всё о любом фильме:

Зимняя спячка

Kis uykusu
год
страна
слоган-
режиссерНури Бильге Джейлан
сценарийЭбру Джейлан, Нури Бильге Джейлан, Антон Чехов
продюсерЗейнеп Озбатур, Музаффер Йылдирим, Реми Бура, ...
операторГёкхан Тирьяки
композитор-
художникГамзе Кас
монтажНури Бильге Джейлан, Бора Гёксингёль
жанр драма, ... слова
зрители
Россия  1.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время196 мин. / 03:16
Отель «Отелло» в Анатолии. Им управляет импозантный седовласый Айдин, бывший театральный актер, чья слава давно прошла. Вместе с ним живут красавица-жена, занимающаяся благотворительностью, и сестра, тоскующая по мужу, с которым не так давно развелась. Небывалый снегопад отрезает отель от цивилизации, и он становится убежищем для этих трех человек и декорацией, в которой разыгрываются сцены их мучений.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.30 (23 604)
ожидание: 97% (944)
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
63 + 8 = 71
8.3
в России
92%
11 + 1 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Источником вдохновения для создания фильма послужили рассказы Антона Чехова – «Жена» и «Хорошие люди», а также произведения Льва Толстого, Фёдора Достоевского и Вольтера.
    • На написание сценария ушло 6 месяцев.
    • Халук Бильгинер трижды отказывался от роли из-за своей загруженности в театре. Но в итоге режиссер Нури Бильге Джейлан настоял на том, чтобы график съемок спланировали в соответствии с расписанием Бильгинера.
    • Режиссер Нури Бильге Джейлан рассказал, что для фильма было отснято более 200 часов материала, и его изначальная версия получилась длиной 4 часа 30 минут. Но в итоге ее урезали до 3 часов 15 минут.
    • Получение фильмом «Золотой пальмовой ветви» совпало со столетием турецкого кино.
    • Сценарий к фильму состоит из 285 страниц.
    • Имя главного героя, Айдын, означает «мыслящий человек» в переводе с турецкого.
    • Это второй турецкий фильм, выигравший «Золотую пальмовую ветвь». Первым был фильм «Дорога» (1982).
    • Картины Ильи Глазунова, которые он нарисовал для первого романа Фёдора Достоевского «Неточка Незванова», стали источником вдохновения при создании постера фильма. Кстати соответствующую картину можно увидеть в комнате Нихаль.
    • еще 6 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 401 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Их было трое, всего лишь трое — Айдин, Некла и Нихаль. Их было трое, но разве этого мало, чтобы в одночасье привычное течение жизни у пенящихся густой синевой воды берегов Анатолии перестало существовать, а судьба, над которой ты, увы, не властен стала швырять тебя из одной крайности в другую, из страсти в одержимость, а из любви — в ненависть, граничащую с безумием. Они заперты снегами в отеле, заперты навека, на тысячелетия, заперты до тех пор, пока не разберутся в самих себе, в своих душевных терзаниях, толкающих их в зияющую безнадежной тьмой пропасть, в бесконечную бездну, из которой уже не будет возврата. Никому.

    В современном турецком кинематографе, главными лицами новой волны которой являются и Реха Эрдем, и Джем Йылмаз, и Семих Капланоглу, лишь за Нури Бильге Джейланом по-настоящему закрепилась слава режиссера, чье сознательное и бессознательное кинотворчество, учитывая характерный для него медоточивый коматозный нарративный стиль, равно близко как турецкому менталитету, в котором светскость и религиозность сосуществуют друг с другом, не подавляя и не принижая значимость ни первого, ни второго, так и всеохватывающей универсальной европейскости, ибо все фильмы Джейлана, начиная от относительно назидательного дебютного «Городка» 1997 года и завершая триумфальной на Каннах-2014 «Зимней спячкой», вписываются в привычный для европейского сознания гуманистический канон.

    Будучи самым европейским и по духу, и по манере турецким режиссером, Джейлан в «Зимней спячке» дозрел до своего opus magnum, выразив в этой продолжительной по времени своего повествования ленте все свои мировоззренческие взгляды, все свое отношение и к окружающему его современному миру, и к людям в нем, из века в век не меняющимся, а по-прежнему являющимися такими же порочными и страстными натурами.

    Визуальная, отточенная до перфекционизма, и чеховская по тональности поэтика рифмуется в картине с привычной неоднозначностью героев Достоевского и Толстого, а избранная режиссером неторопливость повествования, разлинованного лишь философскими размышлениями о пути человека и лишь к финалу взрывающемся неистовой и неизбежной болью и страданиями, затаенными до роковой поры, до замершего в своем течении времени, одновременно напоминает стиль Бергмана, Антониони и Тарковского. В картине как такового бытописательского реализма нет и вовсе, да он и никогда не был присущ Джейлану, однако в «Зимней спячке» условность подчеркнута резко, нарочито. Нет легкости «Однажды в Анатолии», и даже сама Анатолия угадывается лишь на уровне пейзажей, которые смакуются в фильме с неистовым, жадным эстетизмом. Внятный сюжет в «Зимней спячке» отброшен за ненадобностью; Джейлан предпочитает простенькой жанровой резьбе сложносконструированную вязь из метафор, символов и человеческих характеров — живых, полноценных, лишенных шелухи архетипичности и стереотипности. Режиссер старательно рисует концентрированную картину мира, который искусно накладывается на любые жизненные ситуации. В фильме нет по сути духа ни времени, ни места действия.

    «Зимняя спячка» — это, если угодно, фильм-роман, которому присуща исключительна романная — многоголосая, многослойная и многословная — форма повествования, ибо именно этим лишь и можно объяснить обилие в фильме лирических отступлений и прямых авторских высказываний о Человеке, Жизни и Смерти, Любви, Преступлении и Наказании, впаянных в основную строку сюжетного повествования достаточно цельно, без грубого шитья и декларативности. «Зимняя спячка», экстраполируя в своей насыщенной полифоничностью и полисемантичностью кинематографичностью ткани классические, намеренно хрестоматийные произведения Достоевского("Идиот», «Вечный муж» и «Кроткая» к примеру), Чехова и Толстого, не страдает при этом от аллюзионарной избыточности, ибо фильм детализирован на молекулярном уровне и театрализирован на уровне избранного Джейланом киноязыка. Нет ни единой лишней фразы, ни единой лишней сцены или эпизода, одни тона и полутона в приглушенной гамме — в фильме все играет на воссоздание цельного философского полотна, полного пестроцветьем внутренних и внешних конфликтов в драматургическом скелете ленты, не лишенной, однако, и специфической авторской иронии(все-таки с Шекспиром и Вольтером Джейлан, пожалуй, что слишком и как никогда ранее до сего заигрался).

    Здесь Айдин и князь Мышкин, и вечный муж в одночасье, который не способен плыть по течению и любить простой, незамысловатой, лишь завязанной на плотские чувства любовью. Он толком не может разобраться в своих отношениях и с Нихаль — этой турецкой Настасье Филлиповной, которая, как и русская прародительница, опустошает и разоряет своих возлюбленных, сжигая их души и деньги, и с Неклой, в чертах которой легко распознать чистую и невинную сердцем и душой Аглаю. На всем протяжении фильма герои будут искать пути выхода из тупика отношений, в который они, впрочем, загнали себя сами. И спусковым крючком постепенного разматывания клубка этих кризисных любовных отношений становится снежная буря, замыкающая их в удушающем пространстве гостиницы. Отель «Отелло» становится ареной и для банальной битвы полов, причем женщина в ней одерживает саркастическую тотальную победу, и для столкновений нескольких взглядов на миропорядок вообще, ибо разрушительным силам природы противостоит куда как более разрушительная мощь Человека, который, самовольно загнав себя в угол, склонен не созидать уже, а лишь уничтожать. Плевать — на любовь, плевать — на чувства, которые уже не горят пламенем, а тускнеют черными угольками в камине. Их было трое в снегах, и каждый был и прав, и виноват, но вот раскаяние — истинное, неизбежное и неподдельное — пришло к ним не сразу, но слишком поздно.

    15 июля 2015 | 07:41

    Фильм «Зимняя спячка» совершенно точно оправдывает свое название: порой происходящее на экране вызывает тоску, скуку, и я даже порой начинала дремать, и точно — я такая в зале была не одна. Эта картина наполнена разговорами, рассуждениями, мыслями, причем это был поток мыслей — порой незаконченных, обрывочных, но среди них точно вы можете найти какие-то, которые будут импонировать вам, вашей душе и вашему мировоззрению.

    Действие этого каннского лауреата происходит в каком-то Богом забытом месте в Турции, где владелец не слишком популярного отеля, и по совместительству некоторой недвижимости является одним из самых состоятельных людей. Делать в столь отдаленном месте решительно нечего, поэтому основным занятием как главного героя, так и его немногочисленного окружения, является размышление. Первая часть картины, если можно так сказать, так или иначе посвящена теме «непротивления злу насилием». Помимо, собственно, рассуждений на эту тему, можно увидеть и живые примеры. Главный герой для всех его арендаторов является воплощением зла как человек, отнимающий у них деньги, путь даже и законно. В картине одним из основных конфликтов является именно это — конфликт неплатежеспособных арендаторов и арендодателя. Отношение к герою арендаторов кажется издевательским воплощением упомянутой теории: раболепие перед «господином» и проклятия у него за спиной. Подобное поведение кажется оскорбительным и для того, кто унижается, и для того, перед кем унижаются. Хотя герой кажется воплощением если не добродетели, то невозмутимости и незлобивости, но и он сам просто своим видом и своими манерами унижает и без того униженных — так он называет им сумму за разбитое стекло, которая кажется нормальной для него, но явно является неподъемной для них. Кажется, он не видит реакции на свои слова, хотя она очевидна. Обращение же арендаторов с ним начинает походить на какой-то изысканный троллинг: когда это подчеркнутое смирение со своей долей выглядит раздражающе и неприятно, и явно призвано вызвать чувство вины вне зависимости от ее наличия. Так что непротивление злу насилием может принимать разные формы, в том числе оно может быть куда более страшным оружием, нежели банальный мордобой.

    Кажется, что в этой картине любые движения главного героя и любые его действия призваны воплотить еще одну истину: его одиночество, когда даже своим родным он оказывается не нужен, как, впрочем, и все вокруг. Чувства притушены, даже самые эмоциональные сцены выглядят сдержанно. Все вокруг заняты своими делами, и высказывают решительный протест в случае вторжения в личное пространство. Мы видим какие-то сдержанные страдания одинокой и покинутой души, явно страстно желающей чего-то, но непонятно чего. В туристах, иногда приезжающих в отель, кажется, и герой, и все прочие ищут отвлечения от вечной рутины и компании, поэтому так грустно, когда постояльцы уезжают, чтобы продолжить свой путь. В конечном итоге, все заняты собой и еще по одной причине: причине недопонимания, ощущения собственной ненужности всем окружающим их людям. Когда хоть какая-то теплота отношений прорывается за рамки вечного равнодушия, она наталкивается на глухую стену отчуждения и осторожности, и погибает рядом с ней.

    Эта проблема недопонимания и нетерпимости имеет свое самое яркое проявление в противопоставлении достаточно обеспеченных героев истории и героев бедных. Первые из-за поведения вторых могут чувствовать свою вину, а вторые жестоки, гораздо более жестоки, чем первые. Кажется, это две разные вселенные, которые никогда не должны пересечься. В картине много раз повторяются слова про отношение главного героя к своим арендаторам, и, если изначально вторых можно было бы пожалеть, то потом становится ясно, что отношение никогда не бывает случайным. Жестокость, свирепость, порой наглость никогда не может вызвать сочувствия.

    Одно из главных достоинств картины — ее визуальное оформление. Здесь в какой-то мере вспоминается недавний «Август», только там все жаловались на нестерпимую жару, на фоне которых разыгрывалась их драма, а здесь все вокруг жалуются на холод. Это местечко, где происходит действие, кажется, не так уж далеко ушло от каменного века: здесь нет централизованного отопления, дома отапливаются печами, и все тепло есть только в них. Если бы подобная суровость могла способствовать какой-то сердечности во взаимоотношениях, это было бы предсказуемо, но нет — люди здесь буквально ненавидят друг друга.

    Красивая зима и хлопья снега в этой картине кажутся лишь слякотью и несчастьем, которым подвергаются герои, а также их душевным состоянием. Снег едва укутывает местность (хотя где-то и вполне прилично), и не способен скрыть грязь. Всем холодно, но этот холод идет изнутри: даже река в картине не замерзла, да и зайчик в финале показывается не в зимней шубке. Это место кажется магнитом для героев, своеобразной ловушкой: даже если всем здесь плохо, никто не способен покинуть его.

    Фильм длинный, местами невыносимо, красивый, но как-то неприятно красивый, что в кресле хочется поежиться. Абсолютно рассудительный — в фильме нет места динамике и действию, а еще и единому сюжету, и истории. Кажется, что подобные вещи лучше бы смотрелись на театральной сцене, чем в кино… Одновременно любопытно посмотреть на другую Турцию: где бывает холодно и нет теплого солнца и моря, где в принципе мало что есть от цивилизации, и где нет счастья. Интересно, что религиозная тема практически не затронута, пожалуй, из-за того, что было решено сосредоточиться на людях и их жизни. Фильм только для терпеливых. Остальные просто не смогут его досмотреть.

    6 из 10

    31 августа 2014 | 15:30

    До покупки билета в кинотеатр мне хотелось пошутить над названием фильма, намекнув на то, как тонко оно описывает состояние зрителя, измученного большим хронометражем и нескончаемыми беседами. Как глубоко я заблуждался! Трёхчасовой сеанс эстетико-интеллектуальной терапии подошёл к концу быстрее, чем можно было ожидать. Мир по ту сторону экрана оказался таким близким и понятным, что с трудом верится в его турецкое происхождение. Нури Бильге Джейлан создал универсальное произведение искусства, базирующееся на высших достижениях советского кино и русской литературы. Опираясь на наследие Чехова, Толстого, Достоевского, позднее творчество Тарковского, режиссёр добился редкой глубины, не растеряв при этом кинематографической привлекательности.

    События «Зимней спячки» разворачиваются в турецкой глубинке, где бывший театральный актёр Айдын (Халук Бильгинер) содержит небольшой отель. Компанию ему составляют две женщины: жена (Мелиса Сёзен) и сестра (Демет Акбаг). Нихаль значительно младше своего избранника. Финансовое благополучие позволяет девушке не тратить время на работу, а заниматься тем, что ей кажется по-настоящему важным. Её увлечение благотворительностью станет причиной для семейного конфликта, в котором перед зрителем раскроется характер взаимоотношений Нихаль с мужем. Неджла, в свою очередь, кажется, не очень довольна унылой провинциальной жизнью в доме брата. И это тоже хороший повод для длительных диалогов: несколько неловко брошенных фраз и брат с сестрой уже упражняются в словесном фехтовании. Задеть человека, да так, чтобы остаться при этом в рамках приличий, это ведь целая наука, в которой они оба весьма преуспели. Режиссёр, мастерски переплетая несколько тем, в качестве основного связующего звена использует эпизод с мальчиком, кинувшим камень в машину Айдына. Оказывается, что паренька, совершенно не похожего на хулигана, тяготила обида за отца. Исмаил (Неджат Ишлер) задолжал Айдыну плату за аренду дома, но бывший трагик не склонен слишком часто контактировать с арендаторами, перекладывая ответственность на помощника. Ему больше нравится писать еженедельные колонки в местную газету, затевать философские беседы с кем-то из родственников или приятелей и искать материал для книги о турецком театре. Он и не подозревал о том, что визит приставов, конфисковавших у отца мстительного мальчика телевизор и холодильник, закончился дракой. Гордость и буйный нрав Исмаила, принимающего посещение хозяина дома за новую попытку унижения, становятся причиной очередного скандала, который, однако, пытается сгладить Хамди (Серхат Кылыч), его родной брат. Хамди — имам. Человек сложный, интересный и неприятный. Он хочет казаться дружелюбным, но за его заискивающей улыбкой, не сползающей с лица, временами проскальзывает раздражение. Полная противоположность прямолинейного Исмаила. Впрочем, главному герою они оба не нравятся, хотя этого он старается не показывать.

    Конечно, личности Айдына стоит уделить особое внимание. Он человек культурный, образованный, здравомыслящий и старающийся быть тактичным. «Ислам — религия цивилизации и высокой культуры», — пишет Айдын в своей статье, но делает это не из-за своей религиозности, а с целью обличить «лукавство, убожество и неопределённость» имама. И это его понятным образом характеризует. В нашем герое сочетается склонность к гуманизму и неумело скрываемая мизантропия. Айдын совершенно искренне хочет соответствовать своим представлениям о хороших людях. Однако даже его готовность идти на компромиссы исходит от ума, а не от сердца. В раздражённом состоянии он не стесняется свысока припечатать неучтивую сестру, что должно бы по его собственному разумению походить на братский искренний совет, но является на деле лишь мелочной местью. Поскандалив с женой, Айдын тут же готов состряпать вполне удобоваримую логическую конструкцию, объясняющую его не самые справедливые упрёки — чем бы вы думали? — желанием помочь! За его разумным предложением обсудить ситуацию кроется не жажда примирения, а желание подробно описать свою позицию, которая, на первый взгляд, лишена серьёзных слабых сторон. Это не беседа. Он поучает жену! Неужели так важно быть правым? Может, стоило бы в критический момент просто молча обнять Нихаль, не накаляя ситуацию? Отношения — не шахматная партия, тут не необязательно побеждать, лучше сотрудничать. Гроссмейстерские ловкие ходы, цель которых — выставить себя в лучшем свете, в семейной жизни не так уместны, как способность к пониманию любимого человека, как тонкая чувствительность к его внутреннему состоянию. «Ты образованный, честный, беспристрастный, но иногда используешь эти качества, чтобы давить и унижать, ты ненавидишь людей…» — говорит Нихаль мужу. Конечно, она права, и Айдын это понимает: ему хочется стать лучше, но даже обычное доброе дело, совершённое философствующим турком, выглядит почему-то картинной попыткой откупа от совести. Найдёт ли главный герой в себе силы измениться, измениться в угоду семейному благополучию — это, строго говоря, главная интрига фильма Джейлана.

    Прекрасно, что у такого кино есть свой зритель. Этому немало поспособствовала высшая награда Каннского кинофестиваля, которой и была удостоена «Зимняя спячка». Из эстета и стилиста, снимающего, прежде всего, красивые фильмы, турок вырос в настоящего Автора. Психологический реализм Джейлана фактически делает из его работы путеводитель по отношениям. И это прекрасно! Помните хор бабушек из вступления к «Астеническому синдрому» Киры Муратовой? «В детстве, в ранней юности я думала, что стоит только всем людям прочесть Льва Николаевича Толстого, и все-все всё поймут. И станут добрыми и умными». Своё детство я оставил позади, но до сих пор верю в то, что сила искусства способна изменить мир к лучшему. Не стоит ожидать от кино или литературы каких-то простых готовых рецептов, способных в одночасье преобразить человека, прильнувшего к томику Фёдора Михайловича или зашедшего случайно на сеанс «Зимней спячки». Как и главного героя фильма Джейлана интересуют общечеловеческие ценности. Да, они не новы. Да, об этом уже много всего было написано, много всего было снято. И всё же, мне кажется, что если и существуют вечно актуальные темы, то они касаются как раз вопросов морали, нравственности и человеческих взаимоотношений.

    30 сентября 2014 | 00:00

    «Золотая пальмовая ветвь» каннского фестиваля

    Это пугающе длинный фильм — 3 часа 15 минут. За всё время, что я смотрю кино в зале, дольше шёл, кажется, только документальный фильм Скорсезе о Джордже Харрисоне. Должен сказать, что продолжительность турецкой картины — её главная проблема и беда, хотя полтора десятка зрителей, собравшихся вместе со мной, стойко преодолели это испытание — никто не ушел. Но при этом и ни одной выраженной вслух эмоции я не услышал. Кино смотрели в гробовой тишине. Может быть спали? Меня, признаться, подмывало как уйти, так и вздремнуть. Но дурацкая привычка смотреть до конца и, главное, попытка найти объяснение: почему дали «Золотую пальмовую ветвь», — заставили терпеть до финальных титров.

    «Зимняя спячка» — это апофеоз кризиса современного авторского кино, когда снобизм создателя проявляется в том уже, что он не может ни в чём себе отказать. Если бы это кино было на час короче, то оно бы значительно выиграло. Утонувшая диалогах «радиопостановка», с одной стороны, довольно точно характеризует образ жизни и мировоззрение сельской интеллигенции, которая ведёт бесконечные беседы о смысле жизни за бокалом вина и укутавшись в пледы, перед тем как вкусно поесть и сладко поспать. Просматривающийся внутренний конфликт, который досаждает главному герою, плохо способному примирять внутри себя праведника и бизнесмена, постепенно растворяется в повествовании, разбавляя и без того жидкую сценарную конструкцию. Отчужденность, непонимание, обида, ревность, пустое морализаторство — набор дежурных мыслей и чувств турецкого интеллектуала, часто только благодаря всему этому и чувствующего себя значимым.

    Возможно, Джейн Кэмпион и возглавляемое ею каннское жюри обладали куда большим терпением, нежели я, который к тому же пока мало что видел из конкурсной программы фестиваля. Однако даже в сравнении с «Левиафаном», довольствовавшимся сравнительно скромным призом — за сценарий, я ответственно заявляю, что наша картина была куда больше достойна победы. Она и драматургически прописана куда интереснее, и мускулистее — в ней много энергии и действия, но, самое главное, образный ряд куда богаче. У Джейлана единственная сцена, тронувшая меня до глубины души, случилась перед самым финалом, но как бы ни была она хороша, каркас 195-минутного фильма по определению не может держаться на одном (пусть и сильном) образе. Отсюда у меня возникает очень серьёзное подозрение, что турецкому режиссёру дали главный приз вовсе не за данную работу, а по совокупности — за творчество в целом.

    Так не раз уже случалось на этом фестивале в отсутствии фильма-лидера, но в присутствии видных мастеров, до сих пор обделённых лаврами победителя. 55-летний Джейлан, ранее неоднократно премированный в Канне, несколько раз был в шаге от победы, и вот удостоился её за свою не самую лучшую картину. Куда логичнее было бы отдать её, например, «Отчуждению», снятому турком двенадцатью годами раньше, но куда более ёмкому по мысли и содержанию. Вся проблема в том, что тогда Джейлан только-только пробился в обойму каннского фестиваля, а ныне является канонизированным и уже забронзовевшим классиком — главным наследником традиций Тарковского, Антониони и Бергмана. Возможно, когда-нибудь и со Звягинцевым случится аналогичная катавасия, чего, конечно, не хотелось бы. Между тем Турция уже второй раз увозит к себе «Золотую пальму», в то время как мы продолжаем оставаться с единственной — за «Летят журавли».

    И Чехов, и Достоевский, которыми прикрывается режиссёр, указывая в титрах, что данное кино снято по мотивам их произведений, выходят какими-то уценёнными. Опять же лишний раз подчеркивая то, как измельчали классики в современном кино. И особенно при сравнении, например (опять же с нашей), «Неоконченной пьесой для механического пианино», после которой многим вообще за Чехова не следовало браться. Ну и до кучи ещё одно сравнение, в котором Джейлан оказывается не у дел. Фильм с таким же названием «Зимняя спячка» снял в 1997-м Том Тыквер, заявив о себе, как о новом лидере немецкого кино. Аналогичная сезонная стагнация не помешала тому фильму держать меня в напряжении от первой до последней секунды. Просто Тыквер с куда большим уважением отнесся к зрителю, в отличие от Джейлана, который с каждым разом снимает всё более длинное и всё более «авторское» кино — для себя любимого. В отличие от Чехова он, похоже, не особо торопится выдавливать из себя раба, в данном случае собственной значимости: сократив фильм с четырёх с половиной часов до трёх пятнадцати, он, видимо, решил, что всё оставшееся — бесценно…

    30 сентября 2014 | 21:14

    Очень сильный фильм, притягивает и не отпускает великолепной игрой актеров, сильным сценарием…

    В данном фильме очень хорошо проработаны характеры героев фильма, переплетение характеров, перетекает в сильную драму. Писатель, его сестра и молодая жена, пытаются найти путь к совместному сосуществованию. Айден писатель, живущей своей размеренной жизнью, с молодой прекрасной женой Нихаль и сестрой, содержащей их с братом отель, переживают зиму вместе в их доме. Громадный дом станет для них и клеткой и местом уединения.

    Мы попадает в опустевший отель в горах, который наполнен своими переживаниями. Айден, живущей отдельной жизнью от жены, писатель в преклонном возрасте. Пытается завершить свою книгу, попутно знакомясь с не многими постояльцами отеля. Пытается скрыть свою деспотичную натуру, маленького тирана, за мнимой маской переживания о душах и судьбах. Очень яркая, врезающаяся в память, сцена с мнимой попыткой отказаться от извинений мальчика, разбившего стекло автомобиля, и последующей плачевной ее концовкой. Показательный диалог фильма, в котором Айден с его сестрой оспаривают известное понятие введенное Толстым, непротивление злу насилием, в этой фразе заложен весь смысл фильма. Нихаль молодая прекрасная жена Айдена, оказалась заперта в громадном доме, как птица в клетке. Она пытается использовать положение мужа, для помощи людям, но лучше ни кому от ее помощи не становится…

    9 из 10

    15 сентября 2014 | 01:19

    Мне попадалось очень мало фильмов при просмотре которых можно несколько раз заснуть и ничего не пропустить — этот один из них, можно заснуть в любой момент и проснутся через 5, 20, 40 минут — и вы ничего не пропустите и просто продолжите смотреть фильм дальше.

    И дело тут не в том что я «интеллектуально не дорос» или не понимаю о чём говорят герои, скорее дело в том что преподнесено всё это очень невнятно и занудно.

    Непонятно что именно хотел показать режиссёр — кризис бывшего театрального актёра который вынужден следить за хозяйством оставленным ему отцом, или его сложные отношения с женой и сестрой (куда она кстати делась ?) или непонимание и презрение между богатыми и бедными? Или же жизнь отеля посредством сменяющихся постояльцев, в любом случае ничего из вышеперечисленного режиссёру не удалось.

    Разбирать всё это детально не имеет смысла, придраться тут не к чему т. к. ничего о чём можно было бы вспомнить или пересказать за 3 с лишним часа не происходит, и это отнюдь не тот случай когда ты посмотрел фильм и у тебя остаётся приятное послевкусие от диалогов, актёрской игры или операторской работы (к слову сказать многие её тут хвалят, хотя она абсолютно отсутствует, поставить камеру на в помещении и раз в 5 минут менять её ракурс, может кто угодно).

    Отдельно можно рассказать разве что о второстепенных персонажах, о них всегда есть что рассказать в любом фильме, но только не в этом, не понятно кто они, откуда пришли, что хотят и куда в итоге делись.

    В итоге фильм встаёт в один ряд с фестивальными картинами которые собирают много призов, восторженные рецензии критиков и рядовых киномнов, но после которого вам сразу же захочется посмотреть любой другой фильм что-бы получить удовольствие которого вы не получили от зимней спячки.

    9 августа 2015 | 20:00

    Я честно говоря не ожидал увидеть в кинотеатрах победителя Канн этого года так быстро, ведь по меркам русского проката 3 месяца с фестивальной премьеры — ух. Согласно IMDB в США он выходит и вовсе 19 декабря(!), в кои-то веки до нас хорошее кино доходит раньше многих стран. И да, сейчас после просмотра я могу со всей совестью назвать этот 200-минутный марафон хорошим фильмом.

    Как и подобает истинному фестивальному кино, «Зимняя спячка» сюжета практически не имеет. Есть владелец туристического отеля в небольшом турецком городе, у него есть жена и сестра. Еще у него есть старый домик, доставшийся ему по наследству, который он сдает семье местного имама. И еще есть диалоги, много диалогов.

    «Зимняя спячка» — кино крайне литературное. Честно говоря, все на чем оно держится — это его сценарий. Режиссеру, оператору и монтажеру в этом фильм разворачиваться абсолютно негде. Так и видится, как «Зимняя спячка» лучше ложится в формат среднего размера книги, а еще лучше быть ей этак в конце 19 века. Никто после просмотра, конечно, не скажет, что актеры были плохи — прекрасные работы от главного трио, но черт, каждый из них по большей части просто очень много разговаривал, и все тут. Пара красивых планов турецкой местности, безусловно, ослепительны, в особенности, заснеженные. Но фильм идет почти 200 минут, и почти беспрерывно люди разговаривают, сидя в своих креслах, и очень большая часть этих бесед сводится к философским рассуждениям; так что разнообразные операторские планы и монтажерские приемы значения совершенно не имеют в общей канве. И это, как по мне, слегка не кинематографично.

    Другое дело, что человек, смотрящий кино именно ради персонажей и диалогов, ни за что не будет отрицать, что эта часть выполнена на ура. Да и в целом, пофилософствовать или послушать философствования других все ведь иногда любят. Я даже не буду говорить об основных темах всех этих бесед, но, как известно, Джейлан вложил сюда много Чехова, Толстого и Достоевского, что бросается глаза любому, кто понимает хотя бы атмосферу и суть русской классики.

    Я себя все же отношу к той категории, что диалоговое кино любит и ценит, поэтому при той небольшой претензии к отсутствию киношности как таковой я все же нахожу «Зимнюю спячку» бесспорно стоящей денег и времени. Но я абсолютно понимаю людей, которые просто уходили после первого или второго часа. Сидеть 3 часа 20 минут и слушать, как турецкие актеры разговаривают о непротивлении злу, невероятно утомительно и требует некоторых сил. Каюсь, в тот день я несколько не выспался и посередине фильма у меня все-таки закрывались глаза на минут 10, но и хорошую книгу никто так в лоб не прочитывает.

    Подводя итог, я повторюсь, что я вижу, как это кино намного лучше было бы в виде книжки, чтобы можно было отложить и подумать самому; в форме кинофильма очень сложно сразу всю эту махину понять и оценить. Но в этом месте стоит не поддаться тому, чему поддаются все хейтеры, и понять, что кино бывает разное, и во всех своих ипостасях оно может быть отличным, будь то летний блокбастер, будь то 200-минутное турецкое кино без сюжета, и в этом вся прелесть кинематографа. Плохой «Зимнюю спячку» называть вряд ли кто-нибудь будет, разве что скучной. А мне понравилось.

    8 из 10

    P.S. Кстати, не думаю, что у оскаровского комитета такое же отношение к кино, как и в Каннах, так что тут скорее даже Звягинцев статуэтку заберет.

    6 сентября 2014 | 15:30

    Польстившись на золотые пальмовые ветви, а также находясь в ностальгии по восточному колориту по возвращении из Стамбула, я решила посмотреть «Зимнюю спячку», еще и друга туда потащила, пообещав ему интеллектуальный вечер с элементами Чехова и Достоевского под пряным османским соусом. Добавлю также, что попасть в тот день в кинотеатр лично для меня было маленьким подвигом — не каждую субботу встаешь в 7 утра и и весь день бегаешь по делам, чтобы в 8 вечера, свернувшись калачиком в маленьком и душном кинозале, в течение трех с хвостом часов постигать загадочную душу турецкого режиссера. Жертва моя, к сожалению, оказалась напрасной.

    Начало фильма, признаюсь, понравилось — неспешные медленные кадры, необычный отель в горном захолустье, брат и сестра, ведущие интеллектуальные беседы по вечерам… Наконец, завязка — камень в окно машины, брошенный суровым мальчиком, и последующие события. Но на этом сюжет как будто закончился, и действие на самом деле обратилось в спячку.

    Мне даже тяжело что-то говорить о сюжете, потому что его не было. Был набор смонтированных кадров и диалоги о несопротивлении злу продолжительностью в 20 минут. Я и сама любитель пофилософствовать, но не до такой степени, чтобы от разговора страшно клонило в сон. За 3 часа, признаюсь, я несколько раз засыпала, потому что вникать в диалоги не было никакого желания. Есть главный персонаж, крайне неприятный тип, запутавшийся в себе самом и окружающих, с виду добрый и мудрый, на самом деле — гордый и не страдающий человеколюбием. Есть сестра главного героя, куда-то исчезнувшая из сюжета на полпути и так и не появившаяся более. Есть красивая молодая жена, пожалуй, очень талантливая актриса, ее игра меня хоть немного, но зацепила. Есть турецкие обыватели, с обидой на жизнь и на богачей, своей гордостью и жизненной философией. И есть прочие персонажи, вроде друга главного героя или школьного учителя, образы которых раскрыты даже меньше, чем эпизодический образ служанки Фатимы.

    Я не увидела ни обещанного Чехова, ни Достоевского, как ни старалась. Да, у писателей много длинных диалогов, но от них не клонит в сон, и они не нудные и не высоссанные из пальца, потом, они наталкивают на рассуждения. Единственные рассуждения, на которые же наталкивал фильм — когда же он, наконец, закончится, и сколько зрителей досидит до конца (при том, что нас в зале было всего человек 12, а до концовки досидели, наверно, всего пятеро).

    У меня осталось много вопросов к фильму — что это было, зачем это сняли и на кого вообще рассчитан фильм. Еще один вопрос к жюри фестиваля — за что фильм получил награду? Если они поняли его смысл, я бы не отказалась с ними побеседовать, потому что положительные отзывы со сторонних сайтов меня не убедили, они, в сущности, такие же, как фильм — много воды, а смысл неуловим.

    Может быть, я недостаточно умна для этого фильма, или это просто не мое кино. Мое мнение — 3 с лишним часа своей жизни можно провести с большей пользой и большим удовольствием, а на сэкомленные деньги купить цветов маме.

    Буду рада комментариям от людей, которым фильм понравился и которых возмутил мой отзыв.

    Как и всем фильмам, которым я не знаю, что поставить -

    5 из 10

    PS наличие белой лошади для меня не является аллюзией к Достоевскому

    1 сентября 2014 | 11:51

    В современном мире давно уже нет чёткости в формулировке таких простых понятий как зло и добро, хорошо и плохо. Всё размыто, нет плюсов и минусов, полюсов и точек опоры, нет вектора истины, боги сошли с ума, и душа человека, выйдя из под контроля, катится в никуда, потому что рая и ада тоже нет.

    В новой работе «турецкого Антониони» Нури Бильге Джейлана всё именно так. Вселенная мужчины — старый, устоявшийся, консервативный мир Бога-отца подвергается ломке, в то время как традиционный женский мир — хаотичный ручей всего нового, теряет берега и топит под собой весь урожай будущего. Трагедия античного размаха сжимается до прямоугольника экрана, а три с лишнем часа вылетают секундой, расшевелив умиротворённый комфортом ворох мыслей.

    Сочно выписанные характеры, лёгкие аллюзии русской классики, двадцатиминутные диалоги — поединки, восточный юмор, тишина, сменяющаяся резкими «хлопками» и нечеловеческое одиночество. Это кино могло было быть литературой, если бы она не умерла в начале 20-го века, этот фильм мог бы стать театральной постановкой, если бы театр не умер чуть позже книги. Апокалипсис сегодня, завтра и на каждый день, белая пустыня отчуждения.

    Два самых мерзких качества — зависть и скука. Они диктуют жизнь героям этого фильма. Именно они возводят стену одиночества между коммуникациями людских сердец, создавая ощущение вечной спячки, вечной зимы. Можно топить камины столирными купюрами, но вряд ли массивные пачки вожделенных банкнот смогут согреть заледеневшие души.

    Отдельной строкой главный персонаж — космическая роль Халука Бильгинера. И хоть сценарий расписан на три основных лица (плюс куча героев — следствий), его Айдин возвышается обособленной глыбой среди камней гораздо меньшего пошиба. Именно он — главный ключ ко всей концепции киноработы, поставьте себя на его место, и вы всё узнаете и поймёте об этом фильме.

    Даже золото Канн не способно, солнечным лучом блеснув в глаза, разбудить неблагодарного зрителя, засыпающего в зале на этой прекрасной и лиричной кинопрозе. Поднимите веки, «слепые котята», это современная классика, здесь и сейчас. Вам тепло и уютно в безопасном интернете? Ну уж нет — «В Стамбул! В Стамбул!»

    8 из 10

    15 сентября 2014 | 15:09

    Источником вдохновения для режиссёра Нури Бильге Джейлан стали рассказы Чехова и некоторые другие произведения русских писателей, а также иллюстрации Ильи Глазунова к роману Достоевского «Неточка Незванова». И, удивительное дело, я вполне могу представить, что действие разворачивается где-нибудь в России в девятнадцатом столетии. Неторопливое меланхоличное повествование; длинные интеллектуальные беседы, ни к чему не ведущие; герои — состоятельные скучающие интеллигенты, чьё основное занятие — вести вышеупомянутые беседы. Все эти характерные черты русской классической литературы заботливо перенесены в турецкий антураж двадцать первого века, хотя последнее и вовсе странно — если с турецкими декорациями вполне можно мириться, то в то, что дело происходит в 21-м веке, почти невозможно поверить (да, у главного героя есть машина и ноутбук, на ноутбуке он работает, а на машине иногда куда-то ездит, но этим принадлежность фильма к нашему времени ограничивается). В некоторых сценах Турция становится совсем неотличима от России, например, в сценах охоты или визита Нихаль к съёмщикам.

    Итак, в центре повествования находятся три человека. Неджла, недавно разведённая сестра Айдина. Она читает иностранные книги, ведёт возвышенные разговоры о непротивлении злу насилием, подумывает вернуться в пьющему бывшему мужу и втайне свысока смотрит на брата и его жену. Нихаль, молодая жена стареющего Айдина, презирающая его. Нихаль терпеть не может, когда Айдин лезет в её благотворительные проекты, но тратит на эти свои проекты его деньги. Она уже попала в эти сети тоски и бездеятельности, однако до сих пор пытается быть чем-то полезной людям. И сам Айдин — поначалу он предстаёт перед зрителем умным, умудрённым жизнью интеллектуалом и гуманистом, приятным собеседником и вообще отличным человеком. Но постепенно проявляются другие его черты. Людей он презирает, к жене и сестре относится с насмешливой снисходительностью, выдавая её за заботу и внимание (чего только стоит его снисходительная улыбочка в ответ на любые аргументы Нихаль), он малодушно избегает чего угодно, что может нарушить его душевный покой (в том числе и исполнения собственных обещаний).

    Фильм только для тех, кто способен на три часа погрузиться в задумчивое созерцание, и кто не ждёт от него ни действий, ни даже особенных эмоций. Лучше настроиться на этот фильм на классический роман, и тогда вы получите от просмотра и удовольствие, и ряд интересных мыслей и наблюдений. Но их не будет на экране — они родятся в голове.

    29 января 2016 | 22:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Накануне объявления конкурсной программы Венецианского кинофестиваля его организаторы назвали имена членов жюри смотра нынешнего года. В судейскую коллегию, возглавляемую, как выяснилось ранее, Альфонсо Куароном, войдут лауреат премии «Оскар» Павел ПавликовскийИда»), каннский фаворит Нури Бильге ДжейланЗимняя спячка») и актрисы Элизабет Бэнкс и Дайан Крюгер(...)
     
    все новости

    Статьи


    Чехов — один из наиболее известных и любимых русских классиков за рубежом, чьи произведения неоднократно переносились на большой экран. Собираясь на просмотр фильма Рене Фере «Антон Чехов», КиноПоиск вспомнил самые интересные иностранные ленты, поставленные по пьесам, рассказам и повестям писателя. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Громкие премьеры «Эвереста» с Джейком Джилленхолом и «Черной мессы» с Джонни Деппом, танцующий Рэйф Файнс, вновь удивляющий Эдди Редмэйн и многое другое — КиноПоиск вспоминает самые яркие моменты прошедшего Венецианского кинофестиваля. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Кэмпион и компания раздали призы. Тарантино танцевал на дорожке с Умой Турман, Долан рыдал, Тимоти Сполл показывал «чужого», критики возмущались. Хороший фестиваль был. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    240.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.063
    241.ДогвилльDogville8.062
    242.РататуйRatatouille8.060
    243.ГаттакаGattaca8.060
    244.Окно во дворRear Window8.060
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.56%
    22.Свет в океанеThe Light Between Oceans93.50%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.30%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.21%
    25.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.16%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft29
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass10
    Во имя отцаIn the Name of the Father24
    СлужанкаHanyo3
    Опустевший городReign Over Me75
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.453
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.739
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.595
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры