всё о любом фильме:

Догма

Dogma
год
страна
слоган«Look out Below»
режиссерКевин Смит
сценарийКевин Смит
продюсерСкотт Моужер, Джон Гордон, Лаура Гринли
операторРоберт Д. Йоумен
композиторГовард Шор
художникРоберт Холцман, Элиз Дж. Виола, Эбигейл Мюррэй, ...
монтажСкотт Моужер, Кевин Смит
жанр фэнтези, комедия, приключения, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
зрители
США  6.01 млн,    Великобритания  585.7 тыс.,    Испания  435.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время123 мин. / 02:03
Номинации:
Два падших ангела, Локи и Бартлби, обреченные вечность торчать в штате Висконсин, узнали, что у них есть шанс вернуться в рай. Для этого нужно всего лишь воспользоваться ошибочной церковной католической догмой, провозглашенной кардиналом-новатором: каждый, прошедший через освященную арку в соборе в Нью-Джерси, получает отпущение грехов. Пройдя через нее, Локи и Бартлби получат прощение, далее им надо стать смертными, умереть и возвратиться в рай.

Есть только одно но. Если это произойдет, то исчезнет все сущее на земле, включая род людской. Помешать этому может только пра-пра… пра-пра племянница Иисуса Христа по имени Вифания, которой помогают тринадцатый апостол Руфус и два смертных пророка, одного из которых играет сам режиссер, а второго — его друг Джейсон Мьюз. К ним присоединяется уже давно живущая на земле Муза по имени Серендипити, подрабатывающая стриптизёршей…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
67%
84 + 42 = 126
6.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально роль Бога была написана для Холли Хантер, но она не смогла принять участия в фильме. Несмотря на это, в картине оставили ссылку на «Пианино» (1993).
    • Также роль Бога могла достаться Эмме Томпсон, но из-за рождения ребенка она не смогла принять участия в фильме.
    • Альберт Брукс мог исполнить роль Кардинала Глика.
    • Кандидатура Джоуи Лоурен Адамс рассматривалась на роль Вифании.
    • Роль Локи была специально написана для Джейсона Ли, но из-за занятости на других проектах он отказался, сыграв Азраиля. Роль Локи досталась Мэтту Дэймону.
    • Изначально Аланис Мориссэтт должна была сыграть Вифанию Слоан, но из-за своего мирового турне не смогла этого сделать. Однако она всё-таки сыграла в фильме, появившись в роли Бога.
    • Кевин Смит написал сценарий фильма еще до «Клерков» (1994), но не стал сразу пытаться претворить его в жизнь, т. к. хотел сделать картину с качественными спецэффектами.
    • После встречи с Вифанией, Джей говорит: «Я типа Хан, ты — Чьюи, она — Бен Кеноби, и мы в этом долбанном баре!». Данная фраза — ссылка на «Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда» (1977).
    • Переход между сценами сделан так же как в «Звездных войнах»: постепенная смена одного кадра другим.
    • Во время съёмок проект проходил под названием «Медвежий коготь» (Bearclaw).
    • В поезде, когда Молчаливый Боб хватает Бартлеби, последний кричит: «Шюлер Боб? Ты совсем очумел, Шюлер Боб!». Данная фраза отсутствовала в сценарии и является импровизацией актера. Бен Аффлек хотел сказать «Молчаливый Боб» по-немецки, но в итоге получилось кое-что другое: дело в том, что «schueler» по-немецки — «ученик». Не смотря на ошибку Аффлека, Кевин Смит решил оставить данную сцену в фильме.
    • В начальной сцене, в аэропорту, Гвинет Пэлтроу сидит недалеко от Бена Аффлека. Её мы так и не увидим на экране, т. к. она не собиралась сниматься в фильме даже в роли-камео, а была приглашена на съёмочную площадку Беном Аффлеком.
    • «Догма» стала четвертым фильмом в так называемой вселенной View Askewniverse. Другие картины — «Клерки» (1994), «Лоботрясы» (a.k.a «Тусовщики из супермаркета») (1995), «В погоне за Эми» (1997), «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (2001) и «Клерки 2» (2006). Все эти фильмы объединены общими персонажами, сюжетными линиями, событиями, а также в них содержится множество намёков и ссылок друг на друга.
    • По словам Кевина Смита, Джиллиан Андерсон была первоначальным выбором на роль Вифании.
    • Когда Азраил говорит Молчаливому Бобу, чтобы он ударил его клюшкой для гольфа, он дословно повторяет монолог из фильма «Вой» (1981): «Давай, бери её. Не стесняйся. Бери. Так держать. Считай это моим подарком. Я сегодня добрый, смелей. Давай, буйвол».
    • В картине содержится несколько ссылок и намеков на Джорджа Карлина, включая имя Руфус (его персонаж из фильмов «Невероятные приключения Билла и Теда» (1989) и «Новые приключения Билла и Теда» (1991)), а также цитаты из его выступлений.
    • Когда Азраил разговаривает с Бартлеби и Локи в детском мире, то на заднем фоне можно заметить игрушку Мэдмана. Мэдман — это персонаж, созданный Майком Оллредом, который делал наброски комиксов, показанных в «В погоне за Эми» (1997).
    • Руфус рассказывает о прошлом Вифании, упоминая ребенка, которого зовут Брайан Джонсон. Брайан Джонсон — друг Кевина Смита, сыгравший в большинстве его фильмов. Джонсон — также сценарист и режиссер, поставивший первый фильм студии View Askew — Vulgar (2000) — который не был срежиссирован Кевином Смитом.
    • Фраза Руфуса «Знаю ли я его? Ниггер должен мне 12 баксов!» является импровизацией Криса Рока.
    • В первоначальных версиях сценария диалог между Локи и монашкой был намного вульгарнее.
    • Одежда на всех ангелах одинаковая, отличается только её цвет.
    • Несколько романо-католических организаций призывали к бойкоту данного фильма.
    • В одежде каждого из ангелов (Метатрона, Бартлеби и Локи) есть капюшоны, которые символизируют их нимбы.
    • Роберт Холтцман, декоратор фильма, исполнил роль-камео, сыграв полицейского. Также в картине есть персонаж, названный в его честь, — мистер Холтцман.
    • В фильме содержатся ссылки и намеки на различные комиксы. Например, один парень из Адской тройки одет в майку с изображением Хеллбоя; Бартлеби говорит: «Не злите меня. Я вам не понравлюсь в гневе», — что является ссылкой на Халка; игрушку Мэдмана можно заметить в детском мире.
    • В одной из сцен Джей и Молчаливый Боб говорят о том, что они искали вымышленный город Шермер. Это — намек на фильмы Джона Хьюза. Позднее Руфус рассказывает о прошлом Вифании, упоминая ребенка, которого зовут Брайан Джонсон. Точно так же звали персонажа из фильма Джона Хьюза «Клуб «Завтрак» (1985), действие в котором происходило в Шермере.
    • Роль Азраиля могла достаться Биллу Мюррэю и Адаму Сэндлеру.
    • После нескольких неудачных дублей сцены, в которой Джей должен был орать на Бога, требуя объяснений случившегося, Кевин Смит сказал Джейсону Мьюсу, чтобы он просто сымитировал Даффи Дака.
    • Дизайн летней площадки ресторана «The Mooby» был специально разработан для фильма. По форме площадка напоминает гигантскую мясорубку.
    • Сцена казни в зале заседаний совета директоров по стилю должна была напоминать фильмы Джона Ву, но в последний момент Кевин Смит решил отказаться от данной идеи.
    • После того как Кевин Смит и Скотт Мосье узнали, что Алан Рикман является большим поклонником фильма «В погоне за Эми» (1997), они сразу же предложили ему роль Метатрона. После прочтения сценария, Рикман задал всего лишь два вопроса: 1) будет ли фильм точно следовать сценарию?; 2) крылья будут компьютерными или механическими?
    • Почтовый адрес Бартлеби и Локи — 345 Redemption Blvd, Milwakee. Адрес можно заметить на конверте, в котором содержится вырезка из газеты.
    • Кевин Смит написал черновую версию сценария в начале 1990-х гг. и планировал поставить «Догму» сразу же после «Клерков» (1994), где в конце финальных титров сказано, что «Джей и Молчаливый Боб вернутся в «Догме». Однако Смит не был полностью удовлетворен сценарием и решил отложить проект.
    • Кевин Смит очень хотел, чтобы режиссером фильма стал Роберт Родригез. Роберту понравился сценарий, но, по его мнению, это была слишком личная история, и поэтому он настоял на том, чтобы Смит сам срежиссировал фильм.
    • Существовало около восьми версий сценария, одна из них (третья) еще до выхода фильма на экраны просочилась в Интернет. Именно эта версия вызвала больше всего протестов со стороны религиозных организаций.
    • В одной из сцен фильма Молчаливый Боб читает газету «USA Today». Кевин Смит познакомился со своей женой во время интервью, которое она брала у него для данной газеты.
    • Кадры, на которых мы видим поезд снаружи, были позаимствованы из фильма «Узкая грань» (1990).
    • По словам Кевина Смита, ему было очень сложно работать с Линдой Фиорентино. Доходило до того, что они не разговаривали с друг другом по несколько дней. По словам Смита, он жалеет, что не отдал роль Вифании Джанин Гарофало.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Существовало восемь разных версий сценария, но ни в одном из них не было ничего сказано о Боге, решившем прибраться на улице после того, что натворили ангелы. Данная сцена была включена в картину в самый последний момент.
    • После того как Молчаливый Боб выбрасывает ангелов с поезда, он говорит удивленному пассажиру: «Безбилетник». Это — ссылка на фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989).
    • После того как Бог воскрешает Вифанию, Метатрон говорит: «Она владеет техникой. Она исцеляет. Делает тебя лучше, сильнее, быстрее…». Данная фраза является ссылкой на «The Six Million Dollar Man» (1974).
    • За весь фильм Молчаливый Боб произносит три слова (при русском переводе — два): «безбилетник» в поезде; и «спасибо» после того, как Руфус поговорил с Джеем, прежде чем отправиться обратно на небеса.
    • еще 39 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5481 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    В первый раз вы посмотрите этот фильм и скажете: «Круто». Во второй раз, собравшись с друзьями и выбрав «Догму» для совместного просмотра или же просто вовремя включив телевизор на нужном телеканале, вы, вероятно, вспомните свои положительные эмоции от прошлого раза, в памяти всплывут какие-то сцены и кадры, вы устроитесь поудобнее и…

    И войдете в мир, придуманный Кевином Смитом. Вы почувствуете замысел, оцените философию, проникнетесь гениальностью сценария, долгое время «лежавшего на полке». Вы вновь откроете для себя Бена Аффлека, поймете Мэтта Дэймона и влюбитесь в Алана Рикмана. Безусловно, будет и третий, и четвертый, и другие разы, но в будущем, добравшись до этого киношедевра, вы не станете смотреть — вашей задачей будет «смакование» любимых моментов, прослушивание полюбившихся диалогов, просто очередной просмотр с возможной переоценкой.

    В конце-концов вы, как и я сейчас, перестанете понимать, как могут существовать такие люди, которые не видели «Догму». Действительно, как? Как можно пропустить такое кино? Ведь у людей, понявших этот фильм, слово «догма» ассоциируется с диалогом двух ангелов на стоянке, с Метатроном, доказывающим, что он не является человеком, и другими не менее яркими эпизодами, всех не описать.

    Посмотрите. Не воспринимая всерьез.

    7 января 2007 | 04:39

    Недавно я завел рубрику в своих отзывах «Избранное. Мой Топ10», сюда я включаю мои самые любимые фильмы. Все эти фильмы я очень люблю, и каждый из них могу назвать самым любимым. Но недавно я обнаружил то, что топик начинает забиваться фильмами, не совсем достойными места в нем. Нет, я люблю все эти фильмы, но не все могу назвать самыми любимыми. Но этот фильм я занес в список, совершенно не скрипя душой, сердцем и даже мозгами. Вообще для фильмов Кевина Смита мне надо завести еще один топ, ведь я их все очень люблю, и этот фильм тоже. Не скажу, что он лучший в его карьере, но представляет собой он сборник самого лучшего из его остальных работ. Так что учтите, я добавляю в топ не только этот фильм, а также все другие его работы. А так я делаю просто для того, чтобы сэкономить в топе места.

    Теперь я расскажу о том, как я познакомился с этой картиной. Знакомство было весьма необычным. Шли «Канны 2009», я как начинающий киноман, естественно следил за сводками о происходящем там. И, конечно же, много шума наделал товарищ Ларс Фон Триер со своим «Антихристом». Так вот, в одной из аналитических передач о нем говорили как об «аморальном режиссере, снимающем аморальные фильмы, не имеющие никакой здоровой морали и несущие собой только насмешку и стеб над миром, людьми, религиями и т. д.». И среди этих «аморальных» фильмов была «Догма». Понятно, что это была жуткая опечатка тупых журналистов, которые перепутали фильм Кевина Смита, с Триеровским проектом «Догма 95», но не случись бы этой глупой опечатки, я бы вряд ли так заинтересовался этим фильмом.

    Так. Если вы уже прочитали всю ту «белиберду», и поняли хоть слово, написанное мною, то вам должно быть интересно мое мнение о самом фильме. Но удивлять своих читателей мне совершенно не хочется, и о фильме в своей рецензии я буду говорить только самое хорошее, так что людям, которым фильм не понравился, мой отзыв можно дальше и не читать и со спокойной душой минусовать меня далее.

    Как я писал в одном из отзывов, я очень люблю стеб над всем подряд, особенно над религией. Ведь на такой смелый шаг можно пойти только с самой лучшей идеей. А здесь больше, чем просто хорошая идея, здесь отличный сценарий. Мало того, что очень много смешных шуток, да тут еще гениальные диалоги. А фразы типа: «13 апостол был негром, поэтому о нем не стали писать в Библии» или «Геноцид — самое скучное занятие, после хоккея конечно» должны войти в классику мирового кинематографа. И самое смешное то, что в самом начале есть предупреждение о том, что все сказанное в фильме — чушь полнейшая. Все его фильмы до 2007 года, складываются в одну мозаику. В них присутствуют одни и те же герои, и львиная доля приколов отдана именно этому. Но этот фильм можно смотреть спокойно и без знаний о других его работах.

    Кевин Смит отличный сценарист и не менее хороший режиссер. Ведь из такого сценария могла выйти тупая и пошлая американская комедия. Но только не у Смита. Он умудрился придать всему происходящему на экране умный вид и между тем, не лишил все это иронии. Присутствует уникальная атмосфера, не похожая даже на другие фильмы Смита. Вообще эта работа стоит особняком от других творений мастера. Не сказал бы, что она самая лучшая, но самая необычная это точно.

    Актеры очень порадовали. Мэтт Деймон и Бен Аффлек давние друзья, и в фильмах любят играть вместе. Вдвоем они играют и смотрятся намного лучше. Этот фильм не исключение. Отлично сыграл Алан Рикман. Хорошую игру показала Сальма Хайек, не привыкать ей, стриптизерш играть. Повеселил Крис Рок, хоть раньше он мне не особо нравился. Линда Фиорентино неплохо сыграла, хотя могла и получше. И конечно, очень понравилось наличие всех ключевых актеров из предыдущих фильмов Смита, то есть Джейсон Ли, Джейсон Мьюз, Брайан О`Хэллоран, Джефф Андерсон. И сам Кевин Смит отлично сыграл, хоть и не произнес ни одного слова.

    Саундтрек отличный, под стать фильму.

    Глупое замечание: думал, что отзыв на любимый фильм будет тяжело писать. Но оказалось что вполне легко, хотя качество оставляет желать лучшего. Надо бы еще пару-тройку отзывов к этому фильму написать.

    Вывод: великолепная стебная сатира на тему религии, Америки, кино и много чего прочего. Смотреть обязательно. И помните: «У Бога есть чувство юмора. Альбиносы — хороший тому пример»(с).

    Оценка:

    10 из 10

    9 февраля 2010 | 13:30

    Разумеется, «Догму» нельзя воспринимать серьезно. Некоторые сильно верующие люди наверняка будут гневно плеваться и сулить создателям целую вечность в геене огненной. Лично я не воспринимаю этот фильм как надругательство над религией и богом. Для меня «Догма», в первую очередь — грамотный и тонкий стеб над ортодоксальностью и слепой верой. Стеб над среднестатистическим американцем, каждое воскресенье ходящим в церковь, исповедающимся и следующим традициям своей религии, но при этом не задумывающимся не только над самим понятием веры, но и над принципами человеческой морали. Смит проталкивает в своем фильме рациональную, трезвую, и при этом совершенно простую мысль, которая доходит до нас из уст «13-го апостола «: не обязательно иметь веру, главное, чтобы были идеи. Каждый сам выбирает, во что ему верить — в Бога, в Высший Разум, в Разумную Пыль, или, как пастафариане, в Летающего Макаронного Монстра (есть такая шуточная религия). Иными словами, главное, чтобы была голова на плечах, была способность задуматься над тем, во что ты веришь, а не воспринимать буквально каждую фразу из Библии.

    Это забавная и оригинальная комедия. А «шутки ниже пояса» мы слышим лишь из уст Джея, и они являются неотъемлемой частью его образа, поэтому и не вызывают негативных эмоций. Персонажи в фильме вообще удивительно колоритны. И актеры очень радуют. Признаюсь честно, никогда не любил Бена Аффлека, но после «Догмы» он раскрылся для меня как неплохой актер. Думаю, роль Бартлби — одна из лучших, если не лучшая в его карьере, да и с Мэттом Дэймоном у них получился хороший дуэт. Алан Рикман меня впечатлил, пожалуй, больше всех — импозантный и стильный Метатрон, чьи язвительные реплики, порой с обиженными интонациями, не могут не вызывать улыбки.

    Если смотреть «Догму» без каких либо предубеждений и воспринимать фильм как бесшабашную комедию с необычным сюжетом, удовольствие от просмотра гарантировано.

    19 июля 2008 | 11:31

    Как и множество картин вышедших в одно время с лентой Кевина Смита «Догма», признание пришло со временем и с учетом дефицита подобных жанров. Но рискну предположить, что выйди данный фильм в прокат сегодня, его неминуемо постиг бы шквал критики, и большинство бы удивилось, как такое могут еще снимать.

    По сути — фильм «Догма» эта такая себе сатира на религиозную тематику, и по уклону богохульства стоит одним из первых. Суть не в вашем отношении к религии, каждого считающего себя верующим человеком данный фильм не касается никоим образом, просто под фальшивым обликом религиозной сатиры режиссер Кевин Смит спрятал примитивную и абсурдную комедию.

    В итоге получилось, что угодить ни одним, ни вторым не удалось, остроумие и шутки выскальзывают изредка, а высмеять крестьянство и всех его действующих лиц не удается. Потому что выглядит это как отсутствие элементарной художественной чувствительности к тематике, которая при всей своей остроте для раскрытия в полном объеме требует некой наглости и храбрости.

    Вроде каждый актер смотрится на экране, но из всех актеров фильма «Догма» зачислить актерскую игру в актив нельзя никому. Не пытаюсь кого-либо убедить в своем мнение относительно фильма, но он, откровенно, получился слабым, примерно на одном уровне с «Никки — дьявол младший», который в свою очередь озолотился множеством номинаций «Золотой малины». К удивлению, ленту Кевина Смита данная лесть скандальной награды миновала.

    4 из 10

    10 апреля 2012 | 23:44

    Вера — то, что может помочь в трудной ситуации. А сам предмет веры не то, чтобы не имеет значения. Просто зачастую он абсурден, неоднозначен, неестественен, может вызывать сомнения и тому подобное. И это касается самых разных аспектов нашей жизни, но главным образом — вопрос религии. Сам по себе сложный и неоднозначный, он почти целиком основан на вере, вере в Бога и так далее. А так как религия существует с давних времен, имеет особое положение и большинство людей привержено тому или иному варианту веры и религии, затрагивать ее в художественных произведения сложно и «опасно» — можно «нарваться на гнев масс».

    Но это не помешало снять сей фильм режиссеру Кевину Смиту. В котором о Боге и смешно. Но даже в предисловии предупреждалось: чувства юмора не лишен никто. И утверждение, что здесь высмеивают Бога или какую-то конкретную религию не совсем верно. В фильме сатира на церковь, вернее на порой глупые и неестественные, не правильные догматы, законы, приметы и правила. Которые привносят, создают и придумывают обычные люди. Им свойственно заблуждаться и ошибаться, или, не разобравшись толком в вопросе, толковать его прямо противоположно либо с искажениями. А еще есть идея привлечь молодежь, но не традиционными способами: любовь и доброта, прописные истины, десять заповедей, а переиначиванием разных идей в соответствии с модой, современными течениями и тому подобное, что в итоге выливается лишь в искажение и неправильное понимание тех самых важных идей.

    Не обошлось в комедийном фильме, конечно, без пошлых шуточек, откровенностей, жестких моментов и тому подобного, но откровенного негатива это не вызывает, наоборот можно рассматривать как некий бонус, ну или просто не придавать большого значения. Также фильм принадлежит к известной вселенной «View Askewniverse», вселенной фильмов Кевина Смита, которые связаны между собой, не целиком и полностью, а частично, персонажами, кусочками историй, разнообразными намеками друг на друга. А также актерами, например, известная парочка «Джей и Молчаливый Боб» присутствует в каждом фильме вселенной. Так и здесь Джейсон Мьюз и сам режиссер Кевин Смит, исполняющие роли вышеупомянутой парочки, привносят и некий колорит, и долю юмора, шуток и смешных запоминающихся фраз. Основные актерские работы может и не блещут гениальностью, но сыграны неплохо, главное, что образы яркие и запоминающиеся, да и список актеров внушительный: «падшие ангелы» Мэтт Деймон и Бен Аффлек, «Метатрон, главный у ангелов и глас Божий» Алан Рикман, «тринадцатый апостол» Крис Рок, «муза Серендипити» Сальма Хайек, «демон Азраил» Джейсон Ли и «пра-пра-пра-пра-пра-внучатая племянница Иисуса Христа Вифания» Линда Фиорентино.

    В целом же кино получилось как минимум любопытное. На важную тему Бога и веры, в то же время несерьезно о серьезном. Т. е. тут есть и некий посыл, но без излишних морализаторств. А подача в сатирическом и пародийном ключе. «Скользкая тема» и может отпугнуть зрителя, но с другой стороны, об этом предупреждалось в предисловии к фильму и говорится в заголовке, что вера — это главное. А если какой-то не совсем серьезный, комедийный фильм может пошатнуть ее, то грош цена такой вере.

    8 из 10

    27 мая 2011 | 20:33

    Фильм абсолютно неинтересный. Просто сама тематика привлекает в себе внимание. А если говорить о таких вещах, как режиссерская работа, актерский состав и игра, да вообще, просто юмор и атмосфера — фильм тянет на второсортную комедию.

    Говорить о том, что я думаю на главную тему фильма совсем не хочется. Хочется только ругаться по этому поводу.

    9 ноября 2006 | 11:50

    Фильм по первым минутам производит довольно отталкивающее впечатление, к середине фильма начинаешь понимать что что-то в этом фильме все-таки есть, ближе к концу фильма уже невозможно оторваться от экрана.

    После просмотра приходит осознание того, что ты посмотрел шедевр, причем очень редкого жанра — сатирической комедии с элементами фэнтэзи. Даже незнаю с чем сравнить этот фильм!

    20 ноября 2005 | 01:34

    Для начала, думаю, стоит отбросить всю постмодернистическую шелуху. Во-первых, чтобы не заблудиться во множестве цитат и отсылок, а во-вторых, чтобы вычленить смысл, а точнее даже суть, о которой так настойчиво говорят начальные титры картины. Затем стоит отказаться и от рассуждений в рамках христианской теологии — для той же самой цели. И напоследок забудем про вселенную View Askewniverse… а теперь собственно о картине.

    Парадоксально это или нет, но Кевин Смит снял очень религиозный фильм, глубокий и в тоже время удивительно легкий. Точнее слово «религиозный» тут не совсем подходит, я бы употребил «верный». Но не в значении «правильный», а как производная от слова «вера». Религия — это, помимо веры как таковой, всегда свод правил, законов и конечно догм. Вот над этими правилами и иронизирует режиссер. И даже не над самими правилами, а над отношением людей к ним. Веру же Кевин Смит не трогает, наоборот уверенно и убедительно отводит ей почетное место в человеческой душе. Так что в фильме есть простая, но не всегда помещающаяся в квадратные рамки общепринятого понимая, идея о возможности веры без церкви, религии и любых догм. В конце фильм превращается в чистейший кристалл, будто до этого он был соленым раствором, где шутки, скабрезности и ирония — были водой, а идея — солью. Вода выпарилась и осталась мысль о совершенстве, непознаваемости и главное существовании Бога-творца.

    Лично меня подобного рода фильмы привлекают необходимостью кино-визуализации святых, Христа или самого Бога. Смотря на православные иконы или даже на картины эпохи Возрождения, никогда не поймешь, что Христос выглядел как человек и бродил по земле. Бог, конечно же, может выглядеть как угодно, но тут главное слово — выглядеть. Кино не текст и не статичная картинка. С проблемой визуализации сталкивается любой режиссер, взявшийся за темы, которые непосредственно касаются «потустороннего». Кевин Смит решил эту задачу блестяще. Он убрал патетичность и сделал всех гостей из божественного мира забавными, смешными, а некоторых и реалистично грозными. Избитая фраза, но тут она уместна — они похожи на нас, людей европейской культуры конца 20 века. Само по себе это не так уж и сложно проделать, но весь талант режиссера проявился в том, что гости эти остались со способностями и свойствами, которые за ними закрепила религиозная мысль всех прошедших тысячелетий. К этому стоит добавить, что и такое понятие как «пророк» Кевин Смит интерпретировал по-своему. Но если чуть-чуть пораскинуть мозгами или вспомнить Скорсезовское «Последние искушение Христа», то все становиться на свои места. Пророками могут быть и полубезумный Иоанн Креститель, и соседский бомж, и конечно Джей с молчаливым Бобом. В русском языке есть еще более подходящий аналог — слово «блаженный».

    По способу повествования Догма — фильм-путь, но отнюдь не роуд-муви. Причем путь здесь как физический — герои куда-то идут, так и духовный. Для главной героини — это путешествие от полузабытой и слепой религиозной веры к вере зрячей и осознанной. Для двух падших ангелов — это путь к раскаянию (пожалуй, самый сильный момент фильма — крупный план плачущего, перед Богом, героя Бена Афлика). Зритель, скорее всего, ассоциирует себя с Вифанией, то есть в идеале, так же как и она должен прийти к идее фильма. Но из-за яркой мишуры и упорной «маскировки» фильма под стереотипы, многие застревают где-то на половине пути, считая данную картину просто развлекательной или вообще пошлой комедией. А ведь все ключевые моменты — не смешные, да пафос в них сбит, но они не смешные. И самой важной сценой, на мой взгляд, является разговор Вифании с негром-апостолом. Здесь в трех словах передана вся ускользающая суть фильма, и ох как не случайно разговаривают они в купе едущего куда-то поезда.

    После всего выше сказанного может показаться, что назрело противоречие. Как будто фильм не согласуется не с выпадами против него, не с голосами за, не с самим собой. Последние, думается, особенно важно. Но в том и есть заслуга Кевина Смита, что он довел Догму до логической завершенности и тут, конечно, помог постмодернизм. Догма не выводит парадигм, не выстраивает систем мировоззрения, не дает никаких ориентиров, в том числе моральных. Она просто говорит о наличии Бога, а что с этим делать решать уже зрителям. Ведь не случайно вопрос Вифании о смысле существования людей, так и остался без ответа. Бог есть и больше не надо других смыслов!

    8 из 10

    Отдельно хочу выразить благодарность одному своему другу, который кое-что подсказал по поводу фильма.

    27 февраля 2014 | 14:07

    Кевин Смит с невероятным чувством юмора, католик, который сам не раз на своих выступлениях упоминал об этом факте своей биографии, в 2000 году поставил фильм, вызвавший у общественности неплохой резонанс. В особенности у оголтелых фанатиков, либо людей с тонкой психикой, и с полным отсутствием чувства юмора и вкуса. Про людей держащихся всё в себе и не выставляющих свою веру на показ, я промолчу, вера в какие-то сказочные, неведомые мне силы, личное дело каждого. Как и вопрос о вкусе к фильмам, — главное стараться быть в этом вопросе адекватным (что у меня получается со скрипом, — я жуткая зануда). Саму же «Догму» я впервые для себя увидел на момент её выхода в прокат, где-то в годах 90-ых, и когда было решено её пересмотреть, немного побаивался, и кстати зря!

    Её по-прежнему, получается, воспринимать как остроумную сатиру на устои церковных обрядов, и раз за разом с каждым повторным пересмотром, ты всё ещё кричишь, на всю квартиру от её смелости, отсылок из ряда шикарных фильмов. Над двумя павшими ангелам, сыгранных «теперь я Бэтмен» Аффлеком, и Мэттом «Борном» Дэймоном так же усмехаешься, а ещё к тому же если в фильме есть «наше всё» Джордж Карлин в роли доброго священника высказывающегося о расценках табачной индустрии. А в роли божьего гласа, актёр с безукоризненной интонацией и дикцией, и харизмой, на жаль покинувший наш «свинарник» Алан Рикман.

    Одна из лучших комедий, для проведения вечера со своими лучшими друзьями на Пасху, абсолютное попадание в цель. После художественной прозы Скорсезе, и реализма Мела Гибсона, это альтернативный вариант прочтения библейских сюжетов только лишь с той разницей, что за место нагнетания и видного уклона в серьёзность, она же симпатизирует своему зрителю и не нагружает его всякого рода философскими идеями (было бы желание я бы нашёл). Комедию раз за разом приятно пересматривать в кругу друзей с ящиком спиртного и куском Пасхи, не особо напрягаясь и не думая о чём-то плохом, — вот это и есть чистое понятие гениальности автора. Кевин Смит парень из Нью-Джерси, гуру всех гиков, человек с открытой душой, снял крутое кино для пролетариата, а больше что-то ещё нужно здесь доказывать? Джей (Джейсон Мьюз), и Молчаливый Боб (сам король Кевин Смит) стали уже народными героями, более того, и так ясно, ребята крутые и не парятся по пустякам вроде текстовых обзоров на культовые вещи!

    Спасибо за внимание, смотрите кино!

    - Знаешь, чего я не пойму в тебе? Ты знаешь точно, что Бог существует. Он с тобой лично разговаривал! И ты при этом косишь под атеиста!

    25 апреля 2016 | 15:16

    Сколько ни слышала отзывов, суть одна — юмор низок, Святое и Неприкосновенное попрано, сжечь богохульников! А вы не пробовали смотреть чуть-чуть глубже? Не столь зашоривать свое сознание? Никто не смеется над вашим богом, смеются над ограниченными людьми, зацикленными на таких вот «догмах» страха и повиновения. Это пародия и пасквиль на нас самих, не видящих в вере спасения и счастья, а лишь неминуемое наказание. Бог, господа, великодушен. Это не глупый «американский» юмор, это пародия на него, сарказм жестокий и колкий.

    Фильм великолепен своей многогранностью и неоднозначностью. Над ним стоит подумать, тогда видишь и весь замысел и его блестящее исполнение. Актеры играют от души, а что до режиссера и сценариста… бесспорно, это лучшая его работа.

    10 из 10

    только так и никак иначе

    7 октября 2011 | 19:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>