всё о любом фильме:

Географ глобус пропил

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Велединский
сценарийАлександр Велединский, Рауф Кубаев, Валерий Тодоровский, ...
продюсерВадим Горяинов, Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский, ...
операторВладимир Башта
композиторАлексей Зубарев
художникВладимир Гудилин, Сергей Гудилин, Людмила Гаинцева
монтажТатьяна Приленская, Александр Велединский
жанр драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  576.9 тыс.,    Украина  49.3 тыс.,    Польша  9.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время125 мин. / 02:05
Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет десятиклассников в поход — сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (2158)
ожидание: 88% (5541)
Рейтинг кинокритиков
в России
89%
34 + 4 = 38
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (написан в 1995 году, опубликован в 2003 году).
    • В романе главному герою Служкину 28 лет, в фильме герой Хабенского старше. Выбор актёра на главную роль одобрил автор романа Алексей Иванов, отметив, что герой Хабенского похож на изображение героя на обложке первого издания романа.
    • В общей сложности было 34 съёмочных дня, две экспедиции и запланированный пятимесячный перерыв: для съёмок эпизода похода по реке ждали воды, которая бывает только на протяжении двух недель в мае, а в остальное время речка мелкая. Поэтому зимний блок снимался в ноябре 2011 года, а потом ждали до апреля, чтобы снять интерьеры школы, в окна которой «заглядывала» весна. Потом съёмочная группа переехала за 200 километров от Перми снимать поход.
    • Съёмки фильма прошли в 2011-2012 годах в Перми (Кировский район, ул. Калинина 19, школа N1), Закамске, микрорайоне Нижняя Курья, посёлке Усьва Гремячинского района.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Дата рождения Виктора Служкина 24 мая 1975 г. (видно по странице паспорта в начале фильма), но в фильме день рождения отмечают зимой.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5575 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    2016 год объявлен в России Годом кино, и сколько бы ни критиковали наш кинематограф за отсутствие хороших, нужных фильмов, на мой взгляд, есть много замечательных картин, достойных восхищения! Мне бывает интересно сравнивать книгу и фильм (особенно если это касается человеческих отношений), помните, у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

    События, представленные в книге «Географ глобус пропил», происходили в 90-е годы. В одноимённом кинофильме режиссёра Александра Велединского действие перенесено в наши дни. Благодаря этому все последствия перестройки, эти ужасающие времена всеобщего эгоизма и разложения, которые представлены в книге, на экране выглядят как некая гипербола. Неуправляемые школьники, остервенелые и оголодавшие по хорошей жизни женщины, безнравственные мужчины, все мысли которых остановились только на жажде. И Служкин (Константин Хабенский), главный герой, запутавшийся в сетях бесконечных «недороманов» и ученических подлянок. Человек, закрывающий глаза на колкости и предательства. Почему? Потому что он «хочет жить, как святой». Чтобы никто за него не держался. И самому чтобы ни от кого не зависеть. Поэтому он не расстаётся с бутылкой, отпускает жену (Елена Лядова), давая согласие на её любовь с Будкиным (Александр Робак) — лучшим другом Служкина с детства. Также он позволяет себе бить учеников, курить и употреблять алкоголь вместе с ними, напиваться до полного отключения в походе, когда жизни семерых ребят зависят от него. Единственная радость для героя — дочка Тата, которую однажды он чуть было не променял на шикарную во всех смыслах учительницу немецкого. И тут он почти оступился, почти полетел с обрыва в ледяные волны, но вовремя останавливается. Благодаря случаю.

    Всё у него не по-человечески. Утешение находит не в ком-нибудь, а в своей ученице, бесстыдно влюбляясь в неё. Но! Плывя по течению жизни, как по строптивой речке в походе, выживая в ледяной воде предательств, врезаясь в «расчёски» (деревья) измен, в камни безразличия, он остаётся верным себе, не теряет контроль в отношениях с возлюбленной Машей (Анфиса Черных), находит в себе силы и отказывается от желаемого. Разве пропитый алкаш без смысла жизни и морали просто так откажется от недвусмысленных просьб юной девицы?.. Вряд ли. Но искупает ли этим свои грехи Служкин? Остаётся решать зрителю.

    Режиссёр показал две из трёх сюжетных линий, представленных в книге. Мы можем увидеть Служкина в школе и дома, Географа в походе, но не увидим хулиганистого Ваську — обычного советского школьника. Школьника, которого посреди урока, как из ведра, окатили вестью о том, что умер Брежнев. Мальчишку, которому во всём приходилось подчиняться наглому сверстнику Колесникову, потому что… Так получалось. Пионера, которого так и не взяли в барабанщики. Юношу, что вскакивает ночью с постели и бежит к окну, боясь увидеть там «гриб». А вдруг война? Конечно, фильм не может и не должен вмещать в себе всего, что представлено в книге. Кино — искусство. Это великолепные пейзажи, мастера-актёры, музыка, сюжет, ракурсы, костюмы… Режиссёру удалось создать свою композицию, а не копию, выразить своё отношение к событиям. Тем, кто боится отступлений от оригинала, не стоит вообще смотреть фильмы. Никто не сможет снять настолько совершенно, как получилось в голове у читателя. Так что же прекрасного в получившейся картине? Прежде всего, в глаза бросается наша Природа. Тайга, река, скалы. Невероятная мощь, внушающая уважение и даже страх перед стихиями. Погружаешься с головой в этот заброшенный мир. Музыкальное сопровождение — отдельная история. Главное здесь — не переборщить со звуками. И временами проскальзывающие мелодии каких-то северных шаманов — как раз то, что нужно для общей атмосферы. Что уж говорить о песне Кипелова «Я свободен» в исполнении пассажира электрички, что встретится в самом начале фильма. Да, Служкин, ты свободен!

    Актёры тоже на высоте! Как уже опытные виртуозы, известные и узнаваемые нами по многим картинам, так и представители молодого поколения. Чувствовалась некая магия в каждой сцене. Каждый смог найти то, что сможет оживить героя и позволить ему раскрыться. Фильм не лишён юмора, как и любая картина отечественного кинематографа. Но есть нечто, благодаря чему мы, русский народ, сразу узнаем наш юмор. Вроде как смешно, но в то же время хочется разорваться от правдивости прозвучавшей шутки. Русский юмор будто бы переполнен грустью и тоской. Или, наоборот, тоска завернулась в яркую оболочку, натянула улыбку, приправила облик смехом и побрела по разъезженной российской дороге, по колено проваливаясь в грязь, вздыхая, но, опомнившись, под конец превращая печальный вздох в смешок. Наш Служкин.

    Кинолента поднимает многие проблемы нашей жизни. Начиная от материальных, вроде безработицы и снижения уровня жизни практически всей страны, и заканчивая возвышенным: дружбой, любовью, смыслом жизни. Каждый может найти в нём что-то своё. Подросток увидит отражение его отношений с окружающими, женщина — бездуховность, продажность, мужчина — свои пристрастия. Но любой из них вновь переживёт тот отрезок жизни, когда ему казалось, что всё уходит из-под ног. Вспомнит, как он, проснувшись однажды, оказался посреди реки в совершенном одиночестве и без весёл, как и многострадальный Служкин. И как он, отбивая дробь зубами, шёл против течения, из последних сил волоча за собой всё, что осталось. Или не шёл, плюнув и поплыв дальше.

    Каждый, кто не побоится увидеть свалку человеческих пороков, кто не испугается нырнуть туда с головой, в конце найдёт то, что окупит все переживания. Мотивацию к тому, чтобы меняться.

    Не бывает идеальных людей. Пусть мы не привыкли видеть подтверждение этому на экранах, с упованием ожидая «хэппи энда». Пусть этот необычайно правдивый фильм, где человек, побеждая стихию, побеждает самого себя, станет исповедью для всех нас. Я считаю, что этот фильм обязателен к просмотру. Но нельзя смотреть его единожды, лучше совсем не включать. Ибо Вы увидите только литры алкоголя, разврат и грязь, грязь, грязь. В следующий раз появятся проблески смысла, тоски, жажды счастья. Потом всплывут на поверхность подтексты, свяжутся скрытые образы, найдётся главное, что не бросилось сразу, а было затушёвано чем-то другим. Для каждого — своё. Нужное. Важное. Значимое.

    10 февраля 2016 | 21:59

    Типичный среднестатистический обыватель по имени Виктор. Мужчина, у которого есть жена, которую безгранично любит, ребенок, скромная квартирка в каком-то спальном районе, низкооплачиваемая работа.

    Жена — настоящий тиран, упрекающий во всем нелюбимого, хотя виновата во всем сама, мечтала разойтись и покончить со всем, но, видимо, не хватало сил. Ссылалась на бедность, мягкость мужа, но сама ничего делать не желала.

    Лучший друг — человек, который, впрочем, ничего не требовал, не пользовался и не просил, но тем ни менее, брал все, что хотел, самое дорогое и самое ценное.

    Мерзкая на вид личность.

    Учительница — изначально показалась интересным героем, но чуть позже оказалась, что по сути своей не лучше жены Виктора.

    От безысходности устраивается преподавателем географии десятых классов. Поначалу идут конфликты, но затем все налаживается. И что же происходит? Какая неожиданность, кажется, одна из школьниц небезразлична к географу.

    Большинство его пассий упрекают в алкоголизме, но не удивительно, с такой то жизнью.

    Сцены в походе казались, откровенно говоря, ненужными, ведь они ни чем не закончились. Постоянно раздражала истеричная школьница, которая сама ничего не понимала.

    В общем, фактически, сюжетная линия не раскрыта. Непонятно, что стало с лучшим другом, учительницей, почему он принял жену. Возможно, как истинный «святой» он так поступил из бесконечной любви к жене и неважно, что она сделала, но тем ни менее это было глупо. Все выглядит как никому ненужная биография.

    Концовка комом, сюжет не закончен.

    К тому же, город показан так, словно это «лихие 90-е», все настолько в жутком состоянии, что сложно поверить, что это наше время.

    5 из 10

    Пятерку можно поставить только за образ географа.

    8 февраля 2016 | 01:00

    Фильм, как известно, снят по одноименной книге Алексея Иванова. Некоторые моменты из книги опущены, а жаль — небольшие детали, как, например, зазвонивший телефон Служкина в электричке, или эпилог, смотрятся банально, в то время, как в книге они обыгрываются интереснее. Но в целом это небольшие придирки, которые на фоне общего впечатления от фильма кажутся совсем ничтожными. Единственная вещь, оставшаяся для меня непонятной — зачем создатели картины перенесли действие в наше время; в книге все происходит в 1990-е, и это больше вписывается в образ потерянного в жизни человека. Возможно, такое решение было принято ради того, чтобы зрители после просмотра не могли сказать «ну так то ж в девяностые, сейчас то все иначе», точно не знаю. В любом случае, на вышеперечисленном минусы этой картины заканчиваются. Очень порадовало, что оператору и режиссеру удалось передать в фильме удивительное по красоте мысли и слога описание природы Иванова. Фильм не дает заскучать — по ходу просмотра зрителя постоянно кидает из крайности в крайность — от зауряднейшей, повседневной «бытовухи» под нетрезвое исполнение кипеловского хита «Я свободен» и простенькой мелодии с посвистываниями к очень философским и живописно красивым кадрам, сопровождающихся гипнотизирующими звуками варгана, и обратно. Интересные визуальные решения, вроде спрыгивающей тени с качелей, старого разрушенного дома на фоне Перми, опять же пермская инсталляция «Счастье не за горами», обыгранная оператором, — все это цепляет внимание, заставляет кино «дышать». «Географ» балансирует между двумя жанрами — комедией и… нет, даже не драмой — скорее, притчей о поиске самого себя. Ну и конечно нельзя не увидеть в Служкине всеми любимого (а может, и не всеми) Иванушку-дурачка, в жене Наде — царевну-Несмеяну, да и вообще не раз фильм напоминает старую добрую русскую сказку на современный лад; только вот из-за того, что на современный, не очень-то и добрую. В общем, искать аналогии довольно занятно, есть куда размахнуться.

    На первый взгляд сама идея не нова — обыкновенный учитель попадает в среду недоразвитых, злобных детей и пытается их перевоспитать. Но тут сразу появляется много вопросов: можно ли назвать учителя обыкновенным? Правда ли, что класс с детьми превратился в стадо животных? Получается или нет географу нарушить привычный ход вещей? Да и хочет ли он этого?

    В картине поднимаются два жизненно-важных вопроса, которые были заданы еще столетие назад — кто виноват и что делать? Удивительно, но на оба этих вопроса зритель получает ответ. Прежде всего — виноваты во всем мы сами, все современное общество. В том, что детям не нужно ничего, кроме низменных потребностей, виноваты родители — дети берут с них пример. В том, что женам опротивели их мужья — виноваты мужья, которые сами не знают, чего хотят, и тихо спиваются. В том, что мужьям надоели истеричные жены, виноваты, соответственно, погрязшие в быту, непривлекательные и озабоченные лишь деньгами жены. Что делать? Начать с себя, понять, что внутри есть силы для помощи другим, для подачи им знака в сторону верного направления. Получится ли? Кто знает. Но пытаться определенно стоит.

    Многие говорят о том, что видят в главном герое исключительно подонка-пьяницу, едва не угробившего с десяток детей. Я в корне с этим не согласна. Начнем с внутреннего мира географа — кто он такой? Человек, пытающийся познать непознаваемый мир вокруг себя (именно эта потребность присутствует в каждом с самого детства и обостряется как раз в подростковом периоде), но постоянно натыкающийся на стену рутины и пошлости. Служкин научился подыгрывать — когда Маша видит вместо солнца вечный взрыв, он пишет ей на фотографии тающего льда «просто вода». Однако мы прекрасно понимаем, что для него это не «просто вода», да и кто стал бы фотографировать что-то с пометкой «просто». А расскажи он кому-нибудь он об этом, покрутят пальцем у виска и тяжело вздохнут, и ему ничего не остается, как «просто» согласиться — все равно не поймут. Общается с учениками Виктор Сергеевич на равных (если его доводят — он дает сдачи, если чувствует симпатию — отвечает тем же), поэтому в конце концов они принимают его за своего — ценят, жалеют, уважают. Прекрасному преподавателю, не обращающему внимания на внутренний мир детей, на их окружение, реальность, в которой они живут, который не пропускает это все через себя, никогда не добиться такого расположения учеников. Да из географа-то по сути преподаватель никудышный (свой предмет он читает по школьному учебнику, к географии Служкин вообще отношения до этого момента не имел). Тогда вопрос становится другим — кто же нужен современному школьнику, хороший педагог или человек, который его поймет? Точнее, даже так — кто на данный момент важнее?

    О безответственном отношении Виктора Сергеевича к детям. Если смотреть однобоко — конечно да, как же можно взять маленьких глупеньких детишек в поход, напиваться до беспамятства, уйти, оставив одних в лесу, да и вообще, они же пьют и курят в присутствии преподавателя, возмутительно; эдакие «советские стандарты» подросткового воспитания нарушены в корне. А с другой стороны — не дал ли он ученикам то, в чем они больше всего нуждались — настоящую свободу, ту свободу, овладев которой, понимаешь весь груз ответственности за нее? Во что превратился бы «правильный» поход с «правильным» преподавателем? — осмотр красивых мест, ужин с тушенкой и гитарой, не более того. Сплотить этот маленький коллектив, где каждый выстроил вокруг себя непробиваемую стену равнодушия и хамства (исключение составляет разве что Маша) — это действительно дорогого стоит. Можно долго спорить о том, какими методами это было достигнуто — но ведь достигнуто же. Мне кажется, это тот редкий случай, когда «цель оправдывает средства». Это кино можно сравнить с фильмом «Учитель на замену», вышедшим в прокат на два года ранее. Не вдаваясь в подробности, хочется сказать лишь о том, что в «Учителе…» показан пример того самого «правильного» преподавания, который приводит в итоге к трагическому финалу и безысходности. Огромный плюс «Географа» — он показывает, что выход есть. Да, Служкин — не герой-революционер, на него и равняться-то стоит далеко не во всем. Но он дал ребятам правильный вектор, даст его и своей дочке, и другим детям, с которыми, возможно, столкнется, — на взрослых такие, как Витус, уже не подействуют. Хочется надеяться, что благодаря таким фильмам как можно больше людей поймут, наконец, с чего и с кого надо начать, чтобы приблизиться к счастью, которое не просто «не за горами» — оно вот здесь, у нас под носом, остается лишь его увидеть.

    20 марта 2014 | 22:20

    Российский фильм с оценками выше 7 заслуживает внимания (просмотра) по определению. Зная посыл иностранных фильмов похожей тематики, ожидал от режиссера истории о бесконечно высоконравственном учителе, учителе-борце с пропащей молодежью и яркого финала духовного единения двух сторон в конце фильма. Но наш фильм был совершенно о другом. «Географ глобус пропил» — это фильм о реальной жизни русской глубинки, с абсолютно безнравственными учителями и стадом неуправляемых детей, воспитывать которых государство отказалось. Отказалось официально, спровоцировав упадок системы образования через самый действенный механизм современной жизни — низкие заработные платы, лишив тем самым школу, ВУЗы, техникумы, училища действительно талантливых педагогов, ушедших «на заработки» в другие сферы.

    На примере Виктора Сергеевича мы видим, что современная школа — это пристанище для алкоголиков, неудачников и просто упавших духом и сломленных людей. Однозначных персонажей в такой школе быть не может, поэтому и наш герой не получился на 100% отрицательным персонажем, как не вышло из него и героя. Зато получился абсолютно реальный человек, раздираемый внутренними противоречиями, слишком слабый, чтобы бороться за супругу, слишком честный, чтобы сломать жизнь влюбленной в него десятикласснице.

    Этот фильм, на первый взгляд, ничему нас не учит, в нем нет какой-то легко читаемой морали. Но первое впечатление обманчиво, это фильм — зеркало. Зеркало нашей жизни, нашей действительности. Посмотрев в него мы должны, мы просто обязаны стать лучше, иначе два часа потраченного времени и блестящая игра Константина Хабенского прошли впустую.

    17 ноября 2013 | 21:14

    Смотреть российские фильмы всегда немного страшно. Идешь в кино, покупаешь билет, что нынче может разорить студента, который экономит на обедах, заходишь в зал, смотришь рекламу, и, наконец, с замиранием сердца ждешь. Ждешь, что жертва столовской котлетой, была не зря.

    Мужик, который выбрал песню Кипелова «Я свободен» для исполнения в запотевшей электричке, сразу успокоил меня.

    Фильм норм. Сложные вещи показаны просто. И мужик в электричке совсем же неслучайно пел эту самую песню. Кто сейчас может сказать, что он свободен? Все порабощены своими нескончаемыми проблемами, неразделенной любовью, сексом, дружбой; скучной работой; завистью, что у старых школьных друзей жизнь сложилась лучше. Многие тонут в обшарпанных хрущевках от своего несчастья и выживают.

    Что же касается нашего географа.. Живет вовсе не в Москве, жена изменят с лучшим другом, работы любимой нет и не предвидится. Но Служкин не боится. Он любит жену и желает ей только счастья, любит дочку, она не обуза для него. Он не выживает, он живет. Динозавр, который еще верит в настоящие чувства, динозавр, которому грустно, что вокруг мир так изменился, а он остался такой, какой был. Этот динозавр пьет, да пьет. Но не от душевной слабости или жалости к себе, а от разочарования. Но пару раз режиссер заставляет нас усомниться в душевной свободе Географа. Но нет, Географ предстает перед нами живым и невредимым. Нет сигарет, так не беда, всегда есть чай, который можно завернуть в бумажку и покурить, как в 9 классе.

    Живое кино о людях, которые действительно где-то есть, о том, что лишь в унынии кроются все наши беды, и конечно же о любви.

    10 из 10

    11 ноября 2013 | 23:05

    Этот фильм сбалансирован, как само мироздание. Тот, кто хочет, чтобы ему показали, как надо, не увидит ничего. Тот же, кто умеет учиться сам, найдет в этом фильме для себя полезное. Кто склонен замечать скорее упадок — увидит упадок, кто надежду — увидит надежду. Безобразие отметит тот, кто привык акцентировать внимание на нем в жизни, ищущий красоту — найдет ее.

    В главном герое, несмотря на все его моральные недостатки, которые усложняют жизнь окружающим и тормозят его собственное развитие, есть некий правильный стержень, какая-то вселенская мудрость: он не мешает людям жить так, как они живут, и любит их. Любит — но в нем нет веры, он не борется за людей… Он как бы дает им вектор своим добрым отношением, своим принятием их такими, как они есть. Но действовать они должны сами.

    Конечно, он просто человек, чувствующий красоту, боль, осознающий весь ужас своих ошибок. Но всё же есть в его душе намек на принадлежность к чему-то высокому, вселенскому. И алкоголь — единственный известный ему способ выйти за грань, приблизиться к этому вселенскому. Но алкоголь обычно все же дает больше тумана, чем проблесков, и в этом тумане бродит наш герой.

    И вроде бы он бесхребетный — однако нет, есть у него четкая установка: любить. При этом он не заставляет никого любить себя. Ему не нужно искать любви, она есть в нем самом. И в этом его мудрость, пусть и не до конца осознаваемая им самим.

    Интересный парадокс: от этого туманного фильма осталось удивительное ощущение ясности и трезвости. Захотелось просто жить, делать как должно — и будь что будет.

    11 июля 2015 | 05:35

    Только что посмотрел этот фильм, и после него остались неоднозначные впечатления. Вот с одной стороны хочется сказать: ну и что с этого, с другой: что-то в этом есть. Теперь по порядку.

    Сюжет повествует о человеке, который живет с женой и дочкой в захудалой квартирке. Имя этого человека Виктор Служкин. Живет прямо так сказать не очень. И вот он решает устроиться на работу географом в школу, не потому что это его призвание, а просто, чтоб содержать семью. Ну и что в этой истории такого скажете вы? Но нет. Зрителю показывается жизнь Служкина, но это ж не жизнь это какой-то ужас: жена абсолютно не любит его, друг, если его можно так назвать запросто может придать, в школе всем все равно на его уроки, в том числе и самому руководству школы, которым даже все равно, что у него нет образования географа. И что остается? Главное в жизни человека — это его семья, благосостояния, друзья… и всего этого у него нет, и нет не потому что сам он плохой, а потому что все вокруг такое. Мужчину любят за его благосостояние, синоним слово отношения это секс, да и в самом сексе нет ничего такого, как чаю или кофе попить. И что же остается? Только пить.

    Герой фильма не может найти себя в этом мире. Его жизнь буквально переполняют отрицательные моменты, и казалось бы в тот момент, когда он должен сорваться, он напивается, и живет дальше… И так день за днем.

    Чем особо понравился этот фильм, что это фильм о людях, о нас с вами, фильм с русской душой, фильм, который не поймут, так как мы с вами понимаем, граждане иностранных государств.

    «А что важное? Важное сейчас покурить, а покурить нету» (с)

    8 из 10

    10 ноября 2013 | 19:48

    - Ну ты думаешь, у меня ни с кем ничего не получается, потому что я не могу или не хочу? Да хочу я и могу, просто… ну хочу жить как святой что ли… такой современный святой в миру. Чтобы я не был никому залогом счастья, и мне никто не был залогом счастья. Но при этом я бы любил людей, и люди меня любили. Вот какая-то такая совершенная Любовь что ли… (с)

    Фильм Географ глобус пропил — это фильм о свободе, о любви и одиночестве. В нём повествуется о по-настоящему свободном человеке Викторе Служкине (К. Хабенский), которому очень трудно приходится в этом мире, где свободы нет, и всё пронизано условностями, правилами, обязанностями и прочими нормами человеческого поведения.

    Служкин — добрый, неглупый человек, любящий людей, свободу, без какой-либо большой цели в жизни, просто желающий счастья и плывущий по течению.

    Но счастья нет — не приходит. Он одинок. Жена не любит, с работы увольняют, коллеги не понимают, ученики не уважают и издеваются.

    Но зато в отличие от многих людей он свободен. Свободен духом, так как не подстраивается ни под кого и поступает так, как велит сердце, даже если его позиция не соответствует мнению большинства, а поведение — общепринятому в обществе. Кстати именно поэтому его и недолюбливают. Он не такой как все, я бы даже сказал: не эгоист как все. Он не стремится к тому, чтобы было комфортно ему, не наживает богатства, не строит карьеру, не ворует, не мешает жене уйти к другому мужчине… Он думает в первую очередь о других, а не о себе… как же такого понять?

    Но вот появляется девочка — школьница Маша Большакова, которая жалеет его, понимает и даже признаётся в любви… Он тоже влюбляется в неё. Изменит ли это его? Принесёт ли счастье?

    - А когда вы влюбились в первый раз?
    - В школе… ой, в детском саду.
    - Ну я тоже. А по-настоящему?
    - А любовь она всегда по-настоящему. По крайней мере, нам так кажется. А потом проходит, как ушиб, рассосалась, и нету. (с)


    Зрителям нравится географ Служкин, они жалеют его, так как он хороший человек и в тоже время очень несчастный, этакий юродивый, любящий людей и в то же время страдающий от них.

    Тяжело таким людям на свете, за свою свободу им приходится платить одиночеством и непониманием.

    Режиссура и операторская работа просто на высоте! Несомненно, один из лучших отечественных фильмов последних лет. Правда, как мне показалось, пошлости (жестокости) немного многовато. Хотя… сейчас, наверное, время такое…

    9 из 10

    25 января 2014 | 06:51

    Фильм снят по книге Алексея Иванова. Его герой старше своего литературного прототипа. Тому было немногим за 25, этому — под 40. Подчас безалаберность и легкомыслие, которые проявляет герой книги, легко списать на неопытность молодости. То же поведение в исполнении Константина Хабенского обнаруживает глубочайший кризис, в котором находится его герой — человек очень симпатичный: добрый, совестливый, умный. По мере движения сюжета раскрываются и другие его милый черты.

    Беда в том, что никакое место не принимает его с тем, чтобы там эти милые черты претворились в жизнь, преобразуя её прекрасным образом (разве, что в глухой тайге). Он неудачник, обстоятельства всегда против него — бывший аспирант, может, и кандидат биологических наук, он потерял работу по специальности, вернулся из столицы на родину в провинцию, не может обеспечить своей семье достаток, устроившись учителем, он конфликтует с учениками, и т. д..

    И в этой личности сосредоточен главный интерес фильма. Перед нами не банальная история падения человека под давлением обстоятельств или напротив возвышение его наперекор их давлению и соблазнам. Таким фильмам несть числа (плохим и хорошим). Перед нами история несгибаемого человека (при всей своей мягкости и доброте), человека, который порой за шутовством прячет свою искреннюю душу, а порой не прячет потому, что прост. Это мифологема Ивана-дурака.

    Однако фильм не сваливается в иносказательность, он остается на пике современности и в пространстве её реалий. В этом его сила и особенность, в этом его новация. Мы видим, как в банальности жизни проявляет себя вечный архетип. Герой картины А. Велединского не Иван-дурак, он его прототип. Как Дурак он комичен в роли простака, обернувшись Иваном-царевичем, он результативен в роли избранника судьбы и спасителя. Как сказочный герой он действует на границе двух миров.

    Дома отношения не ладятся, да и сам он чувствует себя настолько виноватым перед семьей, что пытается найти мужа своей жене. И еще много несуразиц опутают нашего добросердечного героя. В школе, куда его приняли накануне первого сентября учителем экономической географии за отсутствием других претендентов, разыгрывается сюжет из серии педагогическая поэма: противостояние учителя и учеников, переходящее в дружбу. Кажется, здесь «Иван-царевич» оседлал судьбу, и сделал невозможное возможным, но в итоге его уволили.

    Он шел в школу, не преследуя никаких педагогических целей. Простая необходимость зарабатывать загнала его в зверинец к старшеклассникам. Не ставя перед собой воспитательных задач, он сумел навязать подросткам свою игру. Да, пил он и ученикам предлагал, и в карты с ними на уроке играл. На кону стояли поход в тайгу и хорошее поведение на уроке. Учитель проиграл, но не сдался, объявив, что в поход пойдут только те, кто напишет самостоятельную работу на 5.

    Вот семеро смелых, вернее, семеро прилежных стоят с рюкзаками на вокзале в ожидании педагога. Уже в электричке к ним присоединится еще один — самый отвязный и самый самостоятельный. Называя своих одноклассников лохами и бивнями, он заявил учителю, что пришел помогать ему, а если тот его не возьмет, то он напьется всем назло. Учителю пришлось распить с учеником его фляжку, во избежание худшего, и взять на себя большую долю.

    В тайге легкомысленная непосредственность педагога в общении с учениками, и такая же легкомысленная безответственность его поступка: повести школьников на опасный для жизни маршрут, оборачиваются мудростью взрослого человека. Не потому, что у него есть хитроумная стратегия воспитания. А потому, что он не поступается принципами, не разменивает свою совесть на блага и соблазны мира. И этим подает подросткам пример нравственного поведения. В экстремальной ситуации пример оказывается заразительным и спасительным.

    Компания превращается в коллектив. Не в команду (командой может быть и бандитская шайка), а именно в коллектив, спаянный совместным трудом, взаимовыручкой, ответственностью, способный решать сложные задачи. Отпуская жизнь на самотёк, учитель снаряжает своих учеников примером нравственности и свободой выбора, которая обязывает их ответственностью.

    Ребята стали строить плот сами, когда решили, что учитель сбежал, а он, снесенный вниз по реке, вернулся по грудь в холодной воде, толкая плот перед собой. Потом, опять не дождавшись своего руководителя, но следуя всем его наставлениям, рискнули сплавляться сами и прошли очень опасный порог, на удивление, на счастье. Учитель случайно видел этот проход со скалы. Лицо его постарело за несколько минут. Шепотом он подсказывал своим ученикам: «Резче».

    Не могу не сравнить фильм Александра Велединского с фильмом заметным и тоже актуальным — «Долгая счастливая жизнь» режиссера Бориса Хлебникова. Предпринимателю предлагают отказаться от его дела, и он в принципе согласен. Но деревня, в которой у него теплицы, просит не бросать их сирых и убогих. Предприниматель соблазнился ролью спасителя и был предан людьми, которые перепоручили себя ему. Дело обернулось трагедией. «Долгая счастливая жизнь» фильм очень печальный, а фильм «Географ глобус пропил» смешной и оптимистичный.

    2 марта 2014 | 02:31

    Это не ответ голливудским фильмам. Это не ориентация на Запад.

    Это ровно то кино, по которому скучали.

    О фильме

    Здесь можно сказать много пафосных слов о том, что фильм о каждом из нас. О простом русском человеке со всей его сложной архитектурой души и так далее. Но для меня фильм, наверное, в первую очередь, о гармонии, во всех ее проявлениях. О пути к себе истинному. Наверное, так. Надо сказать, что у картины есть достойная художественная основа — одноименный роман Алексея Иванова. Книгу прочитайте, советую! Блестящий слог, легкий. В общем, это тот редкий случай, когда фильм наравне с книгой.

    Актеры

    Константин Хабенский — моя давняя безудержная любовь. Актер с богатой внутренней культурой. Глубокий и тонкий. Стоит ли говорить, что он сыграл безупречно?

    Лядова, Робак, Брик, Стеклова, Крегжде — под стать. Актерский состав очень сильный. Ни одной проходной роли.

    С актерами состоявшимися все понятно, а вот с их юными коллегами — не очень. Ни одному школьнику не поверила на все 100 процентов, как ни печально, но это так. Видно отсутствие опыта у каждого. Ну и в одном кадре с Хабенским трудно быть лучше, а на уровне с ним быть — это надо все-таки хороший опыт иметь.

    В некоторых сценах Анфиса Черных просто не оторваться.! В общем, делает все, чему обычно учат в театральных институтах, но потом обнаженная сцена с Хабенским и — провал! Все-таки мне кажется, девушка переборщила с чувствами-с. Как-то несуразно выглядели ее ахи и охи.

    Детали

    Браво оператору! Исключительно талантливая работа! Какие кадры, какие ракурсы — все очень вкусно снято. Ну и, конечно, надо отдать должное, натуре. Природа бесподобна.

    Роскошные диалоги! Настолько правильно построены, настолько просто, но так философски! Каждая фраза — пища для ума.

    Итого

    Мне радостно, что такие фильмы выходят под крылом отечественного кинематографа.

    Настоящее и поистине достойное кино.

    Просто посмотрите однажды, когда вам захочется.

    10 из 10

    конечно

    7 января 2016 | 20:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Светлана Проскурина, Владимир Котт и Наталья Кудряшова откровенно критиковали коллег, делясь с журналистами впечатлениями от конкурсных фильмов фестиваля «Окно в Европу». Звучали сравнения слабых и фальшивых картин с дешевой лапшой и собачьим кормом. О том, в чем состоят претензии к новому российскому кино и кто же все-таки вышел победителем, читайте в репортаже КиноПоиска(...)
     
    все новости

    Интервью


    Александр Роднянский — без преувеличения один из самых влиятельных российских кинодеятелей. В этом году у него появился еще один статус: Роднянский стал куратором продюсерского факультета Московской школы кино. КиноПоиск встретился с продюсером, чтобы обсудить проблемы отечественного кинообразования, образ потенциальных студентов и российских претендентов на «Оскар». (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В последние дни Ксения Раппопорт все время на виду. Сначала в прокате стартовал триллер «Ледяной лес», потом звезду «Ликвидации» наградили за мини-сериал «Ладога». 25 марта у Ксении Александровны был день рождения, а 16 апреля в России выйдет эксцентрическая комедия «Мама дарагая!», где ей отведена неожиданная главная роль. В честь этой череды событий КиноПоиск вспоминает девять ярких лент с участием одной из лучших русских актрис. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Героев нового фильма Александра Прошкина зовут так же, как героев известной пьесы Вампилова: Зилов, Галина, Саяпин, Вера. Но картина будет кардинально отличаться от пьесы, а Зилов в исполнении Евгения Цыганова ничуть не похож на героя Олега Даля из «Отпуска в сентябре». КиноПоиск побывал на съемках проекта студии «Талан» и узнал подробности. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    К выходу «Восьмерки» по повести Захара Прилепина, КиноПоиск проводит опрос: какие произведения современных российских писателей вам хотелось бы увидеть на экране? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 321 242 181
    2.Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!11 355 225
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens6 973 316
    4.ВыжившийThe Revenant6 939 795
    5.The Revenant6 050 443
    05.02 — 07.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3200 661 706
    2.И грянул штормThe Finest Hours116 820 934
    3.30 свиданий56 189 214
    4.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa34 358 322
    5.Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black28 187 066
    05.02 — 07.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 085 924655 281
    Деньги556 224 013 руб.163 776 628
    Цена билета266,66 руб.4,00
    05.02 — 07.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.271
    96.Они сражались за Родину8.267
    97.Служебный роман8.264
    98.Баллада о солдате8.261
    99.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.260
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ВысоткаHigh-Rise98.41%
    2.ПреступникCriminal97.99%
    3.Такой же предатель, как и мыOur Kind of Traitor96.82%
    4.Отряд самоубийцSuicide Squad96.61%
    5.ПассажирыPassengers96.18%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Счастливый человек1
    БруклинBrooklyn17
    Джонатан Стрендж и мистер НорреллJonathan Strange & Mr Norrell12
    Welcome to Leith 1
    Шпионский мостBridge of Spies97
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДэдпулDeadpool8.786
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.761
    И грянул штормThe Finest Hours7.456
    30 свиданий6.200
    В активном поискеHow to Be Single
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!03.03
    Три девяткиTriple 903.03
    Дивергент, глава 3: За стенойThe Divergent Series: Allegiant10.03
    премьеры