всё о любом фильме:

Шрам

The Cut
год
страна
слоган«Незабываемое преступление. Невероятное путешествие. Нереальная любовь»
режиссерФатих Акин
сценарийФатих Акин, Мардик Мартин
продюсерФатих Акин, Карл Баумгартнер, Рейнхард Брюндиг, ...
операторРайнер Клаусманн
композиторАлександр Хакэ
художникАллан Старски, Фрэнк Боллинджер, Чарло Далли, ...
монтажЭндрю Бёрд
жанр драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Россия  29.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время139 мин. / 02:19
Номинации (1):
Во время геноцида армян в 1915 году Назарет Манукян теряет семью. Спустя годы он случайно узнает, что его дочки-близнецы, возможно, спаслись. Назарет отправляется на их поиски и доходит из родной деревни Мардин в пустыню Месопотамии, а потом в Новый Свет — в Гавану и Северную Дакоту.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.10 (1976)
ожидание: 98% (392)
Рейтинг кинокритиков
в мире
59%
13 + 9 = 22
6.3
в России
0 + 3 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Среди людей, которым Фатих Акин посвятил этот фильм, присутствует армяно-турецкий журналист Хрант Динк. Динк упомянут в титрах как «учитель».
    • Фильм снимался на пленку 35-мм.
    • Съемки начались в марте 2013 года и проходили в Иордании, Канаде, Германии, на Кубе и Мальте.
    • Гавану Фатиху Акину посоветовал вставить в фильм Мартин Скорсезе: он сказал, что это место действия сильно украсит фильм.
    • Имя главного героя, Назарет Манукян, содержит несколько отсылок. «Назарет» — это отсылка к христианству (Иисус из Назарета). «Манукян» — это отсылка на двух известных американских армян. Первый это Алекс Манукян (Alex Manoogian) (28.06.1901-10.07.1996), который бежал в США, спасаясь от геноцида, и впоследствии стал промышленным инженером, бизнесменом и предпринимателем в Детройте, штат Мичиган. Второй — Хэйг Манукян армяно-американский профессор кинематографии Нью-Йоркского университета, одним из учеников которого был Мартин Скорсезе.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, где герой смотрит фильм «Малыш» (1921), события происходит в 1918 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1417 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Путь держим от исторической драме к роуд-муви…

    Я не даром сравнил Одиссея с главным героем этого фильма — Назаретом, на его долю выпала та же участь, он так же скитался, странствовал и путешествовал несколько лет, вот только с другой целью — в поисках своих дочерей, разлученных во время геноцида армян.

    Перед нами крепкая историческая драма, трагическая и тяжелая, постепенно и плавно переходящая в роуд-муви, о путешествии человека с душевным и телесным шрамом, прошедшего через многие страдания и испытания, где в пути его ждет немало встреч с самыми разными людьми.

    Подытожу, сказав что сам по себе фильм достойный и смотрится с интересом, но если вспомнить прошлые работы Акина, то понимаешь что он им все же уступает…

    Рекомендую к просмотру.

    1 мая 2015 | 10:30

    Османская империя, на дворе 1915 год

    В фильме не рассказывается предыстория геноцида, как объясняет режиссёр это фильм не про геноцид, а про человека, который его пережил. Про предысторию могу сказать в двух словах, что турки якобы видели в армянах угрозу на фоне первой мировой войны и под предлогом депортации (в условиях, приводящих к неминуемой смерти) начали массовое истребление, в результате которого было вырезано около 1,5 млн армян.

    В начале фильма показывают повседневную жизнь главного героя — его работу, крепкую, дружную армянскую семью. Назарет Манукян — кузнец, любящий муж и отец. В одну из обычных ночей, в их дверь начинают ломиться турецкие жандармы с криком и шумом «Армяне, открывайте». Вот там и начинается череда трагических событий.

    Как по фильму, так и по истории армян заставляли заниматься тяжелым физическим трудом, морили голодом. Цель была измотать, затем убить, в первую очередь мужчин, которые могли оказывать сопротивление. Женщин насиловали, отдавали в рабство. Не жалели никого, даже детей. Кульминацией их жестокости был геноцид (который турецкое правительство не признаёт вот уже 100 лет).

    Сами турки рассказывали, что их власти разрешили убивать армян в первую очередь из-за того, что они Христиане. В фильме турецкие «военные» (те же самые убийцы) предлагали свободу только тем, кто примет своей религией мусульманство…

    Что делать человеку оставшемуся без дома, без родных, без рассудка? Спустя время отчаявшийся Назарет узнает, что его дочери, возможно, всё еще живы. Не теряя ни минуты, он отправляется на их поиски. Его ждет большое путешествие в пустыню Месопотамии, затем в Гавану и Северную Дакоту, также на пути он повстречает много людей, которые сыграют важную (положительную или отрицательную) роль в этой истории. Одно приключение будет менять другое, ещё более тяжёлое для измученного главного героя…

    Фильм показал себя очень «сильным». Игра актёров по моему мнению убедительная. по сценарию главный герой теряет голос. Чтобы сыграть немого человека Тахар Рахим для своей роли учился общаться жестами с немыми людьми. Передавая свои эмоции выражением лица, жестикулируя руками, ему всё-таки удалось стать немым и выглядело это убедительно. Композитор хорошо постарался. Музыкальное сопровождение на высшем уровне, добавляя фильму особую атмосферу.

    Меня удивил режиссёр Фатих Акин турецкого происхождения, который сказал: «Хотя я не могу говорить от имени всего турецкого народа, но от себя лично прошу прощения за ту великую боль, которую мои предки причинили армянам, и хотел бы обратиться к вам со словами из Евангелия: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят»

    24 апреля настоящего года исполняется вот уже 100 лет великому злодеянию, если быть точнее преступлению против человечности.

    P.S. За обнародование проблемы, за признание режиссёра и за качественный фильм:

    10 из 10

    23 февраля 2015 | 04:19

    Немецкий кинорежиссёр турецкого происхождения Фатих Акин снял седьмую по счёту художественную полнометражную кинокартину — фильм «Шрам». Картина описывает события геноцида армян 1915 года в Османской Империи. Довольно смело со стороны турецкого режиссёра, который достаточно сильно привязан к своей родине, при том что вырос и всю жизнь прожил в Германии. Фатих Акин чуть ли не в каждом своём фильме использует турецких персонажей, эмигрировавших в Германию, выросших там, практически ассимилировавшихся, но по ходу фильма решающих вернутся на свою историческую родину в поисках любви, счастья и самого себя. В своих фильмах он показывает красоту городов Турции с туристического взгляда, освещает традиции и культуру турок. А его документальная кинокартина «По ту сторону Босфора» является паломничеством по музыкальной сцене современного Стамбула и его культурной жизни. Этот фильм был признанием любви режиссёра к крупнейшему городу Турции. Так с чего бы, этническому турку снимать фильм на такую опасную тему, из-за которой он, с уверенностью могу сказать, превратиться в персону нон-грата на родине, типа Ларса фон Триера в Каннах, только в сто раз хуже. Это при том, что в Турции его знают все. Знают и любят. Возможно, за тем, что режиссёр не потерял веру в людей, за тем, что по его мнению, это шаг на пути исцеления враждебных отношений двух соседствующих стран. Сам режиссёр утверждает, что его фильм — «это вызов отрицания турецкой стороны факта геноцида армян».

    Сюжет. Главный герой, кузнец Назарет Манукян теряет семью во время геноцида армян 1915 года. Уже после резни, спустя годы, узнав, что его дочери живы, он бросается на их поиски, отправившись из родной деревни Мардин в пустыню Месопотамии, а потом в Новый Свет — в Гавану и Северную Дакоту. Отмечу, что это не фильм-пособие по изучению геноцида армян. Скорее, это приключенческая драма, тесно связанная с последствиями этого события (в фильме показано, как главный герой по ходу своих поисков в разных уголках мира, постоянно встречает армян, разбросанных по свету после геноцида 1915 года). В этом плане, «Шрам» можно сравнить с «Пианистом» Романа Полански, который также не представляет полную информацию о холокосте, но при этом выигрывает все возможные призы по всему миру. Сценарий написан Фатихом Акином и был основан на 12 статьях Гранта Дика, журналиста, посвятившего жизнь попыткам налаживания армяно-турецких отношений. С этим материалом, режиссёр обратился к Мардику Мартину, чтобы тот «американизировал» сценарий и добавил туда игровой сюжет. Мардик, будучи этническим армянином, сказал, что писать сценарий о геноциде армян является мечтой его жизни. И после, более чем, тридцати летнего перерыва, хороший друг Мартина Скорсезе, автор сценариев шести его картин, в частности «Бешенного быка», вернулся к перу и чернилам. Тем самым, «Шрам» представляет собой первый опыт сотрудничества между армянским и турецким сценаристами над художественным фильмом о Геноциде армян в истории кино.

    Итого. Мне «Шрам» понравился. Это добротное кино с очень трогательной историей, красиво снятое, заставляющее сопереживать происходящему на экране. И мне, армянину по национальности, очень важно существование такого фильма, особенно в преддверии 100-летия геноцида армян, так как оно может способствовать проявлению интереса к Армении и армянской истории. Спасибо режиссёру за эту картину, а также за то, что, благодаря ему, в Турции впервые показали фильм о геноциде армян.

    1 марта 2015 | 13:53

    24 апреля 2015 года весь мир отметил столетие одного из самых страшных и драматичных преступлений против гуманизма и человечности — геноцида армянского народа. Всё началось с того, что некогда могущественная Османская империя, ослабшая к началу XX века, ввязалась в первую Мировую войну на стороне Германии. И мусульманские турки, всегда считавшие христианских западных армян иноверцами и язычниками, объявили им геноцид, выразившийся в физическом уничтожении и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти. По самым скромным подсчётам, за годы геноцида погибло от миллиона до миллиона трёхсот армян. Мир впервые официально заговорил об этой трагедии еще во время Первой мировой войны, но власти Турции, всегда отрицавшие факт геноцида, продолжают и по сей день преследовать людей, которые хоть как-то заговорят о нём. Смельчакам при этом грозит не только государственное наказание, но и месть турецких националистов. Конечно, немецкий режиссёр турецкого происхождения Фатих Акин, решивший посвятить геноциду армян свой новый фильм «Шрам», находится далеко и от юрисдикции турецких властей, и от националистских турецких фанатиков, но тем не менее, посвятить фильм позорной странице своей исторической родины- смелость, на мой взгляд, невероятная…

    Скромный армянский кузнец Назарет Манугян, потерявший во время кровавых событий геноцида не только всю свою семью, но и собственный голос, узнаёт, что его дочери-близняшки, возможно, выжили в той страшной резне. Назарет отправляется в долгий и опасный путь из крошечного села Мардин в Западной Армении в Новый Свет на поиски своих дочерей…

    Невольно сравнивая «Шрам» с вышедшим недавно «Искателем воды» Рассела Кроу, ты поневоле осознаёшь, что в композиционном построении творение Акина явно проигрывает: первая половина картины, изображающая события геноцида, безжалостно скомкана, события изображены однобоко, как трагедия исключительно армянского народа (Акин, по непонятным причинам, может быть, в угоду политкорректности, предпочёл замолчать, что во время последовавших за геноцидом армянских восстаний, погибло более десяти тысяч турок- как военных, так и гражданских), в то время, как вторая часть, изображающая скитания Назарета по миру, неимоверно растянута, как чрезмерно затянутый эпилог. Но, с другой стороны, Акин и не позиционировал свой фильм, как политический фильм об армянском геноциде, на постпремьерной конференции заявив, что это помесь семейной драмы с роуд-муви, о том, как события геноцида перепахали жизнь, но так и не смогли сломить духа отдельно взятого человека. И вот именно эта авторская поправка не позволяет судить «Шрам слишком строго», ведь Тахар Рахим великолепно воплощает образ этого человека, не оставляющего ни веры, ни надежды, даже когда вера и надежда оставляют его. Помимо этого, встречающиеся на пути Назарета добрые люди, как мусульмане, так и христиане, прямо или косвенно ведущие его к дочерям, наполняют фильм верой в светлые принципы гуманизма.

    Таким образом, «Шрам» превращается в очередную история о несгибаемости и несломляемости человеческой воли, пусть немного затянутую и технически неверно выстроенную, но, тем не менее, не позволяющую поставить себе отрицательную оценку благодаря великолепной актёрской игре Тахара Рахима, сумевшего блестяще передать трагедию своего героя, и принципов гуманизма, положенных в её основу.

    7 из 10

    30 апреля 2015 | 06:59

    Я могу посмотреть спокойно и ужасы, и самые печальные драмы, но только фильм об истории моего народа оставляет такой тяжёлый след в душе и на сердце.

    Фильм просто потрясающий, за такое короткое время было показано все. Ужасы, происходящие во времена войны, жестокость и безсердечность, тут явно хочется сказать «каждый сам за себя», но, как видите, есть и исключения. Во многом Назарета просто везло, ему встречались добрые люди, которые, в общем, и помогли найти дочь. Но как сильна любовь отца.

    Последняя сцена где он находит дочь, я как человек никогда не роняющий ни капли слёзы, тут не сдержалась. Как много было пройдено, и при этом, человек даже говорить не мог.

    Спасибо за столь прекрасный фильм, где показано все, что нужно знать хоть немного об истории армянского народа, да и не только.

    10 из 10

    15 января 2016 | 17:35

    Достойный фильм. Рекомендую к просмотру людям сопереживающим, осведомленным о событиях начала 20 века, произошедших на территории Османской империи или тем, кто после просмотра обратится к ней.

    Картина поделена режиссером на три взаимосвязанные части, объединенные судьбой одной армянской семьи.

    Часть 1. Режиссер показывает назревающую над армянским народом угрозу. При этом народ- это жизнь и быт отдельно взятой семьи, угроза — слухи о кровавых расправах над этническими армянами в близлежащих городах. Шаткое положение членов семьи все же обрамлено НАДЕЖДОЙ героев на свою необходимость Османской империи. Эта сюжетная линия обрывается в миг и мы уже не видим, что происходит с семьей (с народом).

    Часть 2. Жизнь глав армянских семей и прежде всего Назарета, испытание голодом, побоями, смертью, предательством. Здесь и зловещая ирония — главный герой с «братьями по крови» разгребает дорогу, используемую впоследствии как путь для армянских женщин, детей, отправляемых в пустоту на встречу смерти и насилию.

    Здесь же и контраст в образах «плохого» и «хорошего» турецкого солдата: один -насилует, избивает, убивает; другой — помогает бежать, поит и сожалеет о происходящем. Фильм не оставляет негативных эмоций по отношению к турецкому народу благодаря повсеместной помощи главному герою самими турками.

    Часть 3. Нескончаемые поиски Назарета в начале своей семьи, а после двух дочерей. Это становится смыслом его жизни, который заставляет его неоднократно восстать из мертвых. Основной сюжет фильма — путешествия Назарета по разным городам Османской империи, позже Ливану, Кубе, США. Хочется подчеркнуть, что в этой части фильма действие происходит в большем молчании и на этом фоне выделяется безукоризненная актерская игра Тахара Рахима.

    Здесь также есть свои «демоны» и свои «ангелы»: первые — солдаты, рабочие с железной дороги; вторые — мыловар из Аллепо (его участие в этом фильме очень напоминает фильм список Шиндлера); монахиня и учительница по математике, цирюльник и владелец ткацкой фабрики, множество обездоленных и обескровленных армян.

    В фильме много символизмов: аист, пролетающий над отцом и дочерьми, как символ дальнего путешествия; имя «Назарет», как христианский образ, в переводе означающий «ветвь» (в нашем случае отдельно взятая трагическая жизнь и тысячи подобных жизней армянских семей); имя, выжившей дочери «Лусинэ» в переводе с армянского «Луна» и название самого фильм «Шрам» согласно ране, полученной Назаретом на всю жизнь, и исторической памяти армян о ужасах геноцида навечно, этот шрам не скрыть.

    Отдельное спасибо за музыку, которая моментами напоминает мотив из к/ф «12 лет рабства», и саундтрек.

    8 из 10

    Поскольку фильм смотрели в большой компании могу с достоверностью сказать, что для 1/4 зрителей фильм покажется скучным.

    Мне не хватило трагичности в 1 и 2 части фильма, присущей киноленте «Арарат», полагаю эти сюжетные линии можно было усилить.

    22 февраля 2015 | 18:22

    Фильм называется «Шрам», сегодня я открыла себе вторую сторону медали, я люблю свой народ, я помню и чту историю своего народа, и я никогда не забуду о событиях 1915г, которые были показаны в этом фильме так, что только слепой может твердить, что в фильме не показан геноцид армян…

    отдельно взятая история, одной большой армянской семьи, отец, пройдя геноцид, проходит жизненные трудности: голод, холод, нищету, можно перечислять долго, но все эти жертвы ради того, чтобы найти своих двух дочерей…

    Главного героя зовут Назарет, интересное имя не правда ли?

    Назарет- это место, где родился Иисус Христос, внешне Назарет очень похож на него, волосы, борода и глаза черные как драгоценный камень, в них столько боли, страдания, все в них, по сюжету фильма, один из турков проколол кинжалом ему горло, но тот остался жив, рана была не глубокая, но он стал немым, знаете, что поразило нас с подругой? Когда турок его спас и сказал: «ПРОСТИ МЕНЯ», я считаю, что это те самые главные слова, которые хочет услышать каждый армянин и как это было приятно и больно в тоже время, невозможно объяснить это чувство…

    В фильме не смотря местами на жестокость, проскальзывает повседневная жизнь, бытовые трудности, на протяжении всего пути Назарету помогали, турки, арабы, курды и конечно армяне, но вы знаете, я должна признаться были в те тяжелые времена армяне, которые предали свою веру, подняли белый флаг, чтобы сохранить свою жизнь, это был их выбор, мы можем их осуждать или хвалить, этого нам не вернуть как и не вернуть ни в чем неповинных жертв, память о них всегда будет в моем сердце…

    Вера, надежда и любовь, вот три составляющие, которые спасут мир от войн, от ненависти, люди не знают чего хотят, в этом их проблема, перейдем к парадоксам — режиссер турок, главную роль играет турок, задумайтесь пожалуйста, это сделано для того, чтобы благодаря кинематографу достучаться до людей.

    Красивая музыка, пейзажи, реалистично все в этой картине, все снято прекрасно, добавить мне больше нечего, посмотрите этот фильм, вы найдете ответы на вопросы…

    5 мая 2015 | 21:30

    Пожалуй, самый противоречивый фильм на моей памяти. Первые 20 минут заставили меня сомневаться в таланте ранее уже зарекомендовавшего себя режиссера. Пожалуй, впервые в жизни мне пришла в голову мысль «встать и уйти». Было жаль потраченного на дорогу времени, благо, билет стоил всего 120 рублей. Примерно так себя чувствуешь, когда дедушка начинает снова рассказывать тысячу раз слышанную уже историю. Разрываешься между уважением и скукой. Стоило потерпеть всего 20 минут, и гениальный замысел автора расскрылся передо мной…

    Все ужасы войны он решил не смаковать, а выдать в самом начале, в виде такой толстой пачки, сопроводив историческими пояснениями. Теперь все, кто не в курсе сабжа (вдруг, кто-то перепутал сеанс в кинотеатре) поняли, в контексте чего происходят события, и дальше можно просто смотреть кино. Захватывающее путешествие главного героя по имени Назарет начинается сразу после политически необходимых сцен треша.

    Крайне удивительно, что все российские «именитые критики» дали фильму отрицательные оценки. Им, видите ли, не хватило крови и насилия. Выходит, что я, простой человек, смотрю профессиональнее тех, кто называет себя специалистами по кино: видите ли, Фатих Акин снимает смелое, но (и) жизнеутверждающее кино. Он ищет человечность там, где никак не ожидаешь её увидеть. Наверно поэтому все люди, турки, армяне, арабы, изображены в этом фильме чуточку лучше, чем они были на самом деле. Многим именно это не понравилось, хотя, это просто жанр такой. Вот бывает чернуха, а бывает кино для людей и про людей.

    Обыватель имеет роскошь позволить себе быть моральным уродом, смаковать трагедии чужих жизней, злорадствовать. В конце концов, плохих людей на свете больше чем хороших, это просто математический факт. Однако, публичные люди (Олег Зинцов, Борис Иванов, Антон Долин) не имеют права быть скотами, уж извините.

    Если вы — любитель слешеров, то не стоит эспериментировать с этим фильмом. Если у вас здоровая психика и вам не чуждо простое человеческое сострадание — смотреть обязательно! Фильм не раскрывает тему Армянского геноцида. Он и не должен (художественные фильмы так не работают). Если вы хотите для себя полного погружения в историческую проблему — читайте научную литературу. Фильм, как ему и положено, лишь открывает маленькое окно в большой мир, через которое каждый смотрит на что-то свое. Таких окон будет становиться всё больше, заговор молчания нарушен…

    За смелость быть непонятым экстремистами

    10 из 10

    26 февраля 2015 | 20:02

    Новая работа Фатиха Акина представлялась центром полном ненависти, ярости, мук и незабываемого преступления, совершенного Османской империей по отношению к армянскому народу в 1915 году. Хотя, наверное, это не совсем верная подача, ведь фильм затрагивает несколько другие, более тонкие темы. Геноциду армян было уделено не больше тридцати минут, поэтому он больше напоминал серое пасмурное небо, хорошо вписавшееся в общий фон фильма, нежели настоящее и глубокое филологическое исследование. За историей геноцида (а история эта, к слову, показана не столько ясно, сколько поверхностно) скрывается рассказ о любящем отце, готового идти до победного конца.

    Нам часто приходится слышать: «надежда умирает последней», что, на мой взгляд, заочно лишает ее безграничности. В фильме турецкого кинорежиссера если она и способна умереть, то только вместе с человеком. Надежда длится продолжительностью в целую жизнь — так бы я обозначил базовую суть, основу фильма. Если вы этого все еще не понимаете и хотите бегло ознакомиться с подобным утверждением, то для этого, пожалуй, не придумаешь ничего лучше, чем провести двухчасовой сеанс со «Шрамом».

    Картина отправит вас в долгий путь со своим героем, израненным, окончательно впитавшим в себя последствия геноцида, отравившимся им вдоль и поперек отцом, который не смотря ни на что отправляется на поиски своих дочерей. Умирающего от голода, балансирующего на грани жизни и смерти человека, не смогут сломить ни обстоятельства, ни постепенно преследующие его трудности. Дышать становилось все труднее и труднее, а надежды становилось все больше и больше, — таким предложением можно дать исчерпывающую характеристику любви отца к собственным детям.

    Разумеется, нельзя не сказать, что люди, работавшие над картиной, не побоялись поставить перед собой и весьма непростую задачу — описать любовь без слов. Отчего фильм приобрел особую фактурность. Главный герой был лишен голоса и на протяжении всей киноленты передавал свою отцовскую любовь и заботу на языке эмоций и чувств. Он чрезвычайно легко, практически на каждом шагу находил способ сказать свое слово, живое, искреннее, с чистой душой.

    Со временем, конечно, картина Фатиха Акина не будет казаться лучше. Любой фильм не застрахован от недостатков. Не обошли они и работу турка. Актерам второго плана не хватало тонкости ума и проницательности, что помогло бы сделать их образы более живыми и неординарными, а также мелкие художественные ляпы (фильм Чарли Чаплина «Малыш» показан в 1918 году, хотя снят он был лишь тремя годами позже) лишают картину исторической правды.

    Возможно есть и другая проблема — проблема равнодушия. Всем запомнился эпизод в лагере смерти в Рас-аль-Айн, когда главный герой после долгих стонов и умолений душит свою тещу, однако по-настоящему повергнуть в шок эта сцена меня не смогла. Она могла бы стать одной из самых экспрессивных, эмоционально насыщенных и пронзительных, удели Акин больше внимания окружению главного героя.

    И все же минусы не в состоянии перевесить главное достоинство фильма. Назвать «Шрам» плохим фильмом, коим, по идее, он должен являться с подобным перечнем недостатков, язык никак не повернется. Обладая неплохим опытом, могу сказать, что «Шрам» — достойное кино, какое нечасто теперь встретишь. Это смелый и чистый эксперимент турецкого кинорежиссера, отснявшего тихую отцовскую любовь, лишенную внешних проявлений. Такой мы ее понять не можем, но именно такой она бывает.

    28 февраля 2015 | 20:10

    «Шрам» — долгожданная картина Ф. Акина, самого яркого немецкого режиссера современности, вынашиваемая им на протяжении многих лет и реализованная вопреки мощному противодействию властей Турции. Этнический турок, снимающий ленту об армянской геноциде, — все равно, что немец, выпустивший фильм о Холокосте. Однако, тема угнетения национальных меньшинств — не главная в картине, которая уже в первой половине повествования выходит на уровень глобальных обобщений. Посмотрев ее накануне Прощенного воскресения, я пришел к выводу, что она, как никакая другая подходит этому дню, ибо даже будучи несовершенным кинематографическим произведением, полным недочетов, она ставит важную проблему прощения вопреки причиненному нам страданию со стороны тех или иных людей, и даже целых народов.

    Незадолго до начала сеанса в кинозал вошли молодые армяне: два парня и три девушки, они сели в кресла в ряду прямо передо мной, и ощущение причастности их общей боли не покидало меня на всем протяжении просмотра. Быть может, кто-то из их близких погиб или пострадал во время того геноцида, а, возможно, — в Нагорном Карабахе, в разгар уже современного, страшного этнического конфликта. Я слышал, как они негромко плакали, даже во время той сцены, когда армяне в жажде мщения забрасывают камнями уходящих из города турок, и один из них попадает в голову турецкому мальчику. Эти слезы говорят о том, что они простили своих палачей, и понимают опасность порочного круга насилия.

    Однако, несмотря на благую цель фильма, не стоит забывать и о недостатках формального характера, уменьшающих, что и говорить, силу его воздействия. Пытаясь совместить в «Шраме» суровый тон своих драм о социальной неустроенности («Быстро и без боли», «На краю рая») и онтологической бесприютности («Головой о стену») с уместной шуткой и комическими деталями оптимистичных мелодрам («В июле», «Солино», «Душевная кухня»), Акин соединяет параллельные линии собственного творчества, одну из которых отличает депрессивность, а другую — жизнелюбие, но, к большому сожалению, нагружает их сентиментальными клише, не знающими эмоциональных полутонов, в результате чего стилевой сплав «Шрама» выглядит как-то чересчур эклектично и противоречиво.

    История ощутимо распадается на две части: в первой — воссоздаются обстоятельства геноцида, с безжалостностью по отношению к зрителю реконструируются жестокие картины казней и издевательств (страшная сцена расправы над пленными всерьез испытывает нервы публики на прочность), во второй — поиски главным героем своих дочерей подаются, к сожалению, во всеоружии шаблонов массового кино. Акин, несмотря на свой талант, не смог придать истории черты масштабного эпоса именно в силу стилевой неоднородности фильма, из-за отсутствия в нем единой интонации, объединяющей события в концептуальное единство.

    На протяжении более чем двухчасового повествования, Акин несколько раз выводит сюжет на уровень планетарных обобщений (например, дублируя эпизод изнасилования турком армянки в другой стране, когда американец пытается надругаться над индианкой, режиссер подчеркивает этим живучесть и одинаковую отвратительность шовинизма на всех континентах), что существенно обогащает образную систему ленты.

    Впервые пробуя силы в жанре исторической реконструкции, Акин порой увязает в логических неувязках недостаточно хорошо проработанного сценария, злоупотребляя неправдоподобными поворотами сюжета и малодостоверными деталями (так, например, излишне легко герою даются поиски, учитывая его немоту). К главным достоинствам фильма, искусно затушевывающим его недостатки, можно отнести атмосферную музыку Александра Хакэ, плотное, густое звучание которой будто окутывает изображение, превращая пустынные, безлюдные пейзажи в визуализацию внутренних состояний героя.

    Но не это главное, ведь режиссер, помимо проблемы прощения людьми друг друга всем строем своей картины показывает необходимость примирения с Богом, Который, несмотря на все испытания, уготовленные человеку, сохраняет и бережет его, и позволяет достичь ему той заветной цели, которой жаждет его сердце. Главный герой Назарет Манукян спорит с Богом, долго не понимая и не видя следов Его присутствия в своей жизни: ведь именно Он избавляет его от смерти, лишая голоса, который мог бы произнести богохульные слова, Он ведет его сквозь страны и континенты навстречу дочерям.

    Атеисты так часто спекулируют на тему теодицеи, потому что не понимают главного: мученичество — знак избранности Богом, приобщение Его Крестным мукам, а вовсе не оставленность Им и не забвение, и вопреки смятению и сомнениям его героев, режиссер согласен с этим. Несмотря на все стилевые недочеты, Акин создает цельное художественное высказывание о шрамах на исторической памяти и человеческом сердце, оставленных чудовищными грехами целых наций.

    Шрам на шее героя — след от неудавшегося убийства, превращается в убедительный символ роковой отметки на судьбе двух народов, а поиски дочерей, приводящие героя на разные континенты, доказывают зрителю, что шрам этот проходит по всей планете, ибо нет наций, не захваченных шовинизмом, и не важно в какой роли они выступают — палачей или жертв. Снимая фильм-путешествие об изгнании, страдании, поиске и обретении утраченного, Акин, несмотря на душераздирающие сцены, создал все-таки жизнеутверждающий фильм о том, что мы страдаем не зря, ведь улыбка родного человека, которого так долго ищешь, искупает все трудности пути, который ты прошел ему навстречу, направляемый и хранимый Богом.

    1 января 2016 | 12:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    Словно напоминая о приближающемся юбилее Победы, в прокате стартует картина Дмитрия Месхиева «Батальонъ», рассказывающая о подвигах русских женщин на полях Первой мировой. Куда более скромный прокатный путь ожидает украинскую драму «Племя», сумевшую покорить критиков по обе стороны океана. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Как продюсеры из разных стран могут помешать режиссеру? Какое отношение Рэй Лиотта и Роуз Лесли из «Игры престолов» имеют к России? Можно ли с помощью копродукции снизить затраты, или фильм лишь становится дороже? КиноПоиск расспросил продюсеров о плюсах и минусах сотрудничества с другими странами. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    5.1+1Intouchables8.874
    6.НачалоInception8.770
    7.Король ЛевThe Lion King8.770
    8.ЛеонLéon8.768
    9.Бойцовский клубFight Club8.705
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast90.14%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.91%
    53.Полный расколбасSausage Party89.75%
    54.Проект ХXProject XX89.69%
    55.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.55%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Честь дракона 2Tom yum goong 28
    Честь драконаTom yum goong36
    Разрисованная вуальThe Painted Veil241
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War140
    ВаркрафтWarcraft39
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.390
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.803
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.582
    Angry Birds в киноAngry Birds6.546
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры