всё о любом фильме:

Воровка книг

The Book Thief
год
страна
слоган«Отвага без лишних слов»
режиссерБрайан Персивал
сценарийМайкл Петрони, Маркус Зусак
продюсерКен Бланкато, Карен Розенфельт, Кристоф Фиссер, ...
операторФлориан Баллхаус
композиторДжон Уильямс
художникСаймон Эллиотт, Билл Кратчер, Йенс Лёкман, ...
монтажДжон Уилсон
жанр драма, военный, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Бразилия  1.36 млн,    Мексика  945.4 тыс.,    Испания  880 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время131 мин. / 02:11
Номинации:
Германия, начало 1938 года, канун Второй мировой войны. Смерть готовится начать свою жатву. Девятилетняя Лизель переезжает в Мюнхен к своим приемным родителям и с их помощью учится читать. С каждым днем чтение становится ее жизненной потребностью, и Лизель начинает воровать книги — единственную отраду ее жизни. Все, что она узнает из них, помогает ей понять события, происходящие вокруг нее — гонение на евреев, антифашистское движение, унижения и голод. Все это, в конце концов, сложится в ее собственную историю, историю ее жизни.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.60 (55 125)
ожидание: 92% (4180)
Рейтинг кинокритиков
в мире
46%
61 + 73 = 134
5.6
в России
33%
2 + 4 = 6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Хотя действия фильма разворачиваются в Германии, все надписи, которые можно заметить в фильме, — на английском языке.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4682 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    С первых секунд понимаешь:это красивый фильм. Да, именно красивый:от декораций, саундтрека и атмосферы до прекрасной игры актеров. Здесь у нас и Джеффри РашЭмили Уотсон, игра которых превращает любой фильм с их участием в энциклопедию актёрского мастерства. Должна заметить, что от «гуру» не отстает 14-летняя Софи Нелисс,которая имеет огромный потенциал. Также хочется отметить Барбару Ауэр. Она хоть и не особо известна нашему зрителю, но очень хорошо сыграла свою небольшую, но чуствительную роль.

    Сюжет фильма, также как и сюжет схожих фильмов("Чтец»,«Пианист» и др.) происходит во время Второй мировой войны. Эта тема позволяет показать как важно оставаться человеком и беречь в первую очередь своих друзей и свою семью.

    Отличная военная драма, которая показывает немецкое общество в самые страшные времена мировой истории, однозначно заслуживает вашего просмотра.

    9 из 10

    30 августа 2014 | 18:08

    Легко нам судить обо всем, живя в мире, где все доступно, где люди, вне зависимости от национальности, имеют равные права, где нет войны, где можно просто жить, а не выживать. Фильм же рассказывает нам совершенно об ином существовании, жизни в годы войны, когда каждая крошка на вес золота.

    Не перестаю восхищаться тем, как все здесь отлично сделано:

    Все герои — живые, актерская игра превосходна, всем действиям и фразам можно верить безоговорочно. Никого не хочется судить за проступки, ведь каждый имеет право на ошибку. Это и есть жизнь.

    К семье, приютившей Лизель, с самого начала начинаешь испытывать глубокую симпатию, несмотря на строгость матери, которую замечаешь практически с первой минуты. Но затем все меняется, и всегда требовательная мать становится заботливой и понимающей, а отец все больше привязывается к приемной дочери, и его теплому отношению нет предела.

    Тайна, которую они скрывают, заставляет мурашки бежать по коже. Жизнь, которую пытаются спасти, бесценна.

    Лизель уникальна. Подобный ее образу я еще не встречала ни в одном из фильмов. Это девочка с огромной тягой к знаниям, а знания и есть жизнь. Именно книги помогали ей справляться со всеми невзгодами и даже находить решения, казалось бы, невыполнимых задач. Она воровала не книги, она добивалась собственной свободы и делала это на благо своего будущего.

    Это не просто фильм. В него вложена душа: в каждую сцену, в каждое действие и в каждое слово.

    8 апреля 2014 | 02:38

    Девятилетняя Лизель едет в поезде со своей матерью и маленьким братом. За окном метель, пальтишко слишком тонкое, дыхание вырывается клубами изо рта. Надпись в углу экрана сообщает, что мы находимся в Германии на пороге Второй Мировой. Рассказчик (даром, что ангел смерти) ласково заводит речь о людях, событиях и судьбах.

    О фашизме можно говорить громко и обличительно, можно тихо и исподволь. Брайан Персивал главной героиней избрал немецкую девочку, но вместо того, чтобы устами младенца глаголить истину и вызывать у зрителя дрожь по телу («Мальчик в полосатой пижаме»), он представил войну каким-то мутным фоном, недоступным для понимания и не представляющим острой проблематики. Лизель не знает, кто такой Гитлер, не способна осознать философию фашизма или несправедливость отношения к евреям. Она не задумывается над причинами и следствиями. Как любой ребёнок, она воспринимает происходящее как само собой разумеющееся. Всё для неё — игра, сказка, где есть хорошие и плохие. Фашисты плохие, Гитлер плохой — как Кощей Бессмертный или Баба Яга. Плохие, потому что в доме нечего есть, люди умирают на войне, а бедному еврею Максу приходится сидеть в подвале. Естественно, Лизель в этой сказке — положительный персонаж, чьё доброе сердце ни разу не дрогнет от соблазна и не сожмётся от сомнений. В её жизни всё просто: пусть всегда будет солнце и голубое небо, и мама, и папа, и Руди, и Макс.

    Наивность происходящего, мелочность изображаемых событий не позволяют режиссёру сделать хоть сколь-нибудь значительных выводов о войне. Мы наблюдаем за постепенным взрослением Лизель в условиях Второй Мировой, но понимаем условность всех «злоключений». Они есть как «данность», но были бы и в другой ситуации, и задаёт курс всё-таки детское сознание, для которого всё равно, фашизм это, перестройка или Великая Депрессия. Для ребёнка куда важнее простые вещи: погонять мяч, порадоваться солнечному дню, получить нагоняй от матери, побегать с соседским мальчиком по двору.

    Вторая претензия фильма — на литературность и любовь к слову. Название и слоган обещают по-настоящему трогательную и увлекательную историю о спасении книг от огня, и ожидаешь, что на этом будет строиться сюжет. Но на самом деле нас ждёт лишь пара эпизодов — наравне со школьными и домашними буднями — где Лизель любовно держит книгу в руках, с замиранием сердца перелистывает страницы и рассказывает Максу об облаках. «Слова — это всё», — говорит умирающий в подвале еврей. Но слов оказалось недостаточно, чтобы поставить фильм наравне с великим романом Брэдбери. Может быть, в первоисточнике их гораздо больше, но здесь перевес произошёл в сторону линейной повествовательности. Наблюдать за Лизель достаточно интересно — как взрослым интересно перечитывать любимые в детстве книги — но сознанию неизбежно не хватает нюансов, полутонов, двусмысленности.

    Если воспринимать «Воровку книг» как детско-подростковый фильм, то картина вполне удалась. Исполнительница главной роли достаточно аутентична и мила, все второстепенные актёры на своих местах. История не вызывает сомнений в плане морали и согревает, как кружка какао в холодный день. Но неслучайно фильм номинировался лишь на технический Оскар, и было бы ошибкой приписывать ему исторические или философские качества.

    6 из 10

    21 марта 2014 | 15:15

    «Воровка книг» — фильм, что способен заставить впечатлительного человека со всей силой удерживать в себе медленно разгорающийся огонек скорби и сожаления, но в конечном счете, этот огонек выплеснется со страшной силой под самый конец картины, потому что именно заключительная часть насыщенна самыми мощными кадрами с душераздирающей музыкой и комментариями самой смерти.

    Смерть в картине предстает перед нами как живой человек, что стучится в дверь дома, где, по его словам, есть кто-то, чье время пришло. Смерть как потрясный рассказчик с мягким голосом ведает нам о том человеке, кого ему необходимо забрать. И ведь действительно, в таких условиях, в которых живут люди во время войны, в условиях безнадежности их будущего и изначальной ошибочности представлений правящих нелюдей о должной жизни (да, именно нелюдей. Я думаю, что все со мной согласятся, лишь еще раз вспомнив, кто тогда стоял у верхушки немецкого государства) появление в доме смерти в человеческом обличье, словно тебя навестил твой старый друг, является единственным приятным событием, ведущее к освобождению.

    10 из 10

    12 февраля 2014 | 15:45

    Все мы — страницы какой-то книги, но книги, никогда никем не написанной.

    Алессандро Барикко

    Напишу скорее больше о самой истории, нежели о работе создателей фильма.

    Конечно, каждый прочитавший книгу или посмотревший данную киноленту понимает, насколько высока роль книг в данном произведении. Самые разные книги, никак не связанные между собой — от руководства для могильщиков до почтальона снов, все они были прочитаны девочкой, «грязной и глупой коммунисткой», Лизель.

    Первоначально заострю внимание на эпизоде, в котором книги, казалось бы, нематериальные сокровища, сжигаются в пламени. И тут же возникает вопрос — зачем? Как ни странно ответ я нашел в сцене далекой от этих событий, сцене диалога Лизель и Макса, в их обсуждении поступка отца Лизель. «Никак не могу понять, что он сделал плохого? — Он напомнил людям о человечности». Также как напоминают книги.

    Но теперь, я хотел бы остановиться лишь на одной из них, потому как именно при ее появлении я прочувствовал тот экстремум символизма, который вложен в каждый эпизод романа.

    И как бы сейчас странно это не звучало, данной книгой является «Mein Kampf». Сразу скажу, что это не имеет никакого отношения к правым (политика) взглядам или еще чему-то подобному. «Моя борьба» — оригинальный подарок Макса и дневник воровки.

    Ее записи в нем, в ночь перед бомбардировкой спасли ей жизнь, но книга ценна не тем. Книга, изначально лишенная тех напоминаний о гуманности, но осветленная духом рождественского подарка и чистыми мыслями девочки.

    Тяжело бремя военного времени, и было снято множество и картин, написано множество произведений отражающих эту боль. Расставания, потери, лишения. Но в этой картине проглядывается то детское, искреннее добро, спрятанное в «ее Величестве». Снежки, а потом и снеговик, столь дорого обошедшийся «человеку невидимке». Эти насыщенные эпитетами и сравнениями отчеты о погоде и «обгонялки» с Руди. Именно этого и не хватает многим военным драмам, этого нетронутого чистого добра. Не надежды на светлое будущее, не отважных мыслей, а уже существующего маленького кусочка добра посреди Небесной улицы.

    Вот, за этот свет, и за многообразный символизм, а также за хорошо подобранный актерский состав ставлю твердую восьмерку.

    8 из 10

    3 марта 2014 | 02:06

    Это был морозный февраль 1938 года. По озябшей старушке Европе на всех порах мчащегося в снежном студеном мороке закопченного густой смолью поезда медленно, но неумолимо и непостижимо расползался кровавой тенью фантом Смерти, облаченной в багровое, черное и коричневое. Это была Германия в преддверии безумной вакханалии фашизма, это было жутко и страшно, но для девятилетней Лизель Монингер, волей судьбы попавшей в приемную семью Хуберман, живущих в городке Молькинг под Мюнхеном, грохот канонад, завывания бомбардировщиков и миллионы сливающихся в унисон стонов и воплей в Дахау, Треблинке, Освенциме, этот чудовищный кошмар грядущей и вскоре пришедшей войны был чем-то неуловимо далеким и чуждым. Потусторонним и ирреальным.

    Экранизация бестселлера 2006 года «Книжный вор» известного австралийского беллетриста Маркуса Зусака, фильм «Воровка книг» 2013 года, ставший всего лишь второй по счету полнометражной работой Брайана Персивала, штатного постановщика множества британских мыльных опер и телефильмов среднего качества, априори был обречен или на оглушительный успех, или на не менее грандиозный провал ввиду определенной неординарности взгляда на события Второй Мировой, без пережевывания очевидностей или изощренной манипулятивности, а также благодаря присутствию в структуре книги неожиданного рассказчика, добавляющего нотки черноюморной интонации и эдакой непривычной иронии, рассказчика, коим являлась сама Смерть, представшая, впрочем, не в банальном образе старухи с косой, а элегантным джентльменом.

    Впрочем, на выходе фильм, получив от критиков порцию яда, упрекнувших данное творение в аберрантном эскапизме и отрыве от исторического контекста, в эдакой нарочитой лакированности и выхолощенности(а они, к сожалению, в картине есть, но очень минимальны), доверие зрителя и неплохе кассовые сборы таки завоевал, став по сути одним из немногих фильмов о войне, где война как таковая остается за кадром, как и жестокость тоталитаризма. Хватает и тонких режиссерских намеков, чтобы зритель, искушенный зрелищностью и кровавостью, все понял. Достаточно одного адского пожарища из книг на центральной площади уютного бюргерского городка, достаточно парочки развевающихся на ветру стягов со свастикой, достаточно одной пламенной речи оратора с нотками стали в голосе, достаточно одного запуганного представителя рода Моисеева, чтобы постичь всю глубину трагедии целой нации и человечества. Смерть же воспринимает всех с иронией, но главных героев — с неистовым любопытством и симпатией. Молькинг же становится обощением всей тогдашней Германии, охваченной чумой нацистских шабашей, но при этом весьма противоречивой, ибо далеко не все немцы поддерживали режим. Рисуя целый срез трагической эпохи, Персивал, вторя Зусаку, создает четкую рисовку, но избегая явной конкретики и жестокости, прибегая к ней лишь в финале, но и изобретательно подстраивая картину под лекала голливудского мейнстрима, впрочем, в рамках ленты, не претендующей изначально на звание нетривиального кино, вполне уместного.

    Саму же войну зритель видит через призму восприятия наивности детства главной героини, хорошей немецкой девчушки с чуть зашоренными глазами, которая, став достопочтенной фрау, в душе по-прежнему будет такой же хорошей немецкой девочкой, которая оказалась отнюдь не по своей воле в вихре разрушительных исторических событий, не утратив человечности как таковой. Для нее книги были единственным путем спасения от окружающего угрожающего кошмара, входом в иной мир, где все можно исправить, изменить, где Добро побеждает Зло. Книги как способ увековечить себя, оставить след в памяти, книги, которые запечатлевали как величайшие творения мировой культуры, так и нацистскую пропаганду.

    Перманентно балансируя на хрупкой грани между нежной поэтикой и пронзительной философской патетикой, находясь в межжанровом пространстве между военной драмой и фильмом стихии лирическо-мелодраматической, практически фэнтезийной, приближаясь по сути к основам магического реализма, и подыгрывая современным подростковым историям с их линейностью повествования и односложностью разоблачения характеров, будучи сдержанным и сбалансированным по режиссуре, без экстатических всплесков и постмодеристских находок, уютно устроившись между «Списком Шиндлера», «Боевым конем» и «Пианистом», «Воровка книг» не оставляет ощущения недосказанности или избыточности, не производит впечатления романтичного идиотизма, и весьма точно следует духу книги, показывая, что даже Смерть бывает иногда человечна, а человек, при всей своей греховности и жестокости, может остаться духовно чистым и воскрешенным, как Лизель, которая, спрятавшись за книжной пеленой, спасла себя от всеобщей дегуманизации, не подпав под гипнотическую силу вселенской власти призраков коричневой Смерти.

    10 из 10

    23 апреля 2014 | 14:00

    Ждала этот фильм, как только узнала, что он выходит на экраны. Книгу до просмотра фильма не читала специально, чтобы не испортить впечатление о фильме (со мной всегда так). К сожалению, в кинотеатре моего города этот замечательный фильм не показали. Но я не отчаялась и посмотрела его в интернете.

    Начало фильма меня заворожило, этот монолог… аж мурашки по коже. В конце я уже рыдала так, что очень долго не могла остановиться. В голове крутилась одна единственная мысль: «Почему? За что? Это не справедливо!!!» А то, что повествование велось от имени Смерти, уже говорило о том, что кино будет серьезным и грустным. Так и получилось.

    Героев подобрали очень точно. Все они соответствовали своему характерному описанию (про внешность не говорю). Они точно уловили характер героев и отыграли так, что хотелось встать и аплодировать, как на спектакле.

    В качестве исторического любопытства, было интересно смотреть на войну с другого ракурса (обычно, мы смотрим со стороны наших русских солдат, а тут нам предоставили возможность посмотреть, что же было в те времена в Германии). И порадовало то, что никто не выставлял немцев за героев, будто они вовсе не нападали первыми, а лишь оборонялись от «диких» людей. Отношение к людям, у которых не «германская внешность» (голубые глаза, светлые волосы), у кого был хоть малейший намек на происхождения от другого народа, и, кто не был согласен с властью Гитлера, очень сильно отражено в фильме. Хоть здесь и не было насилия и физической боли, но очень четко ощущалась та грубость и беспощадность. Они как будто сквозили, как холодный порыв ветра из открытого окна, на протяжении всего просмотра кино (с того момента, как началась война).

    И вот на фоне этой трагедии, как лучик света, рассказывается история девочки Лизель. Как я уже говорила, повествование ведется от лица Смерти. Встретившись однажды, и забрав на этой встрече ее маленького брата, Смерть не могла забыть девочку и постоянно наблюдала за ней, попутно рассказывая нам о том, что видела.

    Лизель не умела ни читать, ни писать, но Папа научил ее этим премудростям. Прочитав книгу однажды, она уже не могла остановиться. И вот, на ее первом параде, где сжигались все запретные книги, она впервые совершила то, за что ее и прозвали «Воровка книг». Своим замечательным характером и смекалкой, она раскрасила жизнь дорогих ей людей и даже некоторым спасла ее. Сильный характер, доброта, и любовь к книгам помогли Лизель выжить в это мрачное время.

    Этот фильм, а тем, кто предпочитает книги, то книгу, нужно показать/прочитать всем детям и подросткам, чтобы каждый из них сделал для себя выводы. Это произведение учит многим вещам, о которых можно задуматься.

    25 января 2014 | 09:53

    Накануне Второй Мировой Войны юная Лизель (Нелисс) оказывается в Мюнхене в приёмной семье. Её новый отец — Ганс Губерман (Раш), добрейшей души человек, который учит Лизель читать. Его жена Роза (Уотсон), хоть и ведёт себя порой несколько грубовато, также оказывается хорошей женщиной. И однажды эти милые люди будут вынуждены укрыть у себя в подвале беглого еврея Макса (Шнетцер), чей отец когда-то спас жизнь Ганса. Лизель и Макс становятся очень близкими друзьями, однако, война всё ближе, а порядки становятся всё жёстче.

    Чудесный фильм, в котором таится забавный парадокс. С одной стороны, при большом желании картину «Воровка книг» можно раскритиковать в пух и прах: слишком уж много у неё незащищённых сторон. Это и спекулятивность темы, и нарочитая небрежность в разделении персонажей на «чёрных и белых», довольно потасканный приём с закадровым голосом, и душещипательная концовка. Однако, главное достоинство фильма состоит в том, что критиковать его абсолютно не хочется — столько в нём душевной теплоты и искренности. Это очень мягкая и приятная для просмотра лента с очень качественно подобранной пропорцией смеха и грусти.

    Конечно, никаких особых откровений в плане сюжета мы здесь не увидим. Нет в этой картине ни детальной проработки атмосферы предвоенного времени, ни глубокого погружения в мерзость и противоестественность этого периода. Всё по верхам, однако, глубины здесь и не требовалось. По большому счёту, мы же видим эту историю глазами Жизель, так что некоторая примитивность и прямолинейность объясняется тем, что в 10 лет всё происходящее вокруг воспринимается совсем не так, как в 40. Похожий приём был также реализован в отличном фильме «Мальчик в полосатой пижаме», который тоже обвиняли в поверхностности, забыв о том, что события в нём показаны с точки зрения маленького, немецкого мальчика.

    Плюс ко всему «Воровка книг» — это пример чуть ли не идеальной постановки. Цветовая гамма картинки, шикарно подобранная и написанная музыка, очень ровная игра актёров, очень последовательное изложение сюжета, плюс разные маленькие приёмчики, действующие на зрителя в правильном ключе. Мне очень понравилось, как создатели картины обошлись с речью персонажей. Ведь дело происходит в Германии и почти все герои фильма — немцы. И несмотря на то, что говорят они по-английски, каждый из них старательно имитирует немецкий акцент, от чего их речь начинает звучать весьма аутентично (в оригинальной озвучке, разумеется).

    Из актёрских работ хочу выделить игру юной Софи Нелисс. Она была максимально мила и естественна, сыграла очень хорошо: без лишних эмоций, на полутонах, зачастую одними только глазами. Ну и, конечно, мастодонты Джеффри Раш и Эмили Уотсон не разочаровали ни в коей мере. Также стоит отметить проникновенные монологи рассказчика (Аллам), который оказывается самой Смертью. Зачастую закадровый голос воспринимается многими критиками, как красная тряпка, мол очень уж потасканный и дешёвый приём. Однако, «Воровка книг» — этот тот случай, когда подобный трюк как никогда к месту.

    «Воровка книг» — это один из лучших фильмов 2013 года, несмотря на явные шероховатости сюжета, которые легко объясняются точкой обзора маленькой Лизель. «Воровка книг» — это душевно, мило и весьма красиво. Очень советую.

    9 из 10

    20 марта 2014 | 09:10

    Мне сложно сказать, о книгах этот фильм, или о войне, но на ум пришли как раз эти строки из творчества В. С. Высоцкого. Мне кажется, что фильм о том, как литература (искусство, в целом) помогает преодолеть страдания и горести, даже во время войны. Если бы Лизель не научилась читать, она бы так и осталась пугливым и замкнутым зверьком и не раскрылся бы в ней талант. Если бы не умерший брат, не новые папа и мама, не Макс, не Руди… словом, если бы жизнь не была столь жестока и одновременно столь милостива к Лизель, она бы не стала тем, кем стала.

    Стоит отметить, моментами, когда мне казалось, что фильм скучноват (это было ошибочное чувство, досмотрев до конца я это понимаю и стоит пересмотреть фильм вновь, что бы с новой силой прочувствовать его). Так вот, когда мне казалось, что некоторые моменты затянуты, я просто наслаждалась игрой актеров. Неподражаемая Эмили Уотсон создала очень сильный образ Розы Хуберманн. Сильный, и в плане характера персонажа, и в плане эмоций, которые она вызывает. Мне нравятся такие герои, они статичные, они меняются и мнение о них тоже меняется. Слова Лизель о маме: «женщина, закутанная в грозовую тучу», точно ее описывают. Не менее сильное впечатление произвел и образ мальчика Руди. Поражает его верность, сила духа, умение любить и дружить. Пожалуй, на нас (смотревших фильм) он произвел неизгладимое впечатление. Ну и конечно же сама Лизель. Не знаю, что мне в актрисе больше понравилось, игра или кукольная внешность. Скорее соединение этих качеств. Сейчас я постоянно жалуюсь на то, что дети в кино плохо играют, и радуюсь, что в этом случае я не права. И конечно же мы просто залюбовались этим милым личиком: пухлые губки бантиком, немного крупноватый носик, огромные голубые грустные глаза, надутые щечки, завитки светлых волос. Словом, не девочка, а фарфоровая куколка!

    Что я ценю в кино и что есть и в этом фильме, — это искусство вызвать чувства и эмоции, не прямо, а намекая, заставляя нас самих додумать и понять все без пояснений. Так, здесь осознаешь сколько горя принесла обычным людям война (по обе стороны баррикад), сколько жизней она забрала (и не только на полях сражений), как тяжело было мирится с режимом, построенном на страхе. И при этом не прозвучало ни одного выстрела, не акцентировалось внимание на боевых действиях, лишь… «никто не намеревался уничтожить улицу названную в честь небес, это случилось из-за ошибки в прочтении карты, в тот вечер сирены молчали…»

    Особой трепетной грусти придает фильму образ повествователя. Честно признаюсь, до момента пока рассказчик не упомянул, что его изображают в плаще и с косой, я думала, что повествует Бог. Автор с такой любовью говорит о людях, но эту историю нам рассказала Смерть.

    Я всегда бездумно читала описания природы в книгах, мне кажется, что только для красного словца множественные эпитеты и метафоры. Но теперь я буду внимательней, этот фильма раскрыл мне глаза, я теряла возможность увидеть то, что видел писатель, чье воображение и мировоззрение несомненно шире, чем мои.

    В начале я задалась вопросом «о чем этот фильм о войне или о книгах?». Думаю фильм еще и о предназначении и добре. Жизнь так коротка, никогда не знаешь, что тебя ждет завтра, поэтому нужно спешить выполнить свою миссию на Земле и уже сейчас творить добро.

    P.S. Задумавшись о роли чтения в жизни человека, вспомнила изречение Ивана Франка, которое красными буквами было выведено на плакате в школьной библиотеке: «Книги — глубина морская. Кто в них погрузится до дна, тот, несмотря на труд тяжелый, жемчужин вынесет сполна.» В оригинале на украинском: «Книги — морська глибина. Хто в них пірне аж до дна, той, хоч і труду мав досить, дивнії перли виносить.»



    10 из 10

    25 марта 2014 | 15:05

    Бесконечно грустная экранизация книги молодого австралийского писателя Маркуса Зусака «Книжный вор» (под таким названием она вышла в России). Зусак не просто так взялся за тему войны и нацизма. Родом он из Австрии (семья эмигрировала в Австралию) — и в детстве, по словам самого Зусака, он «наслушался историй о нацистской Германии, бомбежках Мюнхена и евреях, которые проходили через маленький немецкий городок, где в то время жила его мать». Видимо, в детской памяти эти истории оставили серьезный отпечаток, потому что, поврослев, и став уже солидным писателем (несколько романов за плечами), он взялся за такую сложную тему, да еще избрал в повествователи Смерть, как какой-нибудь Терри Пратчетт. У Зусака Смерть, кстати, тоже мужского пола — это непримечательный с виду мужчина в пальто и шляпе (в картине он проходит по улице, «названной в честь небес», которой предстоит быть разрушенной бомбежкой) — намеревается собрать здесь неплохой урожай, и собирает, попутно рассказывая, кто и что думал в последний момент. В общем, австрийское происхождение Гитлера, как и австрийское происхождение автора, дает автору право немного поспекулировать на этой тяжелой теме.

    Критик Стефен Холден из The New York Times, между прочим, картину в качестве одной лишь спекуляции и воспринял — и отозвался об этом фильме крайне нелестно, назвав его «низкосортной продукцией, рассчитывающей на «Оскар». К тому что нас ждет «слезодавилка» автор готовит нас с первых же кадров. Звучит монолог Смерти о том, что, когда Он придет, не стоит впадать в панику, потому что это все равно случится со всеми рано или поздно. Затем нас знакомят с главной героиней фильма, девочкой Лизель, которую вместе с братом везут к «приемным родителям» — потому что ее родители были коммунистами, и, видимо, с ними случилась неприятность, какая случилась со всеми коммунистами в Германии того времени. По дороге умирает брат Лизель, непонятно почему — просто запрокидывает голову, и из ноздри вытекает капля крови, его закапывают рядом с железной дорогой, а Лизель подбирает на его могиле первую в своей жизни книгу — ее выронил могильщик. Почему-то Лизель совсем не умеет читать, хотя в ее возрасте могла бы уже научиться. Видимо, по мнению автора, коммунисты не учат своих детей ничему, кроме как размахивать Красным знаменем. Ну еще молиться на томике «Капитала». Но оставим шутки — фильм-то нешуточный. По этой книге — это, кстати, «Руководство для могильщиков» — приемный отец Лизель учит ее читать. Другую книгу не предлагает. Зачем? Эта идеально подходит. Приемные родители вообще оказываются хорошими людьми, хотя мать поначалу кажется очень строгой (как пишет Лизель, «похожа на грозовое небо, все время грохочет»), прямо с порога она заявляет: «А где мальчик?! Как умер?! Нам же обещали пособие за двоих?! И что же теперь?!» Но у нее оказывается доброе сердце. Она смиряется потом даже с присутствием в доме еврея Макса, сына друга приемного отца — приходится прятать его в подвале от нацистов.

    Надо сказать, что литературная основа очень ощущается. И монологи Смерти, которыми создатели картины не злоупотребляют, звучат действительно сильно. Судя по тому, что роман Маркуса Зусака держался в списке бестселлеров в США довольно долго, книга, в самом деле, хорошая. Так что ее сложно было испортить. Да и кино снято очень качественно. Адаптацией романа занимался Майкл Петрони (он же в 2011 году делал адаптацию очень неплохого мистического романа «Обряд»), а режиссером выступил один из создателей знаменитого сериала «Аббатство Доусон» Брайан Персивал. Сериал я, впрочем, не люблю. Зато очень любит моя жена. Да и вообще — многие люди, обожающие английские костюмные драмы. В общем, фильмом занимались крепкие профессионалы, и это чувствуется.

    Интересным образом создатели картины обошлись с лингвистической стороной вопроса. Все герои, понятное дело — немцы, дело происходит в Мюнхене, говорят на чистейшем английском языке, и слова, которые Лизель разучивает, она пишет на стенке подвала на английском, но как только речь заходит о нацистской пропаганде, персонажи тут же переходят на немецкий. Песни гимно-патриотического содержания тоже звучат на немецком языке. Детский хор, кстати, неплох. В общем, немецкий язык в фильме рассматривается в качестве отдельного повода для ненависти к нацистам. Так уж получилось. Заговорил по-немецки — сразу ясно — враг.

    Конечно, никакого «Оскара» картина не получила. Хотя была номинирована на целый ряд наград. Но награды в результате достались только исполнительнице главной роли Софи Нелисс. На мой взгляд, девочка играет из рук вон плохо. И выражение лица у нее большую часть фильма довольно глупое. Кто действительно блистательно исполнил свою партию — так это Джеффри Раш, но все, очевидно, так привыкли к тому, что он необыкновенно хорош, что уже не обращают на это внимания.

    В конце, разумеется, приезжают американцы. Согласно англо-саксонской легенде появляется надпись: «В 1945 году Германию оккупировали Соединенные Штаты». Писатель молодой, и мозги уже промыты пропагандой. Судя по тому, что в интервью он поведал, что больше всего любит «серфинг и смотреть фильмы», экранизация его романа должна была вызвать у него восторг. Хотя эти писатели — люди капризные, кто его знает, как он отнесся к интерпретации своего самого знаменитого творения. Может, она его по какой-то причине не устроила…

    Если отбросить мысли о том, что это спекуляция на тяжелой теме ради «Оскара» и других наград, и попробовать оценивать фильм безотносительно целей создателей — он очень и очень неплох. Только необыкновенно грустный. И вгоняющий зрителя в смертную тоску — потому что все мы, увы, смертны, и все умрем, рано или поздно, и не надо по этому поводу паниковать, как советует Зусак, но плакать все равно хочется… Особенно, когда умирают близкие люди. Или просто хорошие люди на экране… Не могу простить их смерть автору, ну никак. Все-таки это намеренная спекуляция на чувствах зрителя и читателя.

    6 из 10

    18 марта 2014 | 20:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 369 руб.
    книга, 165 руб.
    подробнее

    Новости


    Сигурни Уивер интригует своим появлением в продолжении «Аватара». Лиам Хемсворт и Айла Фишер сыграют с Кейт Уинслет в «Портнихе». Алек Болдуин вошел в состав уже подзабытого проекта Уоррена Битти об ассистенте Говарда Хьюза. Эти и другие новости в нашем дайджесте. (...)
     
    все новости

    Статьи


    В ожидании 86-й церемонии вручения премии «Оскар» КиноПоиск составил путеводитель, который позволит поближе познакомиться с номинантами в основных категориях, а также вспомнил тех, кто остался в этом году без номинации, но заслужил ее не меньше других — от Тома Хэнкса до Даниэля Брюля(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Новые победы «Первого мстителя», первые крупные премьеры в Европе «Ноя» и «Рио 2». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    1.Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption9.207
    2.Зеленая миляThe Green Mile9.158
    3.Форрест ГампForrest Gump9.014
    4.1+1Intouchables8.898
    5.Список ШиндлераSchindler's List8.895
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales91.94%
    42.Мир Юрского периодаJurassic World91.94%
    43.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 591.81%
    44.Терминатор 5Terminator: Genisys91.76%
    45.ДеткаLaggies91.66%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ОбливионOblivion352
    Зеркало загадокI et speil i en gåte4
    БессонницаInsomnia77
    Принцесса МонакоGrace of Monaco38
    Фрост против НиксонаFrost/Nixon63
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.405
    ПосвященныйThe Giver6.978
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.751
    Типа копыLet's Be Cops6.896
    Если я останусьIf I Stay7.234
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры