всё о любом фильме:

Хайтарма

Haytarma
год
страна
слоган«История одного народа»
режиссерАхтем Сейтаблаев
сценарийНиколай Рыбалка
продюсерЛенур Ислямов
операторВладимир Иванов
композиторДжемиль Кариков, Сергей Круценко
художникШевкет Сейдаметов, Надежда Кудрявцева
монтажСергей Клепач
жанр драма, военный, история
бюджет
$1 500 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время87 мин. / 01:27
Фильм рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года — сталинской депортации крымских татар. В центре сюжета фильма — летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Было несколько трагикомичных моментов при съемках эпизода на площади в Алупке, где НКВДшник говорит о том, что крымские татары — предатели. Когда сняли первый дубль, к режиссеру подошла одна из женщин и говорит: «Почему мы слушаем его, он же сволочь?». Он спросил: «А что вы хотите с ним сделать?». Она: «Что, наши деды так стояли и слушали?». Режиссер не знал, как точно было, но, судя по тому, что он лично читал из воспоминаний очевидцев — да. И тогда режиссер попросил Дмитрия Суржикова (исполнителя роли сотрудника НКВД) перед тем, как он начнет зачитывать, стрельнуть в сторону толпы, не предупредив. Естественно, патроны холостые. Когда сказали «мотор», офицер выстрелил… наступила гробовая тишина. Режиссер остановил съемку, подошел к этой группе людей и задал им вопрос: «А почему стоим? Почему не идем на баррикады?». Самый старший из них сказал: «Мы все поняли». А тогда стреляли не в воздух. Тогда стреляли в людей.
    • Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и выгонять, потому что понимал — это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но не уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй».
    Трейлер 02:29

    файл добавилMiroslavMishjenko

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 285 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма».

    Историческая драма из новейшей истории, посвящённая трагедии крымско-татарского народа. Фильм страшный. Страшный, скрупулёзно отображённой реальностью и самой настоящей человеческой болью. Этот фильм просто необходимо посмотреть каждому порядочному, и считающему себя порядочным, человеку.

    Может, кто и подзабыл, а кто и не знал, но есть такая дата в истории нашей страны18 мая 1944,когда года по приказу Сталина была начата операция депортации крымско-татарского народа. Скорбная и позорная дата.

    В центре сюжета фильма судьба военного лётчика-истребителя гвардии майора, дважды Героя Советского Союза, Султан Амет-Хана и его семьи.

    Итак, 1944 год, Севастополь, советские войска ведут ожесточённые бои в борьбе за освобождение Крыма. В одном из таких ожесточённых боёв был убит Андрей, боевой друг Ахмет-Хана, а сам Ахмет-Хан попадает под прицел прикомандированного особиста. Дабы разрулить ситуацию, командир отправляет Ахмет-Хана в трёхдневный отпуск, домой в Алупку. И так получается, что первый день отпуска совпадает с началом операции по депортации всего народа.

    В фильме снимались непосредственные жертвы депортации и дети тех, кто выжил, и кто не выжил, те, кто у кого сохранились в памяти рассказы близких людей о том страшном времени. Скажу больше, в фильме снимались люди со всего Крыма. А ещё скажу, никогда раннее ни в советское время, ни после не снималось ничего подобного. Это первый фильм о депортации крымско-татарского народа снятый с громадным опозданием, только в наше время.

    Поверьте, этот фильм заставит не только сопереживать, он заставит сочувствовать, он заставит задуматься о том, что боль человеческая это действительно боль, это страшно, это жутко, это просто не должно повторится. Никогда. И нигде. И ни с кем.

    Но снова уже в наше время бедствия крымско-татарского народа продолжаются. Снова они лишние на земле предков. Почему так?

    В двадцать первом веке история делает крутой вираж. Неужели правители прогуливали уроки истории, или спали на уроках, или умышленно их игнорируют.

    Я не буду недоумевать, неужели?, я спрошу проще почему?, почему жизнь человеческая до сих пор гроша ломаного не стоит. Почему война на Украине каждый день забирает человеческие жизни? Жизни невинных людей?

    «Хайтарма», танец о возвращении. Но к чему мы возвращаемся? К прошлому. К советскому? К страху, ужасу и безысходности?

    Давайте, наконец, задумаемся, что за цифрами статистики стоит неподдельная боль человека. Каждого. Единственного. Неповторимого. Такого же, как мы с вами.

    Жизнь, это хорошо, да? А негатив, это плохо, да?

    Ну, убили где-то на Донбассе парочку, или какую тысячу человек, я то, при чём, Меня то за что? А не за что. Для ровного количества. Для того, чтоб снаряды зря не пропадали. Потому, что так в генеральном плане наступления прописали. Потому, что ты на земле этой лишний. Как крымско-татарский народ в 1944 году.

    13 декабря 2014 | 20:22

    По совету друга ознакомился с этой картиной. И могу сказать, что такого давно не видел, пронзитильнейшая военная драма, давно такого не видел, я совершенно не пожалел полутора часов времени которое потратил на просмотр сей киноленты. История 1944 года о депортации Крымских Татар с родной земли одна из самых печальных и тяжёлых в этой главе Отечественной истории. К тому же в фильм основан на реальных событиях, в его основе лежит рассказ о судьбе дважды Героя СССР, летчика Амет-Хан Султана. Но по большому счёту этот фильм не о нём, просто события происходят на фоне его жизни. Данный фильм, я бы даже сказал, это больше просто драма нежели военная, это страничка жизни одного народа, одной нации, одной республики, одного полуострова. К сожалению учитывая и политическую линию в данном фильме, он запрещён к показу на Российском телевидении, хотя как мне кажется именно эта часть Отечественной истории осталась в тени, и для общего обозрения этот фильм не мешало бы посмотреть многим, но не стану здесь развивать эту тему подробным образом.

    Говоря же о достоинствах фильма, отмечу, что больше всего мне здесь понравилась операторская работа, много интересных ракурсов, сцены самолётов в небе просто шикарные, ну и Крымским пейзажам много внимания уделено, хотя это слабость почти всех операторов работавших в Крыму, но это и не удивительно, глядя на них, невозможно оторваться, и даже когда их видишь на экране отдыхаешь душой и телом.

    Далее не могу пройти мимо актёрской игры, мне очень понравился Ахтем Сеитаблаев выступивший и в главной роли Амет-Хан Султана и в роли режиссёра-постановщика, но больше всего зацепил своей игрой Алексей Горбунов в роли особиста Кротова, как по разному он раскрывается в фильме от момента к моменту, будучи казалось бы типичным НКВДшником в начале и в последний момент он приходит на помощь Амет-Хану ну и сцена с его расстрелом конечно сильна, жаль его было. Все остальные артисты тоже большие молодцы, столько эмоций, столько драмы и простой человечности, всем ставлю по пятёрке за этот фильм.

    Ну и конечно пронзительная музыка двух композиторов Джемиля Карикова, Сергея Круценко только придала особого колорита и драматизма картине.

    Подводя итог всему сказанному скажу так, как известно зрители делятся на две категории: те которые смотрят кино глазами, и те которые смотрят кино головой, так вот этот фильм скорее для тех, кто смотрит кино головой. Здесь нет ни боевика ни экшена Голливудского, излишней чернухи, и даже сцены насилия многие за кадром остались, этот фильм не похож на Советский «Они сражались за Родину» или американский «Перл-Харбор», здесь ставка больше делается на человеческие взаимоотношения и чувства. Отдельно хочу сказать, что мне понравились сцены где персонажи разговаривают на родном языке, как это глупо не звучит, в большинстве своём я не понимал о чём они говорят, поскольку не знаю их языка, но именно благодаря этим диалогам, было ощущение, будто я не кино смотрю, а там в Крыму, в центре событий оказался.

    Навязывать своего мнения не стану, сколько людей столько и мнений, кому-то это кино понравится, кому-то нет, кто-то вообще после просмотра может прийти к выводу, что это обыкновенная антисоветская агитка, но одно точно могу сказать, равнодушным этот фильм не оставит никого.

    9 из 10

    30 ноября 2014 | 20:26

    Так уж сложилось, что по иронии судьбы фильм производства своей страны довелось посмотреть за границей на мероприятии, посвященном годовщине депортации крымских татар. Да и, честно говоря, узнала о самом фильме только спустя почти два года после премьеры, хотя и стараюсь не пропускать возможности поддержать отечественный кинематограф своим билетом в кинотеатр. Как-то прошел этот фильм мимо моего внимания, а ведь, надо признать, оказался весьма достойным.

    Фильм о трагедии крымско-татарского народа, о покалеченных человеческих судьбах, об обидной несправедливости, о которых не принято было говорить в недавнем прошлом. Да, собственно говоря, поэтому и так мало людей знают об этих событиях 1944 года (в числе последних была и я до недавнего времени).

    Главным плюсом, как мне кажется, есть то, что в первую очередь фильм показывает эти трагические события с точки зрения крымских татар, ведь режиссер (он же исполнитель главной роли), как и большинство актеров — представители этого этнического меньшинства, многие из которых ещё помнят произошедшее. Красиво показаны самобытность народа, национальные особенности, в то же время подчеркивается его гармоничное существование в обществе представителей других национальностей. Но в общем счете фильм заслуживает хорошую оценку не только за сюжет, но и за хорошую работу оператора, постановку режиссера и, конечно же, красивые крымские пейзажи с высоты птичьего полета.

    Минус, на мой взгляд, в том, что некоторые сюжетные линии не до конца раскрыты, хотя это ожидаемо при таком небольшом хронометраже.

    В целом, фильм получился интересным, эмоциональным и атмосферным. Нужно помнить историю, какой бы печальной и трагической она не была. Стоит посмотреть, стоит задуматься, стоит помнить.

    9 из 10

    17 мая 2015 | 12:55

    Первые кадры фильма завораживают, когда танец хайтарму сравнивают с полётом истребителей это очень красиво под очень красивую народную музыку, пробегает дрожь по телу. Далее лошадь бежит под замедленные кадры это очень красиво, дух захватывает, операторы поработали отлично, кто бы их не критиковал.

    Фильм смотрится на одном дыхании, ни на одном кадре не становится скучно и это главное. Хорошо показали Алупку, но режиссер не зацикливался на пейзажах, он сосредоточился на эмоциях людей. Те кто говорит, что людей переживших депортацию не осталось, просто лгут, так как старики и бабушки игравшие здесь в массовках были сами депортированными, они были детьми, но помнят каждую мелочь. Мой дедушка помнит каждую мелочь, такое не забывается!! И это правда!!

    Предатели были у всех и крымских татар тоже. Но целый народ предателями обозвали только крымских татар. Просто Сталину нужна была причина очистить Крым, не только от татар, но от других нац меньшинств. Крымские татары воевали за СССР и не являлись предателями !! Сталин каждого 3-го, кто воевал за «Сталина», называл предателем. Населения СССР погибло больше от указов Сталина чем от рук фашистов. Среди крымских татар очень много героев, которые храбро защищали нашу родину. Этот фильм об одном из них, а точнее о страшной трагедии, которая произошла с семьёй Амет-Хана Султана и трагедией крымских татар. У Крымских татар нет другой Родины!!

    Ладно далее продолжим о его художественных качествах. Игра актёров была на высшем уровне, слёзы были настоящие! Да было видно, что в массовке некоторые люди халтурили, но на общем фоне картины это не видно. Действительно впечатлили сцены с водой, где старик даёт НКВДешнику воду, а потом, когда при погрузке людей, смотрит ему в глаза. Отличная работа режиссера и оператора, когда Амет бежит хоть на боевой вылет, хоть вдогонку за поездом. В этом фильме прослеживается некоторые стилевые кадры многих знаменитых режиссеров. То что он делает кунг-фу, как выразился предыдущий рецензент, это обычная боевая подготовка, тем более офицер такого ранга должен уметь постоять за себя хоть он летает в небе, ну режиссер это показал красиво, но общей картины это не портит. Потому, что в это время у тебя проходят также мурашки по телу и сердцебиение учащается. Я знал, что депортация это было страшно, но после этого фильма это воспринимается сильнее и эмоции зашкаливают в душе. Некоторые цитаты из фильма врезались в голову: «Здесь Бог, память и хлеб. Человеку этого достаточно, чтобы жить». Единственное жалко, что он быстро закончился. А те люди которые ставят низкие оценки просто шовинисты или насмотрелись фильмов с компьютерной обработкой.

    Это первый фильм для крымскотатарского народа и ИншАлла не последний!!

    Настоящие кино ценителям этот фильм понравится!.

    10 из 10

    13 июня 2013 | 00:36

    «Прошлое неуничтожимо; рано или поздно все повторяется, и одним из повторений есть намерение уничтожить прошлое…» -

    Хорхе Луис Борхес, «Натаниэль Готорн».

    В этом году мир увидел первый художественный игровой крымско-татарский фильм «Хайтарма» (Qaytarma), который вызвал неоднозначные отзывы и даже дипломатическую войну между украинской и российской сторонами. А все только потому, что фильм, основанный на реальных событиях, слишком обличителен и иллюстративный насчет одной из величайших трагедий крымско-татарского народа — принудительного выселения из собственных земель, вошедшее в историю как Сюргюн (от крым. S?rg?n — изгнанник). Россияне до сих пор не хотят признавать своих преступлений времен Советского Союза (к которым, кстати, относится и геноцид украинской нации — Голодомор), и любые упоминания о тогдашних зверства воспринимают как провокации, таким образом провоцируя разве агрессию в свою сторону.

    Отступая от политической составляющей, ведь хочется все же говорить об искусстве, должен сказать, что фильм просто феноменальный! Нашим режиссерам стоило бы поучиться у съемочной группы «Хайтармы», как надо делать настоящее и хорошее кино! Это касается художественных фильмов как в плане построения, так и в плане смыслового наполнения, сюжетных поворотов и развязок. Оформить реальную историю в такие полусимволические образы, оснастить такими художественными средствами — и это в первой киноленте! Нашим кинематографистам, к сожалению, пока такое удается очень редко, если удается вообще…

    Как по мне, одна из самых удачных находок картины — это образ майора Кротова (Алексей Горбунов). Это один из главных героев, который на протяжении фильма переживает перевоплощение из крайне отрицательного персонажа в героя-спасителя (на самом деле, это происходит только в глазах зрителей, ведь отрицательным персонажем как таковым майор Кротов и не был — просто режиссер очень правильно подошел к показу героя с разных точек зрения).

    Относительно сюжета, то он почти идентичен в соотношении с настоящими событиями, которые имели место в мае 1944 года. Советский летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза по прозвищу «Король тарана» Амет-Хан Султан (Ахтем Сейтаблаев) во время краткосрочного отпуска вместе со своими боевыми товарищами приезжает к себе домой в Алупку. Его визит совпадает во времени с началом операции по выселению крымских татар. Перипетии, показанные в фильме, почти полностью соответствуют воспоминаниям и историческим фактам тех времен, в массовых сценах принимали участие тысячи крымских татар, многие из которых помнят события, изображенные в фильме, из собственной жизни. Амет-Хан, будучи крымским татарином, сам едва не погибает во время депортации его родителей и соседей, будучи спасен лишь усилиями его «белых» друзей и благодаря своему высокому званию. В конечном итоге, трагедия целого народа для отдельно взятой семьи заканчивается, если можно так высказаться, хэппи-эндом: родителей Амет-Хана не депортируют, сам Амет-Хан возвращается на службу и ведет бои до конца войны, после чего до самой трагической гибели 1 февраля 1971 года во время испытаний Ту-16ЛЛ он работает летчиком-испытателем.

    Фильм наполнен культурными и религиозными элементами крымско-татарского народа, поэтическим языком подачи и символизмом, героизмом местных жителей во времена оккупации, а также иллюстрацией истинного лица карательной машины НКВД. Вероятно, именно последнее и вызвало такую волну возмущения официальной Москвы.

    Насчет отдельных художественных достижений фильма я должен отметить, что меня поразили съемки полетов — это далеко от банальных русских фильмов, штампованных по заказу Кремля для прославления «героического советского народа». Ведь в нашем фильме видно, что актеры действительно садятся за настоящие штурвалы, самолеты являются действительными боевыми машинами того времени, а не нарисованными на компьютере игрушечными макетами, так же как и сами полеты сняты довольно искусно и они вызывают у меня восторг. Это далеко от дорогих лент Голливуда, но на ступень выше российского ширпотреба. Очень поражают своей красотой натурные сцены природы — красота крымских гор и лесов просто перехватывает дыхание, такое ощущение, будто ты действительно летаешь на параплане или самолете над всей этой красотой. Фильм приятно удивляет своей красотой, несмотря на свой тяжелый смысловой посыл.

    Единственное «но» (или, скорее, знак вопроса) вызывает неразбериха с социологией в конце фильма, ведь цифры выселенных, погибших и выживших не соответствуют друг другу. Дело заключается, как я понимаю, в том, что цифры взяты из разных источников. Дело в том, что официальные данные советской социологии поразительно занижены по сравнению с настоящими реалиями, тогда как цифры крымско-татарские могут быть несколько завышены. В фильме они становятся рядом, через запятую, и от того рождается непонимание, какие же цифры соответствуют действительности, а какие являются попыткой скрыть правду?

    Кому стоит смотреть: людям, которые умеют думать, лицам, которые любят документальные фильмы и кинобиографии, мелодрамы или военные фильмы; крымским татарам; россиянам, которые до сих пор не признают своих преступлений, или же преступлений своих отцов и дедов; украинским кинематографистам, лицам, интересующимся в подлинной истории Советского Союза. Фильм подойдет для семейного просмотра.

    Кому не стоит смотреть: коммунистам; человеконенавистникам; представителям российского посольства; шовинистам (простите за тавтологию).

    Ваш, Илько Билэнко-Шумахэр.

    14 ноября 2013 | 07:07

    Сказать, что это фильм на реальных событиях-это ничего не сказать…

    В фильме снимались не только профессиональные актеры, но и большое количество массовых сцен был снято при участии непосредственных участников трагедии 1944 года, а также их потомков, впитавших с молоком матери всю глубину трагедии того дня, и несших бремя отторгнутого народа на протяжении всех последующих лет вплоть до сегодняшнего дня.

    Все сцены были старательно построены таким образом, чтобы максимально передать весь ужас произошедшего той ночью, всю нелепость и несправедливость ситуации, когда вся мужская часть населения воевала, отстаивая родину по призыву Сталина, а в это время глубокой ночью их жен, стариков и детей, по приказу того же Сталина, погрузили в скотские вагоны и отправили без еды, воды и даже возможности присесть во время нескольких суток пути-сотнями в каждом вагоне, давясь и задыхаясь без воздуха.

    Еще до начала премьеры началась едва завуалированная информационная война. Направленная на цель- недопустить к просмотру как можно более максимальное количество людей, доселе незнакомых с имеющимся историческим фактом, и с наличием крымскотатарского народа вообще как такового. Десятилетиями после депортации спецслужбами велась активная борьба с народом и преследовалась цель стереть его с лица земли-если не физически, то информативно уж точно. И сейчас мало кто знает о народе как таковом.

    Этот фильм не только отразил и раскрыл самую большую рану народа, он также вывел его в широкий мир, показал истину.

    Для многих это даже далеко не художественный фильм, а словно документальная хроника.

    На мой взгляд-единственным минусом фильм является его короткометражность- люди сидели в зале, с замершими сердцами и все без единого исключения не могли сдерживать слез — и 87 минут фильма было слишком мало, слишком коротко, чтобы передать все те ужасы, которые довелось испытать целому народу… Очень хотелось продолжения, еще больше подробностей и историй.

    То, каким образом передан колорит народа, его быт, устои, менталитет — просто нет слов, все настолько реалистично и честно.

    Понравились акценты на дружественность народа — на то, как за одним столом дружно сидят армяне, русские, евреи, украинцы и крымские татары. И как все дружны между собой.

    Увы, после депортации этого не стало — всем остальным народам крепко было внедрено в мозг, -что крымские татары — предатели.

    Очень красивые актеры, непередаваемые пейзажи, национальная музыка, это все надо видеть и слышать, словами не передать.

    Я — простой обыватель и кинолюбитель, и лично для себя я искренне ставлю фильм на один уровень с фильмами — Титаник, Невероятное, Мальчик в полосатой пижаме, Невозможное. Все эти фильмы разных жанров построены на реальных событиях, отражающих действительность, все они трогают до глубины души, и являются тем сортом фильмов, которые нацелены не на поверхностное восприятие картинки, а на глубокий смысл.. .

    10 из 10

    24 мая 2013 | 14:24

    Признаюсь честно: давненько я не смотрел настолько достойного фильма. Даже немножечко по-хорошему завидно, что создателем картины по умолчанию числится братская Украина.

    В фильме повествуется об известных трагических событиях 1944 года, произошедших в Крыму, жертвой которых стало тамошнее крымскотатарское население. Впрочем, насколько эти события на самом деле известны большинству обывателей? Лично я, честно говоря, об описываемых событиях имел до недавнего времени достаточно поверхностное представление. Впервые о фильме я услышал в одной из передач на радиостанции Эхо Москвы, в которой ведется тщательный и увлекательный разбор различных исторических событий. Я, как человек, которому история весьма любопытна, взял себе на заметку фильм Хайтарма и вскоре с ним ознакомился.

    Очевидно, во мне создатели фильма нашли своего зрителя. Думаю, все что режиссер хотел донести: свое видение тех событий, свою скорбь, боль и великую обиду к советской власти, любовь к своему народу, горечь по искалеченной судьбе целого поколения… всем этим я проникся в должной мере. Даже без какого-то предварительного самонастроя.

    Собственно, что можно сказать о самом фильме? О депортации крымскотатарского населения есть возможность ознакомиться из многих источников, вряд ли стоит писать об этом в рецензии. Фильм мне полюбился прекрасной режиссурой, отменной операторской работой, где отвечающий за кинокамеру человек, не ленился экспериментировать с различными нестандартными ракурсами и точками съемки. Монтаж выглядит гладким и естественным, нет разрывов повествования и обрывков отдельных сцен. Достаточно сильная и проработанная музыкальная тема. Что касается игры актеров, то она, возможно, не самая выдающаяся, но лично в моем случае это никаким образом не сказалось на положительном восприятии фильма.

    Хайтарма — это образец сильного, качественного европейского кино. Фильм, который изначально не стремится завлечь массового зрителя, но несет в себе крик души ни одного поколения людей, чьи судьбы и быт были в одночасье истоптаны в силу страшных, диких, невозможных в нормальном государстве обстоятельств.

    10 из 10

    28 июля 2013 | 17:35

    Сегодня в Симферополе/Акмесджите представили первый крымскотатарский художественный фильм «Хайтарма» («Возвращение»).

    В премьере фильма приняли участие председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, заместитель председателя Меджлиса Рефат Чубаров, представители Меджлиса, были также представители власти — вице-премьеры крымского правительства Георгий Псарев и Азиз Абдуллаев, председатель Совета представителей Лентун Безазиев, представители крымскотатарской интеллигенции, приглашенные гости. Необходимо отметить, что на премьеру первого крымскотатарского фильма приехали и гости из Киева народный депутат Украины, председатель Комитета ВРУ по правам человека Валерий Пацкан. Символично, что на премьеру была приглашена внучка дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана Вероника Амет-Хан, ветераны Великой Отечественной войны, товарищи и коллеги знаменитого летчика.

    Перед гостями и зрителями выступили Мустафа Джемилев, Георгий Псарев, генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов, Вероника Амет-Хан. Не хватало только режиссера картины Ахтема Сейтаблаева, которые не смог приехать по причине болезни.

    В киноленте снялись известные актеры — Алексей Горбунов, Юрий Цурило, Андрей Саминин, Алексей Тритенко, Дмитрий Суржиков.

    Сюжет разворачивается на фоне Второй мировой войны. По задумке создателей, картина раскрывает трагедию крымскотатарского народа — Депортацию. Главный герой — дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, которого сыграл режиссер картины Ахтем Сейтаблаев. По признанию самого режиссера, этот фильм — воплощение его большой мечты. Картина рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года — сталинской депортации крымских татар. В мае 44-го года после освобождения Севастополя Амет -Хан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается Депортация крымских татар.

    Все зрители с замиранием смотрели первый фильм, который затронул болезненную тему крымских татар Депортацию 1944 года 18 мая. Фильм прошел на одном дыхании. Присутствовавшие не смогли сдерживать слез, ведь в премьере приняли участие старики, которые пережили эту трагедию и своими глазами видели Депортацию.

    После окончания показа генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов поделился впечатлением от показа фильма: «Я переживал все ли пройдет хорошо, но все прошло хорошо, премьера состоялась».

    Относительно бюджета фильма было отмечено, что наиболее затратной статьей расходов оказалось производство декораций времен Второй мировой войны, а также создание исторических костюмов. Кроме того, для съемок понадобилось оружие, поезда, автомобили и самолеты тех времен. В массовых сценах снимались более тысячи человек со всего Крыма. Большая часть из них — старики, пережившие трагическую ночь 18 мая 1944 года.

    Средства на съемки фильма выделил владелец телеканала АТР — Ленур Ислямов. Съемки велись в октябре 2012 года в Алупке, Бахчисарайском районе и Судаке.

    Режиссер фильма — Ахтем Сейтаблаев, оператор — Владимир Иванов (обладатель премии «Канские львы»), художник по костюмам — Надежда Кудрявцева, художник-постановщик — Шевкет Сейдаметов. Хронометраж картины составляет 87 минут -полнометражный, художественный фильм.

    Отметим, что фильм «Хайтарма» до выхода на телеэкраны покажут в кинотеатрах Украины. Заявки на прокат стали поступать из Соединенных Штатов Америки. В кинотеатрах фильм будет идти в течение года. Также «Хайтарма» будет участвовать в кинофестивалях. Киноленту переведут на английский и турецкий языки.

    10 из 10

    18 мая 2013 | 09:46

    Спешу поделиться впечатлениями, точнее их отсутствием. Я сам крымский татарин, вырос на рассказах о депортации. Предусмотрительно запасшись платком, я отправился в кинотеатр, предвкушая нечто незабываемое (т. к. трейлер очень понравился), в итоге я не проронил ни единой слезы, а попытки вызвать у себя хоть какие-то эмоции оказались тщетны. Мой прадед погиб на войне, сражаясь за советский союз, все мои родственники воевали, фильм действительно снят на основе документальных фактов и рассказов очевидцев… и в этом главный его недостаток. Складывалось ощущение, что режиссер попытался угнаться за двумя зайцами, снять одновременно художественный и документальный фильм, в итоге не получил ни того, ни другого. Казалось, картина была снята из беспорядочного набора эпизодов, не связанных друг с другом. Отвратительна работа оператора, отвратительная игра актеров. Персонажи абсолютно не раскрыты, даже сам Аметхан Султан. Если кто-то был хоть раз в Алупке, тот знает, что в Алупке из любой точки видно море и горы, в Алупке нет ни одной ровной дороги, в фильме нет ни одного кипариса (юбк усеян кипарисами), я даже не увидел в фильме наших гор, все горы были сняты с обратной стороны, со стороны Бахчисарая! Крымские татары разговаривают на среднем диалекте (с ужасным акцентом), хотя должны на южнобережном! Но самой позорной была сцена, где люди танцуют хайтарму, я ее даже комментировать не хочу, кто видел, поймет. В фильме были сняты тяжелейшие сцены депортации, массового расстрела. Но они были на столько скомканы и не раскрыты, что абсолютно не вызывали сочувствия, возможно это связано с небольшим бюджетом фильма.

    Однако есть и положительные моменты: очень качественное музыкальное сопровождение, монтаж, красивые пейзажи, хоть и не те, которые должны были быть, других достоинств я не увидел…

    3 из 10

    8 июня 2013 | 22:23

    В истории крымскотатарского народа, на чью судьбу и без того выпало немало горестей, маленьких и больших трагедий, самые черные ее страницы связаны с майской триадой дней 1944 года, с восемнадцатое по двадцатое. В те теплые дни, все еще окрашенные кровью солдат бушующей Великой Отечественной и слезами матерей, ничто не предвещало беды, однако по велению свыше более чем стотысячный народ, населявший тогда земли полуострова Крыма, коренной народ был обвинен в коллаборационизме, предательстве и измене Родине, пособничестве нацистам и прочих грехах, в глазах большинства являющимися такими, что не нуждаются в процессе ирредентизма и искупления. Если лишь только кровью. В лучшем духе тоталитарной машинерии НКВД с 18 по 20 мая совершило полную зачистку полуострова от крымских татар. Они были брошены далеко от своей Родины: на Урал, в Казахстан, Таджикистан, Кострому. Но отнюдь не все выжили и совсем мало кто сумел приспособиться к новым условиям уже не жизни, но существования.

    Первый в истории крымскотатарского народа полнометражный художественный фильм молодого режиссера и актера Ахтема Сейтаблаева, фильм «Хайтарма» 2012 года(с крымскотатарского языка слово сие означает «Возвращение») и не мог быть иным, кроме как посвященным главной трагедии в жизни этого не такого уж многочисленного народа, живущего на территории Крымского полуострова. Взяв в качестве центрального протагониста и выразителя всех авторских идей в картине дважды героя Советского Союза, летчика Амет Хана Султана, в роли которого выступил и сам достопочтенный режиссер, и расширив впоследствии историю одной личности до границ всецелой универсальности, сотворив по сути в картине миф о Герое, ставшем одним их тех сотен тысяч репрессированных и депортированных, Ахтем Сейтаблаев тем не менее в своей ленте предельно аккуратен, не склонен к излишне резким выпадам и чрезмерной политической заангажированности, представляя на суд публики незавуалированный, честный и беспристрастный взгляд на трагедию, за давностью лет своих не забытую и не исковерканную домыслами и измышлениями.

    Перейдя от конкретной судьбы человека, брошенного в вихрь истории не своевольно, к лапидарным жирным мазкам обобщения, режиссеру удалось сохранить авторскую сбалансированность и цельность насыщенного повествования, ведя зрителей от сцен легких по тональности, но пронизанных ощущениями предчувствий грозы, к формату греческой трагедии, когда все одним махом, вся жизнь разрушаются окончательно и бесповоротно в угоду политической воле и злому умыслу, суть которого сведена к попытке победить и уничтожить всех, кто все еще продожал дышать свободно, вне пут тоталитарной системы, уравнивающей в себе что генералов, что простых людей, ибо если ты пошел против системы власти, если ты ей неугоден и неприятен, то тебя по-любому постараются стереть из памяти, сжечь до состояния пепла, превратить в прах и ничто, лишить человеческого образа, уравняв до сущности немого и глухого раба. И возвращение, неизбывная, ноющая в сердце хайтарма для Амет Хана и всех остальных стало сродни пути к Земле Обетованной через Голгофу страданий, которые длились не часами, а годами.

    И крымские татары не были одиноки в своей трагедии, ведь в жернова депортации попали, помимо них, еще целых десять народов, по тем или иным, отчасти своей откровенно надуманным причинам, выселенные вне пределов своих привычных мест проживания. Великая этническая чистка началась при непосредственном руководстве Отца всех народов, мнения о сути личности которого и до сей поры воздвигают этакие ментальные берлинские стены непонимания между людьми не только разных возрастов и поколений, а даже ровесников и свидетелей и очевидцев событий, и для одних он — самый лучший правитель Руси во всея века, а для других — тиран и монстр, игравший миллионами людских жизней, на которые ему было глубоко наплевать. И эта этническая чистка стала одной из вершин режима, про которую и сейчас говорить не принято и не сказать, чтоб было приятно.

    И «Хайтарма» через призму трагедии одного маленького, но гордого народа рассматривает депортацию как некий, не имеющий внятного прояснения кошмар, порожденный больным разумом. Это трезвая констатация факта без явного историко-политического анализа, а всего лишь мастерски исполненное художественное переосмысление, не достоверная историческая реконструкция или байопик, а фильм, близкий по тональности к притче. Предельно архаичный по режиссерской стилистике, «Хайтарма» едва ли претендует на канон в своей художественной нише, и даже не рывок вперед, но и не назад тоже. Предельно кинематографическое творение, лишенное острых углов и тенденциозности, не бьющее стрелой укора, а впивающееся в сердце своей безысходностью без надежды и просвета. Лаконичная история народа, обреченного на вечное возвращение домой.

    16 августа 2015 | 20:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>