всё о любом фильме:

Теорема Зеро

The Zero Theorem
год
страна
слоган«Nothing is everything»
режиссерТерри Гиллиам
сценарийПэт Рашин
продюсерНиколя Картье, Дин Занук, Марк Бакунас, ...
операторНикола Пекорини
композиторДжордж Фентон
художникДэвид Уоррен, Эдриан Кюрлеа, Карло Поджиоли, ...
монтажМик Одсли
жанр фантастика, триллер, драма, комедия, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  60.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время106 мин. / 01:46
Номинации:
Эксцентричный компьютерный гений Коэн Лет бьется над неразрешимой теоремой. Благодаря костюму для виртуальной реальности, изобретенному мальчиком Бобом, Лету удается совершить путешествие в скрытое пространство и узнать тайну своей души. Эту разгадку ищет не только он сам, но и таинственный Менеджмент, который правит всем миром посредством всевидящих устройств под названием ManCams.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.20 (22 866)
ожидание: 94% (17 344)
Рейтинг кинокритиков
в мире
52%
56 + 52 = 108
5.8
в России
59%
17 + 12 = 29
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Автора сценария Пэта Рашина и его жену можно увидеть в одной сцене. Они сидят на заднем плане на скамейке в парке. Его жена читает газету, а Пэт что-то пишет. На самом деле в этот момент он писал слова из сообщений, которые на протяжении всего фильма отображаются в бегущей строке «Mancom Motivational».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 954 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Аляповато-яркий, безвкусно-ядовитый красочный футуристичный мир. Доведённая до абсурдного апогея культура цивилизации потребления. То ли страшненькая утопия, то ли пошленькая антиутопия — сходу и не разберёшь.

    В этом неприятном со стороны, но самодостаточном мире живёт человек, который никак не может вписаться в его границы. Коэн Лет — Qohen Leth — Qoheleth — Экклезиаст.

    Экклезиаст в Ветхом Завете — проповедник в собрании, имя, которое принял на себя Соломон, сын Давидов царь Иерусалимский. Экклезиаст в фильме Гиллиама — гениальный, на грани безумия, программист, способный складывать в виртуальной реальности, словно паззлы, сложнейшую картину мира.

    Коэн Лет (Кристоф Вальц) — не проповедник. Он одиночка, зацикленный на одной-единственной идее: дождаться телефонного Звонка. Когда-то, давным-давно, позвонил ему некто, Бог не Бог — кто-то, в чьей власти рассказать Коэну о том, в чём смысл его существования. А он бросил трубку. И теперь боится выйти из дома, потому что может пропустить столь важный звонок. Поэтому и работать он стремится только дома.

    Дом его, кстати — это своды огромного готического собора в его безраздельном пользовании (если не принимать в расчёт голубей и мышей). В этих сводах компьютеры и груды барахла соседствуют с полустёртыми ликами святых на фресках.

    Коэн Лет скрывается от мира, но мир не отпускает его. Управляющий (Мэтт Дэймон) заинтересован в том, чтобы Коэн доказал теорему Зеро, которая свела с ума уже многих программистов, работавших до него. Суть теоремы в том, чтобы доказать: всё сущее равно нулю, ничего в действительности не существует. Мир возник из ниоткуда и туда же неизбежно уйдёт. И Бога — Его тоже нет. Того Самого Бога, звонка которого всю жизнь ждёт Коэн. «Парадокс», — как сказал бы сын управляющего пятнадцатилетний подросток Боб (Лукас Хеджес).

    Не справляющийся с задачей Коэн отказывается от решения проблемы, и тогда Управляющий начинает манипулировать им, соблазнять всевозможными «печеньками»: в том числе любовью.

    Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. (Екк., 1, 1-5)

    Любовь изменяет жизнь Коэна, даже солнце останавливает свой бег, нарушая привычный ритм существования. Но и любовь оказывается частью схемы, в которую вписана судьба героя. Лишь финал расставит всё по своим местам. Весьма, кстати, надо сказать, сомнительный финал…

    В фильме задействован великолепный актёрский ансамбль: помимо упомянутых Кристофа Вальца и Мэтта Дэймона, здесь играют Дэвид Тьюлис (Наблюдатель), Мелани Тьерри (Стриптизёрша Бэйтсли), Тильда Суинтон (виртуальный психолог).

    Сам Терри Гиллиам — очень неровный режиссёр, у него в работе случаются и гениальные озарения, и провалы. «Теорема Зеро» не относится ни к тем, ни к другим. Это вполне добротная работа человека, у которого весьма своеобразный взгляд по жизни, на вечные-вечные темы.

    19 мая 2015 | 20:36

    На протяжении вот уже нескольких тысячелетий ученые и философы усердно пытаются найти точный ответ на важный для миллиардов жителей планеты вопрос: в чем смысл жизни? На этой основе зародилось целое множество разных философских течений и научных концепций, одни из которых навсегда канули в небытие, а другие преобразовались и преобразовываются до сих пор. В скором времени ответ пытались найти даже художники и деятели искусства, в т. ч. кинематографисты, ярким представителем которых является Терренс Малик с его философской притчей «Древо жизни». Однако от Малика не отстал еще один культовый режиссер, который еще в 90-е успел завоевать миллионы поклонников, Терри Гиллиам с его футуристической притчей «Теорема Зеро».

    Синопсис Футуристическое будущее. Компьютерный гений, страдающий всеми возможными фобиями, Коэн Лэт впадает в мучительную депрессию, т. к. его он никак не может найти ответ на вопрос, для чего он был создан. Коэн обитает в заброшенной церкви, где днями напролет он трепетно ждет некоего звонка, на другом конце которого, возможно, сам Создатель, скажет герою, в чем его предназначение. Однако в жизни героя происходят резкие перемены после того, как руководство на работе поручает ему доказать некую «теорему зеро», разбирая которую с ума сошли уже несколько ученых. Ко всему прочему руководство подсылает к Коэну загадочную девушку по вызову Блэйнсли, в которую герой постепенно влюбляется.

    Игра актеров Честно, касательно игры актеров сказать, что-то определенно хорошее я не могу. Конечно, я не имею в виду, что актеры исполнили свои роли без таланта и профессионализма. Просто образы, которые актеры заложили в своих персонажей, не настолько яркие, как в их предыдущих работах. Двукратный обладатель премий Оскар Кристоф Вальц исполнил роль чудаковатого компьтерщика Коэна, который настолько погряз в своем депрессивном состоянии, что в его душе уже ничего не осталось, кроме некоего еще одного «я». Также была симпатичной роль Мелани Тьерри, исполнившей роль этой самой бесшабашной девушки Бейнсли, которая, на самом деле, оказывается ранимым и мечтающим о любви человеком.

    Режиссура Что мне нравится в Терри Гиллиаме, так это то, что этот режиссер, несмотря на своеобразный стиль картин, умудряется сделать их простыми для восприятия, изображая мир сюжета таким образом, чтобы происходящее мог понять зритель. Как известно, действие «Теоремы Зеро» происходит в далеком будущем. Гиллиам мог бы превратить картину в напичканный компьютерными спецэффектами блокбастер. Однако сумел в большинстве заменить футуризм специальными декорациями, благодаря которым ты словно погружаешься в это реальность. «Теорема Зеро» представляет собой необычную фантастическую философскую притчу, которая западет зрителю в душу. Однако недостатком картины служит опять же типичная черта Гиллиама, а именно неопределенность жанров, т. е. в этом фильме вы увидите и драму, и мелодраму, и комедию, и фантастику, и триллер, и детектив. Из-за такого смешения жанров вам тяжело реагировать на тот или иной эпизод.

    Сценарий Сюжет фильма весьма специфичен, и дело даже не в его фантастичности, а скорее всего в самом смысле фильма. Как я уже говорил, «Теорема Зеро» — это своего рода философская притча, в которой главный герой пытается найти себя и понять, для чего он появился на свет. Картину отличает огромное количество диалогов на такие темы, как смысл жизни, любовь, богатство и многое другое. Вообще сюжет затрагивает такие человеческие проблемы, как алчность, аморальность, утрата человечеством самого себя. Мир по сюжету картины поглощен технологиями, которые не упрощают жизнь человека, а извращают ее. Герою это просто осточертело, из-за чего он ограничивает себя от общения с людьми, но компенсирует это другим «Я». Нет, он не шизофреник, просто он, сам не понимая, по каким причинам, называет себя «мы».

    Итог «Теорема Зеро» — конечно, очень специфическое кино, которое, если присмотреться и прислушаться, западет вам в душу. Стоит отметить, что фильм еще довольно-таки смешной, взять хотя бы сцену с поющей рэп лысой Тильдой Суинтон в роли программы-психоаналитика. Так или иначе, фильм стоит просто увидеть.

    7 из 10

    5 июля 2014 | 22:28

    Каждый человек, начиная с момента первого осознавания мира и себя как личности, рано или поздно задается вопросом: «Зачем я здесь?». Кто-то целенаправленно пытается найти ответ на этот вопрос путем изучения огромного количества книг, опроса чужих мнений на сей счет или решением математических уравнений, а кто-то, как, например герой фильма «Теорема Зеро» Коэн Лэт, сидит и ждет, пока ему позвонит и предоставит ответ немного не мало сам Создатель!

    Коэн Лэт- этакий компьютерный гений, живущий затворником в полугорелой церквушке мира будущего, у которого совсем нет друзей, который почти не спит и которого мало что уже волнует в этой жизни, кроме судьбоносного звонка. Вскоре, в сложившейся рутине Коэна, появляется мистическое «Руководство»,которое уже многие годы пытается доказать, что во всем сущем в принципе нет никакого смысла, что все мы продукция одного большого сбоя во вселенной, вызванным большим взрывом в упорядоченном хаосе вещей и что со временем все вернется к той нулевой точке с которой все началось и предлагает Коэну доказать эту «Теорему Зеро» обещая, что обеспечит появление телефонного звонка. И Лет, окунается в дело со всей присущей ему одержимостью по пути теряя остатки разума которые имел и любовь, которая могла случится.

    Конечно фильм не даст нам ответа на заглавный вопрос, он скорее о том, что ненужно тратить свое время на его поиски или не ставить сам поиск как самоцель, ведь как не раз повторялось в фильме «мы все умираем» и у каждого из нас не так много времени, нужно жить здесь и сейчас и наслаждаться каждым моментом, каждым лучом солнца и каждой каплей дождя.

    «Теорема зеро»-необычайно атмосферная картина от души сдобренная потрясающей актерской работой двухкратного обладателя Оскара Кристофа Вальца, очаровательного Дэвида Тьюлиса, сногсшибательной Мелани Тьерри, непредсказуемой Тильдой Суинтон, забавного Лукаса Хеджеса и еле узнаваемого Мэтта Деймона!

    7 из 10

    20 июля 2014 | 20:17

    После «Воображариума доктора Парнаса» это было лишь ощущение, после «Теоремы Зеро» это превратилось в уверенность: писать рецензии на фильмы Терри Гиллиама после одного просмотра — дело неблагодарное. Уже, по-моему, (лень рыться уточнять) года два как я посмотрел «Воображариум…», но рецензии не написал до сих пор, все собираюсь пересмотреть еще раз и уж тогда, упорядочив впечатления, изложить их в письменном виде.

    Так же как и уже наметил на самую ближайшую перспективу просмотр «12 обезьян» и «Короля-рыбака». Там Гиллиам хороших актеров снял.

    .«Король-рыбак» так вообще без вариантов, там Джефф Бриджес, а это для меня подразумевает: «Смотреть обязательно». Плюс сами сюжеты стоят того, чтобы уделить им внимание.

    С «Теоремой Зеро» рискну поступить иначе, чем с «Воображариумом…», при этом понимаю, что после второго просмотра будет масса новых мыслей и впечатлений. Что ж, если несколькими словами, то в «Теореме Зеро» — весь Гиллиам, во всей полноте. Со своим миром, своим сюжетом, своими стилистикой, метафорами, аллюзиями, символами, философией и мастерски камуфлируемыми, но в то же время, как ни странно, очевидными мэсседжами зрителю.

    И со своими персонажами, разумеется. На это хочется обратить особое внимание, это бросилось в глаза уже после «Воображариума…» — ни одного случайного действующего лица у Гиллиама нет, важны все. «Теорема Зеро» стала вторым тому подтверждением. Каждый из актеров, большинство из которых нам знакомы, раскрылся тут у режиссера совершенно с неожиданной стороны.

    В наибольшей мере это касается Кристофа Вальца, сыгравшего у Гиллиама принципиально в ином ключе, чем у своего крестного отца в большом кино Квентина Тарантино. Коэн Вальца вышел личностью многогранной и противоречивой, вроде бы он выдает на поверхность очень много из самых потаенных уголков своей души, но еще больше оставляет внутри себя, оставаясь дразнящей загадкой как в начале, так и после финала. Вроде бы ему удалось подойти к решению главной теоремы в своей жизни, а также ну очень извилистыми путями найти ответы на вопросы преимущественно глобально-философского масштаба, как-то: осознание себя в этом мире и поиски своего места, своей роли и своих задач в нем. Вроде бы самое время умиротвориться, но режиссер с точностью до минуты ставит финальную точку, прямо в процессе напряженных размышлений Коэна о переменах, произошедших с ним и определения своего дальнейшего пути. Словом, хоть бери и снимай вторую часть, кстати, как по мне, неплохая мысль!. Соответственно, палитра эмоций, которую выдает актер, поражает разнообразием и буйством красок, даром, что Коэн на первый взгляд кажется личностью совершенно закрытой ото всех. Поистине, одна из золотых работ Вальца, которую, уверен, оценят и через сто лет.

    Совсем по-новому открылись в своих пускай второплановых, но тем не менее важных ролях Дэвид Тьюлис и Тильда Суинтон. Если к таким метаморфозам у второй мы уже привычны — в каждой из своих новых работ Тильда с потрясающей убедительностью надевает новые маски, — то Тьюлис в контексте нескольких виденных фильмов с его участием предстает у Гиллиама принципиально совсем с новой стороны, мастерски играя личность вроде заурядную, но в то же время удивительно самобытную, харизматичную и тоже очень разную в различных обстоятельствах, как и Коэн. И играет так, что после «Теоремы Зеро» вырос в моих глазах как актер на несколько порядков.

    Неповторим и Мэтт Дэймон в роли таинственного Менеджмента, причем настолько, что впору порыться в его родословной, чтобы узнать, на затесались ли в него британские гены, столько в его персонаже напыщенной британской аристократичности в ее не лучшем варианте, и одновременно мнимой непосредственности и панибратства. К тому Менеджмент, как и Коэн, вроде бы раскрыв все свои карты, тоже умудряется остаться загадкой для зрителя, причем с явно зловещим подтекстом. Именно после таких фильмов, как «Умница Уилл-Хантинг» и «Теорема Зеро», о Дэймоне можно с полным правом говорить как о серьезном драматическом актере, для которого удачная игра в криминале и боевиках — лишь одна из граней проявления его актерских талантов, причем еще вопрос, основная ли. Побольше бы от тебя таких серьезных работ, Мэтт. Лично я тебе их желаю от всей души.

    Отдельного разговора заслуживает и созданный Гиллиамом футуристический мир, в котором нет ни одной лишней детали. Если одного просмотра фильма Гиллиама ничтожно мало, чтобы разобраться с его героями, то для постижения создаваемого этим режиссером многообразного мира этот единственный просмотр предоставляет возможностей еще меньше. Снова-таки, так было в «Воображариуме…», так происходит и в «Теореме Зеро». Множество символов и аллюзий зашифрованы в картинке и пожалуй столько же — в поведении и словах персонажей, где, несмотря на порой совершенную бессмыслицу сказанного и бессвязность речи, изливающихся из героев как поток сознания, нет ни одного лишнего слова, жеста, движения, все увязывается в логику, смысл и последовательность. Другое дело, чтобы разобраться в этом, повторюсь, понадобится не один просмотр. Вроде бы ничего нового, создавая на экране свой мир, режиссер не изобретает, но я не припомню созданных другими постановщиками миров, которые хотя бы наполовину напоминали миры Гиллиама, настолько они у последнего характерны и самобытны, при всей своей внешней простоте антуража.

    Сумбурные у меня, конечно, получились мысли после «Теоремы Зеро», но в общем пока они именно такие. Остается только сказать этому фильму ставшие уже легендарными слова Шварценеггера из его «Терминатора»: «Я вернусь». Ибо уверен, что картина Гиллиама не раскрыла мне пока и четверти того, что хотел сказать режиссер. Так что думаю, главные открытия впереди.

    8 из 10

    24 июля 2014 | 05:20

    «Теорема Зеро» — очередное безумное творение неподражаемого Терри Гильяма, закономерно странное, но по-своему прекрасное. Его смысл так и норовит ускользнуть, стоит только предпринять попытку обнаружить его — а все потому, что «Теорема Зеро» принадлежит к такого рода произведениям, которые неподвластны ни интеллектуальному анализу, ни логическому осмыслению. При желании здесь, конечно, можно найти немало аллюзий и символов, однако любая обнаруженная смысловая нагрузка будет носить сугубо индивидуальный характер — иными словами, каждый углядит здесь что-то своё, в то время как основная идея картины хоть и лежит на поверхности, но кажется какой-то неосязаемой.

    Действительно, это очень странное кино, а любые оценочные категории в его отношении просто неуместны. Вы либо принимаете эту картину, либо нет. Признаюсь, меня «Теорема Зеро» даже немного разочаровала после первого просмотра — создалось такое впечатление, как будто Терри Гильям снял эдакую пародию на самого себя. Безусловно, это очень характерное кино, и авторский почерк здесь прослеживается буквально во всем — начиная от фирменного визуального стиля, ставшего уже в какой-то мере каноничным в изображении антиутопий, и заканчивая непременными лейтмотивами, сопровождающими всё творчество режиссера. В «Теореме Зеро» легко угадываются жестокая сатира на современность, высмеивание культов и ценностей, присущих обществу потребления, а также вопросы веры и предназначения. Однако при этом «Теорема Зеро» не так уж и предсказуема, даже если рассматривать ее в рамках фильмографии Гильяма, потому что всё это — не более чем побочные эффекты, связанные с именем режиссера. «Теорема Зеро» доступна скорее для интуитивного постижения, нежели для смыслового — это, на мой взгляд, и наделяет эту картину таким особенным магнетизмом, который лично меня заставил пересмотреть фильм второй раз.

    Терри Гильям в очередной раз рисует на экране причудливый мир, пусть и не такой прямолинейно-мрачный как в «Бразилии» или «12 обезьян», но за всем его цветастым колоритом отчетливо видна все та же жестокая суть. Главный герой картины, Коэн — профессиональный вычислитель сущностей и эзотерических данных — не более чем винтик, крутящийся в огромной машине корпораций и работодателей. Больше всего на свете он боится пропустить таинственный телефонный звонок неизвестного происхождения, который должен раскрыть ему смысл его существования, в то время как Руководство поручает ему особый проект по доказательству Теоремы Зеро, утверждающей, что вся вселенная — лишь бессмысленная случайность, то есть всё — по сути, есть ничто. Разумеется, неизбежное осознание противоречивости происходящего становится кульминацией процесса, однако никаких сюжетных откровений ждать все же не стоит. Ключевая фигура это сам Коэн — странный, невротичный, но в то же время очень трогательный и одинокий персонаж. Во многом это заслуга отличного актёра Кристофа Вальца, которому, похоже, практически любая роль по плечу.

    «Теорема Зеро» выполнена на все сто процентов в стиле Терри Гильяма. При всей своей визуальной изобретательности и при наличии впечатляющего актерского состава это нисколько не массовое кино, и рекомендовать его можно только тем, кто либо уже знаком с творчеством режиссера, либо тем, кто готов к экспериментам. В таком случае «Теорема Зеро» не разочарует. Всем остальным нужно быть готовым, «Теорема Зеро» — это эзотерический трип в безумном футуристическом мире, полном причудливых механизмов и технологий, стирающих грань между реальностью и виртуальностью — воистину завораживающее зрелище. Но далеко не каждому оно придётся по душе. Терри Гильям как всегда снял неоднозначное кино, но при всей своей депрессивной мрачности и психоделичности «Теорема Зеро» не ложится тяжелым грузом, скорее наоборот — это на удивление легкое кино, которое дарит надежду и оставляет приятное ощущение постфильмии. Для любителей интеллектуальных загадок здесь найдется вдоволь тем для размышлений; а для зрителей, которым куда важнее эмоционально-чувственная сторона восприятия уготованы необычные переживания от погружения в неповторимую атмосферу фильма. Думаю, каждый найдет здесь что-то свое — в конце концов, у каждого из нас своя жизнь и своя Теорема Зеро.

    23 ноября 2014 | 13:37

    Каждый новый фильм Терри Гиллиама для меня всегда есть событие и открытие — вне зависимости от того, какой в итоге оказывается сама картина. Хотя Гиллиам иногда подводит меня, когда снимает кино по чужим сценариям — ну есть у меня некоторое предубеждение: в частности, голливудский период в творчестве этого режиссера кажется мне какой-то вымученной попыткой играть под чужие шаблоны.

    Ну а «Теорема Зеро», основывающаяся на сценарии Пэта Рашина, подделывается под шаблоны Гиллиама, отчего возникает чувство парадокса, аналогичного излагаемому в картине. Дело касается, в первую очередь эстетики кадра, который смотрится так, точно его выдернули прямо из «Бразилии» и раскрасили кислотными красками. Да-да, «Теорема Зеро» — это «Бразилия» наших дней, мир торжествующего абсурда, тотального контроля и вопиющей безвкусицы. Здесь режиссер роет себе ловушку: во-первых, предоставляя критикам повод обвинить его в самоплагиате, а во-вторых, доводя в «Теореме Зеро» саму идею абсурдности бытия до… абсурда, до хаоса, так, что в результате выходит, что главный смысл фильма — в отсутствии смысла.

    А для совсем уж непонятливого зрителя таинственный Менеджмент еще и разжевывает эту идею в финале.

    Но я не критик. Тем более, что дальше начинаются плюсы.

    Во-первых, Гиллиам — это Гиллиам, у которого каждый без исключения актер способен раскрыться с неожиданной стороны или, по крайней мере, удивить. Большая часть, конечно, удивляет: Мэтт Дэймон в зловещем образе демиурга-Менеджмента, и Дэвид Тьюлис, играющий шутовского начальника главного героя, и Тильда Суинтон, которую тут по старой доброй традиции просто не узнать, пока она не стащит с головы парик и не примется читать рэп.

    Ну а раскрывается… раскрывается, что не удивительно (в который-то раз!), Кристоф Вальц, он же Коэн Лет, квинтэссенция всего нелепого, грустного, смехотворного, жалкого и трогательного, что только может оказаться в человеке, сидящем от вас по ту сторону экрана и без конца нажимающего кнопки на клавиатуре. В Коэне Лете, лысом клоуне с грустными глазами, очень удобно искать самого себя, на что я периодически и отвлекался во время просмотра. Коэн Лет идет на вечеринку. Коэн Лет идет на www-точка-bainsley-точка-sex. Спустя целый год добровольного заточения в доме Коэн Лет идет на улицу. Фейспалм. От навязчивого ощущения дежавю хочется смеяться, а потом плакать.

    И я честно не пытаюсь подводить этот персонаж под некий общий знаменатель. Просто еще одна сцена — когда у Коэна видят за спиной камеру, и спрашивают, как он может жить и работать, будучи под постоянным наблюдением — неожиданно и внезапно воспроизводит вполне реальный случай из моей собственной жизни.

    Гениально.

    И, во-вторых, что еще более важно, в действительности фильм этот, хоть и прикидывается онтологической головоломкой — он не о поиске смысла жизни. На самом деле, «Теорема Зеро» оказывается простой и грустноватой историей об одиночестве в Сети, о том, как люди могут оказаться пешками в руках не столько мифического Большого Брата, сколько своих собственных фантазий. В какой-то момент ты просто понимаешь, что церковь, в которой влачит свое затворническое существование Коэн, есть ни что иное, как крошечный интернет-форум, в стенах которого разворачиваются маленькие и лишенные смысла трагедии, а за пределами царит ничего не выражающий хаос. Что, в свою очередь, означает, что эта фантастическая лента ни разу не фантастична. «Мы умираем», утверждает Коэн Лет, имея в виду, конечно, себя одного. Или нет. Ведь антиутопия уже началась.

    Когда-то в 21 веке.

    8 из 10

    5 июля 2014 | 06:47

    Однажды Большой взрыв породил вселенную, состоящую из хаотично вращающихся частиц — и это будто теория, звучащая из уст Терри Гиллиама и сценариста Пэта Рашина. Воронка, засасывающая всё и вся. Люди же в этом необъятном пространстве, как в прошлом, так и в будущем, которое демонстрируется в «Теореме Зеро» не что иное, как песчинки одной большой пустыни. Они — кубики громадной конструкции, разделенные принципом социальной градации, где одни просто винтики, подлежащие скорой замене, другие же умудряются богатеть за счет деятельности по упорядочению хаоса.

    Повествование картины концентрируется вокруг программиста компании Mancom, смысл деятельности которой заключается в том, чтобы создать видимость счастья текущей, подобно грязной воде из-под крана, жизни. Коэн Лэт мастер своего дела, специалист по высчитыванию частиц, твердо уверенный в своей скорой кончине. Персонаж Кристофа Вальца — одинокий мужчина, работающий днем и ночью, живущий в личном храме (как в прямом, так и в переносном смысле). И этот протагонист из года в год ждет некоего звонка, должного его спасти от гнета существования и разъяснить смысл всей его жизни.

    Можно сколь угодно говорить о том, что в фильме Гиллиама имеется четко выраженный характер псевдоинтеллектуальности, но когда после просмотра в голове возникают сменяющие друг друга мысли, прямо как те частицы единой материи, зритель погружается в не сразу отпускающие раздумья, то это утверждение можно смело ставить под сомнение. Зависимость от современных технологий, интернета, где ты можешь тихо работать, решать какие-то задачи, при этом взращивая в себе корень полнейшей асоциальности и некоммуникабельности — лишь мельчайший слой задействованной смысловой конструкции фильма.

    «Теорема Зеро» буквально напичкана зёрнами мыслительных растений, символов, интересных задумок и отдельных фраз, способных определенным образом воздействовать на общее восприятие детища Гиллиама со стороны зрителя. Одним из ярких примеров актуальности фильма можно заметить в сцене с вечеринкой, когда каждый из приглашенных затыкает свои уши наушниками и «залипает» в айфоны, айпэды и другие подобные девайсы, тем самым начиная «развлекаться». Чем не аксиома того, что каждый человек сам приходит в этот мир, а также самостоятельно его покидает? Другое дело, что многие, имея несколько глубокие проблемы, замыкаются в себе, как и Коэн Лэт, тем самым развивая свою исключительную обособленность.

    Судя по пониманию будущего Терри Гиллиамом, оно за редким исключением ничем не разнится от нашего настоящего, за вычетом того, что всё происходящее в итоге примет ещё больший максималистский характер, как в поведении человека, так и в его деятельности. Успешен в рассматриваемых условиях тот, кто умеет внушить себе и окружающим вздорные идеи, посредством которых получат развитие отношения нещадного и повсеместного господства и подчинения, приносящие при том ощутимую прибыль так называемому правлению. Другое дело, что за всем этим остаётся мизерный процент души, в борьбе за которую осмелившийся индивид легко будет сброшен в ту самую воронку вечности. И всё. Acta est fabula!

    13 июля 2014 | 15:35

    Теорема Зеро как и любой другой фильм Терри Гиллиама является чем то промежуточным между философской притчей и огромной аллегорией. Возможно в нём и нет какого то сверхглубокого смысла. но он идеально создаёт атмосферу мира одновременно похожего на наш и в то же время столь чуждого. В этом и есть основная заслуга Террри Гиллиама как режиссёра, он творит мир в который невольно начинаешь верить, каким бы абсурдным он не был.

    О сюжете фильма во многом говорить бессмысленно, в данном случае главное не что происходит, а как. И вот тут уж режиссёр поработал на славу. Повествовании идёт на всех возможных уровнях, диалоги, музыка, декорации всё то представляет из себя единое целое. Да и сами диалоги несмотря на некоторую шизофреничность главного героя слушать очень интересно.

    Сам главный герой создал совершенный образ. Он похож на героев большинства антиутопических произведений и в то же время ни похож ни на кого. И в этом основная заслуга Кристофа Вальца, по настоящему интересного и разнопланового актёра. Мелани Тьери вжилась в роль шикарной соблазнительницы, и тем лучше смотрится сцена её признания.

    Возможно этот фильм не понравится многим людям, кто то не найдёт в нём глубинного смысла, кто то динамичного сюжета. Но в данном конкретном случае они не столь важны, важно какие переживания вызывает этот фильм и о чём заставляет задуматься.

    7 из 10

    23 февраля 2015 | 00:16

    Удивительно, каким люди представляют будущее. Кто-то вполне логичным, чистым и сокровенным жилищем для всех людей на планете, кто-то развратным местом, где законы не действуют и везде бушует хаос, а кто-то очень своеобразно и с элементами артхауса воспринимает будущее слишком близко к сердцу, да и к голове тоже.

    В центре внимания герой, который дожидается важного телефонного звонка. Ему должны сообщить очень глобальную новость, которая перевернет все его представление о мире как в целом, так и каждом проживающем в нем человеке. Однажды он уже упустил возможность узнать это, поэтому не может пропустить свой последний шанс. В целях того, чтобы не пропускать звонки, нашему герою необходимо идти на жертвы, но они оборачиваются в положительную сторону. Он находит девушку в которую влюбляется, попадает на светскую вечеринку, разговаривает с влиятельными людьми, и даже получает помощника… но все ли так хорошо на самом деле? Что же будет в конце?

    Своеобразие этой картины, к сожалению, меня ничуть не поразило, но признаюсь, что зацепило. Были пару мыслей, очень забавных и интересных, но они не вылились в радость после просмотра, но как ни странно, и в плохое настроение тоже не переросли. Я бы сказал что этот фильм просто прошел через мое сознание, задержался на несколько часов, и после обсуждения с друзьями ушел… далеко.

    Однако я же не могу оставить без внимания все то, чем был насыщен этот фильм. А насыщен он был многим. Тут присутствуют и яркие тона, и темные, и все это одновременно. И что-то непонятное, и наоборот, понятное до боли. Все было очень красиво и загадочно, а я люблю когда все очень красиво.

    Я бы посоветовал этот фильм. Тут не плохие актеры. Например Кристофа Вальца я вообще не узнал, уж очень он похудел тут. Играет он замечательно, с этим спорить даже нельзя. Мелани Тьерри тоже известная мне актриса, не плохо справилась с ролью. И множество других талантливых людей.

    Переходя к завершению, хотел бы сказать, что именно таких фильмов надо побольше. Не скучных, и не запоминающихся. Чтобы они просто были, а когда захотел, то взял и поглядел такое кино,.. хорошее кино.

    8 из 10

    6 августа 2014 | 15:30

    Совсем недалекое будущее XXI века, точнее его середина. Лондон, охваченный силлогичным хаосом технократии, мегаполис, брошенный в пучину бесконечного многоцветного кислотного карнавала. Здесь нет более власти номинальной Королевы, строго контролируемая всесильным Менеджментом Анархия пришла в Соединенное Королевство. Сид Вишес был бы этому очень рад. Нет Бога, есть лишь неоспоримый и неумолимый мир виртуальной реальности, искусно заменившей собой жизнь реальную. Нериддикоподобный отшельник-хакер Коэн Лет, обитающий в заброшенной церкви под множественным прицелом гаджетов разной степени апгрейда, но отнюдь не полезности и ожидающий вот уже не один десяток лет телефонный звонок, благодаря чрезвычайной настойчивости Менеджмента соглашается разгадать «Теорему Зеро». Однако даже для такого гения, как Коэн, это задание оказалось практически невыполнимым.

    Впервые широко представленный в рамках конкурсной программы прошлогоднего 70-го Венецианского кинофестиваля, последний по счету полнометражный фильм знаменитого британского мастера эксцентрического иллюзиона и сатирического визионизма, а также и жанрового ревизионизма, вылетевшего из-под крыльев одного из самых культовых скетч-проектов ХХ века «Монти Пайтон» Терри Гиллиама, «Теорема Зеро» 2013 года по сути своей является завершающей частью неформальной антиутопической трилогии режиссера, начатой «Бразилией» 1985 года и продолженной уже в середине 90-х годов «12 обезьянами».

    Даже среди чрезвычайно богатого на разнообразные антиутопические видения и постапокалиптические кошмары 2013 года, «Теорема Зеро», ставшая едва ли не самым малобюджетным после откровенной маргинальной «Страны приливов» творением Гиллиама, которому для полноценного производства картины хватило лишь восьми миллионов долларов, 37 дней и скромных локаций в Румынии, однозначно воспринимается не столько как очередное пророчество и предупреждение современному обществу, сколь просто представляя из себя витиеватый и китчевый комментарий режиссера к реальности нынешней, без явных привязок к социополитическому положению и пристального, дотошного внимания к историческому контексту, вписанному в сюжетную структуру ленты схематично. Рассказывая о якобы далеком будущем, Гиллиам в «Теореме Зеро», обращая свой хитрый прищур в прошлое, проецирует настоящее, оставаясь верным своему яркому и самобытному стилю изощренного повествователя.

    «Теорема Зеро» — камерное, герметичное, даже в чем-то клаустрофобическое кино, лишенное аберратного масштаба основного действия и имеющее, в первую очередь, расширенную внутреннюю, а не внешнюю перспективу — искусно сочетает в себе художественные элементы как классических антиутопий «Мы» Замятина и «1984» Оруэлла(впрочем, концепция Большого Брата в фильме Гиллиама уже не столь однозначна; на всевидящее око тоталитарной компьютерной системы, технократической деструктивной для разума человека деспотии Гиллиам смотрит не под углом вселенского ужаса, а с эдаким черным юмором и прущим отовсюду гротеском), так и киберпанка, ибо не очень трудно разглядеть в ленте отсылки как к небезызвестной «Матрице»(хотя, конечно же, Коэн Лет куда как более внутренне зрел и необычен в пику Нео), так и к образцам японского аниме, из которого преимущественно и перекочевала отдающая стилем барокко и избыточного китча визуальная составляющая картины(мимишный развратный персонаж Мелани Тьерри есть в чистом виде японским фетишем, однако с душой, а не только жаждущим плоти и эмоций белым телом).

    Но едва ли «Теорему Зеро» можно назвать классической антиутопией, каковой, к примеру, была «Бразилия», выносившая приговор тотальной бессмысленной бюрократической машинерии. Фильм Гиллиама это в большей степени изобретательная философская притча, настроенная на привычную для режиссера волну «магического реализма» и обобщений в духе немецких экспрессионистических кинематографических воззрений вплоть до «Метрополиса» Фрица Ланга. Вместо типичного героя-одиночки большинства антиутопий, ставящих перед собой цель свержения диктатуры и построения веселого светлого будущего, Гиллиам избрал таковым колоритного социопатического фрика и отшельника, не столько Борца, сколь эдакого переосмысленного им кастанедовского Странника в поисках Истины и корпящего над вопросами мироздания, над обретением смысла жизни. Красочный мир, сконструированный Гиллиамом как демиургом, на первый взгляд есть воплощением законов логики и математических формул, требующих своего решения. Однако для Гиллиама такое состояние общества, существующего по механистическим правилам технократического фашизма, катастрофично — как и в недавнем дебюте южнокорейца Пон Чжун Хо «Сквозь снег» зритель видит мир, в котором нет Бога; он выброшен на помойку реальности и заменен суррогатом компьютерных симулякров. Совершенно неслучайно носящий ветхозаветное имя, герой Кристофа Вальца, который сыграл у Гиллиама чуть ли не самую свою вкусную роль в карьере, становится Пророком, который, разгадав заветную теорему Ноль, исходя из которой бытие человека есть не более чем набором случайностей и лишено явственной сути, будучи подчиненным лишь логическому автоматизму, способен эту теорему и ее апологетов в лице седовласого Менеджмента(в этой роли Мэтт Дэймон на удивление хорош и убедителен) и телевизионных лже-неофитов свергнуть, и приблизить свой замкнутый неуютный мирок к далекому, но столь желательному Раю, который, впрочем, находится тоже за пределами прозаической маскарадной реальности.

    Безусловно, идеологическое наполнение фильма едва ли страдает новизной. Фильм напрочь лишен тяжелых умозрительных решений, однако форма не подавила в нем содержание, картина смотрится легко, на одном дыхании, будучи более близкой не к серьезным философским кинополотнищам, а к эдаким игривым футуристическим и фантасмагорическим черным комедиям. Мир без любви спасет любовь, которую еще можно при желании пробудить даже среди всеобщей холодной машинерии и хаоса человеческого сознания, запутавшегося в мнимой реальности миллионов материнских плат, смысл жизни заключен в самой жизни, в каждом дне благополучного пребывания на Земле, не нужны никакие сложносочиненные постмодернистские теоремы. Смысл жизни по Терри Гиллиаму обретает в «Теореме Зеро» черты идей канувших в Лету хиппи, возродившихся гламурными хипстерами.

    10 из 10

    30 апреля 2014 | 12:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Многострадальный долгострой Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» наконец-то движется к воплощению. Режиссер «Теоремы Зеро» кардинально изменил существовавший сценарий, перенеся действие в наше время, и сообщает, что нашел финансирование. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Признаюсь, я фанат сериала «Во все тяжкие». Думаю, это лучшее, что я видел за долгое время. Уж точно лучше всех фильмов прошлого года. Нельзя отрицать, что люди сейчас смотрят кино и ТВ совсем по-другому, и у киноиндустрии вообще-то серьезные проблемы. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Увидеть Терри Гиллиама и не умереть со смеху — с этой задачей КиноПоиск справился трижды: на пресс-конференции и встрече с режиссером во время Венецианского фестиваля и во время приезда Терри в Москву в связи с его новым фильмом «Теорема Зеро». (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Голливудская «Аллея славы» пополнилась еще одним именем. Собственную звезду получил двукратный обладатель премии «Оскар» Кристоф Вальц. На торжественной церемонии поддерживали своего приятеля Квентин Тарантино и Сэмюэл Л. Джексон(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Уик-энд 14-16 марта в европейском прокате. «Воздушный маршал» побеждает в Германии, локальные проекты лидируют во Франции и в Испании. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    130.Любовь и голуби8.200
    131.Город БогаCidade de Deus8.198
    132.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры8.198
    133.Танцующий с волкамиDances with Wolves8.197
    134.На несколько долларов большеPer qualche dollaro in più8.195
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I94.06%
    27.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.89%
    28.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.67%
    29.Чёрная ПантераBlack Panther93.64%
    30.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.56%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road132
    Век АдалинThe Age of Adaline8
    Земля будущегоTomorrowland34
    Второй шансDanny Collins11
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.505
    Земля будущегоTomorrowland6.527
    Однажды6.652
    Век АдалинThe Age of Adaline7.612
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.669
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры