всё о любом фильме:

Лестница Иакова

Jacob's Ladder
год
страна
слоган«The most frightening thing about Jacob Singer's nightmare is that he isn't dreaming»
режиссерЭдриан Лайн
сценарийБрюс Джоэл Рубин
продюсерАлан Маршалл, Марио Кассар, Брюс Джоэл Рубин, ...
операторДжефри Л. Кимбалл
композиторМорис Жарр
художникБрайан Моррис, Джереми Конуэй, В. Стивен Грэхэм, ...
монтажТом Рольф
жанр триллер, драма, ужасы, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  6.17 млн,    Испания  431.3 тыс.,    Франция  41.1 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время113 мин. / 01:53
Иаков Сингер, раненый во Вьетнаме, возвращается домой, в Нью-Йорк. Терзаемый воспоминаниями о сыне и ужасах войны, Иаков постепенно теряет контроль над реальностью. Но в конце оказывается, что только его друг Луис является единственным человеком, на которого Иаков может рассчитывать. Дело принимает еще более мрачный оборот, когда он узнает, что его товарищи по оружию страдают от сходных галлюцинаций.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
69%
42 + 19 = 61
6.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Деми Мур пробовалась на роль Джесси.
    • Согласно первоначальному сценарию, станция метро, где Иаков прибыл в начале фильма должна была быть Nostrand Avenue, а не Bergen Street.
    • До начала съемок, бывший американский морской пехотинец Дейл Дай взял актеров: Тима Роббинса, Прюитт Тэйлор Винса, Эрика Ла Саллья, Винга Рэймза, Брайана Тарантина, Брента Хинкли и Энтони Алессандро — в военный учебный лагерь на 5 дней.
    • В фильме для придания «монстрам» из галлюцинаций Джейкоба особо пугающих, отталкивающих образов режиссером Эдрианом Лайном был применен весьма необычный прием, ставший в жанре боди-хоррор классическим. Актер, игравший «монстра», ритмично покачивал головой, эти движения снимались в замедленной съемке. При воспроизведении отснятых кадров с обычной скоростью возникал эффект исключительно своеобразной судорожной нечеловеческой «трясучки», напоминающей некий чудовищный припадок.
    • Все спецэффекты фильма сняты в реальном времени и впоследствии не дорабатывались.
    • Эдриан Лайн отклонил предложение срежиссировать «Костер тщеславия» (1990), чтобы он мог заняться «Лестницей Иакова». Его первый выбор на роль Иакова Сингера был Том Хэнкс, но, по стечению обстоятельств, Хэнкс отказался от роли, чтобы он мог сняться в «Костре тщеславия» (1990).
    • Дон Джонсон и Микки Рурк отказались от главной роли.
    • Главной ролью, Иакова Сингера, были заинтересованы актеры: Дастин Хоффман, Аль Пачино и Ричард Гир. На роль Джесси, режиссер Эдриан Лайн прослушивал примерно 300 женщин, в том числе: Джулию Робертс, Энди МакДауэлл, Мадонну и Дженнифер Лопез. Роль в конечном счете отошла первому человеку, который прослушивался — Элизабет Пенья.
    • По словам писателя Брюса Джоэла Рубина, при написании сценария он был сильно вдохновлен «Бардо Тхёдол» (Тибетской книгой мертвых), библейской историей о лестнице Иакова и оскароносной короткометражкой Робера Энрико «Совиный ручей» (1962) на основе рассказа Амброз Бирсо «Случай на мосту через Совиный ручей» (An Occurrence at Owl Creek Bridge).
    • Согласно режиссеру Эдриану Лайну, препаратный аспект этой истории был вдохновлен книгой Мартин А. Ли и Брюса Схлена «Кислотные Мечты: ЦРУ, ЛСД и Восстание шестидесятых» (Acid Dreams: The CIA, LSD, and the Sixties Rebellion) 1986г.
    • Фанк песня Джеймса Брауна «My Thang», которая играет во время вечеринки, появилась в двойном альбоме Брауна под названием «Hell» 1974 года.
    • Фильму дали зеленый свет на Paramount Pictures (с которым Эдриан Лайн сделал «Танец-вспышка» (1983) и «Роковое влечение» (1987), и с кем писатель Брюс Джоэл Рубин создал «Привидение» (1990)), но была смена руководства в студии и новые руководители были не уверены в фильме. Они потребовали, чтобы конец фильма был изменен, но Лайн и Рубин отказался, и Paramount махнули рукой на фильм. Казалось, что от проекта придется полностью отказаться, пока Марио Кассар и Эндрю Дж. Вайна из Carolco не спасло его с бюджетом в 25 миллионов долларов. Они также дали Лайну полный творческий контроль и окончательный вариант фильма.
    • Сидни Люмет, Майкл Аптед и Ридли Скотт пытались выбить зеленый свет проекту в годы приостановки его производства.
    • По словам режиссера большую часть диалогов в первой сцене между солдатами была импровизация на съемочной площадке самими актерами.
    • Эдриан Лайн также сильно переписал сцену с участием лестницы библейского Иакова в конце фильма. Писатель Брюс Джоэл Рубин написал сцену, чтобы привлечь массивную лестницу возрастающую в облака, с толпой людей выравнивая ее, возвышающиеся колонны, и огромные ворота на вершине. Однако, Лайн чувствовал, что такой образ могут встретить нелепо. Таким образом, Лайн переписал сцену задействовать простую лестницу в доме Иакова, обосновывая этот принцип, что Рай там, где вы были самым счастливым.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Описываемый в фильме наркотик «Лестница» имел реальный прототип — хинуклидил-3-бензилат (BZ), психохимическое боевое отравляющее вещество (делириант), действительно использовавшееся армией США c 1962 по 1989 годы. Накопленных США запасов BZ достаточно, чтобы 50 раз вызвать психоз у всего населения Земли; BZ на своем вооружении имели и другие страны, в том числе СССР и Югославия. В конце фильма показывается сообщение, что якобы во время войны во Вьетнаме над солдатами специальных частей действительно ставились эксперименты с применением BZ с целью повысить их агрессивность; тем не менее, это заявление ничем не подкреплено.
    • Противостояние между Иаковом и Гири первоначально происходит в коридоре зала суда. Лайн переместил их на лестницу, чтобы преуменьшить разницу в высоте между Тимом Роббинсом (который 1,96 м) и Джейсоном Александером (который 1,65 м).
    • Больничная каталка, которая несет Иакова была намеренно выведена из равновесия Эдрианом Лайном. Он слегка поднял одно колесо от пола, заставляя ее грохотать и вращаться.
    • В оригинальный сценарий, писатель Брюс Джоэл Рубин создал типичный библейский Ад, в комплекте с крылатыми демонами, раздвоенными копытных дьяволов с рожками, людей с клювами и странных объектов, лежащих случайно вокруг (режиссер Эдриан Лайн уподобляет видение Рубина к работе Иеронима Босха). Однако, Лайн посчитал, что такие сцены с изображением демонов Рубина могут очень легко заставить зрителей смеяться. Таким образом, он решил переписать сцену спуска Иакова в Ад; в конечном счете, придумывая последовательности больницы, где Иаков вертится на каталке в метафорическом Аду, который становится все более и более гротескным, как он движется.
    • Некоторые дополнительные сцены из оригинального сценария, которые были изменены или удалены режиссером Эдрианом Лайном:
        - во время танцевальной сцены, все танцующие превращаются в демонов;
        - во время одной из своих воспоминаний о Вьетнаме, Иаков имеет видение «небесной лестнице» в сопровождении небесной музыки;
        - Иаков наблюдает за священником по телевизору, который разглагольствует о конце света;
        - Иаков видит изображение демона на стене его гостиной, которое, когда он смотрит внимательно на него, становится порталом в Ад;
        - сцена после действия «противоядия», в которой потолок взрывается и Иаков окружен видением Небес;
        - другой конец, где Джесси выворачивает себя на изнанку и превращается в огромного демона, с которым Иаков должен бороться, прежде чем подняться в небо.
    • еще 17 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Англичанин Эдриан Лайн, пройдя хорошую школу рекламных фильмов, блестяще придумывает свои киноленты и в каждой из них поражает зрителей надолго запоминающимися, именно ударными сценами — в духе рекламы и видеоклипов. Лучше всего ему удалось поразить и изрядно попугать публику в роскошном триллере «Роковое влечение», который имел грандиозный успех в прокате. И в следующей работе режиссёра тоже есть немало шокирующих по воздействию кадров, которые должны выразить болезненные процессы, происходящие в сознании Джекоба Сингера: он воевал во Вьетнаме и подвергся обработке психотропными средствами. Но на самом-то деле, интрига ещё хитрее и неожиданнее, поэтому не стоит её раскрывать до конца, чтобы не лишать зрителей возможности оказаться почти в потрясении в финале, когда всё увиденное предстаёт в ином свете. Впрочем, искушённые киноманы заподозрят двойной смысл «Лестницы Иакова» гораздо раньше, обратив внимание на библейские аллюзии (Иаков — по-английски Джекоб) и на ряд моментов, которые внушают впечатление гипотетичного развития событий. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 118 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    После смерти нас ждет борьба с самим собой за нашу же душу. После смерти сразу всё встанет на свои места. Или мы отправимся вниз, или же мы пойдем вверх по лестнице Иакова. Встанем справа от Христа или слева от Него. Все, что мы совершили в жизни, все наши поступки, действия, слова и помышления — всё взвешивается Судьей. После смерти нам молитвенно помогают усопшие и еще живущие на земле родные, близкие и любящие нас люди. Умерший сын Гэйб, жена Сара и ее дети, костоправ Луи (ангел-хранитель) помогли Джейкобу Сингеру поселиться в евангельских небесных обителях.

    В фильме много отсылок к библейскому пониманию посмертной жизни. Оригинальное название фильма звучит так «Dante`s Inferno», что переводится как «Дьявол Данте». Данте Алигьери, живший в 14 веке, как известно, написал знаменитое произведение «Божественная комедия», в котором он в песенной форме описывал Ад, Чистилище и Рай. Камера часто акцентирует внимание на крестах. В вырезанной сцене в отеле возле кровати на тумбочке лежала Библия. Практически все имена героев — библейские. Джейкоб, изучая демонологию, рассматривал гравюры Дорэ, известного своими картинками на библейские сюжеты.

    Жалко, что в России существует урезанная версия фильма. На целых 15 минут он был обеднен. В одной из трех вырезанных финальных сцен Джейкоб, придя в дом, где живет его семья, встречает свою постельную подружку Джеззи, которая превращается в то самое темное существо с черной пленкой/тряпкой на голове. Пересилив себя, подойдя к ней и сняв пленку/тряпку, он видит свою собственную дьявольски улыбающуюся голову. Вся борьба, как оказалось, была с самим собой, со своей темной стороной, со своими грехами и неправильностями.

    Фильм хороший. Нагнетаемая скорбным, мятущимся, темным сюжетом и мрачной музыкой атмосфера в конце разряжается светлыми лучами солнца, что приносит зрителю душевное облегчение. Так, наверное, и смерть приносит облегчение, но не всем. Кто-то будет постоянно жить в этом аду, а кто-то будет спасен от этого ужаса. Наши скверные, пошлые и ужасные мысли, действия и слова это и есть ад, который мы суммируем и приумножаем для себя в течении всей земной жизни. Нам надо чаще вспоминать о смерти, желательно каждый день. Тогда придет понимание того, как нужно правильно жить, как правильно относиться к людям, которые могут помочь на суде, у нас появится осознание того, какие творить дела и какие цели и задачи ставить перед собой. Тогда есть шанс спастись от самих себя, уродливых, грешных, неправильных и извращенных.

    9 февраля 2009 | 00:11

    Как будто бы если бы я умер, и продолжил жить в мире галлюцинаций, в мире ада, в своей, но другой жизни. Все это происходит с героем. Идея фильма раскрывается только в конце и в процессе ты только находишь разные предположения к чему все стремится. Весь фильм находится где-то в подземелье, будто ты бродишь по закоулкам чье-то жизни, думаю, Тим Роббинс, как герой фильма чувствовал и сумел передать что-то подобное, только вот он сам перемещался по своей жизни. У Роббинса невероятная натура потерявшегося в этом мире человека, таинственного и одновременно с этим какого-то уязвимого и отчасти жалкого. Он вписался в сам фильм как нельзя лучше, как и в другие немного напоминающие по атмосфере напряженности — «Таинственная река», «Побег из Шоушенка», «Дорога на Арлингтон». Остальные персонажи только подчеркнули общую мистичность происходящего.

    В фильме чередуются состояния главного героя — сон, галлюцинации, реальность — все перемешивается для героя Роббинса и для зрителя, страшные образы людей, головы которых замотаны в какую-то пленку, демоны и ужасающая картина ада дозавершают общую невероятную атмосферу чего-то ненормального и непонятного.

    Что сказать, это классный фильм, здесь невероятным образом реализована оригинальная идея.

    22 мая 2007 | 16:55

    Нетипичный для Голливуда психологический триллер «Лестница Иакова» напоминает одну большую галлюцинацию, порой выходящую за рамки «самых страшных кошмаров, которые когда либо приходилось видеть». Эффект этих кошмаров изрядно приправлен абсолютно ненормальным гримом, от лицезрения сцен с которым становится действительно не по себе. А атмосфера фильма все глубже и глубже втягивает в подсознание главного героя, то ли имеющего тяжелую форму психического заболевания, то ли подвергшегося воздействию параллельной реальности.

    Правы и одновременно неправы будут те люди, которые говорили, что от сознания невозможно убежать, главное расставить все на свои места и попытаться разобраться в ситуации. Неправда заключается в состоянии Иакова. Глядя на то, через какие ужасы ему приходится пройти, чтобы докопаться до истины, невольно задаешься вопросом — способен ли его разум вообще выдержать такую кошмарную в своей реальности иллюзию? Не потерял ли он последние остатки своего сознательного психологического присутствия в этом мире?

    Исход фильма заранее предрешен и трудно поверить в хэппи-энд, но тот факт, в какое русло повернули фильм где-то на середине хронометража, немного удручает. Много ли мы знаем историй о мастерски поставленной потере рассудка? Не так много, как хотелось бы, но режиссер на пару с автором решили добавить в фильм немного социально-политического контекста, из-за которого фильм потерял большинство причуд потусторонней мистики, разменяв его на строгий рационализм. Но атмосфера фильма, пусть и без некоторой доли мистики, по прежнему продолжает обволакивать зрителя, правда увлекая его в совсем другом направлении — не в том, каком хотелось бы на самом деле.

    7 из 10

    2 марта 2012 | 18:18

    «Лестница Иакова» — это совсем не фильм про войну или очередной ужас, скорее полный метафор и аллегории художественный кристалл, снятый Эдрианом Лайном. Это одна из немногих лент, которые могут заставить пошатнуться даже самые стойкие нервы и вызвать невроз или депрессию у неподготовленного зрителя.

    Говоря о жанре ужас в две тысячи четырнадцатом году зритель вспоминает довольно сумбурное (пусть временами и пугающее) повествование, линейность (под которой понимается полное отсутствие фантазии и стремления к поиску новых режиссёрских и сценарных идей и решений), однообразность сюжета (опять-таки, за последние несколько лет в жанре было довольно «засушливо» на приемы и методы воздействия на зрителя). «Лестница» в этих аспектах является совершенством, планкой установленной в тысяча девятьсот девяностом году: продуманная история про войну во Вьетнаме, окруженная тайнами со всех сторон и мистикой, не дает почувствовать легкость и безопасность даже в своей квартире — ужас пытается (и у него получается) дотянуться из другого мира находящегося по ту сторону экрана; в фильме абсолютно нет моментов, когда бы можно было вздохнуть спокойно и перевести дух.

    История о Джейкобе (американизированный вариант библейского имени Иаков) Синге, пережившем развод и смерть своего ребенка, разбитом и униженном, является, по-моему мнению, абсолютом интерпретации психологических и социологических проблем, с которыми приходится столкнутся любому человеку пережившему войну. Его «галлюцинации» являются не тривиальным плодом фантазии сценариста, а скорее криком, отражением самого персонажа Джейкоба.

    Картина, стала прорывом в жанре ужасов, да и в целом, во всем кинематографе того времени. Интересные ракурсы, атмосфера «земного» ада, созданная, кстати, во многом благодаря инновационному приему того времени, придуманного Лайном, который в последствии будет использован в кино еще не раз — иллюзия страшных конвульсивных движении, захватывают дух, ум и разум. О фильме хочется вспоминать и говорить, изобилие библейских отсылок, дает повод подумать и поразмышлять.

    Стоит ли смотреть этот фильм? Определенно, да!

    10 из 10

    11 июля 2014 | 00:38

    Глубины человеческого мозга до сих пор не изучены. Видимо этот ход и использовал режиссер при создании этого фильма. Фильм не для широкой аудитории и не для рейтинга. Тим Роббинс похоже отыграл свою роль в фильме на 100%.

    Нашел этот фильм случайно, после просмотра Silent Hill. Что сказать, несмотря на отсутствие умопомрачительных спецэффектов, коими сейчас напичканы почти все современные фильмы, здесь есть место для нелинейного развития сюжета. Ведь только ближе к финальной сцене начинаешь понимать, что к чему.

    Фильм цепляет своей непосредственностью и нелогичностью, но ведь это и использовалось при создании серии игр Silent Hill, упор в которых делается на психологическое воздействие древних страхов необъяснимого, которые давятся «железной» логикой современного человека.

    10 из 10 возможных.

    15 января 2011 | 09:44

    Где я? Кто я? Реальна ли моя жизнь? Живу ли я вообще? Может моя жизнь — это чей-то сон? А мой сон — это чья-то жизнь? И как отделить одно от другого?

    Что делать, если все эти вопросы приходят в голову помимо твоего желания? Что делать, если уже не можешь отличить — когда твоя жизнь реальна, а когда игра твоего воспаленного воображения, миф? Как разобраться в причудах собственной памяти?

    Иаков (Тим Роббинс) никак не может оправиться от тяжелых воспоминаний о потерянном сыне. Кроме того, его постоянно преследуют странные сны о войне, которую ему довелось пройти. Постепенно грани стираются: сны смешиваются с реальностью, прошлое с настоящим. Вдобавок ко всему, за героем кто-то следит. Встреча с армейским другом меняет ситуацию — оказывается, не только Иаков видит нечто странное…

    Фильмов подобного жанра в наше время очень много. Есть хорошие, есть так себе, есть откровенное барахло. «Лестницу Иакова» нельзя назвать шедевром, но это очень качественное и серьезное кино. Его не получится смотреть «одним глазом» — оно или захватит вас полностью, или не захватит совсем.

    Сам сюжет не особенно сложен, уже с середины фильма (если не раньше) начинаешь понимать — в чем дело, и что будет в концовке. Но бросать смотреть из-за этого всё равно не хочется. Кстати, сама концовка тоже довольно проста. Но вот наполненность фильма: смысловая, художественная, моральная, психологическая — это как раз то, ради чего делаются такие фильмы. «Лестница Иакова» в этом смысле определенно удалась.

    Сильные режиссерские решения, неплохой саундтрек, очень хорошая операторская работа — в итоге абсолютно «атмосферное» кино. С самого начала погружаешься в мир переживаний героя и в какой-то момент перестаешь понимать — в чьей голове всё это происходит. Тем более, играет Тим Роббинс очень достоверно. Весь фильм построен вокруг него, остальные персонажи нужны лишь для понимания и подчеркивания его ситуации. И справляется он со своей ролью очень здорово, в очередной раз подтверждая свой высокий уровень и являя нам одну из многочисленных граней своего таланта.

    И когда всё это безумие заканчивается, в голове еще долго звучат вопросы: Реальна ли моя жизнь и живу ли я вообще?

    8 из 10

    18 февраля 2010 | 23:46

    Вопреки распространённому мнению о запутанности фильма и возможностях его разной трактовки — это всё чушь. Не усложняйте и не придавайте произведениям смысл, который вы хотели бы там видеть. Весь фильм — это история о умирании Джейкоба (Иакова).

    Нам показывают солдата, который весь фильм умирает, и в своем сознании он проходит через Ад, прощается с воспоминаниями, ему видятся демоны, он спускается всё глубже, на новые круги Ада, чтобы в конце очиститься от опыта своей жизни.

    Однако если именно так рассматривать данное произведение, то хочется сказать, что оно гениально. Гениально самим взглядом на смерть, что на самом деле ты не знаешь что умер, и не можешь понять, почему твой мир начинает рушиться и гнить.

    Пройти через боль и страх, ужасы своих воспоминаний, давние раны снова начинают кровоточить. Этот фильм даже перекликается с «Тибетской Книгой Мёртвых» намного сильнее, чем напрасно расхваленный и глупый «Вход в пустоту».

    Нет никакой лишней эзотерики, каких то ненужных религиозных подтекстов. Зрячий да увидит, так же и тут, мало кто способен смириться со смертью, даже смотря этот фильм не всем удалось признать что это была смерть, всё, что было реально, это смерть.

    Этот фильм, настоящая ода смерти. Он гениален во всём, чего не коснись. Оператор работает на славу, очень красивая, атмосферная картинка. Все антуражи подобраны идеально, это прообраз Сайлент Хилла. Актёры живые, я им поверил, мне было жалко Джейкоба, я чувствовал его безысходность. Сюжет лучше не разглашать, я и так уже достаточно о нём рассказал выше.

    Глубокое размышление о смерти и о том, что будет после. Фильм на все времена.

    10 из 10

    30 сентября 2011 | 17:53

    Один из самых неоднозначных фильмов за всю историю существования кинематографа. После выхода «Лестницы Иакова» люди, посмотревшие эту работу, разделились на два лагеря. Первые считали картину непревзойдённым шедевром, другие находились по прямой противоположности, осуждая вообще даже мысль создания такого фильма.

    Конечно же, на данный момент уже существуют зрители, которые абсолютно безразлично отнеслись к фильму, а есть и те, кто даже не слышал о нём. Однако, не стоит пропускать его. Неоднозначность «Лестницы Иакова» — это то, что позволяет глубже осмысливать картины, причём необязательно такого же жанра.

    В главной роли снялся Тим Роббинс. Его герой — бывший солдат, прошедший ужасы войны во Вьетнаме. Когда он очутился среди мирного населения, когда прошло несколько лет, и его быт казался налаженным, его начали мучить галлюцинации. Он перестал понимать, где реальность, а где сон. Как ему казалось, всё это происходит с ним из-за опытов, которые проводили с ним и его друзьями врачи во Вьетнаме.

    Во время просмотра фильма меня не отпускало чувство, что я вновь пересматриваю «Сердце ангела». По атмосфере фильмы весьма схожи. Хотя это во многом становится понятным, стоит только посмотреть на продюсеров обеих картин. Даже в «Лестнице Иакова» есть подсказка, благодаря которой понимаешь скрытую финальную идею сценаристов.

    Фильм накладывает жуткое впечатление. Во время просмотра постоянно путаешься, строя свои предположения о происходящем с героем фильма. В конечном итоге, приходишь к мнению, что он психически болен, но действительно ли это так?

    Не пропускаете этот фильм.

    9 из 10

    P.S.: Эдриан Лайн после этого фильма уж точно стал у меня одним из любимейших режиссёров.

    30 декабря 2010 | 13:11

    Голубоглазого американского солдата, очень доброго и очень молодого, атакует целая армия неприятелей: сначала призрачные вьетконговцы, потом коварное американское правительство и наконец его собственные демоны; а где-то в зазорах между всем этим успевает повиснуть зритель, выбирающий между тремя мирами.

    Тим Роббинс выглядит просто офигительно в этом фильме, он не выглядит никак; статистическое лицо, статистическая походка, пара повседневных джинс; eго герой — заложник Лайновского Нью-Йорка — бесподобный, потому что настоящий; он живет с девушкой, на которую ему плевать; у него нет желания строить карьеру, на которую ему плевать. Зато у чувака есть куча хлама: старая квартира, старый телевизор, шкатулка с фотографиями, телефон и форма почтальона — ноль, в который его превратила война во Вьетнаме и личная потеря, вот что он такое.

    И вот этот ноль начинает наращивать цифру. А все почему? У каждого свои смыслы. Потому что пришло время? Потому что Джейк взрослеет? Потому что он умер? Потому что кто-то ставит на нем эксперименты? Потому что он сходит с ума? Потому что у него высокая температура? Потому что это чистилище? Почему?

    Какой бы ни был ответ, на фоне повседневности и телесности, свойственной Лайну, кошмар реальных вещей кажется страшнее, чем любые демоны в метро — без них фильм ужасов был бы, конечно, не фильмом ужасов, да? Демоны, как бы круто они не были прописаны, для самого Лайна — аллегорическая фигня. Гораздо страшнее жить без любимых. Только они и могут нас спасти от нас самих, от бессмысленности окружающих предметов, от бестолковости жизни.

    Джейк Тима Роббинса проходит дли-и-инный путь к самому себе. Об этом вся картина. Герою нужно одолеть парочку сущностей, решить проблему неустроенности быта и развязаться со всем этим дерьмом, которое его держит на крепкой привязи.

    Но при всей простоте сюжета, а, может, как раз за счет такой простоты, Лайновские «пугалки» внушает ужас, разве что сравнимый с девятью всадниками из Властелина Колец и Шестью демонами Эмили Роуз. Да и то во второй раз смотреть названные шедевры уже не так страшно. Лестницу Якова я видела не один раз и каждый раз мне было одинаково жутко! Потому что дело не в чудиках из метро (хотя, признаюсь, мне очень нравится атмосфера фильма ужасов, сделанного в 90-ые. У Лайна ужас скрывается в правильных местах и его не бывает очень много. Это дозированный ужас, о котором ты всегда подозревал. Твоя подружка — злостная тварь, а тетка со странным румынским лицом в метро — исчадие ада). Слезы наворачиваются сами собой, потому что ночной кошмар вдруг оказался гораздо добрее нашей с вами реальности. В конце хочется, скорее, плакать, чем испуганно шарахаться метрополитена. Опупительно. Незабываемо. Круто. Не помню, чтобы такие эмоции испытывала после просмотра ужастиков. Этот фильм еще не нашел себе равных, хотя уже 25 лет прошло с момента съемок.

    Ничего, что сейчас о нем забыли. С шедеврами так всегда.

    8 ноября 2013 | 12:11

    Воистину, мать-природа не перестает удивлять разнообразием. Взять, к примеру, тропики. Если где-то на земле и сохранились остатки сада Эдема, то, без сомнения, свое олицетворение нашли они в нетронутых первозданных лесах.

    Однако Бог изгнал Адама и Еву из райских кущей не затем, чтобы их потомки могли спокойно прогуливаться по экзотическим местам, насвистывая задорную мелодию себе под нос. Вместе со знанием пришла опасность. И речь даже не о ядовитых гадах, отвратительных насекомых и смертельных болезнях. Порой тропики становятся настоящим полем битвы двуногих «царей природы». Простой щелчок спускового механизма способен превратить заповедный край в один из кругов ада.

    Именно в такой ситуации побывал американский ефрейтор Джейкоб Сингер (Тим Роббинс), проходивший службу во Вьетнаме, близ дельты реки Мейконг. В мгновение ока он оказался втянут в беспощадную кровавую бойню, из которой едва выбрался живым. Вернувшись домой, Джейкоб обнаружил, что каменные джунгли Нью-Йорка ничуть не приветливее своих вьетнамских «собратьев». Тени сгущаются в темных улочках мегаполиса. Мрачные видения, призраки и галлюцинации преследуют Сингера. Что это? Посттравматический синдром? Безумие? Заговор спецслужб? Или некие загадочные монстры таки открыли сезон охоты на беднягу Джейкоба? Только близкие друзья и родные помогут Сингеру докопаться до истины.

    «Лестница Иакова» — одна из знаковых кинолент жанра «психологический триллер». Вобрав в себя признаки хоррора, военной драмы и библейской притчи, «Лестница Иакова» дала «путевку в жизнь» целому ряду разнообразных продуктов, и не только в сфере кинематографии. Но об этом позже.

    Как же данная картина собирается наводить ужас на потенциальную аудиторию? Здесь практически отсутствует эффект внезапности, характерный для большинства «страшилок». Львиная доля напряжения и кошмара кроется в самой сердцевине фильма. «Лестница Иакова» насквозь пропитана ощущениями полнейшей безысходности, тоски и печали. Цветовая палитра картины только усиливает эти впечатления. Не стоит ждать буйства красок. Зритель-жертва, пройдя сквозь угрожающее желтое марево Вьетнамских долин и серый свет сумерек Нью-Йорка, лишится всякой жизнерадостности, и лишь финальный восход солнца вернет киномана в его былое состояние.

    Не отстает от «картинки» и звуковое сопровождение. Вот Джейкоб волею судьбы оказался на закрытой станции метро. Его шаги гулким эхом отдаются в пустых тоннелях метрополитена. Где-то мерно капает вода. Тихо лязгнула закрытая ржавая решетка. И на фоне всей этой «музыки подземелий» накатывает удушающий приступ клаустрофобии. Отчетливо слышится её тихий шепот: «Здесь только ты и я, дружок. Мы вдвоем в этой могиле…».

    И все-таки что за «ужасы», да без спецэффектов? В картине они присутствуют в достаточном объеме. Начиная от смертоносного сражения во Вьетнаме с минометными обстрелами и прочими атрибутами военной драмы и заканчивая особым приемом, использующимся при появлении демонов из видений Джейкоба Сингера. Суть метода в сочетании замедленной съемки с последующим нормальным воспроизведением снятого, в результате чего плавные движения актера-«монстра» сменяются пугающе резкими рывками его головы. Этот спецэффект обрел большую популярность. И поныне он используется не только в кино, но и в музыкальных роликах и компьютерных играх. Во всей полноте этот прием можно увидеть в клипе на песню «Train Of Consequences» группы «Megadeth» и в серии хоррор-игр «Silent hill» (третья часть данного цикла также позаимствовала из «Лестницы Иакова» — общий антураж сцены в метро).

    Удивительно, но при всем обилии операторских и звукорежиссерских ухищрений актерскому коллективу тоже нашлось, где разгуляться. Тим Роббинс, в глазах которого порой проскальзывает какой-то потусторонний отблеск, отлично изобразил заплутавшего в личном «Зазеркалье» ветерана. Не отстает от него и медведеподобный «херувим-переросток» Дэнни Айелло, с сановитой монументальностью сыгравший костоправа Луиса — друга и по совместительству лечащего врача Джейкоба. Замыкает эту троицу Элизабет Пенья в образе Изабель — любовницы Сингера. Окружив его заботой и вниманием, она превратилась в единственное яркое пятно на сером фоне жизни главного героя. Нельзя не упомянуть эпизодическую роль Маколея Калкина, чье детское личико еще не поддалось тлетворному влиянию алкоголя и наркотиков. Роль Гейба — сына Джейкоба — хоть и коротка, но очень важна. И Калкин справился с поставленной задачей.

    Тем не менее, кинокартина «Лестница Иакова» сильна не только актерским составом и пугающим настроем. В ней найдется место и для скрытого смысла. Уже из самого названия фильма следует, что тема религии тонкой нитью проходит сквозь все повествование. И правда, «Лестница Иакова» в Ветхом завете соединяет землю и небо. Имена главных героев тоже вызывают стойкие ассоциации: Джейкоб\Иаков, Изабель\Иезавель, Гейб\Габриэль\Гавриил, Сара, Илай. Количество знаков и намеков прочно настраивают сведущего зрителя на библейский мотив.

    Именно благодаря явственному религиозному оттенку все ужасы и мрак, преобладающие в киноленте, плавно отступают на задний план. Постепенно приходит понимание, что, пробиваясь сквозь завесу в непознанное будущее, стоит обратиться к своему прошлому. Лишь примирившись со всеми невзгодами и утратами и оставив их в клубящемся тумане минувшего, можно смело войти в новую жизнь.

    10 из 10

    19 сентября 2015 | 12:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>