всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (387 755)
ожидание: 97% (9326)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7647 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это очень тяжелое кино — как будто висишь в петле, слегка касаясь ногами земли, и уже предвкушаешь, что дыхание вылетит и мука прекратится, что станет хоть как-то, но лучше. А правда в том, что ты так провисишь целый день, с этим животным ощущением (потому что ничего человеческого в этом нет, мыслей нет) «хоть так, но станет лучше» — и лучше не станет. Кроме того, что вышеописанное — это ощущение на протяжении всего фильма, оно же — реальный из него эпизод. Подобные эпизоды (от которых, по моему устоявшемуся мнению, у нормального человека должно самопроизвольно начинаться удушье), на самом деле, призваны вовсе не напугать зрителя, а разбудить его мысль. Рабство не исчезло — оно, иногда меняя формы, а иногда воспроизводя себя в формах прежних, с тысячелетней историей, повседневно. Самое опасное в этой повседневности, что мы его перестаём замечать и клеймить как недопустимое. Сценарий, в котором визуальное и вербальное удачным образом дополняют друг друга, умён и рассматривает рабство с самых разных сторон.

    Что можно почерпнуть из этого фильма? Много всего, а главное — всё на злобу дня. Один человек не может победить рабство и даже начать успешную с ним борьбу. Рабство существует только в ситуации, когда его допускает общество. Проблема существования рабства — это проблема жажды лёгких доходов. Проблема существования рабства — это проблема ущербности Y-хромосомы (вообще, игра в хозяина-раба — это мальчиковые игрушки). Создание рабов — дело религии, которая запугивает рабов и даёт возможность оправдать себя в своих же глазах поработителей ("православное» или «исламское» государство существует только с рабским населением). Рабы неспособны объединяться друг с другом против настоящего своего врага — поработителя и злы и агрессивны к другим рабам (находящимся в том же положении, что и они сами). Находящиеся в рабстве с самого детства неспособны относиться к рабству критически и допускать для себя иное существования в качестве свободного человека (это, кстати, крайне актуально в настоящее время применительно к вопросу о легализации проституции — это всё равно, что легализовать рабство).

    Рабство — это исключительно позволение общества, его добровольного или случайного сна. Нет одиночек, которые придут и спасут мир (в том числе и от рабства). Нет эффекта от применения теории малых дел на практике (если каждый из нас не будет поддерживать рабство или будет снисходительным хозяином или… сотня оправданий своего страха и инерции перед усложнением себе жизни из-за перемен). Только договорившиеся о безусловном праве каждого человека на свободу и охране этого права члены общества могут полностью отменить рабство в самом широком смысле этого слова. В любом другом случае то, что ты ещё не раб кого-то, у кого есть пистолет, — чистая случайность. Город засыпает — просыпается мафия.

    Фильм стоит посмотреть. Фильм стоит обдумать.

    12 декабря 2013 | 21:45

    Шокирующая история Соломона Нортапа, которая произвела на меня огромное впечатление. Тот драматизм, которым фильм буквально пропитан, не позволит ни одному человеку, посмотревшему «12 лет рабства», остаться равнодушным к этой невероятной, но в то же время такое реальной истории… Такие фильмы снимаются очень редко. Настолько живые, наполненные эмоциями. Буквально каждый момент в фильме заставляет переживать, некоторые моменты настолько эмоциональны, что у меня лично внутри как-будто что-то вспыхивает и начинает гореть, и от каждого драматичного момента этот огонь становится все сильнее и сильнее, и к финалу он уже готов вырваться из груди, но финал тушит этот огонь и заставляет просто плакать. Настолько этот фильм драматичен.

    «12 лет рабства» — это истинный шедевр, который полностью достоин получить «Оскар» за лучший фильм 2013 года. Потому что тут присутствует именно то, за что мы так любим и ценим «Побег из Шоушенка» и «Зеленую милю». Это не описать словами, это нужно видеть. Видеть все страдания героев, которые они переносят, видеть ту страшную надменность рабовладельцев.

    Фильм сделан настолько мастерски, что ни на мгновение не создается впечатления, что ты сидишь перед экраном и наблюдаешь. Все происходит как будто в живую, как будто мы сами сейчас находимся на плантациях и наблюдаем за всеми происходящими событиями. Музыка Ханса Циммера лишь дополняет и усиливает это непередаваемое впечатление.

    Как настоящий «оскаровский» номинант, и в будущем лауреат, этот фильм поднимает множество проблем нашего общества, только не современного, а общества 18-19 веков. Одна из самых острых проблем тогда — проблема рабовладельчества. И в этом фильме она показана со всей той остротой, которая ей была присуща в реальности, ведь фильм этот снят по книге человека, пережившего все ужасы жизни раба на собственном опыте.

    Все актеры в этом фильме сыграли просто великолепно, они как будто прожили свои роли в реальности. Чиветель Эджиофор сыграл одну из своих самых эмоциональных ролей, если не самую эмоциональную и самую живую. Как и в случае со всеми другими актерами, ни на один миг у меня не было впечатления, что этот человек играет роль — настолько все было реалистично. Майкл Фассбендер тоже сыграл просто блестяще! У меня по-настоящему было отвращение к его герою, сначала противоречивое, а потом уверенное. Лупита Нионго, я считаю, должна получить «Оскар» за свою роль, так как ее Петси — это просто нечто, очень реалистично сыграла. Бенедикт Камбэрбетч в этом фильме сыграл больше положительного героя, хотя до конца таковым его назвать трудно. Но сыграл он тоже хорошо. Брэд Питт был просто глотком свежего воздуха среди бесконечной череды рабовладельцев, относящихся к неграм как к скоту. Он сыграл просто замечательно, и его роль тоже очень запомнилась. Также отмечу Пола Дано — создать образ настолько мерзкий и отвратительный, какой удалось создать ему, заслуживает похвалы. Могу сравнить его Тибеатса с Перси Уэтмором в «Зеленой миле» — настолько они оба мерзки.

    Стив МакКуин проделал просто удивительную работу, подарив нам еще один настоящий шедевр, достойный высшей похвалы. Режиссура в этой картине просто потрясающая, как и монтаж, за что спасибо Джо Уокеру, который просто удивительно смонтировал эту картину. Также спасибо Джону Ридли, который очень хорошо адаптировал книгу Соломона Нортапа для этого фильма.

    Рекомендую посмотреть этот фильм всем без исключения ценителям хорошего кино. «12 лет рабства» заслуживает внимания как очень эмоциональная картина, настоящее произведение искусства, которое затрагивает очень важные проблемы нашей с вами истории.

    10 из 10

    2 марта 2014 | 20:24

    «12 лет рабства» я ждал очень давно. И сегодня наступил тот день, когда он наконец-то добрался и до нас.

    Стив МакКуин не перестает удивлять. Безумно талантливый режиссер. И огромное человеческое спасибо ему за этот подарок. Подарок всем нам.

    Актерский состав безупречен! Чиветель Эджиофор, пожалуй, сыграл свою лучшую роль. Майкл Фассбендер… Хорош, чертяга. Ему удалось создать образ жестокого и безумного рабовладельца, лишенного чувства сострадания, которого начинаешь ненавидеть и презирать с первых секунд его появления. Прекрасен и Бенедикт Камбербэтч, которому досталась роль весьма спорного персонажа. Он осознает, как безобрачно рабство, сострадает рабам, ценит их, но ничего не может поделать с этим ужасом. Так было устроено общество тогда, он оказался неспособным с этим бороться. Питт, который кстати выступил продюсером этого фильма, сыграл также небольшую роль. Но какое же огромное значение имеет его персонаж в судьбе Соломона Нортапа.

    Безумно красивые планы пейзажей, предметов и героев, которые являются важными символами, потрясают! Фильм поражает своим реализмом и жестокостью. Завораживает и музыка Циммера. Очень трогательная, порой напряженная, но в ней чувствуется надежда!

    «12 лет рабства»- это напоминание об уродливом шраме в истории человечества. То, что невозможно забыть и простить. О чем нужно всегда помнить. Помнить о том, как однажды человечество переживало одну из самых позорных, ужасных и тяжелых эпох.

    Об этом фильме будут говорить еще долгие годы. Помнить же о нем будут всегда.

    «12 лет рабства» опустошает эмоционально, заставляет прочувствовать все то, что чувствовал тогда Соломон Нортап. Эмоциям нет предела, а в конце я вовсе прослезился. Но это были слезы радости. Мне хотелось выкрикнуть:" Свободен… Свободен!»

    Соломон Нортап свободный человек! Пример настоящего мужества и стойкости. Настоящей веры и силы воли!

    Свободен!

    10 из 10

    12 декабря 2013 | 19:02

    Что ж, один из самых ярких представителей на «Золотой Глобус» и «Оскар». От режиссера, который сугубо в моих глазах, отличается своеобразным почерком в кинематографе, где основными штрихами служат: сверх реалистичность, глубокий трагизм одного героя, немного затянутость, и обнажанием каких-то психологических явлений в самом человеке.

    История основанная на реальных событиях. Поэтому фильм уже как-то тяжело оценить. Ведь, это было на самом деле. В этом фильме показана лишь одна история одного человека. А ведь таких случаев было гораздо больше. Но на фоне его трагичной истории — показана в целом картина того времени. И хоть эта тема — рабы в Америке — очень избита, у МакКуина получилось передать очень и очень жестко. Там ведь судьба не только главного героя Соломона Нортуба (Чиветель Эджиофор), но и судьба красивой Петси (Лупитого Нионго) и других рабов. После этого фильма хочется порассуждать не о том, какая судьба выпала на долю Соломона, а в целом о проблеме рабства. И пусть эта тема долгая и тяжелая. А если появлятеся такое желание, значит в фильме слишком ярко это показано. Я не говорю, что это задавливает, потому что, мы, к счастью, или к несчастью, зрители, которые привыкли наблюдать всевозможную жестокость на экране. Так что, у нас уже какой-то иммунитет выработался. Но это неправильно. Объективно, это должно задавить. На это и было нацелено.

    Соломон был свободным человеком. Он не был рабом. У него была семья: жена и дети. Он был образован и прекрасно играл на скрипке. Так мало того, что в то время привычные к рабству афроамериканцы, т. е. те, кто и свободы не знал, так выкрадывали свободных людей, продавали за большие деньги, а уж работодателю уже и не важно, кем ты был в прошлой своей жизни. Тебе дают другое имя. И начинается другая жизнь, где тебя считает всего лишь вещью.

    В конце звучит прекрасная речь от лица просто проходящего героя, коего сыграл совсем не проходящий актер, то бишь сам Брэд Питт, но именно его слова врезаются в память. Что Богу не важно, черный ты или белый, что всех он любит и принимает одинаково. И что рабство в Америке — это огромное пятно и грех американской нации. Пятно, которое никогда не смоется.

    Соломон, за свои 12 лет, побывал у двух работодателей, настолько разных, что этот контраст думаю, тоже задуман не просто так. О нем отдельно поговорим. Были угнетатели и хорошие, насколько это возможно употребить это слово, а есть и плохие, которые получают удовольствие от своего положения.

    Хорошие. Первый к кому попал Соломон был Уильям Форд (Бенедикт Камбербэтч). Форд очень добрый и мягкий человек. Лучших из худших, так сказать. Но он работодатель. Если он такой добрый, почему он просто не отпустит Соломона? А вместо этого просто сдружается с ним все больше и больше. Как и сказал сам Соломон «он не виноват в этом». Не виноват, что работодатель. Здесь, прослеживается пережиток и пятно, и политика, и еще много чего — того времени. Форд и не хочет всего этого. Он слаб перед тем, что предоставляет или являет жизнь того времени. Он отворачивается, он плачет, он сочувствует, он помогает. Но он не спасает. Бессилие сказывается потому, что и даже белым свободным людям, что-то будет, если они отпустят раба. Политика государства.

    Плохие. Ну конечно, самую сложную роль нужно отдать своей музе — Майклу Фассбендеру. Другой работодатель Эдвин Эббс. Жестокий, гневливый, и вообще, с больной головой человек. Вторая часть фильма тяжелее. Потому что здесь, лично мне было тяжело смотреть из-за Петси. Красивой рабыней, которой сильно был увлечен Эббс. Не знаю, как описать Эббса, потому что вот он — самый типичный и тривиальный представитель работодателя и плантатора того времени. Кои считает, что «черные» от природы не люди, а должны всегда работать на белых.

    Актеры.

    Все, абсолютно все — гениально выложились. И Бенедикт, и Сара Полсон. Но особо хочу отметить двоих: Майкла Фассбендера, кажется, номинация за роль 2 плана есть, Майкл замечательный актер, сумел сыграл просто сверх отталкивающего персонажа. Пола Дано, его немного, но я привыкла видеть его, играющего хорошеньких лопушков, а здесь, он беспринципный жестокий угнетатель.

    Достойный и реалистичный драматичный фильм. Его стоит посмотреть.

    8 из 10

    7 февраля 2014 | 22:15

    «12 лет рабства» — биографическая драма 2013 года режиссера Стива МакКуина. Фильм получился очень сильной, шокирующей историей. Мы видим историю человека, который побывал в рабстве долгих 12 лет, и это основано на реальных событиях по его биографической книге. Чернокожий герой Соломон Нортап был на севере Америки уважаемым человеком. Он имел семью и работу. Однажды ему предложили работу в Вашингтоне, и там он был похищен и вместе с другими чернокожими людьми послан на корабле в рабство на юг. Он передавался от одного хозяина к другому. Соломон повидал тяжкий труд и прошел через настоящий Ад. Он попал к жестокому садисту рабовладельцу, и то, что видел он, лучше не видеть, то, через что он прошел, лучше никогда не проходить…

    Фильм очень сильный и глубокий. Меня он впечатлил, и потом еще о нем думаешь какое-то время. Рабство — это позорное пятно в мировой истории. Нет прощения рабовладельцам и их никак нельзя оправдать. Сколько криков, слез, несправедливости и боли видел юг США в глазах чернокожих. Данная история показана правдоподобно и крайне драматично. Я не увидел ни одной нотки фальши в этой истории, поэтому ее и было так интересно смотреть. С работами в кино Чиветеля Эджиофора я был знаком до этого фильма. Он неплохой, драматический актер, и данная его роль одна из лучших. Его героя очень жаль, и он действительно прошел через Ад, видя столько боли, жестокости и несправедливости на юге. Та несправедливость останется в истории Америки темным пятном. Майкл Фассбендер сыграл главную отрицательную роль в фильме садиста рабовладельца. Своего жестокого безумца он сыграл очень реалистично. В ее игру веришь, а героя ненавидишь. Фассбендер крайне талантливый актер, и он может сыграть любую роль. Несчастную рабыню героиню актрисы Лупиты Нионго было жаль больше всех в этой истории. Для нее все было беспросветно, и она всю жизнь была рабыней. Сцены ее избивания были крайне шокирующие. Сара Полсон сыграла холодную и жесткую южанку без капельки души и сострадания. В небольшой и светлой роли, некого лучика света во всей этой истории, было приятно увидеть Брэда Питта, герой которого и спас чернокожего похищенного героя.

    Этот фильм одна из каплей правды того ужаса, что творился на юге США в то время. «12 Years a Slave» — драма несомненно сильная и глубокая, внимания она заслуживает.

    5 февраля 2015 | 16:00

    С чем у современного человека ассоциируется слово «рабство»? С несправедливостью? С неравенством? С унижением? Возможно, что со всем этим сразу?

    Мы не можем судить об этом однозначно. Существовали законы и принципы, бытовали стереотипы и традиции. Покупка раба приравнивалась к приобретению хлеба. Да, сейчас это звучит ужасно, но раньше это было именно так.

    Это нельзя как оправдывать, так и забывать.

    Сюжет.

    Картина рассказывает историю образованного и женатого человека, который был соблазнён привлекательной работой. В результате всё закончилось очень плачевно… Предательство, похищение и рабство.

    В самой основе сюжета лежит сильная мораль, но раскрывается она для каждого по-разному. Кого-то это мотивирует отказываться от соблазнов, других побуждает быть более осторожными и осмотрительными, а некоторых и вовсе учит ценить то, что они уже имеют.

    История Соломона Нортапа даёт нам реальное представление о силе духа, выдержке, стойкости и значимости жизни.

    Актёрская игра.

    Чиветель Эджиофор. Нет ни переигранности, ни халтуры. Грандиозная работа, которая непроизвольно напоминает игру Аль Пачино в картине «Крёстный отец 2». Спокойная мимика выражает и гнев, и отчаяние, и надежду. Одна из лучших ролей за последнее десятилетие. Это достойно премии «Оскар».

    Майкл Фассбендер. Обратная сторона героя Эджиофора. Все эмоции выплеснуты, персонаж неуравновешен, мимика очень живая и бурная.

    Лупита Нионго. Сначала её персонаж спокоен и смирен, а затем он демонстрирует храбрость, дерзость и смелость. Это восхитительно.

    Операторская работа.

    Спасибо за естественность картинки. Красивейшие рассветы и закаты. Благодаря этому чувствуется продолжительность каждого дня, а также усиливается драматическая составляющая.

    Режиссура.

    Стив МакКуин снял фильм на очень болезненную и неоднозначную тему. И он справился. По мере просмотра возникают самые разные эмоции, которые буквально заполняют сердце и не дают расслабиться.

    10 из 10

    Лучшая лента года. Без сомнений.

    20 января 2014 | 18:35

    Фильм-констатация. Фильм-хроника. Смотреть его мне было немного странно — все время ждала: ну вот сейчас увижу у кого-то из актеров пронзительную эмоцию. Но так и не дождалась.

    «12 лет рабства» — словно постановка людей, который были чрезвычайно озабочены тем, как все сделать очень качественно, аккуратно, выверенно и гладко. А в итоге зарепетировались, довели свою работу до лоска, но о главной составляющей любой драмы — душевности — забыли.

    Либо они слишком увлеклись демонстрацией скорбных фактов: вот черного обманом загнали в рабовладельческий штат… А вот невольников лишают достоинства, заставляя полоскаться в тазиках всех вместе — и мужчин, и женщин… А вот девушка, ударница полевого труда, которую хозяин то насилует, то бьет за то, что обойтись без нее не может… Эти дикие вещи словно затмевают собой непосредственно людей и их переживания.

    Диалоги какие-то блеклые. Хотя сценка с благодарным парнем, которого толстый хозяин в порту отбил у работорговцев и повел домой, по отечески прижимая к пухлому пузику, получилась очень трогательной…

    Актерские работы хороши, но хороши как-то скучно. Говорю же — все словно слишком продуманно и отрепетировано. Я видела не героев фильма, а актеров, которые хорошо играли героев фильма. Разве что Брэд Питт при всей краткости своего эпизода блеснул убедительностью. Ну да он мастер, а это уже диагноз. Я бы удивилась, случись с ним иное. Другую звезду в этом кино — Фассбендера — чрезвычайно люблю, но придурок-плантатор из него получился шаблонный. Скажем, с аналогичным персонажем Ди Каприо у Тарантино справился намного лучше. Но там ведь был, как я понимаю, гениальный в своей отмороженности сценарий…

    Даже не представляю, что бы я потеряла, пропустив это кино. Но и о его просмотре не жалею.

    20 декабря 2013 | 22:45

    В век толерастии и лозунгов «no to racism» стало модным переписывать историю. Кто-кто, а уж американцы в этом мастаки.

    Чудеса да и только. На дворе 40-е годы XIX столетия, а чёрный парень расхаживает по улице в самой модной одежде того времени, имеет собственный дом, ездит на карете, покупает жене дорогие подарки, и белые снимают перед ним шляпы. Хотелось бы напомнить уважаемому режиссёру, что 100 лет спустя после описываемых событий чёрных актёров, игравших в «Унесённых ветром» не пускали на премьеру их фильма, а того знаменитого негра, который в 1936 году так удивил Гитлера на Олимпиаде, не пустили на пьедестал по законам того времени. А ещё в 1960-е годы чёрный не имел права садиться в автобусе рядом с белым. И многое другое.

    Поэтому убедить меня в том, что картина «12 лет рабства» основана «на реальных событиях» не сможет никто. Чёрный режиссёр МакКуин пытается нам выдать желаемое за действительное, ссылаясь на якобы написанное Соломоном Нортапом произведение. Если оно и вправду существовало (понятно, что некоторые хозяева пытались учить негров грамоте), то поверить там можно только в то, что происходило с Соломоном на плантациях, но никак не в «похищение» и развязку. Красиво не соврёшь, хорошо не напишешь, а уж негры здорово умеют приукрашивать различные истории.

    В принципе я увидел сегодня то, на что и рассчитывал. Уже из трейлера были видны многие мифы и легенды МакКуина, но были ещё и подводные камни, которые удивили даже меня.

    «12 лет рабства», если абстрагироваться от выдуманного начала, основной частью своего повествования должен вызывать жалость и сострадание. А значит главный герой фильма должен их у зрителя вызвать. Но этого не происходит. Соломон Нортап так покорно сносит все побои и унижения, что сам и опровергает свой тезис о том, что был свободным человеком. И при этом остаётся абсолютно равнодушным, таким же, как показаны прочие рабы. «Они рождены нигерами», — произносит один из персонажей фильма. Вот Соломон тоже получается рождён нигером. Ему говорят идти рубить тростник, он выполняет, ему велят собирать хлопок, он делает. Он показывает лишь сломленную волю раба, но не бунтарский характер свободного человека. Да, были в этом фильме душераздирающие моменты, вызывающие сочувствие к неграм. Но не к Соломону. Он сочувствия не вызывает.

    Смотреть «12 лет» надо по другой причине. Ради Майкла Фассбендера. Вот его персонаж абсолютно центральный в картине. Во-первых, респект ему за то, что он не побоялся играть такого персонажа во времена, когда даже слово «чёрный» нельзя произнести. А во-вторых, видно по всему, что актёр не просто играет в этом фильме, он наслаждается своей собственной игрой. Невольно на ум приходит сравнение персонажа Фассбендера с таким же суровым и жестоким персонажем ДиКаприо из «Джанго освобождённого». И сравнение это выходит в пользу Майкла. Мало того, что эта роль как будто написана под него, и он живёт жизнью плантатора Эббса, но он и отлично умеет перевоплощаться из злого в доброго, из прямолинейного в расчётливого персонажа. Я отмечал это, когда писал рецензию на «Прометей», сравнивая его персонажа того фильма с Магнето из «Первого класса». То же скажу и сейчас. Играл Фассбендер бесподобно, и он единственный кто достоин Оскара в этой картине. Это нисколько не умаляет заслуг Лео и его порезанной руки в создании образа плантатора Кэнди. Просто Эббс одним видом и непредсказуемым поведением вгоняет всех своих рабов в дрожь, и поэтому смотрится реальнее Кэнди.

    Заявлены в «12 годах рабства» и ещё некоторые весомые актёры: Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт и Пол Джаматти. И если в адрес Камбербэтча и Джаматти кроме добрых слов сказать нечего, то по Питту хочется пройтись катком. Так изгадить концовку в принципе достойной картины мог только он. Лучше бы он зомби отстреливал, ей-богу, а не лез бы со своими нравоучениями в чужой монастырь. И главное, что хвалил я его после раскритикованной «Мировой войны Z», так нет же, ему понадобилось явиться в фильм о XIX веке с гуманитарной миссией из XXI-го. Жена послала не иначе. Когда он начал говорить в конце, хотелось заткнуть уши. Какие-то пророчества, философские фразы, давление на совесть и жалость и прочие нюни. То, как его при этом осаждал герой Фассбендера, лишь немного скрасило общую картину. А ведь, по-хорошему, за такие разговоры в то время на Юге США можно было поиметь серьёзные проблемы. И неудивительно, что именно персонаж Питта сыграл основную роль в окончании этой истории. За этим жена и заслала. Нортапа должна была освободить Гражданская война, а не то, как это случилось.

    Как я говорил выше, я получил то, за чем и шёл в кинотеатр. Картина «12 лет рабства» действительно интересная, местами поучительная, жестокая и порой несправедливая ко многим своим героям. Нам показали историю одного человека в течение 12 лет его жизни, которые были насыщены различными событиями. Не то, чтобы она смотрится на одном дыхании, но несмотря на свои 2 с лишним часа затянутой не кажется. Но таких историй в реальной жизни, по крайней мере в те времена, быть не могло. Эту лапшу пусть американцы вешают на уши киноакадемикам, которые прослезятся и надают «12 годам рабства» все возможные и невозможные Оскары. Для себя же считаю, картина на один просмотр.

    6 из 10

    14 декабря 2013 | 03:29

    Сильно.

    Ошеломляюще.

    Жестоко.

    Картина, показывающая истинное уродство, низость, малодушие, бессердечность, беспринципность, да и просто обычное тупое невежество и отсутствие человечности в людях, считающих, что их цвет кожи и положение оправдывают их жестокость.

    И все же среди этого «мрака» находится место доброте человеческой души, вере и надежде на лучшее.

    Сильное, глубокое, тяжелое кино.

    Рекомендовано к просмотру не для всех. Тем, кто хочет сходить в кино «просто, чтобы что-нибудь посмотреть» — точно стоит пройти мимо.

    Снимаю баллы за чисто личную неприязнь к сценам жестокости и насилия. Ну и если разобраться, то сюжет оригинальностью не отличается. Хотя, он и не должен — ведь это биографическая история. Думаю, особые «навороты» здесь будут даже излишни. Но так или иначе, я смотрела драмы и получше, в том числе и из серии правдивых историй, которые оставили более заметный след в моем сознании и душе. Отсюда и моя общая оценка.

    7 из 10

    P.S. А вот за игру актеров ставлю отдельное 10 из 10, особенно за персонаж Майкла Фассбендера.

    16 декабря 2013 | 11:03

    Так вы, ребята, там, в своей киноакадемии Оскар за выбранную тему даете, а не за кино? А я-то думал — художественность фильма превыше всего. Оказывается — главное, чтобы побольнее тема, пожалостливее проблема была заявлена. Черт! Надо срочно снять что-нибудь про африканских детишек времен апартеида. Ну или еще какой геноцид осветить. Неважно, что там будет с драматургией. Успех гарантирован!

    Поставить высокую оценку ленте МакКуина сложно — и лишь потому, что это вроде бы и кино. А с другой стороны — в чем же та самая художественность? Ту же самую историю можно было бы рассказать документально. Ровно с той же ценностью, с тем же смыслом.

    Вот у нас герой с мудрым именем Соломон. Нормальный мужик. Хватило ли вам при просмотре в Соломоне героизма? Навряд ли. Мне не хватило Соломона в этой истории. Его было жалко, за него было страшно. Но восхищения от действий Соломона не было.

    Попадая в горнило жестокой несправедливости, главный герой плывет по течению. Он не то чтобы сломлен и пускает всё на самотек, нет. Нортап борется за свою жизнь как может. Где-то пригождаются его мозги, где-то в нем даже просыпается бунтарь. Он продолжает верить в свободу. Но остаётся загадкой — чем же его личность уникальна и вся цепь событий превращается в криминальную сводку, в которой сюжет движет героем, а не герой сюжетом. И это провал драматургии «12 лет рабства».

    Соломон прожил этот ад, вытерпел, вот и всё. Визуально и внутренне — есть ли у нас ощущение, что он постарел или хоть как-нибудь изменился? Снова навряд ли. 

    О таких картинах сложно и тягостно писать — они вышколены, сбиты ровным дубовым нахлестом — не придерешься. А души в них нет. Нет накала борьбы, нет градуса противостояния добра и зла. Да, было в Америке рабство, были подонки и были совестливые миряне. Мы знали об этом, мы обо всем этом догадывались еще до появления вывески «20-й век фокс представляет». Но нам решили показать всю грязь в микроскоп. Чтобы мы не забывали, а наши заокеанские соседи — стыдились своих исторических белых собратьев.

    Всё это мелко. Люди не одинаковы, есть покорные, есть отважные. Есть те, кто копает, а есть те, кто указывает, где копать. И если решаете делать картину о людях — то делайте их разными до крайности, без полутонов.

    Вот пока писал — вспомнил еще одну картину о герое, попадающем в нечеловеческие условия. «Холодное лето 53-го…» — это про наш, советский послевоенный ад. Вот там герой был, нормальный мужик. Но он не плакал, он сильный был. Спасибо!

    7 из 10

    1 июня 2014 | 17:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    Лауреату премии «Оскар» Лупите Нионго предложено стать частью киновселенной Marvel. Актриса ведет переговоры о съемках в проекте «Черная Пантера», где она может сыграть роль подружки персонажа Чедвика Боузмана(...)
     
    все новости

    Интервью


    Накануне выхода в прокат «Робота по имени Чаппи» КиноПоиск поговорил с работавшим над саундтреком фильма Хансом Циммером, одним из самых известных и титулованных композиторов мира, расспросив его о карьере, музыке, «Короле Льве» и кофеварках. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    28 октября стартовал уже 16-й по счету фестиваль «Новое британское кино», традиционно открывающий жителям России как новые имена британского независимого кино, так и фильмы, которым суждено бороться за самые разные статуэтки в ближайшем наградном сезоне. КиноПоиск оглядывается назад и вспоминает самые титулованные британские фильмы за последние 15 лет. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии «Оскар» — ключевое мероприятие в кинематографической индустрии. В этот раз американские академики не стали преподносить особых сюрпризов, раздав призы тем, кому и предрекали аналитики. Звездами вечера стали Мэттью МакКонахи, Альфонсо Куарон, Кейт Бланшетт, Джаред Лето, Спайк Джонс(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Провела полдня, вычитывая разные материалы по прогнозам, сравнивая разных экспертов, но в итоге обратилась к букмекерам — эти, как правило, не ошибаются. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    1.Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption9.199
    2.Зеленая миляThe Green Mile9.150
    3.Форрест ГампForrest Gump9.003
    4.Список ШиндлераSchindler's List8.894
    5.1+1Intouchables8.874
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.15%
    27.Человек-муравей и ОсаAnt-Man and the Wasp92.88%
    28.Двадцать восемь панфиловцев92.80%
    29.Ночная жизньLive by Night92.78%
    30.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.75%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хроники ШаннарыThe Shannara Chronicles22
    Волчья ямаWolf Creek1
    Плоть и костиFlesh and Bone17
    Рыжая СоняRed Sonja19
    ВаркрафтWarcraft33
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.433
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.741
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.587
    Angry Birds в киноAngry Birds6.542
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры