всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Франция  1.67 млн,    Мексика  1.48 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Смотрите на ТВ:
Воскресенье, 24 мая в 23:30 на канале «TV1000»
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (335 091)
ожидание: 96% (15 197)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
88%
23 + 3 = 26
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7854 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Здравствуйте.

    Сразу к делу… Сказать, что фильм хорош, да хорош. Сказать, что фильм заслуженно получил столько наград и похвалы… нет, с этим пожалуй не соглашусь. На мой взгляд, фильм сильно переоценивают. Если конкретно: сюжет скучный, ярких эмоций не вызывает(может только в конце), ясный ответ почему я должен сопереживать именно этому человеку, именно в этом фильме я не получил, если учесть что такие случаи в то время не редкость и чаще с гораздо худшими последствиями.

    Похвалить пожалуй можно актерскую игру, а говорить о том, что «Стив МакКуин задал себе непростую задачу — экранизировать автобиографическую книгу Соломона Нортапа», считаю не правильно. Что за «непростая задача» экранизировать уже написанную историю с конкретным началом, с конкретным концом, с готовой проблемой(не такой уж новой)?

    После просмотра фильма задаешься вопросами: что я должен был увидеть в этом фильме? Борьбу человека за жизнь, за свободу за воссоединение с семьей, за справедливость? Что действительно было в фильме? борьба?… Нет. Желание бороться?… Нет. Страдания?… Да, но не больше чем у остальных. В итоге к благополучному финалу приводит стечение обстоятельств. Поэтому можно разглядеть только следующую мысль: не теряй надежду, даже в самой безвыходной ситуации, и если повезет, то справедливость восторжествует, а если нет… так что ж ты хотел? Жизнь не справедливая штука.

    Резюмируя, повторюсь, фильм не плох, но до шедевра не дотягивает, поэтому такое количество человек, готовых написать оду этому фильму, извините, понять не могу.

    7 из 10

    11 марта 2014 | 23:31

    У режиссера этого фильма есть всего лишь два полнометражных фильма, не считая этот, которые на эмоционально-эстетическом уровне были во многом даже не лучше, а банально интереснее, чем 12 лет рабства. Они неглупые, нетривиальные, с нестандартной композицией и именно это цепляет. Однако, это вовсе не означает что 12 лет рабства получился плохим. Да, он проще, менее взрослый, банальный и абсолютно ориентирован эмоционально воздействовать на Американскую Киноакадемию, что является беспроигрышным вариантом. Ну постеры, трейлер и тематический закат эпохи рабства к этому даже не располагают, а просто обязывают.

    Фильм рассказывает нам о безумно талантливом скрипаче негре Соломоне (Что лично мне показалось странным. Не ну реально негр Соломон!), которого опоили, обманули, да в цепи заковали, да на аукцион отправили. Бедный афроамериканец попадает в лапы сначала к одному спокойному плантатору (Кембербетч, как артист, довольно-таки слабый и безмятежный), но тот вынужден в одночасье перепродать Соломона бешеному плантатору мистеру Эппсу, который не щадит лентяев и в зависимости от настроения проводит профилактические беседы, да регулярные порки тех, кто попался ему под горячую руку. Ничего не напоминает?

    Если все хорошенько обдумать, то что-то подобное мы тысячу раз видели, особенно в те моменты, когда на церемонии вручения Оскара прокручивают коротенькие ролики с наиболее яркими или жесткими моментами картины, собственно, под которые и снимался этот фильм. Тема эта вечно будет эксплуатироваться, словно негр на плантации, всеми возможными фестивалями и наградами академий. И это не означает, что фильм плох. Очень он хорош ни самой историей, а в первую очередь такими актерами, как Фассбендер и Пол Джаматти. Эти ребята сыграли на таких оборотах, что временами забываешь, что смотришь фильм. Но, чует мое сердце, Оскар, несомненно, Фассбендеру не достанется, а жаль, он сейчас очень многообещающий актер. Пожалуй, только в этом фильме и выбившийся из своего обычного амплуа. Так же стоит отметить замечательную игру несчастной негритянки, которую обрекли на физические и сексуальные истязания. Что касательно по технической составляющей такого рода фильма, то Ханц Циммер, статичная картинка, свежесшитые костюмы и британский акцент, наверное, навсегда останутся обязательными атрибутами.

    Что особенно меня удивляет, так это частые размышления тех ребят, которые говорят, что вот в Российской Империи рабства как такового не было, а зачастую даже приводят серьезные и, порой, убедительные аргументы в пользу крепостного права, царя, отечества и православия. Вот таким людям и стоит показывать этот фильм, здорово мозги прочищает.

    Однозначно один из самых трогательных фильмов года, который стоит посмотреть каждому в преддверии церемонии вручения Оскара. А будут ли пересматривать этот фильм через 20 лет, как Список Шиндлера, покажет только время.

    17 февраля 2014 | 22:16

    Тяжелое кино. В конце даже слёзы не помогали облегчить накопленные впечатления — ну что поделать, так уж на меня воздействуют по-настоящему сильные фильмы.

    Ждала этот фильм долго, с самого выхода трейлера, сразу глаз зацепился за, прямо скажем, неординарный список участвующих актеров. Подумалось, что будет что-то интересное, но не особо глубокое, типичный американский фильм о главном герое, в конце концов получающем своё, в данном случае — афроамериканце, выжившем после рабства, а дальше жившем долго и счастливо. Но оказалось всё куда сложнее и пессимистичнее. Попсовости нет и в помине: прекрасно прописанный сценарий, без провисаний, позволяющий всем актёрам проявить себя по-полной. И они действительно пользуются этим вовсю, что есть главное преимущество всего фильма.

    Замечательные актёрские работы! Чиветель Эджиофор — вот кто заставлял меня не понарошку плакать весь сеанс. Максимально человек, которого пытаются превратить в полное животное, роль образованного, прекрасного музыканта с тонкой душевной организацией, брошенного в адское пекло нечеловеческой жестокости, м — не самая легкая, но я ему поверила. И антагонист ему прямо под стать — наслаждающийся превосходством белой расы плантатор в исполнении Майкла Фассбендера полностью, до предела развращен рабством, постоянным покорностью безмолвных животных-людей, окружающих его. Это наглядный пример того, как рабство накладывает отпечаток и на рабовладельцев, уничтожая самые их души, оставляя только одну черствость. Под стать ему его жена в исполнении моей любимицы Сары Полсон — ревнивая, завораживающая своим эгоизмом и жестокостью. Прекрасный образчик «доброго» рабовладельца дал Бенедикт Камбербэтч, герой которого ещё не потерял человеческого облика, но и его система рабства ставит в определённые рамки, которые он нарушить не в силах. И, конечно, Лупита Нионго, играющая ещё более беззащитную рабыню, чем сам главный герой, с которой связана самая отвратительная сцена, что я видела, в плане не внешней, а именно внутренней мерзости людей, внезапно выползающей наружу.

    Всё это происходит под жарким небом Нового Орлеана, в обрамлении чудесной красивейшей природы, парадоксально взрастившей такие дикие, грязные души в своих обитателях. На протяжении фильма всё думала, кто же написал такое превосходное музыкальное сопровождение, и титры раскрыли тайну — Ханс Циммер, и почему-то я не была удивлена. Но всё же самое главное музыкальное событие — «Roll Jordan roll», не знаю, как переводчики поступили с этой замечательной госпел-балладой, но в оригинале звучит необычайно проникновенно.

    Очень стыдно, что не видела предыдущих работ Стива МакКуина, немедленно обязательно посмотрю. А этот фильм — просто нет слов до чего прекрасен! Жаль только, что вряд ли получит «Оскар» — академикам всё же больше по душе всякие военные операции со странными именами… хотя посмотрим ещё.

    10 из 10

    13 декабря 2013 | 22:37

    Как быстро меняется общество — еще полтора века назад рабство в стране, которая на сегодняшний день является оплотом демократии, было вполне обычным явлением. Теперь у них даже президент афроамериканец. Теперь они предпочитают не вспоминать об этих страницах истории. Теперь они политкорректны и лояльны ко всем слоям общества. Теперь они говорят о рабстве шепотом, и очень немногие имеют смелость говорить об этом громко. Сначала Тарантино снял свой «Джанго», очень бодрый и динамичный вестерн. Теперь настала очередь Стива МакКуина, которому сам Бог приказал снять душераздирающий фильм о рабстве. И Стив снял. И критики приняли картину на ура! Не могли не принять. Это неполиткорректно.

    Что же получилось у МакКуина? За основу сюжета взята реальная история Соломона Нортапа, который, будучи человеком весьма уважаемым и образованным, рабства все-таки не избежал. 12 лет мучился Соломон, 12 лет ждал случая увильнуть с плантаций. Конечно, фильм не такой эпичный, как «Джанго», а Соломон не такой харизматичный, как, повторюсь, Джанго. Разница в том, что Джанго всю жизнь провел в рабстве, и ему было что терять. А Соломон, не привыкший к такому обращению, молчаливо ждал подарка от судьбы.

    Вообще фильм меня особо не впечатлил. Да, он хорош, эмоционален, драматичен, но главный герой какой-то пассивный, блеклый. И я не смею его в этом упрекать! Просто, тот же Эдвин Эппс на фоне Соломона Нортапа выглядит куда более яркой и эмоциональной фигурой. А Соломон все больше в тени. Нет в нем рвения к свободе, есть ли желания переждать, дождаться удобного случая, а вот рискнуть всем Соломон не готов. Попытка передать письмо не в счет.

    Несомненно, я очень субъективен, так как все фильмы о рабстве самопроизвольно буду сравнивать с «Джанго». Но все-таки есть у «12 лет рабства» свои положительные черты. Очень крепкий актерский состав (особенно понравился Фассбендер, очень эмоциональный персонаж у него получился). Фильм драматичный, мрачный, в некоторых моментах атмосфера отчаяния буквально давит на зрителя. Было трудно смотреть на беспредел рабовладельцев-самодуров, которые позволяли себе абсолютно все в отношении своих рабов. Но и хорошие рабовладельцы тоже были — они относились к своим рабам по-человечески, не издеваясь над несчастными. Словом, человек такое существо, что в любом обществе покажет свое истинное лицо — будь то рабовладельческий строй или коммунизм.

    В целом фильм мне все-таки понравился, но чрезмерное мировое внимание к нему все-таки раздуто. Не стоит он тех 9 номинаций, которые у него были. А Люпита Нионго свою статуэтку вообще получила авансом — потому что чернокожую актрису в фильме о рабстве обделить вниманием критиков нельзя, не положено! Лучший фильм? Тоже можно оспорить. Но, повторюсь, я субъективен. Но все-таки я фильм к просмотру порекомендую хотя бы оттого, что бы представлять себе, откуда ноги у демократии растут…

    29 мая 2014 | 19:51

    США, середина XIX века. Соломон Нортоп (Эджиофор) — чёрнокожий житель одного из северных штатов. У него есть семья, дом, профессия. Однажды, он отправляется на заработки в Вашингтон, где его, предварительно напоив до беспамятства, похищают и продают в рабство под вымышленным именем. Спустя некоторое время он оказывается на юге, где ему предстоит провести долгие 12 лет невыносимых издевательств, тяжёлого труда и борьбы за выживание.

    Всё у этого фильма могло сложиться хорошо, ведь уже даже на этапе производства видно было, насколько талантливые люди заняты в этой картине. Режиссёр Стив МакКуин, при всей спорности его предыдущего фильма «Стыд», на секундочку является обладателем одной из престижных премий Каннского Кинофестиваля, композитор Ханс Циммер в представлениях не нуждается, также как и чертовски одарённые актёры: Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джаматти, Брэд Питт — цвет современного кинематографа.

    После просмотра фильма «12 лет рабства» с уверенностью могу заявить, что ни один из вышеперечисленных людей не разочаровал меня, как зрителя. Чего, к сожалению, не скажешь о сценаристе этой ленты Джоне Ридле, который адаптировал одноимённую книгу абсолютно реального человека по имени Соломон Нортоп, действительно попавшего в описанный выше переплёт, вышедший из него победителем и описавший все свои злоключения на бумаге. Книгу я, признаюсь честно, не читал и даже не слышал о ней до выхода этого фильма на экраны. Поэтому я не знаю чья вина в том, что сюжет картины получился на 100% манипулятивным, наполненным всевозможными штампами и прямым, как палка.

    Казалось бы, в прошлом году великий и ужасный Квентин, как мог поглумился над соответствующим жанром. И что же мы видим? Спустя всего год на экраны выходит лента «12 лет рабства», в которой самым безбожным образом расставлены соответствующие коньюнктурный акценты: все белые, за редким исключением, подонки, все чёрные, вообще без исключений, хорошие, на севере негры ходят в шляпах, сюртуках и ничем не отличаются от белых людей, на юге тех же негров нещадно стегут плетьми. Слишком в лоб, слишком субъективно, слишком недвусмысленно.

    При этом, техническая составляющая фильма просто на высоте. Гениальный (без шуток) Майкл Фассбендер в кадре творит какие-то чудеса, Пол Дано радует очередным своим пакостным образом, в целом, понравился Эджиофор, особенно несколько эпизодов, связанных с его душевными трансформациями. Блестящая работа оператора, отличная музыка, сложно выверенная режиссура и монтаж. Всё на уровне — кроме, собственно, сценария. Такая жалость, скажу я вам.

    В то время, как многие уважаемые критики называют картину «12 лет рабства» фаворитом Оскаровской гонки, я вынужден констатировать, что при всей своей кажущейся мощи, она базируется на простеньком и манипулятивном сценарии, что, разумеется, лишь добавляет ей весомости в глазах жюри киноакадемии. Достаточно вспомнить прошлогоднюю победу насквозь заштампованного «Арго». А раз так, то и ожидания от этого фильма автоматически становятся несколько завышенными, и оправдать их он, к сожалению, не может. Хороший фильм, очень хороший. Но не лучший в уходящем 2013 году.

    8 из 10

    16 декабря 2013 | 15:13

    - Если хочешь выжить — сиди тихо и помалкивай, никому не говори, что ты умеешь читать и писать.
    - Я не хочу выживать. Я хочу жить.


    Мне был интересен этот фильм не только из-за актерского состава, еще мне хотелось узнать немного истории, ведь я ее так плохо знаю, к сожалению.

    Господи, как же это страшно, рабовладельчество, у меня просто нет слов от тех сцен жестокости, что происходили на экране, конечно я понимала, как обращаются с рабами, но одно дело понимать, а другое видеть это, хоть и на экране. Мне кажется немного легче тем, кто родился в неволе, кто раб с рождения, они видели своих родителей-рабов и сами они готовы к рабству. А другое дело стать рабом поневоле. Это и произошло с Соломоном Нортапом. Он всю свою жизнь был свободным человеком, у него было двое замечательных детей и любимая жена, он играл на скрипке для хороших людей и жил так, как хотел. Он был свободным. Но однажды его обманули и он попал в рабство. Я смотрела на те избиения и те жестокости, что происходили на экране и просто плакала. Как больно видеть, что люди ставят себя выше других, только потому что они богаче и у них есть немного больше власти. Больно смотреть на то, что мать разлучают с детьми, просто не выносимо смотреть на то, что было раньше с такими же людьми, как ты и страшно от того, что когда-нибудь не дай Бог, это может вернуться.

    Я восхищаюсь такими людьми как Соломон, он не опустил руки, не впал в уныние, он верил в то, что когда-нибудь он снова станет свободным человеком и он стал им. У меня нет слов, как мне было радостно за него в конце фильма, и слезы просто полились сами собой, гордость за такого сильного человека.

    Актерский состав великолепен. Не хотелось бы выделять кого-то одного. В первую очередь прекрасен Чиветель Эджиофор, я вижу его впервые, но ему веришь, сопереживаешь, хотя я не понимаю, как можно в такой истории не сопереживать, и остаться равнодушным. Бенедикт Камбербэтч очень понравился, он был таким милым здесь и из рабовладельцев самым добрым и отзывчивым, если можно так сказать про хозяина рабов. Майкл Фассбендер это что-то. Сволочь, которую он сыграл, мне хотелось убить, задушить, самого отлупить розгами, но тем не менее он великолепен, не удивлюсь, если его наградят за эту роль. Еще после главного героя мне понравился персонаж, которого сыграл Брэд Питт из уст, которого прозвучали очень правильные слова, что рабство — это зло, поразившее нашу нацию, рабство — это зло, которое не должно выпадать никому. Что мы все равны перед Богом, и жаль, что такие люди, как Эппс этого не понимают и не хотят понять. И очень правильный вопрос задал Басс Эппсу «что если завтра ты будешь в роли раба?».

    12 лет рабства — это определенно фильм must see. Мы должны знать свою историю, чтобы не повторять ошибок наших предков. Фильм с хорошими актерами, который я думаю не должен оставить вас равнодушными. Стив МакКуин спасибо тебе за этот фильм. И Браво!

    14 декабря 2013 | 17:12

    Пожалуй самый нашумевший фильм года. Все в ряд кричат, что данный фильм шедевр, что это лучший фильм года, но я с ними не соглашусь. Да, безусловно фильм достойный, он интересный, запоминающийся, но ничего такого, от чего у меня обычно бегут мурашки по коже, и сердце останавливается в груди — я не увидел. Тем не менее, я ставлю фильму «8» и эта оценка, вполне оправдана.

    Хочется взять к примеру, вышедшую в этом году «Гравитацию», о которой я долго слышал и слышу до сих пор, хвалебные отзывы. Большинство, лидирующее большинство называют фильм шедевром. Но опять же, ничего гениального, нового (разве, только что в плане спецэффектов) и «сверхволнующего», я не увидел. Почему люди видят шедевры там где их нет? По началу, я хотел поставить данной картине оценку «9», но это был тот самый «эффект стада». Когда я немного подумал, я понял, что данный фильм ничего нового и сверхинтересного для меня не принес. Я вовсе не жалею, что я его посмотрел, наоборот картина имеет ряд своих плюсов, но как и везде, свои минусы у нее тоже найдутся.

    В первую очередь, я считаю, что фильму не хватило динамики. Все было так размеренно, спокойно, и… скучно. Лишь пару сцен вызвали во мне взрыв эмоций. Первая, когда мать разлучают с детьми и вторая — это когда избивают рабыню Пэтси. Все! Давайте вспомним один из последних фильмов, с тематикой рабства, я говорю про фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (только ленивый, не сравнил эти два фильма). В нем есть динамика, и финал, который не оставляет равнодушным, так и хочется соскочить с места и вскрикнуть от восторга, когда главный герой расправляется с «плохими парнями». Это доставляет моральное и эмоциональное удовольствие. Ведь все мы любим хэппи — энды. Но опять же, хэппи — энды бывают разные. В данном фильме мы получили довольно «скучный» и предсказуемый финал. Это не впечатлило.

    Ещё, что меня смутило, так это название «12 лет рабства». Что? Неужели, по фильму действительно прошло 12 лет? От силы два года, возможно три. Я не увидел внешнего изменения, ни у одного из героев драмы. Разве, что в финале, когда нам показали детей главного героя, которые заметно выросли.

    Пора перейти к плюсам. Безусловно сама история заслуживает внимания. Учитывая то, что это основано на реальных событиях. Возможно именно это и послужило такой монотонности повествования. К другому большому плюсу я отнесу, саму тематику рабства. Эта тема для меня всегда была интересна. Человеческая бесчеловечность, это тема которая волнует меня и заставляет нервы оголится. Человеческая жестокость и бессердечие — это, то, что было всегда. Дайте только человеку волю и безнаказанность, и он станет чудовищем (разумеется не все, везде есть исключения, хотя на эту тему сложно рассуждать).

    Хочу отметить актерскую игру, которая по моему мнению была на высшем уровне. В частности мне запомнилась Люпита Нионго, которая исполнила роль рабыни Пэтси. Один из самых интересных персонажей фильма. Тут же хочу выделить Сару Полсон. Замечательная актриса и очень отвратительный персонаж, который делал данный фильм более ярким и «вкусным». Безусловно, было невероятно приятно видеть, хоть и в эпизодических ролях Брэда Питта и Бенедикта Камбербэтча.

    Что ещё хочу отметить, так это невероятные пейзажи Америки 19 века, рабовладельческие плантации, огромные белые виллы, невероятные пышные платья дам того периода, которые полюбились мне ещё со времен «Унесенных ветром».

    Фильм более чем заслуживает оценку, которую я ему поставил. Фильм достроен внимания, но увы на шедевр года он не тянет. Что безусловно, является исключительно моим непрофессиональным, любительским мнением.

    8 из 10

    3 января 2014 | 19:56

    История, основанная на реальной биографии Соломона Нортапа, наконец-то экранизирована чернокожим британцем Стивом МакКуином.

    Сюжет в этой экранизации имеет явно вторичное значение. Но все же: чернокожий, но свободный Соломон Нортап, у которого есть жена и дети и который живет на свободном Севере, «покупается» на предложение циркачей поиграть на скрипке на их представлениях, а они продают его в рабство…

    Условная интрига состоит разве в том, умрет или все же вернется к родным экранный Соломон. А в остальном сюрпризов и вовсе нет. Ну разве кто-то из зрителей думал, что рабство — это хорошо? И не представлял себе всех «прелестей» этого явления? Да даже отечественный зритель насмотрелся этого еще в «Рабыне Изауре». Не говоря уже о том, что и в «Пятнадцатилетнем капитане» Жюля Верна и в его экранизациях тема зверств работорговцев, прежде всего, также затронута…

    И если присмотреться, то Стив МакКуин в своем фильме делает такие же повороты, как в уже знакомой «Изауре»… Одаренные темнокожие люди, разлученные семьи, цивилизованный рабовладелец, рабовладелец-демон…

    Впрочем, если учесть, что рабство везде одинаково, а книга Нортапа была опубликована еще до 1861 года, то это и неудивительно. Удивительно другое: почему именно сейчас фильм об ужасах рабовладения вдруг получает признание? Неужели до сих пор не было сколько-нибудь убедительной ленты об этом позорном явлении в США? Как ни грустно, но не было…

    И вообще кажется, что тема освобождения рабов известна в европейской культуре больше, чем в американской. Попробуйте запросить в поиске в Интернете «фильмы о рабстве в США» и ничего путного не выйдет. Большие компании (Голливуд) просто ничего не выпускали на эту тему… Разве что «Унесенные ветром», да и тот, если не оправдывает рабовладение, то не сильно осуждает. Тема расовой дискриминации в современности и то поднималась чаще…

    Так что Стив МакКуин в некотором роде попал в не паханную политкорректную «струю». Но надо признать, что несмотря на «мыльные» повороты, позорная сторона рабства показана им не только достоверно, но даже по-эстетски натуралистично. По всем «оскаровским» канонам картина берет нужную высоту — работа художника, костюмы и, конечно, актерские работы. Особенно хороши изыски рабовладения в исполнении благородного, но слабохарактерного героя Камбербэтча и, разумеется, совсем неблагородного психопата в исполнении Фассбиндера. И если последний не получил наград, то именно из соображений политкорректности — негодяй у него получился явно сильнее страдающих рабов. Хотя и Чиветель Эджиофор, и Лупита Нионго тоже недурны.

    Вот с самим МакКуином сложнее. На первый взгляд, он всего лишь аккуратист, со знанием ремесленника сделавший свою работу. Но не все столь однозначно. Ведь, судя по первым пробам, Соломон Нортап должен был быть бунтарем, разоблачающим лживость идеи рабства. В итоге же он стал человеком, вынужденным просто ждать своего шанса, поскольку сопротивление лишь обрекает на гибель. Экзистенциальные мотивы смирения с безжалостной системой насилия становятся превалирующими. Самый впечатляющий эпизод: подвешенный герой в равнодушном, не замечающем его страданий окружении. Есть и совсем уж революционный в условиях даже современной Америки антирелигиозный мотив: ведь Библия освящает несвободу. От режиссера требовалась недюжинная выдержка, чтобы не свалиться в пафос полного обличения. Видимо, поэтому совсем кратко обозначена тема, мешающая американцам обращаться к периоду, предшествующему Гражданской войне: противоречие между правом собственности и естественным свободным состоянием человека. Что из этого для американцев и их государственности важнее — это большой вопрос… Ответы на него, видимо, еще впереди.

    А пока что качественная, но весьма сдержанная и отнюдь не радикальная по европейским меркам работа ("Стыд» того же МакКуина был куда более провокационным) остается редким кинематографическим высказыванием на тему. И для ее создания требовалась художественная и, наверное, и политическая смелость. К слову, российская киноистория до сих пор не познала достойного высказывания на тему крепостного права, хотя оно было отменено одновременно с рабством в США. Стоит ли воротить при этом нос, глядя на выбор американских академиков и объясняя его только соображениями политкорректности (тем более, что снят фильм темнокожим человеком, для которого рабство, само собой, болезненно)? Пожалуй, нет. Для американцев фильм стал шоком, вызвавшим у многих из них недоумение: «Неужели такое было?» А ведь картина даже для нас небезынтересна. Так что отмечание «Оскарами» вполне логично и объяснимо — прежде всего, исторически.

    24 марта 2015 | 10:17

    Картина «12 лет рабства» основана на мемуарах Соломона Нортапа — афроамериканца, проживавшего в Нью-Йорке — штате, свободном от рабства, где Соломон был уважаемым членом общества, одаренным скрипачом и примерным семьянином. Так продолжалось до тех пор, пока он не был похищен и продан в рабство, где провел 12 лет вдали от жены и детей.

    Прежде всего, хочется отметить тот факт, что сравнения этого фильма с фильмом «Джанго освобожденный», которые я часто слышу, не уместны. Обе картины, так или иначе, затрагивают вопрос рабства, но в остальном они совершенно не похожи. «Джанго освобожденный» — фильм о возмездии, в котором Квентин Тарантино отдает дань уважения жанру спагетти-вестерн. «12 лет рабства» берет за основу реальные события и фокусирует внимание на жизни человека попавшего в рабство. Оба режиссера изначально ставили перед собой разные цели и оба справились с задачей великолепно. «12 лет рабства» — самая сильная работа Стива Маккуина. Далеко не все фильмы способны вызвать столь тревожное чувство, а сохранить его может еще меньшее количество. Речь идет об одном из самых жестоких явлений в мировой истории, и фильм передал этот период настолько правдоподобно, насколько это возможно. Но фильм говорит не только об отрицательных чертах человека, таких как жестокость и несправедливость, но также и о положительных. О выносливости, об отказе мирится с этой несправедливостью, и о желании сохранить свою личность.

    «- Если хочешь выжить — ничего не говори и не делай.
     — Но я не хочу выживать, я хочу жить!» (с)


    Чиветеля Эджиофора лично я запомнил как прекрасного актера второго плана по таким фильмам как «Серенити» и «Дитя человеческое», но в этом фильме он сыграл главную роль, и самая сильная игра за всю его карьеру. Многие актеры тратят большую часть фильм для того, что бы вызвать сопереживание, но Эджиофор вызвал сопереживание с первых кадров, в основном, благодаря сильной и независимой личности своего героя. Нортрап показан стойким человеком, который не намерен мириться со своей участью, он готов бороться за свободу. Фильм основан на реальных событиях, и Соломон воспринимается как реальный человек. Именно поэтому «12 лет рабства» от нача и до конца держит в напряжении»: каждое его действие не остается без последствий, его жизнь постоянно висит на волоске. Фильм также оказался еще более психологичен, чем я рассчитывал. Он вызвал полную потерю чувства времени, но в хорошем смысле. Как и главный герой, вы не будите точно знать, как много времени прошло в рабстве, что поможет сопереживать ему еще больше. Положение рабов трагично, они родились и прожили всю жизнь в неволе, но Соломон Нортап был свободен всю жизнь и так внезапно потерял свободу, в связи с чем его судьба еще более трагична.

    Майкл Фассбендер, игравший в двух предыдущих фильмах Маккуина, был просто великолепен. Его персонаж был жесток и абсолютно нестабилен. Когда Эппс терял контроль, это было страшно, но еще страшнее было его спокойствие, ведь понимаешь, что он может сорваться в любую минуту. Но Эппс не был карикатурным злодеем. Как и Соломон, он воспринимался как реально существовавшая личность. Сюжетная линия с героиней Люпиты Нионго в каком-то смысле очеловечила его образ. Также многогранность фильма доказывает первый рабовладелец, с которым сталкивается Нортап, Уильям Форд (Бенедикт Камбербэтч). Он производит впечатление порядочного человека, даже поддерживает главного героя. Когда разделяют мать с детьми, на его лице видно искреннее сожаление. Но в данном случае трудно выделить двух или даже трех актеров, ведь каждый член актерского состава запоминался. Пол Джиаматти сыграл достойно, Пол Дано удивил меня в «Пленницах» и здесь сделал то же самое, а Брэд Питт, не смотря на небольшое экранное время, сыграл ключевую роль в сюжете, и своей речью подытожил рабство, как явление.

    Атмосфера также была выдержана безупречно. Вы не заметите декораций в этом фильме, все выглядит настолько максимально правдоподобно и приближенно к XIX веку. Операторская робота впечатляет, особенно несколько длительных и сложных кадров. И, конечно, я не могу не упомянуть Ханса Циммера. В «12-ти годах рабства» много сцен без музыки, но те, где она есть незабываемы. Циммеру удалось уловить всю трагедию фильма и отобразить ее в музыке.

    Итог:

    Как я сказал ранее, «12 лет рабства» — лучшая робота Стива Маккуина. Этот фильм повествует об одной из самых мрачных страниц мировой истории, но, что важнее всего, он повествует о стойкости. Как и в своих предыдущих картинах «Голод» и «Стыд», режиссер смог максимально точно показать душевную и физическую боль, заставив поверить в эти конкретные события и их участников. Концовка фильма — одна из самых эмоциональных, трогательных и силных сцен за последние несколько лет. Маккуин, Эджиофор и Фассбендер заслужили свои первые номинации на «Оскар», а «12 лет рабства» заслуживает вашего внимания.

    10 из 10

    18 декабря 2013 | 04:03

    Краткий сюжет изложен в самом названии фильма и моем заголовке.

    Безусловно, я могу назвать это шедевром. Мне даже стыдновато писать рецензию (но очень хочется), потому что я не могу подобрать действительно нужных слов, чтобы описать эту фееричную картину.

    То, как передана идея картины, время рабства, боль и рвение к свободе — идеально. Шикарные актеры, передающие отчаяние, животную сущность человека и надежду — блестяще. Тут хотелось бы некоторых упомянуть. Чиветель Эджиофор сыграл отлично. Ничего лишнего, раздражающего, пугающего. Невероятно хорошо вписался в роль Соломона Нортапа. Майкл Фассбендер, играющий хозяина-злодея — превосходен. Всем своим нутром его возненавидела, за что актеру отдельное спасибо. Мало таких злодеев осталось, которые действительно отталкивают, в основном лишь притягивают, увы. Бенедикт Камбэрбэтч — хорош. Люблю этого актера, но когда начинала смотреть фильм, даже забыла, что он там играет. Приятный, немного добрее, чем остальные содержащие рабов, человек. Брэд Питт — просто порадовал глаз, за это тоже спасибо. А вот Лупите Нионго ничего особенного не увидела, хотя она даже оскар получила за второстепенную роль.

    История интересна сама по себе, так еще и отлично показана. Боль матери, у которой отнимают детей, Соломон, проснувшийся в оковах, и не верящий в предательство еще некогда своих друзей, жестокость людей — все это невероятно хорошо раскрыто. Все это заставило задуматься. Я даже взялась за книгу, настолько меня затронула тема рабства, жизненная несправедливоть, представляющая собой людей-монстров, не готовых принять другой цвет кожи.

    Сильная, интересная, мудрая картина, которая еще долго не дает о себе забыть. Мысль о чудовищных двенадцати лет, проведенных в неволе, которые выпали на долю совершенно ни в чем неповинного человека, которому удосужилось родиться, как считали люди «другим» не выходит из головы. Да, не выходит из головы.

    Оскар, данный картине, абсолютно заслуженный. Слышала, что в Америке фильм даже вставили в учебную программу. И, правильно. Смысл и мораль сего фильма — поражают. Не уверена, что он хоть кого-то оставит совершенно равнодушным.

    И отдельное спасибо за пение. Голоса божественны. Сцены с музыкой, пением и танцами придают особый оттенок и вкус и без того потрясающей картине.

    10 из 10

    27 июля 2014 | 00:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Писательница Гиллиан Флинн, чей роман «Исчезнувшая» экранизировал Дэвид Финчер, напишет сценарий для нового проекта режиссера «12 лет рабства» Стива МакКуина. В основе фильма окажется британский мини-сериал «Вдовы». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Накануне выхода в прокат «Робота по имени Чаппи» КиноПоиск поговорил с работавшим над саундтреком фильма Хансом Циммером, одним из самых известных и титулованных композиторов мира, расспросив его о карьере, музыке, «Короле Льве» и кофеварках. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Издательство «Эксмо» и КиноПоиск представляют отрывок из романа Соломона Нортапа «12 лет рабства», легшего в основу одного из наиболее громких кинохитов 2013 года с Чиветелем Эджиофором и Майклом Фассбендером в главных ролях. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии «Оскар» — ключевое мероприятие в кинематографической индустрии. В этот раз американские академики не стали преподносить особых сюрпризов, раздав призы тем, кому и предрекали аналитики. Звездами вечера стали Мэттью МакКонахи, Альфонсо Куарон, Кейт Бланшетт, Джаред Лето, Спайк Джонс(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    На дебютный фильм итальянки Лауры Биспури «Клятвенная девственница» журналисты выстроились в очередь, сравнимую с толпой, пришедшей на пресс-показ «Пятидесяти оттенков серого». Ничего скандального в драме нет — название отсылает зрителя к давней албанской традиции. Альба Рорвахер, сыгравшая главную роль, может претендовать на приз как лучшая актриса Берлинале-2015. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.ИзгойCast Away8.342
    76.БалтоBalto8.341
    77.ГонкаRush8.339
    78.Судьба человека8.331
    79.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.324
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Охотники за привидениямиGhostbusters91.41%
    47.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.23%
    48.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation91.15%
    49.Последний охотник на ведьмThe Last Witch Hunter91.12%
    50.ЗачинщикиMasterminds91.11%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Земля будущегоTomorrowland19
    Дорога на Берлин8
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road117
    Территория34
    Идеальный голос 2Pitch Perfect 24
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.553
    Земля будущегоTomorrowland6.500
    Однажды
    Век АдалинThe Age of Adaline7.542
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.679
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    премьеры