всё о любом фильме:

Горькая луна

Bitter Moon
год
страна
слоган«Плоть обольщает, страсть убивает»
режиссерРоман Полански
сценарийРоман Полански, Жерар Браш, Джон Браунджон, ...
продюсерРоман Полански, Роберт Бенмусса, Ален Сард, ...
операторТонино Делли Колли
композиторВангелис
художникУилли Холт, Жерар Виар, Джеки Буден
монтажЭрве Де Люс
жанр триллер, драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Франция  765 тыс.,    Испания  725 тыс.,    США  445.6 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время139 мин. / 02:19
Случайная встреча ранним весенним утром в парижском автобусе на всю оставшуюся жизнь определила судьбу Оскара и Мими.

Их не интересовали романтичность и возвышенная любовь — они хотели исследовать свою страсть. И они исследовали друг друга и себя до полного саморазрушения.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
63%
19 + 11 = 30
6.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Конечно, эта картина Романа Полянского, «испорченного ребёнка» мирового кинематографа, истинного космополита, работающего в разных странах, достаточно эротична и пикантна, хотя рискует вызвать неудовольствие как поклонников красивой, «мягкой» эротики, так и ценителей высокого искусства. Первым она может показаться излишне нервной, отталкивающей, пугающей. Вторые будут негодовать из-за эстетики кича, намеренного упрощения и опошления «великой битвы полов», достойной более трагического пафоса. В результате «Горькая луна» мало кому понравится, несмотря на то, что всё же привлечёт зрителей — в поисках пряных и острых ощущений интимного характера или в надежде на откровения далеко не последнего художника в современном кино. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 141 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    …Когда «Горькая Луна» началась в эфире TV тем июльским вечером, я еще не знала о том, что этот очень тонкий, по-своему редкий фильм уже транслируется, прерываемый бесконечной рекламой… Просто случайно переключая каналы, «наткнулась» на какой-то захватывающий эпизод (как потом выяснилось — это была середина фильма) и уже не могла оторваться… Далее охваченная переполохом чувств и воспоминаний той же поздней ночью заново посмотрев фильм целиком, подумала — вот оно искусство художника, найти такие яркие краски для воплощения своего произведения, чтобы зритель пережил нечто особенное и близкое ему одновременно. …

    И вот спустя почти неделю, я все еще не перестаю думать о картине. Почему? Во-первых, фильм затронул какие-то личные переживания — весьма схожие. Ибо, после просмотра фильма — первой мыслью было: «Видимо, я любила себя больше, чем его. Слава тебе, Господи!».

    Во-вторых — прекрасная актерская работа почти всех (за некоторым исключением), кого пригласил на роли Роман Полански и его мастерское умение «выжать» из актеров такой накал страстей, эмоций, какой необходим для каждой конкретной сцены. Самое важное — картина четко передает, быть может, банальную, но самую настоящую ДРАМУ, трагедию человеческих отношений. Разыграть все так талантливо невозможно без руки истинного Мастера…

    Весь незатейливый сюжет картины разворачивается на круизном корабле в канун Нового года. Молодая супружеская пара англичан пересекается на его борту с другой, яркой парой. Он — инвалид, прикованный к коляске, она сексапильная красотка с потухшим, равнодушным взором. И однажды за ужином они знакомятся. Далее (тем же вечером и последующими)Найджел (Хью Грант), в течении всего фильма выступающий роли слушателя будет вынужден стать сопричастником Судьбы ставшего инвалидом Оскара и его жены, Мими.

    Итак, сорокалетний американский подданный, получив наследство и вместе с ним право более не работать, живет в Париже. Он — чертовски обаятелен (как Карлсон — «мужчина в полном рассвете сил»)и абсолютно, «безбашено» свободен. Его жизнь — постоянная череда сменяющихся картинок в виде отношений с женщинами — не глубоких по смыслу и пустых по содержанию… Но это еще не все — у него есть творческие амбиции! Оскар, главный герой фильма в исполнении Питера Койота, в поисках самовыражения объявляет себя… писателем. Т. е. он не просто паразитирующий бездельник, но и автор книг (интересно о чём?). А чем, собственно еще заниматься человеку, которому больше не нужно зарабатывать деньги!? Но с женщинами Оскар проводил времени больше, чем с «работой писателя», поэтому карьера как-то не шла…

    Далее он встречает ее… Совсем юную, роскошную француженку. У них завязывается красивый, бурный и страстный роман… Видимо, впервые Оскар испытал (скорее вкусил) что-то свежее и новое, поэтому роман длится полгода… Мими (Эмманюэль Сенье) — молода, доверчива и наверняка это ее первое сильное чувство. Но время идет… Мими постепенно надоедает Оскару. Он пытается ее «выбросить» из своей жизни. Она мешает ему следовать дальше согласно «сценарию» того праздного существования, к которому привык. Оскар поступает жестоко (осознанно ли?) и безнравственно по отношению к влюбленной в него еще молоденькой девушке. Но… привычная игра в «прогоняние» не получается — Мими слишком и болезненно к нему привязалась.

    Потрясает один их диалог, когда Оскар снова просит оставить его, уйти… Мими (захлебываясь слезами): «Я люблю тебя, я хочу быть с тобой, хочу от тебя детей… Скажи, что я сделала не так? Скажи…» И Оскар равнодушно отвечает: «Ты ничего не сделала… Ты просто есть…»

    Сцена говорит о многом… Точнее, обо всем — страсть Оскара удовлетворена, жажда новой плоти вспыхнула с яркой силой. Он ее больше не хочет… НЕ ХОЧЕТ!

    Начинается самая сложная и драматичная часть фильма. Оскар описывает Найджелу, как он «ломал» и издевался над Мими. А затем, ситуация в корне меняется — приходит ее черед взять реванш над своим мучителем…

    … Но чтобы в картине не происходило дальше (Оскар парализован, Мими ухаживая за ним, пытается поставить несчастного на свое место, когда она была в таком же беспомощном, жалком положении…)- даже сломленная и униженная она все равно любит этого больного душой и телом человека… Любит большой и больной любовью. Иначе как бы можно было терпеть все это?

    Трагическая развязка фильма очевидна изначально — главные герои обречены погибнуть. Это ясно еще с первых слов в кадре героини Эмманюэль Сенье. Могла бы картина по-другому закончиться? Конечно, можно поразмышлять на тему «а вот если бы…». Размышляет человек способный ДУМАТЬ, и поступать по-другому, нежели герои данной драмы. Да и факт остается фактом — все Великие и Бескрайние Любовные Истории (страстные, романтические и т. д.) чаще всего заканчивались грустно.

    Исследовать потаенный Мир Чувств или Душ каждого человека — целая наука, и она никак не связана с Миром Кино, поэтому и писать длинные научные трактаты по поводу душевных порывов, совершенных поступков и проч. Оскара и Мими — не уместно, да и ненужно здесь. Просто ПЕРЕЖИВ это Кино я вновь осознала одну вещь — чем увлечение экзотичнее и сильнее — тем и дороже платить приходиться своим душевным покоем и жизненной Силой… Тот, кто сумеет остаться после страсти несломленным и переживет ЭТО всецело испепеляющее чувство — приобретет бесценный опыт, радость новой Жизни и станет Сильнее. Но это уже совсем другая История…

    18 июля 2012 | 20:49

    После этого фильма я окончательно понял, что Роман Полански — не «мой» режиссер, т. к. ни в «Ребенке Розмари», ни в «Горькой Луне» я не увидел ни капли гениальности или таланта, а то, что этот режиссер может лучше видно по его короткометражке в сборнике «У каждого свое кино».

    Данная же картина представляет из себя совершенно невразумительную эротику с элементами драмы, хотя назвать драмой сие творение у меня язык не поворачивается. Ну не верю я, не верю в чувства главных героев!Да и какие чувства могут быть у молодой нимфоманки и мужчины, явно переживающим кризис среднего возраста и пытающимся избавиться от этого путем спаривания со всеми лицами женского пола. Вполне естественно, что встретившись, эти два кадра поначалу не вылезают из постели, но вскоре простой секс им наскучивает и они решают заняться садомазохизмом, причем обычных игрушек им маловато, они хотят испытать еще более сильные ощущения и начинают так издеваться над друг другом, что только, извините меня, извращенец, способен увидеть в этом любовь. Но и это еще не все, так как до крайней степени тупости Оскар и Мими доходят тогда, когда решают вовлечь в свой убогий, зацикленный сугубо на плотских потребностях мирок супружескую пару, переживающую кризис. В итоге, весь этот фарс вылился в настолько идиотский финал, что я не выдержал и громко выругался.

    В итоге, что же мы получаем на выходе?Неумелый эротику, где действительно эротичными были только танцы, с претензией на гениальность и драму.

    Даже единицы жалко.

    1 из 10

    7 февраля 2011 | 17:17

    «Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — сказал однажды русский классик, и за сто с лишним лет в его словах никто не усомнился. А с наступлением 20 века окрыленные неограниченными возможностями фрейдовкого психоанализа писатели и режиссеры, словно соревнуясь, бросились подтверждать истинность этой догадки, изощряясь в многочисленных сюжетных вариациях. Одна из таких попыток завершить тему «несчастливой семьи» принадлежит известному режиссеру Роману Полански, который в своей экранизации произведения Паскаля Брюкнера «Горькая луна» дошел почти до самого дна того мрачного омута, в который может превратиться совместная жизнь двух людей, некогда испытавших обоюдную страсть.

    Оскар — свободный писатель, сорокалетний, обеспеченный и праздный, тщетно и мучительно мечтающий о литературной славе, однажды осенним днем в автобусе встречает Мими — девушку «в белых теннисных туфлях», которая с первого взгляда поражает его сочетанием «свежести, детской наивности и зрелой сексуальности». И тот самый магический любовный напиток, который некогда поразил сердца Тристана и Изольды, сковав их непреодолимой страстью, оказал свое роковое воздействие и на героев нашего фильма. Двадцатилетняя Мими доверчиво открывает себя цинично умному и более опытному Оскару, а он, как искусный скульптор, лепит из этой мягкой и податливой глины свое подобие, придавая черты порочности и предельного гедонизма. Их недолгая связь, скрепленная лишь жадной ненасытностью, вскоре могла бы исчерпать себя, но, подогревая уже угасающую чувственность, они незаметно переступили ту черту невозврата, за которой начинается взаимное внутреннее разрушение, то, что лишает будущего и обесценивает прошлое,«размывает личность». Эта тема, когда через извращения плоти искажается душа и люди приобретают наркотическую зависимость друг от друга, достаточно близка современному кинематографу. И далее в столь жестокой попытке Оскара разорвать их отношения, кроме привычной пресыщенности и эгоцентризма, чувствуется еще и животный страх самозащиты, последняя возможность «сохранить хоть немного достоинства» и в конечном итоге просто выжить. Но Мими не понимает этого, она не ощущает болезни, потому что слишком неопытна, молода и думает, что любит его. И по сути, ее дальнейшая месть — это лишь форма сочленения их в единый организм, этакую Сциллу, стремящуюся лишь к ненасытному поглощению все новых удовольствий. Между супругами возникает особая связь — смесь болезни, ненависти и общей тайны посвященности в глубины порока, миазмы которого они распространяют вокруг себя.

    Эту историю Оскар, теперь уже калека, прикованный к инвалидной коляске, рассказывает молодому англичанину Найджелу Добсону, в замкнутом пространстве маленькой каюты. Его повествование отличается такой шокирующей откровенностью и столь аморально притягательно, что завороженный слушатель вот уже третий раз приходит сюда, чтобы, содрогаясь от омерзения, все же ловить каждое слово этой циничной исповеди. Найджел и Фиона — обыкновенная супружеская пара, решившая отметить семилетнюю годовщину своей свадьбы поездкой в морской круиз. Их брак уже перешел в ту стадию отношений, когда первоначальные чувства охладевают и привычка, вступая в свои права, заменяет собой подлинную глубину переживаний. Попросту говоря, этот союз в любую минуту готов распасться под влиянием обстоятельств, к чему не прочь приложить руку их более искушенные учителя Оскар и Мими, которые, погибая сами, готовы передать свою болезнь и другим.

    Но этот во многом линчевский мотив распространения зла как «заразы» и порчи в фильме неожиданно пресекается, невольно заставляя думать о как всегда внезапном появлении «машинного бога», который вдруг разрешает финальную ситуацию буквально на ее пике. А затем все четко расставляется по своим иерархическим местам, в чем, безусловно, угадываются режиссерские приоритеты всего смыслового пространства картины, которые оказываются так же вечны в своей традиционности, как и просты. «А вы уже позаботились о будущем?» — указывая на свою дочь, спрашивает пассажир-индиец — таинственный ангел-хранитель семьи Добсонов. Оскар и Мими убивают своего неродившегося ребенка, буквально и символически лишая себя всякой надежды. Они в полной мере вкусили всю горечь плодов познания добра и зла, цена которого — жизнь. Но своим примером они невольно дают жестокий и болезненный урок Найджелу и Фионе, которые еще способны сохранить свои души и быть вместе, если смогут в конце концов осознать, каким уникальным даром являются друг для друга. Это фильм о хрупкости и ценности человеческих отношений, о том, как легко их разрушить и сколь страшна бывает расплата за поруганную любовь…

    Но, может быть, именно этот элемент ненавязчивого, но явно проступающего авторского дидактизма и лишает отчасти картину подлинной трагической глубины, заменяя гибкость линий четкостью конструкции. И в этом смысле Роман Полански чем-то напоминает своего чопорного английского героя — он все же так и не посмел узреть ужасный лик «страдающего бога» безумных гениев, вовремя обратившись к целительному и чарующему воздействию волшебной лиры златокудрого Аполлона.

    10 октября 2013 | 14:43

    По-настоящему красивое кино.

    И интересное.

    Почти с первой минуты цепляет и держит до конца.

    Круговорот эмоций и фантазий завораживает.

    А на что ты готова пойти, чтобы остаться с любимым? И можно ли звать любовью то, что по сути является неизлечимой болезнью: желание, чтобы об тебя вытирали ноги. И чем более изощренно, тем лучше. Самоуничижение возведено в абсолют, доведено до критической точки. Намеренно. Чтобы зрителю стало противно и мерзко. Так вот, художественными приемами, Полански нам же самим предлагает нырнуть поглубже к себе внутрь: что-де там творится?

    Питер Койот просто прекрасен. Эдакий Печорин капиталистического мира, наполнивший свою жизнь иллюзиями счастья.

    Великолепна молодая пара с Хью Грантом. Как четко прорисована дыра в их отношениях при внешнем подобии стабильности и гармоничности. Молодая жена мечтает о детях и умопомрачительном сексе, он — чтоб ему не конопатили мозги. И еще — о страсти. Которую он не испытывал никогда. Не положено. Слабость — для вышколенных джентельменов. Не случайно герой Питера и отыскивает среди сотни туристов на корабле именно эту скучающую семью.

    А насколько показательным является эпизод с горячими танцами двух роскошных женщин посреди волнующегося моря???

    По-моему, фильм — вкуснейший. Неясно, почему у него такой невысокий рейтинг

    9,5 из 10!

    23 декабря 2011 | 17:54

    Мне не понять, как можно было скучать при просмотре этого фильма. Все работы Полански по-своему интересны и эта не стала исключением. Очень красивый и завораживающий фильм с превосходным актерским составом.

    Банальный с первого взгляда сюжет, но благодаря руке великого маэстро, фильм становится шедевром! Еще совсем молодой Хью Грант играет типичного англичанина, вполне довольного своей размеренной жизнью, пока на его пути не появляется эта странная парочка Оскар и Мими. Оскар, прикованный к инвалидной коляске, начинает рассказывать ему свою историю любви. Красивую и печальную одновременно.

    Что делает с людьми страсть? Их не интересовало ничего кроме секса и вскоре уже стало понятно, что между ними нет ничего общего.

    И когда Мими буквально стояла на коленях перед Оскаром и просила его не бросать ее, начиналась самая грустная часть истории.

    Эммануэль Синье — яркая актриса с нестандартной фигурой и естественной актерской игрой. Настолько искренне она выглядит на экране, что невольно проникаешься к ее героине сочувствием. Питер Койот со своим взглядом шакала, от которого мурашки идут по телу, удачно вписывается в образ постаревшего кобеля.

    Все действие смотрится на одном дыхании. Очень качественная работа мастера.

    10 из 10

    13 сентября 2008 | 18:45

    Любовь, сексуальность, желание обзавестись потомством. Эти скрытые интимные стороны человеческой психики проявляются в контакте с другим человеком.

    Не заводя потомства, без особой любви заниматься сексом и все время расширять свои сексуальные фантазии — очень даже неплохой вариант для… писателя мужчины-интеллектуала, но не для женщины, не блещущей интеллектом, но у которой любовь, сексуальность и природное предназначение иметь детей — все три компонента просто плещут через край!

    А бывает и так, что ни особой любви, ни секса, ни детей. Внешне благополучная семья, а в голове у каждого из супругов бушуют нереализованные желания — это вторая пара героев фильма.

    Любовь и секс человеку нужны не только для продолжения рода. Оставить потомство можно и без них — так делают животные, но для человека — пожалуй, это самый плохой вариант.

    Фильм об этих компонентах человеческой природы на примере двух разных супружеских пар снят маэстро Полански просто мастерски! Отличный фильм, смотрел его неоднократно.

    Особую прелесть фильму придают легкая ирония и сарказм повествования. Кульминационные сцены непроизвольно вызывают у меня смех сквозь слезы при каждом просмотре. А концовка-то фильма получилась весьма поучительная!

    10 из 10

    31 июля 2006 | 10:30

    Как бы хотелось вновь пережить то самое чувство, которое переживает герой в начале повествования. Это слепая страсть, это эйфория, это потеря сознания и прямое кровоизлияние в мозг… Ни с чем не сравнимые, ни на что не похожие только свои, и этим бесценные чувства пробуждает этот фильм.

    Роман прямолинеен и жесток. Он действует не оглядываясь, раскрывая перед нами героев с той стороны, с какой многие побоялись бы. Он не боится показывать беспомощность, такой какая она есть. Не дав ей и толику надежды, заставляя сопереживать нас за судьбы героев, вызывая нас на эмоции, тем самым притягивая нас к экрану до конца повествования.

    17 мая 2013 | 16:34

    «Как же все они отвратительны!» — подумалось мне сразу после просмотра этого фильма. Все герои, утонувшие в собственной ненависти, желании причинить как можно больше боли, крайне неприятны, только Фиона более-менее положительна. «Горькая луна» — фильм откровенный, психологический, глубоко драматический, местами тяжеловатый, но такой правильный!

    У героев не было ничего общего, кроме всепоглощающей, животной страсти, желания. Секс был единственной точкой их соприкосновения. Но, как мы может убедиться, не уедешь далеко на страсти и безумном влечении. Страсть разрушает, убивает все наклевывающиеся положительные чувства, сметает все на своем пути. Ах, как точно показано пресыщение: надоела — пошла вон. Это удивительно, но так в жизни часто бывает. А мы, женщины, нередко стараемся не потерять мужчину любыми способами, пусть даже и унижаясь, превращаясь в мазохисток. Вот уж точно яркий, показательный пример того, как нельзя себя вести с мужчиной! Нельзя доводить себя до такой степени, это ужасно. А Он, видя, как ей плохо, старается уколоть еще больнее, втоптать в грязь. Но однажды Она оказывается отомщенной: то ли Бог вмешался, то ли просто Случай, но теперь измываться над ним начала Она. Причем в какой-то мере даже извращеннее, чем он в свое время. В итоге два этих препротивнейших товарища сыграли свадьбу, поняв, что вместе им быть на роду написано (ясное дело, таких субъектов поискать еще надо, чтоб любили издеваться друг над другом и получали удовольствие от этого). Но все равно ничего не вышло. Как говорится в одном небезызвестном фильме «в общем, все умерли». Вот так, братцы! Это настоящая трагедия людей, которые так и не научились прощать и любить. Одно радует, что Найджел и Фиона образумились. Кто знает, может, и детей в скором времени заведут…

    Крайне неприятное впечатление от героев фильма, но как потрясающе талантливо сыграли актеры! Шикарно, так жизненно, так драматично! Высший балл за актерское мастерство, за сюжет, за чарующую музыку. Фильм «Горькая луна» является учебником того, как нельзя поступать ни в коем случае и мужчинам, и женщинам. Великолепный урок, в котором мы видим, как может закончиться когда-то красивая история. Браво, Роман Полански, очень сильный фильм запомнился и информация, в нем содержащаяся, будет принята в сведению. Обещаю!

    10 из 10

    25 августа 2010 | 15:30

    Однажды Хью Грант, Эмманюэль Сенье, Питер Койот и Кристин Скотт Томас собрались вместе на лайнере, рассекающем по волнам Средиземного моря. На их беду у штурвала оказался Роман Полански. Что уже не предвещало ничего хорошего, да и погода начала портиться сразу после того, как супружеская пара (Грант — Скотт Томас) встретилась с коварной обольстительницей (не Койот).

    Построение фильма таково, что Оскар (Питер Койот) рассказывает о своей нелегкой парижской жизни Найджелу (Хью Грант). Повествование прерывается на самых извращенских и шокирующих местах. В этих паузах происходит немного интересного, что заставляет сильнее ждать продолжения. Фильм, начинающийся как скучная история странной любви, по ходу набирает обороты и развязка способна поразить любого зрителя.

    Картина порождает два вопроса, на тему которых можно порассуждать. Первый из них — что связало Оскара с Мими (Сенье). Ответ прост и на поверхности — то самое чувство, Любовь. Но таких примеров отношений даже в кино, даже в самом что ни на есть авторском, немного. Как и положено все началось со страсти. Необузданной, выходящей за все возможные моральные рамки. Вылилась она до дна, как и должно было случиться при таком неумеренном потреблении. И в Оскаре осталась только усталость, желание свободы, жажда чего-то нового и пробудившиеся садистские наклонности. Мими же непостижимым образом настолько привязалась к своему мучителю, что не смогла покинуть его, несмотря на все испытания. И месть за ее унижения была страшна. Но друг друга они стоили и, несмотря на всю странность истории, все логично.

    Второй, более важный и интересный вопрос — зачем Оскар решил рассказать это незнакомому человеку? То есть, зачем Полански снял этот фильм? И тут ответ довольно очевиден, но поразмышлять на тему может быть любопытным. Решив окончить свой путь, пара не могла не поделиться своим опытом с миром. Такую историю, пусть и неприятную для множества ушей нельзя было унести с собой. Почему на роль жертв выбрали именно этих двоих? На самом деле других кандидатов, на судне похоже не было. Но пара Найджел — Фиона подходила идеально. Супруги с семилетним стажем уставали друг от друга. И, хотя их совместная жизнь не была и на тысячную долю такой же бурной как у Оскара с Мими, но она в чем-то схожа. Для них эта история может стать освежающим фактором, сближающим, спасительным. Этот опыт, как ни сложно его на первый взгляд применить на практике, должен стать полезным уроком для многих. Правда, индивидуальные подробности лучше сразу отбросить.

    Рассказывая о фильме, интерес к которому должны поддерживать задействованные актеры, нужно упомянуть и о их работе. И тут на самом деле не все гладко. Хью Грант обычен. В роли слабовольного и как минимум в желаниях своих неверного супруга, особого впечатления он не оставляет. О Кристин Скотт Томас сказать, по сути, тоже нечего, как и вспомнить, помимо ее танца с героиней Сенье, где она выступила ярко. Эмманюэль произвела более благоприятное впечатление, но достойна ли ее внешность всех розданных эпитетов — вопрос спорный. Питер Койот хорош в эпизодах настоящего, где он ведет свой рассказ, где он уже ироничен, циничен и полон ненависти. В роли героя-любовника он не так убедителен.

    «Горькая луна» навряд ли способна понравиться большому количеству зрителей. Любителям извращенных любовных историй и фанатам скандального творчества Романа Полански рекомендую.

    17 декабря 2011 | 15:38

    Со времен Стэнли Крамера новогодний бал на океанском корабле, с его подразумеваемыми замкнутым пространством и изолированностью от внешних воздействий, ассоциировал персонажей действа с марионетками вертепа, причем одна из марионеток могла начать играть роль кукловода, а развертывающееся повествование, в словах ли, в образах ли, с иронической авторской дистанции получало характер святочной побасенки.

    История, рассказанная Романом Полански, странная, пугающая, щекочущая острием стилета в солнечном сплетении. История, рассказанная Питером Койотом Хью Гранту на узнаваемом новогоднем «корабле дураков». Тут нет ни тени морали, социального детерминизма, глубокого философско-психологического смысла — только обнаженное влечение, переходящее в униженное раболепство, скуку, раздраженность, садизм, манию, болезненную неспособность расстаться, ненависть, насилие, сначала это произошло с ним, потом с ней, но они закончили одним и тем же, стали узниками один другого, куклами, способными только разыгрывать драму своего прошлого, которое превратило его в инвалида, но лишило и ее возможности двигаться по жизни самостоятельно. Она может уйти, но снова, как на пружинящей нити, окажется рядом с тем, кого сделала калекой: полный симбиоз, уже похожий на механическую связь. Фактически они устрашающим образом стали одним человеком, как в персонаже Максимилиана Шелла стали одним человеком нацистский истязатель и выжившая жертва в фильме «Человек в стеклянной будке». У них исчерпана даже злоба, чтобы мучить друг друга, от писателя не осталось ничего, кроме его собственной биографии, от красивой женщины ничего, кроме ее усталости возле него — она «прекрасна в этом мезальянсе, какой бывает только женщина без тени». Лето с безоблачными, знойными полднями и роскошными теплыми лунными ночами навсегда остановилось в их жизни, но остановка времени — это остановка сердца.

    А вот молодым персонажам Гранта и Кристин Скотт Томас казалось, что их супружество немного одрябло, но все исправит путешествие на корабле — крамеровском, мы сказали, но нет, еще раньше, в немом кино «Дикие орхидеи» Сидни Франклина с Гретой Гарбо корабль стал сценой, где обмякшие матримониальные узы подверглись экзотическому нападению. Круизный лайнер — любимая кинематографическая ловушка для супругов. Однако отнюдь не пытаются подсказанной изменой оживить затухающие чувства героев Гранта и Скотт Томас странные спутники в исполнении Койота и Сенье. Из своего инвалидного кресла персонаж Койота, как будто руководящий флиртовыми маневрами героини Сенье, заставляет молодого супруга выслушать омерзительную и волнующую «рождественскую сказку», с мнимым финалом «и стали они жить-поживать». Эта сказка, в сопровождении манипуляций Сенье, лишь доносит до молодой пары весть о выборе. И выбор Полански очерчивает недвусмысленно: можно добавить пряных, дурманных, двусмысленных ощущений, эдаких чувственных стимуляторов — и двое окажутся на пути, последнего рубежа которого достигают более зрелые любовники на их глазах, а можно расстаться, чтобы никогда не прийти к этому ужасному финишу. Рассказчик Койот предупреждает и заманивает. Рассказчик Полански говорит, что у дилеммы два ответа, и один, похоже, воплощает Скотт Томас, подхватывая брошенный мячик любви-игры, любви — лабиринта мучений, а другой предстоит принять телятине-Гранту. Конечно, есть и надежда, что возможен «правильный» выбор «нормальных», добросердечно-нежных отношений, с немаловажным привеском в виде общего ребенка, но нам кажется, что такую наивную надежду после встречи с парой Койота и Сенье питает только Грант «по причине общей волоокости», а на деле эта надежда — только откладывание выбора на завтра.

    Но слишком ярким и пикантным, слишком трагически-болезненным и завораживающим выглядит искушение пройти по темному пути порочных радостей, опрокинутых моральных догм к убийственной свободе опустошенных душ. Неслучайно мы вспомнили «Человека в стеклянной будке». В последующем фильме «Девушка и смерть» Полански озвучит вслед за Кавани парадокс — жертва прощает палача, только если палач помогает ей восстановить подлинность ее прежних кошмарных ощущений, разъедаемую рутиной памяти. Пережитая травма никогда не отпустит обоих, пока не будет пережита вновь, пускай посредством перемены ролей. И даже пережитая, она останется — как не смогли отказаться от прошлого персонажи Койота и Сенье, хоть и нанесли каждый другому безжалостные удары, как для персонажей Гранта и Скотт Томас почти неизбежно повторение этого прошлого, жестоко вторгнувшегося в их настоящее, слившегося с ним. Шубертовский струнный концерт еще прозвучит, напоминая своим резким бегом смычков о встрече «девушки» и «смерти».

    10 из 10

    22 июля 2012 | 11:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Знаменитый кинорежиссер более 30 лет не может въехать на территорию США и Великобритании из-за так и не закрытого дела, тянущегося со второй половины 1970-х годов. Тогда Роман Полански был обвинен в совращении 13-летней фотомодели Саманты Геймер. На днях классик прибыл на Цюрихский фестиваль, чтобы получить приз за свой вклад в кинематограф, где его 26 сентября и арестовали местные полицейские. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    190.ИллюзионистThe Illusionist8.132
    191.Я – СэмI Am Sam8.131
    192.Поющие под дождемSingin' in the Rain8.130
    193.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.128
    194.Золотая лихорадкаThe Gold Rush8.128
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.83%
    32.МордекайMortdecai92.76%
    33.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.70%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.64%
    35.ДракулаDracula Untold92.51%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Всё о СтивеAll About Steve44
    Поддубный56
    Последняя надеждаBlack17
    Любовь в словах и картинкахWords and Pictures1
    ПревосходствоTranscendence200
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.403
    ПосвященныйThe Giver6.983
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.750
    Типа копыLet's Be Cops6.909
    Если я останусьIf I Stay7.266
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры