всё о любом фильме:

Последнее танго в Париже

Ultimo tango a Parigi
год
страна
слоган-
режиссерБернардо Бертолуччи
сценарийБернардо Бертолуччи, Франко Аркалли, Жан-Луи Трентиньян, ...
продюсерАльберто Гримальди
операторВитторио Стораро
композиторГато Барбьери
художникФилипп Тюрлюр, Джитт Магрини
монтажФранко Аркалли, Роберто Перпиньяни
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.4 млн,    Италия  15.2 млн,    Германия (ФРГ)  5.2 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг NC-17 лицам до 17 лет просмотр запрещен
время129 мин. / 02:09
Номинации:
Действие происходит в Париже конца шестидесятых. Сорокапятилетний американец потрясен недавней смертью жены, он считает себя виновным и находится в состоянии глубокой депрессии.

Отчаянно цепляясь за жизнь, он знакомится с юной парижанкой, странной и эксцентричной девушкой, намного его моложе. Их связь переходит в страсть, доходящую почти до умопомрачения, страсть, пределы которой даже трудно представить…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • По словам актрисы Марии Шнайдер, самая известная эротическая сцена фильма была импровизацией Бертолуччи и Брандо, которые решили изменить сценарий в последнюю минуту и не стали ее предупреждать. Актриса призналась, что после съемки она находилась в состоянии шока, а ее слезы в кадре были настоящими.
    • Любопытно, что образ Тома, Бернардо Бертолуччи намеренно создавал как пародию на одного из идеологов новой волны французского кино режиссера Франсуа Трюффо.
    • Полный вариант фильма имеет хронометраж 136 минут.
    • Марлон Брандо после этого фильма 20 лет не разговаривал с Бернардо Бертолуччи.
    • Первоначальная режиссерская версия фильма длилась более четырех часов.
    • Многие реплики Пола были импровизацией Марлона Брандо, которому не нравились фразы его героя, прописанные в сценарии.
    • Актер Жан-Пьер Лео, сыгравший роль Тома, так волновался встретиться с Марлоном Брандо, что все сцены с его участием снимались по субботам, когда Брандо не работал. В итоге, за все время производства фильма Лео так и не познакомился с легендарным актером.
    • На главные роли рассматривались Жан-Луи Трентиньян и актриса Доминик Санда, но оба актера отказались от участия в фильме.
    • Первоначально музыку для фильма должен был написать композитор Астор Пьяццолла, который даже написал для Бертолуччи демо-версию аргентинского танго. Но в итоге режиссер предпочел ему джазового композитора Гато Барбьери, посчитав его музыку более чувственной.
    • По словам режиссера Бернардо Бертолуччи, замысел картины родился из его собственной сексуальной фантазии — «встретить на улице прекрасную незнакомку и заняться с ней сексом без всяких обязательств, так и не узнав даже ее имени».
    • Премьера фильма состоялась на фестивале кино в Нью-Йорке 14 октября 1972 года.
    • После того, как фильм «Последнее танго в Париже» вышел в Европе, в суде итальянского города Болонья за «распространение порнографии» было открыто дело на Бернардо Бертолуччи, Марлона Брандо, Марию Шнайдер и продюсера картины Альберто Гримальди. Вскоре все обвинения с кинематографистов были сняты, наказали лишь Бернардо Бертолуччи, который был лишен в Италии гражданских прав, включая право голосовать на выборах в течение пяти лет.
    • Шведский режиссер Ингмар Бергман после просмотра картины заявил, что вся история имела бы смысл, будь главными героями два гея. Бернардо Бертолуччи ответил, что считает эту критику заслуженной. Интересно, что вариант с гомосексуальными отношениями в центре фильма действительно мог состояться. Такая задумка была одной из альтернативных идей основной версии сценария фильма.
    • Через десять лет после премьеры фильма, в 1982 году студия United Artists выпустила новую версию картины, которая получила рейтинг R, вместо рейтинга Х, который был присвоен фильму Бертолуччи в 1972 году. Интересно, что в новой версии фильм «Последнее танго в Париже» стал короче всего на одну минуту.
    • еще 11 фактов
    Трейлер 01:27
    все трейлеры

    файл добавилLowTable

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    «Последнее танго в Париже» принадлежит к небольшому числу тех произведений искусства кино, значение которых, наверно, только возрастает с течением времени — а прошло уже более 35 лет (кстати, на кинофестивале в Риме в октябре 2007 года устроили специальный показ фильма по случаю этой даты). Скандальная история конца 1972 года по поводу выхода в обычных, а не неспециализированных кинотеатрах ленты с откровенными эротическими сценами многим помешала верно и точно понять эту выдающуюся картину всего лишь 32-летнего итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи, который, впрочем, успел зарекомендовать себя за целое десятилетие работы в кино, а прославился двумя годами ранее замечательным «Конформистом». Однако и гораздо позднее некоторые англоязычные издания, подобно «Видео Муви Гайд» или «Хэллиуэллс Филм Гайд», твердили о «Последнем танго в Париже» лишь как о «претенциозной сексуальной мелодраме». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 168 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Начнём с того что если присутствие абсолютно обнажённого женского тела мешает зрителю думать, то смотреть этот интеллектуальный шедевр, не стоит. Следующая мысль приходящая в голову: что делает абсолютно голая женщина в интеллектуальном шедевре? К счастью, а может и к сожалению, но без секса наш мир не был бы таким какой он есть (под сексом здесь имеется в виду любовь). В фильме эти два слова — синонимы.

    Поначалу меланхоличный и жестокий главный герой пытается пережить ужасную трагедию, разрушившую его относительно счастливую жизнь. Появление той самой женщины, вернее девушки, становится для него чем-то вроде дара. Шанс начать всё с начала.

    Интеллектуальные фильмы не отвечают ни на какие вопросы, они дают ощутить себя живым. «Танго» — один из самых живых фильмов, даже те странные моменты фильма кажутся более нормальными, чем самые правдоподобные. Но и это не главное.

    Бертолуччи удалось изобразить на экране полностью выпотрошенного человека, у которого хватило сил снова полюбить жизнь со всеми её проблемами. Немного жаль, что главная героиня, сумевшая убедить всех кого можно в том, что её любовь сильнее всего на свете, оказалась последней сволочью. Такова наша жизнь.

    1 марта 2011 | 21:33

    Фильм оставляет совершенно неоднозначные впечатления.

    О чём он? 45-летний вдовец, отчаявшийся в жизни, и 20-летняя мечтательная девушка, открывающая для себя жизнь… они случайно знакомятся, и между ними вспыхивает страсть. Они прячутся от всего внешнего мира в просторной и пустой квартире, где нет имён, нет прошлого, есть только он и она. И как бы они не хотели оставаться холодными и равнодушными телами без имён, они становятся зависимыми друг от друга, вплоть до какого-то наркотического пристрастия. Но как бы там ни было, если не на первый план, то на один из главных, встаёт история их сексуальных взаимоотношений.

    Эротические сцены шокируют даже сейчас, представляю насколько жутко это было в 1972 году. Неудивительно, что этот фильм был запрещён в ряде стран, а к его создателям были предъявлены обвинения в суде. Главные герои проникаются друг к другу какой-то грубой, животной страстью.. Что это? Любовь? Больше похоже на отчаяние. Фильм пестрит пошлостью. Но Бертолуччи и не собирался показывать нам в этой картине изысканные романтические сцены любви с ванилью. Только натуралистические сцены секса и насилия на фоне ободранных стен. И конечно развязка, в тон ко всему фильму.

    Такая вот воплощённая фантазия великого маэстро.

    18 сентября 2011 | 01:11

    Сложно поверить, что фильм вышел в год моего рождения, и вот, уже и я по его меркам старик, потому, что герой Марлона Брандо всего-лишь на 5 лет старше. Наверно именно поэтому я его понимаю. Отчаянное одиночество человека, который пережил в своей жизни все, кроме настоящей любви, это очень больно. Если перед великим актером стояла цель сыграть именно такого человека, то он с ней справился «на бис». Поколению до сорока, скорей всего, этот фильм не понять, и это лишний раз подчеркивает гениальность Бернардо Бертолуччи, который снял этот фильм в свои 32. Не смотря на то, что в этом произведении он только оттачивает свой стиль, он уже налицо — особое внимание к деталям, жизнь такая, как она есть, без прикрас, словно режиссер подглядывает в замочную скважину, следя за частной жизнью обычных людей, ловя кайф от той естественности, которая ей присуща.

    Мне действительно смешно слышать возгласы ханжей, которые видят в его произведениях (другого слова подобрать не в силах), латентную порнографию, склонность к сексуальным извращениям и т. д. Как выразился сам мэтр, режиссер — преступник, а его картины — преступление, именно этому кредо великий Бертолуччи сохранил верность от самой первой до последней своей картины. Показать жизнь такой, какая она есть, не причесанной, не накрахмаленной, вот его задача, с которой он справляется просто блистательно. Допускаю, что это далеко не всем по нраву, но настоящее искусство не должно приукрашивать действительность, оно должно искать смысл в нелицеприятной действительности, находить в ней главное, фундаментальное, вечное! Именно таким фильмом и является «Последнее танго в Париже».

    13 августа 2012 | 16:46

    Я смотрела фильм где-то пять лет назад, но захотелось написать про него только сейчас. Тогда, как я помню, у меня были немного другие впечатления, но мне нравится он и сейчас, но теперь я как-то смотрю на него немного другими глазами.

    Вообще, очень интересна сама история, закрытый мир, создаваемый героями. Если подумать, во многих фильмах подобные уединения двоих — это нередко какая-то идиллия, единство душ, где зарождается любовь, между двумя людьми, полными согласия друг с другом, как единое целое, ограниченные лишь стенами квартиры, необитаемым островом или чем-то еще. А здесь история внутренних конфликтов, испытываемых героями, их полнейшей несовместимости как пары и вытекающих из всего этого противоречий. Да, таинственность, отсутствие имен, для молоденькой француженки Жанны — ощущение опасности, а для 45-летнего американца Пола возможность расслабиться без ответственности и объяснений, безусловно вызывает страсть между героями. Для Пола — это, скорее, необходимость, для Жанны — мимолетный роман. Но страсть, ничем больше не подкрепленная, так кратковременна.

    Пол погружен в свою депрессию, он одинок, покинут, предан. Он просто отравлен этим насквозь. Его настроение переносится на Жанну, которой захотелось приключений перед погружением в семейную жизнь, что может быть понятно. Она подсознательно проводит сравнение между дикой страстью с незнакомцем в заброшенной квартире и обычной жизнью со своим женихом. В страсти больше правды, но в страсти меньше её же. Спустя какое-то время с момента возникновения страсти, практически каждой женщине, даже самой большой любительнице приключений, захочется хотя бы немного ласки, теплоты. А Пол, своей грубостью к «незнакомой возлюбленной», циничному юмору человека с почерневшей душой, даже жестокостью в некотором роде, напоминает скорее постаревшего Стэнли Ковальски, только усложненного культурой, возрастом и болью утраты и разочарования, но уж никак не возлюбленного, находясь рядом с которым, возможно испытать прилив счастья. Он жесток, потому что ему больно, ну или еще почему-то, а ей это все просто не нужно. А квартира никак не напоминает любовное гнездышко, она кажется отражением души самого Пола, такой же опустошенной и разрушенной. Вот это все, эти необычные, сложные взаимоотношения, это было потрясающе интересно. По-настоящему.

    Но приходилось пережидать неинтересные сцены Жанны в ее повседневной жизни, с ее женихом Томом, мне это показалось немного скучноватым, возможно это было нужно для отражения контраста между тайными и «официальными» отношениями героини, но как-то мне многовато показалось вот этого.

    В герое Брандо я иногда узнавала черты других его героев, хотя не так много я их видела, но это не важно, потому в роли американца Пола лично я не могу представить кого-либо другого. Это получился персонаж неотделимый от актера. А вообще, не очень понравились Мария Шнайдер и Жан-Пьер Лео. Ну Лео ладно, он здесь не центральный персонаж, так что ему «можно». А вот по поводу Шнайдер как-то все время было ощущение: а как бы было, если бы Жанну играла другая актриса.

    Но фильм очень хорош. Название грустное и символичное «Последнее танго…». Изначально танго было ностальгическим танцем тех, кто поневоле покинул свою страну, и символизировало тоску, прощание. А в настоящее время — это страстный танец мужчины и женщины, где вовсе и необязательно знать имена друг друга, а важно лишь друг друга ощущать.

    8 из 10

    14 октября 2010 | 19:07

    Многие говорят о Париже, как о городе мечты, любви, света, мечты (что же там еще google поиск выдаст), как о городе, где стоит подвести к финишной черте свою жизнь и рассыпаться в прах прямо под Эйфелевой башней. Не знаю как все, но Париж, Франция да вся Европа, чтоб ей было неладно, не вызывает у меня никаких ассоциаций со словом любовь. Когда я смотрю картины Озона, Пазолини, Фон Триера, Бертолуччи, Зархи (о да, скажите о моем скромном послужном списке, чтобы я смел судить), у меня складывается впечатление, что вся суть романтических отношений в европейском кино — это сиськи да письки.

    Да, знаю, звучит как-то по-старчески. Но я не ханжа. Я за свободные отношения и свободную любовь, я нейтрально отношусь к гомосексуализму и не порицаю БДСМ культуру. Но меня приводит в неистовое бешенство, когда какой-нибудь буржуй, вроде Бернардо Бертолуччи, смешивает такое благородное понятие как любовь с грязью. Снобы, глупцы и лицемеры могут сколько угодно дергаться в получасовом экстазе и кричать о гениальности этого выброса элитарной культуры.

    Умилительно-таки наблюдать, как легко можно водить зрителя за нос, попросту выгораживая сиськи да письки полной околесицей, что несет главный герой фильма, когда в очередной раз засадит кому-нибудь в зад. Ну, в общем к этому весь алгоритм действий героя фильма, американца по имени Пол, и сводится — засадить, пофилософствовать, засадить и так далее. У него нет моральных принципов, он совершенно аморален, возможно, именно его поступки привели к самоубийству его жены, возможно, он бисексуал, и весьма вероятно, что он, говоря на языке родных осин, — долбо… ну да ладно, достаточно. Вот такой вот Пол — старый дедушка в маразме, с запущенными простатитом и геморроем размером с кулак. Пол настолько разрывается от свободы, доставшаяся ему после смерти жены, что накидывается из-за тени на первую встречную бабенку, которой стала Жанна. Жанна — глупая, некрасивая, с тонной штукатурки на моське и жуткими кудряшками, девушка, живущая в каком-то своем мирке, который, вероятно, существует за счет ее детских воспоминаний; она пытается там что-то из себя строить и что-то предъявлять Полу, но вместо того, чтобы уйти от него, позволяет Полу блуждать смазанными маслом пальцами в её заду.

    Такая вот парочка. Весь фильм они то и дело, что перепихиваются в заплесневелых стенах грязной и пустой квартиры, на дырявом матраце, в котором вместо койры и пружин — дохлые крысы. Ничем хорошим их отношения (если этот содом, которому бы позавидовал сам Маркиз де Сад, вообще можно назвать отношениями) не кончаются. Хотя финал фильма я даже принял за хэппи-энд.

    Еще в фильме есть и другие побочные персонажи, такие как жених Жанны, теща Пола, любовник жены Пола, труп жены Пола, но они мало как влияют на поведение героев: Пол так и остается похотливым дедушкой с мозгами тинейджера, а Жанна — тупой брюнеткой. Герои не хотят меняться, попробовать переосмыслить свои отношения в более человечную сторону, что ли. Даже когда здравый смысл все же доходит до героев и появляется возможно начать все с начала, Пол и Жанна устраивают клоунаду шизофреников (типа это и есть то самое Танго), Пол показывает всем свою задницы, а Жанна опять тупит и мы получаем, что получаем.

    Видимо, это и есть та самая романтика по-французски. Можно было бы, конечно, все повесить на особый менталитет французов, а у них действительно особый взгляд на вещи, но именно Последнее танго в Париже не лезет ни в какие ворота, уж поверьте. Например, клипы французской певицы Mylene Farmer тоже отличаются агрессивностью и эротизмом, но это оправдано сюжетной составляющей, где любовь другие понятия не размываются эпатажностью певицы, а служат просто средством выражения ее эмоций и чувств. Чего уж не скажешь про фильм Бертолуччи.

    Увидеть Париж и умереть. Увидеть Последнее танго в Париже и подумать, где еще можно зарезервировать место своей смерти.

    24 апреля 2014 | 00:40

    Два незнакомца, их ничего не объединяет. Они встречаются лишь единожды в одной квартире. Их ничего не связывает. Они ничего не знают друг о друге. Они даже не знают имен друг друга. В их мире ничего не известно. В их мире нет имен, в их мире ничего не значит кроме этой квартиры и их двоих. На свете есть только лишь они, никого и ничего больше не существует. Они такие разные, они ничего не знают друг о друге, но это все-таки не мешает им постоянно быть вместе, желать встреч друг с другом и признавать, то что им хорошо быть вместе. А также им это и не мешает в скором времен понять, кто они друг для друга и понять, что они любят друг друга, а суждено их любви сбыться или нет узнает только тот зритель, который посмотрит фильм.

    Фильм «Последнее танго в Париже» меня заинтересовал прежде всего своей скандальной репутацией, не могу, я очень падкая на фильмы со скандальной репутацией, они меня интересуют в первую очередь. И вот недавно я посмотрела фильм. Честно говоря, я ожидала большего, я думала, что фильм мне очень понравится, но нет. Фильм не произвел на меня большого впечатления. Я осталась довольна увиденным, но все равно у меня в голове то и дело проскальзывала мысль о том, что могло бы быть и лучше. Можно было бы сделать, что-то посенсационней, поновей, что ли. Хотя конечно безусловно фильм необычный, это не то, что встретишь на каждом углу, у этого фильма своя история.

    История хоть и весьма необычна, но это не делает ее менее очаровательной. Два незнакомца. Они ничего не знают друг о друге, даже банального: имен. Но они постоянно встречаются для того, чтобы провести время вместе. Дабы не спойлерить, я не буду говорить, чем закончится эта по-своему необычная и очаровательная история. Ранее я сказала, что фильм мог бы быть и лучше, и это действительно так, но в фильме есть и масса плюсов. Первый это конечно история, о которой я рассказала ранее. А второе это то, как снята эта кинокартина. Фильм вышел на экраны в далеком 1972 году, но этого нисколько не чувствуется, этот фильм можно смело причислять к тем, которые будут современны в всех временах.

    Ну и конечно какой великий фильм был бы великим фильмом, если бы в нем не было великих актеров?! Марлон Брандо. Конечно главной его ролью является роль в «Крестном отце», но в этом фильме он точно исполнил свою самую разностороннюю роль. Поначалу его герой кажется очень резким, чопорным, и мне как зрителю он показался очень не симпатичным, но потом он раскрылся с другой стороны. Потерянный человек, ранимый, убитый смертью жены. Я начала ему симпатизировать, думаю, после этого будете симпатизировать и вы. Мария Шнайдер. Ее героиня меня просто бесила. Глупая девочка, вот ее роль. Актриса исполнила эту роль хорошо, не сказать, что блестяще, но хорошо.

    Итог: фильм «Последнее Танго в Париже» это явно фильм не для всех. Он очень неоднозначен, но если вы все-таки любите либо необычные картины, либо арт-хаус, либо Бернардо Бертолуччи, то вы просто обязаны посмотреть этот фильм. На меня фильм хоть и произвел впечатление, но она оказалось не большим. Я посмотрела этот фильм, поставила галочку и теперь вряд ли в ближайшее время буду пересматривать. Но вам я все равно желаю приятного просмотра.

    7 из 10

    4 октября 2011 | 17:13

    Фильм — откровенное фуфло. Что хорошего что его показали в обычных, а не в порно кинотеатрах? Что меняет то, что показано обычно не принятое? Почему бы не снять акт дефекации Шона Коннори на Николь Кидман? И выставить в обычном кинотеатре. А потом философствовать об экзистенциализме души героя, его тяжелой жизни, одиночестве и низких доходах во время кризиса. Если маэстро Бертолуччи осмелился перевести на пленку подкорковые желания несчастного человека это еще не повод считать творение «шедевром».

    Какие эмоции при просмотре этого «шедевра»? Тоска и отвращение. Никакой жалости или сочувствия. Если образ героя довольно правдоподобен, то поведение героини взято из фазы быстрого сна гормонально развивающегося подростка. Где вы видели девушку мегаполиса, в первую минуту отдающуюся первому встречному идиоту? Не теряйте времени даром, господа и не доверяйте слепо раскрученным брендам.. Посмотрите «Пианистку» М. Ханаке

    0 из 10

    26 февраля 2011 | 21:22

    Посвящается моему отцу.

    Я могу смело сказать, что этот отзыв — самый вымученный и трудный и, в то же время, самый долгожданный для меня. Он создавался около года, печатался на клавиатуре, набирался на телефоне, был стерт, восстановлен, позже снова стерт… Эта бесконечная, казалось бы, дорога обрела конечную точку, лишь когда я понял, что подхода к написанию об этом фильме два. Один — взвешенное и монументальное обоснование значимости и уникальности этого творения для кинематографа. Второй — сумбурное и эмоциональное копание в своих чувствах и мыслях, которые это творение во мне породило. Не выбери второй способ, вряд ли б я когда-нибудь вышел на финишную прямую работы над этим текстом…

    Уставший человек. Что это такое? Человек — биосоциодуховное существо, сложное как по физиологическому, так и по психологическому строению. Усталость (применительно к человеку) — совокупность результатов физиологических и психологических нагрузок, отражающаяся, как правило, на духовном, внутреннем мире человека. Пол, главный герой фильма Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже», обычный уставший человек. Он измотан большим городом, в котором никому до него нет дела. Он разбит и уничтожен самоубийством жены. Он утомлен беспросветной путаницей во взаимоотношениях с людьми. Он разочарован в жизни и не может понять, чего от нее хочет и хочет ли чего-нибудь вообще.

    Каждый может занять свою позицию и в соответствии с ней высказаться. На мой взгляд, наиболее вероятны два типа мнений. Первый: бедняга, да на него свалилось столько, сколько на сотню таких не сваливается, врагу не пожелаешь такого… Второй: все, что нас не убивает, делает нас сильнее; Пол просто тряпка, надо было собраться, поднять голову и идти вперед. При своей противоположности каждая из возможных моделей мнений практически в равной степени подтверждает одну из основных задумок фильма. Люди не хотят понимать друг друга. Либо потому, что они недостаточно умны и чутки, либо потому, что они просто не хотят этим заниматься.

    Одиночество — это одна из тех вещей, которая гарантирована человеку в любом случае. Мы рождаемся и умираем одни; пусть в начале пути нам помогают молоком и советами, пусть в конце пути нас окружают заботой и траурной процессией, мы все равно есть ни что иное, как машины, выезжающие из разных гаражей и оказывающиеся на одной свалке. Дороги между этими двумя точками могут быть абсолютно непохожими и различными. Но разве имеет значение, сколько светофоров и разъездов ты минуешь, пока приближаешься от пункта А к пункту В? Только время, затраченное на дорогу, может существенно отличаться.

    А что будет потом? Мало кто знает. А те, кто знают, могут ошибаться или лгать. Неизвестно, что там такое нас ждет. Неизвестность пугает, она проникает сквозь кожу, втягивается через нос и уши, попадается на глаза и поглощается с пищей. Мы боимся смерти не совсем потому, что боимся неизвестности. Мы боимся потерять то, что есть, что известно и можно пощупать рукой, убедиться в его реальности.

    «Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты — весь мир», — это сказал известный и мудрый писатель Габриэль Гарсия Маркес. Это изречение очень четко отражает сущности общества и человеческих душ. Как бы ничтожен ты ни был в скупом социуме и в огромной Вселенной, ты можешь найти того, кто будет познавать тебя и даст познать себя. Но что, если это оказывается невозможным? Пол, сидя перед своей мертвой и обложенной цветами женой, судорожно касается пальцами морщин на лбу и бегает глазами где-то по потолку темной комнаты, словно пытаясь что-то высмотреть. «Я полагаю, я мог бы постичь всю Вселенную, но я никогда не узнаю всю правду о тебе». Человек есть загадка, гениально-лаконичное и невероятно сложное наслоение совпадений и деяний, ошибок и побед, радостей и печалей. Пол — обычный человек, он снимал со своего лица защитную маску скептика и мизантропа лишь перед Розой, своей женой, но за то время, что мы наблюдаем за ним с помощью Бертолуччи, он мало что сказал о себе. Поэтому мы тоже не сможем его понять.

    Это так страшно… Никогда и никого не сможешь понять до конца, даже если очень хочешь и очень стараешься. Верно и обратное: разве кто-то сможет полностью понять тебя? Вряд ли. Люди поят друг друга иллюзиями и заблуждениями, в которых все достигают небывалых высот взаимопонимания в различных по численности группах. Когда это опьянение спадает, наступает похмелье. В нем трезвость взгляда беспощадна для опустошенных разума и души. Полу больно, он не только не смог понять самого близкого и дорогого человека на свете, он еще и обречен жить непонятым всю свою оставшуюся жизнь без возможности отдаться забвенью сладких иллюзий. Поэтому, попрощавшись с Розой, он возвращает на свое лицо маску цинизма, которая не даст понять, кто он такой…

    Некоторое время назад Жанна, молодая девушка, с которой Пол предавался безумным сексуальным играм после самоубийства жены, сдернула покрывало с бесформенной кучи, возвышавшейся в одной из комнат снимаемой ими квартиры. Там ведь мебель была, сваленная друг на друга? Или это чья-то душа? Дотронешься — рассыплется? Может, права была Жанна, когда еще немного раньше запретила Полу поднимать кусок паркета, который скорее всего скрывал чей-то тайник? Или все же стоило туда заглянуть? Хотя Жанна — не Амели, ей нет дела до давно умерших. И она не хочет тратить на это жизненные силы, необходимые для нормального функционирования организма…

    А еще раньше Пол навзрыд плакал, вертя в руках маленький красный абажур. Что вспомнил он? Что пронзило его существо? Какие моменты вынырнули из болот памяти? Что-то связанное со счастливыми днями вместе со своей погибшей женой? Или, быть может, это какие-то далекие воспоминания о детстве, когда он был беспечен и легок, его тело было незнакомо шрамам и седым волосам, а сердце было свободно от тюремщиков-страданий?.. Кто знает…

    «Последнее танго в Париже» с Бернардо Бертолуччи в режиссерском кресле и Марлоном Брандо в главной роли — великий фильм о человеке. О каждом из нас. Следовательно, советую посмотреть его каждому.

    10 из 10

    23 июня 2009 | 14:42

    Я как-то раз стала свидетельницей того, как при упоминании имени Бертолуччи глаза у одной моей знакомой загорелись. «Последнее танго в Париже — мой любимый фильм», — сказала эта девушка, а я не смогла ей не поверить, потому что у нее несколько образований, связанных с искусством. Тем не менее, почему-то каждый раз (наверное, не хватает мне серого вещества) просмотр давался тяжко, особенно начальные сцены с поездом, кровавой ванной и унылым сексуальным эпизодом в отеле…

    После нескольких неудачных попыток, чтобы окончательно припереть себя к стенке и досмотреть фильм до конца, я решила пойти в ретро-кинотеатр и вот уже несколько дней хожу под впечатлением лишь от одного человека, Марлона, его величества, Брандо. Да, вытянуть два часа этого фильма стоило ради нескольких эпизодов с участием актера. И, на мой взгляд, к такому нашумевшему явлению, как «Последнее танго в Париже» именно Брандо с его дарованием имеет бОльшее отношение, чем, простите меня поклонники Бертолуччи, режиссер; Брандо ухватил нитку, и повел, повел, повел нас, бедных зрителей, к таким заоблачным высотам актерского мастерства — прошу прощения за панегирик… — что переживание этого грустного монстра вдруг всколыхнуло всю темную половину моего подсознательного. Такая способность уводить зрителя тем более удивительно в том же человеке, который, если припомнить, еще и считался в молодости идеалом мужской красоты… Не всегда, прямо скажем, Бредд Питт радует нас вершинами актерского мастерства…

    Эпизоды

    Меня постоянно заставялет возвращаться мыслями к фильму сцена «У кровати Марии», где от того, что делает Брандо в 70-ых, у меня, девочки из двухтысячных, волосы встали дыбиком, хотя, казалось бы, чем нас можно удивить в нашем — то веке?..

    Тот момент, где Мария Шнайдер и Марлон Брандо танцуют танго — находка режиссера, смешная, острая, ради этого Бертолуччи стоило снять весь этот фильм, на мой взгляд. Я искренне смеялась, хотя, конечно, не без истеринки)) потому что к тому моменту дошла до кондиции…

    Безусловно, все последние 15 минут картины, которые пришли режиссеру в голову, по моим ощущениям, в минуты настоящего артистического прозрения, стоят также того, чтобы досмотреть фильм до конца.

    Про что этот фильм

    Этот фильм не про любовь, а про потерянного мужчину, не про страсть, а про то, что бывает со слишком любопытными девочками.

    Этот случай я бы назвала «деревья и кровь, кровь и деревья», в том смысле, что атмосфера соединяет в себе восхищение природой и молодостью и, вместе с тем, оправдавший себя страх перед неизбежным гневом природы и увяданием молодости. Как-то так.

    ?

    Потерянное ли это время? Множество эпизодов кажутся лишними, но, глядя на них, как на фотографию, понимаешь, что это штрихи общего портрета главной героини, которая оттеняет характер того существа, которое сыграл Брандо, то ли Джекилла, то ли Джокера, чье отчаянье просто нельзя описать словами, и оно переливается через экран в тебя… Нет, возможно, это насыщенное разными эмоциями время, в том числе, отвращением и страхом, но это точно не потерянное время.

    Куча провисающих эпизодов, но гений Брандо и проблески таланта Бертолуччи я не рискну замерить оценкой, да и кто бы рискнул?

    24 декабря 2012 | 18:34

    История странных отношений живущего в Париже 45-летнегно американца Пола, тяжело переживающего самоубийство жены, и юной красотки Жанны, помолвленной с одержимым работой кинорежиссером, в начале 1970-х наделала немало шуму. Но если страсти вокруг фильма со временем улеглись, то вот в самом фильме они, похоже, только усиливаются.

    Во всяком случае, с годами это кино производит все более сильное впечатление. Как то вино, что с течением лет благодаря выдержке только улучшает свое качество. Тогда многих напрягал, а порой откровенно испугал (достаточно вспомнить хотя бы комический эпизод из «Зависти богов» Меньшова, вполне адекватно отражающий суть обывательской реакции) слишком натуралистичный показ интимных отношений, больше характерных для порнокино.

    Чрезмерная половая либерализация особенно не понравилась левакам из СССР, в том числе коллегам и почитателям итальянского режиссера, которые до того момента весьма уважительно относились к творчеству коммуниста Бернардо Бертолуччи, и тут вдруг сочли, что у него случилась серьезная деформация в отношении к …революции (?).

    С течением лет все больше удивляешься и восхищаешься глубиной переживаний, которую смог передать еще сравнительно молодой 30-летний режиссер, совершивший здесь стремительный прорыв к свободе как в творческом плане, так и в чувственной сфере. В этом фильме, что называется, «всё сошлось». Все его участники сделали своё самое лучшее кино: оператор-кудесник Витторио Стораро, джазовый музыкант Гато Барбьери, импровизировавший на своем саксофоне прямо в момент записи звука, актёры Марлон Брандо, Мария Шнайдер…

    48-летний Брандо уже одним только согласием принять участие в столь «сомнительном» для голливудского актера проекте лишь закрепил за собой статус личности своенравной и незаурядной. Свойственное Брандов молодые годы презрение к проявлениям любой слабости сменяется в Ultimo Tango A Parigi душевной хрупкостью героя, расстающегося на наших глазах с последними иллюзиями. А жвачка, прилепленная им в финальной сцене к поручню балкона — как символ того, что в конечном итоге остается от человека — будет пожизненным воспоминанием для каждого, кто видел это кино.

    20-летняя Мария Шнайдер, которая до того снималась в проходных картинах и то лишь в небольших эпизодах, моментально стала звездой, высказавшейся от имени целого поколения. Впоследствии она так и осталась «актрисой одной роли» (даже вторая значительная её работа у Антониони в «Профессии — репортер» не идет ни в какое сравнение с этой), хотя затем еще много раз появлялась на экране. Но в других проектах всё куда-то стремительно улетучилось — и чувственная спонтанность, и шарм, и сексуальность. Дошло до того, что в «Диких ночах» (1992) ее уже просто невозможно узнать: индивидуальность и женственность испарились.

    Брандо привносит в фильм великий трагизм и ужас одиночества: тоска сменяется грустью, грусть — меланхолией, меланхолия — депрессией. Виной всему супружеский обман, будто позаимствованный из трудов доктора Фрейда. Оказывается, жена не просто изменяла Тому, но и дарила ему, и своему любовнику одинаковые подарки (кивок «Любовному настроению» Вонга Кар-вая).

    Выход из этого психологического надлома и эмоционального тупика будет пролегать через извращенную сексуальность и сознательное разрушение чувств, наличием которых как раз не может похвастать юная парижанка Жанна. Пол предлагает ей испытание: опуститься на самое дно унижения и таким образом разделить с ним страдание…

    С появлением Шнайдер в истории возникает тот самый жизненный импульс, без которого не было бы драмы и в конечном счёте — катарсиса. Жанна пытается вырваться из плена того буржуазно-мещанского болота, в котором вынуждена пребывать двадцать лет своей жизни.

    Она вступает в садо-мазохистские отношения с незнакомцем, который годится ей в отцы, и оказываясь во власти непреодолимого полового влечения (кивок «Ночному портье» Лилианы Кавани). Поначалу её искренне увлекает эта необычная анонимная вербально-эротическая игра в новые слова и жесткий секс на грани изнасилования.

    Но чем дольше она находится в пограничной ситуации, чем больше упивается запретной любовью, тем меньше у нее остается мужества идти до конца. Чем большим перверсивным испытаниям подвергает ее Пол, тем рассудительней она становится. И как только он сам «нарушает правила игры» (для него самого никогда игрой не являвшейся), и заявляет о своем праве на настоящее серьезное чувство, увлечению юной красотки приходит конец.

    Все, что серьезно — это не для нее (кивок «Интимности» Патриса Шеро), по крайней мере, на том уровне чувственного взаимопроникновения, которое она успела познать. Приняв поначалу условия рискованных и пугающих отношений, Жанна всё же разрывает эту странную связь финальным выстрелом. Так интимная гармония разбивается о конфликт поколений и мировоззрений, оборачиваясь высокой трагедией…

    26 июля 2012 | 16:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>