всё о любом фильме:

Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество

год
страна
слоган-
режиссерСергей Лобан
сценарийМарина Потапова
продюсерЕкатерина Герасичева, Алексей Агеев, Михаил Синев
операторИван Мамонов, Евгений Цветков
композиторЖак Поляков
художникАлёна Кудревич
монтажСергей Лобан
жанр комедия
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время111 мин. / 01:51
Новелла «Уважение». Смертельный номер! Великий мудрец, заплутавший во тьме, и его ученик, отчаянно стремящийся к свету. Они балансируют на краю пропасти, и пламя вулкана обжигает их лица. Король Лир и Звёздный мальчик, их поезд судьбы стрелой несется сквозь горный тоннель. Ждёт ли их свет в конце? Об этом в представлении!

Новелла «Сотрудничество». Впервые в мире! Небывалое изобретение в области шоу-бизнеса! «Эрзац-звезда»! Существо, способное уничтожить любых конкурентов, и его создатель взлетят на самую вершину Олимпа, чтобы рухнуть оттуда в пучину вод. Инженер Гарин и Человек-Слон спасут или уничтожат друг друга! Это и ещё многое другое!..
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 634 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Так так так.. Первую часть к сожалению еще не посмотрела, но может оно и к лучшему. Будет с чем сравнить ощущения после просмотра.

    Фильм с множеством смыслов, и я думаю, каждый в нем найдет что то. Что найдет-вот вопрос, но то, что найдет-обязательно.

    Вот мой.

    Шапито-название оправдывает само себя. Жизнь, показанная в картине-сплошной цирк, со своими клоунами, корчащими из себя непонятно что. Все в их жизни-ложь, они укрываются ею, обкладывают и других, и считают, что это нормально, оправданно. Постоянное присутствие элементов шапито либо их героев только подтверждает комичность всего происходящего. Лобан высмеивает своих персонажей, показывает, какой трагичной оказывается их судьба, какой это сплошной абсурдный цирк.

    Уважение

    Как таковое так и не почтило зрителей своим присутствием. Все так наигранно, иронично. Герои не уважают друг друга, и их самих не за что уважать. Ни отца, через 8 лет вспомнившего о сыне, страдающего непонятно отчего, и хотящего то же самого. Ни его сына, не умеющего ничего, кроме чтения книг и рассуждений на тему искусства. Он плачет, ноет, обвиняет в своих бедах отца. И смех и слезы, как говорится.

    Сотрудничество

    Тоже сплошной цирк. Продюсер-самодур активно внушает всем и каждому свою идеологию-что все в мире это копии, или эрзацы:человек-бога, репродукции-оригинала, храм христа спасителя-копия ранее стоящего, и что вне зависимости от этого ничто не теряет собственно значения. Получается, что и мир наш-копия?Но этим вопросом он вряд ли задается. Продвигая двойника Виктора Цоя-музыканта Рому, он отнюдь не сотрудничает с ним. Ему наплевать на него, его интересы, желания, а тот и будто рад этому, делает все, что ему говорят. Но людей копией не удовлетворишь. Проект терпит полное фиаско, и «Цой» уходит туда где ему рады-в родное Шапито, где других двойников-великое множество. Хвала режиссеру, ибо он показал, какой же это в действительности цирк, когда копируются такие короли сцены, а также последствия манипуляций их образами. Надеюсь, это послужит сегодняшним «копиям» примером.

    Концовки обоих частей сплетаются. В ход вступают одинаковые диалоги, а Шапито тонет в огне. Все клоуны, без того безумные, еще больше сходят с ума, и всячески обыгрывают это своими репликами, криками и телодвижениями. И в этой агонии-кадр обрывается. Конец.

    Фильм притягивает, ломает все догадки, хочется в нем копаться, искать смысл. Думаю, это одна из задач, поставленных режиссером перед зрителем. И она удалась на ура. Я боялась, что разочаруюсь, но теперь твердо говорю-я рада, что посмотрела эту работу.

    7 из 10

    3 февраля 2012 | 03:26

    Всегда с интересом относился к отечественному авторскому кино. После просмотра дебютной работы режиссера Сергея Лобана — фильма «Пыль» стал ждать его новых картин, но он с ними не слишком спешил. И вот он, наконец, выдал на радость зрителям «Шапито-шоу».

    Картина разделена на четыре притчи, главным героем каждой из которых становится человек потерянный, не нашедший себя, нереализованный никак неудачник, закомплексованная личность, продукт нового времени, если хотите. Каждому герою предстоит расстаться со своими иллюзиями, созданной им самим оболочкой и глотнуть реальности, перестать смотреть в кривое зеркало и увидеть себя со стороны со всеми своими недостатками. Каждый из четырех расстанется с ложными чувствами, надуманностью, всем им придется сломать свое мировоззрение. Герои покинут свои насиженные и безопасные мирки для достижения чего-то большего, что же будет с ними дальше, автор не упоминает. Наверное, не все справятся с полученными травмами, но все напускное однозначно сгорит в пожаре в шапито-шоу.

    Киберстранник — герой новеллы «Любовь», знакомится с девушкой через Интернет, волею судьбы им предстоит встретиться и отправиться автостопом в Крым. Живущий до сего момента исключительно своим внутренним миром и фантазиями человек в отношениях с реальностью теряется, осознает свою никчемность, видит все свои комплексы, злиться и, как водится, начинает винить во всем произошедшем свою любовь. Всеочищающий шторм (или шторм в душе героя, кому что ближе) смывает с него то, чем он жил до этого времени, а огонь пожара окончательно выжжет его придуманную личность. И все же они будут вместе!

    Далее история повторяется еще трижды. С той лишь разницей, что герои развенчивают в ходе своих приключений различные мифы. Глухому певцу из «Дружбы» предстоит сначала поругаться с друзьями ради призрачного успеха, приобрести новых «друзей», разочароваться в своем приобретении и затем вернуть доверие старых друзей благодаря всё тому же шторму. Заполыхают иллюзии популярности и красивой жизни, идеализировав себя со своими грехами и недостатками, не сможет он принять грехи и недостатки других.

    Режиссер-мямля — герой притчи «Уважение». К нему наведывается бросивший его однажды отец. Живой, загнанный по своим философским взглядам старикашка вовремя не воспитавший сына, теперь хочет получить от него понимания и найти в нем мужественность и, естественно, не находит ни того ни другого. Сын желает обрести хоть какое-то занятие, но изучавший жизнь по видеокассетам с фильмами ничего не знает о ней. Отец бросает его не умеющего плавать в открытое море не только фигурально, но и фактически. Не готовый же к этому безвольный сын теряет терпение и отказывается от вновь приобретенного папы. И снова шторм заставит героя раскаяться, а пожар заставит отца вспомнить о своих ошибках.

    Горе-продюссер, возомнивший себя гением современности, встречает двойника Виктора Цоя и решает раскрутить его, создав проект «Эрзац-звезда». Он движим нерушимой верой в свой образ, свою неоспоримость, свой успех. По сути же он лишь разбалованный мальчик — сын обеспеченных родителей, прочитавший пару популярных книг, копирующий поведение успешных людей. Он выдергивает двойника из привычного ему образа жизни, обещает славу и успех, но как результат его бездушной деятельности — пустой концертный зал. Ибо ничего своего не создал, да и в копировании таланта не имеет.

    Вообще-то во всем изложенном веселого мало, тут есть о чем задуматься, после просмотра появляется мотивация посмотреть на себя со стороны, сравнить со всеми четырьмя антигероями. Потому что, наверное, в каждом из нас есть что-то от них, а если не от них, то от героев второго плана точно. Однако, не смотря на всю философичность, несмотря на весь сарказм, поучительность и длительный хронометраж, фильм смотрится легко и непринужденно, а когда смотришь на нелепые танцы героев в шапито-шоу, и слушаешь их еще более нелепые песни-откровения, настроение неуемно повышается и улыбка переходит в смех. В целом же картина оставляет после себя довольно веселое и непринужденное послевкусие, что вообще большая редкость не только для нашего, но и для мирового кино.

    Приятно осознавать, что российские кинодеятели могут не только копировать западный мейнстрим, причем, не имея к этому ни малейшего таланта, но и создавать что-то свое, злободневное, свежее, оригинальное. Пусть в творчестве Лобана читаются нотки Дэвида Линча (все же не плохой пример для подражания), пусть его сравнивают с Гайдаем (хотя я не вижу никаких аналогий, мне больше напомнило Терри Гиллиама), все же я считаю, он очень угадал, сделав такое необходимое сейчас кино, и вместе с Мариной Потаповой, Иваном Мамоновым, Евгением Цветковым, Жаком Поляковым, Алёной Кудревич, Петром Мамоновым и всеми молодыми актерами заслуживает долгих и продолжительных аплодисментов. Надеюсь, что шоу будет продолжаться!

    P. S. Отдельно хочется отметить пейзажи. Крым все же одно из самых красивых и удивительных мест на нашей планете.

    25 марта 2012 | 19:54

    Ну наконец-то! Глоток свежего воздуха в нашем загнившем отечественном кинематографе! Такие мысли крутились в моей голове после просмотра этого шоу. Я долго сопротивлялся просмотру, как-никак 4-часа ленты пугали, но стоило фильму всего лишь начаться и меня уже было не оторвать от экрана. Не буду пересказывать фильм, просто назову причины, по которым Вы обязаны его посмотреть:

    1. «Шапито шоу» — это свежий глоток воздуха

    Новые актеры, яркие образы, красивые пейзажи. Здесь нет одного главного героя и деления на «добрый» и «злой». У каждого персонажа есть как привлекательные черты, так и недостатки. Поэтому ты веришь этим героям и сопереживаешь вместе с ними.

    Нельзя не отметить то, как все снято. Только посмотрев все 4 части, у тебя складывается целостное понимание картины. При этом порядок новелл может быть любой.

    2. «Шапито шоу» — это умное кино

    Если Вы хотите задействовать не только глаза при просмотре, но и голову, то этот фильм Вам придется по душе. В каждой из 4х новелл доминирует определенный цвет, который позволяет раскрыть героев и понять сюжет:

    - в «Любви» это синий (цвет вечности, верности и чистоты как любовь), как платье Веры.
    - в «Дружбе» — красный (храбрость и жертва), как майка глухонемого Знаменского.
    - в «Уважении» — черный (мудрость и тайна), как одежда отца (Мамонов)
    - в «Сотрудничестве» это белый (чистота и надежда), как прикид продюсера Попова

    Все это часть масонского символизма, который подчеркивает важность цвета в жизни. Не даром в фильме Вы часто заметите пирамиду с всевидящем оком, еще один символ масонства.

    Это всего лишь один пример, когда же в фильме практически все имеет свой скрытый смысл. Монологи принца датского Гамлета и царя Эдипа, единороги на майке Киберстранника, гипноспирали внутри цирка и повсюду в городе… как видите, очень много интересного — всего не перечислить.

    3. «Шапито шоу» — это актуальное кино

    Поднимаются вопросы, которые будут актуальными всегда (любовь, отцы и дети, дружба), и которые актуальны в обществе сегодня (терпимость к разнообразию, виртуальный и реальный мир). Очень тонко показана тема «расизма» в нашем мире. С одной стороны, ее в фильме не было. Но это только на первый взгляд. Вспомните, глухонемых пекарей. Перед ссорой в баре глухонемые друзья говорят Знаменскому — «они будут тебя называть глухонемой обезьяной». Я тогда сразу задумался почему обезьяной? И когда в конце новеллы «Дружба» глухонемых преподнесли как диких индейцев, которые думают о себе как второй сорт (именно это они пишут смской Арсению), а московскую тусовку во главе с пионером Арсением, как ковбоев, то все стало на свои места. Именно так режиссер умело показывает проблему, даже не упомянув открыто о ней в фильме.

    Вывод

    «Шапито шоу» — это удивительная картина, которая показывает как все в этом мире тонко. Человек может быть и другом и врагом, а раздражение и ненависть — любовью. В «Любви» сначала кажется, что Вера любит Киберстранника, а в конце думаешь уже наоборот. «Дружба» показывает в начале, что Знаменский отдаляется от своих глухонемых друзей, а потом оказывается что их это еще больше сблизило. В «Уважении» отец находит сына, берет его в поход и ты думаешь об отце как о положительном герое… но потом именно сын доказывает свое уважение к отцу, а не наоборот. И наконец «Сотрудничество» тоже вызывает противоположные эмоции. До середины новеллы ты симпатизируешь Роме «Цою» потому что его труд использует в коммерческих интересах продюсер Попов. Но потом происходит предательство и тут же твои симпатии меняются в обратную сторону. Все как в нашей переменчивой жизни.

    Красиво, глубоко, жизненно и необычно… Добро пожаловать в Шапито шоу, господа!

    9 марта 2012 | 03:09

    Всем кинонытикам, скулящим о кризисе в отечественном и мировом кино, Лобан дает достойный ответ в лице Шапито-Шоу. Постановка, даже интереснее чем у великого Балабанова. Режиссер как бы переносит нас в веселые и сумасбродные 80е, умело сохраняя ощущение сегодняшнего дня.

    Во второй части шапито, затронута проблема взаимопонимания между поколениями. Это очень актуально, потому, что люди выросшие в одной среде, при этом имеющие разницу в возрасте 2-4(какие там 20) года, нередко, поразительно отличаются ментально. Ну и конечно мракобес Мамонов, поступил очень плохо, украв сценарий фильма у собственного сына.

    В теме «сотрудничество» из экрана посыпались термины: орудие труда, эксплуатация, капитализм. Я по неволе вспомнил своего лицейского учителя, заядлого комуняку Руслана Юсуповича, который вел предмет истории. Также к совковому посылу, добавилась рпцшная замануха. Тем самым Лобан потрудился на два злейших мифа…

    В этом фильме можно видеть все обязательные составляющие контркультуры: не традиционная ориентация, смешанные браки, наркотики. Все это под зорким наблюдением всевидящего ока, со сцены шапито.

    Если с художественной точки зрения, фильм получился очень зачетным, то смысловое наполнение это адская промывка мозгов. Людям с не окрепшим мировоззрением и без внутреннего стержня, не смотреть.

    19 февраля 2012 | 19:20

    Дело происходит в Крыму. Любовь. Пузатый мизантроп Лёша (Подольский) и милая девочка Вера (Строкова) знакомятся через Интернет и едут отдыхать на море. Дружба. Глухой парень Алексей (Знаменский) выигрывает в творческом конкурсе и вместе с группой аниматоров во главе с «пионером» Максимом (Тиунов) едет на заработки. Уважение. 8 лет не появлявшийся в жизни Стёпы (Девонин) отец (Мамонов) неожиданно приглашает сына в поход по крымским лесам. Сотрудничество. Молодой продюсер Сергей (Попов) пытается сделать из удивительно похожего на Цоя парня Ромы (Кузьменко) новую суперзвезду. Первый концерт должен состоятся на побережье.

    Я намеренно не стал писать отдельные рецензии на две части этого фильма, просто потому что не считаю это необходимым. Разделение одного цельного произведения «Шапито-шоу» на две ленты может быть объяснено только тем, что так на них хоть кто-то сходил в кинотеатр, а вот на один 3-часовой фильм с такой слабой рекламной поддержкой точно бы никто не пошёл. Так что, поверьте мне, желательно смотреть фильм целиком и за один раз.

    Между тем, картина получилась прекрасная. Удивительно лёгкая, летняя, приятная уму и сердцу. Точнее всего посыл фильма передаёт его название — «Шапито-шоу». Перед нами на экране предстаёт действительно шапито — яркие короткие вспышки, детали людских судеб, все вместе образующие единое полотно под названием «жизнь». Я очень люблю такие фильмы, которые вроде бы ни о чём, и в то же время обо всём сразу.

    Подобный эффект вряд ли был бы возможен, сыграй в этом фильме хоть один знаменитый топовый актёр. Но нет, режиссёр всё сделал правильно, все эти свежие лица, эти Лёши, Веры, Максимы и Серёжи — они настолько живо и естественно ведут себя в рамках сюжета, что просто диву даёшься. Единственным более-менее узнаваемым лицом в фильме является Пётр Мамонов, и как раз таки он немного выбивается из общего ритма. Делает свой эпизод более глубокомысленным, чем требуется. Харизму на спрячешь.

    Я верю в российский кинематограф. Последний раз особенно сильно это чувство я испытал после просмотра «12» Михалкова. Потом оно немного ослабело. Но в последнее время на наших кинематографических просторах начинают одно за другим появляться имена независимых, молодых и очень перспективных режиссёров, снимающих отличное кино про жизнь. Это и Звягинцев, и Авдотья Смирнова, и Роман Каримов. Теперь ещё и Сергей Лобан.

    Советую посмотреть особенно тем, кто не считает, что фильм обязательно должен учить, просвещать или образовывать. Есть в этом мире и просто фильмы про жизнь. Приятные уму и сердцу.

    9 из 10

    2 мая 2012 | 14:36

    Чем заняты все эти люди? На что они живут? За чей счёт?

    Такие же вопросы у меня мелькали когда я смотрел и первые две части. Пока современный творец от кино на своей коже не прочувствует проблемы современного обывателя, то его, похоже, кроме проблемы собственного творческого кризиса ничего больше волновать не будет. Песни и движения — это вообще ниже плинтуса, в духе роликов с ю-туба. Наверное, это стало круто — продвигать посредственность. Хотя сюжет полон неадекватных действий героев, всё пресно и сыро и в конце концов просто не интересно. Не показано грязи и дна. Ущербные персонажи в чистеньком шныряют туда — сюда. Спекуляция Цоем.

    Что делает здесь уважаемый мной Пётр Николаевич — совершенно не понятно. Это после «Острова» то в таком сниматься. Возможно я чего то не понимаю, но очень хочется назвать этот фильм тем, что первое приходит в голову. Чушь.

    5 сентября 2012 | 06:18

    Именно об этом ты думаешь, после того, как перед тобой пролетят «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество», которые оделены в своей сути лишь «липкой ложью». Эта ложь объединила все новеллы, тем самым, что именно она агитировала главных героев на поход в «Шапито шоу», за которым крылась взрывная кульминация.

    Суть, которая показана с четырех сторон человеческих отношений, словно с четырех камер, до мурашек прорезает зрителей и, вскоре, дает понять им, что каждый из них — это и есть какой-либо персонаж этого фильма, который потерялся в своей жизни и не может найти ключ для обретения средств к её спасению.

    В любви нет схожести в мирах.

    В дружбе нет той искренности, что проглядывалась ранее на обертке.

    В уважении нет взаимопонимания.

    А в сотрудничестве и вовсе нет смысла.

    К чему же приводят все эти способы взаимоотношения главных героев можно додумать сразу.

    Поколение XXI века. Ничто иное, кроме как, метавшиеся из стороны в сторону, отчужденные от истины своих целей и желаний люди, подвергшиеся воспитанию не того поколения.

    Где-то, в этом мире, правит Интернет, который превращает своих обитателей в лунатиков и воображал лучшего мира.

    Где-то, в этом мире, правит неправильный выбор, который курируется средствами модного пафоса.

    Где-то правит непонимание родственных связей, которые обтягиваются абсурдом.

    А где-то просто живет судьба, которая все равно будет вершить свое и не пропускать, пробивающееся желание засветиться, наружу.

    Что бы ни делали герои этого фильма, они все равно подвержены эксперименту современного поколения. Они все равно уже не те, кто смотрит в зеркала и мир, в котором они существуют им, все равно, мал. Но стоит ли забивать голову по пустякам, если они всего лишь цифры в сети Интернет? Стоит ли задумываться о том, что ими все равно движет один из двух образов: и это либо внутренний мир одиночества, либо наружный мир масс?

    Все же иногда персонажи бунтуют и начинают бороться с современной системой, которой они подвергаются.

    Кто-то доверяет свой внутренний мир, обитателю мира масс.

    Кто-то просто доверяет себя в мир масс.

    Кто-то пытается отрешиться от всего и отдать себя близкому человеку.

    А кто-то же, существуя цифрой в массе, пытается отделиться от нее.

    И всех постигает крах, потому что все, что они пытаются изменить в себе, в итоге, оборачивается лишь липкой ложью. Липкой ложью, которая является большой паутиной и объединяет всех героев в одну сеть. Сеть, которую в итоге сжигает один из пострадавших, словно в знак мести.

    8 из 10

    13 февраля 2012 | 00:17

    Только что написав рецензию на «Любовь и Дружбу», принялся за «Уважение и Сотрудничество». И еще раз вынужден констатировать: зря, очень зря «Шапито-Шоу» поделили на две части. Так как часть вторая, хоть и немного, но проигрывает. Причем по многим статьям.

    «Уважение»: здесь центром Всего Сущего является Петр Мамонов. Несмотря на то, что его персонаж в фильме — фактически пародия на Петра Николаевича, вся новелла буквально переполнена тем, чего в избытке хватает во всем, к чему прикладывает руку лидер «Звуков Му», одной из самых авангардных рок-групп на отечественной сцене — самолюбованием. Видно, что Мамонов буквально упивается своим несомненным талантом. Только после неудачного «Царя» это выглядит не как самоирония, а как твердая уверенность в своем величии. Несмотря на это, роль у него забавная. Жалко, своей песенки-вставки у Мамонова нет. Остальные персонажи новеллы тоже в большинстве своем забавны — это и странноватый, абсолютно в себе неуверенный режиссер шапито Шпагин, и стереотипный продюсер, словно пришедший в фильм из картин о лихих девяностых, сыгранный Стасом Барецким, и мечтательный, мечтающий о карьере режиссера Сын Мамонова — его сыграл еще один молодой актер Степан Девонин. Хорошая новелла.

    «Сотрудничество»: самая от чего-то нелюбимая большинством зрителей история, между тем, тоже забавная и умная, но, очевидно, такой тип отношений, как сотрудничество, дается авторам тяжелее, чем более возвышенные — любовь, уважение и дружба. Оно и понятно: для описания сухих денежных отношений фильм слишком «воздушен»: в нем много забавного и наивного. В общем-то, и последняя новелла полна этой самой наивности: мальчик-мажор Сергей Попов, сыгранный Сергеем Поповым, очевидно, как и все остальные заглавные герои «Шапито», к жизни еще не готов. Но, как и все остальные, переживает катарсис, которые его к этой жизни если не подготовит, то хотя бы объяснит, что не все так просто, как хотелось бы. И — это главное откровение фильма — несмотря на трудности, жизнь прекрасна.

    Смыслы и прочие «хорошести» фильма мною уже были охарактеризованы в рецензии на «Любовь и Дружбу». Не всякий будет заходить на страницу другого фильма, так что здесь я буду иметь наглость процитировать самого себя: «О смыслах. Они тут, на мой взгляд, при витиеватости формы, очень просты и общепонятны: плохих людей нет и быть не может — в каждом есть как плохие, так и хорошие стороны, причем хороших больше. Катарсис — лишь дорога к духовному преображению, терпимость — вещь нужная и важная, а дружба и любовь — вещи вечные.»

    «Шапито-Шоу», то есть в полном — четырехчасовом варианте лично для меня уже давно, с момента просмотра в год премьеры, прописался в разряде современной классики. Почему — опять же написано в моей рецензии на первую часть: «настоящая современная классика, фильм уровня «АССЫ», «Иглы» и других культовых перестроечных фильмов. В конце концов, перестройка никуда не уходила. Она была всегда и всегда будет. И перестройка — это не конкретное историческое событие, а обновление и перерождение общества и человека…"

    А вот конкретно «Уважение и Сотрудничество», как уже было сказано выше, «Любви и Дружбе» проигрывает. Видно, что сами авторы в душе так же молоды, как и их герои: размышлять о более возвышенных и интимных чувствах у них и получается лучше. А вот к чувствам более приземленным они еще не в той степени готовы. И это замечательно: а то снимали бы сейчас коммерческую чепуху, склепанную на заказ не пойми кого.

    Рожденный ползать доползет до края земли,

    Рожденный летать улетит в Космос!


    9 из 10

    28 декабря 2012 | 19:02

    «Шапито-шоу» — это прежде всего ирония над всеми социальными ролями, которые мы со всей серьёзностью играем в цирке под названием жизнь. Кратко примерно о том, же, о чём сказано в фильме Лобана и Потаповой, на мой взгляд, было сказано Хармсом в «Четырех иллюстрациях того, как новая идея огорашивает человека, к ней неподготовленного».

    Безусловно, это разоблачение масок лишь одна, пусть и главная, из граней фильма, у которого этих граней ещё немало, — есть на что полюбоваться и отчего прийти в восторг. Да, и само это разоблачение не есть какое-то злобное, надменно-мессианское порицание, претендующее на то, чтобы учить, как надо или не надо жить, но открытие поданное в такой смиренной форме, что, кажется, будто авторы просто хотели рассказать о себе, свои собственные истории, которые подглядели за собой и своими близкими, и по-доброму над ними посмеяться. На эту мысль наводит ещё и то, что, некоторые персонажи играют фактически самих себя, преувеличивая, переигрывая свои собственные черты, тем самым как бы говоря: «Да, а ведь чудные же мы иногда бываем, когда слишком серьёзно воспринимаем свои, в принципе, суетные земные страсти и дела».

    «Шапито-шоу» — самая актуальная и по форме, и по содержанию комедия, на мой взгляд, ибо приходится в самую точку нашего времени, погрязшего в своих ролевых играх «общества спектакля». В ней нет той фальшивой натянутости на реальность, свойственной сегодняшней обычной коммерческой киножвачке. Здесь во всём угадывается авторская искренность, а за искренностью и подлинность.

    26 января 2012 | 12:37

    Фильм «Шапито-шоу»… — явление необычное. Необычное прежде всего тем, что он стал почти культовым еще до своего выхода. Многие, даже еще вовсе не видя фильма, называли его в разных Интернет-опросах лучшим российским фильмом 2011 года. Об этом фильме много говорили, его ждали, вокруг него создали некий ореол таинственности. Где-то его даже назвали манифестом современности.

    В чем причина такой «преждекультовости» и оправдала ли она себя? Причина может таиться в именах создателей. Сергей Лобан и Марина Потапова — авторы «Пыли», одного из самых необычных и независимых фильмов, созданных на постсоветском пространстве. Среди других причин — композиции группы Karamazov Twins, участие в фильме Петра Мамонова и отсутствие в нем растиражированных налево и направо медийных звезд (а это очень важно), успех на ММКФ, неожиданно большой хронометраж — три с половиной часа, разбитые на два фильма, двойник Виктора Цоя и самоирония, присутствующая уже в самом названии фильма.

    «Шапито-шоу» — это четыре незатейливо связанных между собой истории, по две на фильм. «Любовь и дружба», «Уважение и сотрудничество» — как видно уже из названий, фильм — об отношениях между людьми. Символична и последовательность рассказываемых историй, но в движении от любви к сотрудничеству эмоциональный накал фильма, идейность, «глубина» только усиливается.

    В «Шапито-шоу» чувствуется некое дыхание свободы. Как будто его авторы творили, хулиганя, пробуя, экспериментируя. Они не пытались вписать себя в рамки жанров, в контекст течений, не пытались быть на кого-то похожими или, наоборот, от кого-то отличиться, выделиться из массы. А в итоге они нарисовали некий шарж, дружеский, но весьма критичный. На что шарж? Я бы сказал, что на день сегодняшний. Наверное, это наиболее очевидный ответ, но не единственно верный.

    «Я хотел этим задать вопрос!» — «Какой вопрос?» — прозвучит в фильме. Какой вопрос мы не узнаем. Но можно предположить, что вопрос этот связан с одним из моментов, связующих четыре истории в одну, а одновременно и одним из главных символов фильма — с «Шапито-шоу». Цирком то есть. И вопрос этот задает не столько герой, сколько авторы фильма. Цирку, как известно, суждено гореть. А клоуны?

    А мы? Сгорим в этом цирке? Или мы — спасшиеся клоуны? А какая участь нас больше устраивает? И что есть этот цирк?

    Ведь, истинно, в любви, в дружбе, в уважении и в сотрудничестве мы так часто похожи на клоунов. А человеческие взаимоотношения порой иначе как цирком и назвать нельзя.

    Снято ярко, интересно. Смотреть долго. Слово «шарж» кажется мне наиболее точным определением фильма. Это не новое слово. Это не залихватский смех и не какая-нибудь бездонная смысловая глубина. Смотреть или не смотреть? Смотреть. Необязательно сразу два фильма. Как говорит Гордон в своей передаче: «Смотрите русское кино. Это кино про нас, а никто о нас кроме нас самих не снимет. Никому мы неинтересны».

    И в этом фильме действительно есть что-то о нас. В этом фильме действительно что-то есть. Добро пожаловать на шапито-шоу.

    27 февраля 2012 | 18:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>