всё о любом фильме:

Последнее танго в Париже

Ultimo tango a Parigi
год
страна
слоган-
режиссерБернардо Бертолуччи
сценарийБернардо Бертолуччи, Франко Аркалли, Жан-Луи Трентиньян, ...
продюсерАльберто Гримальди
операторВитторио Стораро
композиторГато Барбьери
художникФилипп Тюрлюр, Джитт Магрини
монтажФранко Аркалли, Роберто Перпиньяни
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.4 млн,    Италия  15.2 млн,    Германия (ФРГ)  5.2 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг NC-17 лицам до 17 лет просмотр запрещен
время129 мин. / 02:09
Номинации:
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Действие происходит в Париже конца шестидесятых. Сорокапятилетний американец потрясен недавней смертью жены, он считает себя виновным и находится в состоянии глубокой депрессии.

Отчаянно цепляясь за жизнь, он знакомится с юной парижанкой, странной и эксцентричной девушкой, намного его моложе. Их связь переходит в страсть, доходящую почти до умопомрачения, страсть, пределы которой даже трудно представить…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Любопытно, что образ Тома, Бернардо Бертолуччи намеренно создавал как пародию на одного из идеологов новой волны французского кино режиссера Франсуа Трюффо.
    • Многие реплики Пола были импровизацией Марлона Брандо, которому не нравились фразы его героя, прописанные в сценарии.
    • Полный вариант фильма имеет хронометраж 136 минут.
    • Марлон Брандо после этого фильма 20 лет не разговаривал с Бернардо Бертолуччи.
    • Первоначальная режиссерская версия фильма длилась более четырех часов.
    • Актер Жан-Пьер Лео, сыгравший роль Тома, так волновался встретиться с Марлоном Брандо, что все сцены с его участием снимались по субботам, когда Брандо не работал. В итоге, за все время производства фильма Лео так и не познакомился с легендарным актером.
    • На главные роли рассматривались Жан-Луи Трентиньян и актриса Доминик Санда, но оба актера отказались от участия в фильме.
    • Первоначально музыку для фильма должен был написать композитор Астор Пьяццолла, который даже написал для Бертолуччи демо-версию аргентинского танго. Но в итоге режиссер предпочел ему джазового композитора Гато Барбьери, посчитав его музыку более чувственной.
    • По словам режиссера Бернардо Бертолуччи, замысел картины родился из его собственной сексуальной фантазии — «встретить на улице прекрасную незнакомку и заняться с ней сексом без всяких обязательств, так и не узнав даже ее имени».
    • По словам актрисы Марии Шнайдер, самая известная эротическая сцена фильма была импровизацией Бертолуччи и Брандо, которые решили изменить сценарий в последнюю минуту и не стали ее предупреждать. Актриса призналась, что после съемки она находилась в состоянии шока, а ее слезы в кадре были настоящими.
    • Премьера фильма состоялась на фестивале кино в Нью-Йорке 14 октября 1972 года.
    • После того, как фильм «Последнее танго в Париже» вышел в Европе, в суде итальянского города Болонья за «распространение порнографии» было открыто дело на Бернардо Бертолуччи, Марлона Брандо, Марию Шнайдер и продюсера картины Альберто Гримальди. Вскоре все обвинения с кинематографистов были сняты, наказали лишь Бернардо Бертолуччи, который был лишен в Италии гражданских прав, включая право голосовать на выборах в течение пяти лет.
    • Шведский режиссер Ингмар Бергман после просмотра картины заявил, что вся история имела бы смысл, будь главными героями два гея. Бернардо Бертолуччи ответил, что считает эту критику заслуженной. Интересно, что вариант с гомосексуальными отношениями в центре фильма действительно мог состояться. Такая задумка была одной из альтернативных идей основной версии сценария фильма.
    • Через десять лет после премьеры фильма, в 1982 году студия United Artists выпустила новую версию картины, которая получила рейтинг R, вместо рейтинга Х, который был присвоен фильму Бертолуччи в 1972 году. Интересно, что в новой версии фильм «Последнее танго в Париже» стал короче всего на одну минуту.
    • еще 11 фактов
    Трейлер 01:27
    все трейлеры

    файл добавилLowTable

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    «Последнее танго в Париже» принадлежит к небольшому числу тех произведений искусства кино, значение которых, наверно, только возрастает с течением времени — а прошло уже более 35 лет (кстати, на кинофестивале в Риме в октябре 2007 года устроили специальный показ фильма по случаю этой даты). Скандальная история конца 1972 года по поводу выхода в обычных, а не неспециализированных кинотеатрах ленты с откровенными эротическими сценами многим помешала верно и точно понять эту выдающуюся картину всего лишь 32-летнего итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи, который, впрочем, успел зарекомендовать себя за целое десятилетие работы в кино, а прославился двумя годами ранее замечательным «Конформистом». Однако и гораздо позднее некоторые англоязычные издания, подобно «Видео Муви Гайд» или «Хэллиуэллс Филм Гайд», твердили о «Последнем танго в Париже» лишь как о «претенциозной сексуальной мелодраме». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 168 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Редко, когда я могу назвать просмотр фильма событием в моей жизни. Этот фильм — событие для меня, наравне с теми, которые происходят в реальности, переворачивая моё представление о чём-то. Гениальный, жизненный, абсолютно не пошлый фильм с великолепным актёрским составом. Моралистам и поборникам «традиционных ценностей» можно сказать только «полюбите жизнь и кино черненькими, беленькими их всякий полюбит».

    Они встретились в Париже, но разминулись, так как ничего не объединяло их, и не было никакого повода для знакомства и отношений у двух таких разных людей. Но в замкнутом пространстве внезапно возникло притяжение, страсть. Из-за боязни потерять это ощущение и разрушить хрупкую связь, подсознательно и его, и её тянуло встречаться только в комнате отеля — единственной свидетельнице их чувств.

    У неё были фантазии, которые воплотились в реальности ярче, чем она могла себе представить в самых смелых мечтах. Страх перед серьёзными отношениями с нелюбимым и нежеланным, неудовлетворённость, нереализованные амбиции сделали комнату в отеле её пристанищем, убежищем от ничем не примечательной, скучной судьбы почтенной мадам из класса парижских буржуа. У него не было смысла жить дальше после двойного предательства жены, которая сначала нарушила клятву верности, а затем оставила его одного в чужой стране, совершив самоубийство.

    Он казался ей сильным, загадочным, незаинтересованным в ней, надменным, умеющим поставить её на место, и, тем самым, невероятно притягательным и сексуальным. Она представлялась ему молодой, невинной, чистой и открытой — антиподом его покойной супруги. Их иллюзии не выдержали проверки реальным миром, в который их вытолкнула жизнь.

    Он решил рискнуть, снова наперекор всему своему опыту поверил в женщин, в жизнь, любовь и простое человеческое счастье. Это далось с большИм трудом, только после безнадежной попытки оставить её. Она выстрадала это расставание, она думала, что готова ради него на всё, а он просто исчез. Она зашторила окна и отдала консьержке ключ, ощутив неожиданную для себя лёгкость и определённость, и поместив произошедшее в тайники памяти своей души. Решившись недавно сломать свою судьбу для него, теперь она почувствовала себя готовой к жизни, которую навязывают и общество, и само её женское естество.

    Но для него всё было иначе, и вот он перед ней, пьяный, зависимый от неё, романтик, который кладёт свою жизнь к её ногам. Что может испугать человека сильнее, чем не прикрытое цинизмом и скепсисом неудержимое желание другого раствориться в нём без остатка? Да и никакой он не принц, так, обычный метрдотель без друзей и будущего, к тому же предлагает жить в деревне. И она, добившись своего, испугалась.

    Он заключил в ней всё, он рушит её жизнь, бежит за ней, заглядывая в её глаза, как побитая собака. И как избавиться от этого человека, как зачеркнуть, стереть, вырвать с корнем всё, что произошло между ними? Включились все защитные механизмы. Если убежать, то он не найдёт её никогда, он даже имени её не знает, но убежать не удаётся. Она чувствует свою вину перед ним, от этого она не в силах даже поговорить с ним, ведь он бы ушёл после откровенного разговора, но это так сложно — признаваться себе и другому человеку в собственных ошибках и легкомыслии, тем более, в двадцать три-то года.. Она не хочет слышать и видеть его настолько, что нажимает на курок, надеясь, что он исчезнет из её жизни, как ночной кошмар. На этом его агония заканчивается вместе со всеми пережитыми разочарованиями и несбывшимися надеждами. Не разряди она в него пистолет, он пробился бы в конвульсиях ещё некоторое время, так искусно, хотя и недолго изображавший из себя циника, мечтатель, романтик с открывшейся нараспашку душой, безнадёжно влюблённый и до последнего верящий в жизнь… сумасшедший.

    18 октября 2015 | 09:24

    Вот умеют же итальянцы красиво показать секс, любовь, женское тело. Фильм этот воспринимается как убедительный гимн страсти. Герои? Она — провокативная парижанка с шиком и шармом и совершенным отсутствием комплексов. Он — брутальный до жестокости, уморивший, вполне вероятно, предыдущую жену (потому что самоубийство вызывает сомнения) и теперь выплескивающий свой яд и отчаяние на кого угодно. Они случайно встречаются в пустой парижской квартире, которую героиня намерена снять для будущей семейной жизни. Он же — хозяин этой квартиры, не пришедший еще в себя от прежних событий. И вот завязка — она недвусмысленно ждет, цепляясь за мелкие предлоги, чтобы остаться, чтобы он, наконец, занялся ею по-настоящему. Предчувствует в нем силу, которой не хватает ей в ее собственном партнере.

    Их любовная страсть похожа на борьбу в партере, там она, собственно, и происходит. Их роли четко выписаны, она — очаровательный темпераментный зверек, он — брутальное чудовище. Но герой Брандо с нею жесток, как со случайной съемной девушкой, хотя она таковой не является. Она, мягко говоря, не возражает. Наверно, дело все — в группе крови, которая у них, на этот жизненный отрезок, одна. Но постепенно страсти утихают, число вариантов истаивает с каждым днем. Юная дочь Парижа все чаще задумывается о замужестве, о семье, где все будет проверено и размерено. Получив бесценный нужный опыт, сердце она не отдает никому. А вот он устал и до судорог боится остаться один, цепляется за нее, предлагает всего себя. И вот, ввиду трагической случайности, жизнь их разводит окончательно.

    Стоит ли говорить, что этот фильм сделан на одного актера — абсолютное воплощение мужественности и брутальности, здесь — с некоторым оттенком интеллекта. Брандо похож на своего героя из Трамвая Желание, хотя уже не обнажает блистательную мускулатуру. Тот герой был социально попроще, но тоже умел осчастливить женщину.

    Мария Шнайдер — неплохая партнерша для Брандо, пытается подтягивать, подпевать и даже подмяукивать своему великому компаньону, темперамент для роли у нее есть. Отдельное маленькое спасибо — за первый показ в кино конкурсных танцев, еще когда о них и не слыхивали. Даже Брандо, со своим скандальным внедрением на площадку, эту сцену не испортил.

    Джек Николсон в Сиянии сказал, что если играть, как это происходит в жизни, то это неинтересно. Надо по-другому, или вот на несколько градусов выше, как у Бертолуччи.

    10 из 10

    28 октября 2014 | 16:24

    Несомненно, Бертолуччи мастер своего дела и может называться одним из великих итальянских режиссеров. И у таких талантливых людей, как правило, свое собственное мироощущение, которое они реализуют в творчестве. Созданные ими полотна обычно таят в себе загадку и являются предметом долгих споров и дискуссий среди поклонников и случайных зрителей. Кто-то окрещает их шедеврами, кто-то — не более, чем безвкусицей. По-своему правы и те, и другие, но редко кому удается постичь истинный смысл переданного автором.

    Поэтому я не буду говорить какие-то непонятные слова в надежде на то, что меня правильно поймут те, кто видел и еще только собирается лицезреть сей «шедевр». Так, КАК я понял основную мысль автора и сумел ею насладиться. Ничего этого не будет.

    С точки зрения значимости и фундаментальности фильм ничего из себя не представляет. Бертолуччи вроде не старый развратник, подобно Тинто Брассу, а все туда же. Кино щедро сдобрено эротическими сценами, неуемность режиссера в этом деле просто поражает. Может, ему доставляло удовольствие наблюдать за обнажением звезды первой величины Брандо и его малолетней подружки; а может, он добивался, чтобы фильм проштамповали одним из запрещающих рейтингов, тем самым отметая все незрелые, не сформировавшиеся умы, которым данное диво никак не предназначается. Тем более остается неясным, как влияют на понимание фильма сцена с сидящей на толчке Шнайдер или детальное обсуждение сексуального опыта ее героини.

    В общем, среди обилия похабщины, фильму в реальности не хватает эпизодов, которые бы глубже раскрыли персонажи главных героев. Бертолуччи слишком увлекся телесно-чувственной стороной дела, нежели изучением души.

    18 июня 2007 | 11:17

    «Если мы признаем как не допускающий исключений факт, что все живое умирает, возвращается в неорганическое, по причинам внутренним, то мы можем, лишь сказать, что цель всякой жизни есть смерть, и, заходя еще дальше, что неживое существовало прежде живого… Наши инстинкты, эти сторожа жизни, первоначально были спутниками смерти»
    Зигмунд Фрейд


    I. Путь к шедевру.

    Скорее всего, у каждого человека интересующегося кино, есть фильм, который в большей степени повлиял на его мировоззрение. Часто его называют «своим фильмом», «родным», «личным». Эпитетов может быть много.

    До сегодняшнего дня у меня не было «своего» фильма. Перед просмотром великих картин я всегда испытываю страх, трепет, волнение: вдруг не проникнусь? Вдруг не понравится?

    Слава богу, что «Последнее танго в Париже» не значится в «крупных кругах» великой картиной. До момента просмотра картины, я знал только то, что в ней преобладают сцены эротического характера. Но мне, дорогу к просмотру фильма положил совсем не этот факт.

    Главную мужскую роль исполнил уже полюбившийся Марлон Брандо. Это и расположило меня к просмотру.

    II. Что касается фильма…

    По словам Бертолуччи, идея фильма «Последнее танго в Париже» родилась из его сексуальной фантазии «встретить девушку своей мечты на улице и заняться с ней сексом, при этом, не зная даже её имени».

    Фильм рассказывает историю 45-летнего американца Пола (Брандо), тяжело переживающего самоубийство жены, владелицы небольшого отеля в Париже, и его случайной знакомой, юной француженки Жанны (Шнайдер). Разочаровавшись в жизни, Пол утратил доверие к людям, но Жанна заставляет его отказаться от затворничества в пользу диких сексуальных игр. Для молодой буржуастки связь со зрелым мужчиной была лишь интрижка. Их сексуальные отношения развиваются по известной схеме: дочь — отец. Поэтому Жанна с легкостью принимает от него унижение и позволяет, словно маленькую девочку, купать себя в ванне. В одном из последних эпизодов она напяливает военную фуражку погибшего отца на любовника.

    Приняв правила рискованных и пугающих отношений, Жанна вскоре пытается разорвать эту странную связь…

    III. Кое-что ещё:

    Почему я озаглавил свой отзыв именно так? Бертолуччи открыл мне глаза. Он взял мою шальную голову, немного потряс, в конце окунул её в таз с грязной и холодной водой.

    Почему мы живем так? Так, как живет Жанна? Почему хотим знать «имена»? Постоянно грузим свой разум формальностями, какими-то планами, целями. Почему не уделяем должного внимание чувствам, эмоциям, ЖИЗНИ в конце-то концов. Всю свою жизнь мы проживаем в образе робота.

    Бертолуччи рисует нам Пола, символизируя и воспевая в нём все признаки настоящей жизни. Жизнь должна быть чиста. Должна быть лишена штампов и подписей.

    Вся проблема состоит в том, что с самого детства родители грузят нас своими предрассудками, устоями повседневной жизни, моральными ценностями. Насильно впихивают в юное сознание все те нормы поведения, нравы.

    Они хотят добра. Но, получается всё наоборот. В итоге вырастает кукла. Даже не личность. Просто кукла, которая никогда не знала жизни. Которая, боится жизни…

    Бертолуччи презирает человечество. И правильно делает. Ведь последнюю нитку мы режем. Последнюю каплю — выпиваем. Последнее танго — забываем.

    2 января 2009 | 19:58

    Могут ли отношения двоих быть просто отношениями мужчины и женщины, без их прошлого, их настоящего, их мыслей о будущем, без людей, без мира вокруг?

    Возможно ли «снять комбинезоны и стать просто мужчиной и женщиной»?

    И бывает ли такой любовь? Или это просто страсть, сумасшедшая и безудержная, такая же как танго. Природа, физика, страсть, которая не имеет право на продолжение…

    Об этом фильм.

    20 января 2010 | 16:12

    Из простой фантазии о ночи с незнакомкой Бертолуччи сделал оду эмоциональному взрослению, безумству страсти и эгоизма и сознательному отказу от них. Музыкальное сопровождение очень точно подчеркивает гротескность происходящего пронзительными звуками саксофона. А какая-то обыденность в показе эротических(а в то время чуть ли не порнографических) сцен уводит нас от эпатажа к искусству, где память сохраняет лишь истинную суть произведения. Молодая Мария Шнайдер слегка терялась на фоне действительно гениального и неоспоримо яркого в этой роли Брандо, но так ведь и положено по сюжету, в котором вся буря представленных эмоций зарождается именно в ехидной ухмылке и грустном взгляде великолепного Марлона. Лишь изредка глаз устает от сумасшедшего поведения Пола или от наивной восторженности Тома, но все это мгновенно забывается при виде красоты, поэтики и выверенности финала. Наблюдая такую точность развязки невольно вырывается вздох неожиданного понимания того, что так все и должно быть и никак иначе.

    Вы снимаете эту квартиру?

    Экспрессивно печальный мужчина в возрасте и уверенная в своей молодости и красоте девушка недалеко от груды поломанных вещей в квартире с прогнившими полами, грязными окнами и разбитыми мутными зеркалами. Его агрессивное исступление удачно встретилось с ее любопытствующей готовностью к неизведанному породив ту самую искру, из-за которой впоследствии приходится бежать на вокзал встречать поезд растрепанной и без чулок. А там внезапно камера и романтические слова — обидно слегка, но все же льстит и интересно. С другой стороны окровавленная ванная в сомнительного вида гостинице и бесконечные вопросы, вопросы, вопросы…

    Никаких имен.

    Не готовая полностью отдать себя благопристойной возвышенности слов для пленки, в которые ее жених Том, кажется, искренне верит, Жанна бежит в страну без забот, где все так ново и притягательно. А там ее уже ждет Пол, стремительно убегающий от ответа на вопрос: почему его жена Роза покончила с жизнью?

    Один хочет забыть, другая — чтобы было что вспомнить. Пол напорист, упрям и силен, а Жанне он слишком интересен, чтобы уйти, ведь с ней никто и никогда так еще не поступал. Поэтому никаких имен, никаких рассказов, никакого прошлого в этой квартире, все это осталось за ее обшарпанными стенами.

    Расскажи о своем детстве.

    Фантазия воплощена, голод утален — что же дальше? Любопытство, азарт, игра, из которой так сложно выйти. Ведь Пол настолько невыносим в своих смешной грубости, мальчишеской пошлости, жестокой непреклонности, что невольно с нетерпением ожидаешь, когда же этот хам, шут и циник снова появится в поле зрения. А тот тем временем мечется от тоски до неистовства, то холодно прозаично, то эмоционально, устраивая, порой, из этого целое представление.

    Я не смогла от тебя уйти.

    Боль, обида, слезы и беззаботный дурачливый смех. Жанна не может от этого уйти, она уже полностью в его власти, с головой в этой истощающей игре, где нет никаких рабочих комбинезонов, а есть только мужчина и женщина, или, точнее, мальчик и девочка — все просто и понятно. Но ему, кажется, все равно — ведь чемодан уже собран, можно начать все заново.

    Успеха вам с последнем танго!

    Неожиданно все становится ясно: эта квартира воняет, здесь все прогнило и она слишком дорогая — здесь нельзя жить! Но игра еще не закончена, она просто приняла новый оборот: теперь в представлении участвуют имена — ставки поднялись. Ведь танго — это всего лишь ритуал. Пол рассказывает про любовь за пределами квартиры, избегая расспросов о жене, которая так и не оставила предсмертной записки и которая делала из своего любовника своего мужа: такого же, без которого она не могла жить, и одновременно другого, с которым смогла бы выжить. Даже мать Розы не может возразить ни на одно из безумств бывшего мужа дочери, для которой, как и для Жанны, оставалось всего два выхода, но она не в силах была выбрать второй.

    25 апреля 2011 | 05:52

    Потрясающий фильм и потрясающая атмосфера. Никогда не считала Брандо великим актером, но в этой картине он меня просто поразил.

    Во-первых те, кто считает, что это кино о любви и сексе, заблуждаются в корне. Обилие эротических сцен и случайная связь с юной актрисулькой — это всего лишь попытка одинокого и глубоко разочаровавшегося в жизни человека в последний раз испытать что-то сильное, яркое.

    Девушка тоже существо экзальтированное. Она актриса и этим все сказано. То, что она играет в кино, ей страстно хотелось бы испытать и в жизни. И если бы она не встретила этого случайного мужчину, вероятно ей бы никогда б не довелось испытать те эмоции, которые были ей так нужны для роли, для самой себя…

    Лично мне как зрителю сразу стало ясно, что со стороны Пола эти шашни с Жанной глупая детская игра. То, что он пытается забыть, то есть самоубийство жены — для этого нужны годы. Он же устал ждать и страдать, и отчаянно делает последний рывок. Прыжок в высоту, подобный танцевальному па какого-нибудь Танго.

    Девушка влюбляется в него, но ведь и эта любовь не зрелая. Мечтатель никогда не поймет скептика. Так же как и слепой зрячего. В этом огромная разница между ними, а не в возрасте, образе жизни или в том, что у одной все только начинается, а другой мечтает только о том, чтобы все побыстрее закончилось.

    Депрессия и страх перед неизбежным — вот что гениально и совершенно правдоподобно разыграл как по нотам Брандо. Такой достоверной игры я, честно, давно не видела.

    Фильм я считаю очень сильный и в нем, как ни странно, нет ничего лишнего и уж тем более пошлого. Артхаусным я его тоже же не считаю. Это длинное красивейшее полотно созданное мастером и подаренное зрителям настоящее кино. Всем рекомендую!

    6 ноября 2009 | 12:46

    Начнём с того что если присутствие абсолютно обнажённого женского тела мешает зрителю думать, то смотреть этот интеллектуальный шедевр, не стоит. Следующая мысль приходящая в голову: что делает абсолютно голая женщина в интеллектуальном шедевре? К счастью, а может и к сожалению, но без секса наш мир не был бы таким какой он есть (под сексом здесь имеется в виду любовь). В фильме эти два слова — синонимы.

    Поначалу меланхоличный и жестокий главный герой пытается пережить ужасную трагедию, разрушившую его относительно счастливую жизнь. Появление той самой женщины, вернее девушки, становится для него чем-то вроде дара. Шанс начать всё с начала.

    Интеллектуальные фильмы не отвечают ни на какие вопросы, они дают ощутить себя живым. «Танго» — один из самых живых фильмов, даже те странные моменты фильма кажутся более нормальными, чем самые правдоподобные. Но и это не главное.

    Бертолуччи удалось изобразить на экране полностью выпотрошенного человека, у которого хватило сил снова полюбить жизнь со всеми её проблемами. Немного жаль, что главная героиня, сумевшая убедить всех кого можно в том, что её любовь сильнее всего на свете, оказалась последней сволочью. Такова наша жизнь.

    1 марта 2011 | 21:33

    Что вы знаете о Париже? Карамельная сладость, липкая ласка: утомленный, истоптанный, старомодный. Злачные места по следам Бальзака, гниющая буржуазия, дворцы маркизы ангелов, Бастилия, костры, ведьмы, перевороты, философы и хрустальная пирамида Лувра — ей так скучно, ему так одиноко. Он стареет, лысеет и сыплет грязными словечками, раздевая свежую красавицу глазами и пальцами, перепачканными маслом. Она цветет, и нежный розовый цвет на щеках и груди уже смущает взгляд. Дитя, кто тебя выдумал? Округлая, томная, в невинном белом платье, ты уже поднимаешь подол, показав темные завитки на лобке. Беспечная француженка в очаровательной дымке нетронутой юности, американец с импозантной внешностью, сединой и трупом самоубийцы-жены. У них есть вечный город любви, сжатый до одной полузаброшенной квартирки, где удобно снять лишнюю одежду и почувствовать чужую кожу, такую несовершенную, с едва заметными ранками и родинками у сосков. Это лишь точка в эгоцентричном пространстве, где в пустоте слышен монотонный гул падающих капель, это всё игра, кадр, в глубине которого промелькнет безвкусная шляпа с фальшивыми цветами и такая же безвкусная жизнь.

    Бернардо Бертолуччи показал внутренний и внешний мир как отражение в Сене, где каждая рябь, каждая вибрация отдается по другую сторону глади. Даже заретушировав героев показной эротичностью и выставив их наружу самым сокровенным и постыдным, он прежде всего писал портрет отношений. Смущавший своей физиологичностью тогда и сейчас, но всё равно упоительный своей искренностью и беспомощностью в сцене финального катарсиса. Кино лишь на первый взгляд казалось претенциозной мелодрамой, возникшей из фантазий о быстротечной встрече с прекрасной незнакомкой (о, мужчины!). Как сказали бы сейчас: «это больше, чем секс». Больше, чем просто интрижка, случайное увлечение, эта горько-импульсивная страсть. Ведь непостижимой на житейском уровне кажется интимная история Поля и Жанны, вся обреченность и глубина их взаимоотношений. Чисто архетипичная красавица, только утянутая на ложе слишком быстро, пока замок ещё не обставили ничем, кроме скрипящего матраса, и чудовище, излишне ненасытное и развлекающее свою девочку скабрезными измышлениями. Его чувства — это огрубевшая сила, экзистенциальный мотив «последнего танго», фатальная одержимость, прикрытая желчными словами человека, избавившегося ото всех иллюзий. Она же безоблачна как весеннее небо над Монмартром, зелёная Венера в искусственных мехах, с женихом-кинорежиссером и вечным заблуждением юности, что ей чего-то не хватает.

    И вновь, и вновь: мосты, своды, щеколды, замки — сотни, тысячи закрытых дверей, табличка «Prive» как диагноз от молодого мэтра. Позднее в «Мечтателях» Бертолуччи уже покажет условный побег от реальности, размахивающей вульгарными транспарантами под окном, а пока его просто-Он-и-Она — такие же идеалисты, танцующие с жизнью, о которую — как предсказуемо! — разбиваются все мечты. Существование же вне заброшенной квартиры, где и души, и тела одинаково сливаются в экстазе, настолько тошнотворно, что от одного беглого взгляда на неё всё внутри возмущается. Поспешная связь — это коммуникация, в которой слова не нужны, их разговор — полускрытые темнотой тела, крики и рычания, грубость на грани садизма и сладострастное послевкусие. Чистые инстинкты, чистые умы. Не засоряя прибежище двух любовников размышлениями о том, что где-то там, вовне, режиссёр неожиданно выдаёт тянущийся рассказ о прошлом героя Брандо, о пьющей матери, побоях и ошметках нежности. Тянущийся и тянущий, как боль между ног после очередного акта самозабвенного совокупления. Значит, забыться всё же не получится, даже если Жанна и Поль так хотят отречься от самих себя, и их всё равно выкинет на старательно закрашенные серым улицы, в тугое кольцо проституток, неверных супругов и карикатурных женихов. На сломе десятилетий, в послереволюционном застое по ту сторону окон артистично воссозданная нездоровая красота, словно сошедшая с картин Ван Гога, мимо которой день за днём равнодушно пробегают герои и интуитивно угадываемая растерянность, сумятица и бестолковость реальных семидесятых.

    Увидеть Париж и умереть — вот обыденная мечта среднестатистических романтиков, и проложенная между достопримечательности дорога зависит только от выносливости ног и услужливости гида. Ленту Бертолуччи клеймили порнографией, этическим уродством, где весь смысл слишком легко проглядывался между раздвинутых ног, а уже позднее заметили и космические виды раскинувшейся столицы, неудовлетворенность иного толка и даже настаивали, что фильм изменил сущность современного искусства — только истина, как всегда, оказалась где-то посередине. Избитое и банальное «он умер от любви» — это лишь философская первопричина любви и жизни, полный смысл которым придаёт только смерть. Извращенная привязанность в фильме — не просто очередная иллюстрация сумасшедшей горячки, не притяжение-борьба полов, не розовая любовная история. Это трагедия, карта-перевертыш, поиск идеала, невозможность постижения абсолютного счастья, последний поиск самого себя на пороге небытия. И револьвер, за который хватается испуганная Жанна, по всем законам драматургии не может не выстрелить, прозвучав завершающим аккордом последнего танца. Конечно, была и фотогеничная эстетика, были навязчивые крики, гул голосов, розы на бледном теле, неприкрытая нагота, фантомные запахи пыли, хлеба и кожаного чехла видеокамеры. Но ведь это всё неважно — имеет значение только предсмертное признание Поля, озарившее божественным светом все прожитые годы. Эйфелева башня, Елисейские поля, осенние листья на асфальте, сладость Кокто, маленькая смерть, смерть большая — а вот что мы знаем о жизни — на этот вопрос, пожалуй, стоит ответить, смакуя собственные заблуждения и делая поправку на немилосердное время.

    22 октября 2015 | 16:55

    Фильм, конечно, не для всех, этим и объясняется столь большое количество негативных отзывов, представленных здесь. Он не понравится моралистам, обвиняющим героев в аморальности и извращенстве, и, конечно, не понравится тем, кто обязательно должен знать ПОЧЕМУ. Почему он, почему с ней, почему вместе… и прочие почему.

    На мой взгляд, этот фильм нужно прочувствовать, без всякой попытки рационализации. Все, и серые кадры, и бесподобная музыка Гато Барбьери, местами приводящая в отчаяние, и скудный ландшафт, в котором трудно различить Париж, это все усиляет восприятие и помогает лучше прочувствовать, если хотите, сочувствовать главным героям, и в какой-то степени даже понять их мотивы. Хотя последнее отнюдь не обязательно. Если все же кому-то непременно хочется знать почему и как, то смогу прокомментировать, по мере мною понятого.

    Пол не влюблялся в Жанну с первого взгляда. Его действо при первой встрече было сумасбродством, поступком человека, которому нечего особенного терять. Конечно, он не думал в тот момент о заявлении девушки в полицию с обвинением в сексуальном домогательстве и т. п. Ему захотелось сделать нечто такое, что хотя бы на время вытянет его из состояния полной дезориентации и бессмысленности существования.

    Жанна молодая девушка, со свойственным ей максимализмом и жаждой к ярким впечатлениям. Возможно, у нее даже были бурные фантазии эротического характера, которые воплотились в жизнь при первой встрече с Полом. Такой вывод можно сделать хотя бы из ее рассказов о том, как они развлекались с кузеном в детстве.

    Таким образом, первая встреча оказалась приключением, довольно ярким и впечатляющим. Она могла стать и последней, если бы не серость жизни героев, толкнувших их и ко встрече второй. А дальше все сложнее. Естественно, просто сексуальной связи не хватило. Такое вообще, наверно не бывает: длительные сексуальные отношения без эмоциональной зависимости. Должны были появиться чувства. И они появились. Сначала ей показалось, что любит она, но потом выяснилось, что любит он. 

    Нельзя утверждать, что она вовсе не любила. Она была влюблена, конечно, но сила ее чувства была смехотворна. Она сошла на нет при первом пробуждении от этого сумасшествия, от обреченных (на ее взгляд, и взгляд общества) отношений с немолодым американцем. А он полюбил до безумия.

    Сцена танца, а затем погони героев поражает правдивостью эмоций героев. Чувствуешь страх Жанны, осознающей, что убежать будет нелегко, ее панику, когда она просит оставить ее. И в то же время сочувствуешь Полу, осознающему, что это конец, но тем не менее, цепляющегося за последнюю, бесплотную надежду на ответное чувство. Он действует так же, как при первой встрече, когда ему нечего было терять, но в этот раз он вдвое настойчив, так как в эту минуту он теряет единственную радость, вновь обретенный смысл своей некчеvной жизни.

    Кто-то здесь назвал этот фильм пошлым и вульгарным, кто-то чувствовал тоску и отвращение при просмотре. Меня такие отзывы удивили. Но потом для меня все более или менее прояснилось. Данный фильм я смело могу отнести к искусству, созданному ради искусства. В век потребительского отношения ко всему и господства попкорнового кино (среди которого, кстати, немало хорошего), такое искусство вряд ли приживется.

    У Бертоллучи есть более попсовый фильм «Мечтатели»(2003г). Там тоже много его излюбленных интимных сцен. Он больше понравился нынешнему зрителю. А мне не понравился. Как-то почувствовала профессиональное высокомерие, с которым творишь то, что «схавают», клубничку с претензией на философскую трактовку.

    На этом фоне «Последнее танго в Париже» предстает, как творение еще не очень известного художника, создающего во имя истинного искусства.

    11 июня 2012 | 01:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 129 руб.
    подробнее

    Новости


    Вслед за «Людьми Икс» на российский прокат наваливается еще один потенциальный блокбастер — картина «Малефисента», переосмысливающая судьбу злодейки из канонической диснеевской «Спящей красавицы». Вместе с ней в гонке за зрительские деньги участвует уже сложившийся хит «Соседи. На тропе войны». Из ограниченных релизов выделяется документальный фильм Джеймса Тобэка «Соблазненные и покинутые». (...)
     
    все новости

    Интервью


    В прокате появились «Пятьдесят оттенков серого» — заранее нашумевшая экранизация знаменитого эротического романа об исследовании женской сексуальности, таинственном миллионере и тонкостях порки в специально отведенных помещениях. КиноПоиск встретился с режиссером Сэм Тейлор-Джонсон в Лос-Анджелесе для разговора о фильме, женщинах и искусстве. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Опыт Бенедикта Камбербэтча в создании образа Алана Тьюринга, самая большая ошибка в жизни Итана Хоука и постоянный страх Ченнинга Татума (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book43 714 706
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War9 619 300
    3.КиануKeanu9 453 224
    4.Несносные ледиMother's Day8 369 184
    5.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut6 080 496
    29.04 — 01.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж501 037 796
    2.Книга джунглейThe Jungle Book136 470 748
    3.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War44 547 900
    4.Робинзон Крузо: Очень обитаемый островRobinson Crusoe24 458 520
    5.ЗверополисZootopia11 875 087
    22.04 — 24.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    210.Билли ЭллиотBilly Elliot8.088
    211.Убить пересмешникаTo Kill a Mockingbird8.087
    212.Дурак8.086
    213.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.085
    214.МуланMulan8.083
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Звёздные войны: Эпизод 8Star Wars: Episode VIII92.24%
    32.Изгой-Один. Звёздные Войны: ИсторииRogue One: A Star Wars Story92.20%
    33.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.08%
    34.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven92.05%
    35.Большой и добрый великанThe BFG92.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мстители: Величайшие герои ЗемлиThe Avengers: Earth's Mightiest Heroes6
    Каждому своёEverybody Wants Some!!5
    ЗемлетрясениеTangshan da dizhen36
    МакбетMacbeth89
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War9
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.940
    Несносные ледиMother's Day7.055
    Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджерыRatchet & Clank
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    премьеры