всё о любом фильме:

Годзилла

Gojira
год
страна
слоган«The legend begins....»
режиссерИсиро Хонда
сценарийТакео Мурата, Исиро Хонда, Шигеру Каяма
продюсерТомоюки Танака
операторМасао Тамаи
композиторАкира Ификубэ
художникСатору Туко, Такео Кита
монтажКадзудзи Тайра
жанр ужасы, фантастика, триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  9.61 млн
премьера (мир)
время96 мин. / 01:36
В океане начинают пропадать японские корабли. От них остаются только оборванные радиограммы, сообщающие о столбах пламени, рвущихся из океана.

Вскоре причина этих инцидентов всплывает наружу. Точнее, выходит на своих лапах. Это 50-метровый древний ящер, разбуженный испытаниями в океане американского ядерного оружия.

Он начинает уничтожать все на своем пути и теперь опасность грозит не только Японии, но и всему миру…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
64 + 5 = 69
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Идея создания фильма о радиоактивном монстре пришла в голову продюсеру Томоюки Танаке после того, как ему запретили снимать основанный на реальных событиях проект «Behind The Glory», который должен был повествовать о японских рыбаках с судна «Lucky Dragon 5», оказавшихся в зоне американских ядерных испытаний и получивших серьёзную дозу радиации. Между тем начало «Годзиллы» — прямая ссылка к этой истории.
    • Первоначально Годзиллу собирались назвать Ангирусом. Вариант не прошёл, но зверь Ангирус появился во втором фильме в качестве соперника Годзиллы.
    • Ответственный за спецэффекты Эидзи Тсубурая изначально представлял Годзиллу гигантским осьминогом. Этот осьминог, названный Оодако, был сотворён, и впоследствии даже засветился в некоторых фильмах. Иным ранним вариантом Годзиллы было существо с головой в форме ядерного «гриба».
    • Имя «Gojira» («Годзилла») — комбинация японских слов «gorira» («горилла») и «kujira» («кит»). Этот гибрид гориллы и кита тоже был ранним прототипом Годзиллы, предложенным самим Томоюки Танакой. Но после того как Танака отсмотрел американский фильм «Чудовище с глубины 20000 морских саженей», он пришёл к выводу, что Годзилла должен быть именно динозавром. Старое имя монстра тем не менее сохранилось.
    • Техника покадровой съёмки модели Годзиллы (как в старом американском «Кинг Конге») была отвергнута по причине её затратности в плане денег и времени. К тому же Эидзи Тсубурайя заявлял, что на тот момент в Японии просто не было мастеров в этой области анимации.
    • Первый костюм Годзиллы весил 91 килограмм, за счёт чего причинял каскадёру (Харуо Накаджиме) серьёзные неудобства при передвижении. Харуо мог пройти в нём не более десяти метров, после чего из-за тяжести и жары находиться внутри Годзиллы становилось невозможно. Впоследствии костюмы были несколько облегчены.
    • Глаза и пасть Годзиллы в первом фильме управлялись посредством трёх кабелей, пропущенных у Годзиллы за спиной. Во втором фильме в костюм для этих целей вмонтировали отдельные батареи, за счёт чего он стал ещё тяжелее.
    • Для озвучки рёва Годзиллы композитор фильма Акира Ифукубе водил толстой кожаной перчаткой по струнам контрабаса, после чего на записанный звук накладывался эффект реверберации. Шаги Годзиллы озвучивались верёвкой, которой били по железному котлу.
    • Для Акиры Такарады роль Хидето Огаты стала дебютной в большом кино.
    • Первые два корабля, уничтоженные Годзиллой, назывались «Eiko-Maru» и «Bingo-Maru».
    • Первоначально планировалось, что в момент, когда Годзилла впервые появляется на экране, он должен держать в пасти окровавленную корову. Момент отсняли, но Иширо Хонде он не понравился, и сцену пересняли без коровы.
    • Башни электропередач, которые Годзилла плавил своим радиоактивным дыханием, были сделаны из воска и плавились путём подачи на них света прожектора и струи горячего воздуха.
    • В роли оператора, дёргающего рычаг электропередач, чтоб убить Годзиллу током в 300 тысяч вольт, снялся сам режиссёр Иширо Хонда. А прямо перед этой сценой в комнате можно увидеть самого Харуо Накаджиму, который также засветился в фильме и в роли одного из репортёров.
    • Солдаты, направляющиеся к побережью для борьбы с Годзиллой — настоящие японские войска, находившиеся во время съёмок на манёврах и удачно попавшие в кадр.
    • В 1954 году первый «Годзилла» номинировался на премию японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм» (единственный раз за всю историю сериала), но проиграл «Семи самураям» Акиры Куросавы. Зато выиграл в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Кстати одновременные съёмки «Годзиллы» и «Семи самураев» чуть не поставили компанию Toho на грань банкротства.
    • Релиз оригинальной версии «Годзиллы» на японском языке и с английскими субтитрами официально состоялся в США только спустя полвека — в 2004 году. В том же 2004-ом Годзилла получил свою заслуженную звезду на голливудской аллее звёзд.
    • еще 13 фактов
    Трейлер 02:44

    файл добавилСайфер

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2216 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Невероятно, но именно с творения Исиро Хонда пошла мода на создание фильмов с отдельным персонажем-чудовищем — Годзиллой. Данный фильм является первой в серий про великого монстра, которое в настоящее момент гордо несёт звание «Классика».

    Япония на грани катастрофы. В морях необъяснимым образом тонут судна и гибнут люди. Власти не представляют, что может вызывать эти несчастные случаи. Ситуация обостряется тем, что близ лежащие острова подвергаются атаке огромного и никому не известного чудовища — Годзиллы, пробудившейся после испытаний с водородной бомбой. Теперь же, люди отчаянно пытаются найти способ остановить тварь, пока оно не разрушило всю страну.

    По сути, в фильме показана правильная атмосфера не только происходящих событий, но и 50-х годов в общем. Япония не раз страдала от напасти ядерных испытаний, а само десятилетие представляло собой подготовку к неожиданным военным действиям и гонкой за вооружениями. В любой момент на страну могли обрушится ядерные и водородные бомбы, поэтому учёные всё чаще и чаще устраивали ядерные испытания, что, собственно, и привело к подобной катастрофе. Нападения Годзиллы — скорее не желание монстра, а наказание за жестокое обращение с природой.

    Невероятно, но фильм актуален и сейчас, и не смотря на смехотворные спецэффекты, фильм умудряется нагнать напряжение. Представьте: ночь, люди тихо и мирно спали или готовились ко сну, но их привычные действия были жестоким образом нарушены огромным чудовищем. Неистребимое, жесткое, оно с лёгкостью рушит дома, словно карточные домики, и оставляет за собой столбы огня и смерти. Люди в панике мечутся, ищут места куда бы спрятаться, но разве они смогут спастись от неудержимого монстра? Некоторые примеряются со своей участью, некоторые продолжают сражаться. За подобное нагнетание страха и ужаса большое спасибо — таких реалистичных действий не покажут даже в ремейках.

    Обидно, что самому чудовищу в фильме отводится от силы процентов 40 — всё остальное время нам показывают, как люди обсуждают катастрофы, ищут решения проблем, спорят, обсуждают, то есть показывают нам жизнь в осаженном чудовищем городе, и это отнюдь не скучное занятие — наблюдать за всем этим так же интересно, как и за нападением Годзиллы.

    Конечно, в настоящий момент, этим фильмом можно мало кого напугать. Спецэффекты тут слабые (игрушки, картонные домики, куклы), образ Годзиллы может вызвать ухмылку, а актёрская игра кажется простой и слегка наигранной. Ну и что? Разве на это стоит обращать внимания, когда ты смотришь настоящую классику, легенду, породившую за собой многочисленные продолжения, которым не удалось достичь лавры оригинала? Нет, ибо если представить себе всю эту картину произошедшего, представить себя на месте героев, то ничего другого, кроме страха и восхищения, этот фильм не вызовет. И, кстати, будьте осторожными при испытаний бомб — всё может иметь последствия.

    Настоящая классика, одним словом.

    9 из 10

    5 апреля 2013 | 13:08

    Что же, настало время написать отзыв о первом фильме, где появился Годзилла, 1954 года.

    Не буду рассказывать о самом фильме, сразу к сути: я откровенно не понимаю, почему этот фильм так расхваливают. В нём слишком много трагедии, и совсем никакого позитива. Видимо, перед Исиро Хондой изначально стояла задача показать последствия использования атомного оружия в самых мрачных тонах. Что ж, с задачей он справился, но такие фильмы не для широкой аудитории, это однозначно. Почти все остальные фильмы о Годзилле в периоде Сёва получились в разы лучше, чем самый первый. В них много позитива и хорошие финалы, а это очень важно для любых фильмов.

    В других фильмах 50-х гг с участием огромных монстров (например, «Родан», «Гигантский монстр Варан» или знакомый всем фанатам «Чудовище с глубины 20 000 фатомов») поднимается та же тема, что и в «Годзилле», но в них нет такой угнетающей атмосферы, как здесь. Можно было обойтись и без трагизма.

    Тем не менее я немного завышу оценку по двум причинам: во-первых, всё-таки без этого фильма не получил бы никакого развития мой любимый период Сёва; и во-вторых, из оставшихся 28 фильмов (пишу этот отзыв в 2015 году, на данный момент фильмов 29) есть как минимум 3 более неудачных.

    Если вам хочется насладиться классикой о кайдзю, то посмотрите лучше такие фильмы как «Великий монстр Варан» (1958), «Мотра» (1961), «Франкенштейн против Барагона» (1965), или, в крайнем случае, «Родан» (1956). Все они намного лучше, чем «Годзилла» 1954.

    4 из 10

    10 мая 2015 | 21:52

    Самый первый фильм о Годзилле. Именно с него все и начинается. И хочется сказать, что этот персонаж, является одним из самых популярных персонажей фантастики.

    Действие фильма происходит в Японии. В море пропадают корабли, на суше рушатся дома и погибают люди. Но это не землетрясение, и не ураган, это Годзилла. Огромный 50-метровый монстр, который дышит огнем. Он уничтожает все на своем пути.

    Спецэффекты в фильме очень хорошие. Все показано более правдоподобно. Зрителю такой фильм не может не понравится.

    В заключении вот что хочется сказать. Если вы любитель фильмов про Годзиллу, этот фильм определенно стоит смотреть. Не только по тому что он самый первый, но и потому, чтобы видеть как он снят еще на черно-белой пленке.

    10 из 10

    2 марта 2010 | 07:06

    В Японском море таинственно пропадают корабли, единичные выжившие бредят о драконах, общественность в панике. И только старики на острове, находящемся недалеко от трагичных событий, рассказывают древнюю легенду о монстре под именем «Gojira»…

    Это сегодня гигантский динозавр стал уже суперстар, со своей звездой на аллее славы в Голливуде, двадцаткой фильмов со своим участием и бесконечным числом подражателей. А в далеком 1954 году о нем знали только в Японии. И лишь благодаря стараниям одного американского продюссера, который совершенно случайно увидел фильм в местном японском кинотеатре и практически сразу же приобрел на него права за 25 000 баксов. Так после безжалостного монтажа, удаления многих эпизодов, доснятия новых с американским журналистом в качестве главного героя в 1956 вышел в прокат «Годзилла, король монстров!». Так японский монстр стал всемирно известным.

    Вообще финансирование и производство «Годзиллы» поставило студию Toho на грнань банкротства. Просто параллельно там снимали небезызвестные «Семь самураев» Акиры Куросавы. Кстати, как бы громко не рычал Годзилла, звание «фильм года» по мнению японской киноакадемии досталось именно этой философской притче. И правда, на ее фоне «Годзилла» кажется просто фантазией на тему разрушительных радиоактивных динозавров.

    Хотя посыл фильм гораздо более глубокий и личностный. Это не просто история о монстре, разрушающем Токио. Это скорее отражение всех тех послевоенных настроений, которые бродили по Японии и головам её жителей, но не могли оформиться. Это как преодоление того кошмара, который принесла война. Разрушенный Годзиллой город ничем не отличается от фотографий Токио после бомбежек. В диалогах постоянно всплывают Хиросима и Нагасаки. Неудивительно, что из американской версии их практически все вырезали.

    Отдельной строкой идут актеры, игравшие в этом фильме. Потому что их личные проблемы и трагедии переносятся на всеобщее обозрение. Главные герои решаются пожертвовать собой, а за их выбором наблюдают абсолютно незнакомые им люди. Этакий эксгибиционизм чувств и эмоций получается. Меня просто убивало что все эпизоды с появлением монстра наблюдали не двое-трое главных героев, а обязательно толпа людей. Создается впечатление соучастия. Хотя наверное, это всё у меня в голове.

    Но я все равно люблю этот фильм. Меня завораживают старые черно-белые ленты; очаровывают уже забытые сегодня приемы съемки, каскадеры в костюмах монстров и игрушечные поезда, выдаваемые за настоящие. Всех фильмов о Годзилле и не пересчитать, но шедевр среди них лишь один.

    29 декабря 2010 | 09:53

    Сюжет

    В море пропадает японские корабли, от которых остаются только обломки. Свидетели говорили, что видели столбы пламя. Вскоре выясняется, что это не стихийное бедствие, а динозавр-мутант Годзилла — самый жуткий и страшный монстр в истории.

    Сценарий написан отлично, он очень интересен, мне он понравился. Хочется поставить 20, но нельзя.

    10 из 10

    Монстры

    Он один-Годзилла. Костюм его хорош, да и для своего времени он сделан отлично и страшно. Правда, сейчас видно, что он резиновый. Он классно рушит Токио, для своего времени это зрелищно. Я бы не сказал, что сейчас Годзилла смотрится смешно, но он не пугает. Тогда, правда, он сильно пугал.

    10 из 10

    Спецэффекты

    Для нашего времени они смешные, но по тем временам это просто «Аватар» (2009). Луч Годзиллы и взрывы тогда смотрелись отлично. Сейчас атомный луч Годзиллы, правда, смотрится как струя дыма.

    4 из 10

    Актерская игра

    Актеры сыграли отлично, претензий нет, персонажи запоминаются. Лучше всего сыграли Акира Такарада, Момоко Коти и особенно Акихико Хирата. Их персонажи очень запоминаются, особенно персонаж Акихико Хираты.

    10 из 10

    Режиссерская работа

    Исиро Хонда допустил немного ляпов, но все равно он хорошо работал.

    10 из 10

    Музыка

    Акира Ифукубэ порадовал отличным саундтреком, особенно музыкальной темой Годзиллы. Нравится музыка, когда он первый раз приходит в Токио (это тот самый знаменитый момент с поездом). Также она звучит, когда он начинает уже крупномасштабно рушить Токио

    10 из 10

    Реалистичность

    В 1954 году не было компьютеров и поэтому

    1 из 10

    Хочу очень рассказать про историю создания фильма. На создание основное влияние оказал фильм «Кинг-Конг» (1933), на которого в свою очередь основное влияние оказал «Затерянный мир» (1925), фильм по книге А. Конана-Дойля, написавшего книги про Шерлока Холмса. Из этого модно прийти к выводу, что наряду с «Кинг-Конгом» (1933) на создание данной картины оказал основное влияние и «Затерянный мир» (1925). Японская киностудия Toho решила создать своего фирменного монстра. Предлагались разные варианты:от осьминога до монстра с головой в форме ядерного гриба. Был вариант гибрида гориллы и кита, откуда и пошло название монстра ("Годзилла» от японского слова «Годзира»-смеси слов «горира»-горилла и «кудзира»-кит), однако после просмотра фильма «Чудовище с глубины 20,000 морских саженей» (1953), у продюсера возникла мысль создать мутировавшего динозавра. Название, тем не менее осталось, но оно подходит. Оно олицетворяет монстра примерно вот так:«сильный, как горилла, и огромный, как кит». Годзиллу играл человек в резиновом костюме, рушивший картонные домики. Фильм вышел в 1954 году в Японии. При бюджете в $900,000 он собрал $2,200,000-просто сумасшедшие по тем временам деньги. В 1956 году вышла американизированная версия — «Годзилла-Король монстров», сначала показанная в США, а потом и во всем мире. Вырезали много сцен и добавили американца-репортера, которого играет Раймонд Барр. Именно в таком виде фильм стал всемирно известен. Японская версия вышла в США официально только в 2004 году, а позже она вышла на DVD почти во всем мире.

    Шедевр, один из самых лучших фильмов о Годзилле. Только лишь четыре фильма про Годзиллу смогли его превзойти. Всем кайдзю-фанатам к просмотру обязателен. Данный фильм мне очень понравился. Настоятельно советую его вообще всем любителям классики.

    10 из 10

    7 мая 2014 | 18:29

    Трудно представить более популярного японского монстра, чем неуязвимый ящер Годзилла, спустя десятки лет всё ещё не уступающего рождённым техническим прогрессом претендентам на лавры короля мирового сообщества чудовищ, преимущественно благодаря нетленным воспоминаниям нескольких поколений зрителей, закрепившего за своей скромной персоной статус культового символа эпохи. Неистовая тяга доисторической твари к разрушениям, крушение студийных декораций миниатюрного Токио вылились в бессмертный, ничем не ограниченный цикл однообразных фильмов, во многом повторяющих оригинальную ленту 54-ого года, но даже в своей вторичности куда более увлекательных опусов противостояния homo sapiens заключённому в тучный костюм каскадёру.

    Художественная ценность данной картины предельно сомнительна, ибо, помимо узнаваемого всеми возрастными категориями именитого бренда, её создатели более ничем знаменательным в области вымысла отличиться не смогли, позаимствовав идею вторжения пробудившегося от ядерных испытаний динозавра, предложили свою версию приближения угрозы с глубин океанского дна в 20 000 морских саженей, аккуратно наложив тривиальную небылицу на трагедию подлинную, на то время злободневную проблему касательно правомерности использования атомного оружия, нашли моральную подоплёку обычному игровому кино, посредством которого антиамериканский протест преобразился в порождённое радиоактивными излучениями отмщение — плюшевого Годзиллу.

    Поверхностное освещение довольно щекотливой, в особенности для Японии, темы, вложенные в уста главных героев очевидные выводы о этическом преступлении научного мира по отношению к человечеству, недопустимости применения оружия массового поражения, собственно, вполне приемлемы, если опираться на избранный режиссёром жанр, да и специфичные особенности игры актёрского ансамбля, забавное наигрывание несуществующих переживаний не столь колко впивается в глаза, как неполноценность технической стороны картины, броское неправдоподобие её важнейших сцен: погружение Токио в извергаемый ископаемой рептилией огонь, неумело скроенный костюм легендарной Годзиллы, основательно портят впечатление от фильма.

    И дело вовсе не в том, что визуально он давно уже изжил себя, недовольство вызывает совершенно иной факт: ещё в 20-х годах ХХ века фантастические ленты могли похвастаться куда более искусными спецэффектами, удачным совмещением мультипликации и реальных съёмок, максимально возможным на тот момент реалистичным изображением монстров и последствий их тяжёлого нрава, тогда как Исиро Хонда потратил баснословную сумму денег на всячески выдающего в себе человека динозавра и обречённые быть раздавленными картонные модели домов, к тому же, непростительно оплошал, отправляя Годзиллу на столь ожидаемые зрителем прогулки в окрестностях города довольно редко, обидев вниманием столь выдающегося персонажа в пользу чертовски скучных людей.

    4 февраля 2013 | 02:05

    Когда-то давным давно в далекой Японии произошло небольшое сражение между двумя картинами, получившими необычайную популярность у зрителей и критиков — «Годзиллой» Исиро Хонды и «Семью самураями» Акиры Куросавы. Национальную премию получили стильные «Семь самураев», а для «Годзиллы» осталось прежде всего «коммерческое» пространство» развлекательного фильма.

    Однако, если бы все ограничивалось моими предпочтениями, то я бы поставил фильм о гигантском Кайдзю повыше. Куросава предложил современный неореалистический взгляд на самурайскую эстетику, усилив зрелище экзистенциальным подтекстом в котором ронинам приходится сражаться с такими же ронинами не за пригоршню рё, а за убеждения. В отличие от него, Исиро Хонда не стал возвращаться к истокам, показав современную Японию и добавив в нее то, что оставило еще совсем недавно неизгладимое впечатление горечи, утраты, разочарования и поражения… Он привнес в современную Японию ВОЙНУ. Настоящую войну с танками, взрывами домов, жертвами и плачущими детьми. Заметьте, что конституция Японии уже в те годы предусматривала отказ от войны. А тут, появлялась реальная возможность не только «пофантазировать» на тему милитаризма, но еще и совершенно корректно оказаться победителями, спасителями мира. Не зря фильм так сильно пропитан антимилитаристским пафосом — для равновесия.

    Фактически, фильм позволил людям заново окунуться в ту страшную атмосферу деструкции и разрушения, и как это не удивительно улыбнуться. Ибо разве можно не улыбаться при виде игрушечного поезда, который так эффектно уничтожает кайдзю.

    Поэтому, уверен многие не согласятся, я считаю первую ленту про Годзиллу весьма серьезным фильмом, а феномен ее успеха — заслуживающим исследования явлением.

    8 из 10

    2 апреля 2015 | 16:25

    Современному зрителю для просмотра этого классического фильма потребуется запас терпения и некоторое знание японской специфики. Однако всё это окупится, ибо фильм для фантастики 50-х на удивление неплох.

    Это первый фильм из серии «Годзилла» и, как пишут, японский ответ «Кинг-Конгу». Для фантастического хоррора события развиваются весьма неспешно — само слово «Годзилла» произносится уже примерно на 6-й минуте фильма, но первую (да и последнюю) большую сцену с монстром покажут только на 55-й минуте. Все предыдущее время заполнено развитием событий с тремя параллельными линиями — Годзилла опустошает побережье, принося все больше бедствий народу; военные пытаются предпринять ответные меры, ограждая берег высоковольтными линиями и стреляя в монстра из чего придется; а ученые демонстрируют знания вкупе с нерешительностью и моральными проблемами.

    Все проблемы и слабости фильма сосредоточены в самых безмозглых его участниках — монстре и военных. Несмотря на приличный бюджет, даже по тем временам анимационные спецэффекты смотрятся убого, танки во многих сценах без особой нужды заменены на игрушки, ну и тому подобное. Сам Годзилла ужасен, но не так, как надо, а до смешного — мужик в резиновом костюме с вихляющимися гребнями ходит и двигает руками абсолютно по-человечески. Военные демонстрируют образцы неэффективности, осуществляя самые нелепые проекты, но до последнего не эвакуируя народ. Похоже, что режиссеру вообще была не очень интересна эта часть фильма, к тому же наверняка он быстро понял, что действия самого по себе монстра интересны только первые несколько минут, а потом надо уже что-то делать с сюжетом и героями. К его чести, вот тут всё довольно прилично.

    Во-первых, народные страдания показаны вполне на высоте, да и в целом подбор актеров хорош. Те, кто пишет о Годзилле как о слепой разрушительной силе, несомненно вдохновлены именно сценами с людьми, ибо про мужика в резиновом костюме такого сказать никак нельзя. И именно показ бедствий дает толчок главной составляющей фильма — теме ответственности ученого и долга вообще. В этой части сюжет не очень сложен, но довольно крепок, в отличие от большинства фильмов в жанре «пришло тут нечто и всё разрушило».

    Итак, имеется пожилой палеонтолог, собственно и определивший, что Японии вредит именно огромный радиоактивный ящер, а не что-то иное. В первой половине фильма он выступает на первых ролях, особенно когда совершенно не хочет уничтожать ценное ископаемое. И мы уже ожидаем развития сюжета в этом направлении (например, что старик начнет мешать военным), но нет — режиссер вполне детективным финтом переводит внимание совсем на другого человека, молодого ученого, который изобрел нечто совершенно поразительное. Что именно — мы узнаем только минут за 20 до конца фильма, и да, вы не ошиблись, это супероружие. Но он прекрасно понимает разрушительный потенциал своего изобретения, тем более что после Хиросимы и Нагасаки японцам об супероружии известно больше, чем кому бы то ни было. Сцены того, как он всё же решается использовать свое изобретение для уничтожения монстра, пожалуй, лучшие в фильме и составляют его смысловое ядро.

    А последние минут 10 являются типично самурайским фильмом, с знакомыми мотивами личной ответственности и личного участия, вплоть до антуража и мелких деталей. Тут режиссер в своей стихии, и конец является самым мощным во всем фильме. Тем более, что построение сцены убиения монстра даёт неожиданный для хоррора, но вполне логичный для самурай-муви подсюжет «наш враг умер, но это был достойный враг». И даже последнее замечание старого палеонтолога о том, что новые ядерные испытания приведут к появлению новых Годзилл, смотрится не как модное нынче «ждите сиквел», а как логичное завершение истории об ответственности за содеянное человеком.

    Резюме: заявленное как хоррор, кино в итоге приходит к жанру «драма о выборе», решенной в чисто самурайской эстетике. Именно из-за этого и стоит смотреть этот по всем другим параметрам безнадежно устаревший фильм. Для любителей японского кино (и «японской тематики» вообще) однозначное must see.

    8 из 10

    17 июня 2014 | 20:59

    Удивительно, но многие фильмы, давшие начало популярным жанрам масс-культуры, жанрам, казалось бы, самым примитивно-развлекательным и обычно заранее презираемым критиками, сами по себе были произведениями глубокими и создавались отнюдь не для праздного увеселения публики; это были фильмы с идеей. Такова «Ночь живых мертвецов», таков и «Годзилла» Исиро Хонды. Это не столько лента о гигантском динозавре, сколько кино о недавно пережившей ужасную войну стране в момент, когда новая война может разразиться в любую минуту, фильм о ядерном оружии из единственной страны, которая о нём знала не понаслышке.

    Первая половина фильма — не просто нагнетание саспенса, и «научное» объяснение тут вводится не только «чтобы было», как это случается обычно. «Этот монстр жил в глубоководных пещерах миллионы лет, мы сами заставили его покинуть привычное место обитания!» — восклицает доктор Яманэ, и тотчас же какой-то политик требует эти выводы засекретить, чтоб не обострять международное положение. Аналогии с войной проводятся вполне прямо устами самих персонажей фильма — неужели опять надо уезжать в деревню?.. Как попытка решить проблему непременно военной силой, непременно массированной бомбардировкой (конечно, только усугубляющая ситуацию), так и любознательность учёного Яманэ, который считает, что Годзиллу непременно нужно исследовать, а не уничтожать (несмотря на всё новых и новых жертв) в контексте 1954 года понимаются вполне однозначно. Нравственным ориентиром выступает Сэридзава, до последнего не желавший использовать своё изобретение как оружие и взявший на себя самую полную ответственность, когда это пришлось сделать.

    Исиро Хонда более интересуется людьми, чем монстром. Сцены атак Годзиллы сняты так, что большей частью мы видим бегущие в панике толпы, испуганные лица и отдельных жертв, я уверен, не только ради экономии на спецэффектах. Годзилла же, возникший на пересечении двух главных «внешних» страхов и угроз Японии — моря и радиации, выступает как своеобразная безличная сила природы или равнодушного к отдельным судьбам военного конфликта. Чудовище даже не нападает ни на кого конкретно — оно просто идёт, сметая всё на своём пути, оставляя пылающие руины…

    И тут следует сказать о спецэффектах. Да, они довольно неровные, и кое-где бросается в глаза небольшой бюджет и слабоватая техническая база тогдашнего японского кинематографа. Но большей частью они очень хороши, и там, где недостаёт техничности, берут художественным решением (например, ракеты, запускаемые в Годзиллу с игрушечных самолётиков, явно нелепы, но сама сцена очень эффектно срежиссирована). Я большой поклонник покадровой анимации, и в таком исполнении образ Годзиллы, наверное, кое-что бы выиграл — но резиновый костюм имеет свою прелесть, его реальная тяжесть делает массивность (а это главное и самое эффектное качество этого монстра) Годзиллы очень верибельной.

    «Годзилла» Исиро Хонды — остро актуальный фильм-предупреждение, драма с элементами фильма-катастрофы. И хотя многочисленные продолжения и сам жанр, фактически основанный «Годзиллой», развивались уже в другом ключе, образ гигантского ящера, бредущего сквозь пылающий Токио, равно удачно смотрится и как напоминание об ужасах войны, и как адреналинное зрелище.

    7 из 10

    25 мая 2014 | 04:56

    N 1. Легенда

    Фильм японского режиссёра Исиро Хонда — первый в ряду (бес)славной плеяды кинолент о динозаврообразном монстре, положивший начало «годзилломании».

    N 2. Идея

    Для японского кине- и аниматографа ядерная война — тема постоянная и болезненная. Понятно, что в 50-х, когда ещё кровоточили раны после трагедии Хиросимы и Нагасаки, фильм должен был вызвать у зрителя особенно эмоциональный отклик. Тем более что замысел основывался на реальных событиях — японские рыбаки судна «Lucky Dragon 5» получили серьёзное облучение, оказавшись в зоне американских ядерных испытаний.

    О чём же фильм? О мире, о любви и самопожертвовании, об ответственности ученых перед человечеством. В последующих своих творениях Хонда неоднократно варьировал, вплоть до полной избитости и абсурда, образы радиоактивных чудовищ, но в «Годзилле» экологические и пацифистские мотивы звучат естественно, свежо и, вопреки фантастичности происходящего, убедительно.

    N 3. Драматизм

    Несмотря на немного наивную и надрывную манеру игры актеров того времени, драматизм ощущается в полной мере. И подчеркивается гнетущей, металлически скрежещущей музыкой.

    N 4. Спецэффекты

    Да-да, любителям истории кино будет любопытно взглянуть на уровень технологий 50-х, как археологу, заботливо откапывающему глиняные черепки. Хотя современный зритель настолько избалован 3D-графикой, что похожая на перчаточную куклу голова монстра над холмом или игрушечные машинки и самолеты смотрятся порой забавно. Вкупе с серьёзным сюжетом.

    N 5. Годзилла

    Оставим в стороне технологии. Лучше поговорим о сущности этого монстра. Который, кажется временами, вовсе и не монстр. Ну нет в нём испепеляющей ненависти. Нет ни одного кадра, где он плотоядно разрывает и пожирает людей. Может, он получился немножко нелепым и очеловеченным потому, что в резиновой шкуре двигается живой актёр?

    Печальный неповоротливый исполин, которому помешали спокойно спать на дне моря. Люди, зачем же вы его разбудили?

    17 июля 2014 | 17:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Сиквелы & приквелы

    1 ГодзиллаGojira1954
    3 РадонSora no daikaijû Radon1956
    4 МотраMosura1961
    7 Гидора – Трехголовый монстрSan daikaijû: Chikyû saida...1964
    9 Годзилла против Морского мон...Gojira, Ebirâ, Mosura: Nankai n...1966
    10 Сын ГодзиллыKaijûtô no kessen: Gojira ...1967
    12 Атака ГодзиллыGojira-Minira-Gabara: Oru kaijû...1969
    14 Годзилла против ГайганаChikyû kogeki meirei: Gojira ta...1972
    17 Террор МехагодзиллыMekagojira no gyakushu1975
    18 ГодзиллаGojira1984
    25 Годзилла: МиллениумGojira ni-sen mireniamu1999
    26 Годзилла против Мегагируса: ...Gojira tai Megagirasu: Jî sh...2000
    27 Годзилла, Мотра, Кинг Гидора...Gojira, Mosura, Kingu Gidorâ: D...2001
    29 Годзилла, Мотра, Мехагодзилл...Gojira tai Mosura tai Mekagojira: T&...2003
    31 ГодзиллаShin Gojira2016
    подробнее

    Новости


    Перед показом второго фильма «северной трилогии» на кинофестивале «Сандэнс» Кевин Смит не только представил картину, но и рассказал о третьей части, спойлернув финал. По окончании фильма, отвечая на вопросы зала, режиссер сообщил, что больше не снимает кино для зрителей. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Заперевшись в маленькой гостинице, Куросава и его команда приступили к работе над сценарием. В сигаретном дыму, сидя на полу за столом, режиссер, Хасимото и его соавтор Хидео Огуни писали одни и те же сцены и передавали их друг другу (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В журнале Sight & Sound опубликованы любимые фильмы Федерико Феллини. На первом месте сразу три картины Чарли Чаплина, а на последнем — его собственные «Восемь с половиной». Плюс рекомендации от Акиры Куросавы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    165.Назад в будущее 3Back to the Future Part III8.153
    166.Тренер КартерCoach Carter8.152
    167.Шерлок ХолмсSherlock Holmes8.151
    168.Звёздные войны: Эпизод 3 – Месть СитховStar Wars: Episode III - Revenge of the Sith8.150
    169.Золотой теленок8.149
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.57%
    22.Свет в океанеThe Light Between Oceans93.53%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.30%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.21%
    25.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.15%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Все псы попадают в рай 2All Dogs Go to Heaven 25
    Ночной приливNight Tide1
    ВаркрафтWarcraft11
    ПрогулкаThe Walk152
    ПирамидаThe Pyramid48
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.591
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.848
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.610
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.178
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры