всё о любом фильме:

Хайтарма

Haytarma
год
страна
слоган«История одного народа»
режиссерАхтем Сейтаблаев
сценарийНиколай Рыбалка
продюсерЛенур Ислямов
операторВладимир Иванов
композиторДжемиль Кариков, Сергей Круценко
художникШевкет Сейдаметов, Надежда Кудрявцева
монтажСергей Клепач
жанр драма, военный, история
бюджет
$1 500 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время87 мин. / 01:27
Фильм рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года — сталинской депортации крымских татар. В центре сюжета фильма — летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Было несколько трагикомичных моментов при съемках эпизода на площади в Алупке, где НКВДшник говорит о том, что крымские татары — предатели. Когда сняли первый дубль, к режиссеру подошла одна из женщин и говорит: «Почему мы слушаем его, он же сволочь?». Он спросил: «А что вы хотите с ним сделать?». Она: «Что, наши деды так стояли и слушали?». Режиссер не знал, как точно было, но, судя по тому, что он лично читал из воспоминаний очевидцев — да. И тогда режиссер попросил Дмитрия Суржикова (исполнителя роли сотрудника НКВД) перед тем, как он начнет зачитывать, стрельнуть в сторону толпы, не предупредив. Естественно, патроны холостые. Когда сказали «мотор», офицер выстрелил… наступила гробовая тишина. Режиссер остановил съемку, подошел к этой группе людей и задал им вопрос: «А почему стоим? Почему не идем на баррикады?». Самый старший из них сказал: «Мы все поняли». А тогда стреляли не в воздух. Тогда стреляли в людей.
    • Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и выгонять, потому что понимал — это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но не уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй».
    Трейлер 02:29

    файл добавилMiroslavMishjenko

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 285 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда закончился фильм и пошли титры, никто в зале не встал, чтобы уйти. Наверно потому, что кто-то с уважением читал информацию о создателях фильма, или кому-то нужно было время, для того чтобы вытереть слёзы с глаз и прийти в себя после увиденного. Но скорее всего и то, и другое.

    Когда с экрана исчезли последние титры, люди потихоньку стали вставать и выходить из зала, и несмотря на то, что зал был полон, стояла тишина, никто не промолвил ни слова… Я никогда этого не забуду.

    Когда мы супругой вышли из кинотеатра, первые минуты было тяжело говорить, потому что горло сдавило от переизбытка эмоций. Помню, первое, что мы сказали друг другу, это то, что фильм очень тяжелый, и его нельзя показывать нашим бабушкам. (Здесь кто-то писал, что свидетелей этих событий в живых уже давно нет. Моя бабушка и бабушка моей супруги являются живыми, дай им Аллах здоровья, свидетелями этой трагедии. Таких как они очень много. И все они рассказывают нам — уже третьему поколению, о том, что случилось тогда. И эти события очень точно показаны в фильме)

    Сам фильм снят очень качественно, красивые кадры, насыщенные сцены, хорошо передана атмосфера того времени. Великолепное музыкальное сопровождение, хорошая игра актеров, особенно главных героев фильма. Очень понравилось то, что показана дружба между народами и отрицательные эмоции вызывают только слепо исполняющие приказ военные.

    Во время просмотра фильма несколько раз было трудно сдержать слёзы, особенно в финальной сцене. Да, мужские слёзы. Не скажу, что я сентиментален, потому что не помню, когда последний раз мои глаза были мокрыми от эмоций. Причина в том, что всё это действительно происходило с моим народом, с моей бабушкой, её сёстрами и братьями (Всего в семье было 5 детей, и самый младший братик умер в таком же вагоне…). И если нам — молодому поколению, далекому от тех трагических событий, так тяжело смотреть этот фильм, я не представляю, как его будут смотреть наши бабушки и дедушки.

    Многие говорят: «Почему показана только депортация крымских татар? Ведь выселяли и другие народы!» Да, всё верно, пострадали не только крымские татары. Но в фильме показаны события 18 мая, а греков, болгар и армян депортировали 27 июня. Да, можно было снять фильм под названием «Депортация», но для этого необходим бюджет побольше, потому что в нем нужно будет охватить больше событий, привлечь больше людей для съёмок и прочее. Создатели фильма показали то, что случилось именно с их народом, зачем же обвинять их в эгоизме? Тем более, что фильм готовился к показу именно 18 мая, и слоган «История одного народа» вполне объясняет такой сценарий.

    Я верю, что после просмотра этого фильма, люди, которые раньше знали только определение слова «депортация», увидят его значение глазами наших родителей и поймут всю полноту трагедии 18 мая и 27 июня 1944 года.

    10 из 10

    29 мая 2013 | 18:15

    Предатели есть в каждом народе — это факт! Таких людей достаточно и у русских, украинцев, белорусов, других национальностей, в т. ч. и крымских татар. Однако, никто не называет предателем целый народ.

    Фильм рассказывает только об одном из героев крымскотатарского народа — Амет-Хане. Кто не знает других героев среди крымских татар? А если перечислить других Героев Советского Союза поименно: Узеир Абдураманов, Фетислям Абилов, Абдураим Решидов, Сейтнафе Сейтвелиев, Абдуль Тейфук, Сейтибраим Мусаев, полными кавалерами Орденов Славы стали Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев. Вторая мировая война обошлась крымскотатарскому народу очень дорогой ценой. В этой войне участвовало около 60 тысяч крымских татар, из числа которых более 36 тысяч погибло (более чем каждый второй). Кроме того, 17 тысяч парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье. Более 20 тысяч крымских татар были насильно угнаны фашистами в Германию. Сожжены дома и стерты с лица земли 127 крымскотатарских сел и деревень.

    Нельзя причислять весь народ в предатели. Необходимо наказывать истинных виновников вне зависимости от национальной принадлежности.

    А фильм, в целом, основан на реальных событиях. Первый фильм, который снят именно про крымских татар, действительно является великим событием!

    1 июня 2013 | 12:03

    Сегодня в Симферополе/Акмесджите представили первый крымскотатарский художественный фильм «Хайтарма» («Возвращение»).

    В премьере фильма приняли участие председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, заместитель председателя Меджлиса Рефат Чубаров, представители Меджлиса, были также представители власти — вице-премьеры крымского правительства Георгий Псарев и Азиз Абдуллаев, председатель Совета представителей Лентун Безазиев, представители крымскотатарской интеллигенции, приглашенные гости. Необходимо отметить, что на премьеру первого крымскотатарского фильма приехали и гости из Киева народный депутат Украины, председатель Комитета ВРУ по правам человека Валерий Пацкан. Символично, что на премьеру была приглашена внучка дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана Вероника Амет-Хан, ветераны Великой Отечественной войны, товарищи и коллеги знаменитого летчика.

    Перед гостями и зрителями выступили Мустафа Джемилев, Георгий Псарев, генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов, Вероника Амет-Хан. Не хватало только режиссера картины Ахтема Сейтаблаева, которые не смог приехать по причине болезни.

    В киноленте снялись известные актеры — Алексей Горбунов, Юрий Цурило, Андрей Саминин, Алексей Тритенко, Дмитрий Суржиков.

    Сюжет разворачивается на фоне Второй мировой войны. По задумке создателей, картина раскрывает трагедию крымскотатарского народа — Депортацию. Главный герой — дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, которого сыграл режиссер картины Ахтем Сейтаблаев. По признанию самого режиссера, этот фильм — воплощение его большой мечты. Картина рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года — сталинской депортации крымских татар. В мае 44-го года после освобождения Севастополя Амет -Хан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается Депортация крымских татар.

    Все зрители с замиранием смотрели первый фильм, который затронул болезненную тему крымских татар Депортацию 1944 года 18 мая. Фильм прошел на одном дыхании. Присутствовавшие не смогли сдерживать слез, ведь в премьере приняли участие старики, которые пережили эту трагедию и своими глазами видели Депортацию.

    После окончания показа генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов поделился впечатлением от показа фильма: «Я переживал все ли пройдет хорошо, но все прошло хорошо, премьера состоялась».

    Относительно бюджета фильма было отмечено, что наиболее затратной статьей расходов оказалось производство декораций времен Второй мировой войны, а также создание исторических костюмов. Кроме того, для съемок понадобилось оружие, поезда, автомобили и самолеты тех времен. В массовых сценах снимались более тысячи человек со всего Крыма. Большая часть из них — старики, пережившие трагическую ночь 18 мая 1944 года.

    Средства на съемки фильма выделил владелец телеканала АТР — Ленур Ислямов. Съемки велись в октябре 2012 года в Алупке, Бахчисарайском районе и Судаке.

    Режиссер фильма — Ахтем Сейтаблаев, оператор — Владимир Иванов (обладатель премии «Канские львы»), художник по костюмам — Надежда Кудрявцева, художник-постановщик — Шевкет Сейдаметов. Хронометраж картины составляет 87 минут -полнометражный, художественный фильм.

    Отметим, что фильм «Хайтарма» до выхода на телеэкраны покажут в кинотеатрах Украины. Заявки на прокат стали поступать из Соединенных Штатов Америки. В кинотеатрах фильм будет идти в течение года. Также «Хайтарма» будет участвовать в кинофестивалях. Киноленту переведут на английский и турецкий языки.

    10 из 10

    18 мая 2013 | 09:46

    Спешу поделиться впечатлениями, точнее их отсутствием. Я сам крымский татарин, вырос на рассказах о депортации. Предусмотрительно запасшись платком, я отправился в кинотеатр, предвкушая нечто незабываемое (т. к. трейлер очень понравился), в итоге я не проронил ни единой слезы, а попытки вызвать у себя хоть какие-то эмоции оказались тщетны. Мой прадед погиб на войне, сражаясь за советский союз, все мои родственники воевали, фильм действительно снят на основе документальных фактов и рассказов очевидцев… и в этом главный его недостаток. Складывалось ощущение, что режиссер попытался угнаться за двумя зайцами, снять одновременно художественный и документальный фильм, в итоге не получил ни того, ни другого. Казалось, картина была снята из беспорядочного набора эпизодов, не связанных друг с другом. Отвратительна работа оператора, отвратительная игра актеров. Персонажи абсолютно не раскрыты, даже сам Аметхан Султан. Если кто-то был хоть раз в Алупке, тот знает, что в Алупке из любой точки видно море и горы, в Алупке нет ни одной ровной дороги, в фильме нет ни одного кипариса (юбк усеян кипарисами), я даже не увидел в фильме наших гор, все горы были сняты с обратной стороны, со стороны Бахчисарая! Крымские татары разговаривают на среднем диалекте (с ужасным акцентом), хотя должны на южнобережном! Но самой позорной была сцена, где люди танцуют хайтарму, я ее даже комментировать не хочу, кто видел, поймет. В фильме были сняты тяжелейшие сцены депортации, массового расстрела. Но они были на столько скомканы и не раскрыты, что абсолютно не вызывали сочувствия, возможно это связано с небольшим бюджетом фильма.

    Однако есть и положительные моменты: очень качественное музыкальное сопровождение, монтаж, красивые пейзажи, хоть и не те, которые должны были быть, других достоинств я не увидел…

    3 из 10

    8 июня 2013 | 22:23

    Фильм Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма».

    Историческая драма из новейшей истории, посвящённая трагедии крымско-татарского народа. Фильм страшный. Страшный, скрупулёзно отображённой реальностью и самой настоящей человеческой болью. Этот фильм просто необходимо посмотреть каждому порядочному, и считающему себя порядочным, человеку.

    Может, кто и подзабыл, а кто и не знал, но есть такая дата в истории нашей страны18 мая 1944,когда года по приказу Сталина была начата операция депортации крымско-татарского народа. Скорбная и позорная дата.

    В центре сюжета фильма судьба военного лётчика-истребителя гвардии майора, дважды Героя Советского Союза, Султан Амет-Хана и его семьи.

    Итак, 1944 год, Севастополь, советские войска ведут ожесточённые бои в борьбе за освобождение Крыма. В одном из таких ожесточённых боёв был убит Андрей, боевой друг Ахмет-Хана, а сам Ахмет-Хан попадает под прицел прикомандированного особиста. Дабы разрулить ситуацию, командир отправляет Ахмет-Хана в трёхдневный отпуск, домой в Алупку. И так получается, что первый день отпуска совпадает с началом операции по депортации всего народа.

    В фильме снимались непосредственные жертвы депортации и дети тех, кто выжил, и кто не выжил, те, кто у кого сохранились в памяти рассказы близких людей о том страшном времени. Скажу больше, в фильме снимались люди со всего Крыма. А ещё скажу, никогда раннее ни в советское время, ни после не снималось ничего подобного. Это первый фильм о депортации крымско-татарского народа снятый с громадным опозданием, только в наше время.

    Поверьте, этот фильм заставит не только сопереживать, он заставит сочувствовать, он заставит задуматься о том, что боль человеческая это действительно боль, это страшно, это жутко, это просто не должно повторится. Никогда. И нигде. И ни с кем.

    Но снова уже в наше время бедствия крымско-татарского народа продолжаются. Снова они лишние на земле предков. Почему так?

    В двадцать первом веке история делает крутой вираж. Неужели правители прогуливали уроки истории, или спали на уроках, или умышленно их игнорируют.

    Я не буду недоумевать, неужели?, я спрошу проще почему?, почему жизнь человеческая до сих пор гроша ломаного не стоит. Почему война на Украине каждый день забирает человеческие жизни? Жизни невинных людей?

    «Хайтарма», танец о возвращении. Но к чему мы возвращаемся? К прошлому. К советскому? К страху, ужасу и безысходности?

    Давайте, наконец, задумаемся, что за цифрами статистики стоит неподдельная боль человека. Каждого. Единственного. Неповторимого. Такого же, как мы с вами.

    Жизнь, это хорошо, да? А негатив, это плохо, да?

    Ну, убили где-то на Донбассе парочку, или какую тысячу человек, я то, при чём, Меня то за что? А не за что. Для ровного количества. Для того, чтоб снаряды зря не пропадали. Потому, что так в генеральном плане наступления прописали. Потому, что ты на земле этой лишний. Как крымско-татарский народ в 1944 году.

    13 декабря 2014 | 20:22

    «Прошлое неуничтожимо; рано или поздно все повторяется, и одним из повторений есть намерение уничтожить прошлое…» -

    Хорхе Луис Борхес, «Натаниэль Готорн».

    В этом году мир увидел первый художественный игровой крымско-татарский фильм «Хайтарма» (Qaytarma), который вызвал неоднозначные отзывы и даже дипломатическую войну между украинской и российской сторонами. А все только потому, что фильм, основанный на реальных событиях, слишком обличителен и иллюстративный насчет одной из величайших трагедий крымско-татарского народа — принудительного выселения из собственных земель, вошедшее в историю как Сюргюн (от крым. S?rg?n — изгнанник). Россияне до сих пор не хотят признавать своих преступлений времен Советского Союза (к которым, кстати, относится и геноцид украинской нации — Голодомор), и любые упоминания о тогдашних зверства воспринимают как провокации, таким образом провоцируя разве агрессию в свою сторону.

    Отступая от политической составляющей, ведь хочется все же говорить об искусстве, должен сказать, что фильм просто феноменальный! Нашим режиссерам стоило бы поучиться у съемочной группы «Хайтармы», как надо делать настоящее и хорошее кино! Это касается художественных фильмов как в плане построения, так и в плане смыслового наполнения, сюжетных поворотов и развязок. Оформить реальную историю в такие полусимволические образы, оснастить такими художественными средствами — и это в первой киноленте! Нашим кинематографистам, к сожалению, пока такое удается очень редко, если удается вообще…

    Как по мне, одна из самых удачных находок картины — это образ майора Кротова (Алексей Горбунов). Это один из главных героев, который на протяжении фильма переживает перевоплощение из крайне отрицательного персонажа в героя-спасителя (на самом деле, это происходит только в глазах зрителей, ведь отрицательным персонажем как таковым майор Кротов и не был — просто режиссер очень правильно подошел к показу героя с разных точек зрения).

    Относительно сюжета, то он почти идентичен в соотношении с настоящими событиями, которые имели место в мае 1944 года. Советский летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза по прозвищу «Король тарана» Амет-Хан Султан (Ахтем Сейтаблаев) во время краткосрочного отпуска вместе со своими боевыми товарищами приезжает к себе домой в Алупку. Его визит совпадает во времени с началом операции по выселению крымских татар. Перипетии, показанные в фильме, почти полностью соответствуют воспоминаниям и историческим фактам тех времен, в массовых сценах принимали участие тысячи крымских татар, многие из которых помнят события, изображенные в фильме, из собственной жизни. Амет-Хан, будучи крымским татарином, сам едва не погибает во время депортации его родителей и соседей, будучи спасен лишь усилиями его «белых» друзей и благодаря своему высокому званию. В конечном итоге, трагедия целого народа для отдельно взятой семьи заканчивается, если можно так высказаться, хэппи-эндом: родителей Амет-Хана не депортируют, сам Амет-Хан возвращается на службу и ведет бои до конца войны, после чего до самой трагической гибели 1 февраля 1971 года во время испытаний Ту-16ЛЛ он работает летчиком-испытателем.

    Фильм наполнен культурными и религиозными элементами крымско-татарского народа, поэтическим языком подачи и символизмом, героизмом местных жителей во времена оккупации, а также иллюстрацией истинного лица карательной машины НКВД. Вероятно, именно последнее и вызвало такую волну возмущения официальной Москвы.

    Насчет отдельных художественных достижений фильма я должен отметить, что меня поразили съемки полетов — это далеко от банальных русских фильмов, штампованных по заказу Кремля для прославления «героического советского народа». Ведь в нашем фильме видно, что актеры действительно садятся за настоящие штурвалы, самолеты являются действительными боевыми машинами того времени, а не нарисованными на компьютере игрушечными макетами, так же как и сами полеты сняты довольно искусно и они вызывают у меня восторг. Это далеко от дорогих лент Голливуда, но на ступень выше российского ширпотреба. Очень поражают своей красотой натурные сцены природы — красота крымских гор и лесов просто перехватывает дыхание, такое ощущение, будто ты действительно летаешь на параплане или самолете над всей этой красотой. Фильм приятно удивляет своей красотой, несмотря на свой тяжелый смысловой посыл.

    Единственное «но» (или, скорее, знак вопроса) вызывает неразбериха с социологией в конце фильма, ведь цифры выселенных, погибших и выживших не соответствуют друг другу. Дело заключается, как я понимаю, в том, что цифры взяты из разных источников. Дело в том, что официальные данные советской социологии поразительно занижены по сравнению с настоящими реалиями, тогда как цифры крымско-татарские могут быть несколько завышены. В фильме они становятся рядом, через запятую, и от того рождается непонимание, какие же цифры соответствуют действительности, а какие являются попыткой скрыть правду?

    Кому стоит смотреть: людям, которые умеют думать, лицам, которые любят документальные фильмы и кинобиографии, мелодрамы или военные фильмы; крымским татарам; россиянам, которые до сих пор не признают своих преступлений, или же преступлений своих отцов и дедов; украинским кинематографистам, лицам, интересующимся в подлинной истории Советского Союза. Фильм подойдет для семейного просмотра.

    Кому не стоит смотреть: коммунистам; человеконенавистникам; представителям российского посольства; шовинистам (простите за тавтологию).

    Ваш, Илько Билэнко-Шумахэр.

    14 ноября 2013 | 07:07

    О том, что фильм — потрясающий, уже написано не мало. А ведь — это правда… Неимоверно, но наш мир таков, жестокости человека можно только удивляться… Люди, далекие от истории, которые может и не слышали никогда о такой трагедии, как массовая Депортация 18 мая 1944 года, посмотрев фильм «Хайтарма», обязательно прольют слезы (женщины — явно, мужчины — где-то в сердце). Но они твердо будут уверены, что это режиссерская выдумка, что этого не может быть в цивилизованном мире, что таким не может быть человек. Но я повторюсь: Это правда… В оскароносный фильм «Список Шиндлера», который также исторически правдив, верят все, потому что факт геноцида еврейского населения признан в мире. Но, чтобы человек никогда не позволял себе быть сродни зверю, надо ему признавать все его преступления.

    По поводу ядовитых высказываний тех людей, которые кричат о том что фильм -выдумка, так это трусость преступника. Не будет человек, который даже не видел фильм (а у меня есть все основания полагать, что все они не видели ничего, кроме трейлера) тратить свое время на то, чтобы бежать писать негативный отзыв, поставить негативную оценку, очернить фильм, народ. Посмотрите к примеру на историю оценок фильма на этом сайте, каждые 2 секунды кто-то, используя вымышленные имена из знаков и цифр ставит минимальные оценки. Да просто эти кто-то боятся признаться в своих преступлениях. Это небезразличие только доказывает правдивость фильма, силу, смелость, стойкость народа (поскольку этот народ выжил, вернулся и процветает, героизм многих его представителей таких как трижды (это не ошибка, так должно было быть) герой СССР Аметхан Султан!

    10 из 10

    30 мая 2013 | 23:53

    «То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром. Атавизм старейшего идеала»

    Фр. Ницше

    Жил да был народ. Малый да удалый. Героев Стране Советов рожал видимо-невидимо, в войне праведной побеждал, житницы пред воинами-освободителями настежь отворял. Народ щедрый, народ гордый, народ справедливый. Так бы ему здравствовать и благоденствовать, но вероломный диктатор тёмной волею своей решает взять да и вывезти жён, детей и стариков с отчих земель в края далёкие и необжитые. С теми же, кто заартачиться вздумает — разговор короткий, аки очередь ППШ. И зачерпнул народ горя и хлебнул народ слёз.

    Отвечает ли отец за сына? Сестра за брата? Жена за мужа? В демократическом обществе, как правило, нет. Однако советское общество было так же далеко от народовластия, как Лаврентий Берия от Вацлава Гавела. Отчасти поэтому в суровую годину ВОв порядка 10 этносов СССР подверглись тотальным преследованиям и высылке далеко за районы многовекового проживания. Кинокартина «Хайтарма» целиком посвящена горестной судьбине крымскотатарской народности, которая пребывала на территории Тавриды и до рассматриваемых событий насчитывала около ста девяноста тысяч человек, а после — число, близкое к нулю. В чём состояла вина многотысячного народа перед кремлёвским горцем и его режимом, перед партией и государством в ленте не уточняется, а лишь мельком проскальзывает слушок, что был, мол, определённый процент предателей, отправившийся во служение к Адольфу Эффенди. Дело, однако ж, в цифрах. В цифрах и фактах.

    Мусульманское население Кавказа массово бойкотировало мобилизацию и уходило в горы, кабардинские аксакалы подарили рейхсканцлеру белоснежного красавца-скакуна, калмыки сформировали повстанческую дивизию. Треть мужского населения крымских татар ринулась служить в СС и Вермахт, тогда как до доблестных рядов Красной Армии было на первых порах рукой подать. По сути же в этой череде измен не было ничего из ряда вон выходящего. Подобным же образом поступали французы, голландцы, поляки и все те, кому не повезло очутиться под кованым нацистским сапогом. Понятное дело, что и среди славянских народов Советского Союза, русских, украинцев, белорусов, оказавшихся в зоне оккупации, были коллаборационисты в изрядных количествах. Но думается, что Верховным главнокомандующим двигали несколько иные цели, нежели слепая месть народу, породившему значительное число изменников. Однако ж фильм, естественно, не о том. Да и кому, вообще, интересно копаться в пыли прошлого? Вместо фактов предлагается лицезреть фатальные образы и бесчеловечные сцены, преисполненные трагизма и шагающего с ним рука об руку гротеска.

    В картине мы воочию наблюдаем красноармейцев и бойцов внутренних войск, готовых и мирных татар поубивать и друг друга прикончить — лишь бы выполнить приказ. Видим одухотворенный народ в ореоле героизма и мужества, с достоинством несущий своё мученическое бремя. Поражаемся бездушию советских офицеров, отдающих команду стрелять на поражение по старейшинам и проливающих в собственных кабинетах кровь своих же подчиненных, посмевших ослушаться и противодействовать суровой директиве Кремля. И печально взираем на шокирующую статистику, приведенную перед финальными титрами, прогнозируемо оказывающуюся лукаво двоякой: выпячивающей одно, замалчивающей другое. Фундаментальных причин этнической катастрофы в остродраматическом кинорассказе мы не обнаружим, сколько бы ни искали.

    Причины же, как видится, две. Никакими научными путями невозможно было предугадать, в какую сторону повернётся ход войны в сорок четвёртом и как поведут себя союзники после поражения Германии. Иметь в приграничной области потенциально враждебный ареал гражданского населения было, по меньшей мере, тактически неоправданно. Вторая же причина (и тут мы неизбежно уткнёмся в колючие иглы национального вопроса) состоит в том, что Сталин был последним лидером страны, пытавшимся заложить долгосрочный и прочный фундамент будущего политико-территориального пространства. Переселение отдельных народов и растворение их в генофонде титульной русской нации, ассимиляция малых этносов в русскоязычной среде и охлаждение очагов этнической напряженности на карте страны — вот тот геополитический итог, к которому, с высокой долей вероятности, стремился «отец народов». Однако ж благими намерениями, как известно, устлана дорога не в самое приятное место мироздания. Депортация по причине военного хаоса была организована из рук вон плохо, на отведенных для проживания местах подчас не хватало самого необходимого. Те же 110 тысяч несчастных и обездоленных, указанные в финальных хрониках ленты Ахтема Сейтаблаева в качестве погибших в результате насильственного переселения и мора, фактически пали жертвами последнего советского «царь-голода», унёсшего 1,5 млн. жизней по всей державе и спровоцированного послевоенной разрухой и нехваткой продовольствия.

    Немыслимо позволить, кому бы то ни было, оправдывать насильственное выдворение целого народа. Преступно и антигуманно говорить о том, что принудительная депортация имела хоть какое-то моральное право быть претворенной в жизнь. Сегодня. А вчера англичане сгоняли буров в концлагеря из уютных и теплых домов, французы увлеченно перечерчивали на свои лады карту племенного расселения Сенегала и добровольно отправляли тысячи евреев в гостеприимно приоткрытые ворота Аушвица и Майданека. Североамериканцы искушенно и азартно вели самый успешный геноцид в истории, сжигая вигвамы, топя каноэ и запуская порции свинца во след гонимым племенам сиу и чероки, которым не посчастливилось встать поперёк интересам белого человека. Но вот незадача. Голову пеплом никто не посыпает, в грудь рукой не бьёт, прощения не просит и покаянных фильмов, соответственно, не снимает. О, как же ты далёк, край заповедного оптимизма и блаженного забвения!

    20 августа 2013 | 01:13

    Многочисленные исторические несоответствия и художественные ляпы где-то к середине просмотра приводят к тому, что фильм воспринимается как чистый вымысел. Сопереживать героям в конце все равно как сопереживать Василисе Прекрасной, изнемогающей под гнетом Кащея.

    Поделюсь некоторыми своими «открытиями:

    - летчик летит в гости на боевом самолете,

    - Алупка после оккупации смотрится достаточно богато. Жители упитанные, хорошо одеты, веселы. (Особенный контраст с разрушенными городами и изможденными жителями в центральной России). И еще там электричество в домах.

    Что касается идейного уровня фильма, то по фильму совершенно не понятно, почему одни хорошие советские люди (солдаты) обижают других хороших советских людей (татар). Человек не знакомый с историей совсем ничего не поймет.

    Отсутствие строгой (политической) позиции авторов по заявленной теме превращает серьезный фильм в слезливую попытку выжать рыдания жалостливых зрителей, которым просто «птичку жалко» (как говорил Шурик).

    2 из 10

    12 сентября 2013 | 23:53

    Фильм действительно получился сильный и самобытный.

    Перед просмотром я боялся, что лента «Хайтарма» напоминает по стилю «Поводыря», с кучей недоделанных сюжетных ходов, попсовой подачей украинской истории, а также самой психологии персонажей, бессовестными кражами американского стиля кино и ненужными в фильме такого формата цитатами тех же американских лент.

    Нет! «Хайтарма» вышла довольно качественным продуктом. Конечно не без огрехов, но в конце у меня стоял ком в горле, я забыл обо всём, кроме ленты и трагедии, которая произошла 70 лет назад с крымскотатарским народом.

    Во-первых, хотелось бы отметить изысканную операторскую работу. Режиссеру (Ахтем Сеитаблаев, он же исполнитель главной роли) и оператору (Владимир Иванов) удается постепенно нагнетать сюжет ленты. Чего только стоит сцена, когда перед зрителем чередуется показ того, как едет Кротов на военном джипе, и параллельно семья и соседи Амет-Хана Султана (Героя СССР) празднуют его прибытие на «побывку». Или когда свет ночных фар легковушек, наполненных военными, рассекает ночную темноту сквозь окна спящих домов.

    Во-вторых, давно так не радовал красивый сюжет ленты (!), где правильно дозировано художественность и историчность событий.

    В-третьих, композиторы ленты (Джемиль Кариков и Сергей Куценко) постарались на славу. Очень качественный саундтрек, в котором синтезированы народные мелодии крымских татар и сопровождение симфонического оркестра.

    В-четвертых, игра актеров. Все постарались на славу, даже больше (отрывок из др. Статьи): «Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и Выгон, потому что понимал — это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но НЕ уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было Самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй»"

    Давно не видел отечественной ленты такого высокого качества, без преувеличений.

    А хуже всего то, что история повторилась через 70 лет. Страшно это все и гадко на душе от того, что мы допустили такое и допускаем вновь и вновь. Но это уже совсем другая история…

    14 июля 2015 | 19:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Новости


    В Москве состоялась церемония награждения победителей национальной кинопремии «Ника». Триумфатором вечера стала драма «Географ глобус пропил», которая завоевала пять наград, в том числе как лучший фильм. Константин Хабенский и Елена Лядова получили призы в главных актерских категориях, Александр Велединский назван лучшим режиссером, а композитор Алексей Зубарев награжден статуэткой за лучшую музыку. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    170.Человек-слонThe Elephant Man8.147
    171.Тот самый Мюнхгаузен8.144
    172.Планета Ка-ПэксK-PAX8.142
    173.Военный ныряльщикMen of Honor8.141
    174.Три идиота3 Idiots8.139
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast90.13%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.91%
    53.Полный расколбасSausage Party89.73%
    54.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.49%
    55.Проект ХXProject XX89.36%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass25
    ОборотеньTeen Wolf54
    Саранча40
    Воровка книгThe Book Thief134
    Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice620
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.238
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.893
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.547
    Angry Birds в киноAngry Birds6.538
    Экипаж8.170
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры