всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга недалеко от Петрозаводска с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Первый раз я посмотрел этот фильм в кинотеатре. В советское время. На меня маленького человечка этот фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. До этого не припомню чтобы я смотрел до того откровенный и жесткий фильм. Фильм заставил задуматься. После просмотра я изменился. Я вырос.

    Фильм обладает весьма хлесткими и жесткими диалогами. Их не так много. Они до того четкие и емкие что невольно запоминаются благодаря прекрасным актерам их произносящим. Остальное дополняет музыка. Она с самого начала настраивает на серьезный лад. В середине она помогает сопереживать. В конце она просто поднимает и заставляет стоять и молчать. И думать. Это и есть главное предназначение качественного фильма.

    9 из 10

    4 мая 2010 | 17:18

    После просмотра этого фильма я был под большим впечатлением. Я считаю, что это самый лучший фильм России. Так реально показана жизнь простых людей. Кто то боится, кто-то верит что власть их защитит, а кто -то защищает свою жизнь. Прекрасная игра артистов, особенно хотелось бы отметить Валерия Приёмыхова. Настоящий офицер, об которого власть вытерла ноги, который практически все потерял, кроме чести и не смотря на это он встает на защиту деревни. Фактически он продолжает защищать Родину, не власть, а именно Родину. Хотелось бы верить что у нас в стране много таких людей как «Копалыч» и «Лузга». На них и держится Россия.

    10 из 10

    11 октября 2011 | 17:29

    Трудно оценивать работу людей, приносящую плоды подобные такому фильму. Сценарист не придумывает и не ищет, потому что жизнь такая. Актёры не играют… Папанов работает, Кашпур боится, Приемыхов бьется, Кузнецов заискивает, Буряк радуется, Степанов морщит лоб…

    Риторический вопрос «Что дала тебя твоя власть?» звучит как-то парадоксально неинтересно. Потому что всего лишь хочется жить… Выжить в этой ужасной и обволакивающей атмосфере безнадёжно и безвинно упущенного времени.

    10 из 10

    22 июля 2008 | 17:30

    «Холодное лето пятьдесят третьего» я решил посмотреть ввиду того, что наш университетский преподаватель граждановедения порекомендовал его всей нашей группы, как великолепнейшую кинокартину, «которая перевернёт ваше мировоззрение». Правда, никакое мировоззрение не перевернулось, но фильм действительно оказался очень интересным. Что ни говори, в картине блестящая актёрская игра, работа композитора и режиссёра. В общем, потраченного времени ни чуть жалко. Однако при этом хочу особо заметить, что «Холодное лето…» фильм исторически недостоверен и имеет не слишком заметную, но явную антисоветскую направленность. Почему «не слишком заметную»? Просто в кинокартине нету никаких наездов на сам Советский строй, только этакие намёки на злодейскую сущность Сталина, Берии и карательных органов. А по моему, всё-таки подобные наезды на человека, 30 лет правившего СССР есть именно антисоветизм. Притом в жёсткой форме.

    Но вернёмся к исторической недостоверности. Во-первых, бериевская амнистия де-юре не предусматривала освобождение столь матёрых рецидивистов, какие показаны в фильме. Всем известное усиление же кримоногенной обстановки в стране объясняется в первую очередь тем, что амнистированная молодая шпана похватала на зоне блатные замашки. И уж тем более, амнистия не играла никакой роли в кремлёвских интригах. Во-вторых, что более существенно, судьба главного героя капитана Лузгина вообще нереальна — по сюжету выходит, что ему за один (!) лень немецкого плена дали целых 8 лет лагерей! Такого не бывало. Не верящим в это хочу посоветовать ознакомится с биографией Героя Советского Союза Сергея Прокофьевича Лисина. Лисин просидел во вражеском плену не один день, а почти два года и после освобождения мало того, что его даже в тюрьму не посадили, так он ещё успешно продолжил свою службу во флоте. В отставку вышел только в 1970. Что поделать, антисоветчики они такие — с факты они дружат мало, предпочитая включать свою богатую фантазию, с помощью которой чего только не напридумывают.

    9 из 10

    7 августа 2013 | 13:31

    Очень непростой лично для меня фильм. Какой-то даже необычный по восприятию. В нём отражена отдельная эпоха жизни нашей страны. Очень нелёгкой, не сладкой и не простой жизни. В малом отражено большое — эти слова являются очень подходящими для данного фильма — «бьют в самую точку». Через маленькую глухую деревню отображена жизнь такой огромной страны, коим являлся Союз Советских Социалистических Республик. Каждая деталь «малого» там неразрывно связана и отображает такое общее большое.

    Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Жизнь там течёт своей размеренностью и обыденностью. Также в эту глухую деревню были сосланы и «враги народа», в общем-то, «маленькие» люди, оказавшиеся именно такими «винтиками» в жерновах огромной тоталитарной машины. Брюзга и Копалыч как-бы растворились среди в общем-то серой массы жителей этой деревушки.

    Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики» Брюзга и Копалыч, они способны действовать, так-как являются Личностями, несмотря ни на что они остались Людьми, и именно Людьми, как-бы иначе не считала всепоглощающая тоталитарная власть. Они демонстрируют героизм, стойкость и мужество. Но что самое главное, они раскрываются как люди с собственной судьбой, хоть и поломанной, собственной жизнью, которая также неразрывно связана с жизнью и событиями целой большой страны. Очень трогательный момент, когда реабилитированный Брюзга находит родных погибшего Копалыча, чтобы известить их о его судьбе.

    Отдельный и очень яркий по крайней мере для меня эпизод фильма — убийство уголовниками милиционера. В белой рубашке, в крови, лежащего на крыльце… очень сильный момент. Также ещё есть и персонаж-противоположность Брюзге и Копалычу, хозяин дома, где поселились уголовники. Типичный трус, который боится.

    В этом фильме нет ничего оторванного и постороннего — всё взаимосвязано между собой: глухая деревня с целой страной, «винтики»-их судьбы с деревней и точно также целой страной — с целой эпохой. А что самое главное, «маленький» человек не может быть «маленьким», если он является Личностью, кто бы и как иначе не считал и к нему не относился. Замечательный фильм!

    24 марта 2012 | 04:36

    В исторической правдоподобности подобным событиям не откажешь. Весной 1953 умирает товарищ Сталин. Среди партийной верхушки начинается некая паника, борьба за власть усилилась до предела и вошла в кульминацию. Кто самый хитрый, ловкий и жестокий — тот и победит в этой борьбе. Но нужно же очистить свое имя от всех грехов божьих и явиться народу чистым и неповинным. Такими хотят быть Берия, Хрущев и многие другие. Те, кто стоял с самим Сталиным плечо-о-плечо многие годы, те, кто вершил с ним великие и плохие дела, теперь ярые его ненавистники. И начинается так называемое развенчание «культа личности Сталина». И для начала под амнистию выпускают всех многих заключенных: бандитов, воров, рецидивистов. Сидело в тюрьме много неповинных людей и интелегенции.

    Но уж точно не они после амнистии пришли грабить и насиловать в деревню. После амнистии моментально возрос уровень преступности по всему союзу. И «Холодное лето пятьдесят третьего» — это история одной такой деревни, которая пострадала от сбежавших заключенных. Жила-была деревня и горя не знала. А теперь… Как спастись от бандитов? Как выжить в таких условиях простым незащищенным людям?

    Но земля русская всегда славилась своими мужественными, храбрыми сынами, добрыми, честными и смелыми людьми. Зло и преступления должно быть наказано! И оно будет наказано. Но вот какой ценою…

    6 января 2010 | 14:35

    "Холодное лето пятьдесят третьего» — наше старое советское кино.

    Назвать жанр этого фильма боевиком, если на современный манер, то наверно можно. А если смотреть глубже в корень, то это не так. Это драма, правда той суровой жизни.

    Данная картина создавалась во времена «перестройки», когда наша страна стояла на пороге новых открытий. И как не странно сюжет фильма показывает нам тоже, своего рода перестройку. Просто куда более глобальную и тяжёлую для людей того времени.

    Во время массовой амнистий произошедшей в 53-м году на свободу выходят тысячи заядлых уголовников, матёрых преступников, одни из которых решаются поселиться в одной из северных деревушек. И единственная сила которая по их мнению могла им помешать в этом, это милиционер который жил в этой деревне. У него есть оружие а следовательно, он может спутать им карты. Поэтому первым-наперво следовало устранить эту причину. Сцена расправы с милиционером, она показательна. Не зря создатели заострили на этом внимание. Там где заканчивается власть, начинается анархия.

    Там же в деревне находятся ещё такие персонажи как Лузга и Копалыч. Про таких говорили «враги народа». Очень интересна сцена когда уголовники дают им задание похоронить только что убитого милиционера, избив одного из них, они произносят следующие слова: — Мы хоть и уголовники, а вы вообще кто? Враги народа. Вы за что Родину так свою не любите. А вот на самом деле такой персонаж фильма как Лузга, несмотря не на что, любит своё отечество, которое так не справедливо к нему отнеслось. И он готов встать на защиту людей, дать отпор преступникам.

    Хочу отметить Папанова, для которого это была последнея роль в кино. Только за последнею сцену с его участием надо присуждать какую-нибудь кинонаграду. Как он ел краюху хлеба, так чтобы не потерять не одной крохи. Вот как ценилась простая корка хлеба, в то время, для простого человека как Копалыч. А чего стоит его монолог начинающийся словами: Как хочется пожить по-человечески. Очень трогательная сцена во многом, что она стала его последней сценой. Действительно жизнь бывает порой не человеческой, но умение в такой жизни остаться человеком, это подвиг.

    Замечательное наше кино.

    10 из 10

    18 сентября 2011 | 18:43

    Один из немногих фильмов, который могу смотреть бесконечное число раз, и каждый раз не могу сдержать слёзы. Очень пронзительный фильм.

    1 августа 2006 | 10:09

    Это фильм о сломанных, но не сломленных, о том как и когда проявляется истинная сущность человека.

    Иногда приходится выбирать между тем, что легко и тем, что правильно. Подобный выбор пришлось сделать политзаключенным Лузге и Копалычу. Оба могли уйти, спокойно доживать отпущенные им дни. И никто не хотел умирать, но есть такая профессия — Родину защищать, не ту, которая тебе всю жизнь искалечила, а ту которая состоит из таких вот Шур, Манковых, Зотовых и Лидий…

    Вообще, фильм заставляет задуматься очень о многом, но мне хотелось бы упомянуть очень символичную финальную сцену, где герой Приемыхова подкуривает у седовласого старца, ведь в душе Басаргин и есть старик, который не понимает и не поймет новое поколение.

    Да, времена меняются, но человек всегда должен оставаться Человеком!

    24 апреля 2011 | 01:42

    Игра актеров, музыка-все это верно. Хотел бы сказать несколько слов о смысле фильма, каким он мне видится.

    Люди, об которых вытирали ноги, оказались на высоте моральной. Но такой смысл присутствует во многих фильмах. А этот уникален тем, что связан с нашей Родиной. Вспомните начало фильма — военные в лодке поют песню: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна…» Мне кажется, что именно в этой фразе заложен смысл этого фильма-несмотря на все кошмары, мы любим свою страну, и она дорога нам такая, какая она есть. И наша уникальность в этом, наша любовь к ней… То, о чем мы не кричим на каждом шагу, то, что такие люди как двое главных героя, никогда не будут никому говорить, в них нет места бессмысленному пафосу. Но видно, что они отдадут за свою Родину все.

    Нужно наверное еще сказать фразу, которая не должна показаться банальной — на этих людях держится наша страна.

    19 января 2009 | 01:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    6-7 июля
    05.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 6-7 июля
    Даже кинематографисты из соцстран не были рады знакомству с Балуевым (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    135.На несколько долларов большеPer qualche dollaro in più8.200
    136.БлефBluff storia di truffe e di imbroglioni8.194
    137.ГандиGandhi8.194
    138.Славные парниGoodfellas8.193
    139.ВоинWarrior8.191
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Три девяткиTriple Nine92.16%
    42.ФлэшThe Flash91.60%
    43.Век АдалинThe Age of Adaline91.34%
    44.Агент 47Hitman: Agent 4791.28%
    45.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.24%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Джон УикJohn Wick65
    Левиафан123
    БёрдмэнBirdman77
    Заложница 3Taken 321
    Дурак68
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки лохматые
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.749
    КиберBlackhat5.286
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.698
    ИгрокThe Gambler6.163
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры