексея Германа, через простую детективную историю авторы фильма весьма точно и тонко передают атмосферу эпохи, где происходит действие. «Холодное лето пятьдесят третьего» — кино о самых страшных и мрачных сторонах сталинского времени.

    Практически все герои картины — бывшие заключенные. В 1930-ые годы по различным обвинениям в тюрьмах сидело множество людей, будь то тихий интеллигент Копалыч, бывший офицер Лузга или любой из банды преступников. Но трагическая схватка в некой глухой северной деревне расставляет главных героев, объединенных своим уголовным прошлым, по разным сторонам.

    Отдельно стоит отметить прекрасную, трагическую и заставляющую сопереживать роль Анатолия Папанова, для которого она стала последней. Его герой — скромный интеллигент, измученный годами сталинских лагерей из-за ложного обвинения в шпионаже, который хочет на старость лет наконец-то вернуться к жене и сыну и просто спокойно пожить. Но ему, как и другим героям фильма, вступивших в схватку с группой уголовников, предстоит последнее испытание уходящей сталинской эпохи.

    30 марта 2013 | 12:01

    Первый раз я посмотрел этот фильм в кинотеатре. В советское время. На меня маленького человечка этот фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. До этого не припомню чтобы я смотрел до того откровенный и жесткий фильм. Фильм заставил задуматься. После просмотра я изменился. Я вырос.

    Фильм обладает весьма хлесткими и жесткими диалогами. Их не так много. Они до того четкие и емкие что невольно запоминаются благодаря прекрасным актерам их произносящим. Остальное дополняет музыка. Она с самого начала настраивает на серьезный лад. В середине она помогает сопереживать. В конце она просто поднимает и заставляет стоять и молчать. И думать. Это и есть главное предназначение качественного фильма.

    9 из 10

    4 мая 2010 | 17:18

    Фильм, повествующий о малоизвестном периоде в истории СССР, когда после смерти И. И. Сталина многим заключенным была выписана амнистия, но при этом власти не позаботились о предоставлении жилья помилованным и некоторые начали прятаться по лесам, а большинство бесчинствовали по близлежащим деревням и очень много людей погибло в этот ужасный отрезок в истории. Как и многое, тогда, советские власти это скрывали и уже в перестройку, когда работа цензоров фактически обнулилась, было разрешено снять этот фильм.

    Что порадовало — в фильме нет ярой пропаганды советской власти, что характерно для большинства советских фильмов. Здесь события представлены глазами простого народа? который трудится не только ради своей семьи, но и ради близких людей. Мы видим обычную деревню — серую, неинтересную, тихую, в которой живет, от силы, три десятка человек, среди которых двое «политических» — ссыльных, которые якобы совершили преступления против простого народа и советской власти под надуманным предлогом и придуманной формулировкой. И в эту спокойную деревенскую жизнь вмешиваются «амнистированные» — беглые преступники, для которых давно уже понятие человечности «смыто тюремной баландой». Они, почувствовав запах свободы, начинают вести себя как хотят. И на защиту этой деревни встают эти самые двое ссыльных, которым эта деревня, как козе баян. Зачем они это сделали? Из-за безвыходного положения смерти? — да, возможно, но в основном потому, что их лишение свободы не сломило и не отстранило от них такое понятие, как честь.

    Эта картина о настоящих людях, которые, несмотря на все жизненные невзгоды и трудности сохранили все качества достойных людей — смелость, решительность, гордость, жалость, мужественность и, конечно же, человечность и сострадание.

    В этом фильме помимо великолепного сюжета и ярких запоминающихся персонажей просто великолепная атмосфера именно неосязаемого холода вокруг, безысходности, повседневного быта и т. п. Достаточно подобно и, тем не менее, интересно нам показана жизнь обычных людей. Еще в большом количестве имеется просто шикарная музыка., которая ну уж очень волнующая, интригующая, массивная, давящая на сознание — ну, просто великолепная!

    Конечно, в этом фильме есть персонаж — своеобразное отображение зрителя на экране. Это персонаж блистательно сыгранный Юрием Кузнецовым. Наверняка те, кто сейчас читает это и видели фильм считает, что, мол, на его месте вы бы раскидали всех урков и на месте бы их положили. Честно говоря, я и сам так думал, что поступил бы, но кто знает, на что способен человек, попавший в такую ситуацию. Одни проявляют лучшие качества, а другие вот, как и один из героев, становятся робкими и во всем потакают преступникам, заботясь о своей жизни. Но к каким катастрофическим последствиям привел поступок этого человека? Между прочим, он правильно поступал, попробовав предупредить мента, но вот лучше бы он бабке объяснил бы как мог, в чем проблема, все равно урки его не слышали. Но, в стрессовой ситуации человек способен и не на такие глупости…

    А вот Лузга молодец! Настоящий мужик! А назвать его поступок героическим — значит просто промолчать об этом. Ведь, посмотрите на первые кадры фильма — он ссыльный. Он должен помогать деревенским жителям, а он сидит на одном месте и просто просиживает свое заключение. Он считает, что на войне он уже все, что надо было доказать стране доказал сполна, а после того, как с ним обошлись власти ему стало все равно, как сложится его дальнейшая судьба. Да и люди к нему относились как с собаке, кроме одной девушки, на защиты которой он сначала и встал. Но когда людям стала угрожать опасность он забыл про все обиды и лишения и стал рисковать своей жизнью ради их спасения. Настоящий ЧЕЛОВЕК!

    Конечно, нельзя не упомянуть героя Папанова. Он совершенная противоположность Лузге. Его тоже несправедливо осудили, но он надеется на то, что хоть когда-нибудь он снова встретится со своей семьей и берется за всякую работу, лишь бы побыстрее «отмотать срок», накопить благодарностей и вернуться к семье. Лузга, конечно, смотрит на него с сожалением и поражается, как такой взрослый человек может обладать такой детской наивностью, но Лузга не выговаривает ему ничего, потому что не хочет ранить человека, которого жизнь и так уже сознательно потрепала. Очень жаль, что для этого великого актера эта роль оказалась последней в жизни, даже озвучить не успел. Но, как говорил, по моему Сократ, или это говорилось в советском фильме Сократ: «Человек жив, пока его помнят. И пока его будут помнить, частицы его будут жить в сердцах других людей». А поскольку Папанов оставил после себя довольно внушительный багаж своих киноролей, то, следуя словам Сократа, он еще жив и будет жить долго…

    Итог: великолепный фильм! Десятибальной шкалы, в данном случае, не хватит.

    23 марта 2010 | 08:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    6-7 июля
    06.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 6-7 июля
    Даже кинематографисты из соцстран не были рады знакомству с Балуевым (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Загадочная история Бенджамина БаттонаThe Curious Case of Benjamin Button8.106
    216.Совершенный мирA Perfect World8.105
    217.История ХатикоHachikô monogatari8.102
    218.В диких условияхInto the Wild8.101
    219.Холодное лето пятьдесят третьего8.101
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.59%
    32.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.53%
    33.ВаркрафтWarcraft92.39%
    34.ДракулаDracula Untold92.34%
    35.ИнтервьюThe Interview92.15%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Домашнее видеоSex Tape6
    ПластикPlastic7
    Проклятый путьRoad to Perdition49
    ВыскочкаElection12
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.494
    ГераклHercules6.314
    Домашнее видеоSex Tape5.871
    Король сафариKhumba5.828
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.710
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры