всё о любом фильме:

Госфорд парк

Gosford Park
год
страна
слоган«Чай в четыре. Ужин в восемь. Убийство в полночь»
режиссерРоберт Олтмен
сценарийДжулиан Феллоуз, Роберт Олтмен, Боб Бэлабан
продюсерРоберт Олтмен, Боб Бэлабан, Дэвид Леви, ...
операторЭндрю Данн
композиторПатрик Дойл
художникСтефен Олтмэн, Джон Франкиш, Сара Холдрен, ...
монтажТим Скуайрес
жанр драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  7.03 млн,    Великобритания  2.69 млн,    Испания  1.04 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время131 мин. / 02:11
Номинации (6):
В пасмурный ноябрьский день 1932 года в имении сэра Уильяма МакКордала, поместье Госфорд Парк, собираются гости: родственники и друзья, аристократы и знаменитости. Посетители сэра Уильяма намереваются провести несколько дней, наслаждаясь роскошью жилища, отдав привычную дань изысканному чревоугодию и великосветским ритуалам.

Все готово к очередному шикарному и томному празднику беспечных прожигателей жизни. Но… внезапно хозяина дома находят мертвым, и что самое неприятное, кто-то поспособствовал его внезапной встрече со Всевышним. А дальше начинается «закрученный», классический детектив, за который бы удавилась сама Агата Кристи.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
122 + 20 = 142
7.5
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В своих комментариях на DVD режиссёр Роберт Олтмен заявил, что он умышленно ввёл в сценарий несколько нецензурных выражений исключительно ради того, чтобы фильм получил рейтинг «R». Он не хотел, чтобы на сеансы допускались дети, поскольку полагал, что фильм не понравится им, и они просто не поймут его.
    • Обои в комнате Констанс Трентэм были ручной работы, завезённые из Франции. Даже для такой маленькой комнаты их стоимость составляла около 18 тысяч долларов, но производители приняли решение отказаться от оплаты, предоставив их для съёмок фильма совершенно бесплатно.
    • Первоначальным выбором на роль инспектора Томпсона был Кеннет Брана, но актёр отказался от поступившего ему предложения, сославшись на занятость в других проектах.
    • Райан Филипп получил роль в 11 часов вечера после неожиданного отказа ранее приглашённого актёра.
    • Режиссёр Роберт Олтмен консультировался со сценаристом Эзной Сэндсом перед тем как начать работу над проектом, планируя пригласить его на возможную шлифовку сценария. Тот после ознакомления со сценарием заявил, что он настолько близок к идеалу, что в его услугах просто нет необходимости.
    • Название «Госфорд Парк» ни разу не произносится на протяжении всего фильма.
    • Ни один из актёров, игравших многочисленную прислугу, не носил никакого грима.
    • В каждой из сцен фильма присутствует кто-либо из прислуги.
    • В каждом кадре фильма камера находится в движении. Это было неотъёмлемым требованием режиссёра.
    • Ювелирные украшения, которые носили аристократические леди в фильме, были настоящими и стоили немалую сумму. Каждый день они доставлялись на съёмочную площадку в сопровождении специальной нанятой службы охраны.
    • Во время съёмок групповых сцен режиссёр Роберт Олтмен постоянно использовал не одну, а две движущиеся в противоположных направлениях камеры. Это было сделано для того, чтобы актёры вели себя более естественно и не сосредотачивали всё своё внимание на снимающей их камере.
    • Когда герой Джереми Нортэма играет на пианино, в некоторые моменты играет сам актёр, а в другие — его брат, который обучался игре на пианино с детства.
    • Большая часть сцена была снята в классическом британском поместье Ротэм Парк, графство Херфордшир, главный дом которого был построен в 1754 году. Отдельные сцены в верхних спальнях снимались в поместье Syon House в Вест-Лондоне, исконно принадлежащем семье герцогов Нортумберлендских.
    • В фильме звучит ряд песен, написанных в 1910-1930-е годы Айвором Новелло, который является одним из второстепенных персонажей картины. Песни исполнили Джереми Нортэм, сыгравший Новелло в фильме, и его брат Кристофер.
    • Сценарист Джулиан Феллоуз решил развить успешную идею равнопланового освещения жизни аристократии и прислуги и воплотил её в телесериале «Аббатство Даунтон».
    • еще 12 фактов
    Трейлер 01:51

    файл добавилFine__Picture1965

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 351 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Посмотрев фильм с год назад, я пришел в выводу, что он скучен. Но вот парадокс: через несколько месяцев после просмотра я уже хотел повтора сеанса. Видимо, меня все-таки очень здорово подкупила истинно-английская атмосфера со всеми их убийствами, чаепитиями (бесконечными), церемониалом и т. д. Фильму очень пошло на пользу, что место действия — довоенная Британия, а не современный рациональный мир. Тем интереснее было наблюдать за еще живыми, но уже немного натужными попытками героев быть англичанами.

    Кино по-красивому грустное. Особо счастливых героев я не обнаружил — у всех свои маленькие и не очень маленькие заморочки. Но с какой филигранной тонкость Олтман творит своих героев (не без участия актеров, естественно)! Это кино эмоций, кино безумно атмосферное. Его нужно принимать время от времени для создания особого меланхоличного настроения. Эти герои, ситуации, стиль съемок, салонно-сигарная музыка Патрика Дойла — все это хочется смаковать, наслаждаться всей материей фильма.

    Здесь даже нет смысла говорить об отдельных актерах и актрисах, ибо режиссер заставил всех отыграть свои роли если не на пределе возможностей, то уж точно на очень высоком уровне.

    Фильм совершенно пустой для неподготовленного зрителя (например, для тех, кто отписывется о фильмах «Круто» и «Отстой») и удивительно наполненный своей особенной материей для ценителей медленного вкрадчивого кино. Красиво. Как творчество Морриконе: многие его темы запомнить сложно — важно скорее само звучание музыки, оттенки, мотивы, переливы, окраска.

    Лично я так вижу это творение покойного Олтмана.

    8 из 10.

    7 июля 2007 | 13:09

    Роберт Олмен — человек весьма и весьма завидный. Не только своим авторитетом и статусом птицы высокого полета, птицы столь непокорной, что вся власть продюсеров перед ним иллюзорна и попросту равна 0, но и тем, что это один из тех редких людей в Голливуде, который снимал именно то, что хотел, не взирая на какие-либо коммерческие препятствия и целевые аудитории. Эта редкая привилегия привела главных режиссеров «Нового Голливуда» к метаморфозам в сторону экспериментального кино, принесшего свои дивиденды. Как раз одним из этой братии сподвижников «нью вейва» и был Олтмен.

    Хоть многие из его фильмов в свое время не дошли до нашей аудитории, да и сейчас далеко не всем знакомы, «Госфорд Парк» — лучший вариант исправить положение. Картина не только вобрала в себя все творческие изыски почерка режиссера, со всей аккуратностью и педантичностью переставляя сюжетные слои между собой, но представив зрителю нечто такое, к чему он совсем не привык.

    Ведь «Госфорд Парк» — палка о двух концах. Искусно переодетый, двуликий оборотень с маской детектива в лучших традициях Агаты Кристи, только без ведомого акцента на главном герое — детективе или его подручном. Фильм, по сути, вообще не имеет центрального персонажа, где все герои — значимы в равной степени, а те, в коих историях есть недосказанности — привлекают еще больше внимания. Удивительно, но это дает такое непаханое поле для потенциальных кандидатов в убийцы, их мотивах, что впору говорить о телесериале.

    Внушение самому себе, что перед тобой лихо закрученный детектив — тонкая и выверенная коварность режиссера. Ведь на самом деле взор Олтмена не упирается в детективные перипетии, он обращен в первую очередь на драму и социальный подтекст. Начинку пост-викторианского бомонда режут, как нож масло, где сам создатель принимает роль эдакого неподкупного маргинала, со стороны наблюдающего за всеми разговорами, домыслами и слухами внутри огромного большого особняка. Кол-во персонажей явно перегибает за два десятка, но при этом мы не чувствуем какую-ту оборванность в линиях диалогов — более того, режиссер очень плавно передает нить повествования от одной группы людей к другой, постоянно делая экскурсы в прошлое персонажей, раскрывая характеры, тем самым давая нам еще один повод строить догадки. Все это проходит под постоянную динамику в объективе и восхитительную актерскую игру, где никто не тянет на себя одеяло, сохраняя легкий баланс.

    «Госфорд Парк» — редкий и непокорный гость в наше то время заурядного кино. Олтмен последователен, по-дедовски тщателен, вдыхая в свои творения театральную изящность, которой так не хватает сегодняшним фильмам.

    7 мая 2012 | 01:47

    Если бы сейчас кто-то вздумал выпустить отреставрированный DVD с этим фильмом 12-летней давности, то на коробочке, наверняка, написали бы что-то вроде «От сценариста „Аббатства Даунтон“, несмотря даже, например, на то, что за сценарий к „Госфорд Парк“, Джулиан Феллоуз, вообще-то получил оскара. И дело тут не только в веяниях моды, в распространенной и не очень мною любимой практике рекламирования картин посредством глупейших лейблов «от создателя…». «Аббатство Даунтон» просто объемнее, массивнее и величавее, чем «Госфорд Парк», впрочем, и у этого фильма есть свои неоспоримые, стопудовые, как говорится, плюсы.

    Один из них — мегакаст. Такую крутую актерскую труппу не часто встретишь: Макл Гэмбон, Мэгги Смит, Хелен Миррен, Эмили Уотсон, Стивен Фрай, Кристин Скотт Томас, Клайв Оуэн, Келли Макдоналд, Райан Филипп, Алан Бейтс и другие. Отдельно нужно сказать о Мэгги Смит. Она просто поразительна. Это любимая британская бабушка-графиня. Каждая ее подобная роль — сокровище. Она настолько оживляет действо своим появлением в кадре, что всякий раз диву даешься, откуда в ней такая живительная сила, такая хитринка, такая плутоватая улыбка и такие непередаваемые взгляды.

    И следом за этим плюсом вытекает следующий — подобный скале и умудренный сединами гениальный режиссер Роберт Олтмен, ловко, управляющийся с этим звездным ансамблем. Я убежден, что более насыщенная концентрация талантливых людей повышает шансы фильма на то, чтобы на выходе получился шедевр.

    Конечно, киноиндустрия знавала примеры и провальных картин с сумасшедшим кастом, но англичане и вообще британцы в этом плане лично для меня выступают довольно надежными такими гарантами качества. Им никогда или почти никогда не изменяет чувство собственного достоинства, чувство гордости и самоуважения. Это зачастую сквозит не только в атмосфере британских фильмов, но порой почти написано на лицах актеров. Иногда это почему-то путают с чопорностью. И, конечно, им уж точно никогда не изменяет чувство стиля.

    Перечислять интерьерные красоты «Госфорд Парка» нет особой нужды (костюмы, здания, декорации у британцев всегда бесподобны) — лучше сказать пару слов об атмосфере блестящего британского детектива. Она прохладна и вместе с тем внутренне страстна, она загадочна и пасмурна, как погода Туманного Альбиона. Действие на экране то замирает в нерешительности (режиссер словно наблюдает из укрытия за реакцией зрителя), то все приходит в неописуемое движение, в вихрь, стремительный и роковой.

    Мне это кино отчасти напомнило обожаемых «8 женщин» Франсуа Озона: в доме, где собирается семья/компания, происходит преступление, и у каждого из персонажей есть свои мотивы для того, чтобы его совершить. И начинается потрясающая игра режиссера со зрителем, и начинается сумасшедшая работа мозга, пытающегося найти разгадку.

    «Госфорд Парк» — это еще один продукт с биркой «британское кино высшей пробы». Однако лично мне ближе «Даунтон», потому что он более живой, более теплый, более эмоциональный что ли. Здесь же мне порой не хватало огня, который, казалось, вот-вот вырвется на волю, но огонь этот всякий раз бесцеремонно запирали в склянке сдержанности.

    9 из 10

    8 августа 2013 | 17:34

    Казалось бы, нет ничего банальнее английского детектива об убийстве в старинном поместье. В разных редакциях этого сюжета убивали и хозяев имения, и их жен, и тихих служанок, и будущих наследников… И убийцами были все — от тех самых наследников до дворецкого и кухарки. Но когда этот же сюжет попадает в руки сценариста Джулиана Феллоуза и режиссера Роберта Олтмена, то он превращается в оригинальное и блистательное произведение, в котором обыгрываются стереотипы, и при этом сохраняется совершенно неповторимый акцент фильма «Госфорд парк». Необычный сюжетный ход для внимательного зрителя, в принципе, предсказуем, но в том-то и прелесть, что интрига не отпускает нас, несмотря на это.

    Однако главная идея фильма состоит все же не только в раскручивании интриги расследования, а еще и в детальной прорисовке мельчайших подробностей жизни богатого и обширного поместья. Большая часть действия происходит на нижних этажах — там, где находится кухня, комната дворецкого и домоправительницы, прачечная и гладильная, а так же в маленьких тесных комнатках на самых верхних этажах, где прислуга спит. В фильме вообще нет ни одной сцены или эпизода без присутствия хотя бы одного представителя прислуги. Нам показана закулисная жизнь, которая налажена до мельчайших подробностей. Эта тема настолько заинтересовала Джулиана Феллоуза, что спустя несколько лет после «Госфорд парка», он взялся за сценарий сериала «Аббатство Даунтон», где была бы показана еще обширнее жизнь «нижних» этажей поместья.

    Визуальное решение картины, операторские приемы очень эффектны: зритель может не всегда замечать их, но они помогают ему воспринимать фильм именно так, как этого хочет режиссер. Камера находится в постоянном движении, благодаря чему нам кажется, что мы и сами поднимаемся по лестницам старинного особняка, передвигаемся по комнатам, то есть находимся внутри картины. Другим приемом режиссера стало использование двух камер одновременно: чтобы артисты не сосредоточивали свое внимание только на одной и на площадке чувствовали себя раскованнее. Это тоже создает ощущение непосредственности и ненаигранности, благодаря чему опять же есть эффект подлинности, достоверности всего происходящего. Артисты, исполнявшие роли прислуги, появляются в кадре без какого-либо грима, все драгоценности на героинях-аристократках были подлинными, обои для одной из комнат были ручной работы и привезены из Франции, съемки велись в двух особняках — в Лондоне и Хартфордшире. Кроме того диалоги написаны так, что зрителю ничего не объясняется — они не подробны, словно бы выхвачены из подслушанного разговора. Благодаря всему этому невозможно избавиться от чувства, что ты каким-то чудом очутился в этой большой гостиной, сидишь в темном углу, не замечаемый никем, наблюдаешь и слушаешь. И никто не станет пояснять тебе историю лорда Раймонда Стокбриджа или Мейбл Несбитт — тебе самому придется восполнять пробелы и догадываться о недосказанном.

    Прекрасно подобранный актерский состав представляет собой лучшие традиции и современность британского кино в лице Мэгги Смит, Хелен Миррен, Майкла Гэмбона, Стивена Фрая, Кристин Скотт Томас, Клайва Оуэна… В игре каждого из них индивидуальность сочетается с мастерством, элегантность с вдохновением, ироничность с искренностью. Именно благодаря им чувство сопричастности, подглядывания в замочную скважину стало возможным в полной мере.

    Для любителей английского стиля, культуры, настоящих английских детективов, а так же для любителей атмосферного кино, «Госфорд парк» обязателен к просмотру. Это блистательный эксперимент съемочной группы, которую возглавил Роберт Олтмен. И эксперимент этот, безусловно, получился очень удачным.

    28 июня 2013 | 01:40

    I. Памяти Роберта Олтмена:

    Роберт Олтмен  — один из моих любимых режиссёров, и каждый его фильм для меня — деликатес. Он прославился, как режиссёр разговорного кино (к таким можно отнести Сидни Люмета, Вуди Аллена, Квентина Тарантино  — в их фильмах диалоги играют существенную роль, хоть сами фильмы и различны по жанрам).

    Олтменовский стиль  — это: вечная смена кадров, переход от одной группы болтунов к другой, второплановость и в то же время уникальность массы деталей, выступающих фоном к беседе, события построены в строгой хронологии, однако упомянутое прошлое в разговорах может причудливо перекликаться с происходящим вокруг людей настоящим, ирония сквозит в каждом показанном кадре — она то блещет в диалогах, то таится в одежде, мимике, поведении героев, то замаскирована под статичные кадры — стоящие здания, показанное кулинарное блюдо, изысканный пейзаж.

    Во всех фильмах Олтмена смерть человека  — лишь ещё одно событие среди остальных событий, сменяющих друг друга, тем самым, Олтмен упирает на обыденность, прозаичность жизни, состоящей из бессмысленного, по сути своей, набора трескотни людей.

    В фильмах Олтмена нет начала и не предвидится конца: любой его фильм — это малейший отрывок мировой жизни, показанный крайне минималистично и предельно сжато, сухо, как только может смотреть под микроскопом на бактерию профессиональный учёный.

    Жизнь у Олтмена показана во всевозможных её проявлениях: «Доктор Т и его женщины» — жизнь ловеласа; «Высокая мода» — жизнь безумия и абсурда светских людей; «Свадьба» — жизнь поколений; «Компаньоны» — жизнь коллектива; «Госфорд парк» — жизнь нации. При всём этом, Олтмен никогда не разменивался на т. н. «драйвовые» сцены, от которых у зрителей, как правило, «срывает крышу от восторга». Он был выше этого, и снимал всегда скрупулезно и достойно медленно, хоть и события лихорадочно сменяли друг друга в фильме.

    Роберт Олтмен был великим режиссёром, гением современности. Его кинофильмы — это тот самый кусок кинематографа, что никогда не померкнет и не заплесневеет, он способен выдержать проверку временем, и всегда оставаться актуальным, сторонясь при этом политики и злободневности. Мне нравятся его фильмы за реалистичность. Но не ту, что так любят ляпать голливудские продюсеры на свои проекты с маркой «основано на реальных событиях», а именно ту, от которой отдаёт жизненным опытом и мудростью. Несмотря на некоторую свою занудность и отстранённость, Олтмен снял фильмы, где можно сочувствовать героям, потому что они, как и мы, зрители, люди, в чьих жилах течёт настоящая, а не сценарно-киношная кровь…

    II. Реальные иллюзии:

    В фильме «Госфорд парк» американец Олтмен смело решил рассказать зрителям о том сложном периоде для Англии, когда фактически империя умерла, но номинально жила-поживала внутри большинства жителей Туманного Альбиона.

    Во всём фильме (в героях его, в их поступках, в их ощущениях, экстерьере и интерьере замка) сквозит омертвелость, прикидывающая живостью. И главное олицетворение этой омертвелости — традиции, которые соблюдают герои фильма, пусть то прописанные, пусть то негласные. Это и чаепитие в пять часов, и привычное обсуждение сплетен дам со своими камеристками, и холодное высмеивание присутствия среди элегантной и достопочтенной публики какого-то актёришки, и охота на птиц, и беседы ни о чём за обеденным столом — все герои бледны и неестественно живые.

    Они живут точно по невидимому для иностранцев режиму. Поэтому, кстати, заметно выделяются отдельные персонажи фильма (например, американский продюсер Вайсманн, актёр Айвор Новелло, бесцеремонный слуга продюсера — они либо иностранцы, либо «отбросы» общества, не элита). Грустно наблюдать, как прежняя страна погибла, а люди, словно маятники, пытаются жить по прошлым правилам, но на деле они живут, как чужие в своей стране. Вот почему смерть в фильме ничего не меняет — мертвец уже давно умер.

    Кто-то возразит и скажет, что в фильме заложено моральное осуждение поступка самодовольного, как Господь Бог, лорда, который бросает на произвол судьбы собственных детей, рождённых от служанок. Это лишь положение вещей, которое тоже стало традицией — лорд Уильям МакКордл — лишь один показанный такой образ из многих в стране. Да, трагедия в фильме есть, и она раскрыта в образе «идеальной прислуги» (блестящая роль Хелен Миррен, за которую она была номинирована на премию «Оскар»). Но это, опять же, лишь мазок профессионального художника, раскрывающий общество того времени и той, умершей, эпохи.

    «Госфорд парк» — это фильм о реальных иллюзиях, имеющих место в периоде истории каждой страны, когда жители её находятся на переломном моменте развития государства и общества.


    III. Напутствие от Олтмена:

    Наверное, в каждом фильме присутствует свой глубинный смысл (под фильмом подразумевается искусство, рождённое отдельным представителем кинематографа, созданное с определённой идеей и целью донести суть этой идеи до зрителей какими-то определёнными (разумеется, симбиоз: операторскими, актёрскими, композиторскими, сценарными) способами; а вовсе не какая-то киножвачка от любителя сорвать большой куш в кинопрокате).

    Есть он и в фильме Олтмена. Кратко и чётко озвучиваю его в одной фразе: «Не дайте своей душе превратиться в Госфорд парк».

    10 баллов из 10. Не побоюсь этого слова — шедевр.

    1 июля 2007 | 19:13

    Это необкновенно… просто необыкновенно, что американец Олтман так снял фильм про Англию. Это безусловно, его личная заслуга — эпоха воссоздана идеально (говорят, даже нашли людей, служивших в таких домах в те времена, и выверяли каждую деталь интерьера, нюансы поведения, даже жесты!) Великолепный актерский состав (английский, надо сказать!) играет так слаженно, что и придраться не к кому! ну разве что «слуга» Вайсмана — больно на Ди Каприо похож!

    Английская аристократия в ракурсе «блеск и нищета куртизанок» — явление печальное, но такое… стильное! Особенно порадовали Мегги Смит и Хеллен Миррен. В талантах первой в Англии давно никто не сомневался, а вот Миррен стоило дать «Оскар» еще тогда!

    14 мая 2007 | 03:28

    В фильмографии Роберта Олтмена встречаются самые разнообразные жанры. От романтической комедии ("Идеальная пара») до постапокалиптического триллера ("Квинтет»). Но в каждом фильме Олтмен работал фактически вне жанра, нарушая многочисленные голливудские каноны. И главным в его творчестве была сатира. Стильная и беспощадная. Вот и классические законы детектива в «Госфорд парке» Олтмен разрушил с лёгкостью.

    В шикарное поместье сэра МакКордала приезжают многочисленные гости. Приезжают, чтобы отдохнуть, поохотиться, попировать. Их размеренный отдых спокойно течёт, но всё это веселье прервано из-за смерти владельца поместья. И оказывается, что большинство гостей желал ему смерти.

    Однако убийство МакКордала далеко не главное событие фильма, мало того оно происходит не в начале, а во второй его половине. Роберт Олтмен использует излюбленную конструкцию Антониони — антидетектив. Где детективная завязка не получает должного развития, а используется как оболочка для своих рассуждений на серьёзные темы. В «Госфорд парке» главная тема — сатира над английским аристократическим обществом, которое уже отжило свой век, но продолжает цепляться за своё положение. Аристократия, которая гниёт изнутри. Она отстала от жизни, которая уже ушла далеко вперёд. Но так сложно понять и принять эти перемены, ведь их образ жизни складывался веками. Поэтому так странно и чужеродно смотрятся два американца, да и отношение к их занятию — кинематографу, пренебрежительное.

    В противопоставление миру аристократов Олтмен ставит мир прислуги, которая как ни странно тоже не жаждет особых перемен, они привыкли прислуживать господам. И разорвать это круг очень тяжело, однако под натиском либеральных и социалистических тенденций это общество рухнет и рухнет очень быстро. Внешне прочное на деле это общество оказалось слабым. И слуги оказались равными своим бывшим господам. Хоть буржуазный переворот произошёл в Англии в 17 веке, плодами его народ сумел в полной мере воспользоваться лишь в веке двадцатом.

    Однако помимо блестяще реализованной темы заката старого общества, в Госфорд парке есть и другие весомые достоинства.

    Великолепный сценарий, написанный Джулианом Феллоузом. Блестящее повествование, наполненное изысканными сценарными ходами, большим количеством колоритных персонажей и замечательными диалогами. Хотя премию Оскар в тот год заслуживал сценарий братьев Нолан к восхитительному фильму «Помни».

    Из великолепного актёрского ансамбля отметили номинациями на Оскар лишь Мэгги Смит и Хелен Миррен. Но я бы отметил ещё и Эмили Уотсон, которая после роли Бесс в фильме «Рассекая волны» стала одной из моих любимых актрис, и Райана Филиппа, который мне наоборот не нравится, но в этом фильме он отыграл очень хорошо. Хотя трудно выделить кого-либо среди такого потрясающего калейдоскопа актёров, здесь они играют слаженно, как оркестр.

    Режиссура Олтмена как всегда на высоте. Удивительно, но чисто американский режиссёр снял чисто английский фильм (хотя есть и обратный пример — Сэм Мендес — англичанин, снимающий фильмы про Америку). Олтмен всегда был мастеров фильмов с большим числом персонажей, вспомнить хотя бы Короткий монтаж и MASH. Олтмен мастерски ведёт несколько сюжетных линий, постоянно сталкивая и разводя их. Фильм развивается медленно и постепенно, торопиться то особо и некуда. Олтмен смакует каждую деталь, каждую мелочь. В степенном развитии сюжета есть свои плюса, но есть и минусы, Госфорд парк всё-таки проигрывает на фоне Короткого монтажа и, например, Свадьбы, они своей лёгкой «безбашенностью» и чёрным юмором грамотно разбавляли повествование. В фильме Госфорд парк этого всё-таки не хватает. Но Олтмен всё равно великолепен. В его фильмах нет экшена и напряжения, но есть что-то другое, что не даёт оторваться от экрана, в них есть своя душевность. Жаль такие фильмы стали редкостью.

    Ещё не могу не отметить замечательный, стильный саундтрек в купе с прекрасными декорациями и костюмами, которые воссоздают атмосферы доброй «старушки Англии».

    Жаль, что такой замечательный постановщик, как Роберт Олтмен, покинул наш мир. Он умел создавать тонкие, умные, прекрасные фильмы. Его фильмы можно пересматривать снова и снова не теряя к ним интереса. И «Госфорд парк» один из самых замечательных в карьере этого постановщика.

    8,5 из 10

    6 марта 2010 | 19:54

    Фильм почти хороший.

    Высокий уровень данной киноленты подтверждается многочисленными наградами. Но на мой взгляд, единственное, что заслуживает внимания — это сама идея. Попытка сгенерировать классический детектив в стиле Агаты Кристи. Но, к сожалению, не хватает агатотистости, детективности. И главная тому причина — это перебор драмы. Практически в начале нам показывают героя, у которого в детстве случился неприятная история, он рос без родителей и в фильме достаточно четко показано, что его это очень беспокоит. В дальнейшем эта история прорисовывается все детальнее, выясняется, что у него умерла мать; у него оказывается ее снимок, которым он очень дорожит и т. д. И вся эта детализация личной трагедии героя отвлекает от основной идеи. Получается, будто задумка — не показать убийство, и что вокруг него вертится; а показать личные переживания, а убийство как бы приложение.

    Интересным решением является показ двух параллельных миров. Мира аристократии и Мира прислуги. Они практически не пересекаются в жизни, их соединяет только работа. Но при этом эти два параллельные Мира показаны равнозначно, равнопланово. Никакого унижения, никакого притеснения со стороны «господ». Просто наблюдаешь две жизни, и при этом впечатления это не портит. Две разные истории, но весьма гармоничны.

    Очень удачной фишкой, на мой взгляд, является введение героя Айвора Новеллы. Этот персонаж добавляет реалистичности картине и создает впечатление историчности.

    Молоденькая Келли Макдоналд хороша, но непонятно зачем ее героиня вообще там нужна, при том, что она играет не второстепенную роль. Эмили Уотсон великолепна, но тоже не в контексте фильма; я бы даже сказала, что она слишком хороша для этого фильма. Кристин Скотт Томас поскошна, но, к сожалению, тоже не на месте(Ну, а Мэгги Смит хоть и тоже существует отдельно, но как раз и задает дух «агатистости». Вообще, актерский состав очень выручает картину. Если бы не все это звездное великолепие, то рекомендовать фильм бы и не стоило. А так вполне… Фильм приятно смотреть… Особенно, когда такой коллектив… рекомендую. Но только не фанатам Агаты, дабы избежать возможного разочарования. Фильм ради лиц, а не ради крутого детектива.

    Красивая одежда, красивые декорации, но все равно впечатление как от миниатюры Райкина… все есть, но чего-то не хватает.

    5 из 10

    29 сентября 2015 | 21:48

    «Госфорд Парк» — это даже не вполне детектив в традиционном смысле этого слова. Это безупречная дань классическому жанру — и вместе с тем его развенчание, ироничное, но по-британски деликатное и выдержанное. Совсем как тот чинный камердинер из анекдота, сообщающий: Темза, сэр…

    Золотая эпоха аристократии закончилась, и люди знатного происхождения не выдерживают конкуренции с талантливыми и предприимчивыми дельцами, зарабатывающими своим трудом. Мало того, особы голубых кровей оказываются совершенно несамостоятельными, они не способны обходиться без прислуги. Задолго до Олтмэна об этом говорил еще Вудхауз: в его романе «Не позвать ли нам Дживса?» незадачливый Берти Вустер учится самостоятельности в специальной школе для аристократов, но, как выясняется, безуспешно. Для Роберта Олтмена эта небезынтересная мысль стала и целью, и средством изображения.

    Прислуге в картине отводится значительная роль, и это одно из главных отличий «Госфорд Парка» от традиционных детективов. Нам словно показывают традиционный английский дом в поперечном разрезе, уделяя нижнему ярусу гораздо больше внимания, нежели верхнему. Кроме того, глазами расторопной и наблюдательной прислуги (в частности, горничной Мэри) мы видим многие события, в том числе от ее внимания не ускользает истинный убийца. Главные герои фильма — камердинеры и горничные, дворецкие и кухарки, а вовсе не избалованные великосветские господа. Хотя у Олтмена нет ни намека на «торжество пролетариата» или «притеснение низших классов».

    Что до господ, то у каждого, по закону жанра, свой скелет в шкафу. Но нам об этом сообщается только мельком, и уж точно зритель не дождется кульминации, как это бывает в классических детективах, когда сыщик собирает всех в гостиной и объявляет имя преступника, раскрывая страшную тайну каждого из гостей. А зачем? Олтмен словно подшучивает над нами, зрителями, словно говорит: вам не нужно знать подробностей, вы и так знаете их из всевозможных детективов. Он вновь и вновь подчеркивает предсказуемость сюжетных ходов, банальность мотивов и стандартный набор гостей-подозреваемых.

    Однако «Госфорд Парк» — не откровенная гротескная пародия, а вполне серьезное произведение, исполненное тонкого и деликатного британского юмора. Настоящий образчик этого юмора — сцены, где инспектор Томпсон опрашивает гостей. Тут-то и вспоминаешь Монти Пайтона и «Немного Фрая и Лори» с их озорным, умным юмором и комиков непременно с невозмутимой чинной физиономией на лице. Великолепный Стивен Фрай, который так и сияет королевским лоском, в роли традиционного недалекого полицейского не вызывает ни капли досады и раздражения, которые неизменно сопутствуют подобным персонажам в картинах о Шерлоке Холмсе и Пуаро. Между прочим, подобно Олтмену, который намеренно ввел в сцены несколько ругательств, чтобы не допустить несмышленых детей до просмотра «Госфорд Парка», Фрай с его эталонным выговором и безупречным чувством стиля, как ни парадоксально, имеет в Британии репутацию того еще сквернослова.

    И наконец, чтобы совершенно убедиться в отличии этой картины от прочих британских кинорасследований, зададим справедливый вопрос: кто из героев узнает имя убийцы, прежде чем уехать из поместья? На общем фоне, где аристократы решают денежные проблемы, а прислугу заботит быт хозяев, кто проявляет интерес к совершенному преступлению? Если воспринимать происходящее на экране через призму этих справедливых вопросов, то многие события и диалоги кажутся смехотворными, до издевательства нелепыми. И совершенно соответствующими общей идее фильма.

    «Госфорд Парк» — это многослойная стилизация, в известной мере доведенная до театральности, здесь у каждого свой типаж, своя роль. Это срез традиционного викторианского дома и быта в целом, где нижним этажам отдано больше и внимания, и симпатии автора. А детективная история — всего лишь излюбленный повод собрать в одном месте множество колоритных персонажей и заставить зрителя поломать голову над их поступками и помыслами. А то и по-доброму потешиться над старым добрым британским детективом.

    1 октября 2010 | 23:45

    «Госфорд парк» — фильм на любителя. Но именно я и есть тот любитель.

    Высшее общество и те, кто обслуживает его потребности: дворецкие, камердинеры, экономки, горничные, кухарки… На первый взгляд, два этих мира как масло и вода: никак не должны смешиваться — все чинно — благородно. В хорошем слуге помимо расторопности, ценится именно его незаметность и умение держать язык за зубами. Идеальный слуга — как тень своего господина. И господа совершенно не стесняются присутствия камердинеров и горничных, для них они — что-то вроде необходимых, но неодушевленных предметов обихода.

    Но на деле прислуга сплетничает о хозяевах, а благородные хозяева иногда приходят на половину слуг, чтоб предаться запретным утехам. В итоге оказывается, что знать не так уж и благородна, и что на «славного добряка», хозяина дома, имеет зуб, как минимум, половина присутствующих гостей и обслуги. Что всеми этими богатыми и знаменитыми руководят алчность и желание не ударить в грязь лицом пред себе подобными. Они все поголовно несчастны, страдают от всяческих условностей, в постоянном поиске, где бы достать денег или как бы не потерять то, что имеют. Что фактически каждый брак в их кругу — по расчету и определен — в прямом смысле — тем, как легла карта.

    Почему фильм на любителя? Поначалу трудно разобраться, кто кем кому приходится в этом доме и какие отношения кого с кем связывают. К тому же нынешний зритель любит действие, а действие тут сосредоточено, в основном, в стенах особняка — в его кухне и гостиных, в комнатах гостей и прислуги и это, по большей части, разговор. Особняк — как один большой муравейник, он кишит людьми, но вся его жизнь, на первый взгляд, лишь обычные бытовые моменты: господа завтракают, обедают, ужинают, изредка ходят на охоту или устраивают вечера с картами и музыкой. Слуги стирают, гладят, убирают, готовят, курят на заднем дворе и болтают вздор. Но в этом есть неуловимая прелесть уходящей эпохи, прелесть игры в кукольный домик и некая интрига, которая подстерегает, когда обнаруживаешь, что у шкатулки двойное дно.

    В фильме так же есть детективная составляющая, но это не классический детектив. Загадочное событие случается практически под конец и мы так и не узнаем, смогла ли доблестная полиция в лице балбесоватого детектива, в роли которого неожиданно задействован умница и острослов Стивен Фрай (тут он больше напоминает «звезду» Скотланд-Ярда инспектора Лестрейда нежели Шерлока Холмса), поймать убийцу. Потому что в фильме это не главное. В фильме главное — отношения, отзвуки прошлого, расплата за давние грехи, а не возмездие за свежие преступления. Одновременно забавно и цинично, когда труп хозяина дома еще не остыл в соседней комнате, а американский гость, представитель киноиндустрии, названивает своим сценаристам в Америку и вносит коррективы в сценарий, соответственно с реалиями, подсмотренными им в особняке. Узнаю в этом руку Роберта Олтмена.

    Собственно, почерк Олтмена — он здесь во всем. В детальном, подчас саркастичном изображении отдельных миров, в обилии сюжетных линий и персонажей, в наполненности диалогов, в созвездии приглашенных актеров.

    Редко какой фильм о жизни английской аристократии первой половины ХХ века обходится без Мэгги Смит, Кристин Скотт Томас. Отлично себя показали Хелен Миррен, Эмили Уотсон, Майкл Гембон, Джереми Нортем и уже упомянутый мной Стивен Фрай. Свежая нота — Райан Филлипс и Клайв Оуэн, пришедшие из более молодого поколения.

    Понравится всем поклонникам вышеназванных актеров и режиссера Олтмена. Всем, кто любит сценки из жизни высшего света с их интригами и интрижками и классические детективы в духе Агаты Кристи.

    17 февраля 2013 | 18:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>