всё о любом фильме:

Франкофония

Francofonia
год
страна
слоган-
режиссерАлександр Сокуров
сценарийАлександр Сокуров
продюсерПьер Оливье Барде, Оливье Пере
операторБрюно Дельбоннель
композиторМурат Кабардоков
художникColombe Lauriot Prevost
монтажХансйорг Вайссбрих
жанр документальный, драма, история, ... слова
сборы в США
сборы в России
зрители
Россия  11.5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
время88 мин. / 01:28
Номинации (2):
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Судьба уникальной коллекции произведений искусства и исторических реликвий Лувра во время фашистской оккупации.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.70 (870)
ожидание: 98% (488)
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
10 + 0 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 43 поста в Блогосфере>


    О главной проблеме, поставленной в фильме «Франкофония», сказано уже порядком. И самим режиссером, и критиками, и зрителями. Что важнее во время войны — сохранить жизни людей и культурные ценности или сохранить честь и свободу страны? У французов могла быть такая дилемма, так как культурно Франция была сестрой Германии. Народ ее не считался неполноценным, а значит, геноцид ему не грозил. А вот для СССР этой дилеммы не существовало. Славяне для фашистов — неполноценная раса, подлежащая порабощению и уничтожению вместе со многими своими памятниками культуры. Да к тому же еще большевизм — неприемлемая политическая система.

    И вот здесь возникает еще одна очень важная проблема, которая не выходит в фильме на первый план, но для меня лично не менее значима. Это неравное отношение народов к другим народам и их культурам. Почему-то кто-то считается цивилизованным, а кто-то нет. Чья-то культура представляет ценность, а чья-то нет. И это позиция образованных людей, прекрасно разбирающихся в этой самой культуре. Вопрос — цивилизованны ли такие люди? Может быть, цивилизованность — это не только технические, гуманитарные и социальные достижения, но и умение понимать и ценить культуры других народов? Нет неполноценных народов и нет не заслуживающих существования культур. Все культуры — составные части общемировой человеческой культуры.

    Ложная цивилизованность была присуща не только фашистам. Она была характерна и для колонизаторов из Европы, уничтожавших, грабивших, теснивших и эксплуатировавших коренные народы других частей света. Она была характерна, хоть и в меньшей степени, для Российской империи, культурно подавлявшей окраинные народы, которые не желали быть в ее составе. Она была характерна для СССР, власть которого за годы своего правления уничтожила многие культурные ценности народов, проживавших на его территории, изуродовала быт людей. Она характерна для исторических и современных религиозных фанатиков, отказывающих другим культурам в праве на жизнь и сохранение своих памятников.

    Спасибо создателям фильма за такую прекрасную работу. Рада была увидеть кино для взрослых мыслящих людей. Кино, сделанное талантливо в художественном плане, с глубоким чувством атмосферы эпохи, с любовью к тому, что снято. Спасибо Александру Николаевичу Сокурову за уважение к зрителю.

    10 из 10

    7 апреля 2016 | 16:13

    Наверное, я была не готова к тому, что пришла смотреть, не ожидала игрового документального фильма. Либо игровой, либо документальный. Совмещение я еще как-то могу понять. Но не когда игровые персонажи взаимодействуют с закадровым рассказчиком. Когда в одной сцене Наполеон, символ французской революции девушка Марианна, знающая только три слова, рассказчик, современные служащие — это слишком много для меня. Слишком разнороден тип повествования.

    Да, в фильме очень красиво показаны произведения искусства. Они действительно вызывают восхищение. Но только они.

    Непонятна линия с современным грузовым кораблем. Да, он переводит произведения искусства. Сейчас. Какое отношение это имеет ко времени Второй Мировой, о которой вроде бы фильм?

    Сделан вежливый кивок в сторону оккупированного Ленинграда. Кивок настолько вежливый и неискренний, что лучше бы его не делали.

    Фильмы такого жанра имеют свойство недосказанности. Дескать, зритель сам должен догадаться, зачем ему все разжевывать и в рот класть. Не маленький, пусть сам приложит усилия. Так вот, недосказанность- это одно. А рваная линия, совмещение несовместимого и превращенный в какофонию советский гимн в качестве саундтрека для титров фильма о Второй Мировой — это, простите, совсем другое. Очень напоминает инсталляции современного искусства, когда шедевром считают кучу мусора посреди зала. Это модно, это загадочно, это возвышенно. Неважно, что к реальному искусству это не имеет отношения. И наличие в кадре мировых шедевров не делает фильм произведением искусства.

    26 марта 2016 | 23:17

    Что можно ждать от документального фильма? Что можно ждать от документального фильма о музее? Пусть этим музеем и является великий Лувр. Очередной культурологической поделки? Всего этого могло и не быть. Культурный материк Лувр мог исчезнуть во время немецкой оккупации во Вторую мировую. Чем бы была Франция без Лувра? Россия без Эрмитажа? «Франкофония» — это сложноснятая драма о том, почему не исчез Лувр, что важнее — люди или искусство, почему представители одной и той же цивилизации уничтожают духовные ценности друг друга, почему искусство не хочет нас обучать предвидению. Умение поставить точные вопросы и идеализм веры в силу искусства.

    Документалистика Сокурова во «Франкофонии» — не более чем способ через призму спасения Лувра открыто высказать именно то свое, что волнует и не дает покоя. Какими бы мы были, если бы не видели глаза тех, кто жил до нас? Как нас может воспитать классическая европейская портретная живопись? Эти вопросы важны для Сокурова как вопросы исторической культурной памяти. И я узнаю своих. Это народ.

    Придуманный капитан Дерк, перевозящий через океан художественный груз. Точная метафора. Не более. В феврале море такое неспокойное. Нечеловеческое это дело перетаскивать через океаны искусство. Для Сокурова люди важнее. Поэтому появляются кадры из блокадного Ленинграда, так и не ставшего для «открытым городом» в отличие от Парижа. И карта Эрмитажа как плащаница без единого живого места с попаданиями немецких бомб. Большевистская Россия не народ-сосед в отличие от Франции. Все это варварство на Восточном фронте не имело ценности и подлежало истреблению. Не на все территории хватало таких просвещенных немецких историков искусства как Меттерних. Вы удивлены, что Германия проиграла войну? А когда она выигрывала?

    История Жака Жежара и Вольфа Меттерниха показана как реконструкция старого фильма. Надо отдать должное Сокурову — фильм совершенен по качеству дизайна съемки. В нем все выглядит как настоящее. Настоящие, а не документальные герои. Призраки Лувра — тоже настоящие: Марианна как Свобода-Равенство-Братство и органчик-Наполеон как Это-Я. Они нужны Сокурову как примитивная иррациональность, передающая дух места. Фильм складывается в коллаж. И ирония мудрого рассказчика. Вам еще не надоело меня слушать? Осталось еще немного, потерпите.

    Не дает покоя сокуровская мысль о совпадении интересов защитников памятников с интересами идеологии тоталитаризма. Опасное совпадение, по мысли автора. Не нужны никому контейнеры с ценным художественным грузом. Редко совпадают цели государства и искусства. «Франкофония» изначально снималась по заказу Лувра, но появилась в итоге как авторский фильм о спасении. За Лувром — мы сами. Все. Все человечество.

    10 из 10

    26 марта 2016 | 21:39

    Искусство — оно всегда над войнами и политическими амбициями, оно само в себе отгорожено от экономики и внешних влияний, хотя как предмет является товаром. Можно сколько угодно меряться потерями во Второй мировой — мир действительно не удалось уберечь, ведь ничему люди после войны не научились кажется. Но удалось сохранить предметы культуры.

    Сокуров соткал кинополотно с помощью монтажа, используя свой цитатник из фотографий, картин, псевдо-документалистики, возможно намеренной имитации плохо снятой драмы о судьбе двух музейных кураторов — француза и немца. Мнение, заявленное вначале фильма о том, что фильм не получается становится возможным стержнем повествования. Зрителя, казалось бы, этим фактом заранее ставят в тупик, однако факт «неполучаещегося» фильма становится формообразующим для всей картины. Мы понимаем: за кадром, возможно, остался отснятый материал, который должен был бы стать тем, что мы видим на экране, но на самом деле режиссёр представляет перед нами свой рабочий стол. Весь фильм мы видим вещи со стола и из кабинета режиссёра, которые держат в руках, что важно — оператор часто снимает не пространство реальности, но пространство в фотографии или картины, используя уже на статичном изображении ракурсы и движение камеры. Мы смотрим фильм, который, по сути, является приблизительным визуальным отображением идеи. Т. е. это в некоторой степени даже аттракцион — мы в голове Сокурова, а то что мы видим глазами на экране — материал который он собирал для фильма, который якобы «не получается», где подвижный видеоряд (не фотографии) — это просмотр режиссёром не смонтированного материала.

    Единственное действие в реальности здесь — вторгающаяся в повествование постоянно обрывающаяся видеосвязь с кораблём-ковчегом, гружёным произведениями искусства, который и есть человечество, чей образ уже «внутри» Сокурова перекликается с неоднократно показанным Плотом «Медузы» Теодора Жерико.

    В «Франкофонии» две вещи противопоставлены друг другу — люди с их насилием, гордыней, страхом, страданиями и непогрешимый мир искусства. Насилия, как и любых других человеческих страстей может быть много и в разных формах, но понять, что такое «страсть» (увидеть её!), мы всё равно можем только с помощью готовых образов, предоставленных нам многими и многими художниками — через фотографию, живопись, скульптуру, кино, музыку, да через что угодно. Всегда наше восприятие истории, событий и вещей не является истиной, т. к. субъективно, ведь создано оно уже накопленными знаниями и опытом. Музей — это коридор, где собрано то, что способно заменить наши чувства и мысли. Один Лувр может выразить знаками предметов культуры нас, и, кроме того, заменить наш человеческий, косный язык целой системой образов. Каждый имеет свой собственный словарный запас, но разве слова после человека остаются? После него остаются идеи и достижения. Вот у Сокурова вроде немного нелепый Наполеон, который как известно из истории сгинул в ссылке, но здесь он призрак. Причём призрак не на каком-то острове, а там, где осталось его Я. Тот Наполеон, которого мы наблюдаем во Франкофонии — симулякр, виртуальный, созданный предметами искусства, образ, его «бессмертие». Наполеон не изображённое красками, Наполеон — это его деяния, выраженные в собрании вещей, которые и есть ныне существующий язык ушедших цивилизаций и народов. Его империя выразилась там, в Лувре, потому что нет необходимости в земле, если весь урожай с ней вывезен, а она стала бесплодной. А вот фашизм смог лишь казаться империей. Наполеон завоёвывал, а Гитлер завоёвывал завоёванное и деятельность эта так характерна для XX века. Фашизм это тупик, т. к. является сплошным актом цитирования всего, порождённого человечеством когда либо — мыслей, эстетики, политики. Он не был и не мог стать империей, потому как был лишь попыткой изобразить империю, являясь по сути мёртвым языком, не имеющим своей системы образов. Например религиозное выразилось в средневековом искусстве, искусстве эпохи Возрождения, нерелигиозное выразилась в науке, но в чём мог выразиться фашизм? Он вобрал себя расовые теории; пропагандировал «истинные», по мнению Гитлера, традиции немецкого народа, выраженные в банальном почвенничестве; эксплуатировал имперскую эстетику античного Рима в архитектуре и символике, а также в обосновании политического курса; поставил молодое искусство кино на службу пропаганде, заимствовав эту идею у советской России; породил идею о «тысячелетнем Рейхе», извратив марксистскую теорию о конце истории. Но всё это уже было, т. е. середина двадцатого века является Франкенштейном, породившем своего монстра государственной эклектики, абсолютно не способного осознать своё место в истории и свою цель. Единственным выходом для этого нежизнеспособного монстра становится наречение себя сверхчеловеком — новым идеальным видом, чьё предназначение вычленить себя из окружающей среды путём уничтожения обычного НЕ-сверхчеловека. Но любое государство никогда не видит того, кто всегда над ним господствовал и будет господствовать — культура. Благодаря такому кино нам остаётся только осознать — мирские споры, снобизм и невежество, пропаганда, вера, войны, территориальные споры, обида, обвинения всех и вся кроме себя самого — всё это уже высказано, оценено и осмеяно искусством для нас, а то что мы ничему не научились у него показывает лишь нашу ограниченность и несовершенство, ведь культура, любая культура, лучше нас, а потому мы всё ещё не заслуживаем места в атакованном волнами ковчеге.

    17 марта 2016 | 12:36

    Друзьям — Сокурову не пришло бы в голову снимать фильм, пока отношение к чему-либо не откристаллизовалось, пока не отсканировал он этот артефакт и самого себя… Его не заботит мнение зрителей, и эта его внутренняя сосредоточенность переходит из фильма в фильм… Я видела Русский ковчег и нашла много общего с Франкофонией. Не только потому, что оба фильма — про музеи…

    В первых же кадрах Сокуров настораживающе заявляет — Чем был бы Париж без Лувра, а Петербург — без Эрмитажа? Т. е., с одной стороны, он считает человечество — преходящим, а его шедевры — вечными. Однако далее вступает в противоречие сам с собой — эту интонацию я уловила еще в «Ковчеге» — за неоставленный город пришлось отдать миллион жизней… Что же произошло в Париже в 1940 г? То, что всем известно, — Гитлер вошел в Париж как в «открытый город» — часть жителей уехала, часть — конечно воевала. Половина Франции не была оккупирована вообще.

    Единственным должностным лицом, которое оказалось на месте к визиту немецкого военного представителя (кстати, графа такого-то), был директор Лувра. Немец, будучи человеком культурным и образованным, был озабочен сохранностью луврских шедевров. Большая часть которых, правда, была увезена и спрятана, а скульптуры были закрыты. Так же, как это было в Эрмитаже во время войны. (И так же, как в Эрмитаже, героев здесь сопровождают по музею знаковые персонажи — во Франции это Марианна и Наполеон…)

    Известно, что в Эрмитаже в залах, где висели раньше картины, было налажено производство гробов для жителей города. Но ведь и война была другой. С самого начала — не на жизнь, а на смерть! Если же говорить не о морали, а собственно о зрелище, показан был в самом начале ряд прекрасных портретов из Лувра, остальное неотчетливо — Монна Лиза под непробиваемым стеклом (сразу вспомнилась толпа в несколько рядов перед нею!)

    А вот умница Паола Волкова пишет, что в соседнем зале висят два не меньших шедевра Леонардо — Мадонна в гроте и еще один, но ими почти никто не интересуется. Что значит стадное чувство, движение в общем потоке и в одном направлении… Сокуров был не такой, поэтому, несмотря на спорную мораль, фильм что-то затронул. Судьба Лувра оказалась небезинтересной…

    10 из 10

    25 марта 2016 | 17:02

    В фильме упоминается Гаагская конвенция, согласно которой в фильме Лувр не подвергся бомбардировке. Но. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта была принята в Гааге только 14 мая 1954 года по следам массовых разрушений объектов культурного наследия во время Второй мировой войны и является первым международным договором, получившим широкое распространение во всем мире, посвящённым исключительно защите культурного наследия в случае вооружённых конфликтов.

    Так что в фильме или ошибка, или речь ведется о другой конвенции. Тогда хотелось бы знать — о какой.

    20 ноября 2015 | 14:58

    «Франкофония» — это истинное эстетическое наслаждение для глаз и души. Путешествие по пустым залам величайшего музея французской и европейской нации, Лувра.

    Фильм погружает в отчасти фантасмагорическую обстановку Лувра, где по галереям и залам блуждают призраки самоуверенного Наполеона и слегка потерянной Марианны с баррикад Республики. Кажется, будто ты стал случайным свидетелем прошлого и присутствуешь при том, как граф Меттерних сидит за чашечкой кофе с директором Лувра Жаком Жожаром и обсуждает будущее предметов искусства, хранящихся в Лувре. Нити прошлого переплетаются с настоящим и будущим и еще раз доказывают, что без музеев нет государства и идентичности народа.

    В фильме уделяется невероятное внимание деталям произведения искусства, будь это мумия, Ника Самофракийская или Джоконда. Нет никакой спешки, резкой смены сюжета или неожиданной концовки. «Франкофония» — это размеренное повествование об искусстве и его отношениях с государством. Размышление о том, какое искусство получает право существовать, а какое нет, и кто это решает. Как говорится в фильме: «Цели государства и искусства редко совпадают».

    Ход истории не изменить и не повернуть вспять, невозможно вернуть утраченное и уничтоженное, но необходимо ценить то, что осталось от нашего всемирного человеческого наследия.

    22 февраля 2016 | 19:26

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    Финальный день 99-го кинорынка. Universal показывает эксклюзивные фрагменты из «Варкрафта» и трейлер «Бриджет Джонс 3». «Экспонента» выпускает в прокат новый фильм Торнаторе с Ольгой Куриленко и Джереми Айронсом, а Cinema Prestige готовится показать российским зрителям Лили-Роуз Депп и Натали Портман со сверхъестественными способностями. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Сразу две версии «Анны Карениной», пара отечественных хорроров, вампиры, балерины, космонавты, дуэлянты, полярники, губернаторы, советские супергерои и множество не менее ярких персонажей — традиционно КиноПоиск выбирает около полусотни российских фильмов, которые могут быть любопытны зрителям в этом году. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Это очень напряженный фильм», — рассказывал мне мужчина в очереди на «Наёмницу». «Жена смотрела, все ногти обкусала». Мои ногти остались целыми, а вот отношения с фильмом, увы, не сложились. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    125.Брат8.203
    126.ГоловоломкаInside Out8.202
    127.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.201
    128.Любовь и голуби8.193
    129.Ромео и ДжульеттаRomeo and Juliet8.193
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.ОноIt94.12%
    17.ГенийGenius93.91%
    18.Голос монстраA Monster Calls93.81%
    19.Джейсон БорнJason Bourne93.71%
    20.Великая стенаThe Great Wall93.71%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Рэмбо: Первая кровь 2Rambo: First Blood Part II33
    Братья из ГримсбиGrimsby39
    Дурак303
    ЛеденецHard Candy167
    ПортнихаThe Dressmaker15
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.242
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.888
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.548
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.172
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры