всё о любом фильме:

Айрис

Iris
год
страна
слоган«Her greatest talent was for life»
режиссерРичард Эйр
сценарийРичард Эйр, Чарльз Вуд, Джон Бэйли
продюсерРоберт Фокс, Скотт Рудин, Майкл Дрейер, ...
операторРоджер Прэтт
композиторДжеймс Хорнер
художникДжемма Джексон, Дэвид Уоррен, Рут Майерс, ...
монтажМартин Уолш
жанр драма, мелодрама, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  1 млн,    Великобритания  881 тыс.,    Испания  172.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время91 мин. / 01:31
Номинации (2):
Одна из величайших писательниц XX века, остроумный мыслитель и проницательный философ Айрис Мёрдок оставила яркий след в современной литературе и заслужила восторженные отклики маститых литераторов и рядовых читателей.

Однако самую правдивую летопись творчества и бытия Айрис Мёрдок составил ее муж, профессор Джон Бэйли, описав в своих книгах более 40 лет их супружеской жизни, начиная со знакомства с юной оксфордской преподавательницей Айрис и заканчивая мучительной борьбой кавалерственной дамы Айрис с жестокой болезнью Альцгеймера, лишившей одаренную романистку возможности творить и жить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
86 + 23 = 109
7.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • За исполнение роли Мёрдок Джуди Денч и Кейт Уинслет получили по номинации на премию «Оскар». Это был второй случай в истории премии (и в карьере Уинслет), когда две актрисы номинировались за роль одного и того же персонажа, но в разных возрастных категориях. Первым прецедентом такого рода было выдвижение Уинслет и Глории Стюарт — за роль Роуз в «Титанике» (1997).
    Трейлер 02:24

    файл добавилSinisterSeD

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.5/10
    История жизни и смерти выдающейся английской писательницы Айрис Мёрдок поведана в двух временных пластах — в начале её писательской карьеры и на закате дней, когда Мёрдок уже не только не могла писать, но и практически утратила связь с реальным миром, страдая от болезни Альцгеймера. Несмотря на самоотверженное мастерство признанной британской актрисы Джуди Денч, занятой в театре в шекспировском репертуаре (кстати, там она в течение 35 лет сотрудничала с Ричардом Эйром, режиссёром «Айрис»), не покидает некоторое чувство неловкости, что известная личность представлена на экране в момент жалкого и малоприятного существования из-за своей прогрессирующей потери памяти. Разумеется, нельзя отказывать в праве искусства обращаться к теме тяжёлой болезни и медленного умирания человека, однако в кино это выглядит поневоле натуралистично, грубо и отталкивающе, тем более — в случае с женщиной, которую, кстати, мы видим в сценах ретроспекций цветущей и пышнотелой в исполнении Кейт Уинслет. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1465 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Айрис» — биографическая драма режиссёра Ричарда Айра с прекрасными двумя актрисами, играющие одну и ту же женщину в разных годах. Джуди Денч сыграла писательницу Айрис Мёрдок в старости, за что и вошла в номинацию на саму лучшую женскую роль, моя любимая Кейт Уинслет, сыграла Айрис в молодости, когда та, серьезно начала входить в русло писателей. Одна из величайших писательниц XX века мне совсем не известная, я ничего не слыхал о таком человеке, да собственно и фильм получился слишком мутной, ведь не зная о ком идет речь, Ричард Эйр так и не сумел меня познакомить с Айрис поближе, она и после фильма, осталась для меня неизвестной. Почему все биографические картины, где речь идет о писателях, мне даются с трудом, не могу этого понять. В Айрис Мёрдок была очень насыщенная жизнь, каждый ее прожитый год на земле, нес с собой массу разноплановых моментов, что и счастливых, так и грустных.

    Режиссер сделал хороший ход, он разделил фильм на два фронта. Скажем так, на одном берегу, остроумного мыслителя и проницательного философа Айрис Мёрдок, блестяще сыграла Кейт Уинслет, которая сумела показать зрителю, чем, помимо книг, занималась Айрис, как встретила свою любовь, вообщем все, что наполняло ее жизнь в молодых годах. На втором берегу, мы уже видим Джуди Денч, которая показывает нам, совершенно другую Айрис, не такую уже жизнерадостную, веселую и здоровую. Айрис уже на старости лет, жила с болезнью Альцгеймера, который забрал у нее способность нормально жить и заниматься любимым делом. Подводя итог скажу, фильм мне не понравился, он был слишком скучный, если бы в нем не снималась Кейт, я никогда бы его не посмотрел. Ничего интересного я здесь не смог разглядеть, фильм слишком блеклый.

    5 из 10

    28 апреля 2012 | 15:55

    Я, как человек, хорошо знакомый с творчеством Мердок, и почитающий её выдающий ум, с огромным нетерпение ожидала просмотра этого фильма. Ведь это Айрис! Создавшая столь удивительные сюжеты, так тонко подмечавшая психологические особенности каждого героя, мысли которой были парадоксальны и глубоки! Она та, кем может гордиться женский род, потому что эта женщина преуспела во всех аспектах жизни, и доказала, что женщины не уступают мужчинам ни в науке, ни в творчестве. Я ожидала красочного фильма об удивительной и насыщенной жизни писательницы, ведь это такой интересный сценарий! Споры с преподавателями Оксфордского университета, секретная работа в штаб-квартире государственной службы, знакомство с самыми выдающимися умами современности, непредсказуемые выходки страстно влюбленной в жизнь Айрис.

    Я ожидала увидеть её переворачивающей закостенелое мировоззрение уважаемых философов, шокирующей своим остроумием самых искрометных умников, заставляющей девушку отказаться от ухода в монастырь, показав ей все краски жизни, залезающей в чужую квартиру по водосточной трубе, чтобы выкрасть экземпляр своей книги, сидящей ночью на парапете у Сены с бутылкой бренди и сочиняющей сюжет новой книги. Такой была Мердок, вот что нужно было снять, раз речь зашла о ней.

    Но что же я увидела в фильме? Перемывание косточек, детальное смакование болезни великой писательницы. На активную часть жизни в фильме отведено минимум времени. Эпизод в пару секунд с хлестким высказыванием в университетской столовой, да эпизод телепередачи, где она ясно высказывает свои мысли, в противопоставлении с другой пленкой, где показана уже прогрессирующая болезнь. В остальном, молодая Мердок показана глазами убогого (в фильме), ревнивого мужа, который под старость только и вспомнить мог, что она спала с другими мужчинами.

    Ясно, что Джон был заурядным человеком рядом с Айрис. Хоть и профессор, он не был столь интеллектуально самодостаточен чтобы удовлетворить её потребности в общении, и был явным ханжой по сравнению с её скарлетовской «неуемной жаждой жизни». Мне вообще кажется, что выставляя в своей книге жену в негативном свете- как она была легкомысленна в любовных отношениях и как холодна с ним, он пытался оправдать свои комплексы, сидевшие в нем еще до знакомства с Айрис, но не прошедшие после, из-за чувства своей некой ущербности перед гением жены. Он упирался золотому правилу- в семье должен быть один гений, и это правильно. Возможно, из-за этой скрытой обиды и ревности, он подсознательно пытался её наказать отказываясь заводить детей, но право, это достоверно не известно. Понятно, что столь непосредственная женщина нуждалась во множестве знакомых, которыми упрекал её в последствии муж, но выбрала-то она его одного, и вероятнее из-за преданности, открытости и добродушия. Которые иссякали со временем болезни Айрис.

    Три книги Джона о Мердок довольно жестоки и изобилуют подробностями немощности Айрис в болезни. Однако, написанная в ответ книга друга семьи- Эндрю Уилсона «Айрис Мёрдок, какой я ее знал», еще больше шокировала читателей. Потому что в ней Мердок выставлялась развратницей, вовсе не любившей мужа, а Джона- ненавистником творчества жены, который стал встречаться с другой прямо на глазах Айрис, когда её болезнь начала развиваться. Что ж, видно удел великих людей в том, что даже близкие люди не брезгуют выносить сор из избы, и безнаказанно публикуют низкие сплетни об их жизни. Что уж тогда ждать от циничных создателей фильма!

    Фильм отвратителен тем, что это скорее социальная реклама, обращающая внимание аудитории на проблему болезни Альцгеймера. Айрис- лишь приманка для просмотра. Так же отвратительно то, что фильм убивает интерес к жизни, преподнося извращенное чувство жалости к больной писательнице. Нет, жалеть её незачем, она прожила столь насыщенную жизнь, какая большинству и не снилась. Но, видимо, чтобы не раздражать зрителей красочным примером, создатели сделали ставку на её угасание. Что, кстати, в последнее время очень распространенно. «Есенин» — так с постоянным демонстрированием фотографии его трупа, «Пушкин» — так только последняя дуэль. Что за омерзительный декаданс преобладает в кино?

    Сама Мердок ценила уникальность человеческой жизни, она считала, что человек создает свою сущность в процессе существования, а существование заключается в способности мыслить, а значит создавать мир, чего она больше не хотела. Поэтому страшная болезнь забирала её жизнь, она просто продлила обычно короткий миг забытия у умирающего человека, как в её романе «Сны Бруно» — когда старик лихорадочно припоминает эпизоды из собственной жизни, сплетая их в замысловатую цепь, строит диалог сам с собой- а точнее со своим прошлым и настоящим. У Мердок этот период длился слишком долго, она уже утратила связь с реальным миром, а перебралась в свой внутренний, уже не мысля и не живя, а лишь припоминая, оглядываясь на собственные мысли, чувства, страхи. Поэтому этот период нельзя выставлять как эпизод из жизни писательницы, реальная, внешняя жизнь уже была для нее закончена. И учитывая то, что многие идеи экзистенциализма она поддерживала всегда, то это чувство «заброшенности в мир», где она исчерпала все возможности, ушло вместе с болезнью, открыв для нее путь в мир её собственный, лучший. Она смотрела в глаза смерти без горечи, так к чему эта вымученная в фильме горечь по её смерти?

    Что до игры актеров, то да, Кейт Уинслет играет не плохо. Её Айрис яркая, смелая, насмешливая. Вот только судя по грубоватому лицу и стрижке под горшок, Мердок не была столь раскована сексуальной. Джуди Денч, как великая актриса, прекрасно изобразила помешанную старуху, только зачем это связывать с Айрис, не понятно. Джим Броудбент вызывает только негатив, хотя и к реальному Джону Бейли, написавшему о жене столько аморального, у меня только отрицательные эмоции. Хочется верить, что когда-нибудь вместо этого мерзкого фильма снимут правдивый, добрый, красивый и увлекательный фильм об Айрис, такой, какой она была, влюбленной в жизнь.

    9 октября 2009 | 14:58

    Айрис! Айрис! Айрис!!! Ты слышишь ли меня?

    Посмотри на свои руки. Кожа сморщилась и одрябла. Они ослабли, но все еще могут держать перо. И все еще выводят слова. Слова! Предатели. Зачем они оставляют тебя, зачем ты не можешь их вспомнить? Айрис, сколько слов ты написала! Рожденные в браке твоих души и разума, они слагали философские трактаты и прекрасные романы, которые сделают память о тебе вечной, подарят тебе бессмертие. Но сегодня, Господи, сегодня!

    Айрис, а помнишь молодость? Какой ты была! Смелой, дерзкой и свободной. Свободной во всем. В мыслях, в словах, в действиях. Как тебя любили! О нет, не только за талант, вовсе нет. А ты любила воду и велосипедные прогулки, ты любила писать и заниматься сексом, ты любила людей, которые окружали тебя. Ты любила жизнь. О да, ты действительно её любила. А сегодня никуда не деться от осознания, что время уходит, что музыки осталось мало. Айрис! Так может, болезнь — это спасение, благословение? Она спрячет тебя от конца. Она предотвратит расставания. И смерть не напугает тебя. Ты встретишь её радостно.

    Айрис! Но ты останешься с нами. И не только в своих книгах. О тебе расскажет Джон. Твой Джон, Айрис! Кто любил тебя так, как давно уж никто не любит. О тебе расскажет и Ричард Эйр. Расскажет легко, просто и искренне. Без лишней глубокомысленности, без глянца и лоска. Расскажет, как рассказывают любимым о любимом, ни разу не перейдя грань дозволенного и не осквернив твоего имени. Айрис! Тебя сыграет Джуди Денч! Замечательная Джуди Денч. А пару ей составит Джим Броудбент. Если бы ты могла это увидеть, Айрис! А остальных нет. Остальные не в силах тягаться. У других нет таланта играть как жить или писать как жить. Как ты писала, как ты жила. Айрис, Господи, эта детски бессмысленная улыбка на немолодом лице Джуди… Это последнее соитие рук любящих друг друга людей!

    Айрис, старости, как и смерти, нет. Айрис, любую тьму рассеивает свет. Читателей и зрителей проводят по волнам чужой памяти, посвящают в святые таинства. И мы становимся ближе. И не чудо ли — эта сопричастность?

    Айрис! Айрис! Айрис!!! Ты слышишь ли меня?

    11 июля 2012 | 01:52

    Свобода — наивысшая мера счастья. В данной истории Айрис добилась ее именно таким способом.

    Очень сложно судить фильм о великой и моей любимой писательнице, которая наверняка жила именно в своем мире, кто читал ее романы поймет, ибо только ей удается, закидывая в чащу событий моментально создать связь со всеми героями. Так происходит и в фильме.

    Жалость, наверное, это наиболее главное понятие этого фильма, который пропитан экзистенциализмом донельзя, но он в свою очередь этим и прекрасен.

    В нашем постмодерниальном и циничном мире, только такого рода фильмы могут разбудить в нас еще что-то более человеческое.

    Фильм красив, наполнен пастельными тонами, милыми домоседскими сценами, цепляет натурализмом.

    Можно еще много сказать, но я советую один раз посмотреть.

    Особенно людям, которые еще не нашли свое счастье.

    14 июля 2010 | 22:47

    История жизни известной писательницы Айрис Мердок, которая боролась с тяжелейшей болезнью Альцгеймера. На протяжении всего времени, рядом с ней находился единственный человек, а именно, ее муж Джон. Борясь за остатки ясного сознания своей любимой, он вспоминает о том, как происходила первая встреча, первый поцелуй, первое занятие любовью. Вместе с этим, приходит осознание того, что никто и ничто на свете не сможет разлучить его с Айрис, поведение которой ухудшается с каждым новым днем. Отказываясь от специальной лечебницы, Джон продолжает мучиться с больной женой, воодушевляясь прекрасными прошлыми воспоминаниями, не дающими отдать некогда талантливую писательницу на растерзание врачам. И чем больше проходит времени, тем труднее становится Джону убеждать себя в том, что Айрис сможет снова стать прежней и вернуться за написание новых рукописей. Правда, попытки все равно случаются, ведь настоящую любовь и веру в чудо не сможет сломить даже столь дьявольская болезнь.

    В какой-то степени, «Айрис» чем-то схожа по тематике с «Любовью» Ханеке, но если у австрийского провокатора получилась мрачная картина о доживающих свой век влюбленных, то вот у режиссера Ричарда Эйра вышла более душевная и светлая история, основой для которой послужили реальные события. Я не очень хорошо знаком с творчеством мисс Мердок, но ее жизнь, несомненно, получилась очень насыщенной и драматичной. Судьба жестоко посмеялась над ней и к концу жизни решила возможности делать то, что поддерживало рассудок всю жизнь, а именно, писать книги. Но Эйр делает основное ударение не на этом, а на взаимоотношениях с верным мужем, не оставляющим свою любимую даже перед лицом неизлечимой болезни, которая забирает у человека не только возможность творить, но и жить. В какой-то степени, добродушный чудак Джон стал чуть ли не главным героем, от лица которого и рассказывается эта замечательная и жизненная история о подлинной любви.

    Несмотря на некоторую излишнюю сентиментальность и пафосность, мне фильм понравился. Даже при наличии столь трогательного и тяжелого драматического сюжета, лента смотрится достаточно легко и приятно. По крайней мере, после просмотра не остается вполне свойственного для подобных историй неприятного осадка, наделяющего чересчур мрачноватым настроением. Здесь же, пускай и немного простовато, но была показана положительная сторона даже столь затруднительной и чего уж там говорить, безвыходной ситуации. Очень тронул мотив верности Джона даже тогда, когда он начал осознавать что не сможет помочь Айрис. Но оставить одну он ведь тоже ее не мог, поэтому приходилось отдаляться от гнетущей реальности при помощи воспоминаний о прошлом, напоминающим о том, что не все было так плохо как сейчас. Хотя, и в прошлом, как я понял, во взаимоотношениях героев тоже было не все так уж гладко, ибо Айрис в молодости слыла весьма «свободолюбивой» девушкой, для которой смена сексуальных партнеров была обыденной нормой.

    Это не делает ей чести. В отличии от Джона, стерпевшего все выходки своей жены и не оставивший ее даже в самый трудный час. Вот это тоже немного непонятно, ведь вроде бы главной героиней является писательница и именно ее именем озаглавлен данный фильм, но больше сопереживать хочется ее мужу, на основе книг которого и создана данная лента. Да и награды «Айрис» в основном получила за мужскую актерскую игру, что несомненно является доказательством моих слов. Что еще стоит отметить, так это операторскую работу и великолепные подводные съемки. Их было крайне много и в большинстве из них перед зрителями появлялись обнаженные герои, для которых купание было одной из маленький радостей жизни. Безумно красиво сняты сцены на живописном берегу, где произошло множество мощных в эмоциональном плане моментов. Ну и блестяще справились со своей задачей актеры, на игре которых держится очень многое.

    Начну я пожалуй с Джима Бродбента, заслуженно получившего за свои старания «Оскара» за «лучшую мужскую роль второго плана». У него получился милейший дедушка, без ума влюбленный на протяжении практически всей своей сознательной жизни в одну девушку и сохранивший ей верность. Ему так и хотелось непроизвольно сопереживать, посочувствовать и поддержать. В общем, сильная роль, затмившая всех остальных. Неплохо сыграла и Джуди Денч, хотя поведение ее героини вызывало некоторую смущенность и неприязнь. Если так и должно было быть, то тогда легендарная актриса справилась со своей задачей превосходно. Ежели нет, то тогда все равно хорошо, ибо изобразить столь многогранную героиню очень трудно. Понравилась как всегда очаровательная Кейт Уинслет, которая сыграть плохо не может априори. Пускай экранного времени у нее было не так уж и много, но зато она сумела запомниться не меньше своей более возрастной версии, сыгранной намного более маститой и заслуженной актрисой. Из остального актерского состава упоминания еще заслуживает Хью Бонневилль, довольно достоверно перевоплотившийся в молодую версию Джона и внешне очень похожего на своего старшего коллегу.

    В итоге, из «Айрис» получилась очень светлая и душевная драма о непростой судьбе не менее простого человека и о том, что настоящая любовь способна на многое. Хорошее и очень милое кино, которое может похвастаться сильной историей и яркими актерскими работами. Не самая выдающаяся, но непременно стоящая просмотра лента, получающая от меня такую вот оценку:

    8 из 10

    15 августа 2013 | 04:20

    «Похожая на статую Генри Мура, сидела она между двумя массивными кипами бумаги, делая движение лишь для того, чтобы писать. Одна кипа состояла из чистой бумаги, другая — из уже исписанной. Это была феноменальная индустрия» (Из воспоминаний современников)

    У окна за столом сидит пожилая женщина. Она записывает на бумаге буквы, которые складываются в слова. Иногда — быстро. Иногда — словно споткнувшись о невидимое препятствие — медленно. Что рождается в этот момент? Может быть — придуманный мир? А может быть — воспоминания из чужой или собственной жизни?..

    Ричард Эйр неторопливо рассказывает историю жизни Айрис Мердок. Впечатление, что я читаю книгу воспоминаний Джона Бейли вместе с автором фильма. С одной стороны — книга интересная, и рождается ощущение, что я «проглатываю» целые куски. С другой стороны — чужие подробные воспоминая, кажутся длинными и скучными; а поэтому я перелистываю страницы.

    Фильм «Айрис» познакомил меня с Айрис Мердок и ее мужем Джоном Бэйли.

    Две замечательные актерские пары — Кейст Уинслет и Хью Бонневиль, Джуди Денч и Джим Броудберг — воплощают на экране жизнь героев киноленты в разные периоды их жизни.

    Молодые актеры Уинслет и Бонневиль не уступают в своем мастерстве Денч и Броудбергу. Наоборот, создается преемственность в восприятии образов Айрис и Джона.

    Актёрская игра — главная постоянная величина ленты, самая важная и внушительная её составляющая. И на ней держится «Айрис»- чувственный, драматический фильм о жизни выдающейся британской писательницы, признанного мастера тонкого психологизма.

    Айрис Мердок живет в собственном мире, в котором соседствуют любовь и свобода. Каждый период своей жизни она выстраивает по сценарию, созвучному ее душе.

    Свобода — питательная среда Айрис. Свобода творчества, действий, отношений. Покусившийся на эту святыню всегда оказывается ни с чем.

    У Айрис своя личная правда жизни. Любовь в ее мире может идти рука об руку с изменой. А собственные интересы превалировать над чужими, даже если — это интересы влюбленного в нее мужчины. Айрис позволяет любить себя. Сама же в ответ любит не конкретного человека, а его любовь к себе. Она просто сумела сделать мудрый и разумный выбор, выйдя замуж за Джона Бейли, который взял на себя роль верного и нетребовательного спутника жизни. Его поступками двигало чувство любви. Ее — чувство влюбленности и понимание того, что только рядом с таким зажатым и добродушным увальнем она сумеет сохранить свободу поступков, мыслей, быта.

    «Почти в каждом браке один из партнеров — эгоист, а другой нет. Выявляется образец поведения и скоро становится обязательным: один из супругов постоянно требует, а другой уступает»(с)

    Судьба «посмеялась» над Айрис. Трагизм ситуации в том, что болезнь Альцгеймера лишила героиню главного, чем она дорожила. Она потеряла способность мыслить; способность помнить Слово, которое на протяжении всей ее жизни было основополагающим.

    Как для художника важно умение различать цветовую палитру красок, которыми он рисует свои картины — так для писателя важным является слово. Точнее слова, благодаря которым каждый раз рождаются книги.

    8 из 10

    2 октября 2013 | 17:37

    Фильм скучноватый, не представляет собой кинематографической ценности и держится весь фильм на игре только двух актеров: Джуди Денч и Джима Броудберг.

    Они настолько ярко воплотились в героев, что только за их игрой можно наблюдать в данном фильме.

    Потерявшая разум, страдающая болезнью Альцгеймера Джиди Денч меня просто восхитила. Смотря на нее даже сложно поверить что это та самая Джуди и что эту роль вообще играет актриса. И заботливый, любящий иногда срывающийся от обиды муж Джим Броудберг, он в этом фильме иобразил чень реального персонажа, ставя себя на его место, начинаешь понимать что мы поступили точно также.

    В историю старости Айирис, также вплетены моменты из ее юности. Иногда кажется что кадры из юности в данном фильме неуместны, конечно видим яркую грань между молодостью и немощностью в старости, красноречием в молодости Айрис и абсолютным забыванием слов, а также отчетливо ярко подчеркивается некоторая безбашенность и ветренность молодой Айрис.

    Но все же иногда это фрагменты раздражают и мешают, часто они повторяют одно и то же, что не дает полностью погрузиться в последние дни жизни знаменитой писательницы. Роль молодой Айрис исполняет Кейт Уинслет. Роль безусловно необычная и очень сложная, и далеко не каждая актриса согласилась бы эту роль сыграть. Но Кейт молодец, она безупречно исполнила данную роль, посмотрев данный фильм вы откроете ее абсолютно другой стороны для себя как актрису. Но как я уже сказала фрагменты из молодости Айрис были слегка неуместны и даже потрясающая роль Уинслет эти момент не спасла.

    Однако этот фильм о легендарнейшей личности. Что уже должно представить больой интерес для публики. И плюс просто БЛЕСТЯЩАЯ игра актеров, я давно не наблюдала такого сильнейшего ансамбля актеров, которые не играли, которые проживали жизни героев. Из-за них просто невозможно оторвать взгляд от экрана, поэтому моя оценка:

    8 из 10

    1 марта 2009 | 13:46

    Айрис Мердок — одна из величайших писательниц XX века, остроумный мыслитель и проницательный философ, автор 24 романов, лауреат Букеровской премии, преподаватель философии, «последний оплот и цербер английской словесности», как называли ее коллеги, — оставила яркий след в литературе, заслужив восторженные отклики маститых коллег, критиков и читателей.

    Это уже само по себе серьёзный повод для написания юбилейной статьи или биографии из серии ЖЗЛ. Но не всегда достаточное основание для создания фильма. Осознавая это, Ричард Эйр локализует личную драму героини уже в зачине фильма. На собрании по случаю юбилея института слово предоставляют Мердок. Она поднимается на кафедру, где неоднократно читала лекции, но вместо подобающего торжеству умозаключения о пользе образования вдруг начинает… петь.

    Так мы впервые застаем 78-летнюю романистку, как раз в тот момент, когда ее мозг поражает болезнь Альцгеймера, один из признаков которой — забывание названий самых обычных вещей, всего того, что тебя окружает в повседневной жизни, говоря простым языком — то беспомощное состояние ума, когда склероз начинает замещаться маразмом. В итоге очередной байопик превращается в трагедию о невозможности Мердок распоряжаться своим главным инструментом — речью.

    А ведь именно с ее помощью неукротимая натура (судя по сценам, показывающим героиню в молодости) научилась противостоять диктату неуправляемых чувств. Юношеская независимость и бравада свободой оборачиваются в преклонном возрасте полной противоположностью — абсолютной зависимостью от интеллектуальной немощи. Фильм состоит из сплошных ретроспекций, когда настоящее все время как бы соскальзывает в прошлое. Пробуждение таланта играет Кейт Уинслет, трагедию угасающего сознания Джуди Денч.

    Прогрессирующая болезнь приводит к тому, что Мердок незаметно превращается в манекена, не способного понять и объяснить, что же происходит вокруг. Апогеем этого пристального наблюдения за развитием недуга становятся сцены, в которых эксцентричная бабулька с признаками помешательства шугается всех подряд и не может контролировать речевой поток, забывая самое главное — как складывать из слов предложения. Оболочка интеллектуального превосходства, посредством которой она долгие годы изолировала себя от окружающей действительности, стремительно истлевает за несколько недель.

    Столь правдивое описание «невыносимой тяжести бытия» известной романистки возникло благодаря воспоминаниям ее мужа, профессора Джона Бэйли. Он зафиксировал в своих книгах подробности сорока лет их совместной жизни, начиная с момента знакомства с юной оксфордской преподавательницей и заканчивая мучительной борьбой уважаемой дамы с жестокой болезнью, лишившей ее возможности творить, а, значит, и жить.

    24 августа 2012 | 14:17

    Айрис Мёрдок — английская писательница, поэт и философ, одна из искуснейших романисток XX века. Её произведения интеллектуальны, полны остроумия и психологизма, разобраны на цитаты и высоко оценены литературным сообществом (так, помимо того, что в 1978 году Мёрдок стала лауреатом Букеровской премии за роман «Море, море», она также остается лидером по числу попаданий в букеровский шорт-лист). Символизм, красноречие, культурные и литературные аллюзии, поэтичность, сложность и простота, беглость мысли и безбрежность взглядов — все это притягивает определенный круг читателей. Романы автора в некоторой степени элитарны, тяжеловесны, замысловатые любовные линии синтезируются с размышлениями достойными лучших философских трактатов, а персонажами зачастую являются представители английской интеллигенции или академического сообщества (к которым относилась и сама Мёрдок), размышляющие на тему творчества или решающие экзистенциальные проблемы. Быть может, поэтому произведения писательницы так малоизвестны широкой аудитории.

    «Айрис» (2001) — это биографическая драма о жизни выдающейся личности, оставившей яркий след, как в литературе, так и в душах людей, её окружавших. Это кино о бурной молодости и болезненной старости. Кино о жизни как таковой.

    Стоит упомянуть, что в более чем сорокалетней фильмографии режиссера Ричарда Эйра полнометражных фильмов не так много («Красота по-английски» (2004), «Скандальный дневник» (2006) и ещё несколько не столь известных картин). Эйр специализируется в основном на телевизионных проектах, что, на мой взгляд, у него получается намного виртуознее (тот же мини-сериал «Пустая корона» (2012) по пьесам Шекспира — просто бесподобен). Исходя из этого, «Айрис» многим кажется скучноватой, однобокой и блеклой, а может и излишне сентиментальной. Несмотря на большое количество завоеванных наград, картину критикуют за отсутствие кинематографа. Безусловно, некий отпечаток «сериальности» и связанные с этим упущения тут присутствуют, режиссеру не с полной мере удалось раскрыть величие Айрис как писательницы, но, тем не менее, это не умаляет достоинств ленты.

    Один из плюсов — построение повествования на антитезе: молодость/старость, жизнелюбие/угасание, энергия/немощность, писательский успех/разрушающий недуг. Изображение последних месяцев жизни романистки, омрачённых болезнью Альцгеймера, прерывается флешбэками, в которых рассказывается о начале писательской карьеры, знакомстве с её будущим мужем, непредсказуемых выходках, вращении в университетских кругах (изучение классической филологии в Оксфорде и философии — в Кембридже).

    Главное достоинство картины — подбор актеров. Роль молодой Айрис — свободолюбивой, независимой, дерзкой — исполнила очаровательная Кейт Уинслет. Ум и сексуальность, чуткость и непринужденность, талант и любовь к жизни — актриса наметила некоторые черты характера писательницы, в своей игре отразила огромный спектр эмоций. Уинслет раскрылась в тандеме с Хью Бонневиллем, сыгравшим молодого мужа Айрис — литературного критика Джона Бейли (за роль актер получил премию на Берлинский кинофестивале). Итак, она — полна планов, чувств, желаний, он — скромен, нежен, застенчив, даже зауряден. «Почти в каждом браке один из партнеров — эгоист, а другой нет. Выявляется образец поведения и скоро становится обязательным: один из супругов постоянно требует, а другой уступает», — пишет Мёрдок в одном из своих романов, иллюстрируя глубокое познание жизни.

    Джуди Денч (Айрис в старости) — постаралась воплотить сущность писательницы, столкнувшейся с роковой болезнью, мастерски передав ужас потери памяти, невозможность вспомнить названия даже обыденных вещей. Режет глаза грубый натурализм, мы видим Айрис опустившейся и безумной в декорациях неустроенного быта. Все это производит тяжелое, угнетающее впечатление. Выдающаяся игра актрисы заслуживает отдельной похвалы. Кстати, за исполнение роли писательницы Уинслет и Денч получили по номинации на премию Американской киноакадемии (это был второй случай после «Титаника» в истории премии, когда две актрисы номинировались за роль одного и того же героя).

    Многие свои романы (самые популярные) Айрис писала от имени мужчин, с их позиций, с легкостью обрисовывая их чувства, мысли и поведение в тех или иных пограничных ситуациях. В картине Эйра особое внимание уделено именно мужу писательницы, мемуары которого легли в основу повествования. За роль Джона Бейли в старости Джим Бродбент заслуженно получил заветную статуэтку, воплотив на экране мужа непростой женщины, преодолевающего неожиданные трудности, берущего ответственность за судьбу супруги на себя. Бродбент преобразил «Айрис» в трогательную драму. Хотя его роль весьма спорна, как спорна безоговорочная правдивость трех книг мужа о годах, проведенных в тени гениальности собственной жены и описание подробностей её немощности в последние месяцы жизни (к слову, альтернативная версия биографии, рассказанная другом семьи — Эндрю Уилсоном «Айрис Мёрдок, какой я ее знал», а именно ветреной и непостоянной, шокировала общественность даже сильнее). Хотелось бы видеть больше разноплановости в героях, больше событий, но как писала сама Мёрдок: «Все мы знаем только кусочки чужих жизней, и очень бы удивились, если бы могли увидеть всё».

    Пару слов о музыкальном сопровождении. Саундтрек к фильму написал Джеймс Хорнер, безвременно ушедший в прошлом году. Автор музыки к таким фильмам, как «Имя розы» (1986), «Храброе сердце» (1995), «Титаник» (1997), «Игры разума» (2001) и др., которая заставляла нас сильнее сопереживать героям, плакать, чувствовать мурашки на коже, тут он в очередной раз продемонстрировал свой талант. Плавная и лёгкая, словно намеченная пастельными красками, или тягучая и печальная — его музыка задаёт настроение всему фильму.

    8 из 10

    «Айрис» — это полтора часа биографического кино построенного на контрасте и побуждающего к размышлению.

    18 марта 2016 | 15:38

    Биография жизни английского писателя и философа, лауреата Букеровской премии, если еще и описана в мельчайших подробностях ее насыщенной жизни, сама по себе вызывает уважение, а уж проникновенное отношение и благоговейный трепет перед Айрис Мердок точно обеспечены.

    Однако то, что представил зрителям в 2001 году режиссер Ричард Айр, который вернулся к большому кино после длительного перерыва, уважения совсем не вызывает, отнюдь — одни разочарования. Занимаясь долгое время телевизионными проектами, режиссер, видно, совсем потерял хватку и не смог в полной мере адаптироваться для реализации крупного проекта, поэтому ему не удалось создать по-настоящему трогательную драму, основанную на биографии известной писательницы.

    Касательно сюжетной основы и ее постановки, фильм выполнен на относительно среднем уровне, и навряд ли может претендовать на что-то, несмотря даже на свои номинации на престижные награды и победы в них. Все же хотелось бы о жизни гениального человека увидеть не менее гениальную постановку, которая бы в полной мере смогла бы передать величие своей героини, а в последние годы ее жизни — ту силу и энергию, с которой она продолжала цепляться за свою жизнь; постановку, которая отвечала бы всем требованиям трогательности и драматизации моментов, вызывая жалость именно к героине, а не к жалким попыткам ее возвысить.

    К слову сказать, героиня в исполнении одной из самых заметных в плане актерского мастерства актрис — Джуди Денч, на мой взгляд, подана совсем не так, как ее представляешь после прочтения ее биографии. И как бы актриса не старалась, совсем не получилось у нее выглядеть великой, а вот жалкой, что совсем не подходит ни для героини, ни для самой Джуди Денч — вполне удалось. Лучше своей коллеги выступил Джим Броудбент, который в 2001 году был номинирован сразу за две свои роли — в фильме «Айрис» и в «Мулен Руж». И если вторую можно упустить из виду, то первая действительно стоит похвал и наград, ибо исполнена роль была проникновенно и чувственно, и, честно говоря, сопереживаешь его персонажу гораздо больше, чем Айрис, из чего можно сделать соответствующие выводы об актерской игре Броудбента и Денч.

    А ведь в фильме можно обратить внимание и на Кейт Уинслет, и какая разница, на что именно в ней ты обращаешь внимание. Хотя, стоит, наверное, упомянуть, что по большей части внимание к себе она вызывает не актерской игрой, а прелестями плотских утех, что просто блещут в фильме. Однако, каждому свое…

    27 июля 2010 | 23:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>