всё о любом фильме:

Небеса обетованные

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийГенриетта Альтман, Эльдар Рязанов
директор фильмаВалентин Черных, Виктор Глухов, Карлен Агаджанов
операторЛеонид Калашников
композиторАндрей Петров
художникАлександр Борисов, Сергей Иванов, Ирина Гинно
монтажВалерия Белова
жанр драма, комедия, фэнтези, ... слова
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время125 мин. / 02:05
Трагикомическая история о бездомных людях, живущих на городской свалке, об их судьбах, радостях и горестях. Они борются за место под солнцем с городскими властями, отстаивая свое право жить на земле не страшась даже танков, посланных чиновниками…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1992 году.
    Фрагмент 01:29

    файл добавилАнна в лепестках

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 28 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я не люблю трагикомедии. Если взялись снимать драму (тем более социальную), то юмор здесь, как минимум, не уместен. С самых первых кадров, где Президент рассказывает о контакте с инопланетными существами, мне уже хотелось выключить этот фильм. Но я все-таки досмотрел его до конца.

    Сюжет должен был получиться весьма трогательным. Люди с образованием скитаются по помойкам и просят милостыню на улице. Раньше у них было все, а теперь даже свое пристанище им приходится отвоевывать у властей, которые собираются сдать эту землю в аренду иностранцам. У каждого из них своя судьба и свой путь, который привел к такому плачевному существованию.

    Но сопереживать таким героям совсем не хочется. Наши обездоленные сетуют на голод и холод, но при этом всегда находят деньги на очередную бутылку. Отсюда и вывод, что не судьба их выкинула на улицу, а они променяли ее на алкоголь. Из всех актеров мне понравилась только Лия Ахеджакова. Она мастерски собирала дань с прохожих. Жалко было сначала Катю Иванову, которую сын побил и выгнал на улицу. Но после ее рассказов о том, как она жалела всех мужчин и после этого рожала от них детей, ее образ уже не вызывал во мне сострадания.

    А уж про полеты в небеса на своем паровозе я вообще молчу. Хотелось бы больше реализма. Если и смотреть этот фильм, то только ради Ахеджаковой. Остальное мне не понравилось.

    3 из 10

    16 апреля 2011 | 15:28

    Согласно писанию, Бог сказал Моисею, что вызволит евреев из египетского плена и приведет их в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мёд». Обещание свое он выполнил и привел их в Палестину, «землю обетованную»…

    Прежде чем написать эту рецензию, я решили проштудировать сайты Интернета и прочитать отзывы на фильм. Увидела много нелицеприятных реплик в адрес его создателей, и сильно расстроилась. Как можно критиковать «Небеса обетованные»! Критиковать, наверно, легче всего. Вот люди и не жалеют слов. Сама лично считаю, это самый лучший, самый сильный и самый острый фильм, какой только мог придумать гений Рязанова. Писали, что в трагедии юмор неуместен. Писали о плохой игре актёров. Даже было такое, что Рязанов выдохся и его работа «Небеса обетованные» — худшая из всех.

    Под всем вышесказанным подписываться не собираюсь. Мало того, на этих нескольких листах белой бумаги буду яростно фильм защищать.

    Картина «Небеса обетованные» родилась, когда советская эпоха подходила к концу. Гибель империи была неизбежна. Страна разваливалась на глазах. И никто не знал, что будет после. И мне кажется, Эльдар Александрович решил оставить потомкам наследство — фильм, рассказывающий правду о том смутном времени. Я не думаю, что он сильно приукрасил действительность. Все так и было на самом деле. СССР окончательно не стало в декабре 91 года, а картина увидела свет на два месяца раньше.

    На окраине города свалка. Это пристанище для нищих. На самом деле обитатели помойки вовсе не бомжи, а интеллигентные люди. Еще вчера они были музыкантами, поэтами, артистами. А сегодня живут за чертой бедности. Художник Рязанов описал судьбу каждого в отдельности.

    Актёры в фильме заняты первоклассные. Лия Ахеджакова сыграла опустившуюся художницу Амфимью Степановну (или по простому — Фима). Когда-то она жила на широкую ногу: пила только шампанское, разъезжала на такси. Но о красивой жизни пришлось забыть, когда сменилась власть. Несчастья, выпавшие на долю ее семьи, и беспечный характер привели Фиму на паперть. «Жертва коммунистического террора», как Амфимья сама себя называет, прогибаться под новый строй не собирается. Она по-прежнему вольный художник. Много пьёт. Говорит то, что думает. Она цинична и добра одновременно.

    Самый мой любимый персонаж — брат Фимы, композитор Федя. Его бесподобно играет бесподобный Олег Басилашвили. Биографию Феди мы узнаем по случайно брошенным фразам. Когда-то он сидел в лагерях, обвиненный в шпионаже за то, что сыграл что-то иностранное. Сейчас смешно это слышать. За исполнение чужих композиций сегодня не сажают. Но ведь были времена, когда людей не жалели и отправляли в ссылки. У Феди нет своего жилья. Все имущество прокутила сестра. Он живет по чужим дачам, которые хозяева оставляют на зиму пустыми. Федор — персонаж слабохарактерный. Он влюбляется в пэтэушницу Жанночку, разряженную, как новогодняя елка и вульгарную, как заправская девка. Это любовь в итоге и приводить его к погибели.

    Ольга Волкова в образе Мамули просто бесподобно. Я думаю, это лучшая работа актрисы. Она добрая, безотказная, преданная. Всех жалеет: партийных работников, шофёров, садовников и дворников. У самого Эльдара Александровича она ассоциируется и Россией-матушкой. Она накормит и напоит, слова дурного не скажет, и ни в чем не упрекнёт.

    Каждый актёр в рязановском ансамбле достоин отдельного рассказа. Валентин Гафт, Наталья Гундарева, Вячеслав Невинный, Леонид Броневой, Роман Карцев, Светлана Немоляева, Людмила Иванова, Нина Русланова, Александр Пашутин, Михаил Филиппов, Сергей Арцибашев. Но в этой рецензии мне хочется уделить больше внимание самому фильму.

    Помните эпизод, когда Президент, герой Валентина Гафта, размахивает «клешнями» и пытается взглядом мыслей наслать на докторшу радикулит. В 90-е с развалом страны стали появляться и желающие обворовать эту самую страну. Сомнительные личности выдавали себя за магов и волшебником, способных снять любую хворь, и избавить от всех болезней. Рязанов мастерски посмеялся над этим явлением пост советской эпохи.

    Еще, на мой взгляд, Эльдар Александрович хорошо поиздевался над культурой поведения русского народа в целом. Помните сцену на мосту, где Президент разговаривает с Федей. Рядом ходят люди, все они толкаются, выкрикивают нелицеприятные слова, порой не отказываются и от красного словца. Это только в России такое возможно. В других странах обязательно скажут «извините».

    Еще мне хочется поговорить, как мастерски авторы обыгрывают положение с нехваткой рабочих мест. «Придется в лапу давать, чтобы получить место», — говорит героиня Лии Ахеджаковой. Только тогда это не сильно афишировалось, а сегодня уже не скрывают, чтобы хорошо сидеть в глубоком кресле, надо хорошо сначала заплатить.

    У власти — вчерашние воры, криминальные авторитеты. Помните, герой Валентина Гафта говорит: «Сегодня многие, кто сидел, вышли в президенты.

    А кто сейчас президент, еще сядут».

    Еще один приём, чтобы высмеять власть — говорящие имена героев. Этот прием известен еще со времен Островского и Гоголя. В фильме злую собаку зовут Лаврентий Павлович. В сознании простого люда имя партийного руководителями Берии всегда ассоциировалось с тиранией и государственным насилием.

    Главная проблема советской экономики — нехватка и дефицит товаров дошла до точки кипения. И в конце 90-х и в рязановских «Небесах обетованных». С прилавков исчезло все, кроме хлеба. По всей стране начала действовать система талонов. И это очень хорошо высмеивает мастер в эпизоде, когда две героини фильма приходят в Дом милосердия. Там, как тиражируют все средства массовой информации, их должны бесплатно напоить и накормить. Но у несчастных женщин требуют талоны. Когда талонов не оказывается, их нагло выставляют за дверь. Вот так «пахло» милосердие после развала Союза.

    Давно известно, что Эльдар Александрович сам пишет стихи. А потом под музыку композитора Андрея Петрова на свет появляются маленькие шедевры. Раньше Рязанову было стыдно за свое творчество, и он скрывал сей факт написания. Сначала прятался под женскими именами, потом именами английских поэтов. Но к моменту рождения «Небес обетованных» Эльдар Александрович уже ничего ни от кого не скрывал. Его романс, исполненный Еленой Камбуровой, «Господи не охнуть, не вздохнуть…» нужно слушать в тишине, дома, сидя у горящего камина. И внимательно вслушиваться в каждое слово. Попробуйте…

    Кульминация картины — самая последняя сцена. Это своеобразный ход, когда в конце фильма паровоз с нищими летит небеса обетованные. Они летят туда, где нет лжи, предательства, коммунизма. Грустный конец. Интеллигенция умирает, а боевики остаются…

    Вообще мне кажется, «Небеса обетованные» — один из таких фильмов, который можно смотреть миллион раз. И каждый раз он будет новым и интересным.

    (июнь 2011)

    5 августа 2012 | 20:45

    Много подобных фильмов снимали в то время. 90% подходило под определение «чернуха». Замечательные актеры, замечательный режиссер. Но, какой смысл небес обетованных?

    Тяжелое безрадостное время, полное уныния. Люди, которых еще советская власть выбросила на помойку, по обыкновению всех групп, отрезанных от общества, организуют свой мирок. У них своя власть, свои законы, свои идеи и мечты. Проходит время, кто-то умирает, приходят новые люди в это сообщество отверженных, те, кого уже новая власть выкинула на помойку.

    Но, нет здесь еще молодых, все судьбы жителей помойки — судьбы людей, которые строили страну, воевали как на фронте, так и в тылу, выступали за свободу, еще при «тех».

    И, вот, этот маленький мирок — судьба стариков, которых государство бросило на произвол судьбы, у которых отобрали их дома, их историю, их прошлое. Это они создали родину — ее просторы, заводы и поля, они отстояли их в войнах, они думали и говорили, когда другие молчали и прятались.

    Но даже советская власть дает старикам возможность дожить спокойно свой безрадостный век, в их нищей свободе. Новым хозяевам — умным, образованным, сытым, равнодушным, нужна даже эта помойка, им нужно все.

    Старикам, которые уже и не люди, которые мешают в планах новых хозяев жизни, вежливо предлагают переехать… слово концлагерь лучше всего подходит, может еще — резервация. Не важно как называется, важен смысл, который вкладывается.
    И вот самая сильная сцена фильма.

    По всем правилам боя — первыми идут (как не называй трактора) все равно танки, проламывая оборону… врага. Затем бряцая по щитам дубинками (еще старого образца, в народе прозванными демократизаторами) наступают плечом к плечу, идут те, у кого основной заповедью является защита жизни, здоровья, прав граждан, интересов общества и государства. Идут защищать жизнь, здоровье и права людей. Нет у тех, кто не нужен новым хозяевам, кто уже не сможет как раб работать на новых хозяев, даже клочка обычной помойки.

    И только старый паровоз, как бронепоезд вперед летит с теми, кто смог выбраться.

    Зачем мечтать о добрых инопланетянах, о боге, о высших существах, которые в милости своей захотят спасти и вознести на небеса тех, кому нет места на земле. Тех, мимо кого люди проходят каждый день стараясь не замечать, тех у кого когда-то была нормальная жизнь, дом. Тех, кто когда-то маленький сидел в чистой рубашечке на коленях у мамы, а рядом стоял папа и улыбаясь говорил: «Вот вырастешь будешь…»

    Не будет красивого снега (зачем оправдывать себя сказками), а, будет взрыв, когда разлетится котел паровоза. И, останки людей и машины, сгребут бульдозерами в братскую могилу, и на всем этом поставят завод по производству презервативов.

    Спасибо талантам, что показали идею, которая страшнее любой чернухи. Спасибо людям, которые воспринимают мир какой он есть, но дают остальным возможность помечтать, что кто-то спустится, и воля его будет на земле, как и на небесах.
    Две тысячи лет назад, сомкнутым строем, грохоча о широкие щиты железными мечами, шли на аренах цирков римские воины, чтоб убивать первых христиан. А, те, сбившись плотной кучкой, возносили к богу молитвы, готовившись вознестись на небеса обетованные, или надеялись на чудо?

    1 июня 2009 | 16:07

    Очень сложные противоречивые чувства рождает фильм… Конечно, трагикомедия вообще очень сложный жанр…

    Рязанов сочетает не сочетаемое — смех и поведение благополучного человека с явно трагичными явлениями, «больным» поведением, и «больным» обществом.. Это сочетание с одной стороны режет глаз и раздражает, а с другой, наоборот, усиливает интерес к фильму.

    Много гротеска и аллегории.. особенно в конце…

    Рязанов снимает в своей манере, но уже не в свою эпоху, а в новую для него эпоху, и хотя этот стиль для такого повествования не уместен, но видимо автор хотел, очень сильно хотел внимание привлечь к этой больной для всего общества теме… теме людей, выброшенных по той или иной причине на «помойку» этой жизни и об отношении к ним. Эти отверженные — сообщество простодушных «маленьких» людей с большой наивной душой, чувствами и волей к жизни…

    Это «фильм — крик»

    Если оценивать фильм как произведение кинематографа, то можно много спорить и рассуждать как в его пользу так и нет… А я не берусь оценивать фильм таким образом.. Скажу только, что как бы кто не судил, прекрасные актеры, играющие в фильме не дадут никому оценить фильм совсем низко. Смотреть на игру актёров — большое удовольствие (хоть их игра и не «спасает», увы, сам фильм от отрицательных оценок).

    А если оценивать картину чувствами, душой — тут совсем другая оценка будет… Фильм заставляет задуматься. Он как зеркало той эпохи и он открывает глаза на то, на что обычно не хочется смотреть, на что смотришь, но не видишь… Заставляет задуматься над многим.

    Думаю суть фильма как раз в том, чтобы заставить наше общество задуматься над тем, что происходит с нашим народом… Те люди, которые жили и добросовестно трудились на благо родины, отдавали свои силы, строя и созидая, оказываются выброшенными на произвол судьбы.. Они за всю свою жизнь привыкли к тому, что государство защищало и заботилось о них, как вдруг — государству нет до них дела… В таких условиях выживают молодые, сильные, умные, хитрые, равнодушные и пробивные… Но конечно не эти старики…

    Печально то, что в современном нашем обществе не так уж много чего изменилось в лучшую сторону… Люди пенсионного возраста, люди советской эпохи и психологии, совершенно не приспособленные к нынешним волчьим реалиям и законам выживания, влочат по большей части жалкое существование и каждый из них зависит от того насколько ему повезет…

    Так что в судьбе этой группы выброшенных людей можно проследить судьбу целого поколения, доживающего свой век в нынешней России…

    Но есть еще один смысл в фильме — автор показывает нам не только судьбу и характеры отверженных героев но и их ДУШИ, чистые, добрые, светлые, утонченные… Не смотря на внешний облик героев, их грубость и неряшливость, эта душевная чистота в них хорошо видна. И особенно горько то, что эта чистота не замечается и отвергаются нашим обществом, душа которого, опьянённая вседозволенностью под маской свободы всё более черствеет и грязнеет…

    PS: В господстве диких прав совесть звереет. Каждый из нас, живущих в новую эпоху демократии должен взращивать и культивировать в себе свою совесть, чтобы оно было мерилом его жизни и новым ограничителем в условиях нашей демократичной «свободы». Общество ещё долго будет учится различать добро от зла и растить свою душу до уровня души этих героев фильма, которых оно посчитало отбросом и от которых безразлично отвернулось…

    21 февраля 2011 | 05:34

    Общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. Википедия

    Социальная лестница — неизменный атрибут любого цивилизованного общества, мерило человеческого общения и влияния, порождающая классовую борьбу, бунты и революции.

    Еще вчера ты стоял у подножья горы, в предвкушении великого и грандиозного, вынашивая в своей голове гениальный план, как добиться всего в этом жестоком и удивительно «упругом» социуме, а сегодня ты уже на вершине мира, упиваясь свободой и видимым благополучием, победив систему и став во главе неё! Но завтра… Завтра эта самая система загонит тебя на самое дно своей жизненной составляющей, лишая вмиг всех званий, привилегий и наград, практически сравнивая с землёй, безжалостно отнимая всё то, что нажито долгим и непосильным трудом, и превращая тебя в «отбросы общества», заставляя опуститься ниже собственного достоинства и влачить свое жалкое существование, живя на помойке с вечно протянутой рукой!

    1991 год. Огромная социалистическая держава, пережившая на своём веку немало великих побед и горьких поражений, но не сжившаяся со своей собственной партийно-номенклатурной идеей, как червь, разъедающая систему изнутри, бесповоротно шла к своему грандиозному упадку и неизбежному развалу. Впереди её ещё ждали долгие годы полного хаоса и беспорядка, тяжёлые времена застоя в промышленности и культуре, расцвета криминала и предела сфер влияния, раздача за бесценок бывшим комсомольским и партийным вожакам промышленного достояния и национальных богатств. Её ждали те самые, трагические и навечно врезавшиеся в память танковые залпы по Белому Дому, охваченному огнём, в котором горело её прошлое и зарождалось будущее, и кровавый октябрь 93-го, проведённый в бессонных ночах защиты того самого Белого Дома, ставшего последним оплотом демократии и независимости. Но всё это было впереди, а тогда…

    Когда, не побоюсь этого слова, великий советский кинорежиссёр Эльдар Рязанов, подаривший миру такие замечательные картины, как «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или с лёгким паром», «Гараж» садился писать сценарий к «Небесам обетованным», он, наверное, и не мог предположить, что его фильм станет своего рода пророческой аллегорией ко всем событиям, развернувшимся в год его выхода на экраны, и к неизбежным последствиям для страны в целом. Он не мог предположить, что жалкие и бездомные бомжи станут едва ли не главным олицетворением зарождающихся грандиозных перемен в душах и умах населения и правительства, а танки в конце фильма наглядно отразят собой витавшее и носившееся в воздухе неумолимое предвидение путча.

    Картина была снята в годы предсмертной агонии советской власти и наглядно демонстрирует весь абсурд и маразм той эпохи, не оставляющей за собой практически никакой ценности, кроме того самого среднего класса интиллигенции, состоящего из учителей, врачей, младших и старших научных сотрудников, бухгалтеров и служащих. Той самой прослойки общества, как выразился один небезизвестный человек, питающейся кефиром, но читающей умные книжки, и, собственно, выброшенные этой самой системой на городскую свалку — последнее прибежище и светлую надежду, пусть и сугубо утопическую, доведённых до состояния полной безисходности, но находящие в себе силы, чтобы не только существовать, побираясь на улице и в бесплатных столовках для нищих, но и жить, в полном смысле этого слова, чувствуя крепкое и надёжное плечо рядом стоящего, и находя во всём этом свой глубокий жизненный смысл и место и время для скромных жизненных радостей.

    Режиссёр в этом фильме не стал испытывать судьбу и пригласил для участия в нем старый добрый актерский ансамбль, сложившийся ещё со времён «Служебного романа» и «Гаража» в составе блистательных Лии Ахеджаковой, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Светланы Немоляевой и целой плеяды замечательных актеров, занятых в образах второго плана, и не требующих особого представления, прекрасно чувствующих друг друга на площадке, с полуслова понимающих нужную интонацию дирижёра и художественного руководителя этого великолепного оркестра — Эльдара Рязанова. Все образы до единого были сыграны в фильме на пределе таланта и эмоций, являя собой самое лучшее олицетворение классических советских школ актерского мастерства, во многом оказав немалое влияние на его дальнейшую судьбу.

    Вышедший на экраны в 1991 году, фильм был в штыки воспринят широким зрителем, за долгие годы привыкшим к совершенно другому Рязанову, несущему в своих произведениях, несмотря на непременную толику «обнажающей» сатиры, необыкновенный жизненный позитив и эмоции. И именно поэтому «избалованный» кинолюбитель был совершенно не готов понять и принять это произведение, ставшее, на мой взгляд, своеобразным пиком гласности в позднесоветском кинематографе, открыто и справедливо обличающее все минусы существовавшего строя. Протестанты и завистники именовали фильм настоящей чернухой, не несущего в себе ничего нового, а лишь усиливающего все те упаднические настроения, витавшие в воздухе в предчувствии великой бури, ознаменующей собой настоящую революцию. Однако настоящие ценители и почитатели такого узнаваемого, ожидаемого и одновременно непредсказуемого творчества режиссера, с чьим именем связана целая эпоха в кинематографе, бесспорно считают этот фильм одним из самых лучших и откровенных произведений мастера своего дела, при всех его действительных и мнимых недостатках, поразительно точно чувствующего и передающего дух времени, не боящегося в своих творениях сочетать несочетаемое, ставя в один ряд плечом к плечу смех и слёзы, радость и печаль, грустное и смешное, прекрасное и ужасное, реальность и сказку. Настоящая, правдивая и, бесспорно, одна из самых сильных в эстетическом и эмоциональном плане трагикомедия, не пытающаяся скрыть истинное положение вещей за скучностью и однообразием штампов и стереотипов.

    В итоге получился, пожалуй, самый сложный, спорный и многогранный фильм гениального Эльдара Рязанова, названный некоторыми представителями сословия «кинопотребителей» началом эпохи заката творчества великого режиссёра, но, несмотря на это, ставший настоящим кассовым хитом своего года, и получивший рекордное количество статуэток «Ника», в том числе и в номинации «Лучший фильм 1991 года», оставивший после первого просмотра в далеких 90-х весьма странные и неоднозначные впечатления, но с годами все больше и сильнее развивающейся ностальгии и тоске по прошлому и былому, с каждым новым просмотром открывающий в себе всё новые грани понимания и осмысления этого театра абсурда, ставшего, своего рода, переломом в карьере известного режиссера, уже никогда после этого не возвращающегося ко своим старым и излюбленным методам и приемам в кино.

    Господи, ни охнуть, ни вздохнуть
    Дни летят в метельной круговерти
    Жизнь — тропинка от рожденья к смерти
    Смутный, скрытый, одинокий путь…
    Господи! Ни охнуть, ни вздохнуть!

    Снег. И мы беседуем вдвоем
    Как нам одолеть большую зиму
    Одолеть ее необходимо
    Чтобы вновь весной услышать гром
    Господи! Спасибо, что живём!

    Мы выходим вместе в снегопад
    И четыре оттиска за нами
    Отпечатанные башмаками
    Неотвязно следуя, следят…
    Господи, как ты метели рад!

    Где же мои первые следы?
    Занесло печальную дорогу
    Заметет остаток понемногу
    Милостью отзывчивой судьбы
    Господи! Спасибо за подмогу!


    Эльдар Рязанов.

    17 мая 2008 | 23:33

    Замечательнейший фильм! А какой прекрасный актёрский состав. Вот когда собираются такие таланты во главе с гением, тогда и получается такое волшебное кино.

    Каждый герой — это целая история. Про каждого можно написать отдельную книгу. Пройдя сложный путь, они оказались (как считается) на дне — на свалке. Но они остались Людьми (Человеками с большой буквы).

    Они оказались «выше своей судьбы». Они поднялись в небеса обетованные твёрдо стоя на земле и твёрдо придерживаясь и веря в свои убеждения, которые человечнее всех законов, составленных когда-либо человеком. Уважение. Вот что они смогли сохранить в своей маленькой стране.

    А их оппоненты… Кто ж из нас не без греха? И вот герои оказались жертвами «грехов» деятелей власти (тут можно привести цепочку, указать причинно-следственные связи и т. д. Так как все судьбы взаимосвязаны). Неужели в нашем мире свобода — это только красивое и сладкое слово? Неужели независимость бывает только в книжках и в мечтах? Почему Мы с вами создали такой мир? Самое важное в жизни — это, наверное, быть нужным. Они нужны друг другу. И они идут до последнего, отчаянно защищая себя, своего товарища, свой дом. Потому что это их последнее… Как та булочка, которую выслеживала Катя Иванова. И это сцена напомнила мне одну простую истину: нужно ценить то, что есть, каждую минутку своей жизни. Потому что ничего не постоянно. Сегодня есть, завтра есть, а послезавтра нет. Но делиться с ближним тоже нужно; от этого и булка слаще будет.

    - Так, у меня есть вполне приличный костюм. Я в нём защищал диссертацию. Щас я его принесу.
     — Да ты что, Соломон! Я же в него не влезу!
    - Но я был тогда полнее.
     — И выше!
     — …И выше…

    Выше? Выше? По какой такой лестнице он поднимался, что стал ниже того, кто приказывает переменить пути? По какой такой лестнице он поднимался, что стал ниже тех, кто «выполнял план по милосердию, любовь по разнарядке»?

    Почему они страдают? Потому что они верят. В добро. В голубой снег. В честного человека. В Человека!

    И люди прекрасной маленькой страны этой умирают за свою веру под печальные звуки скрипки. Они стоят плечом к плечу. В глазах страх и удивление. Но руки сжимаются в кулаки. Они ни за что не смирились. Они борются. Они будут бороться. И никакие танки их не остановят!

    10 из 10

    23 мая 2015 | 11:09

    Есть такой приём в кинематографии: визуализируя нечто, режиссёр отрицает реальность его существования, показывает иллюзорность, несбыточность этого «нечто». Что-то вроде мрачной иронии: да, как же, будет тебе вот это самое, раскатывай губы шире; нет его! Атеист старой советской закваски Эльдар Рязанов не только использовал этот приём в развязке фильма, но и вывел его в название. Сильно, но инфернально!

    Только ребёнок, глядя на паровозик, увозящий бомжиков на небо, может подумать, что несчастные спаслись. Любому человеку, хоть чуть-чуть разбирающемуся в искусстве, подтекст абсолютно ясен и, выходя из кинотеатра, сложно избавиться от образа расплющиваемых бульдозерами людей, проваливающихся в небытиё. А ведь могли бы ещё хорошо пожить годков десять-двадцать!

    Какова же отсюда мораль? Да самая что ни на есть заезженная: люди, любите друг друга, пока вы ещё живы, не делайте зла, создавайте рай на Земле! Я понимаю, советская школа… Не могу понять другого: где взять силы на любовь к ближним человеку, не верящему в загробную жизнь? Внутри себя? Да внутри каждого человека сидит пресловутый эгоцентризм большей или меньшей силы, а он не жалует ближних. Энергия на любовь к другим людям берётся снаружи, как раз из тех самых обетованных небес, в которые нужно сначала поверить.

    Престарелый Рязанов — зрелище не менее печальное, чем молодой. Экзистенциализм, однако!

    19 июля 2008 | 21:12

    Каким бы не был пожилой человек во времена своей зрелости, с достижением определенных возрастных пределов его мысли и поступки становятся незамутненными многозначными перспективами. Шелуха суетных метаний давно слезла, к новым требованиям организм не адаптируется. Хорошо, если морозная осень застигает человека в свитом гнездышке, если есть друзья-родные и небольшая кубышка на нехитрые нужды. Но, бывает, поворот судьбы подтирает ластиком арсенал прожитых лет, и извилистая дорога жизни упирается в глухой тупик свалки.

    Выброшенные на обочину живут именно там. Горстка ненужных людей смоделировала слепок общества, даже местного Президента выбрали, а целью вместо окончательно не построенного социализма выбрали путь в небеса, на которые вот-вот их должны забрать. Может, инопланетяне, может, какая другая Высшая сила. Но должны. Иначе для чего тогда биться с убежавшей вдаль жизнью за хлебные крошки.

    Фильм «Небеса обетованные» — это ипостась старика. Его идею полные сил назовут старческой придурью, кто пожестче — вообще маразмом. Но, какие бы сейчас мы не были красивые, умные и здоровые, через несколько десятков лет практически любой из нас будет либо прятать свои сомнения за свечками в ближайшем храме, либо остервенело хаять эту несносную молодежь (мы ведь такими не были, ноги и живот не оголяли, а старших слушались и почитали), либо (что совсем грустно) старательно связывать концы с концами, пересчитывая копейки для покупки хлеба социальных сортов.

    И это очень заметно в персонажах, за которыми мы все видим шлейф былых ролей. Вот бойкая секретарша Верочка сидит на ступеньках с картонкой для мелочи (Ахеджакова). Вот модистка из «Жестокого романса» не может вспомнить, как её зовут (Волкова). Неумолимый председатель гаражного кооператива пытается влезть в куцый пиджачок (Гафт). Всемогущий глава гестапо по старинке пробует командовать людьми в погонах (Броневой). Импозантный руководитель из заграницы робко играет на чужом фортепиано (Басилашвили). Но ещё больше наглядна проекция на роль самих известных артистов. Вячеславу Невинному суждено перед смертью потерять обе ноги, а Александру Белявскому, в кадре лихо разгонявшему бомжей, самому предстоит поставить последний автограф, шагнув из окна пятого этажа.

    Когда-то Эльдар Рязанов открывал нашему кинематографу новые имена. В своей последней картине эры закатившего Советского Союза он закрыл эту главу. Дальше гениальный отечественный режиссер пойдет по творческой лестнице вниз, где у подножия остановится на дрянной «Карнавальной ночи 2». Будут уходить и другие: знаковый композитор Андрей Петров, аксакал камеры Леонид Калашников, плодовитый директор Валентин Черных. У каждого нашлись свои небеса. И, может быть, даже обетованные.

    Картина получилась своего рода тестом на мировоззрение. Если действия стариков Вы можете понять и объяснить, значит, уже прошли рубикон жизненной мудрости. Если нет, то Вы в счастливой стадии затянувшейся юности. Как говаривал библейский Соломон: «Это тоже пройдёт»

    19 сентября 2012 | 15:00

    Давно хочу написать об этом фильме и все не могу сделать переход от мыслей к словам. Он очень для меня важный, личный, а как о таком скажешь? И я, как правило, молчу. Но не на этот раз.

    Есть Россия. Все знают, что это такое и как в ней жить. Поэтому ничего удивительного в том, что люди живут на свалке, нет. То, что среди них есть очень умные, талантливые, благородные, тоже вполне объяснимо. Интеллигент с помойки — это еще чуть-чуть и шаблон. Другое дело, что в преддевяностые годы это стало страшной реальностью, масштабом побольше, чем во времена Довлатова.

    Вообще весь фильм — калейдоскоп ассоциаций с мировой литературой. Не Двор ли Чудес эта свалка? Разве не судьбу Лира повторяет старуха мать, и разве не она же в молодости повторила судьбу мопассановской служанки, которую передали другому хозяину, как столовый сервиз? А мелодия, приманившая инопланетян, не та ли, что играл еврей в чеховской «Скрипке Ротшильда»?

    Я думаю, что все они умерли. Если б это был не Рязанов, а Лопушанский, то голубой снег был бы просто химическим оружием, ядом для этих мешающих застройке бомжей. Но даже добряк Рязанов не смог меня убедить принять финал таким, как он показан.

    Старый, отслуживший свое локомотив — грустный памятник всем ненужным людям, их мечтам, идеалам, надеждам. Он стоит, заросший сорняками, и покорно принимает заботу старика-машиниста, который верит в него, а потому — не запускает. Он и повезет души умерших людей к звездам, на небеса обетованные. Поэтому я и плачу. Ведь в том, что «жизнь — тропинка от рождения к смерти» — в этом все против человека, все уничтожено сразу и заранее.

    Нет смысла рассказывать, как играли Гафт, Ахеджакова и другие актеры, как пела Елена Камбурова, как, в конце концов, работал сам Рязанов. Лучше посмотреть. И очень хорошо посмотреть именно сейчас. Спустя двадцать лет слова героев картины звучат по-новому актуально. А может, и по-старому. По большому счету ничего не изменилось. Но обращение отставного военного к милиции, с дубинками в руках прущей на беззащитных, ничем не защищенных людей, бьющей женщин, унижающей права человека, к этой бездумной силе — это поразительно перекликается с тем, что происходит сейчас на митингах, шествиях и других акциях протеста.

    25 июня 2012 | 09:32

    С самых первых кадров фильма (Президент, рассказывающий об инопланетянах) и до последних минут меня не покидало ощущение, что наивного зрителя просто дурачат. Я понимаю, что гротеск и аллегория — важнейшие изобразительные средства, но в «Небесах обетованных» и с тем и с другим создатели явно перегнули палку, отчего создалось впечатление дешевого, примитивного фарса. «Совместное предприятие по производству противозачаточных средств», «актриса автономных республик», тронутая маманя, которая совершенно не видит, что ее сын — опустившийся алкаш, не менее тронутая тетушка невесты. Сплошная глупость… Как тут не вспомнить тончайшую аллегорию-антиутопию «Город Зеро» — в самых нелепых, самых абсурдных ситуациях отражена наша повседневная жизнь, и мы узнаем… Мы вспоминаем, что и сами попадали в такие ситуации. При всей нереальности, фантасмагоричности происходящего. Вот и получается, что совершенно фантастичный «Город Зеро» куда ближе к реальности, чем социальная драма Рязанова с претензиями на правдоподобие.

    Ладно, покажите мне жизнь деклассированного элемента, покажите людей, которых страна выкинула на обочину, но сделайте это так, чтобы изображаемое на экране было похоже на правду, чтобы героям можно было сопереживать… А кому сопереживать здесь? Побирушке Ахеджаковой, выманивающей у школьников данные родителями деньги, с тем, чтобы прокутить их в кафе? Да никогда интеллигентная женщина (художница, творческая элита) не станет разговаривать на улично-площадном языке, она и в падении сумеет сохранить достоинство. Впрочем, какое достоинство? Ни одна героиня Ахеджаковой сроду его не имела, унижение — ее всегдашний конек. А обсценная лексика, звучащая из ее уст — вообще особый разговор. Ни для кого не секрет, что в фильмах жанра «социальная драма» бранных слов и выражений избежать трудно, но никогда еще я не слышала, чтобы эти слова произносились с таким удовольствием, с таким смаком, как это делает эта тетенька, как будто бы она находит в этой грубости и грязи особое наслаждение.

    Могла бы вызвать сочувствие выкинутая на улицу Катя Иванова, да уж очень неубедительно показана и сыграна ее история. С «жертвами политических репрессий» Гафтом и Басилашвили то же самое, но уж кого-кого, а их никак нельзя обвинить в том, что они плохо сыграли. Они сделали все, что зависело от них, и за дырки в сценарии ответственности (глупая свадьба героя Басилашвили с героиней Щукиной) не несут. Не знаю, какие чувства испытывали они сами, снимаясь в таком низкопробном действе, но ровно через год Гафта ждала его лучшая, чистая и благородная роль — полковник Виноградов («Анкор, еще анкор»), роль, за которую можно простить любой «плевок в вечность».

    Более цельным (и даже светлым каким-то) получился Соломон — персонаж Романа Карцева, некоторые проблески здравого смысла встречаются у отставника из КПЗ. Симпатию вызывает старушка (бывшая подруга Фимы), которая осуждает ее отвратительное поведение. Нина Русланова очень мила и обаятельна, но ей досталась глупая роль. Обидно и противно за замечательных актрис Щукину и Гундареву, изображающих отъявленное быдло. Кстати, о нем, о быдле. Есть такое весьма емкое и конкретное слово — быдлореализм, то есть, изображение моральной деградации без какой-либо дополнительной смысловой нагрузки. И «Небеса обетованные» — быдлореализм в чистом виде, ведь практически все герои (за редкими исключениями) — либо моральные уроды, либо больные на голову. Да и со смысловой нагрузкой здесь туго обстоит дело. Какова главная мысль фильма? Что в СССР тоже есть бомжи? Или что вся передовая интеллигенция живет на помойке? Глупо, товарищи. И противно. Грязи здесь гораздо больше, чем смысла.

    Один из немногих светлых моментов — пронзительный романс «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть». Но его лучше слушать отдельно от фильма, в несравненном исполнении Елены Камбуровой.

    1 из 10

    23 января 2011 | 15:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Новости


    Один из крупнейших режиссеров в истории отечественного кино, Эльдар Рязанов ушел из жизни в возрасте 88 лет. Его вклад в культуру страны огромен, а фильмы разошлись на цитаты. Среди работ кинематографиста «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» и еще с десяток выдающихся лент. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    8-10 июля
    07.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-10 июля
    Не кормят баснями Ягоду! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    180.Бешеные псыReservoir Dogs8.131
    181.МандариныMandariinid8.129
    182.УраганThe Hurricane8.128
    183.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.126
    184.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.126
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.18%
    27.Ночная жизньLive by Night92.74%
    28.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.74%
    29.Человек-муравей и ОсаAnt-Man and the Wasp92.70%
    30.Звёздные войны: Эпизод 8Star Wars: Episode VIII92.19%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ПроповедникPreacher3
    ВаркрафтWarcraft66
    ДовериеThe Trust9
    Эш против Зловещих мертвецовAsh vs Evil Dead36
    ВайнбергWeinberg1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.267
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.894
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.556
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры