всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга недалеко от Петрозаводска с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Мой первая «рецензия».

    Очень сильный фильм. Пронзительный, запоминающийся, реалистичный, по-своему трогательный, в нём очень удачно сплетаются трагизм и в некоторой степени — оптимизм и вера в светлое будущее.

    Несмотря на то, что фильм идёт полтора часа — за это время я буквально вжился в этот мир, стал ещё одним обитателем этой глухой деревушки со своей атмосферой, со своим течением времени и со своими… героями. Да, героев я увидел только под конец фильма, но это того стоило.

    Отлично раскрыт характер каждого персонажа. Ничего лишнего — всё очень стройно и лаконично. Каждый как будто бы занимает в этой деревне(читай — своём, отдельном маленьком мире) свою роль, выполняет свои действия. И насколько мне сразу понравился «Копалыч» в исполнении А. Папанова, настолько же с отвращением я смотрел на труса и в каком-то смысле предателя в роли Юрия Кузнецова. К актёрам претензий никаких — всё сыграно замечательно.

    Музыка… Да, это что-то. Я помню, что смотрел этот фильм, когда был совсем маленький — мне тогда лет 8 было. Помню, плакал сильно под эту музыку, когда… не, не буду спойлерить.

    Ещё вспомнил про игру актёров — всё-таки, с каким же наслаждением я наблюдал смерть каждого из тех ублюдков-уголовников. Особенно мне понравилась ситуация с «расстрелом» уплывающего на лодке бандита. Ещё одно доказательство прекрасной актёрской игры.

    В общем, я мог бы очень долго писать про этот фильм — потому что он затрагивает огромное количество проблем и конфликтов того времени. Но это уже всё сделано до меня, поэтому мой вердикт:

    Фильм — шедевр времён перестройки, смотреть всем, недостатков не нашёл, прекрасная игра актёров, прекрасная музыка, прекрасная атмосфера. Браво!

    И… Анатолий Дмитриевич, спасибо Вам за эту роль. Вы были великолепны. Низкий поклон Вам.

    10 из 10

    18 апреля 2012 | 13:31

    Этот фильм — подлая антисоветская поделка периода горбачёвской контрреволюции — перестройки.

    Дорвавшиеся до власти в партии антикоммунисты поставили цель — подрыв государства рабочей власти и возврат к капитализму, узаконение эксплуатации человека человеком, и этот фильм — ложь, ведущая их к реализации этой антинародной цели.

    Снят фильм так, чтобы зритель решил, что Советская власть — причина всех на свете бед. Виноваты по фильму во всех бедах Сталин и Берия, ну и конечно проклятые коммунисты вообще, но никак не антисоветчики Хрущёв и Горбачёв, вместе с режиссёрами вот таких фильмов, а хорошими могут быть только «невинно осуждённые жертвы массовых сталинских политических репрессий». По фильму выходит, что всё плохо в стране Советов, лишь на прекрасных людях — политических заключённых ещё держится земля русская.

    Мерзкий клеветнический фильм. И в том, что в стране бандиты есть, и в том, что якобы невинно осуждали политических виноваты Сталин и Берия, а хорошие только те, кто снял эту антисоветчину и мечтает о реставрации «идеального мира» — капитализма. К этому клонят авторы фильма, на это работают.

    На деле же никто таких злостных урок не амнистировал, а невинных политических как выдумал Хрущёв, так об этом и вторят ему до сих пор.

    Глядя этот фильм в детстве я конечно ничего этого не понимал. Обидно за Папанова, что свою актёрскую честь в конце жизни он запятнал участием в таком фильме. Разочарование.

    Фильм по духу до боли напоминает современные антисоветские фильмы Михалкова.

    5 февраля 2015 | 21:42

    Фильм конечно снят хорошо, игра актёров на высоте. Но к сожалению именно такое, достойное в художественном плане кино, «перекручивает» исторические факты и оставляет неверное представление об исторической эпохе.

    С удивлением прочитал на сайте в разделе «Знаете ли вы, что..» следующее: «27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников». Откуда взята эта информация? Из вышеназванного указа? Так не было такого там. Его никто просто не удосужился прочитать, и миф «перестроечного» времени засел у всех в голове.

    Считаю необходимым привести выдержку из указа:

    «Президиум Верховного Совета СССР считает, что в этих условиях не вызывается необходимостью дальнейшее содержание в местах заключения лиц, совершивших преступления, не представляющие большой опасности для государства, и своим добросовестным отношением к труду доказавших, что они могут вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами общества.

    Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

    1. Освободить из мест заключения и от других мер наказания, не связанных с лишением свободы, лиц, осужденных на срок до 5 лет включительно.

    2. Освободить из мест заключения осужденных, независимо от срока наказания, за должностные и хозяйственные преступления, а также за воинские преступления, предусмотренные ст. ст. 1934 п. «а», 1937, 1938, 19310, 19310 «а», 19314, 19315, 19316 и 19317 п. «а» Уголовного Кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик…

    7. Не применять амнистии к лицам, осужденным на срок более 5 лет за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство…»

    Я думаю пояснять не надо. Есть и другие исторические неточности в фильме (неточности ли? или совершенно осмысленная тенденциозность?), но писать о них не хочется.

    Фильм достоин просмотра, но при этом не следует его воспринимать как исторический документ того неоднозначного времени…

    15 сентября 2012 | 14:28

    Фильм, снятый в год моего рождения, который я посмотрел спустя ровно полвека после описываемых событий.

    Не буду много говорить о сюжете, чтобы не отбить охоту у тех, кто еще не смотрел, а для тех, кто уже смотрел, я вряд ли скажу что-то новое. Скажу лишь то, что он на уровне долларовой трилогии Серджио Леоне и «Семи самураев» Акиры Куросавы. С обоснованным пафосом, но с поправкой на исторические события и свойственный нам фатализм. Наш герой не смотрит с надеждой на рассвет и уходит он не в закат. Прикурив у прохожего, он уходит в пустоту по серому осеннему парку, шагая по ковру из опавшей листвы, обходя наивных детей, равнодушных обывателей и транспаранты, где написано золотом по красному…

    Не буду я говорить и о том, что это фильм про ушедшую эпоху, где были жестокие правители, коварные бандиты, беспринципные карьеристы и униженные, но благородные герои. Эпоха та же самая, её просто не освещают такие маяки как Анатолий Папанов. Контраста стало меньше, вот многим серым мышкам и кажется, что жить стало лучше и веселей. Когда кажется, то можно попробовать перекрестится. Некоторым помогает.

    Это фильм о одиночестве человека, который стремится к какой-то высшей, нематериальной цели. Ведь, как сказали классики, «незаурядный человек хочет оставить по себе мир иным, нежели тот, в который он явился, — лучшим, обогащённым его собственным творчеством. Для этого он готов пожертвовать большей частью радостей или даже всеми радостями, которыми наслаждается человек заурядный.»

    10 из 10

    28 июля 2013 | 06:08

    «Холодное лето пятьдесят третьего» я решил посмотреть ввиду того, что наш университетский преподаватель граждановедения порекомендовал его всей нашей группы, как великолепнейшую кинокартину, «которая перевернёт ваше мировоззрение». Правда, никакое мировоззрение не перевернулось, но фильм действительно оказался очень интересным. Что ни говори, в картине блестящая актёрская игра, работа композитора и режиссёра. В общем, потраченного времени ни чуть жалко. Однако при этом хочу особо заметить, что «Холодное лето…» фильм исторически недостоверен и имеет не слишком заметную, но явную антисоветскую направленность. Почему «не слишком заметную»? Просто в кинокартине нету никаких наездов на сам Советский строй, только этакие намёки на злодейскую сущность Сталина, Берии и карательных органов. А по моему, всё-таки подобные наезды на человека, 30 лет правившего СССР есть именно антисоветизм. Притом в жёсткой форме.

    Но вернёмся к исторической недостоверности. Во-первых, бериевская амнистия де-юре не предусматривала освобождение столь матёрых рецидивистов, какие показаны в фильме. Всем известное усиление же кримоногенной обстановки в стране объясняется в первую очередь тем, что амнистированная молодая шпана похватала на зоне блатные замашки. И уж тем более, амнистия не играла никакой роли в кремлёвских интригах. Во-вторых, что более существенно, судьба главного героя капитана Лузгина вообще нереальна — по сюжету выходит, что ему за один (!) лень немецкого плена дали целых 8 лет лагерей! Такого не бывало. Не верящим в это хочу посоветовать ознакомится с биографией Героя Советского Союза Сергея Прокофьевича Лисина. Лисин просидел во вражеском плену не один день, а почти два года и после освобождения мало того, что его даже в тюрьму не посадили, так он ещё успешно продолжил свою службу во флоте. В отставку вышел только в 1970. Что поделать, антисоветчики они такие — с факты они дружат мало, предпочитая включать свою богатую фантазию, с помощью которой чего только не напридумывают.

    9 из 10

    7 августа 2013 | 13:31

    Это фильм о сломанных, но не сломленных, о том как и когда проявляется истинная сущность человека.

    Иногда приходится выбирать между тем, что легко и тем, что правильно. Подобный выбор пришлось сделать политзаключенным Лузге и Копалычу. Оба могли уйти, спокойно доживать отпущенные им дни. И никто не хотел умирать, но есть такая профессия — Родину защищать, не ту, которая тебе всю жизнь искалечила, а ту которая состоит из таких вот Шур, Манковых, Зотовых и Лидий…

    Вообще, фильм заставляет задуматься очень о многом, но мне хотелось бы упомянуть очень символичную финальную сцену, где герой Приемыхова подкуривает у седовласого старца, ведь в душе Басаргин и есть старик, который не понимает и не поймет новое поколение.

    Да, времена меняются, но человек всегда должен оставаться Человеком!

    24 апреля 2011 | 01:42

    Трудно оценивать работу людей, приносящую плоды подобные такому фильму. Сценарист не придумывает и не ищет, потому что жизнь такая. Актёры не играют… Папанов работает, Кашпур боится, Приемыхов бьется, Кузнецов заискивает, Буряк радуется, Степанов морщит лоб…

    Риторический вопрос «Что дала тебя твоя власть?» звучит как-то парадоксально неинтересно. Потому что всего лишь хочется жить… Выжить в этой ужасной и обволакивающей атмосфере безнадёжно и безвинно упущенного времени.

    10 из 10

    22 июля 2008 | 17:30

    Человек и власть. Гражданин и государство. Мораль и политика. Должна ли быть связь между ними? Конечно, должна. Причем быть она должна не искусственной, не ложной, не для видимости. Иначе государство будет жить по своим собственным правилам и законам, принимая обычных людей за бездушных оловянных солдатиков и заставляя их испытывать не только моральные, но и физические страдания.

    Разве это не безумие — признать человека по каким — то совершенно незначительным причинам либо вообще заведомо невиновного врагом народа или предателем. А родственники должны заставлять себя отрекаться от них за — за страха не последовать той же дорогой… Или выпустить на свободу отъявленных преступников…

    Очень сильный фильм, заставляющий любого хоть капельку задуматься над своей историей. Очень сильные актеры, создавшие убедительные образы тех людей, что столкнулись с чудовищной несправедливостью и вынужденные — ибо другого выбора нет -мириться с этим, но при этом остающихся честными и не изменяющих своей собственной совести.

    Музыка в фильме невероятно красивая и запоминающаяся. Она настолько точно по своему настроению совпадает с рассказываемой историей, что перестает быть обычным музыкальным оформлением. Она становится почти главным элементом в этом фильме, благодаря которому зритель не только верит тем событиям, что он видит на экране, но и пропускает все это через себя. Именно музыка словно «вскрывает» эту историю и выводит на поверхность весь смысл и сущность этого фильма.

    9,5 из 10

    P.S. «У нас просто так не сажают…»

    6 ноября 2009 | 12:41

    Не думаю, что найдется человек, который ещё не видел этот фильм. Благо, его и в магазине на полках можно легко найти и по ТВ его показывают достаточно часто. Тем не менее попробую кое-какие мысли изложить. Возможно кто-то и прочтёт даже (хочется смайл в этом месте поставить)

    Вопреки, мнению, высказанному где-то выше, не думаю, что период, описанный в фильме — малоизвестный. Бериевская амнистия, когда весной 1953 года все, кроме некоторых политических, были отпущены из тюрем. Поскольку не все сидящие в них, были образцами культурного поведения, по соседним областям стали шастать различного рода криминальные элементы. Одна из таких групп забредает в прибрежную деревню, сгоняет всех жителей в один амбар, а двоих находящихся на территории политзаключенных просят похоронить убитого участкового…

    Фильм, о котором одновременно и хочется говорить много и не знаешь с чего начать. В первую очередь скажу, что у меня возникла чёткая параллель происходящей на экране обстановки, когда в воздухе витал «запах свободы» — умер такой противоречивый для многих Великий вождь Иосиф Виссарионович Сталин и у всех была надежда на новые времена, которые тогдашний народ представлял себе очень смутно. Аналогично, в то же время когда был снят фильм — 1987ой год, когда в СССР уже снималось совсем что-то невообразимое (фильмы Соловьёва я в расчет не беру — у меня с этим режиссером очень сложные отношения — я считаю, что его фильмы чудовищно и безнадежно устарели), в воздухе так же витал этот «запах перемен» и ощущение, что вот-вот — доживаем последние месяцы в этой эпохе.

    Атмосфера фильма создана блестяще! Александр Прошкин говорил в своём интервью по поводу этого фильма, что они чуть ли не поклялись с оператором, что ни одного солнечного кадра в фильме не будет. Ощущение какой-то безвозвратной утери у меня создаётся при просмотре этого фильма. Как мы потеряли полюбившегося героя Папанова (по трагическому стечению обстоятельств он не дожил даже до выхода фильма в эфир и умер ещё в процессе съёмок), так мы потеряли и сталинскую эпоху (кто бы как к ней не относился) и вообще советскую эпоху и всех актёров, которые исполняли основные роли — ни упомянутого Папанова, ни Приёмыхова, ни Степанова. Да и деревня, в которой снимался фильм через несколько лет полностью выгорела до последнего дома и полностью исчезла с карт. И всё это мы видим под гениальную музыку, которая пробирает просто до дрожи. Странные полярные ощущения одновременно и надежды на светлое будущее (что, должно быть, испытывали люди в том время) и полной безнадёги, когда и бандиты убиты и героев не осталось. За исключением персонажа Приёмыхова.

    Немного отступлю — пересмотр в голове сценария натолкнул меня на мысль, что существует в принципе по общей задумке сходный с «Холодным летом» сюжет — это «Крепкий орешек». Когда всех людей сгоняют в общее «стойло», захватчики держат их под охраной чтобы дождаться определенного момента. И здесь и там присутствует человек, который пытается как бы и помочь бандитам и одновременно не хочет оказаться им сочувствующим. Скорее всего случайность, но сценарий этого фильма был написан не в год съёмок фильма, а несколько раньше.

    В окончании скажу, что фильм обязателен к просмотру. Если вы хотите увидеть русский боевик с, извините, вестерновой в чем-то эстетикой. Если вам интересно погрузиться полностью в ТУ эпоху, и посредством музыки Евгения Мартынова в том числе, и испытать себя на прочность — то этот фильм для вас.

    9 из 10

    9 сентября 2012 | 19:41

    Этот остросюжетный фильм, снятый Александром Прошкиным в 1988 году, можно смело назвать последним, действительно интересным и захватывающим по своему сюжету фильмом, снятым на территории СССР (России). Увы, после этой ленты, наши режиссёры в лучшем случае снимают фильмы уровня «Сибирский цирюльник» (Михалков).

    Журнал «Советский экран», не зря признал ленту «Холодное лето пятьдесят третьего» лучшим фильмом 1989 года. Режиссер Александр Прошкин создал действительно интересный, остросюжетный фильм. 1953 год, умер Иосиф Сталин, и после смерти «Отца народов» в стране объявляется всеобщая амнистия. Участковый Манков (Виктор Степанов) участвует в облаве на уголовников, шестерым бандитам удалось уйти.

    Для замечательного советского актера Анатолия Папанова роль в этом фильме оказалась последней. Папанов, как и в других фильмах, где он снимался, сыграл на высшем уровне. Не уступает Папанову и Валерий Приёмыхов (лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году, за фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»). Очень жаль, что для обоих актеров этот фильм стал «лебединой песней». Папанов скончался вскоре после сьемок фильма, а Приёмыхов после этой картины снимался только во второсортных лентах. Но оба актера сумели «громко хлопнуть дверью». И Папанов и Приёмыхов создали персонажей, за которых действительно переживает зритель. Так же особенно хочется отметить замечательную музыку, написанную композитором Владимиром Мартыновым.

    Итог: Последний великий фильм, снятый в великой стране, и последняя роль великого актера.

    9 из 10

    7 июля 2012 | 22:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 289 руб.
    подробнее

    Новости


    6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    6-7 июля
    05.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 6-7 июля
    Даже кинематографисты из соцстран не были рады знакомству с Балуевым (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent52 263 680
    2.ЗолушкаCinderella34 967 659
    3.Ночной беглецRun All Night5 032 323
    4.ГанменThe Gunman5 028 702
    5.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4 627 340
    20.03 — 22.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    205.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.106
    206.Билли ЭллиотBilly Elliot8.105
    207.СтенаPink Floyd The Wall8.105
    208.Красота по-американскиAmerican Beauty8.104
    209.Как приручить дракона 2How to Train Your Dragon 28.104
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Номер 44Child 4494.34%
    17.Вне себяSelf/less94.18%
    18.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.18%
    19.Дом странных детейPeregrine's Home for Peculiars94.17%
    20.007: СПЕКТРSpectre94.15%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЦимбелинCymbeline5
    Судья Дредд 3DDredd198
    Тренировочный деньTraining Day97
    ИнтерстелларInterstellar993
    Изгнанник: Серебряное крыло ФамLast Exile: Gin'yoku no Fam2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.534
    Призрак7.519
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.317
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.710
    ЗолушкаCinderella7.484
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Как поймать монстраLost River09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    премьеры