всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Смотрите на ТВ:
Суббота, 29 августа в 06:50 на канале «TV1000»
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (357 893)
ожидание: 96% (15 197)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
88%
23 + 3 = 26
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7824 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Хочу начать с того, что я посмотрела этот фильм откровенно говоря поздно и только из-за того, что год назад по какому-то стечению обстоятельств он получил Оскар.

    Что сказать, Стив Маккуин постарался на сей раз, подняв тему рабства. Его «Стыд», несмотря на красавчика Фассбендера, который присутствует и в данном фильме, я не люблю. Слишком много драматичности сразу и ноль в итоге, кульминация не цепляет, я даже не поняла, в каком моменте я должна была там прозреть. Это может иметь место в короткометражных фильмах, наверное, а на большое кино Маккуина как по мне не хватает. Так вот, «12 лет рабства», по всей видимости, сделаны, если можно так сказать, по тому же принципу. Но выбранный сюжет здесь так или иначе прошибает на скупую слезу и позволяет на протяжении всего фильма сопереживать главному герою, а потому способствует успешности фильма.

    Хотелось бы отметить игру Чиветеля Эджиофора, которому удалось передать ужас от случившейся с ним несправедливости в начале, неустанную борьбу за свободу и изворотливость в ходе повествования и чувство обреченности, усталости от бесконечного ожидания в конце.

    Майкл Фассбендер также отлично справился с ролью тирана-плантатора, ему вообще подходят роли экзальтированных мужчин с отклонениями, с его глубоким проникновенным взглядом и постоянным агрессивным напором, который чувствуется даже когда он молчит и ничего не делает.

    Что касается Сары Полсон, то после «Американской истории ужасов» я не удивлена ее приказам выпороть бедную Пэтси, или броскам графином ей в лицо. Роль жены плантатора ей несомненно подошла.

    Если говорить о Бенедикте Камбербэтче, то он в этом фильме присутствует словно для галочки, мол, «посмотрите, вот она человечность, бывало и такое». Брэд Питт, несмотря на короткое появление, своей речью о свободе оживил происходящее на экране, уж слишком много к концу стало избиений и кусков кожи.

    Посыл у «12 лет рабства», несмотря на избитость темы, на исторические противоречия, неточности, и все недочеты, хороший, от этого никуда не денешься.

    Поэтому смотреть стоит. Плюс, отдельное спасибо за песни в поле и хлопок, хлопок. Добавило атмосферности.

    7 из 10

    17 января 2015 | 01:39

    Песочные «Оскары»

    До сеанса я слышала о фильме исключительно положительные отзывы. Все, кому удалось посмотреть, картинно заламывали руки, соглашаясь с тем, что «Оскары» будут сыпаться под гул восторженных оваций, а съёмочная группа не будет знать, как их ловить. И это — абсолютно во всех социальных сетях, которые сейчас, будем уж говорить откровенно — редко отличаются человеколюбием.

    Ну, думаю, дай и я схожу, погляжу, что там да как, с этими песочными «Оскарами».

    Постер меня совершенно не заинтересовал — несколько раз я проходила мимо, не удостаивая внимания бегущую по полотнищу фигуру. А тут — охи и вздохи, а я такая обезьяна, что всеобщей ажитации не поддаться не могу (представьте, как тяжело мне живётся-то). И вот два часа позади, сижу в тишине, мозгую.

    Получилось… Пронзительно.

    Причём пронзительность это для меня — совершенно уникальная. Я привыкла к тому, что фильм должен захватить с первого кадра, по-крайней мере, меня. Я не люблю и не умею смаковать послевкусие, не моё это. Впадать в эйфорию я должна прямо здесь и сейчас, в этом кресле и в этом кинотеатре, наслаждаться игрой каждую секундочку фильма. А здесь — тягостное, едва ли не мученически невыносимое мной ощущение. И то, что я ошибочно принимала за периодическую скуку, оказалось пронзительностью. Потому что я и сейчас, спустя пару часов не могу выкинуть из памяти кадр, в котором главный герой так смотрит «в зрителя», что остаться равнодушным просто. Нет сил. И возможности.

    Это история не одного человека, это история нескольких поколений несчастных униженных, не принимаемых за людей людей. Такой вот парадокс. И сам факт, что то, что для меня кажется естественным и таким обыденным — равность каждого человека перед другими людьми, вне зависимости от цвета кожи — режиссёр показывает мне абсолютно с другой, кровопролитной, мучительной стороны. Кровь проливалась не только на полях бесчисленных сражений, она лилась густой тягучей волной почти в каждом доме, на каждом участке бесконечных равнин старого доброго Юга. Юга, со своими традициями и устоями, богатого и помпезного, величественного края, где за ветхими дощатыми сараюшками мытарятся перепуганные обездоленные негры без какого-либо права на надежду. И это действительно страшно, и это нужно знать. Что так было. Что это оставило свой след и через столетия.

    Здесь нет небывалого размаха экшена, показательных взрывов и погонь, картинных заламывания рук — режиссёру удалось уйти от привычных уловок, которые наскучили более-менее адекватному зрителю. Здесь есть история. История одного человека, вплетённая в судьбу целого народа. От малого к большому. Есть искренность и абсолютно точное понимание материала, с которым приходится работать.

    Это история обманутого человека. У которого отобрали самое главное, что есть у каждого из нас — это как дыхание, как надежда, как вера. У него отобрали свободу. Обманом, циничным и подлейшим, свободный негр Соломон оказывается в темнице и цепях. Но не это самое страшное — страшно жить на Юге, где таких как он, считают рабами, животными.

    Зритель симпатизирует двум персонажам — это не только Соломон — главный герой этой битвы с устоями и традициями старого Юга, но и Петси — молодая рабыня, которой не свезло оказаться объектом вожделения своего хозяина. Как говорится, «мини нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». И если Соломон преодолевает преграды с ещё надеждой на светлое будущее, о котором он имеет яркое представление, то у девушки такой веры нет. Она — исключительно обыденный продукт того времени — необразованная негритянка, чьи навыки могут оказаться полезными только на поле. Никчемное, по меркам того времени, существо, сравнимое с животным. И это животное, точно раненое, бьётся о загон своей клетки, когда к нему то и дело подступает ошалевший от вида крови хозяин. Он привык только рвать, только брать, и ничего взамен. Воспитание.

    Здесь же режиссёр демонстрирует нам двух абсолютно разных помещиков того времени — исполненных раскручивающимся и, признаться, весьма привлекательным, Камбербэтчем и стариной Фассбендером, неплохо знающим своё актёрское ремесло. Так вот — актёры показывают нам абсолютно разных мужчин, но — из одной корзины. Они вдвоём — рабовладельцы. То есть изначально ни один из них не может быть положительным героем. Но персонажу Бенедикта это удаётся. Воссоздав человека того времени, но человека справедливого и, что называется, «зрящего прямо в корень», актёр демонстрирует нам милосердие, человеколюбие, рассудочность и порядочность. Даже оставаясь по концепции фильма «плохим». Эдван Эпс же — та самая изюмина фильма, которая и нагнетает этот огромный шквал драматизма в сторону «Оскара» и бла-бла-бла. И нагнетает не только игрой, а в принципе поведением своего персонажа. Это же — человек дикий, необузданный, жертва своих страстей, усугубляющихся неуёмной жаждой крови.

    В соперницы его запретной любви к чернокожей рабыне выбрана его молодая жена — и тут уж понять, кто из семейной четы более жесток, не представляется возможным. По-крайней мере, мне. Эта женщина, обуреваемая злобой и ревностью, на которую, вот правда, способны только женщины, толкает своего мужа на ещё более жестокие поступки. Они множат совершаемое зло, совершенно не задумываясь, что они делают. А зачем? Воспитание.

    Приятным дополнением к отличной игре всех без исключения актёров, стало появление в кадре в качестве эпизодической, но такой важной роли, Бреда Питта. Старина Брэд хоть и не выглядит таким удалым, как прежде (годы, ну а чо), да и лицо его напоминает мохнатую лопату, но играет он как всегда отлично. Вот на кого всегда можно положится — так это Брэд. И уж не знаю, специальным ли был тот бонус, что это пятая точка пусть и ненадолго, но приятно засветилась в кадре, да ещё и на полэкрана, в довольно обтянутой и привлекательной позе.

    И да, музыка Циммера — я узнаю её из тысячи, и поклонникам композитора это покажется довольно ребячливым заявлением. Но это весомый и очень приятный бонус к картине.

    Вот такой сумбурный и совершенно искренний обзор моего просмотра «12 лет». Щемящее, цепляющее кино, заставляющее думать. Кино, которое изначально не пришлось мне по вкусу, но вызвало бурю внутри. Кино, которое нужно смотреть. И не только потому, что вы любите ходить в кино или есть попкорн, или вам просто негде больше спрятать себя в декабре. Это актуальный фильм. Фильм о рабстве. Об угнетениях, о страданиях, о том, как легко сделать это укладом жизни и убедить в этом других. О том, что рабство не исчезает.

    Будешь предан — будешь предан. Неплохой слоган высечен на сердце Петси, от которого ей некуда бежать. Так клеймят норовистых животных — больно и навсегда.

    14 декабря 2013 | 03:05

    Рабство существовало испокон веков, существует и сейчас, в различных проявлениях, в виде уголовно преследуемых похищений для различных целей, либо в виде нигде не прописанных обычаев в экономически отсталых странах. Можно говорить о рабстве эмигрантском или ультрасовременном офисном, но Стив МакКуин, как режиссёр, полюбивший темы заключения физического или психологического и борьбы за свободу идейную или духовную (тут стоит упомянуть его ранние полнометражные работы «Голод» и «Стыд»), своим третьим фильмом обратил внимание на рабство, существовавшее долгое время на территории нынешних Соединённых Штатов. Тогда страна только начинала развиваться, помогая себе трудом ввозимых на новые земли чернокожих африканцев, которые для своих белых покупателей являлись ничем иным как товар, вещь, без прав, без возможностей, абсолютно полностью принадлежащих «хозяину». В отличие от нашумевшего «Джанго освобождённого», картина «12 лет рабства» основана на реальных событиях, описанных в мемуарах некоего Соломона Нортапа, уже экранизированных в не особо известном телефильме 1984 года.

    Третий фильм Стива МакКуина, как многие заметили, подходит для более широкой зрительской аудитории и уже снискал признание в среде критиков, за что справедливо номинирован на несколько Оскаров. Согласно негласному обычаю, среди остальных четырёх (из девяти) избранных для «фильма года» картин «по реальным событиям», «12 лет рабства» разительно отличается жестокостью и реализмом рассказанной истории. Нет заводной музыки, нет юмора, нет динамики и масштаба. История повествует о двенадцати лет жизни в рабском заключении некогда свободного, талантливого (играл на скрипке) и предприимчивого человека, обманом попавшего под жестокое покровительство американских плантаторов. Режиссёрская работа МакКуина отличается от предшествующих картин, но в полный мейнстрим режиссёр не ушёл, что радует. Вопреки количеству знаменитых актёров и популярности, «востребованности» темы рабства, он сохранил почерк посредством длинных сцен или диалогов, оголяющих нюансы устройства общества и человеческих пороков. Порой казалось, что фильм, имеющий многочисленные клише для гонки за наградой, многим повторяет уже давно снятое, но он не обделён своей атмосферой и глубиной.

    История Соломона Нортапа, как неожиданный выход за порог светлой и счастливой жизни, двенадцатилетнее погружение в строй, в котором люди с обеих сторон варятся в уже привычном котле, ныне за которым можно наблюдать только с отвращением, ужасом и ненавистью. Таким мир предстал и перед главным героем, как вещь, кочующим от хозяина к хозяину. Подобно несправедливо осуждённому, просто за цвет кожи, Нортап встречает совершенно разных белых, с разным отношением к рабам и его моральное и физическое состояние становится только хуже, когда как мечта о свободе и возвращении к семье, изнутри греет душу, не оставляя надежды. Он старается абстрагироваться от такого мира, но то, что происходит по воле закона и владельцев, в его рамки понимания просто не укладывается. Именно так хотел показать жизнь МакКуин. Рабовладельческий строй, широко развитый в ранних веках, получил новую волну уже во вполне зрелом европейском и новом американском обществе, выглядит сейчас дико, так как культ силы превратился в культ власти денег и права. Что уж говорить, если в Библии, рабство — обычное дело, да и верующие именуются рабами Божьими.

    Отдельные сцены и интересные герои делают фильм запоминаемым в большей мере относительно отрицательных персонажей. Герой, великолепно сыгранный Чивителем Эджиофором (среди остальных картин с ним — в этой, его лучшая роль), держится за возможное освобождение и его образованность даёт преимущество перед остальными рабами, находящимися далеко от родных мест, угнетённых настолько жёстко, что даже беря в пример героиню Лупиты Нионго, терпящей хозяина, за голову хватаешься. Последний владелец в исполнении бессменного и любимого режиссёром Майкла Фассбендера, достоин особого упоминания. Эмоционально и живо сыгранный актёром персонаж, не всегда в балансе со своей головой и нетрезвым состоянием, живёт ярко, периодически избивая за невыполнение рабочего плана рабов, трахая молоденькую негритянку, избивая её, потом снова трахая всю в слезах, только лишь жена — белая гнида, мешает нормально жить. Суеверен и зависим от многих обстоятельств, совершенно не такой, каким был герой Бенедикта Камбербэтча. Тот хоть сострадал и дарил подарки со словами «надеюсь эта скрипка будет доставлять нам радость многие годы», или его сострадающая жена, обращаясь к новой рабыне: «подкрепитесь, отдохнёте и ваши дети скоро будут забыты». Так спокойно, обыденно.

    Признаваясь в своём равнодушии к Полу Джаматти, с уверенностью скажу, что его короткая роль торговца, самая яркая из всех виденных его персонажей, а камео не впечатляющего Брэда Питта, лишь для галочки смахивает на спасительное продюссирование от «Plan B». Надрывистый Пол Дано, который после «Пленниц», снова выдаёт безумного персонажа, на этот раз до крайностей заигравшегося парня, глумливо припевающего песенку про нигеров, такими темпами в скором времени по праву получит награду.

    «12 Years a Slave» среди многих произведений на тему рабства в Америке, не уходит на второй план из-за популярной, но заезженной темы. Наоборот, картина Стива МакКуина имеет сильные стороны в наглядном изображении социального устройства, наполненного небольшими элементами в поведении и речи того времени, когда владение одного человека другим с сопутствующим трудом, угнетением и законно безнаказанным издевательством было совершенно привычно и обыденно. Одиссея свободного человека в рабстве закончилась, но судьба главного героя оказалась не настолько страшной и эмоционально волнующей, как тех, кто остался. Кто просил у него об освобождении, но был «помилован» на дальнейшее существование.

    8 из 10

    26 февраля 2014 | 23:58

    Итак, начну с того, что драма является моим любимым жанром в кинематографе и я ждал этот фильм, и я не разочаровался, но обо всем по-порядку.

    Сюжет. Фильм начинается с того, что свободного и образованного афроамериканца, живущего в Штате Нью-Йорк, напоили и похитили. А так, как документов у него при себе нет, его продают и он становится рабом на плантациях. И для того, чтобы остаться в живых он вынужден молчать о том, что умеет читать и писать, и является, в общем, человеком интеллигентным.

    И если первое время Соломоном (а именно так зовут главного героя) владеет относительно добрый и уравновешенный плантатор, то затем, из-за ненависти к Соломону местного плотника, этот человек вынужден отдать Соломона очень жестокому плантатору, чтобы спасти ему жизнь. И тут начинается основная часть фильма.

    В фильме очень хорошо показать весь ужас рабства и отвратительного отношения плантаторов к своим рабам, которых они избивают хлыстом по-любому поводу, именно в этом и заключается отличная работа Стива МакКуина, в некоторых моментах фильма начинаешь искренне переживать за главного героя, а последняя сцена вызывает подлинные эмоции.

    Я не очень люблю биографические фильмы, из-за того, что они бывают затянутыми, но об этом фильме я сказать такого не могу. Он смотрится «на одном дыхании», что является огромным его плюсом. Так что я рекомендую данный фильм всем людям, даже тем, кто хладнокровно относится в биографическим драмам.

    Теперь напишу немного об актерах.

    Чиветель Эджиофор прекрасно сыграл свою роль и вполне заслужил за нее Оскар, он действительно очень хороший артист, и никаких упреков к нему за этот фильм нет.

    Майкл Фассбендер так-же отлично смотрится в образе жестокого плантатора, я видел несколько фильмов с ним до этого, но 12 лет рабства, безусловно, лучший в его карьере.

    В игре Бенедикта Камбербэтча ничего неординарного нет, он просто хорошо ее сыграл, претензий к нему нет, кстати, «Шерлока» я не смотрел, так что это первый фильм с ним, который я вижу, вполне нормальный артист.

    Брэд Питт, я весьма удивился, когда увидел, что у него всего лишь пара эпизодических ролей в данном фильме, с ними он справился хорошо, но, как и в случае с Камбербэтчем, повторюсь, неординарного ничего нет.

    А вот Лупита Нионго сыграла просто прекрасно, она заслуживает получить Оскар.

    12 лет рабства — превосходный фильм, лучший фильм года и один из лучших за последние несколько лет. Несмотря на то, что это биографическая драма, он совершенно не выглядит каким-то нудным, за что спасибо его режиссеру.

    9 из 10

    P.S. Вторая моя рецензия на этот фильм, первая получила «красный свет», из-за того, что было слишком мало описания. В этой я попытался исправить ошибки. Надеюсь, получилось.

    20 февраля 2014 | 19:34

    1841 г. Свободный негр и скрипач Соломон Нортап во время отъезда жены и детей по предложению двух заезжих циркачей соглашается за гонорар поучаствовать в представлении. Однако потратить заработанные деньги Соломон уже не успевает. Его похищают и отправляют на юг Америки, где закон Авраама Линкольна выгодно проигнорировали.

    Скорее всего, реальной истории Соломона Нортапа, в которой западные киноакадемики под грузом вины за прадедов усмотрели фильм года, чуть труднее будет достучаться до нашего континента, нежели, будто сговорившимся, конкурентам. Ведь инди-режиссёра Стива МакКуина, даром что он сам негр, гораздо проще заподозрить в расовом отмщении и киношном застыжении, чем выбравшего более гуманную тему Ли Дэниелса или «своего в доску» Квентина Тарантино, снявшего, кстати, гораздо более агрессивную и сюрную картину. Хотя никаких предпосылок Спайка Ли тут особенно не замечается. История Соломона довольно универсальна, благо что рассказывается не о прирождённом рабе, у которых шансов на успешную жизнь практически не было. Случай этот свидетельствует о чистом похищении, которые, как известно, вполне удачно проворачивают и по сей день. И будь ты хоть азиатом, хоть белым, с каждым может случиться. Тем более, что за основу берётся глобальный переломный период, когда принятый закон формально вступает в силу, но остаточные явления окончательно искореняются ещё лет сто. Если уж даже с мобильным рабством люди не смогли быстро справиться, то что уж говорить о торговле людьми.

    С другой стороны, абстрагируясь от наболевшей тематики, на выходе у режиссёра остаётся колоритная, но чистая драма о выживании. Можно только удивляться стойкости и желанию Соломона жить, несмотря на тяготы и лишения, но со временем приходит осознание, что слишком многое Нортап отдал на откуп судьбе. Сравнивая, допустим, данную ситуацию с положением Энди Дюфрейна в тюрьме Шоушенк, заметно, что последний не стал пускать жизнь на самотёк, и своим образованием и находчивостью прогрыз себе дорогу на свободу. С этой колокольни кино МакКуина, хоть и не менее живое и колоритное, чем «Джанго» QT, но всё же трогает значительно меньше. У Соломона были определённые преимущества перед реальными заключёнными в виде большей свободы на открытой территории, но характер его не отдаёт пробивной способностью. Самая затруднительная и значительная идея героя становится со временем опасно навязчивой. Хотя в бесконечном положении объекта беспричинной агрессии гораздо более предпочтительны какие-то решительные действия в обход смирному рациональному отсиживанию. Даже такие, какие чинит дуболом Джанго в Кендиленде. Сильный не обязательно бьёт слабого, но вера в судьбу и небесное возмездие мало кому реально помогало. Вот рабыне-умелице со сроком, Пэтси, оно не шибко сослужило службу. Также как и у нашего героя второй шанс мог просто и не выпасть.

    7 из 10

    4 января 2014 | 16:58

    Когда взрослые люди затрагивают серьезные темы в кино, они берут на себя определенную ответственность перед нами. Зрителю как ребенку нужно все так разжевать, чтобы его мироощущение было правильным.

    Кино как учебник и если мы решили его прочесть, то должны быть уверены в правильности заложенных мыслей. Какую мысль несет фильм «12 лет рабства» и как отражает наше мироощущение. Тема не новая, но когда её затрагивают, сразу тянут на премию Оскар. История о свободном человеке, который по воли судьбы стал рабом и по той же воле освободился — не сам.

    Вас это зацепило? Вы сопереживали главному герою? Его жалость вас воодушевила?

    В каждые времена есть свои порядки и со временем они изменяются, суть порядков остаётся. Никогда не будет равноправия, всегда будут богатые и бедные, дурные и умные, добрые и злые — такова жизнь. Такая история должна взволновать и разбудить рассудок, понять кто мы в этом мире. Мир всегда будет не справедлив к жалким людям. Данная история показалась мне какой-то шаблонной и поверхностной. По ходу сюжета надеялся, что раскроют тему вопросов:

    Почему одни люди эксплуатируют других?

    Почему есть такое понятие как рабство?


    В фильме «12 лет рабства» нам просто показали историю человека по имени Соломон Нортап. Если вы решили снять хороший фильм, то потрудитесь заложить определенный смысл, а не снять историю, где мы должны сопереживать главному герою и ненавидеть плохих плантаторов — это шаблон. Если разобраться основательно, то плантатор прав — раб «Соломон» его собственность, он может себе позволить так думать и говорить, ему разрешили. Система того времени позволяла эксплуатировать насильно людей и для большинства это было нормально, а теперь мы лезем в историю и говорим: «Это было ужасно!».

    Рабы хотели быть рабами, а богатые их эксплуатировать — это факт, иначе такого понятия не было. Есть земля и деньги, завел себе раба, сэкономил на платной рабочей силе, все нормально, так можно. Конечно, потом зависело уже всё от личных качеств хозяина и в фильме показали, как относились к рабам в разных местах. Если хозяин избивал своего раба, то этого никто публично не осуждал — это было нормально для тех времен.

    Данное кино рассчитано на зрителя сопереживающего жалким героям. Я не верю, что Соломон не мог сбежать в течение 12 лет, он даже попыток сбежать не делал и только случаем судьбы он освободился — борьбы за свободу нет. Зато присутствует жалость — путём игры актеров, затянутых кадров, музыкой и вроде как напряженными ситуациями. Пригласили известных актеров на эпизодические роли, чтобы добавить нашу благосклонность и интерес к данному произведению. Для театральной постановки история прокатила, но не для кино. И тут встаёт вопрос: «Почему такие фильмы обязательно должны нравятся нам, быть хорошими? Потому, что мы такие податливые, таких историй можно снять сотню (основываясь на историю) и всем Оскары давать, а за что?»

    Хорошее кино должно цеплять, нести определенные мысли заложенные авторами, а не просто излагать сомнительные факты и претендовать на гениальность. Что было то не переделаешь, а вот учиться на глупостях надо — но это не про этот фильм.

    4 из 10

    22 декабря 2013 | 17:19

    Пожалуй, имя Стив МакКуин стоит запомнить. А если вы ещё с ним не знакомы, то самое время начать — с просмотра «Стыда», например. И, пока есть ещё возможность, обязательно успевайте в кинотеатры на «12 лет рабства». Потому как фильм однозначно заслуживает внимания, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать рецензии на Кинопоиске. Я и сама каким-то чудом запечатлела этот фильм на языке оригинала с субтитрами, что только сделало просмотр более эмоциональным.

    Фильмы, основанные на реальных событиях всегда будут волновать зрителя чуточку больше обычного и привлекать к себе внимание. И тем ужасней осознавать, что «12 лет рабства» — это именная такая история, бывшая когда-то реальностью. МакКуин просто кудесник, потому что живо и натуралистично воспроизводит все круги ада, что прошёл главный герой. Будучи свободным человеком, Соломон Нортап вдруг оказывается проданным в рабство. И все попытки доказать свою свободу, свой статус заканчиваются жестокими побоями. Этот человек рвётся продолжать борьбу, но очень скоро понимает, что лучше будет молчать и сделаться незаметным. Его внутренняя борьба, его стремление к жизни — всё это он вынужден скрывать под маской покорства и смирения.

    Стараньями всей съемочной группы получился фильм-погружение в жестокий мир рабства. В самые напряжённые моменты зритель буквально чувствует каждый удар кнута, каждую минуту унижения раба, каждый крик боли. Перед глазами ещё на долго останутся душераздирающие сцены: продажа рабов на аукционе, когда у бедной матери отбирают детей; сцена где подвешенный Соломон, пару часов борется за жизнь; безумия, которые совершал рабовладелец Эппс; истязания Петси и её готовность уйти из жизни. Перечислять можно кадр за кадром — тут важно всё.

    Актёрская игра в «12 лет рабства», пожалуй, лучшая которую только мне доводилось видеть. Так как, по сути, здесь один главный герой, (все строиться во круг него) то можно сказать, что все остальные роли здесь второстепенны. Но сыграны-то они как отдельные ключевые роли. Очень запомнилась надменная и жестокая жена Эппса (Сара Полсон) — женщина терзаемая то ли муками ревности, то ли просто необузданной жестокостью. Сумасшедший Эппс, в котором Майк Фассбендер воплотил набожного безумца и абсолютно неуравновешенного человека, смягчив его моментами какой-то странной нежности.

    Словом, «12 лет рабства» даёт зрителю самому порассуждать и поразмыслить, сделать выводы и прочувствовать все переживания героя. Фильм оставляет за собой тягостное послевкусие, а пристальное внимание к деталям и долги сцены насилия рабов ещё долго будут стоять перед глазами.

    9 из 10

    12 января 2014 | 20:08

    IMDB-шные 8,5, 97 томатных процентов и при этом главный ЗГ и номинация на главный Оскар — такой урожай дорогого стоит. Обычно мне тяжело критиковать такое кино, а зачастую попросту не за что. В данном случае — второй вариант. Я не знаком с предыдущими работами Стива МакКуина, поэтому о претензиях «да он продался, голливудщина» и т. д и т. п. мне сказать нечего. Я рассматривал этот фильм как нечто, к чему режиссёр шёл всю свою сознательную жизнь; как то, в чём он пытался отразить боль и горе огромного поколения людей, некоторые из которых были даже его родственниками. Примерно такое же отношения у меня к советским фильмам о войне. Рабство, как и война, это ужасное явление, и посредством ознакомления с подобными фильмами я понимаю это всё лучше и лучше. Такое кино не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда — оно остаётся в умах на века. Работа, которую провёл МакКуин, колоссальна, и если бы не столь жёсткая конкуренция в этом году, все кинематографические награды уже бы были его. Помогал Стиву в воссоздании жуткой атмосферы человек по имени Чиветель Эджиофор, и на его работе также надо остановиться подробней.

    Не секрет, что драма — один из самых «актёрских» жанров, и абы кого в неё играть не возьмут. На плечи Чивителя в этом фильме взгромоздилась колоссальная нагрузка, потому что его лицо мелькает в кадре более 90 процентов от полного объёма фильма. Были бы все 100, если бы не уделение режиссёром внимания на показ местности и некоторым операторским ходам. В уме всплывает только одна сцена без Чивителя — в ней его новый хозяин обсуждает с женой, опять же, рабов. Ну а в остальном — либо Соломон Нортап (имя героя Эджиофора) грустит в одиночестве, либо в компании, либо работает на поле, либо терпит побои и издевательства. Есть моменты, в которых он играет на любимом музыкальном инструменте, но даже тогда его глаза полны грусти и печали. Американец нигерийского происхождения сыграл в этом фильме на уровне выдающемся, выдав настоящий Шедевр в мире актёрского мастерства. На его беду, Мэтт МакКонахи тоже не Ваньку валял, и видимо оставит Чивителя без главной кинематографической награды. Однако теперь всем ясно, какого уровня актёр Эджиофор, и все самые главные награды у него ещё впереди.

    При том, что Нортап — наиглавнейший персонаж фильма, картина буквально напичкана великолепными персонажами второго плана. Я был бы не против посмотреть о каждом из них отдельный фильм, так сказать своего рода «спин-офф». Голливудская дебютантка Лупита Нионго впечатлила больше всех — дебютанты так не играют. МакКуин достоин похвалы ещё и за то, что открыл миру новую замечательную драматическую актрису. Ну и Фассбендер, в этом фильме он просто глыба. От него я всегда ожидаю только лучшей игры, и при этом он всё рано не перестаёт меня удивлять.

    Подводя итог, скажу, что не зачту этот фильм в число любимых, но это только из-за того, что он снят на не самую любимую мной тематику. При этом однозначно признаю, что кино выдающееся и заслуживает наград, уже полученных и будущих. Молодцы.

    8 из 10

    20 января 2014 | 19:47

    Грех было не посмотреть фильм-победитель и «Золотого глобуса», и Гильдии актёров, и Британской академии, и кинофестиваля в Торонто. Впереди — «Оскар», только руку протянуть.

    Стало быть, в фильме есть нечто совершенно неожиданное. Значит, режиссёр создал неординарное зрелище, поставив на свой конвейер поток всевозможных наград?..

    Казалось бы, ничего сверхоригинального: чернокожие рабы и белые рабовладельцы; рабовладельцы безжалостны до беспредела, рабы беспредельно несчастны; рабство порочно, расизм бесчеловечен. И что неожиданного?

    Но это то, что лишь на поверхности. А если в глубину… Каждому зрителю предлагается примерить на себя то, что случилось с реально существовавшим Соломоном Нортапом в действительности. Заснув успешным и довольным жизнью человеком — скрипачом, семьянином и т. п. — он просыпается рабом, бесправным и беззащитным. Подлые люди напоили, похитили, продали — и вот уже ничего не докажешь… Зритель сочувственно цокает языком — да, неприятная история. Но режиссера Стива МакКуина такая реакция не устроит. И он сделает всё, чтобы отнять у зрителя покой и вежливое внимание, создав такую атмосферу страдания, что мало не покажется.

    Пытаешься увидеть хоть что-то человеческое в тех, у кого сила и власть… Да вот же он, в исполнении Бенедикта Камбербэтча! И за разлученных мать с детьми переживает, и рабам Библию читает, и Соломону скрипку дарит. Но в первом случае трусливо молчит, во втором скорее формален, а подарив скрипку, продает Соломона маньяку и садисту Эппсу (убедительный Майкл Фассбендер).

    Тут много над чем можно задуматься. Строками из Евангелия садист оправдывает свою извращённую жестокость. Ценность свободы ощутима только в рабстве. Но рабовладельцы при внимательном рассмотрении оказываются по сути бОльшими рабами, чем те, кем они владеют. Главный герой раб формально, но свободен душой. А души рабовладельцев по-настоящему рабские. Эппс — пленник существующих правил; влюбившись в рабыню, он вынужден убивать свою любовь, жестоко истязая несчастную.

    И особенно актуальной мне представляется тема подавления личности. Это главное для любого диктатора — будь то персонаж фильма Эппс или персонажи истории Гитлер, Сталин (далее, вплоть до сегодняшнего дня, зритель/читатель может продолжить сам). Поломать личность, унизить уважение к себе, растоптать гордость. И тут опаснее всего образованные, умные, интеллигентные — они по определению оппозиция диктату. Потому и наказывают рабы-старожилы главному герою (в поистине интеллигентном воплощении Чиветеля Эджиофора): не обнаруживай умение читать и писать — это смертельно опасно. Однако именно человеческое достоинство Нортапа и порядочность встреченного им плотника — залог выживания.

    Далеко от нас рабовладельческое общество, это давно уже история… Так ли это? Вглядитесь внимательнее вокруг. И представьте: сейчас вы успешны и в целом довольны жизнью. Но завтра вы случайно оказываетесь не в то время не в том месте… Оговор-обман или ошибка — и вы теряете всё и беззащитны. И что поможет вам тогда? Только ваша собственная сила духа. И порядочность мужественного и неравнодушного человека. Дай бог, чтобы таких людей было как можно больше.

    8 из 10

    21 февраля 2014 | 15:02

    Итак, фильм 12 лет рабства…

    Картина поучительная, ровная, завершенная, где-то даже трогает. В конце все печально, темнокожий парень плачет, я почти что тоже… По правде говоря, не такого я ожидал от режиссера картины «Стыд», где каждый кадр кричал в отчаянии о человеческой боли и одиночестве. Сходящий с ума, плачущий Фассбиндер, размахивающий в кадре своей колотушкой… Тут он тоже слегка безумен, но как-то в рамках, порой даже комично, подскальзываясь на свинячьем говне в хлеву, гоняясь за рабом негром. Как-то тут даже все чересчур выверено и политкорректно. Картину довершает мегаположительный и ультраправильный до изжоги бред Бреда Питта со смешной бородой и неестественным южным акцентом. Человек становится старше, скулы шире, мудрые морщины обрамляют глаза, но образ глуповатого комичного раздолбая-красавчика не выбить ничем и картина от этого смотрится еще неестественней и приторней.

    Чересчур щадящая, лишенная сильной грязи и жестокости атмосфера фильма почему-то заставляет расфокусировать взгляд с проблемы угнетения чернокожих рабов и сконцентрироваться на других проблемах, куда более глубоких нежели просто исторических и социально-экономических. Невольно в голову приходят мысли о том, что если убрать расовый аспект и декорации Луизианы 19 века, то никуда мы за эти годы особо не уходили в плане жестокости обращения с окружающими нас людьми, поставленными в зависимое или более ущербное положение в силу экономических факторов, иерархии, традиции, чего угодно. Во всей ленте в глаза бросается даже не рабство и иже с ним, обусловленное исторически, экономически и т. д., в глаза бросаются (в чем безусловно заслуга режиссера) полные страха и отчаяния глаза людей, боязливо-покорные сутулые фигуры, поднятые плечи, трясущийся покорный вид более слабого животного перед более сильным, истязание, унижение, превознесение себя над своими комплексами, проблемами за счет унижения другого, пьянящая необъяснимая жестокость тупого трусливого существа, наделенного властью над другим. Все это не есть отличительные черты рабства в Америке 18-19 века или крепостного права в России матушке или где-либо еще, если присмотреться, то вокруг без труда можно наткнуться на те же прибитые трясущиеся покорные фигуры, все это живет и процветает, с той лишь разницей, что не закреплено буквой закона. Теоретически сейчас жертва может уйти от истязателя в любой момент. Но может ли уйти ребенок-подросток от побоев пьяницы-неудачника отца? прибитый клерк, терпящий кабалу от начальства, связанный необходимостью заботы о семье и детях? Молодой призывник, терпящий издевки и побои старослужащих, да что угодно, примеров куча и они везде…

    Годы бегут, декорации меняются, люди победили рабство, крепостничество, и бла бла бла, все счастливы, вот только преступный элемент остался там же где и был, в самом сокровенном и недоступном месте, улыбается, смотрит на все происходящее своими трусливыми жестокими глазками и ждет, когда объявят очередную окончательную и бесповоротную победу над злом…

    7 из 10

    11 февраля 2015 | 18:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Netflix впервые заполучил в свой пакет фильм с одной из крупнейших мировых кинозвезд. Брэд Питт сыграет главную роль в «Машине войны» (War Machine), которую стрим-сервис будет финансировать и демонстрировать. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Накануне выхода в прокат «Робота по имени Чаппи» КиноПоиск поговорил с работавшим над саундтреком фильма Хансом Циммером, одним из самых известных и титулованных композиторов мира, расспросив его о карьере, музыке, «Короле Льве» и кофеварках. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Издательство «Эксмо» и КиноПоиск представляют отрывок из романа Соломона Нортапа «12 лет рабства», легшего в основу одного из наиболее громких кинохитов 2013 года с Чиветелем Эджиофором и Майклом Фассбендером в главных ролях. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии «Оскар» — ключевое мероприятие в кинематографической индустрии. В этот раз американские академики не стали преподносить особых сюрпризов, раздав призы тем, кому и предрекали аналитики. Звездами вечера стали Мэттью МакКонахи, Альфонсо Куарон, Кейт Бланшетт, Джаред Лето, Спайк Джонс(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    На дебютный фильм итальянки Лауры Биспури «Клятвенная девственница» журналисты выстроились в очередь, сравнимую с толпой, пришедшей на пресс-показ «Пятидесяти оттенков серого». Ничего скандального в драме нет — название отсылает зрителя к давней албанской традиции. Альба Рорвахер, сыгравшая главную роль, может претендовать на приз как лучшая актриса Берлинале-2015. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton26 364 020
    2.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation11 451 746
    3.Синистер 2Sinister 210 542 116
    4.Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 478 326 530
    5.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.7 317 374
    21.08 — 23.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Фантастическая четверкаFantastic Four159 207 141
    2.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.99 430 069
    3.Синистер 2Sinister 269 971 203
    4.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation35 462 019
    5.Упс… Ной уплыл!Ooops! Noah is Gone...26 979 715
    20.08 — 23.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 803 636266 735
    Деньги442 852 588 руб.33 014 497
    Цена билета245,53 руб.21,14
    20.08 — 23.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.222
    121.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.219
    122.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.214
    123.Брат8.209
    124.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.208
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.ВаркрафтWarcraft92.58%
    42.ГамбитGambit92.54%
    43.5-ая волнаThe 5th Wave92.49%
    44.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.36%
    45.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.11%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    КаникулыVacation9
    УльтраамериканцыAmerican Ultra9
    Синистер 2Sinister 222
    Фантастическая четверкаFantastic Four47
    Шальная картаWild Card23
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.541
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.7.925
    КаникулыVacation7.133
    УльтраамериканцыAmerican Ultra6.782
    Необыкновенное путешествие Серафимы
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 4703.09
    Темные тайныDark Places10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    Шальная картаWild Card24.09
    ЭверестEverest24.09
    премьеры