всё о любом фильме:

Ветер крепчает

Kaze tachinu
год
страна
слоган«Ikineba»
режиссерХаяо Миядзаки
сценарийХаяо Миядзаки, Майк Джонс
продюсерТосио Судзуки, Наойя Фудзимаки, Риоичи Фукуяма, ...
композиторДжо Хисаиси
художникЁдзи Такэсигэ
жанр аниме, мультфильм, драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Япония  9.72 млн,    Франция  665.5 тыс.,    Россия  127.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время126 мин. / 02:06
Номинации:
Мальчик Дзиро мечтает о полетах и красивых самолетах, способных обогнать ветер. Вот только пилотом ему не стать — он с рождения близорук. Но Дзиро не расстается с мечтой о небе, он начинает придумывать идеальный самолет и со временем становится одним из лучших авиаконструкторов мира. На пути к успеху он не только встретит много интересных людей, переживет Великое землетрясение в Токио и жестокие войны, но и обретет любовь своей жизни — прекрасную Наоко.
Рейтинг мультфильма
IMDb: 7.80 (36 440)
ожидание: 98% (1130)
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
139 + 18 = 157
7.9
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете ли вы, что...
    • В качестве звуковых эффектов в фильме в основном используются человеческие голоса.
    • Главный герой Дзиро Хорикоси — это вымышленный персонаж, который был создан на основе смеси реальных историй жизни Тацуо Хори (Tatsuo Hori), автора одноименного рассказа, и Джиро Хорикоси (Jiro Horikoshi) — дизайнера самолета «Zero fighter». Название же фильма взято из перевода Хори цитаты из стихотворения Поля Валери «Le cimetiere marin».
    • Хаяо Миядзаки на Венецианском кинофестивале заявил, что это его последняя полнометражная работа.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2227 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это самая последняя работа японского гения Хаяо Миядзаки, который подарил нам такие замечательные картины, как «Унесенные призраками», «Ходячий замок» и многое другое. Понимая, что уже не будет новых очаровательных мультфильмов от это действительно талантливого аниматора, грустно прощаться с его работами, и грустно смотреть «Ветер крепчает». Но Миядзаки как всегда постарался на славу, и «Ветер крепчает» — окончательная точка в его профессии, в которой полностью передан весь его талант, своеобразие и гениальность.

    Маленький мальчик из Японии мечтает стать летчиком, но из-за его близорукости, профессия летчика остается лишь мимолетным желанием. Однажды ему снится сон, в котором появляется итальянский авиаконструктор Капрони, который говорит о том, что летчиком с плохим зрением стать невозможно, но вот постараться стать выдающимся создателем самолетов — вполне легко. После этого сна Дзиро Хорикоси с энтузиазмом следует своей новой мечте, и в будущем он становится одним из самых талантливых авиаконструкторов.

    «Ветер крепчает» — одна из историй жизни Японии в XX веке. Сначала сильнейшее землетрясение, из-за которого было слишком много жертв, затем экономический кризис, и много всяких проблем, которые закончились для Японии плачевно. Затем Хиросима и Нагасаки. Дзиро Хорикоси является создателем Mitsubishi A6M Zero, и он, можно сказать, был одним из тех, кто отвесил пощечину США. Он не был причастен полностью к этому, но кровь на его руках была. Дзиро не был солдатом, и его жизнь была не война, а авиация. Миядзаки не углубляется в тему войны, но мы ведь понимаем, как тяжело приходилось Хорикоси, который достиг своей мечты, но был непринужденно втянут в великую передрягу, которая абсолютно ничего не стоит.

    «Ветер» — не волшебная сказка и мифологический триллер, как «Унесенные призраками» или «Принцесса Мононоке». Здесь нет удивительных монстров, странного сюжета и легкой детской наивности. Это сказка для взрослых, в которой чувствуется потрясающая любовь к культуре Японии, к стремлению к своим мечтам, к любви, к самолетам. Миядзаки всегда придавал своим работам некую поэтичность, и на общем трагичном фоне он всегда мог передать нечто доброе и прекрасное. Одни из самых поэтичных фрагментов — грезы Дзиро о самолетах, и прекрасная романтическая лента между главным героем и его очаровательной невестой Наоко.

    Мимолетность бытия — вот главная тема всей японской культуры. И это главная тема и данной картины. Дзиро конструирует самолеты все с тем же трепетом, с каждым разом как бы снова стремясь к своей уже достигнутой мечте, и не рассчитывает на то, что Япония победит войну со всем миром. Наоко влюбляется и выходит замуж, хотя понимает, что вскоре умрет. Они не могут ничего изменить, именно поэтому наслаждаются моментом. Напрасно или нет — это уже пусть решает сам зритель. Хотя сам Миядзаки оправдывает наших героев, и выносит верный вердикт.

    «Ветер крепчает! Значит — жить старайся!» — вот она цитата Поля Валери, в которой содержится весь смысл мультфильма. Живи моментом, бери от жизни все, наслаждайся ей несмотря ни на что. Хаяо Миядзаки как всегда сумел в одном двухчасовом фильме передать трогательно, но светло всю сказочность, красоту и удивительно поэтичную реальность.

    Низкий поклон этому великому японскому гению, и спасибо за все его замечательные работы.

    21 февраля 2014 | 23:51

    Прошло много, много времени, прежде чем я смогла окончательно сформулировать свое мнение об этом фильме и отважилась написать отзыв.

    Господа, самое главное, с чего хочется начать- это несовпадение наших ожиданий с реальностью. Мы ждали очередного шедевра, сказочной, но такой правдивой повести, ярчайших героев и множества событий. Здесь же мы видим спокойную, неторопливую историю. Все «волшебное», что здесь есть- это мечты и сны Дзиро, поразительно, как изображались его идеи и фантазии. Персонажи, хоть и очень положительны, немного серы и скучноваты (как в правилах классицизма), им не хватает чего-то «мультяшного». Потому мне очень запомнились хмурый товарищ главного героя и его низкорослый энергичный начальник- в них явно прослеживается личность. Протагонисту же, не смотря на его несомненные ум, воспитанность и талант, не достает некоторых индивидуальных черт (вот был бы он, например, немного неряшливый или еще более заторможенный, было бы интереснее). То же самое могу сказать про его возлюбленную (вспомним Люситу из «Небесного Замка»- она была мила, добра и просто няшка, но в ней явно просматривалось что-то женское-манипуляторское в том же эпизоде в дельтаплане: «Пазу сказал, что хочет, чтобы я осталась!»).

    Что трогает за все время просмотра больше всего, так это, конечно, отношения Дзиро и Наоки- в них обоих есть что-то такое, что несколько отдаляет от общества в целом. Мечтательный авиаконструктор и прекрасная, пусть и неизличимо больная девушка дополняют друг друга. Я по-настоящему плакала в конце и на моменте с бумажными самолетиками. Единственное, что удивляет во всем мультфильме- не до конца ясно, что же было главному герою важнее- любовь или самолеты. Но и здесь важно понимать японский менталитет, патриотическое желание сделать что-то важное для своей страны (кто у нас самые большие трудоголики?). А Наока- идеал японской жены, так называемая «ямато-надэсико»- женственная, верная, покорная, безропотно выносит собственные страдания, но внешне остается грациозной и хрупкой. В ней чувствуется настоящая внутренняя сила.

    Но вот с чем я совершенно не смогла смириться- так это отвратительный дубляж. Да, уже ни для кого не секрет, что аниме стоит смотреть только в оригинале, но озвучка Rusico радовала меня качеством. Здесь же такое ощущение, что актеры и переводчики очень сильно поторопились. А ведь диалоги в таком фильме без «экшна» играют огромную роль.

    Фильм оставляет после себя множество философских вопросов и хоть и грустных, но важных мыслей о стране, о любви и призвании в жизни. Я с радостью пересмотрю его снова.

    9 ноября 2014 | 22:08

    Крепчает ветер!.. Значит — жить сначала!

    Для японской анимации идея не нова. Можно даже сказать, что в той или иной форме практически любое аниме призывает зрителя к жизни во имя Цели. Именно Цель, великая и прекрасная в основе своей, должна руководить человеком, его мыслями и свершениями. И именно к Цели надо идти, несмотря ни на что. Это можно назвать и девизом всей страны. Именно воля и усердие народа поднимают Японию каждый раз после страшнейших катаклизмов, обрушивающихся на неё.

    И всё же, именно «Ветер крепчает» затронул самые бережно хранимые тайные уголки душ. В первую очередь своей неординарностью и неожиданностью.

    Автор десятков прекрасных работ запомнился зрителю именно как добрый сказочник, мягко ведущий своих зрителей, как малышей, так и взрослых, в чудесный мир всепобеждающего добра. В каждой работе тесно переплетены чудесные вымышленные персонажи и люди, волшебство и реальность. Что можно было ожидать от Миядзаки? Что угодно, но не «Ветер крепчает»!

    Это не очередная история, а, скорее, эпилог. То, что бывает после «и жили они долго и счастливо». Занавес опущен, куклы спрятаны и в темноте начинается другая история. О жизни самого доброго сказочника, о его взлётах и падениях, удачах и неудачах, боли и радости, успехе и разочарованиях, о его светлой грусти. Дзиро — образ собирательный, но от того не менее живой. Он не похож ни на кого своей гениальностью, но в то же время он похож на всех. Он — сам Миядзаки, великий сценарист и режиссёр; он — Тацуо Хори, автор рассказа; он — это я, ты, вы… Он в каждом из нас.

    Что ты готов отдать ради своей мечты? Готов ли ты положить на чашу весов всё: любовь, время, жизнь. Дзиро отдал, не задумываясь. Стоило ли достижение Цели этих усилий? Решать каждому. В отличие от многих других фильмов, тут нет антиподов: смертельных врагов; соперников, которые будут побуждать героя к действию; бесславных падений на самое дно, заставляющих карабкаться к вершине из упрямства и обиды; выбора между чёрным и белым. Всё происходящее — результат собственных решений и затраченных усилий. Это обыденная жизнь, в которой нет места чудесам и магии. Смертельно больную возлюбленную не вылечит добрый волшебник, войну не остановит один решительный шаг главного героя, а самая большая мечта Капроне так и останется несбыточной Мечтой, невзирая на годы упорнейшего труда. Когда ты подойдёшь к финальной черте своей жизни, ты непременно оглянешься назад. Что ты скажешь призракам своего прошлого? Что ты скажешь своим преемникам, которые вслед за тобой пойдут каждый к своей Цели всё тем же, полным трудностей и боли, путём?

    Крепчает ветер!.. Значит — жить сначала!

    10 из 10

    9 сентября 2014 | 18:02

    В средствах массовой информации «Ветер крепчает» позиционировался как первый мультипликационный фильм Хаяо Миядзаки для взрослых. Данное утверждение не вполне верно. Одна из характерных особенностей его художественного мира — равенство между детьми и взрослыми. Автор намеренно создает ситуации, когда дети ведут себя храбро и мудро, а взрослые не утрачивают мечтательности и никогда не общаются с детьми поучительно и свысока. И в своем заключительном аккорде более чем сорокалетней анимационной симфонии юность и старость встречаются так же трепетно и прозрачно, как седовласый старик встречается со своими мальчишескими воспоминаниями из кризисной Японии.

    Бытует мнение, что творческий человек в своих произведениях занимается ничем иным, как борется со своими комплексами. И если на то пошло, то Миядзаки в этом фильме расправляется с застарелым комплексом целого народа. С началом правления императора Хирохито страна взяла курс на политику милитаризма, которая закончилась выступлением во Второй мировой войне на стороне агрессора. Грехи отцов всегда ложатся на детей, и с тех пор в глубине души молодое японское поколение тех времен преследует чувство вины за совершенную катастрофу. И против человеческих бед и страданий есть только одно лекарство — гуманизм, который превращает яд в живительный источник.

    Секрет рецептуры Миядзаки прост, но в своей простоте очень сложен. Сюжет фильма имеет реальную биографическую основу в лице главного героя Дзиро Хорикоси. С самого детства им владела крылатая мечта стать летчиком, но волею судеб он решил стать авиаконструктором, то есть тем, кто воплощает не только свои, но и чужие мечты в реальность. Другим творческим истоком стал одноименный рассказ Тацуо Хори, олицетворенный в художнице Наоко, этом цветке японской женственности. Кровоточащая любовь между Дзиро и Наоко стала очень красивой, но грустной музыкой фильма. А многочисленные связи с биографией родителей Миядзаки и его собственной жизнью придают истории, вписанной в полный ярких красок и очерченный каллиграфическими линиями рисунок, очень личный и чистосердечный тон.

    Конечно, невозможно показать общественные процессы, даже пускай и мимоходом, и не вмешаться в тему политики. После выхода фильма некоторые зрители называли Миядзаки чуть ли не нацистом. Но на самом деле режиссер сумел выдержать редкостный нейтралитет, не расставляя моральных акцентов и не вынося оправдательных или обвинительных приговоров никому из персонажей картины. Самому автору оказывается куда ближе санаторий, будто взятый из «Волшебной горы» Томаса Манна, который, кажется, даже сама река времени обходит стороной и в котором политика не играет никакой роли.

    Тема полетов всегда заставляла улыбчивого японца витать в облаках, сочиняя истории про алого свина, летающего на гидроплане, или про древний город Лапута, затерянный далеко в небесах. И вот дело всей жизни — создать совершенный самолет, который стал бы пропуском в бессмертный мир грез, совсем не такой, каким мы его представляли, осуществилось в руках Дзиро Хорикоси. Мечта стала реальностью, предел достигнут. Дальше остается только жить.

    6 ноября 2014 | 22:52

    Грустно. Как же всё-таки грустно…

    До просмотра анимационного фильма «Ветер крепчает» я задавал себе один и тот же вопрос: «Неужели закончит?» После просмотра этот вопрос разрешился, и ответом на него стало бесповоротное и безнадёжное «да». На первый взгляд данное произведение неторопливо фиксирует этапы жизни молодого авиаконструктора Дзиро, начиная с первого его знакомства с авиацией и заканчивая трагической смертью жены, больной туберкулёзом. Полёты во сне и наяву, довольно долгие планы, неспешное повествование, муки творчества — вот из чего состоит этот фильм. И никакого волшебства. Да, с одной стороны это может вызвать совершенную оторопь, но с другой… Какое же может быть волшебство, когда Миядзаки рассказывает о реальном человеке: о себе.

    Трогательная и сентиментальная история мальчика, идущего к своей мечте, но понимающего, насколько он и его мечта слабы в сравнении с грубым и жестоким реальным миром — это история не только Дзиро, но и самого режиссёра. Дзиро приходится создавать самолёты, осознавая, что никто из их пилотов не вернётся назад, что правительство и военные видят в самолётах лишь машины для убийства, потому что он не может иначе, ведь это — его мечта. Мечта создавать красивые самолёты, свободные и лёгкие, как дуновения ветра. И раз за разом его самолёты падают, опалённые лучами звезды по имени солнце. Но он снова пытается, снова ищет. Он приносит в жертву любовь и любовь на это соглашается. Потому что настоящая любовь никогда не эгоистична, она ничего не требует взамен, она жертвенна. И вот когда отдавать уже больше нечего, ему удаётся сотворить свой маленький шедевр. Сеющий разрушение и смерть. Поэтому герой не радуется своему успеху, он просто смотрит вдаль, вспоминая… думая… И последний его сон это прощание с мечтой, за которую он говорит «спасибо».

    У Миядзаки тоже есть мечты. Во многих предшествующих работах мастера прослеживается желание увидеть примирение человека и природы («Навсикая из Долины ветров», «Небесный замок Лапута», «Принцесса Мононоке», «Рыбка Поньо на утёсе»), торжество добра, любви и гуманизма («Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок Хаула», «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро»), освобождение от проклятия ненависти («Принцесса Мононоке», «Небесный замок Лапута»). Конкретно в этом произведении он показывает не очередную свою мечту, а путь к ней. Для него путь начался со знакомства с «Хакудзяден» в старших классах школы. Затем последовали годы упорной работы, отрыв от семьи, и вот уже зрелый мастер пропадает на студии, пока растут его внуки. Но судьба художника трагична не жертвами во имя творчества, а пониманием того, что твоё творчество не сможет победить людскую ненависть, злобу и жестокость. Узнав недавно, что Миядзаки — пессимист, я был чрезвычайно удивлён. Посмотрев же «Ветер крепчает» я понял, что удивляться нечему. Вот он — настоящий Хаяо Миядзаки. Обнажив душу он прощается со всеми нами.

    После сильного дождя всегда появляется радуга. Может быть, когда-нибудь радуги будет больше, чем дождя. Ведь пока американцы тоже едят макрель, идеалы у всех одни, и надежда есть.

    Ну а пока, что ж, ветер крепчает, значит жить старайся.

    Грустно. Как же всё-таки грустно…

    2 марта 2014 | 02:20

    Это шедевр. Очень светлая, очень проникновенная картина. Полная радости, надежды и — любви. Не только двух человек, но еще и любви к своему Делу.

    Миядзаки — гений. Полнометражка очень простая по сюжету, там нет почти ничего фантастического, за исключением снов главного героя. Но после просмотра осталось ощущение удивительной и теплой радости.

    «В основу сюжета произведения легла одноимённая манга авторства самого Миядзаки, публиковавшаяся в журнале Model Graphix в 2009 году, рассказывающая о японском конструкторе Дзиро Хорикоси, известном своей работой над истребителями Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero. Также источником сюжета является рассказ писателя Тацуо Хори «Ветер крепчает», написанный в 1936-37 годах. Название рассказа является цитатой одной из строк стихотворения Поля Валери «Кладбище у моря»: «Крепчает ветер!.. Значит — жить сначала!»

    При этом Миядзаки удалось с удивительным тактом описать ту предвоенную эпоху, всего несколькими штрихами передать тревогу и надвигающиеся мрачные годы. Но в фильме главное не это. Строчка из Поля Валери — то, что все время повторяет Дзиро. Ветер через всю жизнь. И самолеты.

    Очень рекомендую к просмотру. Особенно вместе с той / тем, кого любите.

    23 марта 2016 | 12:46

    Этот фильм — одновременно похож и отличается от всего остального творчества Миядзаци. От «старших братьев» он унаследовал романтику полетов, созерцательность природы и пейзажей вообще, восхищение мечтами, паровозы и то, что каждый статичный кадр хочется распечатать. А отличается он тем, что здесь совершенно нет места магии, нет чего-то загадочного и мистического — это в своем роде общение со зрителем на фоне биографического описания жизни одного гения в сложную эпоху. По поводу этого фильма я уже не раз слышал — «Ремарк в исполнении Миядзаки», и в чем-то я с этим согласен.

    Идущий к своей детской мечте человек, любовь, разруха вокруг, странная радость, когда из этой разрухи страна начинает потихоньку выбираться. И тут же ощущение приближающегося чего-то еще более большого и страшного. Даже по времени совпадает. Первая уже закончилась, Вторая еще на подходе. И главному герою предстоит сыграть в этой войне не последнюю роль. Другое дело, что он этого не хочет. Все что он хочет в своей жизни — это создавать прекрасные летающие машины, и да, его машины летают, они прекрасны, но…В этом «но» и есть весь трагизм ситуации.

    Этот фильм, пожалуй, самый взрослый у Миядзаки. Большинство других его фильмов (за редкими сценами) можно без особых проблем смотреть с детьми. Даже не понимая второго (а иногда и первого) дна, они все равно смогут получить удовольствие — там что-то волшебное, что-то происходит. А здесь — история развивается неторопливо, перепрыгивая через огромные куски времени. Думаю, что в этом фильме вещей «для детей» — маловато. Разве что сны и мечтания главного героя. Но и они тут исключительно в мелкой дозировке.

    Зато размышлений о тех самых «взрослых вещах» очень много. Автор задает зрителю не самые простые вопросы — стоит ли идти за мечтой? Чего будет стоить этот поход, и какую цену лично вы сможете за это заплатить? Как насчет других людей? В чем истинное предназначение любви в жизни человека? Вопросы настолько непростые, что даже Миядзаки не собирается давать на них ответы. Просто он спросил — а нам предстоит ответить самим себе. Финал этого фильма, несмотря на свою романтичность и красоту оставляет в душе какое-то опустошение и грусть. Удар был сильнее, чем в «Порко Россо» с его «облаком из самолетов».

    И при всей сложности вопросов, при всем отсутствии магии — это очень сказочный фильм, здесь мечты противопоставляются реальности, а потом плавно вливаются в нее. В этой сказке для взрослых принц находит свою принцессу, притом, что он её даже не искал. Вместо злобных колдунов и разбойников, здесь житейские неудачи и проблемы на работе. Да, да, даже победу над этой обыденностью можно показать с ощущением какой-то сказочности и триумфа. И Миядзаки показал, что он способен проделать подобный фокус совершенно без проблем.

    Рисовка здесь выглядит несложной, герои неотличимы от своих родственников из ранних фильмов — Миядзаки в этом отношении вообще консервативен. Правда, при этом его стиль остается неизменным, и как обычно отличным. Задние фоны проработаны настолько, не побоюсь этого слова, идеально, что их хочется рассматривать даже в финальных титрах. А уж вкупе с музыкой, все это оставляет ощущение чего-то очень волшебного, такой кропотливо подобранной и проработанной целостной картины.

    Я мог бы петь дифирамбы этому фильму еще долго. Он просто прекрасен. Даже то, что главный герой не всегда оставляет приятные впечатления и во многом я с ним не согласен — это тоже идет в плюс фильму. Думаю, что иначе и быть не могло в этом фильме. Конструктор самолетов — это не сказочный принц, непогрешимый и идеальный во всем. Он обычный человек, живущий в обычном мире. И умение показать этот обычный мир таким волшебным образом — истинный дар. Спасибо вам за это, Миядзаки-сама.

    9 из 10

    11 июля 2014 | 13:35

    Ветер крепчает — ни много ни мало финальный штрих в карьере великого японского аниматора Хаяо Миядзаки, успевшего ранее подарить нам такие замечательные работы, как Ходячий замок, Унесённые призраками, Принцесса Мононоке и многие-многие другие, а потому проходить мимо такого события — непозволительная роскошь.

    Дзиро — маленький мальчик, мечтающий о небе, нет — не так, о Небе. Не было для него большего удовольствия, чем окунуться в мир грёз, где он запросто мог рассекать облака на своём крохотном самолётике, но как бы он не хотел стать пилотом, какие бы усилия к этому ни прилагал — увы, его толстые очки становились непреодолимой преградой для воплощения желаемого в действительное. Однако, всегда есть выход! Нельзя самому взмыть в высь — так почему бы не предоставить такую возможность остальным, вооружившись логарифмической линейкой и листком бумаги, и сотворить наилучшую машину на всей Земле.

    К сожалению, сюжет вертится исключительно вокруг феномена экономического чуда Японии, а точнее — вокруг его предпосылок. Какими должны были быть люди, вознёсшие страну на индустриальный пьедестал? Такими, как наш Дзиро. В принципе, его даже окружают такие же трудяги, которых хлебом не корми — дай задачку позаковыристей, они и рады будут. Да, звучит цинично, но такое впечатление остаётся после просмотра данной полнометражки.

    Ветер крепчает — бесспорно интересная мультипликационная картина, в которой можно разглядеть и кисти импрессионистов, и отсылки на литературные произведения… Но! Во-первых, главный герой — абсолютно «серый» биоробот, слепо исполняющий приказы, к которому нисколько не прикипаешь, и, во-вторых, у Миядзаки были куда более сильные произведения, оставившие в памяти неизгладимый след. Таким образом мой итог закономерен.

    7 из 10

    7 апреля 2014 | 22:35

    Хаяо Миядзаки всегда снимал про полёты — на метле, на драконе, на постапокалиптическом планере, устаревшем самолёте или собственных крыльях… Неудивительно, что его последний фильм — об этом, больше, чем все предыдущие. «Ветер крепчает» действительно бьёт ветром в лицо, отрывает от земли и…

    Формально это биографическая драма, но Дзиро Хорикоси тут, кажется, играет примерно ту же роль, что инженер Капрони — в его снах в самом фильме; это символическая фигура, и не так важно, насколько много у него общего с реальным авиаконструктором, — Миядзаки беседует с этим персонажем о себе и жизни.

    Это не столько история жизни, сколько история мечты — она начинается, когда мальчик, слишком близорукий, чтоб быть пилотом, решает стать авиаконструктором, и заканчивается, когда его мечта обретает плоть и пикирует на американские корабли. Мечты — они чреваты превращением во что-то пугающе практичное, мечта и хрупка, и эгоистична, но всё-таки они позволяют летать.

    Миядзаки чаще снимает фильмы не про индивидуальности, а про архетипы. Это не значит, конечно, что они упрощены или лишены индивидуальности, но чаще автора интересуют их роли, обстоятельства (тоже символически-условные) в которых они действуют. Иной подход виден в «Ветер крепчает». Миядзаки не только скрупулёзно прорабатывает внутренний мир и повседневную жизнь (фильм очень, очень «повседневный» — сюжет развевается большей частью медленно и как бы исподволь, как это происходит и с жизнью человеческой) Дзиро, каждый, даже самый третьестепенный персонаж сделан живым, абсолютно достоверным, чувствуется, что за ним стоит история. Многие из них вроде как и ненужны для сюжета, но ни один не лишний, ни один не оставляет равнодушным. При том, что главные герои безумно трогательные, и за их судьбу переживаешь искренне (когда я последний раз так вцеплялся в кресло, умоляя самолёт на экране не падать? Может быть, на «Авиаторе» только), моим любимым героем оказался начальник Дзиро — вроде бы преувеличенный, едва ли не самый мультяшный персонаж фильма, но при этом абсолютно живой, сложный и достоверный. Впрочем, я мог бы перечислить таки всех героев, от ведущего подрывные разговоры весёлого носатого иностранца до сердитой младшей сестры. Во многом эта живость связана ещё и с потрясающе, воистину гениально написанными диалогами — бытовые разговоры, какие-то случайные метафоры, мимоходом брошенные фразы, все это прекрасно и более чем прекрасно.

    На фоне понемногу разворачивается и история страны — чуть меньше повозок, чуть больше сюртуков с каждым годом… История страны, которая, возможно, слишком много требовала от своих жителей. Миядзаки удалось совместить тот странный, радостный моральный подъём, отчего-то часто присущий фильмам о межвоенном периоде, с ощущением нависающей беды. Снять не оценочный, а честный фильм о таком сложном периоде истории — само по себе достижение необычное (и необычная смелость).

    В визуальном плане Миядзаки консерватор — он уже лет тридцать, в сущности, почти не меняет стиль рисунка в своих мультфильмах, как и их подачу. Но его сложно за это упрекнуть: чинить то, что не сломано, не всегда хорошо, а анимация Ghibli близка к совершенству. Боже мой, какие тут фоны! Это же картины, а не фоны! Один пылающе-розовый закат в окне поезда просто обязывает выдать аниматорам все возможные награды в области мультипликации. А самолёты! А блестящие, в деталях проработанные механизмы, где анимирована каждая шестерёнка, каждый поршень!..

    Я не знаю, согласен ли я с фильмом «Ветер крепчает» — многое тут мне не по нутру, и Дзиро едва ли прав и хорош… Но я знаю, что не плакал на мультфильмах довольно давно, знаю, что полюбил этих героев и фильм этот не забуду.

    Если это и не лучшая работа Миядзаки, то одна из лучших. И один из лучших анимационных фильмов в истории вообще.

    22 марта 2014 | 18:34

    Хаяо Миядзаки сделал фильм в тематике, которая ему не очень свойственна. Прежде всего, тут нет волшебства и магии. Есть конечно загадочные нереальные сны, но после всех колдунов, ведьм, ходячих замков и лесных духов, которыми угощал нас мастер японского аниме, данная картина смотрится очень рационально и по-взрослому. И, возможно, главное здесь то, что автор не расщедрился даже на настоящий хэппи-энд, каковыми он нас радовал почти во всех своих фильмах. Всегда находивший общий язык, скорее, с детьми, чем со взрослыми, Миядзаки вдруг изменил себе и поднялся над обыденной для него магией. Не знаю почему, но фильм-прощание получился не только не похожим на другие его работы, но даже в какой-то мере нарушил их гармонию. Вместо детской непосредственности и непостоянства — суровая проза жизни, вместо нежного гимна природе — авиационный марш. Может быть, если бы люди без устали жили по 200 лет, мы бы открыли для себя совершенного нового японского режиссера, снимающего жизненные драмы, такие, как Токийская повесть. А старый волшебник или устал от своего волшебства или разочаровался в его способности находить ответы на все вопросы.

    Я не даром упомянул фильм Ясудзиро Одзу, после просмотра мне в голову быстро пришла мысль, что Ветер крепчает и Токийская повесть стоят рядом. Они похожи в повествовательной манере — в этой жизненной постепенности и очень размеренном ритме, всего творящегося на экране. Хотя работа Одзу, без сомнения, более тяжеловесная и более глубокая. Вот такая она жизнь! Иной зритель и заскучает. Поэтому, если у вас, как сейчас говорят, клиповое сознание и пары минут без активного экшена хватает, чтобы начать клевать носом пол, то остерегайтесь. Это кино не для вас.

    А вот местные диалоги — это, в каком-то роде, небольшое откровение, в нашу эпоху безвкусного смакования однообразных пафосных и пустых речей, когда Супермен повторяет Бэтмена, а Бэтмен — служащего среднего звена, здешние разговоры освежают и бодрят — они настолько живы, динамичны и рублены, что кажется, будто основаны на настоящих диктофонных записях реальных людей. Русский дубляж просто прекрасен, редко такое бывает.

    Миядзаки, когда-то специализировался на политике и экономике, поэтому разбор состояния Японии того времени, с точки зрения этих элементов, присутствует. Но для картины он не определяющий, а служит только ненавязчивым фоном для реальных человеческих страстей — работы, любви и самой жизни.

    Эта картина — есть жизнь, которая проносится перед глазами. Правда жизнь анимационная, а значит, в какой-то мере, все равно сказочная и непонятная.

    8 из 10

    2 марта 2014 | 00:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Записи в блогах

    Десятка наиболее любопытных японских фильмов позапрошлого года (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    245.Окно во дворRear Window8.061
    246.РататуйRatatouille8.060
    247.АнастасияAnastasia8.060
    248.ЧаплинChaplin8.060
    249.Стальной гигантThe Iron Giant8.059
    250.Пираты Карибского моря: На краю СветаPirates of the Caribbean: At World's End8.058
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven92.03%
    37.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok91.92%
    38.Индиана Джонс 5Indiana Jones 591.80%
    39.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I91.66%
    40.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II91.28%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Три метра над уровнем неба: Я тебя хочуTengo ganas de ti211
    Коробка13
    Резня женщинSorority Party Massacre1
    Озабоченные, или Любовь зла9
    Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War25
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.301
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение8.001
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    Несносные ледиMother's Day7.055
    СомнияBefore I Wake6.724
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры