всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга недалеко от Петрозаводска с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Ответственность за воспитание человеческой души берет на себя семья. А на семейный ситуативный вектор, как правило — действует государственная (где устой силен на уровне эмбрионно-фаталистической сферы) механическая машина. И если эта машина настроена на покорение власти над материальными фактурами, то общество будет атаковано создаваемыми волнами того самого (покрытого плесенью) механизма. И лишь сильным и мудрым индивидам удастся уберечь души своих близких людей.

    Режиссура.

    Александр Прошкин при кастинге актеров не стал ориентироваться или ориентировался не совсем концетрированно на громкие имена и театральный талант оппонентов. Он искал тех, кто гипотетически прошел антидиссидентизм политической установки. Тех, кто пережил ту эпоху, пусть и косвенно, но при этом натурально и без отсутствия лицемерия.

    Так же Прошкин просто на просто взял идиосинкразию реалистичности и нагло и бескомпромиссно ее поджег — а именно наделил съемочные площадки таким оглушительным реализмом, что сама структура реализма нашей жизни выглядит лживой в сравнении с той, что живет в его картине.

    Благодаря всему этому я пронесся сквозь временные плиты и оказался там… в 53-м.

    Монтаж Елены Михайловой.

    Про «Мелкий» монтаж я здесь много не смогу написать — обычная добросовестная работа. А вот про «Крупный» монтаж — тут можно смело скинуться всей страной деньгами, цветами и добрыми словами и отдать это всем тем, кто работал в монтажной комнате. Дело в том, что сама сценарная структура истории сплетена монтажной склейкой таким образом, что грани между сюжетными строками остались почти незаметными и более того — приобрели совершенную тоновую профилировочную окантовку — из-за чего история смотрится цельно и благородно. Всей монтажной бригаде от души выражаю благодарность за их труд.

    Сценарий Эдгара Дубровского.

    Конечно же с первых кадров чувствуется письмо мастера. Эдгар пошел по правильному вектору, выбрав для объема проблемы маленькую деревню, которая лишь получала поток конгруэнтного эха тех слагаемых, исходящей от механической политической системы. Таким методом Эдгар передал на бумаге всю аддикциозность проблем той эпохи.

    Музыкальное оформление Владимира Мартынова.

    Конечно ни для кого не секрет, что саунд напоминает произведение Вангелиса к фильму «1492: Завоевание рая». Но только лишь напоминает и не больше. Сам мотив схож только затактовым вступлением первых четырех нот. Дальше мотивизация фразы идет по своему самостоятельному пути. И кстати — Вангелис написал свою композицию на 4,5 года позже, что делает работу Мартынова первоисточником подобного музыкального настроения.

    Музыка будто сходит с небес проливным дождем, призма которого отражает весь набор драматичной субстанции, а потом тихим ветром проникает в глаза человеческие и находит те нити, с помощью которых просит слезы выйти на прогулку.

    Актерские работы.

    Валерий Приёмыхов. Идеально перенес на экран свою натуру и все характерные для своего персонажа «естественности».

    Анатолий Папанов. Последняя роль, в которой ему удалось словно исповедоваться перед зрителем.

    Виктор Степанов. Милиционер, который ногой отмахнул судьбоносную записку, адресованную, наверное, всей деревне. Справедливый, непоколебимый с человеческой подлостью — каким и должен быть обычный милиционер.

    Юрий Кузнецов, Нина Усатова — все отдали частичку своих душ и конечно же вывернули весь свой опыт театральной игры перед режиссером на весь оборот своих возможностей.

    Уголовники: Владимир Головин, Андрей Дударенко и Алексей Колесник — тут у меня нет слов. Все жили в квинтэссенции с историей своих персон настолько гипер мощно, что голова моя сдавливалась от накала их игры.

    Финал у картины потрясающий: Человек растворяется с теми, кто пережил больше или меньше волнений той трагической судьбы, что выпало на их долю.

    Может быть и прав тот, у кого рыба, но мы то с Вами знаем, что на подобном поле боя нет правых. И порой, чтобы нам крикнуть в сторону закона свою речь о правах — мы будем немы и нас с Вами никто не услышит, как и глухонемую героиню фильма Лидию Матвеевну. Вот тогда-то и нужно будет найти другой путь. Какой? Загляните себе в душу и Вы найдете его…

    19 июля 2011 | 16:11

    Фильм, снятый в год моего рождения, который я посмотрел спустя ровно полвека после описываемых событий.

    Не буду много говорить о сюжете, чтобы не отбить охоту у тех, кто еще не смотрел, а для тех, кто уже смотрел, я вряд ли скажу что-то новое. Скажу лишь то, что он на уровне долларовой трилогии Серджио Леоне и «Семи самураев» Акиры Куросавы. С обоснованным пафосом, но с поправкой на исторические события и свойственный нам фатализм. Наш герой не смотрит с надеждой на рассвет и уходит он не в закат. Прикурив у прохожего, он уходит в пустоту по серому осеннему парку, шагая по ковру из опавшей листвы, обходя наивных детей, равнодушных обывателей и транспаранты, где написано золотом по красному…

    Не буду я говорить и о том, что это фильм про ушедшую эпоху, где были жестокие правители, коварные бандиты, беспринципные карьеристы и униженные, но благородные герои. Эпоха та же самая, её просто не освещают такие маяки как Анатолий Папанов. Контраста стало меньше, вот многим серым мышкам и кажется, что жить стало лучше и веселей. Когда кажется, то можно попробовать перекрестится. Некоторым помогает.

    Это фильм о одиночестве человека, который стремится к какой-то высшей, нематериальной цели. Ведь, как сказали классики, «незаурядный человек хочет оставить по себе мир иным, нежели тот, в который он явился, — лучшим, обогащённым его собственным творчеством. Для этого он готов пожертвовать большей частью радостей или даже всеми радостями, которыми наслаждается человек заурядный.»

    10 из 10

    28 июля 2013 | 06:08

    В исторической правдоподобности подобным событиям не откажешь. Весной 1953 умирает товарищ Сталин. Среди партийной верхушки начинается некая паника, борьба за власть усилилась до предела и вошла в кульминацию. Кто самый хитрый, ловкий и жестокий — тот и победит в этой борьбе. Но нужно же очистить свое имя от всех грехов божьих и явиться народу чистым и неповинным. Такими хотят быть Берия, Хрущев и многие другие. Те, кто стоял с самим Сталиным плечо-о-плечо многие годы, те, кто вершил с ним великие и плохие дела, теперь ярые его ненавистники. И начинается так называемое развенчание «культа личности Сталина». И для начала под амнистию выпускают всех многих заключенных: бандитов, воров, рецидивистов. Сидело в тюрьме много неповинных людей и интелегенции.

    Но уж точно не они после амнистии пришли грабить и насиловать в деревню. После амнистии моментально возрос уровень преступности по всему союзу. И «Холодное лето пятьдесят третьего» — это история одной такой деревни, которая пострадала от сбежавших заключенных. Жила-была деревня и горя не знала. А теперь… Как спастись от бандитов? Как выжить в таких условиях простым незащищенным людям?

    Но земля русская всегда славилась своими мужественными, храбрыми сынами, добрыми, честными и смелыми людьми. Зло и преступления должно быть наказано! И оно будет наказано. Но вот какой ценою…

    6 января 2010 | 14:35

    Это фильм о сломанных, но не сломленных, о том как и когда проявляется истинная сущность человека.

    Иногда приходится выбирать между тем, что легко и тем, что правильно. Подобный выбор пришлось сделать политзаключенным Лузге и Копалычу. Оба могли уйти, спокойно доживать отпущенные им дни. И никто не хотел умирать, но есть такая профессия — Родину защищать, не ту, которая тебе всю жизнь искалечила, а ту которая состоит из таких вот Шур, Манковых, Зотовых и Лидий…

    Вообще, фильм заставляет задуматься очень о многом, но мне хотелось бы упомянуть очень символичную финальную сцену, где герой Приемыхова подкуривает у седовласого старца, ведь в душе Басаргин и есть старик, который не понимает и не поймет новое поколение.

    Да, времена меняются, но человек всегда должен оставаться Человеком!

    24 апреля 2011 | 01:42

    Игра актеров, музыка-все это верно. Хотел бы сказать несколько слов о смысле фильма, каким он мне видится.

    Люди, об которых вытирали ноги, оказались на высоте моральной. Но такой смысл присутствует во многих фильмах. А этот уникален тем, что связан с нашей Родиной. Вспомните начало фильма — военные в лодке поют песню: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна…» Мне кажется, что именно в этой фразе заложен смысл этого фильма-несмотря на все кошмары, мы любим свою страну, и она дорога нам такая, какая она есть. И наша уникальность в этом, наша любовь к ней… То, о чем мы не кричим на каждом шагу, то, что такие люди как двое главных героя, никогда не будут никому говорить, в них нет места бессмысленному пафосу. Но видно, что они отдадут за свою Родину все.

    Нужно наверное еще сказать фразу, которая не должна показаться банальной — на этих людях держится наша страна.

    19 января 2009 | 01:15

    Фильм конечно снят хорошо, игра актёров на высоте. Но к сожалению именно такое, достойное в художественном плане кино, «перекручивает» исторические факты и оставляет неверное представление об исторической эпохе.

    С удивлением прочитал на сайте в разделе «Знаете ли вы, что..» следующее: «27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников». Откуда взята эта информация? Из вышеназванного указа? Так не было такого там. Его никто просто не удосужился прочитать, и миф «перестроечного» времени засел у всех в голове.

    Считаю необходимым привести выдержку из указа:

    «Президиум Верховного Совета СССР считает, что в этих условиях не вызывается необходимостью дальнейшее содержание в местах заключения лиц, совершивших преступления, не представляющие большой опасности для государства, и своим добросовестным отношением к труду доказавших, что они могут вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами общества.

    Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

    1. Освободить из мест заключения и от других мер наказания, не связанных с лишением свободы, лиц, осужденных на срок до 5 лет включительно.

    2. Освободить из мест заключения осужденных, независимо от срока наказания, за должностные и хозяйственные преступления, а также за воинские преступления, предусмотренные ст. ст. 1934 п. «а», 1937, 1938, 19310, 19310 «а», 19314, 19315, 19316 и 19317 п. «а» Уголовного Кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик…

    7. Не применять амнистии к лицам, осужденным на срок более 5 лет за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство…»

    Я думаю пояснять не надо. Есть и другие исторические неточности в фильме (неточности ли? или совершенно осмысленная тенденциозность?), но писать о них не хочется.

    Фильм достоин просмотра, но при этом не следует его воспринимать как исторический документ того неоднозначного времени…

    15 сентября 2012 | 14:28

    Жизнь целой страны в одном фильме. Жизнь целого народа уложилась в 102 минуты. Возможно такое? Конечно. И для этого не нужно миллионного бюджета и продюсеров. Нужен лишь хороший режиссер, простой сценарий, тандем блестящих актеров и история своей страны. И вот готов гениальный фильм.

    Валерий Приёмыхов — Лузга. Капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили. Ненавидящий нынешнюю власть. Он не считает нужным как-то работать в своей ссылке, страна отплатила за геройство чудовищной неблагодарностью. Все местные жители, кроме девушки, его презирают. Но именно он защищает деревню от банды уголовников, забыв все обиды.

    Валерий Приемыхов хотел сыграть офицерскую честь, и у него это получилось. Не потерять человеческое достоинство — вот главная проблема фильма и времени.

    Анатолий Папанов — Копалыч. Интеллигент. Бывший главный инженер, осужденный по доносу за шпионаж. Немного наивный. Хочет отработать свой срок, чтобы вернуться к семье и пожить по-человечески. Не получилось…

    Анатолий Папанов — человек-скала актерского мира. последняя роль, но какая!

    Они не сыграли, а прожили жизнь своих героев. Неравный поединок заканчивается победой, но какой ценой.

    Советская власть показана глазами обитателей глухой сибирской деревни. Нет лозунгов, пропаганды. Просто люди, живущие и выживающие в 1953 году, когда начинают происходить большие перемены…

    Особенно впечатлила финальная сцена с обалденной музыкой. Среди толпы выделяются неприметные люди, немного сгорбленные от тяжести отбывания срока, с маленькими чемоданчиками, которые были у каждого политзаключенного. Каждый из них герой, потому что пережил страшное время.

    Кто-то едет домой, а от кого-то остаются лишь очки, ведь суровая реальность не всем дает возможность вернуться.

    10 из 10

    4 декабря 2010 | 10:26

    Не думаю, что найдется человек, который ещё не видел этот фильм. Благо, его и в магазине на полках можно легко найти и по ТВ его показывают достаточно часто. Тем не менее попробую кое-какие мысли изложить. Возможно кто-то и прочтёт даже (хочется смайл в этом месте поставить)

    Вопреки, мнению, высказанному где-то выше, не думаю, что период, описанный в фильме — малоизвестный. Бериевская амнистия, когда весной 1953 года все, кроме некоторых политических, были отпущены из тюрем. Поскольку не все сидящие в них, были образцами культурного поведения, по соседним областям стали шастать различного рода криминальные элементы. Одна из таких групп забредает в прибрежную деревню, сгоняет всех жителей в один амбар, а двоих находящихся на территории политзаключенных просят похоронить убитого участкового…

    Фильм, о котором одновременно и хочется говорить много и не знаешь с чего начать. В первую очередь скажу, что у меня возникла чёткая параллель происходящей на экране обстановки, когда в воздухе витал «запах свободы» — умер такой противоречивый для многих Великий вождь Иосиф Виссарионович Сталин и у всех была надежда на новые времена, которые тогдашний народ представлял себе очень смутно. Аналогично, в то же время когда был снят фильм — 1987ой год, когда в СССР уже снималось совсем что-то невообразимое (фильмы Соловьёва я в расчет не беру — у меня с этим режиссером очень сложные отношения — я считаю, что его фильмы чудовищно и безнадежно устарели), в воздухе так же витал этот «запах перемен» и ощущение, что вот-вот — доживаем последние месяцы в этой эпохе.

    Атмосфера фильма создана блестяще! Александр Прошкин говорил в своём интервью по поводу этого фильма, что они чуть ли не поклялись с оператором, что ни одного солнечного кадра в фильме не будет. Ощущение какой-то безвозвратной утери у меня создаётся при просмотре этого фильма. Как мы потеряли полюбившегося героя Папанова (по трагическому стечению обстоятельств он не дожил даже до выхода фильма в эфир и умер ещё в процессе съёмок), так мы потеряли и сталинскую эпоху (кто бы как к ней не относился) и вообще советскую эпоху и всех актёров, которые исполняли основные роли — ни упомянутого Папанова, ни Приёмыхова, ни Степанова. Да и деревня, в которой снимался фильм через несколько лет полностью выгорела до последнего дома и полностью исчезла с карт. И всё это мы видим под гениальную музыку, которая пробирает просто до дрожи. Странные полярные ощущения одновременно и надежды на светлое будущее (что, должно быть, испытывали люди в том время) и полной безнадёги, когда и бандиты убиты и героев не осталось. За исключением персонажа Приёмыхова.

    Немного отступлю — пересмотр в голове сценария натолкнул меня на мысль, что существует в принципе по общей задумке сходный с «Холодным летом» сюжет — это «Крепкий орешек». Когда всех людей сгоняют в общее «стойло», захватчики держат их под охраной чтобы дождаться определенного момента. И здесь и там присутствует человек, который пытается как бы и помочь бандитам и одновременно не хочет оказаться им сочувствующим. Скорее всего случайность, но сценарий этого фильма был написан не в год съёмок фильма, а несколько раньше.

    В окончании скажу, что фильм обязателен к просмотру. Если вы хотите увидеть русский боевик с, извините, вестерновой в чем-то эстетикой. Если вам интересно погрузиться полностью в ТУ эпоху, и посредством музыки Евгения Мартынова в том числе, и испытать себя на прочность — то этот фильм для вас.

    9 из 10

    9 сентября 2012 | 19:41

    Отличный фильм. Я его раз 10 посмотрел. В фильме показана реальная действительность, без преувеличений и преуменьшений.

    12 июня 2006 | 23:42

    При всеобщей доступности фильмов не трудно будет сотню назвать шедеврами. Каждому. Под всеми не подпишешься, увы. Но для меня этот фильм особенный. Мне пришлось пройти афганскую войну (извините), и эта работа, смело скажу — самый точный фильм о том состоянии, которое я приобрел там, на родной чужбине. Есть «Нога», «Груз 300»… Но этот — любимый. Очень часто «Холодное лето» меня выручает, когда внутри тяжело. Вроде бы вообще должно прибить, — но нет… Ставлю — и Эта голая правда нашей нескончаемой, неизменно притворной и дурнопахнущей реальности, сопереживает с моим внутренним состоянием. Она часть меня. Конечно, минус просмотра есть — неприятность кома у горла, обязательно придётся прослезиться в конце, а как иначе? (хоть сто раз смотри) — но вот вроде душе полегче. Также как песня Розенбаума, совсем не афганская «Лесосплав» (Переломанный буреломами..) Я её два года и один день бубнил в этой чёртовой тюрьме. Понимаете, к чему я? Сюжет не так важен, как состояние, созданное художником. Здесь «десятка». В этом фильме состояние всех нас, любых и разных — если копнуть поглубже… Конечно, это только моё личное, но вот, сказал.

    14 ноября 2013 | 09:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    6-7 июля
    06.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 6-7 июля
    Даже кинематографисты из соцстран не были рады знакомству с Балуевым (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Скорый «Москва-Россия»82 459 240
    2.Реальная белкаThe Nut Job68 454 368
    3.ДивергентDivergent48 362 188
    4.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier34 532 969
    5.СаботажSabotage29 871 740
    17.04 — 20.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 545 426435 601
    Деньги384 650 042 руб.115 402 066
    Цена билета248,90 руб.3,52
    17.04 — 20.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Девчата8.234
    121.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.233
    122.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.230
    123.АфераThe Sting8.226
    124.Брат8.221
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Кредо убийцыAssassin's Creed94.69%
    7.ИсходExodus: Gods and Kings94.69%
    8.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy94.69%
    9.Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past94.59%
    10.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.56%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Воровка книгThe Book Thief48
    Сталинград430
    ТуманThe Fog28
    Потерянная комнатаThe Lost Room49
    Тайное влечениеAdore32
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job5.971
    Скорый «Москва-Россия»4.658
    ДивергентDivergent7.226
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.650
    СаботажSabotage5.764
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past22.05
    премьеры