всё о любом фильме:

Жизнь и судьба (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерСергей Урсуляк
сценарийЭдуард Володарский, Василий Гроссман
продюсерАнтон Златопольский, Мария Ушакова, Евгений Попов, ...
операторМихаил Суслов
композиторВасилий Тонковидов
художникОлег Ухов
жанр драма, военный
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время40 мин. (465 мин.)
Сюжет разворачивается в 1942-1943 годы, в период обороны Сталинграда. Еврей Виктор Штрум — талантливый физик-ядерщик, работающий в одном из институтов страны над созданием атомной бомбы. В это время близкие Штрума погибают в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, на него самого начинаются гонения. Изобретателя может спасти только его научное детище, которым заинтересовался сам Сталин. Государству нужно такое мощное оружие, как атомная бомба. Ученому предстоит сделать выбор: остаться верным науке и работать на «вождя нации» или отказаться от своего призвания и быть уничтоженным.
Рейтинг сериала
IMDb: 8.00 (44)
ожидание: 94% (250)
Рейтинг кинокритиков
в России
83%
10 + 2 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Сериал снят по мотивам романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».
    • Для достоверного воссоздания событий переломного 1943 года выстроены беспрецедентные художественные декорации фрагментов улиц Сталинграда, мест ожесточенных боев, созданы диорамы сражений, макеты зданий и военной техники, задействовано большое количество игрового ретро-транспорта, специальных сценическо-постановочных средств.
    • Съемки проходили в Самаре и в подмосковной Кубинке.
    Трейлер 01:11
    все трейлеры

    файл добавилDiReims

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 42 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не хотелось плескать столовую ложку (почти половник!) дёгтя в бочку мёда под названием «Жизнь и судьба», а придётся…

    По моему мнению, этот, не побоюсь оценки, высокохудожественный сериал более подошёл бы для некого израильского телеканала, вещающего для «бывших наших», чем для государственного канала «Россия-1», который совместно со студией «Дед Мороз» и компанией «Москино» (?) и заморочил его с никому неведомым (даже Федеральной налоговой службе!) бюджетом. Именно так, поскольку проект получился процентов на 70 еврейским, нежели российским (я уж не говорю- русским, поскольку в той Войне, извините, воевало множество народов, населявших СССР). В сотый раз подчёркиваю: я не антисемит; у меня много добрых приятелей-евреев и в России, и в Израиле, и это очень достойные люди, не могущие оскорбительно именоваться «жидами». Но даже мне, столь толерантному к древней, всюду гонимой (назовите мне страну, где евреев действительно уважают, кроме, естественно, Израиля, не прикидываясь и не делая натянутый книксен для «политеса»?) нации человеку здесь показался явный перебор с «еврейской тематикой», ныне «модной» в мировом кинематографе и не только (что интересно, по большинству «за бедных евреев» ратуют сами же евреи (взять хотя бы Спилберга с его «Списком Шиндлера» и, частично, «Спасти рядового Райна»), и денег на подобные проекты не жалеют. Как и в нашем случае: еврей Урсуляк поставил по роману еврея Гроссмана сериал (скорее всего, и на еврейские деньги, иначе откуда плёнка «Кодак», дорогостоящие декорации, студийная озвучка и т. п., которым иной сериал того же канала мог бы позавидовать со слезами на глазах?). Налицо и закономерный итог развития «еврейской темы»- она натурально задавила изначальную, глобальную, основную тему сериала, да и самого романа- Сталинградскую битву и её участников (героев), от которой начали «отделываться» сначала фрагментами, а потом и вообще кинохроникой… Апофеоз всемирно известной великой битвы под Сталинградом оказался достойным нескольких коротких, незначительных эпизодов да сводки Совинформбюро практически за кадром… И это при том, что оный сериал позиционировался и рекламировался во многих СМИ как, прежде всего, «Сталинградская битва и судьбы людей, связанных с ней», да и вышел он к её юбилею…

    Я понимаю, снимай это сериал казах на «Казахфильме» или грузин на «Грузияфильме» (или как там сейчас у них), в главных действующих лицах обязательно были бы казах или грузин (кстати, один грузин-моряк в сериале присутствует). Но наверняка не на них бы «всё сходилось». Потому считаю сериал «Жизнь и судьба», как бы это выразиться по-современному, не совсем политкорректным, ко всему прочему льющим воду на мельницу антисемитизма, который никуда от нас не делся…

    Что же до художественных достоинств сериала, то они достаточно высоки и подают пример, который можно выразить простыми словами: «вот так и надо снимать современные российские телесериалы (а в сокращённом виде- кино), и не только на военную тему. И Урсуляк здесь- настоящий и заслуженный флагман! Всем остальным- строится в его кильватер! Хотя бы потому, что манера постановки и съёмки, раскрытия образов героев у него близка к работам лучших советских кинематографистов, и не только военной тематики (возвращается старое-доброе, и никуда от этого не деться- таков закон истории!). Режиссёр видит «глубину», оператор её снимает, актёры ею живут в кадре- вот и все «слагаемые успеха» настоящего кино.

    И ещё буквально несколько «записей на манжетах», не повторяющих высказывания моих коллег-критиков, обстоятельно «перемывших косточки» сериалу «Жизнь и судьба». Хорош саундтрек с использованием произведений Баха, Вивальди и ещё одного старого композитора в исполнении ещё живого (о, чудо!) оркестра «кинематографии» п/у Сергея Скрипки (а эта запись, поверьте, очень дорого стоит!). Это всё «фоновая музыка» (как нельзя к месту!), как и основная работа композитора Василия Тонковидова. К моему (частному) сожалению, он не смог создать основную, «драматичную» тему для картины, что сделал Дашкевич в (кстати!) телевизионном фильме «Собачье сердце» (1986). Те, кому медведь на ухо не наступил, могут сравнить то и это. Ещё. Стоит обратить особое внимание на высказывание «шефа» Евгении, который во второй серии изрёк (дословно): «Мы не от немецких танков погибнем, а от нашего российского чиновничества. Вот самый главный враг России!» Не думаю, что данная сентенция принадлежит перу Гроссмана, скорее, перу покойного ныне великого сценариста Эдуарда Володарского. Но это не важно, главное- суперактуально! И ещё ещё. Урсуляк в 6-й серии использовал просто замечательный «ход»: начинает звучать письмо больному командиру, на которое накладываются и отдельно звучат письма другим бойцам. Но вот другой «ход», когда к погибшему Домоуправу (вероятно, он и его дом имели реальный прототип- Дом Павлова) являются все его павшие «домовые» солдаты, хоть и «стреляет» по эмоциям, но давно не нов- см., хотя бы сериал «Государственная граница», серию про начало войны. Вообще, Урсуляк щепетилен ко всему тому, что касается «примет времени», и я не нашел в сериале «Жизнь и судьба» каких-то явных киноляпов (может, по первому разу?). Разве что в одном вертикальном проезде по дому наверху отраженно голубели современные зеркальные стёкла. И вот ещё загадка: как это артиллерийский корректировщик смог разглядеть в тогдашнюю советскую оптику торжественное построение немцев, по которому и открыли огонь? Извините, но немцы не дураки и под вероятным огнём противника строится бы не стали.

    8 из 10

    17 февраля 2013 | 21:33

    Признаюсь, недочитал роман Гроссмана и не приму участия в дискуссии, насколько корректна экранизация по отношения к первоисточнику. На поверхностный взгляд — некорректна, поскольку Гроссман очень рационален, своеобразен, от Толстого взял склонность к обобщениям социологического толка и больше организатор, нежели уж совсем психолог. Урусляк тоже не психолог, а абсолютный мелодраматист, большой умелец выжать максимально слез под крупные планы и классическую музыку. В этом смысле «Ликвидация» как бы не совсем типичный для режиссера фильм, «Исаев» как раз вполне себе в тему, а «Жизнь и судьба» прямая наследница «Долгого прощания» с теми же актерами, черно-белой картинкой (вкрапления цвета носят фрагментарный характер) и авторским надрывом оттого, что жизнь у хороших и красивых людей быстро проходит.

    Право, фильм со многими сериями сделан своеобразно: кульминация насутпает в шестой-седьмой сериях со смертью Грекова и визитом в госпиталь. О смерти сына стало известно из видения Грекова и я не сомневался, что из визита Нифонтовой в госпиталь режиссер выжмет уйму, что. собственно и произошло. Именно в этой части сериала фирменный прием с «таривердивещиной» зашкаливал абсолютно — а ведь еще и чтение писем — и посещало чувство досады злоупотребления приемом. В полноэкранном фильме еще ничего себе, но в сериале работа режиссера с мизансценами посредством музыки и оператора удручала. Конечно, трогает до слез. Сравните с «В круге первом» — сопоставимом в целом по качеству сериалом тоже со славными актерами, и поймете, насколько Панфилов таки целомудренней.

    Актерам большой респект. Лучшая в принципе роль не очень мной любимого Маковецкого, как всегда (почему только у Урсуляка?) прекрасна Полина, которая не молодеет, а где ее соразмерные роли в кино. Много претензий было к Урсуляку относительно семейственности, но Нифонтова сыграла из всех ее сериалов лучшую роль, равно как и надрывный Балуев, вырвавшийся из собственного типажного закостенения. Урсуляк еще сильно хвалил Дятлова, который сыграл добротно и впечатлил не так, как два дивных актера, сыгравших его свиту. Второстепенных актерских блистательных работ вообще много, есть и чудная мелкая моторика в общении бойцов в доме Павлова, ряд находок в организации таки непростого материала.

    О грустном. Являясь в принципе поклонником Урсуляка, никак не могу понять его намерения экранизировать именно «Тихий Дон». Все равно как если бы Кар Вай стремился снять «Войну и мир». Уйма денег будет вбухана, довольных все равно не будут именно из-за несостыкованности книги с интеллигентным амплуа режиссера. Сценария нет, с яркой сочной картинкой и эпикой режиссер не работал, значение книги и ожидания уж точно не как у Гроссмана, еще и прикидок по кастингу нет. Урсуляк работал всегда с одной командой и если Дятлову найдется роль второго плана, то кого будет играть Маковецкий и супруга? Нешто казацкие корни Полины дают основания играть ей Наталью. В общем, как у Хармса:«задумайтесь об этом и вам станет по-настоящему страшно».

    1 сентября 2013 | 21:28

    О победителях, предателях, всех тех кто жил в годы Великой войны. В картине вы не увидите главных героев, и автор говорит об этом в самом первом фильме первой части. Экранизация поделена на фильмы, а фильмы на части. Всего представлено шесть фильмов. Однако отдельными историями их не назовешь.

    Нам рассказывают об ученном физике-ядерщике Штруме Викторе Павловиче (Сергей Маковецкий), чья судьба здесь не менее трагична, так как его природная борьба за справедливось и заступничество за слабых, заставляет его жить по совести, что в сталинское время было довольно сложно. А также главным героем картины является батальонный комиссар Николай Крымов (Александр Балуев), человек, на долю которого выпали тяжёлые испытания после обвинения его в пособничестве немцев перед самым началом решающего наступления Советских войск. Героиней в фильме является и жена комиссара — Евгения Шапошникова (Полина Агуреева). И все эти герои по своему хороши, может, по своему плохи. Но, как говорит автор, они герои, какими бы не были они людьми — они герои.

    В произведении показано, что и в мирной жизни и на войне есть настоящие люди, такие как герой Евгения Дятлова — полковник Новиков, командарм танковой корпуса; герой Сергея Пускепалиса — капитан Греков, и многие другие. В фильме показано кто есть кто на войне. Показано, что в любой ситуации, и в мирное время и военное, настоящий человек — останется человеком! Показаны испытания, которое выпали на долю народа во время войны и во время сталинского режима, их победы и поражения, их радость и боль, их надежды на будущее и Победу.

    Не знаю, к сожалению или к счастью, но с книгой я не знаком. Но благодаря работе Сергея Урсуляка читать произведение, как мне кажется, не зачем. Так как передано оно режессером отлично! Браво! Гараздо интересней будет изучить работы Василия Гроссмана, посвященные периоду 1941-1945 г. г. — «Народ бессмертен», «Сталинград», «Годы войны».

    Итог — однозначно к просмотру! Достойное кино — достойное произведение.

    Фильмы на подобную тему, всегда заслуживают самой высшей оценки!

    31 октября 2012 | 11:25

    Телевизионная экранизация одноименной книги Василия Гроссмана.

    С книгой я не знаком.

    Еще одна эпохальная качественная сериальная работа, спрессованная в недельный телевизионный трафик. Работа эксклюзивная и была рассчитана телевизионщиками на определенный круг зрителей. Позднее время показа и ежедневная демонстрация сразу нескольких серий не оставляли шансов притянуть к экрану людей, традиционно смотрящих все мыло подряд. И наверное это оправдано, так как большая часть кинокартины это настоящий полный метр, с соответствующими составляющими. Ведь далеко не все любители сериалов готовы оценивать такие достоинства, как например, продолжительный статичный кадр с высеченным из камня лицом Евгения Дятлова, даже если при этом за кадром идет отличный текст, а Евгений играет одним выражением глаз. Но при всем объеме кадра, работа эта все-таки сериальная.

    Я бы разделил фильм на две части, не только смысловые, но и хронологические. Первая это фронт на улицах Сталинграда. Вторая тыл и гражданская жизнь. Между собой они связаны ниточками судеб близких людей. И если первая часть это пронзительные сцены передовой, то вторая часть стянула фильм к сериальному формату. Пусть очень качественному, но все же сериалу, который на фоне искренности первой части уже не смотрится. Время во второй части по фронтовым меркам остановилось, появились лишние линии повествования, и после передовой смотреть на гражданские подвиги героев как-то не хочется. Хотя повторю, что основная проблема, на мой взгляд, не в качестве, а в контрасте между частями. Я понимаю, что передовая и тыл две величины не сопоставимые, но может быть, если эти две части хронологически объединить, диссонанс от их разного восприятия был бы меньше.

    Отдельно про съемки боев. На мой взгляд, это лучшие съемки фронта, которые я видел, не только в техническом плане, но и в художественном. Видно, что это зрелый, личный, не отстраненный, взгляд режиссера, без спекуляции. Все кровавые подробности остались за кадром, режиссер добивается художественности средствами не менее убедительными, соблюдая равновесие между жизнью и смертью. Сцены боев получились как-то выше повествования картины, по моему мнению, это что-то личное Сергея Урсуляка, и этим он сказал больше, чем всем остальным содержанием фильма. Удивительные портретные планы бойцов и командиров, отличная игра актеров. Очень много трогательных моментов. Смутило обилие симфонической музыки, мне показался этот прием лишним, ну или ее было чересчур много.

    Несомненно это ценная работа, с желанием рассмотреть в очередной раз наше трагическое прошлое, окунуться в страшное время огромных потерь и великих побед. Увидеть это правдиво и осмысленно, на примере сломанных судеб героев. Но я так и не смог отделаться от разрядности тех условных частей фильма, о которых писал выше.

    22 октября 2012 | 18:24

    Не потому, что он вреден, и, следовательно, от него лучше держаться подальше по тем или иным морально-этическим причинам — нет, все гораздо проще. Это бесполезное и весьма малоинтересное кино. Обо всем и ни о чем одновременно.

    Выбор положенного в основу литературного материала удивил сразу, но поверить в то, что сценарий многосерийного фильма окажется таким слабым и бесцветным, я, такое ощущение, окончательно поверил лишь, увидев финальные титры. Кто бы мог подумать, что прозвучавшее в самом начале предупреждение автора об отсутствии в данной истории главного героя как такового следует воспринимать совершенно буквально. Гораздо уместнее, полагаю, было бы представить зрителю убедительные доказательства справедливости другого озвученного вслед тезиса: единства судеб действующих лиц при всей разности их жизненных путей. Увы, сделать это, на мой взгляд, не удалось.

    Визуальное впечатление (за исключением, разве что крохотного эпизода с падением грузовика с моста) картина произвела сугубо положительное — тут нет вопросов. Но чего стоит работа техническая в отсутствие должного масштаба у стоящей за ней мысли, гражданской позиции — работы умственной?

    Фильм абсолютно ничего не дал мне ни в плане эмоций, ни в плане какой-то идеи. Возможно, сразу оговорюсь, ничего нового, но, тем не менее.

    Недостаточно просто наблюдать за высокого уровня актерской игрой, к примеру, того же А. Балуева (сцены допросов и т. п.) — есть потребность понимания цели демонстрации тех или иных кадров. Какие чувства хотели пробудить авторы в зрителе, иллюстрируя известный постулат о пожирании со временем революцией своих собственных детей? Неужто сочувствие или жалость? Очень не хотелось бы так думать. Но еще меньше — гадать. Аналогичное недоумение — в ситуации с «женой» вышеобозначенного «декабриста». То же самое (пусть и в значительно меньшей степени) — касательно принципиального гуманиста-полковника, сыгранного Е. Дятловым. Линия героя А. Кузнецова — для меня и вовсе загадка: зачем, к чему и пр. — все вопросы разом. Персонаж С. Пускепалиса — вот кто, пожалуй, был ближе всех к «причислению к лику святых», да «радистка Кэт» не к месту оказалась. Обидно. Особенно в свете того, что отрицательные герои (В. Симонова, П. Ильина) удались не в пример лучше… Интересно, в жизни тоже так?

    Явное несоответствие того, как рассказано, тому, о чем. Поэтому только

    5 из 10

    19 октября 2012 | 13:06

    «Жизнь и судьба» — это есть то кино о ясных и красноречивых откровениях совести и некой частицы той искаженной правды из живой и поныне истории того великого советского народа в эпоху страшных и кровопролитных боев с фашистским засильем и тех злосчастных застенок от НКВД и посаженных в них нерадиво праведных людей. В этом художественном и лишь только отчасти документальном проекте режиссера Сергея Урсуляка находит место жить и говорить та простая и горькая истина по отношению к слишком сложным и запутанным делам и задачкам той минувшей эпохи. Лишь на мотивах того одноименного литературного труда автора Василия Гроссмана приживается единая цель всего этого смыслового сериала. Потребность в размышлениях или же в поисках необычных и нужных ответов на руинах рухнувшего тотального строя отнюдь не вырождается и пребывает тут на протяжении всего хронометража.

    «Кричащие» во весь дух разговоры и монологи о некоторой сути и толке существа любого живого и свободного индивидуума заодно с его планами и настроями на будущее занимают больше определенного количества времени в этом серьезном мужском проекте в противовес этаким рядовым и банальным случаям на ТВ. В оболочку этого трудоемкого многогранника и всех его результатов заворачиваются и плотно укутываются завесой мрака и тайны многие неизвестные доселе личности и разные сложившиеся ситуации с их участием. Большинство зарисовок и карикатур по поводу персонажей и событий будут подчистую списаны с оригинала текстов, и они будут представлены зрителю некоторым смелым и адекватным видением их жуткого расклада дел и лихих кульбитов на ладони судьбы и смерти. Тут не будет присутствовать толика смеха и курьеза и поэтому на таком фоне все заимеет одну лишь боль и скорбь.

    «Жизнь и судьба» научится звучать в зависимости от сюжетных линий весьма разными и странными способами. В отличие от своих «собратьев» этот нагруженный сериал начнет и выкладывать вполне обычные разумные вещи, и вдруг резко он будет впадать в состояние сумасбродства и сумасшествия. Он научиться мастерски, управляться с множество людских эмоций и крутить их по своему порядку. Сериал Сергея Урсуляка не покажется человеку скучным и неотесанным лишь только потому, что слишком много родного и понятного заложено в его подоплеке. Ведь в основе то останутся лежать вполне толковые и разумные размышления; это и угрюмые отголоски боев и те же людские непонимания в этом изменчивом сообществе. Зритель вольется в данные коллективы и много чего поймет или научиться понимать. Он столкнется по большей части с темной стороной жизни и её минусами. Однако именно в них зарыта разгадка всех недомолвок и сомнений.

    Лишь там, в грязных окопах Сталинграда и на фронтовом передке дома N6 или же в научных лабораториях и местах эвакуаций раскроются и выложат все козыри на стол отдельные страсти характеров и душ взятых за авангард героев. Режиссер Сергей Урсуляк возьмется решать и обдумывать вместе с ними некие болезненные проблемы и тяжбы. А зрителю останется только переживать, поддерживать или же осуждать роли тех актеров как Сергей Маковецкий или Александр Балуев. И ведь правда та есть. Никто не сможет полюбить кого-нибудь из их числа сильнее или больше, чем остальных. Ибо это невозможно и нереально. Каждый персонаж постепенно притянет к себе внимание и заставит его цепляться за свои истории и мысли. Взять хоть и того же еврея Штрума, которого начнут морально добивать собственные же сотрудники или его жену, которая потеряет в том адском котле Сталинградской обороны сына и как она поведет разговор с его могилой. И все это тесно переплетется с классической музыкой и завыванием холодного ветра на душе.

    «Жизнь и судьба» останется ярким и обдуманным ответом на все гложущие и неудобные каверзные вопросы. Он преподнесет грамотные наставления и советы своим слушателям и даже создателям. От него не будет тянуть холодком неприязни и отчужденности, потому как впредь его правдивость и крик о помощи вонзиться в головы многих людей. Он действительно заставит абсолютно любого человека начать здраво думать и логично соображать насчет неких особо неприятных заковырок. В «Жизни и судьбе» также найдет очень много любви и тепла ко всему живому и свободно дышащему. Ведь это одна из важных его задач. И он эту цель достойно выполнит.

    «Жизнь и судьба» во многом кажется досягаемым пределом и весомым аргументом во всех возникших спорах и нескольких междометиях. Эмоциональность и чувства переполняют этот актуальный и серьезный многосерийный проект от Сергея Урсуляка. Он буквально порывается на свершение благих дел и старается привнести в этот мир чуточку чего-то нового и надежного. Хотя бы те же легкие ответы и те же простые намеки. Он актуален, и достаточно прочен. И поэтому к этому сериалу вернутся, и будут возвращаться на протяжении долгих лет. Это стоящее кино.

    «В большом миллионе русских деревенских изб нет, и не может быть двух неразличимо схожих. Все живое — неповторимо. Немыслимо тождество двух людей, двух кустов шиповника…. Жизнь глохнет там, где насилие стремится стереть её своеобразие и особенности». Василий Гроссман. «Жизнь и судьба».

    8 из 10

    10 ноября 2012 | 12:07

    Определившая ход Великой Отечественной, та самая переломная битва при Сталинграде. Про неё уже так много сказано в учебниках истории, литературе и кино. Урсуляк снял фильм-сериал по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», продемонстрировав не просто атаки вперемешку с жизнью тыла, нет, он посмотрел шире и глубже — и показал, как война корёжила судьбы отдельно взятых людей и их семьи. Показал очень тонко и талантливо, так, что я верю им. Верю их долгим взглядам со слезами в глазах, сдавленным голосам, звуку разрывающихся снарядов, окровавленным телам на морозе, горечи потери родного человека, крепости водки в стакане…

    Лес рубят, щепки летят.

    Очень правильно, на мой взгляд, проходит идея о том, что государство — не только тот священный и невинный алтарь, на который, как венки, возлагают свои молодые и не совсем жизни фронтовики. Величайшее противоречие того времени, которое как раз и отражено в фильме — несмотря на то, что за СССР на полях сражений с патриотическими лозунгами проливали кровь солдаты, представители той же советской власти мучили бюрократией простых людей-тружеников и применяли силу к бойцам из-за малейшего подозрения в антисоветской деятельности. Система доносов существовала, и это факт. Глубоко в память врезается измученное и напряженное лицо героя Балуева, сыгравшего комиссара Крымова, когда его, «стопроцентного коммуниста» допрашивают несколько дней подряд. А Женя Шапошникова (Полина Агуреева), обившая все пороги государственной конторы, добиваясь прописки в городе, где целая улица названа именем её отца? Да, лес-то рубят, только вот щепки летят в неоправданно большом количестве и по глупости…

    «Из чего твой панцирь, черепаха?

    Я спросил и получил ответ:

    «Он из мной накопленного страха.

    Ничего прочнее в мире нет».


    Перед нами физик Виктор Штрум (Сергей Маковеций), написавший значительный труд по активно развивавшейся в то время атомной физике. Но он встречает не признание своей работы, а гонения со стороны родного института попросту из-за своего еврейского происхождения. Учёный вынужден уйти с работы и переживать статус изгоя. Только после неожиданного звонка Сталина и пожелания дальнейших успехов в работе его возвращают на прежнее место, с наигранной вежливостью убеждая, что все ему рады и совсем не забывали коллегу. Страх заступиться за друга и самому стать отщепенцем, «вылететь» из института — вот что движет Соколовым, коллегой и ближайшим другом семьи, тоже вынужденным отвернуться от Виктора. Оно и понятно… Страх перед силами государства вообще заставляет людей идти на многое, предавая свои принципы и признаваясь в вещах, которых они не совершали…

    «Ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца». Владимир Высоцкий.

    Сталин и культ его власти в фильме ощущается очень явственно, а впрочем, как без него в Великую Отечественную? Многие относятся к нему как к безусловному авторитету (улыбнула ситуация, когда в поезде семьи Штрум и стелят газету под рыбу, а там оказывается лицо вождя, и они не решаются есть на газете, а накрывают тряпкой), некоторые спокойно и даже критично (полковник Новиков).

    --

    Любовь. Она — как анастезия во время войны, возможность забыть об ужасах и лишениях, и в то же время — приносящая несравнимую ни с чем боль при потере родного человека. Вот какой предстает любовь в фильме. В разных лицах. Одно её лицо — нежное, юное, только зародившееся чувство Толи к радистке Кате, не сумевшее спасти их во время перебежки и добраться живыми с выполненным заданием. Оба погибают. Другое лицо — любовь матери к сыну: Людмила Штрум приезжает на могилу сына, предварительно проделав долгий путь в Саратов и заехав в госпиталь, надеясь навестить там живого Толю… Бережно укрывает часть могилы, где должны находиться ноги, платком…Чистая, родственная любовь — любовь членов семьи Штрум друг к другу… Нелёгкое решение Жени Шапошниковой оставить Новикова и уехать с бывшим, уже нелюбимым мужем Крымовым — из-за жалости к нему, оттого, что кроме неё, у него никого нет…

    А в конце появляется и еще одно лицо любви. И оно уже не только со слезами, но и улыбкой на губах. Фильм заканчивается воссоединением счастливой семьи Березкиных, когда майор, так и не успевший как следует повоевать из-за ранений и болезни, возвращается в жене и дочке. Мне кажется, в этом последнем эпизоде и есть та самая надежда… То, во что верили солдаты на поле боя — что они возвратятся к своим семьям, что всё будет как прежде, как до войны…

    ***

    Дух наступающей эпохи выражается в словах дочь Василия и Штрум: «Вашему поколению обязательно нужно во что-то верить. Крымову- в Ленина, тебе, пап — в свободу, бабушке — в народ. А мне кажется, что глупо верить. Нужно просто жить. — Это философия твоего лейтенанта? — Через 3 дня он попадет на фронт. Был и нет. Вот и вся философия». Действительно, всё временно, всё так зыбко и ненадежно, и никто не знает, сколько осталось… а так хочется успеть почувствовать и прочувствовать то, что может в любой момент отнять война….

    …Жизнь каждого человека вплетается в жизнь другого, и эти жизни, как реки в море, вливаются в жизнь России и её народа, в историю, которую не переписать. И образуют неповторимую и уникальную, и временами такую тяжелую, судьбу. Нашу общую судьбу.

    P.S. Фильм, который не стыдно показывать в канун празднования Дня победы по телевидению. Да и не только в канун. Браво!

    9,5 из 10

    6 февраля 2013 | 20:54

    Скажу сразу — мне фильм понравился. Не без недостатков (о них позже), но побольше бы таких фильмов!

    Читая рецензии на Кинопоиске, иногда кажется, что здесь оттачивают перо и соревнуются в острословии профессиональные или будущие кинокритики, режиссеры, сценаристы…

    Многое из того, что они пишут, наверно, правильно, но я, как любитель, позволю себе покритиковать создателей фильма именно за то, в чем, как я понял, признается и сам Сергей Урсуляк, — вольную режиссерскую трактовку романа Василия Гроссмана.

    Не скажу, что я со всем согласен в самом романе, но книга «Жизнь и судьба» произвела на меня очень сильное впечатление, а в особенности две вещи. Во-первых, торжество народной воли, военной мысли, высшей справедливости и даже, извините за пафос, Божьего провидения в победе нашей армии под Сталинградом, и то, КАК эта Победа была воспринята не только нашими солдатами и простыми гражданами, но и всем остальным миром — будущими «союзниками» американцами и англичанами и самим противником, гитлеровской Германией.

    И во-вторых, противоестественная жестокость, звероподобность представителей «высшей расы», бессмысленно и беспощадно уничтожавших миллионы наших сограждан на оккупированных территориях и в концлагерях и впоследствии трусливо заметающих следы (выкапывание десятков тысяч тел (в терминологии фашистов — «фигур», не людей!) расстрелянных в первые месяцы войны стариков, женщин и детей — с целью последующего сжигания в кострах и крематориях). Нескончаемые потоки людей, направляемых из товарных вагонов прямиком в газовые камеры — еще одно «гениальное» изобретение потомков Баха и Гете.

    Наверно, все об этом слышали. Но, думаю, немногие из тех, кому не случалось посетить мемориал в Освенциме или читать материалы Нюрнбергского процесса, представляют масштабы той всечеловеческой катастрофы, которую устроили немцы. Наверное, много сейчас и тех, которые верят «сенсационным открытиям», убеждающим нас, что ничего такого, в общем-то, и не было…

    Гроссман пишет об этом много, трагично. А вот в фильме этого, к сожалению, совсем нет.

    Гроссман на страницах своего романа часто проводит параллели между Советским Союзом и фашистской Германией, ставит знак равенства между Сталиным и Гитлером. В фильме же образ захватчиков не представлен никак, а уж «кровавый сталинский режим» — в полной красе! Не хочу вдаваться в дискуссии о Сталине и режиме, но назовите мне хоть одну войну с участием России, когда режим был не тоталитарный и не бюрократический. Может быть, при Петре I, Александре I, Николае II?

    Да и значимость, влияние победы в Сталинградской битве на людей, на ход всей истории показаны как-то мимоходом. Кто-то уже отмечал это в одной из рецензий, поэтому не буду повторяться.

    Режиссер позволил себе опустить несколько сюжетных линий романа и судеб его героев (антифашистское подполье в застенках концлагеря — Мостовской и Ершов, стойкость и верность идеям вопреки судьбе — Абарчук, судьба окруженного фельдмаршала Паулюса etc.) и соединить несколько образов в одном лице (Сережа Шапошников и Толя Штрум-Абарчук; майор Березкин и подполковник Даренский). Пожалуй, в этом случае с ним можно полностью согласиться — сериал-то не резиновый!

    А вот насчет главных героев… Я бы вряд ли назвал Виктора Штрума героем, хотя он и один из главных действующих лиц романа и фильма.

    В фильме этого нет, но в книге сам Гроссман наделяет своего героя чертами мещанина и обывателя, страдающего комплексом неполноценности. Так, описывается, как страдает Штрум оттого, что работнику его лаборатории выдают по академическому пайку столько же яиц, сколько и ему самому (а хотелось бы получать больше, чем другие), и оттого, что он в свои 45-50 (?) лет не прославился, не стал знаменитым физиком — как Эйнштейн, Планк, Бор, Шредингер.

    И даже когда ему (почти что во сне — как Менделееву) приходит в голову нестандартное решение сложной физической задачи, теоретическое обоснование результатов исследований, проводимых его лабораторией, Штрум признает, какую роль в его открытии сыграли работники возглавляемой им лаборатории — профессор Марков (Кулибин, руками и головой которого создавалась и настраивалась вся сложнейшая аппаратура), Савостьянов и др.

    И, несмотря на действительно имевшие место проявления антисемитизма, нельзя не отметить, что нелюбовь руководства Штрум заслужил вполне обоснованно — какой умный человек станет прилюдно вступать в спор с только что назначенным директором института Шишаковым и новым зав. отделом науки ЦК Бадьиным?

    Так что, учитывая время и значимость момента (война идет!), оппортунизм Штрума (подогретый его выдвижением на сталинскую премию) вполне справедливо был назван истерикой.

    К сожалению, многое осталось за кадром. Почему Женя Шапошникова ушла когда-то от Крымова и почему теперь она мечется между двух мужчин. Почему такие люди, как Крымов и Абарчук, даже попадая в подвалы Лубянкии и лагеря Колымы, до конца остаются убежденными большевиками и не раскаиваются в своих недавних «деяниях» (участие в коллективизации, репрессиях, доносы на бывших соратников и друзей). Почему такие люди, как полковник Новиков, становятся командирами корпусов (!) и выигрывают сражения на вверенном им участке практически без потерь. Почему нами правят такие люди, как Гетманов и Шишаков. Почему Виктор и Людмила Штрум не любят друг друга…

    Достоинств у фильма хоть отбавляй, намного больше, чем вышеперечисленных придирок… О дотоинствах уже много сказано другими рецензентами. Поэтому отмечу, на мой взгляд, главные: великолепная операторская работа и блестящая игра Сергея Маковецкого, Сергея Пускепалиса, Александра Балуева, Антона Кузнецова, Никиты Тезина, Полины Пушкарук и других! Превосходно, очень реалистично сняты батальные сцены!

    Оригинально и в то же время почти гениально выполнена концовка фильма — встреча майора Березкина с семьей (в книге нет такого яркого конца, а лишь многоточия в судьбе каждого из героев). Как по мне, так это один из самых эмоционально сильных моментов во всем фильме (наряду с прощанием Людмилы Штрум с сыном и последним боем «жителей» дома N 6/1).

    Те, кто не смотрел, — обязательно посмотрите!

    8 из 10

    20 февраля 2013 | 06:37

    Мне этот сериал посоветовали посмотреть родители, сказав, что режиссер тот же, что и «Ликвидацию» снимал. А значит и актеры все почти те же. Я как истинный фанат сериала про послевоенную Одессу не могла не посмотреть… И была в шоке.

    После столь шутковатых хитросплетений «Ликвидации», где все, и дружба Фимы с Гоцманом и их говор несмотря на период истории, в котором это все творилось, вызывали улыбку на лице, а здесь…

    Браво режиссеру, сценаристу и всем тем, кто это создал — я готова рукоплескать стоя. В первой же серии меня поразило, как люди относились к войне. Мать отправляя сына на фронт, говорила не о любви к сыну или о стремлении выжить и вернутся. Она сказала: «Ничего не бойся — войны не бойся, умереть не бойся». Она понимала, что СЫН МОЖЕТ НЕ ВЕРНУТЬСЯ! Это не те фильмы, что говорят о патриотизме и бесстрашии, о нет. Это обычные люди, которые боялись, умирали и даже не понимали за что.

    А дальше больше. Истинных коммунистов сажали за измены государству только за то, что их брали в окружение; мировых ученых не признавали только за их национальность и так далее, и так далее. Меня очень впечатлила именно житейская сторона войны. Как жили в тылу, с чем боролись они в те тяжелые годы.

    Это стоит того, чтобы смотреть.

    Это стоит того, чтобы жить.

    10 и 10

    3 января 2014 | 16:00

    Насколько я помню, основной упор в компании по продвижению сериала перед тем, как его показали, был мол «на основе какой великой книги сериал снят!» Это говорилось по телевизору, радио. Писалось в газетах. Опустим за скобки каким я считаю роман Василия Гроссмана «Жизнь судьба», мнения других людей. Опустим и то, что далеко не все его читали. Однако приглядимся к другим, более ранним экранизация второго канала.

    «Реквием каравану PQ-17» — каким образом они умудрились сделать из великолепной, интересной книги такой серый и скучный сериал — загадка. Как и то, зачем вставили целый эпизод, которого в книге не было (убийство двух женщин, которые увидели золото в разбитом ящике). Хотя, как раз это совсем не секрет.

    «В круге первом» — та же фигня. Серо и скучно. Скучно и серо. Монотонно. Выдержал пару серий.

    «Белая гвардия» — уже не решился. И судя по тому, что слышал и читал — не зря.

    Ну и так далее.

    Почти всё это, как наследственные болезни, передалось и новому проекту второго канала под режиссёрством Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», по одноимённому роману Василия Гроссмана. Нет, это кроме шуток — смотреть его было почти работой. Не уснуть на нём — самой интересной задачей. Чего я только не делал! Пил, ел, бегал на рекламах умывать морду, бегал в магазин за едой. Боюсь, не переживания за судьбы Штрумов, а стремление всегда что-то делать (хотя бы что-то пережёвывать) добавили мне несколько неожиданных кило в самых неожиданных местах. Обилие серых, тёмных цветов, монотонная однообразная музыка даже в эпизодах перестрелок и рукопашных драк Сталинградского сражения (интересно, где учат такому потрясающему художественному приёму?)… Даже малозначимо как они сделаны — без надлежащего моменту звукового сопровождения оно никоим образом не смотрится. Хотя допускаю, что будь на проигрывании нечто пободрее, выглядело более менее.

    Ну и, разумеется, не обошлось и без традиционной идеологической линии в художественных произведениях.

    Лично для меня последней каплей в этом сериале стал показ стиля руководства советского командования в самом начале контрнаступления под Сталинградом. Нет, ну какая ж прелесть: командующий фронтом, чей фронт наступает, сидит непонятно где, один, без штаба и сверху узнаёт, что какой-то его корпус не вошёл в прорыв. Звонит командарму, который, когда его армия наступает, сидит один непонятно где и что-то жрёт (яишенку, если не ошибаюсь), пережёвывая еду своей толстой раскрасневшейся харей. А потом той же самой харей начинает кричать в трубку на дерзнувшего нарушить график комкора.

    Так армия и страна побеждала. Вопреки, в большинстве своём, своим глупым командирам.

    Вообще, количество толстых командиров и политработников в стране, где голод был явлением ординарным, просто зашкаливает. Невольно вспоминались незабвенные слова майора Бенджамина Уилфреда Пейна: «Ух ты ах ты, где только таких откармливают…». Ну и, разумеется, все на протяжении всего сериала не забывают бухать. Что в тылу, что на фронте, страна предоставляет им одинаковые стеклянные бутылочки. Сколько разных хвалебных эпитетов валилось из ящика и страниц газет… «Подлинная судьба России»… Так посмотреть, то подлинная судьба России — это цирроз печени.

    Впрочем, перечислять всё это не хватит никакого формата. Те, кому надоело смотреть антисоветский бред, с его классическими, неизменными тезисами, могут даже не сожалеть о том, что просмотрели его телевизионную премьеру и нигде не искать. Поверьте, там всё абсолютно так же: партия, которая только всем мешает; армия, солдат которую без толку убивают; НКВД, которое без разбору сажает. Воевали мы хреново и победили непонятно как. Как и всегда. Это, надо понимать, как раз к грядущему 70-ти летию Сталинградского сражения.

    Почему непонятно как? Ведь есть же честные, хорошие командиры! Есть. Вплоть до комкора, по версии сериала. Однако, чтоб победить в войне с самым серьёзным противником в истории России, надо было всё же несколько больше чем несколько сообразительных полковников/майоров. Однако, в сериале я так и не заметил, что «наверху» кто-то там стремился к победе. Нет, там только придумывают, как ещё больше осложнить жизнь немногочисленным честным людям.

    Однако, есть один момент, который мне всё же понравился. Это когда Людмила Штрум приезжает привозят на кладбище к своему сыну. Вот это действительно тронуло. Потому что в кои то веки, ослабив рупор идеологических нечистот, мне всё же показали, нормально показали, человеческое горе и трагизм тех огненных лет. Где НКВД, где Сталин, где коммунистическая партия? Нет их. Есть убитая горем мать и могила сына, припорошенная снегом. Ничего лишнего. Вот и весь секрет успешных эпизодов.

    Но нет. Мы лучше про гонения на кибернетику и советский антисемитизм.

    А всё остальное именно такое, каким я его описал выше — серое, скучное, однообразное, унылое и монотонное. Лишённое какой-либо внутренней энергии. Ещё одно совершенно невразумительное, посредственное творение второго канала, которое с маниакальным упорством продолжает из интересных книг клепать неинтересные сериалы. И что-то мне подсказывает что оно, как и многое другое подобное, уже совсем скоро (если не уже), сотрётся из памяти большинства граждан, оставаясь разве что на её задворках неким пыльным, скучным пятном.

    Амбициозный пшик. Который и следовало ожидать.

    Жги, Фёдор Бондарчук. Жду с нетерпением твой совестливый вклад в народную память о войне.

    3 из 10

    18 ноября 2012 | 20:51

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    DVD, 374 руб.
    подробнее

    Новости


    29 января на киностудии «Мосфильм» прошла 12-я церемония вручения премии «Золотой орел». Лучшим игровым фильмом была признана лента Николая Лебедева «Легенда № 17», получившая в общей сложности шесть статуэток. Награды лучшим режиссеру, актеру и актрисе получили Александр Велединский, Константин Хабенский и Елена Лядова за работу в картине «Географ глобус пропил». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Хотя «Убить Сталина» — это и шпионский детектив, стрелялки-пулялки в нем не главное. Это прежде всего картина о противостоянии двух мозгов. Там придумывают, а здесь пытаются разгадать. Пиф-паф тоже будет, жанр есть жанр, но хотелось бы показать, что прежде всего это мозговая атака. Обе стороны пытаются предугадать дальнейшие шаги противника, и этот процесс очень увлекательный. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Помните сцену автомобильной погони по улицам Москвы в «Превосходстве Борна»? За нее отвечал наш соотечественник Виктор Иванов — постановщик трюков, за плечами которого множество работ в Голливуде, а также почти все масштабные российские проекты последних лет — от «Черной молнии» до «Сталинграда». Во время съемок последнего ему довелось поставить 137 горений! После такого опыта автомобильная погоня для комедии «Курьер из „Рая“» могла показаться легкой прогулкой. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Никаких добрых делNo Good Deed24 250 283
    2.История дельфина 2Dolphin Tale 215 873 397
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8 102 358
    4.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles4 855 136
    5.Типа копыLet's Be Cops4 378 297
    12.09 — 14.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    170.МедведьL'ours8.160
    171.Золотой теленок8.159
    172.Звездные войны: Эпизод 3 – Месть СитховStar Wars: Episode III - Revenge of the Sith8.157
    173.Военный ныряльщикMen of Honor8.153
    174.Новый кинотеатр «Парадизо»Nuovo Cinema Paradiso8.153
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.04%
    17.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.87%
    18.ЯростьFury93.75%
    19.СтрингерNightcrawler93.71%
    20.Черная мессаBlack Mass93.71%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Куколка31
    ЛюсиLucy53
    В финале Джон умретJohn Dies at the End18
    Социальная сетьThe Social Network630
    Если я останусьIf I Stay22
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.164
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.314
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.375
    Корпоратив4.553
    Человек ноябряThe November Man5.963
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры