всё о любом фильме:

Дурацкое дело нехитрое

Kraftidioten
год
страна
слоган-
режиссерГанс Петтер Моланд
сценарийКим Фупц Окесон
продюсерФинн Гьердрум, Стейн Б. Квае, Рой Андерсон, ...
операторФилип Огаард
композиторБрайан Батц, Каспар Каа, Коре Вестрхейм
художникЁрген Стангебай Ларсен, Анна Педерсен, Зольфрид Кьетса
монтажЙенс Кристиан Фодстад
жанр триллер, криминал, драма, ... слова
бюджет
NOK 35 304 282
зрители
Норвегия  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время112 мин. / 01:52
Номинации:
Норвегия. Зима. Трудолюбивый Нилс управляет мощным плужным снегоочистителем, который очищает дороги и горные проходы негостеприимного обледенелого ландшафта местности, где он сам живёт. Совсем недавно он был признан жителем года за свои старания, а теперь получает известие о том, что его сын погиб в результате передозировки героина. Отказываясь верить в правдивость официальной версии смерти своего сына, он начинает тайное расследование с целью найти предполагаемых убийц парня. Однако дальнейшие события разворачиваются самым непредсказуемым образом, и ему приходится стать таинственным героем, внушающим страх в преступном мире.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (10 728)
ожидание: 98% (541)
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
24 + 4 = 28
6.6
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 146 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Однажды в студеную зимнюю пору, крепко сложенный и всеми уважаемый житель одного крохотного норвежского поселка у живописного водопада Нильс Дикман, плодотворно трудящийся на ниве уборки снега, узнал трагическую новость, разделившую его жизнь на «до» и «после». Его сын, порождение его чресел, ушел в мир иной от передозировки наркотиками. Дуболомно-прямолинейный в своей искренности герой встает на тропу безжалостной мести сербской наркомафии, даже не предполагая, какие ужасающие последствия будут ждать не только его, но и всех окружающих.

    Фильм-участник конкурсной программы прошлогоднего Берлинского кинофестиваля, «Полный идиот» 2014 года, также известный как «В порядке исчезновения» и «Дурацкое дело нехитрое» является седьмой по счету крупной полнометражной работой известного норвежского режиссера и сценариста Ганса Петтер Моланда, четыре года назад завоевавшего Золотого Медведя за свою грустно-ироническую и меланхолическую криминальную драму «Довольно добрый человек», и по сути своей новая лента режиссера тематически и идеологически сильно переплетается своей тканью с той приснопамятной зарисовкой 2010 года из жизни глубоко несчастного и неудачливого гангстера.

    Не в меньшей, а, может, даже в большей степени, чем Ульрик, довольно добрым человеком по жизни является герой картины «В порядке исчезновения» водитель снегоочистительной машины Нильс, живущий исключительно ради собственного нерадивого дитяти, и явно неслучайно, что этих равных между собой по психотипу, собственной моральной целостности и крутости характера героев Моланд доверил многоликому Стеллану Скарсгарду, объединив тонкой нитью семантики фильмы, формально не относящиеся к категории дилогий, но фактически уже таковой являющиеся. Первоначально линейный сюжет с множеством постмодернистских поддакиваний и Гаю Ричи, и Тарантино и иже с ним Рефну с Балабановым кажется не более чем приманкой для зрителей, как и жанровость фильма, поскольку «В порядке исчезновения» едва ли классический рэвендж-фильм, хотя он и украшен эксплуатационной перчинкой, это отнюдь и не гангстерская комедия или криминальная драма.

    Очистившись от шелухи жанровой принадлежности, фильм Ганса Петтера Моланда является чистым кино, в котором первична идея и стиль повествования, играющий всеми оттенками нуара и пряной иронии. Но если в «Довольно добром человеке» доминирующей была тема истового человеческого желания преодолеть тяжесть обстоятельств, возвыситься над миром и уйти за пределы криминальной гопоты, которая как трясина стремится утянуть и утопить, то «Полный идиот» — картина обратного порядка, в которой обычный, среднестатистический человек, волей рокового случая и все тех же обстоятельств втягивается в криминальный водоворот, желая лишь одного в своей жизни — мести, право на которую он выстрадал и отвоевал. Его методы брутальны, в них нет изысканности, этакого эффектного танца на костях — Ник мстит даже не столько восточноевропейской мафии, сколь новым правилам жизни, которые идут вразрез и вразнос с его собственными — простыми, чуть наивными, местами даже аляповато-глуповатыми, но такими, что сохраняли в нем до роковой поры облик человечности. Ник — герой откровенно архаичный, старомодный, практически сошедший со страниц древних норвежских мифов и легенд, и бунт его это бунт старого против нагло навязываемого ему и всему остальному обществу(Моланд чрезвычайно успешно в своей ленте прибегает к взгляду микрокосма на макрокосм, обобщая до тотальной метафоричности место действия своей картины) нового, для которого пути развития давно завершились в тупике. А тупик этот означает всеобщую слепоту, немоту, глухоту, всеобщее равнодушие и клинический идиотизм, когда лишь Нильс видит очевидное, зримое в своей отталкивающей уродливости, а все остальные просто не хотят прозреть, ибо будет больно, плохо, мучительно. Нильс — идиот, но достоевского разлива; он чужой среди своих и плевать, что признан был «Гражданином года», но и не свой среди чужих, которых он истребляет с неистовым садистским удовольствием, превращая месть в самое вкусное из всех существующих искусств. Его месть априори праведна и правильна, хотя на своего персонажа режиссер смотрит без налета излишней трагичности, а скорее с иронией и даже гротеском, ибо по Моланду в современном мире нет героя нашего времени, а есть лишь невесомые тени, не заслуживающие на героизм. Нильс — из породы таких теней, призрак неумираемого и неубиваемого прошлого, которое еще живо на просторах Скандинавии.

    Однако тема мести в «Полном идиоте» является лишь первой и более всего проступающей на поверхности фильма, ибо с гораздо большим рвением Моланд подхватил актуальную для всего современного европейского кинопространства тему деструкции мультикультурализма, не забыв и про политические инвективы и резкие по тональности обличения, ибо центральный антагонист божественной волей сценаристов оказывается и пешкой в политической игре, удобным выразителем недоверия ко всем, кто чужд европейской демократии, ее ценностям и достижениям. Столкновение западноевропейских и восточноевропейских взглядов на жизнь в картине обретает черты рельефные, подчас прямые в своем символическом рисунке, когда отсчет жертв превращается в отсчет православных крестов, а финалом выбранного героем пути насилия и мести становится окончательное его расчеловечивание.

    20 июля 2015 | 15:21

    Великолепное кино для меня, нверное, во многом благодаря Стеллану Скарсгарду.

    Скандинавская неповторимая атмосфера, благополучная, даже не смотря на криминал, интеллигентная Европа.

    Впервые в этом фильме я наконец увидел, как же могут выглядеть бандюки с неплохим вкусом. Скандинавский лаконичный стиль везде, даже дома у наркобарона.

    Пришельцы сербы, противопоставленные цивилизованным норвегам, блестяще демонстрируют разницу двух миров, они запросто могли бы оказаться в этом фильме русскими и ничего бы не изменилось, к сожалению.

    Есть небольшие претензии к «сверхспособностям» простого немолодого работяги-водителя уборочной техники, но спишем это на тихий омут нордического характера.

    9 из 10

    15 мая 2015 | 10:07

    Нильсен Дикман («прямо как «член» по-английски! наградил же Бог фамилией!») старик-снегоуборщик, «человек года», получает известие о смерти своего сына посредством передозировкой наркотиков. Знакомые разводят руками, жена мало-по-малу сходит с ума, и только Нильсен не верит в случившееся: «Ингмар не был наркоманом!» Идя по следу убийц сына, старик оставляет свой собственный, кровавый след, истребляя всех членов нарко-кортеля, и насилие, порожденное насилием, становится неостановимым.

    Перебирая в голове похожие сюжеты, сразу же вспоминается «Бомж с дробовиком». Вот и получилась этакая смесь бомжа, Карателя, и, как ни странно, ворошиловского стрелка. Однако все происходит более сдержанно, холодно, если хотите, и цепочка смертей в заснеженной Норвегии более всего напоминает «Фарго», который совсем недавно эволюционировал (или же наоборот?..) до сериала.

    Несмотря на преимущественную статичность камеры, действие разворачивается весьма интенсивно: только и успевай следить за тем, как интертитры фиксируют убийства, которые сначала скрываются скидыванием трупов в водопад (здравствуй, Лора Палмер), а после перерастают в бесстыдную и бессмысленную вакханалию. Визуальная изящность и грамотная стилистика создают именно ту атмосферу, что присуща современным криминальным драмам/комедиям.

    Праздник смерти будет преследовать Нильсена на протяжении всей истории, но старик останется тем же человеком, словно грязь убийства к нему совсем не липнет. Насилие породит еще больше насилия, разразиться настоящая война: старик, один, против всех — словно герой вестерна — тихо скроется в безмолвии снегов Норвегии и больше никого не побеспокоит.

    14 февраля 2015 | 15:29

    Фильм — хороший!

    Во-первых, отличная работа оператора. Некоторые кадры сами просятся на открытки. Монтаж на уровне, сцены не провисают.

    Во-вторых, элементы черного юмора, удачно сочетающиеся с вроде бы серьезным повествованием о мести. Хотя их не то чтобы много, но они приходятся, как правило, к месту. Эпизоды, вызывающие улыбку, подаются как бы мимоходом и на них не акцентируется внимание (например диалог двух бандитов о тюрьме, или «сказка», которую главный герой читает ребенку). И, конечно, их наличие не дает повода отнести фильм к жанру комедии, но они запоминаются.

    Здесь нельзя не вспомнить последние кадры, которые стали, на самом деле, в чем-то логичным завершением всей череды жизненных и потому по-своему абсурдных зарисовок, которые можно лицезреть на протяжении всей картины.

    В-третьих, персонажи весьма колоритны — что стоят хотя бы два гангстера-гея, сам Граф, ну и эпизодические персонажи на уровне.

    Саундтрек на уровне. О нем практически не задумываешься во время просмотра, но свою роль в создание общей атмосферы он вносит.

    Из минусов, наверное, можно отметить некоторую затянутость. Но, с другой стороны, ни одна из сцен не кажется лишней, все они очень хорошо подогнаны между собой. Я не видела других фильмов этого режиссера, но, мне кажется, за его последующими работами стоит следить.

    В целом, это, конечно, не фестивальное кино (для этого оно слишком хорошо смотрится). Это весьма приятная в плане картинки драма с элементами триллера и комедии, заставляющая вспомнить коэновское Фарго.

    13 ноября 2014 | 00:29

    Кинематограф скандинавских стран уникален и неповторим. Он предлагает зрителю не только специфические работы Ларса фон Триера и Николаса Виндинга Рефна, но и вполне себе жанровые картины. Только скандинавы, существуя в четких жанровых ограничениях, умудряются повернуть правила на 360 градусов (не обходя стороной свой национальный колорит) и тем самым при наличии вроде бы вполне обыденного сюжета произвести на свет что-то запоминающиеся. «Дурацкое дело нехитрое» норвежца Ганса Питтера Моланда как раз такой случай.

    Нилс Дикмен живёт тихой и размеренной жизнью, каждый день работая на плужном снегоочистителе (за что получает районный титул «человека года»). Но в один ничем непримечательный день бандиты убивают его сына, служителя местного аэропорта. В Нилсе просыпается кардинально новая сущность, и он, движимый чувством мести, пытается найти и наказать виновников смерти своего сына. Нилс становится зачинщиком пролития литров крови в небольшом норвежском городе, окруженном грандиозными заснеженными пейзажами.

    Если читать синопсис фильма, то в голову сразу приходит отечественный «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина. Сюжет, написанный Кимом Фупцем Окесоном, не новый (можно даже сказать в чем-то банальный), но и не в этом его сила. Скандинавы, со свойственным им черным юмором, любую сцену с кровавым убийством превращают в комедийный фарс. Иногда лента взаправду кажется холодной и жестокой, ведь некоторые сцены сделаны по всем законам настоящего триллера (вдохновленного творчеством братьев Коэн), но история очень гибко переходит из одного состояния в другое.

    Жестокие бандиты, которых своими действиями потряс Нилс (они не знают, кто убивает их людей, и поэтому пытаясь найти виновника начинают войну с местной бандой сербов или албанцев), после кровавых разборок играют в снежки, или преследуя сына главаря враждующей банды напевают какую-то попсовую мелодию, доносящуюся из радиоприемника. В разговорах друг с другом они никак не могут не перевести с английского фамилию главного героя («Дикмен» — «человек-член»). Антагонист так и вообще иногда приобретает вовсе анекдотичный вид, особенно когда произносит монологи о важности здорового питания для своего сына.

    Самым не смешным и серьёзным в фильме вышел как раз главный герой. Ему уж точно не до шуток. Можно лишь поразиться его быстрому превращению из тихого водителя снегоуборочной машины в хладнокровную убийцу. Но в этом, я думаю, и заключается вся суть фильма: человек, движимый чувством кровной мести (будь он даже самый тихий и рядовой член общества) готов пойти до конца.

    «Дурацкое дело нехитрое» не открытие новых жанровых горизонтов, но это вполне себе качественный скандинавский фильм, который можно порекомендовать всем любителям бандитских боевиков с элементами черной комедии.

    8 из 10

    20 июля 2015 | 20:41

    Скандинавский кинематограф холодный, более расчётлив в плане диалогов, так ведь по самому климату у них так и сложилось. Из-за этих климатический условий скандинавское кино теряет темперамент, но выигрывает в своём свойственном только одному ему — хладнокровному неспешному повествованию истории.

    Не буду заходить в дебри, так как фильм «Дурацкое дело не хитрое» если прочитать описание от прокатчиков картины, это типичный пример жанра — «я им всем отомщу». На эту тему довольно много уже снято, во всё мире, чего уж там вскрывать. Так вот, тема известна, популярна и уже слегка надоела, но всегда находятся исключения из этого рода, которые стоят выше по своей значимости. Гансу Моланду, каким-то образом это удалось, что он сделал, это просто не передать словами. Построенная на слегка абсурдном сценарии, наличие абсурда я вам гарантирую, что самое странное ему каким это образом удалось в этот абсурд пропихнуть и логику, наличие её здесь не так велико, могу выразить одним словом — фильм оригинальная находка.

    Лучше я поговорю об актёрах, часть из них мне мало известна, из более известных присутствует Стеллан Скарсгард — а он просто харизматический, тактичный, от его героя(здесь он играет отца, который потерял сына из-за бандитов) несёт справедливостью и решимостью, а ещё смелостью и хорошим чувством юмора.

    Операторская работа слегка подлаживает — я там замечал слегка небольшие ошибки ещё в действиях героях, наверняка это было сделано намеренно, но я могу лишь догадываться.

    Наличие чёрного юмора гарантирую, фильм под могу рекомендовать любителям такого жанра, в чём-то для меня он стал похожим на фильмы Балабанова, приблизительно это «Жмурки» на скандинавский лад. Только в отличие от фильма Балабанова, фильм сделан со скандинавской самобытностью.

    Музыка прекрасна.

    Отличная находка для всех ценителей чёрного, криминального, серьёзного жанра.

    17 февраля 2015 | 01:40

    Определенную изюминку в жанр черных криминальных комедий этот фильм вносит, пусть и движется в своем сценарии также медленно как и снегоуборочная машина, но коэффициент полезного действия высок. Только название фильма подталкивает на мысль, что события в фильме будут явно за пределами нормального.

    Ненормальное в фильме все — норвежцы высмеивают свою страну, поддевают датчан, шведов, дико ругают сербов, албанцев и азиатов. Даже погода лютует, но ничто не остановит главного героя в желании отомстить за убийство сына. Причем в эту разборку вовлекаются на отдельные личности, а целые разные преступные группировки.

    Фильм нетипичен в построении сюжета как для такого жанра, «Дурацкое дело нехитрое» абсолютно никуда не спешит, эксцентричных персонажей по минимуму, а диалоги в основном лишены эмоциональной окраски. Но таков суров скандинавский юмор, который хоть и не бодрит зрителя безумными диалогами, но они все-равно вызывают улыбку на устах.

    Считаю что своей географической особенностью сатиры фильм и находит скромное место в жанре черных комедий, не став уподобятся известным жанровым приемам и ровняться на другие фильмы, работа режиссера Ганса Петтера Моланда безусловно найдет своего зрителя и подарит хорошее времяпровождение у просмотра.

    7 из 10

    10 ноября 2014 | 03:48

    А этот фильм — и есть сказка. Добрая и немного смешная сказочка для взрослых про то, как простой ЛОХ (т. е. человек, никаким боком не относящийся к преступному миру и с которым поэтому даже мелкий преступник управляется как повар с картошкой) оказывается тем ещё чистильщиком, одного за другим убирающим людей хлебопекарного монополиста, который по совместительству является шефом норвежских ганстеров…

    Не зная норвежских реалий и наивно полагая, будто только в нашей многострадальной России да в разных там америках, мексиках и бразилиях существует оргпреступность, раздираемая этническими противоречиями и обожающая пужать друг друга отрезанными частями тела провинившихся шестёрок, непросто разобраться в калейдоскопе языков, культур и конфликтов этого довольно нашумевшего норвежского фильма. По счастью, автор этих строк в некотором роде связан с Норвегией (ибо имел удовольствие прожить там полгода), а кроме того, убеждён, что не США и Россией едиными жив мировой кинематограф, поэтому всё-таки худо-бедно понял эти шуточки среди заснеженных селений в Норвежских горах.

    Итак, шведский эмигрант (а в Норвегии, которая в последние десятилетия переживает наплыв пронюхавших, какая это классная страна, и пытающихся там пустить корни, шведы по численности уступают только полякам) тихо-мирно пашет свою борозду. А точнее, расчищает глубокие снега на дорогах своей новой родины. За это местные ему благодарны — делают почётным гражданином приютившего его посёлка. И это при том, что в Норвегии в ходу анекдоты типа. «Ты что от меня отсаживаешься, норвежец? Я не заразен, я всего лишь швед!» «А это одно и то же!»

    Но человеку не до улыбок: его юного сына нашли мёртвым на вокзальной скамейке. Передоз в теле. Местная полиция горазда только парковочные штрафы выписывать — дядя швед, вот вам тело вашего сына, наши вам соболезнования, и мы пас, ибо он сам себя угробил наркотиками… Его жена, кажется, слишком быстро примирилась с потерей сына: в конце концов, у него уже была своя взрослая жизнь, мы могли и проморгать, что он стал наркоманом… Отец же не смирился с той «правдой», что его сын наркоман, и уже засунул было ствол винтовки себе в рот, как вдруг ему сообщают, кто именно стоит за смертью парня…

    И будет месть, и месть эта будет страшна! Как гласит книга о вкусной и здоровой пище норвежского криминала, «месть — блюдо, которое подают холодным». Вот и прольются реки крови не на глинку мексиканской пустыни, не в опилки за гаражами где-то в русском городке Шатуре, а в девственно чистый снег Норвежских гор. А босс норвежской мафии долго будет недоумевать, за что ж такая немилость со стороны конкурирующей мафии сербской, если они, даром что местные, уступили понаехавшим честную половину своего кокаинового «дела». То, что сербы сами не при делах, ему и в голову прийти не может: разве может кто-то, кроме сербов, мочить его товарищей?! Вот и убирает чистильщик не только снег, но и убийц своего сына, пользуясь тем, что никто на него подумать не может и что мафиози сами себя неплохо отстреливают, приближая его к «программе-максимум» — всех убить, одному остаться!..

    Почему же я искренне убеждён, что этот методично избавляющийся от своих персонажей фильм — на самом деле не беспросветный и неумолимый экшн, а довольно милая и наивная сказочка? Да потому, что я чувствую этот тонкий абсурдистский юморок скандинавского кино. Если хотите, ощущаю его духовную связь с одной из самых известных трагикомедий мирового кинематографа — с немецким фильмом «Достучаться до небес»! Получаю нескрываемое удовольствие от нелогичных и гипертрофированно предсказуемых действий и колорита героев! Вот почему при таком-то числе трупов и при, нельзя не признать, не самых тривиальных способах убийств в некоторых случаях, а также при тревожной, давящей музыке, фильм не кажется злым и пугающим. Когда я смотрю (вернее — прохожу мимо телевизора, когда кто-то смотрит) русский криминальный сериал или фильм, мне хочется поскорее отвернуться от изрыгаемых проклятий, чистки морд и насаживаний на ржавую арматуру. Американские «чистые» боевики тоже стараюсь избегать, после того как я увидел, что творится в «Рэмбо-4» и «Чёрном Ястребе». Разборки же норвежские (а это для меня, после «Охотников за головами», уже второй норвежский остросюжетный фильм, не считая «Макса Мануса», но то военно-исторический байопик) не вызывают во мне психологического дискомфорта, а наоборот — радуют и заряжают позитивом. Мне нравится, что здесь норвежские братки разглагольствуют насчёт невозможности построения в жарких странах цивилизованного общества, в отличие от их холодной родины. Что босс норвежской мафии смешно путает сербов с албанцами (сколько его ни поправляют его подручные) и на чём свет стоит ругает «Восточную Европу, родину непуганых мусульман» (хотя сербы вообще-то — это Европа Южная, и не мусульмане они, а православные). И то, как он делит своего сынишку с ушедшей от него женой-датчанкой, ругая ювенальную юстицию своей страны (я лично переводил судебные документы нашумевших дел об изъятии норвежским государством детей из семей русских эмигрантов), не может не вызывать у меня улыбки. И даже, казалось бы, лишний эпизод с целующимися мужиками — норвежскими геями, любящими друг друга и вместе работающими в мафии, кажется мне абсолютно естественным и органичным в этой современной скандинавской атмосфере.

    И это при том, что я теперь уже далёк от восторженности от всего норвежского, как в первые годы после возвращения из Норвегии. Развивается моё мировоззрение, да и мир во 2-е десятилетие XXI в. стал, несомненно, хуже, чем он был в самые первые годы XXI в. И я уже отдаю себе отчёт, что когда страны мира, как люди, схватываются между собой, пытаясь захватить себе место под солнцем новых реалий, Норвегия больше не хочет быть по сути ещё одним штатом США, а предпочитает сама на глазах превращаться в этакие «мини-США», благо нация давно уже принимает в себя целые легионы эмигрантов, а не варится в собственном соку как отсталые рыбаки и фермеры… Но одной из духовных скреп этой крепнущей и подпитываемой эмигрантской кровью нации является, мягко говоря, не особо большая любовь к России… Поэтому я теперь считаю когда-то горячо любимую Норвегию — просто одной из стран Запада, где есть свои проблемы и свои грехи. И сужу её искусство уже не как что-то априори льющее мне бальзам на душу, а как нечто чуждое, что ещё должно постараться заслужить моё расположение.

    Давненько не смотрел ничего норвежского — и вот, фильм «Kraftidioten» (название буквально переводится как «Форменный идиот», т. е. тот самый лох, каким был для криминальной братии главный герой), при своей абсурдности, дико порадовал меня.

    3 марта 2016 | 11:42

    Нильс (Скарсгард) работает на снегоочистительной технике в холодном и суровом норвежском крае. Однажды он узнаёт, что его единственный сын умер от передозировки, хотя Нильс даже не подозревал, что тот был наркоманом. Горе сменяется жаждой мести, когда к Нильсу приходит товарищ его сына и рассказывает, что парнишку убрали по заказу наркомафии. Нильс берёт дробовик и отправляется на «охоту».

    Фильм позиционируется, как «чёрная» комедия, а я очень неплохо к ним отношусь, но только когда они сделаны правильно. Простите за тавтологию, но «чёрная комедия» должна являться комедией, это же очевидно. Поэтому меня раздражает, когда фильм представляет собой кровавую и достаточно тяжёлую драму, к которой скотчем прикрутили десять забавных шуток, на которые вообще непонятно, как реагировать. Вот только что пять минут назад герой рыдал от горя, оплакивая своего погибшего сына. И что? Предлагаете мне сейчас хохотнуть над тем, как он весело разбивает череп мелкой сошке из наркомафии. Ну извините, я не «эмоциональный хамелеон», я так быстро не умею менять созданный фильмом микроклимат в душе.

    Самое обидное, что отдельные сцены фильма действительно классные. В бОльшей своей части «Дурацкое дело нехитрое» — это такая суровая норвежская драма о суровой норвежской мести «маленького», но очень гордого и справедливого человека. Холодный расчёт, с которым Нильс убивает очередного ублюдка, мягко говоря, завораживает. Шуточные диалоги и персонажи тоже получились неплохо. Весьма забавный истеричный главарь мафии, его трудолюбивые дуболомы-подручные, полицейские, рассуждающие, что либо тепло, либо благосостояние, главарь сербской мафии, въезжающий в свою гостиную на автомобиле, «траурные» таблички после каждой смерти: всё это было прикольно. Но в итоге получился какой-то винегрет. Градус драмы в некоторых сценах был такой высокий, что лично мне было просто неловко переключаться на смех. И это напрягало.

    Таким образом, «Дурацкое дело нехитрое» — это драма с большой фигой в кармане. Я не смог принять такой подход, просто исходя из своего характера и личного восприятия, но я хорошо понимаю людей, которым фильм понравился. Хорошая, европейская картинка, отличный Скарсгард в роли Нильса, классные, стёбные диалоги, колоритные бандиты — всё это здесь есть.

    7 из 10

    10 апреля 2015 | 15:58

    Можно только позавидовать способностям и творческим порывам Стеллана Скарсгарда, известного актёра родом из Гётеборга, что в Швеции. Вот он только мелькнул в очередном экранном комиксе от студии Марвел «Тор», а также в «Мстителях», где сыграл доктора Эрика Селвига, а это многомиллионные проекты, как он он уже играет в «Нимфоманке» от независимого от всех и вся Ларса фон Триера. Но там он не имеет основных ролей, хоть и не отказывается от второстепенных, но довольно важных персонажей, а вот в творческом союзе с норвежским режиссёром Гансом Петтером Моландом актёр раз за разом получает главные роли. «Дурацкое дело нехитрое» — это уже четвёртая по счёту их совместная работа, причём даже последняя работа режиссёра, датированная 2010-ым годом, под названием «Довольно добрый человек» была также ознаменована главной ролью Стеллана Скарсгарда, а сам фильм получил особый приз на Берлинале.

    Как уже можно понять, в картине «Дурацкое дело нехитрое» Скарсгард опять на переднем плане. На сей раз датский сценарист Ким Фупц Аакесон, который также работал и над созданием сюжета «Довольно доброго человека», вручает в руки Скарсгарда уже немолодого (что и понятно, ввиду 63-летнего возраста самого актёра) шведа (тоже неудивительно), который приезжает на работу в Норвегию (вспомним откуда родом режиссёр). Там его постигает страшная беда: его сын мёртв и заключение патологоанатомов таково: передозировка наркотическими веществами. Отец семейства не верит в это и начинает собственное расследование, так как на его взгляд местные органы правопорядка явно не хотят заниматься этим делом. И детектив поневоле соприкасается с местной наркомафией, но чтобы добраться до главаря синдиката и самому не сесть в тюрьму он методично уничтожает не только злодеев, замешанных в наркобизнесе, но и попросту не оставляет следов, подчиняясь убийственной местью за сына.

    Жанр криминала для стран Скандинавии довольно редок, по крайней мере в наш прокат фильмы данного жанра весьма нечастые гости (на вскидку вспоминается трилогия «Миллениум»). Но у скандинавов есть собственный стиль и, да, он характеризуется «холодной» атмосферой, «заснеженной» съёмкой оператора и довольно «суровыми» героями кинокартин. Такие фильмы, которые надо посмотреть, чтобы ознакомиться со скандинавской стилистикой, «Зло», «Академия смерти», «Король чёртова острова» преотлично демонстрируют стиль стран с холодным климатом. И «Дурацкое дело нехитрое» неукоснительно продвигается по этому стилю. От видов вечного ветра и снегов хочется поёжиться и забраться под тёплое одеяло. Но вот когда наступают довольно-таки жестокие сцены насилия, то уже не хочешь тепла, ты уже наблюдаешь за местью оскорблённого невиновной смертью единственного сына. Ким Фупц Аакесон будто задаёт безмолвный вопрос: на чьей вы стороне — мстящего отца, но который стал жестоким убийцей, или же ему надо было отдать всё в руки купленного мафией правосудия? Риторический вопрос, ставший своеобразной философией картины «Дурацкое дело нехитрое», которая была номинирована на «Золотого медведя» в Берлине.

    Я не зря затеял первый абзац рецензии, посвящая его Стеллану Скарсгарду. Итак, в данном случае он — главный герой или же антигерой, каждый по-своему может интерпретировать его персонаж. Но тут дело в другом — Скарсгард отлично вписывается в скандинавский стиль кинематографа, практически не имея эмоций, мимики, он даёт им волю только в кульминационных сценах: вот он смеётся, лёжа весь в крови, а вот чуть ли не плачет, когда понимает, что зашёл слишком далеко, но обратного пути нет. В общем, не только благодаря стараниям сценариста главный герой представляет собою интересную персоналию для психологического разбора, но и благодаря хорошей, уверенной, чёткой игре Стеллана Скарсгарда. Не остаётся незамеченным присутствие талантливой 33-летней датской актрисы Биргитты Хъёрт Соренсен, которая уже начала всё чаще и чаще оказываться в заметных европейских проектах ("Кориолан» и, как ни крути, «Страховщик»). Роль не ведущая здесь у неё, но в агрессивном поведении её героини проглядывается та мощь, за счёт которой Соренсен вполне может себе обеспечить и голливудское будущее. И отлично исполнил роль антагониста ленты актёр с долгим именем Пал Сверре Валхейм Хаген, сыграв отнюдь не хуже выше указанных актёров.

    Фильм «Дурацкое дело нехитрое» представляет собой крепкую криминальную драму, произошедшую на заснеженных территориях Норвегии. Кого-то может удручить вид вечной мерзлоты, но то, что эта картина подчёркивает индивидуальность скандинавского кино — это точно, так что если Вам интересно раздвинуть рамки своего кинокругозора, то имейте ввиду, что данная лента отнюдь неплоха.

    7 из 10

    10 февраля 2015 | 14:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>