всё о любом фильме:

Майор

год
страна
слоган«Майор - просто человек»
режиссерЮрий Быков
сценарийЮрий Быков
продюсерАлексей Учитель, Кира Саксаганская, Алексей Алексеев, ...
операторКирилл Клепалов
композиторЮрий Быков
художникЕлена Шмакова, Александр Мордовин
монтажЮрий Быков
жанр криминал, драма
бюджет
$2 000 000
сборы в России
зрители
Россия  17.7 тыс.,    Франция  3.7 тыс.,    Украина  1.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время99 мин. / 01:39
В день долгожданных родов своей жены майор полиции Сергей Соболев мчится в роддом вне себя от счастья. На скользкой зимней дороге он насмерть сбивает семилетнего мальчика на глазах у несчастной матери. Превышение скорости, неосторожность и пешеходный переход — доказательства очевидны, как и нежелание молодого отца угодить за решетку. Майор использует свое служебное положение, чтобы оправдать себя… Сам того не желая, он запускает целую череду смертей, остановить которую решится слишком поздно.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (622)
ожидание: 93% (1146)
Рейтинг кинокритиков
в России
79%
15 + 4 = 19
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Внимание! Список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Режиссёр Юрий Быков признал, что на образ майора Соболева повлиял небезызвестный майор Денис Евсюков, расстрелявший несколько человек в московском супермаркете «Остров».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 6924 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Майор» — криминальная драма Юрия Быкова.

    У «Майора» есть два плюса. Всего два, но просто огромных плюса, которые выводят картину на новый уровень и притягивают интерес публики. Во — первых это кричащая злободневность, которая красной лентой протянута через весь фильм. А во -вторых это тактичность и человечность, которую Быков пытается пробудить в зрителе. Правда этого все равно мало для его благих целей, но вполне достаточно для отечественных критиков и массового зрителя.

    Многоплановый сценарий, который написал сам Быков, вполне неплох. Сюжет словно сняты с вчерашней новостной ленты, герои вполне похожие на обычных людей, хотя и сильно преувеличены. Скупые диалоги, хотя и приближенные к реальности, но пунктуально выверенные и местами неправдоподобные. Актёрский состав задействованный в картине неплох, особо выделились Шведов, Низина и сам Быков. Они показали хорошую, пунктуальную и органичную игру. А вот актеры второго плана остались безликими пятнами, выкрикивающие в кадре нецензурную брань.

    Технически фильм выглядит как продукт НТВ, только отшлифованный и ограненный по всем параметрам. Убогую операторскую работу маскирует резкий монтаж, дешевые декорации нарочито прячут от крупных планов, а отсутствие саундтрека позволяет глубже погрузиться в показную реальность.

    Быков сделал то, что нужно было сделать уже давно. Он снял злободневный, реалистичный и тяжелый фильм, который если и не отображает действительность полностью, то хотя бы приближен к ней. Да и некая жизненная философия, которую он пытается вложить в уста главного героя, делает ему честь, как неглупому режиссеру. Но в то же время и совсем не глубокому.

    6 из 10

    1 ноября 2013 | 17:23

    Криминальная драма режиссера и сценариста Юрия Быкова рассказывает историю успешного майора полиции Сергея Соболева, который мчась к своей жене в роддом сбивает ребенка, после чего, с помощью своих блатных связей с другой мусорской падалью выходит из воды сухим. Мы живет в настолько жестоком мире, полностью утонувшем во лжи, коррупции, что говорить о какой-то там никому неизвестной и нифига не ощутимой справедливости смысла вообще нету. Никогда не было и не будет такого понятия, как «Равный — равному».

    Если человек богат и у него влиятельная должностная работа, то переступив этому вору и бандиту дорогу (в большинстве случаев богатые и влиятельные именно те люди, которые в прошлом или в настоящем занимались\занимаются разными там мутными, нелегальными делишками), он сможет сделать все, только чтобы ты (даже если полностью прав) пострадал или пострадали твои близкие. Да, в таком мире мы живем, и сейчас, чтобы жить спокойно, нужно вести себя тихо, спокойно и уравновешенно.

    Юрий Быков снял очень качественный фильм, очень интересную и правдоподобную картину, которая открывает глаза на преступный мир в рядах служителей закона. Ситуация, случившаяся с молодой мамой, которую заперли в машине, а потом напоили коньяком ради экспертизы, которая, в конечном итоге, создала еще одну личейку в ментовском протоколе в пользу майора, что мамаша была пьяна и не углядела ребенка, а то, что сукин сын полностью нарушил правила, так это ниче, с каждым может случиться.

    Бывших мусаров не бывает. Когда-то очень уважительная работа сегодня считается одной из самых позорных и ублюдочных профессий. Человек, даже самый честный и правдивый может испортиться надев ментовскую форму. Ибо деньги и власть всегда портила, портит и будет портить людей. В своей драме Юрий Быков показал те страшные вещи (конечно, немного переборщил с мокрухой), которые вполне могут быть реальными, и я даже не удивлюсь, если Юрий писал сценарий, опираясь на основы реальных событий. Картина у него получилась очень интересной и остросюжетной, а это большой дефицит у нынешнего русского кино.

    Эта глобальная проблема должна волновать не только режиссера, который не побоялся снять такое кино, хотя чего здесь бояться, каждый продажный мент, каждое мусорское отродье считает себя ангелом с белыми и пушистыми крылышками. Избавиться от таких людей, на мой взгляд, невозможно. Самое главное в фильме то, что майор все-таки осознал какое торнадо с убийствами он закрутил, боясь попасть в тюрьму, но было уже все поздно. Кровь пролилась, мертвые не возвращаются. С другой стороны, если стать на место этого майора, начинаешь размышлять, а что бы сделал ты, если бы попал в такую ситуацию? Разве не начал бы искать помощь у влиятельных людей. Кому охота садиться в тюрьму, кому от этого станет легче?

    9 из 10

    19 января 2014 | 19:11

    «Я поверил» — почему-то именно с этих слов хочется начать отзыв к фильму Юрия Быкова, тем самым сразу же залив его бэкграунд зелёным.

    «Майор» есть вырванный с мясом (весом в 1 день) кусок быта нынешней России, в разрезе «власть имущие — обычный люд» (говоря языком фильма, «главенствующая стая и прочее стадо»). История, завязка которой могла произойти на любом километре нашего «правового государства» с «его гражданским обществом». «Мент. Отмажут» — штука для нас обыденная.

    Нет, я не собираюсь помещать абсолютно всех сотрудников органов в общий адский котёл и выводить жирным в последнем абзаце «Пора сваливать из ЭТОЙ страны», просто, таковы реалии жизни в РФ, а потому не стоит записывать фильм в разряд очередной «былинно-летописной чернухи» (как многие поспешили). Ведь, картина Быкова — это призыв, а не констатация.

    Юрий в меру и очень умело спекулирует на созерцании творящегося «беспредела по понятиям», без мазохистских и фальш-обличительных НТВ-шных ноток. Там, где у Буслова звучало капитуляционное: «Не мы такие — жизнь такая» (см. «Понять и смириться»), Быков продолжает: «А дальше-то как жить?..», оставляя тем самым место надежде, которая, быть может, повлечёт за собой желание… Желание что-то изменить.

    Даже если не расщеплять на атомы смысловую составляющую картины, на деле выходит первоклассный триллер:

    • с родным для души и тела колоритом российской провинции;

    • с прекрасными актёрскими работами;

    • с хорошим и уместно поданным музыкальным сопровождением;

    • с хлёстким «а-как-без-него» матом;

    • и с драматичным, «от и до» нервом.

    Думал, что после «пропития глобуса» Хабенским ещё долго не возрадуюсь существованию в нашей стране кинематографа. Ан нет! Спасибо Быкову.

    9 из 10

    19 февраля 2014 | 21:27

    В период с августа 2013 года по октябрь 2013 года я работал следователем в одном и рай. отделов Челябинской области, расследовал общеуголовные преступления, направлял их в суд. Поэтому, когда мне случается посмотреть фильм, связанный с работой полиции, российской или зарубежной, я невольно пускаюсь в анализ моментов в фильме и действительности. Одним из таких фильмов стал фильм «Майор» Юрия Быкова.

    Предварительно почитав рецензии на данный фильм, он сразу представился мне неким подобием «Груза 200» и заинтриговал сюжетом. Россия не скоро забудет товарища Евсюкова, поэтому образ полиции, как главного злодея воспринимается не только в порядке вещей, но и несет в себе хорошую завязку в плане сюжета. Начало фильма также способствует этому. Майор полиции, превысив скорость на скользкой дороге случайно сбивает на машине ребенка на глазах у шокированной матери. С точки зрения закона, это чистая ч. 3 ст. 264 УК РФ и, обычно в таких случаях, идет доследственная проверка, а сотрудник увольняется задним числом. Естественно, подобный расклад событий не обрадует ни майора, ни начальство. Забегая вперед, могу сразу объяснить, почему начальство так рьяно помогает убийце. Это не из-за большой любви и чувства локтя, а больше потому, что в случае огласки полетят погоны от начальника отдела и выше. Дальше начинается водоворот событий в попытке скрыть следы преступления, который несет в себе значительно больше последствий, чем предполагалось вначале.

    Некоторые из рецензентов называют фильм чуть ли не фильмом ужасов, однако я не могу с этим согласиться. Режиссер несколько ушел в крайности и лично я слабо представляю, чтобы работа в обычном рай. отделе велась подобным образом, хотя я сам работал в сельской местности. Согласен, бывают случаи, когда оперуполномоченные слегка перегибают палку, во время беседы с особо несговорчивым подозреваемым, но делать это настолько открыто, как это показано в фильме никто бы не стал, ибо прокуратура не спит. В фильме есть небольшие шероховатости, которые гражданский человек даже и не заметит. Например, на моей памяти никого не закрывали в камере по ст. 264 УК РФ, поскольку это неумышленное преступление. По той же ст. 264 УК РФ в суде для виновности нужно лишь доказать, что было допущено нарушение правил дорожного движения, повлекшее данные последствия, поэтому такой ажиотаж вокруг матери погибшего ребенка не до конца понятен. Впрочем, это те процессуальные составляющие, на которые без юридического образования не особо интересно смотреть.

    Довольно неплохо выполнено оформление рай. отдела. Хотя в фильме показали всего один кабинет, это действительно типичный кабинет оперуполномоченного, каких я повидал немало. К бесспорно положительным моментам можно отнести первую половину фильма: насыщенная событиями, она вызывает живой интерес. Показано, что не вся полиция является отрицательной, хотя по-настоящему положительным я увидел только одного героя. Впрочем, здесь все как в жизни: народ всегда будет ассоциировать полицию отрицательно до отдельных случаев, как с Дмитрием Маковкиным, проявившем героизм при теракте в Волгограде. Но пройдут похороны, и все будет по-прежнему. К сожалению, заданный темп начала фильма никак не оправдывается второй его половиной. Становится уже не так интересно, да и поступки героев фильма вызывают определенные вопросы. Финал выглядит слишком сумбурно, не хватает логики.

    Очень хорошие впечатления оставляет актерский состав фильма, особенно роли Дениса Шведова и Юрия Быкова. Собственно, никто лучше не сможет сыграть главного злодея, чем режиссер фильма. Вообще актерский состав довольно точно передает мрачную атмосферу фильма и заставляет поверить, что подобные события вполне могут произойти в каком-нибудь далеком сельском районе. Не считая некоторых сценарных излишеств, фильм довольно достоверен и вполне может войти в тройку лучших отечественных фильмов 2013 года. Все-таки, с учетом того, что сейчас творится в российском кинематографе, с этими абсурдными фильмами на каждый праздник, подобные фильмы нужны. К сожалению, подобные фильмы никогда не окупятся в прокате, но посмотреть их очень нужно, чтобы окончательно не потерять веру в отечественный кинематограф.

    8 из 10

    7 января 2014 | 15:06

    Майор — монументальное полотно, повествующее о вечных проблемах долга и морали на фоне современной варварской российской действительности. В основу фильма положена дилемма вот уже несколько тысячелетий волнующая человечество — что же, в конце концов, значит поступать по справедливости? Как известно, самым знаменитым примером, положившим начало рассмотрению этого сложного вопроса, является суд над древнегреческим бродягой Сократом. И как мне кажется, есть нечто общее между майором Соболевым и нищим философом. Но далеко не все.

    Аналогия прослеживается скорее в ситуациях, в которые они попадают. Очевидно, что злого умысла со стороны Соболева в абсолютно непреднамеренном, случайном убийстве ребенка не больше, чем в проповедях и попытках Сократа дотянуть соотечественников до своего уровня. Далее, обстоятельства для обоих складываются таким образом, что каждому предлагается помощь со стороны друзей и знакомых… И вот тут сходство заканчивается.

    Действительно, все мы знаем, что именно мудрец ответил на увещевания друзей, считающих, что вынесенный ему приговор абсолютно незаслужен:"… не ставь ничего выше справедливости — ни детей, ни жизни, ни еще чего-нибудь…» А ведь вершиной, Олимпом, маяком и ориентиром этой самой справедливости он считал Закон и Отечество, что вскормили, вспоили, защитили его самого и его детей. Всему в жизни он обязан своей стране и должен подчиняться ее уставам и приказаниям. Майор Соболев же, напротив, кажется противник законов отчества, прибегает к помощи своих коллег по цеху.

    С этого момента на экране разворачивается самая настоящая эпическая битва между жалостью и состраданием раскаявшегося майора Соболева и жестокостью его друга и напарника, который первый же вызвался ему помочь. Люди, в этой внезапно развернувшейся баталии падают словно пешки. Но с каждым новым трупом, цель подобной резни все слабее видится из-за пелены мутно-кровавого тумана, пока, наконец. не теряется во мраке насилия.

    Ведь именно насилие и является тем принципом, на котором строится все наше социальное пространство. В связи с данным обстоятельством, благотворительное, сострадательное (уж не себе ли он сочувствует!) стремление майора предстает практически греховным поступком, приведшим к смерти еще четверых человек. При виде его мятущейся, неприкаянной души, лично мне приходит на память игрушка Ванька-Встань-ка, где каждое отклонение знаменует собой очередную жертву.

    На мой взгляд, самый сильный персонаж данного фильма — друг майора в сногсшибательном исполнении самого Юрия Быкова. Подобно остро отточенному, сияющему клинку он твердо и уверенно ударяет в самое сердце. Режиссеру так точно удалось отразить характер этого воистину глубочайшего во всех отношениях персонажа, что всякие попытки Д. Шведова и И. Низиной изобразить интересных героев выглядят жалкими потугами в сравнении с широтой и необъятностью образа этого истинного творца. Только после заключительной речи Ю. Быкова понимаешь насколько опустошительную, холодную и ужасную бездну должны носить в себе подобные личности. Становится ясно, что это не Терминаторы и не роботы-полицейские, а самые настоящие люди. Но с тем отличием, что минутные всплески жалости и сострадания для них абсолютно неприемлемы и губительны. В связи с этим, им приходится постоянно их подавлять, хотя «мучаются» они ими ничуть не меньше всех остальных.

    В заключение же можно сказать, что фильм Майор целиком и полностью обязан своим появлением Юрию Быкову — не только замечательному актеру (играющему не хуже Невзорова), но также превосходному постановщику, сценаристу, композитору и монтажеру. В том случае, если он и дальше будет продолжать свою творческую деятельность — то о смерти российского кинематографа будет кричать только помешанный.

    Что же касается справедливости — то спустя две тысячи лет еще один философ, уже немецкий, куда как ближе стоящий к нашему времени выразился так: «Тот должен взять на себя несправедливость, кто может нести её!»

    Но кто же прав?..

    19 января 2014 | 23:02

    Наверное, ни для кого не секрет, что российский кинематограф в последнее время испытывает некий подъем. Лично у меня уже нет того опасения и брезгливости, которые появлялись пару лет назад, когда на глаза попадались «смутны» фильм с клеймом «Сделано в России». Правительство стало уделять кинематографу больше внимания, и этот факт не мог не отразиться на качестве картин. Опять же оговорюсь — нашим еще далеко до Запада, но проблески уже есть, значит стоим на верном пути.

    Так что для себя отнесу к категории «качественное российское кино» еще и драму «Майор». Фильм практически свежий, но этот релиз как-то ускользнул мимо моего внимания. Как минус, одноразовые полутрешовые комедии в России пиарят больше, чем хорошее, умное кино. Но мир тесен, и фильм все равно попался на глаза, и был практически в тот же момент и просмотрен. Впечатления двоякие. Но положительных больше.

    Вкратце о сюжете. Майор полиции Соболев рано утром узнает, что стал отцом. Полицейский не стал откладывать встречу с сыном надолго, поэтому тут же выехал в роддом в другой город. Отметим, что у майора очень крутая машина, BMW X5, так что полицейские в России зарабатывают очень неплохо. На пустынной трассе майор сбивает мальчика на глазах матери. Мальчику уже не помочь, а вот майор крепко задумался, как выйти сухим из этой очень неприятной ситуации. Поколебавшись, Соболев все же решает «включить» все механизмы защиты полицейских, пусть эти механизмы незаконны, циничны и порой даже подлы. Прибывшие на место происшествия коллеги Соболева решают вопрос очень быстро, но у нашего героя в душе уже прозревает зерно сомнения в правильности своих поступков. Дальше события принимают все более кровавый оборот, вызывая в душе майора сильнейший когнитивный диссонанс — прикрывать свою спину и далее, используя служебное положение; или же признаться в содеянном, понести наказание и поставить крест на карьере. Выбор действительно очень тяжелый, но майор все же решается…

    Этот фильм мог бы стать своего рода гимном полицейского произвола в России, но уж слишком круты некоторые сцены даже для российских силовиков. Да, служители закона порой перегибают палку, но не так, как это показано в фильме (я на это очень надеюсь). Все таки снято все очень качественно и достоверно, актерская игра не вызывает сомнений. Реалистичность происходящего практически не вызывает сомнений, камера не трясется, словом, получился очень хороший полицейский триллер.

    По духу фильм напоминает «16 кварталов» с нестареющим Уиллисом. В обоих фильмах внезапно ступившие на путь истинный коррумпированные полицейские объявляют войну своим «плохим» коллегам. Но если герой Уиллиса все же одерживает вверх, то у майора Соболева шансов «сломать систему» очень мало, что опять же придает фильму реалистичности. Ну, и наконец, концовка фильма почти символична — та же трасса, тот же грузовик, тот же водитель. Столько событий за один день, а майор все-таки вернулся на то самое место, с которого его жизнь пошла под откос. И нет возможности что-то изменить…

    13 апреля 2014 | 21:29

    Не хотел писать комментарий к плохому фильму, но обилие странных (по моему мнению) отзывов и высокие оценки сподвигли меня на это. Фильм изобилует как техническими ляпами, так и неправдоподобными событиями настолько, что теряется сам смысл фильма — душевные переживания героя. Внимание: далее возможны спойлеры!

    1. На место аварии приезжает коллега виновника ДТП. Его авто грязный, передний номер вообще не виден, как я не пытался его разглядеть. После оформления ДТП они едут на этом же чистеньком авто, передний номер идеально вымыт.

    2. Ситуация с оформлением ДТП у меня, как у человека, имеющего некоторое отношение к этим вещам, вызывает ужас. Вся постановка настолько далека, что начинаешь сомневаться в том, в какой стране это все оформляется. ДТП не могли начать оформлять без участия СК (следственного комитета), т. к. в ДТП участвовал сотрудник полиции. Да и кто вообще такой этот оформитель? Следователь? Тогда почему погоны не синие? Гаишник дает попить успокоительного коньячку матери погибшего ребенка, и она это пьет — это полный бред! Да и какое отношение к наезду на ребенка имеет состояние матери? Дальше: где понятые? Их потом будут спрашивать, что и как было. Зачем вообще так заморачиваться?! Если кто-то хочет «замять следы», то современное законодательство настолько гибко и позволяет адвокатам перевернуть все с ног на голову, что непонятно, зачем так извращаться? В суде (да и до суда) коррумпированным сотрудникам нетрудно было бы доказать, что ребенок резко выбежал перед автомобилем — и все! Пешеходный переход не будет иметь значения после «правильно» проведенной экспертизы.

    3. Виновника ДТП сажают в клетку. Позвольте спросить: а на каком основании? Уже возбуждено уголовное дело? Его может возбудить только СК (см. выше) и только после проведения вскрытия, где будет сказано, что ребенок погиб из-за наезда авто, а не в результате врожденной болезни сердца. И если сажать — то обязательно раздельно от гражданских задержанных. Вместе содержать их незаконно!

    4. Как вообще выглядит изолятор временного содержания, в котором находится майор? Где входная дверь, через которую хрен войдешь? Где они нашли такое здание? Неужели такое еще где-то существует?

    5. Во время нападения на участок майора выводят из камеры без обуви, а потом он как-то полфильма ходит, в том числе и по снегу.

    6. Друг майора дает матери подписать объяснение, которое уже написано, но забыли ей дать подписать. Она ставит подпись (одну! — так не бывает). Потом он требует сменить показания, и через минуту дает уже другое объяснение. Когда он успел его написать?! И почему опять одна подпись? Где «с моих слов записано…» и так далее?

    7. Во время «допроса» он избивает ее мужа. Все, что нужно было сделать потом — прийти мужу в больницу и снять побои, позвонить в прокуратуру, в то же ОСБ, которого так все там боятся. А он совершает самый глупый поступок.

    8. Весь фильм участники сговора пытаются замести следы, «устраняя» участников. А свидетели? А общественность? У матери с отцом что — нету родни? Соседей, которые слышали о беде? Они не успели никому ничего рассказать? Устранение с учетом всего этого выглядит крайне подозрительно. Прямо клондайк для ОСБ! Врачи приезжают в полицию и забирают один труп, а через несколько минут убивают еще одного, пытаются обставить это так, как будто он погиб в перестрелке. А врачи что скажут? Что они «не замитили» второй труп?

    9. Маты. Что ни новый русский фильм, то все больше матов. Кто-то скажет, что так более реалистично. Но в фильме ругаются раз 10. А если такая ситуация реально происходила бы, то там ругались бы через слово! Так к чему эта показуха? Дань «моде»?

    За неплохую игру актеров и ужасный сюжет

    4 из 10

    2 марта 2014 | 16:59

    Паша — Павел Георгиевич Коршунов, следователь районного УВД, беспрекословно выполнит приказ своего начальника, полковника полиции, озабоченного тем, что «шакалы» из области понаедут, узнав о чрезвычайном происшествии, и нарушат тишь да гладь вверенного его надзору райцентра Рязанской области. В роли этого Паши мы увидим самого автора невероятно острого и беспощадно правдивого фильма о современной жизни российской глубинки — Юрия Быкова. Он не только поставил этот фильм по собственному сценарию и сыграл в нем одну из главных ролей, но даже написал музыку, которая ненавязчиво и очень уместно поддерживает напряжение, а порой, в контрапункт, дает передышку нагнетанию саспенса, которым фильм перенасыщен все 99 минут. Фильм действительно снят очень красиво. Оператор Кирилл Клепалов. Просто, динамично, без красивостей и предельно правдиво. Снегом покрытые равнины, городок с типовыми панельными многоэтажками, почти деревенские домики частного сектора, краснокирпичные особняки «новых русских». Нет, разумеется, история рассказанная Быковым совсем не красива и попросту ужасна, но картина сделана с безупречным кинематографическим вкусом, с четким ритмом и без смакования жестокостей, которыми сюжет переполнен от начала до конца.

    Центральный же герой, тот самый майор полиции — Сергей Соболев (Денис Шведов), на самых же первых минутах фильма случайно сбивает насмерть своей машиной на обледеневшем шоссе семилетнего мальчика на глазах его матери. Других свидетелей происшествия нет… А ведь так хорошо этот зимний день начинался! Майору позвонили из больницы в Рязани, где лежала на сохранении его жена и сказали, что роды начались. Они так много лет ждали этого события. Вот и помчался, сломя голову, будущий отец в областной город. Нет смысла, и не имею я права пересказывать сюжет, поскольку эта смерть за один зимний день будет не единственной. У невольного убийцы, после первого импульса пробуждения совести и порыва раскаяния, железно сработает инстинкт российского мента — выпутаться из неприятной ситуации с помощью своих коллег и подчиненных. Друзья-коллеги незамедлительно прибудут на место происшествия — тут и закрутится тугая спираль круговой поруки, или, как теперь принято говорить — корпоративной солидарности работников правоохранительных органов. Закрутится настолько туго, что не раз и не два сорвется с летальным исходом.

    Сам режиссер признавался, что идея сценария возникла у него, когда он узнал о «подвигах» московского майора милиции Евсюкова. Но сходство сохранилось только в воинском звании — майор. Здесь не Москва, здесь родная режиссеру Быкову среднерусская провинция. По его собственным словам: «это кино про феодальное общество, внутри которого есть ближний круг людей, за которых ты несешь ответственность, и есть чужие, на которых, в сущности, плевать». Олицетворением этой Системы служит начальник РУВД полковник Панкратов, в роли которого обаятельный Борис Невзоров. Мне кажется, он никогда в жизни не играл отрицательных персонажей. Но здесь этот благообразный, душевный такой отец семейства и дедушка хлебосольно принимает в своем особняке из красного кирпича VIP-персон районного масштаба. По-хозяйски он решает дела не только полицейские, но и политические — на носу выборы, и экономические — выделение земельного участка под новый торговый центр с рестораном. Гости — депутат и застройщик. Прямой намек на коррумпированность силового ведомства.

    Кроме Бориса Невзорова, Дениса Шведова и Кирилла Полухина — в небольшой роли капитана Бурлакова, я никого из актеров, занятых в «Майоре» раньше не видел. Тем самым подчеркивается удивительная достоверность их поведения. Денис Шведов порой своей внешностью немного напоминает Джейсона Стейтема. Но личность его героя гораздо более глубокая и непредсказуемая. Его внутренние душевные метания и одновременно следование принятым в ведомственной среде методам, то заставляют зрителей искренне сопереживать герою, то ненавидеть и презирать его. Очень сложную роль взял на себя сам постановщик картины Юрий Быков. Да, он и по сюжету является как бы режиссером, ведь Павел Коршунов руководит ходом полицейской операции по ликвидации свидетелей происшествия. И это не просто «злой» следователь, а лучший друг майора и действует он из желания ему помочь. Их третий приятель — гаишник Толя Меркулов тоже был втянут в эту историю. Очень типичный и достоверный образ создал Илья Исаев. Это, так сказать, основные представители силовых структур города. А вот их невинные жертвы. Ирина Низина играет несчастную мать, а Дмитрий Куличков ее мужа.

    Непредсказуемый и открытый финал неожиданно объединяет оба фильма Юрия Быкова. В кабине грузовичка встретятся главные герои этих фильмов «Жить» и «Майор». Денис Шведов там играл крутого, но не чуждого совестливости, бандита, здесь — крутого и тоже не чуждого сантиментов, полицейского. А шофер (Владислав Толдыков), который подвозит майора до Рязани — был главным героем из фильма «Жить». Тот же простой местный работяга, кто единственный выжил в жуткой передряге во время воскресной охоты. И в первом, и во втором фильме главной темой звучит вопрос — какой ценой человек может оставаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах. «Для меня это квинтэссенция России, маленький ничем не примечательный городок, но в котором есть все проблемы, все плюсы и минусы российского менталитета, российской действительности. Когда я присмотрелся к тому, что происходит, я понял, что самая главная проблема на данный момент, это проблема отношения человека и власти». Итак, запомним имя молодого русского режиссера, сценариста, актера и композитора — Быков Юрий. Хорошая фамилия напомнит о его славных предшественниках — Леониде и Роллане. Теперь уже ясно, что у ушедшего в мир иной Алексея Балабанова есть достойный преемник.

    9 из 10

    21 октября 2013 | 23:54

    Жесткий, обречённый, страшный для простого обывателя, но в тоже время сильнейший фильм. Это не экшн-боевик, и не детектив, а социальная драма. Фильм глубокий, заставляет о многом задуматься. В чем-то можно провести параллели с романом Достоевского «Преступление и наказание». В данном случае преступление есть, а наказания, как такого, мы не видим. А может быть муки совести и есть самое страшное наказание?

    «Майор» показывает всю ситуацию в стране в целом и поднимает общечеловеческие проблемы. Но в тоже время дает понять, что это не менты такие, какими они показаны, а общество в целом. Милиция/полиция это же срез общества и менты вышли из народа. А если общество такое, то откуда взяться сотрудникам органов в ином окрасе?! Вернейшая мысль была сказана в фильме: «„Если бы твой муж сбил кого-то, ты бы его в ментовку притащила?… Вот, по одной земле ходим.“ Эта фраза передает четко суть всей проблемы, в целом.

    Герой совершает грех, пусть и непреднамеренно, но решает исправится и вступает в схватку с самой системой, лживой и грязной. Как говорил Ницше: «Тот, кто сражается с чудовищами, должен помнить о том, чтобы не стать монстром самому…". В данном случае герой отчасти и стал монстром в силу некоторых обстоятельств, но таков разве такова цель была изначально?

    Одним словом, фильм очень неоднозначный и больше получился таковым из-за того, что автор показал нам, что мир не делится на «чёрное» и «белое», а есть оттенки.

    Есть, конечно, и огрехи. На мой взгляд, сценарист допустил максимальное количество гротеска, слишком много трупов за экранное время. А как они отписываться будут? Непонятно также, кто писал протокол на месте ДТП — патрульный что ли? Где, спрашивается, следователь, эксперт и криминалист? Или в провинции их не бывает? И непонятно, почему у героя сразу ни с того, ни с сего просыпается совесть? Нельзя быть чуть-чуть беременным. Неубедительно также то, что из-за какого-то майора спокойно убивают отца погибшего сына, причем при свидетелях. Ну не бывает так в жизни. И не проще ли было майора самого «слить», а не искать приключений? Именно эти моменты неправдоподобны очень. Автору не помешало бы проконсультироваться у сотрудников правоохранительных органов, а то как-то карикатурно выглядит. Все-таки правдоподобно пишут те, кто сами варились в этом котле. «Побудьте день вы в милицейской шкуре — вам жизнь покажется наоборот» — так пел Высоцкий.

    Но при всем этом кино очень зацепило. Ставлю фильму, который заставил меня взглянуть на жизнь по-другому, оценку

    8 из 10

    (один балл убрал из-за некоторых моментов, которые показались мне неубедительными, а другой балл снял потому, что автор в полной мере не владел милицейской/полицейской темой и не совсем правдоподобно получилось).

    13 октября 2013 | 01:33

    Юрия Быкова вдохновила история Евсюкова, но не ищите здесь прямых аналогий «подвигам» столичного майора: с героем фильма его не роднит ничего, кроме звания.

    Где-то в Рязанской губернии майор полиции Соболев, спеша ранним утром в роддом к жене, сбивает насмерть на загородной дороге семилетнего мальчика на глазах его матери. После этого он запирает мать в машине, под колесами которой лежит ребёнок, и звонит коллегам, которые начинают процедуры по вызволению майора из затруднительного положения. Всё идет по наработанному плану. Но без крови не обходится.

    И быть бы уже Соболеву на свободе, да тут некстати в нём просыпается что-то вроде совести. А всё потому, что майор не предполагал, что пролитую кровь придётся измерять не каплями, а литрами. И вот ведь беда: пробудившееся у Соболева чувство вины мешает не только его коллегам, но и самому фильму. И чем больше совестится майор, тем сильнее скрипит и покачивается сценарная конструкция. Я не то чтобы не верю в честных полицейский, но совесть она, ведь, как беременность — либо есть, либо нету.

    Быков подбирает фактурных исполнителей. Менты у него крепкие парни с толстыми шеями и с суровыми взглядами из-под насупленных бровей. Я вот всё гадаю: это только в России полицейские так похожи на бандитов или это такой общемировой тренд? Круговая порука, где все повязаны тем уже, что у каждого личное досье запятнано. А лежат те досье, как то яйцо из русской сказки, далеко-далеко, и за эту их недоступность каждый должен платить — всегда прикрывать товарища, случить с ним беда. Поэтому отряд полиция тут — это бригада карателей, а отдел полиции — застенки Гестапо.

    В то время как мир усложняется и утоньшается, в России по старинке пытаются всё решать с позиций силы, а чуть что, сразу передергивают затворы. Поэтому и лязг оружия так мил нам и приятен. Это собственно не удивительно. Последний пик насилия пришелся на 30-40-е годы, значит, сейчас растёт четвертое поколение с этой, вшитой у каждого «между бровей», информацией. Учитывая правило семи поколений (седьмого колена), ситуация начнет выравниваться лет через 70. Жаль только, жить в эту пору чудесную уж не придётся, как минимум, мне.

    Как и тремя годами раньше (с фильмом «Жить») Быков снова попадает в конкурс «Кинотавра» — нашего главного национального фестиваля. Однако этим успех «Майор» не ограничивается. Перед тем он становится чуть ли не единственным нашим фильмом, который приглашают в Канн, пусть и не в конкурс, а в параллельную программу. Вдобавок ко всему он получает несколько призов, в том числе Гран-при, на фестивале в Шанхае. И это притом, что ноги «Майора» торчат из 1990-х и упираются в, казалось бы, уже давно отработанную у нас тему «бригадного подряда», которая вдруг оказывается сегодня востребована там у них, как русский бренд. Хотя надо признать, что Быков стоит куда ближе к реалиям российской жизни, чем, например, Сокуров — главный наш режиссёр для каннского фестиваля.

    Какого рожна, спрашивается, такое кино попадает в Канн? Полагаю, для равновесия. Для утонченного западного восприятия — это, своего рода, экзотика третьего мира, где Россия по привычке всё еще выступает в образе монстра. Это может делаться исключительно для геополитического баланса, чтобы картина мира была представлена во всей её полноте, в том числе и в образе феодальной русской провинции. В советские времена наше кино гораздо чаще гостило в Канне, Берлине и Венеции по той же причине: мы развивались не как они, и тем уже были им интересны.

    Если обратиться к знаменитой пирамиде потребностей Абрахама Маслоу, то герои «Майора», как бы олицетворяющие общество, застряли в своём развитии на первых двух (из семи) ступенях, когда все запросы сводятся в основном к удовлетворению первичных инстинктов и безопасности. Говоря проще, в утолении голода, полового влечения, а также избавления от страха. Некоторое время назад я разговаривал с одной молодой семейной парой, и не без удивления услышал, что и этим ребятам — с высшим образованием и неплохо оплачиваемой офисной работой — совсем не чужда такая позиция — «поесть, поспать, потрахаться». Именно так (слово в слово!) они и определяли смысл своей жизни. И не было в этих словах никакого кокетства — ситуация вполне располагала к откровенности. Что уж тут спрашивать за духовность с провинциальных копов, которые целыми днями разгребают кучи, сами знаете чего.

    31-летний Юрий Быков — и швец, и жнец, и на дуде игрец, поскольку отвечает тут не только за сценарий, режиссуру и вторую по значимости роль, но и за музыку, и монтаж. Короче, снимает самое, что ни на есть, авторское кино. Наверняка эти мужские «игры на свежем воздухе» больше всего и вдохновляли его на творчество. И вроде бы все он делает правильно: у многих, думаю, найдётся (даже у меня), что предъявить служителям нашего порядка. Однако Быков предъявляет именно что ненависть к ним, а с прививками негатива у нас и так давно передоз. Судя по тому, что он снимал кино в родном Новомичуринске, то вполне мог сводить таким образом счёты. Может, с кем-то лично, может, с местной милицией, а может просто с малой родиной за то, что «рожей не вышла».

    Но что касается сюжетных перипетий (самого слабого места современного кино), то их он высасывал явно не из пальца, как большинство сценаристов, а из того дула, которым при каждом удобном и неудобном случае его герои, да и он сам, тычут в объектив кинокамеры. И, похоже, что за этим мачистским нарциссизмом не скрывается ничего, кроме неосознанной предъявы, что — да, не наигрался в войнушку. И чтоб как-то оправдать нереализованную подростковую потребность, Юра по-полной заряжает её ненавистью к ментам. Всё-таки наезд на блатных ко многому обязывает, а в нашу полицию сегодня разве только министр внутренних дел камень не бросит. А тут ещё и Евсюков подставился…

    И всё же этот брутальный фильм «даёт конкретного петуха». Виной тому — женская психология, которая, видимо, осталась для автора тайной за семью печатями. Вы хоть что со мной делайте, но я не поверю, что мать, только что потерявшая ребёнка, будет убегать и прятаться вместе с убийцей своего сына от его подельников лишь потому, что он на неё ствол наставил. Да хоть бы он к ней на танке приехал — она пластом ляжет перед ним и с места не сдвинется.

    P.S. Сразу после премьеры «Майора» Юрий Быков взялся за новый проект под названием «Крест». О крещении Руси…

    1 октября 2013 | 06:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    В программе российского павильона на Каннском кинофестивале в этом году соседствуют пресс-конференция «Ограбления по-американски» с Эдрианом Броуди и Эйконом в качестве гостей, вечер памяти Алексея Балабанова, традиционная презентация «В фокусе новое российское кино» и многое другое. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Раньше Фонд кино определял лидеров в том числе и на основе успеха фильмов киностудии на фестивалях, номинаций на награды. Почему студия «Рок» и попала в список лидеров. Но в следующем году мы легко можем вылететь, потому что остается только критерий кассового успеха. Вот уже вылетела студия «Коктебель» Романа Борисевича, хотя у них замечательные фильмы Хлебникова, Попогребского(...)
     
    все интервью

    Статьи


    Подростковая любовь, любовный треугольник с Константином Хабенским, драма о противостоянии сантехника мэру города, сиквел успешной комедии про свадьбу, философское фэнтези в нижегородских лесах, «анти-Елки» от одного из самых интересных российских режиссеров и еще 29 отечественных фильмов, на которые стоит обратить внимание в 2014 году. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Одно дело звезды зарубежные, с ходу ослепляющие улыбкой и парой комплиментов. Но и среди отечественных артистов есть те, кто покорил наши сердца. В конце года мы решили составить топ-5 самых приятных в общении актеров. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    245.ШрекShrek8.082
    246.Не может быть!8.082
    247.Республика ШКИД8.082
    248.Доживем до понедельника8.082
    249.Аты-баты, шли солдаты...8.082
    250.ВверхUp8.081
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.65%
    2.Черная мессаBlack Mass97.31%
    3.Обитель проклятыхEliza Graves97.01%
    4.ИсчезнувшаяGone Girl96.03%
    5.Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones95.87%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes43
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here9
    КлиникаScrubs290
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In10
    ПревосходствоTranscendence102
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.527
    ГераклHercules6.332
    Домашнее видеоSex Tape5.885
    Король сафариKhumba5.861
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.679
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры