всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (431 589)
ожидание: 96% (10 261)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7637 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Для того чтобы рассказать историю, необходимо сохранить равновесие. Чтобы функционировал каждый кусок, ни одна часть не должна быть тяжелее или легче. Я добиваюсь этого почти хирургическим путём, постепенно отсекая всё лишнее, и смотрю, что выходит». — Стив МакКуин.

    Прежде, ещё ни разу я не видела фильма о рабовладельчестве настолько правдоподобного и реального. Европейский режиссёр Стив МакКуин создал что-то невероятное. Фильм вызывает дикий восторг с первых минут показа. Что же мне так понравилось в этом фильме:

    Для начала сама идея, сам сюжет захватывают. Известно, что изначально МакКуин хотел просто снять фильм о человеке, которого схватили и продали в рабы. Но его супруга показала ему книгу о Соломоне Нортапе — свободном человеке, которого лишили его главной возможности.

    Также, изумительно адаптирован сценарий. Фильм буквально наполнен уймой запоминающихся диалогов, диалогов, которые воодушевляющих и подбадривают (чего только стоит монолог героя Брэда Питта).

    Актёрский состав одна из очень важных составляющих фильма. В картине» 12 лет рабства» главные роли исполнили Чевител Эджиоффор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербетч, Пол Дано, Брэд Питт, Люпита Нионго и Сара Полсон.

    Не хотелось бы выделять кого-то одного, ибо каждый из актёров порадовал, все без исключения сыграли потрясающе. Во время просмотра зритель проникается историей и характерами каждого из персонажей, а для этого требуется большой талант.

    (Много читала, что, мол, Майкл Фассбендер переиграл, что ж я не соглашусь с такой точкой зрения. Да, была 1- всего одна — сцена, где я ему не поверила, но в остальном он был прекрасен, он смог расположить к себе зрителя. Каждый присутствующий в зале ненавидел Эдвина Эппса, я уверена).

    Следующая вещь, которая делает этот фильм мастерским — это продуманные персонажи и сопоставление их с природой.

    Вкратце расскажу о каждом персонаже:

    Уильям Форд (Бенедикт Камбербетч) — первый из рабовладельцев Соломона. Именно он купил его у его похитителей. Этот человек не относится к чернокожим людям, как с вещью. Он относится к Соломону и остальным душевно, что ли, не поддаётся всеобщему давлению, у него на всё есть свое мнение. Этот персонаж один из любимых во всей этой истории.

    Эдвин Эппс (Майкл Фассбендер) — второй рабовладелец Соломона. Эдвин верующий человек, он читает Библию и истинно верит в слово Божье. Также, он полагает, что Библия не запрещает ему так обращаться со своей «собственностью», как он считает. Он жестокий человек, для которого не существует понятий — совесть и честь.

    Сэмюэль Басс (Брэд Питт) — он свободный канадец. Этот человек трудится не покладая рук, чтобы заработать хоть немного денег. Для него главное его счастье и богатство- это его свобода, то, что сегодня он может быть «здесь, а завтра там». По сути, у этого персонажа от силы 10 минут экранного времени, но за эти 10 минут мы узнаем очень многое о нём. Этот человек помог Соломону, и эта помощь спасла Соломону жизнь. Сэмюэль поистине верит, что рабство должно быть отменено, что все люди должны быть свободными.

    Низкий поклон Хансу Циммеру! Этот человек создал невероятное музыкальное сопровождение фильму. Музыка передаёт все настроения, колорит и атмосферу в фильме.

    Также, хочется отметить то, какую роль музыке отдавали в этом фильме. Персонажи фильма во многом находят в музыке отдушину, музыка спасает во время беды и становится отличным собеседником, когда ты одинок. И правда, музыка действительно лечит!

    Концовка — один из самых сильных моментов в фильме. По мне, так если зритель в конце проронил слезу, то фильм в целом удался. Так вот, здесь, я не только прослезилась, но и буквально пару дней после просмотра обдумывала увиденное, ибо увидела я что — то сильное, масштабное и очень душевное!

    30 января 2014 | 12:01

    То, что началось с рабства, рабством и закончиться. В начале 2013 года Квентин Тарантино уже высказался на тему несвободы чернокожего населения США в своём фирменном «озорном» стиле. И вот в конце года вышел более серьёзный взгляд на ту тогдашнюю проблему — «12 лет рабства», основанный на реальных событиях. Однако при просмотре, особенно в жёстких сценах, так и хочется, чтобы из-за кустов выпрыгнул Джейми Фокс с револьвером. «Кто ты такой?» — спросил бы его плантатор. — Что ты себе позволяешь?» «Моё имя Джанго, — ответил бы тот. — Пишется через «д» и с этим словами выстрелил бы прямо в упор. Увы, что делать, если до чего-то дотрагивается Тарантино, от влияния его потом сложно избавиться.

    Стив МакКуин, режиссёр «Голода» и «Стыда», решил перейти на новый, массовый, уровень. Его предыдущие работы всё-таки весьма специфичны и не у каждого возникнет желание смотреть на голодающего или помешанного на плотских утехах. Но даже на новом уровне МакКуин по природе провокатор, поэтому для расширения границ он выбрал весьма щекотливую тему.

    Так или иначе, «12 лет рабства» — это образцовое кино для получения различных наград. Здесь имеются отличные операторские и режиссёрские решения, есть присущее стремление режиссёра к эротизму, отличная игра актёров, атмосфера того периода, замечательная музыка Ханса Зиммера (переделанные композиции из «Начала» любую картину сделают глубже), но а главное есть над чем подумать.

    Свободный негр Соломон Нортоп (Чиветель Эджиофор по крайней мере получил возможность, чтобы его имя наконец-то запомнили) из-за коварного вероломства становится невольником на Юге, где всё ещё не отменено рабство. Там ему, как и Чичикову из «Мёртвых душ» когда-то, предстоит встретиться со всевозможными типажами представителей тамошнего общества. Станет понятно, почему негры не любят, когда их называют ниггерами (негр и ниггер в русском языке обладают разной эмоциональной окраской). Ужас будет проходить перед глазами, заставляя чувствовать стыд, что такие индивидуумы были и есть на свете. Европеоиды с их странным правом превосходства и негроиды, не смеющие идти против воли хозяина и спасающие свою шкуры. И у тех и других есть те, кто понимает неправильность ситуации, но бояться что-то делать. Рабство прежде всего таиться в голове, не важно у представителя какой расы.

    21 февраля 2014 | 22:05

    Фильм интересный. Правда его интересность объясняется скорее тем, что когда-то не повезло Соломону Нортапу и он, к счастью для человечества, решил свою «неудачу» описать в автобиографической книге. Собственно, залог успеха этого фильма среди критиков и американских зрителей именно в книжном сюжете и, так и быть, в более-менее сносной работе по экранизации со стороны режиссёра МакКуина, продюсеров и сценариста фильма.

    Книга видна во всём! Я её не читал и вообще не подозревал о её существовании до первых новостей о съёмках этого фильма. Но, при просмотре картины, ощущается её «книжность». На самом деле это очень хорошо, т. к. суметь не испортить книгу фильмом — большое дело!

    Что же до самого сюжета фильма, то, так уж сложилось по жизни моей, что он для меня не близок совсем. Я не бревно, вообщем-то считаю себя человеком, испытывающим сострадание и горечь, сопереживание и потребность справедливости. Именно на этот букет эмоций и направлен сюжет как книги, так и фильма. Хотя, конечно, только косвенно направлен. Реальная его тематика — не оставайтесь ДО СИХ ПОР равнодушными к проблеме человеческого шовинизма, расизма и другие термины. Да, да. В режиссёрской работе это проскальзывает во всём. Самые душераздирающие моменты явно затянуты в фильме… 10 минут полувисеть на удавке — это перебор! Спасибо, мы ужаснулись и попереживали. Кино, даже если оно с особым смыслом, не должно злоупотреблять этим смыслом. А МакКуин именно злоупотреблял, что, честно говоря, вызывало саркастическую улыбку при просмотре. Эти «12 лет» из-за таких навязчивых фрагментов, как то с удавкой или коллективным госпелом у могилы, или бесконечные стенания бедняжки Пэтси, показались лицемерием, снятым с определённой выгодой. Понятно, что наверняка я преувеличиваю (не хотелось бы думать, что афроамериканец МакКуин мог так безжалостно продать историю своего народа), но не заметить, что есть некоторые чересчурные нотки просто невозможно. Поэтому не могу сказать, что фильм сильный: тут и книга посодействовала своим щепетильным сюжетом, да и режиссёр со сценаристом чуть-чуть перемудрили с акцентами.

    Что до игры актёров, то как коллектив — всё очень неоднозначно.

    Игра Майкла Фассбендера — уникум! Ему повезло с персонажем: эксцентричный до шизофрении самодур-плантатор. Притом такой «выдержанный» (как хорошее вино) менталитетом Юга плантатор с истинными заблуждениями по поводу сегрегации «цветных» в то время. Но, как известно, эпатажных личностей надо уметь играть, чтобы они не показались вставками из какого-нибудь дешёвого ситкома. И Майкл отлично выполнил свою задачу. Пожалуй пока лучшее второстепенное, что я видел в этом году!

    Главного героя сыграл Чиветель Эджиофор. Ну, я не могу оценить его игру даже на хорошо. И в этом виноват скорее режиссёр. Стив почему-то при акцентировании внимания зрителя на бедах этого свободного афроамериканца почему-то говорил оператору ловить в объектив камеры вовсе не Чиветеля-Соломона, а какие-нибудь болота с символичными деревьями и лица второстепенных героев, как те «нигеры» на сымпровизированной виселице на лесной дороге. А как же мимика Соломона, как же его мысли??? Явно в книге было ну очень много мыслей и не так много действий. Однако в фильме всё «нигеры», плантаторы с их семьями, сумасшедшие «белые» с их ну совсем неадекватной реакцией на то, что «нигер» может быть в чём-то признанно лучше их. Всё это обволакивало героя Чиветеля так плотно, что его, как актёра, и не заметить в фильме толком.

    Ещё две роли, которые мне показались удачными — это роли, сыгранные Полом Дано и Сарой Полсон. Вообще, чета Эппсов — самая харизматически выгодная черта этого фильма. Оба, и жена, и муж, — «пробитые» плантаторы, но у обоих героев есть какие-то жизненные проблемы, которые намного важнее, чем их стереотипы и заблуждения по поводу превосходства «белых». Г-жа Эппс — та ещё стерва! Ревнует, как может! При этом Сара Полсон изумительно связывает эмоции, связанные с ревностью, с праведным гневом белой плантаторши,

    которую её муж, да и вообще жизнь в целом, заставляют испытывать невыносимое унижение — ей предпочли аж «нигершу»!!!

    Что касается героя Дано, то тут даже более горячие овации! Как же он интересно сыграл эту инфантильную обиду молодого расиста на то, что какой-то там «нигер», хоть и не специально, но нагло смог быть лучше его в труде и просто в жизненной смекалке. Весь шербет игры Дано не в действиях его героя (то, как он издевался над смекалистым афроамериканцем), а в мимике актёра! Не смотря на то, что этот Тибетс, герой Дано, — аморальный подонок, его хотелось перевоспитать, научить морали, научить проигрывать и дружить с афроамериканцами. И всё это успешно соседствовало с реакцией другого характера — чувствовалось, что в зале все испытывали резкую неприязнь к герою Дано.

    Роль Лупиты Ньонго. Ну, тут коротко. Вся её игра была сплошным типичным поведенческим букетом рядовой афроамериканки. Казалось, что я уже где-то видел эти стенания, рыдания, крики, горделивую мимику. То ли в шоу Опры, то ли в шоу Эллен. Не помню точно где.

    Что до Бреда Питта, то, честно говоря, его роль воспринимается мною как камео. Его туда всунули, потому что он праведно помогает своей жене усыновлять и удочерять половину бедного населения сей планеты и как бы тут Питт не воспринимался этим белым трудягой без предрассудков. Это был просто Бред Питт с его имиджем мецената.

    И пожалуй самая слабая игра — роль Камбербэтча. Мне вообще показалось, что Бенедикт не способен играть людей с внутренней борьбой. Его пастор — это жалкое подобие того, как бы переживал себя человек, не достаточно сильный для того, чтобы переступить через общественные стереотипы, хотя, казалось бы, очень хочется этого.

    5 из 10

    18 декабря 2013 | 00:37

    Существуют фильмы, о которых очень сложно писать. Чаще всего это именно байопики, ленты выстроенные на биографии реально существующих людей, опирающиеся на мемуары, словом — всячески акцентирующие на правдоподобности происходящего на экране. Вдвойне сложнее оценивать картину, если основная затрагиваемая в ней тема крайне болезненная и по сей день для чернокожего населения Америки, а именно — апартеид. Как тут не проникнуться бедами угнетенного народа и как тут не сопереживать страдальцам. Провалить такую постановку крайне сложно и в случае с «12 годами рабства» Стив МакКуин справился на отлично!

    Но, поразительный случай. При том, что снят и разыгран фильм великолепно, одно единственное здешнее НО явилось лично для меня «камнем преткновения». А именно: заточенность под «Оскар». Да-да, заискивание перед киноакадемиками здесь настолько неприкрытое и явное, что прямо-таки не позволяет воспринимать «12 лет рабства», как самодостаточное произведение не нацеленное на награды.

    Разумеется, претензий к актерам в подобном случае не может быть никаких. Фальшивить в байопиках — это даже не моветон, это недопустимо! Поэтому и Чиветель Эджиофор, и Майкл Фассбендер, и Лупита Нионго не играют, а буквально проживают свои роли. Фассбендер лично мне напомнил Амона Гета Рэйфа Файнса из «Списка Шиндлера», и это скорее комплимент нежели обвинение в подражании. В обоих случаях актерам достались сложнейшие образы и каждый (и Файнс и Фассбендер) показал высший пилотаж. Жаль, что таким харизматичным и характерным лицедеям как Бенедикт Камбербэтч и Пол Джаматти достались совсем крохотные роли, их всегда приятно видеть на экране. Ровно как и Брэда Питта согласившегося появиться в фильме только потому, что его компания Plan B занималась продюсированием фильма, да и возможность мелькнуть в заведомо оскароносном проекте упускать ему явно не хотелось.

    Повторюсь, фильм хорош! Он не стесняясь тычет современных американцев в далеко не такое «белое и пушистое», как им хотелось бы, прошлое. И в который раз повторяет древнюю как мир истину: неважно какого цвета твоя кожа, важно какой ты человек! Однако при этом, создатели «12 лет рабства» намерено сглаживают совсем уж «острые углы» и остаются в допустимых для номинируемого на главную американскую же Киноакадемию награду фильма рамках. Из-за чего лента превращается в эдакое перетягивание каната, за которым, к сожалению, наблюдаем мы, зрители.

    8 из 10

    6 марта 2014 | 21:13

    История, написанная по одноименному биографическому роману Соломона Нортапа, должна вновь напомнить миру о жестоком отношении к чернокожим в Америке накануне Гражданской войны. Но так случилось, что фильм вышел годом позже Тарантиновского драйвового «Джанго освобожденного» и был обречен на сравнение.

    Если кратко (а иначе не получится, ведь фабулу можно пересказать в двух словах, а растянуть это «удовольствие» на двенадцать экранных лет тот еще труд), сюжет таков: свободный чернокожий Соломон Нортап обманом попадает в рабство. Он лишается семьи, документов, а главное, человеческого достоинства, и на двенадцать лет становится вещью. Конечно, история человека, лишившегося свободы нам ближе, чем история человека, не имевшего оной. Как бы цинично это ни звучало, но родившийся рабом не познает своих лишений в той же мере, что человек, рабом ставший. Я бы назвала это удачным ходом, но история основа на реальной трагедии, а, значит, нет, это не заслуга фильма.

    Едем дальше: Соломон попадает в дом якобы хорошего, но слабого рабовладельца, затем в дом совсем не хорошего плантатора. Мы можем увидеть жизнь рабов в условно удачных для них обстоятельствах и дойти с ними до ада невольной жизни. Двенадцать лет — не два дня, но экранное время ограничено и показать нужно так много. И вот тут начинается то, что я так не люблю в кино: музей истории пыток. Порка — пожалуйста, мать разлучают с детьми — есть, принудительный секс — в наличии, унижения — есть. Если честно, мой мозг быстро самоочищается от сцен издевательства над живыми существами и я могла упустить какие-то экспонаты. Все, что вынесла я из фильма: чернокожие страдали и много. Это было целью авторов? Но ведь это история одного человека. Такой отличный шанс показать через частное общее. Но тут, как по мне, провал. В жизни Соломона не было ни одного эпизода, заставившего бы меня ему сопереживать. Да, он страдал. Но даже если бы на экране били собачку, я бы страдала с ней не меньше, чем во время этих экранных двенадцати лет. Персонаж не прошел никакой трансформации, кроме, пожалуй, смирения и возрастающей стойкости к унижениям.

    Потрясает финал, который стал для меня иллюстрацией выражения «Deus ex machina»: случайно мимо плантации, где страдает Соломон, проходит продюсер фильма Брэд Питт с морализаторскими лозунгами:«Рабство-плохо, все люди одинаковы». Он же спасает Соломона. Занавес. На протяжении фильма не было ни одного персонажа, который бы намекнул на назревающие в обществе настроения перемен. Развязка случается грубо и убивает последний энтузиазм.

    Параллельно невнятной истории главного героя, показательным издевательствам и «слезодавилкам» на экране протекает безукоризненная визуальная жизнь фильма. Ты любуешься видами, операторской работой, отличными актерами: Фасбендером, Камбербетчем, Дано. Но все это не на руку идее фильма — визуальное совершенство и гениальные актеры уводят мысли куда-то далеко от истории Соломона, от истории рабства. Наверное, к мечтам о похожем, но другом фильме.

    Кстати, о другом фильме. Я никак не могла отделать от сравнения с Джанго. Я понимаю, что жанры разные и сравнивать бы не стоило, но тема одна, а эмоции (цель любого фильма) мои настолько полярны. При просмотре Джанго я хохотала и развлекалась, но тема не прошла мимо. Я желала Джанго победы и хотела свободы всем угнетенным, Я не жалела, его, а желала ему победы. В случае с Соломоном, я жалела его и желала окончания этих двенадцати лет, чтоб покинуть зрительный зал.

    2 августа 2015 | 21:53

    Минусы. Странно, но в синопсисе за «женатым и образованным мужчиной» скрывался негр, и об этом важном обстоятельстве почему-то умолчали. Прочитав описание к фильму, вполне можно подумать, что речь идёт о трагедии, случившейся с белым человеком. Конечно, разницы никакой, но на самом деле речь шла о чернокожем, бывшем рабе, ставшем свободным, и который потом был вновь похищен и продан в рабство.

    В этом фильме в середине 19 века в США негр на свободе ведёт себя так, как свободный белый человек, а все белые к нему приветливы, любят его. Какая-то нелепица! Ведь даже в 20 веке белые отчаянно брезговали неграми даже на уровне закона. Понятно, что речь идёт не обо всех белых, но ведь и вчерашний освобождённый раб вряд ли чувствовал себя на свободе, так сказать, в своей тарелке. Уж во всяком случае, он не ощущал себя во всём равным белому. Поэтому психологизм душевного состояния освободившегося раба, на мой взгляд, передан неправильно.

    О том, что в рабстве Нортап провёл аж 12 лет, из фильма не ясно. Кажется, что не больше 1-2 лет, тут явная режиссёрская недоработка.

    Будучи в рабстве Соломон общался с разными свободными людьми, в т. ч. с бывшей рабыней, ставшей женой соседнего плантатора. Эти люди были к нему благодушны, но он не обращался к ним за помощью, чтобы те хотя бы сообщили семье, где он и что с ним. И вообще он слишком быстро свыкся с ролью раба, не предпринимал попыток освобождения, поэтому его душевной трагедии от случившегося в фильме вообще нет. История с внезапным рабством есть, а душевной трагедии главного героя — нет. По крайней мере, она не чувствуется.

    Жизнь рабов не показана в каких-то мрачных красках, не видно тяжкого непосильного труда, нужды, лишений или издевательств. Есть немного самодурства со стороны владельца плантации, есть редкое сексуальное насилие, но это ли можно назвать тяжкой жизнью раба? Короче, каторжной рабской жизни в фильме не показано. А что касается ГГ, то он вообще ведёт себя с хозяевами довольно развязно, слишком много позволяет себе говорить, смотрит прямо в глаза (что безусловно считается вызовом). Да и не только он, а и некоторые другие рабы. Вообще рабы в фильме ведут себя довольно своеобразно, не выполняют беспрекословно распоряжений хозяина. Конечно, виной тому сам хозяин, но речь лишь о том, что в фильме не отражено мрачной беспросветной рабской жизни.

    Очень затянут эпизод с повешением. Минут 10 пришлось смотреть на негра в петле и как вокруг ходят люди туда-сюда. И вообще довольно много затянутых эпизодов, которые не создают даже настроения, просто бессмысленно растянутые сцены. Из-за этого фильм идёт больше 2 часов.

    Ради поднятия бюджета в эпизодическую роль притянули за уши Бреда Питта. Совершенно ни к чему.

    Вывод. Вслед за «Джанго освобождённым» это очередная порция покаяния белой Америки перед неграми, которых теперь даже не могут называть «негры». Однако негры в Америке уже имеют больше прав, чем белые, и белые их боятся. Белых заставили каждый день ощущать чувство вины перед неграми, и в качестве напоминания снимают такие фильмы.

    С художественной точки зрения фильм получился довольно слабым. Картинка хорошая, озвучка и музыкальное сопровождение хорошие, психологизм на слабую троечку. К сожалению, в фильме нет даже назидательных моментов, какой-то борьбы, противостояния, жаркой надежды, которая, наконец, сбылась. Никаких глубоких ран или хотя бы впечатлений он не оставляет. А чтобы они появились следовало бы во время просмотра додумывать и дочувствовать самому, но он того не стоит. Посмотрел — и тут же забыл. Просто поразительно, как можно было так бездарно запороть такой серьёзный, тяжёлый и перспективный сюжет?!

    31 января 2014 | 17:50

    Видимо исключительная причина высокого рейтинга этого фильма — это страх критиков быть обвиненными в расизме. Может быть он и основан на реальных событиях, но ощущение нереальности происходящего на экране слишком уж навязчиво, того и гляди декорация завалится. Ну невозможно поверить, чтобы дети рабов веселились и играли, когда перед ними на дереве висит подвешенный за шею такой же раб как их отец или брат. А как вам рабыня, которая заявляет, что она не прийдет к хозяину, потому что сегодня воскресенье и у нее выходной. Ну что за профанация? Для полноты картины остается заменить слово «нигер» на «афроамериканец».

    Персонажи абсолютно бесхарактерные, развитие сюжета угловатое. И даже талантливые актеры не очень то спасают ситуацию. По сравнению с «Голодом» это просто провал МакКуина.

    Работа оператора заслуживает отдельной оценки в ноль баллов.

    PS И простите за математику, но зачем использовать для сборки хлопка раба, который зарабатывает 40$ в месяц будучи скрипачем, если в 1841 году сборщик хлопка приносил хозяину ну никак не больше 100$ в год. Уж, что-что, а деньги американцы считать всегда умели.

    3 из 10

    14 декабря 2013 | 16:23

    Обычно в фильмах о рабовладельцах акцент делается на бунте или борьбе. Но Стив Макквин снял филь о самой природе рабства. Здесь нет эпических сцен и геройского пафоса. Вместо этого авторы погружают зрителя в пугающе реальную атмосферу подлинных человеческих страданий. Снято и продумано всё настолько мастерски, что часто кажется, будто это реальные съёмки, полученные с помощью невидимой машины времени. По сравнению с фильмом Макквина — «Джанго освобождённый» Тарантино, даже со своими реками крови — это детская сказка.

    Фильм о том, что идеология порабощения живёт в самой природе некоторых людей и может ставить на колени целые государства. Цинизм и жестокость — вот основа любого рабства. Рабы — чернокожие, но и они своей пассивностью и разобщённостью поддерживают эту страшную систему. Рабы — и их хозяева, зависящие от рабского труда. Они рабы своих предрассудков, в которых даже относительно неплохие люди, вынуждены жить по бесчеловечным законам.

    Этот фильм о рабстве в самом широком понимании, а не только о США. Почти то же самое, только с местным колоритом было, например, в России в то же самое время. К сожалению, проблема рабства актуальна для мира до сих пор. Макквин показывает как рабство разлагает социальные отношения и государственную систему, в результате чего дикость и бесчеловечность превращают людей в двуногих зверей.

    Снят фильм отлично, солидный хронометраж не чувствуется. А длинные сцены и планы дают ощутить экзистенциальную глубину происходящего. Зритель видит не клиповую нарезку агиток, а словно бы погружается в ту самую эпоху — он вынужден лицезреть весь ужас происходящего. Так же как герои фильма вынуждены в нём жить — они не могут просто встать и заняться чем-то другим.

    Прекрасно сыграл Чиветель Эджиофор. Ему удалось передать все оттенки переживаний реального человека попадающего в немыслимую для себя ситуацию. Остальные актёры так же на высоте. Очень хороши работы композитора Ханса Циммера и оператора Шона Боббитта.

    «12 лет рабства» — талантливая работа, поднимающая важнейшие мировоззренческие проблемы. Это история жизни одного человека актуальная для всего человечества.

    9 из 10

    14 декабря 2013 | 18:51

    У режиссера этого фильма есть всего лишь два полнометражных фильма, не считая этот, которые на эмоционально-эстетическом уровне были во многом даже не лучше, а банально интереснее, чем 12 лет рабства. Они неглупые, нетривиальные, с нестандартной композицией и именно это цепляет. Однако, это вовсе не означает что 12 лет рабства получился плохим. Да, он проще, менее взрослый, банальный и абсолютно ориентирован эмоционально воздействовать на Американскую Киноакадемию, что является беспроигрышным вариантом. Ну постеры, трейлер и тематический закат эпохи рабства к этому даже не располагают, а просто обязывают.

    Фильм рассказывает нам о безумно талантливом скрипаче негре Соломоне (Что лично мне показалось странным. Не ну реально негр Соломон!), которого опоили, обманули, да в цепи заковали, да на аукцион отправили. Бедный афроамериканец попадает в лапы сначала к одному спокойному плантатору (Кембербетч, как артист, довольно-таки слабый и безмятежный), но тот вынужден в одночасье перепродать Соломона бешеному плантатору мистеру Эппсу, который не щадит лентяев и в зависимости от настроения проводит профилактические беседы, да регулярные порки тех, кто попался ему под горячую руку. Ничего не напоминает?

    Если все хорошенько обдумать, то что-то подобное мы тысячу раз видели, особенно в те моменты, когда на церемонии вручения Оскара прокручивают коротенькие ролики с наиболее яркими или жесткими моментами картины, собственно, под которые и снимался этот фильм. Тема эта вечно будет эксплуатироваться, словно негр на плантации, всеми возможными фестивалями и наградами академий. И это не означает, что фильм плох. Очень он хорош ни самой историей, а в первую очередь такими актерами, как Фассбендер и Пол Джаматти. Эти ребята сыграли на таких оборотах, что временами забываешь, что смотришь фильм. Но, чует мое сердце, Оскар, несомненно, Фассбендеру не достанется, а жаль, он сейчас очень многообещающий актер. Пожалуй, только в этом фильме и выбившийся из своего обычного амплуа. Так же стоит отметить замечательную игру несчастной негритянки, которую обрекли на физические и сексуальные истязания. Что касательно по технической составляющей такого рода фильма, то Ханц Циммер, статичная картинка, свежесшитые костюмы и британский акцент, наверное, навсегда останутся обязательными атрибутами.

    Что особенно меня удивляет, так это частые размышления тех ребят, которые говорят, что вот в Российской Империи рабства как такового не было, а зачастую даже приводят серьезные и, порой, убедительные аргументы в пользу крепостного права, царя, отечества и православия. Вот таким людям и стоит показывать этот фильм, здорово мозги прочищает.

    Однозначно один из самых трогательных фильмов года, который стоит посмотреть каждому в преддверии церемонии вручения Оскара. А будут ли пересматривать этот фильм через 20 лет, как Список Шиндлера, покажет только время.

    17 февраля 2014 | 22:16

    «Для того чтобы рассказать историю, необходимо сохранить равновесие. Чтобы функционировал каждый кусок, ни одна часть не должна быть тяжелее или легче. Я добиваюсь этого почти хирургическим путем, постепенно отсекая все лишнее, и смотрю, что выходит.» — Режиссёр картины Стив Маккуин.

    Очень мудрая позиция для человека, взявшегося рассказать историю по реальным событиям. Заложив в основу картины автобиографию Соломона Нортапа, Стив Маккуин справляется с поставленной задачей, подключая сюда все возможные ресурсы.

    Недавно познакомившись с биографией данного режиссёра, я нисколько не удивился тому, что начинал он как художник. Основным его инструментом выступают краски: каждая плантация полна индивидуальных тонов, привязанных к характеру её владельца. В одном из интервью Стив делился впечатлениями о совместной работе с оператором Шоном Боббиттом: много сил и времени они тратили на проработку палитры, назначая каждому цвету важную роль. Даже музыка в фильме наложена мазками — резкими и внезапными — их можно разглядеть в эпизодах перепада эмоций или увидеть в них символы предвестника беды и страданий. «Шумовые» вставки, скрежет и «рваные» духовые как-то неприятно подстёгивают, словно у тебя самого над головой щёлкнул хлыст.*

    Ещё одним интересным режиссёрско-операторским ходом являются долгие планы: не те, что акцентируют молчаливое переживание на лицах актёров, а те, что держат оптический фокус на главном герое, при этом «смысловой» же фокус смещают на то, что происходит вокруг. Иногда это вызывает даже недоумение, но вскоре ты усматриваешь «второе дно» (подтекст), и почти слышишь шёпот режиссёра.

    Сама история довольно проста. Однако крайне сильная эмоционально, она легко удерживает зрителя перед экраном. Однообразие этой хроники жутких страданий освежают чувства и реакции героев, которые, не смотря на (порой) чрезмерную линейность характеров, вызывают живой отклик, даже если образ напрочь отрицательный! Персонажи отнюдь не однообразны и вовсе не блёклы, как замечают многие критики! Да, герои здесь очень простые для понимания, но их естественность и глубина не столь очевидны. Сбить столку нас может слишком чёткое разделение на «черное» и «белое».

    «Черное» (зло) оправдывается библией и Богом. И чем сильнее порок проникает в человеческое сердце, тем сильнее стремление укрыться в церковном праве безнаказанно вершить грех!** Если персонаж Бенедикта Камбербэтча пытается оправдаться лишь перед самим собой, прячась за библию, не в силах препятствовать обществу, в котором живёт, то герой Майкла Фассбендера упивается правом, дарованным свыше, совершая все грехи, которые возможно. «Белое» даже если угнетаемо, не теряет веры в человека. Той веры, что не спутаешь с показной набожностью.

    Стив Маккуин снискал обвинения в заискивании перед киноакадемией и зрителями, обратившись к такой же больной теме, как холокост. И всё же… пусть твердят вокруг, что фильмы о войне или рабстве набили оскомину, подобные картины должны сниматься именно для того, чтобы гнусный вкус скверных времён не стирался из памяти.… Ибо привыкнув к добру, человек из одной только скуки обратится к злу…

    * — В целом саундтрек Ханса Циммера не сильно выделяется из того, что он делал раньше, но… ведь того требует замысел автора фильма.

    ** — Согласно библейским источникам, потомки Хама (Хаммиты/ представители негроидной расы), были прокляты отцом (Ноем) и объявлены быть вечно рабами Сима и Иафета (двух других сыновей Ноя, которые дали начало человечеству).

    9 из 10

    15 марта 2015 | 18:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>