всё о любом фильме:

Годзилла

Gojira
год
страна
слоган«The legend begins....»
режиссерИсиро Хонда
сценарийТакео Мурата, Исиро Хонда, Шигеру Каяма
продюсерТомоюки Танака
операторМасао Тамаи
композиторАкира Ификубэ
художникСатору Туко, Такео Кита
монтажКадзудзи Тайра
жанр ужасы, фантастика, триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  9.61 млн
премьера (мир)
время96 мин. / 01:36
В океане начинают пропадать японские корабли. От них остаются только оборванные радиограммы, сообщающие о столбах пламени, рвущихся из океана.

Вскоре причина этих инцидентов всплывает наружу. Точнее, выходит на своих лапах. Это 50-метровый древний ящер, разбуженный испытаниями в океане американского ядерного оружия.

Он начинает уничтожать все на своем пути и теперь опасность грозит не только Японии, но и всему миру…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
64 + 5 = 69
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Идея создания фильма о радиоактивном монстре пришла в голову продюсеру Томоюки Танаке после того, как ему запретили снимать основанный на реальных событиях проект «Behind The Glory», который должен был повествовать о японских рыбаках с судна «Lucky Dragon 5», оказавшихся в зоне американских ядерных испытаний и получивших серьёзную дозу радиации. Между тем начало «Годзиллы» — прямая ссылка к этой истории.
    • Первоначально Годзиллу собирались назвать Ангирусом. Вариант не прошёл, но зверь Ангирус появился во втором фильме в качестве соперника Годзиллы.
    • Ответственный за спецэффекты Эидзи Тсубурая изначально представлял Годзиллу гигантским осьминогом. Этот осьминог, названный Оодако, был сотворён, и впоследствии даже засветился в некоторых фильмах. Иным ранним вариантом Годзиллы было существо с головой в форме ядерного «гриба».
    • Имя «Gojira» («Годзилла») — комбинация японских слов «gorira» («горилла») и «kujira» («кит»). Этот гибрид гориллы и кита тоже был ранним прототипом Годзиллы, предложенным самим Томоюки Танакой. Но после того как Танака отсмотрел американский фильм «Чудовище с глубины 20000 морских саженей», он пришёл к выводу, что Годзилла должен быть именно динозавром. Старое имя монстра тем не менее сохранилось.
    • Техника покадровой съёмки модели Годзиллы (как в старом американском «Кинг Конге») была отвергнута по причине её затратности в плане денег и времени. К тому же Эидзи Тсубурайя заявлял, что на тот момент в Японии просто не было мастеров в этой области анимации.
    • Первый костюм Годзиллы весил 91 килограмм, за счёт чего причинял каскадёру (Харуо Накаджиме) серьёзные неудобства при передвижении. Харуо мог пройти в нём не более десяти метров, после чего из-за тяжести и жары находиться внутри Годзиллы становилось невозможно. Впоследствии костюмы были несколько облегчены.
    • Глаза и пасть Годзиллы в первом фильме управлялись посредством трёх кабелей, пропущенных у Годзиллы за спиной. Во втором фильме в костюм для этих целей вмонтировали отдельные батареи, за счёт чего он стал ещё тяжелее.
    • Для озвучки рёва Годзиллы композитор фильма Акира Ифукубе водил толстой кожаной перчаткой по струнам контрабаса, после чего на записанный звук накладывался эффект реверберации. Шаги Годзиллы озвучивались верёвкой, которой били по железному котлу.
    • Для Акиры Такарады роль Хидето Огаты стала дебютной в большом кино.
    • Первые два корабля, уничтоженные Годзиллой, назывались «Eiko-Maru» и «Bingo-Maru».
    • Первоначально планировалось, что в момент, когда Годзилла впервые появляется на экране, он должен держать в пасти окровавленную корову. Момент отсняли, но Иширо Хонде он не понравился, и сцену пересняли без коровы.
    • Башни электропередач, которые Годзилла плавил своим радиоактивным дыханием, были сделаны из воска и плавились путём подачи на них света прожектора и струи горячего воздуха.
    • В роли оператора, дёргающего рычаг электропередач, чтоб убить Годзиллу током в 300 тысяч вольт, снялся сам режиссёр Иширо Хонда. А прямо перед этой сценой в комнате можно увидеть самого Харуо Накаджиму, который также засветился в фильме и в роли одного из репортёров.
    • Солдаты, направляющиеся к побережью для борьбы с Годзиллой — настоящие японские войска, находившиеся во время съёмок на манёврах и удачно попавшие в кадр.
    • В 1954 году первый «Годзилла» номинировался на премию японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм» (единственный раз за всю историю сериала), но проиграл «Семи самураям» Акиры Куросавы. Зато выиграл в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Кстати одновременные съёмки «Годзиллы» и «Семи самураев» чуть не поставили компанию Toho на грань банкротства.
    • Релиз оригинальной версии «Годзиллы» на японском языке и с английскими субтитрами официально состоялся в США только спустя полвека — в 2004 году. В том же 2004-ом Годзилла получил свою заслуженную звезду на голливудской аллее звёзд.
    • еще 13 фактов
    Трейлер 02:44

    файл добавилСайфер

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2213 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильмы про Годзиллу всегда были одними из самых известных и популярных. Этот фильм — самый первый, с него всё началось. И если почти все последующие фильмы были скорее семейного жанра, то этот и его сиквел «Годзилла снова нападает» — натуральные хорроры.

    Начнём с сюжета. В океане начинают пропадать японские торговые корабли. От них остаются лишь обломки и радиограммы, говорящие о неких столбах пламени, вырывающихся из воды. Профессор Яманэ отправляется искать причину этих бедствий, но она сама нашла его. 50-метровый радиоактивный динозавр, возвращённый к жизни испытаниями ядерной бомбы. Чудовище грозится уничтожить не только Японию, но и весь мир!

    Костюм Годзиллы здесь ещё был довольно примитивный, но темнота придала ему некое обаяние. Особенно мне запомнились его страшные чёрные глаза, в которых отражается лишь одно чувство — ненависть. Ненависть к людям.

    Актёрская игра на высоте. Момоко Кочи, игравшая Ёмико Яманэ, отлично справилась со своей ролью. Ещё лучше был Акихико Хирата, игравший профессора Серидзаву.

    Спецэффекты в наше время смотрятся нелепо, но тогда они были на высоте. Тепловой луч у Годзиллы здесь больше напоминал струю жидкого азота, нежели собственно луч. Особенно это видно, когда он первый раз палит им по радио вышкам. Горящие дома получились хоть и не идеальными, но приемлемыми. Больше всего понравилась знаменитая сцена с поездом.

    Музыка просто великолепна. Особенно врезалась в память шедевральная тема Годзиллы. Смотреть, как он под неё рушит картонные дома — одно удовольствие. Вообще, музыка — главное сокровище этого фильма. Именно она передаёт зрителю ту атмосферу, которую тщательно заложили внутрь.

    Итог: отличный фильм про гигантского монстра. Чудесный и неповторимый.

    10 из 10

    9 декабря 2012 | 15:26

    «Годзилла» имеет уникальную историю создания. Для тех, кто по каким-то чудовищным причинам не в курсе происходящего, поясню, что «Годзилла» изначально вовсе не задумывался, как коммерческое кино. Первоначальной идеей продюсеров было создать основанную на реальных событиях, военную драму, повествовавшую об экипаже моряков японского рыболовного судна «Счастливый Дракон 5», случайно оказавшихся в месте проведения американскими военными испытание атомной бомбы и впоследствии, получивших огромную дозу радиации. Однако, студийные боссы, опасаясь конфликта, забраковали данную идею, поскольку та носила слишком сильный антиамериканский подтекст, но бюджетная сумма уже была вложена в картину, поэтому, нужно было что-то решать. Именно тогда, продюсер картины, Томоюки Танака, вдохновлённый популярной в те годы американской картиной «Зверь с глубины 20000 морских саженей», предложил владевшей правами на проект студии Toho, создать картину о гигантском монстре, появившемся вследствие все тех же ядерных испытаний, проведённых американцами. Хотя, как сам Танака всегда в шутку заверял, что идея родилась, когда он, пребывая в Индонезии, лично столкнулся лицом к лицу с доисторическим созданием. Боссам идея понравилась, и проекту дали зелёный свет.

    В режиссёрское кресло посадили постановщика с довольно забавной фамилией — Хонда, уже снявшего для студии несколько успешных картин. Написав сценарий в компании ещё двух со-сценаристов, Хонда приступил к возложенной на его плечи, нелёгкой, кровопролитной работе. Изначально Исиро Хонда очень хотел использовать образ гигантского осьминога, но студия моментально отвергла такое решение. Затем появилась мысль назвать монстра Ангирусом и сделать его гигантским анкилозавром. Позже, была выдвинута идея создать безобразный гибрид обезьяны и кита, отсюда и пошло имя чудовища.

    Кажущийся в наши годы избитым, сюжет про «огромного монстра, разрушающего город» на проверку оказывается изрядно закрученным повествованием в духе бессмертного произведения Герберта Уэллса «Война миров». Проработанный до мельчайших мелочей, сценарий действительно крайне увлекателен. Сначала нам вообще не дают понять, в чём же причина крушения корабля, да и чем вообще вызваны такие ужасные разрушения. Нетрадиционность сценария, опять же. Развитие сюжета имеет множество неожиданных поворотов и твистов. Так, например, когда сценарист нам напрямую даёт понять, что Годзилла погибнет от удара мощным электрическим разрядом, этого не происходит. Монстр продолжает идти, как ни в чём не бывало. Блистательно срежиссированные сцены нападения Годзиллы на «недалеких» трудолюбивых крестьян, и по уши погрязших в деловых буднях городских обывателей, являются жемчужиной картины, её гордостью и визитной карточкой. Поверьте, когда мы впервые видим, как гигантская дьявольская голова медленно и вальяжно поднимается из-за горы навстречу беззаботно идущим, ничего не подозревающим мирным жителям, сопровождая это диким, безумным рёвом твари, переполняющие сознание чувства невозможно описать словами. Причём, сцена поставлена настолько убедительно и реалистично, что тебе в тот момент кажется, что ты смотришь документальную историческую съёмку. Как говорится, лучше один раз увидеть.

    Режиссёр картины, Исиро Хонда, который к слову, непосредственно сам участвовал в событиях Второй Мировой Войны, и даже попадал в американский военный плен, прекрасно понимал, что он ставит на экране в первую очередь, отображение трагедии, в своё время зацепившей тысячи жизней несчастных людей, а не банальный ужастик про огромного монстра. Ощущение причастности к происходящим на экране событиям — беспрецедентное. Если «Годзилла» и имеет в себе какие-то недостатки, то они заключаются исключительно в устаревших специальных эффектах, которыми в эпоху «Аватара», безусловно, уже никого не впечатлишь. Однако, в то же самое время, визуально фильм выполнен просто безупречно: несмотря на крайне примитивные спецэффекты, лента, благодаря великолепной операторской работе, всё — равно производит неотразимое впечатление реалистичности происходящего: рушатся и горят целые города, десятки покалеченных и изувеченных людей, военные силы, в пух и прах, разбитые непобедимым гигантом. Всё это, даже сейчас, спустя почти шесть десятилетий, смотрится пугающе и эффектно, просто не осмелюсь себе представить, как этот фильм выглядел тогда, в пятидесятых. Немаловажную лепту в общую положительную палитру вносит уникальный дизайн самого монстра. Практически не уступая созданному при помощи покадровой анимации, Кинг-Конгу, Годзилла переплёвывает своего знаменитого предшественника по части отображения эмоций. Потрясающая мимика чудовища, выполненная при помощи чрезвычайно сложной по тем временам аниматроники, не может не восхищать. А ведь изначально, создателями планировалось выполнить динозавра при помощи мультипликации, однако средств, собранных продюсерами, для этого оказалось недостаточно.

    Оторвав (невероятным усилием воли) взгляд от визуальной картинки фильма переведём внимание на актёрскую игру. Актёры играют великолепно. Их лица прекрасно отображают весь тот невыразимый ужас и горе, что происходит с ними на протяжении картины. Особенно выделю Акихико Хирату, безупречно исполнившего роль бесстрашного доктора Сирезавы, страдающего до глубины души от полностью безответной любви, в силу обезображенной внешности человека, пожертвовавшего жизнью ради спасения человечества, в самый ответственный момент. Создатели вложили в ленту весьма внушительные для тех годов для Японии деньги — 1 миллион долларов. Позже, затраты на спецэффекты пришлось даже несколько увеличить, что поставило студию Toho всего в шаге от разорения. Всё вышеперечисленное, вне всякого сомнения, не могло не привести к тому, что фильм не только снискал по всему миру огромный коммерческий успех, но ещё и моментально был признан культовым; самые знаменитые и респектабельные критики были от ленты в безумном восторге, а простые смертные зрители аплодировали в кинотеатрах стоя. Но даже на этом дело не ограничилось. Ушлые боссы студии Toho, прекрасно осознавая, на какую золотую жилу наткнулись, принялись создавать одно продолжение за другим, на большую часть из которых им удалось подписать создателя оригинала, Исиро Хонду. И результат поразителен: франшиза до сих, пор, даже в наши годы, жива и бодра! Вышло, ни много ни мало, двадцать семь продолжений. Между прочим, последнюю на сегодняшний день часть сериала, носящую эпическое название, «Годзилла: Финальные войны», которая вышла на большие экраны в 2004 году, снял крайне талантливый и известный в нашем любимом жанре, Рюнхей Китамура, постановщик уникального эстетского хоррора «Полуночный экспресс», основанного по мотивам романа Клайва Баркера. Но это уже совсем другая история…

    Вывод: Великий, грандиозный фильм, в своё время перевернувший понятие об искусстве кино с ног на голову. Если бы в наши годы существовала возможность помещать диски в золотые коробочки, обитые внутри слоями платины, то данная лента заслуживала бы именно такого DVD-издания. Настоящая классика жанра, первый кайдзю в истории кинематографа и прародитель целой неотъемлемой части японской культуры, без которого современное кино было бы гораздо беднее. Фильм умудрился совместить очень страшную, пробирающую до костей атмосферу ужаса и тяжёлую социальную драму с изрядным философским подтекстом. Настроение ухудшается в тот миг, когда ты с огорчением замечаешь: фильм закончился! Всем, кто интересуется кинематографом в целом, независимо от жанра, эта картина к просмотру обязательна.

    10 из 10

    15 января 2013 | 02:53

    Первые два фильма о Годзилле разительно отличаются от последующих. Ленты пятидесятых годов — скорее, как военные драмы, по своей стилистике. Только в 1962 году Эйджи Цубурайя попросил Иширо Хонду воскресить Годзиллу, сместив акценты в сторону более лёгкого, семейного кино.

    А здесь Годзилла — отнюдь не главный герой, более того, не помощник людям, как в шестидесятые-семидесятые, и не монстр-стихия, каким он стал начиная с семидесятых годов. Это страшная сила, противостоящая всему живому которую очень сложно укротить, и в борьбе против монстра люди проявляют настоящий героизм. Вот они-то и есть главные герои.

    Сначала коснусь самого образа Короля Монстров. Почти все атаки Годзиллы происходят в темноте, это сглаживает недостатки ещё пока примитивного, латексного костюма, придаёт реалистичности. Жуткие чёрные дьявольские глаза с выкаченными белками. Оскаленная пасть. В бешенство Годзиллу приводят яркие огни порта, и поэтому он в исступлении идёт разрушать город, причём рушит методично, передвигаясь от квартала к кварталу, и сжигая всё, что попадётся на пути, своим тепловым лучом, а что не сжёг, то грызёт, крушит и ломает. Небольшой отступ: в «Возвращении Годзиллы» свет в Осаке, куда он явился на этот раз, таки выключили, послушав совета профессора Яманэ, но взрыв бензовоза (его угнали преступники) всё погубил…

    Знаменитый кадр — мчится поезд, сходит с рельсов, врезавшись в тело Годзиллы, локомотив взрывается тут же, а вагоны монстр хватает зубами. Этот кадр тиражировался на открытках, в постерах, в книжках…

    Кстати, такая деталь — Годзилла ненавидит яркий свет — не появлялась больше нигде, кроме фильмов 1954 и 1955 годов. Яманэ предположил: вспышка при взрыве водородной бомбы ослепила его. Отсюда эта агрессия.

    Теперь о людях. Они, как я уже сказала, главные в истории о Годзилле.

    Конечно, самый заметный и самый яркий герой — это профессор Дайске Сэкидзава, изобретатель «Разрушителя кислорода», уничтожившего в итоге монстра. Классический с виду «тёмный гений», скрытный, нелюдимый, он любит одну лишь Юмико Яманэ, и ей раскрывает свой секрет «Разрушителя», взяв с неё слово молчать. Однако Сэкидзава не так прост. Возможно, это его вечное угрюмое лицо (как и отсутствие глаза) — из-за того, что ему довелось пережить на войне. Война его покалечила — это упоминали в своём разговоре Юмико и её жених, капитан Хидэо Огата. Война будто выпотрошила его изнутри, и он готов даже жизнью пожертвовать, чтобы его изобретение не стало новым оружием, более разрушительным, чем атомная бомба. Что в конце концов и делает, на прощание пожелав счастья Юмико и Хидэо…

    Сама эта пара — Юмико Яманэ и Хидэо Огата — вышла, может быть, не такой выразительной. Целиком белых и пушистых героев всегда труднее играть. Не хватает красок.

    Зато мудрый профессор Яманэ, палеонтолог, порадовал. Актёр прекрасно передал его замешательство: как учёный, он не желает смерти редчайшего животного, хотя видит, сколько зла оно приносит…

    На переднем плане — не Годзилла, а клубок человеческих эмоций. Сэкидзава переживает страшную борьбу с самим собой, Юмико возмущённо обрывает чиновников, предлагающих замять историю появления монстра в водах Японии: «ведь получается, что его создали люди!».

    В фильме нет хэппи-энда, хотя Годзилла уничтожен. Гибнет Сэкидзава. Юмико плачет, экипаж судна снимает фуражки в знак почтения герою, а профессор Яманэ произносит те слова, которыми и завершается картина: если человечество будет продолжать свои безумные эксперименты, мы столкнёмся ещё не с одним Годзиллой…

    20 из 10

    Такой атмосферности, как в чёрно-белой дилогии пятидесятых, пожалуй, нет почти ни у какого больше фильма про Годзиллу. Даже в снятом в 2001 году «Монстры атакуют», где попытались продолжить линию чудовища 1954 года.

    16 мая 2012 | 21:13

    Первый японский фильм о Годзилле, первый фильм о Годзилле вообще. Отличная задумка, прекрасное воплощение идеи, жуткий монстр разрушающий японию. Прекрасно вложенный философский смысл и мораль. Очень интересный сюжет с, пожалуй, наилучшим финалом всех фильмов о Годзилле в целом.

    Классика, с которой фильмы о гигантских монстров стали популярны во всем мире. Культовая фигура Годзиллы до сих пор известна всюду, а франчайз продолжает сниматься, насчитывая уже более двадцати фильмов. А первый превзойти смогли немногие из продолжений (на мой взгляд, удались фильмы 90-ых годов), и оригинальный фильм — ценный раритет в коллекциях киноманов.

    10 из 10

    16 сентября 2008 | 23:51

    Удивительно, но многие фильмы, давшие начало популярным жанрам масс-культуры, жанрам, казалось бы, самым примитивно-развлекательным и обычно заранее презираемым критиками, сами по себе были произведениями глубокими и создавались отнюдь не для праздного увеселения публики; это были фильмы с идеей. Такова «Ночь живых мертвецов», таков и «Годзилла» Исиро Хонды. Это не столько лента о гигантском динозавре, сколько кино о недавно пережившей ужасную войну стране в момент, когда новая война может разразиться в любую минуту, фильм о ядерном оружии из единственной страны, которая о нём знала не понаслышке.

    Первая половина фильма — не просто нагнетание саспенса, и «научное» объяснение тут вводится не только «чтобы было», как это случается обычно. «Этот монстр жил в глубоководных пещерах миллионы лет, мы сами заставили его покинуть привычное место обитания!» — восклицает доктор Яманэ, и тотчас же какой-то политик требует эти выводы засекретить, чтоб не обострять международное положение. Аналогии с войной проводятся вполне прямо устами самих персонажей фильма — неужели опять надо уезжать в деревню?.. Как попытка решить проблему непременно военной силой, непременно массированной бомбардировкой (конечно, только усугубляющая ситуацию), так и любознательность учёного Яманэ, который считает, что Годзиллу непременно нужно исследовать, а не уничтожать (несмотря на всё новых и новых жертв) в контексте 1954 года понимаются вполне однозначно. Нравственным ориентиром выступает Сэридзава, до последнего не желавший использовать своё изобретение как оружие и взявший на себя самую полную ответственность, когда это пришлось сделать.

    Исиро Хонда более интересуется людьми, чем монстром. Сцены атак Годзиллы сняты так, что большей частью мы видим бегущие в панике толпы, испуганные лица и отдельных жертв, я уверен, не только ради экономии на спецэффектах. Годзилла же, возникший на пересечении двух главных «внешних» страхов и угроз Японии — моря и радиации, выступает как своеобразная безличная сила природы или равнодушного к отдельным судьбам военного конфликта. Чудовище даже не нападает ни на кого конкретно — оно просто идёт, сметая всё на своём пути, оставляя пылающие руины…

    И тут следует сказать о спецэффектах. Да, они довольно неровные, и кое-где бросается в глаза небольшой бюджет и слабоватая техническая база тогдашнего японского кинематографа. Но большей частью они очень хороши, и там, где недостаёт техничности, берут художественным решением (например, ракеты, запускаемые в Годзиллу с игрушечных самолётиков, явно нелепы, но сама сцена очень эффектно срежиссирована). Я большой поклонник покадровой анимации, и в таком исполнении образ Годзиллы, наверное, кое-что бы выиграл — но резиновый костюм имеет свою прелесть, его реальная тяжесть делает массивность (а это главное и самое эффектное качество этого монстра) Годзиллы очень верибельной.

    «Годзилла» Исиро Хонды — остро актуальный фильм-предупреждение, драма с элементами фильма-катастрофы. И хотя многочисленные продолжения и сам жанр, фактически основанный «Годзиллой», развивались уже в другом ключе, образ гигантского ящера, бредущего сквозь пылающий Токио, равно удачно смотрится и как напоминание об ужасах войны, и как адреналинное зрелище.

    7 из 10

    25 мая 2014 | 04:56

    В Японском море таинственно пропадают корабли, единичные выжившие бредят о драконах, общественность в панике. И только старики на острове, находящемся недалеко от трагичных событий, рассказывают древнюю легенду о монстре под именем «Gojira»…

    Это сегодня гигантский динозавр стал уже суперстар, со своей звездой на аллее славы в Голливуде, двадцаткой фильмов со своим участием и бесконечным числом подражателей. А в далеком 1954 году о нем знали только в Японии. И лишь благодаря стараниям одного американского продюссера, который совершенно случайно увидел фильм в местном японском кинотеатре и практически сразу же приобрел на него права за 25 000 баксов. Так после безжалостного монтажа, удаления многих эпизодов, доснятия новых с американским журналистом в качестве главного героя в 1956 вышел в прокат «Годзилла, король монстров!». Так японский монстр стал всемирно известным.

    Вообще финансирование и производство «Годзиллы» поставило студию Toho на грнань банкротства. Просто параллельно там снимали небезызвестные «Семь самураев» Акиры Куросавы. Кстати, как бы громко не рычал Годзилла, звание «фильм года» по мнению японской киноакадемии досталось именно этой философской притче. И правда, на ее фоне «Годзилла» кажется просто фантазией на тему разрушительных радиоактивных динозавров.

    Хотя посыл фильм гораздо более глубокий и личностный. Это не просто история о монстре, разрушающем Токио. Это скорее отражение всех тех послевоенных настроений, которые бродили по Японии и головам её жителей, но не могли оформиться. Это как преодоление того кошмара, который принесла война. Разрушенный Годзиллой город ничем не отличается от фотографий Токио после бомбежек. В диалогах постоянно всплывают Хиросима и Нагасаки. Неудивительно, что из американской версии их практически все вырезали.

    Отдельной строкой идут актеры, игравшие в этом фильме. Потому что их личные проблемы и трагедии переносятся на всеобщее обозрение. Главные герои решаются пожертвовать собой, а за их выбором наблюдают абсолютно незнакомые им люди. Этакий эксгибиционизм чувств и эмоций получается. Меня просто убивало что все эпизоды с появлением монстра наблюдали не двое-трое главных героев, а обязательно толпа людей. Создается впечатление соучастия. Хотя наверное, это всё у меня в голове.

    Но я все равно люблю этот фильм. Меня завораживают старые черно-белые ленты; очаровывают уже забытые сегодня приемы съемки, каскадеры в костюмах монстров и игрушечные поезда, выдаваемые за настоящие. Всех фильмов о Годзилле и не пересчитать, но шедевр среди них лишь один.

    29 декабря 2010 | 09:53

    Современному зрителю для просмотра этого классического фильма потребуется запас терпения и некоторое знание японской специфики. Однако всё это окупится, ибо фильм для фантастики 50-х на удивление неплох.

    Это первый фильм из серии «Годзилла» и, как пишут, японский ответ «Кинг-Конгу». Для фантастического хоррора события развиваются весьма неспешно — само слово «Годзилла» произносится уже примерно на 6-й минуте фильма, но первую (да и последнюю) большую сцену с монстром покажут только на 55-й минуте. Все предыдущее время заполнено развитием событий с тремя параллельными линиями — Годзилла опустошает побережье, принося все больше бедствий народу; военные пытаются предпринять ответные меры, ограждая берег высоковольтными линиями и стреляя в монстра из чего придется; а ученые демонстрируют знания вкупе с нерешительностью и моральными проблемами.

    Все проблемы и слабости фильма сосредоточены в самых безмозглых его участниках — монстре и военных. Несмотря на приличный бюджет, даже по тем временам анимационные спецэффекты смотрятся убого, танки во многих сценах без особой нужды заменены на игрушки, ну и тому подобное. Сам Годзилла ужасен, но не так, как надо, а до смешного — мужик в резиновом костюме с вихляющимися гребнями ходит и двигает руками абсолютно по-человечески. Военные демонстрируют образцы неэффективности, осуществляя самые нелепые проекты, но до последнего не эвакуируя народ. Похоже, что режиссеру вообще была не очень интересна эта часть фильма, к тому же наверняка он быстро понял, что действия самого по себе монстра интересны только первые несколько минут, а потом надо уже что-то делать с сюжетом и героями. К его чести, вот тут всё довольно прилично.

    Во-первых, народные страдания показаны вполне на высоте, да и в целом подбор актеров хорош. Те, кто пишет о Годзилле как о слепой разрушительной силе, несомненно вдохновлены именно сценами с людьми, ибо про мужика в резиновом костюме такого сказать никак нельзя. И именно показ бедствий дает толчок главной составляющей фильма — теме ответственности ученого и долга вообще. В этой части сюжет не очень сложен, но довольно крепок, в отличие от большинства фильмов в жанре «пришло тут нечто и всё разрушило».

    Итак, имеется пожилой палеонтолог, собственно и определивший, что Японии вредит именно огромный радиоактивный ящер, а не что-то иное. В первой половине фильма он выступает на первых ролях, особенно когда совершенно не хочет уничтожать ценное ископаемое. И мы уже ожидаем развития сюжета в этом направлении (например, что старик начнет мешать военным), но нет — режиссер вполне детективным финтом переводит внимание совсем на другого человека, молодого ученого, который изобрел нечто совершенно поразительное. Что именно — мы узнаем только минут за 20 до конца фильма, и да, вы не ошиблись, это супероружие. Но он прекрасно понимает разрушительный потенциал своего изобретения, тем более что после Хиросимы и Нагасаки японцам об супероружии известно больше, чем кому бы то ни было. Сцены того, как он всё же решается использовать свое изобретение для уничтожения монстра, пожалуй, лучшие в фильме и составляют его смысловое ядро.

    А последние минут 10 являются типично самурайским фильмом, с знакомыми мотивами личной ответственности и личного участия, вплоть до антуража и мелких деталей. Тут режиссер в своей стихии, и конец является самым мощным во всем фильме. Тем более, что построение сцены убиения монстра даёт неожиданный для хоррора, но вполне логичный для самурай-муви подсюжет «наш враг умер, но это был достойный враг». И даже последнее замечание старого палеонтолога о том, что новые ядерные испытания приведут к появлению новых Годзилл, смотрится не как модное нынче «ждите сиквел», а как логичное завершение истории об ответственности за содеянное человеком.

    Резюме: заявленное как хоррор, кино в итоге приходит к жанру «драма о выборе», решенной в чисто самурайской эстетике. Именно из-за этого и стоит смотреть этот по всем другим параметрам безнадежно устаревший фильм. Для любителей японского кино (и «японской тематики» вообще) однозначное must see.

    8 из 10

    17 июня 2014 | 20:59

    Трудно представить более популярного японского монстра, чем неуязвимый ящер Годзилла, спустя десятки лет всё ещё не уступающего рождённым техническим прогрессом претендентам на лавры короля мирового сообщества чудовищ, преимущественно благодаря нетленным воспоминаниям нескольких поколений зрителей, закрепившего за своей скромной персоной статус культового символа эпохи. Неистовая тяга доисторической твари к разрушениям, крушение студийных декораций миниатюрного Токио вылились в бессмертный, ничем не ограниченный цикл однообразных фильмов, во многом повторяющих оригинальную ленту 54-ого года, но даже в своей вторичности куда более увлекательных опусов противостояния homo sapiens заключённому в тучный костюм каскадёру.

    Художественная ценность данной картины предельно сомнительна, ибо, помимо узнаваемого всеми возрастными категориями именитого бренда, её создатели более ничем знаменательным в области вымысла отличиться не смогли, позаимствовав идею вторжения пробудившегося от ядерных испытаний динозавра, предложили свою версию приближения угрозы с глубин океанского дна в 20 000 морских саженей, аккуратно наложив тривиальную небылицу на трагедию подлинную, на то время злободневную проблему касательно правомерности использования атомного оружия, нашли моральную подоплёку обычному игровому кино, посредством которого антиамериканский протест преобразился в порождённое радиоактивными излучениями отмщение — плюшевого Годзиллу.

    Поверхностное освещение довольно щекотливой, в особенности для Японии, темы, вложенные в уста главных героев очевидные выводы о этическом преступлении научного мира по отношению к человечеству, недопустимости применения оружия массового поражения, собственно, вполне приемлемы, если опираться на избранный режиссёром жанр, да и специфичные особенности игры актёрского ансамбля, забавное наигрывание несуществующих переживаний не столь колко впивается в глаза, как неполноценность технической стороны картины, броское неправдоподобие её важнейших сцен: погружение Токио в извергаемый ископаемой рептилией огонь, неумело скроенный костюм легендарной Годзиллы, основательно портят впечатление от фильма.

    И дело вовсе не в том, что визуально он давно уже изжил себя, недовольство вызывает совершенно иной факт: ещё в 20-х годах ХХ века фантастические ленты могли похвастаться куда более искусными спецэффектами, удачным совмещением мультипликации и реальных съёмок, максимально возможным на тот момент реалистичным изображением монстров и последствий их тяжёлого нрава, тогда как Исиро Хонда потратил баснословную сумму денег на всячески выдающего в себе человека динозавра и обречённые быть раздавленными картонные модели домов, к тому же, непростительно оплошал, отправляя Годзиллу на столь ожидаемые зрителем прогулки в окрестностях города довольно редко, обидев вниманием столь выдающегося персонажа в пользу чертовски скучных людей.

    4 февраля 2013 | 02:05

    В фильме показана глубокая трагедия японской нации после войны, когда они пережили страшнейшие трагедии в истории человечества — атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. На почве этого мистического страха ужасов войны и атомных взрывов, перерастающего в фобию, появился Годзилла — древний монстр, разбуженный водородной бомбой и сметающий на своем пути всё живое. Годзилла — квинтэссенция катастрофы, персонифицированный ужас, сродни Змею-Горынычу в русской культуре.

    Не надо воспринимать этот фильм как фильм-катастрофу, которым был американский вариант 2001 года, это драма, притом довольно неплохая и глубокая драма. Хотите увидеть зарождение современного культа, узреть его истоки и понять причины появления? Тогда обязательно посмотрите этот фильм.

    27 ноября 2013 | 11:36

    Есть некая ирония в том, что в 50е годы XX века, когда японский кинематограф переживал свой золотой век, а режиссеры большой пятерки создавали шедевры на века, в стране восходящего солнца появился культовый персонаж, далекий от серьезности, характерной лентам того времени. Что особенно интересно, случилось это на киностудии Toho, где в том же 1954 году создавались «Семь самураев» Акиры Куросавы. И пока великий режиссер работал над своим историческим эпосом, съемочная группа под руководством новатора Исиро Хонды дала жизнь Годзилле, который спустя годы станет известнее, чем любой фильм Синдо или Итикавы.

    Главный герой фильма — гигантский ящер, со страшным грохотом выходящий из морской пучины при свете луны и пугающий одним своим видом, который сегодня может разве что рассмешить. Разбуженный испытаниями водородной бомбы, этот противник Кинг Конга и брат-близнец чудовища с глубины 20000 морских саженей напугал до смерти жителей Японии, порвал линии электропередач как нитки мулине, и вызвал нешуточную панику у беззащитных людей. Но, несмотря на такую завязку, фильм трудно отнести к жанру ужасов, даже с учетом его солидного возраста. Ведь Годзилла на деле довольно неказист и обладает лишь одной необыкновенной способностью, что несколько маловато для тотального устрашения. Не вызывают особого восторга и спецэффекты. Действительно хороша лишь музыка, создающая атмосферу паники и ужаса, и передающая все оттенки людского смятения и горя. Но все эти моменты не так важны, ведь за широкой спиной монстра скрывается другая история, превращающая фильм в глубокую социальную драму.

    Сюжет «Годзиллы» тесно связан с той непростой ситуацией, в которой Япония оказалась после Второй мировой войны, когда душевные раны от трагедии Хиросимы и Нагасаки продолжали кровоточить. Для истерзанной страны угроза нового нападения казалась ужасом, а новые испытания — началом конца. Именно такое событие — печальная история японской рыболовецкой шхуны «Фукурю-мару», экипаж которой был облучен вследствие испытаний ядерного оружия, и легло в основу фильма. Годзилла, очнувшийся от тысячелетнего сна из-за взрывов в океане, представляет собой символичное предупреждение глупому человечеству, радиоактивного зверя, чье тепловое дыхание рано или поздно настигнет людей, заигравшихся с огнем.

    Не меньшее значение имеет и тема выбора. В центре сюжета, не считая, конечно, нашего клыкастого героя, трое персонажей — профессор Сэридзава, его невеста Емико и еще один претендент на ее чувства — молодой храбрец Хидето Огата. Этих людей объединяет не только любовный треугольник (куда уж без него), но и общая тайна, волнующая всех троих, — использовать ли опасное оружие, созданное профессором, против Годзиллы, или скрыть от людей это изобретение. Ведь как показывает горький опыт, то, что может защитить нас, может принести и непоправимый вред нам самим. Трое центральных персонажей — лишь одни из многих героичных типажей, изображенных в фильме. Беды учат мужеству, и так случилось и с японцами. И при такой силе духа любые монстры не страшны, даже те, что своим дыхание превращают города в пылающие факелы.

    Этой социальной проблематикой фильм Хонды выгодно отличается не только от своих многочисленных продолжений, где монстра безуспешно истребляли на протяжении 60 лет и 28 фильмов, но и от нелепых американских переделок и ремейков. Да, «Годзилла» не настолько хорош в своей пластилиновой крутости, чтобы перещеголять удачную технически, но совершенно пустую версию от известного убийцы всего живого Роланда Эммериха. Но есть в этой истории что-то особенное и трагичное, что заставляет сопереживать людям, бессильным против могущественного монстра. И еще в одном качестве он точно полезен — помогает узнать, откуда выросли ноги у эпичной концовки «Армагеддона».

    15 января 2013 | 19:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>