всё о любом фильме:

Кофе и сигареты

Coffee and Cigarettes
год
страна
слоган-
режиссерДжим Джармуш
сценарийДжим Джармуш
продюсерДжейсон Клиот, Джоана Висенте, Рэйчел Денгиз, ...
операторТом ДиЧилло, Фредерик Элмс, Эллен Кёрас, ...
композитор-
художникДэн Бишоп, Марк Фридберг, Том Джармуш, ...
монтажДжим Джармуш, Терри Кац, Мелоди Лондон, ...
жанр драма, комедия, музыка, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$184 960
зрители
США  354.1 тыс.,    Германия  240.6 тыс.,    Франция  178.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Одиннадцать новелл с участием гениальных актеров, шоуменов и музыкантов. Попивая кофе и покуривая сигареты, герои фильма спорят до безумия, подшучивают друг над другом, делают глубокомысленные выводы и травят нелепейшие байки…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
65%
79 + 43 = 122
6.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Джим Джармуш работал над фильмом «Кофе и сигареты» в течение семнадцати лет с 1986 по 2003 год.
    • Игги Поп и Том Уэйтс, которые незадолго до съёмок фильма действительно бросили курить, после съёмок опять пристрастились к сигаретам. Узнав об этом, Джим Джармуш предупреждал других актёров, что если они не курят, то он перепишет их роли так, чтобы им не нужно было появляться в кадре с сигаретой.
    • Столики в фильме (кроме сюжетов Twins, Cousins) имеют покрытие или скатерть в виде чередования темных и светлых квадратов, как на шахматной доске.
    Трейлер 02:08

    файл добавилPoor---Problem

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 675 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Черно-белый фильм на черно-белом фоне шахматной доски, который стоит посмотреть хотя бы за очень своеобразный тонкий юмор…Черный кофе, белое молоко… мозаика, которая держится и не рассыпается благодаря очень хрупкой основе — кофе и сигаретам на шахматном столе и до смешного нелепым и похожим друг на друга диалогам НИ О ЧЕМ, независимо от степени близости собеседников (будь то два родных человека или клиент с официантом). Каждый кусок мозаики — словно шахматная партия, в результате которой один из собеседников уходит… Между собеседниками целая пропасть и тем не менее они встречаются и не будь кофе и сигарет герои, наверняка сквозь землю бы провалились, не зная как вести себя в столь нелепых ситуациях… как справиться с неловкостью. Поразительна, удивительна способность кофе и сигарет «сближать» людей.

    При всей своей внешней простоте фильм мне не кажется глупым, каким может показаться. Думаю, мы можем всегда только догадываться о замыслах автора картины. Однако, через призму своего восприятия могу лишь сказать, что раскрывается тема близости людей, бессмысленности и нелепости ритуалов…Того, как маски мешают людям общаться на более глубоких уровнях. Привет! Как дела?… Достаточно лишь молчания…просто БЫТЬ РЯДОМ с близким человеком и вместе заниматься чем угодно: кофе и сигареты или что угодно… Но наша модель поведения — говорить что угодно, любую ерунду, только не молчать. Возможно, причиной тому суета в головах. Ведь речь и мышление тесно связаны. Именно эта суета и есть истинная причина всех страданий, всех войн и катастроф…

    И лишь последняя картина подводит итог, резюмируя… Земля — проводник акустического резонанса, как считал Н. Тесла. Все наши разговоры с позиции бытия -пустые сотрясания воздуха, наша речь — «материальное» воплощение того, как мы цепляемся за мусор в наших головах(зависть, жадность, страсть, раздражение, обида), придавая ему огромную важность, что-то вроде- «у кого что болит, то о том и говорит»

    Мы можем только догадываться, 17 лет работы над картиной зря не пропали. Это Джармуш и нельзя делать поспешные выводы о его фильмах. После Мертвеца слов не было, сейчас слова есть, но чем больше пытаешься понять картину, тем больше запутываешься, попадаешь в тупик. Ум терпит поражение, шах и мат. Возможно в этом шедевральность? А может я лишь ищу что-то, но не могу найти? У меня фильм вызывает непонятное желание поиска чего-то. Может автор просто хотел высветить мусор в человеческих головах? Осуждение брата за вредные привычки, зависть к двоюродной сестре, высокомерие актеров по отношению друг к другу, друг, который никак не может поверить в то, что у его друга все хорошо… Может…

    Все попытки найти что-то разбиваются и ты понимаешь, просто смотри и не напрягайся… ПРОСТО НАСЛАЖДАЙСЯ!

    22 июля 2011 | 03:58

    Обратите внимание, как бессмысленны эти встречи людей, пьющих кофе и сигареты. Потраченное впустую время за кофем и сигаретами — это символ времени. Это не было бы так смешно, если бы не было так грустно. Как многозначительны взгляды людей, сосущих сигареты и пьющих кофе, и как пусты их головы в это время.

    Хотелось бы, чтобы эти занятия сближали людей и рождали добрые отношений, но вызывают только смех у наблюдающих.

    Этот фильм был бы отличной рекламой кофе и сигаретам, если бы они не были так абсолютно популярны теперь.

    Фильм можно смотреть, если вы вытерпите 1,5 часа бесмысленных разговоров или начнете задумываться над режисерской мыслью. Этим и отличается фильм со смыслом от блокбастера без смысла для абсолютного развлечения. Конечно фильм должен развлекать, но также заставлять думать, наслаждаться и восхищаться.

    21 октября 2008 | 21:26

    Этот фильм подтверждение тому, что Джим Джармуш многогранный, разносторонний человек. Семнадцать лет работы над фильмом не прошли даром. Гениальные актеры, шоумены и музыканты, потрясающие сюжеты одиннадцати маленьких фильмов (некоторые из них Джармуш специально снял для этой полнометражной ленты, а некоторые новеллы уже существовали как отдельные самостоятельные короткометражки), составляют единое, неделимое целое.

    Кофе и сигареты. Многие люди верят в то, что два этих простых составляющих помогут избавиться от проблем. Просматривая этот фильм и сама начинаешь верить в это.

    Это кино не для многочисленного просмотра. Его нужно посмотреть один раз, понять и запомнить.

    Гениальные рассуждения о жизни, о простых вещах заставляют задуматься, задуматься о том что не все так плохо, как мы это чаще всего себе представляем. Жизнь это не череда черных и белых полос. В каждой полоске есть что-то белое, и что-то черное.

    Думаю, фильм заслуживает особого внимания. Хотя, тут у каждого свои предпочтение, некоторые просто не любят смотреть правде в глаза.

    22 февраля 2010 | 22:06

    Иду я, значит, прикуриваю, останавливаюсь возле ларька, где продают всякую восточную гадость, американские газировки и кофе. Беру кофе. Отвратительный кофе, но что делать осень на дворе, вечерами холодно уже, стою возле столика, жду, пока эта гадость остынет, мимо проезжают машины, проходят люди… Мне до них нет никакого дела, я вспоминаю фильм-сборник Джармуша «Кофе и сигареты», сигарета и кофе (хотя это сложно назвать кофе) навеяли об этом фильме.

    Фильм то я посмотрел ещё в первой половине года, в тот же день как приобрел ДВД (что со мной редко случается), вот с тех пор он и лежит недалеко. Ждет, когда пересмотрю его на языке оригинале, только субтитров нет, а нужны ли они, я как в первый раз посмотрел, так сразу включил начало, и начал смотреть на оригинальной дорожке. Только вот один раз этот фильм посмотреть можно, а второй уже затруднительно, поэтому та вторая попытка осталась не законченный, но мысли о случившемся не покидали долго. Вот сегодня опять настигли.

    В голове моментально возникает такой вопрос: можно ли оценивать этот фильм-сборник (альманах, если угодно) как единое целое, ведь между новеллами общего, в кофе, сигаретах, и диалогах — разных, много. Или же фильм, содержащий в себе, как говорят знающие люди, 11 новел, я не считал, нужно оценивать как 11 короткометражных картин, и сравнивать их с другими подобными фильмами разговорного жанра.

    Каждая новелла, несмотря на свою небольшую продолжительность, имеет право на обсуждение, разное восприятие одни в большей другие в меньшей степени. Можно долго восхищаться актёрами здесь задействованными, просто отделываться словами «все молодцы от этого-то до того-то» не очень красиво, по отношению к этим актёрам в первую очередь. Можно искать общую черту между всеми историями, видение (ударение на первый слог) режиссёра, а может и его видения (е), почему нет. Фильм заслуживает того.

    Чего же фильм никогда не получит так это популярности, он будет известен определенным кругам кино-потребителей, даже немногочисленные зрители фильма разделяться, картиной можно восхищаться как в общем так и по кускам, можно сразу не полюбить. Самое же главное останется неизменным такой фильм не может оставить равнодушным.

    Если же уйти от этих условностей и начать высказывать точку зрения, чем фильм стал для меня, то можно заблудиться в своих мыслях. С одной стороны фильм не занял ощутимого места в моей киноманской части души, но с другой вспоминаю его часто, когда курю или пью кофе, а то и другое я делаю часто. Монолог Бушеми об Элвисе, теория официанта об Элвисе во время просмотра просто захватила, именно Стивом Бушеми, отличный актёр, который своей внешностью и особенно голосом может украсить любой фильм. И разнообразить его.

    Фильм по-своему прекрасен, берет атмосферой, оставляет впечатление, что только что посидел по-свойски с этими известными людьми, выпил с ними кофе, стрельнул сигарету, послушал их разговор, пожал им руку, но не смог не ставить и слова. Это впечатление идет, от фильма в общем, не от каждой новеллы, а если попытаться разделить фильм на эти новеллы, то этого не произойдёт. Мне, почему-то кажется, что тогда даже сильные истории пройдут мимо. Хотя я не уверен, может, стоит пересмотреть фильм, разделив его просмотр на 11 дней, и тогда я вместо одного хорошего фильма получу 5-6 отличных, 2-3 хороших…

    Черно-белый свет придает фильму очень много ярких красок, которые вырисовываются у зрителя в голове, глядя на эти истории, и не замечаешь, что фильм был черно-белым, эмоции героев, даже монотонность некоторых эпизодов превращаются в разные цвета. И эти цвета не поглощены черно-белой пленкой, на которую Джармуш снял сиё полотно.

    Слова же шедевр фильму ни к чему, он целостен состоя из этих кусков, но и в этом его неудача. Некоторые эпизоды откровенно скучны, но я так понимаю это необходимо. Джармуш на черно-бело клеточной доске расставил свои 11 фигур как заправский гроссмейстер, сильная фигура прикрыта той которой можно и пожертвовать. Это я к тому, что монтаж, расставивший эти новеллы в таком порядке, тоже относится к успеху Джармуша, не исключаю, что поменяй некоторые местами, фильм бы многое потерял, хотя и не утверждаю.

    Как известно от перестановки слагаемых… главное последняя новелла удачно оставлена последней. Я не знаю, чем восхищает мировую интеллигенцию и ценителей прекрасного «Квадрат» Малевича, но у Джармуша есть куда более яркое произведение, выполненное в тех же цветах (и это не только «Мертвец»). И если поклонники Малевича утверждают, что в «Квадрате» они видели край вселенной или арбуз, то я скажу, что в фильме «Кофе и сигареты» увидел жизнь, тех людей, что проходят мимо, и до которых нет никакого дела.
    Правда, эти смогли захватить моё внимание на некоторое время.

    15 сентября 2007 | 02:39

    Это такой эндекамерон (от греч. «одиннадцать» и «день» — букв. «Одиннадцатитидневие») от любителя кофе и сигарет. Джармуш за эти 11 дней/историй рассказывает, конечно, не о сотворении мира, но о его устройстве, об устройстве очень человеческого, но не всегда человечного мира.

    Кофе и сигареты — это некоторый ключ или шифр, это комбинация, это опиат, позволяющий тому, кто в теме, проще входить в разговор, улавливать его суть. Я думаю, что тем, кто не любит хотя бы одной части этой комбинации, фильм не понравится вовсе, покажется лишенным смысла и идеи.

    11 короткометражек Джармуша — это фактически разговор режиссера со зрителем через разговор своих персонажей в кадре. Разговор этот, на первый взгляд, может идти о чем угодно — о музыке, о науке, о дружбе, о популярности — но это обманчивое впечатление. У Джармуша проработана не только каждая фраза, формирующая беседу людей, но и каждая деталь кадра — посуда на столе, дизайн пепельницы, цвет кофе, салфетки, подносы — все образует сложную гармонию, сложно воспринимаемую человеком. Однако, после вхождения в этот черно-белый чашечно-шашечный мирок, понимаешь гораздо яснее задумку режиссера.

    Чашки и шашки (они в виде салфеток, покрытий для стола присутствуют почти в каждой истории) соседствуют не зря: передвигая чашки, участвуя в разговоре, каждый персонаж по сути разыгрывает свою шашечную партию, и разговор принимает то или иное русло в зависимости от того, понят ли оппонентом ход товарища-противника за этим столиком-доской.

    Это очень красиво. Это очень умно. Это эстетство.

    9 из 10

    P.S. Пойду-ка заварю кофия…

    1 ноября 2012 | 16:23

    Этот киноальманах, будучи очень сдержанно воспринят критиками, заставляет признать, что здесь тем ни менее Джим немного расслабился. Все-таки все остальные ленты оставляли глубокий отпечаток в памяти, и художественная ценность в них была несравненно высокого уровня. Здесь же проект можно охарактеризовать скорее развлекательным — пожалуй, в первый и последний раз у Джармуша.

    За то, что по сути никакого смысла в себе данное произведение не несет, его очень легко раскритиковать. Так, не все новеллы смотрятся с интересом — радует только то, что по крайней мере больше половины пролетают незаметно. Здесь нет той филигранной выверенности и одновременно визуального пиршества, чем скорее обладает какой-нибудь «Париж, я люблю тебя», прекрасно выполняющий свои задачи. Полтора часа мы наблюдаем, как разного уровня известности люди встречаются, ведут неспешные беседы или попадают в неловкие ситуации, пьют кофе и выкуривают сигареты.

    И тем ни менее, рука не поднимается на то, над чем большой мастер работал целых семнадцать лет. Тем более что посмотреть есть на что — в этих одиннадцати новеллах кроется что-то невероятно притягательное. Человек, далекий от кинематографа, вряд ли сумеет понять это — по сути сам по себе весь проект является верхом постмодернизма. Поэтому рядовой зритель начал бы внезапно удивятся, по чему это актеров здесь называют своими именами.

    «Кофе и сигареты» — это возведение в квадрат того, что любит режиссер, но в данном случае он не пытался что-то донести до зрителя. Он в чистую развлекался — и его любимая манера съемки в черно-былых тонах, и звезды на экране, и долгие, почти бесконечные монологи — всего этого тут с избытком. Аналогично в свое время оторвались еще одни режиссеры, самобытность которых не знает границ — Тарантино и Родригез. Только в том случае они признавались в любви к разного рода трэшу, на котором они выросли — их совместный проект назывался «Грайндхаус», и был точно таким же праздником для избранных.

    Зато можно с легкостью признать, что некоторые эпизоды и вовсе замечательны — так, длинный разговор между Игги Попом и Томом Уэйтсом, в котором они истинно наслаждаются убойной комбинацией кофе+сигареты. Или новелла с Рене Френч — по сути, она самая что ни на есть пустая. Но эти несколько минут не можешь отвести глаз от Рене — женщины, обладающей потрясающей красотой. А чего стоит великолепно прописанная сцена, где Альфред Молина и Стив Куган пьют чай, и второй по скорее хочет избавится от первого, так как история с геологическим древом его нисколько не впечатлила. И когда Стив ясно дает понять Альфреду, что не хочет иметь с ним никаких связей, все резко меняется — и вот уже Альфред говорит твердое «нет» и «Мне пора идти». Высший класс! Какой-то смысл пытается донести предпоследння новелла, где рэпперы GZA и RZA сидят и пьют травяной чай, как вдруг к их столику подходит и заводит беседу неподрожаемый Билл Мюррей. При этом соответственно выпивая кофе и выкуривая сигареты, чем приводит в ужас обоих парней, которые помешаны на здоровье, в следствие чего они решают провести с ним профилактическую беседу — и смотрится это куда лучше, чем звучит.

    Другое дело, что тому, кто не слишком сведущ в том, кто все эти люди на экране, остается только слушать не всегда занимательные истории (к примеру финал был явно скучноват) и ждать титров. Ибо это чисто эстетический праздник.

    «Кофе и сигареты» — зрелище, нацеленное на определенную публику. Самое малосодержательное произведение Джима Джармуша, но порой доставляющее громадное удовольствие тем, «кто в теме». Кто-то сразу после просмотра побежит в киоск за сигаретами, предварительно поставив варить кофе, а у кого-то еще некоторое время после увиденного будут болеть зубы — тут уж кто как относится. Одно то, что фильм, над которым творец работал больше, чем над чем-либо еще, оказался на то момент самым слабым в его фильмографии, совсем не радует.

    7,5 из 10

    10 марта 2012 | 18:02

    Это кино-метафора.

    Кофе и сигареты — олицетворение жизни. Каким бы противоречивым это не казалось.

    Искренность и лицемерие, бескорыстие и расчетливость, злость и доброта — всё то, что наполняет нашу жизнь — словно противоречивый набор, указанный в названии, который одновременно расслабляет и бодрит. Черное и белое в кадре. Перемены в отношениях так же зыбки и стремительны, как растворяющиеся клубы дыма.

    Все в кадре построено на контрасте: каждая мельчайшая деталь, кажется, имеет своего антипода: черно-белые столы в барах, темный кофе-светлый дым, блондинка и брюнетка Кейт Бланшетт и даже кузины, один из которых «злой».

    Понять прелесть этой повседневной красоты, почувствовать и принять эту двойственность значит ощутить радость жизни. Это звучит из уст героя последней новеллы, который не может убедить своего приятеля в том, что обычный кофе можно представить шампанским:

    -Ты так провинциален, Билл. Знаешь, в чем твоя проблема?
    -В чем?
    -Ты не ощущаешь радости жизни.


    Фильм определенно понравился. Созерцать и мечтать одновременно!

    7 августа 2014 | 01:12

    Идея Джима Джармуша создать кино, состоящее только из диалогов и ситуаций за чашкой кофе, несомненно, с самого начала заинтересовала меня. Отступ от большинства фильмов, где чем быстрее и бессмысленнее развивается действие, тем круче, в сторону неторопливой, почти без монтажной съемки картинке, отрезал очень весомый кусок от зрительской аудитории. Но всё же, кино должно оставаться искусством, а не деньгодобывающим аттракционом. Увы, тенденции складываются в обратную сторону, и сейчас уже стало модно называть похождения героев в лосинах «серьёзными драмами» и «интеллектуальными фильмами». Радует, что остаются такие режиссёры, как Джим Джармуш, кои, хоть и работают в Голливуде, но остаются индивидуумами.

    Странно, что мы встретились; Близнецы; Где-то в Калифорнии; Это тебя убьёт; Рене; Нет проблем; Кузины; Джек показывает Мэг свою катушку Теслы; Кузены; Бред и Шампанское — вот одиннадцать составляющих единого и цельного кино. Любую из них можно посмотреть по отдельности, но всё же не стоит, ибо потеряется это неуловимое ощущение единства. Это как мозаика — идея одна, а части могут значительно отличаться.

    Полагаю, у многих зрителей при просмотре возникли мысли из категории «Бред» или «Ниочём». В попытках найти сущность фильма, они ищут нечто нестандартное, не полагая, что никаких внутренних подтекстов нет. Изощрённому обилием и разнообразием естеству человека подавай изощрённые удовольствия. А Джим уже описал этот замкнутый круг, и радуется простым вещам, будь это дружеская посиделка Игги Попа и Тома Уэйтса, или возможность появления Билла Мюррея в виде странного официанта. Джармуш доносит до нас всю красоту таких явлений, как общение и взаимодействие людей, со всеми вытекающими из этого возможностями. Люди разные, обстановки разные, ситуации разные, но суть, вот она — прямо по средине круглого столика в клетку, между двумя чашками кофе и пепельницей.

    Именно в «Кофе и сигаретах» сошлось множество творческих людей, образовав этакий культурный балаган. Нет смысла всех перечислять. Больше всего это похоже не на серьёзную актёрскую работу, а на дружескую встречу. Задействованные лица не изображали кого-либо, а просто пили кофе и курили, оставаясь самими собой. Вероятно, поэтому в кадре всё настолько естественно и непринуждённо.

    Все истории просты и легки, любую из них мы сможем без проблем увидеть в любом кафе. Они незаметны. Мы привыкли к ним и не замечаем их, воспринимаем как должное. Но при призме творчества режиссёра, кажущиеся на первый взгляд бессмысленными и пустыми, диалоги превращаются в шедевры лингвистического искусства, а споры и перемены настроений удерживают не хуже лихого сценария.

    Тут ловишь себя на мысли, что начинаешь замечать каждую деталь. Любая ухмылка, взгляд или жест раскрывают толику персонажа, а окружающие его детали, как чашки, пепельницы и сигареты лишь дорисовывают сложившуюся картину. И всё настолько гармонично, что 1,5 часа пролетают абсолютно незаметно, однако остается крайне сладкое послевкусие.

    В итоге — простое на первый взгляд, но сложное внутри кинополотно.

    9 из 10

    *Написано человеком, который не пьёт кофе и не курит.

    18 марта 2009 | 21:56

    Первое, что бросается в глаза при виде постера, так это черно-белость. Для 2003 года это не просто редкость, это — уникальность. Сразу невольно задумываешься, а из того ли это времени фильм? Не занесло ли его сюда каким-то образом машиной времени? А не портал ли это в то, «другое» и «таинственное измерение», о котором впрочем и идет в фильме речь? Как не странно, но именно это как раз и возможно, ибо после просмотра возникает нелепая, по своей глупости и невероятности, ностальгия по времени, в котором тебе не было и быть не могло. Весь фильм — это определенная дань и возвышения того, давно ушедшего восвояси периода, поколения Кофе и сигарет!

    В какой-то мере, про данное творение Джима Джармуша можно сказать и то, что создано оно было, в первую очередь, для потомков. Именно для них(а точнее для «нас»), никогда не знавших и не ведающих, что самый аппетитный завтрак по сути своей — несъедобен. Это просто хороший фильм, который фактически из глубин прошлого наводит на мысль о настоящем. Способ, безусловно, мало кем испробованный, а оттого еще более ценный и впечатляющий. По-настоящему стоящее кино, которое уже никогда более не «старится», ибо сделать это дважды просто невозможно.

    Касательно историй, а именно небольших короткометражек, которые совсем не отличаются подробностью и простотой, сказать получиться лишь одно: понять их можно либо с первого раза, либо не понять вообще. Совершенно бесполезно ломать голову после фильма, все главное осознается именно в его ходе. Напоследок же останется всего лишь «привкус», а вот каким он будет уже полностью зависит от зрителя.

    Как не удивительно, но смотреться фильм даже очень легко. Не то, чтобы совсем на «расслабоне»(это было бы совсем чересчур), но для арт-хауса вполне-таки неплохо. Ощущения при этом трудно назвать невообразимыми, возможно даже, что их в принципе не будет. Это кино, в которое просто следует втянуться, всего лишь понять основную цель. Все остальное дело времени. Рано или поздно сигаретный дым и запах свежесваренного кофе обязательно прорвутся к Вам через экран и просто так сидеть, ничего не пья и не куря будет фактически невыносимо.

    Разглагольствовать здесь особо нечего. И дело совершенно не в том, что не о чем, просто эта именно та каста фильмов, которые пока не увидишь ну просто не поймешь. Печально лишь одно, даже после

    самых вкусных кофе и сигарет все равно остаются только пепел и осадок…

    27 августа 2012 | 19:17

    Джиму Джармушу не нужно объяснять, как снимать хорошее кино — он и так это знает. Для этого нужно понимать, что именно хочешь снять, как хочешь снять и зачем, а также иметь под рукой одну-единственную камеру и приятелей-актеров, которые согласятся сняться в твоем фильме даже бесплатно. Ну, а для того, чтобы актеры, не дай бог, не разбежались, нужно иметь при себе нескончаемый запас кофе и сигарет — творческим людям часто необходимо и то, и другое. Причем руководителю съемочного процесса, режиссеру, даже не нужно заморачиваться насчет времени съемок — как оно появится, свободное время, тогда и можно будет снять — частями, может через год или два, а то и все 10.

    Кино — это ведь не к спеху, зачем торопить события? Жизнь — она не такая уж торопливая, особенно если ты сидишь в маленькой кафешке с сигаретой и чашкой кофе, и, время от времени разгоняя клбы дыма, лениво перебрасываешься парой-тройкой слов со своим давним знакомым. Тогда жизнь останавливается, замирает, такие моменты легко и непринужденнло можно перенести на пленку, ведь они уже сами по себе становятся статичными картинками.

    Джармуш ловит камерой жизь. Его не интересует большой внешний мир, полный опасностей и грандиозных тревог, большие перевороты, громкая музыка, пафосные речи — все это Джармуш пропускает мимо своих зрительных и слуховых рецепторов. Зато машина его мозга удивительным образом выхватывает из большой и яркой жизни крошечные мелочи, незначительные и не имеющие никакого смысла и эффекта события, внимательно их рассматривает, изучает, а затем просто показывает людям, что их жизнь состоит из таких вот незначительных мелочей, которые, незамеченные и непонятые, формируют ту самую бешеную жизнь 21-го века.

    Спрятаться от этого ритма в клубах сигаретного дыма, забыть о том, что существует компьютер и хип-хоп, на миг прислушаться к тишине, к отдаленному звучанию классической музыки, к словам за соседним столиком, уснуть под булькание кофеварки… Может, именно тогда и ощущаешь, что живешь, ощущаешь себя целостным и настоящим, осязаемым, а не полупрозрачным фантомом, мчащимся в вихре других таких же безликих существ неизвестно куда. Джармуш ловит удивительные по своей простоте и красоте мгновения и раскрывает их смысл, который есть в них лишь для него самого и для тех, кто может поставить себя на место героев этого мгновения.

    Джармуша интересуют лица, голоса, глаза и слова… Он снял кино на черно-белой пленке с минимумом света и без всякой внешней выразительности — буднично и минималистично, чтобы ничто не смогло отвлекать от взглядов, диалогов, мимики… Джармуш с упоением концентрирует внимание своего зрителя на чашке кофе, забывая, что за окном визжат полицейские сирены, раздается чей-то крик или плач. Сейчас в чашке кофе он видит больше смысла, чем в жизни за окном.

    Все, что есть в фильме — единовременно и имеет силу воздействия на зрителя лишь, когда он непосредственно находится перед экраном, а вернее, прямо на экране, в той самой компании, которая в данный момент там обитает. Джармуш приглашает каждого в этот узкий круг, и боже упаси вас смотреть его фильмы в кинотеатрах! Это исключительно домашнее кино, кино одиночества, кино полной отвлеченности от всего остального. Это кино самопогружения в другую реальность.

    Домашняя атмосфера, полутона, создают какой-то комфорт, заставляет развалиться в кресле, почувствовать уют, это фильм, который можно смотреть с закрытыми глазами. Он ощущается буквально физически — ты начинаешь чувствовать запах кофе и сигаретного дыма, более того, мне захотелось кофе, и до самых титров я испытывал жгучую потребность поставить фильм на паузу, встать и поставить кофеварку и лишь нежелание избавляться от джармушевских чар останавливало меня от этого. Мне захотлеось даже покурить, несмотря на то, что я человек некурящий и даже относящийся к курению с отвращением, но в фильме курят так аппетитно, а кофе пьют так по-разному, что очень сложно не поддаться этому соблазну.

    Мягко, тактично, фильм незаметно входит в твое сознание и овладевает им. Ты становилшься участником беседы. А о чем беседа? Да ни о чем. Часто с приятелями в кафешке вы заговариваете о чем-то действительно серьезном? Я — никогда, ибо атмосфера «общественного заведения» к этому никогда не располагает.

    Болтовня ни о чем, а вернее, обо всем — о теориях Теслы, о родословной вашей семьи, о свойствах табака и глупости официанта, о Париже и о работе…. Обо всем, что не имеет смысла и цели. Это просто треп, в котором лишь иогда проскальзывает что-то натсоящее, лишь для того, чтобы сразу же оказаться забытым и раздавленным очередной бессмыслицей. Это не интеллектуальный артхауз, где герои сыпят друг на друга цитаты классиков, героям этог фильма зачастую нечего друг другу сказать, ибо единственное, что изх держит за одним столиком — недокуренная сигарета и недопитое кофе.

    10 новелл, смешных и глупых, абсурдных и филосовских, однозначых и спорных, 10 новелл, из которых хотя бы одна придется по душе каждому человеку. 10 новелл, в которых характеры героев раскрываются лишь по повороту головы, манере держать сигарету или пить из чашки. Альманах, где практически все выглядит случайностью, подсмотренной скрытой камерой, импровизацией. Никакого ощущения работы хоть чьей либо у фильма нет. Это просто один день одного кафе, в котором по стечению обстоятельств решили отметиться харизматичнейшие актеры международного класса.

    Здесь никто ни во что не играет, ничего не изображает и не отрабатывает роль. Здесь каждый остается самим собой, лишь чуть-чуть нажимая на свою обыкновенность. Бениньи лишь чуть-чуть нервнее и взбалмошнее, чем в реальной жизни, Мюррей лишь чуть-чуть грустнее и циничнее, Бушеми лишь чуть-чуть проще, а Бланшетт лишь чуть-чуть аристократичнее.

    На актеров можно не обращать внимания. Ну, да, все знают, что многие здесь — оскаровские лауреаты, суперзвезды с многомиллионными гонорарами, но в такой самобытной обстановке теряется вся шелуха, человек остается назащищенным, открытым, настоящим.

    Фильм Джармуша настоящий. В нем все настоящее. Даже кофе. Просто в каждой новелле в него добавляется или не добавляется определенное количество сахара или сливок. А иногда его можно представить шампанским. От этого оно не изменится, а останется все тем же кофе. Этот фильм окутывает, одурманивает, в нем нет ничего, но есть гипнотическая сила, которая держит у экрана и заставляет смотерть эту, казалось бы, скукоту, принимать ее и восхищаться ею. А это ли не волшебство кино? Заставить зрителя 21-го века хохотать над «политым поливальщиком» сложно, заставить его сидеть и слушать полтора часа пассивной болтовни из чужой жизни — еще сложнее, но возможно, как доказал Джармуш. В этом он сравнился с мастерами немого кино.

    Конечно, каждый волен выбирать, что ему смотреть и что он хочет в данный момент получить. Я скажу, что с «Кофе и сигаретами» можно расслабиться не хуже, чем с каким-нибудь попкорновым блокбастером, этот фильм, как капельница, очищает вашу кровь и на мгновение вливает другую, чистую, заставляет думать его категориями. Больше всего меня «очистили» новеллы «Бред» с Биллом Мюрреем, «Кузины» с удвоенной Кейт Бланшетт, «Кузены?» с Молиной и Куганом и «Близнецы» с Бушеми. Все они очень разные, но действуют одинаково.

    Это авторское кино во всем его великолепии, уникальный творческий эксперимент, полотно художника, мимо которого можно пройти, даже его не заметив, но потом, заметив краем глаза, вернуться, и замереть на несколько часов, разглядывая каждый мазок. Этот фильм единственный в своем роде, больше я ничего подобного не видел, я не хочу прикреплять к нему ярлыки, назвывать «шедевром», «кинопрорывом» и т. д. Нельзя такое кино оценивать такими категориями, оно снято не для этого.

    2 мая 2007 | 00:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее