всё о любом фильме:

Жизнь и судьба (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерСергей Урсуляк
сценарийЭдуард Володарский, Василий Гроссман
продюсерАнтон Златопольский, Мария Ушакова, Евгений Попов, ...
операторМихаил Суслов
композиторВасилий Тонковидов
художникОлег Ухов
жанр драма, военный
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время40 мин. (465 мин.)
Сюжет разворачивается в 1942-1943 годы, в период обороны Сталинграда. Еврей Виктор Штрум — талантливый физик-ядерщик, работающий в одном из институтов страны над созданием атомной бомбы. В это время близкие Штрума погибают в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, на него самого начинаются гонения. Изобретателя может спасти только его научное детище, которым заинтересовался сам Сталин. Государству нужно такое мощное оружие, как атомная бомба. Ученому предстоит сделать выбор: остаться верным науке и работать на «вождя нации» или отказаться от своего призвания и быть уничтоженным.
Рейтинг сериала
IMDb: 8.00 (44)
ожидание: 94% (250)
Рейтинг кинокритиков
в России
83%
10 + 2 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Сериал снят по мотивам романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».
    • Для достоверного воссоздания событий переломного 1943 года выстроены беспрецедентные художественные декорации фрагментов улиц Сталинграда, мест ожесточенных боев, созданы диорамы сражений, макеты зданий и военной техники, задействовано большое количество игрового ретро-транспорта, специальных сценическо-постановочных средств.
    • Съемки проходили в Самаре и в подмосковной Кубинке.
    Трейлер 01:11
    все трейлеры

    файл добавилDiReims

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 42 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не хотелось плескать столовую ложку (почти половник!) дёгтя в бочку мёда под названием «Жизнь и судьба», а придётся…

    По моему мнению, этот, не побоюсь оценки, высокохудожественный сериал более подошёл бы для некого израильского телеканала, вещающего для «бывших наших», чем для государственного канала «Россия-1», который совместно со студией «Дед Мороз» и компанией «Москино» (?) и заморочил его с никому неведомым (даже Федеральной налоговой службе!) бюджетом. Именно так, поскольку проект получился процентов на 70 еврейским, нежели российским (я уж не говорю- русским, поскольку в той Войне, извините, воевало множество народов, населявших СССР). В сотый раз подчёркиваю: я не антисемит; у меня много добрых приятелей-евреев и в России, и в Израиле, и это очень достойные люди, не могущие оскорбительно именоваться «жидами». Но даже мне, столь толерантному к древней, всюду гонимой (назовите мне страну, где евреев действительно уважают, кроме, естественно, Израиля, не прикидываясь и не делая натянутый книксен для «политеса»?) нации человеку здесь показался явный перебор с «еврейской тематикой», ныне «модной» в мировом кинематографе и не только (что интересно, по большинству «за бедных евреев» ратуют сами же евреи (взять хотя бы Спилберга с его «Списком Шиндлера» и, частично, «Спасти рядового Райна»), и денег на подобные проекты не жалеют. Как и в нашем случае: еврей Урсуляк поставил по роману еврея Гроссмана сериал (скорее всего, и на еврейские деньги, иначе откуда плёнка «Кодак», дорогостоящие декорации, студийная озвучка и т. п., которым иной сериал того же канала мог бы позавидовать со слезами на глазах?). Налицо и закономерный итог развития «еврейской темы»- она натурально задавила изначальную, глобальную, основную тему сериала, да и самого романа- Сталинградскую битву и её участников (героев), от которой начали «отделываться» сначала фрагментами, а потом и вообще кинохроникой… Апофеоз всемирно известной великой битвы под Сталинградом оказался достойным нескольких коротких, незначительных эпизодов да сводки Совинформбюро практически за кадром… И это при том, что оный сериал позиционировался и рекламировался во многих СМИ как, прежде всего, «Сталинградская битва и судьбы людей, связанных с ней», да и вышел он к её юбилею…

    Я понимаю, снимай это сериал казах на «Казахфильме» или грузин на «Грузияфильме» (или как там сейчас у них), в главных действующих лицах обязательно были бы казах или грузин (кстати, один грузин-моряк в сериале присутствует). Но наверняка не на них бы «всё сходилось». Потому считаю сериал «Жизнь и судьба», как бы это выразиться по-современному, не совсем политкорректным, ко всему прочему льющим воду на мельницу антисемитизма, который никуда от нас не делся…

    Что же до художественных достоинств сериала, то они достаточно высоки и подают пример, который можно выразить простыми словами: «вот так и надо снимать современные российские телесериалы (а в сокращённом виде- кино), и не только на военную тему. И Урсуляк здесь- настоящий и заслуженный флагман! Всем остальным- строится в его кильватер! Хотя бы потому, что манера постановки и съёмки, раскрытия образов героев у него близка к работам лучших советских кинематографистов, и не только военной тематики (возвращается старое-доброе, и никуда от этого не деться- таков закон истории!). Режиссёр видит «глубину», оператор её снимает, актёры ею живут в кадре- вот и все «слагаемые успеха» настоящего кино.

    И ещё буквально несколько «записей на манжетах», не повторяющих высказывания моих коллег-критиков, обстоятельно «перемывших косточки» сериалу «Жизнь и судьба». Хорош саундтрек с использованием произведений Баха, Вивальди и ещё одного старого композитора в исполнении ещё живого (о, чудо!) оркестра «кинематографии» п/у Сергея Скрипки (а эта запись, поверьте, очень дорого стоит!). Это всё «фоновая музыка» (как нельзя к месту!), как и основная работа композитора Василия Тонковидова. К моему (частному) сожалению, он не смог создать основную, «драматичную» тему для картины, что сделал Дашкевич в (кстати!) телевизионном фильме «Собачье сердце» (1986). Те, кому медведь на ухо не наступил, могут сравнить то и это. Ещё. Стоит обратить особое внимание на высказывание «шефа» Евгении, который во второй серии изрёк (дословно): «Мы не от немецких танков погибнем, а от нашего российского чиновничества. Вот самый главный враг России!» Не думаю, что данная сентенция принадлежит перу Гроссмана, скорее, перу покойного ныне великого сценариста Эдуарда Володарского. Но это не важно, главное- суперактуально! И ещё ещё. Урсуляк в 6-й серии использовал просто замечательный «ход»: начинает звучать письмо больному командиру, на которое накладываются и отдельно звучат письма другим бойцам. Но вот другой «ход», когда к погибшему Домоуправу (вероятно, он и его дом имели реальный прототип- Дом Павлова) являются все его павшие «домовые» солдаты, хоть и «стреляет» по эмоциям, но давно не нов- см., хотя бы сериал «Государственная граница», серию про начало войны. Вообще, Урсуляк щепетилен ко всему тому, что касается «примет времени», и я не нашел в сериале «Жизнь и судьба» каких-то явных киноляпов (может, по первому разу?). Разве что в одном вертикальном проезде по дому наверху отраженно голубели современные зеркальные стёкла. И вот ещё загадка: как это артиллерийский корректировщик смог разглядеть в тогдашнюю советскую оптику торжественное построение немцев, по которому и открыли огонь? Извините, но немцы не дураки и под вероятным огнём противника строится бы не стали.

    8 из 10

    17 февраля 2013 | 21:33

    Насколько я помню, основной упор в компании по продвижению сериала перед тем, как его показали, был мол «на основе какой великой книги сериал снят!» Это говорилось по телевизору, радио. Писалось в газетах. Опустим за скобки каким я считаю роман Василия Гроссмана «Жизнь судьба», мнения других людей. Опустим и то, что далеко не все его читали. Однако приглядимся к другим, более ранним экранизация второго канала.

    «Реквием каравану PQ-17» — каким образом они умудрились сделать из великолепной, интересной книги такой серый и скучный сериал — загадка. Как и то, зачем вставили целый эпизод, которого в книге не было (убийство двух женщин, которые увидели золото в разбитом ящике). Хотя, как раз это совсем не секрет.

    «В круге первом» — та же фигня. Серо и скучно. Скучно и серо. Монотонно. Выдержал пару серий.

    «Белая гвардия» — уже не решился. И судя по тому, что слышал и читал — не зря.

    Ну и так далее.

    Почти всё это, как наследственные болезни, передалось и новому проекту второго канала под режиссёрством Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», по одноимённому роману Василия Гроссмана. Нет, это кроме шуток — смотреть его было почти работой. Не уснуть на нём — самой интересной задачей. Чего я только не делал! Пил, ел, бегал на рекламах умывать морду, бегал в магазин за едой. Боюсь, не переживания за судьбы Штрумов, а стремление всегда что-то делать (хотя бы что-то пережёвывать) добавили мне несколько неожиданных кило в самых неожиданных местах. Обилие серых, тёмных цветов, монотонная однообразная музыка даже в эпизодах перестрелок и рукопашных драк Сталинградского сражения (интересно, где учат такому потрясающему художественному приёму?)… Даже малозначимо как они сделаны — без надлежащего моменту звукового сопровождения оно никоим образом не смотрится. Хотя допускаю, что будь на проигрывании нечто пободрее, выглядело более менее.

    Ну и, разумеется, не обошлось и без традиционной идеологической линии в художественных произведениях.

    Лично для меня последней каплей в этом сериале стал показ стиля руководства советского командования в самом начале контрнаступления под Сталинградом. Нет, ну какая ж прелесть: командующий фронтом, чей фронт наступает, сидит непонятно где, один, без штаба и сверху узнаёт, что какой-то его корпус не вошёл в прорыв. Звонит командарму, который, когда его армия наступает, сидит один непонятно где и что-то жрёт (яишенку, если не ошибаюсь), пережёвывая еду своей толстой раскрасневшейся харей. А потом той же самой харей начинает кричать в трубку на дерзнувшего нарушить график комкора.

    Так армия и страна побеждала. Вопреки, в большинстве своём, своим глупым командирам.

    Вообще, количество толстых командиров и политработников в стране, где голод был явлением ординарным, просто зашкаливает. Невольно вспоминались незабвенные слова майора Бенджамина Уилфреда Пейна: «Ух ты ах ты, где только таких откармливают…». Ну и, разумеется, все на протяжении всего сериала не забывают бухать. Что в тылу, что на фронте, страна предоставляет им одинаковые стеклянные бутылочки. Сколько разных хвалебных эпитетов валилось из ящика и страниц газет… «Подлинная судьба России»… Так посмотреть, то подлинная судьба России — это цирроз печени.

    Впрочем, перечислять всё это не хватит никакого формата. Те, кому надоело смотреть антисоветский бред, с его классическими, неизменными тезисами, могут даже не сожалеть о том, что просмотрели его телевизионную премьеру и нигде не искать. Поверьте, там всё абсолютно так же: партия, которая только всем мешает; армия, солдат которую без толку убивают; НКВД, которое без разбору сажает. Воевали мы хреново и победили непонятно как. Как и всегда. Это, надо понимать, как раз к грядущему 70-ти летию Сталинградского сражения.

    Почему непонятно как? Ведь есть же честные, хорошие командиры! Есть. Вплоть до комкора, по версии сериала. Однако, чтоб победить в войне с самым серьёзным противником в истории России, надо было всё же несколько больше чем несколько сообразительных полковников/майоров. Однако, в сериале я так и не заметил, что «наверху» кто-то там стремился к победе. Нет, там только придумывают, как ещё больше осложнить жизнь немногочисленным честным людям.

    Однако, есть один момент, который мне всё же понравился. Это когда Людмила Штрум приезжает привозят на кладбище к своему сыну. Вот это действительно тронуло. Потому что в кои то веки, ослабив рупор идеологических нечистот, мне всё же показали, нормально показали, человеческое горе и трагизм тех огненных лет. Где НКВД, где Сталин, где коммунистическая партия? Нет их. Есть убитая горем мать и могила сына, припорошенная снегом. Ничего лишнего. Вот и весь секрет успешных эпизодов.

    Но нет. Мы лучше про гонения на кибернетику и советский антисемитизм.

    А всё остальное именно такое, каким я его описал выше — серое, скучное, однообразное, унылое и монотонное. Лишённое какой-либо внутренней энергии. Ещё одно совершенно невразумительное, посредственное творение второго канала, которое с маниакальным упорством продолжает из интересных книг клепать неинтересные сериалы. И что-то мне подсказывает что оно, как и многое другое подобное, уже совсем скоро (если не уже), сотрётся из памяти большинства граждан, оставаясь разве что на её задворках неким пыльным, скучным пятном.

    Амбициозный пшик. Который и следовало ожидать.

    Жги, Фёдор Бондарчук. Жду с нетерпением твой совестливый вклад в народную память о войне.

    3 из 10

    18 ноября 2012 | 20:51

    Телевизионная экранизация одноименной книги Василия Гроссмана.

    С книгой я не знаком.

    Еще одна эпохальная качественная сериальная работа, спрессованная в недельный телевизионный трафик. Работа эксклюзивная и была рассчитана телевизионщиками на определенный круг зрителей. Позднее время показа и ежедневная демонстрация сразу нескольких серий не оставляли шансов притянуть к экрану людей, традиционно смотрящих все мыло подряд. И наверное это оправдано, так как большая часть кинокартины это настоящий полный метр, с соответствующими составляющими. Ведь далеко не все любители сериалов готовы оценивать такие достоинства, как например, продолжительный статичный кадр с высеченным из камня лицом Евгения Дятлова, даже если при этом за кадром идет отличный текст, а Евгений играет одним выражением глаз. Но при всем объеме кадра, работа эта все-таки сериальная.

    Я бы разделил фильм на две части, не только смысловые, но и хронологические. Первая это фронт на улицах Сталинграда. Вторая тыл и гражданская жизнь. Между собой они связаны ниточками судеб близких людей. И если первая часть это пронзительные сцены передовой, то вторая часть стянула фильм к сериальному формату. Пусть очень качественному, но все же сериалу, который на фоне искренности первой части уже не смотрится. Время во второй части по фронтовым меркам остановилось, появились лишние линии повествования, и после передовой смотреть на гражданские подвиги героев как-то не хочется. Хотя повторю, что основная проблема, на мой взгляд, не в качестве, а в контрасте между частями. Я понимаю, что передовая и тыл две величины не сопоставимые, но может быть, если эти две части хронологически объединить, диссонанс от их разного восприятия был бы меньше.

    Отдельно про съемки боев. На мой взгляд, это лучшие съемки фронта, которые я видел, не только в техническом плане, но и в художественном. Видно, что это зрелый, личный, не отстраненный, взгляд режиссера, без спекуляции. Все кровавые подробности остались за кадром, режиссер добивается художественности средствами не менее убедительными, соблюдая равновесие между жизнью и смертью. Сцены боев получились как-то выше повествования картины, по моему мнению, это что-то личное Сергея Урсуляка, и этим он сказал больше, чем всем остальным содержанием фильма. Удивительные портретные планы бойцов и командиров, отличная игра актеров. Очень много трогательных моментов. Смутило обилие симфонической музыки, мне показался этот прием лишним, ну или ее было чересчур много.

    Несомненно это ценная работа, с желанием рассмотреть в очередной раз наше трагическое прошлое, окунуться в страшное время огромных потерь и великих побед. Увидеть это правдиво и осмысленно, на примере сломанных судеб героев. Но я так и не смог отделаться от разрядности тех условных частей фильма, о которых писал выше.

    22 октября 2012 | 18:24

    До этого сериала у нас не было экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», и хорошо, что его не обошли стороной. Ибо от остальных произведений на военную тему он стоит особняком, будучи написан с необычного ракурса. Действие происходит во время ВОВ, но автора интересует не конфликт стран, не коллизия «мы против захватчиков-фашистов», а то, как советские люди шли на ежедневный подвиг в условиях тоталитарного государства. На примере очень разных между собой героев и ситуаций повествуется, как столь жесткий строй ограничивает человека, нивелирует любую его инициативу, а зачастую коверкает жизнь. Опасность тоталитаризации для России в ее нынешних границах будет существовать всегда, так что Гроссмана мы вспомним еще не раз.

    И хорошо, что экранизацию доверили режиссеру Сергею Урсуляку. У меня к нему был определенный кредит доверия по сериалу «Ликвидация», и он его оправдал. Перипетии гроссмановского сюжета Урсуляк воспроизводит избирательно — к примеру, нет линии старого большевика Мостовского в немецком концлагере, зато к защитникам-сталинградцам поступило пополнение в лице майора Березкина, который в первоисточнике отсутствовал.

    Да и вообще батальным сталинградским сценам уделено неожиданно много внимания. Не скажу, что неоправданно много, потому что атмосферу войны — солдатский быт, саспенс перед боем, пыл схватки — Урсуляк воссоздает здорово. Думаю, ветеранам понравилось: по уровню военных сцен «Жизнь и судьба» сопоставима с шедеврами советских лет — например, с экранизацией романа «Живые и мертвые» 1963 года. Прыгающая камера передает лихорадочную динамику происходящего, персонажи душевны, правдоподобны (особенно удалась роль управдома Грекова, исполненная малоизвестным актером Сергеем Пускепалисом, и его «прекрасные, человечные, умные и грустные глаза», как писал Гроссман).

    Правда, достигнутого Урсуляком уровня душевной правдоподобности только для Сталинграда и хватает, а вот драматические сцены в тылу подкачали. Прежде всего, не хватает харизматического главного героя — того, который у Урсуляка был в «Ликвидации». Его функции возложены на физика Штрума, сыгранного Сергеем Маковецким, но… то ли режиссер не доработал с актером, то ли сам Маковецкий не слишком годится для такой роли… Предположу, что второе, поскольку при большом количестве актеров второго плана, выбор артистов-фронтменов, способных взвалить на себя груз главной роли, в нашем кино небогатый (неслучайно Сергей Безруков не играл разве что самого себя), и Маковецкого утвердили едва ли не методом исключения — как меньшее из зол. Не прокатило…

    Да и в целом в «мирных» сценах все размеренно-спокойно — на грани со «скучновато». Действие разворачивается плавно, эстетично, я бы даже сказал, благостно. Недостает надрыва, трагедии. Апогей этой тенденции — любовные линии Штрума с Соколовой и Толи с радисткой Катей: по-телевизионному слащаво и выхолощено-безэмоционально. Доводилось видеть постановку «Жизни и судьбы» в петербургском Театре Европы — вот там нерва хоть отбавляй, пробивает насквозь.

    К счастью, на эти ложки дегтя удается не обращать внимание благодаря солидности технического исполнения, где наблюдается несколько нетривиальных (и удачных!) решений. Это неброская, почти черно-белая цветовая гамма с обилием глубоких холодных тонов, а также саундтрек авторства Баха и Вивальди (напомнило «Заводной апельсин» Кубрика). Даже поясняющие пометки в углу экрана типа «Полковник Новиков. Сталинград, ноябрь 1942», которые в иных экранизациях выглядят так, будто снималось исключительно для школяров, не желающих читать первоисточник, здесь вполне приемлемы.

    8 из 10

    6 января 2013 | 15:42

    Признаюсь, недочитал роман Гроссмана и не приму участия в дискуссии, насколько корректна экранизация по отношения к первоисточнику. На поверхностный взгляд — некорректна, поскольку Гроссман очень рационален, своеобразен, от Толстого взял склонность к обобщениям социологического толка и больше организатор, нежели уж совсем психолог. Урусляк тоже не психолог, а абсолютный мелодраматист, большой умелец выжать максимально слез под крупные планы и классическую музыку. В этом смысле «Ликвидация» как бы не совсем типичный для режиссера фильм, «Исаев» как раз вполне себе в тему, а «Жизнь и судьба» прямая наследница «Долгого прощания» с теми же актерами, черно-белой картинкой (вкрапления цвета носят фрагментарный характер) и авторским надрывом оттого, что жизнь у хороших и красивых людей быстро проходит.

    Право, фильм со многими сериями сделан своеобразно: кульминация насутпает в шестой-седьмой сериях со смертью Грекова и визитом в госпиталь. О смерти сына стало известно из видения Грекова и я не сомневался, что из визита Нифонтовой в госпиталь режиссер выжмет уйму, что. собственно и произошло. Именно в этой части сериала фирменный прием с «таривердивещиной» зашкаливал абсолютно — а ведь еще и чтение писем — и посещало чувство досады злоупотребления приемом. В полноэкранном фильме еще ничего себе, но в сериале работа режиссера с мизансценами посредством музыки и оператора удручала. Конечно, трогает до слез. Сравните с «В круге первом» — сопоставимом в целом по качеству сериалом тоже со славными актерами, и поймете, насколько Панфилов таки целомудренней.

    Актерам большой респект. Лучшая в принципе роль не очень мной любимого Маковецкого, как всегда (почему только у Урсуляка?) прекрасна Полина, которая не молодеет, а где ее соразмерные роли в кино. Много претензий было к Урсуляку относительно семейственности, но Нифонтова сыграла из всех ее сериалов лучшую роль, равно как и надрывный Балуев, вырвавшийся из собственного типажного закостенения. Урсуляк еще сильно хвалил Дятлова, который сыграл добротно и впечатлил не так, как два дивных актера, сыгравших его свиту. Второстепенных актерских блистательных работ вообще много, есть и чудная мелкая моторика в общении бойцов в доме Павлова, ряд находок в организации таки непростого материала.

    О грустном. Являясь в принципе поклонником Урсуляка, никак не могу понять его намерения экранизировать именно «Тихий Дон». Все равно как если бы Кар Вай стремился снять «Войну и мир». Уйма денег будет вбухана, довольных все равно не будут именно из-за несостыкованности книги с интеллигентным амплуа режиссера. Сценария нет, с яркой сочной картинкой и эпикой режиссер не работал, значение книги и ожидания уж точно не как у Гроссмана, еще и прикидок по кастингу нет. Урсуляк работал всегда с одной командой и если Дятлову найдется роль второго плана, то кого будет играть Маковецкий и супруга? Нешто казацкие корни Полины дают основания играть ей Наталью. В общем, как у Хармса:«задумайтесь об этом и вам станет по-настоящему страшно».

    1 сентября 2013 | 21:28

    «Жизнь и судьба» — это есть то кино о ясных и красноречивых откровениях совести и некой частицы той искаженной правды из живой и поныне истории того великого советского народа в эпоху страшных и кровопролитных боев с фашистским засильем и тех злосчастных застенок от НКВД и посаженных в них нерадиво праведных людей. В этом художественном и лишь только отчасти документальном проекте режиссера Сергея Урсуляка находит место жить и говорить та простая и горькая истина по отношению к слишком сложным и запутанным делам и задачкам той минувшей эпохи. Лишь на мотивах того одноименного литературного труда автора Василия Гроссмана приживается единая цель всего этого смыслового сериала. Потребность в размышлениях или же в поисках необычных и нужных ответов на руинах рухнувшего тотального строя отнюдь не вырождается и пребывает тут на протяжении всего хронометража.

    «Кричащие» во весь дух разговоры и монологи о некоторой сути и толке существа любого живого и свободного индивидуума заодно с его планами и настроями на будущее занимают больше определенного количества времени в этом серьезном мужском проекте в противовес этаким рядовым и банальным случаям на ТВ. В оболочку этого трудоемкого многогранника и всех его результатов заворачиваются и плотно укутываются завесой мрака и тайны многие неизвестные доселе личности и разные сложившиеся ситуации с их участием. Большинство зарисовок и карикатур по поводу персонажей и событий будут подчистую списаны с оригинала текстов, и они будут представлены зрителю некоторым смелым и адекватным видением их жуткого расклада дел и лихих кульбитов на ладони судьбы и смерти. Тут не будет присутствовать толика смеха и курьеза и поэтому на таком фоне все заимеет одну лишь боль и скорбь.

    «Жизнь и судьба» научится звучать в зависимости от сюжетных линий весьма разными и странными способами. В отличие от своих «собратьев» этот нагруженный сериал начнет и выкладывать вполне обычные разумные вещи, и вдруг резко он будет впадать в состояние сумасбродства и сумасшествия. Он научиться мастерски, управляться с множество людских эмоций и крутить их по своему порядку. Сериал Сергея Урсуляка не покажется человеку скучным и неотесанным лишь только потому, что слишком много родного и понятного заложено в его подоплеке. Ведь в основе то останутся лежать вполне толковые и разумные размышления; это и угрюмые отголоски боев и те же людские непонимания в этом изменчивом сообществе. Зритель вольется в данные коллективы и много чего поймет или научиться понимать. Он столкнется по большей части с темной стороной жизни и её минусами. Однако именно в них зарыта разгадка всех недомолвок и сомнений.

    Лишь там, в грязных окопах Сталинграда и на фронтовом передке дома N6 или же в научных лабораториях и местах эвакуаций раскроются и выложат все козыри на стол отдельные страсти характеров и душ взятых за авангард героев. Режиссер Сергей Урсуляк возьмется решать и обдумывать вместе с ними некие болезненные проблемы и тяжбы. А зрителю останется только переживать, поддерживать или же осуждать роли тех актеров как Сергей Маковецкий или Александр Балуев. И ведь правда та есть. Никто не сможет полюбить кого-нибудь из их числа сильнее или больше, чем остальных. Ибо это невозможно и нереально. Каждый персонаж постепенно притянет к себе внимание и заставит его цепляться за свои истории и мысли. Взять хоть и того же еврея Штрума, которого начнут морально добивать собственные же сотрудники или его жену, которая потеряет в том адском котле Сталинградской обороны сына и как она поведет разговор с его могилой. И все это тесно переплетется с классической музыкой и завыванием холодного ветра на душе.

    «Жизнь и судьба» останется ярким и обдуманным ответом на все гложущие и неудобные каверзные вопросы. Он преподнесет грамотные наставления и советы своим слушателям и даже создателям. От него не будет тянуть холодком неприязни и отчужденности, потому как впредь его правдивость и крик о помощи вонзиться в головы многих людей. Он действительно заставит абсолютно любого человека начать здраво думать и логично соображать насчет неких особо неприятных заковырок. В «Жизни и судьбе» также найдет очень много любви и тепла ко всему живому и свободно дышащему. Ведь это одна из важных его задач. И он эту цель достойно выполнит.

    «Жизнь и судьба» во многом кажется досягаемым пределом и весомым аргументом во всех возникших спорах и нескольких междометиях. Эмоциональность и чувства переполняют этот актуальный и серьезный многосерийный проект от Сергея Урсуляка. Он буквально порывается на свершение благих дел и старается привнести в этот мир чуточку чего-то нового и надежного. Хотя бы те же легкие ответы и те же простые намеки. Он актуален, и достаточно прочен. И поэтому к этому сериалу вернутся, и будут возвращаться на протяжении долгих лет. Это стоящее кино.

    «В большом миллионе русских деревенских изб нет, и не может быть двух неразличимо схожих. Все живое — неповторимо. Немыслимо тождество двух людей, двух кустов шиповника…. Жизнь глохнет там, где насилие стремится стереть её своеобразие и особенности». Василий Гроссман. «Жизнь и судьба».

    8 из 10

    10 ноября 2012 | 12:07

    О победителях, предателях, всех тех кто жил в годы Великой войны. В картине вы не увидите главных героев, и автор говорит об этом в самом первом фильме первой части. Экранизация поделена на фильмы, а фильмы на части. Всего представлено шесть фильмов. Однако отдельными историями их не назовешь.

    Нам рассказывают об ученном физике-ядерщике Штруме Викторе Павловиче (Сергей Маковецкий), чья судьба здесь не менее трагична, так как его природная борьба за справедливось и заступничество за слабых, заставляет его жить по совести, что в сталинское время было довольно сложно. А также главным героем картины является батальонный комиссар Николай Крымов (Александр Балуев), человек, на долю которого выпали тяжёлые испытания после обвинения его в пособничестве немцев перед самым началом решающего наступления Советских войск. Героиней в фильме является и жена комиссара — Евгения Шапошникова (Полина Агуреева). И все эти герои по своему хороши, может, по своему плохи. Но, как говорит автор, они герои, какими бы не были они людьми — они герои.

    В произведении показано, что и в мирной жизни и на войне есть настоящие люди, такие как герой Евгения Дятлова — полковник Новиков, командарм танковой корпуса; герой Сергея Пускепалиса — капитан Греков, и многие другие. В фильме показано кто есть кто на войне. Показано, что в любой ситуации, и в мирное время и военное, настоящий человек — останется человеком! Показаны испытания, которое выпали на долю народа во время войны и во время сталинского режима, их победы и поражения, их радость и боль, их надежды на будущее и Победу.

    Не знаю, к сожалению или к счастью, но с книгой я не знаком. Но благодаря работе Сергея Урсуляка читать произведение, как мне кажется, не зачем. Так как передано оно режессером отлично! Браво! Гараздо интересней будет изучить работы Василия Гроссмана, посвященные периоду 1941-1945 г. г. — «Народ бессмертен», «Сталинград», «Годы войны».

    Итог — однозначно к просмотру! Достойное кино — достойное произведение.

    Фильмы на подобную тему, всегда заслуживают самой высшей оценки!

    31 октября 2012 | 11:25

    67 лет прошло с окончания той страшной войны. Уже и победившего в ней государства не существует, и очевидцев тех событий становится все меньше, и немцы теперь чуть ли не наши лучшие друзья в Европе. Все так, только вот до сих пор сложно сдержать нарастающий внутри гнев после просмотра какой-нибудь очередной трафаретной и фальшивой коммерческой поделки, спекулирующей на такой больной для каждого русского человека теме. Слишком уж много значили события тех лет для нашего народа.

    Кинолента «Жизнь и судьба» отторжения не вызвала. Это, конечно, не большое кино, но для телевизионного формата — блестяще. Я не профессиональный кинокритик, и для любого фильма у меня есть только 2 оценки: «верю» и «не верю». Этому фильму я поверил. Герои настоящие, мир не черно-белый, добро и зло — лишь компоненты диалектического единства мира.

    Как и в любом хорошем фильме здесь нет ответов на злободневные вопросы, не обличены злодеи, нет нравоучений и морали. Есть жизни отдельных людей со всеми их горестями, радостями и трудностями выбора, закружившиеся волею судеб в водовороте великих исторических событий.

    После просмотра в голове вертелось много разных мыслей: о том, как страшна война, как проста и безжалостна смерть, как непобедима жизнь, как непросто порой сделать выбор, о том, как революция пожирает своих детей, о том, как хорошо и счастливо мы живем теперь. И еще вертелась мысль, прочитанная когда-то у Сергея Довлатова: «Избавь нас, Бог, от обстоятельств, способствующих злу».

    9 из 10

    25 ноября 2012 | 18:05

    Определившая ход Великой Отечественной, та самая переломная битва при Сталинграде. Про неё уже так много сказано в учебниках истории, литературе и кино. Урсуляк снял фильм-сериал по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», продемонстрировав не просто атаки вперемешку с жизнью тыла, нет, он посмотрел шире и глубже — и показал, как война корёжила судьбы отдельно взятых людей и их семьи. Показал очень тонко и талантливо, так, что я верю им. Верю их долгим взглядам со слезами в глазах, сдавленным голосам, звуку разрывающихся снарядов, окровавленным телам на морозе, горечи потери родного человека, крепости водки в стакане…

    Лес рубят, щепки летят.

    Очень правильно, на мой взгляд, проходит идея о том, что государство — не только тот священный и невинный алтарь, на который, как венки, возлагают свои молодые и не совсем жизни фронтовики. Величайшее противоречие того времени, которое как раз и отражено в фильме — несмотря на то, что за СССР на полях сражений с патриотическими лозунгами проливали кровь солдаты, представители той же советской власти мучили бюрократией простых людей-тружеников и применяли силу к бойцам из-за малейшего подозрения в антисоветской деятельности. Система доносов существовала, и это факт. Глубоко в память врезается измученное и напряженное лицо героя Балуева, сыгравшего комиссара Крымова, когда его, «стопроцентного коммуниста» допрашивают несколько дней подряд. А Женя Шапошникова (Полина Агуреева), обившая все пороги государственной конторы, добиваясь прописки в городе, где целая улица названа именем её отца? Да, лес-то рубят, только вот щепки летят в неоправданно большом количестве и по глупости…

    «Из чего твой панцирь, черепаха?

    Я спросил и получил ответ:

    «Он из мной накопленного страха.

    Ничего прочнее в мире нет».


    Перед нами физик Виктор Штрум (Сергей Маковеций), написавший значительный труд по активно развивавшейся в то время атомной физике. Но он встречает не признание своей работы, а гонения со стороны родного института попросту из-за своего еврейского происхождения. Учёный вынужден уйти с работы и переживать статус изгоя. Только после неожиданного звонка Сталина и пожелания дальнейших успехов в работе его возвращают на прежнее место, с наигранной вежливостью убеждая, что все ему рады и совсем не забывали коллегу. Страх заступиться за друга и самому стать отщепенцем, «вылететь» из института — вот что движет Соколовым, коллегой и ближайшим другом семьи, тоже вынужденным отвернуться от Виктора. Оно и понятно… Страх перед силами государства вообще заставляет людей идти на многое, предавая свои принципы и признаваясь в вещах, которых они не совершали…

    «Ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца». Владимир Высоцкий.

    Сталин и культ его власти в фильме ощущается очень явственно, а впрочем, как без него в Великую Отечественную? Многие относятся к нему как к безусловному авторитету (улыбнула ситуация, когда в поезде семьи Штрум и стелят газету под рыбу, а там оказывается лицо вождя, и они не решаются есть на газете, а накрывают тряпкой), некоторые спокойно и даже критично (полковник Новиков).

    --

    Любовь. Она — как анастезия во время войны, возможность забыть об ужасах и лишениях, и в то же время — приносящая несравнимую ни с чем боль при потере родного человека. Вот какой предстает любовь в фильме. В разных лицах. Одно её лицо — нежное, юное, только зародившееся чувство Толи к радистке Кате, не сумевшее спасти их во время перебежки и добраться живыми с выполненным заданием. Оба погибают. Другое лицо — любовь матери к сыну: Людмила Штрум приезжает на могилу сына, предварительно проделав долгий путь в Саратов и заехав в госпиталь, надеясь навестить там живого Толю… Бережно укрывает часть могилы, где должны находиться ноги, платком…Чистая, родственная любовь — любовь членов семьи Штрум друг к другу… Нелёгкое решение Жени Шапошниковой оставить Новикова и уехать с бывшим, уже нелюбимым мужем Крымовым — из-за жалости к нему, оттого, что кроме неё, у него никого нет…

    А в конце появляется и еще одно лицо любви. И оно уже не только со слезами, но и улыбкой на губах. Фильм заканчивается воссоединением счастливой семьи Березкиных, когда майор, так и не успевший как следует повоевать из-за ранений и болезни, возвращается в жене и дочке. Мне кажется, в этом последнем эпизоде и есть та самая надежда… То, во что верили солдаты на поле боя — что они возвратятся к своим семьям, что всё будет как прежде, как до войны…

    ***

    Дух наступающей эпохи выражается в словах дочь Василия и Штрум: «Вашему поколению обязательно нужно во что-то верить. Крымову- в Ленина, тебе, пап — в свободу, бабушке — в народ. А мне кажется, что глупо верить. Нужно просто жить. — Это философия твоего лейтенанта? — Через 3 дня он попадет на фронт. Был и нет. Вот и вся философия». Действительно, всё временно, всё так зыбко и ненадежно, и никто не знает, сколько осталось… а так хочется успеть почувствовать и прочувствовать то, что может в любой момент отнять война….

    …Жизнь каждого человека вплетается в жизнь другого, и эти жизни, как реки в море, вливаются в жизнь России и её народа, в историю, которую не переписать. И образуют неповторимую и уникальную, и временами такую тяжелую, судьбу. Нашу общую судьбу.

    P.S. Фильм, который не стыдно показывать в канун празднования Дня победы по телевидению. Да и не только в канун. Браво!

    9,5 из 10

    6 февраля 2013 | 20:54

    Мне «повезло» — роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» я не читал, поэтому знакомиться с большим 12-серийным фильмом по мотивам нашумевшего в перестроечное время романа (а до того его попросту не публиковали) мне, в известном смысле, было легче.

    Первый характерный признак сериала Урсуляка — его эпичность. Вслед за литературным первоисточником фильм охватывает широкий объём событий и человеческих судеб времён Великой Отечественной войны. Недаром роман В. Гроссмана, в плане эпичности и размаха, сравнивают с «Войной и миром» Л. Толстого. 12 серий гроссмановской экранизации наводят меня на ещё одну аналогию — «Хождение по мукам» другого Толстого. Жизненные пути героев фильма претерпевают всевозможные взлёты и падения, пересекаются между собой, снова расходятся, и всё это — на фоне страшного и трагического времени под названием Война.

    Один из центральных персонажей «Жизни и судьбы» — ученый-физик Виктор Павлович Штрум (Сергей Маковецкий). Вместе с женой Людмилой (Лика Нифонтова) и дочерью Надей (Вера Панфилова) Штрум находится в эвакуации, где продолжает работы по разработке нового «ядерного» направления в физике. Виктор Павлович — честный и порядочный человек, талантлив в науке и непрактичен в быту. Однажды Штрум влюбляется в жену своего коллеги Марью Ивановну (Анна Михалкова). Эта любовь остаётся с ним и после возвращения из эвакуации в Москву.

    Пасынок учёного (сын Людмилы от первого брака) Анатолий (Никита Тезин) после окончания военного училища получает звание лейтенанта, и направляется на фронт, попадая в самое пекло Второй Мировой войны — Сталинград. Анатолию всего 19 лет, и здесь, в Сталинграде, посреди крови, взрывов, смертей молодой лейтенант, как и Штрум-старший, тоже встречает свою любовь. Пожалуй, одна из самых трогательных и пронзительных сюжетных линий фильма — история любви Анатолия Штрума и радистки Кати Венгеровой (Полина Пушкарук).

    Ещё один стержневой персонаж картины — Евгения Шапошникова (Полина Агуреева), бывшая жена комиссара Крымова (Александр Балуев) и возлюбленная полковника Новикова (Евгений Дятлов). Убеждённый коммунист, батальонный комиссар Крымов направляется политуправлением армии в самое страшное место сталинградской мясорубки — находящийся в многодневной осаде т. н. дом N6/1, и выбраться оттуда живым куда сложнее, чем мёртвым. У командира танковой бригады Новикова дела на фронте, вроде бы, идут успешнее, но каждый шаг комбрига находится под пристальным вниманием комиссара Гетманова (Павел Ильин). Оба — и Крымов, и Новиков — сильно любят Евгению. Шапошникова же любит, скорее, Новикова, но честно признаётся последнему, что если с Крымовым случится какое-нибудь несчастье, то она не бросит в беде бывшего мужа.

    Отдельного упоминания заслуживает фигура храбрейшего воина командира полка майора Берёзкина (Антон Кузнецов), прошедшего через сталинградское пекло. А также нельзя не сказать хотя бы два слова о капитане Грекове (Сергей Пускепалис), командире обороны того самого дома N 6/1. Думаю, именно за счёт ТАКИХ людей, как Берёзкин и Греков, нашей стране удалось выстоять в этой войне.

    Особое достоинство фильма — то, что в нём без прикрас показывается жестокая правда войны, нутро сталинградского пекла, битва за город на Волге. За это нужно сказать отдельное спасибо Сергею Урсуляку и всем другим создателям картины.

    Несомненно, что сериал создавали настоящие профессионалы своего дела. Например, выдающуюся по уровню работу показал оператор картины Михаил Суслов. А вот то, о чём я никак не могу умолчать: совершенно гениальнейшим образом сыграл Сергей Маковецкий! Этот актёр за свою карьеру создал немало ярких образов, но Штрум в исполнении Маковецкого — это нечто потрясающее! Вообще, актёрский ансамбль, работавший над картиной, приятно удивляет. Очень понравилась Полина Агуреева в роли Шапошниковой, подтвердил своё реноме большой силы актёр Александр Балуев, радует игра малоизвестных исполнителей Никиты Тезина и Антона Кузнецова, а Сергей Пускепалис — открытие для меня.

    Напоследок — два слова о том, почему «в фильме по Гроссману мало самого Гроссмана». Вот что сказал в интервью постановщик картины С. Урсуляк: «Когда любой режиссёр берётся за экранизацию, вы должны понимать, что это не Чехов, не Достоевский. Это автор в преломлении режиссёра при помощи сценариста и т. д. Можно предъявлять нам претензии? Конечно, можно, у каждого свой Гроссман, свой Чехов. Здесь то, что важно мне. И я считаю, что о главных вещах нам поговорить удалось.» На мой взгляд, сказано довольно убедительно, и я эту позицию режиссёра принимаю.

    8,5 из 10

    27 ноября 2012 | 08:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 84 руб.
    DVD, 84 руб.
    DVD, 191 руб.
    DVD, 191 руб.
    подробнее

    Новости


    29 января на киностудии «Мосфильм» прошла 12-я церемония вручения премии «Золотой орел». Лучшим игровым фильмом была признана лента Николая Лебедева «Легенда № 17», получившая в общей сложности шесть статуэток. Награды лучшим режиссеру, актеру и актрисе получили Александр Велединский, Константин Хабенский и Елена Лядова за работу в картине «Географ глобус пропил». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Хотя «Убить Сталина» — это и шпионский детектив, стрелялки-пулялки в нем не главное. Это прежде всего картина о противостоянии двух мозгов. Там придумывают, а здесь пытаются разгадать. Пиф-паф тоже будет, жанр есть жанр, но хотелось бы показать, что прежде всего это мозговая атака. Обе стороны пытаются предугадать дальнейшие шаги противника, и этот процесс очень увлекательный. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Помните сцену автомобильной погони по улицам Москвы в «Превосходстве Борна»? За нее отвечал наш соотечественник Виктор Иванов — постановщик трюков, за плечами которого множество работ в Голливуде, а также почти все масштабные российские проекты последних лет — от «Черной молнии» до «Сталинграда». Во время съемок последнего ему довелось поставить 137 горений! После такого опыта автомобильная погоня для комедии «Курьер из „Рая“» могла показаться легкой прогулкой. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    205.Гарри Поттер и философский каменьHarry Potter and the Sorcerer's Stone8.111
    206.СтолкновениеCrash8.110
    207.Завтра была война8.110
    208.Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть IIHarry Potter and the Deathly Hallows: Part 28.109
    209.Гарри Поттер и узник АзкабанаHarry Potter and the Prisoner of Azkaban8.109
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Черная мессаBlack Mass93.42%
    22.Чем дальше в лесInto the Woods93.41%
    23.Земля будущегоTomorrowland93.32%
    24.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.28%
    25.МордекайMortdecai93.14%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Любовь на высотеGao hai ba zhi lian II1
    Шторм ZZ Storm1
    Игры страстиPassion Play23
    Такие красивые люди1
    ДракулаDracula42
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.190
    Город героевBig Hero 68.485
    СудьяThe Judge8.220
    ДракулаDracula Untold6.617
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.432
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры