всё о любом фильме:

Спасение

год
страна
слоган-
режиссерИван Вырыпаев
сценарийИван Вырыпаев
продюсерСергей Зернов, Светлана Кучмаева
операторАндрей Найденов
композиторАндрей Самсонов
монтажМариус Блинтрубас
жанр драма
сборы в России
зрители
Россия  18 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Молодую католическую монахиню сестру Анну из Польши отправляют служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Сестре Анне 25 лет, и половину жизни она провела в монастыре. И вот, первый раз в жизни она выезжает в другую страну, и не просто в какую-то страну, а в аутентичный край Ладакх, который является частью тибетской Индии. Приехав туда, сестра Анна оказывается в совершенно незнакомом ей мире. Она сталкивается с совсем иной культурой, с другими энергиями и абсолютно другой религией. Загадочный мир Тибета и случайные встречи в пути приносят сложные мысли и вопросы.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (54)
ожидание: 94% (1269)
Рейтинг кинокритиков
в России
83%
10 + 2 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 01:41

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1158 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Все фильмы Ивана Вырыпаева сильно отличаются друг от друга. «Эйфория» — картина, где главными и практически единственными значимыми элементами были пейзажи и музыка. «Кислород» — текст, виртуозно преподнесенный с помощью новейших технологий. «Танец Дели» — камерный фильм, монологи, происходящие в ограниченном пространстве, что вызвало немалые споры о том, кино это или театр. «Спасение» по стилю не похож ни на один из этих фильмов.

    В центре сюжета — девушка, спасающаяся от, как ей кажется, враждебного мира в католическом монастыре. По поручению монастыря она отправляется в место с совершенно чуждой ей культурой, край Ладакх в тибетской части Индии. Однако вместо чувства конфликта католической и буддистской культур у главной героини возникает совершенно новое ощущение себя в мире. Под воздействием самого места, а также разговоров со случайными знакомыми в её сознании происходит некий переворот. Её внутренний мир перестает вступать в конфронтацию с внешним, и она обретает гармонию. И в этом состоянии героиня впервые по-настоящему осознаёт присутствие Бога.

    Как уже говорилось выше, по стилю фильм сильно отличается от трех предыдущих работ Вырыпаева. Он достаточно аскетичен, в нем нет ярких красок, громкой музыки, эмоционального напряжения. Картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Стоит отметить поразительную достоверность, с которой удалось передать пространство. Буквально ощущаешь себя в Тибете, вдыхаешь горный воздух и любуешься рассветом вместе с главной героиней. Прекрасная игра актеров, в особенности Полины Гришиной, заслуженно удостоенной премии «Кинотавр» за лучшую женскую роль, и то, что фильм снят на английском языке, усиливает это ощущение присутствия. Удивительно, как органично удалось вписать в структуру фильма сцену появления НЛО. Этот фантастический эпизод не вносит никакого диссонанса в реалистичность картины и полностью соответствует её стилистике.

    Несмотря на все перечисленные достоинства, этот фильм действительно не для всех. И даже не для всех поклонников творчества Ивана Вырыпаева. Многих может раздражать отсутствие внешнего действия, кажущаяся неестественность диалогов, определенная умозрительность сюжета. Но всё это искупается искренностью, с которой рассказана эта история. В каждом кадре чувствуется, насколько то, о чем говорится в фильме, важно для его создателей. Это ни в коем случае не проповедь, это просто искреннее желание говорить на темы, небезразличные гораздо большему числу людей, чем может показаться на первый взгляд. Здесь вспоминаются слова Ивана Вырыпаева, сказанные им на фестивале молодёжной культуры «Артквадрат» в Ижевске: «Все, что я продаю — это искренность». Наверно, эта фраза была бы лучшим слоганом для презентации этого фильма кинопрокатчикам.

    16 апреля 2016 | 21:28

    «Спасение» Вырыпаева. Между чисто фестивальным кино и массовым, между потрясающими видами и живой, не всегда художественно впечатляющей камерой. Начинается как роуд-муви, где-то превращается в «подглядывание», а между ними — 15-минутные ключевые диалоги. Состав в «Спасении» уже зарекомендовавший себя — типичный голос вырыпаевского кино, Каролина Грушка, Казимир Лиске, потрясающая музыка от Самсонова. И плюс открытие — художница Полина Гришина, собственно, главную роль она и исполняет. «Спасение» — о пути и укреплении. Монахиня оказывается на Тибете, среди местных верований, предоставленная сама себе, и начинаются вопросы и раскопки)

    Героиня Грушки выводит ей теорию, что человек — пылесос, который периодически вытряхивает накопившуюся пыль и грязь, освобождает место, и копит новую. А главная-то цель — вообще не быть пылесосом.

    А Казимир Лиске просто поражает игрой на гитаре, пением.

    Сама сестра Анна восхищается природой и пытается примирить внутренний мир с внешним, присматривается, интересуется, но в итоге приходит к главному — Бог есть)

    А до меня дошел секрет, как же понять, что тебе нужно. Рефлексия по-вырыпаевски. Найти собеседника, говорить, не думая, обо всем, что на душе, повторять это, зацикливать, задавать вопросы, не задавать, не отвечать на них, затем отвечать и давать ответ себе. В итоге приходить к какому-то смыслу или приходить к тому, что лучше бы вообще ни к чему не приходили.

    И, кажется, шажок на пути к пониманию и спасению — искренние размышления.

    8 из 10

    Потому что крутая музыка, потому что невероятные диалоги, но… зачем третий, совсем нереальный эпизод?

    12 октября 2015 | 15:28

    Образ России и то, что Вырыпаев рассказывает в интервью о своем фильме, для меня прошли мимо. Вообще все выглядит так, будто это было додумано потом для придания некоторого дополнительного интереса.

    Молодые монахини всегда вызывали у меня вопросы и жажду «подсмотреть» их быт. Глянуть на мир их глазами: что им интересно, что волнует, восхищает, отвращает. Этот непопулярный стиль жизни, назовем это так, заставляет современного человека удивляться: «Совсем молодая, а губит лучшие годы…» и т. д.

    Анна очень искренняя с собой и другими, а фильм — просто возможность за ней понаблюдать. Некоторым не понравились длинные безмолвные сцены, подробности вроде похода в туалет, показанного нижнего белья и прочее.

    Но Анна наедине сама с собой: она в трусах, потому что носит трусы и подразумевается, что никто не смотрит, она ползает по скалам, потому что ей хочется этого, перекладывает вещи- так ей кажется лучше. Никто не гонит ее встречать рассвет, она не играет сама для себя роль путешественницы или человека, которому надо что-то найти или понять.

    Покупает кроссовки просто как обувь, шапку для удобства: цвет и форма не имеют значения, а также то, как она в них выглядит. Давно ли кто-то из нас делал действия без оглядки на то, как он при этом выглядит в своих и чужих глазах?

    В диалоге про пылесос затронут замечательный вопрос, который так или иначе приходит ко всем людям: а можно ли перестать собирать свою жизнь в виде воспоминаний и опыта? Что есть человек в каждый момент его существования? Что на самом деле остается у нас спустя время и помогает ли это нам идти дальше?

    Как атеистке, мне жаль, что вывод Анны в финале именно такой, но это ее право и желание. Я ожидала, что масштабы и осознание себя скажут ей что-то о возможностях и перспективах…

    Тем не менее приятно сознавать, что люди, такие маленькие на фоне Тибетских гор, — существа любопытные и любопытствующие, хотя и очень разные.

    8 из 10

    12 января 2016 | 13:39

    Арт-хаус — это мысль. Вообще странно применять какие-либо клише и названия для фильмов, фильм или хороший, или посредственный, на худую беду он может быть совсем плох, и статус «арт-хаусного» никак не спасет. Я бы и рад бы был отложить в сторону все категории, но мне Иван Варыпаев не оставляет выбора. Такое ощущение, что он сам изо всех сил старается доказать, что его фильм «интеллектуальный», «элитарный», «арт-хаусный».

    А получился слабым. Вообще плохой. Плеваться начинаешь с 20 минуты.

    1) Да модно снимать теперь «живой» камерой, но тут-то почему нет штатива? Статичные планы и все подергиваются, для какой это цели? Типа взгляд живого человека или что? Художественно не оправдано, да масса фильмов так и снимается, но здесь-то какое оправдание? Потому что «арт-хаус»?

    2) Полфильма героиня обнимается со скалами и ползает по ним. Зачем я должен смотреть на это? У Тарковского в «Ностальгии» герой шел со свечкой по дну бассейна и был в этом смысл! Был смысл в долгих кадрах «Соляриса» и вообще в массе фильмов. Здесь же просто она ползает по камням, смотрит мечтательно в даль, обнимается с глыбами, сидит ждет самолет в аэропорту, сидит на ступенях, просто идет по городу. Да куча бесполезных, пресных как старая горбушка кадров.

    3) Кадры природы мало того, что вставлены порой откровенно не к месту, так еще и повторяются. Здорово снять широкоформатный кадр на прекрасную камеру, но это ведь не значит, что он к месту.

    4) Да и что у монахини уровень интеллектуального развития ниже среднего? Не надо быть рок-фанатом, чтобы знать U2, и в конце-концов — да что такого, что кто-то их не знает? Что ты, Чарли, сто раз ее спросил шутит она или нет? Что за белесый разговор, натуженно — арт-хаусный? А разговор про пылесос, что ты Анна въезжаешь-то сто лет в то, что тебе хотят сказать? Да и как вопросы исповеди, веры и смысла жизни просто свести к пылесосу? Более примитивной метафоры сложно представить. С легкой руки уравняли исповедь и психолога, что за недалекость? Духовных скреп бы вам добавить, маестро:D

    5) Рок-музыкант обязательно с хохолком и в кожанке, даже в Тибете. Он и спит видимо так, ну что они рокеры такие. Девушка-хиппи раскинула ноги на 190 наверное градусов, а футболка ну почти показывает грудь, чтобы проявить наглядно зрителю контраст нравов. И что за начало разговора про секс с монахиней? Кто писал этот диалог? Почему 5 минут они обсуждают одну и ту же вещь? Почему там бессмысленные фразы?

    6) Не снимай про то, о чем понятия не имеешь. Анна — не монахиня. В чем ее монашество? Она вообще не верующий человек, да посмотри ты, Иван, хоть фильм «крестный путь», там девочке 15 лет и она в разы более верующая, чем твоя монахиня, которая даже помолиться нормально не может. Когда болеет, она не молится, а пьет аспирин и валяется в трусах. Она на камне просто сидит и куда-то смотрит. Понаблюдайте, как режиссер, за монахами, почувствуйте, что такое вера. Это не в рясе ходить, это внутренняя сила, это мироощущение, где все это в монахине?

    7) Главная героиня вообще какой-то фантом. Безхарактерное существо, мотивов которого не понять. Она в рясе и не монахиня. Чтобы подчеркнуть ее «ботаничность», ей еще и очки одел режиссер. А когда она типа немножко начинает «чувствовать краски жизни», она очки снимает. ГЕНИАЛЬНО! Сняла — одела — четкий индикатор. В какой момент в ней происходит перемена? Когда она стругает в туалет? Когда она в него ходит? Когда шла вдоль дороги на фоне природы? Когда увидела летающую тарелку? Где момент изменения сознания? А какое сознание было до этого? Кто она вообще? Она не спорит с хипстером, не отвечает ей кротко и достойно свою позицию. Рокеру не говорит ничего, кроме своего неведения какой-то рок-группы. Может быть, она должна была измениться, когда парень играл на гитаре? И все что ли? Она, видимо, первый раз слышит музыку, и никогда не чувствовала восторга от музыки Баха или Моцарта? У нее монастырь для аутистов что ли?

    Зачем вы ее раздели? Зачем мне смотреть на прекрасные ноги героини? Да, симпатичные, да под рясой, оказывается она прелесть. И что? Хотите сказать она свою жизнь похоронила? Что за банальный взгляд?

    Почему она никогда не вступает в разговор? Она в упор не видит людей и не вступает в диалог.

    8) Почему в конце, когда вы появляетесь в кадре, вы заводите такой до ужаса неестественный диалог? И что за нереальный ответ у Анны? Она откуда сделала этот вывод?

    Вы же были в Тибете, вам же должно быть известно, что окружающий мир не меняет человека. Не могут изменить человека красивые горы или облака низко над землей. Не меняет его и простое посещение буддистских лавок или храма. Залезь хоть на самый высокий уступ в Тибете, закури там хоть сто сигарет. Хоть сто раз скажи себе «я приехал сюда просто понять себя» и ничего ты не поймешь. Иллюзия растает как дым в воздухе. От себя не убежишь — вот такая страшная и прописная истина. Вы ведь это тоже понимаете. Ваша героиня — хиппи понимает, что не надо быть пылесосом и при этом пьет и сумбурна и в целом несчастна. Даже в Тибете. Даже понимая, что она не пылесос.

    Фильм стоит вдалеке от прекрасных картин мирового кинематографа.

    3 из 10

    4 ноября 2015 | 23:25

    Вчера нас дети водили в кино. Смотрели в зале на 14 мест, на диванах, со столиками. Сзади сидела пара в возрасте, которая общалась громовым шепотом на юридические и бытовые темы. Еще они шуршали. Просто все время шуршали и раздражали. Я сдержалась и даже не оглянулась, чтобы испепелить взглядом, дальше будет ясно, почему.

    Смотрели мы фильм режиссера И. Вырыпаева «Спасение». Мне показалось, что режиссеру лет 20 с хвостиком, но точно не больше 30. Потом выяснила, что он мой ровесник. Спойлерами фильм не испортишь, поэтому расскажу. Польская молоденькая монахиня приезжает служить в Тибет. Летит на самолете, едет в такси, заселяется в гостиницу, откуда ее должны, но не могут забрать из-за непогоды. Пару дней она бродит по окрестностям, потом ее забирают таки и доставляют к месту службы, где она встречает русского фотографа, которого играет режиссер. И ничего не происходит.

    Теперь о том, почему я решила, что режиссеру Ивану годков всего ничего. Более беспомощной картины из тех, что претендуют на смысл, я еще не встречала. Ну или не помню. Что хотел автор сказать, не ясно, потому что ничего так и не сказал. Зато в фильме есть все, что нынче быть должно. Не хватило только косяка, его заменили местной водкой. Наверное, по закону про косяки нельзя. Есть христианство, адепты которого сами не знают, верят они или нет. Есть Тибет, потому что сейчас без Тибета никак. Раньше можно было вставить Индию, но она уже в зубах завязла. Есть рокмузыкант. Буддийские монахи. Самолет. Рюкзак. Добрые азиаты. Инопланетяне. Бэкпекеры. Прозрение. Порядок можно применять любой, потому что все равно все в кучу и между собой не связано. Даже прозрение можно воткнуть в любое место, так как оно не является следствием ничего.

    Я на автора немного обиделась. Он зрителя не уважает. Жует, жует одно и то же. Я два раза не повторяю, два раза не повторяю. Чтобы любой дурак понял. Хотя, кажется, Иван претендует на фестивальное, интеллектуальное. Приемы, используемые для донесения мысли, оригинальностью тоже не блещут. Монахиню раздевают, кладут спать в трусах и почему-то в огромных носках. Наверное, чтобы показать, что под подрясником у монахини есть тело, если вдруг кто не догадается. Мерзнут у тела почему-то только ноги. Правда, тело не ест, только пьет. Наверное, чтобы слишком не приземлять. Ну и раз тело пьет, то оно должно писать. Процесс показан достаточно подробно. Из-за этого я рада, что тело не вкушало пищи, потому что потом вдруг бы пришлось смотреть, как оно какает.

    Монахиня все время ходит в горы, чтобы побыть одной, справиться с искушением. Наверное, отсылают нас к искушению Христа, но тут было недостаточно прожевано, я поперхнулась и не поняла, хотя и повторено было дважды, повторено дважды.

    Но хочу и спасибо автору сказать. Он проверяет зрителя два раза за фильм: «А вы что подумали?». Я все плохо думала, а героиня нас обманывает, остается чистой и верной.

    Перед финалом, заканчивающимся встречей с русским фотографом, который в темноте ходит и снимает храмовые фрески (очень забавные) с рук, сестра Анна уже и клобук снимает, и сидит нецеломудренно. Зритель уже все решает, но нет, но нет. Второй раз обманывается.

    Что хочу автору сказать. Тема сисек не раскрыта. Это хорошо. Монахиня не уходит в мир, простоволосая и сияющая. За это спасибо. Это даже небанально как-то. А что фильм не получился — ну ничего, ничего. В следующий раз. Жена у вас очень красивая, автор, зато. Но косяка явно не хватает, чтобы проникнуться. Хорошо бы выдать и героям, и зрителям.

    Министерству культуры спасибо, что второй Левиафан не профинансировало. Лучше уж и правда такое кино поддерживайте, если пока ничего другого нету.

    Удивительно, как много я написала на пустом месте. Надо работать над ясностью слога.

    Можно ли говорить про финал, что он заканчивающийся?

    26 февраля 2016 | 13:50

    Долгожданное «Спасение» моего любимого творца Ивана Вырыпаева вполне оправдало себя. Насколько я знаю, изначально задумка фильма пришла 6 лет назад и не предполагала в основном немого повествования главной героини на весь тайминг. Это должен был быть документальный фильм с участием многих персоналий: католических священников и буддийских монахов, а также самого Его Святейшества Далай-ламы. Ну и, соответственно, их комментарии о религии. Но мировые реалии меняются, настроение западных инвесторов на фильм тоже. В итоге получилась совсем другая история.

    Я не ощутила восторга от ленты, она скорее оставила спокойное умиротворение, что тоже ценно! Мне понравился образ главной героини Анны. Это молодая католическая монахиня из Польши, которая приехала в Азию с миссией от церкви, а получила ответы для себя. Кто знал, что одна закрытая дорога Тибета откроет для нее другую жизнь. По мне, внешне актриса похожа на самого Вырыпаева! Ее образ — это контраст! Чистоты, белого лица, монашеских одежд и индийского красочного мира. Кстати о местах съемок в Азии — они восхитительны! Особенно, горы индийского Тибета, на которые Анна забирается как на свою голгофу. В поисках Бога или чтобы услышать себя?

    Немое повествование — это всегда ответственность, внимание зрителя не должно быть утеряно. А мы его наблюдаем на протяжении первых 30 минут (т. е. треть фильма)! Ведь поначалу это больше композиционная нагрузка, нежели вербалика. Но видимо не зря Полина Гришина (Анна) получила приз за лучшую женскую роль на Кинотавре, она держит зрителя до конца.

    Вообще, ленты Ивана — это всегда философия через коммуникацию, поиск мироздания и понимания себя. «Спасение» стоит смотреть хотя бы ради трех его образующих диалогов:

    1. пылесос как метафора людей.

    В фильме задано немало актуальных вопросов, которые просты, но приводят к внутреннему ступору каждого! В сцене у храма происходит первый случайный диалог Анны и туристки «на веселе» (Каролина Грушка). Почему нас нужно спросить три раза «Как твоя жизнь?» чтобы дошло, что твое в ответ «хорошо» лживо. Почему мы всю жизнь носим с собой внутреннее «дерьмо»(с), чтобы потом его обязательно выпалить на других? Почему мы не можем все отпустить? Психолог из Каролины, кстати сказать, вышел гениальный.

    2. диссонанс с U2 и пронзительная песня Лиске.

    На этот период фильма Анна уже не та, что прежде. Она сняла рясу, ей захотелось стать, как все обычные люди вокруг, где-то, как туристы, приехавшие на Тибет за внутренним успокоением. Еще одна внезапная встреча с музыкантом Чарли из США(Казимир Лиске) и ее пазл собирается дальше. Ей не захотелось говорить, кто она, в то утро ей захотелось быть просто Анной из Польши. А пошла бы она прежняя в номер к незнакомому мужчине послушать его музыку? Вряд ли. 

    3. финальный диалог с Вырыпаевым и четкая точка!

    P.S. Я смотрела фильм в кинотеатре «35 мм» и меня расстроило плохое качество экрана в зале. Во многих моментах картинка была не так эффектна, какой могла бы быть. Да! Появление летающей тарелки в фильме по мне было лишним. Видимо это был аффективный полет фантазии режиссера на горах Тибета.

    8 из 10

    19 сентября 2015 | 15:38

    Ну, во-первых, совет всем, кто думает этот фильм смотреть и уже знаком с творчеством режиссера — отбросьте все что вы знали о нем ранее. Фильм получился новый и другой. Не надо его сравнивать с любимым мной, например, танцем Дели или непонятным (мне) Кислородом. Это какой-то новый Вырыпаев.

    Во-вторых — хоть убейте не смогла увидеть эту глубокую мысль, которую сам режиссер озвучивал «фильм о России», да никакой там России не было — фильм о каждом, фильм о внутреннем поиске Бога и себя.

    История совершенно созерцательная, жизненная простая, да и сюжета особо нет, просто наслаждаешься тишиной, прекрасными видами, и теми историями которые происходят с героиней. Мало их там — всего три, но вам будет достаточно.

    Примечательно и то, что автор вроде как (если верить его словам) хотел показать нам образ девушки у которой конфликт с внешним миром.

    Не видно там этого конфликта, зато виден совершенно обычный и понятный конфликт, который мы все с вами переживаем — а кто я?

    Неужели я то, что я делаю?

    Неужели я — это моя профессия, моя вера, мои принципы?

    Где за всей этой внешней шелухой — настоящие смыслы?

    И милая Анна, которая приехала за 1000 километров в Гималаи — находит ответы на все вопросы, в середине фильма есть такой момент, на котором если вас зацепит — значит фильм понравится, а нет так и не поймете о чем была речь.

    Скажу так — я в восторге, когда эта милая девушка надев сумасшедшую шапку и удобные кроссовки, шагала по горам, я шла рядом с ней.

    Фильм — глоток потрясающего смысла, глубокой идеи о том, как важно найти себя и поверить в себя. И тогда все вокруг приобретает новый смысл.

    Ну и концовка на редкость неожиданная и меткая.

    Просто супер, жаль брутальные уральские «лица» не оценили моего восторга и люди с сеанса выходили с плохим настроением.

    А я выходила точно зная, что пылесосом никогда уже не буду. Всем смотреть!

    12 октября 2015 | 22:34

    Новый фильм Ивана Вырыпаева «Спасение» стоит посмотреть по многим причинам. Ивана Вырыпаева называют самым интересным, и даже культовым режиссером российского кино. К тому же он бывший иркутянин, так что для нас-иркутян его фильмы имеют двойной интерес. Иван Вырыпаев работает в жанре авторского арт-хаусного кино, поэтому его фильмы не для широкого круга зрителей. Тем не менее, каждая его картина это громкое событие и очередной виток взросления самого режиссера. Кажется, что он приступает к съемкам фильма после очередного озарения-просветления, перед началом нового этапа в своей жизни.

    О том, что фильм из разряда арт-хаусного кино, понимаешь по первым 20 минутам картины. Начало фильма достаточно монотонное — без музыки, диалогов и поворотов сюжета. Зрители видят монахиню Анну, которая из Польши приезжает по делам церкви в Тибет. Долгие молчаливые передвижения героини, тихие дни проживания в тибетской гостинице, плюс мрачноватый видеоряд, состоящий из черных и охристых оттенков, все это поначалу создает не самое лучшее впечатление. Нетерпеливый зритель, после окончания долгого предисловия мог бы сказать: «Ну, наконец-то начался фильм!». Однако посмотрев всю картину, понимаешь, что эта тишина была специально создана для того, чтобы показать контраст между двумя состояниями Анны — до Тибета и после него. Такое ощущение, что до двух дней в Тибете она жила в своем ограниченном мире, в нем была вера, молитвы, жесткое разделение на черное и белое, правильное и неправильное. Она считала, что ее мир чист и безупречен с точки зрения морали, поступков и действий, а за стенами монастыря — мир испорченных, заблуждающихся людей, погрязших в мирских страстях, утративших веру в добро и Бога, и вобще ведущих неправедный образ жизни. Но люди, которых она встречает в Тибете и произошедшие события, кардинально меняют ее отношение к миру.

    До начала развития сюжета, зрители слышат только громкий интершум и видят монотонные перемещения монахини. Это очень похоже на то, как мы воспринимаем мир, если человек живет во внутреннем конфликте, потому-что видит только себя, свой образ жизни, свою цель, не замечая ничего вокруг. Не замечая жизни, и той радости, любви, красоты и мудрости, которых дарят люди, природа, события, весь мир каждую минуту. По сути человек служит своему Эго, которое говорит о том, что ему надо быть идеальным — безгрешным, правильным, благочестивым и идти к своей цели. И это желание быть идеальным, приводит к бесконечному внутреннему конфликту. Как известно в мире нет ничего идеального, когда-же человек стремится к идеальности, он обрекает себя на постоянные переживания и стрессы. После того, как исчезают мучавшие героиню вопросы, когда меняется ее видение мира, за кадром зрители слышат музыку, а видеоряд становится боле ритмичным и увлекательным.

    Внутренняя трансформация Анны начинается после случайной встречи с девушкой хиппи. Она говорит монахине о том, что приезжает в Тибет, чтобы «все отпустить». Анна спрашивает: «Что это значит?». «Это значит — стряхнуть всю пыль, весь негатив, накопленный за всю жизнь» — отвечает хиппи. Она сравнивает человека с пылесосом, который вначале накапливает пыль жизни — проблемы, ошибки, стрессы, а затем приходит к психотерапевту, священнику, в свою семью и стряхивает весь этот негатив на них, очищая свою душу. Этот процесс накопления и очищения от жизненной пыли продолжается всю жизнь. Что же делать в такой ситуации? Как избавится от вечного колеса накопления негатива и очищения от него? Все очень просто — нужно выбросить из головы внушенную обществом идею, о том, что суть жизни — в накоплении проблем и грехов, от которых можно избавится только при помощи священников и психологов, книг, фильмов, сериалов, разнообразных увлечений, семьи и друзей. Об этом говорит Анне случайно встреченная в Тибете девушка.

    Затем монахиня встречает американского музыканта, который шутя, представляется вокалистом группы «U2». Анна понимает, что он ее разыграл и спрашивает: «Вы мечтаете играть в группе U2?». Казалось-бы музыка — это мир тщеславных и амбициозных людей, мечтающих прославится и создать супер-мега-шедевр. Но музыкант отвечает, что он совсем не мечтает играть в знаменитой группе Юту. Зачем ему это? У него прекрасная группа, замечательная семья, он любит свою работу, он не хочет ничего менять в своей жизни. В довершении всего монахиня, гуляя ночью в окрестностях Тибета, видит невероятное зрелище — над одним из пиков Тибета прямо у нее на глазах зависает инопланетный корабль. Обычно инопланетян и средства их передвижения изображают не очень эстетически привлекательными, в фильме-же корабль инопланетян великолепен.

    Пробыв два дня в Тибете, у Анны словно открываются глаза. Она начинает видеть и понимать то, о чем даже не подозревала в течение своей 25-летней жизни. Оказывается за стенами ее монастыря, за пределами ее внутреннего религиозного мира, тоже есть и совершенство, и мудрость, и красота, и любовь, и добрые, мудрые, чистые люди. Например, девушка хиппи оказывается даже умнее и мудрее ее — человека из «духовного» мира, а случайно встреченный музыкант, живущий в амбициозном мире шоу-бизнеса совсем лишен тщеславия и эгоцентризма — он не стремится стать рок-звездой, ему нравится его простая, но при этом интересная жизнь. Финальным аккордом фильма становится фраза Анны — «Бог есть», в ответ на вопрос случайного знакомого — «Что она поняла в Тибете?».

    Мне кажется это фильм о том, как люди заполняют свои головы идеями, навязанными обществом, и верят, что это и есть истина и правда жизни. Между тем они приводят их к внутреннему конфликту, разобщенности, чувству одиночества, совершено бессмысленным переживаниям и страданиям. Они забывают о том, что Бог это любовь, это не страдания от несовершенства, и это не религиозные догмы и идеи. А любовь, как известно не имеет национальности и религиозных отличий, она основа мира, она и есть сама жизнь, в ее непредсказуемости, изменчивости, красоте и великолепии. Да, бог есть, и он везде, потому-что весь мир наполнен любовью, которая, как молитва, спасает человечество от отсутствия толерантности, от всех заблуждений, она удерживает его от падения в бездну саморазрушения. Вот такие размышления возникли у меня после просмотра весьма интересного и очень светлого фильма Ивана Вырыпаева «Спасение». Новый фильм Ивана Вырыпаева не разочаровал, и на мой взгляд совсем не хуже его предыдущей картины «Танец Дэли», так что рекомендую всем любителям авторского кино, не пожалеете.

    Алиса Селезнева

    26 сентября 2015 | 21:23

    В Тибете на высоте 4,5 км есть католический храм, в котором службы проводит католический священник-тибетец и больше ста прихожан тибетцев. Именно в это место посылают с миссией молодую католическую монахиню, сестру Анну (Полина Гришина).

    Фильм «Спасение» — это медитация длинной в 1 час 34 минут. Образ девушки в католическом облачении так резонирующей с завораживающим пейзажем Тибета, спокойный смиренный закадровый перевод, в котором мы узнаем голос самого режиссера Ивана Вырыпаева — всё это заставляет не просто смотреть фильм, а созерцать его.

    По словам режиссера картины, эта кинолента не столько о религии или о Боге, сколько о коммуникации, знакомстве разных культур друг с другом. Фильм посвящается тем, кто идет по пути, тем для кого духовный путь — это его ежедневный труд.

    Главная идея фильма заключается в финальной сцене, где турист из России (Иван Вырыпаев) спросит монахиню о том, что открыла она для себя в этих местах, после небольшой паузы он получит ответ…

    Лишь окунувшись в другую культуру, познав иную религию, проделав длинное путешествие главная героиня смогла постичь простую истину: Бог не только в храмах, его присутствие можно чувствовать не только в святых местах; он везде, здесь и сейчас с нами.

    24 сентября 2015 | 14:30

    И снова в мире пустота,
    и ровно-ровно сердце бьётся.
    Душа, как снятая с креста,
    чиста — не плачет, не смеётся.
    Ольга Красникова


    Современный российский кинематограф постепенно заполонило «младое, незнакомое» кочевое племя: Пётр Буслов обретает «Родину» на Гоа, Роман Волобуев снимает Морру и иже с ней во Франции, а Вырыпаев, как старик Хоттабыч, на нековре, но самолёте переносит свою и без того интровертированную «беспокойную Анну» в гималайские пейзажи Ладакха. Дауншифтинг полного метра? Кто и в какие странноприимные края отправится дальше искать «для вдохновения ключи»? Поживём — увидим.

    Впрочем, сейчас речь не об этом, а о самой меланхоличной картине самого авангардного российского режиссёра, которая, будь она книгой, начиналась бы с фразы: «Жил-был Иван Вырыпаев, слыл знатоком модерна и «Танца Дели», а потом вдруг остановился, задумался и станцевал менуэт под названием «Спасение»". 25-летняя же польская монахиня, по долгу служения церкви заброшенная на «Малый Тибет», впервые осознаёт, что ни о танцах, ни о песнях, ни о музыке (и не только группы «U2») ничего не знает и в помине. Тело Анны гнетёт вовсе не высота в 4000 тысячи метров над уровнем моря — это душа её от приближения горнего мира трепещет в сомнениях. Путешествуя по окрестностям, девушка беседует с первыми встречными, и из их слов в неё проникает такой оглушительный хаос, что делает непостижимое для её понимания окружающее пространство ещё загадочнее.

    Лишённый фирменной экспрессии, авторский стиль Вырыпаева всё же узнаваем. В первую очередь, благодаря парадоксальности мысли (диалог о человеке-пылесосе) и картинки (монахиня, расхаживающая по улицам в подряснике, шапке бини, бутсах и с рюкзаком за плечами, или, простите, непосредственно в кадре справляющая нужду на унитазе); во вторую — традиционному сквозному говорению персонажей.

    «Спасение» — это дежурная попытка размышлений вслух о вере, которые отечественные режиссёры почему-то предпочитают вкладывать в уста иностранных её носителей (вспомним для примера фильм «Иерей-сан. Исповедь самурая»). Вроде бы в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но наведываться в собственный, видимо, всё-таки страшнее. И Вырыпаев ничтоже сумняшеся отправляет польскую католичку в «последнюю цитадель» буддизма. Неформальное знакомство с официальным адептом веры не под гулкими сводами храма расширяет границы повествования и в то же время меняет его тональность. Невольно склоняешься к мнению о религиозной клаустрофобии автора, об отказе взяться за рассказ изнутри, ибо тема сама по себе обязывает, лишая повода для вольного обращения с ней, не позволяя опускать планку ниже допустимого и, безусловно, требуя знания материала.

    Попытка изумительно красива — этого у неё не отнять. Благодаря оператору Андрею Найдёнову отдельные сцены напоминают полотна то Рембрандта, то Сальвадора Дали; на экране превалируют эффектные ракурсы и цветовые сочетания: «пыльное» синее и приглушённо-жёлтое, хрестоматийное красное и чёрное, чёрное и белое. Благодаря Полине Гришиной, чьи юные годы прошли в монастыре, кинолента обрела одухотворённое, не обезображенное чрезмерными интеллигентностью и оправой очков лицо.

    Но ни живописность, ни фактурность идею не вытянули, она осталась холодной, отстранённой и безжизненной, будто Снежная Королева в сказке Андерсена или певица Йенни Линд — в его судьбе. Поэзия формы зияет провалами содержания. Картина, призванная было спеть гимн духовности, растворяется в туманной дымке гор и благовоний местных храмов и многоцветным колесом-мандалой катится по чистым землям будд прочь от славянского менталитета. Спасают ли обстоятельства Анну? Скорее, топят, как слепого котёнка. Спасает ли она себя, свою веру? Больше похоже на то, что прячется и прячет в укромном уголке.

    Два тату, сделанных Полиной Гришиной в знак протеста после ухода из монастыря, как и творческий акт героини фильма «Авриль» Жеральда Юсташа-Матьё, увенчали отстаивание обеими девушками своего места в жизни вне церкви куда чистосердечнее, чем финал «Спасения» — утверждение Анны в правильности выбранного ею пути. Даже внедрение в сюжет НЛО не придало вырыпаевской пустоте ни эйфории, ни келейной суггестивной силы, не превратило её в таковую, что «при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда». Попытка выглядит заправской софистикой, от неё не дрожат струи «непостижного света». Хотя, возможно, как и в вопросе с наполовину полным или пустым сосудом всё упирается в то, каким/какой его/её узрели именно Вы.

    О, есть неповторимые слова,
    кто их сказал — истратил слишком много.
    Неистощима только синева
    небесная и милосердье Бога.
    (Анна Ахматова)

    16 марта 2016 | 13:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Новости


    24 марта на кольцевой линии московского метро появился необычный поезд. Он целиком посвящен истории отечественного кино. Перед глазами пассажиров вместо привычной рекламы предстали афиши и кадры из фильмов, интересные факты и ключевые этапы развития российского кино. КиноПоиск первым побывал в новом поезде. (...)
     
    все новости

    Интервью


    15 октября на российские экраны выходит «Родина» Петра Буслова, буквально разделившая критиков и зрителей на два лагеря. КиноПоиск встретился с исполнителем одной из главных ролей Андреем Смоляковым, чтобы побеседовать о новом фильме, театре и зрителях. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Каждый год на «Кинотавре» КиноПоиск жадно вглядывается в новые лица: кому из этих людей суждено стать светлым будущим российского кино? Семь героев, к которым стоит присмотреться в 2015-м, привлекли наше внимание честными работами и здоровыми амбициями. О том, чем живут, что смотрят, на какие компромиссы идут будущие герои отечественного кинематографа, читайте во второй части нашего материала. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    165.Назад в будущее 3Back to the Future Part III8.153
    166.Тренер КартерCoach Carter8.152
    167.Шерлок ХолмсSherlock Holmes8.151
    168.Звёздные войны: Эпизод 3 – Месть СитховStar Wars: Episode III - Revenge of the Sith8.150
    169.Золотой теленок8.149
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Свет в океанеThe Light Between Oceans93.62%
    22.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.56%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.33%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.21%
    25.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.18%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Брестская крепость360
    Незаконное вторжениеUnlawful Entry12
    Эдди «Орел»Eddie the Eagle41
    Хорошо быть тихонейThe Perks of Being a Wallflower247
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass16
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.357
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.825
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.575
    Angry Birds в киноAngry Birds6.536
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры