всё о любом фильме:

Небесные жёны луговых мари

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Федорченко
сценарийДенис Осокин
продюсерАлексей Федорченко, Дмитрий Воробьев, Леонид Лебедев, ...
операторШандор Беркеши
композиторАндрей Карасев
жанр драма, ... слова
сборы в России
зрители
Польша  5.8 тыс.,    Россия  5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время85 мин. / 01:25
23 новеллы о марийских женщинах. Каждая новелла — отдельная жанровая история продолжительностью от одной до десяти минут. Истории радостные и печальные, смешные и страшные. Это фильм-орнамент, фильм-календарь, рассказывающий о философии, традициях и сегодняшнем дне Марийского народа. В фильме много эротики. Не случайно Федорченко называет свой новый фильм марийским Декамероном.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.70 (288)
ожидание: 92% (119)
Рейтинг кинокритиков
в России
89%
8 + 1 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят на марийском языке.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 188 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Удивительное кино! Не единый рассказ, но россыпь очаровательных, порой жутких, порой смешных, но всегда завораживающих своей цельностью и красотой историй, в центре каждой из которых — девушка. И ее персональный урок языческой мудрости — как устроен мир, как надо поступать, чтобы жить правильно и счастливо. Бесполезно обвинять обитателей этого мира и создателей фильма в мракобесии (желающие находятся) — языческое в нас все равно прорастает наружу, ведь тысяча лет насажденной религии ничто по сравнению с древним знанием о мироустройстве, которое во много раз ее старше.

    10 из 10

    За кастинг и костюмы, за натуру и интерьеры, за идею и воплощение, за музыку; наконец, за смелость!

    18 июня 2016 | 18:17

    Это было то, чего я давно искала в российском кинематографе. Действие происходит в регионе, а не в Москве-Питере. Герои — не офисные работники. Повествование не о русских или стереотипных армянах. Главные героини! Героини! Их много, они прекрасные: женщина, убивающая домашнего тирана, девушка, громко возвещающая о том, что она заневестилась, жена, проверяющая, не изменил ли ей муж, девушка, впервые занимающаяся сексом, погибшая невеста, больная девушка и весёлые старушки.

    Не знаю, задумывал ли это режиссёр Федорченко, но весь фильм — это великолепный гимн здоровой женской сексуальности и женскому телу. Ни капли осуждения или презрения. Новелла о певице отличный тому пример. Девушка уезжает из посёлка в город, чтобы быть оперной певицей, оставляя позади увивающегося за ней хахаля. В городе у неё случается роман с преподавателем, а хахаль засылает за ней выкопанного на кладбище мертвяка. И что вы думаете? Думаете, мертвяк покарал девицу? Его на подходе отловил милиционер с оберегом и отправил обратно к хозяину. Не должно быть наказания за веления души потому что. Такая пьянящая свобода в каждой минуте повествования. Героини могут свободно исследовать свою сексуальность и наслаждаться всем, что отмерила им природа, которая здесь тоже героиня, участвующая в фильме наравне со всеми женщинами.

    Моя любимая новелла очень короткая. Девушка перебирает грибы. Достаёт один и говорит: «Вот такого бы мне мужа».

    10 из 10

    16 марта 2016 | 06:39

    Решил посмотреть это фильм после того, как заинтересовался творчеством Осокина после просмотра Овсянок. Сама идея двух десятков историй о женщинах меняя заинтриговала.

    Фильм меня не разочаровал. Я просто не мог отлипнуть от экрана на протяжении всего фильма. Особенно впечатлили истории «Оропти» — о не поделившей своего мужа женщине, «Осика» — об ищущей синего лося на болоте, «Ормарче»-же, как я понял и вовсе кульминация, венец, гвоздь всего фильма. Если до «Ормарче» зритель знакомится с загадочным, красивым, немного (а может и не немного, некоторым покажется, что слишком) похотливым, чарующим миром луговых марийцев, то на протяжении истории об Ормарче происходит самое что ни на есть обнажение сексуальной составляющей марийской культуры — эволюционировавшего в красочные обычаи инстинкта продолжения рода.

    Я прекрасно понимаю, что этот фильм не является документальным, и в нем, естественно, оставлено место для художественного вымысла, и в этом нет ничего плохого — напротив — любые обычаи способны отпугнуть любого своей неприкрытостью, сермяжной простотой. Поэтому художественный вымысел в этом фильме настолько органично переплетаются с первоосновой — обычаями, ритуалами, верованиями, природой, что невозможно оторваться от экрана. Поразительно также то, что девушки в национальных костюмах не выглядят ряжеными, что древние ритуалы, праздники, проблемы и способы их решения органично существуют на фоне необычайно красивой природы, электрических столбов, автомобилей, сельских магазинов.

    Отдельно стоит отметить работы оператора. Оператор — гений. Природа, лица, дома сняты невероятно, но в то же время натурально. Вроде и цветов ярких немного, а очень цепляет. Музыкальное оформление также заслуживает внимания. Начиная с марийской попсы, заканчивая дивными звуками неведомых мне инструментов, от которых мурашки по коже.

    Фильм я посмотрел на одном дыхании. Понравился мне он потому, что побудил во мне какие то давнишние ощущения: запахи, звуки, детские воспоминания о поездках в лес. Плюс я интересовался финно-угорскими народами России, хоть и на уровне любопытства. Именно этого я, оказывается, и хотел — воскрешения воспоминаний о той лесной магии, ощущения какой-то эндемичности и сказочности происходящего.

    Фильм этот не для массового зрителя, требует определенной подготовки и понимания, что это фильм художественный, а не документальный. Натурам ранимым и рафинированным, не приемлющим даже упоминания о срамных делах и, боже упаси, органах фильм смотреть не следует. Рекомендую тем, кто любил в детстве читать сказки и ощущал их всем телом.

    Надеюсь, что я буду понят правильно, приятного просмотра. Испытайте тот же восторг, что и я.

    10 из 10

    21 июля 2014 | 02:02

    Есть у меня довольно странная мечта: собрать по соцсетям типажи лиц всех народов России, да непременно с конкретными именами, чтобы можно было судить, как кто выглядит и какие характерные окончания чьим фамилиям присущи. Так что если ты, уважаемый читатель, скажем, тофалар, селькуп или кет, — прячь свои фотки в приват, пока злой русский колдун Кукки и тебя не посчитал (читавшие сказку норвежского писателя Альфа Прёйсена и (или) смотревшие соответствующий мультик поймут)!

    Итак, я уже объяснил, почему лично мне любопытно было посмотреть фильм про марийцев, на марийском языке. А почему смотрел этот фильм ты? Да ты, который так люто обругал и без того не претендующий ни на какие коммерческие успехи, каким-то чудом вообще пробившийся к фестивальному признанию из кучи трешовых абсурдистских комедий новой русской жизни (несть числа укуренным, почти самопальным фильмам, подобным «Самке», — весь бюджет этих, не побоюсь этого слова, кинолент уходит на то, чтоб оплатить участие в них более-менее заметных артистов, а толку что, ведь на вырученные за прокат деньги можно купить разве что ящик бутылок крутого вискаря, а поклонники, включая Интернет-аудиторию, запросто разместятся в клубе последней деревни), скромный и нищий духом фильм! Ты же не нахал, который заявит, что ждал от «Небесных жён…» этничности «Андрея Рублёва» или атмосферности «Нимфоманки»! Не дурак, который не знает, на что он идёт или что за диск покупает, а потом плачется, что хитрые маркетологи выманили у него деньги за какую-то муру! Признай, что ты смотрел такой фильм сознательно, это твой выбор и ты готов воспринимать такое творчество. А коль скоро ты действительно хотел посмотреть странноватое кино про нетривиальный народ, ты должен сказать спасибо съёмочной группе: даже если у них что-то не получилось, они старались, а переплюнуть их на этом уникальном поприще всё равно не получится, потому что никто за такое как следует не брался!

    В общем, если ты честно признался самому себе, что можешь по достоинству оценить необычное и, что говорить, смелое творчество авторов «Овсянок» и «Небесных жён…», давай подумаем, что мы тут имеем. Народ мари, что уже фактически растворился в русской нации. Но который продолжает привлекать любителей седой старины и просто полиэтничной экзотики. Да-да, интерес чисто научный, и не приведи господи кому-то из мари выпячивать свою особость, работать своим родным марийским языком как оружием против языка русского и, тем самым, против всего русского! Впрочем, они этого и не делают. Мудрые люди, потомки пугливых лесных охотников и собирателей. На самом деле ни марийцам, ни кому бы то ни было ещё на просторах шестой части суши, давно нет необходимости противопоставлять себя всему тому, за чем, в силу каких-то исторических причин, закрепилось название «русский» (или, что звучит несколько канцелярски, «российский»). Нет потребности в автохтонном языке. Ну разве что пока ты ещё малыш и мама поёт тебе твои родные, табасаранские или нанайские, колыбельные, рассказывает сказки про персонажей твоего родного, горского или тундрового, эпоса. А дальше — работодателю глубоко плевать, какого ты роду-племени и из какого ты улуса, хутора, стойбища или аула. В Москве и Питере так и вовсе: чем меньше о тебе знают, что ты откуда-то «понаехал», тем тебе же лучше! А что бывает, когда какой-то народ начинает на политическом уровне демонстративно выделяться из общей русской массы и, естественно, ставить себя выше русских, мы все прекрасно видим на примере Украины… Опасность того, что месть России в таком случае может быть страшна, за последние века (пусть и не всегда мирно) осознали уже, кажется, все народы, кому выпало жить под властью русских правителей, но если гордые горцы и смелые тюрки сопротивлялись дольше других и местами сопротивляются до сих пор, то миролюбивые финно-угры никогда и не претендовали ни на что, кроме того, чтоб искать своё место среди более многочисленных и богатых русских. Что ж, теперь у некоторых финно-угорских народов есть даже национальные государства, пусть и заключённые со всех сторон в Российскую Федерацию. Вот что мы знаем о мари и их родной Марий Эл.

    В западных странах, как всегда, всё намного раньше, чем в России. Задолго до того, как и до нашего жирафа дошло, что можно снимать фильмы просто на такую необычную тему, как жизнь автохтонных народов, у них появлялись фильмы об индейцах и пигмеях — порой жуткие («Холокост каннибалов»), порой смешные («Индеец в Париже»). Апофеозом такого рода фильмов стал, конечно, гибсоновский «Apocalypto». Не мудрствуя лукаво, бывший Макс Рокатанский собрал в Мексике весёлых ребят, желающих разыграть на экране средневековую жизнь героических майя, разодел их во всевозможные дикарские наряды и предложил дикоясить перед камерой, а те и рады стараться! Реально живущие сейчас в Мексике миллионы майя и потомков майя только у виска покрутили, но нам-то нравится! А если у народа нет дивного экзотического колорита и славной истории, что остаётся показать про него? Правильно, срамные сказки! Вот и поглядим, как марийские женщины зацикливаются на этом самом! И что с того, что, пытаясь воссоздать внешность не вполне русского народа, сниматься пригласили просто людей с чуть менее русскими физиономиями, но на самом деле не с марийскими, а с прибалтийскими, монголоидными или еврейскими корнями. Что с того, что марийские обычаи и поверья, показанные здесь, не шибко отличаются от тех, что бытуют в любой деревне необъятной России! Мари — значит мари. Мари — тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо!

    17 июня 2014 | 11:35

    Я писать так как выше пишут не умею. С чем-то сравнивать и проводить какие-то параллели тем более. Я просто искал горяченькое. Включил чисто «заценить» на перемотке. Вообще не любитель арт-хауса, но пару вещей, было дело, смотрел. Что сказать по фильму… После первой минуты просмотра меня уже было не оторвать от экрана (не потому что горяченькое нашел). Атмосфера, Дух язычества в перемеЖку с христианством, живые, настоящие люди, Единение с Природой… Мне это оказалось настолько близко, что я очнуться не успел как фильм закончился. Надо сказать, что я сам глубоко корнями ухожу в Марий Эл. Об этом узнал не так давно, года 3 назад. Культуры не знаю, религия, обряды незнакомы, но, черт возьми, почему этот фильм так меня зацепил? Зря кто-то говорит, что фильм пошлый и оскорбляет Марий Эл, это не так. Вспомнились слова деда и отца, их отношение к матерям, женам, сестрам. Лично я увидел только красоту моей древней культуры, ее добрую мощь, ее самые прекрасные черты ибо она есть сама суть «Женское Начало». Бесконечно рад просмотру, фильм стал для меня большим открытием, спасибо автору.

    Оценку ставить не берусь ибо кому она нужна вообще? Просто поставлю +.

    28 апреля 2016 | 17:03

    Это кино не для всех, это уж точно. Во время просмотра этого альманаха и без того маленький кинозал стали постепенно покидать зрители, но все же большая часть осталась! Зал смеялся, радовался и переживал вместе с героинями.

    Каждая история альманаха — это непростая жизнь рыжеволосой марийки. Все герои разговаривают на марийском языке. Эти люди проживают на территории России, а мы так мало знаем об их культуре и обычаях. Спасибо создателям этого фильма за то, что открыли удивительный, яркий, а порой очень страшный мир марийских красавиц.

    Этот альманах стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать, кто такие марийцы. Но уверяю вас, найдутся и те, кто оценит фильм по достоинству. Ведь выходящие из кинозала зрители восторженно говорили: «Какой хороший фильм». Я слышала, я тоже так считаю.

    Оценку в баллах поставить сложно, но она точно положительно окрашенная.

    19 октября 2013 | 23:52

    Фильм «Небесные жены луговых мари» мне невероятно понравился. И именно поэтому мне было удивительно читать довольно категоричные отзывы зрителей, и в особенности зрителей-марийцев, увидевших в этом фильме пренебрежение к марийской культуре, чрезмерную заземленность повествования и даже порнографию.

    Извините, но я не увидела в фильме ничего, кроме восхищения автора марийской культурой и его желания показать самобытную, колоритную жизнь этого небольшого, но сохранившего свои традиции народа в ее естественности. Это ведь так важно — внимание к своим верованиям и обрядам. Не знаю, на самом ли деле в марийских деревнях имеют такие опрятные хозяйства, ходят ряжеными на праздники и встречается ли марийским женщинам в лесу сама мать-земля Авда, но хочется верить, что хотя бы где-то в глубинках, в лесных деревнях сохранилось то настоящее, что и составляет самую суть любого народа.

    Кто, как не женщины являются хранительницами народной культуры? В их порой нелепых суевериях, мистических обрядах, ворожбе сохраняется и передается через поколения вся история и мировоззрение народа. Женщины мари, показанные Алексеем Федорченко, наивны, самобытны, действуют по интуиции и всегда знают, как решить проблему — они заговаривают гребень, просят у березы, спрашивают у пояса. Эти женщины прекрасны в своей естественности и интуиции. И даже большое количество обнаженной натуры, которое вызвало такой всплеск негативных эмоций, выглядит в фильме на фоне нетронутой природы, марийских лесов и полей очень естественно и совсем не вызывает отторжения.

    Хотелось бы также отметить и эстетическую составляющую фильма. Невероятно красивые кадры, идеально подобранные цвета, прекрасные девушки в традиционных одеждах — все это оставляет очень приятное впечатление. Кроме того, фильм наполнен смешными, трогательными, и иногда очень волнующими моментами, так что можно и посмеяться от души, и прослезиться в самом конце.

    Оценка однозначно

    10 из 10

     — за то, что сделано с любовью!

    15 февраля 2014 | 09:51

    И — быта. Экзотики полные трусы. Снега, деревянные дома, хлев, скотина, деревенское колдовство. Признаки цивилизации: пластиковые таз и ведра, старые драндулеты, но нравы тысячелетней давности (реконструируются?). Особо почитаема у марийцев, как и ряда других родственных народов — береза. Под ней нельзя грешить, зато можно попросить дерево свести лишние родимые пятна. Ну, еще можно полюбоваться, как голые марийские невесты купаются в священной речке, как по монете определить суженого, чтобы родился маленький марийчонок, как сделать девке нужные выпуклости («красоту двинуть»), поделившись полотенцем мужа; как мужика возбудить или что делать если лесное чудище претендует на встречу с твоим супругом; как невестке найти на болоте лося; как милиционеру прогнать нетопыря, про игру в «копыто», ну, и так далее. И все это во вполне колхозных декорациях. Народные песни, пейзажи луговых мари (а есть еще горные)

    Снял это кино, точнее серию короткометражек, объединенных сквозной темой Алексей Федорченко. Псевдо документальный фильм «Первые на Луне» его прославил, а после «Овсянок» режиссера обвиняли чуть ли не в культурном труположестве, за демонстрацию похоронных обрядов племени меря. Ну, и в «Небесных женах» натурализма хватает. Марийки выглядят подчас совершенно бесстыжими, но они, в фильме, несомненно, господствуют над мужским полом. Такой вот языческий матриархат получается. Режиссер опять навлек на свою голову полярные оценки.

    Фильм построен на контрастах быта и мистики и это довольно интересно.

    19 апреля 2015 | 21:17

    Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Одочу

    Новый фильм Алексея Федорченко опять собрал богатый урожай призов, причем не только от критиков, но и от зрителей. Но фестивальная публика нечета обыкновенной. На обычном сеансе десять человек молча созерцали как Федорченко со своим соавтором Денисом Осокиным переиначили на свой лад марийские побасенки о плотских, и не только плотских, утехах. И я тоже не проронил ни слова, только «кряхтел да репу чесал», — надо полагать, примерно так бы описал мое состояние в своих «Заветных сказках» Афанасьев…

    Примерившись к эротической теме в предыдущей работе — «Овсянки», где двое мужиков, как вы, наверно, прекрасно помните, везли хоронить Татьяну, жену одного из них, у которой «Все три дырочки были рабочими. И распечатал их именно я…». Ну, не я, конечно, а муж Татьяны по фильму… Впрочем я отвлекся… Так вот, примерившись, стало быть, к этой важной теме, Федорченко с Осокиным принялись на этот раз в массовом порядке распечатывать одну за другой дырочки женских прелестей. Ну, не буквально, конечно, вы ж понимаете, а всё больше чисто метафорически, я бы даже рискнул сказать — аллегорически и символически.

    Двадцать две новеллы (или 23: некоторые были такими короткими — около минуты, что и заметить не успеешь) озаглавлены именами героинь, каждое из которых непременно начиналось на букву О (Осылай, Ошвика, Одоча…). Эти лубочные зарисовки из жизни марийского народа, полагаю, имеют мало общего с тем, как и чем этот народ живёт сегодня на самом деле. Авторы почти явно мистифицируют зрителя, выдавая желаемое за действительное, как и в дебютной работе Федорченко «Первые на Луне». Снимая вроде бы современный марийский быт, режиссёр ритуализирует его до такой степени, что начинает казаться, будто мари следуют исключительно языческим законам и живут обособленной и отделенной от остального мира диаспорой. Критики уже окрестили это кино «эротическим ожерельем», сам же постановщик предпочитает называть своё творение не иначе как «марийским декамероном». Тоже вариант.

    Но лично у меня это кино больше ассоциировалось не с творением Боккаччо или Пазолини, а с эротическими перформансами Марины Абрамович, которую, ни за что, ни про что, окарикатурили недавно в «Великой красоте». Так вот, у Марины есть потрясающий короткий сборник новелл под названием «Балканский эротический эпос» (вошедший в расхаянную в пух и прах подборку арт-порно Destricted) — о традиционных сексуальных обрядах, которые якобы до сих пор исполняются у неё на родине. Абрамович тоже склонна к мистификации, и формат, которым она пользуется, к этому располагает в полной мере. Федорченко в этом смысле не далеко ушёл от Марины (а одна из сцен, где девушка поднимает юбку и открывает своё лоно ветру, даже буквально повторяет сербскую практику) и то, что он предлагает в своих «НЖЛМ» — это тоже, скорее, перформансы, нежели кино в привычном понимании.

    «НЖЛМ», снятые вроде как на марийском языке (в чём я, честно сказать, не уверен), на котором тут говорят в том числе известные российские актрисы — Троянова, Екамасова, Ауг, собрали в целом по стране пять тысяч зрителей. И тот факт, что данный проект, априори обреченный на коммерческий провал, отчасти спонсировал Минкульт, выдавший из бюджета миллион долларов, косвенным образом свидетельствует, что он в своей финансовой политике, несмотря на критику, становится всё более гибким и либеральным. И по-хорошему этот сборник языческих ритуалов о сексе и смерти надо смотреть не в кинозалах, а в краеведческих музеях республики Мари Эл. Глядишь, народ и туда потянется…

    19 декабря 2013 | 19:46

    Сразу скажу — фильм мне показался отвратительной пародией на быт марийского народа, жалкой попыткой «создать» новое кино, напустив туману в сюжет, наводнив экран неретушированными женскими телами, высокопарно обозвав все это арт-хаусом, кино не для все!

    Я сама родилась и выросла в Йошкар-Оле. Меня всю жизнь окружали марийцы — я учила марийский язык в школе, изучала обычаи и культуру народа. Уважение, вот что я испытываю к это немногочисленной народности центральной (да-да, а то во многих рецензиях читала, что это почти Йети) России.

    После просмотре фильма у меня было множество вопросов, но самый четкий — Почему сценарист из Казани не стал писать про татар? Это тоже очень интересный народ и у меня нет ни единого сомнения, что их обычаи могу поразить неискушенного зрителя? Так почему он выбрал марийцев?

    Ну ладно, выбрал, так захотелось! Тогда что плохого они ему сделали? Зачем нужно было включить столько порнографической отсебятины?

    После просмотра мне было действительно неприятно и даже обидно. Высокое искусство должно увековечивать что-то значимое, ценное, прекрасное, а на деле получаются одни лишь комплексы создателей.

    Но знаете что самое страшное, все выполнено натуралистично. Съемки проходили в реальных деревнях Марий Эл, в домах местных жителей с сохранением обстановки. Сюжеты основаны на преданиях, которые передавались веками.

    И что же получилось на выходе. Марийские женщины думают, хотят только секса, не важно с кем и как. А традиции служат лишь основой для извращенных интерпретаций сексуальных потребностей. Где же небесность этих жен? Да они пятой точкой заземлились так, что и представить сложно.

    Мне правда жаль зрителя, который посмотрев этот фильм решил, что именно так обстоят дела. Кто кричит, что пусть уж такой, чем вообще ничего. Кто увидел коммерческую жилу в народе, который просто звучит экзотично и мало знаком европейскому, да и российскому зрителю. И я сочувствую режиссеру и сценаристу, которые не смогли увидеть красоты в культуре марийского народа.

    27 ноября 2013 | 23:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>