всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга недалеко от Петрозаводска с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Один из немногих фильмов, который могу смотреть бесконечное число раз, и каждый раз не могу сдержать слёзы. Очень пронзительный фильм.

    1 августа 2006 | 10:09

    1987 год. Эпоха Горбачева, период перестройки и гласности. Сколько же за этот сравнительно небольшой промежуток времени в СССР сняли всякого рода ширпотреба! В прокат один за другим выходили глупые, нелепые, недоделанные, но зато смелые, и даже провокационные фильмы… Но, были, конечно же, среди этой общей массы и великие, своевременные и заслуживающие внимания картины, которые стоит смотреть и сегодня и которыми стоит гордиться. «Холодное лето пятьдесят третьего» — как раз один из таких фильмов.

    Действие этой картины, как понятно из названия, разворачивается в 1953 году  — время после смерти И. Сталина и признания Л. Берия врагом народа. Это время амнистирования всех заключенных — время страшное, противоречивое и чудовищно безбожное. По сюжету фильма нам показывается послевоенная жизнь некоторого села и на передний план выходят два персонажа — Лузга и Копалыч. Это люди с несчастной судьбой, признанные, совсем безосновательно, врагами народа, шпионами и социально опасными элементами. Но в реальности они оказываются образованными, интеллигентными людьми, в прошлом обладателями самых благородных профессий. Им противопоставляется шайка официально амнистированных уголовников, которые захватывают власть в этом селе. Далее основная сюжетная линия — это противостояние жителей села этим амнистированным уголовникам. Также в фильме много не основных, но очень важных и интересных сюжетных линий.

    Сюжет действительно очень интересный, и даже захватывающий. Ведь фильм, являя собой историческую (в рамках эпохи) драму, уместно включает в себя элементы жанров боевика, триллера и мелодрамы. Ко всему прочему «Холодное лето 53-го» можно назвать философским и высокоморальным фильмом. Ведь общие рассуждения главных героев о жизни, судьбе и власти очень грамотные и правильные. В фильме произносится множество важных и стоящих мыслей, особенно слова из уст Копалыча (Анатолий Папанов) не просто запоминаются, а въедаются в мозг своей откровенностью и искренностью. Ведь в этих словах столько смысла, столько правды и грусти, что смело можно сказать, что устами героя Анатолия Папанова в данном фильме говорит весь советский народ.

    К тому же в фильме затрагиваются извечные вопросы дружбы, веры, предательства, несправедливости и пр. Фильм трогает до глубины души, и не просто трогает, а заставляет задуматься над очень многим и действительно важным. Так что «Холодное лето 1953-го», правда, стоит увидеть каждому.

    Этот фильм стоит смотреть хотя бы из-за действительно великой актерской игры. «Холодное лето…" стал последней ролью великого советского актера, культовой фигуры 20 века — Анатолия Папанова. Ролью Копалыча он, безусловно, доказал свое мастерство и, что называется, поставил жирную точку в своей кинокарьере. Я бы даже назвал эту роль исповедью, ведь его жизнь и судьба во многом схожа с судьбой его экранного героя. В «Холодном лете…" Анатолий Дмитриевич играет очень чувственно, проникновенно и естественно, он в буквальном смысле живет на экране. Также восхищения заслуживает Валерий Приёмыхов, создающий очень яркий и харизматичный образ Лузги. Отдельно стоит похвалить Нину Усатову. Ведь в мире искусства самой сложной ролью принято считать роль человека, у которого поражен какой либо из органов чувств. Так Нина Усатова, играя немую женщину, блестяще справляется с этой непростой задачей, и за все время не произнося ни единого слова, выражает на своем лице массу самых разных эмоций. Спасибо великим актерам за их гениальные роли!

    Особенно хочется восхититься и потрясающим музыкальным сопровождением. Это просто шедевральная музыка, трогающая до глубины души и идеально подходящая под драматичный сюжет. После просмотра её хочется переслушать и оставить где-то в своем сердце. Пожалуй, это один из последних фильмов, в котором мы можем слушать настоящую Музыку.

    Знаете, после просмотра таких фильмов начинаешь гордиться нашим Кинематографом, несмотря ни на что любить свою страну и еще больше ценить свою жизнь. Я советую этот фильм к просмотру абсолютно всем людям, не зависимо от возраста, пола и предпочтений в кинематографе.

    Единственно возможная оценка -

    10 из 10


    P.S.: Как известно существует определенный перечень художественных произведений, обязательных для изучения в рамках среднего школьного образования. Так вот, я считаю, что было бы неплохо создать и некоторый список советских фильмов, обязательных для просмотра, среди которых обязательно и не в последних рядах должен быть фильм «Холодное лето пятьдесят третьего».

    21 апреля 2012 | 13:52

    Не думаю, что найдется человек, который ещё не видел этот фильм. Благо, его и в магазине на полках можно легко найти и по ТВ его показывают достаточно часто. Тем не менее попробую кое-какие мысли изложить. Возможно кто-то и прочтёт даже (хочется смайл в этом месте поставить)

    Вопреки, мнению, высказанному где-то выше, не думаю, что период, описанный в фильме — малоизвестный. Бериевская амнистия, когда весной 1953 года все, кроме некоторых политических, были отпущены из тюрем. Поскольку не все сидящие в них, были образцами культурного поведения, по соседним областям стали шастать различного рода криминальные элементы. Одна из таких групп забредает в прибрежную деревню, сгоняет всех жителей в один амбар, а двоих находящихся на территории политзаключенных просят похоронить убитого участкового…

    Фильм, о котором одновременно и хочется говорить много и не знаешь с чего начать. В первую очередь скажу, что у меня возникла чёткая параллель происходящей на экране обстановки, когда в воздухе витал «запах свободы» — умер такой противоречивый для многих Великий вождь Иосиф Виссарионович Сталин и у всех была надежда на новые времена, которые тогдашний народ представлял себе очень смутно. Аналогично, в то же время когда был снят фильм — 1987ой год, когда в СССР уже снималось совсем что-то невообразимое (фильмы Соловьёва я в расчет не беру — у меня с этим режиссером очень сложные отношения — я считаю, что его фильмы чудовищно и безнадежно устарели), в воздухе так же витал этот «запах перемен» и ощущение, что вот-вот — доживаем последние месяцы в этой эпохе.

    Атмосфера фильма создана блестяще! Александр Прошкин говорил в своём интервью по поводу этого фильма, что они чуть ли не поклялись с оператором, что ни одного солнечного кадра в фильме не будет. Ощущение какой-то безвозвратной утери у меня создаётся при просмотре этого фильма. Как мы потеряли полюбившегося героя Папанова (по трагическому стечению обстоятельств он не дожил даже до выхода фильма в эфир и умер ещё в процессе съёмок), так мы потеряли и сталинскую эпоху (кто бы как к ней не относился) и вообще советскую эпоху и всех актёров, которые исполняли основные роли — ни упомянутого Папанова, ни Приёмыхова, ни Степанова. Да и деревня, в которой снимался фильм через несколько лет полностью выгорела до последнего дома и полностью исчезла с карт. И всё это мы видим под гениальную музыку, которая пробирает просто до дрожи. Странные полярные ощущения одновременно и надежды на светлое будущее (что, должно быть, испытывали люди в том время) и полной безнадёги, когда и бандиты убиты и героев не осталось. За исключением персонажа Приёмыхова.

    Немного отступлю — пересмотр в голове сценария натолкнул меня на мысль, что существует в принципе по общей задумке сходный с «Холодным летом» сюжет — это «Крепкий орешек». Когда всех людей сгоняют в общее «стойло», захватчики держат их под охраной чтобы дождаться определенного момента. И здесь и там присутствует человек, который пытается как бы и помочь бандитам и одновременно не хочет оказаться им сочувствующим. Скорее всего случайность, но сценарий этого фильма был написан не в год съёмок фильма, а несколько раньше.

    В окончании скажу, что фильм обязателен к просмотру. Если вы хотите увидеть русский боевик с, извините, вестерновой в чем-то эстетикой. Если вам интересно погрузиться полностью в ТУ эпоху, и посредством музыки Евгения Мартынова в том числе, и испытать себя на прочность — то этот фильм для вас.

    9 из 10

    9 сентября 2012 | 19:41

    Этот остросюжетный фильм, снятый Александром Прошкиным в 1988 году, можно смело назвать последним, действительно интересным и захватывающим по своему сюжету фильмом, снятым на территории СССР (России). Увы, после этой ленты, наши режиссёры в лучшем случае снимают фильмы уровня «Сибирский цирюльник» (Михалков).

    Журнал «Советский экран», не зря признал ленту «Холодное лето пятьдесят третьего» лучшим фильмом 1989 года. Режиссер Александр Прошкин создал действительно интересный, остросюжетный фильм. 1953 год, умер Иосиф Сталин, и после смерти «Отца народов» в стране объявляется всеобщая амнистия. Участковый Манков (Виктор Степанов) участвует в облаве на уголовников, шестерым бандитам удалось уйти.

    Для замечательного советского актера Анатолия Папанова роль в этом фильме оказалась последней. Папанов, как и в других фильмах, где он снимался, сыграл на высшем уровне. Не уступает Папанову и Валерий Приёмыхов (лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году, за фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»). Очень жаль, что для обоих актеров этот фильм стал «лебединой песней». Папанов скончался вскоре после сьемок фильма, а Приёмыхов после этой картины снимался только во второсортных лентах. Но оба актера сумели «громко хлопнуть дверью». И Папанов и Приёмыхов создали персонажей, за которых действительно переживает зритель. Так же особенно хочется отметить замечательную музыку, написанную композитором Владимиром Мартыновым.

    Итог: Последний великий фильм, снятый в великой стране, и последняя роль великого актера.

    9 из 10

    7 июля 2012 | 22:34

    Жизнь целой страны в одном фильме. Жизнь целого народа уложилась в 102 минуты. Возможно такое? Конечно. И для этого не нужно миллионного бюджета и продюсеров. Нужен лишь хороший режиссер, простой сценарий, тандем блестящих актеров и история своей страны. И вот готов гениальный фильм.

    Валерий Приёмыхов — Лузга. Капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили. Ненавидящий нынешнюю власть. Он не считает нужным как-то работать в своей ссылке, страна отплатила за геройство чудовищной неблагодарностью. Все местные жители, кроме девушки, его презирают. Но именно он защищает деревню от банды уголовников, забыв все обиды.

    Валерий Приемыхов хотел сыграть офицерскую честь, и у него это получилось. Не потерять человеческое достоинство — вот главная проблема фильма и времени.

    Анатолий Папанов — Копалыч. Интеллигент. Бывший главный инженер, осужденный по доносу за шпионаж. Немного наивный. Хочет отработать свой срок, чтобы вернуться к семье и пожить по-человечески. Не получилось…

    Анатолий Папанов — человек-скала актерского мира. последняя роль, но какая!

    Они не сыграли, а прожили жизнь своих героев. Неравный поединок заканчивается победой, но какой ценой.

    Советская власть показана глазами обитателей глухой сибирской деревни. Нет лозунгов, пропаганды. Просто люди, живущие и выживающие в 1953 году, когда начинают происходить большие перемены…

    Особенно впечатлила финальная сцена с обалденной музыкой. Среди толпы выделяются неприметные люди, немного сгорбленные от тяжести отбывания срока, с маленькими чемоданчиками, которые были у каждого политзаключенного. Каждый из них герой, потому что пережил страшное время.

    Кто-то едет домой, а от кого-то остаются лишь очки, ведь суровая реальность не всем дает возможность вернуться.

    10 из 10

    4 декабря 2010 | 10:26

    Александр Прошкин, долгие годы работавший на ТВ и поставивший к этому времени многосерийного «Михайло Ломоносова», более чем успешно дебютировал с «Холодным летом…» в большом кино, сразу же завоевав «Нику» за лучший фильм года. Исходя из сюжетного расклада, ленту можно отнести к жанру вестерна, или «истерна» — специфической русской — его разновидности. Достижения нашего кино в этом «поджанре» смехотворны, но они есть и в основном относятся к 1960-1970-м годам.

    С известными натяжками это и «Никто не хотел умирать» (1965) литовца Витаутаса Жалакявичуса, и народный хит «Белое солнце пустыни» (1969) Владимира Мотыля, и культово-эстетский «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никиты Михалкова. Затем был продолжительный перерыв, во время которого штамповались исключительно высокоидейные истерны, жанрово позиционированные в советском прокате, как «героико-приключенческое кино».

    В них предлагались в основном истории из времён Гражданской войны, на фоне которой отважные комиссары уничтожали, иногда в одиночку, белые банды («Шестой», «Хлеб, золото и наган»…). Это кино выполняло определенную воспитательную роль, хотя и не имело художественной ценности. Деньги в казну возвращали исправно, да ещё и приносили прибыль. Поэтому под них хорошо выделялись средства из бюджета, и вплоть до Перестройки не было им конца…

    «Холодное лето 53-го» можно без натяжки отнести к достижениям жанра, границы которого он в то же время раздвигает, не в последнюю очередь нарушением временных стандартов. Вместо привычной Гражданской войны события тут разворачиваются в первом постсталинском году, сразу после известных событий, когда Берия, якобы, объявил амнистию уголовникам, которые толпами хлынули на волю из мест заключения.

    С одной из таких, на скорую руку организованных, «диких бригад» как раз и приходится вступить в поединок бывшему капитану разведки, а с некоторых пор политическому заключенному Сергею Басаргину по кличке Лузга, отбывающему срок в глухой деревеньке, затерянной среди сибирских лесов и озёр. Грамотные профессиональные действия и самообладание позволяют бывшему военному офицеру справиться с бандой вооруженных уголовников…

    Как видим — это просто образцовая сюжетная схема для вестерна. Надо отметить, что классический вестерн едва ли не самый канонизированный жанр: действие должно обязательно происходить на Диком Западе, в границах определенных штатов и в строго обозначенный исторический промежуток. Однако главное — мифологема вестерна (которую ранее успешно модернизировали японец Куросава и итальянец Леоне) — почти без зазора встраивается здесь в чуждый вроде бы социально-временной контекст.

    В эпоху «ангажированной гласности» некоторым нашим критикам фильм показался слишком правильным и патриотичным. А отступления от принятых канонов, в свою очередь, не были оценены по достоинству родоначальниками жанра — американцами, посчитавшими фильм гибридным образованием. Однако ни то, ни другое не помешало ему стать одним из последних по-настоящему народных фильмов советского кино.

    В год выхода «Холодное лето…» собрало в наших кинотеатрах почти 42 миллиона зрителей. Понятно, что бум видео, который начался как раз в конце 1980-х, подкосил кинопрокат. Страна распалась на 15 разных государств, начала перестраиваться экономика и изменился идейный курс… Но, почему-то всё время не покидает ощущение, что с кончиной СССР у нас просто разучились делать «народное кино». То самое, что собирало полные залы не одну-две стартовые недели, как сейчас, а по 2-3-4 месяца, а то и полгода.

    В 15-й раз пересматриваешь «Холодное лето…» и всё равно мурашки бегут по спине, когда Басаргин навскидку из винта ставит чёрную метку на лбу глумливого урки. Комок подступает к горлу, когда в последнем кадре прикуривает на улице у старика, тоже, поди, отмотавшего ни один десяток по прихоти товарища Сталина…

    Нет, сегодня у нас, определенно, так уже не умеют снимать…

    9 августа 2013 | 20:36

    « -Так хочется пожить…» (с)

    В годы Перестройки, когда в Советском Союзе наконец то настала эпоха всеобщей гласности, важнейшее из искусств получило возможность говорить на ранее запрещённые темы. Одной из которых была непопулярная тема политических репрессий периода культа личности товарища Сталина. Народ с интересом отреагировал на появление кино подобной тематики. Правда из дня сегодняшнего видно, что большинство тех «перестроечных» фильмов были низкого профессионального качества, представляя из себя по большей части отъявленную «чернуху». Но были среди них и несколько стоящих внимания и современного зрителя лент. На тему «сталинизма» тогда весьма жёстко высказались Кончаловский (в кооперации с американцами), Кара и Наумов. Уже после распада Советского Союза этой темы коснулись Герман-ст. и Михалков. Фильм последнего, как мы знаем принёс нашей родине Оскар (на сегодняшний день — последний)…Но помимо мэтров, снять качественный исторический фильм удалось молодому, только начинающему кинорежиссёру Александру Прошкину. До того телевизионный постановщик известный в основном по сериалам «Россия Молодая» и «Михайло Ломоносов» (современному зрителю знаком по экранизации «Доктора Живаго» с Олегом Меньшиковым), дебютировал в полнометражном кино. Поставленное им «Холодное Лето 53 — его», получилось не только боевиком на тему сталинских лагерей, но в целом замечательным фильмом — крепкой исторической социальной драмой, снятой в духе популярных в советское время вестернов. Только в отличии от лучших образцов так называемого «истерна» («Неуловимые Мстители», «Белое Солнце Пустыни» и «Свой Среди Чужих…»), переместив героев из времён Гражданской Войны в послевоенные годы — финал сталинской эпохи…

    Написанный Эдгаром Дубровским сценарий рассказывал напряжённую историю противостояния нескольких жителей отдалённой сибирской деревеньки и нагрянувших в те места амнистированных уркаганов. Время действия — лето 53 -его, когда после смерти Вождя, его приемник Берия желая добиться расположения народа объявил всеобщую амнистию, и из лагерей вышли тысячи заключённых, среди которых были не только политические но и опасные преступники. Сценарий у фильма написан просто мастерски. Чётко прописанные персонажи, каждый из которых отдельно существующая, самостоятельная личность. Грамотно построенный костяк сюжета, с плавным переходом от социально — бытовых проблем эпохи к дракам, погоням и перестрелкам. Не смотря на обилие последних, экшен не самоцель картины, поэтому запоминается вовсе не приключенческая составляющая ленты, а сам драматичный сюжет и его центральные герои. Это — бывшие политзаключённые «Копалыч» (Анатолий Папанов) и «Лузга» (Валерий Приёмыхов), незадолго до этого вышедшие на свободу, но имеющие ещё несколько лет вольного поселения в этих краях. Первый — пожилой интеллигент, в прошлом инженер и директор крупного завода Николай Старобогатов, арестованный ещё до войны и обвинённый в шпионаже в пользу Англии. Второй — средних лет мужчина Сергей Басаргин — бывший капитан разведки, которому не повезло выбраться из немецкого плена одному — был обвинён в измене Родине и отправлен в лагерь. Прочие персонажи: участковый милиционер Манков (Виктор Степанов), капитан рейда Фадеич (Владимир Кашпур), местный уполномоченный Зотов (Юрий Кузнецов), глухонемая Лидия Матвеевна (Нина Усатова) и её дочка Шура (молодая Зоя Буряк). Самыми фактурными из них, пожалуй вышли капитан рейда (запомнился эпизод, когда он бесстрашно вышел на встречу шагавшим в его сторону бандитам и уверенно сказал в рупор «-Не сметь заходить на государственную пристань!»), и мент -фронтовик в исполнении колоритного как всегда «Ермака» Виктора Степанова. Сцена бандитской расправы над которым снята довольно жестоко и вызывает сильные душевные эмоции.

    Но ведущие роли здесь у Папанова и Приёмыхова. Они настолько органично вписались в своих героев, что сложно представить на их месте кого то другого. А ведь изначально Прошкин рассчитывал на то, что «Копалыча» сыграет Вацлав Дворжецкий. Настолько попал в предлагаемый образ великий советский актёр Анатолий Дмитриевич Папанов, что своей игрой вызывает противоположные эмоции — от комедийных до драматических. Осуждённый интеллигент в его исполнении получился ярким и запоминающимся героем. Спокойный и неторопливый, рассудительный и тихий. Но в тоже время смелый и готовый постоять за слабых, ищущий справедливости человек. Его история вероятно типична для всех репрессированных до войны граждан Советского Союза — узнав о скором аресте, Старобогатов посылает весточку жене, что бы та вместе с сыном — заканчивающим школу молодым человеком, от него отказалась, дабы избежать его участи. И с тех пор он не получал от семьи не каких вестей, и лишь успокаивал себя мыслями о том, что жена поступила как он велел и сейчас с ними всё хорошо. Правда судьбу сына он не знал, так как тот мог погибнуть в военные годы… Каким запоминающимся получился его монолог, в котором Старобогатов говорит Сергею о том, что хочет ещё нормально пожить и поработать на благо Родины. А так же тот, в котором старик берёт ружьё со словами « -Мы должны покончить с этой сволочью!», и вместе с Басаргиным вступает в неравный бой с уголовниками. Который ему, увы, не суждено будет пережить…

    Банду амнистированных сыграли колоритные мордовороты, среди которых был Виктор Косых (памятный по роли «неуловимого» Даньки) — в роли уголовника по кличке «Шуруп». Их вожака — вора в законе «Борона», сыграл безупречный в подобных ролях Владимир Головин. Бандиты показаны такими какими они бывают в реальной жизни — разношерстными, отчаянными и жестокими субъектами. Правда у некоторых есть своя философия, как например у «Борона», который высказывается против советской власти и спорит с госслужащим Фадеичем, а так же не даёт своим отморозкам по чём зря убивать местных. Но всё же — бандиты это — бандиты. Картина чётко отделяет положительных и отрицательных героев.

    Сценарий картины показывает актуальную для России ситуацию, когда ошибки Кремлёвских деятелей расхлёбывать приходится простому народу далёкому от государственной политики и подковёрных игр крупных чиновников. Режиссура уверенна и профессиональна. Операторская работа Бориса Брожовского может чересчур проста, но это кажется только благодаря просмотру сотен американских экшен картин. Для советского мейнстрима «Холодное Лето…» — было образцовым боевиком. Музыкальное сопровождение фильма, написанное композитором Владимиром Мартыновым вышло тревожным, грустным и аутентичным данному ретро — стилю (так же запомнилась песенка «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна.»)…

    Роль «Копалыча» стала последней для Анатолия Дмитриевича Папанова, памяти которого он и посвящается. Великий актёр не сумел завершить работу над ролью, и часть его реплик озвучил мастер дубляжа Игорь Ефимов. Для Валерия Приёмыхова «Холодное Лето…» стало прорывным фильмом в карьере, и определило его амплуа — актёра остросоциальных, «проблемных» картин. Фильм так же стал лучшим в фильмографии Александра Прошкина, в последствии не создавшего нечего столь же по восприятию мощного.

    10 из 10

    13 мая 2015 | 05:53

    Очень непростой лично для меня фильм. Какой-то даже необычный по восприятию. В нём отражена отдельная эпоха жизни нашей страны. Очень нелёгкой, не сладкой и не простой жизни. В малом отражено большое — эти слова являются очень подходящими для данного фильма — «бьют в самую точку». Через маленькую глухую деревню отображена жизнь такой огромной страны, коим являлся Союз Советских Социалистических Республик. Каждая деталь «малого» там неразрывно связана и отображает такое общее большое.

    Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Жизнь там течёт своей размеренностью и обыденностью. Также в эту глухую деревню были сосланы и «враги народа», в общем-то, «маленькие» люди, оказавшиеся именно такими «винтиками» в жерновах огромной тоталитарной машины. Брюзга и Копалыч как-бы растворились среди в общем-то серой массы жителей этой деревушки.

    Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики» Брюзга и Копалыч, они способны действовать, так-как являются Личностями, несмотря ни на что они остались Людьми, и именно Людьми, как-бы иначе не считала всепоглощающая тоталитарная власть. Они демонстрируют героизм, стойкость и мужество. Но что самое главное, они раскрываются как люди с собственной судьбой, хоть и поломанной, собственной жизнью, которая также неразрывно связана с жизнью и событиями целой большой страны. Очень трогательный момент, когда реабилитированный Брюзга находит родных погибшего Копалыча, чтобы известить их о его судьбе.

    Отдельный и очень яркий по крайней мере для меня эпизод фильма — убийство уголовниками милиционера. В белой рубашке, в крови, лежащего на крыльце… очень сильный момент. Также ещё есть и персонаж-противоположность Брюзге и Копалычу, хозяин дома, где поселились уголовники. Типичный трус, который боится.

    В этом фильме нет ничего оторванного и постороннего — всё взаимосвязано между собой: глухая деревня с целой страной, «винтики»-их судьбы с деревней и точно также целой страной — с целой эпохой. А что самое главное, «маленький» человек не может быть «маленьким», если он является Личностью, кто бы и как иначе не считал и к нему не относился. Замечательный фильм!

    24 марта 2012 | 04:36

    Жестокий и драматический фильм режиссёра Александра Прошкина, снятый в 1987 году, уже на закате Советской власти, безусловно, является «лебединой песней» не только Советского кино, но и замечательного актера Анатолия Папанова, для которого, роль политического ссыльного Копалыча, стала последней в карьере.

    Действие фильма происходит летом 1953 года, когда, после смерти Иосифа Сталина, выходит приказ об освобождение уголовников. Несколько бывших убийц и насильников, попадают в Богом забытую деревню за Полярным Кругом. Убив местного участкового, они начинают расправу над мирными жителями. Единственными людьми, кто может остановить преступников, становятся, политические заключенные — Лузга (Валерий Приёмыхов, номинация на премию «Ника» за лучшую мужскую роль) и Копалыч (Анатолий Папанов). Лузга и Копалыч смогли спасти людей от бандитов, но плата за эту победу оказалась очень высокой…

    Помимо замечательной игры актеров (Папанов, Приёмыхов, Кузнецов, Степанов), в фильме звучит потрясающая музыка композитора Мартынова. Увы, эта лента, стала последней для великого Папанова, Валерий Приёмыхов, после этого фильма, не сыграл больше ни одной значимой роли в кино. Но в этой картине, актеры как будто видели, что это их последний выход. И они сделали все, что бы этот фильм стал вехой в нашем кинематографе. И он стал таким.

    Итог: жестокий и драматический сюжет, блистательная игра актеров, замечательное музыкальное сопровождение, все это делает ленту Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего» одной из лучших лент Советского кинематографа.

    9 из 10

    13 июня 2013 | 22:50

    Очень сильный фильм, заставляющий любого хоть капельку задуматься над своей историей. Очень сильные актеры, создавшие убедительные образы тех людей, что столкнулись с чудовищной несправедливостью и вынужденные — ибо другого выбора нет -мириться с этим, но при этом остающихся честными и не изменяющих своей собственной совести.

    Музыка в фильме невероятно красивая и запоминающаяся. Она настолько точно по своему настроению совпадает с рассказываемой историей, что перестает быть обычным музыкальным оформлением. Она становится почти главным элементом в этом фильме, благодаря которому зритель не только верит тем событиям, что он видит на экране, но и пропускает все это через себя. Именно музыка словно «вскрывает» эту историю и выводит на поверхность весь смысл и сущность этого фильма.

    После просмотра этого фильма я была под большим впечатлением. Я считаю, что это самый лучший фильм России. Так реально показана жизнь простых людей. Кто то боится, кто-то верит что власть их защитит, а кто -то защищает свою жизнь. Прекрасная игра артистов, особенно хотелось бы отметить Валерия Приёмыхова. Настоящий офицер, об которого власть вытерла ноги, который практически все потерял, кроме чести и не смотря на это он встает на защиту деревни. Фактически он продолжает защищать Родину, не власть, а именно Родину.

    13 апреля 2015 | 17:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 297 руб.
    подробнее

    Новости


    6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    6-7 июля
    05.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 6-7 июля
    Даже кинематографисты из соцстран не были рады знакомству с Балуевым (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World30 900 000
    2.ГоловоломкаInside Out30 105 000
    3.Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys28 700 000
    4.Супер Майк XXLMagic Mike XXL11 600 000
    5.Третий лишний 2Ted 211 000 000
    03.07 — 05.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    160.Пираты Карибского моря: Сундук мертвецаPirates of the Caribbean: Dead Man's Chest8.168
    161.Тренер КартерCoach Carter8.166
    162.ИсчезнувшаяGone Girl8.165
    163.12 стульев8.165
    164.Октябрьское небоOctober Sky8.165
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Кредо убийцыAssassin's Creed94.58%
    22.ЭверестEverest94.55%
    23.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets94.52%
    24.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.37%
    25.ДэдпулDeadpool94.30%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Улицы в огнеStreets of Fire8
    ПомпеиPompeii156
    Отель «Гранд Будапешт»The Grand Budapest Hotel244
    Шлагбаум4
    Смертельное оружие 2Lethal Weapon 221
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator Genisys6.905
    Третий лишний 2Ted 26.335
    ГоловоломкаInside Out8.461
    Мир Юрского периодаJurassic World7.153
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.620
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    премьеры