всё о любом фильме:

Майор

год
страна
слоган«Майор - просто человек»
режиссерЮрий Быков
сценарийЮрий Быков
продюсерАлексей Учитель, Кира Саксаганская, Алексей Алексеев, ...
операторКирилл Клепалов
композиторЮрий Быков
художникЕлена Шмакова, Александр Мордовин
монтажЮрий Быков
жанр криминал, драма
бюджет
$2 000 000
сборы в России
зрители
Россия  17.7 тыс.,    Франция  3.7 тыс.,    Украина  1.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время99 мин. / 01:39
Номинации:
В день долгожданных родов своей жены майор полиции Сергей Соболев мчится в роддом вне себя от счастья. На скользкой зимней дороге он насмерть сбивает семилетнего мальчика на глазах у несчастной матери. Превышение скорости, неосторожность и пешеходный переход — доказательства очевидны, как и нежелание молодого отца угодить за решетку. Майор использует свое служебное положение, чтобы оправдать себя… Сам того не желая, он запускает целую череду смертей, остановить которую решится слишком поздно.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (743)
ожидание: 94% (1144)
Рейтинг кинокритиков
в России
79%
15 + 4 = 19
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Внимание! Список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Режиссёр Юрий Быков признал, что на образ майора Соболева повлиял небезызвестный майор Денис Евсюков, расстрелявший несколько человек в московском супермаркете «Остров».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8114 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    После множества хороших отзывов о фильмах Быкова не мог не посмотреть. Решил начать не с Дурака, а с Майора. И что же я получл?

    Начнем с сюжета. Первые полчаса он развивается довольно плавно. Но затем круговорот событий начинает вызывать интригу. Возрастает накал и где-то оставшийся час уже смотрится с долей напряжения. Сюжет действительно интересный, интригующий, местами непредсказуем. Общая история понравилась, как и отдельные её элементы. Единственное, что не понравилось, так это ощущение некоторой утрированности. Слишком быстро события развиваются и некоторые сцены ну не пахнут реалистичностью.

    Что касается режиссерского стиля. Специфический, но понравившийся. Дурака посмотрю с удовольствием. Быков имеет хорошие задатки и ему есть куда расти. Хотелось бы отдельно отметить маты. Когда я их впервые услышал в фильме я удивился, несмотря на то, что был предупрежден. Но на самом деле, с ними всё хорошо. Быков не заигрывается, матов не сильно много, но именно они прибавляют реалистичности происходящему. Ещё бы, чтоб ни один мент не матюкнулся при таких событиях? Вздор!

    Операторская работа иногда радовала, иногда нет. Актёры сыграли кто-то неплохо, кто-то хорошо. Но сыграли все. Саундтрек тоже годный. Да всё в общем-то неплохо.

    Осталось посмотреть, вырос ли Быков к своему новому фильму Дурак. Если да, то с нетерпением буду ждать его новых работ. Потом что хорошее кино на постоветском пространстве — это огромная редкость. Оценка сдержанная, но твёрдая и абсолютно заслуженная.

    7 из 10

    20 декабря 2014 | 20:09

    Очень много восторженных отзывов о данном фильме. Это и с подвигло меня немножко отозваться по-своему.

    Если была задумка снять реалистичное кино, то оно не вышло. Возникает, после просмотра, ощущение: в милиции одни звери и потенциальные убийцы. Кругом одни Евсюковы. Прям какая-то безысходность у нас, хоть беги топись. Если кто-то хоть не долго работал в правоохранительных органах, то он сразу найдет великое множество ситуаций, которые не могли бы произойти в жизни.

    Если была задумка снять кино, которое могло бы случиться у нас, то с ходу скажу — не могло такого случиться. Менталитет у нас не тот, не может быть так много зверюг и подонков в одном коллективе.

    На память мне пришел фильм Алексея Балабанова «Груз 200». Помню, сколько было шума после него. Ругали его кто как мог. Но Балабанов был мастером своего дела. И не знаю, сюжет был взят из жизни или близких по смыслу событий. Но это могло произойти у нас, возможно, и произошло на самом деле. Но фильм этот тяжелым грузом засел в памяти, как бы его не ругали. Тем и хороши фильмы Балабанова.

    Может Быков снимал фильм с некоторыми отголосками на фоне общеизвестных похождений убийцы в погонах, кстати, также майора Евсюкова.

    Ставлю 7 потому, что в целом фильм снят на хорошем уровне, хоть и осталось неприятное послевкусие от мрачности и неправдоподобности сюжета.

    7 из 10

    15 декабря 2014 | 17:37

    Отсмотрел фильм «Майор» (2013), прошлогодний, российский. Напомнил чем то по атмосфере «Груз 200». Такое же кино про уродов и безысходность. И тем мрачнее для восприятия, что хоть и художественная картина, но ничего из показанного не является чем то фантастическим и имеет место быть в нашей жизни.

    История проста — замначальника РОВД подмосковного пердяевска мчит к рожающей в Рязани супруге, утро, гололёд, а тут мать с ребёнком через дорогу на трассе переходят, по переходу. К слову, метров за много мчащий под сотку джип (а менты в картине все в иномарки равные зарплатам их за многие года, упакованы), сигнал подал, объехать пробовал, но естественный отбор не обманешь, так что жертва низкого интеллекта вместо того чтоб пару метров до обочины сделать мчит рысью через дорогу и выпиливается под колёсами майорской машины. Мент отзванивается своим, и начинается подробная и жёсткая инструкция по круговой поруке. В находяющуюся в шоке бабу вливают 200 грамм коньяку, свои гаишники пишут нужную схему, доктора составляют освидетельствование опьянения, начальник всея РОВД в своём дорогом особняке между планами по сносу общаг и строительству рынка (мэр города по стойке смирно), инструктирует ломать на подписание потерпевшей фальшивых показаний мента. А у мента какая то совесть есть, он в рефлексии, но коллеги работают, людей ломают, люди ищут быстрой мести, а чтоб особисты всех раком не поставили, становится необходимым свидетелей зачистить. При всех сотрудниках, и с их молчаливого согласия.

    И ведь смотрится всё на как какое то гипертрофированное отображение разных гнустностей нашей реальности, собранных ради художественного произведения воедино. Нет, очень органичная картинка. Сродни тем, что регулярно попадают в сводки новостей. Да хуле там — после устроившего расстрел в супермаркете мента Евсюкова, и прочих не настолько прогремевших случаев, ни о каких приукрасах ради украшения фильма даже и не вспоминается. Напиши кто «основано на реальных событиях», и ничуть не сомневался бы, что так и есть.

    Кстати, снято, срежессировано и сыграно всё очень качественно, за саундтрек отдельное спасибо создателям, редко так хорошо вписанную музыку в нашем кино встретишь. Как и редко попадаются на наших просторах такие жёсткие фильмы о тёмных сторонах нашей жизни, по сути, находящихся на виду.

    9 из 10

    10 января 2014 | 00:24

    Посмотрел по НТВ. Фильм тяжелый. В том плане, что не так легко выворачивать собственную душу на изнанку и терзать ее поставленными вопросами. Все что делает режиссер очень прямолинейно и преследует одну определенную мысль — ответ на вопрос внутри себя «а как бы поступил ты?», предугадывая при этом, с тонкостью адепта психологии, собственно ответ. Жесткие рамки ситуации и социальных положений героев, не дают им по сути другого выбора. Все находятся в системе, которую не они придумали, но лишь пытаются выжить в ней.

    Картина ставит под сомнение существование совести и высоких моральных принципов и тем более веру во Всевышнего в нашей цивилизации. Ну если и не всей, то властной ее составляющей. Люди которые носят форму, априори должны знать, что такое честь! К сожалению в современности мы сталкиваемся с попранием таковой, если не сказать уничижением. Главному герою предстоит сделать тяжелый выбор между наказанием за совершенное деяние и попыткой абстрагироваться от ситуации, за счет коррумпированных, почти мафиозных, коллег. И конечно он идет по пути системному, не раз проделанному, второму. Но вдруг проснулась совесть! И смерть! Причем знал ведь это Майор, с самого начала, что выбор он сделал, не тот. Но нет в главном герое ни самурайской этики, ни офицерской чести, хотя конечно же, откуда? И система победила.

    13 октября 2013 | 03:15

    Майор — монументальное полотно, повествующее о вечных проблемах долга и морали на фоне современной варварской российской действительности. В основу фильма положена дилемма вот уже несколько тысячелетий волнующая человечество — что же, в конце концов, значит поступать по справедливости? Как известно, самым знаменитым примером, положившим начало рассмотрению этого сложного вопроса, является суд над древнегреческим бродягой Сократом. И как мне кажется, есть нечто общее между майором Соболевым и нищим философом. Но далеко не все.

    Аналогия прослеживается скорее в ситуациях, в которые они попадают. Очевидно, что злого умысла со стороны Соболева в абсолютно непреднамеренном, случайном убийстве ребенка не больше, чем в проповедях и попытках Сократа дотянуть соотечественников до своего уровня. Далее, обстоятельства для обоих складываются таким образом, что каждому предлагается помощь со стороны друзей и знакомых… И вот тут сходство заканчивается.

    Действительно, все мы знаем, что именно мудрец ответил на увещевания друзей, считающих, что вынесенный ему приговор абсолютно незаслужен:"… не ставь ничего выше справедливости — ни детей, ни жизни, ни еще чего-нибудь…» А ведь вершиной, Олимпом, маяком и ориентиром этой самой справедливости он считал Закон и Отечество, что вскормили, вспоили, защитили его самого и его детей. Всему в жизни он обязан своей стране и должен подчиняться ее уставам и приказаниям. Майор Соболев же, напротив, кажется противник законов отчества, прибегает к помощи своих коллег по цеху.

    С этого момента на экране разворачивается самая настоящая эпическая битва между жалостью и состраданием раскаявшегося майора Соболева и жестокостью его друга и напарника, который первый же вызвался ему помочь. Люди, в этой внезапно развернувшейся баталии падают словно пешки. Но с каждым новым трупом, цель подобной резни все слабее видится из-за пелены мутно-кровавого тумана, пока, наконец. не теряется во мраке насилия.

    Ведь именно насилие и является тем принципом, на котором строится все наше социальное пространство. В связи с данным обстоятельством, благотворительное, сострадательное (уж не себе ли он сочувствует!) стремление майора предстает практически греховным поступком, приведшим к смерти еще четверых человек. При виде его мятущейся, неприкаянной души, лично мне приходит на память игрушка Ванька-Встань-ка, где каждое отклонение знаменует собой очередную жертву.

    На мой взгляд, самый сильный персонаж данного фильма — друг майора в сногсшибательном исполнении самого Юрия Быкова. Подобно остро отточенному, сияющему клинку он твердо и уверенно ударяет в самое сердце. Режиссеру так точно удалось отразить характер этого воистину глубочайшего во всех отношениях персонажа, что всякие попытки Д. Шведова и И. Низиной изобразить интересных героев выглядят жалкими потугами в сравнении с широтой и необъятностью образа этого истинного творца. Только после заключительной речи Ю. Быкова понимаешь насколько опустошительную, холодную и ужасную бездну должны носить в себе подобные личности. Становится ясно, что это не Терминаторы и не роботы-полицейские, а самые настоящие люди. Но с тем отличием, что минутные всплески жалости и сострадания для них абсолютно неприемлемы и губительны. В связи с этим, им приходится постоянно их подавлять, хотя «мучаются» они ими ничуть не меньше всех остальных.

    В заключение же можно сказать, что фильм Майор целиком и полностью обязан своим появлением Юрию Быкову — не только замечательному актеру (играющему не хуже Невзорова), но также превосходному постановщику, сценаристу, композитору и монтажеру. В том случае, если он и дальше будет продолжать свою творческую деятельность — то о смерти российского кинематографа будет кричать только помешанный.

    Что же касается справедливости — то спустя две тысячи лет еще один философ, уже немецкий, куда как ближе стоящий к нашему времени выразился так: «Тот должен взять на себя несправедливость, кто может нести её!»

    Но кто же прав?..

    19 января 2014 | 23:02

    - За чертой — все звери. Мир не переделаешь.
     — А дальше-то как жить?… (с)


    Когда смотришь зарубежное криминальное кино, все воспринимается как художественный вымысел. Даже если основой для картины являются реальные события. Все «у них» по-другому, лощено, красочно (даже если преобладают мрачные тона), героям, в большинстве случаев, придаются слегка утрированные черты, положительные или отрицательные, все смотрится захватывающе и впечатляюще, напряженно и даже интересно. Но стоит перенести место действия на постсоветское пространство, и все начинает видеться в совершенно ином свете, в отвратительно правдоподобном, реалистичном и угнетающе близком. И от этого становится не по себе.

    Напрашивается вопрос — что с нами не так? Почему все демонстрируемое в данном конкретном фильме не вызывает удивления? Как подобные проявления бесчеловечности могли стать чем-то обыденным, само собой разумеющимся? Почему фигура Майора выглядит столь неестественно-героической? Неужели таков порядок вещей и иначе просто не может быть? Все увиденное вызывает дикую тоску и отчаянье, ведь представив себя на месте потерпевших киноперсонажей, совершенно невозможно не предположить исход событий, показанный на экране.

    Создателям картины удалось максимально честно создать атмосферу провинциального беспредела, с присущим ему звериным оскалом, попав в пасть которого выбраться практически нет шансов. Актеры, в свою очередь, также честно и удивительно ярко создали образы, которым веришь, которых ненавидишь, уважаешь, сопереживаешь. Все эмоции, весь тот бездонный и беспросветный мрак в глазах, все переживаемое в выражениях лиц, все это чрезвычайно реалистично, и от того еще более тягостно. За все время просмотра, ни на мгновение не нарушается отождествление актера и его вымышленного образа. Невольно в памяти всплывает монолог Ким Ки Дука из его автобиографического киноочерка «Ариран», когда он рассуждает о той легкости, с которой многим лицедеям удается изображать скотов и сволочей. Впрочем, в данной ленте нельзя абсолютно однозначно навесить ярлык негодяя на большинство персонажей, т. к. от времени к времени в них промелькивает едва уловимый, фантомный проблеск человечности. Что же касается главного героя повествования, то Денису Шведову блистательно удалось раскрыть своего персонажа, насколько это вообще возможно. Выше всяких похвал.

    Черт возьми, ну почему у отечественных киноделов так редко получается снимать столь качественное и проникновенное кино более позитивного жанра? Неужели им под силу создать хорошее произведение лишь о грязи и современной суровой действительности? Разве берущая за душу киношная правда обязательно должна быть столь мрачной, чтобы зрителя пробрало? Хочется верить, что нет.

    Отличное кино. Тяжелое, мрачное, беспросветное и отличное.

    21 ноября 2013 | 17:48

    «Майор» Юрия Быкова — кино о системе с отлаженным механизмом и жажде справедливости, о спасении своей шкуры любой ценой и о сострадании.

    Горе от внезапной потери ребенка и отчаяние перед стеной несправедливости и равнодушия, ужас от того, что твоя жизнь никогда больше не будет прежней, страх понести ответственность за свои ошибки и тем самым разрушить жизнь себе и своей семье — все это соединилось в один холодный ком, подобно снежному затягивающий под себя судьбы героев этого фильма.

    Но потом проснулась совесть.

    Главный герой, мучаясь угрызениями совести, был готов понести наказание. Он провел ночь в обезьяннике, вместо того, чтобы забрать из роддома свою жену и ребенка, он просил своего напарника быть помягче с родителями погибшего мальчика, в конце концов, он пошел на огромный риск, пытаясь сохранить жизнь и без того убитой горем матери. Ему — оплоту нравственных ценностей в этом насквозь холодном и мрачном фильме — сопереживали зрители.

    Но он проиграл.

    Потому что у каждого из нас есть то близкое и дорогое, ради чего мы забудем честь и совесть, наступим на горло состраданию и нажмем на курок. Это будет несправедливо. Но разве можно за это осуждать?

    «Майор», в отличие от многих других социальных драм, не кричит с надрывом о том, что надо оставаться людьми во что бы то ни стало. Он методично, шаг за шагом погружает зрителя во тьму и безысходность, принося во славу состраданию и уже фантомной справедливости все больше и больше случайных жертв. И в последние мгновения перед титрами, сконцентрировавшись серым облаком над головами зрителей, осторожно спрашивает: «А стоит ли?..»

    8 из 10

    5 августа 2013 | 23:34

    С теми страшными реалиями, о которых пойдет речь в этом фильме, знакомы буквально все, кто живет в разных уголках нашей необъятной родины. Кто-то знаком лично, кто-то из личного опыта родных, друзей или просто знакомых людей. Тем же, кому посчастливилось не повстречаться с подобного рода беспределом в жизни, все равно регулярно слышат об этом из новостей или различных ток-шоу, где чуть ли не каждый день нам сообщают как очередная шишка, прикрываясь связями и баблом, в очередной раз уходит от наказания, да и вообще любой другой ответственности.

    Что тут сказать? Все так, такова наша система государственная. И это касается не только ментов, как вы понимаете. Все идет с самого верха. Чиновники, судьи, прокуроры, доблестная милиция (полиция, вспомнил), а также банкиры, врачи и прочее начальство. Все друг друга покрывают. Круговая порука окрашена красным цветом. И что могут один или даже несколько обычных людей сделать в такой ситуации? Да нихрена они не могут, вот и весь ответ.

    Так и в этом фильме, весь замес начинается с такой вот вполне типичной для нашей с вами жизни ситуации. Майор полиции Сергей Соболев, мчавшийся по заснеженному шоссе в рязанский роддом к жене, не справляется с управлением и насмерть сбивает маленького ребенка на глазах у матери. Мать погибшего малыша падает в обморок от увиденного, и Сереге приходит в голову отличная мысль. Он запирает ее в своей машине, дабы она не разбила ему морду, когда придет в себя. И сразу же звонит товарищу по работе Паше Корушнову, который также является офицером вроде как. Ну еще бы, обычные рядовые менты тут не помогут.

    Вдвоем они грамотно разрешили сложившуюся ситуацию, слив убитую горем мамашу в руки врачей, психологов, наркологов и другого рода экспертов. Затем доложились начальству в лице полковника Какого-То-Там, являющегося без малого начальником ОВД. И тот прямым текстом говорит своим ребятишкам, мол, ломайте эту бабу по полной, лишь бы подписала все ваши басни. Так вот прямо и говорит. И в итоге Соболева для вида запирают в камеру, типа на время расследования, а его боевой товарищ Паша упорно и весьма успешно ломает бедную мамашу, а заодно и объявившегося папашу. Так ломает, что те все подписывают. Но история на этом не кончается, наоборот, все только началось, и, если бы хоть кто-нибудь сумел предположить в начале этой истории, какую цепь кровавых событий они запустили, я так думаю, бедную мамашу ликвидировали бы еще там на дороге, вслед за ребенком. К великому сожалению, у нас многие дела решают именно так…

    Кино страшное. И честное. Вот и все эпитеты, которые я бы подобрал. Нужны ли такие фильмы? Да конечно нужны. Об этом не говорить надо, а кричать. Если и были в истории случаи, когда депутатов, судей, ментов или кого-то еще, обладающих властью, связями и счетами в банках, удавалось привлечь к ответственности за совершенные преступления, так это благодаря только всеобщей огласке. Когда какая-та история вызывает возмущение не отдельно взятой горстки людей, а целой толпы. Когда возникающий резонанс выводит тысячи людей на улицы, злых, уставших от беспредела, готовых устраивать самосуд. Только тогда у так называемой власти сжимается в одном месте, и они упорно начинают искать такое решение, которое удовлетворит разъяренную толпу. Кто-то еще может найдется, верящий в то, что злом отвечать на зло — это неправильно. Чушь. Принципы буддистской философии, типа жизнь — есть страдание, смиритесь, здесь не работает. Хотите справедливости, действуйте.

    И Юрий Быков, сняв этот фильм, вне всяких сомнений тоже совершил некое действие против этого беспредела. Каждый борется по-своему. Быкову немногим более тридцати лет, он молодой и талантливый режиссер, которому жить в этой стране. Жить, работать и, надеемся, процветать. Кино — вполне неплохой способ заявить о своей позиции в этом вопросе. То, что мы видим на экране, — сущий кошмар. И я не имею в виду ДТП в начале. Все-таки такое случается, и за рулем мог быть кто угодно. Я говорю о том, что было дальше. О том, как Корушнов в буквальном смысле ломал родителей, только что потерявших единственного ребенка, заставляя их подписать выдуманные им сказки о произошедшем на дороге. О том, как хладнокровно принимались решения о ликвидации этих родителей, как лишних свидетелей. О том, с каким хладнокровным расчетом все это приводилось в исполнение. Сплошной ад на земле. И это люди, которым мы вроде как должны вверять свои жизни, свою безопасность.

    Мне очень приглянулась по содержанию сцена в доме Толика, еще одного участника всего этого заговора, когда Соболев, спасая от своих же бывших коллег несчастную мамашу, взял этого Толика под ствол пистолета и заставил его спрятать их у него дома. В том разговоре Толик поднял целый ряд вопросов, которые мучили меня на протяжении всего фильма. Если Соболев все же подружился со своей совестью и решил принять наказание, почему он не сделал этого сразу? Действительно, его жесты выглядят благородно, но это какой-то псевдогероизм получается. Ведь это он заварил всю кашу, он втянул своих товарищей во все это. Да, они беспределили, но делали это ради «своего». А теперь он типа весь из себя благородный тянет их всех за собой на дно? Кто-то скажет, «свои», не «свои», все равно все виновны поголовно, они покрывали преступника, по пути совершая целый ряд не менее зверских актов. Все так. Но мир не совершенен. Нельзя его делить на черное и белое. Поэтому на подобное замечание несчастной матери в том же разговоре, Толик так же прямо и ответил, мол, если бы твой муж сбил ребенка, ты бы его в ментовку потащила? И мамаша притихла. А веди и правда. Мы хотим справедливости для всех, но готовы ли мы сдать властям своих близких и любимых людей? Тем более, когда мы знаем, что люди эти не сволочи по натуре, и случившееся с ними было просто несчастным случаем. Не зря же Паша после аварии сказал Соболеву о том, что по справедливости, будь это Пашин ребенок на дороге, Соболев бы и минуту не прожил бы потом. Все в этом мире неоднозначно. Еще один плюс данного фильма — это не просто история. Это жизнь. Кино заставляет конкретно задуматься о многих вещах.

    13 ноября 2013 | 21:05

    «Майора» я ждал давно. Надеялся еще на Одесском кинофестивале на него попасть. Но посмотрел только сегодня, после премьеры.

    Причин у интереса несколько — цепляющая история в аннотации, жесткий трейлер, неплохая предыдущая работа режиссера Юрия Быкова — фильм «Жить». Плюс несколько фестивальных наград и умение наших киноделов снимать спорт, войну и криминал (эти темы или вообще им не даются, или даются на отлично).

    В принципе, после просмотра не разочаровался. Красиво и ладно скроенный, жесткий (без особой жестокости) фильм, который, без сомнения, удался. Хотя вопросы к режиссеру и остались.

    Фабула незамысловата. Для наших реалий, конечно. Счастливый майор какого-то захолустного РОВД на всех парах летит в больницу, где рожает его жена, и на пешеходном переходе насмерть сбивает 7-летнего ребенка на глазах у матери. Оставаясь одной ногой в шоке, майор запирает парализованную от ужаса мать в своем джипе и звонит коллегам, мол, выручайте. Так запускается цепочка событий, которая в итоге заставит майора сделать гораздо более страшный выбор, чем тот, перед которым он оказался в начале фильма. Не буду спойлерить, скажу лишь, своего товарища правоохранители отмазывают столь ловко, что на каждые 10 минут картины приходится по трупу.

    - Мужики, вы что охренели? — в итоге спрашивает майор своих коллег, добавляя, что свое отсидит.

    Удивление, испытываемое майором от того, что начинают творить его сослуживцы, чтобы замять дело со сбитым ребенком, едва ли не самый слабый момент всей истории, которую рассказывает Быков. Складывается впечатление, что майор в этот райотдел попал вчера, и он не знал, на что способен его начальник и коллеги, чтобы сохранить честь мундира, не знал, что такое Система, не знал, как и какими способами эта самая Система умеет получать нужное. Это вдвойне странно, потому что в фильме не раз и не два делаются намеки на то, что и до этого сотрудники райотдела творили Бог знает что.

    И еще одна странность. Самым интересным героем, как по мне, оказался не горе-майор по фамилии Соболев, а его, напарник «плохой полицейский» по фамилии Коршунов, на плечи которого и ложится вся грязная работа. Хоть и ломаясь, хоть и переступая через себя, он все равно идет по трупам, блюдет эту самую эфемерную честь, остается последовательным в своих действиях, тогда как Соболев, казалось бы, положительный персонаж, своими метаниями и тем, куда они его в итоге приводят, отталкивает. А может быть дело в том, что Коршунова очень талантливо сыграл сам режиссер Юрий Быков?

    В общем, не стоит ждать от «Майора» хеппиэнда. Зато следует ждать целый ворох красивых сцен — хватит на десяток российских фильмов. Следует готовиться к длинным планам, которые, не только повышают зрительский саспенс, но и вынуждают актеров быть актерами, а не сваливать весь груз лицедейства на монтажера, который потом оттуда ненависти подрежет, а тут задумчивый взгляд пришьет. Плюс зрителя ждет прекрасно переданная атмосфера беспросветной зимы в глубинке и минималистичный, самим же Быковым (вообще красавец) и написанный саундтрек.

    Любителям хорошей криминальной драмы — смотреть не раздумывая.

    И еще одно наблюдение. «Майор», хоть и вполне самодостаточная картина, по своей сути является логическим продолжением первой картины режиссера — фильма «Жить». Не зря в последних кадрах «Майора» появляется персонаж из «Жить». Объединяет оба фильма изначально неразрешимый вопрос, который ставит Быков перед героями: на что ты готов пойти, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким? Оба героя, несмотря на абсолютно разные ситуации и диаметрально противоположные характеры, в итоге отвечают, что за чертой все люди звери.

    P.S. Напоследок выдержка из интервью Быкова «Русскому Репортеру» по случаю премьеры «Майора», где есть, в частности, и такие слова: «Вот куча хипстеров будет кричать: «Даешь общечеловеческие ценности или однополые браки!» Но в итоге спасать людей из пожара, воевать, защищать родину будут отморозки, которые кричат: «За ВДВ!» Вот в чем правда жизни. В том, что люди, которые устроены очень просто, почти по-животному просто, — это и есть те люди, на которых зиждется все конкретное в этой жизни. Люди с ограниченным мировоззрением, с ограниченным, казалось бы, кругозором, представлениями о жизни — они и есть соль земли. Вот в этом трагедия. В том смысле, что с ними трудно, порой даже неинтересно, противно, небезопасно — как угодно, но они соль земли»

    8 из 10

    14 октября 2013 | 16:31

    Кому ты че доказать хочешь? Ты один человек, что ли? Все люди. За чертой — все звери. Мир не переделаешь. А дальше-то как жить?

    Практически все уже видели «Майора» — поэтому к началу просмотра я знала содержание фильма, его мораль, биографию режиссера, историю создания саундтрека, кто из персонажей плохой, а кто хороший, но самое главное — что это кино о Системе. Этим понятием оперировали уверенно и даже немного снисходительно, вроде как: не, ну а что вы хотите — Система… Идеальная штука, отвечающая на извечные российские «Кто виноват?» и «Что делать?». Кто виноват? — Система. Что делать? — Врать.

    Когда я наконец собралась посмотреть фильм, Система в моем воображении уже представала одним из персонажей — она должна была незримо присутствовать в развитии сюжета с первых кадров.

    Но нет. Там были люди — и только. Майор Соболев так торопится в роддом к жене, что по пути на глазах у матери сбивает семилетнего мальчика. Его естественная первая реакция на происшедшее — отрицание. Сделать так, будто этого не было. И в этом ему готовы помочь, хочет он этого или нет. Нелепая смерть маленького Коли — первая в цепочке еще более нелепых в своей жестокости смертей. И перед каждой — есть Выбор. Выбор есть у самого Соболева — позвонить в скорую или запереть мать мальчика в машине. Выбор есть у его напарника Павла — сделать все по совести или придумать, как отмазать друга. Выбор есть у гаишников, оформлявших документы. У начальника РОВД. У всех.

    Выбор есть всегда, и временами в каждом из персонажей просыпается человеческое.

    - Ты соображаешь, че будет? Ты думаешь, тебе скостят? Сядем — все.
    - Посидим. За дело.


    Все они люди. Кто-то больше, кто-то меньше.

    Сам Быков сказал о «Майоре»: «По картине видно, что я отношусь к насилию более отстранённо. И «пацанство», «понятия» — это тоже не моё. Хотя динамичную фактуру, как режиссёр, я приветствую, мне это нравится. Но я не участник этой атмосферы, я ей не сочувствую. Я сочувствую людям, но не ситуациям».

    Хотя ситуации, в которые он как режиссёр ставит этих людей, часто диктуют поступки.

    А Система… Система как персонаж в фильме так и не проявилась. Все зло творили люди. И в каждом отдельном случае это был их осознанный выбор.

    Просто потому, что нет уже никакой Системы. Она давно умерла. Но мы, как дети восьмидесятых, дети этой самой Системы, все никак не можем в это поверить — по привычке соорудили мавзолей, забальзамировали это воплощение своих же пороков и поклоняемся, разбивая лбы. Нам это удобно. Зачем брать на себя ответственность за жестокость, подлость, лицемерие, двурушничество, если можно развести руками и со вздохом сказать: «Система, чтоб ее»…

    Не пора ли повзрослеть? Похоронить уже Систему по-людски, бросить горсть своего советского детства на крышку гроба, помолиться — если умеешь, конечно — и взять на себя ответственность за все, что мы делаем? М?

    Хочется верить, что именно это и сделал майор Соболев, когда Быков уже пустил по экрану титры, показав зрителю черно-серую правду о русской душе. Любить — так до смерти. Закрутилось — так и гори все огнем. Страшно? Ну, не читайте перед обедом советских газет…

    19 октября 2013 | 23:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Уик-энд целиком принадлежит постепенно выдвигающейся в мировой прокат «Битве пяти воинств» — завершающей части трилогии Питера Джексона, основанной на повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит». В тени такого гиганта трудно разглядеть еще одну любопытную новинку — драму «Дурак» Юрия Быкова(...)
     
    все новости

    Интервью


    Раньше Фонд кино определял лидеров в том числе и на основе успеха фильмов киностудии на фестивалях, номинаций на награды. Почему студия «Рок» и попала в список лидеров. Но в следующем году мы легко можем вылететь, потому что остается только критерий кассового успеха. Вот уже вылетела студия «Коктебель» Романа Борисевича, хотя у них замечательные фильмы Хлебникова, Попогребского(...)
     
    все интервью

    Статьи


    Подростковая любовь, любовный треугольник с Константином Хабенским, драма о противостоянии сантехника мэру города, сиквел успешной комедии про свадьбу, философское фэнтези в нижегородских лесах, «анти-Елки» от одного из самых интересных российских режиссеров и еще 29 отечественных фильмов, на которые стоит обратить внимание в 2014 году. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Одно дело звезды зарубежные, с ходу ослепляющие улыбкой и парой комплиментов. Но и среди отечественных артистов есть те, кто покорил наши сердца. В конце года мы решили составить топ-5 самых приятных в общении актеров. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    35.Остров проклятыхShutter Island8.491
    36.ВАЛЛ·ИWALL·E8.491
    37.ХористыLes Choristes8.490
    38.Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужиныPirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl8.485
    39.Темный рыцарьThe Dark Knight8.482
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Бегущий в лабиринте: Испытания огнёмMaze Runner: Scorch Trials90.73%
    52.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 590.72%
    53.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.68%
    54.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.66%
    55.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted90.65%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    СтрингерNightcrawler16
    Человеческая многоножкаThe Human Centipede (First Sequence)156
    Рассвет мертвецовDawn of the Dead43
    Девственницы-самоубийцыThe Virgin Suicides117
    Мажор2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux6.567
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.113
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.938
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    Вычислитель5.194
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры