всё о любом фильме:

Догма

Dogma
год
страна
слоган«Look out Below»
режиссерКевин Смит
сценарийКевин Смит
продюсерСкотт Мосье, Джон Гордон, Лаура Гринли
операторРоберт Д. Йоумен
композиторГовард Шор
художникРоберт Холцман, Элиз Дж. Виола, Эбигейл Мюррэй, ...
монтажСкотт Мосье, Кевин Смит
жанр фэнтези, комедия, приключения, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
зрители
США  6.01 млн,    Великобритания  585.7 тыс.,    Испания  433.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время123 мин. / 02:03
Номинации:
Два падших ангела, Локи и Бартлби, обреченные вечность торчать в штате Висконсин, узнали, что у них есть шанс вернуться в рай. Для этого нужно всего лишь воспользоваться ошибочной церковной католической догмой, провозглашенной кардиналом-новатором: каждый, прошедший через освященную арку в соборе в Нью-Джерси, получает отпущение грехов. Пройдя через нее, Локи и Бартлби получат прощение, далее им надо стать смертными, умереть и возвратиться в рай.

Есть только одно но. Если это произойдет, то исчезнет все сущее на земле, включая род людской. Помешать этому может только пра-пра… пра-пра племянница Иисуса Христа по имени Вифания, которой помогают тринадцатый апостол Руфус и два смертных пророка, одного из которых играет сам режиссер, а второго — его друг Джейсон Мьюз. К ним присоединяется уже давно живущая на земле Муза по имени Серендипити, подрабатывающая стриптизёршей…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
67%
84 + 42 = 126
6.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально роль Бога была написана для Холли Хантер, но она не смогла принять участия в фильме. Несмотря на это, в картине оставили ссылку на «Пианино» (1993).
    • Также роль Бога могла достаться Эмме Томпсон, но из-за рождения ребенка она не смогла принять участия в фильме.
    • Альберт Брукс мог исполнить роль Кардинала Глика.
    • Кандидатура Джоуи Лоурен Адамс рассматривалась на роль Вифании.
    • Роль Локи была специально написана для Джейсона Ли, но из-за занятости на других проектах он отказался, сыграв Азраиля. Роль Локи досталась Мэтту Дэймону.
    • Изначально Аланис Мориссэтт должна была сыграть Вифанию Слоан, но из-за своего мирового турне не смогла этого сделать. Однако, она всё-таки сыграла в фильме, появившись в роли Бога.
    • Кевин Смит написал сценарий фильма еще до «Клерков» (1994), но не стал сразу пытаться претворить его в жизнь, т. к. хотел сделать картину с качественными спецэффектами.
    • После встречи с Вифанией, Джей говорит: «Я типа Хан, ты — Чьюи, она — Бен Кеноби, и мы в этом долбанном баре!». Данная фраза — ссылка на «Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда» (1977).
    • Переход между сценами сделан так же как в «Звездных войнах»: постепенная смена одного кадра другим.
    • Во время съёмок проект проходил под названием «Медвежий коготь» (Bearclaw).
    • В поезде, когда Молчаливый Боб хватает Бартлеби, последний кричит: «Шюлер Боб? Ты совсем очумел, Шюлер Боб!». Данная фраза отсутствовала в сценарии и является импровизацией актера. Бен Аффлек хотел сказать «Молчаливый Боб» по-немецки, но в итоге получилось кое-что другое: дело в том, что «schueler» по-немецки — «ученик». Не смотря на ошибку Аффлека, Кевин Смит решил оставить данную сцену в фильме.
    • В начальной сцене, в аэропорту, Гвинет Пэлтроу сидит недалеко от Бена Аффлека. Её мы так и не увидим на экране, т. к. она не собиралась сниматься в фильме даже в роли-камео, а была приглашена на съёмочную площадку Беном Аффлеком.
    • «Догма» стала четвертым фильмом в так называемой вселенной View Askewniverse. Другие картины — «Клерки» (1994), «Лоботрясы» (a.k.a «Тусовщики из супермаркета») (1995), «В погоне за Эми» (1997), «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (2001) и «Клерки 2» (2006). Все эти фильмы объединены общими персонажами, сюжетными линиями, событиями, а также в них содержится множество намёков и ссылок друг на друга.
    • По словам Кевина Смита, Джиллиан Андерсон была первоначальным выбором на роль Вифании.
    • Когда Азраил говорит Молчаливому Бобу, чтобы он ударил его клюшкой для гольфа, он дословно повторяет монолог из фильма «Вой» (1981): «Давай, бери её. Не стесняйся. Бери. Так держать. Считай это моим подарком. Я сегодня добрый, смелей. Давай, буйвол».
    • В картине содержится несколько ссылок и намеков на Джорджа Карлина, включая имя Руфус (его персонаж из фильмов «Невероятные приключения Билла и Теда» (1989) и «Новые приключения Билла и Теда» (1991)), а также цитаты из его выступлений.
    • Когда Азраил разговаривает с Бартлеби и Локи в детском мире, то на заднем фоне можно заметить игрушку Мэдмана. Мэдман — это персонаж, созданный Майком Оллредом, который делал наброски комиксов, показанных в «В погоне за Эми» (1997).
    • Руфус рассказывает о прошлом Вифании, упоминая ребенка, которого зовут Брайан Джонсон. Брайан Джонсон — друг Кевина Смита, сыгравший в большинстве его фильмов. Джонсон — также сценарист и режиссер, поставивший первый фильм студии View Askew — Vulgar (2000) — который не был срежиссирован Кевином Смитом.
    • Фраза Руфуса «Знаю ли я его? Ниггер должен мне 12 баксов!» является импровизацией Криса Рока.
    • В первоначальных версиях сценария диалог между Локи и монашкой был намного вульгарнее.
    • Одежда на всех ангелах одинаковая, отличается только её цвет.
    • Несколько романо-католических организаций призывали к бойкоту данного фильма.
    • В одежде каждого из ангелов (Метатрона, Бартлеби и Локи) есть капюшоны, которые символизируют их нимбы.
    • Роберт Холтцман, декоратор фильма, исполнил роль-камео, сыграв полицейского. Также в картине есть персонаж, названный в его честь, — мистер Холтцман.
    • В фильме содержатся ссылки и намеки на различные комиксы. Например, один парень из Адской тройки одет в майку с изображением Хеллбоя; Бартлеби говорит: «Не злите меня. Я вам не понравлюсь в гневе», — что является ссылкой на Халка; игрушку Мэдмана можно заметить в детском мире.
    • В одной из сцен Джей и Молчаливый Боб говорят о том, что они искали вымышленный город Шермер. Это — намек на фильмы Джона Хьюза. Позднее Руфус рассказывает о прошлом Вифании, упоминая ребенка, которого зовут Брайан Джонсон. Точно так же звали персонажа из фильма Джона Хьюза «Клуб «Завтрак» (1985), действие в котором происходило в Шермере.
    • Роль Азраиля могла достаться Биллу Мюррэю и Адаму Сэндлеру.
    • После нескольких неудачных дублей сцены, в которой Джей должен был орать на Бога, требуя объяснений случившегося; Кевин Смит сказал Джейсону Мьюсу, чтобы он просто сымитировал Даффи Дака.
    • Дизайн летней площадки ресторана «The Mooby» был специально разработан для фильма. По форме площадка напоминает гигантскую мясорубку.
    • Сцена казни в зале заседаний совета директоров по стилю должна была напоминать фильмы Джона Ву, но в последний момент Кевин Смит решил отказаться от данной идеи.
    • После того как Кевин Смит и Скотт Мосье узнали, что Алан Рикман является большим поклонником фильма «В погоне за Эми» (1997), они сразу же предложили ему роль Метатрона. После прочтения сценария, Рикман задал всего лишь два вопроса: 1) будет ли фильм точно следовать сценарию?; 2) крылья будут компьютерными или механическими?
    • Почтовый адрес Бартлеби и Локи — 345 Redemption Blvd, Milwakee. Адрес можно заметить на конверте, в котором содержится вырезка из газеты.
    • За весь фильм Молчаливый Боб произносит три слова (при русском переводе — два): «безбилетник» в поезде; и «спасибо» после того, как Руфус поговорил с Джеем, прежде чем отправиться обратно на небеса.
    • Кевин Смит написал черновую версию сценария в начале 1990-х гг. и планировал поставить «Догму» сразу же после «Клерков» (1994), где в конце финальных титров сказано, что «Джей и Молчаливый Боб вернутся в «Догме». Однако, Смит не был полностью удовлетворен сценарием и решил отложить проект.
    • Кевин Смит очень хотел, чтобы режиссером фильма стал Роберт Родригез. Роберту понравился сценарий, но, по его мнению, это была слишком личная история, и поэтому он настоял на том, чтобы Смит сам срежиссировал фильм.
    • Существовало около восьми версий сценария, одна из них (третья) еще до выхода фильма на экраны просочилась в Интернет. Именно эта версия вызвала больше всего протестов со стороны религиозных организаций.
    • В одной из сцен фильма Молчаливый Боб читает газету «USA Today». Кевин Смит познакомился со своей женой во время интервью, которое она брала у него для данной газеты.
    • Кадры, на которых мы видим поезд снаружи, были позаимствованы из фильма «Узкая грань» (1990).
    • По словам Кевина Смита, ему было очень сложно работать с Линдой Фиорентиной. Доходило до того, что они не разговаривали с друг другом по несколько дней. По словам Смита, он жалеет, что не отдал роль Вифании Джанин Гарофало.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Существовало восемь разных версий сценария, но ни в одном из них не было ничего сказано о Боге, решившем прибраться на улице после того, что натворили ангелы. Данная сцена была включена в картину в самый последний момент.
    • После того как Молчаливый Боб выбрасывает ангелов с поезда, он говорит удивленному пассажиру: «Безбилетник». Это — ссылка на фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989).
    • После того как Бог воскрешает Вифанию, Метатрон говорит: «Она владеет техникой. Она исцеляет. Делает тебя лучше, сильнее, быстрее…». Данная фраза является ссылкой на «The Six Million Dollar Man» (1974).
    • еще 39 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4594 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как уверяют сами создатели «Догмы», их фильм ни в коем случае не является провокацией, а те кто так не считают, скорее всего не поняли главную идею фильма. Да, провокацией «Догму» сложно назвать, этому фильму больше подходит определение — «чёрти знает что». И какова бы не была идея фильма, её ужасная реализация не позволяет в полной мере обратить на неё внимание. Это как если бы вам сказали, что на дне мусорного ведра находится истина, и предложили бы основательно порыться в куче мусора ради достижения этой истины. Вы бы стали этим заниматься, зная, что есть менее противные способы достичь истины?

    На мой взгляд, «Догма» должна быть крайне негативно воспринята как религиозными людьми, потому что это настоящее издевательства над их верой, а также теми, кто хоть немного разбирается в теологических вопросах. Всем же остальным фильм может послужить разве что кратким введением в теорию религии, причём дико искажённым. Не стоит забывать, что религия является одной из важнейших основ человеческой культуры и играет важную роль в жизни многих людей. И даже если религиозные представления ложны (а точнее ошибочны, ибо лож это немного из другой области), это не повод так глумится над ними, как это сделал Кевин Смит.

    Хоть я и допускаю тот факт, что создатели фильма допустили такое небрежное отношение к религии несознательно (хотя сам в это слабо верю, но всё же допускаю такое), мне от этого легче не становится. И пусть, по словам создателей «Догмы», озвученных в начале фильма, я не понял идеи фильма, я всё же буду придерживаться своего мнения: столь серьёзную тему надо и отражать в серьёзных произведениях, а не устраивать цирк, коим безусловно является «Догма» Кевина Смита.

    12 февраля 2012 | 20:55

    Есть буквально пара фильмов, которые я пересматриваю примерно раз в полгода. Нет, я не составляю расписания типа сегодня 26 августа — пора смотреть «Догму» или «Даун Хаус». Просто так получается само собой. Фильм сам меня находит, когда нужно разогнать грусть-тоску или поделиться с кем-либо хорошим настроением. Среди моих друзей и знакомых не нашлось ни одного, которому бы не понравилось.

    С одной стороны фильм получился несколько провокационным, однако, в кинематографе как западном, так и отечественном навалом примеров, когда совершается провокация ради провокации. Здесь, думаю, нет. Режиссёр, актёры, да вообще все кто там был, просто решили выдать эдакий капустник, КВН и просто глум на-гора. И у них получилось. По сути, этот фильм можно сопоставить с кем, да хотя бы с тем же Задорновым с его знаменитым «ну тупые…». То, что раздражает в любом другом американском фильме — пошлые шуточки, пошлости, примитивизм — здесь, по сути, является элементом самопародии. Американцы себя любят. Любят больше, чем гамбургеры и шутки над собой любимыми они не любят больше, чем шутки над религией. И вот пришёл паук и наплёл таких сетей, что люди просто стали вязнуть в них. И начались у зрителей видения Апокалипсиса и прочей бесовщины, в которой и упрекали и режиссёра и актёров и тех, кто смотрел фильм. Находились масса по сути мелочей, где находили прямое богохульство, отмечая тем не менее, что в целом фильм смешной, и даже поучительный. Вот тут-то и приходит осознание того, что дьявол — он в мелочах. Так что придирки к фильму по сути более бесовские, чем самые смелые шутки внутри фильма.

    Первое, чтобы хотелось отметить так это оригинальный сюжет. При чём не оригинальная интерпретация классического, а именно оригинального от и до. Ничего похоже по духу и заряду.

    Второе, диалоги. Фразы из фильма запоминающиеся и я их часто встречаю в различных подписях, статусе, и даже аватарках. По сути фильм построен на диалогах и даже если у вашего системного блока сгорел монитор, не беда, фильм можно просто слушать.

    Третье. Актёры. Читая те или иные рецензии можно встретить какие угодно глаголы, что актёры играют, воплощаются, чувствуют… Здесь на мой взгляд ничего актёры не воплощали. Они просто смаковали. По сути здесь от них требовалось просто не мешать широченной радуге эмоций, иногда казалось. Что актёрам можно просто молчать и работать мимикой и пантомимикой. Все эти взгляды, интонации…

    Четвёртое. Комедия должна смешить. А для того чтобы смешить мега спецэффекты не нужны. Ну, там, сказать анекдот, погримасничать ещё чего. Вроде смешно. Но здесь нет. Создатели пошли ва-банк и добавили к смешным диалогам и актёрской игре ещё и пусть и не самые тридэшные, но на редкость уместные спецэффекты. Большинство из них досталось жителям небес, но насколько всё стильно сделано.

    Картинка. Любите скриншоты делать? Я вас понимаю. Я тоже. Тут найдёте много чего симпатичного.

    Шестое. Дизайнеры всего и вся, начиная от дизайна, если так можно сказать уровней, заканчивая одеждой. В конце фильма, когда количество актёров и статистов зашкаливает это особенно чётко видно.

    Седьмое. Динамика. Пустых мест очень мало. В итоге дождаться паузы, чтобы сходить ещё за попкорном не дождётесь. Бывает, что динамика несколько провисает, но ненадолго и не часто.

    Юмор. Да, он американский, да, его мало кто американцев понимает, любит и т. д. Но именно здесь он почему-то смешной и уместный. Нет. Ну правда — смешной.

    Не понравилось всего два момента. Да и то, это скорее придирки.

    Во-первых муза. Ну может она кого-то там впечатлила и кого-то посещала, но как-то не меня. Получилось как-то серенько, по крайней мере на фоне остальных.

    Второе. Сцена расправы «У золотого тельца» на мой субъективный взгляд в сюжет не вписалась. Либо её как-то иначе было продумать… Единственное место, которое мне не понравилось категорично.

    Итог. Напишу не оригинально, но как-то так вышло. Кино на самом деле религиозное. Просто каждая тварь по своему Господа хвалит…

    17 апреля 2010 | 13:07

    Недавно я завел рубрику в своих отзывах «Избранное. Мой Топ10», сюда я включаю мои самые любимые фильмы. Все эти фильмы я очень люблю, и каждый из них могу назвать самым любимым. Но недавно я обнаружил то, что топик начинает забиваться фильмами, не совсем достойными места в нем. Нет, я люблю все эти фильмы, но не все могу назвать самыми любимыми. Но этот фильм я занес в список, совершенно не скрипя душой, сердцем и даже мозгами. Вообще для фильмов Кевина Смита мне надо завести еще один топ, ведь я их все очень люблю, и этот фильм тоже. Не скажу, что он лучший в его карьере, но представляет собой он сборник самого лучшего из его остальных работ. Так что учтите, я добавляю в топ не только этот фильм, а также все другие его работы. А так я делаю просто для того, чтобы сэкономить в топе места.

    Теперь я расскажу о том, как я познакомился с этой картиной. Знакомство было весьма необычным. Шли «Канны 2009», я как начинающий киноман, естественно следил за сводками о происходящем там. И, конечно же, много шума наделал товарищ Ларс Фон Триер со своим «Антихристом». Так вот, в одной из аналитических передач о нем говорили как об «аморальном режиссере, снимающем аморальные фильмы, не имеющие никакой здоровой морали и несущие собой только насмешку и стеб над миром, людьми, религиями и т. д.». И среди этих «аморальных» фильмов была «Догма». Понятно, что это была жуткая опечатка тупых журналистов, которые перепутали фильм Кевина Смита, с Триеровским проектом «Догма 95», но не случись бы этой глупой опечатки, я бы вряд ли так заинтересовался этим фильмом.

    Так. Если вы уже прочитали всю ту «белиберду», и поняли хоть слово, написанное мною, то вам должно быть интересно мое мнение о самом фильме. Но удивлять своих читателей мне совершенно не хочется, и о фильме в своей рецензии я буду говорить только самое хорошее, так что людям, которым фильм не понравился, мой отзыв можно дальше и не читать и со спокойной душой минусовать меня далее.

    Как я писал в одном из отзывов, я очень люблю стеб над всем подряд, особенно над религией. Ведь на такой смелый шаг можно пойти только с самой лучшей идеей. А здесь больше, чем просто хорошая идея, здесь отличный сценарий. Мало того, что очень много смешных шуток, да тут еще гениальные диалоги. А фразы типа: «13 апостол был негром, поэтому о нем не стали писать в Библии» или «Геноцид — самое скучное занятие, после хоккея конечно» должны войти в классику мирового кинематографа. И самое смешное то, что в самом начале есть предупреждение о том, что все сказанное в фильме — чушь полнейшая. Все его фильмы до 2007 года, складываются в одну мозаику. В них присутствуют одни и те же герои, и львиная доля приколов отдана именно этому. Но этот фильм можно смотреть спокойно и без знаний о других его работах.

    Кевин Смит отличный сценарист и не менее хороший режиссер. Ведь из такого сценария могла выйти тупая и пошлая американская комедия. Но только не у Смита. Он умудрился придать всему происходящему на экране умный вид и между тем, не лишил все это иронии. Присутствует уникальная атмосфера, не похожая даже на другие фильмы Смита. Вообще эта работа стоит особняком от других творений мастера. Не сказал бы, что она самая лучшая, но самая необычная это точно.

    Актеры очень порадовали. Мэтт Деймон и Бен Аффлек давние друзья, и в фильмах любят играть вместе. Вдвоем они играют и смотрятся намного лучше. Этот фильм не исключение. Отлично сыграл Алан Рикман. Хорошую игру показала Сальма Хайек, не привыкать ей, стриптизерш играть. Повеселил Крис Рок, хоть раньше он мне не особо нравился. Линда Фиорентино неплохо сыграла, хотя могла и получше. И конечно, очень понравилось наличие всех ключевых актеров из предыдущих фильмов Смита, то есть Джейсон Ли, Джейсон Мьюз, Брайан О`Хэллоран, Джефф Андерсон. И сам Кевин Смит отлично сыграл, хоть и не произнес ни одного слова.

    Саундтрек отличный, под стать фильму.

    Глупое замечание: думал, что отзыв на любимый фильм будет тяжело писать. Но оказалось что вполне легко, хотя качество оставляет желать лучшего. Надо бы еще пару-тройку отзывов к этому фильму написать.

    Вывод: великолепная стебная сатира на тему религии, Америки, кино и много чего прочего. Смотреть обязательно. И помните: «У Бога есть чувство юмора. Альбиносы — хороший тому пример»(с).

    Оценка:

    10 из 10

    9 февраля 2010 | 13:30

    Наслушавшись знакомых и их байки о том, какой это интереснейший фильм, сел я за просмотр и пожалел в итоге.

    Изначально хотелось бы отметить сюжет, он не блещет действительно тем, что могло бы зацепить, а ведь фильм-то из разряда тех, которые должны приковать зрителя к экрану. Основная слабость его в том, что показан как бы религиозный стёб и никакой серьёзности, именно это убило фильм, всякие приколы в плане религии, откровенное высмеивание привело к тому, что фильм (в отличие от апокалипсических картин плана «Конец света») нельзя воспринимать серьёзно, а религия вещь всё-таки серьёзная штука.

    Атмосфера. Нет её, атмосферы-то, нет конкретного обоснования того, что хотят герои, это всё превращено в тупость, которая просто пестрит из экрана.

    Зрелищность тоже по нулям, никакой просто, наблюдаем перемещение героев, которые преследуют разные цели и каждый сдвинут по-своему.

    Насчёт актёров. Ну Аффлек, и Дэймон неплохие актёры как таковые, но такие фильмы только подрывают репутацию, так сыграли неплохо.

    4 из 10

    17 апреля 2010 | 13:04

    Этот фильм — несомненно шедевр! Потрясающие актеры, гениальная задумка, Кевину Смиту вообще низкий поклон. Как виртуозно он балансирует на грани комедии и религиозной философии!

    Алан Рикман как всегда великолепен. Роль архангела ему очень идет, а прогулки по воде вообще смотрятся шикарно. Никто не смог бы сыграть Метотрона так же. Роль как будто создана для Рикмана.

    13-й апостол Крис Рок — изюминка фильма. А пророки Джей и молчаливый Боб и муза Сальма Хайек также украшают картину. Мэтт Дэймон очень хорош. Падший ангел Локи у него получился очень интересным персонажем, а ведь непросто раскрыть своего персонажа за столь короткое время в кадре.

    Что же касается Бена Аффлека, так на мой взгляд, Бартлби — его лучшая роль. Такие многогранные персонажи подходят ему гораздо больше, чем жалкие неудачники, которых он чаще всего играет.

    Короче, если вы еще ни разу не смотрели этот фильм — позор вам! Так что, быстро бегите в прокат и наслаждайтесь зрелищем. Уверена, что этот шедевр займет почетное место в вашей видео-коллекции.

    8 октября 2006 | 16:35

    Очень странно было обнаружить столько однообразных критических отзывов на это кино. Вдвойне странно учитывая тот факт что в целом публика не отличается особенным ханжеством и массово впадает в восторг от просмотра таких лент как например «Волк с Уолл Стрит», называя их и глубокими и гениальными. Такая вот система двойных стандартов: когда речь идет о морали, нравственности и добродетели в общем, без упоминания всуе имени Боженьки, — народ с удовольствием созерцает вынюхивание героина из попы проститутки и т. п., но на сарказм в религиозном контексте реагирует крайне болезненно. Тот факт что вера по своей идее носит характер постоянный и трансцендентный почему-то напрочь забывается и «вечные ценности», которые защищают доблестные высокодуховные критики, спокойненько засыпают до следующего визита в церковь или упоминания Всевышнего.

    В фильме нет никакого богохульства, он просто рассчитан на зрителей обладающих хоть небольшой широтой мышления и чувством юмора, что прямым текстом заявляется во вступлении, как бы намекая… Такое кино, равно как и все вопросы связанные с верой, не может быть понято буквально, оно построено на различных приемах художественной выразительности: гротеск, аллегории, метафоры, тот самый злополучный сарказм — все это должно по идее помочь зрителю взглянуть на привычные вопросы с непривычной точки зрения. Вообще-то библейские притчи и сами наполнены символами, иносказаниями и прочим и не рассчитаны на буквальное прочтение, иначе какой конфуз получился бы от одного «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова» — это что же они там почкованием размножались или все они гомосеки — ай-ай, богохульство какое. Так вот, на том же примитивном уровне можно опошлить в принципе любое высказывание на любую тему, если напрочь игнорировать его очевидный смысл.

    «Догма», на мой взгляд, именно благодаря ироничной манере повествования, вскользь затрагивает огромное множество серьезных и важных вопросов, не мусоля их со всех сторон как это часто делается в серьезном кино и не давая на них ответов, а только подбрасывая зрителям пищу к размышлению. Плюс фильм как ни странно призывает верить в Бога, вопреки всем обвинениям в богохульстве, внушает надежду и веру в лучшее. С первых минут авторы поднимают вопрос о месте веры и религии в жизни современного человека со всеми ее мрачными реалиями. Главная героиня переживает кризис и ей кажется что «Бог устал нас любить» и давно отвернулся от своих непутевых творений, от нее в первую очередь. Это самая что ни на есть серьезная проблематика: кризис веры в обществе приводит к падению общего уровня морали, который мы имеем возможность наблюдать сегодня. При этом попытки церкви осовремениться и вернуть в свое лоно потерянную паству применяя дешевый маркетинг уровня рекламы кукурузных хлопьев выглядят нелепо на экране, как в общем-то и в жизни. «Догма» же в своей ироничной манере убеждает зрителя в том, что Бог есть, что он не оставил человечество и что пути его неисповедимы, а значит есть повод надеяться и верить вопреки всем обстоятельствам.

    Очень приятно было видеть в этом «опасном» проекте такое количество известных талантливых актеров. Без них впечатление от картины было бы совсем не то. Также очень понравилась качественная работа сценариста и автора текстов. Реплики героев при ближайшем рассмотрении выстроены просто виртуозно: в принципе очень сложно упаковать идею в короткую, но при этом понятную форму, тем более это сложно сделать без ущерба ясности общего повествования, да еще и пошутить в тему. Отдельно хочу отметить юмор — местами очень тонкий, местами колкий, но везде тщательно проработанный. Глупые шутки и стеб в фильме есть, но они не портят картину, как раз наоборот — они вносят отпечаток тех самых жизненных реалий, передают дух времени, так сказать. Без них получился бы сказочный стерильный мир, а ведь задумка авторов была не в этом.

    Всякий раз когда смотрю «Догму», мне хочется выразить благодарность Тихому Бобу за создание такого кино. Острая проблематика, глубокий смысл, интересный сюжет, оригинальная подача и идея победы хорошего-доброго-вечного — поистине это выдающийся фильм, других подобных мне видеть не доводилось.

    10 из 10

    3 мая 2014 | 13:16

    Конечно, фильмы на религиозные темы всегда вызывают полемику. Этот фильм в свое время сумел почти взорвать мировое сознание. Американцы — народ недалекий и ненавидящий любое нововведение. Они хотят жить традиционно, просто и в соответствии с укоренившимися законами. Американцы ходят в церковь, говорят, что верят в Бога… Кевин Смит не верит в то, что американцы верят в Бога и в своей комедии высмеивает «американский подход» к вере, религии, церкви, заповедям, догмам и т. д.

    Смит — человек остроумный, и, хотя он быстро был подмят под себя Голливудом и скатился к совершенно американской по духу банальщине, вроде «Джея и молчаливого Боба, ннаносящих ответный удар», в «Догме» его остроумие, ирония, талант сценариста и режиссера на высоте. Вероятно, «Догма» — его лучший фильм, может, потому что тема выигрышная нашлась, может, потому, что особо пошлить при такой теме Смит не стал… Короче, получилась весьма и весьма забавная комедия, слегка пошловатая, немного дурацкая, бесшабашная, но очень неплохая.

    Естественно, это чистый стеб, это видно сразу же, уже тогда, когда по экрану идут «извинительные титры», и до самого конца — весь фильм — стеб чистой воды. Никакого богохульства тут нет, и никакого издевательства над религией — скажу, как человек верующий. Все, что в фильме рассказывается — не смитом придумано и давненько ходит в народе в виде анекдотов, шуток, приколов… Да что там, любому думающему человеку, не страдающему идиотским религиозным фанатизмом, при чтении Библии могут приходить в голову такие мысли. Любой мыслящий человек должен с пониманием относиться к вере и не превращать ее в культ — когда и посмеяться над собой и своими идолами, когда задуматься… На то нам и дана свобода мышления, мы же не закостенелые каменные чурбаны с Острова Пасхи, в конце концов! Почему бы нам не посмеяться над тем, что давн оуже требует осмеяния! А религия, а тем более церковь, этот грязный, зажоавшийся, продажный, опустившийся до самых низменных целей и средст политико-властительный институт давно требует гораздо более жесткого стеба и яростной чистки, чем дает Смит.

    Смит просто иронизирует над всем тем, что пафосно, пусто и глупо в религии. И правильно делает. Правда, методы его не слишком чисты, и часто место иронии и тонкого подтрунивания занимает откровенная пошлость, но на то это и американская комедия.

    Конечно, никакой встряски этот фильм произвести ни в рядах атеистов, ни в рядах верующих не сможит. Он прост, весел, незатейлив. Его популярность и раздутые вокруг него скандалы — это тоже самое, что скандалы вокруг пустейшего по смыслу, но неплохого триллера «Код да винчи», который, поильзуясь дешевыми средствами, купил себе громадную кассу. Значение фильма Смита не больше, чем у детища Ховарда.

    Это далеко не шедевр, это вовсе не откровение, это совсем не самый смешной фильм на земле. Это просто интересная комедия остроумного американца, понимающего больше, чем толпа с овечими мордами. Для Кевина Смита, в известной мере, проба сил в большом кино, очень удачная со всех точек зрения. Зря он потом прогнулся под Голливуд. Что касается актеров, то мне впервые, можно сказать, в жизни, понравился Бен Аффлек. Хотя понравился — сильно сказано, но отвращения я не испытывал, и, даже сочувствовал его персонажу, сыграл Аффлек неплохо. Для меня, державшего Аффлека в списках бездарей много лет, это было приятной неожиданностью… Дэймон мне нравится со времен «Уилла Хантинга», но он так и не вознесся над той ролью с тех пор. Здесь сыграно вполне профессионально и не особо ярко. Линда Фиорентино тоже хорошо выступила.

    Но больше всего понравились второстепенные персонажи — шикарная, ярчайшая роль красотки Хайек. Настоящая муза, что тут говорить! Не влюбиться в нее в этом фильме просто невозможно. Замечательно сыграл Алан Рикман — ну, такой язвительный глас божий, просто класс. Понравились и два тупых торчка, один из котоых — сам Кевин Смит. Этих героев, — Джея и Боба — только в таких дозах и можно воспринимать, а вот если их слишком много, фильм сразу портится. Ну, и Крис Рок неслабо зажег эту компашку — 13-й апостол — ну, ну… В общем, весело и стебно.

    7 из 10

    6 апреля 2007 | 20:45

    Комедия на религиозную тему? Нет, стоп, комедия на религиозную тему от Кевина Смита! Ну, что же, в любом случае это стоит посмотреть. Для того, что бы убедиться, что Смит — человек если не гениальный, то уж точно очень талантливый. И ещё, конечно, для того, чтобы задуматься…

    Шутки на тему религии — это табу. Над церковью нельзя смеяться. Можно плевать на неё, можно доводить её до абсурда, превратить её в фарс, можно вообще забыть о ней, но шутить — Боже упаси! Спать на церковной службе, слушать музыку, разговаривать с кем-нибудь — пожалуйста. Показать это в кино — ни за что! Можно делать аборты, можно пикетировать абортарии, но ни в коем случае нельзя говорить об этом вслух. Такое кино не должно нравиться, нельзя его любить, нужно презрительно фыркать и говорить, что это богохульство. Вот так и надо, вот это по правилам!

    Однако, Смит подумал иначе. Подумал, и сделал отличное кино, в котором, кстати, настоящей веры больше, чем только можно представить. Если посмотреть его внимательно — можно увидеть, что в нём нет ни одной сколько-нибудь оскорбительной шутки о Боге. Вся ирония направлена на узколобость, косность и лицемерие современной церкви и этих якобы набожных людей, которые наводняют её. Смит высмеивает ту самую «слепую» веру: «Заставь католика Богу молиться…» (Вместо католика, кстати, можно вставить представителей любой другой религии). Проблема-то достаточно актуальная для наших дней, что и не говори.

    Смысл этого фильма можно охарактеризовать, пожалуй, одной цитатой: «Неважно, во что ты веришь, главное — верить». И, хоть создатель сам назвал своё творение «кинопустячок», мне почему-то кажется, что «Догма» гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Взглянем на сюжет: в целях популяризации церкви, и в рамках совершенно абсурдной компании «Католичество — это круто» Папа Римский объявляет портал одного непритязательного храма в Нью-Джерси вратами высшей индульгенции, тобишь каждый, кто пройдёт через них очистится от всех земных грехов. Кажется, ничего такого, если бы этим, с подачки одного из демонов ада, не решили воспользоваться два ангела, Бартелби и Локки, изгнанных из рая в незапамятные времена. С тех пор они коротают свой век в Висконсине, накапливая злость на Бога и всё человечество вместе с ним. И всё бы ничего, если бы сам Бог неожиданно не пропал без вести. В связи с этим ангельское начальство в лице Метотрона решает вызвать на борьбу с крылатыми нарушителями спокойствия последнюю из божественного рода — Вифанию, разочаровавшуюся в вере сотрудницу абортария.

    Естественно, в одиночку дамочка никак не справится, поэтому на помощь ей приходят двое пророков (по совместительству придурковатых укурков, кочующих из одного в другой фильм Смита) Джей и Молчаливый Боб, тринадцатый апостол-афроамериканец Руфус, по расистским соображениям вычеркнутый из библии и муза-стриптизёрша Силиндипити. Если же у них ничего не получится, то придётся миру сгинуть, и всё из-за какой-то церковкой догмы.

    Фильм наполнен юмором, местами пошловатым, хотя по сравнению с тем, что льётся с экранов в последнее время всё очень пристойно. При этом за смешными и незатейливыми диалогами скрывается присущая Смиту глубокая мысль. Это вообще очень интересно, как простыми и не напрягающими словами он передаёт её лучше, чем многие метры современного кинематографа мудрёными философскими изречениями. Те же, кто искать скрытый смысл не хочет, а смотрит «Догму» только с единственной целью посмеяться, всё равно получит удовольствие.

    Ещё один довод «за» этот фильм — блестящий актёрский состав. Целое скопище звёзд кинокомпании «Мирамакс», такие как Бен Афлек, Метт Деймон, Джейсон Ли, Джейсон Мьюз и, конечно, сам Кевин Смит, а кроме того Крис Рок и Сальма Хайек в компании с Аланом Рикманом, ну и, конечно, рок-звезда Алланис Моррисет в роли Бога. Причём, она появляется всего на пару минут, но зато как! В платье почти за пятьдесят тысяч долларов, копеечных шлёпанцах и семейных трусах. Ну кто же ещё может исполнить эту роль, и при этом не смотреться глупо?

    Каким бы неуместным и провокационным не казался этот фильм, ломать из-за него копья просто глупо и нецелесообразно. Если вы человек верующий, но при этом обладающий чувством юмора, он вам понравится. Иначе лучше даже не начинать его смотреть. Вы можете пытаться разглядеть в нём «что-то большее», или нет. Вы можете просто хорошо провести время за просмотром неглупой комедии. В любом случае, не стоит относиться к «Догме» супер-серьёзно. «Помните, даже у Бога есть чувство юмора. Взять хотя бы утконоса»…

    10 из 10

    21 декабря 2009 | 17:29

    Когда я смотрю этот фильм, я сочувствую Бефании, она не может иметь детей из-за инфекции и она обижена на Бога. А я не могу иметь детей из-за собственной глупости и обижаюсь только на себя. Вот такое грустное кино. Но я верю, что каждый человек имеет право на второй шанс.

    Вообще то фильм мне нравится и не нравится одновременно. Не нравится потому, что как верующий человек я думаю, что нужно быть осторожнее с шутками на такую тему. Ведь Он действительно все видит. И еще мне не нравится что придумали 13-го апостола и пророки такие порочные. Как-то с этим создатели фильма переборщили.

    А в основном фильм хороший, актеры замечательно сыграли, да и сюжет лихо закручен. Должна заметить что детям до 16 этот фильм лучше не смотреть.

    18 января 2007 | 00:44

    Что такое наш мир? Если рассматривать с религиозной точки зрения — то всего лишь плод воображения одного сверхсущества — Бога. И по своему образу и подобию он создал людей, то есть по сути он — тоже человек, просто с изначально большими способностями. Уж не знаю как вы, а мне иногда бывает сложно поверить в то, что наш мир (а в особенности наша страна) были созданы сознательным человеком, скорее — маленьким ребенком, который толком не понимает, что он делает и зачем, но по той простой причине, что в его фантазиях всё функционирует именно так, в нашем мире и существует множество необъяснимых событий. Мы — лишь игра воображения, поэтому такие забавные, хоть сами этого и не замечаем.

    Что касается фильма — то столь откровенная сатира на религиозную тематику меня поразила и восхитила одновременно. Практически все основные библейские факты и чины, известные любому человеку, даже ни разу не державшему в руках Библию, присутствуют в фильме — притом в обличии, далёком от канонического, что придает им небывалый шарм. Но не только внешний вид героев удивляет, но и их повадки, склонности, манера общения. Чего только стоит тот факт, что ангел смерти откровенно отговаривает монашку от её веры, приводя вполне рациональные доводы в пользу отсутствия Бога как такового, и успешно отправляет её на шоппинг с использованием собранных на благотворительность средств. На удивление, даже все шутки «ниже пояса» были уместны, хоть и некоторая часть из них была весьма плоской — увы и ах, все приближенные к Господу бессмертные и умершие уже не имеют первичных половых признаков.

    В отличии от других фильмов, замешанных на религиозной основе, «Догма» не оставляет никакого неприятного осадка после себя — тут отсутствует прямая пропаганда верований, насильное убеждение в том, что Бог есть или, наоборот, что он не нужен. Нет никакого намёка на популярные церковные лозунги «Не греши», «Не убивай» и иже с ним. Скорее, фильм больше направлен на самосознание человека — кто захочет, почерпнет из него вдохновение для похода в церковь, кто-то лишний раз утвердится в своем атеизме, а кто сомневался — так и продолжит свои метания между верой и её отсутствием. Редкий фильм дает такой простор для извлечения морали, оставляя выбор непосредственно за зрителем, но тут создатели постарались на славу.

    Актерский состав подобран безупречно — каждый из героев получил свой уникальный характер, свои отличительные особенности и запомнился благодаря некоторой собственной уникальности. Да уж, это вам не «Легион», растянутый на два часа, но так и не раскрывший тематику архангелов на примере лишь двух представителей: Михаила и Гавриила — в «Догме» за примерно то же время успели пройтись практически по всем чинам, коротко, но ярко охарактеризовав их. Безусловно, в этом свою немалую роль сыграл и юмор, которого в фильме хоть отбавляй, притом на совершенно разные тематики, которые в каких-то других обстоятельствах можно было бы счесть оскорбительными, расистскими, богохульными и вообще уж никак не подходящими для достойного фильма. Но у любого правила есть исключения — и этот фильм как раз из серии исключений.

    К просмотру обязателен. В любом возрасте, в любом настроении, в любой компании или даже в одиночестве. Заряд позитива и бодрости обеспечен, ну и, возможно, некоторые стереотипы о Боге будут разрушены ;)

    9 из 10

    11 апреля 2010 | 15:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 КлеркиClerks.1994
    3 В погоне за ЭмиChasing Amy1996
    4 ДогмаDogma1999
    5 КлеркиClerks2000
    6 Джей и молчаливый Боб нанося...Jay and Silent Bob Strike Back2001
    7 Клерки: Потерянная сценаClerks: The Lost Scene2004
    8 Клерки 2Clerks II2006
    9 Клерки 3Clerks III
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    4 сентября стартует 39-й Международный кинофестиваль в Торонто — кинособытие, с которого зачастую начинают свой путь оскаровские призеры. В этом году КиноПоиск отправляется на смотр, чтобы держать вас в курсе всего самого интересного. А пока предлагаем познакомиться со знаковыми фильмами программы — от «Игры в имитацию» с Бенедиктом Камбербэтчем до «Стрингера» с Джейком Джилленхолом(...)
     
    все новости

    Статьи


    К выходу в российский прокат исторической мелодрамы Патриса Леконта «Обещание», в которой Алан Рикман становится частью любовного треугольника, КиноПоиск вспоминает самые яркие сцены из фильмов актера — от «Робин Гуда» и «Крепкого орешка» до «Догмы» и «Гарри Поттера». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    На прошлой неделе в разговоре с приятелем пришли к выводу, что кино стало слишком зрелищным в ущерб смыслу. Стали искать точку отправления. Оказалось, что всё закончилось в 1999 году. К «Району» мы придём через пару абзацев. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Никаких добрых делNo Good Deed24 250 283
    2.История дельфина 2Dolphin Tale 215 873 397
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8 102 358
    4.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles4 855 136
    5.Типа копыLet's Be Cops4 378 297
    12.09 — 14.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Загадочная история Бенджамина БаттонаThe Curious Case of Benjamin Button8.105
    216.Совершенный мирA Perfect World8.101
    217.ЧаплинChaplin8.098
    218.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.097
    219.ПодменаChangeling8.097
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Врожденный порокInherent Vice91.32%
    47.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 291.25%
    48.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.21%
    49.СеренаSerena91.21%
    50.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.09%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Всю ночь напролетAll Night Long2
    ХарперHarper4
    Испытание2
    Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life75
    ЛюсиLucy52
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.167
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.328
    Корпоратив4.475
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.375
    Человек ноябряThe November Man5.881
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры