всё о любом фильме:

Малена

Malèna
год
страна
слоган«She was too beautiful and he was too young to protect her»
режиссерДжузеппе Торнаторе
сценарийДжузеппе Торнаторе, Лучиано Винчензони
продюсерКарло Бернаскони, Харви Вайнштейн, Марио Котоне, ...
операторЛайош Кольтаи
композиторЭннио Морриконе
художникФранческо Фриджери, Маурицио Милленотти, Бруно Чезари
монтажМассимо Квалья
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$180 000
зрители
Италия  693.1 тыс.,    США  650 тыс.,    Испания  197.6 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время100 мин. / 01:40
Номинации:
Малена — красавица-вдова, наваждение мужчин и предмет зависти женщин. Жены распускают о ней грязные сплетни. Мужья преследуют ее по пятам и грезят о ней.

«Мне было 13, когда я увидел ее впервые. Прошло время, я любил многих женщин, и когда мы были близки, они спрашивали: буду ли я помнить их? И я говорил: да, я буду помнить вас. Но единственная, кого я никогда не забуду — та, которая никогда не спрашивала. Малена».
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
55%
42 + 34 = 76
5.6
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Внимание! Список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Версия для Соединенных Штатов была сильно урезана. В основном, урезанные сцены изображали мечты главного героя-подростка, в которых он занимался любовью с Маленой. Из эротичных сцен была оставлена только та, где мальчик посещает бордель, и ложится в кровать с проституткой, внешне похожей на Малену.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Данная работа 44-летнего Джузеппе Торнаторе больше всего напоминает его самую лучшую ленту — «Новый кинотеатр «Парадизо» (1988), несколько уступая ей в пронзительности чувств и непреодолимой ностальгии по ушедшим временам. Кстати, вместе с предыдущей картиной этого итальянского режиссёра — историко-романтической фантазией «Легенда об океанском пианисте» (1999), названные произведения образуют своеобразную трилогию о безвозвратном минувшем, которое обречено остаться лишь в благодарной памяти ещё живущих на этом свете, хотя за далью лет оно действительно начинает напоминать выдуманные легенды или кинематографические иллюзии. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1339 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Малена» напоминает зрителю о том, что кино не всегда снималось для усредненно-обезличенного потребителя. Того самого, что в полном забытье хрустит попкорном в то время, как на экране сверкает красным шлемом Спиди-гонщик или Уилл Смит в очередной раз спасает мир. Блокбастеры продержаться в рейтинге кассовых сборов недельку-другую и канут в небытье. А «Малена» с ее неспешным и полным достоинства рассказом останется. Как останутся и небольшие приморские городки (если не случатся на их голову скидки в куда.ru), кумушки с их сплетнями и зависть.

    Что могла противопоставить Малена и ее маленький рыцарь этой разрушающей силе под названием косность? Казалось бы, одна только география городка, в котором волны разбиваются о берег, слышны крики чаек, а воздух напитан морской солью, располагает к открытости. Мореходы и купцы всегда первыми узнавали о других странах, перенимали новые идеи. Но, видимо, когда они уходили в море, их женщинам не оставалось ничего, кроме как культивировать в себе и прививать соседкам мрачную подозрительность. Губы у них всегда осуждающе поджаты, глаза оценивающе сощурены. Степень неприязни по отношению к женщине из другой деревни не уступает накалу шпионских страстей времен Холодной Войны. И средства ведения боевых действий похожи: круговая оборона, информационная война и продовольственная блокада.

    В Италии когда-то зародился Ренессанс, эпоха, в которую жители Европы вновь, впервые с античных времен, приняли самих себя, свою телесность, создали великие картины и идею универсального человека. Но соседи Малены словно до сих пор не вышли из мрака Средневековья. Они практикуют изгнание бесов, святые в их храмах не имеют ничего общего со статуями Возрождения. Это не ангелы из теплого, прозрачного мрамора. У них изможденно-унылые лица и безучастный взгляд.

    Религия, если, конечно, мистицизм и отношения, построенные по принципу купли-продажи, можно считать религией, занимают в их жизни значительное место. Как дети, так и взрослые позволяют себе грешки и грехи (поджарить муравья, избить Малену), потом произносят «Прости, дева Мария», и, по их мнению, эпизод исчерпан.

    «Малена» не скупится на изображение пороков: зависть, жестокость, ложь, равнодушие. Но Малена живет не в преисподней, а в уютном и древнем итальянском городке. Поэтому в нем есть и красота, надежда, есть и великодушие. Которые были бы невозможны, не будь в нем Любви.

    То, что чувствовал к Малене Ренато, — это не просто всплеск гормонов. Иначе, выбросив ее фотографию в море, он бы забыл о той, что с позором и стрижеными волосами уезжала от него на поезде. Но из всех женщин, которые что-либо значили в его судьбе, всегда он помнил ее одну, хотя она об этом и не просила. Любовь дала ему щедрость, с которой он передал Малену ее мужу. Отказался от своей любви, потому что не мог защитить ее сейчас. Он дал мужу Малены ту правду, с которой он сам жил годами. Ту, с которой эти двое, покалеченные и униженные, создадут свое Возрождение в городе со Средневековыми нравами.

    8 из 10

    21 июля 2008 | 20:38

    Хм… первый фильм, поставивший меня в такой тупик. Я не знаю, что ему ставить. С одной стороны он мне понравился — «Малена» — качественная кинолента, довольно трогательная история, а с другой — нет. К тому же я не люблю Беллуччи — вот не «моя» это актриса… Не то чтобы я ее не могу видеть, или просто ненавижу, нет, просто она не кажется мне важным звеном в кинематографии. Я не смотрю с ней фильмы все подряд, не хочу быть на нее похожей… В моем детстве Моника меня не покорила, а теперь это сделать сложнее. Так, давайте разбираться во всём по порядку.

    Скажу сразу — мне не понравились сексуальные фантазии мальчика.
    Двенадцатилетнего. Не понравилась эта пошлость. Я никогда не была парнем, и не знаю, что они чувствуют в 12 лет, но думаю, можно было всё же сделать повзрослее этого героя.

    В противовес этому очень красиво показана Италия. Интересно снято начало и сцена с муарвьем — опять же — акцент на мелочи. Мне это нравится. Очень симпатичные дома, жители, бабы которые сплетничают, и мужики, которые не могут глаз отвести от МаленыЯ не считаю Монику абсолютной красавицей, хотя что-то в ней есть.

    Невозможно сказать, что она сыграла на «ура» — игры было мало. Она просто красиво шагала по улице, такая статная и хладнокровная.

    - За один час с ней я бы повесился. ©

    В «Малене» хорошая музыка и слишком много жестокости. Я чуть ли не рыдала, когда девушку, даже пусть она шлюха, избивали на улице. В конце она всё же нашла в себе силы вернуться в этот город — туда, где её унижали и оскорбляли, туда, где она потеряла себя.

    Её единственное преступление — её красота. ©

    Я действительно не знаю, что ставить. Никак не могу понять и на чём-то остановиться… Мы видим падение человека в обществе, падение женщины, у которой все равно остаются силы… Фильм учит нас всегда оставаться самим собой, чтобы не случилось…

    Ладно, я поставлю 8 из 10, хотя эта восьмерка близка к семерке.

    P.S. я не люблю курящих женщин.

    17 апреля 2010 | 20:42

    В этом фильме я увидела не только нравы военной Италии и историю замужней красавицы Малены и тайно влюбленного в нее подростка Рената. Меня поразил колорит самих итальянцев, их горячий темперамент, проявляющийся во всем, но особенно в голосе и жестикуляции. Чего только стоит рукоплескания отца Рената, и бесподобный юмор:
    - Но он не ел уже три дня!
    - В Советском союзе вообще никогда не едят!

    И много других колоритных чисто итальянских сцен. Сцена избиения отцом сына и цепная реакция всех членов семьи в захватывающем танце ярких эмоций. Это красиво. По-настоящему передан вкус Италии и ее горячего народа.

    Во второй половине картины мое внимание было направлено на историю Малены в роли Моники Беллучи. Она настолько красива, что, наверное, такие истории на самом деле имели место, тем более в те времена крутых нравов.

    Красота — страшная сила.

    Давно не получала от просмотра такого удовольствия, а отличный финал картины даже заставил прослезиться.

    4 декабря 2007 | 13:56

    Этот фильм — сильная, острая и колкая сатира, брошенная прямо в лицо нахальному и лицемерному миру. Миру завистливому, грязному, объятому пороком, миру материальному и временному. Тому миру, которому жизнь даем мы сами, подкармливаем и взращиваем, давим и поднимаем на пьедестал. Миру живущему рядом с нами и в нас, в человеческих пороках взращиваемых эгоизмом и пренебрежением к большой вселенной человеческих индивидуальностей.

    Яркая картина, разворачивающаяся на фоне Италии начала 40х, в первые минуты кажется адресованной конкретному времени и региону, однако чем дальше мы отходим, тем яснее и отчетливее становится заметно то, что фильм совсем не об итальянской провинции и за итальянским менталитетом прячутся хорошо знакомые реалии общечеловеческого мира, с которым мы сталкиваемся постоянно и с которым вполне рискуют столкнутся все окружающие нас люди, в лице нас же самих.

    Да… Без всякого сомнения это фильм, который способен преподать множество отменных и серьезных уроков. Каких? Избегая конкретики, я позволю себе не называть их, позволив вам получить их полностью самостоятельно. Но в свою очередь, я не могу избежать моей личной рекомендации к просмотру данного произведения.

    Однозначно, если вы стремитесь найти кино, которое способно заставить вас несколько глубже и внимательнее посмотреть на ваш внутренний мир, находящийся в тесном сплетении с миром вашего окружения, к просмотру рекомендовано!

    2 мая 2014 | 15:11

    Никогда еще Моника Беллуччи не была такой сексуальной и естественной на экране. Свою роль она даже не играла, она как будто бы была сама собой. Словно она была обычной женщиной на экране, той, которую мы не знали раньше, которая так разительно отличается от актрисы Моники Беллуччи в любом другом ее фильме.

    Ее героиня необыкновенно загадочна. Я не смогу сказать, что она лучше остальных в том городке, где живет, но смогу сказать, что я верю в это. И буду до победного стоять, защищая ее от городской толпы, всячески осуждая и ругая всех ее недоброжелателей.

    Эта история аккуратно снимает занавес человеческого лицемерия. Обнажив и разоблачив людскую сущность. И что я увидел? Я увидел, как человек ворочается, корчится как червяк в своих самых низменных и отрицательных качествах. Задыхаясь от своей вони и морального уродства. И как он при этом слаб и уязвим. И это страшно, а еще страшнее, что так будет всегда.

    10 из 10

    29 мая 2010 | 07:03

    «… я говорил: да, я буду помнить вас. Но единственная, кого я никогда не забуду — та, которая никогда не спрашивала».

    Ещё и ещё убеждаюсь в том, что музыка в фильм играет значительную роль, Эннио Морриконе привнес в фильм равную долю успеха, теперь уж Италия для меня, это те мотивы из чудесного фильма. Обожаю его.

    Есть роли, которые неотделимо связывают актера, эксплуатируют, пример тому не изменчиво комичный Джим Кэри, сварливый Адриано Челентано, взбалмошный Джек Николсон, а теперь и Моника Беллуччи, точно обозначавшая истоки утонченности женской природы.

    44-х летний, на тот момент, Джузеппе Торнаторе снял свой один из самых лучших фильмов.

    Сицилия, городок в Италии, словно разделочный стол предлагал изыски приготовления прекрасных и ни в чем невинных в продукт подчинения общепринятым устоям, другими словами зависти окружающих нет предела, но был секрет, которого жители не знали — красота Малены была не снаружи, она жила внутри. Среди общего слоя, выделяется Ренат, он маленький и фантазии эротического содержания посещают его ежеминутно, именно его взглядом нам представляется увидеть всю полноту трагедии. Признаться, я покраснел, от того насколько точно это было показано.

    Время правления Муссолини, как бы намекают на то, что происходящие не ограничивается отдельно взятым местом, вся Италия во власти диктата одного безумца, только проблемы гораздо шире, для примера, расистские взгляды лидера!

    Вместо лишних слов, лучше сесть и посмотреть. Приятного просмотра!

    10 из 10

    P/S Ни одна награда, в немалом их представлении, не была взята. Очень странно!

    16 декабря 2012 | 00:12

    Фильм хорош и своеобрезен — музыка, режиссура, восхитительный влюбленный мальчик и красавица Моника Белуччи. Но! На главную героиню, Малену, я, можно сказать, зла. При всей ее красоте она могла получить больше, намного больше. Просто, либо не знала как, либо не хотела. Мужчины ее элементарно использовали. И, мне показалось, ей это даже нравилось. Глупая, неинтересная, но красивая женщина.

    Еще в фильме много недосказанностей и странностей, просто чересчур… Отец, например, глухой и беспомощный профессор, очень резко ставит крест на своей единственной дочери и скоропостижно умирает. Его похороны для Малены превращаются в выбор самца, который ее накормит. Смешно и… вульгарно! А суд? Бред, ей Богу, Малена — сама невинность с потупленным в пол взором… Идиот-адвокат… А расплата-то, расплата… Опять же, низко и пошло. И меня немного удивило то, как она одевалась без мужа и с ним. Не в одежде дело, конечно, на нее ведь и так весь городок оборачивается, но факт остается фактом — она сама провоцировала мужчин. Ей было удобно расплачиваться собой…

    24 ноября 2009 | 20:41

    Джузеппе Торнаторе рождает «Малену» из эрекции подростка, возникшей во имя красоты Моники Белуччи в белом. От рождения замысла до фазы затухания — маленькая жизнь эпического масштаба, в которой «красота» тела — провокация, а «слабость» духа — данность. Усечённая версия «Малены» лучше авторской: дополнительные сцены мальчишеского онанизма не придают дополнительной прелести, и без того перегруженной сексуальными впечатлениями, картине.

    Красавицу Белуччи, Торнаторе унизил, оставив актрису в кадре, как фетиш для лицемерия, похоти и зависти. Закомплексованная природа «неказистых» творцов, будто извлекает протухшую энергию неудовлетворённой юности, продлевая непрочувствованное вовремя очарование с помощью контракта со звездой. А Белуччи степенно подыгрывает, улыбается. Что ей — диве до желания режиссёров. Главное, чтобы платьице аккуратно сидело. Ладно, Гаспар Ноэ («Необратимость») с садомазохистскими выкрутасами. Тот гомосексуалист, маргинал, певец дна и только таким убогим языком и владеет. Но, Торнаторе… с его чувством вкуса, выдержанностью стиля, пафосным гуманизмом…использовать прилюдно тело женщины для оправдания, с позволения сказать, ретро-изысков. Пустовато для художника такого класса.

    Зрительский успех понятен. Мораль фильма про то, что все мы такие красивые и непонятые (навряд ли хоть один ассоциирует себя с оголтелой профашистской толпой злобных мещан) тешит самолюбие многих. Очень многих. Даже вундеркинда Джузеппе, позволяющего так быстро упасть героине и так по-житейски наивно оправдывать это падение всепоглощающей любовью искалеченного мужа и похотливого недомерка. Режиссёр беззастенчиво использует диктатуру Дуче в качестве рычага давления на Малену, нравственная деградация, которой вызывает сопереживание.

    Идея попрания красоты, о чём вопиёт кинополотно, заключено лишь в визуальной эффектности. Оперные выходки с фактурой не имеют ничего общего со словами Достоевского про «красоту, которая спасёт мир». Что нам Соня Мармеладова с её метаниями о чести и бесчестии, когда Малена убеждающая киношной судьбой, что между ступенями праведницы и почтенной матроны, пролегает лесенка шлюхи. Ну да ладно, Фёдор Михайлович Торнаторе не указ. Пафос был бы уместен, если бы речь шла о сатире, но ведь «Малена» — драма. Драма духа ставшего заложником красивого тела и павшего жертвой уродливого окружения.

    Чтобы история стала честной, надо бы её через собственную душу профильтровать, а не скрываться за банальными постулатами в образе неполноценного подростка, весь запал которого сводится к маниакальной мастурбации. Так нечестно. Не по отношению к себе, ни по отношению к зрителю.

    Не самый лучший фильм классика, но профессионализм съёмочной группы, самоотверженность Моники Белуччи и мелодии Эннио Мориконе не позволяют окрашивать отзыв в красный цвет.

    6 из 10

    3 июня 2011 | 13:11

    Красота спасет мир, если мир не погубит красоту

    Фильм-размышление, фильм-история жизни одной прекрасной женщины, боровшейся за себя, за свою семью, но отвергнутой обществом из-за того, что была необычайно красива… В этом фильме слишком много смысла, чтобы смотреть его с кем-то. Он только для одиночного просмотра. И, думаю, никого не оставит равнодушным взгляд со стороны на нас, людей, мелочных, озлобленных, завистливых, слабых.

    Действие разворачивается в Италии в годы войны в семье глухого школьного учителя, у которого имела неосторожность родиться совершенная по красоте дочь — Малена. Нам показывают только часть ее жизни. С молодости и до зрелых лет, но это самое насыщенное время в жизни каждого человека, ведь до этого разгон, а потом уже неминуемый спад. У Малены есть муж, которого поспешно забирают на войну, защищать родину и бороться с неправыми. Она остается с престарелым отцом и своей красотой. В городе ее все ненавидят: женщины завидуют, мужчины озлоблены ее недоступностью. Каждому мужчине хотелось бы иметь подле себя красивую женщину и совсем не обязательно он будет ее любить. Повышение самооценки, галочка в блокнотике.

    Малена не такова, она могла бы крутить всеми, но лишь отсиживается у себя дома, выслушивая вслед разгоряченное «какая попка» и завистливое «шлюха». Отцу доброжелатели доносят о том, что его единственная дочь «находится в тесных отношениях с половиной мужчин города», что естественно, неправда, но верит и отказывается от нее. Малена остается одна в городе, который ее презирает, без средств к существованию, не имеющая личной жизни, о которой не было бы известно страстно влюбленному в нее Ренато.

    Один путь и она встает на него под гнетом обстоятельств, она ломается, ведь она женщина и она не железная. Двери ее дома открыты, но тем не менее она еще более одинока, чем прежде. Появилась еда, много ухажеров, но напряжение росло и в один из дней, в день, когда правление Муссолини было свергнуто, люди почувствовали свободу не только в своих желаниях, но и в своих поступках. Вся радость, искаженная и перевернутая была обрушена на несчастную Малену, после чего той пришлось уехать из родного города.

    Прошло уже более часа после просмотра фильма, а тяжелое ощущение от того, что люди ох как несовершенны, да и не стремятся к тому, чтобы стать лучше, только усилилось. В каждом из нас есть что-то хорошее, но следуя здравому смыслу мы держим это в себе и остаемся просто посторонними наблюдателями чужого горя. Кто же поможет, когда нам станет плохо?..

    В этом фильме, можно было обойтись без слов. Всё предельно понятно, ведь мы себя ведем точно так же. Не пора ли одуматься? Или уже поздно?..

    Моника Беллуччи замечательно сыграла. Никогда не видела ее в столь серьезном фильме, в столь важной роли. У нее получилось передать ту силу, которую она проявляла, дабы не обращать внимания на злой шепоток, то отчаяние, с которым она по ночам закрывалась дома в одиночестве, то примирение с жестокой судьбой, которое ей поставили в вину. И ни одной слезинки не прокатилось по ее щеке.

    Реалистично, драматично, актуально.

    10 из 10

    12 августа 2009 | 16:13

    Я очень люблю музыку Эннио Морриконе, и именно поэтому решила посмотреть фильм. Так же, я слышала многое и не сомневалась в таланте Моники и в том, что фильм окажется достойным.

    Каждая мелочь в фильме заставляла волноваться или вызывала умиление. Ужасали многие моменты, особенно самосуд, но ужасно в них было то, что такое может произойти с кем угодно, с тем, на чьей лужайке трава зеленее.

    Этот фильм меняет взгляд на многие вещи, заставляет задуматься над своим отношением к окружающим. Аморальность толпы, клевета — вот что разрушает личность. Как корабль назовёшь — так он и поплывёт, и толпа решила всё за Малену.

    Я бы порекомендовала фильм всем. Он красивый, глубокий и очень реальный. Может быть именно поэтому после него захотелось встать и помыть руки. Ставлю 100 баллов, но так как есть рамки, то

    10 из 10

    10 декабря 2008 | 02:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Новая картина Джузеппе Торнаторе «Баария» откроет 66-й Венецианский кинофестиваль. Лента повествует о жизни сразу трех поколений сицилийцев, родившихся в деревне Багерия, а одну из главных ролей в фильме исполняет Моника Беллуччи(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Хорошие новости для жителей Санкт-Петербурга. 3 апреля в кинотеатре «Художественный» стартует проект «Кинобогини». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent52 263 680
    2.ЗолушкаCinderella34 967 659
    3.Ночной беглецRun All Night5 032 323
    4.ГанменThe Gunman5 028 702
    5.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4 627 340
    20.03 — 22.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Заплати другомуPay It Forward8.185
    141.Андрей Рублев8.185
    142.ИсчезнувшаяGone Girl8.184
    143.Лицо со шрамомScarface8.183
    144.ТерминалThe Terminal8.182
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I95.48%
    7.ИнферноInferno95.37%
    8.Земля будущегоTomorrowland95.14%
    9.Багровый пикCrimson Peak95.05%
    10.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Призрак16
    В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness326
    Принцесса МононокеMononoke-hime75
    СкалаThe Rock106
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent36
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.544
    Призрак7.538
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.212
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.678
    ЗолушкаCinderella7.471
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    Любовная загвоздкаAccidental Love30.04
    премьеры