всё о любом фильме:

Секреты прошлого

Le passé
год
страна
слоган-
режиссерАсгар Фархади
сценарийАсгар Фархади
продюсерАлександр Малле-Гай, Алекса Риверо
операторМахмуд Калари
композиторЕвгений Гальперин, Йули Гальперин
художникКлод Ленуар, Жан-Даниэль Виллермоц
монтажЖюльетт Вельфлин
жанр драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  954.5 тыс.,    Германия  42.9 тыс.,    Норвегия  12 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время130 мин. / 02:10
Номинации (1):
Ахмад и его французская жена четыре года живут врозь. По просьбе Мари герой приезжает в Париж из Тегерана, чтобы уладить формальности, связанные с их разводом. Во время своего короткого визита Ахмад наблюдает постоянные ссоры жены и ее дочери от другого брака по имени Люси. Его попытка уладить их отношения открывает секрет из прошлого…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.90 (32 794)
ожидание: 96% (256)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
127 + 9 = 136
8.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 5354 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Своего рода сиквел предыдущего фильма Асгара Фархади — «Развод Надера и Симин», обильно и даже чрезмерно обласканного критикой и зрителями. Вот и на этот раз режиссёр верен себе и снимает до боли обыденную историю, где зритель вынужден наблюдать 2 часа непрекращающихся истерик и выяснений отношений, когда герои видят друг друга, но не слышат. А тема не отпускающего прошлого, гаснет в посредственной режиссуре, растягивающий фильм на одной ноте, ради действительно красивого финала. Но и он — чужеродное тело, так как к нему ничто не подводит, и он тут постольку поскольку, так как прекратить споры между персонажами иначе, Фархади не способен, ибо сам он увяз в поиске никчемных мелочных проблем в окружающем быте.

    12 ноября 2013 | 18:33

    Асгар Фархади в очередной раз берется за повесть о непростых отношениях, касающихся любовных переживания, и как и всегда, делает свою работу на «отлично». Иранец на сей раз получает номинацию на «Золотую пальмовую ветвь», а также задействует в своем фильме лучших французских актеров десятилетия — Беренис Бежо и Тахара Рахима.

    История, рассказываемая в «Прошлом» касается не переживаний юных сердец, какие описываются в подавляющем большинстве фильмов о любви, а отношений между взрослыми, состоявшимися людьми. В них нет пылкости и страсти, но от этого они не становятся менее сложными и важными. Происходящее на экране сдержанно и эмоционально приглушенно, как и цветовая гамма фильма, состоящая из оттенков коричневого и серого.

    Помимо всего прочего у «Прошлого» очень интересно выполненные титры, которые некоторым образом передают настроение всего фильма, указывая на непостоянность и неопределенность происходящего в жизни героев. Взаимоотношения между бывшими мужем и женой, ее новым возлюбленным и детьми от предыдущих браков по-настоящему сложны и с каждой минутой фильма открываются с новых сторон. И это не простая наигранность, которую очень часто можно увидеть в фильмах, которые пытаются прослыть глубокомысленными, а та настоящая, подлинная, которую пока уверенно способен производить и выводить на экран только европейский сегмент кинематографа. Казалось бы понятная история о сложностях развода вдруг перерастает в настоящий конфликт со множеством сторон, а затем в настоящую драму. И каждый, вовлеченный в происходящее представляется не только условным действующим лицом, но и самостоятельным субъектом, вокруг которого завязано множество собственных сюжетных перипетий.

    Режиссер вводит зрителя в курс дела постепенно. Как в хорошем романе действие развивается постепенно, обрастая все новыми и новыми подробностями. Хотя повествование ведется в довольно ровном, спокойном ключе, от него не веет скукой и натужностью, как это бывает в авторских фильмах, что претендуют на оригинальность, путая ее с претенциозностью. «Прошлое» раскрывает свой замысел не сразу, как и хорошие духи, демонстрирующие ноты своего аромата со временем.

    Асгар Фархади и Массумех Лахиджи проделали хорошую работу по написанию сценария, который является очень сложносочиненной композицией, не в смысле крутых поворотов сюжета, а в плане очень изящных диалогов и уважительного отношения к зрителю, перед которым суть происходящего раскрывается очень последовательно и постепенно. Каждый из действующих лиц «Прошлого» обладает своим характером и своей непростой историей, а это достижение, которым не обладает подавляющее большинство фильмов.

    Фархади в очередной раз показывает, что взаимоотношения между людьми это одна из наиболее сложных и неподдающихся математическому анализу субстанций. И разобраться в том, кто плох, а кто хорош далеко не всегда возможно, и так или иначе прошлое навсегда останется с вами.

    19 декабря 2013 | 21:26

    Казалось бы, многие сходства с прославленным «Разводом Надера и Симин» обещали, что «Прошлое», по меньшей мере, не уступит ему.

    Уже с самого начала режиссер, как и прежде, всей тональностью фильма выражает свою авторскую позицию: развод скорее трагедия, чем честный акт освобождения. Здесь, больше чем в предыдущей ленте, он подчеркивает источник этого трагизма — дети. Как и двумя годами ранее, Асгар Фархади написал этически и психологически сложную и даже радикальную человеческую историю. Как и в «Разводе Надера и Симин» он почти до самого финала оставляет зрителя с набором неизвестных, и, постепенно раскрывая детали событий в прошлом героев ленты, он заставляет зрителя пересматривать свои взгляды на мотивацию и переживания героев.

    Однако, несмотря на всё это, на мой взгляд, Асгар Фархади снижает планку, прежде всего потому, что он так и не смог вырваться их тенет психологической драмы. Запутавшись в них, режиссер так и остался на уровне частной истории, не совершив восхождения на другой, более метафизический, уровень. А финал ленты в контексте всей истории хоть и дает зрителю надежду, но надежда эта оказывается очень сомнительной, если, следуя реализму ленты, заглянуть за её занавес. Более того, «Прошлое» оказалось ещё более европейским кино, чем «Развод Надера и Симин». И этническая принадлежность главных героев ленты выглядит скорее как формальная дань иранского режиссера своей культуре.

    Тем не менее, даже если считать, что для Асгар Фархад «Прошлое» это шаг назад, его режиссерский уровень настолько высок, что «Прошлое» не стало заурядной семейной драмой. Полагаю, именно поэтому, жюри в Канне не обошло картину стороной, пусть не в главной номинации.

    24 ноября 2013 | 20:25

    Новый фильм иранца Асгара Фархади, выходящий в российский прокат только 30 января, уже получил этой весной премию Каннского фестиваля за лучшую женскую роль и прописался в ряде топовых списков, составляемых по итогам года. Так национальный совет кинокритиков США назвал эту работу лучшим иностранным фильмом. Кроме того, картина была выдвинута на иноязычный «Оскар» от Ирана, что весьма почётно, но само по себе странно, поскольку она финансировалась Францией и снята преимущественно на французском языке. Но этот факт, противоречащий, насколько я знаю, оскаровскому регламенту, был почему-то проигнорирован отборочным комитетом. Ну, да ладно. На мой взгляд, у Фархади в этот раз и так было мало шансов повторить недавний успех, сопутствовавший ему с картиной «Развод Надера и Симин», удостоенной этого самого «Оскара» в 2012-м.

    Согласившись поработать во Франции, Фархади (выступающий и как соавтор сценария) снял, по сути, европейское кино. И невольно показал, что не укоренён в европейской культуре, по крайней мере, так же глубоко, как в своей собственной. Похоже на то, что он попытался следовать тут неким своим представлениям о французском и европейском менталитете. И вроде как попытался быть немножко Бергманом: через следующие одна за другой конфликтные ситуации, ссоры и истерики в запутанных семейных отношениях, где никто никого не хочет слышать, он стремится докопаться до причин душевной дисгармонии, психической неуравновешенности и всеобщей отчуждённости. И в общем ему это удаётся. Но беда в том, что по большей части фильм не трогает.

    Причина видится мне в драматургическом сбое. Вначале фильм обманчиво обнадёживает тем, что намеревается раскрыть некую тайну, связывающую Ахмада и Мари, которые встретились вновь после четырехлетней разлуки для того, чтобы развестись. Но постепенно история начинает дрейфовать в сторону отношений Мари с её новым бойфрендом Самиром, после чего вдруг делает ещё один неожиданный реверанс и концентрируется на конфликте Самира с его женой, наложившей на себя руки. В итоге создаётся такое ощущение, что «Прошлое» — это какая-то — не самая удачная — выжимка из сериала, где как раз и можно было уравновесить все сюжетные линии и более внятно их прорисовать. Но желая переплести между собой как можно больше конфликтных ситуаций, режиссёр невольно лишил фильм воздуха, поэтому кино это больше напоминает телеспектакль, где даже уличные сцены кажутся снятыми в павильоне.

    На родине у Фархади всегда снимались самые красивые иранские актрисы. На этот раз он отдал главную женскую роль француженке Беренис Бежо, которая после «Артиста», что называется, «пошла по рукам». Здесь она исполняет роль типичной современной невротички, которая заводится вполоборота, чуть что не так. Удивительно, но именно Бежо вручили в Канне приз, как лучшей актрисе, хотя ничего нового или особенного она тут не показала. Более того: такие изможденные неудавшейся личной жизнью Мари появлялись уже множество раз во множестве других европейских драм.

    «Прошлое» — это кино красноречивого финального жеста. Не хотелось бы обвинять Фархади в заимствовании, но финал его новой работы сильно напомнил мне конец выдающейся картины «Цвет бога» (1999) другого иранца — Маджида Маджиди. Детали я сознательно опущу, но те, кто видел шедевр Маджиди, думаю, со мною согласятся. И если у Маджиди получился сильнейший по выразительности, смыслу и эмоциям художественный образ, то у Фархади — всего лишь красивая точка, не претендующая на обобщения. Да иначе, пожалуй, и быть не могло, ведь нам первый (и единственный) раз показали героиню, поступок которой главным образом обсуждался другими персонажами, да и то лишь в последней трети картины. А постоянно сменяющийся «центр тяжести» фильма так и не позволил проникнуться глубокими чувствами ни к ней, ни к кому другому из персонажей.

    Нельзя сказать, что это кино трудно воспринимается: современный зритель настолько «проработан» всевозможными формальными экспериментами, что готов принять и разобраться и в значительно более изощренных конструкциях. Но, как я уже сказал, из-за драматургической расхлябанности это кино не цепляет именно на эмоциональном уровне, по крайней мере, так, как это смогла сделать предыдущая работа Фархади.

    23 января 2014 | 20:03

    «Восток есть Восток, Запад есть Запад, и вместе им не сойтись» — пожалуй, именно этой лаконичной и художественно оформленной идиомой, высказанной больше 100 лет назад, Редьярд Киплинг вынес приговор всем тем, кто говорил о возможности нахождения диалога между этими двумя противоположностями. Тем не менее, немало художников, как истинных, так и мнимых, пытались оспорить этот тезис, всячески показывая свое видение совместного синтеза западного практицизма и восточной мудрости во многих сферах искусства; кинематограф также не избежал этого, периодически становясь полигоном для подобных экспериментов.

    Иранский режиссер Асгар Фархади, снявший получившие широкую известность ленты «История Элли» и «Развод Надира и Симин», чей триумф опять заставил говорить об иранском кино как о настоящем явлении, чуть забытом после успешных работ Мохсена Махмальбафа и Аббаса Киаростами, в своей новой работе решил не отходить далеко от успешной тематики, но попытаться снять ее в синтезе традиций иранского кино и художественной специфики европейского арт-хауса.

    Главный герой ленты Ахмад, гражданин Ирана, проживший несколько лет во Франции, покидает родину и преодолевает не одну тысячу километров ради одного формального момента — подписания соглашения о разводе со своей женой-француженкой Мари. При том, что бывшие супруги принадлежат к совершенно разным культурам, четко прослеживается одна черта, в какой-то момент их объединившая — постоянное смятение, поиск чего-то нового для получения элементарного удовлетворения от ощущения жизни, которое постоянно рядом, но, подобно бабочке, исчезает в самый последний момент. Ахмад, достаточно корректный и тонко чувствующий человек, чья эмоциональная сфера знала не один внутренний слом, бесконечно благодарен Мари за ту любовь, которой она его наградила в момент одного из таких кризисов. Однако, счастье оказалось мимолетным, и Ахмад, пытаясь бороться с вновь наступающим кризисом, предпочитает просто убежать. Его поездка — это попытка отблагодарить свою бывшую жену, пусть даже и таким образом, подписав формальные бумаги о предоставлении «юридической свободы».

    Мари, для которой Ахмад был третьим мужем, сама живет на грани внутреннего слома, для которой лишь новый роман — это способ спастись, сберечь свою личность от окончательного разрушения. Для нее Ахмад остался где-то там, в далеком прошлом, а чтобы не сломаться вновь, она влюбляется в Самира, арабского иммигранта, владеющего прачечной и воспитывающего маленького сына. Ахмаду кажется странным то огромное отчуждение, которое образовалось между Мари и ее старшей дочерью Люси, этот нерушимый барьер взаимонепонимания, разъединивший родных друг другу людей. Однако, Самир, поначалу угловатый и молчаливый, начинает раскрываться с иной стороны, открывая Ахмаду связь со своим прошлым — до сих пор находящейся в коме первой женой, чья попытка самоубийства окутана ореолом весьма странных обстоятельств.

    Что сразу бросается в глаза, это нескончаемые попытки вплести в канву сюжета о семейных отношениях, снятых в добрых традициях иранского кино, элементы европейского кино, которые подчас смотрятся удачно, а порой кажутся слишком искусственными и неестественными. Постоянная отчужденность главных героев, детективный сюжет, постепенно исчезающий из повествования, кажутся созданными под явным влиянием лент Антониони; элемент случайной ошибки и последующего раскаяния почти напрямую цитирует «Искупление» Джо Райта, а уж социальная атмосфера безысходности воскрешает в памяти ссылки на последние работы Одияра, вроде «Ржавчины и кости». Конечно, главным просчетом является заявленная концовка: удивительно поэтичная и превосходно снятая, она дает неплохие авансы на дальнейший глубинный анализ, но обрывается в самый неожиданный момент. Кажется, что Фархади, слишком увлекшись темой семейных разборок, слишком поздно решил раскрыть истинную суть ленты, сделав лишь серьезный намек, за которым далее ничего не следует.

    Тем не менее, несмотря на некоторую вторичность и сценарные недостатки, этот фильм точно нельзя отнести к художественным провалам. Триумф ленты на Каннском фестивале вполне заслужен и авансом дает возможность режиссеру учесть все предыдущие ошибки, дабы в следующем фильме их не допускать; а если уж говорить о созданных образах главных героев, трио Бежо-Рахим-Мосаффа играет почти на пределе возможностей, заставляя зрителя вновь и вновь восхищаться этой прекрасной работой.

    «Восток есть Восток, Запад есть Запад, им не сойдись», но попробовать всегда можно. Эту попытку можно считать получившейся.

    1 декабря 2013 | 18:48

    Или после довольно мощного дебюта, или в связи с всеобщим резонансом, возникшем после Каннского фестиваля, помпезно чествовавшего одного из фаворитов, новая работа Асгара Фархади не то, чтобы разочаровывает, а скорее, заставляет по иному поставить вопрос о возвращении интереса к иранскому кинематографу (другой вопрос, был ли он вообще) — как и в прошлый раз, за бытовым сюжетом о семейной неурядице, все метафоры можно пересчитать по пальцам одной руки, но в «Прошлом» автор, будто слегка подустав, еще и выдает обыденность за откровение, пытаясь превратить прямолинейную драму в многозначительный триллер. Без грамотно нагнетенного напряжения, какое было в «Разводе Надера и Симин», но с ложными твистами, прячущимися за спиной у мелодрамы, в центре которой бледно очерчен геометрически безукоризненный любовный треугольник. Бородатый мужик — то бишь, прошлое — приехал разобраться в чувствах дуэта дочки-матери, второй бородатый мужик — в роли расплывчатого будущего — тихо мямлет что-то о своей впавшей в кому жене, а сама еще ничего толком не решившая недо-разведенка, понятное дело, не железная: кажется, еще пара стяжков, и точь-в-точь получится судьба какой-нибудь несчастной семьи из второго дома в пятом подъезде, с поправкой на национальные реалии, в данном случае — на французские.

    Мастерски, с чувством, с толком, с расстановкой, Фархади закручивает гайки, углубляется в причину конфликта, придает объема характерам — в особенности выигрышный достался Беренис Бежо, где абсолютно все овации в ее адрес кажутся заслуженными — и, в общем-то, оступается на самом очевидном. Ведь там, где надо бы натянуть струну, он лепит истерику в ресторане, а в месте, где зритель привык — и должен — получить обухом по голове, промахивается в силу улик, фактически лежащих на поверхности. Можно заметить, что это скорее не триллер без саспенса, а детектив без частного сыщика (есть ведь среди них приятно меланхоличные), но в контексте темы бурлящие страсти закипают как-то сами по себе, без участия зрителя. Но не потому, что все в «Прошлом» плохо, а наоборот: словоохотливые экс-супруги, кажется, времени зря не теряют, и в определенный момент высекают искру, драматургия, с какого угла не посмотри, выверена до основания, проблема поколений изрыта вдоль, и поперек. И вроде бы сочувствуешь и ему, и ей, и вообще всем им, вплоть до нелегальной эмигрантки, подрабатывающей в химчистке, а от чувства, будто фабула изжила себя, так и не избавиться, не отмахнуться.

    Консервативные рамки, в которые втиснулся материл, вопреки первому впечатлению, особо тут тоже не при чем: за последние годы и они стали чуточку шире, и авторы оживляли куда как более анемичные сюжеты. Решающим же фактором в реанимации даже самых болтливых в мире картин, была пресловутая кинетическая энергия. И ты либо заряжаешь ею статичное действие, либо сознательно отказываешься делать шаг вправо, шаг влево: только взад-вперед, по проторенной дорожке, вышагивая с таким ритмом, что и экспозиция в каком-то смысле может показаться лишней, а открытый финал на удивление уместным. Сожмется рука, не сожмется, на самом деле, не так уж и интересно, гораздо приятнее осознать, что даже при таком раскладе каждый член трио свой выбор сделал с самого начала: у зрителя, понятное дело, гора с плеч. То ли от завуалированного бичевания семейных ценностей, а то и от неожиданной двойственности выводов, дающей оптимистам необходимую, как воздух, надежду, а пессимистам — повод позлорадствовать. Ну, притом, что понятное дело, каждый здесь может вывести свою собственную мораль, например — научиться ставить пароль на свою электронную почту, а то дети в наше время столь же любопытные, сколь и продвинутые.

    6 из 10

    10 января 2014 | 19:57

    Четыре года назад иранец Ахмад (Мосаффа) и парижанка Мари (Бежо) расстались. Мари встретила другого человека — Самира (Рахим), после чего попросила Ахмада ненадолго вернуться в Париж, чтобы оформить официальный развод. Во время своего визита Ахмад случайно погружается в подробности личной жизни Мари, двух её дочерей, а также Самира и его маленького сына. Пытаясь хладнокровно урегулировать сложные, бытовые вопросы, Ахмад запускает череду событий, которая неминуемо приведёт к появлению пресловутых «скелетов в шкафу» как Мари, так и Самира.

    У меня было три причины смотреть картину «Секреты прошлого». Первая и самая главная — иранский режиссёр Асгар Фархади. Мне очень понравился его предыдущий фильм «Развод Надера и Симин». Это была блестящая, психологически тонкая работа, которая стала лучшим «иностранным» фильмом на Оскаре того года. Хотелось удостовериться, что Фархади — действительно отличный режиссёр, и «Развод» не был его случайным, одиночным успехом. Вторая причина — актриса Беренис Бежо. Не то чтобы я являлся её поклонником, да и видел-то её я только в «Артисте», но там она мне понравилась. Ну и третья причина — успех «Секретов прошлого» у фестивальных критиков и попадание в номинацию на «Золотую Пальмовую ветвь». Каждой из этих причин в отдельности могло и не хватить, но все вместе они «вынудили» меня посмотреть эту ленту.

    Придётся признать, но «Секреты прошлого» мне понравились гораздо меньше предыдущего фильма Фархади. Несмотря на то, что сюжет «Развода Надера и Симин» разворачивался в Иране, всё происходящее на экране вызывало острое чувство узнавания. Мне нравятся жизненные фильмы, в которых герои попадают в какую-то сложную ситуацию, оставаясь при этом многогранными и неоднозначными личностями, а не экранными функциями, выполняющими роль «чёрного» и «белого». Люблю когда в фильме нет ярко выраженных правых и виноватых, и когда приходится раздумывать на тему «а что бы я сделал в похожей ситуации». Вот именно этого чувства я ждал от «Секретов прошлого» и по какой-то причине, к сожалению, не дождался. Мне не были близки проблемы героев этого фильма, я не проникся их тревогами, и я не испытал к этим персонажам «разных» чувств. То есть, какое у меня мнение возникло о каждом из них в начале фильма, такое оно и осталось в конце.

    При этом, безусловно, у «Секретов прошлого» есть и достоинства. В первую очередь это актёрская игра, в особенности Тахара Рахима и маленького мальчика по имени Элиэ Аги. Беренис Бежо, на мой взгляд, не хватило диапазона, весь фильм она показывал достаточно однотипные эмоции, которые тем не менее получались у неё хорошо. Та же проблема и у Али Мосаффы — всё в одну точку, никакого особенного разнообразия.

    «Секреты прошлого» — неплохое, но откровенно фестивальное кино, которое мне показалось чуть более далёким от простого народа нежели «Развод Надера и Симин». С другой стороны, я не удивлюсь, если для кого-то всё окажется наоборот. Бытовые драмы тем и примечательны — никогда не знаешь, что именно вызовет в душе отклик и породит чувство «узнавания».

    7 из 10

    11 марта 2015 | 13:48

    Сценарий этого фильма вполне заслуживает творчества двух известных Кшиштофов — Песевича и Кесльевского. Тут будет весьма пикантная и запутанная семейная ситуация, ее динамика, взрывы эмоций и реверанс к человечности. В конечном итоге, тут не окажется ни одного «злодея». В каждом из персонажей окажется немалая толика человечности — важно будет только ее отыскать.

    По правде говоря, меня удивляет то, с какой уверенностью многие зрители этого фильма делящиеся своими отзывами на Кинопоиске утверждают о влиянии ислама, как ключа к пониманию этого фильма. Вероисповедание персонажей даже и не обсуждается, и вне зависимости от этнической принадлежности — каждый из них является частью той самой мультикультурной реальности Европы. Наоборот, на первый план выходят базовые основополагающие ценности, как раз сближающие всех.

    Возвращаясь к сценарию, нужно конечно отдать должное создателям предположившим ситуацию при которой бывший и будущий мужья одной и той же женщины пытаются примирить ее с бунтующей дочерью от первого брака. Вскоре таинственным образом приоткрывается трагедия, связанная с попыткой самоубийства жены будущего мужа. А это предполагает детективный по своей сути сюжет. Искания. Рефлексию. Толстовские возвышенные переживания (за это будет отвечать герой Али Моссафа) и житейскую резкость, не сдерживаемую даже заботой о детях (тут отметятся Тахар Рахим и Беренис Бежо). В конце концов, на все поставленные вопросы появятся ответы, но проблема ведь не исчезнет — слишком уж конфликтный наклон поставит автор. И тут можно начать обсуждать психологические подтексты, мотивы, характеры… Но нужно ли? Чрезмерно затянутый, перегруженный скучными эпизодами и уводящий нас в конечном итоге к самым понятным гуманистическим лозунгам, этот фильм не вдохновляет. Слишком уж внимательно сосредоточены акценты на сюжете. Когда неясности проясняются, смотреть тут больше нечего. Среднего уровня актерская игра, ровная и мастеровитая, но никак не зажигающая тоже не принесла бенефитов. Скучно, размеренно, понуро актеры выдают нам свои исполнения. И вот, возможно философские попытки разобраться во всем и «ухватить за хвост смысл происходящего», которое нам предлагает Моссафа и будут кому-то интересны. Но по мне, они показались пустыми, а вся ситуация надуманной. Наверное дело и в том, что темп повествования слишком замедленный, не соответствующей бурлящей жизни. Но причем тут причины. Отдаленно похоже на реальную жизнь, но совершенно не интересно. Вот и все дела.

    5 из 10

    31 августа 2014 | 07:03

    Оскаровский лауреат Асгар Фархади подарил зрителям свое новое произведение — очередную семейную драму — «Прошлое». Будучи иранцем, основные персонажи фильма — мигранты из Ирана, пытающиеся строить жизнь в свободолюбивой Франции. Нужно заметить, что, в связи с этим, картина довольно актуальна.

    Тяжело сказать, понравился мне фильм или нет. Если сравнить его с «Разводом Надера и Симин», то он ему уступает, хотя они похожи: фильм о семье, повествовательный стиль изложения, работа камер, атмосфера. Единственно — сюжет, он мне кажется не реальным, сюрреалистичным.

    В этот раз у режиссёра действительно отменный актерский состав, чего только стоит Беренис Бежо, которая, меня в этом фильме не впечатлила, в отличие от жюри Венецианского кинофестиваля. Но, тем не менее. Всем персонажам действительно сопереживаешь, особенно героям Тахара Рахима и Али Мосаффы.

    В чем прелесть фильмов Фархади? Он берёт семейную драму, причина которой, во всех членах семьи, но, режиссёр не даёт оценки их поступкам и личности. Зритель должен сам определиться с отношением. Также режиссёр не выдаёт решение драмы и финальной точки, каждый домысливает сам.

    Концовка фильма действительно меня поразила, я её такой не ожидал. Казалось бы, только герои решили и так сложные между собой отношения, разобрались в обстоятельствах, последний кадр фильма все возвращает назад и усугубляет.

    Попытка добавить в драму детектив, оправдала себя, единственно, может быть слегка поздновато. Детективность добавляет интереса и драйва к фильму, который являясь повествовательным, слегка сложен в восприятии. Фильм, действительно, как «книга», которую читаешь.

    Интересен тот факт, что в героях мусульманского происхождения отсутствует религиозность, присущая им. Возможно, у французских мигрантов так и есть.

    В целом фильм атмосферен, с 10 минуты фильма начинаешь ощущать себя частью этой драмы, этой семьи, хочешь помочь героям: и маме — Мари, ищущей счастья, но не находящей понимания у детей, старшей дочке — Люси, которая ревнует мать, переживает за неё и не желающая мириться с «разорванной» семьёй, Самиру, который на перепутье между женой в коме (оказалась в ней из-за измен мужа) и беременной от него Мари, мальчик Фуад, который в раннем возрасте воспитывается, кем Бог пошлёт, а он ищет материнской любви и вроде когда находит её в лице Мари, готов согласиться на умертвление родной матери, не понимая всего. И, безусловно, самый добрый персонаж Ахмад, который, как ангел, пытается всем помочь, несмотря ни на что.

    Нежелание героев возвращаться в старое и решить там вопросы, никак не может решить проблемы в настоящем, и это свойственно практически нам всем.

    Несмотря на однообразность стиля Фархади — фильм хороший и жаль, что он не попал в шорт лист американской киноакадемии.

    7 из 10

    5 января 2014 | 03:42

    Стоит ли говорить о том, что новую работу режиссёра, снявшего лучший фильм 2011 года, я ждал с большим интересом? «Развод Надера и Симин» произвёл в своё время фурор на Берлинском кинофестивале. Сложная и экспрессивная драма с крохотным бюджетом приглянулась не только критикам, но и рядовым посетителям сайта imdb.com. Всё это не могло не закончиться «Оскаром» за лучший фильм на иностранном языке. Гранды иранского кино Мохсен Махмальбаф и Аббас Киаростами отходят на второй план. Восходящая звезда Асгара Фархади — символ того, что киноязык универсален. В Азии снимают не только этническую диковинку, там находится место и для европеизированных сугубо авторских проектов.

    Впрочем, Фархади — это даже не Куросава, рассказывающий о японцах для европейцев. Если в «Разводе…» мы ещё с интересом наблюдали за порядками, установленными в Иране, то «Прошлое» снимали во Франции на французском языке. Пусть там были задействованы арабы, но режиссёр не акцентирует на этом внимание. Его больше интересует поведение людей в сложных ситуациях, их мотивы, их чувства, а не вопрос сосуществования культур. «Прошлое» мне хотелось бы назвать «драмой положений». Если вам знакома прошлая работа Фархади, то вы сразу же поймёте, что под этим подразумевается.

    Ахмад (Али Мосаффа) уже четыре года не живёт с Мари (Беренис Бежо), его женой-француженкой. По её просьбе он приезжает в Париж из Тегерана, чтобы развестись, уладить, так сказать, все формальности. Оказывается, жена живёт не только с Люси (Полин Бурле), проблемной дочерью, к ней успел подселиться другой араб — некто Самир (Тахар Рахим), ещё и не один, а вместе с сыном младшего школьного возраста. Мари открывает Ахмаду свою проблему: с дочерью явно что-то не так, надо бы с ней поговорить, Люси совсем не желает идти на контакт с матерью. Такая просьба звучит особенно забавно, учитывая, что Ахмад ей не отец. Для Мари это третий развод. И уходили мужики от неё, надо думать, не просто так. В одной из первых сцен Мари срывается на Фуада, сына Самира, а Ахмаду приходится вести воспитательные беседы с чужим мальчиком, которого он видит в первый раз. И, знаете, у него это неплохо получается. Ахмад быстро находит со всеми общий язык, он умён, старается сдерживать эмоции и действовать логически, ну, а когда нужно — способен разрядить ситуацию шуткой. И как можно было упустить такого мужика? Конечно же, он пытается разрешить конфликт между матерью и дочерью, хотя к этой семье формально уже никакого отношения не имеет. И тут выясняются крайне любопытные подробности. Оказывается, у Самида есть жена. Вот только она в коме. А почему? Думаете, её сбила машина или что-то в этом роде? Нет, что вы, всё не так просто. Это была попытка самоубийства после продолжительной депрессии. Понимаете, какая скользкая ситуация? Сюжет постепенно раскручивается по спирали. Сначала герои лишь испытывают некоторую неловкость, находясь в атмосфере умеренного напряжения, но затем постепенно раскрываются всё новые и новые обстоятельства конфликта, страсти накаляются, нервы не выдерживают, люди доходят до точки кипения. Погружаясь всё глубже и глубже в семейный шкаф, зритель начинает лучше видеть очертания скелетов, а экспрессивные взрывы героев истории приобретают зловещий смысл.

    «Cut», — говорит друг Ахмада. Действительно, что его здесь держит, кроме желания помочь? Конечно, ему хотелось напоследок «закрыть все вопросы» и он не рассчитывал ввязаться в такую историю. Новая семья Мари фактически начинает разваливаться, а склеивать её должен почему-то Ахмад. Впрочем, для Мари, Люси и Самида с сыном ситуация приобрела весьма драматический оттенок: если они не смогут отбросить прошлое, начав жизнь с нового листа, если они не смогут забыть обо всём, что произошло, то отношениям конец. Жизнь иногда задаёт нам такие задачи, у которых фактически нет правильного решения. Очень сложно расставить приоритеты и сделать разумный выбор, когда кажется, что и так и этак «хуже». Здорово, что о таких важных вещах иранский режиссёр заставляет задуматься зрителя посредством своего творчества. Именно об этом и стоит говорить, именно для этого и стоит браться за камеру.

    Есть какая-то ирония в том, что над самим Фархади довлеет прошлое. Удивительный успех «Развода Надера и Симин» вынуждает режиссёра снимать с оглядкой. Конечно, всем очевидно, что «Le passe» во многом повторяет прошлый его фильм. Это, безусловно, сильный ход — снова снять кино с лейтмотивом развода. Кто-то может сказать, что создать в очередной раз лихо закрученную драму в атмосфере страстей бергмановского масштаба — это глупая попытка войти в одну и ту же реку дважды. Иранцу сложно отбиваться от обвинений во вторичности, ведь в такой критике есть доля истины, но стоит признать, что вне такого контекста «Прошлое» — это весьма крепкая фестивальная социально-психологическая драма. Благодаря таким картинам, понимаешь, что современное кино, пожалуй, не так уж и безнадёжно.

    13 января 2014 | 01:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>