всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего...

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга, недалеко от Петрозаводска, с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять, как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Человек и власть. Гражданин и государство. Мораль и политика. Должна ли быть связь между ними? Конечно, должна. Причем быть она должна не искусственной, не ложной, не для видимости. Иначе государство будет жить по своим собственным правилам и законам, принимая обычных людей за бездушных оловянных солдатиков и заставляя их испытывать не только моральные, но и физические страдания.

    Разве это не безумие — признать человека по каким — то совершенно незначительным причинам либо вообще заведомо невиновного врагом народа или предателем. А родственники должны заставлять себя отрекаться от них за — за страха не последовать той же дорогой… Или выпустить на свободу отъявленных преступников…

    Очень сильный фильм, заставляющий любого хоть капельку задуматься над своей историей. Очень сильные актеры, создавшие убедительные образы тех людей, что столкнулись с чудовищной несправедливостью и вынужденные — ибо другого выбора нет -мириться с этим, но при этом остающихся честными и не изменяющих своей собственной совести.

    Музыка в фильме невероятно красивая и запоминающаяся. Она настолько точно по своему настроению совпадает с рассказываемой историей, что перестает быть обычным музыкальным оформлением. Она становится почти главным элементом в этом фильме, благодаря которому зритель не только верит тем событиям, что он видит на экране, но и пропускает все это через себя. Именно музыка словно «вскрывает» эту историю и выводит на поверхность весь смысл и сущность этого фильма.

    9,5 из 10

    P.S. «У нас просто так не сажают…»

    6 ноября 2009 | 12:41

    Фильм конечно снят хорошо, игра актёров на высоте. Но к сожалению именно такое, достойное в художественном плане кино, «перекручивает» исторические факты и оставляет неверное представление об исторической эпохе.

    С удивлением прочитал на сайте в разделе «Знаете ли вы, что..» следующее: «27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников». Откуда взята эта информация? Из вышеназванного указа? Так не было такого там. Его никто просто не удосужился прочитать, и миф «перестроечного» времени засел у всех в голове.

    Считаю необходимым привести выдержку из указа:

    «Президиум Верховного Совета СССР считает, что в этих условиях не вызывается необходимостью дальнейшее содержание в местах заключения лиц, совершивших преступления, не представляющие большой опасности для государства, и своим добросовестным отношением к труду доказавших, что они могут вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами общества.

    Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

    1. Освободить из мест заключения и от других мер наказания, не связанных с лишением свободы, лиц, осужденных на срок до 5 лет включительно.

    2. Освободить из мест заключения осужденных, независимо от срока наказания, за должностные и хозяйственные преступления, а также за воинские преступления, предусмотренные ст. ст. 1934 п. «а», 1937, 1938, 19310, 19310 «а», 19314, 19315, 19316 и 19317 п. «а» Уголовного Кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик…

    7. Не применять амнистии к лицам, осужденным на срок более 5 лет за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство…»

    Я думаю пояснять не надо. Есть и другие исторические неточности в фильме (неточности ли? или совершенно осмысленная тенденциозность?), но писать о них не хочется.

    Фильм достоин просмотра, но при этом не следует его воспринимать как исторический документ того неоднозначного времени…

    15 сентября 2012 | 14:28

    Есть такие люди, про которых нельзя сказать, что они артисты, что они играют. К таким людям я отношу Валерия Приёмыхова. Посмотришь на него и скажешь, что это человек из народа. Затаённая грусть и боль в глазах. Да простят мне может не совсем удачное сравнение, но русский актёр Валерий Приёмыхов — это Есенин нашего кино. Об этом говорят его фильмы и в частности «Холодное лето пятьдесят третьего».

    Много слышал об этом фильме, но посмотреть никак не удавалось. И вот однажды в магазине на базе ОРСа увидел подборку советских фильмов из рубрики «Русская классика», в которой было и это кино. Купил не задумываясь и посмотрел на одном дыхании. Картина Александра Прошкина врезается в мозг и душу, ты не сразу можешь отойти от увиденного. Мощная драма о судьбах людей сталинской эпохи, о тех которые были отправлены на поселение и вынуждены были столкнуться с матёрыми уголовниками.

    Два главных героя. Копалыч и Лузга. Интеллигентный Палыч (Анатолий Папанов) и мужик прошедший войну, репрессированный Сергей Басаргин (Валерий Приёмыхов). Первый старается удержаться на плаву, а второй потерял смысл существования. Он не работает, просто прибился к одной семье. Ему всё равно будет он жрать или останется голодным. Потому такой и худющий. Но в глазах его помимо невысказанной боли можно углядеть силу и твёрдость характера, интеллект и ум.

    Так бы и жили они, мирно без приключений, если бы не сбежала из мест заключения одна банда рецидивистов и обитавшая в близлежащих окрестностях. Пути этих двух людей и банды пересекутся и в этой жестокой схватке проявится как на фотоплёнке истинные человеческие качества каждого героя. Здесь мы увидим уполномоченного Зотова (Юрий Кузнецов) во всём его трусливом великолепии. Увидим глухонемую Лидию Матвеевну, растившую дочь Шуру и капитана рейда Фадеича и старого вояку Манкова. Галерея образов в интерпретации очень хороших русских артистов.

    Кино отсылает нас в наше прошлое на 61 год назад. Я в то время ещё не родился и не жил, но почему-то кожей ощущаю правду того времени, показанную в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего». Слились воедино талант и трудолюбие тех, кто сделал это кино. Поэтому и цепляет!

    10 из 10

    26 июня 2014 | 05:55

    Фильм, повествующий о малоизвестном периоде в истории СССР, когда после смерти И. И. Сталина многим заключенным была выписана амнистия, но при этом власти не позаботились о предоставлении жилья помилованным и некоторые начали прятаться по лесам, а большинство бесчинствовали по близлежащим деревням и очень много людей погибло в этот ужасный отрезок в истории. Как и многое, тогда, советские власти это скрывали и уже в перестройку, когда работа цензоров фактически обнулилась, было разрешено снять этот фильм.

    Что порадовало — в фильме нет ярой пропаганды советской власти, что характерно для большинства советских фильмов. Здесь события представлены глазами простого народа? который трудится не только ради своей семьи, но и ради близких людей. Мы видим обычную деревню — серую, неинтересную, тихую, в которой живет, от силы, три десятка человек, среди которых двое «политических» — ссыльных, которые якобы совершили преступления против простого народа и советской власти под надуманным предлогом и придуманной формулировкой. И в эту спокойную деревенскую жизнь вмешиваются «амнистированные» — беглые преступники, для которых давно уже понятие человечности «смыто тюремной баландой». Они, почувствовав запах свободы, начинают вести себя как хотят. И на защиту этой деревни встают эти самые двое ссыльных, которым эта деревня, как козе баян. Зачем они это сделали? Из-за безвыходного положения смерти? — да, возможно, но в основном потому, что их лишение свободы не сломило и не отстранило от них такое понятие, как честь.

    Эта картина о настоящих людях, которые, несмотря на все жизненные невзгоды и трудности сохранили все качества достойных людей — смелость, решительность, гордость, жалость, мужественность и, конечно же, человечность и сострадание.

    В этом фильме помимо великолепного сюжета и ярких запоминающихся персонажей просто великолепная атмосфера именно неосязаемого холода вокруг, безысходности, повседневного быта и т. п. Достаточно подобно и, тем не менее, интересно нам показана жизнь обычных людей. Еще в большом количестве имеется просто шикарная музыка., которая ну уж очень волнующая, интригующая, массивная, давящая на сознание — ну, просто великолепная!

    Конечно, в этом фильме есть персонаж — своеобразное отображение зрителя на экране. Это персонаж блистательно сыгранный Юрием Кузнецовым. Наверняка те, кто сейчас читает это и видели фильм считает, что, мол, на его месте вы бы раскидали всех урков и на месте бы их положили. Честно говоря, я и сам так думал, что поступил бы, но кто знает, на что способен человек, попавший в такую ситуацию. Одни проявляют лучшие качества, а другие вот, как и один из героев, становятся робкими и во всем потакают преступникам, заботясь о своей жизни. Но к каким катастрофическим последствиям привел поступок этого человека? Между прочим, он правильно поступал, попробовав предупредить мента, но вот лучше бы он бабке объяснил бы как мог, в чем проблема, все равно урки его не слышали. Но, в стрессовой ситуации человек способен и не на такие глупости…

    А вот Лузга молодец! Настоящий мужик! А назвать его поступок героическим — значит просто промолчать об этом. Ведь, посмотрите на первые кадры фильма — он ссыльный. Он должен помогать деревенским жителям, а он сидит на одном месте и просто просиживает свое заключение. Он считает, что на войне он уже все, что надо было доказать стране доказал сполна, а после того, как с ним обошлись власти ему стало все равно, как сложится его дальнейшая судьба. Да и люди к нему относились как с собаке, кроме одной девушки, на защиты которой он сначала и встал. Но когда людям стала угрожать опасность он забыл про все обиды и лишения и стал рисковать своей жизнью ради их спасения. Настоящий ЧЕЛОВЕК!

    Конечно, нельзя не упомянуть героя Папанова. Он совершенная противоположность Лузге. Его тоже несправедливо осудили, но он надеется на то, что хоть когда-нибудь он снова встретится со своей семьей и берется за всякую работу, лишь бы побыстрее «отмотать срок», накопить благодарностей и вернуться к семье. Лузга, конечно, смотрит на него с сожалением и поражается, как такой взрослый человек может обладать такой детской наивностью, но Лузга не выговаривает ему ничего, потому что не хочет ранить человека, которого жизнь и так уже сознательно потрепала. Очень жаль, что для этого великого актера эта роль оказалась последней в жизни, даже озвучить не успел. Но, как говорил, по моему Сократ, или это говорилось в советском фильме Сократ: «Человек жив, пока его помнят. И пока его будут помнить, частицы его будут жить в сердцах других людей». А поскольку Папанов оставил после себя довольно внушительный багаж своих киноролей, то, следуя словам Сократа, он еще жив и будет жить долго…

    Итог: великолепный фильм! Десятибальной шкалы, в данном случае, не хватит.

    23 марта 2010 | 08:24

    « -Так хочется пожить…» (с)

    В годы Перестройки, когда в Советском Союзе наконец то настала эпоха всеобщей гласности, важнейшее из искусств получило возможность говорить на ранее запрещённые темы. Одной из которых была непопулярная тема политических репрессий периода культа личности товарища Сталина. Народ с интересом отреагировал на появление кино подобной тематики. Правда из дня сегодняшнего видно, что большинство тех «перестроечных» фильмов были низкого профессионального качества, представляя из себя по большей части отъявленную «чернуху». Но были среди них и несколько стоящих внимания и современного зрителя лент. На тему «сталинизма» тогда весьма жёстко высказались Кончаловский (в кооперации с американцами), Кара и Наумов. Уже после распада Советского Союза этой темы коснулись Герман-ст. и Михалков. Фильм последнего, как мы знаем принёс нашей родине Оскар (на сегодняшний день — последний)…Но помимо мэтров, снять качественный исторический фильм удалось молодому, только начинающему кинорежиссёру Александру Прошкину. До того телевизионный постановщик известный в основном по сериалам «Россия Молодая» и «Михайло Ломоносов» (современному зрителю знаком по экранизации «Доктора Живаго» с Олегом Меньшиковым), дебютировал в полнометражном кино. Поставленное им «Холодное Лето 53 — его», получилось не только боевиком на тему сталинских лагерей, но в целом замечательным фильмом — крепкой исторической социальной драмой, снятой в духе популярных в советское время вестернов. Только в отличии от лучших образцов так называемого «истерна» («Неуловимые Мстители», «Белое Солнце Пустыни» и «Свой Среди Чужих…»), переместив героев из времён Гражданской Войны в послевоенные годы — финал сталинской эпохи…

    Написанный Эдгаром Дубровским сценарий рассказывал напряжённую историю противостояния нескольких жителей отдалённой сибирской деревеньки и нагрянувших в те места амнистированных уркаганов. Время действия — лето 53 -его, когда после смерти Вождя, его приемник Берия желая добиться расположения народа объявил всеобщую амнистию, и из лагерей вышли тысячи заключённых, среди которых были не только политические но и опасные преступники. Сценарий у фильма написан просто мастерски. Чётко прописанные персонажи, каждый из которых отдельно существующая, самостоятельная личность. Грамотно построенный костяк сюжета, с плавным переходом от социально — бытовых проблем эпохи к дракам, погоням и перестрелкам. Не смотря на обилие последних, экшен не самоцель картины, поэтому запоминается вовсе не приключенческая составляющая ленты, а сам драматичный сюжет и его центральные герои. Это — бывшие политзаключённые «Копалыч» (Анатолий Папанов) и «Лузга» (Валерий Приёмыхов), незадолго до этого вышедшие на свободу, но имеющие ещё несколько лет вольного поселения в этих краях. Первый — пожилой интеллигент, в прошлом инженер и директор крупного завода Николай Старобогатов, арестованный ещё до войны и обвинённый в шпионаже в пользу Англии. Второй — средних лет мужчина Сергей Басаргин — бывший капитан разведки, которому не повезло выбраться из немецкого плена одному — был обвинён в измене Родине и отправлен в лагерь. Прочие персонажи: участковый милиционер Манков (Виктор Степанов), капитан рейда Фадеич (Владимир Кашпур), местный уполномоченный Зотов (Юрий Кузнецов), глухонемая Лидия Матвеевна (Нина Усатова) и её дочка Шура (молодая Зоя Буряк). Самыми фактурными из них, пожалуй вышли капитан рейда (запомнился эпизод, когда он бесстрашно вышел на встречу шагавшим в его сторону бандитам и уверенно сказал в рупор «-Не сметь заходить на государственную пристань!»), и мент -фронтовик в исполнении колоритного как всегда «Ермака» Виктора Степанова. Сцена бандитской расправы над которым снята довольно жестоко и вызывает сильные душевные эмоции.

    Но ведущие роли здесь у Папанова и Приёмыхова. Они настолько органично вписались в своих героев, что сложно представить на их месте кого то другого. А ведь изначально Прошкин рассчитывал на то, что «Копалыча» сыграет Вацлав Дворжецкий. Настолько попал в предлагаемый образ великий советский актёр Анатолий Дмитриевич Папанов, что своей игрой вызывает противоположные эмоции — от комедийных до драматических. Осуждённый интеллигент в его исполнении получился ярким и запоминающимся героем. Спокойный и неторопливый, рассудительный и тихий. Но в тоже время смелый и готовый постоять за слабых, ищущий справедливости человек. Его история вероятно типична для всех репрессированных до войны граждан Советского Союза — узнав о скором аресте, Старобогатов посылает весточку жене, что бы та вместе с сыном — заканчивающим школу молодым человеком, от него отказалась, дабы избежать его участи. И с тех пор он не получал от семьи не каких вестей, и лишь успокаивал себя мыслями о том, что жена поступила как он велел и сейчас с ними всё хорошо. Правда судьбу сына он не знал, так как тот мог погибнуть в военные годы… Каким запоминающимся получился его монолог, в котором Старобогатов говорит Сергею о том, что хочет ещё нормально пожить и поработать на благо Родины. А так же тот, в котором старик берёт ружьё со словами « -Мы должны покончить с этой сволочью!», и вместе с Басаргиным вступает в неравный бой с уголовниками. Который ему, увы, не суждено будет пережить…

    Банду амнистированных сыграли колоритные мордовороты, среди которых был Виктор Косых (памятный по роли «неуловимого» Даньки) — в роли уголовника по кличке «Шуруп». Их вожака — вора в законе «Борона», сыграл безупречный в подобных ролях Владимир Головин. Бандиты показаны такими какими они бывают в реальной жизни — разношерстными, отчаянными и жестокими субъектами. Правда у некоторых есть своя философия, как например у «Борона», который высказывается против советской власти и спорит с госслужащим Фадеичем, а так же не даёт своим отморозкам по чём зря убивать местных. Но всё же — бандиты это — бандиты. Картина чётко отделяет положительных и отрицательных героев.

    Сценарий картины показывает актуальную для России ситуацию, когда ошибки Кремлёвских деятелей расхлёбывать приходится простому народу далёкому от государственной политики и подковёрных игр крупных чиновников. Режиссура уверенна и профессиональна. Операторская работа Бориса Брожовского может чересчур проста, но это кажется только благодаря просмотру сотен американских экшен картин. Для советского мейнстрима «Холодное Лето…» — было образцовым боевиком. Музыкальное сопровождение фильма, написанное композитором Владимиром Мартыновым вышло тревожным, грустным и аутентичным данному ретро — стилю (так же запомнилась песенка «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна.»)…

    Роль «Копалыча» стала последней для Анатолия Дмитриевича Папанова, памяти которого он и посвящается. Великий актёр не сумел завершить работу над ролью, и часть его реплик озвучил мастер дубляжа Игорь Ефимов. Для Валерия Приёмыхова «Холодное Лето…» стало прорывным фильмом в карьере, и определило его амплуа — актёра остросоциальных, «проблемных» картин. Фильм так же стал лучшим в фильмографии Александра Прошкина, в последствии не создавшего нечего столь же по восприятию мощного.

    10 из 10

    13 мая 2015 | 05:53

    Отличный фильм. Я его раз 10 посмотрел. В фильме показана реальная действительность, без преувеличений и преуменьшений.

    12 июня 2006 | 23:42

    "Холодное лето пятьдесят третьего» — наше старое советское кино.

    Назвать жанр этого фильма боевиком, если на современный манер, то наверно можно. А если смотреть глубже в корень, то это не так. Это драма, правда той суровой жизни.

    Данная картина создавалась во времена «перестройки», когда наша страна стояла на пороге новых открытий. И как не странно сюжет фильма показывает нам тоже, своего рода перестройку. Просто куда более глобальную и тяжёлую для людей того времени.

    Во время массовой амнистий произошедшей в 53-м году на свободу выходят тысячи заядлых уголовников, матёрых преступников, одни из которых решаются поселиться в одной из северных деревушек. И единственная сила которая по их мнению могла им помешать в этом, это милиционер который жил в этой деревне. У него есть оружие а следовательно, он может спутать им карты. Поэтому первым-наперво следовало устранить эту причину. Сцена расправы с милиционером, она показательна. Не зря создатели заострили на этом внимание. Там где заканчивается власть, начинается анархия.

    Там же в деревне находятся ещё такие персонажи как Лузга и Копалыч. Про таких говорили «враги народа». Очень интересна сцена когда уголовники дают им задание похоронить только что убитого милиционера, избив одного из них, они произносят следующие слова: — Мы хоть и уголовники, а вы вообще кто? Враги народа. Вы за что Родину так свою не любите. А вот на самом деле такой персонаж фильма как Лузга, несмотря не на что, любит своё отечество, которое так не справедливо к нему отнеслось. И он готов встать на защиту людей, дать отпор преступникам.

    Хочу отметить Папанова, для которого это была последнея роль в кино. Только за последнею сцену с его участием надо присуждать какую-нибудь кинонаграду. Как он ел краюху хлеба, так чтобы не потерять не одной крохи. Вот как ценилась простая корка хлеба, в то время, для простого человека как Копалыч. А чего стоит его монолог начинающийся словами: Как хочется пожить по-человечески. Очень трогательная сцена во многом, что она стала его последней сценой. Действительно жизнь бывает порой не человеческой, но умение в такой жизни остаться человеком, это подвиг.

    Замечательное наше кино.

    10 из 10

    18 сентября 2011 | 18:43

    1987 год. Эпоха Горбачева, период перестройки и гласности. Сколько же за этот сравнительно небольшой промежуток времени в СССР сняли всякого рода ширпотреба! В прокат один за другим выходили глупые, нелепые, недоделанные, но зато смелые, и даже провокационные фильмы… Но, были, конечно же, среди этой общей массы и великие, своевременные и заслуживающие внимания картины, которые стоит смотреть и сегодня и которыми стоит гордиться. «Холодное лето пятьдесят третьего» — как раз один из таких фильмов.

    Действие этой картины, как понятно из названия, разворачивается в 1953 году  — время после смерти И. Сталина и признания Л. Берия врагом народа. Это время амнистирования всех заключенных — время страшное, противоречивое и чудовищно безбожное. По сюжету фильма нам показывается послевоенная жизнь некоторого села и на передний план выходят два персонажа — Лузга и Копалыч. Это люди с несчастной судьбой, признанные, совсем безосновательно, врагами народа, шпионами и социально опасными элементами. Но в реальности они оказываются образованными, интеллигентными людьми, в прошлом обладателями самых благородных профессий. Им противопоставляется шайка официально амнистированных уголовников, которые захватывают власть в этом селе. Далее основная сюжетная линия — это противостояние жителей села этим амнистированным уголовникам. Также в фильме много не основных, но очень важных и интересных сюжетных линий.

    Сюжет действительно очень интересный, и даже захватывающий. Ведь фильм, являя собой историческую (в рамках эпохи) драму, уместно включает в себя элементы жанров боевика, триллера и мелодрамы. Ко всему прочему «Холодное лето 53-го» можно назвать философским и высокоморальным фильмом. Ведь общие рассуждения главных героев о жизни, судьбе и власти очень грамотные и правильные. В фильме произносится множество важных и стоящих мыслей, особенно слова из уст Копалыча (Анатолий Папанов) не просто запоминаются, а въедаются в мозг своей откровенностью и искренностью. Ведь в этих словах столько смысла, столько правды и грусти, что смело можно сказать, что устами героя Анатолия Папанова в данном фильме говорит весь советский народ.

    К тому же в фильме затрагиваются извечные вопросы дружбы, веры, предательства, несправедливости и пр. Фильм трогает до глубины души, и не просто трогает, а заставляет задуматься над очень многим и действительно важным. Так что «Холодное лето 1953-го», правда, стоит увидеть каждому.

    Этот фильм стоит смотреть хотя бы из-за действительно великой актерской игры. «Холодное лето…" стал последней ролью великого советского актера, культовой фигуры 20 века — Анатолия Папанова. Ролью Копалыча он, безусловно, доказал свое мастерство и, что называется, поставил жирную точку в своей кинокарьере. Я бы даже назвал эту роль исповедью, ведь его жизнь и судьба во многом схожа с судьбой его экранного героя. В «Холодном лете…" Анатолий Дмитриевич играет очень чувственно, проникновенно и естественно, он в буквальном смысле живет на экране. Также восхищения заслуживает Валерий Приёмыхов, создающий очень яркий и харизматичный образ Лузги. Отдельно стоит похвалить Нину Усатову. Ведь в мире искусства самой сложной ролью принято считать роль человека, у которого поражен какой либо из органов чувств. Так Нина Усатова, играя немую женщину, блестяще справляется с этой непростой задачей, и за все время не произнося ни единого слова, выражает на своем лице массу самых разных эмоций. Спасибо великим актерам за их гениальные роли!

    Особенно хочется восхититься и потрясающим музыкальным сопровождением. Это просто шедевральная музыка, трогающая до глубины души и идеально подходящая под драматичный сюжет. После просмотра её хочется переслушать и оставить где-то в своем сердце. Пожалуй, это один из последних фильмов, в котором мы можем слушать настоящую Музыку.

    Знаете, после просмотра таких фильмов начинаешь гордиться нашим Кинематографом, несмотря ни на что любить свою страну и еще больше ценить свою жизнь. Я советую этот фильм к просмотру абсолютно всем людям, не зависимо от возраста, пола и предпочтений в кинематографе.

    Единственно возможная оценка -

    10 из 10


    P.S.: Как известно существует определенный перечень художественных произведений, обязательных для изучения в рамках среднего школьного образования. Так вот, я считаю, что было бы неплохо создать и некоторый список советских фильмов, обязательных для просмотра, среди которых обязательно и не в последних рядах должен быть фильм «Холодное лето пятьдесят третьего».

    21 апреля 2012 | 13:52

    Мой первая «рецензия».

    Очень сильный фильм. Пронзительный, запоминающийся, реалистичный, по-своему трогательный, в нём очень удачно сплетаются трагизм и в некоторой степени — оптимизм и вера в светлое будущее.

    Несмотря на то, что фильм идёт полтора часа — за это время я буквально вжился в этот мир, стал ещё одним обитателем этой глухой деревушки со своей атмосферой, со своим течением времени и со своими… героями. Да, героев я увидел только под конец фильма, но это того стоило.

    Отлично раскрыт характер каждого персонажа. Ничего лишнего — всё очень стройно и лаконично. Каждый как будто бы занимает в этой деревне(читай — своём, отдельном маленьком мире) свою роль, выполняет свои действия. И насколько мне сразу понравился «Копалыч» в исполнении А. Папанова, настолько же с отвращением я смотрел на труса и в каком-то смысле предателя в роли Юрия Кузнецова. К актёрам претензий никаких — всё сыграно замечательно.

    Музыка… Да, это что-то. Я помню, что смотрел этот фильм, когда был совсем маленький — мне тогда лет 8 было. Помню, плакал сильно под эту музыку, когда… не, не буду спойлерить.

    Ещё вспомнил про игру актёров — всё-таки, с каким же наслаждением я наблюдал смерть каждого из тех ублюдков-уголовников. Особенно мне понравилась ситуация с «расстрелом» уплывающего на лодке бандита. Ещё одно доказательство прекрасной актёрской игры.

    В общем, я мог бы очень долго писать про этот фильм — потому что он затрагивает огромное количество проблем и конфликтов того времени. Но это уже всё сделано до меня, поэтому мой вердикт:

    Фильм — шедевр времён перестройки, смотреть всем, недостатков не нашёл, прекрасная игра актёров, прекрасная музыка, прекрасная атмосфера. Браво!

    И… Анатолий Дмитриевич, спасибо Вам за эту роль. Вы были великолепны. Низкий поклон Вам.

    10 из 10

    18 апреля 2012 | 13:31

    Очень непростой лично для меня фильм. Какой-то даже необычный по восприятию. В нём отражена отдельная эпоха жизни нашей страны. Очень нелёгкой, не сладкой и не простой жизни. В малом отражено большое — эти слова являются очень подходящими для данного фильма — «бьют в самую точку». Через маленькую глухую деревню отображена жизнь такой огромной страны, коим являлся Союз Советских Социалистических Республик. Каждая деталь «малого» там неразрывно связана и отображает такое общее большое.

    Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Жизнь там течёт своей размеренностью и обыденностью. Также в эту глухую деревню были сосланы и «враги народа», в общем-то, «маленькие» люди, оказавшиеся именно такими «винтиками» в жерновах огромной тоталитарной машины. Брюзга и Копалыч как-бы растворились среди в общем-то серой массы жителей этой деревушки.

    Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики» Брюзга и Копалыч, они способны действовать, так-как являются Личностями, несмотря ни на что они остались Людьми, и именно Людьми, как-бы иначе не считала всепоглощающая тоталитарная власть. Они демонстрируют героизм, стойкость и мужество. Но что самое главное, они раскрываются как люди с собственной судьбой, хоть и поломанной, собственной жизнью, которая также неразрывно связана с жизнью и событиями целой большой страны. Очень трогательный момент, когда реабилитированный Брюзга находит родных погибшего Копалыча, чтобы известить их о его судьбе.

    Отдельный и очень яркий по крайней мере для меня эпизод фильма — убийство уголовниками милиционера. В белой рубашке, в крови, лежащего на крыльце… очень сильный момент. Также ещё есть и персонаж-противоположность Брюзге и Копалычу, хозяин дома, где поселились уголовники. Типичный трус, который боится.

    В этом фильме нет ничего оторванного и постороннего — всё взаимосвязано между собой: глухая деревня с целой страной, «винтики»-их судьбы с деревней и точно также целой страной — с целой эпохой. А что самое главное, «маленький» человек не может быть «маленьким», если он является Личностью, кто бы и как иначе не считал и к нему не относился. Замечательный фильм!

    24 марта 2012 | 04:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 297 руб.
    подробнее

    Новости


    6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    6-7 июля
    05.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 6-7 июля
    Даже кинематографисты из соцстран не были рады знакомству с Балуевым (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    25.В бой идут одни «старики»8.519
    26.ЗверополисZootopia8.515
    27.Властелин колец: Братство кольцаThe Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring8.513
    28.ОтступникиThe Departed8.513
    29.Бриллиантовая рука8.511
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.18%
    27.Ночная жизньLive by Night92.74%
    28.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.74%
    29.Человек-муравей и ОсаAnt-Man and the Wasp92.69%
    30.Звёздные войны: Эпизод 8Star Wars: Episode VIII92.19%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft71
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse101
    Плюмбум, или Опасная игра22
    ДовериеThe Trust8
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War141
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.267
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.894
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.556
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры