всё о любом фильме:

Ночи Кабирии

Le notti di Cabiria
год
страна
слоган«The story of a betrayed but unquenchable little Roman street-walker»
режиссерФедерико Феллини
сценарийФедерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли, ...
продюсерДино Де Лаурентис
операторАльдо Тонти, Отелло Мартелли
композиторНино Рота
художникПьеро Герарди
монтажЛео Каттоццо
жанр драма, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время118 мин. / 01:58
Проститутка Кабирия, работающая в одном из самых дешевых районов Рима, как и все её подруги, вульгарна, грязна, драчлива, остра на язык. Но вопреки своей древней и циничной профессии, она по-детски наивна и добра, с маниакальным упорством надеется найти мужчину своей мечты и стать честной женщиной.

Её сердце жаждет любви, но мир жесток…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.30 (25 398)
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
35 + 1 = 36
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 03:55

    файл добавилOMENrus98

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Как и лента «Мошенничество», созданная двумя годами ранее, фильм «Ночи Кабирии», можно сказать, принадлежит уже к так называемому «розовому неореализму», который в середине 50-х годов пришёл на смену классическому итальянскому неореализму. Однако это определение всё-таки несправедливо по отношению к такому великому мастеру кино, как Федерико Феллини, который, подобно Лукино Висконти («Белые ночи»), Пьетро Джерми («Машинист») или Витторио Де Сике («Крыша»), всего лишь более мелодраматично и с несколько сентиментальной мечтой о том, что всё будет хорошо, несмотря на пережитые испытания, стал смотреть на экономически стабилизировавшееся общество спустя лишь десятилетие после войны и социальных катаклизмов первых мирных лет. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 14 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Драма Федерико Феллини о несчастной девушке — проститутке Кабирии — доверчивой и наивной и этими ее недостатками пользуются все, кому не лень.

    Персонаж проститутки Кабирии уже появлялся в раннем фильме Феллини «Белый шейх» в небольшом, но очень запоминающемся эпизоде. Джульетта Мазина исполнила эту маленькую роль с блеском и видимо он решил посвятить ей целый фильм. Но только если в «Белом шейхе» Кабирия была комедийным героем, то тут главная ставка делалась но совсем другой характер. Судьба Кабирии очень трагична из-за ее вечного невезения с мужчинами в серьезных отношениях, она по-детски проста и наивна, она всем верит и т. п. Т. е, в «Ночах Кабирии» мы увидели главную героиню с новой, совершенно непознанной ранее стороны.

    За основу сценария был взят роман Марии Молинари. Помимо самого Феллини, написанием сценария занимались Эннио Флайяно, Туллио Пинелли и Пьер Паоло Пазолини. Последний в будущем стал известным режиссером, но тогда он зарабатывал на жизнь своим пером, создавая статья для газет, очерки для журналов, ну и, конечно, написанием сценариев. Позже Пазолини использовал некоторые черты Кабирии в своей картине «Мама Рома», но это, в принципе, неважно. Просто хотелось отметить труд этого человека для данного фильма, потому как, мне кажется, без его участия сценарий — основа фильма, был бы в разы слабее. Жаль что он не долго сотрудничал с Феллини, который в начале карьеры также занимался написанием сценариев.

    Итак, о фильме. Как я уже заметил выше — характер героини раскрыт прекрасно и в полной степени. Она очень доверчива и как бы люди ее не обманывали — она ничему не хочет учиться. Она отказывается понимать, что люди могут быть ужасными сволочами, скрывающимися за маской лести и благосклонности. Кабирия всех прощает, всем верит, за что, конечно же, ей приходиться расплачиваться. И она не может, или просто отказывается понимать, что причины ее невзгод кроются в ней самой — ей надо измениться, чтобы жизнь хоть немного улучшилась. Она просит помощи у Бога, у Девы Марии, которые всегда помогают людям, но только и от людей требуется приложить хоть какие-то усилия, но вот наша героиня, к сожалению, ничего не предпринимает. Значит, она достойна тех мучений, которые ложатся на ее спину?! Но как бы она не была достойна тех испытаний, на которые ее обрекает жизнь (или кто-то свыше) все равно ее чисто по-человечески жалко. Блестяще раскрытый образ не менее блестяще исполнила Джульетта Мазина, которая не просто идеально вписалась в образ — она буквально жила жизнью своей героини перед камерой. Она просто царит на экране, напрочь затмевая всех остальных актеров. И пусть она далеко не красавица — она «берет» своим талантом и идеальной игрой.

    Феллини снял очень хороший фильм. Его режиссерский талант чувствуется чуть ли ни в каждом кадре, каждой сцене. Например, сена молитвы в сцене буквально врезается в память. Или концовка фильма, показывающая нам, что вокруг все таки много хороших и добрых людей, которые могут заставить нас улыбаться даже сквозь слезы. Надо просто не сторониться этих людей, а хоть иногда придаваться всеобщей безмятежности и просто радоваться жизни.

    Все в фильме на своем месте: каждый кадр, каждое движение — все это имеет огромное значение. Полностью осознать фильм с первого раза у меня вряд ли получилось, но я рад, что картина заставила меня хоть как то задуматься.

    Как и ожидалось — фильм хороший. Феллини меня пока не разочаровывает.

    8 из 10

    20 октября 2010 | 22:27

    Смотреть фильмы Феллини все равно, что глотать сладкие леденцы…Настолько сладки и неподобающе заманчивы его кинокартины. Замечательный сюжет, интересные диалоги, прекрасные актеры — все в фильмах Феллини выстроено невероятно правильно. Как и подобает истинному перфекционисту, знаменитый режиссер знал, как и чем надо «кормить» зрителя.

    Что такое «Ночи Кабирии»? Это фильм с невероятно трогательным сюжетом, удивительными репликами героев и улыбкой Мазины, которая светит всеми лучами солнца и заметно выделяется на фоне черно-белых тонов картины. Об этой улыбке ходят легенды. Искренняя, до боли наивная и бесконечно добрая… Вся Италия, да, что там, вся Европа, была сражена этой самой улыбкой героини Джульетты Мазины. Весь мир начинал надеяться, когда видел эту улыбку. Весь мир начинал рыдать, когда судьба легендарной проститутки шла под откос.

    Кабирия — проститутка со стажем. Работает в этой области уже несколько лет, но в отличие от своих коллег по цеху, она жаждет вырваться из оков гулящей жизни, мечтает найти другую работу, покинуть загнивающий дом, а самое главное, влюбиться! Причем не просто влюбиться, а полюбить кого-то по-настоящему со всей искренностью и теплотой. Найти своего принца и убежать с ним на край земли. Такая наивность и мечтательность непонятна каждодневному окружению Кабирии. Девушки «с панели» смеются над постоянными выдумками Кабирии о любви, приближающемся счастье и поиске своего единственного. А Кабирия верит…И каждую ночь эта вера приближает ее к судьбоносной встрече. Кто этот человек? Кто счастье и будущее Кабирии? Популярный актер, рассорившийся на глазах у проститутки со своей любовницей или же незнакомец, поджидающий Кабирию у театра, где местный фокусник публично высмеял и опозорил девушку. Счастье Кабирии — это ее надежда, которая постоянно вытаскивает проститутку со дна человеческого социума. Пускай профессия Кабирии не самая достойная и не отличается массовым престижем, душа этой хрупкой, маленькой девушки чиста, но эту чистоту, как обычно бывает в жизни, не все оценивают по достоинству.

    «Ночи Кабирии» — это сказка с двойственным для зрителя концом. Почему двойственным? Да потому, что каждый зритель, в зависимости от своих взглядов на мир, должен сам решить дальнейшую судьбу наивной Кабирии. Чем заканчивается ее история? Страшной трагедией и разбитым сердцем или же надеждой на восстановление призрачного счастья? Конец фильма Феллини по-философски открыт и это еще больше привлекает ваше внимание.

    Этот фильм можно смотреть и пересматривать много раз!

    Настоятельно рекомендую к просмотру!

    10 из 10

    6 августа 2015 | 23:36

    Италия после второй мировой войны — совершенно особое место и время, породившие небывалое количество оригинальных и самобытных режиссеров и художников. Страна, освободившаяся от фашистской диктатуры мигом нашла для себя другие оковы, на этот раз в лице капитализма. Рыночные отношения, словно раковая опухоль буквально в десятилетие захватили всю социальную сферу, полностью преобразовав все общественные устои, традиции, законы, системы, не оставив от них и камня на камне (впрочем, описания и не требуется, ибо ситуация всем знакома). Различные художники начинают исследовать общество, причем каждый действует в своей области. Висконти берет на себя аристократию и крупную буржуазию, Антониони — средний класс, а вот Феллини и Пазолини вплотную занимаются самыми низшими, униженными и угнетенными слоями населения — нищими, пролетариатом, бродягами, проститутками, ворами.

    Одна из их первых работ (по сценарию Пазолини) с постановкой Феллини — «Ночи Кабирии». История о римской проститутке с добрым сердцем и невинной душой. Несмотря на преклонный возраст, многоопытность в житейских делах, негативную окружающую среду и постоянные нападки судьбы, она сохраняет первозданную свежесть и благость души. В отличие от всех остальных людей (как в ее круге, так и вне его), Кабирия абсолютно честна по отношению к себе и своим чувствам. Если она ненавидит — то дерзко и открыто (но не в силах долго гневаться на кого-либо). Если любит — то всем своим существом, отдаваясь предмету любви без остатка. Она просто не способна поверить, что все человеческие отношения носят товарно-рыночный характер. Поэтому ее часто (и легко) обманывают, она теряет деньги, имущество, честь, силы… Но не присутствие духа! Вновь, и вновь, после очередной смерти, Кабирия, словно Лазарь, возрождается из праха отчаяния, обмана и зла к новой жизни, надежде и любви.

    Фильм удачно сочетает в себе черты неореализма и, как ни странно…христианской философии (действие происходит неподалеку от Ватикана, настоящее имя героини — Мария (Святая и блудница) и т. д.). Но следует оговориться, что христианство в фильме предстает не в привычном смысле слова. Феллини словно вытягивает из него самое ядро — веру и смысл, подвергая остальные факторы критике и насмешке (толпа прихожан на заднем плане, стадо овец на переднем, инвалид, жаждущий ходить, но картинно рухнувший как мешок с картошкой, паломники, просящие у Бога квартиру поближе к парку, деньги и т. д.). Фильм наоборот скорее даже в каком-то несколько языческом смысле сподвигает к ПОЛНОМУ, абсолютному принятию жизни с ее грехами, обманами, злом, несправедливостью, безнадежностью и ложью. Если вы остаетесь собой, не предаетесь отчаянию, не теряете своей «внутренней правды» (не нуждающейся в описании и толковании и известной ТОЛЬКО вам), и при этом принимаете мир в его целостности, то никаких сомнений — вы святой (даже если ни разу в жизни ни были в церкви).

    Что касается технической части, то замечу, что от черного белого-фильма, снятого почти шестьдесят лет назад невозможно оторвать глаз. Атмосфера и антураж картины при посредстве музыки Нино Роты (несколько самых разнообразных оркестровых композиций, пробирающих до глубины души) погружают в себя без остатка. Действие гармонично развертывается на ночных римских улицах, перемежаясь вставками из театральных представлении и отдельными сценками из ночной жизни. Джульетта Мазина (бессменная муза и единственная спутница Феллини до самой смерти обоих с разницей в несколько месяцев) придает персонажу небывалую живость, экспрессивность и какую-то почти детскую наивность и наблюдать за ее Кабирией — небывалой эстетическое наслаждение. Да и весь фильм буквально дышит энергетикой, оптимизмом (в хорошем смысле), жаждой и любовью к жизни во всех ее проявлениях. А это такая редкость.

    29 апреля 2015 | 10:20

    Мне кажется, что человек может пережить многое: смерть близких, потерю больших денег, имущества, предательство любимого, несчастливую любовь… Но что пережить практически невозможно, так это потерю мечты, поэтому на месте Кабирии я бы бросилась с обрыва. У неё нет будущего кроме будущего нищей, живущей в подземелье. Я не понимаю зачем Фелинни заставил улыбнуться её в финале, чтобы показать, что надежда есть всегда, даже если ты уже немолодая проститутка без дома и средств к существованию, без профессии и шанса на нормальную работу? Но ведь это ложь. Да Кабирия не такая как все, она чистая, светлая, наивная и не может долго о, унывать, да, это здорово, что она осталась такой после всего, это прекрасно. Но надежда — ложь. Хотя, наверное, именно эта ложь позволяет фильму не быть банальной мелодрамой.

    В принципе, я считаю, что фильм просто противопоказан незамужним женщинам, особенно за 30 — веру в людей поверяют окончательно, в наш-то век ни у кого не найдётся наивности Кабирии, чтобы спастись.

    А ещё я была в шоке от Джульетты Мозины. Мне всё детство говорили, какая она красавица. Ну может в этом фильме, она не столь молода и загримирована… Конечно, не уродина, но очень страшненькая.

    6 из 10

    11 апреля 2010 | 22:42

    «Снова появился кто-то, кому она сможет отдавать свои деньги, чтобы он их пропивал, а потом еще и бил ее в придачу. Роза была счастлива». Эрих Мария Ремарк, «Три товарища».

    Из всех фильмов, снятых Федерико Феллини в 1950-е годы, ни один, пожалуй, не вызвал такого количества споров, толков и трактовок, как «Ночи Кабирии». Жорж Садуль, Андре Базен, Альберто Морава и другие признанные итальянские и французские кинокритики неустанно вгрызались в эстетику и проблематику картины, выискивая и порой надумывая параллели с Достоевским и Тургеневым, Гюго и Сервантесом, с ранними работами самого Феллини и творениями неореалистов… Но мы не будем слишком углубляться в трансцендентально-эсхатологические дебри и представим свое понимание «Ночей», быть может, упрощенное, но, хотелось бы верить, более человечное.

    Стало своеобразной традицией анализировать шестой фильм Феллини с оглядкой на второй, «Белого шейха», в финале которого впервые появилась проститутка по имени Кабирия. Для Джульетты Мазины эта роль стала уже третьей такого плана: в 1948 году ее можно было видеть в подобном амплуа в картине Альберто Латтуады «Без жалости», а три года спустя — в «Закрытых ставнях» Луиджи Коменчини. Неудивительно, что очередное вживание в образ представительницы древнейшей профессии потребовало от нее колоссального духовного напряжения. Пытаясь постичь глубину и противоречивость личности новой Кабирии, следует принимать во внимание два основных фактора. Во-первых, вряд ли уместно искать какие-либо ее прототипы в мировой литературе и кинематографе прошлых лет. Ни Сонечка из «Преступления и наказания», ни Фантина из «Отверженных», ни многочисленные «ночные бабочки» из романов Ремарка не могут и сравниться с Кабирией по степени жизнестойкости, способности любить и силе веры — не в какие-то высшие мистические силы, но в людей. И, во-вторых, нужно абстрагироваться от клейма Кабирии как «падшей женщины», «падшей сестры Джельсомины», которое накладывают выработанные моралью нашего общества рефлексы. Самозабвенно отдаваясь своему ремеслу, Кабирия сохраняет чувство собственного достоинства, гордость и душевную чистоту. Поэтому она не замыкается в себе, подобно беззащитной Джельсомине; не умея страдать молча, она беззаветно отдается то нахлынувшей на нее радости, то страсти, то страданиям…

    «Некоторых вещей нельзя касаться грязными руками»

    Из «Дороги» в «Ночь» плавно перекочевал один из важнейших мотивов всего творчества Феллини — одиночества и человеческой разобщенности в современном ему итальянском обществе. Несмотря на постоянную поддержку верной подруги Ванды, Кабирия даже в окружении других проституток пользуется репутацией «двинутой», поэтому и пытается как-то вырваться из гнетущей повседневности (вернее, «повсеночности»), убежать в иную реальность, пусть иллюзорную, но более гармоничную и радужную. И столь сильна глубокая симпатия, которую она внушает встречным мужчинам, что они всячески пытаются ей в этом помочь: сначала известный актер Альберто (переосмысление «Белого шейха»), потом — безвестный гипнотизер… Они относятся к ней не как к женщине, тем более продажной, а скорее как к взрослому и заплутавшему в потемках собственной души ребенку, слегка обиженному, но все еще трогательному в своей наивности. Я бы не сказал, что в «Ночах» Феллини явно решил прибегнуть к излюбленному приему ангелизации, посредством которой были созданы образы Джельсомины и Матто и раскрыт характер «Мошенника» Аугусто. Кабирия — абсолютно реальная и настоящая женщина, пусть и невезучая, но поистине прекрасная в своей борьбе за простое земное счастье. Она по очереди теряет отпущенные ей девять кошачьих жизней, но лишь для того, чтобы фениксом вновь и вновь возрождаться из пепла утраченных иллюзий и, наконец, назло всему вступить в последнюю жизнь, которая уж точно должна стать полнее и ярче предыдущих.

    Подчеркиваю: речь идет о земном счастье, доступном и достижимом исключительно усилиями Кабирии. Ведь во время празднования Дня Святой Богородицы Мадонна остается глуха к ее слезным мольбам, священнику Джованни не удается принять ее исповедь, а знаменосцы-паломники продолжают свой путь холодно и чуть надменно, даже не обернувшись на ее возгласы. Вообще в «Ночах Кабирии» Феллини коснулся своих непростых отношений с католической Церковью явственнее, чем обычно. Чего стоит один эпизод с «благодетелем с мешком», помогавшим нищим, вырезанный из окончательной версии фильма сразу после премьерного Каннского показа: клерикалы посчитали, что режиссер решил возложить миссию Христа по помощи сирым и убогим на человека, неприемлемый по всем канонам Писания ход. Впрочем, обилие религиозных аллегорий в картинах Феллини является отдельной интереснейшей темой для анализа, благо сам Федерико на момент выхода «Ночей» так и не смог дать окончательный ответ на вопрос, может ли он назвать себя настоящим католиком.

    Живая Кабирия повстречалась режиссеру во время съемок «Мошенничества», и звали ее Вандой: она жила в полуразвалившейся хижине, с опаской приняла от него немного еды, но потом с присущей ее натуре страстью без утайки поведала обо всех страданиях и горестях, пережитых ею во время работы на римских улицах. Социальная среда, в которой творит Феллини, абсолютно естественна, но из-за его глубочайшей любви к ней она поневоле искажается, приобретает оттенки таинственности — равно как и погруженные в нее персонажи. Пьер Паоло Пазолини, принявший участие в написании сценария к «Ночам», опасался, что эта реальная действительность вступит в дисгармонию с действительностью стилизованной, с привнесенными последней героями, как, по мнению многих, вышло с Джельсоминой и «Дорогой». Но, несколько опустив Кабирию до уровня окружающего ее мира и подняв последний до уровня самой Кабирии, Феллини и Мазина добились уникального сочетания, навсегда оставившего след в душе каждого из великих творцов. И если Джульетта решила навсегда попрощаться с покинувшей ее Кабирией, то Федерико, кажется, так и не смог забыть этот финальный сияющий взгляд, напоминающий чаплинского Бродяжку из «Огней большого города». Взгляд, наполненный не только слезами утраченных иллюзий, но и звездами новых надежд.

    10 из 10

    15 июля 2012 | 17:22

    Трогательное кино, пронизанное неистребимым светлым жизнелюбием, верой в то, что мир прекрасен, как Солнце, что создало его. Много ли найдется людей, способных остаться с чистым и великодушным сердцем после страшного предательства. Предательства даже не столько со стороны людей, а просто предательства как отрицания самого сокровенного.

    В этом фильме сквозь горькие слезы робкими ростками к солнцу тянется не убитое доброе сердце, а святость души не становится меньше от того, что так много пользовали тело, и так больно ударили.

    Побитая жизнью путанка должна была б обрести корявую броню, за которой ничего б не осталось: никакой веры и ожидания, никаких детских шалостей, никакой согревающей любви, никаких надежд на чистое счастье «правильных» женщин. Такая сильная и самостоятельная малышка «клюнула» на приманку, открылась, и была жестоко наказана, Бог знает за что.

    Милая беззащитная Мазина, я не могу разделить героиню и ее исполнительницу, эти чудесные бездонные, по-детски открытые в доброй наивности, глаза, где глубоко-глубоко спряталась-свернулась печаль, могут быть только раз.

    Эта улыбка… после всего-всего, «звучит» как орган на утренней службе в соборе, утром, когда начинается новый день. Да, в нем останется зло и мелочность, жестокость и ложь, но останется также чистое звонкое детское сердце и эти милые глаза.

    4 апреля 2014 | 11:24

    «Мы все такие притворщики, ужасные циники, но когда вдруг встречается такой человек, как вы — чистосердечный, по-детски наивный, доверчивый — то мы понимаем, что есть люди чистые и открытые… Вы пробуждаете в людях лучшее!»

    Скажите, а вы не вспомнили Федора Михайловича? Нет? А зря… Сонечка Мармеладова, да только с той разницей, что бог в ней самой. Такой «божок» будет потом и у Гвидо в «8 с половиной», но если он — бог самим собою непонятый, созданный лишь на основе бессознательного эгоизма, детского разочарования и ностальгического воспоминания, то Кабирия — бог, познанный и осознанный в самый тяжелый момент жизни. Она лишь откинула форму канонической религии, а в остальном — героиня Достоевского, приобщенная к нахальной гадости жизни. Слияние жизни духовной с подноготной, мысли религиозно-верующей — с бытовой, — это и есть самая натуральная классика в ее первозданном неискаженном, не изуродованном, правдивом виде. Классика, которую не стыдно привести в сравнение Федору Михайловичу.

    Нет, это картина не о шлюхе из самого бедного района Рима. Нет, Феллини никогда бы не позволил себе снять об обычной проститутке. Он рассказал о трогательной маленькой женщине, чей внутренний мир, вопреки законам темы «маленького человека», побеждает мир внешний. И в даре повествовать о сердце, а не об оболочке, выразился лучший Феллини, который влюбляет в себя с первого знакомства. Влюбляет, то ли от умения заложить в самое простое очень глубокое, то ли от умения заставить плакать на последних секундах, то ли от умения заставить переживать так, чтобы с дрожью ожидать развязки, то ли от еще чего-то неведомого простым людям.

    Кто-то сказал, что «Ночи Кабирии» оптимистичны… Не знаю. После таких фильмов сразу начинаешь вспоминать сколько боли ты причинил людям. После подобных картин хочется стать хоть чуточку добрее, а страшно, потому что добрые люди беззащитны, они беспомощны. И Феллини об этом рассказал. С той долей комичности, которая может скрыть самую страшную трагедию. С той долей наивности, которая может скрыть самую страшную правду. С той долей счастья, которое может выжечь самое страшное горе. С тем «добрым вечером», который стоит дороже денег, дороже бога, дороже всего… кроме слез настоящей Джульетты Мазины… Почти как в тургеневском «Нищем».

    Шедевр, априори…

    1 июля 2008 | 21:28

    Как мы относимся к проституции? На мой взгляд проституция есть самая чистая форма отчуждения души от тела. Когда мужчина трогает продаваемое тело, то за ним он не видит ничего и это мне всегда казалось самой жуткой формой отчуждения. Женщина проецирует на себя взгляд мужчин и сама уже теряет в собственном теле душу, поэтому и преисполнена ненависти на мир и естественно не может поверить ни в какие настоящие чувства.

    Но может ли быть такое, чтобы проститутка не потеряла бы свою душу? В самом деле глубоко в душе должна быть вера в любовь, которая давно уже ушла в подсознание и ее можно было бы случайным образом воскресить в гипнозе, как это сделано в фильме. Внезапно открывается чистота, спрятанная за грубостью и цинизмом.

    Наша героиня нашла в себе силу открыть человеческое в самой себе. Но когда мы открываемся, всегда имеется возможность проникнуть в самое сердце нашей души и надругаться над всем святым внутри нас. Кабирия прониклась доверием к человеку, который имел намерение убить и ограбить ее. Когда внезапное осознание и чувство любви поменялось на отчаяние и желание умереть, то эта перемена настолько поразила насильника, что он отказался от своего замысла. После подобного случая немногие наверное смогли бы найти веру в жизнь и счастье. И тем не менее только здесь и познается смысл, когда смотришь на мир со слезами радости и возрождения без требований справедливости и морального отношения к себе.

    10 из 10

    4 мая 2015 | 17:01

    «И внезапным лучом освещенные лица Тех, кто молится Небу среди нечистот.» Шарль Бодлер

    В начале 1950-х годов Федерико Феллини поставил несколько замечательных фильмoв в жанре нео-реализма, «Маменькины сынки,«Дорога/La Strada» и «Мошенничество», в которых уже проявилось свойственное только ему поэтически-гротескное видение. Но именно «Ночи Кабирии» (1957) видится идеальной картиной, созданной Феллини, на середине дороги от нео- к сюр-. Её режиссура виртуозна, благодаря мягким и даже вкрадчивым движениям камеры, вдруг взрывающимися необычными нарезками и внезапными изменениями композиции. Смешивая реализм и мечтательность, «Кабирия» становится предвестницей визуальных решений и находок пoследующей работы режиссёра, ослепительной La Dolce Vita. «Ночи Кабирии» — последний фильм Феллини c литературной основой, третий, в котором он снял свою жену, Джульетту Мазину, его кино-признание в любви к ней. Отрешённость от реализма и самозабвенная погружённость в «волну своей памяти», вызвавшие к жизни переполняющие экран фантасмагорические видения его арт-фильмов 1960-х, и грандиозные пышные феерии более поздних лет ещё не потеснили подлинную человечность, душевность и сострадание его ранних лент.

    В центре трогательного, временами забавного, но в основе своей печального фильма, Джульетта Мазинa, без преувеличения, сияет в роли римской проститутки Марии «Кабирии» Чекарелли, закалённой тяготами уличной жизни, но не потерявшей надежду на настоящую любовь и страстно мечтающей начать новую жизнь. Талант Мазины, направляемый режиссёрским чутьём и железной рукой Феллини, позволил ей избежать окарикатуривания образа Кабирии, так же как и ненужной сентиментальности. Позднее, Феллини признался, что «ломал» Джульетту. Oнa видела себя чисто трагической актрисой и невольно сопротивлялась его попыткам извлечь наружу эксцентрическую клоунессу, запрятанную под благовоспитанностью религиозной девушки из состоятельной буржуазной семьи. Оба оказались правы в своём видении Кабирии, которая во многом стала трагикомической экранной сестрой «бродяги» Чарли Чаплина. Сходство безошибочно просматривается в её манере двигаться, в жестикуляции, в нарочитой неловкости, в забавном манипулирование зонтиком. Но Мазина привнесла в Кабирию какую-то трогательную взъерошенность и настороженность, не скрывавшие eё пронзительную детскую незащищённость, доверчивость и чистоту. Лицо Кабирии-Мазины с огромными сияющими глазами, живое и подвижное, стремительно меняет выражения. Как зеркало, оно отражает каждую эмоцию, переживаемую ею, мгновеные переходы от горького цинизма к задумчивой тоске, от отчаяния к надежде, от слез — к улыбке.

    Эти выразительные изменения, вызываемые нелёгкими обстоятельствами бытия Кабирии, озвучены музыкой постоянного соратника Феллини, композитора Нино Рота, без мелодий которого фильмы Феллини были бы совсем иными. В них звуки морского прибоя взрываются всплесками невинного смеха ребёнка. В них целомудренность заветной мечты Кабирии об истинной любви созвучна манящему покачиванию бёдер Градиски в такт постукиванию каблучков о тротуар. В них cладострастно-пленительные движения Аниты, плещущейся в фонтане Треви, отдаются в тихиx, но внятныx шёпотax дУхов Джульетты, а в первобытно-чувственном танце Сарагины на пляже слышны отголоски пронзительно-нежной мелодии трубы Джельсомины. Композиции Рота лиричны, исполнены романтики, поэзии и сожалений о несбывшихся желаниях, о разрушенныx мечтax. Их отзвуки надолго остаются со зрителем и после того, как темнота постепенно окутывает опустевший экран. Чудо, которое совершили Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Нино Рота заключается в том, что судьба экранной Кабирии становится бесконечно близка зрителю. Мне. И вот ведь, волшебная сила искусства — после того, как я видела «Ночи Кабирии» много раз и знаю, что тот, кто хочет любви, беззащитен вдвойне, каждый раз в одной и той же сцене, несмотря ни на что, я надеюсь: «Может быть, в этот раз ей повезёт.»

    Через много лет после выпуска фильма, Федерико признался, что из всех многочисленных персонажей, которым он дал жизнь в своих фильмах, Кабирия — единственная, о ком он часто думает, о чьей судьбе беспокоится, за кого переживает. Как сложилась её жизнь? Смогла ли она найти, пусть не любовь, но покой и немного счастья? Великий фантазёр и неисправимый лгун, как он сам себя называл, не дал Кабирии прекрасного принца, который вывел бы её за руку из мрака, грязи и одиночества её жизни. Но в незабываемом финале он подарил Кабирии надежду. «Dum Spiro — Spero». «Пока живу — надеюсь». Пока Кабирия улыбается сквозь слёзы и кивает нам в заключительных кадрах трагически -оптимистического шедевра Федерико Феллини, пока жива самая красноречивая и нежная улыбка итальянского искусства, ответ на загадочную отстраняющую полу-усмешку Джоконды, есть надежда и для всех нас.

    14 декабря 2015 | 23:43

    Главную героиню фильма — проститутку Кабирию (Джульетта Мазина) — в прямом смысле слова бросает возлюбленный. В реку. Забрав сумочку. Через некоторое время выжившая неудачница возвращается на панель в золушкиной надежде встретить единственного и неповторимого мужчину.

    Федерико Феллини, судя по всему, испытывал какое-то тайное извращённое удовольствие, запечатлевая страдания своей прославленной жены на экране. Только если та же Дорога, где главную роль также исполнила Джульетта Мазина, сыграв преданную Джельсомину, жестока и безнадёжна, то Ночи Кабирии всё же заставляют верить в светлое и радостное даже в том коварном и гипнотическом (неслучайно сцена в театре с манипуляцией разума Кабирии кажется зрителю самой безжалостной) мире, в котором живёт одинокая и уязвимая девушка.

    24 декабря 2011 | 16:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>