всё о любом фильме:

За Маркса...

год
страна
слоган-
режиссерСветлана Баскова
сценарийСветлана Баскова
продюсерАндрей Сильвестров, Глеб Алейников
операторМаксим Мосин
композитор-
художникСветлана Баскова
жанр драма, криминал
бюджет
$3 000
зрители
Россия  2.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Фильм основан на событиях кризисного времени, когда владельцы производства пытаются решать свои проблемы за счет рабочих людей, обнищавших за последние годы. Главный конфликт внутри фильма между — новыми капиталистами и рабочим классом, вышедшим из советского времени. «Новыми русскими» и советскими рабочими.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (139)
ожидание: 85% (493)
Рейтинг кинокритиков
в России
82%
9 + 2 = 11
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 283 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Кризис 2008 года. Рабочие крупного металлургического предприятия создают профсоюзное движение, чтобы противостоять собственному руководству, которое не слышит отчаянные возгласы и практически предсмертные крики класса трудящихся. Рабочие, когда-то бывшие неотъемлемой частью СССР, по сути экономическим фундаментом канувшей в Лету Империи, в условиях дикого разгула капитализма вынуждены бороться за свое место под солнцем с теми, кто стал всем, будучи никем в перестроечный и постперестроечный период. Конфликт трудовой невольно превращается в конфликт социальный и острополитический, конфликт между порожденной новым временем системой и ее дотоле бывшими бессловесными шестеренками.

    Главная представительница современного российского андеграунда и подпольного микробюджетного кино, культурная революционерка, радикалка и экстремалка, режиссер и сценарист Светлана Юрьевна Баскова, рассказавшая галлюциногенную историю о «Кокки-бегущем докторе» и тошнотворную военную аллегорию «Зеленого слоника», а также давшая зрителям выпить залпом «Пять бутылок водки», в 2012 году в рамках очередного Берлинского кинофестиваля представила свой новый и совершенно не вписывающийся в лекала всех ее предыдущих шок-творений фильм, носящий название «За Маркса…». Определяемый своими создателями как «новое советское кино», «За Маркса…», принадлежащий к вымершей породе кинематографа остросоциального и политического, тем не менее не является в чистом виде попыткой возродить жанр социалистического реализма. Лента по сути своей находится в пограничном художественном состоянии, в котором изобличающий новые общественно-политические порядки и устои реализм повествования с четко очерченной линией вынужденных конфронтации и противостояния рабочего класса, показанного в фильме как истинно духовные и полнокровные индивидуумы, новой буржуазии, пришедшей на волнах кровавого хаоса и неразберихи 90-х годов, соседствует с определенной долей здравой условности, подчиняя все происходящие на экране события вихрю притчевости и эдакого марксистско-годаровского филиппика, в котором госпожа Баскова, на время, а, может. и навсегда отказавшаяся от типического для своего раннего творчества киноязыка фактической неотрепетированной реальности с массой диких извращений и неоправданных жестокостей, выносит приговор всей современной политико-общественной и социально-экономической системе России, в которой к человеку труда нет никакого уважения, а потому для него есть лишь одно решение — сопротивление.

    Собственно, именно так и назывался предшествующий этой полнометражной инвективе документальный фильм Басковой 2011 года, в котором она, поездив по стране и познав жизнь современного пролетариата в Тольятти, Череповце, Новосибирске, Калуге и прочих промцентрах нынешней России, досконально изучила проблему и выдала единственное ее решение, заключающееся в построении нового общества, но теперь воистину руками рабочего класса, ставшего в «За Маркса…» главным выразителем всех философских и политических идей. Баскова не показывает рабочих в духе беспросветной чернухи; герои культурны и высокоморальны. Вместо пития водки они склонны вести продолжительные беседы о жизни и кино, о философии и любви, о литературе и истории, они несут в себе истинный гуманизм и спасение в отличие от возникшей в лихолетье буржуазии, лишенной напрочь всякой скромности. Эти «новые русские» сродни волкам, которые с огромной радостью перегрызут и друг другу глотки, и изнасилуют хладный труп своей очередной жертвы, ведь жизнь для них не стоит ничего. И лишь золотой дождь слезами капает из пустых глаз…

    Примечательно, что в фильме имеет место и конфликт внутрисемейный, расширяющий по сути предложенную зрителям перспективу восприятия до высот греческой трагедии, в которой своеобычно и брат идет на брата, а сын на отца, и иконы свергаются во имя новых, но на самом деле старых идолов, а маленький городок с большим заводом становится вечным символом той утерянной Руси, которую еще можно отмыть и очистить от грязи. Грязи моральной и духовной.

    «За Маркса..» — кино не слишком прямолинейное при всей однозначности заложенного в него конфликта. Баскова изящно цитирует в своем фильме, имеющем в ее карьере характер программного заявления, эдакого одновременного бунтарского киноманифеста и комментария к существующей реальности, великого Жан-Люка Годара, не опускаясь, впрочем, до излишнего синефильства. Сама же картина интуитивно и структурно близка созданному Жилем Делезом и Феликсом Гваттари направлению так называемого шизоанализа, в котором человеческое бессознательное сродни механистической природе искусственной машинерии. Везде властвует неистовое желание: плоти, крови, секса и денег. Однако в картине зритель получает и бунт против такой системы, бунт Эго против СуперЭго, Танатоса против Оно и Эроса. Конфликт сугубо политический расширяется, но «За Маркса…» не превращается в «За Фрейда», ибо коллективное благо снова стает куда как ценнее благо собственного, индивидуального и эгоцентричного. Фильм как призыв к революционным переменам, к переосмыслению капиталистического пути развития, ведущего, по Басковой, в моральный тупик и окончательную деградацию.

    А деградация, как известно, превращает человека в зверя, пробудив которого, большой крови не избежать. Нomo soveticus должен стать Homo novus и чем раньше это произойдет, тем лучше. Во имя себя самого, а не Маркса-Энгельса и Мао. Хоть и вооружившись их красно-золотыми знаменами для вящей убедительности собственных стремлений к новому миру.

    3 июля 2015 | 15:47

    Думаю, что по каждому из нас так или иначе ударил кризис 2008 года, когда мировая экономика получила настолько мощный урон, возместить который она не в состоянии до сих пор. Конечно далеко не все наши соотечественники потеряли работу, или же попали в долговую яму к банкам, однако повышение цен не могло не коснуться каждого кошелька, от чего мы, естественно, ощутили определенный дискомфорт. Но знаменитый независимый режиссер Светлана Баскова в своем творчестве не разменивается по мелочам и любую проблему возводит в абсолют, дабы произвести на свою аудиторию неизгладимое впечатление. Так что ее очередной проект под названием «За Маркса…» оказывается до боли злободневным произведением, которое открывает нам многие нелицеприятные моменты из жизни современного рабочего класса, с распадом СССР так и не вернувшего себе былое благосостояние и вынужденного год за годом втаптывать свое же достоинство в грязь из-за махинаций новых русских господ.

    Итак, в центре сюжета оказываются рабочие одного из сталелитейных заводов, которого также, как и большинство схожих предприятий, застал экономический кризис, влекущий за собой снижение объемов производства, и соответственно, волну сокращений и снижение заработной платы. Насквозь прогнивший профсоюз обслуживает лишь интересы начальства завода во главе с Сергеем Викторовичем (Виктор Сергачев) и его сыном Павлом (Владимир Епифанцев), а потому простым работягам остается надеяться только на свои силы. Как становится известно, руководство предприятия собирается обрезать и без того не шибко высокие денежные выплаты, а потому вполне логичным становится вопрос о создании независимого профсоюза, который защищал бы интересы трудящихся исключительно на засадах энтузиазма и справедливости. Немаловажную роль в новообразованном союзе отыгрывает бригадир литейного цеха (Сергей Пахомов), который всю свою жизнь стоял горой за коллектив. Однако даже столь уважаемый человек, как он, не в силах единолично противостоять насквозь прогнившей системе, в которой Верхи не собираются считаться с Низами, а Низы, в свою очередь, не успели перестроится под новые веяния и попросту не в состоянии организовать сопротивление единым фронтом…

    Хочу сразу предупредить всех поклонников популярной «Поехавшей трилогии» («Зеленый слоник», «Пять бутылок водки», «Голова») Светланы Басковой о том, что на этот раз режиссер решила не уходить в далекие философские дали и не насытила свое новое произведение отборным трэшем в компании с диким, но действенным юмором, за который ее и любят миллионы зрителей. «За Маркса…» — это полностью адекватное кино, которое в контексте творчества Басковой нешуточно удивляет. Картина показывает нам два совершенно непохожих друг на друга мира, которые родились после развала СССР и вынуждены друг с другом сосуществовать, так как выросшие в советском прошлом люди привыкли тихо мирно работать на благополучие семьи и страны, не переживая за завтрашний день и не помышляя о бунте, а молодое поколение, чье взросление пришлось на 90-е, а также их нечистые на руку родители, экс-чиновники, приватизирующие в свое время все, что плохо лежит, почувствовали себя Властителями мира и не собираются отпускать свое нечестно нажитое добро, а даже всеми силами приумножают его. Но сможет ли изменить ситуацию самый продолжительный кризис века, опустивший некоторые слои населения на самое дно? Смогут ли они подняться с колен? Изменится ли мировоззрение высших слоев общества к людям, которые на самом деле их кормят? Светлана Баскова не питает особых иллюзий и показывает все, как есть в нашем далеко не идеальном мире — пот, кровь, смерть. Но при всем при этом ее фильм от начала и до конца пронизывает тонкая нить морали, которая даже в самый трудный жизненный период не умирает. Она просто тихо ждет внутри наших сердец, надеясь, что рано или поздно придет и ее время. Но сколько же ждать этого самого времени…

    Лента «За Маркса…» ознаменовала собой долгожданное воссоединение творческого дуэта в лице Сергея Пахомова и Владимира Епифанцева, которые благодаря специфическому успеху «Зеленого слоника» стали самыми настоящими народными героями сети Интернет. Пахом продолжает эксплуатировать образ простого деревенского мужика, который оказывается в самом центре сюжета. Но не ждите от него новых поехавших историй или же традиционного оголения вместе с последующими сексуальными извращениями. На этот раз Пахом играет обыкновенного работягу, которого судьба бросает в самый очаг сопротивления системе. Его бригадир ничем не отличается от сотен других заводских коллег, однако жизненный опыт героя и какой-никакой авторитет помогают энтузиастам объединиться в самый настоящий союз. Только немного жаль, что таких людей, как Пахом в нашей жизни слишком мало, да и, честно говоря, их все же реально сломить. Главное знать, куда жать… Епифанцеву же была уготовлена роль немного скромнее, хотя он все равно смог по максимуму раскрыть образ своего героя, который переживает за то, какие картины будут висеть у него в кабинете в тот момент, когда его рабочие трясутся над хлебными крохами за обеденным столом. Его Павел является классическим мажором в самом худшем значении этого слова. И вина в подобном лежит в том числе и на его отце, который может и хочет исправить ошибки прошлого, но в душе понимает, что уже слишком поздно что либо менять. Так что смело отмечаю, что актерская игра — это безусловный плюс фильма и его достоинство.

    В итоге хочу сказать, что «За Маркса…» открывает нам новые грани таланта Светланы Басковой и доказывает, что любой, даже самый «странный» режиссер современности способен открыть нам свою душу вполне адекватными приемами. Да, Баскова не предъявляет нам ничего экстраординарного. Да, порой она увлекается необязательными рассуждениями, уводящими сюжет в далекие дали. Да, ее герои в некотором роде шаблонны. Но при всем при этом «За Маркса…» заставляет задуматься. И ведь согласитесь, далеко не каждое кино способно вытянуть из спячки наше сознание. Так что смело рекомендую данную картину к просмотру всем ценителям недорогого, но и далеко не простого кино.

    7 из 10

    P.S. klassen, мы с тобой!

    30 сентября 2014 | 17:09

    На дворе кризис ‘08 года. Олигархи «затягивают пояса», сокращая зарплаты и увольняя рабочих ведомых ими предприятий. На одном из подобных заводов с таким положением дел мириться не стали и сталелитейщики решили сколотить рабочий профсоюз, чем очень огорчили одного бизнесмена.

    Недавно уже выходила картина Бориса Хлебникова на схожую тематику («Долгая счастливая жизнь»), но я в обход её прильнул к фильму андерграундной личности Светланы Басковой, которая успела сделать себе неплохую фанатскую базу арт-хаусными трэш-работами «Кокки — бегущий доктор», «Зелёный слоник» и «Пять бутылок водки». Однако, новая работа Светланы берёт выше ожиданий, занимаясь анализом серьёзного конфликта простых рабочих и жирующих владельцев «заводов, газет, пароходов». Одни, перебиваясь копейками, если не спиваются, то обречены бороться за хотя бы подобие сносной жизни. Здесь, как вариант, создание профсоюза и посещение киноведческого кружка (очень абстрактные в данной обстановке разговоры рабочих о влиянии французской новой волны и Жан-Люка Годара на становление кинематографа!). С другой стороны сынки алигархов, тревожимые «важнейшими» вопросами, как бы ещё выпендриться перед иностранцами, ищущие, где бы ещё отмыть деньги на фичи в офис (Малевич за 30 миллионов фунтов — не слабо!). И хотя в реале некоторые сдвиги в этой борьбе видны, кино скорее отображает повсеместную обратную тенденцию, от которой хочется несколько раз грязно выругаться, настолько от ситуации веет беспросветностью. Даже слабому протесту против произвола новых капиталистов уготована разве что ничья в общих жерновах системы.

    «За Маркса…» — возможно, первое адекватное кино режиссёрши, с отличными актёрскими работами (как всегда неординарный Сергей Пахомов, блестяще выступивший Владимир Епифанцев, очень органичный Александр Ковалёв), хоть и депрессивное и слегка карикатурное, по традиции нашего кинематографа, так и не отошедшего от запаха чернухи, но за долгое время одно из первых фильмов, проникающее в жанр производственной драмы, которым Россию балуют нечасто.

    7 из 10

    25 августа 2013 | 12:10

    Фильм «За Маркса» — это уникальное явление в современном российском кинематографе. С одной стороны, его можно отнести к обычному российскому трэшу, вроде «Жить». Но с другой — это кино со стопроцентной социальной направленностью. Последним подобным фильмом были, наверное, «Магнитные бури». Но это кино не просто иллюстрирует нашу беспросветную жизнь, но и дает явные ориентиры развития. Режиссер Светлана Баскова поднимает такие темы, от которых всеми силами уходит, как отечественный кино-гламур, ориентированный на Голливуд, так и арт-хаусные ленты, которым больше интересны психологические патологии. «За Маркса» — это полностью независимый проект, на который не было потрачено ни копейки государственных денег. Он движется вне и против российского кино-мейнстрима.

    К истории борьбы рабочих альтернативного профсоюза металлургического комбината с его циничными и вульгарными владельцами можно предъявить одно большое возражение. Это некая гротескность и нереальность образов рабочих и олигархов, показанная в фильме. С одной стороны злобный и жадный олигарх, сыгранный Владимиром Епифанцевым, с другой стороны — одухотворенные пролетарии, рассуждающие между работой и профсоюзной борьбой о русской истории и переписке Гоголя с Белинским. Можно заявить, и многие под этим подпишутся, что если где-нибудь подобные олигархи и остались, то уж типажей подобных рабочих точно не существует. На это Светлана Баскова отвечает, что все персонажи, так или иначе, имеют своих прототипов. В Москве, если попасть в определенные сферы, легко увидеть крупного бизнесмена, подобного герою Епифанцева. Образы же рабочих — это не просто среднестатистический труженик, это активисты профсоюзного движения (настоящего профсоюзного движения, а не прикормленного государством ФНПР), люди, как правило, вполне умные и начитанные. И Светлане Басковой можно поверить. Собирая материал для своего фильма, она объехала множество промышленных городов (Калуга, Тольятти, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск), где существует рабочее движение и идет борьба трудящихся за свои элементарные права. Потому, несмотря на некую театральность постановки и введенные режиссером драматические сюжетные повороты, фильму «За Маркса» веришь.

    Веришь тому, что дорвавшийся до денег и власти вор, готов втоптать в грязь любого, кто, как ему кажется, посягает на его барский титул. Не остановится он и перед убийством, даже если перед ним единокровный брат. Веришь в то, что остались ещё рабочие, думающие и стремящиеся к справедливости. И веришь в страх этих рабочих, которых могут уволить, посадить за экстремизм или другому ложному обвинению, а то и просто убить. Во многом надуманным, хотя по сюжету вполне логичным, выглядит окончание фильма, где пролетарий и буржуй сходятся в смертельном кровавом поединке, выплескивая друг другу свою ненависть (привет от более ранней работы Светланы Басковой «Зеленый слоник»). Однако эту сцену не нужно понимать буквально. В картине много метафоричного. «Разве мы и владельцы завода — это один народ?» — вопрошает герой Лаврентия Светличного. Два брата (олигарх и рабочий) — это метафора российского общества, бывшего когда-то единым, но теперь отгороженного друг от друга баррикадой из денег и рвом нищеты. Отец владельца завода, сыгранный Виктором Сергачевым, это образ советской номенклатуры, которая своим действием или бездействием привела страну к подобной ситуации. Особенно яркой и смелой вышла сцена, в которой мы видим через дверной проем троих профсоюзных активистов, сидящих за столом. Расположение фигур, цветовая гамма освещенного прямоугольника, темный фон коридора вокруг этой двери и лица героев — это всё мне очень напомнило «Троицу» Андрея Рублева. Да и смысл данной сцены в точности совпадет со смыслом иконы средневекового художника. Мои слова частично подтверждают слова самой Светланы Басковой, оговорившейся, что в дальнейшем она хочет снять фильм про Василия Тёмного, жившего в ту же эпоху, что и Рублёв. Характерен и тот факт, что всего рабочих активистов было четверо, но вот одного, некого Егорова, ни разу и не показали, хотя часто вспоминали. Это образ вечно живого духа рабочих, неугасимого пламя борьбы за свои права и достоинство. Хотя в контексте «Троицы» это вполне может быть Бог. И тогда становится понятно за кем стоит Правда.

    Несмотря на мрачный финал, картина «За Маркса» не оставляет чувства какого-то разочарования или опустошенности. Идеи в фильме вполне однозначные и не допускают двусмысленности. Эта лента не призывает к византийской созерцательности, а толкает на борьбу. Подкупает своей правдивостью и четко расставленными акцентами. И хорошо в ней то, что она дает нам новый (или забытый старый) образ положительных героев: не киллеров или ментов, а думающих и работающих людей. А плохо то, что эта картина Светланы Басковой с трудом сможет пробиться до зрителей через гламур, психологические драмы и сериалы про ментов и киллеров. Разве что Гордон в свой «Закрытый показ» допустит. А фильм стоит посмотреть хоть раз, чтобы хоть ненадолго задуматься.

    22 марта 2013 | 18:37

    Всё. Светлана Баскова окончательно ушла из прошлого. Нынче эта дива стала заниматься серьёзным кино. На очереди фильм «За Маркса…», где поднимается тема создания рабочим классом в градообразующем гпредприятии действительного и по истине независимого профсоюза.

    Всё показано в мрачных тонах грязной российской действительности. Вдохновением стали события ударившего кризиса (здесь — 2010 год). Когда капиталисты-заводовладельцы стали измываться над личностью рабочих и игрались с их судьбами словно в игрушки.

    Трое основателей — в главной роли — Сергей Пахомов — образуют по крупице профсоюз. Кто-то вдохновитель, кто-то просто силён духом, кто-то знаток истории. С миру по нитке — голому рубаха. Этим ребятам удаётся сподвигнуть литейный на митинг. Но руководство так легко и просто мириться с этим было не намерено. Логично, что пошли чудовищные препятствия, которые понесли трагические последствия.

    Дуэт Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев уже встречался в фильмах Светланы. Епифан играет Сынка одного почти олигарха. Он олицетворитель мажора, для которого рабочие — просто быдло. Главной задачей — остудить пыл бастующих. Средства — любые.

    Баскова по привычке показала голого Пахома. Епифанцев использует матерные слова, но здесь это больше по ситуации. Вот в чём действительно Светлана Юрьевна не могла уступить себе — это в примеси метафоры. Пахом воздевает руки к небу из окна здания, похожего на капиталистическую пирамиду, а потом исчезает в окне, закрывшись чёрным квадратом Малевича.

    Вообще фильм тяжёл. Некоторые кадры — жалеешь, что видишь. Меметичной картина не стала. И кроме того, если вы видели «Одно решение — сопротивление», то этот фильм может не здорово-то и понравиться. Очень много было почерпнуто оттуда.

    А так, конечно, фильм очень важен! Я его рекомендую абсолютно всем. (Да уж, ещё я не привык о фильмах Светланы Басковой так говорить…).

    7 из 10

    30 октября 2014 | 00:14

    Я не являюсь ярым поклонником творчества сего коллектива во главе со Светланой Басковой, но всё же ценю «Зелёного слоника» и «Пять бутылок водки». Слоник вообще был разодран на цитаты и воспет в творческой молодёжной среде интернета. Неподготовленного зрителя фильмы Басковой могут ввести в шок, вызвать тошноту, приступы агрессии и членовредительства.

    Выход нового фильма я ожидал с нетерпением, потому что отечественная продукция в последнее время мне видится слишком скучной, а картины с Пахомом всегда поражали своей экспрессией и сюрреализмом.

    На этот раз я был глубоко разочарован. Команда поработала стабильно хорошо, но пропала уникальная авторская атмосфера кино-продукта. Видимо, режиссёр решила смягчить сюжет и сделать видео для более широкой аудитории.

    Что же мы получаем в результате? Из уникального продукта появляется стандартная экзистенциальная драма с элементами политики и интеллектуализма.

    Основной, по-моему, сарказм автора заключён в светлом образе заводского трудящегося, который не ругается матом, не пьёт и даже изучает классическое искусство. Если злодею-Епифанцеву искусство помогает добывать больше денежной прибыли, то (томящимся в заводских печах) рабочим искусство требуется для развития своего интеллекта и изучения объективной реальности. Такие рабочие мне, к сожалению, не знакомы в реальной жизни.

    Хотя, автор и подметил важную черту современного гражданина нашей страны (неспособность объединиться в борьбе за свои права), особым откровением для меня эта находка не стала. Сегодня политический сюжет находится в тренде. Подобные острые драмы снимают многие режиссёры (от ушедшего Балобанова и сверкнувшего Звягинцева до утончённого Серебренникова). Меня не может покинуть странное ощущение того, что многие фильмы сняты на заднем сиденье одного и того же дорогого автомобиля.

    Боюсь, что раннего зрителя автор картины может потерять, а обычный «пипл» не сможет по достоинству оценить данный продукт.

    20 июля 2013 | 22:44

    С творчеством Светланы Басковой познакомился примерно два года назад. Знакомство началось как можно догадаться с ее знаменательного «Зеленого слоника». И впоследствии по наклонной просмотрел ее предыдущие две картины, но признаюсь честно «Кокки бегущий доктор» сдался мне с трудом. Эти фильмы показались мне весьма самодостаточными, развлекательными и с особыми трешовыми и довольно смешными(местами очень на мой взгляд смешными), (а местами так вообще угарными) моментами.

    Фильм «За Маркса…» ждал давно, с того самого момента как в сети появилась первая информация о его выходе в свет. Ожидалось естественно то что уже перечисленно выше, но фильм вышел иным. Вся трешовая веселость испарилась не оставив и следа. Но фильм от этого не пострадал. Светлане удалось создать качественную, даже я бы сказал душешипательную драму, о противостоянии рабочего класса и хозяина завода с его свитой, за права и достоинство человека. Ну стоит сказать что актерская игра (на мой опять же взгляд), достойна множественных похвал и это касается даже не только двух фаворитов Басковой (Епифанцева и Пахомова), но и всех остальных актеров, отработавших на твердые десять баллов, отработавших на уровне того же зеленого слоника, на уровне той самой легендарной, для меня, сцены с гипернатуралистичной (не знаю есть ли такое слово) паникой мешаной с гневом и злобой лейтенанта которому предлагают «покушать».

    Саундтрек в тему фильма гнетущий и качественный. Тему взяли довольно нужную в наше время бурных споров о том «Кто же быдло». Ставит строгие рамки между добром и злом. Где добро — рабочий класс (дружный мужской коллектив, члены которого друг за друга горой встанут), и зло — руководство (коварные подонки, которые ни во что не ставят человеческую жизнь). В целом — замечательный, умный и безусловно, заслуживающий просмотра фильм.

    Твердые

    10 из 10

    12 августа 2013 | 21:47

    Мои впечатления. Предвижу сразу же нападки — не слишком натурально! Рабочие на заводах не читают, рабочие — курят и пьют, а ещё после получки сразу же пропивают зарплату.. Кроме мата и разговоров про баб, рыбалку, футбол и т. д. других разговоров от них не услышать. Что на это ответить? Сам работал в цеху за станком, контингент разный, есть как и такие, так и другие, в том числе такие — какие показаны в фильме. Я, к примеру, не курил (как и начальник цеха), а ещё слушал классическую музыку и ходил в театры и концертные залы.. Т. е. замазать всех рабочих в один цвет это неверно. С развалом СССР в рабочие пришли с институтов, т. к. потребность в инженерах практически пропала, а идти близко к специальности куда-то было нужно.. Т. е. такие бунтари, вполне возможны.. Плюс к этому, даже простой пьющий токарь зачастую имеет больше собственного достоинства нежели устроившийся рабочим инженер после ВУЗа.. Про чувство собственного достоинства понаехавших, я промолчу, ибо штрейкбрехеры..

    Но если не смотреть так узко (буквально) на фильм Светланы Басковой, то можно понять, что под быдлом ходят все наши граждане, ибо мир разделился на тех, кто владеет, эксплуатирует, и тех кто работает, трудится, терпит. И этот завод это не конкретный завод в моногородке, это Россия. И в Москве, где есть другие работы — ты везде наткнёшься на такое отношение, т. к. хозяева жизни сумели договориться, солидаризироваться и вошли в сговор относительно эксплуатации населения. В фильме Басковой всё это проговаривается, доходчиво разъясняется. Это может раздражать кинокритика, т. к. Баскова отказалась от образов/полунамёков и впрямую говорит нам о том, что она хочет до нас донести (просвещает). А это как бы не принято. Плюс к этому она прямо говорит о системе Голливуда — Станиславского и той системе, что реализована в фильме. Т. е. всё объясняет, чтобы дошло до каждого.

    Кому-то это не понравится, т. к. хочется каких-то третьих смыслов, искать под слоем-слой и т. д. Радовать свой ум и получить материал для того чтобы показать себя — как умника, который разглядел в фильме то, чего не разглядели другие. А в фильме всё ясно, всё предельно ясно и без интерпретаций. Баскова берёт и говорит то, что боятся сказать, обходят (!) другие. При этом она ничего не усложняет, всё просто и некрасиво — как в жизни. Понимаю, что многие из нас вообще не хотят больного касаться (такое смотреть), ибо тут либо продолжать терпеть и видеть себя в терпилах, либо отважиться и идти в оппозицию. А разве хочется зрителю после просмотра кинокартины снова задавать себе столь неприятный вопрос? Однако, для кого-то этот вопрос будет поставлен впервые. Для них собственно этот фильм — ответ на жизненно важный вопрос, прояснение ситуации. Конечно наша интеллектуальная элита от фильма не узнала для себя ничего нового, не получила удовольствия и даже больше — оскорбилась на неслыханную дерзость. Но что поделать..

    Фильм — для широкого круга зрителей, не арт-хаусно элитарный, не трэш (как другие картины Басковой). Т. е. ожидание увидеть тоже, что и раньше — здесь не будет удовлетворено. Играют хорошо, особенно — начальство. Концовка — замечательная! Рекомендую. Однако, не настраивайте себя на то, что фильм вам понравится. Но его стоит смотреть.

    Интересно, все ли, как я, увидели в фильме «За Маркса» в Додике — нашего Царя образца лихих 90-ых или к примеру серого кардинала? А в Епифанцеве — Царя образца 2010-го? Да и два разных сына от разных женщин, что это? Дикая капиталистическая Россия (одна голова) и зарождающаяся новая Россия (на основе старых — социалистических ценностей) — вторая голова?

    5 августа 2013 | 16:14

    Заголовок моего коммента — это именно то ощущение, которое сложилось от просмотра картины: «Не то пальто», товарищи. Ясно и понятно, что хотела показать автор, НО! она ошиблась: со временем, со взглядом, с передачей и не помог даже привычный режиссеру гротеск. Я не понимаю, где она общалась с рабочими… Или даже не так: в каком году она общалась? Возможно, такое и имело место быть, но уж точно не в 10-х годах. По всем признакам — это девяностые: пагубная нищета, неадекватные руководители (именно так неадекватные, как показано в «За Маркса»), решение проблем убийствами. Это все не то. Совершенно. Бесспорно, кризис принес немало переживаний и бед трудовому народу, но почва, закваска была совсем не в том, что изображает автор в картине. Сейчас так модно и просто поддерживать все то, что якобы против существующего строя. Но против ли? Ведь не раскрыта суть конфликта между капиталистами (как их называют) и рабочим классом. И, учитывая качество образования и степень зомбированности негативной атмосферой в обществе, можно с уверенностью сказать — очень жаль, что в неокрепшие головы молодых людей престарелые тетеньки любыми путями пытаются вложить ненависть и мысль о социальном неравенстве.

    Имею полное право осуждать и критиковать этот фильм, поскольку сама была участником событий кризиса 2008-2010 года. Итак, по-порядку.

    Директор. Руководитель завода. Неадекватный наркоман (просто судя по его поведению отчетливо понятно, что товарищ явно знаком со способами расслабиться и призвать вдохновение), который единственное о чем думает, так о том, как украсить офис. Это полнейший необоснованный бред. Во-первых, потому что в условиях рыночной экономики принципиально невозможно находиться на плаву, не думая и не заботясь о производстве. Я не говорю о людях, а именно — о производстве. Никакие связи, никакие переговоры не помогут выплавлять и выдавать план, если не будет отточена и налажена производственная линия. Судя по тому, что директор имеет возможность в кратчайшие сроки изыскать 30 миллионов долларов, предприятие, как минимум не работает в убыток. Что, по определению, невозможно с таким, как показано в картине, подходом к организации рабочего процесса. Во-вторых, такой подход возможен тогда, когда деньги не твои, деньги государственные, бессчетные, дармовые. Нам же дают понять, что Епифанцев — это хозяин завода. Какой хозяин в период кризиса будет барабанить деньги в ненужные безделушки? Просто — задумайтесь об этом…

    Дальше. На заводе, судя по кадрам, работаю три калеки. 30% от тех калек организовывают профсоюз. Понимаете, сейчас очень сложно с рабочими профессиями… все юристы и экономисты. Сталелетейщика, фрейзеровщика, сварщика найти, чтобы занять на производстве — не просто сложно, под час просто невозможно. Поверьте, проще удовлетворить ненавязчивые требования (или просто сделать вид, чтобы на время замолчали), чтобы РАБОТАЛИ, чтобы процесс не останавливался, потому что — остановка процесса — потеря прибыли. Именно так и поступили бы в 10-е годы. Кинули бы подачку и она выглядела бы куда более гротескно, чем такое дурацкое убийство двух членов профсоюза и, не забываем, опытных сотрудников предприятия. Не понимая этого — невозможно руководить заводом, да и вообще любой организацией.

    Ситуация с «он убил моего сына», мною будет просто оставлена без внимания. Я не понимаю зачем был добавлен ниндийский налет на суровую российскую действительность. Чтобы добавить драматизма? Так драмы и без этого хватило бы — просто нужно было действительно тему изучить и браться за нее с полной ответственностью. А драмы действительно хватало в эти годы. Да, были увольнения и сокращения зарплат, принуждение сотрудников к написанию заявлений о сокращении выплат, аферы с оформлением кредитов на сотрудников, переделка власти, выкупы компаний, банкротства. За всем эти стояли человеческие судьбы. И не обязательно для отражения этой действительности было показывать голого мужика в душе и проводить параллели с черным квадратом. Все гораздо проще, все на поверхности.

    Финальная сцена. Крик Епифанцева: «Место моё хотели занять?». Кто? Пахом? Ему это вообще не нужно. Он просто условий нормальных хотел. В реальной жизни у человека такого склада и в мыслях нет становиться у руля. Ему просто нужны человеческие условия, чтобы приносить прибыль тому, кто сидит в кресле директора. Не больше — не меньше. Собственно, как мне казалось, это и показывала автор. Но сама же и опровергла моё предположение.

    И последнее: где водка на похоронах, где мат, на котором разговаривают ВСЕ рабочие, какой Гадар? Показывать реалии нереальными способами? Зачем? Хотели чернуху, покажите чернуху чернухой. Зачем украшать ее Гадаром? Чего так мата испугались? Ведь все было бы гораздо натуралистичнее, если бы просто сделали так, как есть на самом деле, а не как было бы артхауснее.

    В общем, рановато перешла Баскова от темы фекалий к более серьезным проблемам.

    Смотреть? Посмотрите. Но отнеситесь критически, проанализируйте ситуацию. Сопоставьте факты. Не доверяйте слепо автору. А может именно этому она нас и учит? Анализировать с отрытыми глазами? А не следовать моде и не быть программируемой биомассой? Вам решать.

    12 января 2014 | 09:57

    Скажу сразу — я уж точно не поклонник ни самой Басковой, ни актеров, которые в этом фильме снимаются. Сказать по правде я вообще думал, что данный режиссер снять что-то стоящее вообще не способен. Но «За Маркса» полностью изменил мое мнение. И дело не только в том, что я сам левый и близок к тематике фильма и сам сталкивался с подобным произволом.

    Справедливость

    В фильме поднимается именно тот вопрос, который у русской нации на мой взгляд всегда будет первым — вопрос СПРАВЕДЛИВОСТИ. Русские могут терпеть абсолютно все, но как только нарушается справедливость — тут уж только беги, камня на камне не останется ни от кого. И именно благодарю этому вопросу фильм будет иметь популярность у русскоязычного зрителя.

    Сюжет довольно банален, но не потому что такое уже много где мусолилось, а потому что в России с этим сталкиваются многие обычные люди. Это просто сцены из жизни в кино. Все эти пейзажи цехов, проходных и вообще завода в целом — мы их видим не только в кино, но и в жизни — все ровно также до каждой детали. Вообще детали в этом фильме очень хорошо показаны — одна из сильнейших сторон данной картины. Начальная сцена в автобусе цепляет сразу своей правдоподобностью.

    Герои фильма очень интересные люди. Они уже не советские рабочие, но ещё и не россияне. СССР дал им отличное образование(многие скажут, что рабочий не сможет процитировать письмо Белинского к Гоголю, но они будут не правы, ибо я как человек работавший на заводе видел и не таких людей) и привил им чувство защищенности. Это чувство и сыграет с ними злую шутку. Когда к власти в предприятиях пришли бандиты, то они просто наплевали на законы, в то время как советский человек не мог себе представить, что закон будет лишь буквами на бумаге. Все профсоюзы переходят под контроль к власть имущим. Обычно рабочие просто мирятся с этим как с фактом. Но не в этот раз.

    Герои фильма решают организовать свой собственный профсоюз и провести митинг, а затем забастовку, чтобы напомнить, что и у них есть права. Но руководство считает иначе. Его не интересуют их потребности, его интересуют лишь деньги. А забастовки как известно не способствуют увеличению прибыли на предприятиях. И в общем то весь фильм идут они к этой цели. Дабы больше не спойлерить отложу сюжет в сторону, но замечу, что ключевых сцен в этом фильме 2 и обе они очень сильные:

    1. Сцена на проходной

    2. Сцена на кладбище

    Все остальная работа в фильме тоже на уровне. Актерская игра конечно не 10 из 10, но весьма неплоха. Да и детали на мой взгляд нивелируют эту не самую лучшую игру, причем с лихвой. Единственное что мне показалось каким то недоделанным — это сюжетная линия про отца и сына. Какая то она сырая или сумбурная чтоли.

    В общем не пожалел, что посмотрел этот фильм и вероятно ещё ни раз пересмотрю.

    10 из 10

    25 июля 2013 | 00:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Новости


    Американский прокатчик Gravitas Ventures, предоставляющий фильмы для показа в стрим-сервисе Hulu, прервал контракт с российской компанией «Роскино» на год раньше, ссылаясь на плохую финансовую отдачу от фильмов. При этом классика русскоязычного кино и популярные фильмы, снятые в СССР и России, остались в библиотеке сервиса. (...)
     
    все новости

    Интервью


    В прошедшем году все 13 картин основного конкурса „Кинотавра“ попали в прокат. Были свои зрители у Гордона, были свои зрители у Ромы Каримова, были свои зрители у Бакура Бакурадзе. И это хорошо, потому что, безусловно, мы показываем разное искусство... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    20 декабря в Москве свои награды раздадут отечественные кинокритики. Премия называется «Белый слон» и будет вручена Гильдией киноведов и кинокритиков уже в 15 раз. Среди фаворитов — картины «Жить», «Орда», «Фауст» и «Дирижер». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    150.Песнь моряSong of the Sea8.169
    151.Умница Уилл ХантингGood Will Hunting8.168
    152.Андрей Рублев8.167
    153.Славные парниGoodfellas8.164
    154.Семь самураевShichinin no samurai8.164
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.17%
    27.Человек-муравей и ОсаAnt-Man and the Wasp92.79%
    28.Ночная жизньLive by Night92.74%
    29.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.74%
    30.Двадцать восемь панфиловцев92.51%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass18
    Тайные агентыAgents secrets6
    Самый лучший день130
    Большие и маленькие1
    ВаркрафтWarcraft51
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.326
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.905
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.570
    Angry Birds в киноAngry Birds6.537
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры