всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  1.67 млн,    Мексика  1.48 млн,    Испания  939.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.20 (250 713)
ожидание: 96% (15 226)
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
254 + 9 = 263
9.0
в России
88%
23 + 3 = 26
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гаицинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7476 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    События исторической кинодрамы «12 лет рабства» Стива МакКуина происходят в 1841 году. Посредством обмана два молодых человека похищают свободного черного человека Соломона Нортапа из его родного городка в штате Нью-Йорк. Заставив забыть своё собственное имя, его перевозят на юг США в штат Новый Орлеан, где продают в рабство. Отсюда и начинается 12-летняя «одиссея» главного героя, полная боли и страданий.

    Соломон Нортап — обычный человек, который, попав в невероятно сложную ситуацию, вынужден бороться за выживание. И даже находясь под жестким физическим и психологическим давлением он не теряет своей надежды и человечности. Эта черта, можно сказать, роднит его с главным героем фильма «Побег из Шоушенка» Энди Дюфрейном.

    Что больше всего понравилось? Во-первых, видно, что создатели фильма уделили немалое внимание для воссоздания атмосферы периода рабства в США 19 столетия, чтобы погрузить зрителя в происходящее на экране. За это отвечают костюмы, декорации, кадры с изображением условий жизни чернокожих рабов и природы штата Новый Орлеан. Все перечисленное действительно играет на пользу. Хотя похожие элементы я уже видел в «Джанго освобожденном», что вызвало малехонькое ощущение вторичности, однако за минус я это не считаю. Во-вторых, весьма не скудный на наличие звёзд актерский состав сработал на должном уровне, однако среди всех выделяется именно Майкл Фассбендер. Его роль сумасшедшего религиозного плантатора Эдвина Эппса, на данный момент, можно считать лучшей в его актерской карьере.

    Без минусов все же не обошлось. Сразу бросилось в глаза отсутствие кульминационной точки развития в конце сюжета. Еще бы я хотел прокомментировать вступление фильма, которое началось с того момента, когда Соломон уже трудится, будучи рабом, а начало истории нам демонстрируют в форме большого флэшбэка. Как по мне, то в случае этого фильма такой прием получился не совсем удачным.

    Итог: «12 лет рабства» — это отличная драма, но прежде всего не о рабстве, а о человеческой жестокости и невероятной стойкости духа. Это не самый лучший фильм 2013 года, однако он определенно достоин просмотра.

    P.S. На момент написания рецензии фильм получил Золотой Глобус в номинации «Лучший драматический фильм». Я считаю, что вполне заслуженно.

    8 из 10

    14 января 2014 | 22:14

    Окрасила я свою рецензию в нейтральный цвет, и это полностью заслуга актерского состава. Наверное, я буду одна из тех немногих, кого не затронул фильм. Очень ждала выхода фильма именно из-за актеров, Фассбендер, Питт, Камбербэтч, — эту тройку в одном фильме я просто не могла пропустить. Но меня настораживала сама тематика картины. После «Джанго освобожденного» от Тарантино, которого я очень полюбила, мне казалось, что все остальное будет меркнуть. И в целом, так и произошло.

    Конечно, картина режиссера Стива МакКуина является очень добротным фильмом, но который совсем эмоционально не заставил меня сопереживать герою. Собственно как и его «Стыд». Фильм совсем лишен эмоционального напряжения, что для меня является минусом в работе. Мне иногда казалось, что и герой в целом то не так уж и расстроен своей судьбой.

    И к сожалению, сюжет для меня тоже не сложился, местами есть очень удачные находки, а местами проваливается. Мне не понравилось актерское воплощение Чиветеля Эджиофора, надо отметить, что на нем лежала непростая задача, так как успех картины полностью зависит от его игры, и вот она мне показалось слабой, да, он хорошо играет, но не для целого фильма, когда ты постоянно в кадре. И даже мои любимцы, Питт и Камбербэтч, выглядят не очень убедительно в этих работах, на мой вкус, не их роли. Хотя приятно было их видеть в кадре, она придали просмотру эстетическую красоту. И, безусловно, на общем фоне яркой краской смотрится характер Фассбендера, хотя он является отличным профессионалом, но в фильме просто больше некому играть, у одних роль слишком мала, а другие просто не вытягивают. И вот смотря на Фассбендера, я вспоминала потрясающую работу Леонардо ДиКаприо в «Джанго освобожденном». Вот где истинный рабовладелец, вот где непревзойденное мастерство.

    Не знаю, чем так уж приглянулся фильм критикам и академикам, что они раздают ему номинации, может тема рабства не дает покоя, и присутствует это чувство вины за историю, но мне, как человеку чуждому этому чувству, фильм показался слабоватым и по эмоциям и по сюжету. Фильм получился не глубоким, такая простенькая история, красиво упакованная в фантик.

    7 из 10

     — за актерский состав

    13 декабря 2013 | 22:24

    Как средство невыразительной идеологической пропаганды сие кино, безусловно, заслуживает тех поощрений, которые непременно настигают произведения политического кинематографа, более того является художественно полноценным опытом режиссёра, но вот относительно исторических фактов — всё же предмет основательных споров: в силу правомерного стремления казаться беспристрастным или же по причине нелепости литературного первоисточника, но режиссёр не всегда до конца честен со зрителем. Сейчас напомнить о такой постыдной странице в истории Соединённых Штатов, как угнетение чернокожих, не попытается только ленивый, вместе с тем политкорректные откровения деятелей искусств восхищают степенью авторского вымысла, в случае с третьей полнометражной работой Стива МакКуина, охватившего немало глав из хроник американской ксенофобии.

    С одной стороны, картина несколько преуменьшает тягостность положения негров в тени белого населения страны, ибо, как обозначено в экспозиции истории, вчерашние рабы не знали проявлений расовой нетерпимости на территории северных штатов. Правда же в том, что освобождение рабов рассматривалось на протяжении всей Гражданской войны в качестве военной необходимости, а не как вопрос элементарных прав человека, посему уважаемый герой фильма оказывается необъяснимо почитаемым и успешным малым. Если же взглянуть на ленту под иным углом, то очевидным становится условность и односторонность в изображении характеров персонажей, подчёркнуто трагичное переплетение судеб темнокожих людей и традиционное осуждение неизменно гнусных плантаторов, объекта праведного гнева либералов, по определению права на порядочность не имеющих.

    Невинно страждущий и гонимый, готовый смиренно принимать ниспосланные ему мытарства, Соломон Нортап, однако, воплощает скорее негативные человеческие качества, нежели может послужить примером истинного героизма, как и тысячи его собратьев потерял неотъемлемое право свободы в страхе телесных наказаний и неминуемой кончины, целых двенадцать лет проводит в ожидании слепого случая, дабы, в конечном итоге, оправдать изуверства своих господ глубоко почитаемой идеологией раба. Обстоятельно иллюстрированные страдания негров, их унижения и способ жизни так или иначе выдают отсутствие, в первую очередь, самосознания и чувства национального достоинства, опосле же лишний раз выдвигают бессмысленное обвинение времени, которое давно уже предало забвению имена презираемых палачей, но никак не оставляет в покое извечных чернокожих активистов.

    Будучи искусным визионёром МакКуин, как ни странно, определяет ход мыслей зрителя посредством картин неистовой жестокости, своенравия рабовладельцев и пролитых человеческих слёз, но вложить свои идеи в уста главных героев оказывается неспособен, использует патетичный слог персонажа Питта, чтоб обратить внимание на вселенскую несправедливость, но, как правило, вызывает лишь недоумение, ибо проповедуемые истины крайне очевидны и, естественно, изложенные подобным образом выглядят как насильственное насаждение нравственных принципов. Впрочем, не вызывает сомнения тот факт, что освящаемые режиссёром годы безнадёжного рабства, несмотря на полное их отсутствие в глазах главного героя, выдают в нём настоящего художника, не просто пояснительный рисунок к учебнику истории, но реальная бытопись угнетаемого народа.

    8 февраля 2014 | 23:24

    Прошло много месяцев с тех пор, как я узнал об этом фильме. Мне помнится еще стадия когда было известно лишь название фильма, затем имя режиссера, подбор актеров, пошли трейлеры и вот наконец, свершилось, фильм вышел в прокат и я его увидел.

    Впечатления только положительные, я даже не знаю с чего и начать, эмоции бьют ключом, но я постараюсь быть объективным! И так, начнем:

    Сюжет. Тема затронутая в фильме весьма и весьма необычная, хотя бы отчасти потому, что реакция зрителей может быть непредсказуема. Я думаю все это понимают, и даже в нашем цивилизованном и развитом обществе ее старались бы избегать, но говори не говори, а факты есть факты, ведь было. Да, Тарантино один из первых кто поднял такую тему, хотя, возможно кто то и был до него, но он снял первую картину о рабстве с таким голливудским размахом, но его фильм воспринимается как комедия, чем она и является отчасти, а вот фильм МакКуина совсем другой разговор.

    Это стопроцентная драма, такого количества слез и горечи я не видел ни в одном фильме и по моему, это самое настоящее представление тех страшных событий. Все выглядит так естественно, будто на дворе все еще 19 век. Жестокое обращение, наказания, унижения переданы настолько естественно, насколько возможно. Болтай не болтай, пиши не пиши, а все равно не достаточно, лучше один раз увидеть хоть это и кино, но смотреть его тяжеловато в эмоциональном плане, что еще раз подчеркивает драматическую стилистику фильма.

    Актеры. Актерский состав подобран отлично, а их игра требует отдельных слов. Разумеется следует выделить основных персонажей, а это у нас Фассбендер в роли жестокого рабовладельца и Эджиофор в роли раба о котором и идет речь в данной картине. Думаю, что с этого фильма начнется мое искренне уважение таланта этих двух людей, настолько натурально они смотрелись будто жили своими ролями, невероятно захватывающе. Остальные же звезды хоть и пробыли на экране не так долго, а тоже сыграли отменно. Джиаматти в роли отвратительного работорговца блеснул на пару минут, но зато весьма харизматично и ярко, Пол Дано и его персонаж тоже запомнились, особенно сцена с его оскорблениями рабов и последующими тумаками от главного героя, Камбербетч в роли добродушного рабовладельца и Питт в роли такого же добродушного, но наемника запомнились поболее, ибо их персонажи не лишены милосердия и готовы хоть как то, но помочь, а мы, зрители и рады увидеть среди всех этих извергов и тиранов, простых людей. Второстепенные актеры меня порадовали ни чуть не меньше, в основном это были люди игравшие рабов и считаю, что они справились с тем, что от них требовали, я бы даже сказал, что по уровню актерской игры они не уступают и именитым звездам картины, надеюсь, что с этого фильма путь в большой кинематограф для низ только начнется и мы еще не раз их увидим, но уже в главных ролях.

    Итог. В итоге мы имеем отлично снятое кино, с великолепным актерским составом, блистательной актерской игрой и отличным сюжетом, который не то что вас чему то научит или откроет глаза на истину, о нет нет, а лишь напомнит, что все мы люди и что справедливость и милосердие существуют даже в самые темные времена. Отличное, душевное кино, которое должен посмотреть каждый любитель кинематографа. Если вы любите фильмы со смыслом, то это кино такое.

    Приятного просмотра друзья!

    17 декабря 2013 | 03:57

    Как только я узнал, что Стив МакКуин собирается снимать фильм о страдании темнокожих людей, я сразу же подумал, что это будет тяжелое, но завораживающее кино. На деле же фильм получился просто непревзойденным, оправдывающим все самые высокие рейтинги. Но боюсь неподготовленному зрителю будет нелегко высидеть 2 часа тяжелого и безысходного повествования. Предлагаю разобрать фильм по основным критериям:

    СЮЖЕТ И СЦЕНАРИЙ

    Фильм повествует нам о свободном темнокожем мужчине Соломоне Нортоне, которого путем обмана похищают и продают в рабство. Сюжет, в принципе, вполне типичен, но подан он так свежо и интересно, что заставит вас, прикованными к экрану, с восхищением, наблюдать за всем происходящим. Все персонажи в фильме прописаны просто великолепны и это помогает сформировать отношение о каждом из героев фильма. Правда порой, сценарист довольно странно расставляет приоритеты, зацикливаясь на не совсем важных деталях, а судьбоносные в жизни героев моменты пробегая стремительно быстро, хоть и не оставляя за собой вопросов. Но за то, что фильм схватил меня и не отпускал до самого конца, заставляя сопереживать героям, я поставлю за сценарий и сюжет:

    5 ИЗ 5

    РЕЖИССУРА И АКТЕРСКАЯ ИГРА

    Стив МакКуин весьма необычный и интересный режиссер. И этот фильм является подтверждением этого. Он смог показать нам эту историю просто превосходно. Плюс ко всему он собрал очень внушительный и отличный актерский состав. Чиветель Эджиофор справился с ролью Соломона Нортона очень хорошо и убедительно. Он до конца остался непокоренным и несломленным. Чиветель показал нам сильного духом человека и справился со своей ролью на 5 с плюсом. Тут же есть и любимчик МакКуина Майкл Фассбедер и я хочу сказать, что своей актерской игрой он затмил всех на экране. Он был очень убедительным и заветную статуэтку Оскар за лучшую мужскую роль второго плана я бы отдал именно ему. Бенедикт Камбербэтч также был на высоте, да и Брэд Питт был очень к месту, хоть роль ему выдалась и небольшая. А вот актрисы не все были убедительны. В особенности это касается цветных актрис. Хотя это скорее всего из- за неимения большого опыта в кино. А вот Сара Полсон, которая сыграла жену героя Фассбендера отыграла свою роль очень хорошо. Да и появление в фильме юной Куавенжаней Уоллис, знакомой нам по фильму «Звери дикого юга» и которая номинировалась на Оскар в этом году очень обрадовало. Хочу сказать, что и режиссер и актеры пытались показать все очень убедительно, за что и режиссер актеры получают от меня:

    4,8 ИЗ 5

    АУДИО И ВИДЕОРЯД

    Я в восторге! Я просто в восторге от работы оператора. Просто великолепные натурные съемки, очень красивые и теплые тона, и плавная операторская работа с долгими планами просто невероятные и погружают нас в фильм на 100%. Сцены по 5-7 минут показывают насколько для главного героя это все было мучительно длинно. Еще никогда фильмы на такую тему не были настолько завораживающими ("Джанго» не в счет, там своя атмосфера).

    А вот работа знаменитого Ханца Циммера хоть и была очень сопутствующей, но ее было критически мало. Безусловно это не минус композитора, да это вообще не минус, просто это дает понять, что режиссер пытается сделать все как можно реалистично. Так что за аудио и видеоряд я ставлю заслуженную:

    5 ИЗ 5

    Хочется еще добавить, что «12 лет рабства»- это фильм, который нужно смотреть в обязательном порядке, но для начала лучше подготовить себя к тому, что это не развлекательное кино, а тяжелая драма не для слабонервных! Этот фильм, если не лучший фильм года, то в тройку уж точно входит!

    10 из 10

    16 декабря 2013 | 02:03

    О том, что в США существовало рабство — я узнала самостоятельно. Историю зарубежных стран мы не проходили, эти факты мы стали узнавать лишь в университете. Эта тема меня очень интересует, с каждым разом я нахожу все больше шокирующих подробностей. Я давно ждала 12 лет Рабства, а после восхваляющих отзывов и возможных номинаций на Оскар — это желание возросло в разы.

    Соломон Нортоп был рожден свободным человеком. Блестящий скрипач, он имел дом, семью, двоих детей. Приняв предложение двух джентльменов, его накачивают наркотиками и продают в рабство. Никто не верит Соломону, что он свободный человек. Ему дают новое имя Платт, говорят, что он беглец и отвозят на Юг, в самые страшные рабовладельческие штаты. За 12 лет рабства Соломон сменил 3 хозяев, был свидетелем самых страшных человеческих грехов — ненависти, откровенной злобы, зависти, жадности… И все эти годы, невзирая на лишения, унижения, побои, Соломон не терял надежды обрести свободу и снова увидеть свою семью.

    Я читала книги, посвященные этой теме, — Хижина дяди Тома и Белый Раб. Я была шокирована — не только самим фактом существования рабства в столь молодой и довольно демократичной стране, которая столько боролась за свою свободу, а теперь, отнимающая свободу у других. Меня потряс тот неоспоримый факт, что к афроамериканцам не относились как к равным. Их приравнивали к скоту — тупому, непослушному и безвольному. Это время, эта эпоха длилась без малого больше 200 лет. Это была эпоха новых профессий — рабовладелец, работорговец, надсмотрщик на плантациях… Кто-то неприкрыто наслаждался этим положением и возможностью делать рабам все что захочешь — как многие с удовлетворением раздирал спины провинившихся кнутом, или забивали до смерти, или вешали и оставляли с малейшей опорой долгие часы висеть на дереве… А кто-то с огромным самодовольством разделял семьи — отнимая у бедной матери ее детей, и, с дьявольской ухмылкой отказываясь продавать клиенту хотя бы одного ребенка, говоря, что выручит за нее много больше… Я задаю себе вопрос — как такое могло произойти? Как люди могли дойти до таких поступков? Как люди могли настолько ненавидеть тех, кто отличается от них… Мы не сможем дать ответ на эти вопросы… Это время уже давно позади, нам остаются лишь воспоминания и сожаления о том, что все могло быть иначе.

    Фильм Стива МакКуина невероятно правдиво рисует образы несчастных афроамериканцев, проданных в рабство, белых рабовладельцев и работорговцев, которые их окружают, и обычных людей, которые становятся невольными свидетелями этой жестокости и несправедливости. Эти образы рисует великолепный актерский состав. Чиветель Эджиофор — центральный персонаж повествования Соломон Нортоп. Человек, который за один вечер теряет все — дом, семью, свободу, даже имя. Теперь он должен делать то, что говорят, иначе его могут забить до смерти. Это невероятно сложный герой и очень сильный. Он потерял все, кроме веры и надежды. Он не позволил себе сломаться, подобно рабыне Элизе, которая потеряла своих детей и рыдает дни напролет. Он, стиснув зубы, работал, делал свою работу хорошо, надеясь, что однажды его отпустят на свободу. И даже попав к жестокому плантатору — он пытался отправить письмо, но доверяется не тому человеку. И сцены, где он в слезах сжигает свое письмо, или ломает подаренную ему скрипку, или где он с другими рабами присоединяется к песне — самые проникновенные во всем фильме.

    В фильме показаны 2 типа рабовладельцев: Бенедикт Камбербетч — играет как называемого доброго рабовладельца Форда. Он считает рабство необходимостью, а рабов — рабочими, создает им неплохие условия, готов прислушаться к их советам, лично читает им Библию. Я поняла сразу же, что Форд добрый хозяин, когда в начале фильма пытался выкупить вместе с матерью ее дочку, но торговец не желал уступать… Другой тип — жестокий хозяин, Эдвин Эппс, которого сыграл постоянный актер Стива — невероятный Майкл Фассбендер. В его внешности есть что-то дьявольское и злодейское, что без труда позволяет ему играть отрицательных персонажей. Причем его герой — далеко не выдуманный персонаж. Такие люди были в те времена рабовладельцами и они считали, что если раб его собственность, то он обязан делать с ним все что захочет. Иппс секет плетью всех, кто не выполнил норму, от малейшего неповиновения приходил в бешенство, винит в неурожае своих рабов… У него даже взгляд такой — это все мое и никто не смеет отнять это у меня. Ужасная сцена, где он заставляет Соломона бить свою любовницу, в потом сам берет кнут в руки…

    В небольших ролях снялись Пол Дано и Пол Джаматти — они сыграли таких же жестоких людей. Дано — в роли молодого плотника-расиста, который презирает негров и всеми силами пытает им навредить. Джаматти — в роли жадного работорговца, который появляется в фильме на несколько минут и являет собой человека жадного и глухого к состраданию.

    Меня очень впечатлила работа молодой актрисы Лупиты Нионго — она сыграла Пэтси, девушку, которая обращает на себя внимание хозяина, собирая самое большое количество хлопка. Он жаждет добиться ее расположения, не обращая внимание на то, что он женат. Однако, став любовницей хозяина, жизнь Пэтси ухудшается: ей запрещают видеться с мисс Шоу(Элфри Вудард), которая понимает ее положение, жена хозяина, ревнуя, требует чтобы ее избивали, а Эппс — относится к ней как к собственности. Отчаяние доводит Пэтси до того, что она просит Соломона убить ее из сострадания…

    И маленькая роль у продюсера проекта — Брэда Питта. Он рабочий Басс, который отрицательно относится к рабству, вступает в полемику с Эппсом и становится другом Соломону. Он мог сыграть в этом фильме только такого персонажа — одинокого философа, который говорит правильные вещи, но к которому еще никто не прислушается…

    Саундтрек написал один из моих любимых кинокомпозиторов Ханс Циммер. Особенно хочу отметить тему Solomon — воплощает в себе все то, во что верит главный герой, в свободу. Прекрасны и песни рабов, которые они пели во время работы на полях хлопка и когда провожали ушедших… Особенно хороша песня Roll Jordan, roll.

    12 лет рабства — один из самых сильных и мощных фильмов уходящего года. В ней показано весь ужас существования рабства, вся боль, лишения и унижения, через которые вынуждены были пройти афроамериканцы. И дело ведь не в них, а в нас — мы должны примириться со своими демонами, принять изгоев в наше общество и помочь им выжить. Мы ведь люди. Не забывайте об этом.

    10 из 10

    Удачи на Оскаре!

    14 декабря 2013 | 23:52

    Сломанная скрипка как прощание с верой в человека. Ее щепки рассыпаны по земле, словно осколки разбитого сердца. Музыка не звучит в мире слез и страданий, умолкает она и в надломленной душе. Но надежда не умирает, и пока ты жив, надо идти вперед, падая и снова вставая, молча терпя боль от кровавых рубцов на покрытой потом спине. Потому что ты не раб, ты свободный человек, и достоинство этого знания — все, что у тебя осталось.

    Идея свободы стара, как мир. Гамлетовское «быть или не быть» склоняет голову перед исконным «я не раб», произнесенным когда-то могущественным Денницей, свергнутым с небес в тщетной попытке ощутить себя богом. Многоликое рабство, скрывающееся под несчетным количеством масок, испокон веков расставляет свои умелые сети, в которые с маниакальной последовательностью из поколения в поколение попадает человечество. Сколь сложно быть свободным — именно об этом, в первую очередь, новый фильм Стива МакКуина «12 лет рабства». Историю Соломона Нортапа, обманом проданного в рабство и подробно описавшего события свой долгой неволи, нельзя назвать оригинальной, но то, как режиссер раскрывает эту тему, какие акценты расставляет, по-своему трактуя сюжет литературного первоисточника, безусловно, заслуживает внимания.

    Неизбывное марево беспощадного солнца, истомленные работой люди, бескрайние просторы засеянных полей, кровавые закаты и пламенные восходы, склоненные над стоячей водой ветви деревьев — время как бы остановилось. Красиво и страшно… МакКуин — художник, и это стремление прежде изобразить, показать происходящее, нежели рассказать о нем, сполна отражено в картине, которая представляется чередой зарисовок, этюдов, выстроенных в хронологическом порядке, где взгляд режиссера передан через своеобразное многоголосие мнений и поступков героев. Но фильм не многословен, его смысловые акценты отдаются на попечение всевидящей камере, молчаливо трактующей происходящие события.

    12 лет — это время, проведенное Соломоном в неволе, и одновременно его путь к свободе. Но не к тому беспечному состоянию неведения, в котором зритель застает героя в начале фильма, а выкупленному собственной кровью и муками знанию, какова истинная цена жизни. Ведь пройти через рабство, не потеряв человеческого достоинства, может оказаться непосильной задачей, а смерть — одним из главных искушений, маячащих перед каждым невольником. Это самый доступный путь к спасению, своеобразная лазейка в небытие и одновременно последний жест отчаяния потерявшей надежду души. Но только не сила, данная свободному человеку, которая лишь в том, чтобы подняться и идти вперед навстречу неизбежности, или, подобно Соломону, стоять на носочках с веревкой на шее, когда нет уже мочи терпеть, и так хочется перестать сопротивляться. В этой сцене вся суть человеческой свободы, как видит ее Стив МакКуин: ведь бороться — значит жить, а если и умирать, то на поле боя с надеждой на избавление.

    Но физическая неволя кажется преодолимой по сравнению с другим, менее очевидным, но более необратимым ее видом. В картине показаны герои, чей неизбежный плен — пожизненная участь, и это не только чернокожие невольники, но свободные от видимых оков «белые» люди, сами приговорившие себя к внутреннему порабощению бесчеловечным законам, предрассудкам, собственным порокам и страстям. И в этом смысле фильм представляет собой своеобразный паноптикум многочисленных рабов, лишь некоторые из которых действительно хотят и стремятся быть свободными. Мотив романа Кена Кизи, где добровольное заточение куда страшнее и безысходнее вынужденной неволи, здесь особенно очевиден. И проявления такой внутренней несвободы весьма разнообразны. Это может быть все та же человеческая слабость, нежелание сопротивляться существующим порядкам, как показано на примере, в общем-то, неплохого и милостивого хозяина Соломона, не пожелавшего однако отпустить и защитить его, но отдавшего за долги жестокому соседу. Рабы денег, комплексов, заданных стереотипов поведения на протяжении фильма чередой проходят перед глазами зрителя, но над всеми ними возвышаемся, как некий колосс, герой Майкла Фассбендера. Мистер Эппс в кандалах по рукам и ногам: он скован ничем не объяснимым и таким же непреодолимым влечением к рабыне, он зависим и от своего тщеславия, на котором умело играет его жена, манипулируя мужем в своих интересах. Этого человека крайне легко обмануть, стоит лишь слегка задеть его гордость. Он даже своеобразный мученик своих страстей, как это отчетливо показано в сцене избиения Пэтси. Эппс мечется в клетке собственной несвободы, боясь открыто посмотреть в глаза своим демонам. Но чем больше человек — раб, тем жестче и бесчеловечнее его отношение к другим. И так было всегда: менялась лишь форма насилия, суть же всегда оставалась прежней. И в этом контексте «12 лет рабства» можно назвать своеобразным синтезом «Голода`и «Стыда», где внутренняя и внешняя «несвободы», соединяясь, дают полную и емкую картину порабощенного пороком человечества, скованного одной цепью греха, разомкнуть которую способны лишь немногие.

    Говорят, что свободные люди, ставшие рабами, часто умирали от разрыва сердца. Но кто все же смог пройти через все испытания, не сломавшись, никогда уже не будет прежним. Это путь становления личности — жестокий, беспощадный, во многом разрушительный, но приводящий к тому осознанному «простите», которое Соломон в конце фильма говорит своей семье. Простите за то, что был беспечен и не хотел ничего знать о жизни. Простите, что не ценил того, что имел, а только пользовался всем, не оглядываясь по сторонам. Простите, что понял цену свободы, лишь потеряв ее. Простите, что так долго был рабом и только сейчас освободился… Но там, где есть надежда и воля, победа возможна, и, пока живет человек, так будет всегда.

    9 января 2014 | 16:32

    Краткий сюжет изложен в самом названии фильма и моем заголовке.

    Безусловно, я могу назвать это шедевром. Мне даже стыдновато писать рецензию (но очень хочется), потому что я не могу подобрать действительно нужных слов, чтобы описать эту фееричную картину.

    То, как передана идея картины, время рабства, боль и рвение к свободе — идеально. Шикарные актеры, передающие отчаяние, животную сущность человека и надежду — блестяще. Тут хотелось бы некоторых упомянуть. Чиветель Эджиофор сыграл отлично. Ничего лишнего, раздражающего, пугающего. Невероятно хорошо вписался в роль Соломона Нортапа. Майкл Фассбендер, играющий хозяина-злодея — превосходен. Всем своим нутром его возненавидела, за что актеру отдельное спасибо. Мало таких злодеев осталось, которые действительно отталкивают, в основном лишь притягивают, увы. Бенедикт Камбэрбэтч — хорош. Люблю этого актера, но когда начинала смотреть фильм, даже забыла, что он там играет. Приятный, немного добрее, чем остальные содержащие рабов, человек. Брэд Питт — просто порадовал глаз, за это тоже спасибо. А вот Лупите Нионго ничего особенного не увидела, хотя она даже оскар получила за второстепенную роль.

    История интересна сама по себе, так еще и отлично показана. Боль матери, у которой отнимают детей, Соломон, проснувшийся в оковах, и не верящий в предательство еще некогда своих друзей, жестокость людей — все это невероятно хорошо раскрыто. Все это заставило задуматься. Я даже взялась за книгу, настолько меня затронула тема рабства, жизненная несправедливоть, представляющая собой людей-монстров, не готовых принять другой цвет кожи.

    Сильная, интересная, мудрая картина, которая еще долго не дает о себе забыть. Мысль о чудовищных двенадцати лет, проведенных в неволе, которые выпали на долю совершенно ни в чем неповинного человека, которому удосужилось родиться, как считали люди «другим» не выходит из головы. Да, не выходит из головы.

    Оскар, данный картине, абсолютно заслуженный. Слышала, что в Америке фильм даже вставили в учебную программу. И, правильно. Смысл и мораль сего фильма — поражают. Не уверена, что он хоть кого-то оставит совершенно равнодушным.

    И отдельное спасибо за пение. Голоса божественны. Сцены с музыкой, пением и танцами придают особый оттенок и вкус и без того потрясающей картине.

    10 из 10

    27 июля 2014 | 00:42

    Сюжет: Соломон Нортап — свободный афроамериканец, который живет со своей семьей в почете и уважение. Но однажды его обманывают, похищают и продают в рабство. Соломон решает выжить, и для этого он будет использовать любые способы.

    За новой картиной Стива МакКуина я следил еще со времен выхода «Стыда», когда даже не был окончательно утвержден актерский состав. Критики отнеслись к новому творению высоко, называя его «лучшим фильмом года» и я соглашусь с ними. Картина к себе приковывает с самых первых минут, показывая США времен рабства, когда почти каждый афроамериканец принадлежал белому человек. Среди них ходит Соломон, одетый как джентльмен и из-за его доверчивости, он становится предметом продажи и переходит от одного хозяина к другому. Америка показано достоверно и атмосферно. Чувствуется то время, когда белый человек считал, что люди другой кожи могут служить только для труда и быть предметом торга. Здесь даже есть довольно сильный момент, где показывают, как богатые джентльмены ходят и рассматривают рабов на аукционе. Чиветель Эджиофор играет Нортапа очень реалистично, показывая его человеком, который пытается не отчаяться перед лицом смерти и вечного рабства у плантаторов. Он показывает. что если человек будет ждать — его счастье и свобода может прийти. Более сильно сыграл Майкл Фассбендер и из-за его образа точно нужно посмотреть этот фильм. Эдвин Оппс — тот человек, у которого вы не захотите оказаться в рабстве. Он жесток, он избивает своих рабов плетью до потери сознания, и он будет заботиться о своем рабе только из принципа, что это его собственность. Фассбендер выдает свой лучший образ, который под конец картины ненавидишь из-за его характеры и его бесчеловечности. Также в картине играют Камбэрбэтч и Дано, один из которых является таким рабовладельцем, который ценит их и может даже уважать. Дано же — это злой мальчишка, который ненавидит афроамериканцев и не может понять Кэмбэрбэтча в его отношение к афроамериканцам. При том, что я знал точную концовку благодаря прочтению сценария, я все равно переживал за героя и под конец, когда Соломон понимает, что жестокая плантация уйдет из его жизни, даже расплакался. Фильм вообще поднимает в основном тему: « что готов сделать человек, чтобы получить свободу, и как долго он сможет оставаться не сломленным под натиском судьбы». Стоит также упомянуть прекрасную музыку Ханса Циммера и его композицию «Solomon», которая напоминает о его замечательной композиции «Time» из фильма «Начало». Эта музыка весь фильм настраивает на грустный лад, но в ней всегда чувствуется надежда.

    Вердикт: сильное, жестокое, грустное кино, которое больше всех тронуло и заставляло переживать меня в этом году.

    P.S. Посвящается Тане.

    9,5 из 10

    5 декабря 2013 | 22:03

    Если отбросить тему рабства, то картина Стива Маккуина целиком и полностью о человеческой жестокости и тут даже дело не в цвете кожи. Режиссер акцентирует внимание именно на расовой неприязни для большего контраста, чтобы зритель мог вдвойне сильнее прочувствовать весь ужас и злость человека. «12 лет рабства» — тяжелый фильм, наверное, один из самых тяжелых, которые мне доводилось видеть. Второй раз посмотреть его я не смогу, слишком уж много злости и ненависти в нем присутствует.

    Стив Маккуин является наглядным примером того, как может эволюционировать режиссер. Сначала был «Голод», затем «Стыд». И ведь каждая картина координально отличается друг от друга. Сама история Соломона Нортапа не самая на первый взгляд интересная, свободного черного человека, который работал музыкантом заманивают на гастроли, затем он очнулся в цепях и тут пошло поехало. Сюжет не нов, много подобного мы уже видели, но у «12 лет рабства» есть одно большое преимущество над остальными, никогда нам так точно и правдиво не показывали человеческую жестокость, в фильме нет приукрасок, все испытания, которые проходит главный герой, мы проходим вместе с ним, невероятно тяжело смотреть и в тоже время переживвать эти события. Маккуин сделал все, чтобы люди задумались над этой проблемой. У фильма не было обширной рекламной компании, да и выходил он у нас в стране в ограниченном прокате, но даже при этих факторах он умудрился завоевать любовь огромного количества зрителей и получить «Оскар» за лучший фильм. Заслуженно ли? Думаю да, хотя я и болел за «Гравитацию».

    Не мала заслуга актеров. Первый, кто меня потряс был Майкл Фассбендер, который уже не в первый раз обращает на себя внимание, его персонаж ужасен, в нем нет положительных качеств, он самый настоящий «дьявол», но то как он играет, буквально на ходу перевоплащаясь в такого мерзавца стоит наивысших похвал, чем-то он мне напомнил героя Рэйфа Файнса из «Списка Шиндлера». Так же смогла меня потрясти еще одна новая звездочка кинематографа, вы уже догадались о ком я говорю — это Люпита Нионго. Ох, как же я сочуствовал ей по ходу всего фильма, даже больше, чем Соломону Нортапу. Заслужила ли она «Оскар»? Безоговорочно да. Исполнитель главной роли — Чиветел Эджиофор меня не сильно зацепил, он затерялся на фоне своих коллег, в некоторых моментах он не доигрывает, но в целом сыграла неплохо. Порадовало наличие таких именитых актеров в второстепенных ролях, здесь и Брэд Питт и Бенедикт Камбербэтч и Пол Джиаматти. У них мало экранного времени, но и за те минуты, которые им уделены они вам хорошо запомнются.

    «12 лет рабства» — это шедевр современного кинематографа, который заслуживает всех тех оваций и премий, которые он получил. Очень поучительный фильм, который не оставит равнодушным никого. Я думаю многие проронят слезу, ведь эта история настолько жестока и страшна, что кроме слез и горя они не вызовет у вас других эмоций.

    9 из 10

    15 сентября 2014 | 14:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    MGM и Paramount определились с исполнителем заглавной роли в эпике «Бен-Гур», съемки которого Тимур Бекмамбетов начинает в Европе в следующем году. Прославленного героя сыграет Джек Хьюстон, звезда «Подпольной империи». (...)
     
    все новости

    Интервью


    «Миллион способов потерять голову» со «Сверкающими седлами» сравнивают люди, которые всего лишь пишут предсказуемые статьи. Но мы не рассматриваем этот фильм в таком ключе. Я люблю «Сверкающие седла», большой их фанат, но там совершенно иной тип комедии. Наша лента намного глубже просто пародии. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Издательство «Эксмо» и КиноПоиск представляют отрывок из романа Соломона Нортапа «12 лет рабства», легшего в основу одного из наиболее громких кинохитов 2013 года с Чиветелем Эджиофором и Майклом Фассбендером в главных ролях. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии «Оскар» — ключевое мероприятие в кинематографической индустрии. В этот раз американские академики не стали преподносить особых сюрпризов, раздав призы тем, кому и предрекали аналитики. Звездами вечера стали Мэттью МакКонахи, Альфонсо Куарон, Кейт Бланшетт, Джаред Лето, Спайк Джонс(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    39-й Международный кинофестиваль в Торонто закончил свою работу. Главную премию, за которую голосуют только зрители, купившие билеты, получил фильм Мортена Тильдума «Игра в имитацию». В нем Бенедикт Камбербэтч сыграл британского математика Алана Тьюринга, сумевшего побороть код немецкой шифровальной машины «Энигма». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner32 500 000
    2.Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones13 126 000
    3.Дальше живите самиThis Is Where I Leave You11 860 000
    4.Никаких добрых делNo Good Deed10 200 000
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 29 005 000
    19.09 — 21.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    60.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство8.411
    61.Храброе сердцеBraveheart8.398
    62.ПрислугаThe Help8.391
    63.Офицеры8.390
    64.Собачье сердце8.388
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales91.94%
    42.ДеткаLaggies91.91%
    43.АллигентAllegiant: Part 191.80%
    44.Терминатор 5Terminator: Genisys91.63%
    45.Человек-муравейAnt-Man91.45%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner34
    Одержимость Майкла КингаThe Possession of Michael King13
    Колдовской апрельEnchanted April3
    Сын ДракулыSon of Dracula7
    НостальгияNostalghia17
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.157
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.136
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.393
    Корпоратив4.132
    Человек ноябряThe November Man5.855
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры