всё о любом фильме:

Батальонъ

год
страна
слоган«Первый. Женский. Бессмертный»
режиссерДмитрий Месхиев
сценарийИлья Авраменко, Игорь Угольников, Евгений Айзикович, ...
продюсерИгорь Угольников, Фёдор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, ...
операторИлья Авербах
композиторЮрий Потеенко
художникКонстантин Пахотин
монтажАлексей Маклаков, Мария Сергеенкова, Дмитрий Слобцов
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
$10 000 000
сборы в России
зрители
Россия  2.07 млн
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время120 мин. / 02:00
Весна 1917-го года. Февральская революция изменила жизнь России и ход Великой войны. Государь уже отрёкся от престола. В окопах, где противостояние с немцами длится уже не один год, вовсю ведут свою пропаганду большевики. Они призывают к миру с неприятелем. Российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения так называемых солдатских комитетов. Армия находится на пороге окончательного разложения.

По приказу Временного правительства для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой. Своей службой «Батальон смерти» подаёт пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимает дух солдат и доказывает, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской армии.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (448)
ожидание: 88% (2016)
Рейтинг кинокритиков
в России
20%
2 + 8 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1067 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Довелось сходить на «Батальонь».

    Хотели воспрянуть духом, да не воспрянули. Фильм скомкан и не ясно, кто тому виной: режиссеры, монтажники, постановщики, сценаристы или сам не развитый русский кинематограф?

    Примечательно, что начало довольно любопытное — мы видим, как военный репортер возвращается в город с фронта и ловит ямщика. Зритель ждет, что сейчас начнется повествование от первого лица, но грубо говоря, происходит облом и дальше мы видим барышню, которая поет… Еще больший облом происходит и с героиней Марии Кожевниковой — думаешь, вот еще пару минут фильма и она мужественно пойдет в бой, но вдруг она выбывает совсем, оставив всех с чувством полного недоумения.

    Все же нельзя сказать, что все так плохо, есть очень мощные сцены, не смотря на некую нескладность и отход от исторической действительности. Ради этого и стоит смотреть весь фильм! Особенно впечатлили моменты, где Аронова проявляла весь свой актерский талант, воплощая в жизнь образ сильной русской женщины. Актриса смотрелась очень убедительно и вселяла трепет через экран кинотеатра.

    Тем не менее, некоторые сцены были на грани фола. Вдруг оживший жених одной из героинь, которая сначала фильма убивается над похоронкой. Или то, как отстаивали Бочкареву ее «солдатки» — это было пафосно и красиво, но не правдоподобно и не убедительно. Потом офицер, рыдающий в подушку! Актер с задачей справился, но кадр вставлен в фильм бездарно. Его страдающий вид должен был заставить нас почувствовать, в каком упадке находилась армия в те годы, как это было ужасно и сколько отчаянья это вселяло. В итоге, я смотрю на картинку и ничего не чувствую, кроме желания (пардон) засмеяться. И на десерт нам достаются крайне не логичные цитирую «преступники и мерзавцы», которые сначала так спокойненько наблюдали, за избиением героини Ароновой, а потом вдруг повыскакивали, как ужаленные…. и ринулись голой (кхм) грудью на амбразуры. Создается впечатление, что их взяли на Понт. Не верю!

    Что же, фильм снят не зря! Нам это нужно, иначе не будет никакого развития в русском кинематографе, а в него я верю!

    Поэтому, ставлю 7/10 и продолжаю свои бдения!

    21 июня 2016 | 00:59

    Идет Первая мировая война. На дворе 1917 год, послереволюционное время. Из-за большевистской пропаганды, русские солдаты не желают воевать и братаются с немцами, которые благополучно спаивают их шнапсом, а заодно и шпионят. Армия превращается в неуправляемый сброд, боевой дух на нуле, в общем происходит постепенное моральное разложение. Офицеры ничего не могут с этим поделать и принять какое-либо решение, без согласия солдатских комитетов. В итоге, что бы было кому воевать, а так же для поднятия боевого духа, временное правительство, в лице Александра Керенского, приказывает создать женский батальон. Вчерашние барышни и крестьянки сражаются бок о бок, не хуже мужчин, храбро, смело, самоотверженно…

    Картина получилась интересной, насыщенной, познавательной, натуральной, жесткой, грустной и тяжелой. Впрочем, каким еще может быть хороший военный фильм. Благодаря тому, что главными действующими лицами являются девушки, «Батальонъ», помимо всего прочего, выглядит трогательным и в некотором роде гораздо трагичней, чем другие фильмы о войне. Наивность и внешняя хрупкость женщин, сильно резонируют с окружающей действительностью военного времени. Скажу сразу, что боевые действия здесь второстепенны и им уделяется не так уж много экранного времени, основной упор делается на сам женский батальон, его подготовку и в целом на обстановку в армии. Так что вы не увидите многочисленных баталий и эпичных сражений, что конечно не исключает эффектных моментов и тяжелых драматичных сцен. Как бы там ни было, но это один из тех фильмов, которые смотрятся на одном дыхании и к сожалению быстро заканчиваются, хотя хочется смотреть дальше.

    Местами, сюжет картины выглядит предсказуемым, но данный аспект не мешает, а только идет на пользу последующей драматургии. Изобилие слез на экране дает понять, что в первую очередь перед нами хоть и отважные, но все же женщины, а уж потом солдаты. Война не женское дело, но когда они идут в бой, не жалея себя, это вызывает только уважение и гордость за русский народ, а так же демонстрирует, что не только мужчины могут считаться сильным полом. Кроме героизма, боли и страданий, в фильме находится место и для любви, хоть и не долгой…

    Минусом картины можно назвать тот факт, что она заканчивается на самом интересном месте. Создатели решили не показывать заключительный бой, который обещал быть грандиозным и кипучим, а просто намекнули на это. Плюс ко всему огорчала смерть которая настигала главных героинь по нелепости, или по наивности, но это скорей не минус, а лишнее подтверждение, что женщина создана для созидания, а не разрушения.

    Актеры, как мало, так и широко известные, хорошо исполнили свои роли. Особенно впечатлила Мария Аронова, сыгравшая бой-бабу, командира женского «Батальона смерти» Марию Бочкареву. Она является для своих подопечных довольно жестким, но справедливым командиром и матерью в одном лице. Аронова достаточно естественно, натурально и эмоционально исполнила роль. Порадовала Мария Кожевникова. Хоть ее роль и не была большой, но она окончательно развеяла образ Аллочки из «Универа», показав что Мария годна для серьезных, драматичных ролей. Марат Башаров перевоплотился в заносчивого и самовлюбленного Керенского. Такие роли ему идут. Открытием стала Янина Малинчик, в роли мощной бабищи по имени Дуся. Было еще много интересных персонажей, но всех не перечислишь.

    «Батальонъ» это в первую очередь дань памяти подвигу первого женского батальона, который имел большое значение, но в последствии был забыт. Картина хорошо отражает атмосферу той эпохи, снята с уважением, беспристрастно, без сглаживания углов и является достойным подарком ко Дню защитника Отечества.

    20 февраля 2015 | 16:38

    «Батальон», который был создан при содействии создателей «Сталинграда», мне, поначалу, казался очередным громким проектом, напичканным спецэффектами и неправдоподобными историями, как это и случилось в «Сталинграде».

    Однако, попав на фильм 23 февраля в кинотеатр, я был приятно удивлен. Равно как и все те, кто оказался в тот момент в зале. А зрителей было много. «Батальон», лично для меня, стал своеобразным продолжением «Штрафбата» и «Гибели империи». Он такой же жестокий, искренний, страшный, коробящий душу и настоящий.

    История женского батальона, созданного для того, чтобы поднять боевой дух армии в сложный период Первой мировой войны — это один из знаковых моментов во всей истории России XX века.

    Читая некоторые отзывы, я был неприятно удивлен тем, сколько желчи готов вылить на ленту человек, далекий от киноиндустрии и, вероятнее всего, от истории страны.

    Мелкие придирки, касающиеся ремня Бочкаревой или ночнушек девушек из батальона, лично я считаю неуместными по отношению к данному фильму.

    После просмотра остался неприятный осадок. Нет, не от того, что «Батальон» — это очередной бездарный «кинохит», фильм напротив, очень хорош, он стоит того, чтобы его смотрели. Просто кошки скребут на душе, когда осознаешь, что это история твоей страны. Когда государство, раздираемое внутренними проблемами, стелется перед врагом, с которым еще вчера лицом к лицу сходился на поле боя, становится так противно, что хочется забыть грязное солдатское быдло, не признающее ни авторитетов, ни тем более чего-то святого, как страшный сон.

    Нечто подобное можно видеть и в «Гибели империи»: поднявшие восстание солдаты и матросы, небритые и предпочитающие заливать глотку, нежели чем исполнять свой долг. Дикое гиканье от того, что белый офицер сам или по принуждению срывает с себя погоны, а они, будучи «уставшими от царизма и войны», топчут эти самые погоны, отвратительно. Быдло-поведение, расхлябанность, неухоженность, но вместе с тем, осознание того, что «я такой герой» (как это было в сцене с мужем Бочкаревой), еще более отвратительно.

    Лично мне бы хотелось сказать создателям фильма Спасибо. За историю, демонстрирующую не только всю грязь того времени, но и за показ чести, благородства, мужества, хоть это слово и не отражает сути мужей-красноармейцев, но применительно к девушкам и дамам, отваги и любви к родине.

    Спасибо.

    10 из 10

    15 марта 2015 | 17:39

    Думаю, отнюдь не многие до выхода военной драмы «Батальонъ» знали о женщине-офицере Марии Леонтьевне Бочкарёвой, в том числе и я. Совершенно незнакомая страница из истории и положительные, в большинстве своём, отзывы от зрителей и критиков, интересный трейлер и Мария Аронова в главной роли — вот, что побудило меня к просмотру данной ленты вчерашним вечером.

    Военных фильмов, особенно в этом году, российские производители сняли не мало, но «Батальонъ» выгодно отличается от них. В первую очередь, эпохой. На дворе не Вторая мировая война, фильмов о которой снято великое множество, а эпоха революции 1917 года. Царская Россия, Первая мировая война и её ключевые моменты — вот основной пейзаж «Батальонъа», на котором разворачиваются основные события военной ленты.

    Конечно, многие в этом фильме увидят схожие моменты с нетленным произведением «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Во главе истории — женщины, основные смерти — женские, батальон — женский. Однако история о женском батальоне смерти лично меня не так сильно задела, как история девушек из «Зорь». Если в книге Васильева и советской (не новой) экранизации мы переживаем за девчонок, переворачивая всю свою душу наизнанку, то в «Батальонъе» гибель девчонок, практически детей, не вызывает должного отклика.

    Возможно, дело в актёрском составе. Нагламуренная донельзя Кожевникова: то ли актриса, то ли депутат, то ли нечто среднее, не смогла донести до зрителя всю сущность своего персонажа. Для меня её появление в картине не запомнилось ни на йоту, разве что в сцене прощания с волосами. Более того, совершенно не понял предназначения персонажа. Маша появляется в картине буквально на час, и потом так же невнятно исчезает, как и появилась. Скорее всего, девушка закончила съёмки в фильме из-за своей беременности, что и было вплетено в сюжетную линию, и ею же перечёркнуто.

    Но особе «фи» — появлению в картине Александра Олешко. Пусть и на несколько секунд, пусть и во фрагменте чёрно-белого фильма в начале эпопеи. Глаз резануло нещадно. Тут же перед глазами встали всевозможные развлекательные шоу, и воспринимать серьёзно показываемое на экране действие у меня не вышло. Господа-создатели, прекращайте брать в серьёзное кино КВН-щиков, телеведущих и актёров из дешёвых ситкомов, этим вы портите имидж себе, и картине!

    Практически 70% успеха фильма принадлежит лишь одному человеку — Марии Ароновой. Эта блистательная театральная актриса всегда вызывала во мне самые положительные эмоции своим обаянием и игрой. Но в «Батальонъе» она сразила наповал. Схожая внешне с настоящей Марией Бочкарёвой, она также передала всю палитру характера своего персонажа. Жёсткая, боевая, дисциплинированная, дерзкая, стойкая… но всё-таки ранимая женщина. На протяжении всего фильма мы раскрываем Бочкарёву как сильного игрока в боевых сражениях, и тут же видим слёзы сердобольной женщины. После омерзительной сцены с её избиением, Бочкарёва, несмотря на боль, встаёт с колен и идёт дальше. Вот он, образец настоящей русской женщины! Сама Аронова же — образец великолепной театральной школы.

    Историко-военные фильмы, такие, как «Батальонъ», несомненно, нужны современному зрителю, дабы знакомить новое поколение с людьми такой величины как Бочкарёва. Однако создателям нужно понимать, ЧТО и ЗАЧЕМ вы это делаете. Если картина становится дополнительным пиаром для псевдоактёров, тогда в вехи истории лучше не соваться совсем. Если же вы хотите донести что-то новое, доселе малоизвестное, то нужно глубже копаться в истории и привлекать к проектам новые, незамыленные, лица. Судя по «Батальонъу», отметая Кожевникову и Олешко, российское кинопроизводство двигается в правильном направлении.

    Стоит добавить, что дебютанты большого экрана, снимавшиеся до того преимущественно в небольших добротных минисериалах или играющих в театре, произвели должное впечатление. Особенно Янина Малинчик, сыгравшая мужиковатую Дусю, и божественно красивая Лера Шкирандо, сыгравшая Веру.

    Оценка положительная, но с уклоном в нейтралитет. Всё-таки минусы «Батальонъа», даже если не брать возможные исторические неточности, очевидны.

    7 из 10

    15 июля 2015 | 13:57

    От создателей «Брестская крепость» и «Сталинград» — именно этот титр используют прокатчики в анонсе фильма «Батальонъ».

    После таких заявлений, следовало ждать либо хорошей военной драмы, либо бутафорских эффектов и линейного сценария. Это все мы и имеем в новой картине Дмитрия Месхиева.

    Женский батальон смерти под командованием унтер-офицера Марии Бочкарёвой отправляется на передовую и своей службой подаёт пример храбрости измученным от продолжительной окопной войны солдатам.

    Началом фильма служит исключительно женская учебка, со строгой, но справедливой наставницей. Вопреки сложностям по отношению к батальону, им удается попасть на фронт и доказать солдатам уже развалившейся Империи, что война ещё не окончена.

    При просмотре первой части фильма появляется ощущение многосерийности фильма, заметно что в процессе пост-продакшена часть сцен остались за бортом фильма. Не хватило хронометража картины, для полноценного изложения.

    Визуально фильм выглядит не плохо, общая картинка отражает времена Первой Мировой. Исключением становится лишь операторская работа, в нескольких моментах. Не к месту использованная трясущаяся камера от первого лица и диалоги, сопровождающиеся камерой кругового вращения заставляет отвлекаться от слов героев и ждать когда же операторы закончат извращаться над твоей опорно-двигательной системой.

    Несмотря на вышеизложенное, радует смысловая нагрузка фильма. Немногие в наше время имеют представление о Первой Мировой Войне. Именно за обращение к этой теме стоит снять шляпу перед режиссером. Матриархат в фильме импонирует, особенно игрой Марии Ароновой. Можно сказать, что роль унтер-офицера одна из ее лучших работ в полнометражном кино.

    А вот многообещающее присутствие Марии Кожевниковой в актерском спектакле расстроило. Слишком мало экранного времени у Марии и лишь эпизодическое значение персонажа для картины.

    Подводя итог к фильму, стоит сказать про важную социальную составляющую фильма, которая обратит внимание зрителя к истории.

    Настоятельно рекомендую после просмотра картины в кинотеатре прочесть/перечитать Ремарка, «На Западном фронте без перемен».

    P.s. ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕР!

    Не могу не сказать о газовой атаке и последующих действиях на поле боя. Появилось ощущение войн времен средневековья, когда битва шла в открытом поле. Не за тем строятся окопы и прочие оборонительные сооружение, чтобы бросать и бежать навстречу НАСТУПАЮЩЕМУ врагу!

    7 из 10

    20 февраля 2015 | 02:06

    Отзывы на момент второго дня проката фильма были в целом положительные и соответственно захотелось увидеть наконец то стоящее кино, которое в последнее время не так много, к тому же на тематику начала 20-го века, послереволюционная Россия, временное правительство, раскол, разброд и нестабильность, возможно здесь будет антанта, политико-экономические причины войны, и давний вопрос, за что тогда люди сражались? И с большими надеждами я шел увидеть то белое пятно в истории. Единственное что реально было в фильме это разброд. Это даже сложно назвать разбродом, в фильме плохо все, из исторических фактов только то что во временном правительстве был Керенский и то, что были женские батальон.

    Честно, я был просто в шоке от того что я увидел.

    В фильме плохо все, актеры которые не нужны, отсутствие сюжета, рваные второстепенные твисты, отсутствие логики в поступках героев, раздражающие персонажи. Историчностью тут и не пахнет, тут вам псеводопатриотическая солянка для российских ватников которые думают что первая мировая это как вторая, только без Гитлера. Немцы на нашей земле, газом травят, заразы. Только не уточняется где проходили военные действия, как немцы туда попали, или лучше сказать как туда попали русские? Это не уточняется и умалчивается, народ все равно съест.

    Деревянная Мария Кожевникова не играющей в сюжете и фильме в целом абсолютно никакой роли, хотя наверное взявшая пожалуй одну из лучших «боевых» сцен в фильме. Кто такая женщина с постера тоже непонятно, она вообще была?

    Фильм для пользователей одноклассников, они в нем точно что то найдут.

    Остальным не рекомендуется.

    1 балл за Марию Аронову
    1 балл за костюмы
    1 балл за саундтрек

    3 из 10

    23 февраля 2015 | 23:41

    Кино, приуроченное к дате, имена продюсеров… Первая сцена — иллюстративная, штампованная, на мой взгляд. По описанию вы поймете — пастельные тона, барышня у рояля поет чистым голосом… В общем, все это настораживало. Но!

    Этот фильм дохнул войной — когда я правда почувствовала, что все эти бритые головы, огромные форменные рубашки — все это мелочь несусветная по сравнению с тем, что их встретило потом. Что война, в которую окунаются девочки — это не игрушки, тысяча извинений за избитую фразу. Когда стирается первая романтика и бравада, наступает неприкрытая и обыденная правда — вот тогда вместе с героями понимаешь, что громкие слова «смерть» и «опасность» здесь происходят в реальности. Почувствовать, что это всерьез, для зрителя дорогого стоит.

    Кстати, о громких словах. Военное кино (хорошее) неизбежно содержит в себе пафос, только в своем лучшем и благородном значении. Если кажется, что играют слишком «громко» — значит, актеры не восприняли ситуацию по правде. Война — это столкновение двух огромных толп людей, которые убивают друг друга, а мечтают жить счастливо и спокойно. Без героической ноты фильм пошел бы прахом, глупо объяснять даже, ведь героизм — это и есть правда. Женщины, идущие на войну — как тема это все-таки скользко и опасно, но тональность взята правильная, честная.

    Война, женщины, смерть — слезы. Слез по ощущению было немного, и даже если через сцену героини плакали — это было нужно. Никто не старался страдануть помощнее, чтоб запомнили.

    Некоторые сцены вызывают вопросы, и не к актерам: вот героиня Рахмановой с бусами за пазухой бежит вызволять свою барышню, но не падает ей в ноги, не тащит силком, а записывается с ней в батальон. Ну и там тоже не обрабатывает ее со всех сторон, а учится бок о бок. Если эта линия нужна была для демонстрации женской солидарности и дружбы — пусть, хорошо, но мне же просто интересно, как собиралась действовать эта девочка, если задача была «вернуть»?

    Много линий трогаются пальчиком и оставляются запросто так, как вывезет. Нет ощущения цельности от сценария. Несколько любовных линий кажутся сделанными для галочки.

    Аронова очень хорошая, девочки — в разной степени, вровень с ней, по-моему, никому встать не удалось. Разные мужчины в картине, но большая часть их пролетает мимо. Они — далеко не самый приятный атрибут картины по разным причинам.

    Тут все неидеальное, но почему-то от этого хочется надеяться, что фильм запомнится. Он хороший потому, что мотивирует — и не так, как дурацкие паблики в дурацких интернетах. Наверное, вы поймете, о чем я.

    22 февраля 2015 | 00:20

    Полемика, развернувшаяся вокруг этого фильма, сводится к вопросу о том, можно или нет снимать патриотическое или, более того, ура-патриотическое кино в современной России.

    Поклонники «Батальона» настаивают, вслед за Российским военно-историческим обществом, что не только можно, но и должно, противники — что не надо или, по крайней мере, что именно в таком изводе не надо.

    Полемика эта, безусловно, увлекательна, однако к фильму Дмитрия Месхиева она имеет довольно опосредованное отношение, поскольку выпущенный им «Батальон» — это не патриотическое, не военное вперемешку с историческим и даже не батальное кино.

    «Батальон» представляет собой крайне редкий в наше время образчик социальной критики, когда в фокусе разоблачительного внимания не персона, не организация, а целая общественно-политическая практика, т. е. явление весьма абстрактное, требующее — для его выявления и раскрытия — особой художественной изощрённости.

    Иначе говоря, «Батальон» — это кино о том, что такое пиар-технологии и почему они оказываются абсолютным злом для всех, кто так или иначе попадает в их смрадную орбиту.

    Потому ближайшим аналогом фильма Месхиева является классический «Хвост виляет собакой», который, впрочем, показывает мир пиара, скорее, с технологической стороны, не ставя вопроса о цене: так поступают все и всегда, к чему лишние рефлексии.

    Почему была упомянута «художественная изощрённость»? Потому что разработка столь эфемерных тем может осуществляться лишь на предельно конкретном материале, когда вымарывается вся приблизительность и перед зрителями возникает отталкивающая в своей наглядности история.

    Итак, как сообщают вступительные титры, на дворе весна 1917. Русская армия, измученная двумя с лишним годами войны и смертельно раненная приказом N1, постепенно разлагается, превращаясь из второй по значимости военной силы Антанты в миллионное сборище латентных пацифистов и потенциальных дезертиров.

    Приостановить деградацию этой последней скрепы распадающегося государства способны меры чрезвычайные и предельно непопулярные: восстановление смертной казни на фронте, введение ускоренных военно-полевых судов, роспуск солдатских комитетов и поголовный арест их руководства, а также, если и этого окажется мало, организация заградительных отрядов на особо проблемных участках.

    Это — горькое лекарство и расплата за всё сразу: за огрехи прежнего командования, за медовый месяц февральской свободы, за слепоту, инфантилизм и приказ N1. Идти этой дорогой означает сохранить шансы дотянуть до того момента, когда Центральные державы, медленно удушаемые блокадой и бесперспективностью, первые выбросят белый флаг.

    Для военных специалистов выбор очевиден: сохранить армию или потерять всё. Но над военными специалистами есть политики, олицетворяемые в фильме Александром Керенским, которые видят на шаг дальше.

    Взбодрённая полевыми трибуналами и расстрелами перед строем, армия не только способна удержать ветшающий на глазах фронт, но и, во имя спасения Отечества, взвалить на себя всю полноту государственной власти.

    Военная диктатура в таком раскладе оказывается неизбежной: опирающиеся на миллионы вновь обретших страх и послушание серых шинелей генералы очень быстро спросят с Временного правительства за все его многочисленные косяки, включая потакание левым экстремистам.

    Потому допустить укрепление армии категорически нельзя. Но война продолжается, её так или иначе надо вести и желательно не к сепаратному миру — что же делать, как разрешить эту непростую, точнее, невозможную задачу?

    Ответ прост: активные пиар-мероприятия, по-тогдашнему — возжигание священного патриотического огня через демонстрацию отчаянных подвигов, или, применительно к картине, создание ударного женского батальона смерти, который, своим примером, должен пробудить в подуставших от войны мужчинах необходимый пыл.

    На первый взгляд, схема выглядит эффектно: устыдившиеся солдаты, прознав, что теперь германца бьют бабы, не в силах усидеть в окопах, рвутся до самого до Берлина.

    Не надо никаких драконовских мер — революционный энтузиазм сделает всё сам. И сухари из Генерального штаба, не верящие в выстраданную свободу и дух сбросившего царские оковы народа, будут посрамлены.

    Но, и в этом заключается главное открытие фильма, превращающее его из заурядной киношки про войну в блистательный социальный памфлет, последовательная демонстрация того, как на самом деле реализуется высочайший замысел, полностью выворачивает вложенный в этот проект смысл.

    Чем дольше мы наблюдаем, как добровольно забрившиеся тётки наскоро овладевают воинской премудростью, учась ходить строем, стрелять с колена и замирать по команде «Смирно!», тем очевиднее становится вся безумность этой затеи министра-председателя Керенского и младшего унтер-офицера Бочкарёвой.

    Керенский, зажатый между требованиями генералов вести войну по-настоящему и ожиданиями русского общества хоть каких-нибудь успехов своей армии, и Бочкарёва, которой так неистово хотелось получить офицерские погоны, а никаких иных возможностей это сделать, кроме как отправить на убой три сотни поддавшихся искушению дур, действительно нашли друг друга: именно их усилиями и стала возможной развернувшаяся вскорости трагедия.

    Не нюхавших порох тёток отправили всем кагалом на один из участков растянувшегося от моря до моря фронта. Обычно пришедшие с пополнением солдаты распределяются в уже имеющие боевой опыт взводы и роты. Наш же батальон, за исключением Бочкарёвой и нескольких приданных офицеров, был чистой доской: ни навыков, ни инстинктов, ни опыта, просто — непуганое пушечное мясо.

    По ту же сторону нейтральной полосы их ждали германские пехотинцы, справедливо имеющие репутацию одних из самых лучших в мире, у которых за плечами был не ускоренный курс молодого бойца, но три года Великой войны — ни иллюзий, ни жалости, ни сомнений.

    Чем могло закончиться их столкновение уже в первом бою (и это не считая того обстоятельства, что мужчины, в общем, просто физически крепче — для рукопашной схватки фактор немаловажный) понятно вполне.

    Оно, собственно, так и заканчивается, только авторы, жалея своих героинь, дают им возможность вторично испытать судьбу и милостиво обрубают рассказ, когда вся эта керенско-бочкарёвская авантюра накалывается одним большим германским тесаком — в траншейном тупике.

    Впрочем, Бочкарёва, получив заветные звёздочки подпоручика, сохраняет в себе остатки человеческого и, сквозь распирающее честолюбие и хабалью фанаберию, в последнюю секунду решается на раскаяние, попросив у заманенных её в эту скользкую от крови и нечистот окопную западню тёток прощения.

    Но — слишком поздно: бестрепетно положенные ею солдатки (захваченную первую линию траншей придётся отдать — причём тут же, ибо ресурсов удержать плацдарм, а тем более его расширить, просто нет) не спасли ни России, которая не откликнулась на этот людоедский эксперимент, ни Керенского, которого схарчили не казавшиеся более опасными генералы, но прежние товарищи по революционной борьбе.

    Авторы, разумеется, пытаются перебить угнетающее послевкусие, вставив в финал прокатной версии «Батальона» духоподъёмные сцены, но они не способны смазать главное впечатление: пиар на крови отвратителен и страшен.

    Итак, «Батальон» вышел у Дмитрия Месхиева не только заострённо социальным, но и антимилитаристским. А это значит, что традиция изображения Первой Мировой как бессмысленной бойни, традиция, которая возникла в советском кино и которой не было в раннем русском синематографе — по причинам цензурного свойства, — успешно продолжается, преодолевая юбилейное искушение устроить образцовый пиф-паф на широком экране.

    6 марта 2015 | 12:11

    «Батальон» — это фильм Дмитрия Месхиева о женском батальоне, участвовавшем в Первой Мировой войне и впоследствии названным «батальоном смерти».

    Действие фильма происходит во времена, когда Россия переживает переломный момент. Самодержавие свергнуто, армия расшатана, и очень справедливо и даже убедительно звучат слова одного из персонажей о том, что страна разваливается, так для кого же ее спасать?

    Я бы не сказала, что это кино одержимо идеей патриотизма. Как раз в отличие от фильмов, проповедующих несгибаемый дух истинного патриотизма, здесь есть как патриоты, так и те, для которых войны не существует, которым «домой охота». Конечно, такое противопоставление хороших-плохих в духе чистого классицизма сначала вызывает какие-то сомнения. Не может же быть так, чтобы вся «солдатня» была неспособна воевать! Но сомнения рассеиваются, ведь по ходу действия начинаешь понимать, что у режиссера совсем нет цели сравнивать плохое и хорошее и тем более женщин и мужчин.

    Не все солдаты-мужчины представлены мерзавцами, хотя конечно, есть и такие. Особенно запомнилась сцена избиения Бочкаревой собственным мужем. Столько жестокости, злобы было в этом избиении, как будто в образе Бочкаревой герой втаптывал в грязь не ее, а то, что происходило на войне, весь ее ужас и страдания. Бочкарева в этом случае выступила и врагом, который хотел отнять у солдат их свободу, а может и жизнь, ведь она хотела заставить их воевать.

    Вызывает сомнения то, что в финальной сцене вся армия побежала защищать батальон девушек по примеру двух-трех старших офицеров, сорвавших с себя погоны (по закону военных комитетов офицерам не разрешалось участвовать в боевых действиях), хотя раньше ни один из солдатов не собирался идти в бой и ни один не бросился на защиту женщине. Что это — воодушевление, реакция на живой пример? В реальности это слишком сложно представить.

    Самая яркая сцена, на мой взгляд, сцена с «подушкой»: в то время как Бочкареву с ужасающей жесткостью избивает муж, офицер армии лежит в комнате на кровати, закрывая голову подушкой. Наблюдая за офицером, чувствуешь его бессилие, трусость. И вызывает он даже не осуждение, а жалость.

    Эта сцена отражает всю слабость, всю неспособность офицеров противостоять настоящим лидерам армии — предводителям солдатских отрядов. Отсутствие целей, мотиваций, инстинкт самосохранения, а в придачу и немецкий шнапс — все это развратило солдат, сделало их «солдатней», не способной ни на что.

    Образ этого офицера олицетворяет качества всей верхушки: слабость, трусость, непонимание того, за что бороться, отказ от борьбы — ведь уже ничего не исправишь.

    Однако есть и другие взгляды на русскую армию. Образ Керенского пропитан лишь одной идеей — верой в победу, несмотря на все разложение русской армии. Его яростное сопротивление реальности, нежелание слушать правду, даже в какие-то моменты становится смешным. Но может быть, в этой надежде на русскую армию и заключается что-то более глубокое, истинное?

    Он надеется на то, что присутствие женщин в армии укрепит дух солдат, не более. Кажется явным тот факт, что он не верит в способность женщин по-настоящему воевать, и тем более, побеждать.

    О грядущей погибели женского батальона и вообще присутствия женщин на войне говорится не мало. Фраза одного из солдат «Куда ты девочек ведешь? На погибель, на смерть?» становится чуть ли не ключевой. И с самого начала фильма понятно, что другого выхода нет и не может быть.

    В «Батальоне» было достаточно много крови. Сейчас многие военные фильмы — как наши, так и зарубежные — стали прибегать к приему «кровопролития». И я для себя даже не могу решить, хорошо это или нет. Хорошо это тем, что вызывает в зрителях эмоции — ужас, страх или отвращение — но в любом случае развеивается миф о том, что война — это что-то великое. Война предстает в фильме жестокой, беспощадной, не жалеющей никого, даже молодых, даже девушек.

    Война — это страшно и противоестественно, это обесценивание человеческой жизни, и любой, кто увидит сцены «штыки в штыки», поймет это. Еще я заметила, что русские фильмы про войну часто пропитаны каким-то особенным, национальным страданием, разрывающим душу, ведь страдание и жалость — одни из главных черт русского менталитета.

    Любовная линия мне показалась нераскрытой и где-то даже скучной. К примеру, сцена у поезда, когда девушка склоняется над раненным женихом и почти опаздывает на поезд. Другие человеческие отношения переданы более эмоционально. В фильме есть и подлость, и доносы, и всеобщая преданность, которая вызывает неподдельное уважение к Бочкаревой.

    Встреча с немецким шпионом раскрывает доверчивость, незащищенность девушек от настоящей войны. В тот момент, когда героиня остается один на один с немцем, она испытывает страх и понимает, что с ним надо быть осмотрительной, но в душе не видит, не чувствует в нем врага.

    Марию Бочкареву, основную героиню «Батальона» играла Мария Аронова. Бой-баба, справедливая, но суровая начальница, беззащитная перед лицом войны женщина — все это было сыграно бесподобно, надо отдать ей должное. Та сцена, когда Бочкарева держит на руках убитую немцем девушку, вызвала у меня слезы. Ее рыдания, так похожие на смех, — проникнуты таким страшным, нечеловеческим страданием и болью.

    Остальные актеры мне показались невыразительными. Мария Кожевникова предстала передо мной в новом свете, но особых эмоций ее игра не вызвала. Так же как и в случае с Маратом Башаровым.

    В целом фильм впечатляет. И несмотря на отдельные недочеты фильм стоящий.

    25 марта 2015 | 17:05

    Этот фильм можно использовать, как инструкцию к тому, как снять отвратительный фильм. В начале все так хорошо начиналось, в плане реальности событий и происходящего. Хотя и тут умудрились перегнуть палку с моментом, как все, до единой девушки спокойно и не запинаясь спускаются по горке, когда как день назад они все катились кубарем. Но это самый маленький недочет. Идя на этот фильм, я ожидала что-то мощного, какой-то бешенной энергетики, но ни как не этой едкой предсказуемости. Первый час, мне нравился, особенно один очень сильный момент и очень честный. Ведь снимая такие фильмы — всегда есть опасность перегнуть палку и съехать в липу и пошлость, что в итоге и произошло к концу фильма. Тут режиссер ходит по грани. Были откровенно жгущие глаза своим патриотством кадры, такие как, съемки бегущих женских ног в свете солнца, или отважные глаза, на все готовых солдат(ок?). Так же меня до сих пор не покидает вопрос, почему в фильме, который рассказывает нам о времени, страшном для России, а именно 1917 года, почему в это время все беспрепятственно верят в Бога? Почему батальон благословляет батюшка? Почему в фильме ТАК много молитв. Слишком много для советского времени, и это не убедительно, достаточно один раз показать молящегося человека, чтобы сразу было все понятно. Не стоило раз 10 как минимум, посвящать зрителя в то, какой верующий у нас народ! Так же, как же неправдоподобно никто из МУЖЧИН не смог удержать рыдающую мать, бежавшую к дочери(на параде военном, к слову, идущей). И как они вышла из строя, и пошла ее успокаивать, а все одобрительно и понимающе смотрели. Да бросьте, что за детский сад. С этой минуты и начинается. Ты смотришь — и тебе смешно. Рядом с тобой сидит мадмуазель, мажущая руки кремом, то ли, чтобы айфон не поцарапать, то ли еще зачем-то. Сидит в шубе и с напыщенным видом говорит, чтобы мы вели себя тише, ведь мы пришли не на комедию. А у меня с каждой минутой ощущение, что именно на комедию и мне смешно. А она после конца фильма, выходит с восторженными глазами, в мыслях восхищаясь «10 из 10!» и она права. Если бы этому фильму давать оценку за глупость, даже тупость, то конечно, 10 из 10, товарищи!

    Дальше идет косяк за косяком, странные немцы-шпионы, носившие сверх секретные документы, у себя под сердцем, почти как фотографию жены… они как минимум прятали такое в трусы, в подошву ботинка, но никак не туда, где будут в первую очередь смотреть! О, эти громкие слова про то, что офицеры больше не офицеры, и что они идут воевать, о, эти возгласы о Родине и преклонение перед ней. Это все хорошо и прекрасно, но уже совсем не убедительно. После боя, храбрые дамы устало стягивают с себя противогазы, и остаются, не то что живы, а они даже полны сил и уверенности в себе, хотя вокруг них до сих пор клубится «яблочный дым». Девушка, так называемая «нюхолка», слыша раза три шорох и скрежет за спиной, не хватается за ружье, она даже не оборачивается, она просто продолжает лежать и петь, ведь так хорошо лежится, Господи, как же хорошо! Офицер и командир мужской армией их собрать и отправить воевать не может, но гавкнуть на честного добровольца, прибывшего воевать, запросто! И вот, они, офицеры, срывающие свои погоны, бросающие их в лицо не благодарным свиньям, которые бздят воевать, вот они, мужики! А у женщин там тупик, они окружены, и вот, Госпожа командир оборачивается, а там бегут мужики, те самые, что ей в лицо плевали, били ее и матом покрывали, те самые твари бегут, Родину защищать, вон как, офицеры разжалобили… совесть пробудили… сказка! Много таких моментов, до тощноты много, сейчас, сидя дома, уже и не вспомнишь, но тогда тебя переполняет возмущение, и всякие гадости лезут тебе на язык.

    Актеры сыграли хорошо, но на то они и актеры. Хотя, это заслуживает внимания и благодарности.

    Операторская работа просто ужасна. Ну просто кошмарна, ребят. Кадры боя, снимают лицо снизу, как будто камеру прикрепили на муху, а она летает и показывает, как бабы орут. И такие простые вещи, как встать и поползти, еле таща ноги, не смогли снять. И сняли так, что смешно стало. Сзади сняли, а нужно было, как минимум снимать лицо, или туловище, но никак не сзади. Просто смешно. Недочетов, ошибок, просто ужасающе много. Но обидно вот что, такая прекрасная и великая история, такой пример, и о нем так фальшиво рассказано.

    2 из 10

    20 февраля 2015 | 18:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>