всё о любом фильме:

Анклав

Enklava
год
страна
слоган-
режиссерГоран Радованович
сценарийГоран Радованович
продюсерНико Хайн, Stefan Mladenovic, Мирослав Могорович, ...
операторАксель Шнеппат
композитор-
художникВладислав Ласич, Моника Гебауэр
монтажАндрия Зафранович
жанр драма, ... слова
премьера (мир)
время92 мин. / 01:32
Номинации:
Оставшиеся в Косово сербы живут в небольших изолированных общинах — анклавах. Вынужденные ютиться в тесноте, сербы ведут существование в крайне тяжёлых условиях. А что происходит, когда в анклаве умирает человек, а кладбище находится на вражеской территории? 80-летнего старика всё-таки похоронили, но лишь благодаря его десятилетнему внуку, который отважился совершить нечто немыслимое как для сербов, так и для албанцев — он продемонстрировал свою любовь и подружился с чужаками.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 02:09

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 5 постов в Блогосфере>


    Всем добрый день!

    Фильм «Анклав» посмотрел совершенно случайно, рекламы нигде не встречал. Увидел на КиноПоиске очень интересную рецензию на эту картину, стало любопытно. Чтобы понять, про что снят этот серьёзный и драматичный фильм, пришлось почитать в Википедии о событиях последней войны на территории бывшей Югославии, в Косово. В фильме показаны последствия этой войны через призму взаимоотношений победивших косовских албанцев и, оставшихся выживать в анклавах, сербов. Я считаю, что режиссёр, он же сценарист картины Горан Радованович — достаточно смелый человек, решивший поднять непопулярную тему распада страны, которую прикрыли нормами демократии. Демократию критиковать не модно. Когда было принято решение бомбить остатки Югославии, международная общественность хлопала в ладоши — конечно, ведь «восстанавливалась справедливость» ради светлого будущего косовских албанцев, которых угнетали «жестокие» сербы. Вот результаты этого «восстановления» и показаны в «Анклаве». При этом неслышны слова сочувствия этой самой общественности к униженным сербам.

    Фильм, на мой взгляд, нельзя назвать кино шедевром, много вопросов к игре актёров, к ряду сюжетных моментов. Но всё это мелочи по сравнению с самой темой картины. Показана драма целого поколения людей, ставших заложниками большой политики. Когда распался Советский Союз, словно карточные домики «посыпались» социалистические государства Восточной Европы. Кто-то продолжает этому радоваться, причём искренне, как же — пали тоталитарные режимы, «угнетающие» свободу, не дававшие людям развиваться, «душившие» право наций на самоопределение. Посмотрев «Анклав», с грустью отметил, что происходящее на экране очень похоже на события, которые происходили в Абхазии, Осетии и Грузии, в Нагорном Карабахе, на Северном Кавказе, а теперь происходят в Украине. Да, масштабы не те — всего лишь остатки сербской деревушки, единственный ребёнок из которой добирается до школы на бронетранспортёре миротворцев. Он же в этой школе единственный и последний ученик, т. к. последняя учительница уезжает. Реальные масштабы произошедшего в Косово потрясают воображение — по разным данным 200-300 тысяч сербов, цыган и прочих неалбанцев покинули родные места, бросив свои дома. Те, кто остался, живут в настоящих гетто и лишены практически всех прав. Победителей не судят? В этом и смелость автора — ведь большинство журналистов и правозащитников молчит. Тяжело признать, что свергая «тоталитарный» режим Милошевича, породили кучку албанских кланов, поставляющих через Косово наркотики для всей Европы. Что, получив долгожданную независимость, косовские албанцы приобрели самую большую безработицу в Европе, преступность и нищету. А ведь там были бесплатные школы, детские сады, больницы и достаточная развитая инфраструктура. Когда это будет восстановлено? А ведь десятилетиями албанцы жили бок о бок с теми же сербами. Их дети учились в одних школах. Почему в одночасье полыхнул костёр взаимной ненависти и люди схватились за оружие? Вот вопрос для исследований и анализа, ведь там было всё гораздо сложнее, не все албанцы были плохими и не все сербы хорошими.

    Как уже было сказано, события фильма выстраивают совершено одинаковые параллели с происходящим во многих странах бывшего социалистического лагеря. Сценарий всюду один — ослабление центральной власти и перехват этой власти местными князьками, а потом дружный распил территорий по национальному признаку и выдавливание нацменьшинств из регионов. Сколько тех же русских в национальных республиках СССР, оказавшихся в меньшинстве после его распада, потеряло всё, что наживалось десятилетиями, сколько пропало без вести, сколько погибло? Кто посчитает? Кто возьмёт ответственность на себя?

    Фильм оставляет тяжелейшее послевкусие безысходности. Даже, сравнительно сильный шаг албанского мальчика, который не выдержал мук совести пошёл на костылях выручать сербского пацана, даже это — лишь слабый росток надежды на добро. Ведь фильм не даёт никаких иллюзий на раскаяние со стороны его взрослых родных. Никто не пришёл восстанавливать поруганное кладбище или сожжённую звонницу. Никто не сказал: «Простите». Зачем? Победители не просят прощения у побеждённых, пусть радуются, что живы. «Возвращайся» — слышим мы вслед последнему ребёнку сербского анклава. Куда ему возвращаться? Куда возвращаться его отцу? В конце фильма сербский мальчик уже в другом месте, в другой школе пишет сочинение на тему: «Кто твой лучший друг»? Видимо лучшим другом он считает албанского пастушка из семьи, которая выдавила с родных мест его семью. Из семьи, которая вначале чуть не убила его. Но мальчику всего десять лет, его приучили к любви, у него вообще не было друзей, он пока добр и невинен. Как он будет мыслить через десять лет, когда, быть может, приедет навестить могилы родных? Найдёт ли он могилы или только унылый пустырь? Как будут жить косовские детишки, кто построит им новые школы и станет учить их добру? Пока, по прошествии чуть более десяти лет от обретения «независимости», Косово живёт на многомиллионные гранты от стран Евросоюза и Америки, на деньги своих гастарбайтеров в других странах. А также, по скромным оценкам специалистов, на многомиллиардные доходы от наркотрафика из Азии в туже Европу. Страшная реальность. Фильм заслуживает высокой оценки за смелость и правдивость, которая многим работникам нашего кино просто недоступна.

    9 из 10

    28 декабря 2015 | 17:21

    Абсолютно безвестный для меня сербский фильм «Анклав» (это уже после просмотра, загуглив его, я к своему удивлению узнал, что собрал он по всему миру внушительную кассу призов самых известных мировых кинофестивалей, включая Приз зрительских симпатий последнего МКФ, и даже попал от Сербии в лонг-лист «Оскара») посмотрел я абсолютно случайно. Каждый год в нашем округе проходит фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», в рамках которого существует социальная программа, позволяющая увидеть фильмы из конкурсной программы не только жителям окружной столицы, но и зрителям из менее крупных муниципалитетов. Так вот, именно в рамках этой программы в наш не Бог весть какой крупный городишко и приехал фильм Горана Радовановича «Анклав». С барского плеча кто-то распространил билеты среди школьников, и классная руководительница моей дочери позвонила с предложением быть сопровождающим в кинотеатр, благо в это время я был свободен от работы. Согласился, решив убить сразу двух зайцев — вроде и совесть перед классным руководителем чиста, да и фильм из конкурсной программы кинофестиваля, с обещанной после показа творческой встречей с создателями, шанс увидеть выпадает не часто. Да простит меня нетерпеливый читатель за столь внушительное лирическое вступление, я перехожу непосредственно к фильму Радовановича.

    После формально завершившегося сербско-албанского конфликта косовские сербы влачат нищенское существование в этнических общинах-анклавах. В одном из таких анклавов живёт десятилетний Ненад, единственными радостями в жизни которого являются ежедневная игра в домино с восьмидесятилетним дедушкой и школа, в которую мальчик добирается на военном БТРе. Когда дедушка умирает, мальчишка понимающий, что хоронить его попросту некому — отец беспробудно пьёт, а тётя, получившая статус беженки, живёт в Белграде, отправляется к священнику, чтобы тот отпел дедушку. По пути в церковь дорогу Ненаду преграждают трое албанских мальчишек, формально считающихся врагами сербов, и предлагают сыграть в опасную игру, которая оборачивается трагедией…

    Официально косовский конфликт считается исчерпанным с зари «нулевых», но фильм Радовановича доказывает, что ситуация до сих пор остаётся очень напряжённой- сербы живут на положении «недочеловеков» (в XХI веке они видят электричество лишь по несколько часов в день, а кусочек сахара является для Ненада лучшим лакомством), в анклавах процветает мародёрство со стороны албанцев и произвол так называемой «международной» полиции (в которую, гонясь за длинным рублём, уходят и этнические сербы), оскверняются сербские кладбища и полыхают огнём православные церкви. При этом серб Радованович не идеализирует своих соотечественников, не демонизирует албанцев, деля косовское население исключительно на «хороших христиан» и «плохих мусульман». Для Радовановича все герои фильма — обычные люди, ставшие заложниками системы, жертвами чужих политических интрижек. Но самое ужасное, что невинными пешками в чудовищной шахматной партии становятся дети. Сколько ненависти в глазах албанского мальчишки Башкима (браво молодой актёр Денис Мурич!), презирающего всех, без исключения сербов за смерть отца, сколько страха перед албанцами в глазах Ненада (не меньшее браво молодой актёр Филипп Шубарич)… Ненависть и страх, столкнувшись лицом к лицу, не могут не вылиться в трагедию, но жизнеутверждающим финалом фильма Радованович доказывает, что гуманизм рано или поздно возобладают над ненавистью и страхом, будь ты сербом, албанцем, русским или украинцем — национальность не властна над человечностью.

    В заключении мне хочется сказать, что мы, взрослые, включая и меня, называем нынешнее поколение четырнадцати-пятнадцатилетних «потерянным» поколением. Так вот, финальные титры «Анклава» сопровождались длительной овацией одноклассников моей дочери, а с зажжением света пацаны стыдливо прятали глаза в пол, а девчонки не стесняясь, рыдали навзрыд. И у меня возник резонный вопрос — не мы ли сами виноваты в потерянности этого поколения, годами уничтожая целый пласт кино для подростков, воспитывая их на бездушных американских блокбастерах? И пока на экраны мира будут выходить такие подростковые фильмы, как «Анклав» Горана Радовановича, на примере которых слова «человечность» и «гуманизм» приобретут для подростков свой первоначальный смысл, ничего для этого поколения еще не потеряно.

    8 из 10

    3 марта 2016 | 08:47

    Этому фильму аплодировал весь зал, люди выходили на улицу с красными глазами и прятали друг от друга лица. Меня переполняли эмоции, я давно не видела столь пронзительной и сильной драмы. Признаться, я немного боялась просмотра, так как в последнее время режиссеры часто путают драму с чернухой, а я не являюсь поклонницей последней, к тому же изначально было понятно, что фильм будет тяжелым — история о жизни косовских сербов в анклаве не может быть «легким кинцом», тем более я читала много книг и статей на данную тематику.

    Должна признать, что фильм превзошел все мои ожидания. Больше всего я боялась, что в картине будет четкое деление «хорошие-плохие», «черное-белое», но режиссер, очевидно, обладает истинным талантом и смог изобразить настоящую жизнь, где цветов много и в каждом человеке есть что-то хорошее и плохое.

    Перед нами разворачивается жизнь десятилетнего косовского серба Ненада, доброго мальчика, которому живется непросто: по территории своей земли он вынужден перемещаться исключительно на БТР с добровольцами КФОР, школу, в которой он учился один, он больше посещать не может из-за внезапного отъезда учительницы, строгий отец ежедневно прикладывается к бутылке и философствует, а единственный друг, дедушка Милутин, умирает. Ненад воплощает в себе и взрослые, и детские черты характера: с одной стороны, он очень смелый и самостоятельный мальчик, получив от отца задание, он выполняет его во что бы то ни стало, даже если придется пробежать для этого огромное расстояние и подвергать себя опасности; однако, с другой стороны, он еще ребенок, и не может отказаться от соблазна поиграть с детьми, даже если они являются албанцами и врагами (в его анклаве он единственный ребенок). Здесь мы видим, что дети остаются детьми, и симпатия и дружба может возникнуть даже в таких обстоятельствах. И также мы понимаем: дети — отражение родителей, они делают то, чему их научили. Нельзя воспитывать в них ненависть.

    В фильма много символов и метафор, и ярко изображена специфика региона: на фоне угасшего (по мнению мировой общественности) этнического конфликта мы наблюдаем компактное проживание сербов и албанский принцип кровной мести, которая не знает границ (уничтожается все, что попадается под руку), колоритно изображены миротворцы и их во многом беспомощность в попытках навести порядок, а также ярко выступают на передний план явно неравные права сторон: если у албанцев оружие может носить кто угодно, в том числе ребенок, то сербы его иметь не могут даже для защиты своего скота от воров. В то время, как албанцы громко и шумно отмечают свадьбу, сербам приходится пройти через множество испытаний, перед тем как они смогут похоронить деда.

    Принципу кровной мести противопоставлена доброта: когда под дулом наведенного пистолета человек пытается в ответ угостить шоколадкой, а для священника вообще не играет роли, какой национальности ребенок, которому нужна помощь. Фильм учит и раскаянию: албанский мальчик проживает целую жизнь: у него кипит кровь, месть за отца становится навязчивой идеей (не он в этом виноват, так его воспитали), и он готов навести оружие на любого серба. Однако, совершив ошибку и подлый поступок по отношению к человеку, который, кроме доброты, ничего другого по отношению к нему не выказывал, он мучается укорами совести и готов на все, лишь бы успеть исправить. Это сильнейший момент в фильме, у меня был ком в горле и стояли слезы в глазах.

    Режиссер не демонизирует албанцев, но максимально честно изображает тяжелые условия жизни сербов в анклаве. Он видит в человеке самого человека, а не его национальную принадлежность. Иногда твой враг становится в твоей жизни самым лучшим другом, а среди своих ты, к сожалению, чужой.

    Сильнейшая драма. Очень надеюсь, что смогу найти ее и пересмотреть.

    «Возвращайся!..»

    10 из 10

    PS очень жаль, что другие фестивали (кроме ММКФ) ленте в показе отказали. Страшно показать людям, что происходит в Косово на самом деле?..

    21 июня 2015 | 22:19

    Для меня тема югославской войны, как и для многих русских граждан, очень близка и болезненна. Появление новых картин на данную тематику всегда вызывает определенной интерес. Не стала исключением и эта картина. Сильно выдохнул после просмотра. Режиссер Горан Радованович беспристрастно показал и рассказал историю о сербах, проживающих в Косово. Они, в двадцать первом веке, вынуждены жить в закрытом социуме, так называемых анклавах.

    Трагедия косовских сербов показана душераздирающе. Они влачат в анклавах просто жалкое существование. Лишь одно слово подходит — выживание, и ничего больше. История показана через призму одной семьи. Трагедия глазами детей. Центральная фигура это 12-летний Ненад. Он единственный ученик в своей школе и единственный мальчуган в анклаве. Друзей у него нет, только умирающий дедушка, он его самый большой друг. Оператор картины показывает и берет выверенные кадры, они полны боли и отчаяния. Без слез смотреть не возможно. Если албанцам разрешено очень многое, в частности иметь оружие. То косовским сербам это не дозволено. Это наглядно демонстрирует картина. То как показаны притеснения заставляет задуматься о многом. Похороны дедушки это одна большая слеза, медленно скатывающаяся с глаз во время просмотра. Анклав глазами режиссера это самое настоящее Гетто.

    Актеры сыграли изумительно тонко, их игра это что то невероятное. Но отдельно хочется сказать об юном исполнителе главной роли Филипе Шубариче. Его Ненад сыгран гениально. Как оказалось Филип на самом деле из тех самых мест о которых рассказывается в картине. Поэтому в кадре такая непринужденность и по своему легкость в его тяжелой роли.

    Режиссер не задается вопросом как так случилось. Он не делит людей, находящихся по разные стороны невидимой баррикады, на плохих и хороших, на черных и белых, на добрых и злых. Он просто отобразил реальную жизнь людей, не принимая ни одну из сторон. Горан Радованович ясно показывает что в каждом человеке, албанец ты или серб неважно, всегда есть что то хорошее. Добрые начала есть в каждом. Об этом в том числе этот фильм. Человеколюбие как главный посыл работы Горана Радовановича. Картина по праву получившая приз зрительских симпатий на ММКФ — 2015. Сильнейшая драма.

    10 из 10

    11 декабря 2015 | 18:56

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>