всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего...

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга, недалеко от Петрозаводска, с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять, как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    В советском кинематографе есть целый ряд фильмов, которые хочется пересматривать. Но в основном это комедии, либо фильмы сатирического направления, такие, как например шедевры гениального Гайдая, или Рязанова.

    Драматических же фильмов, да еще и с элементами боевика, которые просятся на повторный просмотр, вот так вспомнить, пожалуй, и нельзя. «Белое солнце пустыни», разве что…

    Но «Холодное лето 53-го» — это особый фильм. Это невероятный сплав драмы с боевиком, заправленный перчинкой притчи.

    Рассказывать об игре актеров тут бессмысленно. Достаточно просто почитать список тех, кто принял участие в фильме. Приемыхов. Папанов. Кузнецов. Степанов… Вы когда-нибудь видели, чтобы, например, Папанов, или Степанов фальшивили в своих ролях? Вот потому и не стоит говорить об игре актеров. Само наличие Папанова — это своеобразный знак качества картины. А то, что это именно КАРТИНА, вот именно так, большими буквами, сомнений нет.

    А Кашпур? А Усатова? это — мастера, хоть и эпизодических ролей, но все-таки, это мастера.

    Бандитов-уголовников в фильме играют малоизвестные зрителю (кроме, конечно, Виктора Косых) театральные актеры. Но сыграли они так, как мало кто из знаменитых сыграет. Это, видимо, заслуга режиссера, а так же отличного сценария.

    В общем, советую фильм каждому. Я фильм пересматривал, как минимум, 10 раз, без преувеличений. И каждый раз я замечаю что-то новое. Каждый раз замечаю какую-то мелочь, которой не видел раньше, но увидев ее удивлялся, насколько все -таки кропотливо проработаны даже детали, что в фильме они есть, но замечаешь их не сразу. Например, угадаете, почему у здоровенного бандита — кличка Крюк? я догадался только после 4-го, или 5-го просмотра.

    10 из 10

    Приятного всем просмотра!

    13 апреля 2013 | 11:18

    Человек и власть. Гражданин и государство. Мораль и политика. Должна ли быть связь между ними? Конечно, должна. Причем быть она должна не искусственной, не ложной, не для видимости. Иначе государство будет жить по своим собственным правилам и законам, принимая обычных людей за бездушных оловянных солдатиков и заставляя их испытывать не только моральные, но и физические страдания.

    Разве это не безумие — признать человека по каким — то совершенно незначительным причинам либо вообще заведомо невиновного врагом народа или предателем. А родственники должны заставлять себя отрекаться от них за — за страха не последовать той же дорогой… Или выпустить на свободу отъявленных преступников…

    Очень сильный фильм, заставляющий любого хоть капельку задуматься над своей историей. Очень сильные актеры, создавшие убедительные образы тех людей, что столкнулись с чудовищной несправедливостью и вынужденные — ибо другого выбора нет -мириться с этим, но при этом остающихся честными и не изменяющих своей собственной совести.

    Музыка в фильме невероятно красивая и запоминающаяся. Она настолько точно по своему настроению совпадает с рассказываемой историей, что перестает быть обычным музыкальным оформлением. Она становится почти главным элементом в этом фильме, благодаря которому зритель не только верит тем событиям, что он видит на экране, но и пропускает все это через себя. Именно музыка словно «вскрывает» эту историю и выводит на поверхность весь смысл и сущность этого фильма.

    9,5 из 10

    P.S. «У нас просто так не сажают…»

    6 ноября 2009 | 12:41

    Попалась это лента мне в рекомендациях кинопоиска.

    Зацепили актеры и оценки, и я крайне удивлен что не видел раннее, точнее не помню фильма, а музыку ПОМНЮ! Видимо воспоминания из далекого детства.

    Кинолента отличается качеством, во всем, самое главное она передает ДУХ времени, актеры все играют просто шикарно, а персонажи — без яркой внешности все получились с изюминкой и колоритные, каждый играет свою роль в этой жизни. Кто то с первых минут кажется бродягой-лентяем, кто то наоборот трудягой, третий выслуживается перед властью.

    Страна восстановилась за пять лет после величайшей катастрофы — Второй Мировой войны, но нас она особенно потрепала. Страна потеряла огромное количество людей, инфраструктуры, разрушенные города, поселки, да что там говорить во всех областях был кризис. Мы восстановились за 5 лет, сколько бы не было упущений у Сталина благодаря ему мы победили и восстановили страну, уже в 1947 отмена карточной системы. Но это все не суть, как у любого Великого правителя — величие выражается и в ошибках которые были.. . огромное количество репрессированных людей, хотя такая практика была и в США и в Англии во время и после войны, когда «подозрительных» людей садили в лагеря, по национальному принципу и по подозрениям, но мы почему то видим уникальность случая только и у нас.

    Самое главное на мой взгляд то что показано в киноленте — дух который мы потеряли, сегодня большинство не будет способно на поступки как у героев Папанова и Приёмыхова, сегодня люди не готовы отдать себя в жертву ради других, а ведь на этом зиждется выживание общества, государства.. . да что уж там — Цивилизации в планетарном масштабе. Отдельно я упомяну музыку — она тут в тему, очень подчеркивает происходящее и западает в душу. Реализм происходящего поражает, Когда Манков убегал от зеков были мысли «сейчас он добежит до дома схватит ппш и всех свалит» ведь обычно в таких сценах в современных фильмах «стрелки» мажут по цели, но не тут то было. В этот фильм веришь, в этом фильме ты проживаешь как в альтернативной реальности, и при этом фильм простой и понятный русскому человеку, не важно какого уровня мышления, ибо он наш по духу.

    Я рекомендую данную киноленту всем, особенно молодежи, Спасибо за прочтение!

    22 декабря 2015 | 22:47

    Первый раз я посмотрел этот фильм в кинотеатре. В советское время. На меня маленького человечка этот фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. До этого не припомню чтобы я смотрел до того откровенный и жесткий фильм. Фильм заставил задуматься. После просмотра я изменился. Я вырос.

    Фильм обладает весьма хлесткими и жесткими диалогами. Их не так много. Они до того четкие и емкие что невольно запоминаются благодаря прекрасным актерам их произносящим. Остальное дополняет музыка. Она с самого начала настраивает на серьезный лад. В середине она помогает сопереживать. В конце она просто поднимает и заставляет стоять и молчать. И думать. Это и есть главное предназначение качественного фильма.

    9 из 10

    4 мая 2010 | 17:18

    Снять реалистичный фильм по законам вестерна удалось разве что Куросаве. Режиссеру Александру Прошкину — не удалось, швы оказались слишком заметны. В то, что бывший капитан разведки практически в одиночку справляется с вооруженной бандой уголовников поверить сложно, но еще можно. В то, что этот профессионал дважды позволяет себя выследить и взять на мушку (капитан разведки!) — уже труднее. В его же потрясающую везучесть и ловкость, позволяющую оба этих случая тут же обернуть себе на пользу — это, пожалуй, уже слишком. Режут глаз не только условности жанра, но и банальные штампы. Оборот сюжета, когда халатно недостреленным и совершенно забытым (как же так, капитан разведки?) из всей банды оказывается именно самый опасный преступник — пахан — вызывает легкую зубную боль. Когда главный герой в белой рубахе (чтобы в сумраке быть лучшей целью для пуль?) набрасывается на пахана, чтобы прикончить злодея голыми руками (хотя у героя есть нож), эта боль усиливается.

    И все-таки фильм, хотя и грешит недостоверностями сюжета, получился внутренне правдивым, — ведь его фундамент прочно стоит на правде. Той правде, которой так долго и скрытно болела страна. Тут фильм бьет без промаха. В центре — два заключенных, отсидевших по пятьдесят восьмой статье (политических). Две типичных для ГУЛАГа судьбы. Один (Копалыч, последняя роль Анатолия Папанова) — талантливый инженер, мечтающий вернуться к работе по специальности, мог бы приносить стране огромную пользу. Страна его оклеветала, лишила семьи, швырнула на неквалифицированные работы. Второй (Лузга, лучшая роль Валерия Приемыхова) — боевой офицер советской армии. За кратковременный плен страна определила его в изменники, приравняла к фашистам и бросила гнить в лагерь. «Фашисты» — по многочисленным свидетельствам заключенных именно такой кличкой называли в лагере «политических» урки и вертухаи. «Что, гад, родину не любишь?!» — издевается над героем Приемыхова уголовник, прежде чем ударить в лицо. «Я воевал, пока ты немцам сапоги лизал» — презирает участковый милиционер. «У нас, между прочим, просто так не сажают!» — бросает деревенская девушка. Непрерывное унижение. Потерянные семьи, так часто отрекавшиеся от разоблаченных врагов народа. Срок кончился, умер Сталин, вроде бы смягчается власть. Но ты по-прежнему в ссылке, по-прежнему в списках, на подозрении, на мушке. По-прежнему человек второго сорта.

    И, как дополнительное изощренное издевательство, рядом всегда уголовники — профессиональные воры и убийцы, которых советская теория определяла, как «социально близких», заблудших представителей рабочего класса, подлежащих перевоспитанию. Сталинская власть всегда была неизмеримо снисходительнее к ним, чем к политическим, считавшимся неисправимыми классовыми врагами. И вот, пока большинство политических так и не восстановлены в правах, блатные снова торжествуют — амнистия.

    Всякий, читавший мемуары лагерников, многое отметит и узнает в этом фильме. Это не просто кусок черного хлеба делят Лузга и Копалыч. Это важный символический ритуал, ведь они уже не в лагере, но все же это она — драгоценная лагерная ПАЙКА. Доходяги! — презрительно называет их бандит. Излюбленное лагерное слово, означавшее надорвавших здоровье и силы зэков; доходивших — то есть двигавшихся к скорой смерти.

    «Холодное лето пятьдесят третьего» ­- не первый фильм, заговоривший о сталинских репрессиях, об отношении советской власти к военнопленным. Тремя годами ранее была, наконец, снята с полки «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Перестройка шла полным ходом. Но, как минимум, по охвату аудитории фильм такого рода стал прорывом — в 1988 году его посмотрело почти сорок два миллиона человек.

    Сейчас, через тридцать лет после премьеры «Холодного лета…», его мощный публицистический заряд снова становится актуальным. Не исключено, что фильм еще переживет свое второе рождение. В школах режиссерского мастерства его показывать будут вряд ли. А вот в обычных, средних — было бы в самый раз.

    2 мая 2015 | 17:40

    Игра актеров, музыка-все это верно. Хотел бы сказать несколько слов о смысле фильма, каким он мне видится.

    Люди, об которых вытирали ноги, оказались на высоте моральной. Но такой смысл присутствует во многих фильмах. А этот уникален тем, что связан с нашей Родиной. Вспомните начало фильма — военные в лодке поют песню: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна…» Мне кажется, что именно в этой фразе заложен смысл этого фильма-несмотря на все кошмары, мы любим свою страну, и она дорога нам такая, какая она есть. И наша уникальность в этом, наша любовь к ней… То, о чем мы не кричим на каждом шагу, то, что такие люди как двое главных героя, никогда не будут никому говорить, в них нет места бессмысленному пафосу. Но видно, что они отдадут за свою Родину все.

    Нужно наверное еще сказать фразу, которая не должна показаться банальной — на этих людях держится наша страна.

    19 января 2009 | 01:15

    Можно ли уложить трагедию целой страны в хронометраж киноленты (102 минуты) без того, чтобы показать аресты, массовые расстрелы, лагеря … Можно! Еще как можно это сделать, так чтобы внутри смотрящего все клокотало и сопереживало увиденному, чтоб и двадцать лет спустя держало в напряжении, хотя фильм пересмотрен ндцатый раз. Каждый раз пересматриваю этот фильм и удивляюсь, как же удалось на примере забытой богом деревушки в таежном краю передать столь масштабные события 30-х- 50 х годов, память о которых не истерлась и по сей день.

    Ведь по сути в фильме не показано, как сажали, как выбивали показания, как этапами гнали… Ничего такого, просто деревушка на берегу реки населенная обычными людьми, которые живут своими делами, заботами и мечтами. Таких мест тысячи. И есть в этой деревушки двое находящихся на поселении, после отбытия срока, политзаключенных — Лузга и Копалыч. Один (Копалыч — интеллигент и инженер) верит в справедливость, в то что разберутся, признают, что он не шпион, соответственно и отношение с людьми он выстраивает по человечески, несмотря на косые взгляды жителей старается выполнять порученную работу и вжиться в не лагерную жизнь. Другой (Лузга — бывший офицер красной армии) не верит ни во что, не желает работать, не идет на контакт с людьми, а тем паче с представителями власти — живет одним днем — дыша воздухом свободы. Они суровое напоминание о страшных 30-40 годах.

    А между тем в стране перемены — смерть Сталина, амнистия заключенным (осужденным по уголовным статьям), арест Берии. И как эти перемены воспринимают жители деревни? С недоверием — всеобщая подозрительность и страх преследуют людей.

    Страшные испытания пройдены, но держат в своих руках души людей и оттого в начале фильма герои Басаргин и Старобогатов общаясь называют друг друга лагерными погонялами, а затем постепенно возвращаются к человеческим именам. И как на зло в деревне появляется банда уголовников, в борьбе с ней происходит возврат Лузги и Копалыча в Сергея Басаргина и Николая Старобогатова соответственно. «Об одном жалею, годы! Так хочется пожить по человечески и работать» слова Копалыча — Старобогатова как нельзя лучше свидетельствуют о той надежде в счастливое будущее, которую лелеет человек.

    И финал, который по своему драматизму и напряженности захватывает дух. Празднично спешащие горожане и студенты, транспаранты, и на фоне этого трагедия женщины, которая ждала мужа.

    Исключительный фильм с неповторимым колоритом эпохи, который режиссеру удалось воссоздать и блестящая игра актеров Анатолия Папанова (Н. Старобогатов — Копалыч) и Валерия Приемыхова (С. Басаргин — Лузга). Настолько погружаешься в атмосферу фильма благодаря их жестам, словам, мимики, что нет сомнения это там в далекой деревни ты стоишь рядом с ними и слушаешь их разговор.

    Конечно неправильно было бы не отметить и потрясающую игру других актеров, Степанова (Манков), Кузнецова (уполномоченный треста), Кашпура (начальник рейда), Усатова (глухонемая Лидия) и даже уголовники: Головин (главарь), Колесник, Власов, Дударенко все они создали ту атмосферу, которая годы спустя волнует душу.

    Отдельно отмечу отличную музыку, передавшую тревоги, сомнения и надежду героев фильма и всей страны.

    Отличное кино.

    10 из 10

    16 апреля 2009 | 19:55

    «Холодное лето 53-го» многие называют политическим истерном, так сказать вестерном, но снятым в Европе или Азии. По крайней мере, я прочёл это в одном журнале, как официальное описание фильма. Не соглашусь с этим, так как вестерн-истерн — жанр как правило зрелищный, а этот фильм хоть и отчасти зрелищный, но несёт в себе огромную смысловую нагрузку. А как ещё иначе назвать этот фильм? Криминальной драмой? Так история мало связана с криминалом. Боевик? Вы серьёзно? Но суть моего отзыва не в этом. Суть заключается в том, что «Холодное лето» — фильм абсолютно выдающийся, даже спустя почти после 30 лет, после выхода.

    Сценарий Эдгара Дубровского просто мощный. История произошедшая сразу после смерти вождя народов, в далёкой карельской деревне, когда в партийном руководстве шла лютая борьба за власть выглядит мощно и правдоподобно. Но есть два нюанса. Амнистия 27 марта 1953 года, по которой около 2 миллионов человек вышло на свободу, затронула только осужденных по уголовным статьям. Осужденных по пресловутой 58-й статье вышло менее полпроцента и вышли только те у кого срок был до 5 лет. Но таких было очень мало, так как после войны, минимальное наказание по этой статье было 25 лет. Понятно, что вышло много уголовников-рецидивистов. Процент преступности за полгода от амнистии и до прихода к власти Хрущёва увеличился в разы. В этом обвинили позже Берию. Но указ об амнистии вышел за подписью Ворошилова! Здесь второй нюанс.

    Поговорим о героях.

    Сергей Басаргин, он же Лузга — герой Валерия Приёмыхова. Фронтовик, бывший разведчик попавший в окружение. Заметим, что ситуация вполне рядовая. Она не всегда завершалась передачей дела в компетентные органы. Но если завершалась, то понятно, что штрафбатом она не светила. Лузга выглядит как человек которому всё равно. Но его можно понять. Человек кровь проливал, родину защищал, а его под трибунал? В конце концов, в нём героизма больше чем во всех этих капитанах, начальниках, которые ничего не предприняли в самый важный момент. Приёмыхов этим фильмом показал и доказал, что он актёр социально-героический.

    Николай Павлович Скоробогатов, он же Копалыч — последняя роль Анатолия Папанова. Лебединая песня великого актёра. Осужденный инженер (заметьте, его профессия не случайна) которому осталось отбыть ещё некоторое время ссылки, который не побоялся вступить в схватку с бандитами.

    Он так хочет пожить и поработать, но его чистым помыслам, к сожалению не суждено сбыться

    От героев положительных перейдём к героям отрицательным.

    Зотов -герой Юрия Кузнецова, известный у нас как «Мухомор» из «Ментов», сыграл здесь речь небольшую, но заметную. Он конечно не злодей, но своей трусостью, погубил одного человека и чуть не погубил других. Недаром Лузга, чуть не прибил его в конце фильма.

    Фадеич, капитан рейда сыгранный Владимиром Кашпуром такой же «герой». Весь фильм ни черта не делал ничего, ради спасения людей. А под конец просит Лузгу, чтобы тот рассказал о «руководящей роли» Фадеича. Здесь мы видим безразличие миллионов советских людей живших в эти годы. Советский менталитет, я не я, хата не моя, несмотря на коллективизм насаждаемый сверху.

    Отмечу также Зою Буряк и Бориса Плотникова, в роли сына Скоробогатова. Диалог с Лузгой, в самом конце фильма, наверное самый сложный момент фильма. Для бывшего фронтовика, крайне сложно понять, как можно отказаться от родного человека?

    1988 год — год выхода фильма, это год перестройки и разборов нашего прошлого. Хоть и культ личности Сталина был развенчан на XX веке, но многого советские люди не знали. Многие не понимали как произошли репрессии в СССР. Как страна попала под тоталитарный строй?

    Этот фильм хоть и не раскрывает всех ответов на вопросы, но позволяет понять многое.

    Отмечу отдельно, гениальную музыку Владимира Мартынова. Эта заглавная тема пронизывающая красной нитью весь фильм — гениальна. Симфония сравнимая разве что, с самыми гениальными вещами Эдуарда Артемьева.

    Я бы поставил бы этот фильм на один уровень, с «Покаянием» Тенгиза Абуладзе.

    Эти два фильма, хоть и разные, но рассматривают период правления вождя народов, как нечто ужасное в истории страны.

    P.S: Рабочее название фильма — «Ближняя история». Ближняя, потому что в той или иной степени коснулась наших семей

    10 из 10

    1 мая 2016 | 21:15

    Не думаю, что найдется человек, который ещё не видел этот фильм. Благо, его и в магазине на полках можно легко найти и по ТВ его показывают достаточно часто. Тем не менее попробую кое-какие мысли изложить. Возможно кто-то и прочтёт даже (хочется смайл в этом месте поставить)

    Вопреки, мнению, высказанному где-то выше, не думаю, что период, описанный в фильме — малоизвестный. Бериевская амнистия, когда весной 1953 года все, кроме некоторых политических, были отпущены из тюрем. Поскольку не все сидящие в них, были образцами культурного поведения, по соседним областям стали шастать различного рода криминальные элементы. Одна из таких групп забредает в прибрежную деревню, сгоняет всех жителей в один амбар, а двоих находящихся на территории политзаключенных просят похоронить убитого участкового…

    Фильм, о котором одновременно и хочется говорить много и не знаешь с чего начать. В первую очередь скажу, что у меня возникла чёткая параллель происходящей на экране обстановки, когда в воздухе витал «запах свободы» — умер такой противоречивый для многих Великий вождь Иосиф Виссарионович Сталин и у всех была надежда на новые времена, которые тогдашний народ представлял себе очень смутно. Аналогично, в то же время когда был снят фильм — 1987ой год, когда в СССР уже снималось совсем что-то невообразимое (фильмы Соловьёва я в расчет не беру — у меня с этим режиссером очень сложные отношения — я считаю, что его фильмы чудовищно и безнадежно устарели), в воздухе так же витал этот «запах перемен» и ощущение, что вот-вот — доживаем последние месяцы в этой эпохе.

    Атмосфера фильма создана блестяще! Александр Прошкин говорил в своём интервью по поводу этого фильма, что они чуть ли не поклялись с оператором, что ни одного солнечного кадра в фильме не будет. Ощущение какой-то безвозвратной утери у меня создаётся при просмотре этого фильма. Как мы потеряли полюбившегося героя Папанова (по трагическому стечению обстоятельств он не дожил даже до выхода фильма в эфир и умер ещё в процессе съёмок), так мы потеряли и сталинскую эпоху (кто бы как к ней не относился) и вообще советскую эпоху и всех актёров, которые исполняли основные роли — ни упомянутого Папанова, ни Приёмыхова, ни Степанова. Да и деревня, в которой снимался фильм через несколько лет полностью выгорела до последнего дома и полностью исчезла с карт. И всё это мы видим под гениальную музыку, которая пробирает просто до дрожи. Странные полярные ощущения одновременно и надежды на светлое будущее (что, должно быть, испытывали люди в том время) и полной безнадёги, когда и бандиты убиты и героев не осталось. За исключением персонажа Приёмыхова.

    Немного отступлю — пересмотр в голове сценария натолкнул меня на мысль, что существует в принципе по общей задумке сходный с «Холодным летом» сюжет — это «Крепкий орешек». Когда всех людей сгоняют в общее «стойло», захватчики держат их под охраной чтобы дождаться определенного момента. И здесь и там присутствует человек, который пытается как бы и помочь бандитам и одновременно не хочет оказаться им сочувствующим. Скорее всего случайность, но сценарий этого фильма был написан не в год съёмок фильма, а несколько раньше.

    В окончании скажу, что фильм обязателен к просмотру. Если вы хотите увидеть русский боевик с, извините, вестерновой в чем-то эстетикой. Если вам интересно погрузиться полностью в ТУ эпоху, и посредством музыки Евгения Мартынова в том числе, и испытать себя на прочность — то этот фильм для вас.

    9 из 10

    9 сентября 2012 | 19:41

    Вот это силища! Вот где искусство! Фильм вызывает такие сильные эмоции, которые утихают потом несколько дней. Причем совершенно неважно, смотришь ты его впервые или в очередной раз. Одна музыка чего стоит! А какие актерские работы. Да сам факт, что в СССР, пусть и во времена перестройки, сняли такое — просто нет слов. Законное место в коллекции. Высший балл.

    15 января 2007 | 09:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>