всё о любом фильме:

Экзистенция

eXistenZ
год
страна
слоган«Где кончается реальность... и начинается игра?»
режиссерДэвид Кроненберг
сценарийДэвид Кроненберг
продюсерДэвид Кроненберг, Андрас Хамори, Роберт Лантош, ...
операторПитер Сушицки
композиторГовард Шор
художникКэрол Спайэр, Тамара Деверелл, Денис Кроненберг, ...
монтажРональд Сандерс
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Франция  610.7 тыс.,    США  530 тыс.,    Великобритания  380 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время97 мин. / 01:37
Номинации (1):
На закрытой презентации игры виртуальной реальности под названием «Экзистенция» на ее великолепную создательницу Аллегру Гелла совершает покушение сумасшедший убийца, который хочет уничтожить и ее игру! Вынужденная спасаться бегством, Аллегра подключает младшего сотрудника к тестированию поврежденной системы тем, что … убеждает его сыграть в Экзистенцию вместе с ней! События разворачиваются так, что угроза их реальной жизни пересекается с виртуальными событиями в игре.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
71%
45 + 18 = 63
6.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В сцене, где представляют игру «Экзистенция», надпись на ID-карточке доктора Ноеля Дихтера сделана на древневавилонском языке.
    • Некоторые сцены фильма содержат ссылки на старый фильм Кроненберга «Видеодром» и психоделический роман Филиппа Дика «Стигматы Палмера Элдрича».
    • В сцене, где Кири возится с «портом» Аллегры, он бормочет на венгерском языке «спасибо, спасибо, спасибо».
    • Буквосочетание «isten», запрятанное в названии фильма между заглавными «X» и «Z», означает на венгерском «бог».
    • Ради «Экзистенции» Дженнифер Джейсон Ли пожертвовала ролью в фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами».
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1022 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    До предыдущих работ Дэвида Кроненберга у меня пока не дошли ни руки, ни глаза, ни другие части тела, поэтому сравнивать «Экзистенцию» с предыдущими фильмами я не могу. Это и к лучшему, потому что моё впечатление об этой картине будет оригинальным, независимым, т. е. я не буду анализировать, что у Кроненберга было лучше и что откуда взято.

    Итак, тема фильма, как это ни банально звучит, игровое будущее человечества. Игры станут нашей реальностью, в которой мы сможем быть кем захотим. «Реальность скучна, а в игре всегда что-то происходит». Начало фильма не очень красочное: нам показывают помещение, вызывающее ассоциации с католической церковью, в котором собралась целая куча людей-игроманов на презентации игры «Экзистенция». Первое, что шокуирует зрителя — это вид джойстика, с помощью которого человек подключается к игре и ведёт игру: этакой бесформенный кусок органического происхождения со шнуром весьма напоминающим пуповину; далее пистолет, из которого покушаются на Аллегру (не путать с Аллегровой=)): состоящий из костей всяких мутантов-амфибий и стреляющий (не смейтесь) человеческими зубами. Все эти предметы, а также вид всех мутантов, фабрика лягушек и пр. как раз создают картину сюрреалистичности и прекрасно вписываются в виртуальный мир. Не надо «фукать» и говорить, что Кроненберг помешан то на насекомых, то на земноводных и зачем он включил нелицеприятные сцены с амфибиями. В играх ещё не то увидишь. Кроненберг так представлял себе свою игру.

    Сюжет. О нём не стоит много говорить. Представьте себе лишь всем известный фильм «Начало», где Ди Каприо «нырял» на разные уровни сна (сон во сне). Здесь нечто похожее, только в виртуальной реальности. И если герои «Начала» (ну, почти все из них) знали, что они находятся во сне, то в «Экзистенции» не понятно, где кончается виртуальность, а где начинается реальная жизнь. Честно признаюсь, просидела весь фильм в напряжении и как не напрягалась, додуматься, какая из реальностей окажется «реальной», конечно же, не смогла.

    Главные Роли в фильме играют Дженифер Джейсон Ли и Джуд Лоу. Дженифер убедительно играет Аллегру — создательницу уникальных игр. в том числе и «Экзистенции». Она сама уже имеют физическую и психологическую зависимость к своим «творениям» и предпочитает больше жить в кибер пространстве, в котором «всегда что-то происходит», а не пребывать в реальности, где она живёт замкнуто и уединённо. Джуд Лоу играет здесь не великого героя любовника(фанаты не огорчайтесь, сцена, характерная для его амплуа, всё же будет), а простоватого охранника Аллегры, который оказвается волей судьбы (или, скорей, по другим причинам) вовлечённым в эти события. Герой Лоу «не крут», а наоборот трусоват и панически боится всяких уколов и заражения, о котором он упоминает в фильме раз десять. Он вызывает улыбку по ходу фильма. Роль удалась ему, хотя иногда по ходу фильма у меня почему-то возникали ассоциации с его ролью робота-жиголо из «Искусственного разума»(это там где он помогал робо-мальчику).

    Музыка гармонично вписывается в фильм и навевает атмосферу загадочности

    Конечно, по ходу фильма были неувязки: например, почему герои не узнавали друг друга и не «вспомнили всё», ведь память их не стиралась при погружении в виртуальную реальность… И, конечно же, кто вспомнит как стреляет пистолет задастся вопросом, каким образом костяной пистолет мог выстрелить зубами да ещё и с такой мощью, способной убить человека… и т. д. Но это мелочи по сравнению с тем, как захватывает и интригует фильм.

    Не посмотрев фильм, не судите его по кассовым сборам. Он вышел после триумфального вознесения более бюджетной, маркетированной и компьютеризированной «Матрицы», в которой к тому же есть Киану Ривз. Если «заевшийся» зритель шёл на «Экзистенцию» после «Матрицы», чтобы увидеть всю прелесть киберпространства в спецэффектах, то, конечно же, он разочаровывался. Если вы ждёте спецэффектов и зрелищной компьютерной графики», то это не тот фильм. Не сравнивайте «Экзистенцию» с «Матрицей». У них схожи тематики, но разные жанры. «Матрица»-это фантастика, цель — скорее поразить зрителя визуально. «Экзистенция» в первую очередь, на мой взгляд, триллер, задача — продержать всё экранное время зрителя в напряжении и неведении. И это Кроненбергу, на мой взгляд, удалось. Спасибо ему за этот фильм!

    9 из 10 (за неточности)

    28 декабря 2010 | 23:19

    Один из лучших фильмов Кроненберга.

    С помощью нового биологического изобретения люди научились погружаться в виртуальный мир «Экзистенция». Достаточно распространенный сюжет. Если вспомнить самый известный фильм того времени и жанра — «Матрица». Но в «Экзистенции» этот сюжет раскрыт с абсолютно другого ракурса.

    Фильм арт-хаузный, поэтому боевика и веселых гонок, с быстро развивающимся сюжетом здесь не будет. За то в «Экзистенции» есть неповторимая атмосфера, которая складывается из невероятных художественных находок — они выглядят омерзительно, но от них не возможно оторваться. Денис Кроненберг часто работает режиссером, и благодаря этому во многих его фильмах есть этот необыкновенный стиль.

    Так же атмосферу фильма дополняет прекрасная музыка, создающая дополнительную напряженность.

    В актерской игре здесь нет ничего выдающегося, но все актеры очень органично передают отмороженную стилистику этого фильма. Все эмоции выглядят как эмоции компьютерных героев, что и требовалось от актеров.

    Даже спустя более чем десять лет фильм смотрится очень необычно. Но скажу что для восприятия он достаточно сложен (хотя что еще ожидать от Кроненберга). Советую всем, кто любит качественный и неторопливый арт-хауз. Фильм оставляет странное послевкусие — неприятное ощущения познания неприятной истины. Так что если хотите интеллектуально пощекотать сознание, то советую посмотреть.

    9 из 10

    31 января 2012 | 17:43

    Виртуальная реальность с каждым годом все прочнее входит в симбиоз с нашей повседневной жизнью. Прогресс в области компьютерных и игровых технологий происходит в геометрической прогрессии. Но как быть когда виртуальный мир начинает все прочнее заменять настоящий? В последнее десятилетие игровая одержимость овладевает умами все большего количества людей. Игроками становятся уже далеко не только дети и подростки. Уже представители старшего поколения не могут мыслить себя без виртуального мира.

    Кроненберг, как всегда, в свойственной ему манере, наглядно показал все прелести игрового поглощения. Не смотря на то, что фильм вышел в 1999 году, уже тогда недвусмысленно чувствовался игровой бум, который, словно цунами, накрывал головы миллионов людей. Режиссер нутром чувствовал как человечество погрязнет в компьютерных дебрях. Ведь не случайно, когда Тед ставит игру на паузу, опасаясь потерять грань между реальностью и игрой, Аллегра ему говорит: «Ну и как тебе возвращение? Что интересно ты здесь увидишь?» Это фундаментальные слова, раскрывающие всю суть виртуальной реальности. В игре мы можем быть кем угодно: храбрым паладином, мастером единоборств, магом и т. д. Там возможно все, исполнение самых любых желаний, воплощение любых возможностей. И это является главной проблемой современного общества. Настоящий мир, где мы окружены работой, домашними хлопотами, налогами, предстает серым и угнетающим. А игры дают сладкую ложь, попытку отстраниться от действительности и даже заменить ее. Ведь сам компьютер 20 лет назад был не более чем вспомогательное средство, совершенно не обязательный к приобретению. А сейчас без него мы никак не можем представить наше существование.

    В картине не случайно были введены 2 фракции — реалисты, борющиеся за мир без игр и сами игроманы, возвеличивающие виртуальный мир до культа поклонения. Реалисты используют самые радикальные средства для подавления своих оппонентов. Аллегру — создательницу Экзистенции, они пытаются уничтожить всеми способами. Показательны сами технологии, что используются в недалеком будущем. Это уже не микросхемы и привычные нам железки, здесь в дело вступает био-органика. Процессоры и чипы уже не собирают, их выращивают. За основы взяты нервная система и органы земноводных мутантов, специально выращиваемых для этой цели. Игровой джойстик, внешне похожий на эмбрион с патологиями, с шнуром в виде пуповины, подключается непосредственно в само тело человека. Это уже финальная стадия слияния человека с технологиями.

    Сам фильм, безусловно поднимает одну из главных проблем современно мира — как не провалиться в виртуальную яму? В погоне за воображаемыми сверхъестественными способностями мы можем проглядеть саму жизнь. Нужно бережно относиться к самому себе и тем возможностям, что мы способны реализовать в нашем настоящем. В Экзистенции, как и в других работах Кроненберга, мы не найдем прямых ответов на поставленные вопросы, каждый из нас должен найти их самостоятельно. Актерский состав вполне хорош: горячая сексапильная Дженнифер Джейсон Ли, молодой и обворожительный Джуд Лоу и, конечно, такие метро кино как Йен Холм и Уилльем Дефо. Но тем не менее я ощущал некую попсовость, возможно из-за того, что главными героями выступали молодые люди. Кроненберг для своих фильмов обычно всегда подбирал актеров по старше, что придавало фильмам определенную солидность. Но я ни в коей мере не говорю, что это плохо. Все было выполнено на хорошем уровне. Полностью составить впечатление от фильма после одного просмотра не получится. Это кино для ценителей, любящих глубокий анализ. Не зря кино получило премию и имело несколько высоких номинаций. Смотрите, думайте, анализируйте.

    8 из 10

    16 февраля 2015 | 11:35

    Виртуальный мир привлекает всё больше и больше людей в свои сети, даря им другую реальность, в которой они могут быть кем угодно. В основном это люди с психическими проблемами, либо просто скучающие бездельники. Вы офисный планктон, недовольный своей жизнью? Тогда вам сюда! Вы можете стать предводителем эльфов, истребителем зомби или директором крупной фирм… Ой нет, лучше эльфом. Нравится? Мне — нет! И похоже Кроненберг со мной согласен… Но теперь, к сожалению, пора перейти к «Экзистенции».

    Все герои этого фильма, играющие в пресловутую игру, являются для Кроненберга обиженными жизнью пациентами, который этого и не стесняется, показывая их модели поведения в виртуальном Мире. Игра позволяет им увидеть внутреннее «Я», скрываемое в реальной жизни. Как можно заметить в виртуальном Мире каждый «игрок» желает убить создательницу, олицетворяющую тот самый мир игр, в котором они погрязли. Это особенно заметно на контрасте с тем как они ей аплодировали ещё буквально пару минут назад. Фильм крайне смело берётся за очень интересную тему и к сожалению терпит сокрушительное поражение.

    Главной проблемой «экзистенции» является абсолютная шизофреничность происходящего. К сожалению это не выглядит органично, а скорее только раздрожает. Пытаясь под маской философского значения той ахинее, которая происходит на экране, скрыть свой собственный наркотический бред, Кроненберг теряет стиль и создаёт совершенно рассинхронный мир из с трудом связанных друг с другом персонажей и событий. Своей тупостью и прямолинейностью фильм успевает надоесть уже минут через 30.

    Образ создательницы прописан просто ужасно, если вообще прописан. Создаётся ощущение, что она совершенно второстепенный персонаж, лишённый эмоций и здравого смысла. На Джуд Лоу жалко смотреть, он конечно старается, но видно, что с ним не поделились тем же что курили сценаристы и он никак не может понять кого играет.

    Вообщем получилось достаточно жалкое зрелище, из которого оказалось просто вытащить основную мысль действия, но компенсировать весь моральный ущерб от фильма это увы не поможет. Нравится? Мне — нет!

    3 мая 2015 | 00:21

    В фильме две линии, соединяющихся в одну. Философский взгляд на бытие, что есть для человека реальность. Что он считает реальностью, и что на самом деле таковой является. Это животрепещущая тема, так как ей занимались на протяжении веков все философы. Поиски сущности мироздания: идеи и формы Платона и Аристотеля, перетекающие в поиски места человека в этом мире Сократа, и наконец, появление религии, христианства.

    В фильме ярко выраженный вопрос: как мы можем отличить реальность от нереальности, например сна? Ответ: никак.

    Конечно, общий фон, на мой взгляд, сероват по сравнению с идеей фильма, его смыслом. Могли бы и поярче, хотя с другой стороны, многие видео-игры поставлены именно на таком фоне: мрачном, немного депрессивном, «с четко выступающими углами и размазанным горизонтом». Все это усиливается зловещей или на худой конец не оптимистичной, угнетающей музыкой.

    Второй линией является сама игра. Размышления о которой, я думаю с _99 года стали еще более насущными. Появилось множество игр, поражающих свое реальностью, уводящих людей в просторы нуля и единицы, далеко и надолго. Сейчас, мне кажется, эта проблема стоит остро, и как в фильме начнутся преследования любителей виртуального мира, но возможно это наступит нескоро, пока таких игр, как в фильме, нет. Но людей, предпочитающих виртуальный мир настоящему, становится все больше и больше, и пока никто не дал четкого ответа плохо это или нет.

    Этот фильм также не дает четкого ответа, он просто показывает, насколько можно запутаться, пренебрегая реальностью.

    Напоследок скажу, что игра актеров не на высшем уровне, но все же эпизод с пожиранием ужасной, склизкой гадости в китайском ресторанчике с таким аппетитом Джудом Лоу вызывает уважение и сочувствие актеру. Вот это профессионализм, на что только не пойдешь ради нескольких тысяч долларов и славы.

    14 февраля 2009 | 03:53

    Не припомню у Дэвида Кроненберга хотя бы одного фильма, который бы не удивлял особенным подходом к человеческой природе и исследованию его организма и природы. Его произведения влияют на психику людей каким-то таинственным образом, иногда загружая так, что потом трудно бывает прийти в себя. Вот и в «Экзистенции» то же самое — погружение в виртуальный мир искусственно созданной игры порой просто может расплавить мозги. Идея понятна — современные компьютерные игры, интерактивные развлечения все ближе подбираются к воссозданию реальности, окружающей нас. И вполе возможно, что наступит момент, когда мы можем перестать отличать реальность от виртуальных миров. Что произойдет тогда, не знает никто. А Кроненберг в привычной ему манере показывает ненормальные видения людей и временами все это вызывает даже отвращение. Похоже, это подразумевает, что прийти к разумному и правильному решению и выбору человек может, только преодолев очень неприятные ощущения.

    С актерами все хорошо — Джуд Лоу и Джейсон Ли всеми силами стараются удержать зрителя у экрана до самого финала, что в данном случае очень непросто. Действия практически ноль, занудные и таинственные диалоги легко могут свести с ума еще к середине просмотра. Чему способствует мрачная музыка, временами переходящая в подобие давящего эмбиента. Вообще, ни одну работу Кроненберга развлекательной назвать никак не получится, а «Экзистенция» получилась достаточно скучным триллером в непривычном понимании этого жанра. Тут и фантастика, и элементы ужастика, и даже драма. Никакого позитива в фильме нет и в помине, сплошная безсходность, которая здорово обыгрывается талантливыми актерами. Без них «Экзистенция» вполне могла бы сойти за невнятный бред сумасшедших, обладая при этом глубоким смыслом. Рекомендовать такое кино можно поклонникам режиссера и нестандартной кинофантастики.

    Зрелищность -

    Постановка — 4

    Актеры — 5

    Сценарий — 4

    Ожидаемость — неожиданно жутко

    Мое слово — очень странный и мрачный фантастический триллер на тему виртуальной реальности. Выбор за вами.

    9 мая 2009 | 14:01

    - Свобода воли, наверное, мало что значит в этом маленьком мире?
    - Это как настоящая жизнь, только здесь она намного интереснее.(С)


    Говорят, что если среднестатистического человека, воспитанного на телевидении, ежедневно пользующегося компьютером и пластиковой картой (как вариант — до десятка карт), передвигающегося по городу в сопровождении музыки Ipodа, оставить без сотового телефона, компьютера и прочих радостей цивилизации, у него появятся все признаки нарастающей клаустрофобии в виде чувства измененной реальности, тревоги и дискомфорта, вплоть до приступов удушья. В этот момент он чувствует, что лишился не просто своих электронных игрушек, а остался без ключей доступа в свою реальность. И можно сколько угодно повторять, что километры оптоволокна еще полностью не оплели мир и гаджеты не вросли в нас, не стали нашей плотью-кровью, но, пораскинув даже полузаглотанными матрицей мозгами, можно понять, что все задатки того, что мы стали воспринимать искусственный мир, побочный продукт человеческого мышления, как единственно реальный, появились уже давным-давно.

    Тем не менее, несмотря на всю свою актуальность «eXistenZ», в отличие от вышедшей в то же самое время, на рубеже 20 и 21 века, «Матрицы», с которой ее часто сравнивают, не стала популярной в массах. Наверное, все потому, что балансирующий между мейнстримом и авторским кино канадский режиссер Дэвид Кроненберг не пытался открыть широкому зрителю старые истины под видом новых. Хотя в широком понимании он и является одним из пионеров киберпанка — предупреждать об опасностях эпохи Hi-Tech он начал еще с «Видеодрома», который Энди Уорхол назвал «Заводным апельсином 80-х». Но весь этот sci-fi антураж для него самоцелью не является, он просто как обычно использовал актуальный контекст для того, чтобы в очередной раз препарировать свою тему трансформации сознания под действием тех или иных факторов, точно так же как использовал наркотики, психические заболевания или паранормальные явления в других своих фильмах. Человеческие видоизменения как таковые — вот фабула почти всех его фильмов, а здесь та же самая тема техногенных мутаций и перемоделирования человека, только на примере исследования сути искусственной реальности, как лабиринта ложных смыслов.

    Обычный вопрос у Кроненберга — что первично: мутации сознания или мутации тела? Ведь вживить биопорт в свое тело — это еще само по себе не самое жуткое. Человек, лишенный возможности осознания своих поступков, воспринимающий искусственный мир как абсолютно достоверную психофизическую реальность, не знающий, где заканчивается игра и начинается жизнь, — вот самое страшное существо на свете. И вот в чем основной поинт Кронберга и отличие его фильма от той же Матрицы. Герои «Экзистенции» прекрасно знают, что мир вокруг них это виртуальная реальность, и воспринимают себя и других как персонажей компьютерной игры, поэтому они убивают — легко, красиво и не терзаясь моральными вопросами. Игра есть игра, а смерть необходимая часть для развития ее сюжета. Окружающий мир кажется им системой кривых зеркал, порталов, через которые они переходят от одной сцены к другой. Только вот смогут ли они в финале отличить, где заканчивается виртуальность и начинается реальный мир, и ответить на главный коварный вопрос, который поставлен даже не как «где они сейчас», а как «кто они сейчас»?

    Воплотить этот типично по Кроненбергу мир компьютерной игры «eXistenZ, запутавшийся в паутине шизофрении, паранойи, безумии и бреда, где все не то, чем кажется, и который так похож на наш реальный, только более гротескный и абсурдный (а может, и не более;)), Кроненбергу с его холодным визионерским даром удалось на отлично. Вместо того чтобы, как полагается по жанру, выстраивать мир будущего в подчеркнуто футуристичном стиле хай-тек и насыщать спецэффектами, он делает его нарочито одскульным, созданным для социума, чье сознание занято созданием и игрой в игры, поэтому им нет дела до дизайна и прочих вещей на «мелком уровне реальности», и вместе со своим постоянным художником Кэрол Спир (помимо совместных с ним фильмов, на ее счету, например, мир «Сайлент-хилла») обращается к теме биомеханики и овеществляет метафоры — игровые консоли, обтянутые кожей, похожие на живые организмы, шнуры, похожие на пуповину, биопорты, вживленные в спинной мозг. К тому же Кроненберг, будучи мастером мизансцен, добавляет туда фирменного кроваво-мясного стиля и особой натуралистичности. Сцены подключения игроков к консолям, несущие практически сексуальный характер, фабрика по их производству, где смачно потрошат странного вида земноводных, шнур от больной биоконсоли, врастающий в тело богини компьютерных игр Аллегры Геллер (Дженифер Дж. Ли), ее охранник Тед (Джуд Лоу), поедающий «фирменное блюдо», а затем собирающий из него пистолет, стреляющий зубами, — все это запоминается надолго и оставляет послевкусие. Приятное или нет, зависит от отношения зрителя к странным мирам Дэвида Кроненберга.

    В любом случае показать размытость границ между мирами и возможность бесконечного количества вложенных уровней получилось более чем наглядно. Но рассказ об опасностях виртуальной среды — это только повод, хотя, судя по тому, что школьники, вооружившись винтовками, внедряют в реальность сюжет компьютерных стрелялок, основания для паранойи у Кроненберга есть. Главное, как обычно, насекомые, живущие в человеческих головах, и то, что такова сущность человека — способность гибко изменять или даже терять ориентиры под давлением обстоятельств, особенно если отсутствует точка отсчета окружающей действительности.

    Мы живем для ощущений, мы придумываем способы генерирования этих ощущений и запутываемся в паутине собственных вымыслов, образов, медиапотоков и, так как не можем поверить ни во что по-настоящему, верим во все подряд. И дело не в том, что машины взбунтуются и поработят нас, а в том, что человек, САМ, в поисках сильных ощущений, стремится деформировать свое тело и сознание, превращаясь в мутанта. Сам режиссер в гуманность такого мира, похоже, не верит, тем не менее признает его рациональность — ведь человечеству, стремящемуся выйти за пределы своего человеческого и решившему, что быть киборгами той или иной природы — это круто, рано или поздно придет закономерный GAME OVER

    10 из 10

    28 октября 2008 | 10:31

    От фильма сродни «Экзистенции» ждёшь глубины. Чего стоит одно название! И, не глядя на приличный для фантастической картины возраст, я рискнул погрузиться в сие фантасмагорическое детство. И что же увидел внутри?

    Во-первых, театр. И здесь, говоря «театр», я имею в виду уходящую в небытие кинематографическую школу символа и преувеличения. С первых минут картина завораживает игрой актёров и эмоциональной постановкой сцен. Искреннее обожание на лицах поклонников «великого программиста». Скучающий и в то же время исполнительный в мелочах охранник — оказывается, и скуку можно сыграть преувеличенно! А это непобедимое пренебрежение к мелочам, продемонстрированное главной героиней? Она же и правда ведёт себя, как полубог, привыкший к почитанию.

    Но то внешнее. Кожура, оболочка фильма. Пройдёмся по «костям» — декорациям и спецэффектам.

    «Экзистенция» вышла на экраны в 1999-ом году, в период становления компьютерной графики как аксиомы спецэффекта. Но Кроненберг, режиссёр фильма, решил отойти от намечающегося модного веяния и сделал акцент на кукольных моделях. Выиграл ли он? Безусловно.

    Как безусловно, впрочем, и то, что режиссёрское решение набросило на картину флёр архаичности. К 99-ому году зритель не был ещё избалован красивой графикой, но уже имел общие представления об оной. И здесь проявляется гений творца: как только мы окончательно признаём для себя «неубедительность» спецэффектов — выясняется, что «реальность» фильма — это тоже, судя по всему, игровая среда! И гротескные визуальные решения призваны подчеркнуть сюрреализм происходящего — они функционально осмысленны. Они играют свою роль.

    Качество этого фильма тяжело оценить, анализируя отдельные фрагменты. Среди них — и великолепно подобранная музыка, и грамотная постановка сцен (как «играет» звук!), и базовое понимание логики игровых вселенных. На этот аспект, кажется, принято закрывать глаза во всех и всяких фильмах про компьютерные миры — но только не в «Экзистенции».

    Устав наконец восхищаться феерией логических хитросплетений, бушующей на экране, мы закономерно задаёмся вопросом: так в чём же соль, ключевая идея фильма? И режиссёр, не таясь, отвечает: зритель должен осознать, где кончается игра. Это очень простая загадка — вот только ответа на неё… не существует.

    9 из 10. Гениально сложный тренажёр воображения.

    18 декабря 2010 | 05:55

    Невероятно красивый фильм. Интересно, что столь серьёзную тему удалось облечь в такую привлекательную форму.

    Если сравнивать этот фильм с Матрицей, Матрица оказывается более дешёвой, пафосной и гораздо менее стилистически выверенной попыткой говорить в общем на менее серьёзную тему. К тому же, в Матрице, в общем-то, нет философской интриги, в то время как здесь, в этом фильме, в его теме, она есть. На этом предпочитаю данное сравнение закрыть. Точность формулировок, образов и сам порядок сцен, действий, интерьеров, в которых они разворачиваются имеет довольно важное значение для «расшифровки» этого фильма (хочется сказать текста, но боюсь ошибиться) — мне кажется, что он и был задуман как шарада о человеческом существовании.

    Итак, предположим, что, погружаясь в Экзистенцию, мы имеем дело с её творцом (автором, создателем). Подразумевается, что он существует и отвечает за происходящее с нами. В процессе выясняется, что есть вещи и события, зависящие от нас — нашего настроя и способности принимать решения, например, и то, что зависит от самой Экзистенции, от мира, в который мы погружены, заброшены. Мы не знаем, что верно, а что неверно, как поступать в той или иной ситуации, на каких принципах, в конце концов, строится эта игра, какова наша роль в ней и что нужно делать, чтобы выиграть. Пожалуй, это самый главный вопрос. Как выиграть в игре, правил которой ты, в общем-то, не знаешь? В игре, в которой у тебя нет миссии? Осознание этого иногда заставляет чувствовать себя неуместным, а иногда приводит к попытке покинуть эту реальность. В сущности, согласитесь, это может быть довольно неприятным — знать, что ты имеешь свободу выбора, решения, но оставаться при этом в неведении по поводу конечной цели. Что можно сделать в такой ситуации? Как её разрешить? Куда ни кинь — в нашем неудобстве, в нашей тревоге кажется виноватым создатель. Мы можем вопрошать к нему или бороться с ним. Однако для этого мы должны найти его. В игре появляются те, кто желает первого и те, кто желает второго. К кому из них относишься ты? Но, предположим, истинный создатель найден и убит — он понёс наказание за ту боль и страдания, на которые обречён ты, заброшенный в эту реальность. Закончилась ли игра? И кто выиграл?

    10 из 10

    3 июля 2013 | 04:38

    Если бы ты не мог проснуться, как бы ты узнал, что сон, а что действительность?

    © Matrix

    Что для нас реальность? Головная боль по утрам от избыточного времяпрепровождения за экраном монитора. Нервирующая мелодия будильника, которая стала действовать на нервы после того, как ей поручили подобную функцию. Неторопливый вояж на работу/учебу в сопровождении драгоценного mp3`шника и телефонной аськи. Затем вечерние посиделки в социальных сетях, которые снова приводят к утренним головным болям, и так снова по списку. День за днем. Замкнутый круг. А теперь вопрос: что не так в данном распорядке дня? Ничего? Окeу, тогда возьмем и вычеркнем из него все блага электронного мира: гаджеты, интернет и даже незаменимый mp3`шник — все на свалку. Каково теперь? Уже чувствуете, как жизнь начинает терять краски, как медленно она лишается смысла? Понимаете, что стали принимать искусственный мир технологий за реальный и единственно правильный?

    В бесконечной гонке вооружений, в постоянной борьбе за право создания самого мощного оружия, люди забыли, что оно уже существует, и повторно изобретать велосипед необязательно. Что же это? Не мучайте впустую свою фантазию мыслями об атомных боеголовках и микроволновках. Ответ прост — человек. Человек, лишенный потенциала постижения своих деяний, как следствие, не понимающий всей ответственности за совершаемые поступки, воспринимающий вирт, как безотносительно верную действительность, не ведающий, где проходит черта между игрой и реальной жизнью. Индивиды, забывшие о моральных нормах, как о чем-то ныне неактуальном и бесполезном. И примером тому — главные герои фильма: они убивают с легкостью открытия баночки спрайта и не чувствуют при этом ни угрызений совести, ни вины, ни страха за совершенное. Ведь для них это просто игра, а чтобы ее продолжать — нужно выполнять приписанные сюжетной линией квесты. Только вот что ждет их под занавес, когда гейму настанет овер, и начнется реальность, и смогут ли они понять, где они сейчас, а главное — кто они? Суть самой игры «Экзистенции» (да и ленты, в принципе, тоже) — найти смысл. Ответить самому себе на вопрос, какова цель игры?

    Сюжет довольно тривиален (взять хотя бы одногодку «Матрицу»), но только на первый взгляд. Имя режиссера меняет все. Если за главного Кроненберг, то это пиршество киберпанка перестает выглядеть избитым продуктом. Один из немногих, кто способен придать абсурдному и гротескному действу (по признанию же героя Джуда Лоу, которому будет суждено завязнуть в этом жанре на долгие годы), показательную правдоподобность и доказательность. Кроненберг мастерски создает особый антураж «Экзистенции», которая местами выглядит подлинней иных наших реалий. И она идеально гармонирует со свойственным Дэвиду неприятным, гадким и отталкивающим миром. И еще одно фирменное — минимум цифровой визуализации, что, собственно, и дает упомянутой «Матрице» болезненный хук справа. Кроненберг намеренно (или просто по привычке) заполняет свой мир будущего олдскульными декорациями. Эта старомодность говорит об «Экзистенции» (игре), как о мире вне времени, что определенно не является излишним, беря в расчет, что идеологически «Экзистенция» (картина) непреклонно выражается жизненным, злободневным примером того, к чему приводит потеря ощущения реальности и времени.

    И пусть «Экзистенция» кажется продолженным развитием взятой ранее темы из предыдущих лент Кроненберга, чем самостоятельным проектом. Этакой более выработанной вариацией «Видеодрома». Даже биовходы, которые могут представиться незнакомым с творчеством режиссера зрителям оригинальным решением — на самом деле, уже привычное для него сочетание живого и безжизненного — электроники и животных тканей. Но это не только своеобразная дань личному стилю. Поглощающие энергию хозяина биочипы, уподобляясь примитивным паразитам, символизируют безвыходность эскапизма. Они постепенно уничтожают личность владельца, слишком глубоко затянутого в вирт. Отсутствие внятного очертания граней, множеств подуровней (после этого сложно смотреть на новое творение Нолана с прежним восхищением) и невыполнимость возвращения обратно, лишь раз там оказавшись. Если игра реальна, как жизнь то следовательно сама жизнь — игра? И игрок не возвращается обратно, просто отключившись от системы, а приходит куда-то, что аналогично воспоминанию давно забытого места, но, в сущности, им не является. И теряется, а в итоге все люди становятся своими персонажами, окончательно и безвозвратно теряя личности.

    Не будем забывать, что возможно и наша жизнь — одна большая игра под авторством Всевышнего. Об этом картина говорит почти напрямую, скрыв в названии буквосочетание isten между заглавными X и Z, что на венгерском означает «Бог». И если на минуту представить, что это все игра, то как бы поступил любой, получив возможность выйти из нее и встретится с ее создателем «face to face»?

    14 августа 2010 | 17:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>