всё о любом фильме:

Кояанискатси

Koyaanisqatsi
год
страна
слоган«Until now, you've never really seen the world you live in»
режиссерГодфри Реджио
сценарийРон Фрике, Михаэль Хёниг, Годфри Реджио, ...
продюсерГодфри Реджио, Френсис Форд Коппола, Мэл Лоуренс, ...
операторРон Фрике
композиторФилип Гласс
монтажРон Фрике, Элтон Валпоул
жанр документальный, музыка, ... слова
сборы в США
зрители
США  547.3 тыс.
премьера (мир)
время87 мин. / 01:27
Номинации:
«Koyaanisqatsi» — с языка индейцев племени хопи — это безумная жизнь, беспорядочная жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
16 + 2 = 18
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм «Кояанискатси» создавался 6 лет. 3 года ушло на съемки. Остальные три года были потрачены Годфри Реджио и Филипом Глассом на написание музыки к фильму, на монтаж и на подгонку их друг к другу.
    • Годфри Реджио изначально хотел пригласить Филипа Гласса в качестве композитора фильма. Он вышел на Гласса через общих знакомых, но композитор заявил: «Я не пишу музыку для фильмов». Однако после долгих уговоров и специального закрытого показа пробного монтажа фильма с использованием музыки Гласса, тот в конце концов согласился написать саундтрек к фильму. Это вылилось в первый коммерческий успех композитора, который в последствии написал музыку для всех последующих фильмов трилогии «Катси».
    • Изначально Реджио хотел вставить в титры аутентичный символ, плохо поддающийся трактовке, но потом решил, что никто не поймет и не оценит.
    • Филип Гласс условно разделил фильм на 12 примерно равных частей и написал для каждой индивидуальную музыкальную тему. Когда Реджио увидел и услышал конечный результат, он пришел в ужас от подобного прагматизма и заново перемонтировал фильм, чтобы картинка соответствовала звуку.
    • Поначалу права на фильм принадлежали кинокомпании Фрэнсиса Форда Копполы «American Zoetrope». Когда компания обанкротилась, права перешли компании «PolyGram». Но и «Полиграм» недолго просуществовала. Сейчас права принадлежат корпорации «MGM».
    • В фильме есть одна сцена, изображающая горную цепь. Она была отдана режиссеру кинокомпанией MacGillivray-Freeman Films. Это сцена, оставшаяся после съемок «Сияния» (1980).
    • еще 3 факта
    Трейлер 02:16

    файл добавилaaa1

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Появление этой ленты 42-летнего Годфри Реджо, который снимал её полулюбительски, в течение шести лет, и лишь на финальной стадии получил поддержку Фрэнсиса Форда Копполы, благословившего фильм к выпуску в прокат, было почти подобно пришествию инопланетян или же людей из прежней «высокой цивилизации». Словно произошло открытие «суматошной жизни, потерявшей равновесие, расколотой на куски, или совсем иного способа жизни». Всё это как раз и означает слово «кояанискатси», позаимствованное у индейцев племени хопи, которые некогда жили на юго-западе нынешней территории США. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 14 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Название этого необычайно красивого документального фильма с языка индейцев племени хопи означает безумную жизнь, беспорядочную жизнь, жизнь на грани распада, вне баланса. Это индейское слово как нельзя лучше характеризует заданную проблему произведения — хаотичность нашей жизни, ее многогранность, человеческое существование, сила и величие природы, ее уничтожение человеком. Эти темы раскрываются через великолепные кадры мегаполисов, лесов, горных хребтов, мирового океана. Завораживающий видеоряд идет без закадрового голоса, сопровождается лишь только музыкой композитора Филипа Гласса, для которого эта работа стала первой в кино и имела большой успех, в том числе и коммерческий. Совершенная разная по своему исполнению и стилю она отлично дополняет происходящее на экране, задает темп.

    Годфри Реджо, режиссер фильма, снимал ленту 6 лет, тщательно подбирая каждый кадр, через своеобразную призму исследуя нашу повседневную жизнь. Благодаря этому «Кояанискатси» имеет огромное воздействие на зрителя, заставляет его почувствовать наш мир в том ракурсе, в котором его видит режиссер, понять хаотичность и порой бесцельность нашей жизни, мощь и красоту природы. Безымянный город показан в виде муравейника, но в то же время Годфри демонстрирует глубину человеческого существования. Все это вызывает совершенно разные чувства, мысли, а так же позволяет называть картину одной из самых интересных и красивых того времени.

    20 апреля 2010 | 17:16

    «Кояанискатси»

    Пожалуй, нет такого учебного заведения около искусства кино, где бы не говорили про этот фильм. Нам говорили, например. Почему моя рецензия начинается именно с этих строк, да потому, что сейчас в 2014 году подобных фильмов масса, более того есть целые телевизионные каналы специализирующиеся на подобного рода фильмах, и нам людям современности сложно, за исключением святых единиц, по достоинству оценить всю масштабность данной ленты.

    «Кояанискатси» это, так называемый, видовой фильм, фильм где зрителю показывают природу, города, людей и прочее как бы со стороны, как бы взглядом натуралиста и всё это в красивых и с необычных для нас точек. Сказать, что фильм был первым, в этом жанре, я не могу, но с уверенностью можно заявить, что фильм стоит особняком, фильм революция, перевернувшим сознание, как по форме, так и по содержанию. Мне этот фильм раньше категорически не нравился, сейчас же он меня, по большому счёту, оставляет равнодушным, но что-то в нём есть такое, что манит и заставляет его пересматривать и время от времени рекомендовать к просмотру. Фильм, как мне кажется, сейчас имеет новую волну интереса у зрителя. Первая волна интереса произошла, конечно же, в момент выхода картины, когда на больших экранах, под именем «Френсис Форд Коппола представляет», разворачивалось колоссальное, неведомое зрелище. И действительно всё увиденное воспринималось и воспринимается, как фильм фантастика, от части благодаря изображению, а от части и музыке, специально написанной к фильму. Автор музыки стал Филип Глас, сейчас востребованный популярный композитор, а на момент работы в фильме Гласа приходилось уговаривать, он же упирался и говорил «я не пишу музыку для кино». То, что происходит сейчас можно назвать новой волной интереса — качественная аппаратура, купленная для домашнего использования, даёт более правдивое представление о первоначальной масштабности идеи киноленты.

    Фильм получил два продолжения: «Поваккатси» 1988 года, «Накойкатси» 2002, образуя собою трилогию «Катси». Несмотря на пересечения, фильмы получились самостоятельными и не обязывающие друг по отношению к другу — можно начинать смотреть с любого фильма. Все три фильма сделаны той же командой, где-то превзойдя себя, где-то повторившись.

    «Кояанискатси» не открывается нам в своём название и тем самым не диктует нам предвзятого отношения. И только в конце фильма мы узнаём, что такое значит Кояанискатси: «Koyaanisqatsi» — с языка индейцев племени хопи — это безумная жизнь, беспорядочная жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни…

    «Классика», «Культовое кино» — конечно да, независимо от нас.

    3 октября 2014 | 08:53

    В фильме Годфри Реджио мы видим документальные кадры современной Америки: ее величественные пейзажи, автомобильные трассы, портретные зарисовки. Картина очень впечатляет своей масштабностью, своими красками. Операторская работа плюс музыкальное сопровождение придают гармоническую завершенность картине в целом.

    У зрителя создается ощущение трагического несоответствия между величием природы и суетностью человеческой жизни. Эта жизнь обрекает людей на одиночество, она опасна разрушениями и катастрофами.

    В фильме нет даже закадрового текста — он не нуждается в каких-либо пояснениях. Все ясно и так, даже неискушенному зрителю.

    Мы видим эпический размах, живое течение жизни, видим пристальное внимание к условиям человеческого существования, видим завершенность каждого кадра, точность и выверенность монтажа и смысловую насыщенность каждого стыка и абзаца. Вот в чем публицистический пафос фильма.

    Итог:

    9 из 10

    14 декабря 2010 | 16:15

    Ты начинаешь сходить с ума, когда позволяешь себе быть уверенным, что ты не сумасшедший — считай, дело уже пошло. Находиться в схеме, участвовать даже вот сейчас в наборе букв — то есть в системности фактически, ставить галочки, обозначать цветом отношение к фильму, подчеркивать баллами, анализировать что кто-то что-то оценивает оценивая вместе с этим все, восхвалять фильм будучи под воздействием, а не под состоянием холодного космоса — это уже быть всем тем, что описывает Коянискаци. Веселость сознания в том, что если ты находишься под впечатлением этого — то есть придаешь значение испытываемому — оценке, величию, или ничтожности — собственно, снова оценке, ха, то ты явно не ощущаешь себя этой схемой. А только бегло понимаешь это, что есть высокомерие.

    Это нормально, что мы такие. В буддизме есть одна веселая штука, которой нельзя долго поддаваться. Но, думаю, и мое время пройдет. Ты принимаешь все таким какое оно есть. Для начала. Если ты тугодум — надо это осознать и принять, а не восклицать к некоему кому-то. Ха. Если ты — выскочка, то и это нужно принять. Если за это тебе на улице и на форумах дают по роже — то и это нужно принять, и дело не в логике, что если ты попадаешь в неприятный район и начинаешь много болтать, то потом на асфальте рисунки сделанные каким-нибудь Пикассо твоей мордой появятся обязательно. Дело в осознании, что ты просто часть мира, громадного, и одновременно бесконечного и здесь в тебе. Но личностной важности не должно быть ни на секунду, иначе — Пикассо. Для этого в нашей Вселенной детей постоянно вырывают из себя и показывают на расстоянии 500 метров их поведение извне. Потом они делают это самостоятельно в каждый момент своей жизни.

    Коянискаци — обычная структура, это структурный, схематичный фильм, сделанный из кусков музыки, из последовательностей смыслов, из нарезок Как у меня идут абзацы, или буквы, или предложения. Это нормальная матрица. Просто ее нужно видеть, что ты в ней, тогда ты будешь хоть частично снаружи. Понимать это мало, ее нужно «видеть», себя нужно в ней «видеть». Эмоциональность, действия, желания, цели, движения людей, рождение и смерть мамы и собачки, возникновение цивилизаций, ведь ты же не думаешь, что до тебя ничего не существовало? — все это система. Она живет везде, она не зависит от человека. Человек — это обычная сознательная структура равная всем остальным — дереву, ламинату, воздуху в районе Кош-Агача.

    Любопытно, что авторы, пусть будут авторы, если учитывать, что все, кто участвовал в создании этой штуки — авторы, они довольно легко на поверхность выводят вопрос-ответы. «Смотрите, вот город с его траляляшками — домики и прочая прелесть. Смотрите, это все бегает, оно маленькое и вам нет дела до этого, вы муравьишки, в вас нет индивидуальности, потому что вы обречены на системность во всем». И потом раз, и камерой втык афроамериканцам, барышням из казино, парам, отводящим лица от кино, велосипедистам, моделям. «Это вы, ребята, вы — индивидуальны, вы живые, вы особенные» — говорят нам. Это мы, ребята, что удивляться и причитать?). Я купил кроссовки за 2,5 тысячи, купил велик за 40, купил трусы из хлопка с рисунком хлебных батонов оранжевого цвета — это я. Я запустил заводы, чтобы они мне это дали, я купил это. В чем подвох, друг мой? В Аль Пачино? Подвох в том, что ты всегда, твой мозг, думает, что он непричастен ко всему этому действу, что он особенный — ни к дыму из труб, ни к салфеткам. ха-ха, причастен, я видел. А как только показывают лицо твое по коробочке с усиками. ха? то ты сразу бежишь от себя «нет, мама, это не я», хлопаешь дверью и громко включаешь музыку. Твоя индивидуальность мнимая.

    Прелесть человечества в том, что мы разные. Вроде бы неудобно — «Вавилонская башня», но при определенном обезличивании язык, дорогая моя, становится единым. Такой язык всегда существовал. О нем пишут писатели, но… хотя может и учат уже в школах. Зеленой, то есть неуверенной нитью ответ лежит в рисунках — мы все на этой планете вместе. Я — твой друг, будь ты хоть кем, потому что я был создан твоим другом, а ты моим. Земля так сделала. А то, что ты Газ Мерлутов, или Анастасия Кириенко, или Пердуча Фертолыскова, или Коспис Льюкортый — абсолютно неважно, даже если у тебя три сиськи — это даже на руку. Забудь про дедушку, который прошел Великую октябрьскую афганскую войну, ты — человек. Я не стал восклицательный знак ставить, патетики итак много кажущейся. «Работай» с людьми: чихнул убийца Сесиль Бернье — пересиль свое Я, пожелай «будь здоров!» — сердце испугается, разум будет противиться, но ты выйдешь ИЗ СЕБЯ. Тело нужно только для осознания себя участвующим в этом бесконечном процессе. А не для исполнения его требований.

    Поэтому твое высокомерие всегда будет встречено улыбкой Бога — «хочешь улететь?) Ха. Ну, можешь, но до Луны и обратно!». — «Хорошо мама, я вернусь, мы с Петей на Марсе построим пару песочниц». — «Не забудь, вам скоро с остальным человечеством сдавать экзамен на эзотерическое восприятие мира и принятие всего сущего». — «Да-да, мам, хорошо». Чтооо???

    25 апреля 2012 | 16:38

    Технический прогресс. Повышение комфорта, безопасности жизни. Симфония разрушения. Процесс пиления сука, на котором сидим мы с вами. Процесс, составляющие которого, чуть больше, чем за час, блестяще показаны нам Годфри Реджо под соответствующее музыкальное сопровождение, созданное Филипом Глассом.

    Освещенные солнцем облака, внезапно практически полностью скрытые налетевшими черными рваными тучами. Залитые солнцем величественные стены каньона, минуту спустя осыпающиеся вниз под действием зарядов взрывчатки, оказывающиеся под колесами самосвалов и гусеницами экскаваторов. Лица людей, привыкших к окружающему хаосу, апатично наблюдающих за ним, будучи не в силах что-то изменить. Неморгающий взгляд пилота реактивного самолета. Позднее, не моргнув, он сбросит кассетные бомбы на города-микросхемы.

    Фильм, начинающийся с медитативного созерцания красот природы, ближе к концу скатывается в головокружительный водоворот сцен окружающего нас безумия.

    Финальная сцена. Икар, в своем стремлении к Солнцу, взлетел слишком высоко, и оно расплавило воск, скреплявший его крылья. Долгое падение вниз. Падение, свидетелем начала которого стал объектив кинокамеры режиссера. Падение, свидетелями начала которого являемся мы с вами.

    9 из 10

    16 апреля 2010 | 02:24

    Это творение явно на любителя.

    Я увидела высокий рейтинг, прочла отзывы, решила, что это что-то невероятное, но оказалось… Нет, я не хочу сказать, что это неинтересно, но уж слишком затянуто и честно говоря я ели ели досмотрела до конца. Эмоций каких-то особенных у меня это видео не вызвало. Ну да, мы разрушаем планету, не даром фильм начинается с чистой природы переходя на заводы, атомные станции и т. д., ну да, бегаем мы туда сюда из пункта А в пункт Б, ну да, много есть людей бомжующих, живущих в ужасных условиях — но все это для меня не вызывает никакого интереса, я жизнь знаю и вижу ее. Может фильм бы и понравился, если бы был короче на половину, а то затянулось/перетянулось: большинство кадров хоть и оригинально смонтировано, но шли чересчур долго и вообще половина их не нужна. Мы сами, городские жители, все видим, или это для деревенских жителей снимали, чтоб они увидели как мы живем ну или для людей которые ходят глядя лишь под ноги и не замечают совершенно ничего вокруг (тогда мне жаль таких людей)!?

    Ну не могу я поставить этому фильму высокую оценку, не привел этот фильм меня в восторг и смотреть его больше не планирую.

    Тем не менее, я представляю, какого труда стоило все это отснять, выбрать лучшее (возможно именно потому, что автор считал практически все очень хорошим и получилось так много отобранного…), склеить, потом написать к этому музыку. За труд, который достоин уважения я ставлю оценку выше, к тому же этот фильм все-таки многим нравится, но я остаюсь при своем мнении.

    6 из 10

    23 февраля 2009 | 00:51

    Кояанискатси (ko.yaa.nis.qatsi) на языке индейцев хопи означает: 1. сумасшедшая жизнь. 2. жизнь в беспорядке. 3. жизнь вне равновесия. 4. разрушение жизни. 5. состояние жизни, которое диктует новые условия существования.

    В своё время Тайлер Дёрден продвигал в народ смелые идеи о том, что будет, если стереть большую часть человечества с лица земли и насладиться матушкой природой в её привычном состоянии; дать волю растениям, стихиям и животным, проснуться однажды утром и обнаружить себя в девственных джунглях, получивших наконец-то полную и заслуженную свободу. Никаких пыльных дорог и заблеванных переулков, никаких неоновых огоньков и пестрых вывесок, полное отсутствие шума машин и вечного людского нытья. Земля, такая, какой она, в общем-то и должна быть.»- Представь, — говорит Тайлер, — лося, бредущего мимо разбитых витрин супермаркета и гниющих куч красивых платьев и фраков на плечиках. Мы будем носить одну одежду из кожи, которой нам хватит на всю жизнь, и карабкаться по стволам лиан толщиной с руку, которые обовьют небоскребы. Как в сказке о Джеке и волшебном горошке. Вскарабкаешься выше крон влажного леса, а там воздух такой чистый, что можно рассмотреть крошечные фигурки людей, молотящих зерно и раскладывающих полосы кабаньего мяса вялиться на протянувшейся на тысячи миль и раскаленной августовским солнцем пустой восьмирядной скоростной автострады.» (с) Тайлер Дёрден

    «Кояанискатси» — это взгляд не с чьей-то определенной стороны, это просто камера, повисшая где-то в вечности и сухо показывающая метаморфозы, происходящие на нашей планете. От обычных пейзажей до впечатляющих потоков облаков, которые ласково обволакивают вершины гор, от невероятно чистых озер до плотных туманов. Зритель просто погружен в этот волшебный и молчаливый мир, очарован и поглощен великолепным музыкальным сопровождением, которое, пускай, и представляет из себя всего одну тему, но здорово обыгранную в нескольких вариациях. Можно пойти дальше и представить себе нашу планету ещё во времена динозавров — с огромными хищными цветами, стрекозами длиной в метр и невероятными пейзажами, которые сейчас подойдут только в качестве декораций к фантастическому триллеру. А потом все резко меняется — появляется человек, который, само собой, начинает все портить. Заново отстроенный мир и красив и знаком, но он так сильно портит впечатление от тех минут, когда мы смотрели на нетронутые людьми места, живущие своей прекрасной, гармоничной жизнью. шум и развлечения, реклама и азартные игры, прогресс и техника — все это представляет собой медленный процесс саморазрушения. Простая истина, преподанная под необычайным соусом.

    »- Представь себе, что ты сажаешь редиску и картошку возле пятнадцатой лунки заброшенного поля для гольфа. Или охотишься на лосей в сырых лесах на склонах каньона вблизи от развалин Рокфеллер-центра, или собираешь корнеплоды возле каркаса Космической Иглы, наклонившейся под углом в сорок пять градусов. Мы распишем фасады небоскребов и превратим их в наши гигантские тотемы и вампумы. Каждый вечер то, что уцелело от человечества, будет собираться в пустых зоопарках и запираться в клетках, чтобы не подвергнуться нападению медведей, диких кошек и волков, которые будут по ночам взирать на нас через прутья решеток.» (с) Тайлер Дёрден

    Проект все-таки заинтересовал аудиторию, ибо каждый отзыв полон восхищения и едва ли не поклонения этой картине, которая не сказала ничего нового, но зато отразила крик души очень многих людей. Я по окончанию просмотра лишь вернулась мыслями к диалогу Мистера Дёрдена и подумала, что, наверное, не отказалась бы от того, чтобы снова увидеть Землю в первозданном состоянии. «Кояанискатси» не предъявляет претензий, а просто показывает, не обвиняет и не уличает, а ставит перед фактом. Может, поэтому, каждый пускается в свои размышления после этого чувственного и красиво сделанного кино.

    10 из 10

    25 августа 2011 | 16:20

    И посмотрел Господь на Землю. И не понравилась она ему. И поставил он этой планете ноль.

    Глазами Всевышнего в 1982-м стала камера Годфри Реджио и его оператора Рона Фрике, которые на протяжении семи лет совершали вояжи по всему свету, охотясь за редкими и уникальными кадрами. В итоге при посредничестве композитора Филипа Гласса удалось сотворить нечто, что можно назвать «Взглядом на Землю извне».

    Сегодня, когда образная мощь Koyaanisqatsi несколько поблекла, поскольку за истекшую четверть века фильм был так активно растаскан на кадры клипмейкерами, все это время кормившимися и паразитировавшими на нём, что, казалось, его воздействие должно было заметно снизиться. Однако чем сильнее мир продолжает преклоняться перед цивилизацией, а процесс этот идет по нарастающей, тем сильнее оказывается впечатление от творения Реджио.

    С тех самых пор — вот уже тридцать лет — Реджио стал едва ли не самым тиражируемым режиссером мирового кино: его наработки и приемы пустили в обиход многочисленные телеканалы, повсеместно задействовав их в заставки, клипы и ролики. Поэтому, «Кояанискаци» можно назвать «самым эксплуатируемым фильмом» мирового кино, именно по этой причине не производящим изначального неотразимого эффекта на зрителя.

    Показательно, что за этим новаторским творением стоит человек, не имеющий специального киношного образования и оттого (по его собственному признанию) бесконечно счастливый. Визионер и пророк, нештатный гуру канала MTV, который продолжает вдохновляться именно магической аурой кинематографа, однако при этом оперативно задействует все визуально-музыкальные новации. Он терпеть не может компьютеры, но регулярно и использует этот ресурс в своих фильмах.

    Он родился в 1940-м году в Новом Орлеане. В 14 лет был принят в католический орден Братьев Христа и намеревался стать монахом. Следующие 14 лет он провел в молитвах, постах и молчании. Но в 1968-м, в год студенческих волнений, 28-летнего послушника изгоняют из монастыря за …вольнодумство и антирелигиозную пропаганду. Еще через 14 лет (опять четырнадцать!) ослушник Реджио встает в один ряд с такими классиками неигрового кино, как Дзига Вертов и Артавазд Пелешян. Вместе с последним он исхитрился увидеть нашу планету как единое целое — от полюса до полюса — и показать ее через временные фильтры — замедленное и ускоренное течение жизни.

    В «Кояанискаци» режиссер-неофит апеллирует к бытийному опыту, причем не только человечества, а как бы всего мироздания. Он совсем отказывается от слов и текста, отдавая предпочтение музыке, как более глубокой и совершенной форме коммуникации. Музыка произрастает из индуистских обрядовых песнопений, будто оплодотворяя изображение, равно и наоборот: видеоряд одухотворяет саундтрек.

    Koyaanisqatsi — первая часть трилогии Реджио. Основное внимание концентрируется здесь не столько на людском сообществе, сколько на главном соблазне цивилизации — индустриализации. Мир фильма — текущее и стремительно изменяющееся «броуновское движение» людей-молекул, которые стали зависимы от достижений прогресса, как наркоманы, основательно подсевшие на кокаин, как киноманы — на … фильмы Реджио.

    Образы, изъятые режиссером из реальной жизни, предстают в невербальной и нелинейной форме, превращаясь в эдакий киноконцерт, ключевые темы которого — органная прелюдия (написанная будто бы не современным композитором Глассом, а Бахом), сопровождающая движение облаков, взрывы домов…, и скерцо, наложенное на все стремительно двигающееся — конвейеры, автострады, само время… И хотя ритмы меняются, по мере приближения к финалу от этого аудио-видеоряда веет все более и более непереносимой тоской.

    Реджио противопоставил руины древних цивилизаций современным небоскребам, еще за 20 лет до «второго пришествия» — атаки башен-близнецов — показав, как уязвим и непрочен современный мегаполис. Его многоэтажные дома складываются под взрывами и превращаются в груды пыльных камней так же легко, как падает на Землю устремленная в небо ракета. Из этого контраста, столкновения двух начал — природы и цивилизации — произрастает апокалиптическая картина мира.

    Понятно, что это и есть тот самый «последний и решительный бой» человечества, вступившего в конфликт с самим мирозданием. И, скорее всего, эта война будет идти до полного уничтожения одной из сторон. Не трудно догадаться, какой именно…

    5 сентября 2012 | 18:56

    Первый вопрос, который возникает после просмотра: «А где-то там, за какой-то высоткой, действительно прячется… такая… луна?». В этом фильме приковывает все, даже самые безумные картины безумной жизни, чарует даже разрушение, как бы это отвратительно ни звучало. Разрушение находит свои этимологические корни в движении — и здесь этот момент передан с такой точностью, как нигде до этого.

    Статические картины, сменяющиеся динамическими, заставляют остановиться и подумать о невыносимой скорости движения, полета, ходьбы человека, луны, ракет, самолетов, машин, танков, высотных зданий. Да-да, не избежали движения и они, разрушаясь, шевелясь, сотрясаясь. Параллельные ряды разноцветных машин и монохромных танков, полных жизни высоток и разрушенных домов

    Выискивать гармонию в содержании фильма не стоит. А вот в его форме — сколько угодно.

    1. Обрамляющая наскальная живопись встречает нас в самом начале картины и провожает перед титрами.

    2. Присутствует четкая композиция, заключающая в себе семь эпизодов.

    3. Музыка Филипа Гласа. Позвольте, господа, что может быть гармоничнее, стройнее, мелодичнее музыки Филипа Гласа. Только вот не совсем понятно, чем же все-таки руководствовались создатели сериала «Клиника», помещая эту музыку фоном тяжелого взгляда уборщика. Еще более затрудняет вопрос о том, зачем она понадобилась Звягинцеву в «Елене». Оставим.

    Жизнь за гранью, жизнь вне баланса, сумасшедшая жизнь. Она не на полтора часа`Кояанискатси», а камнем на всем человеческом существовании.

    21 декабря 2015 | 01:53

    Нестандартный для современного масс-культурного бэкграунда труд бывшего католического монаха Реджо демонстрирует нам приличное количество парадоксов, как по теме «труда», так и в содержании самого фильма.

    Безусловно, традиция культурного пессимизма далеко не нова, потому Реджо в общем-то становится на подготовленную и удобренную почву. Базовым становится подспудно распространенное в 70-80 гг. ХХ в. в русле наступившего философского постмодернизма разочарование в идеалах возрожденческого гуманизма. Идея о центральном положении человека в природе ставится в «Койаанискатси» весьма резко и не менее резко проблематизируется. Фильм собственно и является кинематографическим ответом на претензии этики и философии Ренессанса и т. д. Властитель природы от нее отрекся, создав свою собственную. При этом полагается, что человек потерял нечто важное со своим окончательным разрывом с природой.

    Но вот и первый парадокс Реджо: он, христианин критикует современную цивилизацию за забвение природы. Однако он позабыл, что важным шагом на этом пути было именно христианство, провозгласившее приоритет внутреннего самосовершенствования над всем остальным. В те времена идеалом было достижение личной святости. Данная идея в том числе, и привела впоследствии к невниманию человека христианского к природе как основе основ. Секуляризация христианства повлекла за собой современную идеологию «царя природы». Путь был долог, и здесь нет времени его описывать, но он был. Получается, что католик критикует современное человечество с не совсем христианских позиций. А если точнее, то скорее с неоязыческих.

    Другой парадокс заключается в следующем. Автор усиленно критикует иррационализм современного развитого капитализма, однако с «конструктивом» у него сложности. Что взамен — иррационализм Средних веков, первобытных времен, «развитого социализма»?.. Как написано в одной книге — «больная совесть просто болит, и все». Впрочем, некий идеал был нарисован в следующем фильме «Поваккатси». Неудивительно, что он типологически схож с идеалом руссоистским.

    Ну и еще один парадокс, очевидный. Критикуя массовое общество, его технологизм, уничтожение «духа» и души современного человека, Реджо пользуется, как принято считать, одним из самых мощных оружий в деле такого уничтожения — кино. Возможно поэтому «Койаанискатси» настолько пассивно-созерцательно. Автор словно смиряется с собственным диагнозом, понимая, что ничего нельзя изменить.

    Под стать идеям и методы. Выдерживание планов до одури, изматывающе-повторяющиеся фрагменты музыкальных композиций Гласса призваны истощить ресурсы восприятия зрителя. Реджо словно намеренно повторяет основные ритмы современной жизни в своем произведении, дабы не мытьем, так катаньем убедить смотрящего в своей правоте. Что ж, это получается, но ценой изматывания зрителя. Все-таки нехватка чисто киношного профессионализма сказалась. Хотя о необходимости катарсиса Реджо все-таки не забыл и последние минут 10 зритель расплывается как от внезапного «сброса давления», так и от нахлынувшей эмоциональной разрядки.

    Безусловно, режиссеру удалось попасть в тренд своего времени, о чем выше было уже сказано. Помимо постмодернистских идейных параллелей, «Койаанискатси» созвучно другому движению конца ХХ века — «нью-эйдж», возвестившему возврат к мистике, интерес к восточным духовным практикам и прочим атрибутам «несовременного» человеческого опыта. Также выход фильма по времени совпал с первыми политическими успехами экологизма на Западе.

    Собственно плюсы и минусы фильма очевидны. В непривычной манере подняты важнейшие вопросы человеческого существования. При всей спорности главное в данном труде Реджо, это конечно постановка вопроса, а не его решение. Но все-таки «Койаанискатси» в своей прямоте несколько примитивно. В нем нет намеренной провокативности, хотя она и достигается другими методами. Автор в «исполнении темы» излишне серьезен, и понятно почему. Однако проповеди читать с киноэкрана — способ не лучший. Всегда можно задать не менее провокационный вопрос: что такое «Койаанискатси» по сравнению с антропологическими исканиями Фейербаха и Фромма, Хайдеггера и Ницше?

    Впрочем, надо отдать и должное — многие чисто кинематографические методы Реджо вошли в арсенал многих документалистов. Свою роль сыграла и музыка. Самые чарующие её фрагменты сходны с церковными хоралами и словно звуком иллюстрируют скорбь по человеку. Поэтому для многих ищущих «Койаанискатси» наверняка станет откровением и приглашением в мир другого кино.

    8 из 10

    2 мая 2011 | 21:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 КояанискатсиKoyaanisqatsi1982
    2 ПоваккатсиPowaqqatsi1988
    3 Душа мираAnima Mundi1992
    4 НакойкациNaqoyqatsi2002
    подробнее

    Новости


    Американская киноакадемия назвала обладателей статуэток премии «Оскар», вручаемых за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Ими стали режиссер Жан-Люк Годар, актер Илай Уоллак, историк кино и документалист Кевин Браунлоу. Почетную премию Ирвинга Талберга получит Френсис Форд Коппола(...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Апокалипсис сегодняApocalypse Now8.125
    186.Хоббит: Пустошь СмаугаThe Hobbit: The Desolation of Smaug8.124
    187.Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind8.122
    188.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.122
    189.Принцесса МононокеMononoke-hime8.120
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.ОноIt94.11%
    17.ГенийGenius93.94%
    18.Голос монстраA Monster Calls93.80%
    19.Великая стенаThe Great Wall93.71%
    20.Джейсон БорнJason Bourne93.71%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    1+1Intouchables526
    5-я волнаThe 5th Wave99
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass24
    ВаркрафтWarcraft79
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War141
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.244
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.890
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.549
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.172
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры