всё о любом фильме:

Я тоже хочу

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов
операторАлександр Симонов
композиторЛеонид Фёдоров
художникАнастасия Каримулина, Надежда Васильева, Марат Нигматуллин
монтажТатьяна Кузьмичева
жанр драма, криминал
сборы в России
зрители
Россия  30.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время89 мин. / 01:29
По пустынной летней дороге мчится огромный черный джип. В нем — Бандит, его друг Матвей со стариком-отцом, Музыкант и красивая девушка. Они ищут Колокольню Счастья, которая по слухам находится где-то между Питером и Угличем, рядом с уже давно неработающей атомной станцией. Колокольня забирает людей. Но не всех. Но в темной большой машине каждый верит, что выберут его.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.40 (611)
ожидание: 94% (1131)
Рейтинг кинокритиков
в России
87%
20 + 3 = 23
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для фильма не было построено ни одной декорации.
    • Через сорок дней после смерти Алексея Балабанова, 27 июня 2013 года, колокольня Запогостской церкви обрушилась.
    • Алексей Балабанов появился в эпизодической роли кинорежиссера, умирающего в заключительной сцене фильма. В 2012 году у Балабанова было обнаружено онкологическое заболевание, и в интервью он неоднократно намекал на свою скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм.
    Трейлер 01:37
    все трейлеры

    файл добавилSlowpoke_B

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4808 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень неприятно, когда режиссер «ставит вопросы» и «поднимает темы», не давая при этом ответов, а ведь именно это пытается сделать Балабанов. В фильме показаны все «беды России»: бандитизм, алкоголизм, проституция, бездарность (хотя кто-то сочтет это за андерграунд)… Только это все и ежу понятно. Мы видим откровенных уродов, прожигающих свою жизнь, только зачем идеализировать всю эту помойку? Они все хотят счастья, но делают все, чтобы этого счастья не получить.

    Идея «колокольни счастья» уже поднималась как минимум в произведении «Бом-бом» Павла Крусанова в виде «чертовой башни».

    Фильм от начала и до конца представляет собой жалкую тягомотную псевдобытийную покатушку по депрессии российской безысходности.

    Вопросы поставлены давно, причем не Балабановым, только кто даст ответы?

    БЕЗУМНО жаль потраченного времени. Полагал, что Балабанов — один из немногих режиссеров, могущих «дать хорошее кино», но теперь и этот столп покачнулся.

    P.S. Саундтрек просто никакой. Нужно хоть немного уважать зрителя, а не прессовать его этой звуковой помойкой.

    14 декабря 2012 | 10:43

    Полчаса назад я посмотрел «Закрытый показ», в рамках которого показывали последний фильм Балабанова «Я тоже хочу». Смотрю эту передачу чаще не ради фильмов, а ради обсуждения, особенно интересны ролики от журнала «Сеанс», но речь не об этом.

    Нужно сразу сказать о моём отношении к Балабанову — при его несомненном таланте и искренности — весьма негативном. Балабанов — по-прежнему главный российский режиссёр. И это звучит как приговор российскому авторскому кино. Мало того, что он фактически узаконил «чернуху» в кино, сняв несколько конъюнктурных фильмов в конце 90-х, так этим он и вдохновил всю «новую волну» русского кино — от Хомерики до Сигарева, и даже последняя работа Звягинцева ("Елена») отдаёт «балабановщиной». Да, пожалуй, это явление можно назвать и так. А я бы сказал ещё проще — «синдром интеллигента в деревенском сортире», когда столкновение с неприглядной реальностью вызывает у либерально настроенного начитанного жителя столицы приступ бурной жалости к «русскому православному народу» либо наоборот, стойкое отвращение, которое творческий человек тут же с мазохистским удовольствием выплёскивает на бумагу или плёнку. А Балабанов, так как он старше, рассказывает ещё и о 90-х и конце 80-х.

    Да и зритель, если честно с удовольствием включился в эту игру. Но зритель, чаще всего, такой же интеллигент, как и автор, и они друг друга очень хорошо понимают. Простые же люди (уж поверьте мне), в первую очередь, воспринимают в таких фильмах крепкое словцо, обнажёнку и циничное насилие. Для них «Бригада» и «Брат» или «Жмурки» — вещи одного порядка.

    Но вернёмся к фильму. Он откровенно плох. Вопиюще. Сценарий написан даже не на коленке, а на запотевшем стекле в тамбуре поезда во время перекура. При всей моей любви к Фёдорову, настырное тыканье его песнями в уши вызывает тошноту на десятой минуте. Актёры (непрофессиональные) фактурны, но не убедительны. Да им и не нужно, достаточно много раз повторить заглавную фразу, даже говорить о них как о персонажах не приходиться. Гаркуша произносит монолог, как ему надоела жизнь музыканта — хм… иронично. Это всё. Ну и сам режиссёр появляется в кадре, тоже добавляет интереса, особенно учитывая, что фильм стал для него последним. Есть несколько действительно красивых кадров. Может, с десяток…

    При этом критики на передаче сидят и подобострастно говорят о значительности и «русскости» авторского высказывания. Да, всё очень русское: водка из горла, убийца с удостоверением полицейского, бег по снегу голышом, обшарпанные подъезды, разрушенные церкви, и конечно, вечная зима! А кто герои современности: конечно, бандит, алкаш и проститутка. Это ведь так по-русски! Музыкант — тоже сугубо русский — набожный, юродивый, совестливый, и не прочь водочки из горла.

    «Все церкви в фильме настоящие», — говорит режиссёр, как будто это его заслуга, и это вроде бы должно полностью оправдать весь тот православно — высокодуховный лубок, показанный в фильме.

    «Каждый фильм Балабанова актуален, он обо всём, он про нас», — говорит молоденький столичный критик, и честно, хочется если и не начистить ему рожу, то как минимум в неё плюнуть.

    С другой стороны доноситься очень осторожная критика, перемежаясь с почтительными реверансами в сторону режиссёра, которому, как мне кажется, абсолютно всё равно.

    И честно говоря, меня, простого зрителя, берёт зло. Мне надоело кино, состоящее сплошь из либеральных комплексов, интеллигентской рефлексии и постимперского гранжа. Надоела их навязчивая псевдодуховность, выпуклая религиозность и крикливая банальность. Счастье, жизнь, измена, любовь, кровь — не больше и не меньше. И достоевщины и чеховщины, да побольше, побольше, и русскости, не жалей!

    Ещё, говоря о Балабанове и его учениках, часто кивают на Ханеке и Фон Триера, те, мол, тоже чернухой не брезгуют. Тут я не соглашусь. Указанные режиссёры, при своём глубинном морализме — прежде всего провокаторы, и их провокации (иногда художественные, иногда нет) не привязаны к национальным комплексам и потому двигают кинематограф вперёд. А наши, российские режиссёры (за редким исключением), привыкли копаться в собственном дерь…, простите, в собственной грязи, говоря правда при этом, явно лукавя, что снимают на общечеловеческие темы, а потому до сих пор неинтересны никому, кроме самих себя.

    А Балабанова, автора «Замка», «Счастливых дней», «Про уродов и людей», могла ждать участь не антигероя российского кинематографа, а заслуженного автора, уровня не ниже Феррери или Ким Ки-Дука. Но в нашей памяти он останется автором «Брата»…

    17 июня 2013 | 07:45

    Четырнадцатый фильм Алексея Октябриновича Балабанова после просмотра поселяет внутри какое-то резкое сомнение о прежнем понимании жизни. «Я тоже хочу», на первый взгляд, практически бессмысленный роуд-трип к счастью, которого нет даже в непривычно светлом по меркам Балабанова Питере. Как и у Тарковского к Зоне у Алексея Октябриныча едут условные архетипы, только они заранее разделены по итоговой судьбе, которую им готовит Колокольня счастья.

    Привычно немногословные балабановские персонажи, редко говорят и на этот раз, а если и открывают рот, то только для того, что изрыгнуть некий бессмысленный словесный мусор, который теряется в надвигающейся тишине. Пространство фильма замирает перед чем-то важным, тьма то наступает, то отступает, люди отчаянно тянутся к своему счастью, завороженно повторяя — «Я тоже хочу». Однако счастье это оказывается крайне избирательным, и если одним везет очутиться вне бытия, то другим придется устилать своими трупами дорогу для новых смельчаков. Балабанов здесь крайне жесток даже с самим собой, появляясь на экране лично, он не предоставляет для себя выхода в небеса, оставаясь дожидаться прихода Апокалипсиса Майя.

    Вполне возможно, что выполнение своей программы на Земле в виде достижения конечных благ (каждому своих), не является конечным итогом жизни — по Балабанову — это, несомненно, счастье, но оно не дано всем и с этим нужно смириться, продолжая жизненный инерционный бег или падая на ходу. Или, наоборот, оно есть, но глубоко зашифровано в человеке — его деятельности, стремлении и желании. Но где этот код — Балабанов не даст ответа. Да и не должен, чай не Тарковский. Конечно, ждать от прямолинейного и неполиткорректного режиссера милостыни и индульгенции в виде сладкой сказочки про Бога и спасения не стоит. Но Балабанов не отменяет и саму веру во Всевышнего. Просто счастье — товар дефицитный, и его не выторговать мольбами и просьбами, а нужно заслужить делами. Только вот какими?

    «Я тоже хочу» — необычно простое для Алексея Октябриныча кино, но при этом необычайно сложное для окончательного понимания. Просто его нужно прожить, со стороны взгляд пройдет по касательной. И, кажется, 14-м фильмом Балабанов действительно сказал все, что хотел.

    28 декабря 2012 | 15:18

    Странное ощущение родилось после просмотра. Фильм напоминает полное следование однажды найденному удачному рецепту. Точно так же как на попсовых радиостанциях, где по словам знакомого диджея, есть усреднённая формула хита. У Балабанова это пара-тройка бандитов, джип, водка с горла и добавить рок-музыки по вкусу. Когда всё это видишь раз в четвёртый возникает чувство обмана, точнее обманутых ожиданий. Вместо авторского кино, вместо погружения в некий новый глубокий для себя вопрос получился крепкий средний фильм, который забывается сразу после выхода из кинотеатра. Не согласен с теми, кто нашёл в этом какую-то глубину. Если честно, визуальный ряд сильно смахивает на экспортный вариант — водка, медведи, голые бабы в снегу, то есть по сути перед нами хорошо просчитанный маркетинговый продукт. Возможно по каким-то режиссёрским соображениям необходимо упаковывать сложные мысли в простую упаковку, понятную большинству телезрителей, но в «Я тоже хочу» упаковка всё собой и заменила. Может была необходимость не уйти в минус по кассовой выручке, может не хотелось режиссёру рисковать, но для меня всё вылилось в простой факт — до просмотра я никак не ожидал, что напишу отрицательную рецензию.

    P.S.

    Сравнивать этот фильм со «Сталкером» глупая и бессмысленная затея.

    19 января 2013 | 15:19

    Фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Это Фильм для которого не было построено ни одной декорации. Персонажи немногословны. Но все со своим характером.

    О чем я считаю этот Фильм. Об искушении.

    Как в анекдоте, когда выходят два мужика из казино, один голый второй в трусах, и первый говорит второму «Вот за что я тебя уважаю, умеешь ты вовремя остановиться».

    Как это важно во время остановиться. Не погубить себя впав в азарт.

    Персонажам увлекаются игрой, очень азартной игрой. Получи счастье. Они хотят его получить. Отправляются к колокольне, которая забирает людей, но она не всех забирает. Мы не знаем, что происходит с теми, кого она забрала, но в этом Фильме мы увидим, что происходит с теми, кто проиграл в гонке за счастьем.

    Мое мнение, что мораль Фильма — «умейте проигрывать».

    Да, умейте проигрывать, Господа. Умейте увидеть, что счастье не в колокольне, оно в Ваших руках, Вы его строите каждый день, Вы окружаете себя людьми, Вы выбираете работу, Вы выбираете как проведете свой день, только Вы. Один человек сказал мне «А у тебя есть выбор?». Я тогда пожал плечами, мне казалось, что он прав, что пойдя по другому пути, меня ждут сложности и проблемы и поэтому у меня нет выбора. Но после этого фильма я понял, что даже сложности и проблемы не должны выбирать за Вас, это Вы выбираете свое бегство от них или борьбу с ними. Мой ответ — Выбор есть всегда.

    9 из 10

    18 мая 2013 | 20:49

    Фактически, фильм снимался для зрителя лишь постольку поскольку, вероятнее же, что для самого Балабанова. Уже в самом названии можно многое «прочитать». На первом месте стоит Я (т. е. Балабанов)… Собственно, режиссер уже пресытившись тематикой окружающего безлюдного бездуховного мира уродов с отсутствием каких-бы то ни было ценностей решился найти таковые… в самом себе. Таким образом, фильм приобретает чисто индивидуальную, личностную окраску, вовсе не претендующую на то, чтобы быть общепонятной. О чем и сказал сам Балабанов появившись на минуту перед премьерным показом в кинотеатре: «Если вам понравиться и поймете, то хорошо, а если нет, то все равно, спасибо».

    НО! И режиссер также человек, ничто человеческое ему ни чуждо. Потому можно подойти к фильму с чисто общезначимых, «человеческих» (т. е. моральных, эстетических, философских) позиций. И Балабанов затрагивает самое распространенное, общее, единое для всех, присущее каждому стремление — быть счастливым. Возможно ли это? Вопрос практически неразрешимый, но по сути, единственный на который следует искать ответ (ведь счастье автоматически снимет все вопросы и разрешит все проблемы).

    Как известно, каждому возрасту присуще собственное понятие счастья — молодости свойственны надежды по его обретению в будущем, дети счастливы сами по себе и потому (ввиду отсутствия дистанции) даже не ведают о собственном состоянии, старики находят счастье в воспоминаниях и прошедшем. И лишь люди определенного возраста, оказавшиеся зажатыми между зрелостью и старостью, как мне кажется, достигают той степени ясности сознания, когда видишь, что существует одно лишь «стремление» к счастью, не привязанное ни к чему объективному, реальному. И даже это стремление зачастую гаснет от замогильного дыхания смерти и насмешек судьбы. В таком-то возрасте, по моему мнению, и оказался Балабанов, и, очевидно, предчувствуя близкую кончину, решил разобраться в ничем не опосредованной жажде счастья, как своей, так и людской. Насколько это ему удалось?

    Как видно, с самоанализом дела у режиссера обстояли несколько хуже, чем с анализом толпы и окружающих. Многое переживший, многое повидавший Алексей принадлежит к тому типу психологов, которые наблюдают самую-самую суть души, ее чудовищ и, что самое страшное, ее склонность к разврату, к пошлости, к низости, в которых она лишь и находит собственное «спасение», отдохновение! Действительно плачевным является то, что немыслимо каким-либо образом отвратить ее от зла. Мы вынуждены вечно наблюдать одну и ту же повторяющуюся картину низменного насилия (все-таки есть ведь и возвышенное и благородное), жажды крови и уничтожения, предательств, чувственного порока, ставшего, в общем-то, вполне привычным и оттого приличным. Интересны попытки Балабанова заретушировать, перекрасить эту картину, сделав из нее комедию (с Н. Михалковым), романтическую мелодраму (с Р. Литвиновой) или даже героический сказ (с А. Чадовым). Но все это тщетные попытки, ибо на картине неизменно четко проступали истинные черные краски. Со временем становящиеся все более черными.

    Интересно проследить становление Балабанова, пытающегося преодолеть тьму:

    1)Тьма эстетствующая (Про уродов и людей, Замок…)

    2)Тьма, обряженная в форму комедии/романтики (Жмурки…)

    3)Тьма истинная (Кочегар, Морфий)

    Данный же фильм, по-моему, скорее бы следовало отнести к четвертому периоду- попытке отвращения от тьмы, разрыв с ней. Попытки, что практически всегда, обречена на неудачу.

    Удачно же (как и всегда у Балабанова), показана сама пошлость и низость этой пустой жажды счастья. Результат, достигаемый за счет фирменной объективности и беспристрастности Алексея, благодаря которой возникает эффект зеркала и зритель наконец становится способен узреть себя. Но что же он видит? Прежде всего этакую жаждущую, ненасытную субстанцию, требующую себе счастья и наслаждения, но при том желающую сохранить чистоту души и непорочность (или их признание). НО! О буквальном преображении Балабанова говорит тот факт, что он не оставляет зрителя в одиночестве. Обнажая собственные язвы и раны, он сам будто берет на себя вину.

    Очевидно, что его появление в кадре не случайно именно в роли режиссера. Эта уже попытка САМОанализа. В то время, как многие крупнейшие европейские и американские режиссеры так и не смогли избавиться от чувства всесилия и власти, от самомнения и роли важных шишек!, Балабанов со свойственной ему категоричностью и честностью показывает, что и профессия «режиссера» всего лишь РОЛЬ! (и причем не самая достойная), что он также всего лишь смертный человек, делящий со всеми общую судьбу, общую ношу жизни… и смерти. Как известно, у творца нет другого судьи, кроме него самого.

    Таков был он. Алексей Балабанов. До конца остававшийся честным. С собой и с нами.

    Следовало бы еще разобрать каждого из персонажей, жизнь которых сливается в единой точке, единой судьбе, смерти. Но я лучше приведу стихотворение, одновременно служащее и напутствием, и лучше способствующее пониманию основной идеи:

    Счастье — добыча…
    Мы его так любим,
    Счастье очень близко, но не так уж близко,
    Чтоб к нему возможно было прикоснуться…
    К нам оно стучится, но войдет не сразу,
    Постоит немножко…
    Скажет: «завтра, завтра
    Я вас обласкаю, только не сегодня»…
    А поймать насильно счастье невозможно -
    Счастье очень хитро: все тенета видит,
    И владеть насильно счастьем грех великий,
    Но насилье это кто ж грехом считает!
    Ф. Ницше «Счастье»

    25 мая 2013 | 18:40

    Балабанову вновь удалось меня удивить. Так сказать «напоследок». Его фильмы, с каким отвращением, порой, они не воспринимались бы, всегда оставлли след в душе. Они всегда заставляли меня думать, они заставляли реагировать, «рефлексовать». Так червячек реагирует на укол булавкой, каплю воды, огонь спички.

    Плоское кино. Невзрачная, совершенно неубедительная игра актеров, сюжет, тексты — пресно все, банально, безвкусно. О том, что Балабанов привычно ставит мне психологическую «вилку» начал подозревать… Наверное в тот момент, когда Музыкант и Бандит приехали к Матвею. Я узнал его. Внешность, голос, манеры — это мой знакомый, мой друг С.! Те же не смешные шутки, та же прямолинейность, это он, «я отвечаю»! Проститутку я тоже узнал. Встречался мне этот персонаж. Отец Матвея. Бандит. Этот так и не стал мне родным, не улыбнулся улыбкой друга. Но и он тоже «был» в моей жизни. Не могу сказать, что этот образ менее реалистичен, чем прочие, может быть у меня просто небыло в жизни похожего приятеля? Может быть по этому я как должное принял тот факт, что ему отказали?

    Музыкант — это отдельная песня! Ощущение дежавю его образ вызывал с первых минут фильма, но развять его удалось только ближе к концу — когда он запел. Ба, да этоже А., как я мог не понять сразу?!

    С Режиссером созванивался на днях. Не минуты не сомневался, что это В. Х. И здесь 100% попадание, даже с внешностью. Как можно это сделать? Каким образом можно собрать моих знакомых в фильм, заставить их прочитать глупый текст и убедить меня в реальности происходящего? Как?

    Туповатый, более точной характеристики не подобрать, сюжет, но такие «знакомые» актеры, привычная, бытовая обстановка «своей компании», ненавязчиво создавала атмосферу сопричастности. И кульминация — бегущая по снегу девушка, на все готовая ради счастья.

    Вы не поверите — я бежал с ней рядом, разбивая о наст ноги в кровь, немного сочувствуя тем четверым, что ехали в машине — они покупали «счастье» дешевле, оно не было для них так дорого. Я зарывался в сено, чувствовал, как его пронизывает ветер, как травинки почти неощутимо покалывают задубевшую на морозе кожу… Слышал голос «Прощаются тебе грехи твои» и летел лучем света в небо.

    Бандит говорил «я тоже хочу» в самом конце. Инициатор, зачинщик — он последний понял, что «тоже хочет», но так и не успел «пропитаться» этой мыслью.

    Мы все будем Там. Нас заберут, так, или иначе. Никто не вернется. Только до финишной черты нужно успеть полюбить небо.

    Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Андрея, прости грехи ему, вольные и невольные, даруй ему Царствие Небесное и Вечный Покой. Аминь.

    8 июня 2013 | 07:39

    Счастье получают верующие и доверчивые? Что жизнь для одних? Определённый ритм. Это похоже на стук колес железнодорожного поезда. И неважно, что стук то учащается, когда становишься на лезвие, то тормозит до полной остановки, когда дело сделано. И тебе опять надо быть в деле. Без дел и жизнь не жизнь. Скорее всего так и проходит жизнь бандита.

    Что жизнь для других? Убивающая безвольщина. Ему говорят, что нельзя быть привязанным сразу к двум. А он не знает, как стать независимым от двух сразу. И решение приходит само: в постоянной смене, то водка на первом месте, то жена.

    Что жизнь для третьих? Путь. Он не ищет, он просто идёт по Земле. А своим путём или правильным не столь важно. Всё равно до Бога ему далеко. Но жизнь в постоянном движении и творческом поиске делает их ближе друг к другу.

    Вот стоило ли тянуть к счастью отца узника «белой леди»? Старик и так еле жив. Он уже практически на границе освобождения от боли. Значит ещё чуть-чуть и будет счастлив. Тогда зачем ему этот путь?

    Случайно оказавшись в одном автомобиле им захотелось получить своё счастье. По дороге девушку подвозят до территории счастья. Дальше её не пускают… но предлагают вариант. Туда можно попасть, но для этого надо раздеться до нага. И она раздевается. Доверчивая.

    Не все получат то, что хотели. Те, кто из-за любопытства так и не дотянутся. Те, кто сомневается тоже не получит. Те, кто путь к счастью сам себе закрыл, тоже не сможет его достичь.

    Так кто же достоин счастья? Вот ответ: счастье получают верующие и доверчивые. Все остальные просто не могут быть счастливы. И потому не желайте счастья другим. Не дарите пустую надежду. Пусть идут к своему счастью сами.

    Нескучный фильм.

    8 из 10.

    10 июня 2013 | 15:46

    Последняя предновогодняя суббота. Метель. Вечер. Мало где еще можно застать новоиспеченный и обделенный вниманием публики труд Балабанова, потому как в кинотеатрах повсеместно крутят «Хоббита». «Вай! Зэленый, пушистий, пакупай!» — елочный базар на пустынной улице у неприметного здания со скрипучими совково-деревянными дверями, как в «Служебном романе». Небритый охранник неопределенной национальности впускает, снимая цепь; хмурый, уже похмелившийся и не менее небритый билетер трясущимися руками по линеечке отрывает квиток; одинокого посетителя встречают жесткие расшатанные кресла и огромный пустой зал, не знавший ремонта со времен Хрущева. Пыльный экран, трясущаяся картинка; бегающие полоски, точки и цифры дефектами пленки… Идеальная атмосфера для просмотра такого кино.

    Если попытаться классифицировать все базовые человеческие инстинкты, то главным физиологическим окажется тяга к размножению, психологическим — самосохранение, а первым в числе духовных — перманентная потребность быть счастливым.

    «Я тоже хочу» — простая история о поиске счастья. Средство для спасения из суровой тошнотворной реальности — самопровозглашенный Ноев ковчег, локализованный по критерию вместимости до пяти персон, современный по форме, но не по содержанию. Как общеизвестный «бумер» из одноименного фильма, ассоциировавшийся едва ли не с гоголевской птицей-тройкой, рассекает по просторам немытой Родины, красуясь «блатными» номерами, черный Land-Cruiser, пришедший на смену легендарному «гелику», четырехколесному символу криминальной России поколения «пепси-колы».

    На борту — до смешного показательный набор маргиналов всех мастей: бандит, алкоголик с безмолвным стариком-отцом, отчаявшийся музыкант и проститутка. А между Питером и Угличем, в зоне отчуждения, где царит вечная зима, как говорит отец Рафаил, находится Колокольня Счастья. Колокольня забирает людей, вот только почему-то не всех…

    Растеряв своими последними работами доверие актеров первой величины, Балабанов вынужден был слепить актерскую труппу абы из кого, для пущей экономии еще и самому в кадр влезть, да и сынишке небольшую роль выделить. Поэтому, пожалуй, главное, что портит впечатление от просмотра — люди, не живущие и даже не играющие в кадре, а просто с выражением декламирующие заученный текст. А вот тот факт, что для фильма не было построено ни одной декорации, картины, кстати, ничуть не портит.

    Монолог кинорежиссера, примостившегося на холодном камне у пресловутой колокольни, в глазах рядового зрителя избыточен и напыщен. Однако посмотрим сквозь призму творческой биографии создателя культового «Брата» и поймем, что меланхоличная жалоба об отсутствии счастья и потере жизненных ориентиров — откровение самого Балабанова, и это делает эпизод едва ли не самым трогательным во всей ленте. Октябриныч сам устал снимать беспросветную чернуху. Увяз в болоте архаичных стереотипов о лихих девяностых. Задохнулся вонью собственного разрушительного пессимизма. И оттого вылилась ноющая боль и беспробудная тоска о судьбах России и гниющего общества в вычурное, капризное, прямолинейное, даже топорное, но на удивление точное, емкое и сокровенное «я тоже хочу».

    Балабанов никогда не отличался деликатностью и витиеватым символизмом. Мысль дается в лоб, предельно честно и безапелляционно, а интонация ее скорее восклицательна, нежели повествовательна.

    Не случайно так долго и подробно нам показывают сборы главных героев. Как котенка тыкают носом в зловонную лужицу, так и Балабанов бесцеремонно намекает: посмотрите, мол, повнимательнее! Вы думаете, это они так живут? Нет, дорогие, это вы так живете! Ветхие питерские домишки, затхлые каморки, бесхитростная парилка с нарочито экзотичным чернокожим банщиком Сережей. Петляние по узким улочкам с обязательным пуганием встречных гайцов поддельной майорской ксивой. Обыденная жестокость, с которой убиваются и калечатся люди — работа ж такая. Все это создает неповторимый, типично «балабановский» антураж.

    Полуразрушенная церковь, занесенная снегом и покосившаяся обезглавленная колокольня, сквозь провалившийся свод которой души счастливцев возносятся к небесам. Вот главные и очевиднейшие символы фильма. Но символизм их, что парадоксально, двояк. Антирелигиозная позиция Балабанова читаема. Нет веры в людях, ее давно заменили индульгенции. Вот и главный герой — убил четверых, после чего исповедовался, причастился и без тени сомнения надеется на спасение грешной души. А если все люди такие? Получается, что истинной веры-то не существует как таковой, что церковные институты — есть ложь и фикция. Есть ли на небе бог, если он так избирателен в своей любви? Почему слепо верящая проститутка, готовая сломя голову бежать голышом по сугробам, достойна, а алкоголик, отказавшийся от личных амбиций, чтобы отдать последние почести отцу, — нет? Припорошенные снегом мертвецы, зияющие пустотами руины, сумерки и пугающая атмосфера безжизненности, тишины и незримого присутствия высших сил — таких же холодных и безжалостных, как ядерная зима.

    Нет высшей справедливости, — сокрушается Балабанов. Но верующий человек легко парирует это утверждение, попомнив, что пути господни неисповедимы. И в этой связи кино выглядит едва ли не классической религиозной притчей, чересчур прямолинейной, слишком жестокой, но раскрывающей суть того, что называется духовностью, а точнее — наглядно демонстрирует трагедию ее отсутствия. В этом-то и парадокс.

    Выхожу из совково-деревянных дверей на морозный воздух. Базар свернут, белая пелена окрашена рассеянным рыжим светом фонарей. Тихо и темно. Стряхиваю снег с лобового стекла, прогревая двигатель. А кто-то готовится к празднику. Кто-то загодя строгает «оливье», кто-то судорожно выбирает подарки, кто-то уже пьян и весел в дружной компании, кто-то садится в поезд, чтобы встретить Новый год с самыми близкими и родными людьми. Кто-то уже счастлив, не осознавая этого.

    А я тоже хочу.

    31 декабря 2012 | 16:29

    В одной из рецензий на Кинопоиске «Я тоже хочу» Балабанова назвали русским «роад-муви» и я, наверное, с этим соглашусь. У фильма очень простая композиция: есть завязка, есть описание длительного движения героев и есть кульминация.

    Режиссёр даёт наметки нескольких сюжетных линий, которые в картине существуют, периодически пересекаются, но ни одна из них не раскрывается полностью. Судьбы героев служат фоном (или опорой, если угодно) к очень простой мысли режиссёра: спасутся хорошие и раскаявшиеся, а не спасутся, соответственно, плохие. Всё. Никаких других смыслов в этой картине нет и в этом есть своя прелесть: автор ставит один прямой вопрос и на него отвечает. Зрителю даже не даётся возможности для фантазирования на тему того, как завершится фильм: практически в середине его устами мальчика-предсказателя режиссёр говорит нам: этот спасётся, этот нет, этого бы взяли, да не дойдёт, а этот сам не захочет идти. Неясной, на первый взгляд, остаётся судьба блудницы. Но так только кажется: автор, напомню, всё делает прямо и аналогии проводит наипрямейшие — что ещё может быть с раскаявшейся грешницей? Тут даже Библию читать не надо, достаточно рудиментов школьной программы в голове.

    Ещё раз: Балабанов использует очень прямые, понятные любому метафоры. И это не плохо. Это просто есть. Такая… «открытость» подкупает. Как интригует и слегка ошарашивает магический реализм обыденного: эта езда, снег посреди лета, хлебание водки вместо воды, голая баба, бегущая среди зимы… «Радиоактивные» разговоры а-ля «Сталкер» с рефреном звучащим «Я тоже хочу!» и магическая колокольня здесь уже даже не важны, они служат лишь дополнительным средством усиления элемента фантастического в картине.

    Я написал какой-то текст на тему фильма, но для себя так и не разобрался, как следует относиться к этой картине, имеет ли она смысл или является пшиком. Ясно одно: когда-нибудь я его пересмотрю и, возможно, изменю своё мнение.

    1 февраля 2013 | 11:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 455 руб.
    подробнее

    Новости


    После завершения фестиваля «Край света» прошла почти неделя, а это значит, что можно смело подводить итоги. И не только итоги касательно раздачи наград и прочих вкусных пряников, но также итоги творческие. Ведь любой фестиваль — это не только место, где подводятся итоги и ставятся точки, но также площадка для рождения новых проектов. Подробное послесловие о фестивале — от Феликса Зилича(...)
     
    все новости

    Статьи


    18 сентября в ограниченном прокате состоится релиз «Еще» — подробной документальной хроники, охватывающей несколько лет из жизни важной русской авант-группы «АукЦыон». КиноПоиск вспоминает другие ленты, наполненные музыкой коллектива и ее главной творческой единицы, Леонида Федорова, заодно рассказывая о стартующей картине Дмитрия Лавриненко(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Минувший уик-энд в российском прокате стал одним из самых слабых за последние несколько лет. Затишье перед бурей? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 500 000
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day12 039 000
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 200 000
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold392 234 534
    2.ИсчезнувшаяGone Girl81 229 014
    3.Выпускной79 003 481
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day36 973 298
    5.Солнечный удар30 442 251
    09.10 — 12.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 829 888740 925
    Деньги691 689 694 руб.171 129 009
    Цена билета244,42 руб.4,78
    09.10 — 12.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.Москва слезам не верит8.345
    76.Судьба человека8.337
    77.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.334
    78.Однажды в АмерикеOnce Upon a Time in America8.332
    79.Укрощение строптивогоIl bisbetico domato8.330
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Первый мститель 3: Гражданская войнаCaptain America 391.34%
    42.Город героевBig Hero 691.34%
    43.Человек-муравейAnt-Man91.30%
    44.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 291.19%
    45.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.14%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    На дорогеOn the Road81
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones18
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent6
    СудьяThe Judge23
    ИсчезнувшаяGone Girl115
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.634
    СудьяThe Judge8.243
    Выпускной4.804
    ИсчезнувшаяGone Girl8.513
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.462
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры