всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (387 755)
ожидание: 97% (9326)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7652 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Американский кинематограф довольно-таки часто поднимает одну из самых больных тем в истории своей державы — тему рабства и сегрегации чернокожего населения. Наряду с геноцидом индейских народов это один из самых позорных отрезков в истории этой нации и очень важно, чтобы новые поколения американцев, да и народов всего остального мира помнили ошибки прошлого.

    За последнее время из цехов Голливуда вышли «Линкольн» и «Джанго освобожденный», но именно «12 лет рабства» Стива МакКуина наиболее подробно описывает рабский быт, все те испытания и мерзости, которым подверглись сотни миллионов несчастных людей за долгие поколения существования этого явления в человеческой истории.

    Основной целью режиссера было напомнить новому поколению все те ужасные вещи, которые имели место совсем недавно. Авраам Линкольн добился многого, когда 18 декабря 1865 года конгрессом США была ратифицирована 13-я поправка к конституции, и хотя прошло еще более ста лет, прежде чем обстановка в обществе изменилась кардинально, это был чрезвычайно позитивный момент. Но главный герой истории, основанной на реальных событиях, Соломон Нортап, жил в совсем другое время (1841 год), когда рабство на Юге все еще было нормой и за пределами Севера страны не было каких-то особых тенденций в обществе, по которым можно было бы с уверенностью утверждать — да, ситуация может измениться в лучшую сторону.

    Ежегодно миллионы людей продавались в неволю как какой-то скот, разделялись семьи, кто-то попадал на плантации, кто-то подвергался сексуальному насилию, кого-то просто уничтожали ради забавы или удовлетворения животных инстинктов. Бывали исключения, когда рабам удавалось просто работать и они не боялись за свою жизнь — тут многое зависело от хозяев, среди которых были пускай и пользующиеся существующей системой, но сочувствующие люди (такие как мистер Форд в исполнении Бенедикта Камбербэтча). Но в большинстве своем плантаторы старались держать рабов в страхе, беспрерывном терроре, чтобы те даже в мыслях не смели поднять голову, чтобы не допустить в головах этих несчастных людей даже самой маленькой мысли о возмездии, метко озвученной героем Брэда Питта, Сэмюэлом Бассом, живодеру-плантатору Эдвину Эппсу в исполнении как всегда шикарного Майкла Фассбендера:

    - Они такие же люди, и если им не позволено подняться выше животных, то вы и вам подобные в ответе за это. Это зло, ужасное зло, поразившее нашу нацию. И я уверяю, настанет судный день, когда придется держать ответ.

    Кровавые восстания рабов случались как раз по причине подобной безысходности, так как этим людям просто не было что терять. Против них творился настоящий геноцид, который наряду с полномасштабным истреблением индейцев, не имеет никакого оправдания. Ощущение безысходности, эмоции угнетения и всепоглощающего кошмара, который был у этих людей вместо жизни, достаточно аутентично удалось передать режиссеру фильма Стиву МакКуину. И если «Джанго освобожденный» был скорее сатирой, который даже нашел, где пошутить и над чем посмеяться, не оскорбляя памяти этих людей, то «12 лет рабства» — это драма о трагедии, настоящей катастрофе, когда почти что современная и преуспевающая держава насаждала рабство, совершая откат в морали где-то на пару тысячелетий назад.

    Поэтому нет ничего удивительного в том, что фильм получился сложным для восприятия, его не было легко и приятно смотреть. Он давил на психику, нагнетал и ввергал в состояние депрессии. И это правильно — картина на такую сложную тему должна быть именно такой — неспешной и заставляющей зрителя задуматься, прочувствовать всю эту грязь, на смывание которой уйдут века, не меньше.

    В силу этого любая критика наподобие «мало динамики», «мне было скучно», «когда же начнется действо» будет звучать как минимум странно. Фильм на эту тематику и должен быть таким. Все вышеназванное будет только отвлекать от основного посыла, скрупулезно прописанного режиссером. Стив МакКуин сделал все абсолютно верно и в результате его посыл был услышан зрителем. Те, кто жалуются на увиденное — просто случайные люди, которые не только не смогли оценить эмоциональное и содержательное богатство фильма, но также пропустили мимо внимания выдающийся актерский перфоменс от Чиветеля Эджиофора,

    Стив МакКуин выдал на-гора свой лучший фильм в настоящий момент и самый сильный фильм о рабстве за последние годы. Мы вряд ли сможем в ближайшее время выбросить из головы душераздирающие сцены, когда у костра, окруженного рабами, танцуют индейцы; когда повешенный Соломон несколько часов боролся за жизнь, а люди сновали туда-сюда и даже не обращали внимание на его борьбу; когда слуги плантаторов вздергивали рабов с отрешенными лицами; и когда Соломон подхватывает «Roll Jordan Roll» вместе с другими рабами.

    8 из 10

    15 апреля 2016 | 00:07

    Видя столько положительных и даже восторженных отзывов, как-то даже неудобно красить рецензию в красный цвет, но всё же это моё мнение…

    Фильм не вызвал каких-либо эмоций, героям сопереживать не хотелось. Вот смотришь — и вроде жалко героя, ставшего ни с того ни с сего рабом, и понимаешь, конечно, рабство и расизм — это ужасно, все люди равны, плантаторы — варвары… Но ощущение, как будто читаешь учебник, написанный сухим канцелярским языком. Картине не хватает ходожественности, а её персонажам — человеческих черт, которые бы заставили болеть за них душой. Может быть, этому способствует отсутствие музыки, она есть, но в каких-то минимальных количествах.

    Пожалуй, я бы охарактеризовала этот фильм как СУХОЙ. Герои однобокие, актеры играют неплохо, но все равно ощущение, что чего-то они не доиграли, чего-то зрителю не додали. Все составляющие для пробивания на слезу на месте — а слеза эта никак не выжимается.

    В той же «Прислуге» проблема чёрных и белых поднята так, что кричать хочется от вопиющей несправедливости. Пусть там не про рабство, и положение черных служанок не так ужасно как рабов, но сострадание они у меня вызвали большее. Даже в «42» герою сочувствовала больше, хоть это вообще из другой оперы.

    В общем, считаю «12 лет» незаслуженно перехваленным, потому как он вроде должен быть — на отлично, а на деле не выходит так. Долгие паузы, когда герой смотрит вдаль — вообще ни к месту, никаких размышлений не вызывают и только время затягивают. Образы плантаторов — слишком типичны, подобные встречаются уже в «Хижине дяди Тома». Семья Соломона тоже толком не показана, как и его тоска по жене и детям. Понятное дело, говорит — скучаю, вспоминает — но как-то не верится в этот момент ему. И короткие эпизоды воспоминаний тоже какие-то скомканные и недоработанные.

    По моему мнению, никаких Оскаров и иже с ними картина не заслуживает (почему Золотой глобус дали непонятно), тем более при таких номинантах, как «Даласский клуб» и «Волк».

    Смотреть можно, но второй раз не пересмотрю точно — уж больно долго и нудно.

    26 февраля 2014 | 13:35

    Жизнь Соломона Нортапа (Чиветель Эджиофор) — мужа и отца двоих детей, примерного семьянина, резко изменилась после того, как он доверился двум незнакомым артистам цирка. Попросив об услуге и приманив неплохими гонораром, они привезли Соломона в Вашингтон, напоили, похитили и продали в рабство…

    И некогда свободный человек, стал собственностью, которой распоряжались как хотели. Из-за несложившихся отношений с плотником Тибитсом (Пол Дано) на плантации у первого хозяина — сэра Форда (Бенедикт Камбербэтч), Соломона продают новому хозяину, о котором ходит молва как о самом жестком рабовладельце. Эта негативный персонаж по имени Эдвин Эппс (Майкл Фассбендер) на протяжении всего фильма показывает свое презрение, пренебрежение и ненависть по отношению к своим рабам. Он очень требовательный, нервный и весьма сумасшедший. Он не считает рабов за людей, они для него животные, скот, который должен беспрекословно выполнять все что он требует.

    Несмотря на свое положение, Соломон не теряет надежды на справедливость, он всячески пытался хоть как-то оповестить своих родных и близких о том где он, как и что ему необходима помощь. Но до последнего момента он терпит неудачи. Но вот однажды ему приходится работать с неким рабочим из Канады по имени Басс (Брэд Питт), благодаря которому жизнь Соломона возвращается на круги своя…

    Что касается актерской игры то никаких претензий нет ни к кому, более того только одна похвала.

    Чиветелю Эджиофору удалось передать все эмоции, которые только можно было — боль, страх, сострадание, ненависть. На протяжении всего фильма нельзя не сочувствовать его герою, не сопереживать вместе с ним.

    Майкл Фассбендер, несмотря на негативную роль, еще больше удивил меня своим талантом, хотя вроде бы лучше некуда. Властный, беспощадный, жестокий, грубый и беспринципный — вот каким я видела его героя на экране, и так и должно было быть. Его поведение, мимика, жесты, эмоции — все было безупречно, не к чему придраться. Браво!

    Бенедикт Камбербэтч и Брэд Питт сыграли небольшие, но очень переломные роли в фильме. Их герои были положительными, но, к сожалению, Форд, пытаясь защитить Соломона, превратил жизнь Соломона в ад, а вот Басс бескорыстно помог, и тем самым спас человеку жизнь.

    Так же еще хотелось бы отметить роль Лупиты Нионго, которая сыграла несчастную Пэтси. Сильная работница, но при этом хрупкая девушка, долгое время терпела неприличное отношение своего хозяина, неодобрение со стороны жены хозяина Мистресс (Сара Полсон). Она сыграла очень достоверно, несмотря на тяжелую судьбу Соломона, её жалко было больше всех.

    Чуть не забыла отметить великолепные композиции Ханса Циммера, они плавно и мягко сопровождали все сцены фильма, ненавязчиво и красиво.

    В итоге хочется сказать, что Стив МакКуин решившись снять фильм о таком ужасном периоде Америки, да и всего мира — постарался на славу, ему удалось показать все нужные эмоции, чувства, переживания, передать всю боль, страх и тяжесть жизни людей являющихся рабами.

    Это одна из самых сильных картин года, которая не может оставить никого равнодушным.

    29 января 2014 | 01:19

    Долгожданный «12 лет рабства». Честно, ожидала большего. Во-первых, из-за МакКуина и моей любви к нему. Во-вторых, шумиху вокруг фильма подняли нереальную, нахвалили все возможные кинокритики.

    Сомнения начали рождаться, когда стало ясно, что сценарий не МакКуиновского авторства, когда актерский состав стал полниться такими популярными именами, как Камбербэтч, Питт. В роли композитора — Циммер. Своеобразная независимость двух предыдущих фильмов режиссера встала под вопрос. Так и оказалось.

    На самом деле я понимаю, что причина легкого недовольства в моем собственном восприятии МакКуина. Меня интересует именно его авторская индивидуальность. А этот фильм уже походит на кино массового производства. Все равно получилась довольно необычная картина, но уже не то. Если до этого в Стыде и Голоде долгое наблюдение за монотонностью происходящего воспринималось как должное и даже необходимое, то в Рабстве нескончаемые моменты отсутствия движения сюжета среди остальной, довольно динамичной картинки, казались слишком растянутыми и далеко не всегда уместными. И при всей радости от того, что актеров озвучивали уже привычные им дублеры, у меня не осталось сомнений, что для этого фильма как никогда необходимы именно субтитры и оригинальный звук.

    Зато очередной образ Фассбендера, его, ну хоть что говорите, шикарная игра сделали весь фильм. Как ни прискорбно, тут он голым уже не бегал (пардон, не удержалась) (мужскую наготу брали под такие ракурсы, чтобы кисейные дамы точно ничего не увидели — явное угождение рейтингу 16+, и снова не по-маккуиновски), но его харизматичнейший, фанатичный, туповатый и слабохарактерный злодей с намеком на легкую шизофрению буквально заставлял легонько ухмыляться от наслаждения актерской игрой. Герой Чиветеля довольно трагичен и интересен, но по-моему актер временами то переигрывал, то недоигрывал.

    Пересмотрела бы еще раз, но немного погодя и непременно с субтитрами. Остается только подождать.

    И небольшая ремарка по поводу музыки. Не могла и до сих пор не могу избавиться от ощущения, что изначальной основой главного саундтрека фильма является Harry Escott — Brandon из Стыда, мотив ну один в один! В кинотеатре мне это чуть ли не мозолило мозги, хотя трек этот я безумно обожаю. Ну только послушайте сначала Harry Escott — Brandon, а потом Hans Zimmer — Solomon.

    16 ноября 2014 | 16:44

    История, основанная на реальной биографии Соломона Нортапа, наконец-то экранизирована чернокожим британцем Стивом МакКуином.

    Сюжет в этой экранизации имеет явно вторичное значение. Но все же: чернокожий, но свободный Соломон Нортап, у которого есть жена и дети и который живет на свободном Севере, «покупается» на предложение циркачей поиграть на скрипке на их представлениях, а они продают его в рабство…

    Условная интрига состоит разве в том, умрет или все же вернется к родным экранный Соломон. А в остальном сюрпризов и вовсе нет. Ну разве кто-то из зрителей думал, что рабство — это хорошо? И не представлял себе всех «прелестей» этого явления? Да даже отечественный зритель насмотрелся этого еще в «Рабыне Изауре». Не говоря уже о том, что и в «Пятнадцатилетнем капитане» Жюля Верна и в его экранизациях тема зверств работорговцев, прежде всего, также затронута…

    И если присмотреться, то Стив МакКуин в своем фильме делает такие же повороты, как в уже знакомой «Изауре»… Одаренные темнокожие люди, разлученные семьи, цивилизованный рабовладелец, рабовладелец-демон…

    Впрочем, если учесть, что рабство везде одинаково, а книга Нортапа была опубликована еще до 1861 года, то это и неудивительно. Удивительно другое: почему именно сейчас фильм об ужасах рабовладения вдруг получает признание? Неужели до сих пор не было сколько-нибудь убедительной ленты об этом позорном явлении в США? Как ни грустно, но не было…

    И вообще кажется, что тема освобождения рабов известна в европейской культуре больше, чем в американской. Попробуйте запросить в поиске в Интернете «фильмы о рабстве в США» и ничего путного не выйдет. Большие компании (Голливуд) просто ничего не выпускали на эту тему… Разве что «Унесенные ветром», да и тот, если не оправдывает рабовладение, то не сильно осуждает. Тема расовой дискриминации в современности и то поднималась чаще…

    Так что Стив МакКуин в некотором роде попал в не паханную политкорректную «струю». Но надо признать, что несмотря на «мыльные» повороты, позорная сторона рабства показана им не только достоверно, но даже по-эстетски натуралистично. По всем «оскаровским» канонам картина берет нужную высоту — работа художника, костюмы и, конечно, актерские работы. Особенно хороши изыски рабовладения в исполнении благородного, но слабохарактерного героя Камбербэтча и, разумеется, совсем неблагородного психопата в исполнении Фассбиндера. И если последний не получил наград, то именно из соображений политкорректности — негодяй у него получился явно сильнее страдающих рабов. Хотя и Чиветель Эджиофор, и Лупита Нионго тоже недурны.

    Вот с самим МакКуином сложнее. На первый взгляд, он всего лишь аккуратист, со знанием ремесленника сделавший свою работу. Но не все столь однозначно. Ведь, судя по первым пробам, Соломон Нортап должен был быть бунтарем, разоблачающим лживость идеи рабства. В итоге же он стал человеком, вынужденным просто ждать своего шанса, поскольку сопротивление лишь обрекает на гибель. Экзистенциальные мотивы смирения с безжалостной системой насилия становятся превалирующими. Самый впечатляющий эпизод: подвешенный герой в равнодушном, не замечающем его страданий окружении. Есть и совсем уж революционный в условиях даже современной Америки антирелигиозный мотив: ведь Библия освящает несвободу. От режиссера требовалась недюжинная выдержка, чтобы не свалиться в пафос полного обличения. Видимо, поэтому совсем кратко обозначена тема, мешающая американцам обращаться к периоду, предшествующему Гражданской войне: противоречие между правом собственности и естественным свободным состоянием человека. Что из этого для американцев и их государственности важнее — это большой вопрос… Ответы на него, видимо, еще впереди.

    А пока что качественная, но весьма сдержанная и отнюдь не радикальная по европейским меркам работа ("Стыд» того же МакКуина был куда более провокационным) остается редким кинематографическим высказыванием на тему. И для ее создания требовалась художественная и, наверное, и политическая смелость. К слову, российская киноистория до сих пор не познала достойного высказывания на тему крепостного права, хотя оно было отменено одновременно с рабством в США. Стоит ли воротить при этом нос, глядя на выбор американских академиков и объясняя его только соображениями политкорректности (тем более, что снят фильм темнокожим человеком, для которого рабство, само собой, болезненно)? Пожалуй, нет. Для американцев фильм стал шоком, вызвавшим у многих из них недоумение: «Неужели такое было?» А ведь картина даже для нас небезынтересна. Так что отмечание «Оскарами» вполне логично и объяснимо — прежде всего, исторически.

    24 марта 2015 | 10:17

    Наверно, многих из моих здешних друзей расстроит новость о том, что мне понравился этот фильм. Я несколько затрудняюсь ставить ему оценку, так как чувствую, что усилению моих впечатлений поспособствовало скептическое отношение к картине еще до ее просмотра. Ведь, как известно, чем меньше ожиданий, тем больше эффект при положительной реакции и наоборот. Собственно, именно мои собеседники, чьему вкусу я доверяю, и настроили меня против сего произведения. И, кажется, несколько зря…

    История Соломона Нортапа, образованного и воспитанного джентльмена, свободного человека в одночасье ставшего рабом, по одной своей сути сильней истории «Волка с Уолл-Стрит», афериста из Америки и может выиграть масштабностью реализации у «Капитана Филлипса» и других номинантов на «Оскар-2014». Конечно, фильм сильно уступает по эмоциональному воздействию таким общепризнанным шедеврам, как «Побег из Шоушенка» или «Список Шиндлера», что не может позволить ему встать в один ряд с ними, но и опускать его ниже планки «хорошее кино» я бы не стала.

    Стив Маккуин рисует свою картину яркими красками. Большая история, блистательный актерский состав, замечательная операторская работа, прекрасная музыка и целостность всего выше перечисленного вызывают наслаждение, как при просмотре картины, так и в воспоминаниях о ней. Она, действительно, слишком прямолинейна. В ней нет Тарантиновского юмора, Спилберговских страстей и ей очень не хватает человечности «Прислуги», но у нее есть и свои преимущества. Один критик пишет, что в драме Маккуина»… не стоит искать богатства характеров, все рабы у него страдальцы, а все белые — палачи разной степени изощренности…». Я хотела с ним согласиться, имея в виду чистый схематизм картины, пока не вспомнила героя господина Камбербэтча. И тогда поняла, что с первых минут фильма я слышала голос режиссера, который говорит зрителю: «Все люди равны, в любой национальности найдутся свои плохие и свои хорошие». И это красивая пропаганда толерантности большое дело для современного общества. Хорошо, что кто-то умеет снимать драмы смешно, но и хорошо, когда кто-то решается заговорить о серьезном серьезно.

    Слишком очевидно, что «12 лет рабства» заточены под «Оскар». Но я не вижу ничего дурного в том, что люди, снявшие кино о большой истории, ждут большого признания. К тому же это несколько оправдывает режиссерский пафос и некое преобладание визуальной стороны картины над драматической. Конечно, меня пугают громкие отзывы молодых людей и девушек, рвущих на себе волосы от восторга. Но одновременно я не понимаю негативные всплески эмоций по другую сторону. Кинематограф нынче должен быть очень популярен в школах, это большая возможность привить школьникам любовь к истории или хотя бы дать знания, которые тяжело воспринимаются на страницах учебников.

    Фильм «12 лет рабства» не идеален, но большие истории о силе человеческого духа всегда будут очень популярны и важны. Да и как можно пропустить мастер-класс по актерскому мастерству от одних из лучших представителей Голливуда?Очень глубоко-настоящий Эджиофор, абсолютно космический и страстный Фассбендер, и незаслуженно недооцененная блистательная Сара Полсон, для игры, которых сложно подобрать какие-то слова… Талантливейший Пол Дано, Камбербэтч… Честность режиссера, даже в его пафосе и схематичности, честность артистов, вот, что делает этот фильм хорошим.

    26 февраля 2014 | 02:43

    Оценка человека не может зависеть от того, что от него не зависит (от цвета волос, формы носа, расы, происхождения и т. д.) Тадеуш Котарбиньский.

    На дворе середина XIX века. Главный герой фильма Соломон Нортон нормальный, полноценный образ жизни. У него есть жена, дети, он образован, умеет играть на скрипке. Однажды, ему предлагают подзаработать в цирке музыкантом, но для этого нужно поехать из родного Нью-Йорка в Вашингтон. Соломон соглашается и в итоге оказывается жертвой похищения. Злоумышленники отправляют его на юг, для продажи в рабство. Не имея возможности доказать свою свободу, так как при нем не оказалось документов, Соломон становится рабом на плантациях. С этого и начинаются 12 лет рабства…

    За последние 3 года были сняты «Прислуга» (2011), «Джанго освобожденный» (2012) и «12 лет рабства» (2013). Конечно «Прислуга» не имеет прямого отношения к теме рабовладения так как действия происходят в 60-х годах ХХ века, но все же имеет место притеснение прав человека, наличие расизма. Можно сказать, что этот фильм, снискав положительные оценки зрителей, выступил прелюдией к последующим картинам. Следующим на очереди оказался «Джанго» имеющий непосредственное отношение к теме рабства. Фильм интересный и запоминающийся, так как снят в тарантиновской своеобразной манере. В итоге картина получилась немного легкомысленной, не серьезный разговор о серьезном. Она тоже был положительно оценен публикой. Тогда закралось подозрение, что помешанные на политкорректности американцы хотят очиститься от грязных пятен своей истории, загладить свою вину, отдав дань уважение когда-то притесненным и оставить назидание потомкам. Можно сказать что тема рабства в настоящее время не актуальна, но это опять же как посмотреть. Если что-то такое происходит, то не так явно и преследуется по закону. Так или иначе, от истории не убежишь, и подобные картины все равно вызывают интерес, а так же сопереживание. И вот на смену «Джанго» в 2013 году пришел настоящий тяжеловес под названием «12 лет рабства» ставший венцом и апогеем поднятой темы, затмив по своей драматичности и постановке, предыдущие 2 фильма.

    Режиссером данной киноленты, которая основана на реальных события, по одноименной книге Соломона Нортана, выступил британец Стив МакКуин, известный по фильмам «Голод» и «Стыд». Это его третья работа, в большом, полнометражном кино. Можно сказать, что сложился еще один довольно удачный тандем МакКуин — Фассбендер. Как и в двух предыдущих фильмах, творческий союз не подкачал и в этот раз. Только на сей раз тема, да и сама история гораздо тяжелее, чем те, которые показаны в «Стыде» и «Голоде». Поднаторев, МакКуин выдал то, что по праву можно назвать искусством. Не зря говорят, что Бог любит троицу…

    В «12 годах рабства» присутствуют интересные находки, длинные сцены без склеек, некоторые из которых будоражат кровь и просто поражают, позволяя восхититься мастерством участников съемочного процесса. Статичные кадры, крупные планы лиц, хорошо демонстрируют различные эмоции и чувства героев. Фильм смотрится с интересом и присутствующая статика ничуть не мешает просмотру, а создает определенную атмосферу, добавляет изюминку. Чем дальше углубляется история, тем напряженнее становится, явно прослеживается состояние угнетенности, но при этом главный герой старается не унывать, не оставляет попыток изменить ситуацию, вернуться к семье. Он желает жить и на своем примере показывает, как нужно ценить свободу и жизнь в целом. Потеряв все, начинаешь по-настоящему любить и ценить то, что потерял…

    Актерский состав подобран безукоризненно. Игра, как и подобает такому фильму, на уровне, очень естественна, правдоподобна, можно даже сказать наотмашь. Из всех конечно хотелось бы выделить главного героя, которого сыграл Чиветель Эджиофор и антигероя в исполнении Майкла Фассбендера. На долю первого выпала тяжелая ноша, с которой он отлично справился. Персонаж Фассбендера, представляет собой ассорти из человеческих пороков. Он жестокий рабовладелец, самодур, тиран, садист, что не мешает ему быть верующим и прикрываться Богом. Все, что есть плохое и мерзкое собрано в одном человеке. Хоть он и выглядит немного раздутым, но зато в нем отражается бесчеловечность всех рабовладельцев, относящихся к своим подопечным, как к вещам. В данном случае уместно будет привести одну фразу — «Мы ненавидим всех одинаково, без различия расы религии и цвета кожи» Настенная надпись (США).

    «12 лет рабства» — это настоящий мастодонт, одна из лучших картин на данную тему, вполне заслуживающая получить «Оскар», да и другие награды, за лучший фильм. Стоит так же отметить, что это довольно тяжелая, мощная, биографическая лента, о тяготах жизни, угнетении, судьбах людей и в частности одного человека, демонстрирующая любовь к жизни и стремление к свободе. Увиденное, не оставит равнодушным, даже самого искушенного и черствого зрителя.

    19 декабря 2013 | 09:53

    В моменты, когда по телу пробегают мурашки, а сердце колотится от волнения, осознаешь, что такое полное слияние с фильмом. Насколько оно редко, ценно и прекрасно. И именно за такие моменты я люблю кинематограф.

    Всё показанное в картине настолько впечатляюще реалистично и внушительно, что после нескольких минут будто переживаешь и волнуешься не за судьбу выдуманного персонажа, а за свою собственную. Каждый удар кнутом ощущается на собственной шкуре, каждое оскорбление принимается на свой адрес, а после просмотра чувство радости переполняет от лицезрения своей белоснежной «правильной» кожи.

    К протагонисту привыкаешь довольно быстро. Уже через несколько минут рассказ ведется будто не от третьего лица, а от зрительского первого. Чувствуешь, что история ведется не о каком-то несчастном незнакомом рабе, а о рабе-зрителе, который просто не устоит перед магией слияния с персонажем, которая так точно показана в этой картине. Трагизм ситуации кажется таким родным, понятным и знакомым, что забываешь о всем прочем, кроме кажущихся уже собственными проблем — рабство, рассовая дискриминация и нечеловеческие отношения между людьми.

    Особенно хорошо у создателей получились нарочно растянутые сцены, которые пусть и смотрятся излишне объемными, именно благодаря им представлена атмосфера безысходности и отчаяния, гнетущая и жестокая. Эти сцены не представляют собой конкретные сцены особого насилия, оскорбления. Нет, они пропитаны насквозь атмосферой обреченности и бессмысленности человеческого существования той эпохи. Именно они задают необходимый темп для восприятия картины в такой степени трагизма, как это было задумано создателями.

    Через экран зрителю до каждого мельчайшего нерва переданы все рабские страдания, вся несправедливость мироздания и неравность общества. Передано настолько качественно, что после финальных титров хочется ненадолго стать чёрным и отомстить всем рабовладельцам, показанным в фильме, настолько активно и экспрессивно переносишь кадры жестокости, несправедливости и ненависти, которые навсегда останутся в памяти и заставят задуматься обо многих вещах: расизме, прошлом, социуме и продажной человеческой натуре.

    9 из 10

    14 мая 2014 | 00:26

    Минусы. Странно, но в синопсисе за «женатым и образованным мужчиной» скрывался негр, и об этом важном обстоятельстве почему-то умолчали. Прочитав описание к фильму, вполне можно подумать, что речь идёт о трагедии, случившейся с белым человеком. Конечно, разницы никакой, но на самом деле речь шла о чернокожем, бывшем рабе, ставшем свободным, и который потом был вновь похищен и продан в рабство.

    В этом фильме в середине 19 века в США негр на свободе ведёт себя так, как свободный белый человек, а все белые к нему приветливы, любят его. Какая-то нелепица! Ведь даже в 20 веке белые отчаянно брезговали неграми даже на уровне закона. Понятно, что речь идёт не обо всех белых, но ведь и вчерашний освобождённый раб вряд ли чувствовал себя на свободе, так сказать, в своей тарелке. Уж во всяком случае, он не ощущал себя во всём равным белому. Поэтому психологизм душевного состояния освободившегося раба, на мой взгляд, передан неправильно.

    О том, что в рабстве Нортап провёл аж 12 лет, из фильма не ясно. Кажется, что не больше 1-2 лет, тут явная режиссёрская недоработка.

    Будучи в рабстве Соломон общался с разными свободными людьми, в т. ч. с бывшей рабыней, ставшей женой соседнего плантатора. Эти люди были к нему благодушны, но он не обращался к ним за помощью, чтобы те хотя бы сообщили семье, где он и что с ним. И вообще он слишком быстро свыкся с ролью раба, не предпринимал попыток освобождения, поэтому его душевной трагедии от случившегося в фильме вообще нет. История с внезапным рабством есть, а душевной трагедии главного героя — нет. По крайней мере, она не чувствуется.

    Жизнь рабов не показана в каких-то мрачных красках, не видно тяжкого непосильного труда, нужды, лишений или издевательств. Есть немного самодурства со стороны владельца плантации, есть редкое сексуальное насилие, но это ли можно назвать тяжкой жизнью раба? Короче, каторжной рабской жизни в фильме не показано. А что касается ГГ, то он вообще ведёт себя с хозяевами довольно развязно, слишком много позволяет себе говорить, смотрит прямо в глаза (что безусловно считается вызовом). Да и не только он, а и некоторые другие рабы. Вообще рабы в фильме ведут себя довольно своеобразно, не выполняют беспрекословно распоряжений хозяина. Конечно, виной тому сам хозяин, но речь лишь о том, что в фильме не отражено мрачной беспросветной рабской жизни.

    Очень затянут эпизод с повешением. Минут 10 пришлось смотреть на негра в петле и как вокруг ходят люди туда-сюда. И вообще довольно много затянутых эпизодов, которые не создают даже настроения, просто бессмысленно растянутые сцены. Из-за этого фильм идёт больше 2 часов.

    Ради поднятия бюджета в эпизодическую роль притянули за уши Бреда Питта. Совершенно ни к чему.

    Вывод. Вслед за «Джанго освобождённым» это очередная порция покаяния белой Америки перед неграми, которых теперь даже не могут называть «негры». Однако негры в Америке уже имеют больше прав, чем белые, и белые их боятся. Белых заставили каждый день ощущать чувство вины перед неграми, и в качестве напоминания снимают такие фильмы.

    С художественной точки зрения фильм получился довольно слабым. Картинка хорошая, озвучка и музыкальное сопровождение хорошие, психологизм на слабую троечку. К сожалению, в фильме нет даже назидательных моментов, какой-то борьбы, противостояния, жаркой надежды, которая, наконец, сбылась. Никаких глубоких ран или хотя бы впечатлений он не оставляет. А чтобы они появились следовало бы во время просмотра додумывать и дочувствовать самому, но он того не стоит. Посмотрел — и тут же забыл. Просто поразительно, как можно было так бездарно запороть такой серьёзный, тяжёлый и перспективный сюжет?!

    31 января 2014 | 17:50

    «12 лет рабства» — фильм, вне всякого сомнения, хороший, так что я даже порекомендовала его коллегам, которые, однако, заявили, что их не интересуют фильмы про негров (пример бытового расизма, хотя слово жесткое).

    Наверное, этот фильм интересен, в первую очередь, тем, что он не пытается показать героизм какого-то отдельно взятого хорошего человека, или его перевоспитание, но показывает человека, которого в какой-то мере ломают обстоятельства. Такое впечатление складывается, так как вся эта история — это история выживания, пусть герой и не творит сильно подлых вещей, но и героизмом он тоже определенно не страдает. В какой-то мере это также взгляд и на отношения людей белых и людей черных, причем белые, даже если они хорошие, что-то плохое в себе несут, наверное, болезнь превосходства. Вспомним хотя бы героя Бенедикта Камбербэтча, казалось бы, положительного, однако тоже думающего о какой-то своей мимолетной выгоде и оказывающего какие-то милости, которые выглядят как подачки, и только для униженного и поставленного на колени героя они кажутся показателем благородства человека. Опять же, выбор между рабом и своим помощником надсмотрщика, который герой Камбербэтча делает, тоже характеризует отношение к чернокожему человеку в целом.

    Сами чернокожие герои выглядят, наверное, точно такими же приспособленцами, ну или просто людьми, в которых инстинкт выживания стал сильнее любого другого и в какой-то мере уничтожил их личность. Если подумать, то как-то описать характер большого количества чернокожих героев сложно, они становятся массой. И если белые здесь просто люди плохие, то черные — люди бесцветные что ли. Они молчат и приспосабливаются, хотя вряд ли у них есть выбор. Очень запоминается здесь одна из героинь — пожилая чернокожая женщина-содержанка, абсолютно довольная своей судьбой, и совершенно не стремящаяся к свободе или чему-то еще. Она просто приспособилась.

    В этом фильме совсем немного крови, но в нем много какой-то бытовой жестокости, такой как простые и оттого страшные кадры казней негров, или наказания для них же. Чего стоит только сцена, когда и сам главный герой оказывается на волосок от гибели, и никому до него дела нет, никакого. Ненавидят ли белые люди черных? Нет, вся жестокость — это следствие болезни превосходства, а еще какой-то скрытой конкуренции с и без того униженными неграми, когда свой более высокий уровень хочется показать за свет зависимых людей. Иногда эта конкуренция очевидна, как в случае с женой рабовладельца, но чаще всего нет.

    Удается ли герою вообще остаться человеком в таких обстоятельствах? Мне кажется, он и не очень сильно меняется, и вместо просто упрямства, которое мы видим в сцене в камере, он постепенно становится тенью себя самого, будто затаивается. Музыка, которая в нем есть, в какой-то момент пропадает, и вместе с ней он теряет и надежду, и просто живет. В финале он пугается, и это испуг из-за того, что 12 лет просто выпали из его жизни, которая не стоит на месте, идет, летит, и никто не может гарантировать, что в ней еще есть место для героя.

    Фильм достойный, но, пожалуй, он вовсе не потрясает до глубины души: есть фильмы и сильнее, и круче. Для меня это просто история тяжелой жизни и чудесного спасения довольно все же посредственного человека. Самая интересная часть фильма: это отношения белых и черных героев. И пусть белые показаны в основном в черном свете, их характеры видны лучше, чем у темнокожих персонажей, которые сливаются в какую-то массу, как это ни странно.

    8 из 10

    21 декабря 2013 | 21:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    В оскаровской гонке определился фаворит в номинации «Лучший фильм». Это картина Адама МакКея «Игра на понижение» об истоках экономического кризиса 2008 года. Лента получила приз продюсерской гильдии, но один из продюсеров фильма, Брэд Питт, на церемонии отсутствовал. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Накануне выхода в прокат «Робота по имени Чаппи» КиноПоиск поговорил с работавшим над саундтреком фильма Хансом Циммером, одним из самых известных и титулованных композиторов мира, расспросив его о карьере, музыке, «Короле Льве» и кофеварках. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    28 октября стартовал уже 16-й по счету фестиваль «Новое британское кино», традиционно открывающий жителям России как новые имена британского независимого кино, так и фильмы, которым суждено бороться за самые разные статуэтки в ближайшем наградном сезоне. КиноПоиск оглядывается назад и вспоминает самые титулованные британские фильмы за последние 15 лет. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии «Оскар» — ключевое мероприятие в кинематографической индустрии. В этот раз американские академики не стали преподносить особых сюрпризов, раздав призы тем, кому и предрекали аналитики. Звездами вечера стали Мэттью МакКонахи, Альфонсо Куарон, Кейт Бланшетт, Джаред Лето, Спайк Джонс(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Провела полдня, вычитывая разные материалы по прогнозам, сравнивая разных экспертов, но в итоге обратилась к букмекерам — эти, как правило, не ошибаются. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book43 714 706
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War9 619 300
    3.КиануKeanu9 453 224
    4.Несносные ледиMother's Day8 369 184
    5.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut6 080 496
    29.04 — 01.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж501 037 796
    2.Книга джунглейThe Jungle Book136 470 748
    3.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War44 547 900
    4.Робинзон Крузо: Очень обитаемый островRobinson Crusoe24 458 520
    5.ЗверополисZootopia11 875 087
    22.04 — 24.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    180.Новый кинотеатр «Парадизо»Nuovo Cinema Paradiso8.131
    181.УраганThe Hurricane8.129
    182.МандариныMandariinid8.128
    183.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.127
    184.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.126
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Проект ХXProject XX93.93%
    22.Джейсон БорнJason Bourne93.82%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.59%
    24.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.49%
    25.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.27%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War12
    Игра на понижениеThe Big Short75
    Мой секретный отельMy Secret Hotel3
    Мираж на льдуMiracle8
    Наша неполная историяHamari Adhuri Kahaani6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.940
    Несносные ледиMother's Day7.069
    Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджерыRatchet & Clank
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    премьеры