всё о любом фильме:

За Маркса...

год
страна
слоган-
режиссерСветлана Баскова
сценарийСветлана Баскова
продюсерАндрей Сильвестров, Глеб Алейников
операторМаксим Мосин
композитор-
художникСветлана Баскова
жанр драма, криминал
бюджет
$3 000
зрители
Россия  2.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Фильм основан на событиях кризисного времени, когда владельцы производства пытаются решать свои проблемы за счет рабочих людей, обнищавших за последние годы. Главный конфликт внутри фильма между — новыми капиталистами и рабочим классом, вышедшим из советского времени. «Новыми русскими» и советскими рабочими.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (139)
ожидание: 85% (493)
Рейтинг кинокритиков
в России
82%
9 + 2 = 11
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 283 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Новый фильм Светланы Басковой «За Маркса…» бьёт наотмашь, из разбитого женскими кулаками носа льётся кровь, так же как она льётся и в фильме. Кровь народа, точнее даже сукровица, из раны называемой капитализмом. Из старой раны, всё новая и новая. Всё новые и новые врачи пытаются её остановить. В этой картине в их роли выступают члены независимого профсоюза, борющиеся даже не за улучшение своих условий, но просто за то чтобы жить по-человечески. Право, которого они лишены вышестоящим начальством, главный тезис которого «Они скоты, зачем им что-то давать? Разве они это заслужили, разве не мы, хозяева мира, должны определять кому и как?»

    И пропасть между простым народом и высшим только разрастается, и в эту пропасть неизбежно упадут все. Верхи, низы, братья, отцы, сыны, все. Это неизбежно, но даже осознавая это во всей полноте, находятся люди, которые пытаются её засыпать, зашить эту вечную рану. И терпящие неизбежное фиаско в этой обречённой на заведомую неудачу борьбе.

    Режиссёр не даёт надежды героям, она ставит их лицом к лицу, сталкивает их и оставляет умирающими. И в финале зритель неизбежно задаётся вопросом, повисшим в этой мрачной атмосфере. С вопросом собственного отношения к увиденному. И ответа на него у создателя картины нет, потому что каждый должен ответить на него самостоятельно. У кого-то изменится мировосприятие, кто-то закрепится в своих убеждениях. Но оставить равнодушным этот вопрос не сможет никого.

    В этом и заключается искусство.

    20 апреля 2013 | 13:38

    Итак, мы передвигаемся вверх по лестнице фильмографии Светланы Басковой. На сей раз перед нами предстанет фильм «За Маркса», который вышел на совершенно иной уровень, нежели предыдущие киноленты Светланы Юрьевны. Перед просмотром нужно понять одну вещь — «За Маркса» иное произведение. Это уже не «чернушный» ширпотреб, а вполне-таки серьёзная работа серьёзного автора. Не хочу сказать, что предыдущие работы Басковой были наивными и глупыми — вовсе нет. Просто «За Маркса» уже своим видеорядом открыто заявляет: второго «Слоника» не будет, даже не надейтесь.

    Да, в общем-то, не особо и хотелось…

    Фильм, откровенно говоря, показывает нам борьбу рабочего класса против зажравшейся буржуазии. Тема актуальная, но, веря в исторический материализм дедушки Маркса, отнюдь не вечная. Рабочие потеряли свою Родину, а вместе с тем стабильность, уверенность в завтрашнем дне и другие прелести советской власти, заместо этого получив: нестабильность, задержку зарплаты, ущемление прав и, скажем так, иные прелести капиталистического мира «как у всех».

    «Так а что здесь интересного для меня?» — спросит зритель и не промахнётся. Именно история героя Пахомова крайне завораживающая, завлекающая, отображающая тонкое взаимодействие капиталистов и пролетариата, откровенно намекая на то, что одно без другого не может существовать даже на физическом уровне, стоит просмотра, но всё же — это ясно даже простому обывателю, которому фильмы Басковой не сдались вовсе. Актёрская игра в фильме исполнена на вполне-таки достойном уровне, но местами заметно некоторое «переигрывание» или прямо противоположное действо. Главные герои, впрочем, отыгрывают свои роли сполна, а Епифанцеву очень точно подошла шкура харизматичного ублюдка (за что Басковой отдельное спасибо). Лично мне фильм, безусловно, понравился, но ведь красота киноленты находилась в глазах смотрящего, посему и оценка окажется крайне субъективной:

    7 из 10

    10 августа 2015 | 13:08

    Всё. Светлана Баскова окончательно ушла из прошлого. Нынче эта дива стала заниматься серьёзным кино. На очереди фильм «За Маркса…», где поднимается тема создания рабочим классом в градообразующем гпредприятии действительного и по истине независимого профсоюза.

    Всё показано в мрачных тонах грязной российской действительности. Вдохновением стали события ударившего кризиса (здесь — 2010 год). Когда капиталисты-заводовладельцы стали измываться над личностью рабочих и игрались с их судьбами словно в игрушки.

    Трое основателей — в главной роли — Сергей Пахомов — образуют по крупице профсоюз. Кто-то вдохновитель, кто-то просто силён духом, кто-то знаток истории. С миру по нитке — голому рубаха. Этим ребятам удаётся сподвигнуть литейный на митинг. Но руководство так легко и просто мириться с этим было не намерено. Логично, что пошли чудовищные препятствия, которые понесли трагические последствия.

    Дуэт Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев уже встречался в фильмах Светланы. Епифан играет Сынка одного почти олигарха. Он олицетворитель мажора, для которого рабочие — просто быдло. Главной задачей — остудить пыл бастующих. Средства — любые.

    Баскова по привычке показала голого Пахома. Епифанцев использует матерные слова, но здесь это больше по ситуации. Вот в чём действительно Светлана Юрьевна не могла уступить себе — это в примеси метафоры. Пахом воздевает руки к небу из окна здания, похожего на капиталистическую пирамиду, а потом исчезает в окне, закрывшись чёрным квадратом Малевича.

    Вообще фильм тяжёл. Некоторые кадры — жалеешь, что видишь. Меметичной картина не стала. И кроме того, если вы видели «Одно решение — сопротивление», то этот фильм может не здорово-то и понравиться. Очень много было почерпнуто оттуда.

    А так, конечно, фильм очень важен! Я его рекомендую абсолютно всем. (Да уж, ещё я не привык о фильмах Светланы Басковой так говорить…).

    7 из 10

    30 октября 2014 | 00:14

    Думаю, что по каждому из нас так или иначе ударил кризис 2008 года, когда мировая экономика получила настолько мощный урон, возместить который она не в состоянии до сих пор. Конечно далеко не все наши соотечественники потеряли работу, или же попали в долговую яму к банкам, однако повышение цен не могло не коснуться каждого кошелька, от чего мы, естественно, ощутили определенный дискомфорт. Но знаменитый независимый режиссер Светлана Баскова в своем творчестве не разменивается по мелочам и любую проблему возводит в абсолют, дабы произвести на свою аудиторию неизгладимое впечатление. Так что ее очередной проект под названием «За Маркса…» оказывается до боли злободневным произведением, которое открывает нам многие нелицеприятные моменты из жизни современного рабочего класса, с распадом СССР так и не вернувшего себе былое благосостояние и вынужденного год за годом втаптывать свое же достоинство в грязь из-за махинаций новых русских господ.

    Итак, в центре сюжета оказываются рабочие одного из сталелитейных заводов, которого также, как и большинство схожих предприятий, застал экономический кризис, влекущий за собой снижение объемов производства, и соответственно, волну сокращений и снижение заработной платы. Насквозь прогнивший профсоюз обслуживает лишь интересы начальства завода во главе с Сергеем Викторовичем (Виктор Сергачев) и его сыном Павлом (Владимир Епифанцев), а потому простым работягам остается надеяться только на свои силы. Как становится известно, руководство предприятия собирается обрезать и без того не шибко высокие денежные выплаты, а потому вполне логичным становится вопрос о создании независимого профсоюза, который защищал бы интересы трудящихся исключительно на засадах энтузиазма и справедливости. Немаловажную роль в новообразованном союзе отыгрывает бригадир литейного цеха (Сергей Пахомов), который всю свою жизнь стоял горой за коллектив. Однако даже столь уважаемый человек, как он, не в силах единолично противостоять насквозь прогнившей системе, в которой Верхи не собираются считаться с Низами, а Низы, в свою очередь, не успели перестроится под новые веяния и попросту не в состоянии организовать сопротивление единым фронтом…

    Хочу сразу предупредить всех поклонников популярной «Поехавшей трилогии» («Зеленый слоник», «Пять бутылок водки», «Голова») Светланы Басковой о том, что на этот раз режиссер решила не уходить в далекие философские дали и не насытила свое новое произведение отборным трэшем в компании с диким, но действенным юмором, за который ее и любят миллионы зрителей. «За Маркса…» — это полностью адекватное кино, которое в контексте творчества Басковой нешуточно удивляет. Картина показывает нам два совершенно непохожих друг на друга мира, которые родились после развала СССР и вынуждены друг с другом сосуществовать, так как выросшие в советском прошлом люди привыкли тихо мирно работать на благополучие семьи и страны, не переживая за завтрашний день и не помышляя о бунте, а молодое поколение, чье взросление пришлось на 90-е, а также их нечистые на руку родители, экс-чиновники, приватизирующие в свое время все, что плохо лежит, почувствовали себя Властителями мира и не собираются отпускать свое нечестно нажитое добро, а даже всеми силами приумножают его. Но сможет ли изменить ситуацию самый продолжительный кризис века, опустивший некоторые слои населения на самое дно? Смогут ли они подняться с колен? Изменится ли мировоззрение высших слоев общества к людям, которые на самом деле их кормят? Светлана Баскова не питает особых иллюзий и показывает все, как есть в нашем далеко не идеальном мире — пот, кровь, смерть. Но при всем при этом ее фильм от начала и до конца пронизывает тонкая нить морали, которая даже в самый трудный жизненный период не умирает. Она просто тихо ждет внутри наших сердец, надеясь, что рано или поздно придет и ее время. Но сколько же ждать этого самого времени…

    Лента «За Маркса…» ознаменовала собой долгожданное воссоединение творческого дуэта в лице Сергея Пахомова и Владимира Епифанцева, которые благодаря специфическому успеху «Зеленого слоника» стали самыми настоящими народными героями сети Интернет. Пахом продолжает эксплуатировать образ простого деревенского мужика, который оказывается в самом центре сюжета. Но не ждите от него новых поехавших историй или же традиционного оголения вместе с последующими сексуальными извращениями. На этот раз Пахом играет обыкновенного работягу, которого судьба бросает в самый очаг сопротивления системе. Его бригадир ничем не отличается от сотен других заводских коллег, однако жизненный опыт героя и какой-никакой авторитет помогают энтузиастам объединиться в самый настоящий союз. Только немного жаль, что таких людей, как Пахом в нашей жизни слишком мало, да и, честно говоря, их все же реально сломить. Главное знать, куда жать… Епифанцеву же была уготовлена роль немного скромнее, хотя он все равно смог по максимуму раскрыть образ своего героя, который переживает за то, какие картины будут висеть у него в кабинете в тот момент, когда его рабочие трясутся над хлебными крохами за обеденным столом. Его Павел является классическим мажором в самом худшем значении этого слова. И вина в подобном лежит в том числе и на его отце, который может и хочет исправить ошибки прошлого, но в душе понимает, что уже слишком поздно что либо менять. Так что смело отмечаю, что актерская игра — это безусловный плюс фильма и его достоинство.

    В итоге хочу сказать, что «За Маркса…» открывает нам новые грани таланта Светланы Басковой и доказывает, что любой, даже самый «странный» режиссер современности способен открыть нам свою душу вполне адекватными приемами. Да, Баскова не предъявляет нам ничего экстраординарного. Да, порой она увлекается необязательными рассуждениями, уводящими сюжет в далекие дали. Да, ее герои в некотором роде шаблонны. Но при всем при этом «За Маркса…» заставляет задуматься. И ведь согласитесь, далеко не каждое кино способно вытянуть из спячки наше сознание. Так что смело рекомендую данную картину к просмотру всем ценителям недорогого, но и далеко не простого кино.

    7 из 10

    P.S. klassen, мы с тобой!

    30 сентября 2014 | 17:09

    На дворе кризис ‘08 года. Олигархи «затягивают пояса», сокращая зарплаты и увольняя рабочих ведомых ими предприятий. На одном из подобных заводов с таким положением дел мириться не стали и сталелитейщики решили сколотить рабочий профсоюз, чем очень огорчили одного бизнесмена.

    Недавно уже выходила картина Бориса Хлебникова на схожую тематику («Долгая счастливая жизнь»), но я в обход её прильнул к фильму андерграундной личности Светланы Басковой, которая успела сделать себе неплохую фанатскую базу арт-хаусными трэш-работами «Кокки — бегущий доктор», «Зелёный слоник» и «Пять бутылок водки». Однако, новая работа Светланы берёт выше ожиданий, занимаясь анализом серьёзного конфликта простых рабочих и жирующих владельцев «заводов, газет, пароходов». Одни, перебиваясь копейками, если не спиваются, то обречены бороться за хотя бы подобие сносной жизни. Здесь, как вариант, создание профсоюза и посещение киноведческого кружка (очень абстрактные в данной обстановке разговоры рабочих о влиянии французской новой волны и Жан-Люка Годара на становление кинематографа!). С другой стороны сынки алигархов, тревожимые «важнейшими» вопросами, как бы ещё выпендриться перед иностранцами, ищущие, где бы ещё отмыть деньги на фичи в офис (Малевич за 30 миллионов фунтов — не слабо!). И хотя в реале некоторые сдвиги в этой борьбе видны, кино скорее отображает повсеместную обратную тенденцию, от которой хочется несколько раз грязно выругаться, настолько от ситуации веет беспросветностью. Даже слабому протесту против произвола новых капиталистов уготована разве что ничья в общих жерновах системы.

    «За Маркса…» — возможно, первое адекватное кино режиссёрши, с отличными актёрскими работами (как всегда неординарный Сергей Пахомов, блестяще выступивший Владимир Епифанцев, очень органичный Александр Ковалёв), хоть и депрессивное и слегка карикатурное, по традиции нашего кинематографа, так и не отошедшего от запаха чернухи, но за долгое время одно из первых фильмов, проникающее в жанр производственной драмы, которым Россию балуют нечасто.

    7 из 10

    25 августа 2013 | 12:10

    С творчеством Светланы Басковой познакомился примерно два года назад. Знакомство началось как можно догадаться с ее знаменательного «Зеленого слоника». И впоследствии по наклонной просмотрел ее предыдущие две картины, но признаюсь честно «Кокки бегущий доктор» сдался мне с трудом. Эти фильмы показались мне весьма самодостаточными, развлекательными и с особыми трешовыми и довольно смешными(местами очень на мой взгляд смешными), (а местами так вообще угарными) моментами.

    Фильм «За Маркса…» ждал давно, с того самого момента как в сети появилась первая информация о его выходе в свет. Ожидалось естественно то что уже перечисленно выше, но фильм вышел иным. Вся трешовая веселость испарилась не оставив и следа. Но фильм от этого не пострадал. Светлане удалось создать качественную, даже я бы сказал душешипательную драму, о противостоянии рабочего класса и хозяина завода с его свитой, за права и достоинство человека. Ну стоит сказать что актерская игра (на мой опять же взгляд), достойна множественных похвал и это касается даже не только двух фаворитов Басковой (Епифанцева и Пахомова), но и всех остальных актеров, отработавших на твердые десять баллов, отработавших на уровне того же зеленого слоника, на уровне той самой легендарной, для меня, сцены с гипернатуралистичной (не знаю есть ли такое слово) паникой мешаной с гневом и злобой лейтенанта которому предлагают «покушать».

    Саундтрек в тему фильма гнетущий и качественный. Тему взяли довольно нужную в наше время бурных споров о том «Кто же быдло». Ставит строгие рамки между добром и злом. Где добро — рабочий класс (дружный мужской коллектив, члены которого друг за друга горой встанут), и зло — руководство (коварные подонки, которые ни во что не ставят человеческую жизнь). В целом — замечательный, умный и безусловно, заслуживающий просмотра фильм.

    Твердые

    10 из 10

    12 августа 2013 | 21:47

    Заголовок моего коммента — это именно то ощущение, которое сложилось от просмотра картины: «Не то пальто», товарищи. Ясно и понятно, что хотела показать автор, НО! она ошиблась: со временем, со взглядом, с передачей и не помог даже привычный режиссеру гротеск. Я не понимаю, где она общалась с рабочими… Или даже не так: в каком году она общалась? Возможно, такое и имело место быть, но уж точно не в 10-х годах. По всем признакам — это девяностые: пагубная нищета, неадекватные руководители (именно так неадекватные, как показано в «За Маркса»), решение проблем убийствами. Это все не то. Совершенно. Бесспорно, кризис принес немало переживаний и бед трудовому народу, но почва, закваска была совсем не в том, что изображает автор в картине. Сейчас так модно и просто поддерживать все то, что якобы против существующего строя. Но против ли? Ведь не раскрыта суть конфликта между капиталистами (как их называют) и рабочим классом. И, учитывая качество образования и степень зомбированности негативной атмосферой в обществе, можно с уверенностью сказать — очень жаль, что в неокрепшие головы молодых людей престарелые тетеньки любыми путями пытаются вложить ненависть и мысль о социальном неравенстве.

    Имею полное право осуждать и критиковать этот фильм, поскольку сама была участником событий кризиса 2008-2010 года. Итак, по-порядку.

    Директор. Руководитель завода. Неадекватный наркоман (просто судя по его поведению отчетливо понятно, что товарищ явно знаком со способами расслабиться и призвать вдохновение), который единственное о чем думает, так о том, как украсить офис. Это полнейший необоснованный бред. Во-первых, потому что в условиях рыночной экономики принципиально невозможно находиться на плаву, не думая и не заботясь о производстве. Я не говорю о людях, а именно — о производстве. Никакие связи, никакие переговоры не помогут выплавлять и выдавать план, если не будет отточена и налажена производственная линия. Судя по тому, что директор имеет возможность в кратчайшие сроки изыскать 30 миллионов долларов, предприятие, как минимум не работает в убыток. Что, по определению, невозможно с таким, как показано в картине, подходом к организации рабочего процесса. Во-вторых, такой подход возможен тогда, когда деньги не твои, деньги государственные, бессчетные, дармовые. Нам же дают понять, что Епифанцев — это хозяин завода. Какой хозяин в период кризиса будет барабанить деньги в ненужные безделушки? Просто — задумайтесь об этом…

    Дальше. На заводе, судя по кадрам, работаю три калеки. 30% от тех калек организовывают профсоюз. Понимаете, сейчас очень сложно с рабочими профессиями… все юристы и экономисты. Сталелетейщика, фрейзеровщика, сварщика найти, чтобы занять на производстве — не просто сложно, под час просто невозможно. Поверьте, проще удовлетворить ненавязчивые требования (или просто сделать вид, чтобы на время замолчали), чтобы РАБОТАЛИ, чтобы процесс не останавливался, потому что — остановка процесса — потеря прибыли. Именно так и поступили бы в 10-е годы. Кинули бы подачку и она выглядела бы куда более гротескно, чем такое дурацкое убийство двух членов профсоюза и, не забываем, опытных сотрудников предприятия. Не понимая этого — невозможно руководить заводом, да и вообще любой организацией.

    Ситуация с «он убил моего сына», мною будет просто оставлена без внимания. Я не понимаю зачем был добавлен ниндийский налет на суровую российскую действительность. Чтобы добавить драматизма? Так драмы и без этого хватило бы — просто нужно было действительно тему изучить и браться за нее с полной ответственностью. А драмы действительно хватало в эти годы. Да, были увольнения и сокращения зарплат, принуждение сотрудников к написанию заявлений о сокращении выплат, аферы с оформлением кредитов на сотрудников, переделка власти, выкупы компаний, банкротства. За всем эти стояли человеческие судьбы. И не обязательно для отражения этой действительности было показывать голого мужика в душе и проводить параллели с черным квадратом. Все гораздо проще, все на поверхности.

    Финальная сцена. Крик Епифанцева: «Место моё хотели занять?». Кто? Пахом? Ему это вообще не нужно. Он просто условий нормальных хотел. В реальной жизни у человека такого склада и в мыслях нет становиться у руля. Ему просто нужны человеческие условия, чтобы приносить прибыль тому, кто сидит в кресле директора. Не больше — не меньше. Собственно, как мне казалось, это и показывала автор. Но сама же и опровергла моё предположение.

    И последнее: где водка на похоронах, где мат, на котором разговаривают ВСЕ рабочие, какой Гадар? Показывать реалии нереальными способами? Зачем? Хотели чернуху, покажите чернуху чернухой. Зачем украшать ее Гадаром? Чего так мата испугались? Ведь все было бы гораздо натуралистичнее, если бы просто сделали так, как есть на самом деле, а не как было бы артхауснее.

    В общем, рановато перешла Баскова от темы фекалий к более серьезным проблемам.

    Смотреть? Посмотрите. Но отнеситесь критически, проанализируйте ситуацию. Сопоставьте факты. Не доверяйте слепо автору. А может именно этому она нас и учит? Анализировать с отрытыми глазами? А не следовать моде и не быть программируемой биомассой? Вам решать.

    12 января 2014 | 09:57

    Этот фильм будет заболтан и замолчен, как «Окраина». А потом станет киноклассикой, как «Чапаев». Сценарная ткань плотная, ни одной случайной детали и реплики, и ни одной неверной. О том, какое это честное, профессиональное и качественное кино, в общем уже сказали. Но это не только явление искусства и даже — сейчас — не в первую очередь. Само появление такого игрового фильма — достоверный признак, что последний период новейшей истории России отрефлексирован и процесс вторичного классообразования в целом завершен. Возникла и оформилась новая социальная реальность. По сравнению с советским обществом, регрессивная, откат в прошлое, но нам в ней жить. И заново восстанавливать классовое самосознание, и заново понимать, что социальное неравенство попирает достоинство трудящихся, и вспоминать методы борьбы за это достоинство и человеческую жизнь.

    Это впечатление от фильма актуальнее, чем рассуждения о подтекстах и о том, органична ли такая стилистика для Светланы Басковой. Подтексты продолжают раскрываться и считываться при втором и третьем просмотре (и еще не раз буду смотреть и мысленно прокручивать эпизоды), а режиссеру спасибо за правду и смелость. Были сильные фильмы о рабочей борьбе с благородными и полноценными образами рабочих, но они снимались после революции, после — как оказалось, не окончательной,- победы. А этот — во враждебном окружении, в самом начале очередной схватки. Всё, кроме финальной сцены на крыше, действительно уже есть в жизни. Профсоюзные активисты с вроде бы просто экономическими требованиями опасней для капиталистического государства, чем любые другие оппозиционеры. Контроль за избирательными участками вам, так и быть, кинут, как обглоданную косточку, но только не контроль за администрацией предприятия и его финансовой деятельностью. Потому что это, нескоро, не завтра, но пахнет рабочим самоуправлением, это путь к нему. А быдло не должно, не может быть компетентным! Футбол ему, а не Годара! В половине, как минимум, рецензий, оговорка: «ну, таких рабочих не бывает». Да успокойтесь, мы есть. Работаем по 12 часов в каторжных условиях, а читаем и смотрим то же, что и вы. Только говорим меньше — в цехе шумно и некогда болтать, и глохнем к сорока годам.

    Почему этот фильм инструкция, методическое руководство тем, кто понял: без профсоюза никак? Самое трудное — начало, самая главная проблема — люди не верят в успех и боятся поддержать профсоюз, пока он малочисленный. А как начинать с нуля? Сцена в автобусе — пролог — великолепна не только правдоподобием, ритмом, колоритом и тем, как прописаны характеры и типы. Это же прямая подсказка, как работать (в смысле агитации) в тандеме, как распределить роли, завести разговор и направить его, куда надо.

    И вот так именно вырабатываются требования — лист бумаги и несколько человек после смены где-нибудь в курилке. Как они не спешат расставаться, как их тянет поделиться с товарищами своей полноценностью, поговорить не о зарплате и что начальство сволочи, а о книгах. А долго болтать некогда, завтра на смену.

    Дальше начинается другая правда, не авторская гипербола, а честное предупреждение, чтобы без иллюзий. Будет смертельно опасно. На Этманова нападали «неизвестные» после смены дважды, Урусов отсидел четыре года, Юру Червочкина хоронили вот так в 2007-м, шёл мелкий снег… Скольких незаконно увольняли, скольких «кошмарила» служба безопасности предприятий — и не счесть, обычное дело.

    А финал — да, пока символичен. Но неотвратим, а что вы хотели? Ведь уже думаем и говорим: «За камеры слежения в цехах, за штрафы, за унизительные мелочные придирки, за издевательски низкие расценки и растущие нормы, за тюремную атмосферу на работе, за превышенную ПДК всякой гадости (ничего, потерпят) — я бы их убивал.» И за двадцатилетний, загнанный внутрь страх безработицы. Всё по Марксу, классы эксплуататоров и эксплуатируемых антагонистичны, враждебны и непримиримы, мирного и бескровного исхода не будет. Но те, кого этому учили в советской школе как азбуке истории, уже большей частью на пенсии, а следующие поколения уже не учили. Они всё равно придут к этому выводу ценой собственного опыта. Помните: уже был Жанаозен.

    10 из 10

    6 ноября 2013 | 14:55

    Начнем с того, что фильм весьма удачен.

    Он обладает неотъемлемым свойством истинного искусства — непредсказуемостью. Зритель не знает, что произойдет дальше, а только предполагает: вот сейчас что-то случится, вот этот персонаж что-то часто в кадре — видимо, он сделает что-то плохое и т. д.

    Но что именно произойдет и кто как себя поведет, неясно.

    Второе замечательное свойство картины — отсутствие гламурности. После вылизанных кадров того же Звягинцева, который и помойку снимает с видом философской притчи, глаз отдыхает, увидев подлинный литейный цех и подлинный офис владельца этого цеха.

    Третье хорошее — это появление социальной темы в российском кинематографе. Стилистически есть сходство с картинами Лидии Бобровой, но монтаж, пожалуй, поизощренней, а персонажи не изображены поголовными алкашами и доходягами, как у той.

    К тому же чувствуется искренность настоящего таланта.

    Короче, фильм очень прилично сделан и стоит того, чтобы посмотреть его в кинотеатре (жаль, что всего 20 копий). Дома он будет смотреться уже не так.

    Теперь перейдем к критике и собственно разбору.

    Прежде всего, заголовок. В фильме Маркс, как мне показалось, не упоминается. Упоминается историк М. Н. Покровский, критик Белинский, режиссер Годар — вот и вся «левая» традиция.

    Если автор хотел сказать, что марксовы смыслы мертвы, и ничего сделать невозможно, эксплуатация вечна и бесконечна, так что при всей личной симпатии к независимым профсоюзным активистам осталось только выпить не чокаясь, то к автору возникают некоторые вопросы.

    В частности, в фильме показана исключительно экономическая борьба. Так сказать, борьба за справедливое распределение и улучшение условий труда. Плюс еще невнятно прозвучало нечто про человеческое достоинство, в чем подспорьем оказалось письмо Белинского к Гоголю, ранее изучавшееся в средней школе, но малость подзабытое в битвах за вхождение России в мировое сообщество.

    И что тут от Маркса? За справедливость боролись разные социалисты, от Гракха Бабёфа до Прудона, делали они это увлеченно и бойко, а профсоюзы были образованы в Англии задолго до возникновения Первого Интернационала, при этом околомарксистские профсоюзы сразу начали выдвигать ПОЛИТИЧЕСКИЕ, а не экономические, требования.

    То бишь профсоюзы в качестве борющегося пролетариата — это не к Марксу, а к его последователям и ревизионистам: к Бернштейну и меньшевикам.

    Но неудивительно такое прочтение: консультантами фильма выступили довольно мелкобуржуазные левые: Илья Будрайтскис и ярославская группа «Вперед».

    Идеи Маркса были помасштабней чистых цехов и улучшения питания, почему и возникло понятие «научного социализма» — не просто в качестве самопиара, а потому что Маркс стал прослеживать и прогнозировать социально-экономические закономерности.

    И вот эти закономерности режиссером не были вполне осознаны и показаны. Спасибо, конечно, что автор вообще обратился к теме расслоения и антагонизма труда и капитала — что остается центральным противоречием капиталистических обществ, но хочется большего.

    По сути, решение работодателем всех проблем с помощью насилия ничего не объясняет, да и нетипично, и способно лишь нагнать тоски и страху на тех, кто вознамерится создать независимый профсоюз.

    Черный квадрат в финале картины должен, видимо, символизировать непреодолимость классового антагонизма и угнетения, что явно далеко от исторического оптимизма марксистского миропонимания.

    Однако, повторяю, не все сразу.

    8 из 10

    P.S.: Кстати, в зале людей было немного — человек 15. Однако был поздний вечер — 21:30, билеты стоили рублей 350, а кино — явно не предназначенное для налаживания отношений с противоположным полом, а сугубо проблемное. Я был явно самым старым — мне 39, все остальные — молодежь около 20-25; никто не ушел, все досмотрели до конца.

    31 марта 2013 | 22:40

    В ожидании выхода фильма в свет, да и уже непосредственно перед началом сеанса в кинотеатре, вполне логично напрашивалась параллель с небезызвестным «Зелёным слоником». И хотя идейно новая картина «странной», как однажды охарактеризовал её господин Епифанцев, женщины — Светланы Басковой — в большей степени более схожа с другим её произведением под названием «Пять бутылок водки», тем не менее, Слоник оказался более выразительным и запоминающимся. А потому лично для меня творчество Басковой ассоциируется, в первую очередь, именно с ним.

    Что касается собственно картины «За Маркса…» — в общем, неплохо. Кино получилось довольно самобытным. Дебют режиссёра в большом кино, в общем, удался. Идейный посыл фильма чётко обрисован и понятен, что, на мой взгляд, хорошо, поскольку, к примеру, в том же «Зелёном слонике» подтекст был настолько противоречив, что это вызывало массу самых разнообразных трактовок, и это самое разнообразие скорее означало отсутствие идеи, нежели её многогранность. Здесь же всё ясно и понятно, за что респект авторам.

    В своём последнем интервью Светлана Баскова говорила о том, что некая преемственность между данной картиной и её предыдущими работами сохранилась. И это правда. Даже стиль съёмки, хоть и не «один в один», но в целом напоминает манеру съёмки прошлых лент режиссёра. Кроме того, новый формат большого кино для массовой публики, как мне кажется, заставил автора отказаться от тех шокирующих сценарных и, тем более, визуальных приёмов, используемых в «Зелёном слонике», «Пяти бутылках водки» и других лентах. Казалось, дай режиссёру большей свободы, противостояние рабочих с зажравшимся руководством завода превратилось бы в очередное кровавое месиво с элементами порно. На этом фоне финальная сцена на крыше, несмотря на весь свой драматизм, в какой-то момент вызвала улыбку — герои уж очень напоминали горе лейтенантов из «Зелёного слоника» в исполнении тех же актёров. Так и ждёшь, что один выдаст в адрес другого что-то типа «Ты что, поехавший?». Подобный ход был бы интересен. Но, режиссёр — личность слишком серьёзная и на самоиронию, как кажется, не способна.

    Итог: ничего резко негативного про фильм сказать не могу. Есть атмосфера, есть свой стиль, своеобразная игра актёров, драма. Владимир Епифанцев — отрицательный герой, фразами и в некоторой степени комичной манерой поведения вызывает, как говорится, смех сквозь слёзы, чем, опять же, напоминает своего героя — лейтенанта из другого вышеупомянутого фильма. Сергей Пахомов сыграл неплохо. Я бы даже сказал — хорошо. Хотелось бы чаще видеть его в кино. Присутствие Виктора Сергачёва также не оказалось лишним. Что касается других актёров и их персонажей — тоже довольно неплохо. Рабочий класс выглядит довольно убедительно. Тема не заезжена и актуальна. Оценка фильму — выше среднего.

    7 из 10

    Рецензия была написана 03.10.2012

    19 апреля 2014 | 13:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>