всё о любом фильме:

Географ глобус пропил

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Велединский
сценарийАлександр Велединский, Рауф Кубаев, Валерий Тодоровский, ...
продюсерВадим Горяинов, Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский, ...
операторВладимир Башта
композиторАлексей Зубарев
художникВладимир Гудилин, Сергей Гудилин, Людмила Гаинцева
монтажТатьяна Приленская, Александр Велединский
жанр драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  576.9 тыс.,    Украина  49.3 тыс.,    Польша  9.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время125 мин. / 02:05
Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет десятиклассников в поход — сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.60 (1834)
ожидание: 87% (9780)
Рейтинг кинокритиков
в России
89%
34 + 4 = 38
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (написан в 1995 году, опубликован в 2003 году).
    • В романе главному герою Служкину 28 лет, в фильме герой Хабенского старше. Выбор актёра на главную роль одобрил автор романа Алексей Иванов, отметив, что герой Хабенского похож на изображение героя на обложке первого издания романа.
    • Съёмки фильма прошли в 2011-2012 годах в Перми (Кировский район, ул. Калинина 19, школа N1), Закамске, микрорайоне Нижняя Курья, посёлке Усьва Гремячинского района.
    • В общей сложности было 34 съёмочных дня, две экспедиции и запланированный пятимесячный перерыв: для съёмок эпизода похода по реке ждали воды, которая бывает только на протяжении двух недель в мае, а в остальное время речка мелкая. Поэтому зимний блок снимался в ноябре 2011 года, а потом ждали до апреля, чтобы снять интерьеры школы, в окна которой «заглядывала» весна. Потом съёмочная группа переехала за 200 километров от Перми снимать поход.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Дата рождения Виктора Служкина 24 мая 1975 г. (видно по странице паспорта в начале фильма), но в фильме день рождения отмечают зимой.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5608 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Удивительный фильм, потрясающий… Даже не ожидала, а ведь года за три до этого почитала книгу, поселившую во мне абсолютно противоречивые эмоции. С одной стороны изумительное описание автором природы, его необычайная тонкость в построении психологии портретов героев, его выразительные находки в игре слов, его щемящая образность. С другой — ощущение полного, завершившегося, безграничного отчаяния, увековеченной пустоты, которая анестезирует боль. «И так будет всегда…» — как будто шептал мне главный героя в самом конце.

    Всё то же самое переживаешь при просмотре фильма, но в несколько других материях. Ситуация в книге для меня казалась более трагичной и безысходной, чем по ощущениям после просмотра фильма. Но, думаю, это только поверхностные ощущения из-за некоего «перераспределения энергии» в фильме: здесь ты более ярко и насыщенно можешь увидеть всю окружающую действительность: зону города и в противовес ей окрыляющую природу Сибири, ребят-школьников, друзей героя.

    Хабенский сыграл превосходно. Точнее даже не сыграл. Думаю, он здесь максимально полно раскрыл ту суть, которая, наверное, есть в каждом из нас — рождённым и выросшим русским человеком. Русским интеллигентом. Именно так. В отличие от героя мы можем не пить так много или вести себя как-то немного по-другому, но вот она — наша чистая суть. Герою уже под сорок, многое в жизни уже прошло, улетучилось, возможности, которых раньше, казалось, было пруд пруди, ещё всё успеется, растаяли или обнищали… Из-за лени молодости ли, по причине «авося», но жизнь мимолётно уходит, хотя в тебе кипит жизнь, мысли, чувства, образы, которые никому не нужны. Как справится с этой болью? Как передать своё ощущение другим? Как научить и научиться самому?

    «просто ВОДА» — написал герой Маше на обратной стороне фотографии. Пусть она знает, что ни к чему искать знаки и образы там, где их нет. Пусть поверит, что это просто вода. Так легче, так даже правильнее, возможно. Но Маша-то знает, что это не так. И герой знает.

    Очень понравился момент, когда Служкин качается на качелях, а параллельно показывают сцены, которые явно не являются в его мыслях правильными, справедливыми. Наверное, Земля вертится как-то не в том направлении… И он раскачивается всё сильнее и сильнее, и мне кажется, что он питает какую-то странную, полу-детскую надежду, что пусть вот он человек маленький и, может быть, даже никчёмный, но вдруг, вдруг… что-то получится, и время повернётся вспять, ведь и он тоже на что-то способен…

    И он живёт, отнюдь не по накатанной, отнюдь не будучи пофигистом или наоборот абсолютно гармоничным человеком. Всеми своими прибаутками он пытается как может вытащить себя и окружающих из болота. -Вы стараетесь быть счастливым? — спрашивает его Маша. -Из кожи вон лезу, — просто отвечает Служкин.

    Мне кажется, такие люди: в корне своём очень талантливые, умные, интеллигентные, тонкие очень часто живут именно так, не реализовав себя, не сумев почему-то сотворить свою жизнь. Но они имеют поразительное влияние на окружающих. Вовремя сказанной фразой, всепонимающим взглядом они способны перевернуть всё твоё представление о себе, мире, судьбе и проложить тебе другой путь. Который они сами по какой-то причине отказались пройти… «Я хочу быть эдаким святым для других» — произносит Служкин на кухне. И, возможно, уже так оно и случилось.

    14 ноября 2013 | 10:18

    «Географ глобус пропил» — весьма очаровательное российское кино, которое за последние годы действительно смогло хоть как удивить зрителя своей правдивостью и неким удивительным выстроенным сюжетным соотношением.

    После просмотра данного фильма может сложиться ощущение чего-то недосказанного. И это будет правильное ощущение, поскольку фильм не смог передать главного, а именно внутренний мир главного героя. Мы не сможем понять его поступки, расценить их, а главное сделать конкретные выводы о том, как Виктор дошел до жизни такой. Да, можно сказать, что пройдя свой жизненный путь, человек дошел до своего пика, ему все опротивело и стало неинтересно, он просто хочет жить, как умеет и ничего больше. В принципе данный сюжет не вызывает огромного интереса, поскольку кризис человека среднего возраста был рассмотрен не один десяток раз.

    С другой стороны у фильма огромное количество плюсов. Во-первых, если нам не понять мотивов Виктора, мы может наблюдать окружающую среду, которая его довела до белого колена. А именно самая простая — российская бытовуха, которая в данном фильме показана на пятерку с огромным плюсом. Мир Виктора — это сплошной обман, презрение и измены, но он вынужден с этим мериться. И в какой-то один момент, когда человек, который даже не пытался сражаться за свое счастье становиться интересен всем окружающем, именно его нейтральность дала ему шанс почувствовать себе нужным.

    Многие могут сказать, что в данном фильме в основном речь идет об отношениях учителя и учеников, на самом деле данная тема не так важна, она лишь подчеркивает то, что, несмотря на все свои минусы, Виктор смог остаться верен себе и своим идеалам, даже несмотря на то что его все ненавидели, все равно его уважали.

    21 ноября 2013 | 20:35

    Давно заметила: чем больше мне нравится фильм, тем меньше в моей голове мыслей о нем, достойных обнародования.

    О чем этот фильм? На мой взгляд, о внутренней свободе и об искусстве быть счастливым. Все это — о герое Хабенского.

    Ничем не блещет Служкин — ни умом, ни характером, ни достоинством, ни сексапильностью. Не говоря уже об умении зарабатывать деньги, что во все времена, кроме, пожалуй, приснопамятных, советских, было синонимом успешности. А вот «цепляет» меня чем-то этот Витус, в душу западает. Попробую разобраться, чем же.

    Ну, во-первых, своей неординарной манерой учительствования. Почему-то жаль, что мне в жизни не встречалось такого педагога. Вернее, встречались (правда, уже не в школьные годы, а в недолгую пору моей работы в школе учителем), но они тщательно шифровались, стараясь не выдавать своих зависимостей — никотиновой и алкогольной. А почему я сожалею, что никогда не училась у такого вот Служкина? Да потому, что он ужасно обаятелен в этом своем флере «плохого большого мальчика». Лично меня совершенно не удивляет, что в «географа, прости Господи» (как сам себя аттестует Служкин) влюбляется самая красивая девочка класса. Потому что он всем своим поведением демонстрирует то, чем может похвастать далеко не каждый взрослый — абсолютную внутреннюю свободу.

    Во-вторых, Служкин, без сомнения, отмечен печатью интеллигентской рефлексии, некой грустной мудрости и доброты. «Что же делать?» — спросила у него пораженная мыслью о несправедливости мироустройства девочка Маша во время одного из диалогов с географом. «Постараться быть счастливым», — не задумываясь, ответил ей Служкин. Видно, уже много размышлял на эту тему.

    В-третьих… А что в-третьих, я и не знаю, хотя шестое чувство подсказывает мне, что надо, чтоб оно было, ибо Бог троицу любит и т. д. 

    Служкин, конечно, умеет создать себе филиал ада на земле — взять хотя бы проигранный в карты продувным школярам поход или «экстрадиция» жены в постель лучшего друга.

    Но способен он и на прямо противоположное: из чувства самосохранения, виртуозно избегать всего, что может еще больше осложнить и без того непростую жизнь. Как библейский Иосиф Прекрасный, он сбегает от женских домогательств: от пышущей жизненной праной Ветки — в импотенцию, от учительницы немецкого — в алкогольный обморок, от заведующей детским садом — в призрачное «завтра», от красивой школьницы — в самобичевание березовым веником.

    Оставляя «плоды» и тем самым что-то теряя, он все же что-то и выгадывает: право быть свободным, одиноким, чистым, беспечным, верным своей сути, равным самому себе.

    Последний эпизод фильма, когда лишившийся работы Служкин, не имеющий денег на сигареты, с величайшим кайфом закуривает чайную самокрутку — это просто гимн умению быть счастливым и внутренней свободе, «несмотря на…» и «вопреки тому…».

    Я иногда ловлю себя на мысли, что, к сожалению, не хочу быть похожей на Дерипаску или Билла Гейтса, а вот пример Служкина для меня, увы, ужасно заразителен. Потому что хочется вот этого абсолютного и беспримесного счастья, несмотря и вопреки…

    17 февраля 2015 | 19:43

    И опять в фильме про Россию нет ни одной положительной черты. Да, русский кинематограф привык философствовать, но это же не означает, что нужно снимать обязательно тяжёлые, жуткие, беспросветные картины! Однако чем больше режиссёр нанесет на полотно грязи, тем больше его хвалят. А потом забывают о его работах и продолжают смотреть на запад. Потому что в большинстве случаев пытающиеся «копнуть поглубже» фильмы, мечтающие «достать до дна» и «ошарашить откровением собственной действительности» на деле получаются скучными и не нужными. А хорошие картины можно пересчитать по пальцам.

    Перед нами две художественных новеллы: одна в жанре городской антиутопии, а другая — таёжного постапокалипсиса. По другому и не скажешь, потому что растянутое на костях современности полотно по сути отображает лишь фантастические домыслы автора. Коллектив сценаристов утрировал характеры фигурирующих персонажей в угоду поставленным целям, которые, мягко говоря, нащупать сложновато. Особенно во второй новелле — какая-то бессмысленная борьба за существование обеспеченных всем необходимым людей. На экране происходит нечто, что сложно описать. Такое ощущение, что смотришь на попытки бедуинов спастись от наводнения в пустыне. Ноль смысла. Хотя можно махать руками и видеть десятерные контексты в этом театре абсурда, однако поведение «героев» от этого понятнее не станет. 2012 минус 1997. Ага. Под майским дождём пятнадцатилетняя девочка почему-то теряет сознание, Хабенский раздевает её догола под объективами камер и стоически преодолевает в себе вожделение, несмотря на то, что девочка оказалась вполне себе не в обмороке. Гениально. Канскую ветвь!

    Несмотря на мнение о том, что «уместить целый роман в двухчасовом фильме невозможно», картина оказалась затянутой. Режиссёр использовал, конечно, всевозможные виртуозные приёмы, чтобы разнообразить визуальное восприятие и сделать картинку более цепляющей, но результат того не стоил. Фильм уныл и скучен. Пустой посыл неизвестно о чём неизвестно кому. Тема бытописания бывших интеллигентных людей не нова. Решение возникающих по ходу повествования дилемм лежит на поверхности, но выводы в финале почему-то не сделаны. Вообще концовка перечеркнула весь труд создателей — остаётся только фыркнуть и пожалеть потраченное время.

    Вот только музыкальное сопровождение на высоте. Наверное, единственный плюс.

    1 из 10

    17 января 2015 | 16:38

    Кинолента «Географ глобус пропил`по одноимённому роману Алексея Иванова. Картина, которая в добавок ко всем своим уже имеющимся наградам, добавила Гран-при Четвёртого Одесского Международного Кинофестиваля. Картина, которой зал аплодировал стоя, признаться честно за два года посещения фестиваля, такие овации я видела не часто.

    О чём же собственно фильм?! Алкогольная зависимость, патологическая нехватка денег, супружеская неверность, однообразная жизнь в маленьком городке… Не самый весёлый сюжет, согласна, но фильм о жизни, и может ничего нового Вы не увидите, его всё же стоит посмотреть.

    Биолог Виктор Служкин, оставшись без работы, решил попытать счастья в средней школе. По воле случая, директор школы, которому необходим был учитель географии, решает взять главного героя на эту должность, несмотря на то, что соискатель не квалифицирован в данной дисциплине. Всё как и в жизни, недалёкий директор, говоря что нет особой разницы между биологией и географией, принимает Служкина на работу.

    Поможет ли новая работа главному герою справиться со своими проблемами?! Пересказывать фабулу не буду, скажу только, что он не станет «Учителем года», а новая работа добавит к уже имеющимся проблемам ещё и конфликты с коллегами и учениками. Его маленькая дочь, наверное, единственный человечек, который воспринимает Служкина таким какой он есть, и любит его безусловно, просто потому, что он её папа. Но, к сожалению, этого тоже не всегда бывает достаточно. Главного героя не назовёшь лучшим в мире отцом, он даже не может объяснить ребёнку что же на самом деле является важным. Но всё же нельзя отрицать и его безусловной любви к дочери. Также есть ещё один персонаж, который влюблён в учителя-алкоголика — это его ученица Маша. Но это скорее не любовь, а девичья влюблённость.

    На протяжении всего фильма у меня менялось отношение к главному герою от отвращения до сопереживания, от симпатии до антипатии, от смеха до слёз. Константин Хабенский играет превосходно, впрочем, как и всегда. На эту роль его благословил сам автор произведения, и не прогадал, ведь ему виднее каким должен быть главной герой, и сможет ли актёр справиться с поставленной задачей.

    Данная лента является превосходным образцом развития российского кинематографа и поддержки писателей-современников.

    15 сентября 2013 | 18:27

    - Ну ты думаешь, у меня ни с кем ничего не получается, потому что я не могу или не хочу? Да хочу я и могу, просто… ну хочу жить как святой что ли… такой современный святой в миру. Чтобы я не был никому залогом счастья, и мне никто не был залогом счастья. Но при этом я бы любил людей, и люди меня любили. Вот какая-то такая совершенная Любовь что ли… (с)

    Фильм Географ глобус пропил — это фильм о свободе, о любви и одиночестве. В нём повествуется о по-настоящему свободном человеке Викторе Служкине (К. Хабенский), которому очень трудно приходится в этом мире, где свободы нет, и всё пронизано условностями, правилами, обязанностями и прочими нормами человеческого поведения.

    Служкин — добрый, неглупый человек, любящий людей, свободу, без какой-либо большой цели в жизни, просто желающий счастья и плывущий по течению.

    Но счастья нет — не приходит. Он одинок. Жена не любит, с работы увольняют, коллеги не понимают, ученики не уважают и издеваются.

    Но зато в отличие от многих людей он свободен. Свободен духом, так как не подстраивается ни под кого и поступает так, как велит сердце, даже если его позиция не соответствует мнению большинства, а поведение — общепринятому в обществе. Кстати именно поэтому его и недолюбливают. Он не такой как все, я бы даже сказал: не эгоист как все. Он не стремится к тому, чтобы было комфортно ему, не наживает богатства, не строит карьеру, не ворует, не мешает жене уйти к другому мужчине… Он думает в первую очередь о других, а не о себе… как же такого понять?

    Но вот появляется девочка — школьница Маша Большакова, которая жалеет его, понимает и даже признаётся в любви… Он тоже влюбляется в неё. Изменит ли это его? Принесёт ли счастье?

    - А когда вы влюбились в первый раз?
    - В школе… ой, в детском саду.
    - Ну я тоже. А по-настоящему?
    - А любовь она всегда по-настоящему. По крайней мере, нам так кажется. А потом проходит, как ушиб, рассосалась, и нету. (с)


    Зрителям нравится географ Служкин, они жалеют его, так как он хороший человек и в тоже время очень несчастный, этакий юродивый, любящий людей и в то же время страдающий от них.

    Тяжело таким людям на свете, за свою свободу им приходится платить одиночеством и непониманием.

    Режиссура и операторская работа просто на высоте! Несомненно, один из лучших отечественных фильмов последних лет. Правда, как мне показалось, пошлости (жестокости) немного многовато. Хотя… сейчас, наверное, время такое…

    9 из 10

    25 января 2014 | 06:51

    «Географ глобус пропил».

    Я не читала книгу, поэтому соотнести роман с его киноверсией не выйдет. И к чертям — не надо!

    Не думаю, что стоит писать здесь сотую аннотацию, уже начитались их и трейлеров насмотрелись.

    К герою.

    Мне тоже Служкин казался таким обычным русским мужиком (ну, хотя, нет, какой из него мужик, Хабенский — мужчина; а вот не скажешь — «русский мужчина»!), разве что интеллигент немного. Жена, друг, друг+жена, дочурка, работа, ученики, водка-вино-водка, etc. Смешно, по-русски, понятно.

    А потом сцена в бане. Географ хлещет себя вениками по спине, с двух сторон. Там остаются полосы, рубцы. И это был бы просто эпизод, если бы не слова самого Служкина. Где-то раньше, на какой-то кухне он говорил: «Вот хочу быть святым. Чтобы я не был ни для кого залогом счастья, и для меня никто не был залогом счастья».

    Он и есть святой. Святой по-русски, потому что жизнь для него в 21ом веке не путь к достижению чего-либо, а сама жизнь, он живет, он светлый, потому что смотрит светлым взглядом, не пытается насильно подстроить обстоятельства под себя, да, где-то плывет, а, может, вообще плывет по течению (как пьяный по реке, помните). Но есть большая разница между плыть как сдаться и плыть как принимать. Еще скажите мне, что географ сдался. В том и суть, что несмотря на обстоятельства он принимает жизнь, не ломает, не кромсает насильно под себя. Он любит ее, а любимых насильно не изменяют, разве что слегка подправляют (водка — чем не корректор?).

    Он не угождает каждому. Какой есть, таким и нужен. И если он может помочь в данную минуту, он приходит.

    В нем что-то живет. Что-то такое большое, такое светлое, за что ему там все простят. Он счастливый. Счастливый русский в России. Он святой на земле.

    p.s. Вот, а потом я прочла, что для Велединского [режиссёра], Служкин и Мышкин где-то рядом.

    p.p.s. Который раз замечаю, что будучи пьяной, воспринимаю всю информацию извне лучше.

    17 ноября 2013 | 00:23

    Фильм одновременно грустный и смешной, или смешной и грустный. Не знаю, что больше… И так весь фильм — понятная путаница, где все построено на противоположностях невероятно близких друг к другу. Режиссер противопоставляет нам характер героя Хабенского к характеру целого класса. И все же, не это главное.

    Нам показана линия драмы «Географа» — все еще молодого, но уже утратившего статус перспективного человека. Ему довелось столкнуться с огромными трудностями. И вот судьба приводит его в школу, приводит учителем. Все сложно в жизни, разобраться бы в себе, а тут еще целый класс уже взрослых детей. Каждый в отдельности взятый ученик очень важен в механизме устройства школьной жизни. И как себя с ними вести, если авторитет преподавателя настолько низок? Риторический вопрос, справедливый для всей современной системы образования. Дети даны в противоположность учителю, у всех разные образы, разное воспитание. Очень сложно показать взаимоотношения учителя с коллективом, но и здесь режиссер высококлассно ловит эту грань. Может быть, кто-то заметит «невозможно такое в жизни» или «все слишком утрированно». Да нет, скажу я Вам, все именно так.

    Весомая современная проблема лишь обрамляет настоящую драму молодого биолога. Фильм очень глубокий, осмысленный, насыщенный.

    Каждый увидит в «географе» свое: кто пьяницу и бездельника, кто запутавшегося романтика, кто безответственного разгильдяя, а кто уверенного наставника. Я увидел в «географе» порядочного и любящего человека, честного и к себе, и к людям, не обманувшего, не предавшего. Пожалуй, лучшие заключительные кадры из всех возможных, насколько применимо к данной ситуации, хорошей концовки.

    10 из 10

    4 ноября 2013 | 02:12

    «Географ глобус пропил» — это произведение, которое стоит и читать, и смотреть людям, которые не потеряли способности думать и «копать вглубь». У фильма, как и у книги, настроение особое. Так и тянет посмеяться над некоторыми моментами, но потом становиться стыдно за свою реакцию.

    Книга — это трагикомическая драма, в которой переплетено множество судеб, историй. Каждая из них заслуживает отдельного слова, оценки. В любой из них мы сможем увидеть себя. Ни один из героев не оставляет равнодушным, каждый вызывает раздражение и сочувствие одновременно. В особенности, конечно, главный герой, пропойца и «тряпка». Он неоднозначен, он удивляет, он явно склонен к алкоголизму и эскапизму, но при всем при этом он просто живет. Он не терзает окружающих своим унынием, хотя кому, как ни ему выть на Луну от отчаяния? Жена называет безвольной тряпкой и спит с его лучшим другом, у него кризис среднего возраста, и на работе не все гладко. Класс, который он ведет, совершенно неуправляем. При этом история его взаимоотношений с буйными десятиклассниками едва ли не самая тонкая и щемящая, и она взята за основу фильма. Взросление подростков и самого Служкина, любовь к Маше и соперничество за нее с Овечкиным, откровенное издевательство над учителем и взаимная ненависть, постепенно сходящаяся на нет и переходящая в другое чувство, — это все цельно прописано в замечательной книге А. Иванова и показано в фильме.

    Реакция у посмотревших однозначная — либо положительная, либо отрицательная. Оно и понятно, ведь откуда у большинства может взяться симпатия к Географу? Он не контролирует себя, напиваясь в походе с детьми, и бросает их, бедных и несчастных, словно слепых щенков в воду. Но, с другой стороны, разве они не должны быть ему за это благодарны? Ребята самостоятельно проходят пороги на реке, одновременно пересекая порог ребячества и переходят на дорогу взросления. А повзрослеть им было необходимо. Смотреть на их выходки в начале произведения невозможно, она вызывают только раздражение, демонстрирует неуважение, в первую очередь, у них к самим себе. Но они проходят через это, и такие как Градусов, не то, чтобы становятся положительными или координатно меняются, они просто переоценивают себя и окружающий мир. А что же Географ? А Географ любит, любит истово и честно. Он любит свою дочь, он любит свою несчастную жену Надю, он любит своего ветреного друга Будкина, ребят, которых ведет в поход и любит десятиклассницу Машу Большакову. Еще он хочет изменить себя и мир. Кому, в конце концов, как ни ему? Любящему природу и людей.

    Фильм однозначно стоящий. Он грустный и веселый, и он не о том, как Витя Служкин напивается у ларька и вожделеет собственную ученицу. Он о том, как много человеку «мало», о том сколько мужества и смирения требуется обычным людям для того, чтобы сохранить «живость души», не впасть в озлобление и жить по любви и совести.

    8 ноября 2013 | 19:47

    Ходит дурачок по лесу
    Ищет дурачок глупее себя

    Егор Летов.

    Заоблачный город Пермского края стоит на невероятной Каме, а на склонах — ржавый хлам… Заросшая дамба расцвечена врытыми в землю цистернами, и часто-часто взгляд в поисках точки отсчета зависает на заводских корпусах и портовых кранах. Так и бедная умная голова Географа завалена коррозирующими мыслями и желаниями. И есть только один путь — бешено выкурить наносное.

    Эх, что за силу рождают российские просторы, и куда ж эту силу приткнуть…

    Фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» — стопроцентная визуализация одноименного романа Алексея Иванова. Дифирамбы петь нужно обязательно. В первую очередь потому, что за «человеческим» смыслом и романа, и картины находится и расчищается путь духовный.

    Кто такой Служкин? Биолог, ставший учителем географии в школе. «Ходячее недоразумение» для жены, «неблагонадежный» для завуча, «бивень» для учеников, «странный» для друга, «жертва» для подруг. Служкин в начале фильма — разлитая сила без точки опоры. Беда в том, что он всю свою сознательную жизнь стержень искал вовне. В работе, в любви, в дружбе, в Пушкине… И ведь вновь и вновь находил. Служкин «отражает» все подряд, и тошно ему оттого, что сам в себе свет удержать не умеет. Но возможно ль освоить непостижимое?

    Придя к пониманию этого («Я-то ничего не теряю, у меня нет ничего…»), Служкин на протяжении фильма развенчивает «незыблемые основы». Чтобы в итоге среди дремучих лесов и неприступных скал остаться наедине с самим собой.

    Сапоги — на пироги

    - Так у тебя, кроме шуточек, и нет ничего больше!.. Пусто за душой! Ты шуточками только пустоту свою прикрываешь! Ничего тебе, кроме покоя своего, не нужно! Ты эгоист — страшно подумать какой! Живешь от пьянки до пьянки, неизвестно, о чем думаешь, — высказывает Служкину жена Надя.

    И она с одной стороны права — муж у нее безответственный, зарабатывает мало, пьет много. Но ведь была любовь, сокрушается главный герой, был «залет», возражает Надя.

    В итоге отношения между людьми сводятся либо к материальным благам либо к умозрительности. По меркам Нади любовь должна быть обеспеченной. Служкин, в свою очередь, грезит о совершенной любви, при этом укрываясь от действительности граненым стаканом.

    - Ну, Наденька, не плачь, — попросил он. — Ну перетерпи… Я ведь тоже разрываюсь от любви…
    - К кому? — глухо и гнусаво спросила Надя. — К себе?
    - Почему же — к себе?.. К тебе… К Таточке… К Будкину… К Пушкину…

    И «человеческий» план фильма вскрывает здесь слой превращений семейных ценностей, дружбы, верности в понятийные обессмысленные категории. Названия остались, а суть переварилась жизнью. Доверительные отношения — пустой звук, верность — пустой звук…

    Вот и ставит себя Служкин в такое положение, где ему волей-неволей приходится сделаться равнодушным.

    Так, он практически подталкивает свою жену к роману с лучшим другом — Будкиным.

    - Может, и правильно, — подумав, кивнул Будкин, — вот только, Витус, странно у тебя получается. Поступаешь ты правильно, а выходит — дрянь.
    - Судьба, — мрачно хмыкнул Служкин.

    Вышло, конечно, дело дрянное. Но в итоге и перед женой и перед другом были поставлены главные вопросы — что есть любовь? что есть дружба? И обоим пришлось на них ответить.

    Да и Служкин тут тоже «вывернулся наизнанку». По словам учительницы Киры, на первый взгляд податливый и мягкий герой похож «на бетономешалку: крутить ее легко, а с места не сдвинешь, и внутри — бетон».

    - Ну, я догадывалась о твоей непомерной гордыне, однако не думала, что она непомерна до такой степени…

    - То есть? — удивился Служкин.

    Кира глядела на него снисходительно-понимающе.

    - Когда жена не дает, то чудесный способ продемонстрировать свое презрение и власть над ней — подложить ее под другого. И Будкину хорошая затычка в рот. Он тебе, наверное, осточертел своими любовными победами — вот ты его и втоптал в грязь, заставив полюбить свою жену. Да и мне самой, в общем-то, мимоходом оплеуха за строптивость: не хочешь, мол, со мною спать, так и с Будкиным не дам, стерва. Одним выстрелом сразу трех зайцев.

    Служкин глубоко задумался, окутавшись облаком дыма.

    - Ну ты меня расписала, как хохломскую игрушку, — сказал он. — Я теперь сам себя в зеркале пугаться буду. Просто Макиавелли какой-то, мелкого пошиба.

    Вот и старается Служкин на протяжении всего фильма разбить этот самый «бетон», снять маски, довести себя до полного самоуничижения, чтобы, скинув все оболочки, добраться до глубины собственной души. Чем не герой Достоевского?

    Географ

    Отношения с учениками развиваются также в плоскости «вопросительной». «Я им не свой, но и не чужой. Я не проводник, но и не клоун. Я — вопрос, на который каждый из них должен ответить».

    Ученики же, хоть и принимают Служкина, но относятся к нему частью снисходительно-насмешливо, частью — и вовсе не признавая за ним авторитета учителя. И в некоторые моменты, недаром.

    Кульминационный поход ведь тоже обернулся «дрянью» — Служкин постоянно напивался, вел себя крайне безобразно, рисковал не только своей жизнью, но и жизнями учеников, еле сдержал свою страсть в отношении ученицы, иными словами балансировал на грани.

    И тут же сам себя успокаивал: пусть сами, научить ничему нельзя: «Все указатели судьбы годятся только на то, чтобы сбить с дороги».

    Возможно, это правильные слова, но они впору взрослым мужчинам, но не десятиклассникам… Все-таки…

    Ученики разуверились в учителе. А Служкин скинул последнюю маску, оголил душу полностью и понял… Понял, что стержень собственной жизни — он сам, главная вера — в мир и в то, что человек сам делает. Служкин всю жизнь искал человека в другом человеке и, наконец, обратился к человеку в себе.

    - Дай бог мне никому не быть залогом его счастья. Дай бог мне никого не иметь залогом своего счастья. И еще, дай бог мне любить людей и быть любимым ими. Иного примирения на земле я не вижу.

    Возможно, другая история нового Служкина началась уже после финальных титров.

    10 из 10

    30 ноября 2013 | 01:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    19 июля подвел итоги 5-й Одесский международный кинофестиваль. Зрители отдали Гран-при израильской комедии «Мотивации ноль» о буднях в армии, а жюри назвало лучшим фильмом историю холостяка Сандро в «Свиданиях вслепую». Отдельным призом судьи отметили российскую картину Анны Меликян «Звезда». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Большая часть людей, у которых руки до книг не доходят, думает, что литература закончилась на Достоевском, Булгакове. В лучшем случае на Шаламове, Солженицыне, Анатолии Рыбакове. Если сделать сейчас экранизацию «Каменного моста» Терехова, это может не только интерес к книге вызвать. Это может вообще взорвать сознание. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В последние дни Ксения Раппопорт все время на виду. Сначала в прокате стартовал триллер «Ледяной лес», потом звезду «Ликвидации» наградили за мини-сериал «Ладога». 25 марта у Ксении Александровны был день рождения, а 16 апреля в России выйдет эксцентрическая комедия «Мама дарагая!», где ей отведена неожиданная главная роль. В честь этой череды событий КиноПоиск вспоминает девять ярких лент с участием одной из лучших русских актрис. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Героев нового фильма Александра Прошкина зовут так же, как героев известной пьесы Вампилова: Зилов, Галина, Саяпин, Вера. Но картина будет кардинально отличаться от пьесы, а Зилов в исполнении Евгения Цыганова ничуть не похож на героя Олега Даля из «Отпуска в сентябре». КиноПоиск побывал на съемках проекта студии «Талан» и узнал подробности. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    К выходу «Восьмерки» по повести Захара Прилепина, КиноПоиск проводит опрос: какие произведения современных российских писателей вам хотелось бы увидеть на экране? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.229
    121.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.223
    122.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.221
    123.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.217
    124.Брат8.210
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse94.85%
    17.Иррациональный человекIrrational Man94.81%
    18.ИнферноInferno94.75%
    19.Кредо убийцыAssassin's Creed94.59%
    20.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets94.59%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys71
    АнгелAngel70
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones48
    Иллюзия обманаNow You See Me414
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys6.922
    Третий лишний 2Ted 26.357
    ГоловоломкаInside Out8.462
    Мир Юрского периодаJurassic World7.155
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.626
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    премьеры