всё о любом фильме:

На исходе дня

The Remains of the Day
год
страна
слоган-
режиссерДжеймс Айвори
сценарийРут Правер Джхабвала, Кадзуо Исигуро
продюсерДжон Калли, Исмаил Мерчант, Майк Николс, ...
операторТони Пирс-Робертс
композиторРичард Роббинс
художникЛучана Арриги, Джон Ральф, Дженни Беван, ...
монтажЭндрю Маркус
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  5.59 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время129 мин. / 02:09
Номинации:
Стивенс — образцовый английский дворецкий, который всю жизнь провел в старинном поместье. Он отдал свое сердце беззаветному служению, и нет ничего, что может заставить его изменить долгу. Неожиданно привычное течение дней нарушается, когда в поместье появляется новая экономка, мисс Кентон.

Стивенс пытается скрыть глубокие чувства к этой женщине, но ни вековая традиция, ни священные обязанности не могут остановить вспыхнувшую любовь. И лишь теперь, на закате дней, преданный дворецкий открыл для себя тот единственный идеал, который достоин истинного служения…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
37 + 1 = 38
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Трейлер 02:19

    файл добавилkindeer

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Чопорный дворецкий Стивенс в поместье лорда Дарлингтона словно отгораживается от самой действительности, посвятив себя без остатка беспрекословному и бездумному служению своему господину, пусть и называемому им по-современному, по-канцелярски — «наниматель». Но ничего не остаётся «на конец дня» — для частной жизни: ни романа с мисс Кентон, экономкой; ни сочувствия к престарелому отцу, помощнику дворецкого, со смертью которого будто издаёт последний вздох пришедшая в упадок эра просвещённого монархизма цивилизованной имперской политики, а также сохранявшихся веками аристократических ритуалов и респектабельных нравов знати. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 25 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сменив трепет виртуального первопроходца на уверенную решимость графоманствующего кинолюбителя, приступаю к попытке написания очередного отзыва на очередной фильм. С той лишь оговоркой, что, как ни странно, доселе страница фильма на «русском imdb» не была избалована зрительским мнением, а потому речь идет об очередном моем отзыве. Ну, а сам предмет внимания совсем нельзя назвать «очередным» в значении обычный, проходной, не запоминающийся. Постараюсь не заработать таких ярлыков и к своему комментарию.

    Пожалуй, не буду пересказывать сюжет, но походя отмечу, что прилагающийся к лицензионному российскому изданию синопсис хоть и близок к правде, но прямолинеен и безыскусен донельзя. Хотя, передать сухими словами все полутона и оттенки данного произведения кинематографического искусства — задача не из легких.

    Назвать «На исходе дня» простой историей любви в непростых окружающих условиях — это, по меньшей мере, нелепое заблуждение. Фильм выше этого, он тоньше и глубже. Здесь правят бал недосказанность и светлая грусть о былом.

    Но давайте поговорим о более земных вещах. Для общего развития, несомненно, стоит уделить немного внимания пресловутым режиссеру и актерам. После чего нельзя будет не сказать о сопутствующих премиях и наградах. Итак, кто же они, обладатели основных трех из общих восьми номинаций на премию Оскар? Правда, ни одна из них так и не была получена — не повезло с соперником в лице «Списка Шиндлера».

    Троекратный оскаровский номинант, до «The Remains of The Day» с картинами «A Room with a View» и «Howards End», Джеймс Айвори в режиссерском кресле, да великолепные Энтони Хопкинс и Эмма Томпсон перед камерой. Айвори филигранно управляет, Хопкинс и Томпсон вдохновенно исполняют. В общем-то, больше и не о чем рассказывать: поклонникам качественной режиссуры и самозабвенной актерской игры выше написанных тезисов будет достаточно. Россыпь номинаций, не забываем о Спилберге, в различных категориях на различных кинофорумах — лишние аргументы «за».

    Кинолента подается с периодическим использованием закадрового нарратива, обозначающего чтение писем главных героев друг к другу, а также сопутствующих, зачастую довольно продолжительных флэшбэков на «двадцать лет назад». И, наверное, именно события давно минувших дней занимают основную часть сюжета.

    Нехватку в динамике, которая, впрочем, там совершенно ни к чему, фильм компенсирует удивительно правдоподобной атмосферой, подчеркнутой с первых кадров очаровывающей музыкой, восхитительными интерьерами и видами истинно английских поместий.

    В картине Айвори немало места отведено политике: фоном к «истории взаимоотношений дворецкого и экономки» служат события вокруг сомнительных прогерманских решений лорда Дарлингтона. Поместье лорда — оплот настоящей Британии. Здесь все, от последнего конюха до самого хозяина, пленники Порядка и Традиций. Здесь живет и трудится потомственный дворецкий Стивенс, чей образ раскрывается через отношения с престарелым, прослужившем на аналогичной должности 54 года, отцом, с новой, ставшей незаменимой в хозяйстве экономкой.

    На втором плане с разной степенью эпизодичности мелькают средневозрастные Кристофер Рив и Хью Грант, а также совсем молодые и мимолетные Бен Чаплин и Лена Хиди. Своими в меру страстными партиями они разбавляют внешнюю чопорность и спокойствие главных действующих лиц в исполнении Хопкинса и Томпсон. Но у мистера Стивенса и мисс Кентон все главные эмоции внутри, и остается лишь восхититься самообладанием героев, а также необыкновенным талантом воплотивших их образы актеров, сумевших и в гриме «20 лет спустя» донести до зрителя всю гамму их внутренних страстей, всю глубину и грусть отношений.

    25 марта 2009 | 18:24

    Gentleman will walk and never run (Sting — Englishman in New York)
    Сколько бы он ни желал, сколько бы к ней ни тянулся — не будет он ею
    владеть, красотой и любовью мира! (Дж Голсуорси, Сага о Форсайтах)


    На самом деле, фильм намного лучше, чем кажется на первый взгляд. Восемь номинаций на Оскар, пусть он и проиграл все до единой Списку Шиндлера — фильм, тем не менее, оставляет послевкусие и заставляет вернуться к нему во второй и в третий раз. Заметить то, что ускользнуло во время первого просмотра — как прячет верный себе Cтивенс подгоревший тост в карман в финале этой истории. Kак похоже на своего отца он сутулится с возрастом. Становится понятно что история идет по кругу — еще чуть чуть и он сам будет спотыкаться, доставляя подносы с чаем, и скоро будет разжалован — сначала из butler в underbutler, а затем и вовсе сослан в крошечную комнатку наверху доживать свой век

    Стивенс — в чем -то ничуть не менее гениальное творение сэра Энтони, чем культовый Ганнибал Лектер. Tак и хочется обратиться к Стивенсу -Хопикнсу словами Лектера -Хопкинса — «Вам следует поучиться получать больше удовольствия от жизни!»

    Стивенс — это посредственность, чопорность и благоразумие, подчиненность этикету, условностям, которые его держат сильнее любых запоров. Он — домашний эльф, которому сколько шапки ни шей, ему служение милее в сто крат любой свободы.

    Свою (не говоря о чужой) приватность он охраняет с какой-то прям девичьей стыдливостью и не откроет своих чувств никому, даже если его будут об этом практически умолять. Даже если сама ситуация будет требовать от него раскрыться, он лишь произнесет что- нибудь вроде «Мясо будет на обед милорд» и сбежит к своим серебряным ложкам.

    Лишь один раз он «прокалывается» и говорит вслух будущему мужу мисс Кентон — я пропаду без нее. Но тут же спохватывается и добавляет, что на хорошей экономке подчас держится весь дом.

    Все мы знаем, как Хопкинс виртуозно владеет голосом, как умеет то растягивать слова с издевкой («people will say we are in lоооve»), то наоборот — чеканить их, словно выстреливая каждую согласную («He coveTS!», «Эф Би Ай!), как умеет подпускать в него то бархат, то сталь приказа.

    Здесь как у его героя, по сути, нет индивидуальности — так нет и голоса у Хопкинса — он разговаривает приглушенным отрывистыми фразами c жутким британским акцентом, повторяя как шарманка вежливые, приличествующие моменту слова — «да сэр», «нет сэр», «не угодно ли вам», «прошу меня извинить», «если вас не затруднит», «при всем моем почтении»…

    А может, и нет там никаких чувств? Может, бедная мисс Кентон напрасно ищет темную кошку в темной комнате, которой там нет? Может, действительно у этого человека вместо сердца — счетоводная книга, а вместо крови — жидкость для полировки серебра?

    О нет — конечно, он чувствует! Но Стивенс так зажат в свои представления о приличиях, в броню долга, что даже в самые критичные минуты — смерть отца и сообщение о замужестве любимой женщины — мы лишь по глазам, да чуть сгорбленным плечам догадаемся, что ему плохо. Hа тревожный вопрос молоденького Хью Гранта — все ли в порядке? — он натянуто улыбнется и скажет: «Все прекрасно, сэр, просто немного устал, должно быть».

    В кульминационной сцене борьбы за книгу (о, сэр Тони, Bам следовало больше сниматься в любовных мелодрамах!) очевидно, что ему так хочется прикоснуться к ней, сдаться под ее натиском, стать счастливым и сделать счастливой ее. Но как может он — столько раз предупреждавший молоденьких служанок от романов с мужчинами — вдруг сам сделаться этим «мужчиной»? И он говорит прямо противоположное тому, что думает — «Я прошу вас — пожалуйста(!)- не беспокойте меня в столь редкие минуты уединения»

    Стивенс — это все хорошее и все плохое, что есть в англичанах. Своей узколобостью, ханжеством, приверженностью заведенному раз и навсегда порядку они подчас упускают саму жизнь. Иногда следует дать волю чувствам — швырнуть вазой, выругаться, выпустить пар. Но они лишь произнесут очередную ничего не значащую вежливость и заведут разговор о погоде.

    Но в достоинстве, чувстве долга они и почерпнут силы в часы испытаний и поражений. Они — как по отдельности, так и всей нацией — соберут себя по кусочкам снова и снова, потому что иначе неприлично.

    И можно долго рассуждать, что Стивенс — дурачок: он упустил прекрасную девушку ради служения невесть чему, он растратил свою жизнь на то чтобы содержать в образцовом порядке чужую.

    Но ему не в чем и упрекнуть себя — он делал то, что должен был, к чему обязывал его статус в этом доме.

    Он не женился на мисс Кентон, не зажил с ней долго и счастливо. Но он и не скомпрометировал ее, не поставил ее и себя в неловкое положение, не устроил сцену.

    Тот самый категорический императив Kанта — поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать всемирным законом.

    Куда скатится мир, если все начнут жениться на экономках? Ведь некому станет подавать чай!

    Поэтому улыбаемся и машем. Просто помнить долг. Овсянка, сэр

    По десятке Энтони Хопкинсу и Эмме Томпсон, а также за прекрасную операторскую работу и музыку

    За некоторую схематичность всего остального — 7

    9 из 10 

    за все вместе

    8 апреля 2013 | 01:54

    Номинированный на 8 основных «Оскаров» и, к несчастью, не получивший ни единой статуэтки, «На исходе дня» Джеймса Айвори по праву считается образцовым историческим исследованием британской психологии. Может показаться парадоксальным, что лента снята американцем по сценарию немецкой еврейки Рут Проэр Джабвалы, которая перенесла на экран японский роман Кадзуо Ишигуро, но центральный для фильма конфликт между долгом и чувствами известен всем этим и многим другим народам.

    Создатели картины лишь рассмотрели его на примере другой культуры, потому что, иногда чтобы взглянуть в глубину, нужно смотреть со стороны. Поначалу картина кажется «заторможенной» и излишне медитативной, но затем понимаешь, что только так и можно раскрыть внутренний мир героев — гротескный, не всегда адекватный здравому смыслу, но, безусловно, яркий и запоминающийся. Автор педантично раскладывает по полочкам происходящее в доме, и мы, сами не понимая как, вместе со Стивенсом поселяемся в поместье, вдыхаем запахи старой кожи и красного дерева, размышляем о том, что такое опыт, любовь и верность традициям… И почему Хопкинса помнят как доктора Лектера, если старый дворецкий — намного более сильная работа?

    В фильме переплелись мелодраматичные, социальные и политические мотивы и этот коктейль надо пить медленно и вдумчиво, не торопясь — только тогда удовольствие гарантировано.

    1 января 2010 | 03:03

    Британцы — это холодность, сдержанность, чопорность. Они хранят молчание в транспорте, не повышают голоса в общественных местах, не целуются на улицах. Они уравновешенны, степенны, любят дом, сад, спорт, клуб, чай и домашних животных. Британцы — это сельский пейзаж, твидовый костюм, трубка, палисадник и камин. Это орфография английского языка, левостороннее движение транспорта, технология варки эля и изготовления виски. Это традиции, консерватизм, особое чувство юмора и любовь к абсурдизму, странная привычка шутить над тем, что их окружает, при этом не выказывая непочтения. Удивительный такт. Снисходительность, гордыня, надменность, остаток имперских амбиций, их колониального наследия, когда флаг Британской империи развевался над четвертью суши. Это стремление к свободе, уважение к частной собственности, крайний индивидуализм, предприимчивость и трудолюбие; это критичное относиться к политике, острые, частые споры в Гайд-парке. Это Ла-Манш, узкая полоска воды между континентом и Британскими островами — ров, защищающий «остров-крепость» от захватчиков и охраняющий особую английскую ментальность. Не понимая англичан, их невозможно полюбить. Не любя, невозможно понять.

    Вот почему картина Джеймса Эйвори, трогательно почитающего все британское, за пределами туманного Альбиона сегодня многими останется непонятой. Покажется скучной, затянутой, холодной, бессюжетной. Почему? В ней слишком много истинно британского. Слишком много фона в отсутствии героев на переднем плане. Слишком много атмосферы в отсутствии событий. Слишком много разговоров о политике в отсутствии конфликтов, действ и происшествий. Слишком много едва заметных намеков на любовь в отсутствии объятий и признаний. Слишком много красноречивого молчания и бесед на отвлеченные темы. Слишком много «благодарю», «вы так добры», и «берегите себя». Это скорее живопись, нежели фильм. Серия гравюр из жизни обитателей старинного английского поместья в преддверье Второй мировой войны, а жизнь эта — удивительное переплетение судеб хозяев «Дарлингтон-холла» и его прислуги во главе с преданным потомственным дворецким.

    «Остатки дня» — это история двух мужчин, работодателя и слуги, написанная для каждого своими кистями и красками, но, по иронии, одного метафоричного содержания. Дворецкий Стивенс — добровольная собственность Дарлингтон-холла. Сервировка стола, полировка серебра и подготовка к банкетам служат своеобразной призмой, сквозь которую Стивенс смотрит на мир, ограничивая его для себя хозяйственной жизнью поместья, в то время как история буквально вершится у него перед носом — лорд Дарлингтон принимает у себя сильных мира сего, дипломатов, чиновников, министров. Но слышит ли он разговоры, при которых присутствует? Нет. Имеет ли собственное мнение? Нет. Слепотой, самообманом и иллюзией комфорта в своем маленьком мирке Стивенс отгораживается от любых опасностей и потрясений, будь то ветер политических перемен или внезапное чувство к новой экономке, молодой, самоуверенной женщине, жаждущей украсить его неброское, скромное, но жестко подконтрольное и упорядоченное существование собой и букетом цветов на столе.

    А в это время его хозяин-миротворец, столь же близорукий и несвободный от предубеждений, ведомый чувством вины и устаревшим понятием чести, уже ввергает Англию во Вторую мировую войну, свято веря в то, что стремится ее от этой войны уберечь… Консерватизм обоих становится повязкой на глазах в стремительной скачке к краю пропасти. «Остатки дня» — это трагедия одного человека, упустившего свой шанс на счастье. Это трагедия социальной прослойки британских политиков-любителей, чурающихся радикализма и готовых пожертвовать сухой теорией ради зеленеющего дерева практического компромисса. Это трагедия страны, уже утратившей былую роль на политической арене, но отчаянно цепляющейся за мираж собственного героического прошлого. Это красота в мелочах, драма в мимике и голосах без привязки к диалогам и фразам, это культура, в которую я жадно влюблена, несмотря на все ее изъяны и противоречия.

    Энтони Хопкинс. Дурной характер. Многолетний алкоголизм. Поздняя слава. Сэр, вы гениальны, я люблю вас. Его Стивенс — как он ходит, как говорит, как нервно и подобострастно улыбается, в то время, как мысли его далеко и заняты совсем другим! Как преувеличено бурно реагирует на разбитую бутылку вина, как спешит поскорее уйти от жестоких слов женщины, одновременно заставляя себя остаться и выразить подобающие поздравления. Как вздрагивает при приближении мисс Кентон, как прикасается взглядом к ее лицу в знаменитой сцене борьбы за книгу. Как мимолетно, взволнованно и смущенно улыбается в ответ на ее фразу «ведь я покинула тогда поместье, чтобы досадить вам». Самолюбие, твердость, осанка в начале. Уязвимость, незащищенность, сгорбленность в конце. Это невозможно описать. Это нужно увидеть.

    Эмма Томпсон. Ее чувства — это бабочка, пойманная в стеклянную банку. Не способная разбить стекло, она отчаянно бьется о ее поверхность, причиняя себе острую боль. Как она нервно мерит шагами комнату, как почти навязчиво привлекает внимание Стивенса хозяйственными мелочами, как сверкает глазами во время стычек и ссор, как стремится быть нужной! Она боролась. Устала. Почти смирилась. А в это время вдоль туманной набережной, в сумерках, зажглись огни. Для кого-то вечер — лучшее время суток. Для кого? Для них?

    Кто-то сказал, что этот фильм рождает собой не светлую грусть, а мрачную скорбь. Подобная реакция возможна и даже предсказуема, прими вы несостоявшийся роман героев или порок английского менталитета близко к сердцу, но для большинства зрителей эта картина Джеймса Айвори, боюсь, так и останется монотонной, сдержанной, малособытийной и безрадостной зарисовкой из жизни британского поместья, понятной только самим англичанам и страстным поклонникам их своеобразной культуры. Для меня же в этой исключительной картине дорог каждый миллиметр потраченной пленки.

    10 из 10

    21 апреля 2012 | 13:38

    С первых секунд мы погружаемся в атмосферу благородной эпохи вследствие эффекта, производимого строгой, но нежной сосредотачивающей музыки, льющейся где-то за гравюрой классико-архитектурного здания, изображенной на экране.

    Затем, словно прожигаемый сигаретой, отпечаток распадается, обнажая за парой автомобильных поворотов все то же непоколебимое здание во всей красе, за событиями в котором предстоит наблюдать ближайшие пару часов.

    Чего ждала я от этого времяпрепровождения? Истинно английского духа царящих нравов, показанного на примере одного поместья; полупечальной истории дворецкого, некогда разочаровавшегося в жизни (и, как следствие, обжигающего холодом свою идеальную партию), и в полной мере счастливого ее итога «на исходе дня». Да, пусть все будет обрамлено флёром эротического томления и менее уступчивой борьбой в душе английского слуги опыта и надежды на счастье.

    Что я получила? Все, за исключением банального сюжета, описанного выше. Конечно, было глупо ожидать заурядную картину с Энтони Хопкинсом в главной роли — это две взаимоисключающих вещи. И кстати, на мой взгляд, в большей степени благодаря игре этого актера фильм поднимается на уровень выше среднего. Не перестаю удивляться, как искусно оперируя оттенками во взгляде и жестах, ему удается тонко передать любое значение спектра человеческих настроений. Все, все, все в нем что-то говорит: каждая мышца, каждое сделанное движение, даже, черт возьми, то, насколько широко открыты его глаза. Отдельного восхищения заслуживает эпизод, во время которого экономка мисс Кентон хочет узнать, какую книгу читает дворецкий. Буквально за полминуты напряжение картины, которая за предыдущие полтора часа просмотра приводит к какому-то состоянию оцепенения, вынуждающему смотреть ее как бы по инерции, достигает своего апогея, а также той температуры плавления сердца, при коей мои руки как завороженные снимают шляпу, аплодируют и одновременно с этим плетут лавровые венки создателям, самый почетный из которых достанется Энтони Хопкинсу. И хотя рецензируемый фильм обладает и другими достоинствами, помимо вышеназванной сцены, но если бы их не было, то она одна с лихвой окупила бы все его недостатки.

    К слову, о недостатках. Иногда трехчасовые фильмы настолько мастерски исполнены, что их хронометраж сверх стандарта ощущается лишь по причине болей в известном месте от долгого беспрерывного сидения (вспомните свой первый раз с «Титаником»). Не будь бренной физической оболочки у зрителя, он бы и не заметил, сколько прошло времени. Но часто бывает и так, что эталонных 120 минут более чем достаточно, а к середине внимание уже начинает рассеиваться. К сожалению, последнее суждение как раз относится к комментируемому фильму, а все потому, что он богат на детали. Вообще, приятным открытием был тот факт, что кино снято по мотивам романа Кадзуо Исигуро, поскольку я истый фанат идеи экранизации хороших (и не очень) литературных произведений (уж теперь-то я точно не пройду мимо этой книги). Их поклонники в основной своей массе любят наиболее приближенные к своему идейному источнику фильмы. Тот ли это случай? Не знаю, лично мне показалось, что некоторые эпизоды можно было бы безболезненно удалить, избежав при этом каких бы то ни было негативных последствий, в виде, например, потери канвы сюжета или переживаний главного героя.

    Эти переживания, кстати, весьма статичны в своих проявлениях. Лишь во второй половине фильма мы едва ли не физически ощущаем, какая буря бушевала в душе дворецкого, призванного кем-то зачем-то кому-то служить и отдать этому служению всего себя, включая возможность получить последнюю радость в жизни. Может ли это быть призванием? И правильно ли он поступил, заперев свои чувства в строгом черном костюме, бесстрастном взоре и однообразной работе, упустив и последний, еле дышащий шанс на их проявление? Фильм дает волю полярным представлениям на этот счет.

    13 августа 2013 | 23:12

    Фильм сделан настолько добротно, что даже при отсутствии в малейшей степени «экшена» заставляет смотреть с непрерывным вниманием на всем своем протяжении. Фильм не для того состояния духа и настроения когда просто хочется расслабиться и отдохнуть, так как подталкивает к размышлению и неизбежным выводам.

    Всю жизнь главный герой фильма исключительно добросовестно выполнял свой служебный долг, но можно ли назвать счастливой такую жизнь, где самой большой радостью является беспримерное служение кому-то — думаю, что неслучайно режиссер для высказывания своих идей делает главного героя дворецким. Эгоистом в определенной степени быть тоже необходимо, и не забывать о маленьких (и разумеется больших) радостях для самого себя, а заодно не обделять вниманием своих родных и близких. Такова очевидно основная идея этого фильма.

    Одновременно его можно рассматривать как блестящее пособие по учтивому светскому общению и правилам приличия, придуманных умными людьми дабы не осложнять себе жизнь.

    6 из 10

    21 августа 2009 | 04:39

    Все привыкли к тому, что американский режиссер Джеймс Айвори умело воссоздает на экране викторианско-эдвардианскую эпоху Британский Империи.

    Вот и в экранизации одноименного романа Кадзуо Исигуро Айвори показывает упадок британской аристократии и крах сложившихся устоев. И хотя эта лента напоминает прежние работы американца, нельзя не поразиться удивительно тонкому и чуткому восприятию им `облика минувших времен`.

    Безусловно, достижению таких впечатляющих результатов способствовали прекрасные актерские работы Энтони Хопкинса и Эммы Томпсон, воплотивших на экране образы дворецкого Стивенса, не могущего признаться в своих чувствах и вынужденного `на исходе дня` жалеть о своем выборе, и экономки мисс Кентон, влюбленной в Стивенса и страдающей из-за его пассивности.

    Главным же недостатком фильма является отклонение основной канвы сюжета (крах эпохи на примере краха одного человека) в сторону длинных, неинтересных сцен званых ужинов с делегатами разных стран, обсуждающими проблемы места Германии на политической арене в 30-е годы.

    6 декабря 2009 | 20:36

    Пожилой дворецкий Джеймс Стивенс (Энтони Хопкинс) отправляется навестить свою давнюю знакомую — экономку Салли Кентон (Эмма Томпсон). По дороге к ней, он придаётся в автомобиле ностальгии по тем дням, когда они вместе прислуживали в поместье Дарлингтон-Холл, в далёкие 1930-ые годы, у богатого и уважаемого лорда Дарлингтона, активно занимавшегося тогда внешней политикой. Однако большую часть его мыслей занимает мисс Кентон, с которой его связывает не только дружба, но и печальная размолвка, произошедшая однажды между ними, после которой экономка покинула Дарлингтон-Холл, желая таким образом досадить безразличному ко всему, кроме чистоты столовых приборов, мистеру Стивенсу. Не будь Джеймс таким слепым и заносчивым исполнителем, двадцать лет назад он бы наверняка позволил себе заметить, как Салли на него иногда смотрит.

    Замечательная, многоуровневая драма, поднимающая сразу несколько серьёзных вопросов. Главным из них, как не трудно догадаться, оказалось желание человека замечать только то, что он хочет или считает важным. Дворецкий Стивенс становится ярким примером того, как со временем мышление может фатально автоматизироваться, не позволяя своему хозяину выходить за некие рамки, в которых его решения исходят из окружающего комфорта. Заменив собственные правила чужими, мы прекращаем думать о себе, создавая свой маленький мир, где всё просчитано и продумано за нас. Таким образом, когда в консервативный образ мышления Стивенса со стороны пытается вторгнуться что-то постороннее, он отталкивает это от себя, боясь, что это может разрушить его логичное существование. В итоге, как бы дворецкий не старался услышать окружающих, всё, что они хотели до него донести, казалось ему неуместным. Даже светлые чувства Салли долгие годы лишь поверхностно касались несгибаемого характера Джеймса, который просто физически не мог ответить ей нечто большее чем «Благодарю вас, мисс Кентон». Чего уж говорить о том, что он никогда бы не решился поставить под сомнение странные политические решения глупого и наивного лорда Дарлингтона, который на глазах у своего верного слуги долгие годы позволял собой манипулировать. Не вмешался Стивенс и тогда, когда Дарлингтон, под тяжестью нацистской лапши на ушах, повелел выставить за ворота двух молодых гувернанток еврейского происхождения. В общем, как вы уже, наверное, поняли, сценарий у фильма вышел с иголочки. Оценив предложенную картиной ситуацию, мне теперь страшно представить себе, насколько убийственной для воли человека может быть одержимость нейтралитетом. Есть ли в этом кино ещё что-нибудь, кроме прекрасной истории? Разумеется.

    Например, запоминающаяся стилистика. Всё действо почти 100% времени происходит в дорого обставленных комнатах гигантского поместья, в результате чего, обстановка порой находится на грани мистического детектива. Частенько здесь бывают очень атмосферные сцены, когда два человека тихо разговаривают в большой комнате, как бы боясь эха, которое может внезапно прокатиться по коридорам Дарлингтон-Холл. Повсюду царит сильное настроение того, как незначительны люди в этом огромном, импозантном муравейнике, который на много лет переживёт все интриги, скандалы и перебранки.

    Актёрская игра тоже не подкачала. Как бы ни хотелось быть честным по отношению ко всем, но только Хопкинс и Томпсон здесь имеют значение. Энтони тут это, что совершенно потрясающее. Мало того, что вряд ли возможно в принципе сыграть более правдоподобного английского джентльмена, так он ещё и умудрился сделать невероятно живым дворецкого Стивенса, такого сухого и скупого на эмоции персонажа. По нему просто видно, как он отгораживает себя от ненужных впечатлений. Эмма же чудесно сыграла робкую, но волевую работницу, которая выгодно контрастирует с игрой Хопкинса и является полной противоположностью его героя.

    Подведём черту: если вы соскучились по хорошей драме, которая легко жонглирует сразу несколькими интересными темами, то «На исходе дня» нельзя пропускать. Оно того стоит. Мои горячие рекомендации.

    8 из 10

    3 декабря 2013 | 12:16

    Все мы совершаем ошибки. Об этом говорит главный герой картины — дворецкий Стивенс. Но потеря себя, растворение собственной личности в должностных обязанностях — это не та ошибка, которую можно исправить. Скорее это приговор, который собственноручно подписывает себе герой.

    Фильм абсолютно нединамичный. В какой-то момент хочется нажать на паузу и отдохнуть, но снова вернуться, потому что до самого конца у зрителя остается надежда, что главный герой сорвет с себя маску холодного, но образцового дворецкого и проронит слезу над телом умершего отца, утешит плачущую экономку или заступится за двух еврейских служанок. Но Стивенс непробиваем никакими эмоциями. Ему не позволяет его собственное достоинство, его статус, его работа. Однако не стоит делать из него жестокого циника или эгоистичного ханжу. Наш герой искренне верит в то, что то, каким он является — лучшее, кем он мог бы быть для своего отца или хозяина. Он не жесток, просто предан работе настолько, насколько способен человек быть преданным кому-то или чему-то.

    Что меня обрадовало в этом фильме, так это то, что есть некая ирония судьбы в истории этого дворецкого. Служить столько лет человеку, который, кажется, по заблуждению, поддерживал фашистскую Германию, чтобы потом оказаться на службе богатого американца, чьи идеи полностью противоречат мыслям бывшего хозяина. Для Стивенса это ровным счетом ничего не меняет. И тут в голову закрадывается мысль: служил ли этот дворецкий людям? Ответ, который приходит мне в голову, поражает. Стивенс служит дому. Он, выходящий за пределы роскошного поместья однажды за весь фильм, служит этому зданию. И в этом его трагедия. Смыслом всей его жизни становится работа в этом доме, кто бы в нем ни жил. Работа, которая, как кажется самому Стивенсу, никогда не кончится.

    Профессия становится приговором, место работы — тюрьмой. И этот улетающий в окно голубь в самом последнем эпизоде фильма — символ той свободы, которую наш герой так и не приобретет, потому что, увы, но из слуги он давно превратился в раба.

    11 июня 2012 | 01:00

    Для меня, ярой англоманки, этот фильм был просто как глоток свежего воздуха. Это какой-то «Даунтон Эбби» в формате полнометражки.

    Неторопливый, по-английски обстоятельный рассказ об одном отдельно взятом британском доме в период между двумя мировыми войнами и немножко после второй мировой. Актеры — не менее мировые: Энтони Хопкинс, Эмма Томпсон, Хью Грант, Кристофер Рив.

    Дворецкий Стивенс верно служит своему хозяину, держит целое поместье, и все это происходит в то время, когда Европа решает: дать ли Германии второй шанс. Хозяин Стивенса сделал неверный выбор.

    Как и сам Стивенс. Причем не только в сфере политики.

    Я лично смотрела с субтитрами, как смотрю вообще все английские фильмы и сериалы. Не могу не млеть от этого потрясающего английского. 2 часа удовольствия вам гарантированы.

    28 августа 2013 | 22:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    Датская постановщица Сюзанна Бир намечает очередной проект, драму о раскопках некрополя Саттон-Ху в английском графстве Саффолк. Переговоры об участии в фильме ведутся с Кейт Бланшетт. Она может сыграть миссис Эдит Притти, благодаря которой была сделана одна из самых значительных археологических находок в истории Великобритании. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    160.ВоинWarrior8.159
    161.Остров сокровищ8.158
    162.Король говорит!The King's Speech8.157
    163.Октябрьское небоOctober Sky8.156
    164.Нюрнбергский процессJudgment at Nuremberg8.155
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Фантастические твари и где они обитаютFantastic Beasts and Where to Find Them94.89%
    12.Чужой: ЗаветAlien: Covenant94.73%
    13.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.56%
    14.Кредо убийцыAssassin's Creed94.54%
    15.ИнферноInferno94.29%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft64
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass22
    Семейная тайнаUn secret7
    Я – легендаI Am Legend315
    Король обезьянXi you ji zhi da sheng gui lai3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.268
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.895
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.557
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры