всё о любом фильме:

Тайна перевала Дятлова

год
страна
слоган-
режиссерРенни Харлин
сценарийВикрам Уит, Елена Шаталова, Аркадий Ягид
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов, Сергей Беспалов, ...
операторДенис Аларкон Рамирес
композиторЮрий Потеенко
художникФедор Савельев, Варя Авдюшко, Денис Николаенко, ...
монтажСтив Миркович
жанр триллер, ужасы, фантастика, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  717.4 тыс.,    Венгрия  5.2 тыс.,    Турция  3.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время100 мин. / 01:40
Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших в 1959-м году. В 2012-м году группа американских студентов, получив грант, отправляется на Уральские горы, следуя тем же маршрутом, что и группа Дятлова, чтобы попытаться восстановить картину и разгадать причину таинственной, мистической и до сих пор не разгаданной гибели советских лыжников.
Рейтинг фильма
IMDb: 5.70 (9409)
ожидание: 90% (10 802)
Рейтинг кинокритиков
в мире
53%
10 + 9 = 19
4.9
в России
29%
2 + 5 = 7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 23 января 1959 года группа из девяти опытных лыжных туристов под руководством студента политехнического института Игоря Дятлова отправилась в лыжный поход по горам. Спустя неделю, 1 февраля, группа остановилась на склоне горы Холатчахль (в переводе с мансийского — Гора Мертвецов), неподалеку от безымянного перевала, получившего впоследствии имя Дятлова. К 12 февраля они должны были вернуться в цивилизацию и выйти на связь, но в конечной точке маршрута так и не объявились.
    • Официальное следствие предположило, что трагедия произошла из-за схода лавины. Позднее появилось несколько версий случившегося — от криминальных и конспирологических до мистических и паранормальных. Обвиняли диких зверей, беглых заключенных из окрестных колоний, солдат, принявших туристов за беглых заключенных, местных жителей из племени манси, для которых Холатчахль имеет ритуальное значение, военных, якобы испытывавших в отдаленной местности новое секретное оружие, агентов иностранной разведки и даже космических пришельцев.
    • О гибели группы Дятлова было написано несколько исследований и снято несколько документальных фильмов. Однако до сих пор никаких внятных и вразумительных объяснений трагедии полувековой давности на сегодняшний день нет.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4828 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Собираясь смотреть фильм, была уверена, что эта история о самих 9-ых «дятловцах», их истории похода и трагической смерти. Представляла, какую историю можно было создать и рассказать зрителю с наличием десятков существующих версий. Однако, узнав, что рассказ пойдет о группе американских студентов, расслабилась и поняла, что скорее всего никто не напрягался с сюжетом. Конечно же тайна «дятловцев» — это замануха. Фильмов про американских студентов, попадающих в передряги в лесу или где-либо еще, сотни. Даже аннотация к фильму выглядела бы как трешевый бред. Не буду комментировать ту кашу, которую кто-то называет сюжетом и оправдывает художественным вымыслом, единственное за что спасибо создателям, так это за увековечивание моего родного поселка Вижай — последнего оплота цивилизации, из которого навстречу смерти ушли 9 студентов в 1959 г. Хотя в фильме это нечто с домом и табличкой «ВИЖАЙ». На самом деле это было очень живописное место, с потрясающим видом на те самые горы. И местные, которые в фильме все помнят (а в баре Ивделя даже фото висит), особенно те, кто родился после 1959 г. в большинстве не знали этой истории про погибших студентов, она не была популярной легендой, передаваемой из уст в уста. И если бы в нашу глушь приехали немецкие студенты и с ними бы так общались местные на родном, я бы поверила), а английский язык там отродясь не преподавался, только немецкий.

    Подводя итог, скажу, что если бы создатели были заинтересованы в создании действительно интересного и качественного хоррора, то даже из такого «сюжета», подойдя с умом, можно было бы что-то слепить, но увы… Единственный момент, когда мне не хотелось нажать на перемотку-это финальные титры с фотографиями ребят из того похода с неплохой музыкой, печально и трогательно. Эх, знали бы они, что через 50 лет после их смерти, их фото, снятые на простой пленочный фотоаппарат Зоркий будут заставками в голливудском фильме…

    За титры и Вижай ставлю

    2 из 10

    18 мая 2013 | 19:03

    Современный кинематограф ориентирован, в большинстве своем, на деньги, а не на идею. Многочисленные псевдо документальные фильмы — яркое тому подтверждение. Формат моден, получаются неплохие фильмы. Но только лишь иногда. Чаще всего получается что — то совсем уж невразумительное. Об одном таком фильме я и хочу рассказать.

    «Тайна перевала Дятлова» (2013) — фильм, раскрученный двумя вещами. Первая из них — история похода на Халатчахль (манс. Гора мертвецов) туристической группы под руководством Игоря Дятлова, пятикурсника УПИ (ныне УрФУ). Вторая — фигура режиссера, приложившего руку к созданию «Скалолаза», второго «Крепкого орешка» и «Кошмара на улице вязов IV». Эти два фактора и выводят фильм на гребень, поскольку саму картину лучше не смотреть, особенно в кино.

    Сюжет давал большую перспективу для творчества. Но режиссер решил ею не пользоваться. Почему? На этот вопрос у меня нет ответа. Первые полчаса фильм еще удерживает внимание зрителя. Вроде, интересное начало — пять американских студентов получили гранд на путешествие к перевалу Дятлова. Интересное же начало похода — разведка местности, перелет, поездка до Вижая. Потом, собственно, начало пути уже на лыжах. Это начало и есть тот переходный момент к той части фильма, которая заставляет уйти из зала, причем с каждой минутой все более и более настойчиво. Но не делаешь этого. Во — первых, жаль денег, потраченных на сеанс, кроме того, хочется увидеть, чем же все это закончится.

    История с походом группы Игоря Дятлова, трагически оборвавшимся в ночь на 2 февраля 1959 года, исследуется уже много лет. Упоминалась она и в западных фильмах, и работах исследователей. Девять студентов (десятый — выбывший из — за больной спины Юрий Юдин — жив и ныне) отправились в поход третей (на тот момент высшей) категории сложности 23 января 1959 года. Через Серов и Ивдель они должны были добраться до поселка Вижай. Потом встать на лыжи, совершить восхождение на Халатчахль и, вернувшись после в Вижай, 12 февраля дать телеграмму в Свердловск о том, что поход состоялся и они выезжают домой.

    Но все, как известно, случилось иначе. Для всех интересующихся в конце приведу ссылки на подробные рассказы как о самом походе, так и о версиях гибели ребят.

    Вернемся к фильму. Просмотрев этот самый «переходный кусок», уже полностью теряешь интерес к фильму. Потому что смотреть там больше нечего — начинается фирменный американский фильм с его абсолютно безвкусным языком повествования и давно уже переставшими быть актуальными штампами.

    Очень грустно взирать на это гнусное зрелище. Фильм не берет своей зрелищностью. Концовка же совсем смазывает и так ущербное для убогого фильма впечатление.

    Надеюсь, вы не попадётесь на эту удочку — желания по фильму выстроить отгадку одной из самых интересных, странных и по — своему страшных загадок XX века — Тайны перевала Дятлова.

    3 марта 2013 | 21:30

    О странной смерти девяти свердловских студентов, погибших в горах Урала, я прочитал впервые в родительской подшивке «Комсомольской правды» 80-ых годов (тогда пошла мода рассекречивать всё засекреченное). Потом этой трагедией заинтриговала всю страну «Битва экстрасенсов», посвятив ей один из выпусков своей программы. А на прошлой неделе вдоль и поперёк проехался по этой теме Андрей Малахов в своих «Пусть говорят» и «Субботнем вечере». Самое интересное, что все эксперты вот уже на протяжении пятидесяти лет не могут прийти к единому мнению- что же произошло на том таинственном перевале с группой Дятлова -существуют около 60-ти версий их смерти от вполне банальных (встреча с беглыми зеками, которых в тех местах было предостаточно, галлюциногены, которых наелась группа и просто перебила друг друга, смерть от рук аборигенов-манси за осквернение студентами их священной горы) до необъяснимых и оттого кажущихся бредовыми (месть духов тех же манси, столкновение с пришельцами, таинственные эксперименты военных над людьми). Ни одна из версий не подтверждается, но и не отвергается учёными, будоража умы кинематографистов вот уже на протяжении полувека… Отсюда такое количество документальных фильмов на эту тему.

    Американский режиссёр Ренни Харлин, знакомый нам, прежде всего, как создатель второго «Крепкого орешка», «Скалолаза» и «Долгого поцелуя на ночь» пошёл чуть дальше всех остальных — усилив свою команду консультантами из России, он снял полнометражный художественный фильм (хоть и в жанре «псевдодокументалистики»), попытавшись представить своё видение гибели «дятловцев» …

    Студентка факультета психологии одного из американских университетов, Холли, защищая курсовую по трагедии в Уральских горах, выигрывает грант на то, чтобы повторить опасный маршрут и снять документальный фильм о тех местах… Воодушевлённая этой идеей, девушка набирает команду кинематографистов и опытных альпинистов и отправляется в путь… Через месяц связь с группой теряется, она бесследно исчезает, а на месте стоянки находят лишь любительские видеосъемки, которые и становятся основными материалами дела…

    По версии Харлина, в этих горах была секретная военная база, на которой проводились секретные испытания по телепортации и в один прекрасный день военные просто открыли порт в мир мёртвых… Что ж, такая версия имеет право на существование, ведь секретные эксперименты военных над людьми озвучивается как одна из официальных версий и по сей день…

    Теперь к моему восприятию фильма- российские консультанты сыграли с одной стороны на пользу оному (хотя бы географические названия произносятся правильно, хотя бы новости смотрятся более менее правдоподобно), а с другой стороны, сами то они смотрели отснятый материал (где вы видели в захолустном Ивделе бармена, медбрата из психиатрической клиники или жителя окрестной деревни, свободно изъясняющихся на чисто английском языке?). Или я понимаю, конечно, что Ивдель уж совсем захолустье, но по ходу просмотра фильма не раз возникало ощущение, что из-за угла сейчас выскочит медведь, спокойно разгуливающий по улицам города.

    К минусам фильма я бы отнёс явную спекуляцию Харлина фактами 50-летней давности- ведь трагедия группы Дятлова просто привязана к частичке сюжета, а основной сюжет развивается параллельно…

    Резюмируя всё вышесказанное, скажу что фильм явно придётся по душе поклонникам «Искателей могил», «Паранормального явления» и прочих фильмов, снятых в жанре псевдодокументального кино, меня же он завлёк всего на раз (второй раз смотреть не буду), так и не раскрыв для меня тайну гибели девяти молодых людей…

    22 апреля 2013 | 11:18

    Ну что сказать. От Ренне Харлина я уж точно не ожидал ужастиков, да и еще в стиле мокьюментари. Честно сказать — ожидал самого худшего. Но… К счастью я ошибся.

    Немного о жанре. Мокьментари хоррор — жанр зародившийся в 1997 году. Первый фильм в стиле — «Ведьма из Блэр». Многие полагают что жанр появился еще раньше — в 1970-ых в фильме про остров каннибалов. Фильм был наполнен ужасными сценами и его даже запретили к просмотру во многих странах.

    Поэтому я считаю и буду считать прародителем жанра «Ведьму из Блэр».

    Что же касается «Тайны перевала Дятлова», то здесь все совсем по другому. Режиссер ради реалистичности взял для сценария реально произошедшую историю и переделал ее под настоящее время и на свой лад.

    Сюжет — впечатляет. Кроме самой тайны перевала Дятлова Ренне Харлин приплел еще парочку «как-бы» реальных историй типа «Филадельфийского эксперимента». Но несмотря на то что ты сам осознаешь что это не совсем правда, на некоторое мгновение ты невольно веришь в это и от этого чувства аж мурашки по коже.

    Игра актеров — неплохая. От криков ужаса, удивленных возгласов и т. п. самому становится страшно. А ведь все знают — реалистичная игра актеров — залог хорошего фильма ужасов.

    Что же касается самых ужасов — то здесь их не так и много, но и они жутко пугают. Подобно скриммерам — которые выпрыгивают перед тобой а потом исчезают, а ты в ужасе пытаешься осознать правда это или галлюцинации. Очень здорово, мне понравилось.

    Ну насчет телепорта и разгадки тайны Дятлова скажу так — очень оригинально и забавно придумано. Как версия — вполне возможная, ведь мы не знаем как все было на самом деле. А могло быть все и фильм Харлина — отличный пример одной из версий произошедшего. А также один из самых достойнейших ужастиков жанра мокьюментари.

    Мы никогда не узнаем что именно случилось в ту жуткую ночь. Была ли это лавина или испытания нового сверхсекретного оружия. Быть может внеземная цивилизация, а может духи горы Хохлат-Чахль. Кто знает. Известно только одно — тайна перевала Дятлова навсегда покрыта мраком и окутана неизвестностью.

    10 из 10

    20 мая 2014 | 10:40

    Я ждала этот фильм, признаю честно. Ждала и надеялась, что хоть что-то у ребят получится. Что снимут качественное, интересное и более-менее реалистичное кино, с детальной проработкой какой-нибудь одной версии произошедшего с группой Дятлова. Не дождалась.

    Создатели пошли другом путём. Вместо общеизвестных версий решили придумать свою. А так как даже самые бредовые идеи, по поводу инцидента уже давным-давно были озвучены, сценаристам видимо пришлось приложить немало усилий что бы придумать что-то новенькое. Они взяли всего понемногу из всех версий, добавили собственных элементов и таки сняли кино. Получилось… никак. Никак до такой степени, что я даже не могу сказать, хороший фильм это или нет. После просмотра не осталось совершенно никаких эмоций. Я даже не могу припомнить хоть какую-нибудь картину, к которой бы у меня проснулось такое же безразличие. А если учесть, что «Тайна перевала Дятлова» была ожидаема мной, а сама история долгое время серьёзно интересовала — то такое положение вещей, просто феномен! Единственное, что я смогла выдавить из себя, выйдя из зала: «Какая же чушь!».

    И действительно — всё, что было показано на экране, не что иное как чушь собачья или бред на постном масле (выбирайте кому что нравится). Сценарий фильма, его идея — полный провал. Начинается кино довольно неплохо. Немного вяловато и монотонно, но для мокьюментари это в порядке вещей. Россия показана сносно (с точки зрения достоверности), и даже досадные глупости вроде повсеместного владения английским и самогона в баре не портят общие ощущения. Сердцевина кино, где начинаю нагнетать атмосферу, а у героев начинаются размолвки и лёгкая паника, выглядит уже хуже начала, но всё-таки довольно неплохо. Типично для подобного кино. А вот последняя часть и финал, где создатели раскрывают перед зрителем все карты, кажется убитой в хлам, ибо такая чепуха не снилась даже создателям «Последнего изгнания дьявола». Этот сущий бред на смешении слешера и какой-то нелепой фантастики времён холодной войны, лишённый логики и смысла, ко всему прочему заканчивается окончательным и бесповоротный «фейспалмом», подытоживающим таким образом весь фильм. И это, я ещё опускаю, абсолютную нелогичность действий и отсутствие элементарного инстинкта самосохранения героев (подобным грешат все псевдодокументалки).

    Ко всему вышеперечисленному могу добавить абсолютное отсутствие какой-либо атмосферности и какие-то неразвитые, непонятно зачем вставленные в кино, линии отношений между главными героями.

    И всё это снято по мотивам реальной, загадочной до дрожи истории, о которой можно снимать до бесконечности! Снимать интересно и даже страшно! А тут такое… Никакое. Совершенно не имеющее отношение к реальности. Абсолютно глупое, настолько, что даже не смешно.

    Остаётся лишь один вопрос, долго ли думали создатели над таким «гениальным» сценарием?

    3 из 10

    13 марта 2013 | 00:33

    Вот появилась уже такая тенденция у американцев снимать фильмы, которые рассказывают о событиях, которые произошли в СССР! Примером служит та же «Запретная зона» Орена Пели. На этот раз решили «экранизировать» трагедию, произошедшую 50 лет назад! Группа из 9 человек была найдена мертвой на горе, которая в переводе с языка манси означает «гора мертвецов». Вообще, меня очень сильно интересуют события, которым нет научного объяснения. Пожалуй, поэтому, мне сразу запомнился этот проект и появилось непреодолимое желание лицезреть его на экране!

    Единственное, за что можно сказать спасибо режиссёру, так это за то, что взял очень интересную тему! А вот реализовал её плохо! Начиная от того, что начало фильма похоже на другие фильмы — ужасов и заканчивая тем, что концовка фильма — это несуразица полная. Ну, такое придумать, впрочем, об этом позже!

    1)Начало фильма очень схоже с другими молодёжными ужастиками! Не хочу описывать!

    2) Середина фильма — самая интересная его часть! Происходят события, которые имеют какое-то мистическое происхождение! Действительно, довольно мрачная обстановка! Хотя за тупыми диалогами эта обстановка «съедается», но хоть присутствовала немного!

    3) Конец фильма — мама не горюй! Ну, такое придумать! Ужас просто. Тема группы Дятлова отходит на второй план, или даже на третий, а тема кое-чего (узнаете сами) переходит на первый! Да нам не интересно, что там! Мы хотим увидеть вашу версию того, что же произошло 50 лет назад в этом месте! В итоге, вся та мистическая обстановка развеивается, а тема фантастики резко к нам всплывает! Не вижу никаких приоритетов использования фантастики в этом фильме. Бред!

    Пожалуй, можно ещё найти плохие моменты фильма! Например, мне не нравится съёмка в стиле «Паранормального явления». Можно было снять всё на обычную камеру, с хорошим оператором! Просто глаза болят смотреть на вечно дрыгающуюся камеру, в которой, помимо этих конвульсий, ничего разглядеть не возможно, да и качество плохое! Ещё один пример: где-то в начале фильма показывают выпуск новостей, а потом, якобы в этом выпуске, показывают всё, что происходило! Получается, что выпуск новостей длился более часа и этот час занимает одна тема! Странно немного! Игра актёров находится на посредственном уровне. Особых талантов и достижений не видно! Средненько!

    Фильм оказался стандартным ужастиком! Единственное, что заставляет меня сделать эту рецензию серой, так это задумка фильма! Очень интересная тема, не смотря на то, что тупо реализованная!

    5 из 10

    4 марта 2013 | 17:26

    Увидев афишу и многообещающую рекламу к фильму «Тайна перевала Дятлова», я начала чуть ли не отсчитывать дни до премьеры. Уж очень меня эта тема волнует и интригует. Поход молодых ребят 1959 года, который закончился крайне трагично, до сих пор вызывает неподдельный интерес, что и обусловливает огромное количество выпущенных на эту тему книг, документальных передач, художественных фильмов. «Тайна перевала Дятлова» среди этого множества является просто позором.

    События фильма разворачиваются следующим образом: группа ребят из Америки отправляются тем же маршрутом, что и команда Дятлова, и не удивительно, что их ждет такой же «счастливый» конец. Как еще могут развиваться события фильма ужасов? Да никак! Но зритель то ожидает увидеть ту самую разгадку тайны. И что мы видим вместо этого? — военные эксперименты, перемещения во времени, злополучный, непонятно — откуда — взявшийся бункер. Ох, конец был не просто бредовым, а архибредовым.

    Но, такой неожиданно ужасный конец отнюдь не все, что отпугивает в данном творении. Всем известно, что в группе Дятлова был счастливчик, который по сложившимся обстоятельствам прекратил свой путь и, таким образом, остался жив. Он живет, будем надеяться, вполне достойно и по сей день. Но нет, авторы «Тайны перевала Дятлова» загнали его в психбольницу! Это уже ни в какие рамки не идет.

    Очень смешно было наблюдать за развитием событий фильма. Как я отметила, главными героями были американцы, которые ни слова по-русски не знали. И как же меня насмешил тот факт, что люди в глубинке, на Урале в совершенстве владеют английским языком и без труда общаются с героями. Будь-то водитель грузовика в полосатом свитере, или одинокая женщина в возрасте, живущая в доме посреди леса — все знают английский у нас на Руси! Европейцы завидуйте уровню знаний простых деревенских жителей! Мне, как лингвисту, было очень смешно следить за теми диалогами, точнее за сложностью тех диалогов, которые американцы вели с жителями Северного Урала.

    Итог: складывается мнение, что создатели фильма не знали абсолютно никакого бэкграунда, когда снимали эту картину. Не достоин он зваться фильмом, основанном на реальных событиях. Ничего и в помине реалистичного и правдоподобного нет. Приятно было смотреть только на красивые пейзажи.

    3 из 10

    12 марта 2014 | 00:19

    Я прочитала рецензии, послушала мудрых друзей, которые охарактеризовали этот фильм словами, далекими от высоко литературных, но все же решилась его посмотреть, чтобы, как вышло, присоединиться к мнению людей нейтральных.

    Во-первых, не было смысла ждать, что американцы вдруг разгадают тайну 59 года или вдруг покажут нечто, чего мы раньше не видели. Во-вторых, мне вот лично всегда интересно посмотреть, как та же нация показывает мою страну со своими вечными и уже ставшими классикой стереотипами. В-третьих, фильм навел на желание в очередной раз перечитать «Хребты Безумия» Лавкрафта, рассказал мне о «Филадельфийском Эксперименте», о котором я никогда ранее не слышала, да и просто напомнил мне, что есть фильмы во много, много раз хуже и глупее.

    Тем более, начинается все достаточно интересно. Группа студентов, воодушевившись реальной тайной перевала Дятлова, решила махнуть из Орлеана в Россию, чтобы понять (попытаться понять), что же случилось с погибшей в 59 году экспедиционной группой. Диалоги как диалоги, актеры как актеры, честно, не вызвали никаких эмоций… Правда, в конце, конечно, уже пошла откровенная ересь (но нравятся же кому-то фильмы вроде Спуска), но историю до конца доводить надо, а значит, концовку сочинили абсолютно в американском стиле.

    Честно, у меня этот фильм не вызвал негативных эмоций, скорее, полное безразличие. Поэтому от конкретного совета — смотреть/не смотреть — воздержусь.

    5 из 10

    7 августа 2014 | 08:24

    Как то совершенно случайно наткнулся на эту загадочную историю с гибелью группы туристов, возглавляемую Игорем Дятловым в далеком ныне 1959 году. Заинтересовал ореол таинственности над данной историей и в связи с этим прочел много информации на интернет ресурсах, и даже посмотрел одноименный документальный минисериал 1997 года уральской телекомпании, который оставил после себя больше вопросов, чем ответов. Особенно тем, что финальная серия этого фильма, где как обещалось «расскажут наиболее достоверную версию гибели туристов», так и не была снята…

    И какого же было мое удивление, когда узнал, что довольно именитый режиссер Ренни Харлин, собрался снимать фильм на основе тех далеких загадочных событий!

    Особых откровений от фильма, конечно, не ждал и на безусловную неоспоримость выводов рассчитывать тоже не приходилось. Но все же очень было интересно взглянуть на те события с высоты прошедших лет и глазами зарубежного режиссера.

    Ну и что хочется сказать, фильм не разочаровал! Вступительная часть фильма может и может показаться кому-то немного нудной и затянутой, но зато события второй половины фильма заставляют держать в постоянном напряжении. Ну и соответственно замороченный, но немного предсказуемый конец! В целом очень даже неплохо! Наверное фильм будет интересен даже тем, кто не знаком с событиями 59-го года.

    Интересно, почему наши режиссеры, когда, как говорится, «под ногами» столько готовых сценариев, снимают, мы знаем какие фильмы? Хотя на этот вопрос ответ мы тоже наверно знаем)

    8 из 10

    1 марта 2013 | 14:17

    Учитывая тот факт, что ни одного живого свидетеля трагедии, случившейся в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на склоне горы Холат-Сяхл (Горы мертвецов), не осталось, правды о тургруппе Дятлова нам не отыскать. Всем алчущим ответа остается лишь одно — примкнуть к той или иной версии, коих за полвека наплодилось легион. И разум подсказывает, что из всех возможных развязок следует избирать не самую интересную, а самую простейшую.

    Полагаю, все, кому данная тематика интересна, уже успели прошерстить Интернет, прочитать солидную статью в Википедии, отсмотреть имеющиеся материалы, в том числе документальные фильмы Первого канала, телеканалов «Россия-1» и «РенТВ ». А также ознакомиться с художественными версиями по мотивам данной мистической истории — книгой Анны Матвеевой и ее зарубежным аналогом Алана К. Бейкера. Именно последний литературный источник и стал основой для съемок фильма «Тайна перевала Дятлова», поставленного финном Ренни Харлином при полном содействии российской стороны в лице продюсеров Роднянского, Мелькумова и иже с ними.

    … Наши дни. Американская студентка Холли Кинг, которую с детства преследуют ночные кошмары о таинственной двери в заснеженных уральских горах, мечтает узнать всю правду о таинственной и ужасной трагедии перевала Дятлова. Ради заветной цели девушка выбивает в родном институте исследовательский грант и подбирает команду единомышленников, куда входит ее друг (не бой-френд) Дженсон, парочка юных альпинистов и грудастая звукоператорша Дениз.

    Холодная война давно закончилась, поэтому нет никаких проблем с покупкой билетов до Челябинска, откуда новоиспеченные исследователи намерены добраться на перекладных до поселка Вижай. Откуда, собственно, и повторить поход группы Дятлова до того места, где пятьдесят лет тому назад девять человек нашли свою страшную смерть. Попытка побеседовать с последним участником того события, Петром Каровым, не увенчалась успехом: санитары психбольницы, где Каров якобы содержится, на ломаном английском послали янки «гоум хоум».

    Подъем прошел успешно, как и первая ночевка. Однако найденные утром у палаток неопознанные следы босых ног расстроили туристов. Особливо тревожил тот факт, что до и после следов их обладатели явно воспаряли в небеса, ибо отметины в снегу начинались и прерывались внезапно. Несмотря на сей расшатывающий нервы факт, было решено продолжить путь. На следующей стоянке Холли и Дженсон, выйдя подышать свежим воздухом перед сном, обнаруживают в сугробе дверь в бункер. Но отрыв ее, не спешат поделиться находкой с остальными, беспокоясь за их душевное равновесие. А ночью происходит то, ради чего вся поездка и затевалась — приключения на пятую точку…

    Многие помнят голливудского финна Ренни Харлина за его вполне успешные и качественные экшны 90-х: «Крепкий орешек 2», «Скалолаз» и «Долгий поцелуй на ночь». Будучи женат на известной актрисе Джине Дэвис, финн уверовал в собственную неуязвимость и вместо очередного боевичка выколотил невиданную по тем временам сумму в 100 миллионов на постановку масштабного пиратского фильма «Остров головорезов» с женой в главной роли. Однако то ли астрологический прогноз подвел, то ли зритель еще не был готов к возрождению пиратской романтики, но картина с треском провалилась в прокате, увлекая на дно счастливый брак Харлина, его карьеру, а заодно и кинокомпанию Carolco, которую не спасли от банкротства даже права на франшизу «Терминатор».

    С тех пор режиссер что-то снимал, но мейнстрим настырно отплевывал его поделки в категорию Б. И вот в начале второго десятилетия нулевых Харлин воспарил духом, когда «сбитого летчика» из небытия выдернули на свет божий российские продюсеры, предложившие ему экранизировать советскую мистерию про трагедию тургруппы Дятлова. Что характерно, за основу сценария взяли отнюдь не художественно-документальную повесть Анны Матвеевой, по которой ранее собирались снимать фильм на Свердловской киностудии, а иностранную версию событий, увиденную воспаленными глазами английского писателя Алана К. Бейкера. Причем сам Бейкер в качестве вдохновителя этого опуса практически нигде не упоминается.

    Российское содействие сделало картину, снятую с непрофессиональной американской молодежью за скромные деньги на трясущуюся камеру — чисто отечественным продуктом. По крайней мере, мои попытки раскопать в забугорном Интернете информацию о кассовых сборах ленты в североамериканском прокате не увенчались успехом. Зато в России кино пользовалось относительной популярностью, заработав в кинотеатрах более 150 миллионов рублей.

    По словам Харлина, «захватывающий сюжет лежал у него на блюдечке», а сама история с перевалом Дятлова — одно из самых загадочных паранормальных происшествий современности. Другими словами, авторы изначально отбросили за ненадобностью любые правдоподобные версии тех событий, предпочтя фактам беллетристику, а логике — собственную буйную фантазию. Имея на руках превосходный материал для съемок очередных «Живых» или драмы о выживании вообще, наши коммерсанты при поддержке Голливуда скрупулезно надругались над собственным прошлым, превратив трагедию в балаган.

    Их болезных, в общем-то, винить не в чем. Ведомые сногсшибательным триумфом аналогичной по задумке «Ведьмы из Блэр», Роднянский и компания видели себя во снах пакующими миллионы баксов по чемоданам. Они не учли двух факторов. Во-первых, со времен «Ведьмы» утекло много воды и километров кинопленки, а подражателей расплодилось столько, что наши горе-кинодеятели тупо глотают пыль за толпой бегущих в том же направлении. Во-вторых, история про американцев, потерявшихся в родном лесу, и про американцев, нашедших приключений на свою замерзшую жопу в Уральских горах — две большие разницы. А если приплюсовать к этому крайне бездарный сценарий, набивший оскомину стиль съемки и аморфных персонажей — получим то, что и должны были получить.

    Вопреки распространенному мнению, эпизод с «дятловцами» никогда не был материалом сверхсекретной важности. Просто о нем, как и о многих других негативных событиях из жизни строителей коммунизма, долгое время умалчивали. Тем более что следствие в итоге зашло в тупик, не имея на руках ни выживших очевидцев трагедии, ни сколько-нибудь внятных объяснений тому, почему туристы посреди ночи выскочили из палатки в тридцатиградусный мороз и помчались вниз по склону.

    И только сегодня, когда СМИ, заинтересованные в собственных рейтингах, начали муссировать «Тайну перевала Дятлова» в различных ракурсах, разумеется, нашлись и те, кто ничтоже сумняшеся использовал сей печальный эпизод советской истории в своих корыстных целях. Радует лишь то, что картина не нашла своего зрителя и пытаясь пропиариться на чужом и вполне осязаемом, в отличие от бредней создателей, горе, закономерно захлебнулась в собственных амбициях.

    3 из 10

    8 февраля 2014 | 16:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    подробнее

    Новости


    После довольно вялого проката фэнтези «Геракл: Начало легенды» финский постановщик Ренни Харлин снова возвращается к нашему времени. Ему предстоит снять триллер «Падший крест» (Fallen Cross), главный герой которого работал на мафию, но теперь пытается исправиться. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Режиссер «Тайны перевала Дятлова» Ренни Харлин рассказал нам об особенностях работы в горах, самом сложном фильме в жизни, о «Чужом 3», современных технологиях, финском кинематографе, несостоявшемся фильме про Бонда и том, как открыл миру Вигго Мортенсена(...)
     
    все интервью

    Статьи


    В прокат выходит «Тайна перевала Дятлова» — фильм, основанный на таинственной истории гибели советских туристов. В жизни много необъяснимого, и именно это часто толкает режиссеров на создание фильмов. КиноПоиск представляет несколько картин, в основе сюжетов которых есть доля правды. И это пугает. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Оз: Великий и Ужасный» собрал 281,8 млн за две недели мирового проката. Пятый «Крепкий орешек» мощно стартовал в Китае и взял 200-миллионный рубеж международных сборов. (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    210.ЗнахарьZnachor8.108
    211.Завтра была война8.108
    212.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.108
    213.Жестокий романс8.107
    214.Загадочная история Бенджамина БаттонаThe Curious Case of Benjamin Button8.106
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Обитель проклятыхEliza Graves94.01%
    17.Черная мессаBlack Mass93.99%
    18.ЭверестEverest93.98%
    19.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.96%
    20.Американский снайперAmerican Sniper93.85%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Бандиты на велосипедахBMX Bandits3
    Карты, деньги, два стволаLock, Stock and Two Smoking Barrels107
    Байки из склепаTales from the Crypt4
    СубстанцияSubstantia1
    СлонElephant152
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.403
    ПосвященныйThe Giver6.979
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.723
    Типа копыLet's Be Cops6.866
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.546
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    премьеры