всё о любом фильме:

Майор

год
страна
слоган«Майор - просто человек»
режиссерЮрий Быков
сценарийЮрий Быков
продюсерАлексей Учитель, Кира Саксаганская, Алексей Алексеев, ...
операторКирилл Клепалов
композиторЮрий Быков
художникЕлена Шмакова, Александр Мордовин
монтажЮрий Быков
жанр криминал, драма
бюджет
$2 000 000
сборы в России
зрители
Россия  17.7 тыс.,    Франция  3.7 тыс.,    Украина  1.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время99 мин. / 01:39
Номинации:
В день долгожданных родов своей жены майор полиции Сергей Соболев мчится в роддом вне себя от счастья. На скользкой зимней дороге он насмерть сбивает семилетнего мальчика на глазах у несчастной матери. Превышение скорости, неосторожность и пешеходный переход — доказательства очевидны, как и нежелание молодого отца угодить за решетку. Майор использует свое служебное положение, чтобы оправдать себя… Сам того не желая, он запускает целую череду смертей, остановить которую решится слишком поздно.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (702)
ожидание: 93% (1144)
Рейтинг кинокритиков
в России
79%
15 + 4 = 19
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Внимание! Список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Режиссёр Юрий Быков признал, что на образ майора Соболева повлиял небезызвестный майор Денис Евсюков, расстрелявший несколько человек в московском супермаркете «Остров».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7188 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я один из тех, кто считает, что Российское кино в глубоком кризисе. Одни и те же пейзажи, убитая провинция и люди звери кочуют из фильма в фильм. Но есть по настоящему талантливые люди, кто в рамках этих пейзажей, на примере именно таких людей могут сделать сильнейшее кино, которое отражают реальность. Таким был Алексей Октябринович Балабанов, а Юрия Быкова я считаю его наследником, тем, кто будет снимать честное, не стыдное русское кино.

    Сюжет фильма прост. Зам начальника РУВД получает звонок — рожает жена, он сломя голову летит по дороге и на переходе сбивает ребенка. Тут же звоним своим и они его отмазывают. В детали вдаваться не буду. Начинается череда полнейшего беспредела и крови, попутно герой фильма раскаивается в содеянном. но дороги назад нет.

    Фильм очень мрачные, тяжеловесный, темные пейзажи, разбитые дороги, повсюду пьяные люди, система правоохранительных органов показана гниющей и это чистая правда. Те, кто должен защищать — убивают. Фильм очень рваный, в плане темпа, но это дает возможность вглядеться в лица актеров, вслушаться или в тишину или в такую же мрачную музыку. Напряжение очень высоко, то и дело, ты ставишь себя на место героев, и ни на один вопрос не получаешь однозначного ответа от самого же себя. Фильм предельно честный, таким и должно быть наше кино.

    Все чаще я слышу, сколько можно чернухи на экране, зачем смотреть тяжелые фильмы, давайте улыбаться, ловить позитив, радоваться жизни. Лично я, как зритель, не хочу смотреть липу и радоваться ей. Я хочу смотреть кино, с кучей вопросов, о том как мы живем, кем мы стали, есть ли у нас шанс. Как у нас не знаю, а у нашего кино шансы выбраться есть, если мы будем снимать вот такое кино. Юрию Быкову успехов и роста, Балабанов бы одобрил эту работу, я не сомневаюсь. Смотрите фильмы сердцем.

    4 января 2014 | 02:00

    Не хотел писать комментарий к плохому фильму, но обилие странных (по моему мнению) отзывов и высокие оценки сподвигли меня на это. Фильм изобилует как техническими ляпами, так и неправдоподобными событиями настолько, что теряется сам смысл фильма — душевные переживания героя. Внимание: далее возможны спойлеры!

    1. На место аварии приезжает коллега виновника ДТП. Его авто грязный, передний номер вообще не виден, как я не пытался его разглядеть. После оформления ДТП они едут на этом же чистеньком авто, передний номер идеально вымыт.

    2. Ситуация с оформлением ДТП у меня, как у человека, имеющего некоторое отношение к этим вещам, вызывает ужас. Вся постановка настолько далека, что начинаешь сомневаться в том, в какой стране это все оформляется. ДТП не могли начать оформлять без участия СК (следственного комитета), т. к. в ДТП участвовал сотрудник полиции. Да и кто вообще такой этот оформитель? Следователь? Тогда почему погоны не синие? Гаишник дает попить успокоительного коньячку матери погибшего ребенка, и она это пьет — это полный бред! Да и какое отношение к наезду на ребенка имеет состояние матери? Дальше: где понятые? Их потом будут спрашивать, что и как было. Зачем вообще так заморачиваться?! Если кто-то хочет «замять следы», то современное законодательство настолько гибко и позволяет адвокатам перевернуть все с ног на голову, что непонятно, зачем так извращаться? В суде (да и до суда) коррумпированным сотрудникам нетрудно было бы доказать, что ребенок резко выбежал перед автомобилем — и все! Пешеходный переход не будет иметь значения после «правильно» проведенной экспертизы.

    3. Виновника ДТП сажают в клетку. Позвольте спросить: а на каком основании? Уже возбуждено уголовное дело? Его может возбудить только СК (см. выше) и только после проведения вскрытия, где будет сказано, что ребенок погиб из-за наезда авто, а не в результате врожденной болезни сердца. И если сажать — то обязательно раздельно от гражданских задержанных. Вместе содержать их незаконно!

    4. Как вообще выглядит изолятор временного содержания, в котором находится майор? Где входная дверь, через которую хрен войдешь? Где они нашли такое здание? Неужели такое еще где-то существует?

    5. Во время нападения на участок майора выводят из камеры без обуви, а потом он как-то полфильма ходит, в том числе и по снегу.

    6. Друг майора дает матери подписать объяснение, которое уже написано, но забыли ей дать подписать. Она ставит подпись (одну! — так не бывает). Потом он требует сменить показания, и через минуту дает уже другое объяснение. Когда он успел его написать?! И почему опять одна подпись? Где «с моих слов записано…» и так далее?

    7. Во время «допроса» он избивает ее мужа. Все, что нужно было сделать потом — прийти мужу в больницу и снять побои, позвонить в прокуратуру, в то же ОСБ, которого так все там боятся. А он совершает самый глупый поступок.

    8. Весь фильм участники сговора пытаются замести следы, «устраняя» участников. А свидетели? А общественность? У матери с отцом что — нету родни? Соседей, которые слышали о беде? Они не успели никому ничего рассказать? Устранение с учетом всего этого выглядит крайне подозрительно. Прямо клондайк для ОСБ! Врачи приезжают в полицию и забирают один труп, а через несколько минут убивают еще одного, пытаются обставить это так, как будто он погиб в перестрелке. А врачи что скажут? Что они «не замитили» второй труп?

    9. Маты. Что ни новый русский фильм, то все больше матов. Кто-то скажет, что так более реалистично. Но в фильме ругаются раз 10. А если такая ситуация реально происходила бы, то там ругались бы через слово! Так к чему эта показуха? Дань «моде»?

    За неплохую игру актеров и ужасный сюжет

    4 из 10

    2 марта 2014 | 16:59

    Мне искренне хотелось, чтобы фильм понравился и чтобы захотелось его пересматривать, цитировать. Но, не дожали, не докрутили.

    Хотелось действительно жесткого кино, по просмотренному трейлеру, казалось, так и будет. В день премьеры честно купил билет, чего не делал давно и зашел в пустой зал, оставшись наедине с «майором».

    Титры пообещали Дениса Шведова в главной роли, но по сути в главной роли снялся сам автор — Юрий Быков, так как и характер более брутальный и крутит сюжет именно он. При случае я бы крепко пожал руку Быкову и сказал «спасибо» за этот фильм. Автор действительно постарался, но не хватило жесткости, именно для меня как зрителя и человека, который очень любит кино. Возможно свои погоны так вросли в плечи, что и такое уже не цепляет.

    Не понравилась игра Ирины Низиной. На мой взгляд это не ее роль. Полина Кутепова справилась бы глубже и более драматично.

    Сам сюжет выглядит неправдиво, не жизненно. В действительности, никто бы майора не отмазывал, а сдали бы с потрохами и друзья и коллеги, кому охота рисковать своей должностью, тем более в небольшом городе, где все сразу известно всем.

    Герой Шведова — не герой, а тряпка, я бы даже сказал полнейшая «падшая женщина», который мечется из угла в угол, до последнего пытается выглядеть честным, но по сути вызывает отвращение.

    Правдиво автор вложил свои слова в типо-раскаяние и поучительный монолог инспектора ДПС в одной из финальных сцен.

    И кончено последний выстрел в фильме должен был получить сам майор.

    Но не смотря ни на что я очень буду ждать новых фильмов и ролей Быкова.

    12 августа 2013 | 11:50

    Юрий Быков снял злое кино. По-настоящему злобное и отмороженное, зато без фальши и лицемерия. И если отмороженность тех же «Жмурок» Балабанова, фильмов Тарантино, можно назвать даже веселой, отмороженность фильмов Рефна — идеальной в своем стремительном эстетствующем порыве, то здесь зрителю приходится столкнуться с отмороженностью поистине близкой и знакомой. Поневоле приходит на ум «Конвой» Алексея Мизгирёва, что неудивительно, ведь идея у обоих фильмов сводится к одному тезису: «мама, мы все тяжело больны, и вылечить нас вряд ли удастся». К пониманию этого непреложного факта герои их фильмов идут по-разному, неоднократно замарав тяжелые ботинки и служебную форму, пытаясь примирить совесть с необходимостью совершать мерзкие поступки, но так или иначе занимая перед судьбой привычную позу «Зю». А там уж немного расслабиться, выпить водочки, анекдоты потравить, в роддом к жене съездить и совесть спрячет мокрый нос в будку. И вот тут и понимаешь главное отличие Быкова от Алексея Балабанова, на которого режиссера уже пытаются равнять: Юрий просто не верит или не хочет верить, что хотя бы в теории всё может быть хорошо. Балабанов верил и показывал. Быков — нет. Станет ли это его достоинством или обречет на присвоение ярлыка «бессменный творец качественной фестивальной чернухи» — покажет лишь время. Но, читая синопсис его следующего проекта «Дурак», особых подвижек в плане осветления тематики не видно. Возвращаясь же к «Майору», то уже во втором проекте режиссёра становятся отчетливо очевидными темы, волнующие Быкова-творца. Способность к самопожертвованию, причины метаморфоз, превращающих человека обыкновенного в отребье необыкновенное, цикличность движения жизненных потоков в обществе, где все замешано на круговом обращении. Ты — мне, я — тебе. Ты — меня, я — тебя. И самый главный вопрос, озвучиваемый Майором: «А дальше как?» И, как бы пессимистично не звучало, судя по тому, что показывает Быков, то дальше никак. Вообще никак. Omnia vanitas. Потому что бутылка из-под шампанского, презентуемая задержанному доблестными охранителями закона, начинает волновать социум только тогда, когда оказывается в социума же дорогом седалище или кто-то случайно выложит видео на YouTube. А до этого: «Бьют, ну заслужили, значит. Наверное. В милицию же за просто так не попадают».

    Майор Соболев (Денис Шведов), насмерть сбивший на дороге 7-летнего ребенка, и попытавшийся после с этого дела съехать с элегантностью человека, позволяющему себе номера «777» на машине, внезапно главным антигероем-то и не оказывается. Быков вообще довольно развязно обходится с разделением архетипических образов. Только зритель, преисполненый вполне справедливого гнева, начинает окончательно яриться на майора, то тут вдруг показывает себя человеком с остатками совести, будучи готовым сесть в тюрьму за своё преступление. Только волна плевков и криков «менты позорные, все вон какие рожи толстые наели, а людей не защищаете» достигает критического максимума, то тут же в лицо ткнут гнилушной сущностью тех, кого защищают, шлющих проклятия на голову милиции, когда та им действительно жизни спасает. Только майор предстает честью и совестью родной милиции, как ему снова приходится стать той самой швалью, которой он был, когда сбил ребенка и спешно вызвонил своих «решал». И так беспрерывно. Каждый оправдывает себя тем, что «нужно». Нужно, ребятушки, просто нужно. А на войне без жертв не обходится, поэтому если окажетесь щепками, летящими из лесу, то не серчайте. Быков и сам говорит, что кино не про ми(по)лицию, а про общество феодального устройства, в котором тот сильнее, за кем прайд больше, да ножи острее. Не в правде сила, а умении ее повернуть на свою пользу, как то дышло. Неотвратимая мораль с вырожденческой печатью на лице.

    Если оценивать «Майора» как шаг в творческом пути режиссера, то он весьма и весьма ощутимый. Быков отчетливо прибавляет во всем, а главное, что он со времен «Жить» ощутимо нарастил свои мускулы творца, не ударяясь при этом в поклонение кому-то стороннему. Это ощущается в операторской работе Кирилла Клепалова с его изумительными плавными переходами от статики к динамике, игрой в «эффект присутствия», не срывающейся в беспорядочное мельтешение кадров, мощными визуальными находками, заставляющими восторженно цокать языком; хищной заматерелостью Быкова-монтажера и Быкова-композитора; умением Быкова-сценариста нагнетать неотвратимость и напряженность действия, ни на секунду не позволяя фильму остановиться. Когда всё становится еще лучше, хотя и до этого было хорошо, то это может только радовать, это позволяет говорить о творческом росте художника. Да, он не дает никаких ответов, так и оставляя зрителя в неведении насчет того, что же снял: напряженный триллер, поучительную притчу о том, что все вокруг дураки, или чернушный боевик а-ля Пётр Буслов. Тем и хорош, тем и убедителен.

    8 из 10

    7 декабря 2013 | 05:41

    «Майор» Юрия Быкова — кино о системе с отлаженным механизмом и жажде справедливости, о спасении своей шкуры любой ценой и о сострадании.

    Горе от внезапной потери ребенка и отчаяние перед стеной несправедливости и равнодушия, ужас от того, что твоя жизнь никогда больше не будет прежней, страх понести ответственность за свои ошибки и тем самым разрушить жизнь себе и своей семье — все это соединилось в один холодный ком, подобно снежному затягивающий под себя судьбы героев этого фильма.

    Но потом проснулась совесть.

    Главный герой, мучаясь угрызениями совести, был готов понести наказание. Он провел ночь в обезьяннике, вместо того, чтобы забрать из роддома свою жену и ребенка, он просил своего напарника быть помягче с родителями погибшего мальчика, в конце концов, он пошел на огромный риск, пытаясь сохранить жизнь и без того убитой горем матери. Ему — оплоту нравственных ценностей в этом насквозь холодном и мрачном фильме — сопереживали зрители.

    Но он проиграл.

    Потому что у каждого из нас есть то близкое и дорогое, ради чего мы забудем честь и совесть, наступим на горло состраданию и нажмем на курок. Это будет несправедливо. Но разве можно за это осуждать?

    «Майор», в отличие от многих других социальных драм, не кричит с надрывом о том, что надо оставаться людьми во что бы то ни стало. Он методично, шаг за шагом погружает зрителя во тьму и безысходность, принося во славу состраданию и уже фантомной справедливости все больше и больше случайных жертв. И в последние мгновения перед титрами, сконцентрировавшись серым облаком над головами зрителей, осторожно спрашивает: «А стоит ли?..»

    8 из 10

    5 августа 2013 | 23:34

    Ещё один мрачный фестивальный опус о том как люто живётся на нашей Родине. Конечно, ситуация подобная той, которая показана в фильме, могла произойти, но это из ряда вон выходящее событие, так же как и случай с Евсюковым, которого помнят все, но почему то никто не вспоминает как при задержании того же Евсюкова рисковали своими жизнями другие сотрудники, которые не крышевали всяких барыг, а просто выполняли свой долг. Почему наших современных режиссёров так заботит выставить в таком мрачном свете и без того не особо уважаемых в народе представителей закона? Где, блин, современные Вайнеры с адекватными и интересными сценариями? Подскажите фильм, где сотрудники не пьют и производят хорошее впечатление на зрителя? Почему светлым образам, олицетворяющими собой честность и справедливость создатели фильмов предпочитают монстров, которые ради своих интересов могут не просто «прессануть» в кабинете невиновного, но и запросто завалить неугодного свидетеля? Единственный типа порядочный человек из всей этой «кодлы» — майор, который по неосторожности сбил на смерть маленького мальчика. Да и тот, вместо того чтобы застрелиться, ходит на поводу у упырей и лишь когда ситуация совсем выходит из под контроля начинает какие то ему лишь понятные шевеления. Как будто что то можно изменить. Что?

    Кирилла Полухина и Дмитрия Куличкова очень приятно было видеть. «Чужая» и «Бабло» мне понравились. Как бы это сказать? Более качественная спекуляция на заданную тему. А «Майор» — так себе. Беда этого фильма в том, что создатели небезуспешно пытаются заставить зрителя сочувствовать, а иногда и проникнуться симпатией к главному герою, чего он, конечно, не заслуживает.

    16 октября 2013 | 08:45

    Собрать всех ментов и насильно демонстрировать этот фильм! И народ хватит пичкать вылизанными развлекательно-пропогандистскими сериальчиками о честных «рубаха-парень» ментах! Все мы о вас, вашей коррупции знаем! А знаете ли вы о себе достаточно?

    Режиссер Быков настольно эмоционально тонко показывает нам обнаженную душу по сути махровых мусоров, тех, кого мы с ненавистью называем «оборотнями в погонах», что откуда-то берется к ним симпатия! Здравый смысл кричит нам, орет — да они же все твари, продажные шкуры, рука руку моет! Но, с глубины души, нехотя поднимается необходимость признать — а ведь за чертой-то мы все твари! Загони нас, жизнь, в угол, мы еще и не так кусаться будем! Ментовская круговая порука вдруг приобретает какие-то черты дружбы… Цель оправдывает средства? И до конца мечешься между ярлыками — «мрази» или…

    Садогуманизм нельзя назвать главным посылом фильма, но, все же, мы понимаем, что убив Ирину в начале фильма, удалось бы избежать целой реки невинной крови. Да и ей, пожалуй, не пришлось бы пережить всего последующего кошмара. На внезапной смерти ее ребенка, ее нечеловеческие испытания только начинаются. Ну и, браво! Браво актрисе так шикарно справившейся со сложнейшей ролью!

    Два красавца-мужчины, небритые, суровые, волевые и со всеми остальными атрибутами «настоящего мужчины», да еще и с таким человечными духовными чертами, однозначно привлекут внимание душевно тонких женщин, которых угораздило смотреть этот непростой фильм. Парням есть на кого равняться…

    Фильм ценен многослойностью, о нем не перестаешь думать, выуживая наверх все новые и неожиданные ощущения.

    Главное, не остановиться на выводе, «что свидетелей надо убирать сразу!»)

    9 из 10

    23 декабря 2013 | 19:24

    «И когда я смотрел его, то понимал,
    Что Россия это и есть!»

    Д. Быков

    Дима Быков сказал эти слова про творчество Балабанова, но они идеально подходят и к картине Юрия Быкова. Как заявляет сам режиссер, он хотел показать понятийную, пацанскую систему, в которой живут главные герои, в которой живем и мы с вами. Одним из самых ярких и наиболее точных символов этой системы, которая сегодня сложилась у нас в стране, является БМВ X 5 с номером «777», точнее символа не придумать.

    Но это не только фильм про систему неофеодализма (как сказал бы Владимир Александрович Четвернин) в нашей стране. Если лет 15 назад «героем нашего времени» был «Брат» Балабанова, то сегодня это «Майор» Быкова. Оба героя пытаются найти ответ на вопрос: «В чем сила, брат?». Рядом с героем Бодрова был его старший брат, считающий, что сила в деньгах. С героем Дениса Шведова рядом коллега Паша, который всем своим поведением пытается доказать, что сила во власти. Но Брат и Майор считают иначе, они задают не только сами себе, но и другим один и тот же вопрос: «Вот у тебя деньги, власть, нажитые не самым честным путем, а что дальше, как жить-то с этим?».

    Режиссер фильма говорит, что нельзя сегодня снимать фильм про нас хороших, иначе мы захлебнемся в собственной ненависти. Я согласен с ним, надо снимать фильмы про нас настоящих, такие как «Елена» Звягинцева, «Долгая счастливая жизнь» Хлебникова. Может подобные фильмы помогут нам стать лучше.

    В фильме «Жить» герой Дениса Шведова произносит следующую фразу: «Все мы гнилые, когда жить хочется», а «Майор» пытается опровергнуть вышеупомянутые слова. Получилось ли у «Майора» это сделать? У каждого зрителя будет свой ответ на данный вопрос.

    P.S.

    Я помню, как в 2007 году в пустом зале смотрел «Остров» Лунгина, четырьмя годами позже в такой же обстановке смотрел «Ходорковского», вот и на «Майоре» в зале было очень много пустых мест. Андрон Кончаловский сказал в одном своем интервью: «Сегодня зритель воспитан на ситкомах и американском коммерческом кинематографе, ему малоинтересно смотреть серьезное кино, так же как малоинтересно читать Пруста».

    Я не прошу вас начать читать Пруста (в стране, где его не знает даже премьер-министр (все помнят беседу с Познером?), глупо просить читать Пруста остальных людей), я прошу начать смотреть серьезное кино, а вдруг понравится?

    Говорят, что в «Каннах» «Майору» аплодировали, сходите и вы на этот фильм…

    14 августа 2013 | 21:34

    Юрия Быкова вдохновила история Евсюкова, но не ищите здесь прямых аналогий «подвигам» столичного майора: с героем фильма его не роднит ничего, кроме звания.

    Где-то в Рязанской губернии майор полиции Соболев, спеша ранним утром в роддом к жене, сбивает насмерть на загородной дороге семилетнего мальчика на глазах его матери. После этого он запирает мать в машине, под колесами которой лежит ребёнок, и звонит коллегам, которые начинают процедуры по вызволению майора из затруднительного положения. Всё идет по наработанному плану. Но без крови не обходится.

    И быть бы уже Соболеву на свободе, да тут некстати в нём просыпается что-то вроде совести. А всё потому, что майор не предполагал, что пролитую кровь придётся измерять не каплями, а литрами. И вот ведь беда: пробудившееся у Соболева чувство вины мешает не только его коллегам, но и самому фильму. И чем больше совестится майор, тем сильнее скрипит и покачивается сценарная конструкция. Я не то чтобы не верю в честных полицейский, но совесть она, ведь, как беременность — либо есть, либо нету.

    Быков подбирает фактурных исполнителей. Менты у него крепкие парни с толстыми шеями и с суровыми взглядами из-под насупленных бровей. Я вот всё гадаю: это только в России полицейские так похожи на бандитов или это такой общемировой тренд? Круговая порука, где все повязаны тем уже, что у каждого личное досье запятнано. А лежат те досье, как то яйцо из русской сказки, далеко-далеко, и за эту их недоступность каждый должен платить — всегда прикрывать товарища, случить с ним беда. Поэтому отряд полиция тут — это бригада карателей, а отдел полиции — застенки Гестапо.

    В то время как мир усложняется и утоньшается, в России по старинке пытаются всё решать с позиций силы, а чуть что, сразу передергивают затворы. Поэтому и лязг оружия так мил нам и приятен. Это собственно не удивительно. Последний пик насилия пришелся на 30-40-е годы, значит, сейчас растёт четвертое поколение с этой, вшитой у каждого «между бровей», информацией. Учитывая правило семи поколений (седьмого колена), ситуация начнет выравниваться лет через 70. Жаль только, жить в эту пору чудесную уж не придётся, как минимум, мне.

    Как и тремя годами раньше (с фильмом «Жить») Быков снова попадает в конкурс «Кинотавра» — нашего главного национального фестиваля. Однако этим успех «Майор» не ограничивается. Перед тем он становится чуть ли не единственным нашим фильмом, который приглашают в Канн, пусть и не в конкурс, а в параллельную программу. Вдобавок ко всему он получает несколько призов, в том числе Гран-при, на фестивале в Шанхае. И это притом, что ноги «Майора» торчат из 1990-х и упираются в, казалось бы, уже давно отработанную у нас тему «бригадного подряда», которая вдруг оказывается сегодня востребована там у них, как русский бренд. Хотя надо признать, что Быков стоит куда ближе к реалиям российской жизни, чем, например, Сокуров — главный наш режиссёр для каннского фестиваля.

    Какого рожна, спрашивается, такое кино попадает в Канн? Полагаю, для равновесия. Для утонченного западного восприятия — это, своего рода, экзотика третьего мира, где Россия по привычке всё еще выступает в образе монстра. Это может делаться исключительно для геополитического баланса, чтобы картина мира была представлена во всей её полноте, в том числе и в образе феодальной русской провинции. В советские времена наше кино гораздо чаще гостило в Канне, Берлине и Венеции по той же причине: мы развивались не как они, и тем уже были им интересны.

    Если обратиться к знаменитой пирамиде потребностей Абрахама Маслоу, то герои «Майора», как бы олицетворяющие общество, застряли в своём развитии на первых двух (из семи) ступенях, когда все запросы сводятся в основном к удовлетворению первичных инстинктов и безопасности. Говоря проще, в утолении голода, полового влечения, а также избавления от страха. Некоторое время назад я разговаривал с одной молодой семейной парой, и не без удивления услышал, что и этим ребятам — с высшим образованием и неплохо оплачиваемой офисной работой — совсем не чужда такая позиция — «поесть, поспать, потрахаться». Именно так (слово в слово!) они и определяли смысл своей жизни. И не было в этих словах никакого кокетства — ситуация вполне располагала к откровенности. Что уж тут спрашивать за духовность с провинциальных копов, которые целыми днями разгребают кучи, сами знаете чего.

    31-летний Юрий Быков — и швец, и жнец, и на дуде игрец, поскольку отвечает тут не только за сценарий, режиссуру и вторую по значимости роль, но и за музыку, и монтаж. Короче, снимает самое, что ни на есть, авторское кино. Наверняка эти мужские «игры на свежем воздухе» больше всего и вдохновляли его на творчество. И вроде бы все он делает правильно: у многих, думаю, найдётся (даже у меня), что предъявить служителям нашего порядка. Однако Быков предъявляет именно что ненависть к ним, а с прививками негатива у нас и так давно передоз. Судя по тому, что он снимал кино в родном Новомичуринске, то вполне мог сводить таким образом счёты. Может, с кем-то лично, может, с местной милицией, а может просто с малой родиной за то, что «рожей не вышла».

    Но что касается сюжетных перипетий (самого слабого места современного кино), то их он высасывал явно не из пальца, как большинство сценаристов, а из того дула, которым при каждом удобном и неудобном случае его герои, да и он сам, тычут в объектив кинокамеры. И, похоже, что за этим мачистским нарциссизмом не скрывается ничего, кроме неосознанной предъявы, что — да, не наигрался в войнушку. И чтоб как-то оправдать нереализованную подростковую потребность, Юра по-полной заряжает её ненавистью к ментам. Всё-таки наезд на блатных ко многому обязывает, а в нашу полицию сегодня разве только министр внутренних дел камень не бросит. А тут ещё и Евсюков подставился…

    И всё же этот брутальный фильм «даёт конкретного петуха». Виной тому — женская психология, которая, видимо, осталась для автора тайной за семью печатями. Вы хоть что со мной делайте, но я не поверю, что мать, только что потерявшая ребёнка, будет убегать и прятаться вместе с убийцей своего сына от его подельников лишь потому, что он на неё ствол наставил. Да хоть бы он к ней на танке приехал — она пластом ляжет перед ним и с места не сдвинется.

    P.S. Сразу после премьеры «Майора» Юрий Быков взялся за новый проект под названием «Крест». О крещении Руси…

    1 октября 2013 | 06:42

    Фильм «Майор», Юрия Быкова, представляется для меня одним из самых удачных русских фильмов последних двух лет. Картина дышит провинциальной действительностью, решается всё по понятиям, события, описанные в картине, могли произойти в любой точке бывшего СССР, «брат за брата» и «на каждого «говно» есть, не первый день работаем». Я сам вырос в одном из таких городов, где правит беспредел, бывшие грузчики — крупные бизнесмены, в городе нет денег на ремонт дороги, а у МЭРА новая Волга! Среди моих знакомых (косвенно) есть те, которых отмазывали от убийств. Фильм не все поймут, особенно те, кто вырос в СПБ и Москве, для них этот мир не существует, он не реален, выдуман. Для меня он есть!

    История предельно проста, маленький город, в котором своя иерархия, главный, Алексей Павлович, по всей видимости начальник полиции, по совместительству и главный коррупционер города, у которого везде есть свои люди, в том числе и в правительстве города, хоть и номинальном. Для него не важно кто прав — кто виноват, главное чтобы его как она сам говорит:-«шакалы из области, раком не нагнули». Одним из исполнителей, следящих за порядком в городе (а по другому никак) и является главный герой фильма «майор», который мчась на своём БМВ, сбивает на пешеходном переходе, семилетнего мальчика на глазах у его матери. А мчался он к своей рожающей жене. Приехавшие на место, сотрудники полиции (сослуживцы виновного) долго не думая, наливают матери ребёнка, коньяк, фиксируют опьянение и всё, не первый и не в последний раз такие дела решают. И всё вроде по человечески, «ребёнка уже не вернуть, а ты нормальный мужик, никого не кидал, у тебя жена рожает, езжай к ней». Эти слова говорит друг главного героя, так-же один из главных в полиции Павел, которого блестяще сыграл сам Быков. Он пытается помочь выпутаться из сложной ситуации своему товарищу, пускай и путём запугивания, ломания семейной пары, у которых погиб ребёнок. Потому что речь идёт о молодом, перспективном майоре полиции, но это вызывает ещё большую ненависть потерпевших. И чтобы те подписали показания, согласно которым мать была пьяной во время происшествия, приходится применить силу. Павел чувствует свою безнаказанность, наказать его, может только Алексей Павлович, но тот разрешил кусать, и он не только укусит, он сожрёт! В итоге к концу фильма вместо одного трупа ни в чём неповинного мальчика, оказывается пять убитых, заслуженно или нет но всё же убитых людей. Попавший под горячую руку лейтенант ДПС, капитан полиции, которого самого пол года назад отмазали по более серьёзному преступлению, отец мальчика, сама Мать! Все эти смерти воспринимаются спокойно, жалость испытываешь к мальчику, матери, и самому «майору» он попытался даже что-то исправить, спасти потерпевшую, но получилось ещё хуже. В конце фильма он остаётся живым, физически, его не убивают, хотя это мог сделать тот-же самый Паша, оставив его жить то-ли потому что, он его друг, то-ли потому что у него только что родился ребёнок. А может быть потому, что в любом случае после этой истории его убьют через какое-то время тихо и спокойно, а сейчас зачем марать руки? Даже если он останется жить, морально он мёртв, как он будет смотреть в глаза своей жене? Как он сможет теперь общаться со своими «коллегами»? которые к слову готовы так-же загрызть друг-друга. Но самое главное, какое будущее ожидает его, только что родившегося ребёнка? В этой истории нет правых и виноватых.

    Многие зрители наверняка смотря этот фильм думали, -«Ай ну вот надо-же, какая всё таки у нас страна прогнившая, всё по блату, и как жить теперь после этого?» И когда мать несчастного ребёнка задаёт вопрос: «Как вас, таких уродов, земля носит?», от одного из «оборотней в погонах» следует столь же уместный и логичный ответ: «Также как и тебя. Сбей твой муж ребёнка на улице, ты бы его повела в милицию?» И мать не ответила! Действительно, со стороны всё это смотрится иначе! Никто не святой, каждый понимает, «где свои, а где чужие». На мой взгляд Быков этой картиной пытается понять, кто виноват ? Кто виноват что я смотря этот фильм воспринимаю всё как должное? Кто виноват что всё порешали свои же ребята, а не как того требует закон, по суду. Кто виноват что отмазать своего даже если убил, стало нормой? Кто виноват, что простой слесарь не может найти защиты в полиции, а наоборот эта же самая полиция его избивает. Виновных нет. Ответ каждый должен найти в самом себе.

    Начни с себя.

    2 июля 2014 | 00:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    В программе российского павильона на Каннском кинофестивале в этом году соседствуют пресс-конференция «Ограбления по-американски» с Эдрианом Броуди и Эйконом в качестве гостей, вечер памяти Алексея Балабанова, традиционная презентация «В фокусе новое российское кино» и многое другое. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Раньше Фонд кино определял лидеров в том числе и на основе успеха фильмов киностудии на фестивалях, номинаций на награды. Почему студия «Рок» и попала в список лидеров. Но в следующем году мы легко можем вылететь, потому что остается только критерий кассового успеха. Вот уже вылетела студия «Коктебель» Романа Борисевича, хотя у них замечательные фильмы Хлебникова, Попогребского(...)
     
    все интервью

    Статьи


    Подростковая любовь, любовный треугольник с Константином Хабенским, драма о противостоянии сантехника мэру города, сиквел успешной комедии про свадьбу, философское фэнтези в нижегородских лесах, «анти-Елки» от одного из самых интересных российских режиссеров и еще 29 отечественных фильмов, на которые стоит обратить внимание в 2014 году. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Одно дело звезды зарубежные, с ходу ослепляющие улыбкой и парой комплиментов. Но и среди отечественных артистов есть те, кто покорил наши сердца. В конце года мы решили составить топ-5 самых приятных в общении актеров. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Лицо со шрамомScarface8.194
    141.Белый пленEight Below8.193
    142.Звёздочки на землеTaare Zameen Par8.190
    143.ПривидениеGhost8.188
    144.Андрей Рублев8.187
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.БёрдмэнBirdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)94.49%
    12.Бонд 24Bond 2494.45%
    13.ФокусFocus94.40%
    14.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.05%
    15.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.83%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЛюсиLucy98
    Горько! 210
    ПревосходствоTranscendence214
    ШаолиньSan Siu Lam Zi19
    Чернобыль: Зона отчуждения7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.086
    ДракулаDracula Untold6.618
    СудьяThe Judge8.209
    ИсчезнувшаяGone Girl8.503
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.444
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры