всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  1.67 млн,    Мексика  1.48 млн,    Испания  939.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (12):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.20 (272 270)
ожидание: 96% (15 208)
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
256 + 9 = 265
9.0
в России
88%
23 + 3 = 26
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гаицинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7569 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Долгожданный «12 лет рабства». Честно, ожидала большего. Во-первых, из-за МакКуина и моей любви к нему. Во-вторых, шумиху вокруг фильма подняли нереальную, нахвалили все возможные кинокритики.

    Сомнения начали рождаться, когда стало ясно, что сценарий не МакКуиновского авторства, когда актерский состав стал полниться такими популярными именами, как Камбербэтч, Питт. В роли композитора — Циммер. Своеобразная независимость двух предыдущих фильмов режиссера встала под вопрос. Так и оказалось.

    На самом деле я понимаю, что причина легкого недовольства в моем собственном восприятии МакКуина. Меня интересует именно его авторская индивидуальность. А этот фильм уже походит на кино массового производства. Все равно получилась довольно необычная картина, но уже не то. Если до этого в Стыде и Голоде долгое наблюдение за монотонностью происходящего воспринималось как должное и даже необходимое, то в Рабстве нескончаемые моменты отсутствия движения сюжета среди остальной, довольно динамичной картинки, казались слишком растянутыми и далеко не всегда уместными. И при всей радости от того, что актеров озвучивали уже привычные им дублеры, у меня не осталось сомнений, что для этого фильма как никогда необходимы именно субтитры и оригинальный звук.

    Зато очередной образ Фассбендера, его, ну хоть что говорите, шикарная игра сделали весь фильм. Как ни прискорбно, тут он голым уже не бегал (пардон, не удержалась) (мужскую наготу брали под такие ракурсы, чтобы кисейные дамы точно ничего не увидели — явное угождение рейтингу 16+, и снова не по-маккуиновски), но его харизматичнейший, фанатичный, туповатый и слабохарактерный злодей с намеком на легкую шизофрению буквально заставлял легонько ухмыляться от наслаждения актерской игрой. Герой Чиветеля довольно трагичен и интересен, но по-моему актер временами то переигрывал, то недоигрывал.

    Пересмотрела бы еще раз, но немного погодя и непременно с субтитрами. Остается только подождать.

    И небольшая ремарка по поводу музыки. Не могла и до сих пор не могу избавиться от ощущения, что изначальной основой главного саундтрека фильма является Harry Escott — Brandon из Стыда, мотив ну один в один! В кинотеатре мне это чуть ли не мозолило мозги, хотя трек этот я безумно обожаю. Ну только послушайте сначала Harry Escott — Brandon, а потом Hans Zimmer — Solomon.

    16 ноября 2014 | 16:44

    Итак, выдалась у меня свободная минутка — другая, и я решила пробежаться по фильмам, которые заслужили «Оскар» в 2013 году. Сначала был «Даллаский клуб покупателей» — о нем писать не хочется вообще, следом я посмотрела «12 лет рабства». И расстроилась еще больше.

    Коротко о фильме — банальная история, коих было уже миллион. Жил себе человек черного цвета в неспокойное время, потом его украли и стал он рабом. И тут началось на редкость нудное режиссерское повествование, приправленное истинами, читающимися между строк. Например то, что свободный человек, долгое время не сможет смириться с положением раба, даже если и стал им. А если он еще и сильный, он будет бороться. В принципе, все понятно. Но почему стоило растягивать эту жестокую истину на два с чем-то часа? Почему главного героя не жалко, чтобы прям до слез? Почему все помещики, как один моральные уроды (я не спрашиваю с точки зрения века нашего, мне интересно, почему в то время не было более-менее нормальных плантаторов?) Не бывает сплошь черного, это не вариант даже для сказочного кинематографа. Конец фильма совершенно скомканный, при таком хронометраже, можно было сделать конец поярче и поинтереснее. Герои однотипны, все либо продажны и хитры, либо льют слезы и страдают. Декорации уныла, от основной музыкальной темы хочется спать.

    Просматривая «12 лет рабства» я вспоминала схожие картины, на эту же тему. К примеру исторический «Линкольн» или задорную «Прислугу», которые почему-то не показались жюри киноакадемии шедеврами.

    Если честно, половину фильма я ждала Бенедикта Камбербетча, вторую половину высиживала и мучалась, ожидая Бреда Питта. Не то чтобы это любимые актеры, но просто должно же быть в этом фильме что-то интересное и прекрасное?

    По-настоящему обрадовало немногое — музыкальный ряд, не унылое завывание фоном, а прекрасные песни черного народа. Вот что было забористо, ярко и красиво. Остальное осталось таким же скучным, как и сюжет, как и повествование. Это вам не «Хижина Дяди Тома».

    Нет, на самом деле фильм не совсем плох. Даже так на 8 из 10 Просто вообще не понятно, по какому критерию он является лучшим? Только лишь из-за темы?

    Вообще, я соскучилась по тому «Оскару», где картина могла выиграть просто потому, что она шикарная, красивая и интересная, а не потому что она снята на тему гомосексуализма или расовой сегрегации. По тому «Оскару», где выигрывал «Властелин колец» или «Отступники», по тем старым добрым, не отравленным массовой толерастией временам, когда можно было просто смотреть хороший, добротный фильм и не размышлять о том, почему режиссер выбрал тему ущемления афроамериканцев и ни разу ее не раскрыл.

    Хотя, может мне все-таки кажется и возможно, в следующем году, приз академии возьмет какой-нибудь шедевр кинематографии, без социально-политического контекста.

    2 июня 2014 | 10:23

    Песочные «Оскары»

    До сеанса я слышала о фильме исключительно положительные отзывы. Все, кому удалось посмотреть, картинно заламывали руки, соглашаясь с тем, что «Оскары» будут сыпаться под гул восторженных оваций, а съёмочная группа не будет знать, как их ловить. И это — абсолютно во всех социальных сетях, которые сейчас, будем уж говорить откровенно — редко отличаются человеколюбием.

    Ну, думаю, дай и я схожу, погляжу, что там да как, с этими песочными «Оскарами».

    Постер меня совершенно не заинтересовал — несколько раз я проходила мимо, не удостаивая внимания бегущую по полотнищу фигуру. А тут — охи и вздохи, а я такая обезьяна, что всеобщей ажитации не поддаться не могу (представьте, как тяжело мне живётся-то). И вот два часа позади, сижу в тишине, мозгую.

    Получилось… Пронзительно.

    Причём пронзительность это для меня — совершенно уникальная. Я привыкла к тому, что фильм должен захватить с первого кадра, по-крайней мере, меня. Я не люблю и не умею смаковать послевкусие, не моё это. Впадать в эйфорию я должна прямо здесь и сейчас, в этом кресле и в этом кинотеатре, наслаждаться игрой каждую секундочку фильма. А здесь — тягостное, едва ли не мученически невыносимое мной ощущение. И то, что я ошибочно принимала за периодическую скуку, оказалось пронзительностью. Потому что я и сейчас, спустя пару часов не могу выкинуть из памяти кадр, в котором главный герой так смотрит «в зрителя», что остаться равнодушным просто. Нет сил. И возможности.

    Это история не одного человека, это история нескольких поколений несчастных униженных, не принимаемых за людей людей. Такой вот парадокс. И сам факт, что то, что для меня кажется естественным и таким обыденным — равность каждого человека перед другими людьми, вне зависимости от цвета кожи — режиссёр показывает мне абсолютно с другой, кровопролитной, мучительной стороны. Кровь проливалась не только на полях бесчисленных сражений, она лилась густой тягучей волной почти в каждом доме, на каждом участке бесконечных равнин старого доброго Юга. Юга, со своими традициями и устоями, богатого и помпезного, величественного края, где за ветхими дощатыми сараюшками мытарятся перепуганные обездоленные негры без какого-либо права на надежду. И это действительно страшно, и это нужно знать. Что так было. Что это оставило свой след и через столетия.

    Здесь нет небывалого размаха экшена, показательных взрывов и погонь, картинных заламывания рук — режиссёру удалось уйти от привычных уловок, которые наскучили более-менее адекватному зрителю. Здесь есть история. История одного человека, вплетённая в судьбу целого народа. От малого к большому. Есть искренность и абсолютно точное понимание материала, с которым приходится работать.

    Это история обманутого человека. У которого отобрали самое главное, что есть у каждого из нас — это как дыхание, как надежда, как вера. У него отобрали свободу. Обманом, циничным и подлейшим, свободный негр Соломон оказывается в темнице и цепях. Но не это самое страшное — страшно жить на Юге, где таких как он, считают рабами, животными.

    Зритель симпатизирует двум персонажам — это не только Соломон — главный герой этой битвы с устоями и традициями старого Юга, но и Петси — молодая рабыня, которой не свезло оказаться объектом вожделения своего хозяина. Как говорится, «мини нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». И если Соломон преодолевает преграды с ещё надеждой на светлое будущее, о котором он имеет яркое представление, то у девушки такой веры нет. Она — исключительно обыденный продукт того времени — необразованная негритянка, чьи навыки могут оказаться полезными только на поле. Никчемное, по меркам того времени, существо, сравнимое с животным. И это животное, точно раненое, бьётся о загон своей клетки, когда к нему то и дело подступает ошалевший от вида крови хозяин. Он привык только рвать, только брать, и ничего взамен. Воспитание.

    Здесь же режиссёр демонстрирует нам двух абсолютно разных помещиков того времени — исполненных раскручивающимся и, признаться, весьма привлекательным, Камбербэтчем и стариной Фассбендером, неплохо знающим своё актёрское ремесло. Так вот — актёры показывают нам абсолютно разных мужчин, но — из одной корзины. Они вдвоём — рабовладельцы. То есть изначально ни один из них не может быть положительным героем. Но персонажу Бенедикта это удаётся. Воссоздав человека того времени, но человека справедливого и, что называется, «зрящего прямо в корень», актёр демонстрирует нам милосердие, человеколюбие, рассудочность и порядочность. Даже оставаясь по концепции фильма «плохим». Эдван Эпс же — та самая изюмина фильма, которая и нагнетает этот огромный шквал драматизма в сторону «Оскара» и бла-бла-бла. И нагнетает не только игрой, а в принципе поведением своего персонажа. Это же — человек дикий, необузданный, жертва своих страстей, усугубляющихся неуёмной жаждой крови.

    В соперницы его запретной любви к чернокожей рабыне выбрана его молодая жена — и тут уж понять, кто из семейной четы более жесток, не представляется возможным. По-крайней мере, мне. Эта женщина, обуреваемая злобой и ревностью, на которую, вот правда, способны только женщины, толкает своего мужа на ещё более жестокие поступки. Они множат совершаемое зло, совершенно не задумываясь, что они делают. А зачем? Воспитание.

    Приятным дополнением к отличной игре всех без исключения актёров, стало появление в кадре в качестве эпизодической, но такой важной роли, Бреда Питта. Старина Брэд хоть и не выглядит таким удалым, как прежде (годы, ну а чо), да и лицо его напоминает мохнатую лопату, но играет он как всегда отлично. Вот на кого всегда можно положится — так это Брэд. И уж не знаю, специальным ли был тот бонус, что это пятая точка пусть и ненадолго, но приятно засветилась в кадре, да ещё и на полэкрана, в довольно обтянутой и привлекательной позе.

    И да, музыка Циммера — я узнаю её из тысячи, и поклонникам композитора это покажется довольно ребячливым заявлением. Но это весомый и очень приятный бонус к картине.

    Вот такой сумбурный и совершенно искренний обзор моего просмотра «12 лет». Щемящее, цепляющее кино, заставляющее думать. Кино, которое изначально не пришлось мне по вкусу, но вызвало бурю внутри. Кино, которое нужно смотреть. И не только потому, что вы любите ходить в кино или есть попкорн, или вам просто негде больше спрятать себя в декабре. Это актуальный фильм. Фильм о рабстве. Об угнетениях, о страданиях, о том, как легко сделать это укладом жизни и убедить в этом других. О том, что рабство не исчезает.

    Будешь предан — будешь предан. Неплохой слоган высечен на сердце Петси, от которого ей некуда бежать. Так клеймят норовистых животных — больно и навсегда.

    14 декабря 2013 | 03:05

    Само по себе слово рабство вызывает негативные эмоции. Действительно, это ужасный след в истории человечества, практиковавшийся аж с древних времен. Рабство в Соединенных Штатах — самый известный и печальный пример. Время, когда белый человек-Бог, а черный-животное. И это «животное» обязано работать во благо другим «высшим» расам, в данном случае американцам, выходцам из Европы. И мало кто задумывался, что представители негроидной расы тоже люди с такими же потребностями и чувствами. И если такой человек родился в Америке, главным образом на рабовладельческом Юге, то он обречен на гибель в прямом и переносном смысле.

    Но нашему герою Соломону Нортопу повезло родиться в Нью-Йорке, там, где он имеет право на жизнь и свободу, там, где его будут уважать, там, где он-человек. И правда, у Соломона есть жена и двое детей. Он умеет читать и писать, прекрасно играет на скрипке. Но в один день его жизнь рушится, как пазлы, отрывая от него кусок за кусочком. Сначала его обманывают и обворовывают. Потом его увозят на юг, под видом раба-беглеца. Затем у него отнимают имя, и Соломон окончательно теряет семью.

    В этом ужасном положении ему все же улыбается удача. Его покупает плантатор Уильям Форд. Это понимающий и сочувствующий рабам человек. Увидев, как негритянку разлучают с детьми, он старается сделать все, чтобы купить и невинных малышей. Не сложившиеся отношения Соломона с плотником Форда, вынуждают Уильяма продать Нортапа новому хозяину. Именно с этого момента начинается ад Соломона.

    Новый хозяин Эдвин Эппс — настоящий демон во плоти. Он жесток, циничен. По его утверждению все, что он делает, идет на благо и во имя Господа. Постоянные удары плетью пронзают не только тело, но и душу рабов. Они сломленны. Прекрасный тому пример Пэтси — юная, по сути еще девочка, тайком играющая в куклы. Но уже в этом возрасте терпит издевательства и насилие со стороны Эппса и его холодной жены. Она в отчаянии, единственное спасение она видит в смерти. Лишь Соломон еще верит в лучшее будущее.

    Чиветел Эджиофор — прекрасный актер. К великому огорчению, я не замечала его раньше. Но теперь буду смотреть его фильмы, ведь Чиветел передал всю гамму чувств своего героя. Вместе с ним я хотела убить Эппса, спасти рабов от побоев. Хотелось кричать от такой несправедливости.

    Бенедикт Камбербэтч и Майкл Фассбендер — их герои — два плантатора, родившихся в одинаковых условиях, но выросших совершенно разными людьми. Две противоположности: понимающий Форд и неуравновешенный Эппс. Бенедикт уже давно мой любимый актер, и в этом фильме он меня только радовал. Майкл… просто невероятно. Я давно слышала хвалебные отзывы в его адрес. И теперь понимаю почему. Его взгляд, мимика, движения, голос. Ему веришь. Веришь его безумному Эппсу, его гнилой души. Замечательный актер. Браво!

    Еще хочется отметить Лупиту Нионго. Она очень хорошо сыграла беззащитную девушку. Каждый удар, наносимый ей, чувствуется на себе.

    Картина Стива МакКуина определенно достойна Оскара.

    12 лет рабства — это очень сильная в эмоциональном плане картина. Она как будто проходит через каждую клеточку твоей души. Ты негодуешь от несправедливости и жестокости. И ты искренне радуешься такому концу. Но позже осознаешь, что было не 12 лет рабства, а 246.

    10 из 10

    29 января 2014 | 19:25

    Видимо исключительная причина высокого рейтинга этого фильма — это страх критиков быть обвиненными в расизме. Может быть он и основан на реальных событиях, но ощущение нереальности происходящего на экране слишком уж навязчиво, того и гляди декорация завалится. Ну невозможно поверить, чтобы дети рабов веселились и играли, когда перед ними на дереве висит подвешенный за шею такой же раб как их отец или брат. А как вам рабыня, которая заявляет, что она не прийдет к хозяину, потому что сегодня воскресенье и у нее выходной. Ну что за профанация? Для полноты картины остается заменить слово «нигер» на «афроамериканец».

    Персонажи абсолютно бесхарактерные, развитие сюжета угловатое. И даже талантливые актеры не очень то спасают ситуацию. По сравнению с «Голодом» это просто провал МакКуина.

    Работа оператора заслуживает отдельной оценки в ноль баллов.

    PS И простите за математику, но зачем использовать для сборки хлопка раба, который зарабатывает 40$ в месяц будучи скрипачем, если в 1841 году сборщик хлопка приносил хозяину ну никак не больше 100$ в год. Уж, что-что, а деньги американцы считать всегда умели.

    3 из 10

    14 декабря 2013 | 16:23

    Соединенные Штаты Америки погружены в рабство. Черное население континента подвергается гонениями и не может даже спокойно продохнуть. Но талантливому чернокожему человеку по имени Соломон Нортап, очень повезло. Он является свободным человеком, у которого есть любящая семья и все надлежащие документы, подтверждающие его права. Тем не менее, в один прекрасный момент, герой оказывается в рабских оковах. Его обманули и насильно вывезли в южные штаты, где рабский труд является основой и что немаловажно, неотъемлемой частью экономической структуры. Чтобы выжить, Соломону приходится покорно соглашаться со всеми прихотями белых людей и делать очень неприятные, а иногда, даже ужасные вещи. Тем не менее, вера и стремление к свободе, не позволяют ему спокойно жить. После прибывания у нескольких относительно добрых хозяев, герой попадает к одному из самых злобных плантаторов в стране, у которого каждая провинность со стороны «черной собственности», карается сотней ударов плетью.

    Тема рабства в Америке, поднимается в последние годы все чаще и чаще. В прошлом году, про это не самое приятное время для страны, в разных ключах, рассказывали «Джанго освобожденный» и «Линкольн» Спилберга. На этот раз, за материал взялся один из самых известных чернокожих режиссеров современности Стив МакКуин, на счету которого провокационные ленты «Голод» и «Стыд». За основу он взял книгу, чем-то сопоставимую с небезызвестной «Хижиной дяди Тома». В итоге, у постановщика получилась добротная драма о сложной судьбе чернокожего человека во времена рабства. Да, здесь не обошлось без огромного количества штампов и пафоса. Для цельности последнего аспекта, не хватало разве что развевающегося по ветру американского флага и звучащим на заднем плане гимна. Даже несмотря на это, «12 лет рабства» оказалась достойной лентой, так или иначе заставляющая задуматься над природой человеческой жестокости и мировой несправедливости.

    МакКуин не побоялся обнажить всю подноготную тех ужасных, для цветного населения, времен. Черные спины с завидной кровожадностью рассекаются огромными плетями, рабов вешают на деревьях с таким же спокойствием, как обычно наряжают рождественскую елку. Все эти бесчеловечные действия со стороны белых людей, показаны без купюр. Но все же, эта тема рассмотрена МакКуином не в глобальном смысле, а через историю одного человека, на своей шкуре испытавшего все «прелести» рабской жизни. Вот тут показывается основная проблема фильма, а именно, отхождение самого Нортапа на второй план. Агрессивные плантаторы оказались на голову харизматичнее и интереснее, нежели главный страдалец. По крайне мере, наблюдать за яростной самоотдачей злобных белых рабовладельцев, гораздо интереснее, чем за несчетными попытками почти отчаявшихся черных персонажей бороться за свою свободу. По этой же причине, уровень сопереживания за героя и его компанию заметно снижается.

    Из актерского состава, в первую очередь хочется выделить непревзойденного Майкла Фассбендера, уже ставшего для режиссера, чем-то вроде творческой музы. В каждой новой ленте МакКуина, он показывает все свое актерское мастерства. Здесь, его перфоменс напрочь затмил главного героя, в исполнении Чиветеля Эджиофора. Последний, также очень старался, но переиграть своего экранного хозяина, как мне кажется, ему не удалось. Очень здорово отыграла Лупита Нионго, чью героиню было реально жалко. В уже стандартном для себя образе непримиримого добродетеля, выступил, внешне все более напоминающий Иисуса, Брэд Питт. Роль у него небольшая, но достаточно значимая и запоминающаяся. Понравились небольшие появления Пола Джаматти и Бенедикта Камбербэтча, сыгравшего первого хозяина главного героя, испытывающего к своему новому работнику, довольно теплые чувства. Хорошо сыграл Пол Дано, для которого отъявленные мерзавцы, стали уже привычной нормой.

    В общем, из «12 лет рабства» получилась крепкая драма, затрагивающая неприятный этап в истории американского общества и проводящая зрителя через него, с помощью злоключений талантливого мистера Нортапа. Все это приправлено необычайно красивыми сценами, некоторые из которых сняты без монтажных склеек, виртуозной операторской работой и потрясающими актерскими работами. Сам фильм, все таки, больше рассказывает не о мерзостях человеческой личины или отчаянных рабах. Скорее о том, как им удавалось сохранять надежду на светлое будущее и не терять душевную свободу, которую ни один человек на свете не сможет у них отобрать.

    26 февраля 2014 | 15:08

    «12 лет рабства» — экранизация одноименной автобиографии Соломона Нортапа, снятая темнокожим режиссером Стивом МакКуином. Безусловно, существует, множество мнений, но то с какой силой фильм раскручивался, как в России, так и, в первую очередь, на Западе склоняет меня к мысли, что снимался он, что называется «под Оскар». К примеру, драма «Дворецкий», которая так же вышла в 2013 года не имела такой сильно, местами даже пропагандистской, медийной «раскрутки». Если все-таки, попытаться оставить тем «Оскара» и всякого рода «закулисья» в стороне, то получилось вполне стоящее кино.

    Мы наблюдаем историю Соломона Нортапа — свободного, образованного чернокожего человека, который в результате похищения и последующей продажи на долгие двенадцать лет попадает в рабство. За весь срок пребывания, в котором Соломон вынужден пройти, образно говоря, все девять кругов ада.

    Бесспорно, все в фильме от декораций до актерской игры исполнено на высочайшем уровне. Все актеры справились со своими ролями, что называется «на ура». Но отдельно, конечно же, я выделил бы Майкла Фассбендера и Чиветела Эджиофора. Многие склоняются, что грядущий «Оскар» будет «имени Ди Каприо», но даже если так и произойдет, то конкуренция в лице Макконехи и Эджиофора составлена очень даже достойная. Из актеров только Брэд Питт, не подвергая сомнениям его способности, мне показался лишним в данной картине.

    В целом же из минусов, я бы отметил некую нецелостность сюжета, очень быстро герою случается попасть в плен и точно так же из него выбраться. Но это я могу списать на то что, вероятно, было отснято чересчур много материала, который впоследствии пришлось урезать. В остальном же получилась крепкая историческая драма, которая многим придется по нраву.

    8 из 10

    28 февраля 2014 | 20:17

    Однажды приходится становиться плененным, зарываясь в самую глубокую пропасть, из которой будут торчать вилы и копья, окунаясь в темное болото гнева и пошлости, сделав из рубахи прочный канат, за который будешь держаться.. . Ты находишься в западне, куда тебя сослали на испытательный срок. В этой западне все заключенные работают не ради плодородного посева или умиления из господних уст — рана смертельная вынуждает их браться за лопаты, откапывать себе почивальное ложе, строить себе деревянную крышу от дождя, выравнивая дощечки на глаз, как архитектурное творение, умалчивая перед другом то, что они хотели бы сделать потом. Ты думаешь, что тобой завладел свой же человек, отличающийся лишь происхождением и пигментацией; думаешь, будешь опускать перед ним голову, думаешь, что он поставит тебя на место неряшливой свиньи, которая и то будет чище тебя. О твоем понимании боли никто не должен знать… Нет ничего хуже рабства, нет и не было в XIX веке ничего хорошего в американском видении прилежности в отношении других народов, нет и не было представлений о достоинстве другого, чужого для тебя человека, не было осознанности в том, зачем избивать до потери сознания своих рабов, свою умерщвленную «падаль». И если заметят тебя внизу — вопи во все горло, ори, чтобы тебя скорее забрали, чтобы никогда сюда не попасть более.

    Терзания на жарких плантациях не спасают тебя от лишних ударов плетью вместо обеда. Бывает, приходит в мысли черкнуть на желтой бумажонке несколько умоляющих словечек, отослать надлежащие координаты.. . Тебе не все равно до прощения, до признаний, тебе есть кого загонять в клетку, им нечего заманивать тебя коварным образом в эту пыточную камеру… Лишь бы года не казались роковыми…

    Тенденцию снимать прямо-реалистичное кино можно наблюдать еще с зарождения первых звуковых фильмов, но желание продемонстрировать не выдуманные рассказчиком потехи греховных отроков капитализма и скитания проклятых мирных людей — это подвиг кинематографистов, за который долго будут падать цветы на стену, долго будет звучать одобрительный свист в сторону выступающих — я не говорю о развинчивании нового конфликта, а оцениваю только то, с каким уклоном сейчас выходят на экран истинно биографические картины. Как ни странно, одной из таких оказалась и данная морально-психологическая работа режиссера Стива МакКуина, за постановку которой я бы с честью отметил его несколькими международными кино-премиями и призами. Это тот необыкновенный случай, когда драматург и его трупа сошлись в понимании, порядке и сдержанности, когда и тот и те объединились в настолько плотную организацию взаимного сотрудничества, что и фильм вышел на славу и фурор послевкусия был настолько огромен, что, без преувеличений, заслужило положительную реакцию всей публики. Особое внимание хотел бы уделить сценаристкой работе — отменная благодарность адаптированной текстуре Джона Ридли и экстраординарной истории-подвиге замученного музыканта и семьянина Соломона Нортапа.

    Перетерпевший все наказания бесчеловечные, похищенный противоречивым образом, обезличенный и надломленный поворотом судьбы, новоиспеченный прихожанин рабовладельческого поместья Плэтт (на самом деле, Соломон Нортап), бесподобно сыгранный уникальным актером Чиветелем Эджиофором, доверяющий непростительности аристократического царства, заново пережил и исполнил инструментальную композицию, как дань уважения сопереживающим и потерявшим. После такой роли можно уже многое говорить об опыте Эджиофора, сыгравшего таких трагических и влиятельных персонажей, как актер непредсказуемого времени, за что ему также вполне возможно получить престижную премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль». Впервые номинированная на ту же премию и шокировавшая публику своим истасканным и осрамленным персонажем, кенийская актриса Люпита Нионго затронула меня гораздо сильнее главного героя. Эта обиженная и издевательски отброшенная женщина принимает плантационные мытарства как неслыханное испытание, за которое она вознаграждается ночным приходом хозяина, которого она ненавидит; этот раздавленный и духовно униженный образок никогда уже не расцветет в той красоте, какой был раньше, не смирится с жизнью, будет карать себя за это — действительно независимый дух молодого поколения. Настолько что же удививший меня немецкий артист Майкл Фассбендер — и суровостью, и страстью, и повелением — нашел в себе ту запутанную личность, которую когда-то получится ему изобразить в кино. В его таланте я не сомневался нисколько, но после просмотренного шедевра — я уже не вижу границ этого таланта, он совершенствуется и по сей день. Причудливая Сара Полсон отметилась большей твердостью, нежели ее диктаторский супруг, ее возмутительной грубости не было мер — неистовая смелость и поразительная высокомерность. Британский типаж молодого интеллигента и культуриста Бенедикта Камбербэтча исполнен был в высшей степени — как посланец доброй воли, он не был тем кровожадным землевладельцем, которого боялись все, он с чувством проникся к Соломону, он уберег его, он принял его с душевным теплом. Неотесанный проныра и почитатель громких окликов Джон Тибитс (Пол Дано) представился, как один из угрожающих отрицательных личностей в фильме, который предупреждал всех, исполняя и намереваясь исполнить — немаловажный подъем в карьере молодого артиста. Теперь об эпизодических примерах: проверяющий Пол Джаматти отсоединялся от среды покупных и продажных, привязан был только к злым купцам, которые любят, когда шумят монетками — совершенная роль; мужественный советник Сэмюэл Басс (Брэд Питт) заворожил манерой благодетеля, который готов выручить, не смотря ни на что — ну, тут уже без комментариев! В целом, весь актерский состав меня порадовал вполне, если не говорить еще выше.

    Будто бы значимая цифра — 12, почти чертова дюжина. Могло же ведь закончиться не так все и рано, могло бы и начаться по новому, могло бы и происходить не в этом мире, могло бы и вообще не происходить. Вспомнились забавы барские, вспомнилась бедность людская, вспомнилось примирение-то общее — возникла новая идея, которая воплотилась в блестящую экранизацию без единой промашки и замечания, пробивающую на самую горькую критику его героев, осуждению за несправедливость и жестокость, забросы на самое сокровенное и неприятное. Это, несомненно, лучшая работа МакКуина, лучший проект создателей картины, композиторов и актеров, дизайнеров и художников, всей группы, создающей это творение. Буду выражаться вполне достойно: следить за путешествием Нортапа было настолько интересно, что это было лучше, чем просто побывать два часа в его шкуре и созерцать то, что и он… пережитое им — незабвенно.

    Взбираясь на вершину, ты осторожно поглядываешь, не выслеживает ли тебя кто-либо. За спиной у тебя небольшой мешок, в котором ты утаил мелодию своего сердца. Когда-то там, внизу, ты играл для хищных птиц, а сейчас, ты будешь играть только для себя, на той скрипке, что достала тебя из пропасти, в которой погибли все твои друзья. И ты не смирился с этим и можешь гордиться собой!

    10 из 10

    9 февраля 2014 | 00:25

    2012-й год подарил нам по меньшей мере шедевр известного всем гения Квентина Тарантино «Джанго Освобождённый». Тогда великий Квентин подал идею рабства в присущей себе комической форме смешивая всё с сумасшедшим боевиком и экшном. И вот буквально год спустя тематику рабства задевает Стив МакКуин. Очень смешанные чувства у меня после просмотра данного фильма. Для меня «12 лет рабства» — самый противоречивый фильм 2013-го года.

    С чем это связано? А вот представьте себе, не знаю! То ли сама идеология перегорела за год после фильма Тарантино, то ли сам фильм не доработан до конца. Не знаю… Хотя изначально скажу, что в целом меня этот фильм привлёк всем. Достойным сюжетом, актёрским составом, атмосферой, но… Во время просмотра всё это полностью ушло на второй план. Я уже не обращал на всё это своё внимание. Меня больше интересовала сама история Соломона Нортапа. Может как-то я соберусь с мыслями и углублюсь в его книгу, хотя особого желания после фильма у меня не возникло.

    Какие у меня претензии? Во-первых, фильм не доработан со стороны режиссуры, а именно не додуманы плавные переходы действий от пребывания Соломона в рабстве до его времяпровождения с семьей. Это приводит к тому, что зритель тупо не успевает привыкнуть к происходящему на экране. Во-вторых, сами события в фильме развиваются очень стремительно. На одну сценку в среднем уходит меньше 2-х минут. То есть картина ещё и существенно сокращена. В-третьих, неудачным оказался выбор главного героя. Я абсолютно ничего не имею против Чивателя, но игра его требует доработки. Но что хорошо, он абсолютно ничего не испортил.

    Что в фильме хорошего? Во-первых, на что я постоянно обращаю внимание, так это атмосфера. Что-что, а в этом картине не откажешь. Тематика рабства была передана очень хорошо, очень точно без малейшего намёка на отсебятину. Во-вторых, остальные актёры. Бенедикт Камбербэтч и Брэд Питт умеют всё-таки подсластить картину своим вроде коротким, но всё же присутствием. Но кто меня действительно поразил, так это Майкл Фассбендер. Хочется просто кричать: Наконец-то он нашел свою идеальную роль. Оскар за лучшую мужскую роль второго плана будет достойной наградой.

    Что можно сказать в завершении? Картина «12 лет рабства» — не стала для меня открытием и назвать её лучшей в 2013-м язык не поворачивается, увы. Однако, я не жалею, что потратил 2 часа своего времени, просматривая историю Соломона Нортапа. При том, что картина оказалась даже без финальной интриги, без кульминации я всё же готов присоединится ко всем, кто её оценил хорошо.

    8 из 10

    3 января 2014 | 16:41

    Тема рабства, как это не ужасно, актуальна и в наше время. Людей также похищают и продают. Над ними издеваются, считают хуже животных, заставляют выполнять тяжелейшую работу с крохи еды, продавать свое тело.

    Этот фильм надо смотреть всем обязательно, чтобы понять, как нельзя относиться к людям. Это даже не кино, а одна человеческой стойкости и надежде.

    Главный герой в исполнении Чивителя Эджиофора просто шедеврален. Актер играет настолько натурально, что ближе к середине фильма воспринимаешь все происходящее на экране как правду.

    А с экрана на нас льется подлость продажных белых, которые пойдут на все что угодно ради денег. Мы видим горе матери, которую разлучили с детьми, видим горе свободного человека, которого разлчили с семьей и отняли свободу, видим горе негритянской девушки, которую используют как секс-игрушку и куклу для битья. Для белых, в этом фильме, черные люди всего вещь, которой они распоряжаются так, как мы бы сейчас распоряжались ножом, или чашкой. Но главный герой не теряет надежды. И не смотря на то, что его предавали и опасность подстерегала каждую минуту — он смог продержаться — выжить 12 лет и выбраться из этого положения.

    Весь фильм — одна сплошная трагедия. Трагедия разлученных семей, бесчеловечного отношения, жестокости, несправедливости. Его стоит посмотреть хотя бы из-за того, чтобы еще один раз напомнить себе — какими не надо быть. Фильм учит тому, что надо стремиться к своей свободе и не сдаваться.

    Прекрасная игра актеров заставляет нас жить вместе с ними. Музыкальный ряд — его практически нет, но зато мы слышим негритянские напевы, которые раздаются при работе рабов в поле. Сразу становится понятно откуда пошел блюз и другие стили музыки, которые придумали негры. Картинка поражает своей красотой. Особенно удались закаты. Если кто обратил внимание, то у каждого плантатора своя цветовая гамма, которая отражает характер хозяина плантации. Цвета у персонажа Камбербетча — теплые. И в фильме видно, что он добрый человек, который просто стал заложником того времени и тех порядков. А цвета эппса юлеклые, холодные — они выдают истеричность и психованность хозяина плантации.

    После просмотра фильма я первым делом кинулся искать биографию прототипа главного героя. Это был воистину крепкий духом и телом мужчина. Он действительно продержался 12 лет в рабстве на плантациях в районе Ред Ривер. И после освобождения он продолжил борьбу против рабства — проводил лекции, помогал беглым рабам. К сожалению, о его смерти ничего не известно. Есть предположение, что его снова похитили и убили.

    Через 8 лет после его освобождения в США началась гражданская война, после которой в Американском обществе медленно, но верно рабство стало уходить. Впереди афроамериканцев будет ждать расовая сегрегация, неравные права, но дело Соломона Нортапа живет и поныне.

    Рекомендую к просмотру всем. В том числе и образовательных целях.

    10 из 10

    31 марта 2014 | 09:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Британский постановщик Стив МакКуин, завоевавший премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» с драмой «12 лет рабства», определился со своим следующим проектом. Им станет биографическая лента об американском певце, актере и правозащитнике Поле Робсоне(...)
     
    все новости

    Интервью


    «Миллион способов потерять голову» со «Сверкающими седлами» сравнивают люди, которые всего лишь пишут предсказуемые статьи. Но мы не рассматриваем этот фильм в таком ключе. Я люблю «Сверкающие седла», большой их фанат, но там совершенно иной тип комедии. Наша лента намного глубже просто пародии. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Издательство «Эксмо» и КиноПоиск представляют отрывок из романа Соломона Нортапа «12 лет рабства», легшего в основу одного из наиболее громких кинохитов 2013 года с Чиветелем Эджиофором и Майклом Фассбендером в главных ролях. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии «Оскар» — ключевое мероприятие в кинематографической индустрии. В этот раз американские академики не стали преподносить особых сюрпризов, раздав призы тем, кому и предрекали аналитики. Звездами вечера стали Мэттью МакКонахи, Альфонсо Куарон, Кейт Бланшетт, Джаред Лето, Спайк Джонс(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    39-й Международный кинофестиваль в Торонто закончил свою работу. Главную премию, за которую голосуют только зрители, купившие билеты, получил фильм Мортена Тильдума «Игра в имитацию». В нем Бенедикт Камбербэтч сыграл британского математика Алана Тьюринга, сумевшего побороть код немецкой шифровальной машины «Энигма». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To36 111 775
    2.Город героевBig Hero 634 662 707
    3.ИнтерстелларInterstellar28 307 626
    4.За кулисамиBeyond the Lights6 200 284
    5.ИсчезнувшаяGone Girl4 561 432
    14.11 — 16.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИнтерстелларInterstellar275 234 928
    2.Уиджи: Доска ДьяволаOuija76 297 597
    3.Город героевBig Hero 660 307 547
    4.День дурака49 517 201
    5.С любовью, РозиLove, Rosie20 889 561
    13.11 — 16.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 192 299776 065
    Деньги573 686 868 руб.169 269 999
    Цена билета261,68 руб.11,39
    13.11 — 16.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    230.Мужики!..8.088
    231.Однажды двадцать лет спустя8.088
    232.Крупная рыбаBig Fish8.087
    233.Старший сын8.087
    234.АпокалипсисApocalypto8.086
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted90.75%
    52.ИнтервьюThe Interview90.66%
    53.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.28%
    54.Третий лишний 2Ted 289.92%
    55.Безымянный проект Кэмерона КроуUntitled Cameron Crowe Project89.61%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ОтмороженныеFreezer2
    Кино про Алексеева13
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 135
    КруизLa croisière2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.852
    ИнтерстелларInterstellar8.987
    Город героевBig Hero 68.325
    День дурака4.722
    Уиджи: Доска ДьяволаOuija4.678
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    премьеры