всё о любом фильме:

Теорема Зеро

The Zero Theorem
год
страна
слоган-
режиссерТерри Гиллиам
сценарийПэт Рашин
продюсерНиколя Картье, Дин Занук, Марк Бакунас, ...
операторНикола Пекорини
композиторДжордж Фентон
художникДэвид Уоррен, Эдриан Кюрлеа, Карло Поджиоли, ...
монтажМик Одсли
жанр фантастика, триллер, драма, комедия, ... слова
сборы в мире
$513 000 сборы
сборы в России
зрители
Россия  40.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время107 мин. / 01:47
Номинации:
Смотрите в кино:
56 сеансов в 10 кинотеатрах
Москва
сменить город
Эксцентричный компьютерный гений Коэн Лет бьется над неразрешимой теоремой. Благодаря костюму для виртуальной реальности, изобретенному мальчиком Бобом, Лету удается совершить путешествие в скрытое пространство и узнать тайну своей души. Эту разгадку ищет не только он сам, но и таинственный Менеджмент, который правит всем миром посредством всевидящих устройств под названием ManCams.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.40 (6254)
ожидание: 93% (17 387)
Рейтинг кинокритиков
в мире
53%
27 + 24 = 51
5.6
в России
59%
17 + 12 = 29
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Автора сценария Пэта Рашина и его жену можно увидеть в одной сцене. Они сидят на заднем плане на скамейке в парке. Его жена читает газету, а Пэт что-то пишет. На самом деле в этот момент он писал слова из сообщений, которые на протяжении всего фильма отображаются в бегущей строке «Mancom Motivational».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 932 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    После «Воображариума доктора Парнаса» это было лишь ощущение, после «Теоремы Зеро» это превратилось в уверенность: писать рецензии на фильмы Терри Гиллиама после одного просмотра — дело неблагодарное. Уже, по-моему, (лень рыться уточнять) года два как я посмотрел «Воображариум…», но рецензии не написал до сих пор, все собираюсь пересмотреть еще раз и уж тогда, упорядочив впечатления, изложить их в письменном виде.

    Так же как и уже наметил на самую ближайшую перспективу просмотр «12 обезьян» и «Короля-рыбака». Там Гиллиам хороших актеров снял.

    .«Король-рыбак» так вообще без вариантов, там Джефф Бриджес, а это для меня подразумевает: «Смотреть обязательно». Плюс сами сюжеты стоят того, чтобы уделить им внимание.

    С «Теоремой Зеро» рискну поступить иначе, чем с «Воображариумом…», при этом понимаю, что после второго просмотра будет масса новых мыслей и впечатлений. Что ж, если несколькими словами, то в «Теореме Зеро» — весь Гиллиам, во всей полноте. Со своим миром, своим сюжетом, своими стилистикой, метафорами, аллюзиями, символами, философией и мастерски камуфлируемыми, но в то же время, как ни странно, очевидными мэсседжами зрителю.

    И со своими персонажами, разумеется. На это хочется обратить особое внимание, это бросилось в глаза уже после «Воображариума…» — ни одного случайного действующего лица у Гиллиама нет, важны все. «Теорема Зеро» стала вторым тому подтверждением. Каждый из актеров, большинство из которых нам знакомы, раскрылся тут у режиссера совершенно с неожиданной стороны.

    В наибольшей мере это касается Кристофа Вальца, сыгравшего у Гиллиама принципиально в ином ключе, чем у своего крестного отца в большом кино Квентина Тарантино. Коэн Вальца вышел личностью многогранной и противоречивой, вроде бы он выдает на поверхность очень много из самых потаенных уголков своей души, но еще больше оставляет внутри себя, оставаясь дразнящей загадкой как в начале, так и после финала. Вроде бы ему удалось подойти к решению главной теоремы в своей жизни, а также ну очень извилистыми путями найти ответы на вопросы преимущественно глобально-философского масштаба, как-то: осознание себя в этом мире и поиски своего места, своей роли и своих задач в нем. Вроде бы самое время умиротвориться, но режиссер с точностью до минуты ставит финальную точку, прямо в процессе напряженных размышлений Коэна о переменах, произошедших с ним и определения своего дальнейшего пути. Словом, хоть бери и снимай вторую часть, кстати, как по мне, неплохая мысль!. Соответственно, палитра эмоций, которую выдает актер, поражает разнообразием и буйством красок, даром, что Коэн на первый взгляд кажется личностью совершенно закрытой ото всех. Поистине, одна из золотых работ Вальца, которую, уверен, оценят и через сто лет.

    Совсем по-новому открылись в своих пускай второплановых, но тем не менее важных ролях Дэвид Тьюлис и Тильда Суинтон. Если к таким метаморфозам у второй мы уже привычны — в каждой из своих новых работ Тильда с потрясающей убедительностью надевает новые маски, — то Тьюлис в контексте нескольких виденных фильмов с его участием предстает у Гиллиама принципиально совсем с новой стороны, мастерски играя личность вроде заурядную, но в то же время удивительно самобытную, харизматичную и тоже очень разную в различных обстоятельствах, как и Коэн. И играет так, что после «Теоремы Зеро» вырос в моих глазах как актер на несколько порядков.

    Неповторим и Мэтт Дэймон в роли таинственного Менеджмента, причем настолько, что впору порыться в его родословной, чтобы узнать, на затесались ли в него британские гены, столько в его персонаже напыщенной британской аристократичности в ее не лучшем варианте, и одновременно мнимой непосредственности и панибратства. К тому Менеджмент, как и Коэн, вроде бы раскрыв все свои карты, тоже умудряется остаться загадкой для зрителя, причем с явно зловещим подтекстом. Именно после таких фильмов, как «Умница Уилл-Хантинг» и «Теорема Зеро», о Дэймоне можно с полным правом говорить как о серьезном драматическом актере, для которого удачная игра в криминале и боевиках — лишь одна из граней проявления его актерских талантов, причем еще вопрос, основная ли. Побольше бы от тебя таких серьезных работ, Мэтт. Лично я тебе их желаю от всей души.

    Отдельного разговора заслуживает и созданный Гиллиамом футуристический мир, в котором нет ни одной лишней детали. Если одного просмотра фильма Гиллиама ничтожно мало, чтобы разобраться с его героями, то для постижения создаваемого этим режиссером многообразного мира этот единственный просмотр предоставляет возможностей еще меньше. Снова-таки, так было в «Воображариуме…», так происходит и в «Теореме Зеро». Множество символов и аллюзий зашифрованы в картинке и пожалуй столько же — в поведении и словах персонажей, где, несмотря на порой совершенную бессмыслицу сказанного и бессвязность речи, изливающихся из героев как поток сознания, нет ни одного лишнего слова, жеста, движения, все увязывается в логику, смысл и последовательность. Другое дело, чтобы разобраться в этом, повторюсь, понадобится не один просмотр. Вроде бы ничего нового, создавая на экране свой мир, режиссер не изобретает, но я не припомню созданных другими постановщиками миров, которые хотя бы наполовину напоминали миры Гиллиама, настолько они у последнего характерны и самобытны, при всей своей внешней простоте антуража.

    Сумбурные у меня, конечно, получились мысли после «Теоремы Зеро», но в общем пока они именно такие. Остается только сказать этому фильму ставшие уже легендарными слова Шварценеггера из его «Терминатора»: «Я вернусь». Ибо уверен, что картина Гиллиама не раскрыла мне пока и четверти того, что хотел сказать режиссер. Так что думаю, главные открытия впереди.

    8 из 10

    24 июля 2014 | 05:20

    Сущности, смысл, хаос — эти понятия являются ключом к пониманию творчества Терри Гиллиама.

    Вы конечно же обращали внимание на то, что практически любой кадр Гиллиама представляет собой чудовищный беспорядок — какие -то громоздкие механизмы, мечущиеся люди, нагромождение предметов, одним словом — хаос. Но выражаясь языком Менеджмента — хаос высокоорганизованный. Здесь нет мелочей, каждая деталь имеет значение. Тусовка в доме Джоби, каждый приглашённый танцует под свою музыку, у каждого свой гаджет — точно подмеченная режиссёром атомизация современного общества, суета и бренность. Убегая от скопления незнакомцев Коэн случайно сталкивается с Менеджментом, который предаётся чтению в тихом месте. Со школьной скамьи известно, что книга — кладезь знаний и мудрости, чтение книг не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво… Таким образом Менеджмент занят поиском ответов на экзистенциальные вопросы, пока суетные людишки пытаются удовлетворить потребности, расположенные Маслоу на нижних этажах своей пирамиды.

    В кадре неоднократно появляется крыса, неужели Гиллиам — поклонник журнала`Юный натуралист»? Крыса имеет многоплановое толкование, всё зависит от конкретной культуры, здесь события происходят в христианском храме, и в христианской традиции крыса — символ огромной разрушительной силы, способная загубить абсолютно любое начинание. Нужно ли объяснять, что обозначает крыса в храме, или крыса живущая под боком человека занятого поиском ответа на самый главный вопрос? А впрочем я могу ошибаться, и Гиллиам просто обожает этих милых домашних животных(как все англосаксы), не случайно же крыса Микки герой диснеевских фантазий.

    Коэн ищет решение теоремы Зеро, и подсознательно находит его, на этот факт указывает всезнающий Менеджмент, на недоумённый вопрос Коэна о бессмысленности происходящего следует ответ: Все имеет смысл, высокоорганизованный хаос — золотая жила, и я сделаю её своей. Возможно в этой фразе содержится ответ на вопрос о происхождении кризисов современности, и непонятая нами хаотичность на Ближнем Востоке, Ираке, Афганистане, Украине искусственно и искусно организованна?

    Отдельно стоит упомянуть секс эпохи Web 2.0. Всё происходит предельно глумливо — смотри, но не трогай, наслаждение без обладания, в тот момент когда Коэн готов забыть свои фобии, Бэйнсли испуганно говорит — нельзя! Менеджмент запрещает! Навязшие в зубах параллели с Замятиным и Оруэллом очевидны. Отличный комплимент — какой у вас большой.. жёсткий диск! Ням — ням, как говаривал Джоби, долой трение слизистых, и не поощряемые Онищенко (по причине антисанитарности)поцелуи, пробирочные дети будут экологически чистыми.

    Гиллиама принято называть визионером, пророком. Что из показанного в этом конкретном фильме не существует в реальности? Не существует всеобъемлющей власти ТНК, организующих войны и хаос по своему усмотрению? Отсутствует бешеный ритм жизни, сводящий людей с ума? Человеческое общение вытесняется суррогатами в виде различных соцсетей, и самое главное, произошла подмена настоящих смыслов эрзацами в виде глянцевых картинок с изображением красиво потеющих цыпочек на фоне закатного солнца. Гиилиам — не визионер, он усталый циник, говорящий правду каждым своим фильмом.

    10 из 10

    23 июля 2014 | 22:36

    Имя Терри Гиллиама, в отличие от немалого количества коллег по профессии, до настоящего времени заставляет зрителя испытывать любопытство к новым продуктам своего творчества. А появление на постерах в причудливом облачении звездных Кристофа Вальца и неузнаваемой Тильды Суинтон призывало в ближайшем будущем ознакомиться с очередным фантастическим миром, созданным неподражаемым художником. В данном случае, затрагивается мысль достаточно любопытная.

    Рассказ повествует о буднях теневого гения Коэна (Кристоф Вальц), который долгое время ищет упущенный много лет назад смысл жизни, который, по его мнению, должен вновь прозвучать в телефонном звонке. Обстановка его дома (с непростой историей) весьма специфична, впрочем, ввиду не меньшей странности самого хозяина дома, она скорее вдохновляет его на работу, в результате чего он добивается исполнения корпоративных задач на дому. Одиночество и упадок Коэна скрашивается поощрениями руководства в виде развлекательных услуг Бэйнсли (Мелани Тьерри), а также электронного мозгоправа Шринк-Рома (Тильда Суинтон) плюс компьютерщика юноши Боба (Лукас Хеджес). В процессе сюжета Коэну необходимо определиться с истинной ролью происходящих с ним событий, и понять, какова же цель порученной задачи в виде доказательства Теоремы Зеро, попутно разбираясь в самом себе, и своей роли в обширной корпорации во главе с таинственным Управляющим (Мэтт Деймон).

    Касательно актерского состава, хотелось бы отметить великолепное исполнение роли Кристофером Вальцем, прекрасно передавшего оттенки эксцентричного поведения главного героя. Неплохо справилась с ролью соблазнительного инструмента компании и Мелани Тьерри, попутно оставляя место переживанию собственных эмоций и чувств. Работа Дэвида Тьюлиса, Тильды Суинтон, Лукаса Хейджеса и эпизодически появлявшегося Мэтта Дэймона также была исполнена на вполне достойном уровне. Ну и разбавлено все это было неподражаемым мастерством режиссера, в который раз мастерски разбавлявшего сюжет юмором черным и не только.

    Как итог, хотелось бы отметить очередное достойное творчество Терри Гиллиама и вдохновиться прекрасной игрой Кристофера Вальца. Конечно, кино вряд ли восторженно будет воспринято широкой публикой, но это не помешает ему быть достойным продуктом, в котором находится место не только исполнению заданной корпорацией цели, но и осмысление героем цели своего собственного существования и развитию своей личности.

    8 из 10

    23 июля 2014 | 01:23

    На протяжении вот уже нескольких тысячелетий ученые и философы усердно пытаются найти точный ответ на важный для миллиардов жителей планеты вопрос: в чем смысл жизни? На этой основе зародилось целое множество разных философских течений и научных концепций, одни из которых навсегда канули в небытие, а другие преобразовались и преобразовываются до сих пор. В скором времени ответ пытались найти даже художники и деятели искусства, в т. ч. кинематографисты, ярким представителем которых является Терренс Малик с его философской притчей «Древо жизни». Однако от Малика не отстал еще один культовый режиссер, который еще в 90-е успел завоевать миллионы поклонников, Терри Гиллиам с его футуристической притчей «Теорема Зеро».

    Синопсис Футуристическое будущее. Компьютерный гений, страдающий всеми возможными фобиями, Коэн Лэт впадает в мучительную депрессию, т. к. его он никак не может найти ответ на вопрос, для чего он был создан. Коэн обитает в заброшенной церкви, где днями напролет он трепетно ждет некоего звонка, на другом конце которого, возможно, сам Создатель, скажет герою, в чем его предназначение. Однако в жизни героя происходят резкие перемены после того, как руководство на работе поручает ему доказать некую «теорему зеро», разбирая которую с ума сошли уже несколько ученых. Ко всему прочему руководство подсылает к Коэну загадочную девушку по вызову Блэйнсли, в которую герой постепенно влюбляется.

    Игра актеров Честно, касательно игры актеров сказать, что-то определенно хорошее я не могу. Конечно, я не имею в виду, что актеры исполнили свои роли без таланта и профессионализма. Просто образы, которые актеры заложили в своих персонажей, не настолько яркие, как в их предыдущих работах. Двукратный обладатель премий Оскар Кристоф Вальц исполнил роль чудаковатого компьтерщика Коэна, который настолько погряз в своем депрессивном состоянии, что в его душе уже ничего не осталось, кроме некоего еще одного «я». Также была симпатичной роль Мелани Тьерри, исполнившей роль этой самой бесшабашной девушки Бейнсли, которая, на самом деле, оказывается ранимым и мечтающим о любви человеком.

    Режиссура Что мне нравится в Терри Гиллиаме, так это то, что этот режиссер, несмотря на своеобразный стиль картин, умудряется сделать их простыми для восприятия, изображая мир сюжета таким образом, чтобы происходящее мог понять зритель. Как известно, действие «Теоремы Зеро» происходит в далеком будущем. Гиллиам мог бы превратить картину в напичканный компьютерными спецэффектами блокбастер. Однако сумел в большинстве заменить футуризм специальными декорациями, благодаря которым ты словно погружаешься в это реальность. «Теорема Зеро» представляет собой необычную фантастическую философскую притчу, которая западет зрителю в душу. Однако недостатком картины служит опять же типичная черта Гиллиама, а именно неопределенность жанров, т. е. в этом фильме вы увидите и драму, и мелодраму, и комедию, и фантастику, и триллер, и детектив. Из-за такого смешения жанров вам тяжело реагировать на тот или иной эпизод.

    Сценарий Сюжет фильма весьма специфичен, и дело даже не в его фантастичности, а скорее всего в самом смысле фильма. Как я уже говорил, «Теорема Зеро» — это своего рода философская притча, в которой главный герой пытается найти себя и понять, для чего он появился на свет. Картину отличает огромное количество диалогов на такие темы, как смысл жизни, любовь, богатство и многое другое. Вообще сюжет затрагивает такие человеческие проблемы, как алчность, аморальность, утрата человечеством самого себя. Мир по сюжету картины поглощен технологиями, которые не упрощают жизнь человека, а извращают ее. Герою это просто осточертело, из-за чего он ограничивает себя от общения с людьми, но компенсирует это другим «Я». Нет, он не шизофреник, просто он, сам не понимая, по каким причинам, называет себя «мы».

    Итог «Теорема Зеро» — конечно, очень специфическое кино, которое, если присмотреться и прислушаться, западет вам в душу. Стоит отметить, что фильм еще довольно-таки смешной, взять хотя бы сцену с поющей рэп лысой Тильдой Суинтон в роли программы-психоаналитика. Так или иначе, фильм стоит просто увидеть.

    7 из 10

    5 июля 2014 | 22:28

    Наконец-то на экраны вышло то, что я так давно ждал! Этот фильм затрагивает самые «ржавые» струны души, заставляет переключить мысли с бытовой повседневности на философский лад. Недалёкое будущее, что показано здесь, скорее всего всё же не такое и близкое. Я имею ввиду не цикл годичности, а события и действия… Аппарат для переноса сознания, например.

    Но вся «соль» не в беллетристики. Она в самом полёте фантазии. Как первая «Матрица», или фильм «Начало». Правда, в отличие от этих громких шедевров, этот вряд ли станет с ними в один ряд. Но так же всё скорее инверсия.

    Куда способно занести нас сознание? Мы сами как боги. Вот о чём фильм. Ну, не без шума, конечно. Сразу различным религиозникам захотелось распять этот фильм за идею. Но никто никого ни к чему не обязывает. Просто посыл: думайте. Расслабляйтесь и думайте.

    Многие теоретики и практики, теософы и теологи, философы и прочие мыслители так или иначе намекали нам о душе. Это есть в учениях ещё античных мэтров. Но кто сейчас читает? А фильм это демонстрирует. И делает это ненавязчиво. Душа? Как раз символично, что в эксперименте на экране участвует математик. Это разные виды анализа бытия.

    Кстати, в главной роли был несказанно рад увидеть Кристофа Вальца! Его харизма не осталась мной незамеченной после «Бесславных ублюдков». Это передовой актёр!!! Играет просто как… (эх, не хотелось использовать молодёжный сленг, но только так могу описать)… как бог.

    Под стать ему сексуальная до одури Мелани Тьерри. Красотка, что так и норовила сбить с панталыку нашего героя. Сорвать эксперимент, ввергнуть «подопытного» в пучину похоти. Заодно с ним большая часть мужского населения любовалась на её ножки. Но не телом единым силён персонаж, и не одной сексапильностью выделяется Мелани Тьерри.

    В общем, фильм очень близко подошёл к идеалу тех картин, которые я так люблю! Был бы ещё сюжет как в «Матрице» или «Начале», быть этому фильму шедевром. Но у него, пожалуй, всё же другой прицел. А так, такой фильм способен здорово настроить на позитив. И просмотр, уверен, лично у меня это далеко не последний! Так что — удачного просмотра и вам!..

    9,5 из 10

    26 июня 2014 | 09:06

    На этот раз прибыли ждать не приходится, даже моральной или духовной. Я нахожусь в замешательстве. О поисках смысла жизни — с разной степенью успешности и таланта — снято с вагон и меленькую тележку. И всё крутится вокруг одних и тех же неподвластных времени и переоценке понятий: бренность бытия, одиночество человека, вера или отсутствие оной в высшие силы. Но Гильям, как мне кажется, перемудрил. Скука смертная! Слишком надуманно, необаятельно, пусто. Думаю, всё это заиграло бы другими красками в другом пространстве — на театральной сцене.

    Вальц, без сомнения, замечательный актёр, и играет вдохновенно. Это его бенефис. Его герой находится в плену иллюзий, собственных представлений о мире. Ситуация почти безнадёжная. Но тут на помощь приходит «нимфа» — хотя, зачем ей это нужно — мне не понятно, и вытаскивает его скорлупы предрассудков. Он сопротивляется, но в итоге, видимо, прозревает. В том, что этот отшельник смог измениться я тоже не совсем уверен. Но смотреть на 2-часовые страдания престарелого Вальца — нет уж, увольте, это выше моих сил. Предпочту «Страдания молодого Вертера».

    10 июля 2014 | 02:15

    Согласитесь, что нечасто из талантливых комедиографов получаются замечательные фантасты. Однако в каждом правиле есть свои исключения. И как раз таковой, на удивление разносторонней личностью является Терри Гиллиам, в свое время прославившийся на весь мир, как режиссер и исполнитель самых разнообразных ролей в цикле фильмов и передач под общим названием «Монти Пайтон». Ныне это классика английского юмора и эталон для последующих поколений комедиантов. Такие коллеги Гиллиама, как Джон Клиз и Эрик Айдл решили посвятить свою жизнь исключительно юмора, но сам Терри выбрал для себя путь фантасмагории и экстраординарной визуализации. Такие его проекты, как «Приключения барона Мюнхаузена», «Страна приливов» и «Воображариум доктора Парнаса» стали настоящим событием в мире необыкновенного, сказочного авторского кинематографа и каждый из этих фильмов веял необычным творческим зрением своего создателя, которое окунает нас в мир фарса и преувеличений, дабы совершить проекцию на наш с вами мир и открыть его множественные нелицеприятные стороны глазами гротескного творца. К подобным неординарным лентам Гиллиама можно смело отнести и «Теорему Зеро», которую мировое кино-сообщество ожидало с особым интересом. Как известно, Терри Гиллиам старается писать тексты для своих картин единолично, дабы максимально вложить всю свою душу в кино, однако автором сценария его очередной ленты стал некто Пэт Рашин, скромный профессор, написавший в 1999 году рассказ «Звонок», повествующий о путешествии в другое пространство, сулящее открыть нам не только тайны собственной души, но и отвечающее на сакраментальный вопрос — в чем же смысл жизни? Конечно же данный сюжет просто обязан был попасть в поле зрения Гиллиама и они вместе довели оригинальный замысел до экранов всего мира.

    Главным героем истории становится Коэн Лет, гениальный инженер, а по совместительству не вылезающий из депрессий параноик. Каждый Божий день он ожидает он неких высших сил телефонный звонок, который бы разъяснил ему причины его существования на нашей бренной Земле. Просветов в жизни Лета не видать — один безликий день сменяет собой другой, хмурая погода сменяется дождем, фобия перерастает в более серьезную фобию… Но в один прекрасный день судьба дарит герою шанс отыскать все ответы на свои оригинальные вопросы — его выбирают основным участником исследований некой Теоремы Зеро, которая позволяет путешествовать по глубинам сознания и открывать скрытый смысл всего происходящего. Но что же в итоге выберет наш герой — умиротворенность или безудержный хаос, скромное существование в серой будке или яркую, испепеляющую любовь… Согласитесь, это по крайней мере интересно!

    Терри Гиллиам в очередной раз сумел соединить в своем фильме и сказку, и драму, и комедию одновременно. Его фильм, который по заверениям самого автора стоит сущие пустяки, на деле оказывается настоящим буйством ярких красок, характеров и событий. И все это подается в фирменном фарсовом стиле автора, чтобы мы не забыли, что пришли в кинотеатры не на хмурую драму, а на самую настоящую фантасмагорию в лучших традициях жанра. Знающий зритель без проблем найдет в данном фильме аналогии с такими признанными образцами путешествий в другие измерения и сознания, как трилогия «Матрица» и феноменальное «Начало». Но чтобы объединить в своем уме данные постановки стоит неплохо поразмыслить, ведь внешне они кардинально отличаются друг от друга, да и философия творения Гиллиама и Рашина порой захватывает слишком серьезные проблемы, что не слишком вяжется с холодным расчетом дорогостоящих блокбастеров. Но тем и ценна «Теорема Зеро», ведь не часто посещение темных залов кинотеатров заставляет активизировать мыслительный процесс. Хотя в тоже время для зрителей попроще всегда остается излюбленный комедийный элемент, завораживающая картинка и, главное неординарные лица в актерском составе.

    Главную роль в «Теореме Зеро» сыграл великолепный Кристоф Вальц, которого совсем недавно открыл для всего мира Квентин Тарантино, но неординарный австриец уже успел стать настоящей величиной голливудского масштаба. Как и в других своих лентах на подобие «Бесславных ублюдков» и «Джанго освобожденного», Вальц стал центром всего повествования и сыграл одну из своих самых необыкновенных ролей. Забудьте о холодном, расчетливом нацисте или сентиментальном, но смертоносном охотнике за головами. Теперь Вальц предстает пред нами, как полностью забитый, подавленный, психически нестабильный индивидуум, которого его неспокойный разум бьет куда сильнее, чем неуступчивое общество. Но не стоит забывать, что Терри Гилллиама тот еще сказочник и преображение персонажа будет неминуемым. Но, как всегда, в несколько своеобразной форме… Кроме того нас порадуют своим появлением такие знаковые личности, как Дэвид Тьюлис (профессор Люпин из «Гарри Поттера»), Бен Уишоу (Кью из «Скайфолл») и даже сам Мэтт Дэймон! Так что если вам по какой-то причине будет скучно следить за развитием философских рассуждений героев, то можно развлечь себя идентификацией звезд. И это я еще не упомянул всех причастных к съемкам знаменитостей.

    Что же касается технической составляющей проекта, то она безупречна. Как известно, Гиллиам с огромными проблемами добивается финансирования каждого нового своего фильма и «Теорема Зеро» не стала исключением. Но авторитет режиссера столь мощный, что он без труда заручается поддержкой как целого легиона звезд, так и мастеров спецэффектов, делающих самые неординарные вещи за сущие копейки. Хотя уличить «подделку» просто невозможно. Ну а композитором картины стал Джордж Фэнтон, более всего известный отечественному зрителю по задорному «Дню сурка». А это, как ни как, гарантия качества. Его мелодии здорово подыграли творческому замыслу Гиллиама и он идеально вписался в творческий ансамбль, ни на секунду не выбывая из общей игры.

    В итоге хочу сказать, что «Теорема Зеро» является замечательной лентой для думающего зрителя. Создатели фильма конечно же насытили происходящее фирменной иронией и разнообразными преувеличениями, дабы облегчить восприятие поданной информации, но за всей пестротой, за всеми шутками скрывается огромный задел для внутренних размышлений. Потому советую как можно внимательней наблюдать за сюжетом нового фильма Терри Гиллиама, дабы не упустить самого важного, которое зачастую скрывается там, где его совершенно не ожидаешь встретить.

    8 из 10

    3 июля 2014 | 14:17

    Есть такая традиция — ругать каждый новый фильм старины Терри Гиллиама. Почти ни одна его работа не становилась признанной по достоинству в то время, когда она только увидела свет. То мы имеем сейчас? Некогда разруганные в пух и прах «Воображариум доктора Парнаса», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», и «Страна приливов» ныне стали если не классическими, то уж точно культовыми лентами. Я еще не говорю о кассовых результатах. Такая же участь настигла «Теорему Зеро». Да, сейчас все немного побурчим, но уже скоро будем пересматривать, если и не напрямую, то в воспоминаниях.

    На первый взгляд, это очередная вариация «Бразилии». Гиллиам не стесняется повторяться, что уже можно считать неким вызовом. Антиутопические сюжеты сейчас в дикой моде, так что в этом нет ничего странного.

    Будем честны и признаем — рассказчик из него всегда был никакой. Да, Гиллиам прекрасный визионер и вообще замечательный режиссер, но история в его фильмах — последнее дело. Он словно дедушка, который хочет поведать обо всем и сразу, забывая о том, что его собеседник не настолько внимательный слушатель, чтобы уловить все малейшие детали и не сбиться с линии рассказа. Как бы ни были чудесны «Король-рыбак» или «12 обезьян», под конец они как-то успевали слегка надоесть. «Теорема» так вообще самый медленный его фильм, зато по-своему ритмичный. Последнее удивительно не свойственно этому автору.

    А вот с визуальной стороной все прекрасно. Бюджетные ограничения пошли только на пользу фильму. Яркость достигается не размахом постановки, а изобретательностью в мелочах. Чего только стоит коротенькие, но запоминающиеся прогулки героя по городу, состоящие из коротенькой улочки и скамейки в парке. А вечеринка с минимумом массовки (ни единого панорамного плана) и пластиковыми костюмами? А заброшенная церковь, в которой происходит добрая часть действия? Все это не только умилительно, а еще и очень стильно. Но Гиллиам не Гондри, атрибутика у него не ставится на первое место.

    Главный враг здесь не тоталитарное государство, даже не злая корпорация, а сам герой. Он сам себя довел. Тип, бесподобно сыгранный Вальцем, не самый приятный человек, но и ему постепенно начинаешь сопереживать. Очередная трагедия маленького человека. Автор не стесняется говорить вполне очевидные, но уместные вещи. Информационное общество съедает само себя, становится рабом своих же технологий, причем в добровольном порядке. Но Терри не ставит диагнозов. Если разобраться, то вся история о том, как человек не мог сделать выбор между бесполезной рутинной работой (в том числе и поисками смысла жизни) и миром фантазий (порно-сайты с очаровательной девушкой). И если в «Бразилии» последнее становилось наказанием, то здесь повзрослевший автор не считает это чем-то таким уж страшным.

    9 июля 2014 | 19:14

    Нет в мире вещи, стоящей пощады. Творенье не годится никуда. — И. В. Гёте. Фауст

    Если принять идею о невозможности изменить этот мир к лучшему, то чудачество — одно из немногих оставшихся нам средств избавиться от пресного однообразия опостылевшей действительности и хоть ненадолго расцветить свою жизнь яркими красками интереса. Не потому ли социальная свобода всё больше используется нами для утверждения своих нетипических предпочтений, а своеобразие как таковое понемногу становится смыслом жизни? Фрики перестали себя стыдиться и уже выходят на площади, цирковые клоуны предпочитают сольные выступления, а экстравагантность отождествилась с личным самовыражением. И не было бы в этом ничего плохого, если экстравагантностью, собственно, всё личное своеобразие и не исчерпывалось бы, а подлинная уникальность внутреннего мира не сводилась бы исключительно к чудаковатости поведения. Потому что именно такое сведение и исчерпание и ввергает нас, в конечном счёте, в тоталитаризм одинаковости, и все наши кричащие различия на поверку оказываются всего лишь раскрасками одних и тех же самовоспроизводящихся клише, враждебных любой исключительности. А где же та личность, об освобождении которой так долго твердили либералы, где она? Ау-у!..

    Кинорежиссёр Терри Гиллиам известен своей экстравагантностью, и, вообще говоря, его фильмы интересны именно этим. Сочетание несочетаемого, оксюмороны повседневности как экзотическая приправа к вечно пресной овсянке действительности, совершенная непредсказуемость поведения героев — конёк, прочно осёдланный «неистовым Терри». Мониторы суперкомпьютеров, подключённые к пишущим машинкам, и эргономичные жилища будущего, опутанные трубами, бесчисленными и ужасными, в «Бразилии», постоянно возникающие в наркотическом угаре чудовищные образы обыкновенных людей и вещей в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе», психиатрически-психоделические рокировки «Двенадцати обезьян», страшно-смешные превращения «Братьев Гримм» подаются режиссёром мастерски, со знанием дела и, что ещё важнее, с большим вкусом. Терри Гиллиам играет в волшебника, хотя и не выдаёт себя за такового. Как опытный и ловкий фокусник, он по-доброму дурачит публику, жаждущую быть одураченной, и получает то, чего заслуживает — благодарность публики, скрасившей своё безрадостное существование и получившей порцию острых и ярких ощущений. Обвинять режиссёра в отсутствии глубины так же невозможно, как упрекать фокусника в том, что он не рассказывает нам о своих приёмах.

    Последний фильм вечного эксцентрика Гиллиама демонстрирует приверженность его своим привычкам. Классик антиклассики всё так же поражает взор и воображение визуальными оксюморонами: служащий, живущий в церкви, расписанной извне буйными граффити, бесстрастная видеокамера вместо головы Распятого, игра в компьютерные кубики как способ решения научной проблемы, виртуальный секс как соблазнительная замена натуральному. Лысый и серьёзный Кристоф Вальц весьма внушителен в роли компьютерного отшельника Коэна Лета, магнетически притягательная Мелани Тьерри очаровательна в роли медсестры по вызову Бэйнсли. Сюжетные ходы, как всегда, непредсказуемы, а парадоксы просты, как гамбургер. Вроде бы всё как всегда, но в сознание настойчиво стучится вопрос: а что скрывается за всей этой фантасмагорической и простой историей? к чему вся эта игра в парадоксальные неожиданности? Неужели к старой как мир идее о ничтожности всяких поисков смысла жизни (а равно и её бессмысленности), о том, что жизнь не нуждается в смысле, а всего лишь — в решимости жить? Эх, маэстро, маловато будет… Подкрадывается новое (или давно забытое) ощущение тоски по смыслу, который неожиданно обнаруживает свою нужность именно тогда, когда он почти совсем элиминирован из жизни.

    Хотя, может быть, в этом и кроется насмешка загадочного чудака Терри Гиллиама? Смысл ноля в ловких руках великого иллюзиониста оборачивается нулём смысла, доказательство недоказуемой «теоремы зеро» не в том, чтобы приравнять ноль к ста процентам, а, наоборот, в том, чтобы опустить сто процентов до ноля. Смысл жизни всех нас, таких деловых и серьёзных, нужно уронить до «полного зеро», чтобы потом, на ровном и чистом месте, ощутить чудо мира и начать наслаждаться жизнью. Обратитесь в ничто, и будьте как дети, и познаете истину бытия. Евангелие от Терри? или очередное наваждение, морок несчастного сознания, не желающего расставаться с привычной рациональностью? Гиллиам, мастер парадоксов, и здесь не изменяет себе: смысловая бедность его картины мгновенно превращается в рог изобилия философских вопросов. Но, при ближайшем рассмотрении, источником этих вопросов оказываемся мы сами, а вовсе не режиссёр, большой фокусник и насмешник. И что же в таком случае мы можем предъявить неуловимому Терри? Самоповторы? тривиальность идеи? ускользающий смысл? Но в этом случае мы уподобимся его же герою Коэну Лету, с серьёзным видом играющему в кубики и всю жизнь ждущему таинственного Звонка, сделающего его жизнь простой и понятной.

    О да, можно с видом учёного критика утверждать, что гиллиамовский карнавал фриков явно идёт на убыль, что его Коэн Лет — это изрядно постаревшие Сэм Лаури и Джеймс Коул, а виртуальная проститутка Бэйнсли — всего лишь дешёвая копия Джил Лейтон и Кэтрин Рэйли. Всё, что осталось от захватывающих воображение миров Гиллиама — виртуальные игры полубезумного отшельника, в которых виртуальными становятся даже секс и смерть. Смысл игры сжимается в точку, бесстрастно фиксируемую с места, когда-то бывшего средоточием страстей Спасителя. Большой Взрыв кончается Большим Кукишем. Выход из игры, край света, конец истории, катастрофа? Но ведь точка — ещё не зеро, из точки может снова родиться целая Вселенная. Поражение оборачивается победой, катастрофа становится залогом будущего, смерть — началом новой жизни. За плоскостью открывается пространство, за банальностью следуют потрясающие открытия. Нужно лишь малое: не предъявлять чрезмерных претензий художнику, не ждать от него слишком многого, а осмысливать увиденное самому. Смысл рождается там, где он нужен, и он никогда не равен нулю. Звонок, которого ты ждёшь, раздаётся в тебе самом, и имя ему — воля к жизни.

    Ах, маэстро, вы опять выиграли…

    5 июля 2014 | 13:17

    Каждый новый фильм Терри Гиллиама для меня всегда есть событие и открытие — вне зависимости от того, какой в итоге оказывается сама картина. Хотя Гиллиам иногда подводит меня, когда снимает кино по чужим сценариям — ну есть у меня некоторое предубеждение: в частности, голливудский период в творчестве этого режиссера кажется мне какой-то вымученной попыткой играть под чужие шаблоны.

    Ну а «Теорема Зеро», основывающаяся на сценарии Пэта Рашина, подделывается под шаблоны Гиллиама, отчего возникает чувство парадокса, аналогичного излагаемому в картине. Дело касается, в первую очередь эстетики кадра, который смотрится так, точно его выдернули прямо из «Бразилии» и раскрасили кислотными красками. Да-да, «Теорема Зеро» — это «Бразилия» наших дней, мир торжествующего абсурда, тотального контроля и вопиющей безвкусицы. Здесь режиссер роет себе ловушку: во-первых, предоставляя критикам повод обвинить его в самоплагиате, а во-вторых, доводя в «Теореме Зеро» саму идею абсурдности бытия до… абсурда, до хаоса, так, что в результате выходит, что главный смысл фильма — в отсутствии смысла.

    А для совсем уж непонятливого зрителя таинственный Менеджмент еще и разжевывает эту идею в финале.

    Но я не критик. Тем более, что дальше начинаются плюсы.

    Во-первых, Гиллиам — это Гиллиам, у которого каждый без исключения актер способен раскрыться с неожиданной стороны или, по крайней мере, удивить. Большая часть, конечно, удивляет: Мэтт Дэймон в зловещем образе демиурга-Менеджмента, и Дэвид Тьюлис, играющий шутовского начальника главного героя, и Тильда Суинтон, которую тут по старой доброй традиции просто не узнать, пока она не стащит с головы парик и не примется читать рэп.

    Ну а раскрывается… раскрывается, что не удивительно (в который-то раз!), Кристоф Вальц, он же Коэн Лет, квинтэссенция всего нелепого, грустного, смехотворного, жалкого и трогательного, что только может оказаться в человеке, сидящем от вас по ту сторону экрана и без конца нажимающего кнопки на клавиатуре. В Коэне Лете, лысом клоуне с грустными глазами, очень удобно искать самого себя, на что я периодически и отвлекался во время просмотра. Коэн Лет идет на вечеринку. Коэн Лет идет на www-точка-bainsley-точка-sex. Спустя целый год добровольного заточения в доме Коэн Лет идет на улицу. Фейспалм. От навязчивого ощущения дежавю хочется смеяться, а потом плакать.

    И я честно не пытаюсь подводить этот персонаж под некий общий знаменатель. Просто еще одна сцена — когда у Коэна видят за спиной камеру, и спрашивают, как он может жить и работать, будучи под постоянным наблюдением — неожиданно и внезапно воспроизводит вполне реальный случай из моей собственной жизни.

    Гениально.

    И, во-вторых, что еще более важно, в действительности фильм этот, хоть и прикидывается онтологической головоломкой — он не о поиске смысла жизни. На самом деле, «Теорема Зеро» оказывается простой и грустноватой историей об одиночестве в Сети, о том, как люди могут оказаться пешками в руках не столько мифического Большого Брата, сколько своих собственных фантазий. В какой-то момент ты просто понимаешь, что церковь, в которой влачит свое затворническое существование Коэн, есть ни что иное, как крошечный интернет-форум, в стенах которого разворачиваются маленькие и лишенные смысла трагедии, а за пределами царит ничего не выражающий хаос. Что, в свою очередь, означает, что эта фантастическая лента ни разу не фантастична. «Мы умираем», утверждает Коэн Лет, имея в виду, конечно, себя одного. Или нет. Ведь антиутопия уже началась.

    Когда-то в 21 веке.

    8 из 10

    5 июля 2014 | 06:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Покорив американскую публику, на Россию надвигается сиквел комедии «Мачо и ботан», чьи герои теперь вместо школы отправляются за университетские стены. Маститый Терри Гиллиам, недавно посетивший Москву, вновь исследует мир пессимистичного будущего в картине «Теорема Зеро». Намного легче атмосфера у музыкального ромкома «Хоть раз в жизни» с Кирой Найтли и Марком Руффало в главных ролях. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Признаюсь, я фанат сериала «Во все тяжкие». Думаю, это лучшее, что я видел за долгое время. Уж точно лучше всех фильмов прошлого года. Нельзя отрицать, что люди сейчас смотрят кино и ТВ совсем по-другому, и у киноиндустрии вообще-то серьезные проблемы. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Увидеть Терри Гиллиама и не умереть со смеху — с этой задачей КиноПоиск справился трижды: на пресс-конференции и встрече с режиссером во время Венецианского фестиваля и во время приезда Терри в Москву в связи с его новым фильмом «Теорема Зеро». (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Терри Гиллиам посетил премьеру фантастического триллера «Теорема Зеро» в концертном зале «Барвиха Luxury Village», подкупил столичную публику энергичностью и юмором, рассказал КиноПоиску о своих источниках вдохновения и дал напутствие будущим зрителям фильма. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Уик-энд 14-16 марта в европейском прокате. «Воздушный маршал» побеждает в Германии, локальные проекты лидируют во Франции и в Испании. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    60.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство8.413
    61.Храброе сердцеBraveheart8.400
    62.ПрислугаThe Help8.393
    63.Офицеры8.393
    64.Собачье сердце8.389
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones95.23%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.09%
    8.Исход: Боги и королиExodus: Gods and Kings94.84%
    9.БёрдменBirdman94.75%
    10.Кредо убийцыAssassin's Creed94.58%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here19
    В доме моего отцаIn My Father's Den3
    Страна глухих20
    Ужас АмитивилляThe Amityville Horror84
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes49
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.494
    ГераклHercules6.299
    Домашнее видеоSex Tape5.920
    Король сафариKhumba5.835
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.718
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры