всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (387 755)
ожидание: 97% (9327)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7677 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    IMDB-шные 8,5, 97 томатных процентов и при этом главный ЗГ и номинация на главный Оскар — такой урожай дорогого стоит. Обычно мне тяжело критиковать такое кино, а зачастую попросту не за что. В данном случае — второй вариант. Я не знаком с предыдущими работами Стива МакКуина, поэтому о претензиях «да он продался, голливудщина» и т. д и т. п. мне сказать нечего. Я рассматривал этот фильм как нечто, к чему режиссёр шёл всю свою сознательную жизнь; как то, в чём он пытался отразить боль и горе огромного поколения людей, некоторые из которых были даже его родственниками. Примерно такое же отношения у меня к советским фильмам о войне. Рабство, как и война, это ужасное явление, и посредством ознакомления с подобными фильмами я понимаю это всё лучше и лучше. Такое кино не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда — оно остаётся в умах на века. Работа, которую провёл МакКуин, колоссальна, и если бы не столь жёсткая конкуренция в этом году, все кинематографические награды уже бы были его. Помогал Стиву в воссоздании жуткой атмосферы человек по имени Чиветель Эджиофор, и на его работе также надо остановиться подробней.

    Не секрет, что драма — один из самых «актёрских» жанров, и абы кого в неё играть не возьмут. На плечи Чивителя в этом фильме взгромоздилась колоссальная нагрузка, потому что его лицо мелькает в кадре более 90 процентов от полного объёма фильма. Были бы все 100, если бы не уделение режиссёром внимания на показ местности и некоторым операторским ходам. В уме всплывает только одна сцена без Чивителя — в ней его новый хозяин обсуждает с женой, опять же, рабов. Ну а в остальном — либо Соломон Нортап (имя героя Эджиофора) грустит в одиночестве, либо в компании, либо работает на поле, либо терпит побои и издевательства. Есть моменты, в которых он играет на любимом музыкальном инструменте, но даже тогда его глаза полны грусти и печали. Американец нигерийского происхождения сыграл в этом фильме на уровне выдающемся, выдав настоящий Шедевр в мире актёрского мастерства. На его беду, Мэтт МакКонахи тоже не Ваньку валял, и видимо оставит Чивителя без главной кинематографической награды. Однако теперь всем ясно, какого уровня актёр Эджиофор, и все самые главные награды у него ещё впереди.

    При том, что Нортап — наиглавнейший персонаж фильма, картина буквально напичкана великолепными персонажами второго плана. Я был бы не против посмотреть о каждом из них отдельный фильм, так сказать своего рода «спин-офф». Голливудская дебютантка Лупита Нионго впечатлила больше всех — дебютанты так не играют. МакКуин достоин похвалы ещё и за то, что открыл миру новую замечательную драматическую актрису. Ну и Фассбендер, в этом фильме он просто глыба. От него я всегда ожидаю только лучшей игры, и при этом он всё рано не перестаёт меня удивлять.

    Подводя итог, скажу, что не зачту этот фильм в число любимых, но это только из-за того, что он снят на не самую любимую мной тематику. При этом однозначно признаю, что кино выдающееся и заслуживает наград, уже полученных и будущих. Молодцы.

    8 из 10

    20 января 2014 | 19:47

    Рабство существовало испокон веков, существует и сейчас, в различных проявлениях, в виде уголовно преследуемых похищений для различных целей, либо в виде нигде не прописанных обычаев в экономически отсталых странах. Можно говорить о рабстве эмигрантском или ультрасовременном офисном, но Стив МакКуин, как режиссёр, полюбивший темы заключения физического или психологического и борьбы за свободу идейную или духовную (тут стоит упомянуть его ранние полнометражные работы «Голод» и «Стыд»), своим третьим фильмом обратил внимание на рабство, существовавшее долгое время на территории нынешних Соединённых Штатов. Тогда страна только начинала развиваться, помогая себе трудом ввозимых на новые земли чернокожих африканцев, которые для своих белых покупателей являлись ничем иным как товар, вещь, без прав, без возможностей, абсолютно полностью принадлежащих «хозяину». В отличие от нашумевшего «Джанго освобождённого», картина «12 лет рабства» основана на реальных событиях, описанных в мемуарах некоего Соломона Нортапа, уже экранизированных в не особо известном телефильме 1984 года.

    Третий фильм Стива МакКуина, как многие заметили, подходит для более широкой зрительской аудитории и уже снискал признание в среде критиков, за что справедливо номинирован на несколько Оскаров. Согласно негласному обычаю, среди остальных четырёх (из девяти) избранных для «фильма года» картин «по реальным событиям», «12 лет рабства» разительно отличается жестокостью и реализмом рассказанной истории. Нет заводной музыки, нет юмора, нет динамики и масштаба. История повествует о двенадцати лет жизни в рабском заключении некогда свободного, талантливого (играл на скрипке) и предприимчивого человека, обманом попавшего под жестокое покровительство американских плантаторов. Режиссёрская работа МакКуина отличается от предшествующих картин, но в полный мейнстрим режиссёр не ушёл, что радует. Вопреки количеству знаменитых актёров и популярности, «востребованности» темы рабства, он сохранил почерк посредством длинных сцен или диалогов, оголяющих нюансы устройства общества и человеческих пороков. Порой казалось, что фильм, имеющий многочисленные клише для гонки за наградой, многим повторяет уже давно снятое, но он не обделён своей атмосферой и глубиной.

    История Соломона Нортапа, как неожиданный выход за порог светлой и счастливой жизни, двенадцатилетнее погружение в строй, в котором люди с обеих сторон варятся в уже привычном котле, ныне за которым можно наблюдать только с отвращением, ужасом и ненавистью. Таким мир предстал и перед главным героем, как вещь, кочующим от хозяина к хозяину. Подобно несправедливо осуждённому, просто за цвет кожи, Нортап встречает совершенно разных белых, с разным отношением к рабам и его моральное и физическое состояние становится только хуже, когда как мечта о свободе и возвращении к семье, изнутри греет душу, не оставляя надежды. Он старается абстрагироваться от такого мира, но то, что происходит по воле закона и владельцев, в его рамки понимания просто не укладывается. Именно так хотел показать жизнь МакКуин. Рабовладельческий строй, широко развитый в ранних веках, получил новую волну уже во вполне зрелом европейском и новом американском обществе, выглядит сейчас дико, так как культ силы превратился в культ власти денег и права. Что уж говорить, если в Библии, рабство — обычное дело, да и верующие именуются рабами Божьими.

    Отдельные сцены и интересные герои делают фильм запоминаемым в большей мере относительно отрицательных персонажей. Герой, великолепно сыгранный Чивителем Эджиофором (среди остальных картин с ним — в этой, его лучшая роль), держится за возможное освобождение и его образованность даёт преимущество перед остальными рабами, находящимися далеко от родных мест, угнетённых настолько жёстко, что даже беря в пример героиню Лупиты Нионго, терпящей хозяина, за голову хватаешься. Последний владелец в исполнении бессменного и любимого режиссёром Майкла Фассбендера, достоин особого упоминания. Эмоционально и живо сыгранный актёром персонаж, не всегда в балансе со своей головой и нетрезвым состоянием, живёт ярко, периодически избивая за невыполнение рабочего плана рабов, трахая молоденькую негритянку, избивая её, потом снова трахая всю в слезах, только лишь жена — белая гнида, мешает нормально жить. Суеверен и зависим от многих обстоятельств, совершенно не такой, каким был герой Бенедикта Камбербэтча. Тот хоть сострадал и дарил подарки со словами «надеюсь эта скрипка будет доставлять нам радость многие годы», или его сострадающая жена, обращаясь к новой рабыне: «подкрепитесь, отдохнёте и ваши дети скоро будут забыты». Так спокойно, обыденно.

    Признаваясь в своём равнодушии к Полу Джаматти, с уверенностью скажу, что его короткая роль торговца, самая яркая из всех виденных его персонажей, а камео не впечатляющего Брэда Питта, лишь для галочки смахивает на спасительное продюссирование от «Plan B». Надрывистый Пол Дано, который после «Пленниц», снова выдаёт безумного персонажа, на этот раз до крайностей заигравшегося парня, глумливо припевающего песенку про нигеров, такими темпами в скором времени по праву получит награду.

    «12 Years a Slave» среди многих произведений на тему рабства в Америке, не уходит на второй план из-за популярной, но заезженной темы. Наоборот, картина Стива МакКуина имеет сильные стороны в наглядном изображении социального устройства, наполненного небольшими элементами в поведении и речи того времени, когда владение одного человека другим с сопутствующим трудом, угнетением и законно безнаказанным издевательством было совершенно привычно и обыденно. Одиссея свободного человека в рабстве закончилась, но судьба главного героя оказалась не настолько страшной и эмоционально волнующей, как тех, кто остался. Кто просил у него об освобождении, но был «помилован» на дальнейшее существование.

    8 из 10

    26 февраля 2014 | 23:58

    Краткий сюжет изложен в самом названии фильма и моем заголовке.

    Безусловно, я могу назвать это шедевром. Мне даже стыдновато писать рецензию (но очень хочется), потому что я не могу подобрать действительно нужных слов, чтобы описать эту фееричную картину.

    То, как передана идея картины, время рабства, боль и рвение к свободе — идеально. Шикарные актеры, передающие отчаяние, животную сущность человека и надежду — блестяще. Тут хотелось бы некоторых упомянуть. Чиветель Эджиофор сыграл отлично. Ничего лишнего, раздражающего, пугающего. Невероятно хорошо вписался в роль Соломона Нортапа. Майкл Фассбендер, играющий хозяина-злодея — превосходен. Всем своим нутром его возненавидела, за что актеру отдельное спасибо. Мало таких злодеев осталось, которые действительно отталкивают, в основном лишь притягивают, увы. Бенедикт Камбэрбэтч — хорош. Люблю этого актера, но когда начинала смотреть фильм, даже забыла, что он там играет. Приятный, немного добрее, чем остальные содержащие рабов, человек. Брэд Питт — просто порадовал глаз, за это тоже спасибо. А вот Лупите Нионго ничего особенного не увидела, хотя она даже оскар получила за второстепенную роль.

    История интересна сама по себе, так еще и отлично показана. Боль матери, у которой отнимают детей, Соломон, проснувшийся в оковах, и не верящий в предательство еще некогда своих друзей, жестокость людей — все это невероятно хорошо раскрыто. Все это заставило задуматься. Я даже взялась за книгу, настолько меня затронула тема рабства, жизненная несправедливоть, представляющая собой людей-монстров, не готовых принять другой цвет кожи.

    Сильная, интересная, мудрая картина, которая еще долго не дает о себе забыть. Мысль о чудовищных двенадцати лет, проведенных в неволе, которые выпали на долю совершенно ни в чем неповинного человека, которому удосужилось родиться, как считали люди «другим» не выходит из головы. Да, не выходит из головы.

    Оскар, данный картине, абсолютно заслуженный. Слышала, что в Америке фильм даже вставили в учебную программу. И, правильно. Смысл и мораль сего фильма — поражают. Не уверена, что он хоть кого-то оставит совершенно равнодушным.

    И отдельное спасибо за пение. Голоса божественны. Сцены с музыкой, пением и танцами придают особый оттенок и вкус и без того потрясающей картине.

    10 из 10

    27 июля 2014 | 00:42

    В последнее время, тема рабства среди чернокожего населения, нередкое явление в современном кино. Тому в пример недавний «Джанго освобожденный», хоть там она проскакивала вскользь, и совсем не становилась во главе сюжета. Чего совсем не скажешь о «12 лет рабства», где даже по названию можно точно определить, о чем пойдет речь. И кому как не Стиву МакКуину, принадлежащему к негроидной расе, предстоит поведать нам всем трагическую историю о Соломоне Нортапе. Именно он, своим фильмом, можно сказать, спел настоящий гимн, в память о тех, кому пришлось пережить, а кому то и умереть, в те далекие и жестокие времена.

    А ведь реально существовавшему Соломону Нортапу, было вдвойне тяжело. Так как он не был рожден с судьбой раба, будучи самодостаточным, он жил в приличной и свободной семье, вместе с женой и детьми. До тех пор, пока с помощью предательства и обмана, его насильно вырывают из привычной ему жизни, которой он так дорожил. Разве он мог представить, что ждет его теперь, мог ли он даже подумать, что следующие двенадцать лет, станут для него адом на Земле, в котором каждый день как последний. Что это будет не жизнь, а борьба за выживание, когда и бороться то, уже нет сил, лучше просто умереть. Но Соломон не из таких, он не будет сдаваться до последнего, в нем никогда не угасала надежда.

    Что касаемо актеров, то «12 Years a Slave» открыл для меня настоящий талантище, в лице Чиветеля Эджиофора. Бывший ранее на вторых ролях, здесь он разыгрался в полную силу. Хотя после сцены похорон, просто язык не поворачивается назвать это игрой, он словно жил этой ролью, а не играл, настоящее мастерство! Тоже самое можно сказать и о Майкле Фассбендере, его плантатор, тот еще садист и извращенец, умудряется вызывать такой гнев и ненависть, хочется самому выхватить этот кнут и отлупить его как следует. Не менее скверная кстати у него и женушка. Приятно было видеть Брэда Питта, в роли рабочего Басса, единственного кто подал руку помощи Соломону. Тяжелая роль досталась Лупите Нионго, как и судьба у ее героини, тем не менее она замечательно справилась. Так же и Пол Дано, напомнил противного и скупого священника из «Нефти».

    Стив МакКуин, неспешно, без лишних деталей, «рассказал» нам историю, а точнее отдельную ее часть, черную страницу истории, может быть такую же черную как те бедные негры, как Пэтси, или такую же черную, как например, душа у плантатора Эдвина Эппса, и у многих других. А может быть, фильм призывает нас не сдаваться, и не терять надежду, как это делал Соломон, который и поведал нам свою историю.

    8,5 из 10

    17 декабря 2013 | 13:48

    Один из основных номинантов на Оскара вызвал у меня смешанные чувства. Я обычно люблю сложные фильмы и действительно получаю от них удовольствие, но вот 12 лет рабства оставили странное послевкусие. В чем же дело?

    Начнем с хорошего. Сюжет, актеры, работы художников, костюмы и декорации. Безусловно, все воссоздано тут на высшем уровне. Каждый дом, улица, поместье, предмет быта. Актерская игра выше всяких похвал, каждый выложился по полной. Фассбендер не перестает удивлять яркостью эмоций своих персонажей.

    Отдельно хочется затронуть тему людской жестокости, которой пронизана вся лента. Причем тут настоящий букет переживаний, каждый персонаж многогранен, у каждого свои цели, мысли и взгляды на рабство и мир в целом. Очень красочные контрасты между прекрасными видами природы и закатов с творящейся жестокостью и насилием. Сцены со стоянием на цыпочках или хлестанья плетью очень жуткие, они бесчеловечны и у любого, кто в здравом рассудке и со здоровой психикой, будут вызывать инстинктивное отторжение. Да и в целом моральный вопрос очень хорошо затронут в фильме.

    Но что не так? Не зацепило. Вот правда, то ли динамики не хватило фильму, то ли накала страстей или еще какой-нибудь магии кино, но сопереживание оказалось на среднем уровне, а 2 часа хронометража — словно три. Я не увидел мощного эмоционального надрыва, не было апогея, всплеска эмоций, переживаний до слез, не было шока, умных мыслей, философских изысков, образов, сравнений или параллелей! Поймите правильно, я не имею ввиду ураганную стрельбу или подобное, но я ловил себя на мысли, что в очередной раз посмотрел на часы, ни разу трепетно не вытянулся в кресле, у меня не щемило сердце за страдания героев, а ведь эта картина — номинант, драма, которая как раз и пыталась вызвать именно эти чувства.

    Что имеем в итоге? 12 лет рабства — сильная драма о людях и их чувствах, идеологии и совести. Это хороший, очень хороший фильм, но не великолепный и не шедевр. Его нужно посмотреть, но стал бы я пересматривать? Вряд ли.

    8 из 10

    17 декабря 2013 | 20:57

    2013 год принес некую моду на тему рабов и рабства в кинематограф. Здесь и «Линкольн», и «Джанго освобожденный» и свежеприготовленный «12 лет рабства». И каждый из режиссеров данных картин, стремился как можно сильнее показать участь негритянского населения в Соединенных Штатах в то или иное время. И чем сильнее показаны в фильме годы унижения, боли и страданий невинных негров, тем фильм считается изысканнее, утонченнее и тем больше его нужно награждать и поощрять.

    Вот скажите, что было показано в этом фильме, чего мы еще не видели в других, даже тех, которые я перечислил выше. А ведь «Линкольн» и «Джанго» вышли только в этом году.

    Сюжет картины, лично мне, далекому от всей истории рабства и освобождения, показался настолько сшит белыми нитками, что я бы, в меру своего незнания, назвал бы его далеким от истины.

    12 лет Соломон-Пэтт, прожил в рабстве. на мой взгляд он прожил их в трусости. Я люблю, когда в основе сюжета лежит сильная личность, с волей к свободе, чести. А здесь, извините меня, 12 лет он проживает свою жизнь, и только на 12-год находит человека, которому признается о своем происхождении.

    И тем не менее, перейдем к преимуществам фильма. И на переднем плане здесь стоит музыка. Изумительные мотивы, народные напевы, которые украшают этот фильм. Музыка, причем как народная, так и от Ханса Зиммера остается выше всяких похвал.

    Далее — Майкл Фассбендер, который в каждом своем фильме предстает до неузнаваемости хорошим актером. И здесь, вся его агрессия, экспрессия и ритмика проявляется как ни в одной другой картине. Изумительный актер. Также, можно похвалить Лупиту Нионго и Сару Полсон. Очень экстравагантные и харизматичные роли, исполненные с характером. Камбэрбетч и Питт вообще не задерживаются в памяти, и их роли могли бы исполнить и другие актеры, не требующие баснословных гонораров.

    Отдельно взятые кадры, да и вся операторская работа в целом заслуживают уважения. за исключением сцены Пэтта в петле, топтающемся в грязи. Лишняя сцена, которая скорее вызовет удушение у зрителя, нежели чем сочувствие.

    6 из 10

    26 декабря 2013 | 00:54

    Кажется, тема «расового вопроса» ещё не исчерпала себя. Режиссёры не слишком охотно работают с данным материалом. По крайней мере, на слуху нет массы громких названий фильмов об ущемлении прав темнокожих. Если только два-три, не более.

    «12 лет рабства» снят неплохо. Есть красивые ракурсы, иногда умиротворённая природа радует глаз. Присутствуют и напряжённые моменты, например, когда Соломона пытались повесить. Но, вообще, парадоксальность данной картины как-то удивляет. К некоторым эпизодам создатели подошли щепетильно, а некоторые оказались чертовски провальными.

    Например, постоянные жалобы Пэтси на то, что ей не позволяют то и это. Её походы по гостям. Это просто абсурд. Она — не наёмный рабочий, а рабыня. Какие тут могут быть протесты и жалобные вопли с её стороны? Бред.

    Вообще, Нионго — никакущая актриса. Понятия не имею, как её утвердили на роль и за что она, собственно, получила Оскар. Да уж, эта премия — уже давно не показатель качественной работы.

    В фильме все сцены с участием данной актрисы скучны и нелепы.

    Ещё огромным минусом фильма стало появление Питта. Он возник в самом конце картины, произнёс громкие слова святого пророка и, особо и не играя, занял нишу героя-спасителя. Очередной абсурд данного фильма.

    По-моему, картину спасли только персонажи второго плана. Например, Эппс. Эпизоды с его участием получились интересными и живыми.

    Не знаю, «невыдуманная» история лежала в основе фильма или «выдуманная», но получилась не то, чтобы драма… Может, мелодрама со слабенькой драматургией? Или же фантастика, полная карикатурных моментов и людей. Создатели не придают героям разные черты, не делают их неоднозначными. Все люди в этом фильме или жертвенные ангелы или демоны-разрушители без души и сердца.

    Как драма фильм слабый. Какой тогда жанр ему подходит? Сложный вопрос.

    5 из 10

    18 января 2015 | 20:34

    Продолжение традиции, у коей новое дыхание открыто недавними «Прислугой» и «Джанго освобождённым». Не столь необычное, разумеется. Не с присущей «Прислуге» детальностью, доскональностью, развёрнутым полотном жизни разнообразных групп населения в конкретный период времени и в конкретной местности, не с фирменной тарантиновской харизмой «Джанго освобождённого». Здесь по реальной истории, поэтому-то и грустнее и правдивее, чем это обычно стремятся представить.

    Герой к финалу выглядит уже практически смирившимся, искорёженным, оставившим надежду, но как осуждать его за это, если не знаешь, сколько конкретно ты вообще протянешь при таких условиях?.. И не утратишь ли человеческий облик совсем? Всё внутри конвульсивно сжимается: Соломон Нортап ни в одном глазу не героичен, и ни в одном месте не крут. Да даже и ради него, ради его спасения никто сверхъестественных, отчаянных вещей не совершает.

    Но не стоит торопиться, даже если так и хочется струхнуть и фаталистически молвить: «В жизни чудес не бывает». В конце концов, уже даже то, чтобы официальный закон исполнялся — ИСПОЛНЯЛСЯ! — так, чтобы быть маленькому, обыкновенному человеку в избавление, а не вред, уже несказанное чудо. И реальный Нортап, похоже, героем-таки являлся, уже после своего освобождения. Ведь написать обо всём без хвастовства и пафоса и признать, что когда он был в неволе, рабство въелось уже не только в плоть его, но и в душу — на такое характера поболее надо, чем притвориться, что был несгибаемым…

    И не единым экшеном зубодробильным, пардийностью улётной или же метафоричностью о ста подтекстах живо художественное произведение, но и всяким словом, глубже поверхностного понимаемым (стесняюсь предположить, подумал ли кто взаправду, что здешний фильм только «про негров»?). Словно нечаянный привет из-за океана, искренняя эпитафия жертвам рабства всех стран и эпох, в частности и такого, как крепостничество. Недаром в сих двенадцати годах, спрессованных будто в затянувшееся мгновение неописуемой боли, столько общего с тем, что находишь, читая строки Радищева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Салтыкова-Щедрина, Гончарова, Некрасова, Тургенева. Никаких указаний на какую-то особую «духовность» реальности с крепостническим строем там ведь не сыщешь, совсем даже наоборот, хотя сейчас упорно тиражируют миф о таком благодатном девятнадцатом столетии.

    Что же до актёрской составляющей, то если даже главный герой тут не столь выразителен, уж на других персонажах фильм за это отыгрывается с лихвой. Как это часто и бывает, главный злодей получился выпуклее всех прочих. Ди Каприо в «Джанго освобождённом», конечно, играл ошеломительно, так и хотелось его грохнуть, настолько уж он там фактурный рабовладелец. Но даже и его герой не настолько паскуден, как здешний плантатор-садист — Майклу Фассбендеру зачёт. Потому что Кэнди хоть не корчил из себя того, кем не являлся, а южанин в исполнении Фассбендера ещё и лицемерен, и точь-в-точь наглядное пособие к библейским словам о фарисеях, сам, естественно, цитируя Священное Писание на каждом шагу. Уж конечно из притч, которые не станут воспринимать буквально хоть сколько-то честные перед собой люди, такие без труда извлекают, будто в Библии имеется разрешение истязать негров. Разумеется, заповедь «не прелюбодействуй» из «высокодуховных» вообще никто соблюдать не соблаговолит.

    Примитивный, ущербный, косный, зашоренный «хозяин» только тончайшим, в наномиллиметр ширины слоем лоска прикрывает то, ради чего только и живёт — чтобы напакостить другим настолько, насколько это возможно. А желательнее всего, вообще искоренить личность у возможно большего числа людей. Сама мысль о том, что кто-то, кто был от него зависим, теперь на свободе, вызывает у такого индивидуума, выражаясь поэтичным слогом, баттхёрт. (Как тут не вспомнить помещика Утятина из некрасовского «Кому на Руси жить хорошо?») И миссия всех порядочных людей — сделать так, чтобы такового ощущения у них было гораздо больше.

    Да, но превосходно то, что и другой вид лицемерия тут тоже не обошли молчанием. В виде такого как будто всего из себя либерального господина, а на деле всего лишь слабохарактерного раззявы, губошлёпа, мямли и тетери. Опять-таки так и напрашивается параллель с Некрасовым — россказни того помещика, который воздыхал и заливал мужичкам, как всем было зашибись во времена крепостничества, не вызывают ни малейшего уважения. Да и с гоголевским Маниловым герой Бенедикта Камбербэтча тоже родственен. А равнодушные, слащавые, приторные хозяева даже не менее опасны, чем жестокие, не меньше способны закабалять людей. Так эти два типажа рабовладельцев и идут рука под руку друг с другом на протяжении столетий, и если и имеются между ними противоречия, то отнюдь не по поводу допустимости или недопустимости рабства!

    А что я про Люпиту Нионго не скажу того, чего она всячески достойна, так только лишь потому, что закрадывается подозрение: доказательством, что такой фильм подействовал на зрителя, скорее послужит стремление искать современных Пэтси в нашем мире, и о них и говорить.

    19 августа 2014 | 23:42

    «12 лет рабства» — биографическая драма 2013 года режиссера Стива МакКуина. Фильм получился очень сильной, шокирующей историей. Мы видим историю человека, который побывал в рабстве долгих 12 лет, и это основано на реальных событиях по его биографической книге. Чернокожий герой Соломон Нортап был на севере Америки уважаемым человеком. Он имел семью и работу. Однажды ему предложили работу в Вашингтоне, и там он был похищен и вместе с другими чернокожими людьми послан на корабле в рабство на юг. Он передавался от одного хозяина к другому. Соломон повидал тяжкий труд и прошел через настоящий Ад. Он попал к жестокому садисту рабовладельцу, и то, что видел он, лучше не видеть, то, через что он прошел, лучше никогда не проходить…

    Фильм очень сильный и глубокий. Меня он впечатлил, и потом еще о нем думаешь какое-то время. Рабство — это позорное пятно в мировой истории. Нет прощения рабовладельцам и их никак нельзя оправдать. Сколько криков, слез, несправедливости и боли видел юг США в глазах чернокожих. Данная история показана правдоподобно и крайне драматично. Я не увидел ни одной нотки фальши в этой истории, поэтому ее и было так интересно смотреть. С работами в кино Чиветеля Эджиофора я был знаком до этого фильма. Он неплохой, драматический актер, и данная его роль одна из лучших. Его героя очень жаль, и он действительно прошел через Ад, видя столько боли, жестокости и несправедливости на юге. Та несправедливость останется в истории Америки темным пятном. Майкл Фассбендер сыграл главную отрицательную роль в фильме садиста рабовладельца. Своего жестокого безумца он сыграл очень реалистично. В ее игру веришь, а героя ненавидишь. Фассбендер крайне талантливый актер, и он может сыграть любую роль. Несчастную рабыню героиню актрисы Лупиты Нионго было жаль больше всех в этой истории. Для нее все было беспросветно, и она всю жизнь была рабыней. Сцены ее избивания были крайне шокирующие. Сара Полсон сыграла холодную и жесткую южанку без капельки души и сострадания. В небольшой и светлой роли, некого лучика света во всей этой истории, было приятно увидеть Брэда Питта, герой которого и спас чернокожего похищенного героя.

    Этот фильм одна из каплей правды того ужаса, что творился на юге США в то время. «12 Years a Slave» — драма несомненно сильная и глубокая, внимания она заслуживает.

    5 февраля 2015 | 16:00

    Тема рабства становится очень актуальной для серьезных кинопроектов. В первой половине 2013 г. появляется «Джанго» Тарантино, а во второй, в качестве своеобразного ответа выходит картина Стива МакКуина «12 лет рабства». Фильм успел собрать многие призы и награды, что сделало «12 лет» одним из главных фильмов ушедшего 2013 г. Конечно же лента МакКуина отличается от фильма Тарантино полным отсутствием постмодернистского глумления над темой рабовладения. МакКуин решил все сделать в духе жесткого реализма с воплями женщин и детей, бичеванием негров и полным безразличием общества к проблеме рабства.

    Фильм получился чудовищно политкорректным и есть подозрение, что делался он во многом с прицелом на Оскар, особенно зная толерантность американской киноакадемии. Режиссер подобрал солидный актерский состав в лице Чиветела Эджиофора, Майкла Фассбендера, Брэда Питта, Пола Дано, Бенедикта Камбэрбэтча, Пола Джаматти, а помимо всего это кампания Брэда Питта взялась продюссировать ленту. Музыку написал Ханс Циммер, и кстати, стоит отдельно выделить музыкальное сопровождение, которое создает во много атмосферу фильма.

    Чернокожего скрипача Нортопа (Чиветел Эджиофор) обманывают двое белых и продают в рабство. Его выкупает работорговец (Пол Джаматти), человек в меру сволочной, который ради денег готов продать в южные штаты кого угодно. Нортопу повезло и его покупает довольно адекватный плантатор Форд (Бенедикт Камбэрбэтч), у которого работает плотник (Пол Дано), который и гнобит Соломона в это время. Далее дела Нортопа идут совсем плохо, и он попадает в ежовые рукавицы к Эдвин Эппсу(Майкл Фассбендер), у которого на плантации разыграется последний акт трагедии чернокожего музыканта. Тут есть угнетенные негры, белые плантаторы, которые даже если и не измываются над неграми, то уж ничего не делают для их освобождения, и есть герой Брэда Питта, который обличает всю несправедливость рабства, но при этом работает на плантатора Эппса.

    Большинство задействованных в картине известных актеров получили не большие роли, но вот на долю Чиветела Эджиофора и Майкла Фассбендера выпала основная тяжесть по обличению рабства. Персонаж и актерская игра Фассбендера явно превзошла игру Эджиофора. Плантатор Эппс получился типичным извращенным садистом, который что хочет то и делает, да и к тому защищен законом и оправдывается Библией. Однозначно это самый яркий и сильный персонаж в фильме. Музыкант Нортоп, в исполнении талантливого Чиветела Эджиофора, получился не настолько ярким персонажем как его антипод Эппс. Да он страдает, да ему трудно быть вне воли, но все равно как то не хватает ему внутренней силы и драма его личности постепенно уходит на второй план и переходит на социальный аспект рабства.

    Фильм получился про то, как отвратительно рабство, которое стирает грань между человеком и животным, про то, что такое малодушие и жестокость людей. Так же после просмотра возникает осознание, что правда и справедливость, несмотря на всю свою силу, очень хрупкие вещи, которые разрушаются в один миг, а восстанавливаются годами. И конечно же, излюбленная западным кинематографом тема свободы тут подниматеся с особенной остротой.

    Возможно, в ленте МакКуина есть американский пафос и гиперболизация некоторых моментов, но несмотря на это кино запоминается своей атмосферой, поднятой проблемой и личной драмой одного из многих рабов. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради финальной сцены встречи Нортопа со своей семьей, сцены, которая становится абсолютной вершиной фильма. По актерской и режиссерской работе, именам актеров «12 лет рабства» получились одной из самых сильных драм уходящего года, которая не оставит равнодушным после просмотра никого.

    8 из 10

    27 февраля 2014 | 23:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    В оскаровской гонке определился фаворит в номинации «Лучший фильм». Это картина Адама МакКея «Игра на понижение» об истоках экономического кризиса 2008 года. Лента получила приз продюсерской гильдии, но один из продюсеров фильма, Брэд Питт, на церемонии отсутствовал. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Накануне выхода в прокат «Робота по имени Чаппи» КиноПоиск поговорил с работавшим над саундтреком фильма Хансом Циммером, одним из самых известных и титулованных композиторов мира, расспросив его о карьере, музыке, «Короле Льве» и кофеварках. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    28 октября стартовал уже 16-й по счету фестиваль «Новое британское кино», традиционно открывающий жителям России как новые имена британского независимого кино, так и фильмы, которым суждено бороться за самые разные статуэтки в ближайшем наградном сезоне. КиноПоиск оглядывается назад и вспоминает самые титулованные британские фильмы за последние 15 лет. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии «Оскар» — ключевое мероприятие в кинематографической индустрии. В этот раз американские академики не стали преподносить особых сюрпризов, раздав призы тем, кому и предрекали аналитики. Звездами вечера стали Мэттью МакКонахи, Альфонсо Куарон, Кейт Бланшетт, Джаред Лето, Спайк Джонс(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Провела полдня, вычитывая разные материалы по прогнозам, сравнивая разных экспертов, но в итоге обратилась к букмекерам — эти, как правило, не ошибаются. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 341 282 042
    2.ВыжившийThe Revenant12 779 530
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens11 116 684
    4.И грянул штормThe Finest Hours10 288 932
    5.Миссия в МайамиRide Along 28 426 610
    29.01 — 31.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3372 163 725
    2.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa67 394 505
    3.5-я волнаThe 5th Wave53 525 214
    4.Статус: Свободен37 280 311
    5.ВыжившийThe Revenant35 685 759
    29.01 — 31.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 741 205299 536
    Деньги720 000 641 руб.82 623 719
    Цена билета262,66 руб.1,62
    29.01 — 31.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.128
    186.Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind8.126
    187.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.126
    188.Ип МанYip Man8.125
    189.ЦиркThe Circus8.122
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Братья из ГримсбиGrimsby93.90%
    17.Кловерфилд, 1010 Cloverfield Lane93.55%
    18.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.41%
    19.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me 293.41%
    20.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.27%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Шагал – Малевич24
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes140
    Дочь БогаExposed1
    Жертвуя пешкойPawn Sacrifice37
    Копы в глубоком запасеThe Other Guys143
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.810
    И грянул штормThe Finest Hours7.601
    30 свиданий5.936
    Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa6.643
    ВыжившийThe Revenant7.983
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДэдпулDeadpool11.02
    В центре вниманияSpotlight11.02
    Лазурный берегBy the Sea11.02
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    премьеры