всё о любом фильме:

Страсти по Чапаю (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерСергей Щербин
сценарийЭдуард Володарский
продюсерДенис Фролов, Сергей Куликов, Наталья Чижикова, ...
операторАнтон Вербин
композиторСергей Морозов, Людмила Морозова
монтажВладимир Воронин
жанр драма, история, военный
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время52 мин.
Сериал о малоизвестных деталях биографии легендарного комдива Василия Чапаева — первая любовь в 18 лет и побег из родного села, женитьба и семейная жизнь, Первая мировая война, страстные романы с другими женщинами (дочерью белогвардейского офицера и женой красного коммисара), смертельная вражда, сломанные судьбы и неотвратимая гибель на реке Урал.
Рейтинг сериала
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 3 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Трейлер 02:10

    файл добавилdormer57

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 409 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сериал «Страсти по Чапаю» выходил на экран со стандартной подачей: рекламой в новостях и «Добром утре», с банальными фразами: «Ой, это чудесный фильм, мы работали над ним от всего сердца», но опыт подсказывал, что все сериалы одинаково плохи. Смотреть стала только из-за любви к истории.

    Однако, отбросив всю рекламу и пафос, впервые в жизни похвалю всех, кто работал на отборе актеров для этого фильма! Состав подобран отлично! Нет заезженных лиц, Чапаев в исполнении Сергея Стрельникова похож и внешне и вполне справился с ролью народного героя, отважного, смелого, безбашенного.

    Похвалю также работу Юрия Батурина в роли Фурманова, работу Юлии Галкиной в роли жены Чапаева (не единственной).

    Стоит отметить работу съемочной группы при выборе натуры и при построении декораций, отметить стоит и костюмную работу. Если закрыть глаза на явные мелочи, то работа их удачна. Батальные сцены сняты прекрасно, все так, как и должно быть. Нет идеализации красного или белого движения. Достаточно все честно и понятно для любого зрителя.

    Впервые я увидела наш сериал, где вся команда сработала рука об руку, идеально, слажено. Нет лиц, не типичных для того времени, нет очень известных актеров, не подходящих на роль для заведомо продуманной окупаемости фильма. В этом заслуга режиссера.

    Что касается сюжета, то о Чапаеве и его женщинах ходили легенды и байки, и вполне возможна данная интерпретация жизни командира дивизии. Ничего криминального в обилии женщин в этом кино я не вижу. Женщины придают фильму динамику и дают отдыхать от батальных сцен.

    Есть мелкие недочеты, о них я писать не стану, к просмотру советую.

    9 из 10

    22 февраля 2013 | 09:23

    Фильм произвел очень сильное впечатление.

    Потрясает любовная линия в преломлении с романтикой и суровыми буднями Гражданской войны. О Чапаеве сложился некий юморной стереотип, вероятно, под воздействием целой серии анекдотов. Но на экране желание посмеяться не возникает нигде, когда в кадре — легендарный комдив, сыгранный с необыкновенной теплотой и прямолинейностью талантливым Сергеем Стрельниковым. Это не просто роль, а целая судьба. Фильм можно пожурить за излишнюю мелодраматичность, за стремление слепить икону из образа Чапаева, за отход от куда менее приглядной реальности. Но это тот случай, когда всего этого хочется в изобилии. И хочется желать еще большего. Например, более откровенных эротических любовных сцен. Зритель простил бы это более осторожным киносоздателям, как комдиву прощали его неукротимый норов.

    Впечатляет целая галерея женских образов. Прекрасно сыграла К. Андоленко свою роль, полную трагизма. Её героиня Татяна Мальцева не ищет легкой любви, понимая, что по иному не любят такого легендарного человека.

    Из мужских ролей хотелось бы выделить Юрия Батурина, сыгравшего Фурманова. Писатель и не может быть столь суровым чекистом. На лице Фурманова не было ненависти, было постоянное недоумение и постепенно вызревало понимание, что за личность — Чапаев. Человек, которого любили и солдаты и женщины. Человек, который приблизился к небу в начале своего жизненного пути. Человек, которого навсегда поглотили воды Урала, накрыв небесным пологом.

    10 из 10

    13 января 2013 | 00:17

    Спасибо за фильм для ума и сердца! Превосходная историческая панорама. Замечательные по силе образы. Художественное обобщение… Все это с избытком присутствует в «Страстях…»

    Но фильм этот — нечто большее, чем исторический экшн. Это трогательное, вдумчивое и скорбное размышление о том, нужна ли была братоубийственная война. Фильм о правде и неправде как «красных», так и «белых», горячем служении идеалам и поклонении идолам, фильм-память, фильм-примирение.

    Говорят, в Крыму есть памятник всем погибшим в гражданскую войну. Окрашен в красно-белые цвета… Фильм «Страсти по Чапаю» тоже можно считать памятником, настолько глубоко сочувствие авторов к противоборствующим. Фильм, который выше политики и идеологии: и господа офицеры, и большевики показаны прежде всего ЛЮДЬМИ, достойными уважения и сочувствия, яркими личностями, волею исторических судеб занявшихся разрушением вместо созидания.

    Что касается промахов в изображении исторических реалий, то их можно найти в любом фильме подобного жанра, настолько сложным делом является реконструкция истории. Возможно, знатоков истории и эстетов оскорбляют такие промахи, но для меня они с лихвой компенсируются художественной убедительностью образов. «Верю!» На мой взгляд, создатели фильма и не претендовали на абсолютную историческую достоверность: в телепоказе фильм шел со слоганом «Рождение новой легенды». Таким образом подчеркнуто право на субъективный, авторский взгляд.

    Судя по комментариям, не все русские еще ментально и психологически вернулись с гражданской войны, раз почти через сто лет готовы осмысливать те события в категориях «свой-чужой». Надеюсь, что фильмы, подобные «Страстям по Чапаеву», будут содействовать примирению.

    12 марта 2013 | 18:30

    Очередной римейк одной и той же лживой советской саги о Гражданской войне. Увы, народ, который не осмыслил своего прошлого, не имеет будущего. Судя по многим отзывам выше, осмысливать его мало кто собирается. «Гражданская война? Ну да, трагический период в российской истории, брат на брата, бла-бла-бла…». Ленивы и нелюбобытны.

    Точно сказал полковник перед расстрелом (5я, кажется, серия) — «Раб никогда не станет свободным».

    Наберите в Яндексе «Художественные фильмы о Гражданской войне в России» — не найдете н и ч е г о, кроме «Сорок первого». 56й год! Но алмаз и в дерьме сверкает. При как бы наивной театральности — абсолютная органичность.

    Все остальное — диких, фальшивых расцветок советский лубок, красные боевики, комиссарская иконография («Коммунист»). Ну, вроде бы есть почти художественные, с попыткой объективности «Тихий Дон», «Бег», «В огне брода нет» и «Берега в тумане», «Служили два товарища», но именно здесь особенно режет слух и глаз г л а в н о е вранье об этой войне, вставленное в неплохие фон, сюжет и замечательные актерские работы. Отдельно стоит «Комиссар», здесь все на месте, все акценты точны.

    «Гибель империи» — бесподобные актерские работы, но сюжет затянут, вял и никуда не ведет. «Спасти императора» — отличный «белый» боевик, спасибо Олегу Фомину. Много натяжек (боевик есть боевик), но наконец-то показаны нормальные русские люди с твердыми понятиями о чести и долге. «Чекист» — при всей фактологической правде (ну, хотя бы Крым 20х), представляет из себя довольно нудный артхаус.

    Возвращаясь к «Страстям», крупным планом, так сказать. Почему-то советские режиссеры все считают себя знатоками любых военных действий и порой такое несут с экрана! Вот конная атака казаков на укрепления красных — сбившись в кучу, летят на пулемет, красные выдерживают атаку конницы и вступают в рукопашную. Казаков почти всех перебили, остатки бежали. Чапай похваляется: «Вас было втрое больше, а мы победили!»

    Понимаю желание авторов проиллюстрировать полководческие таланты главного героя, но вот не верю, что казаки (а это — профессиональные военные), под командой профессиональных военных, офицеров, могли так наступать. Вот что там было бы на самом деле, если бы авторы не были так озабочены героизацией красных.

    1. Наступая, лава, следуя абсолютным военным канонам, разошлась бы направо и налево, охватывая фланги красных. Девять против одного, что красные бросили бы позицию и побежали. И их бы изрубили на бегу. Мало какие красные части выдерживали подобные атаки (латыши, матросы, китайцы, красные курсанты).

    2. Смехотворна сама рукопашная. Красные бьются как профессиональный, тренированный спецназ — стаскивают на землю одного казака, другого, третьего. Легко и просто. Это профессиональных людей, которые с 7-8 лет в седле и с 14-15 уже владеют шашкой. Не бывает таких рукопашных, господа! Пехотинец практически беззащитен перед всадником. Не достанет он его штыком! Максимум, что он может успеть сделать это изловчиться и ткнуть штыком в ногу или в лошадь. Этот «спецназ» изрубили бы в пять минут. Еще смешнее пики. Не было пик в Гражданскую. Их использовали только донские казаки, и то только в Первую мировую, ну и до нее. Громоздки они были и неудобны в стремительно меняющихся условиях гражданской войны.

    3. Сцена перед расстрелом белых. В Гражданскую перед казнью раздевали только для того, чтобы забрать одежду, особенно хорошие сапоги (большая ценность!). И не раздевали, если она того не стоила. Здесь же заставили раздеться, расстреляли, ну и повернулись чтобы уйти. Зачем заставляли? И только те, кто сбрасывал с обрыва трупы, в д р у г обратили внимание на хромовые(!) сапоги. Мелочь, но в ней, как в капле воды — вся развесистая клюква фильма.

    Ну и достаточно, дальше смотреть незачем.

    Авторы очень старались сделать нам красиво о великом Василии Ивановиче. Красиво получилось, но правды нет.

    24 февраля 2013 | 17:26

    Я бы посоветовал зрителям пропустить первую серию, или посмотреть ее после 12-й. А вот во второй — удалой плотник Васька Чапаев, запалив до смерти спутницу своих скитаний Настену, вернется-таки в село Балаково Самарской губернии, отрастит усы, женится на страстной поповской дочке Пелагее, нарожает с ней троих детишек, да и уйдет в 1914 году на фронт мировой войны. Там фельдфебель Белграйского 326 пехотного полка Чапаев доблестно воюет «за Веру, Царя и Отечество» на Волыни и в Галиции, совершает боевые подвиги, спасает земляка поручика Мальцева, получает полный бант георгиевских крестов и орденскую медаль, и за это приезжает на побывку на родину. «А в доме нашем пахнет воровством…».

    Все-таки редко до сих пор затрагивалась и показывалась у нас в кино эту важная страница российской истории — участие России в первой мировой войне. В советское время предали забвению эту великую войну, которая стоила стране больше двух миллионов жизней и закалила боевым опытом огромные массы вооруженных русских людей. Русских людей, которых вскоре натравит друг на друга, совершившая в конце октября 1917 контрреволюционный государственный переворот небольшая кучка социал-демократов — «большевиков».

    Уже в третьей серии Василий Иванович начинает приобретать черты того легендарного красного командира с которыми мы были хорошо знакомы в воплощении Бориса Бабочкина. Лихо заломленная на затылок папаха, черная бурка, расторопный порученец Петька Исаев (Александр Соколовский). Правда, у реального Чапаева усы были погуще. Пышные фельфебельские усы (с) — Фурманов! Авторы фильма не слишком поддерживались стремления к буквальному портретному подобию. Совсем не похож на комиссара Фурманова и актер Юрий Батурин. Пожалуй, только товарищ Лев Троцкий в этом фильме соответствует своему портретному сходству. Вахтанговскому актеру Евгению Князеву уже дважды доводится появляться в сериалах в роли председателя Реввоенсовета. В этой роли мы уже видели его в сериале о Мишке Япончике.

    Но харизма Чапаева — народного героя прирастает от серии к серии. Да какая там харизма, по-русски говоря, такое прирастает обаяние, что не только белоказаки нижнего Поволжья, терпят от лихого полководца одно поражение за другим, но и героини женского пола, от полковничьих дочерей до комиссарских жен, не могут устоять перед его мужской доблестью и отвагой. Да, по этой части новый сериал значительно превосходит целомудренно выдержанный классический советский фильм 1934 года. Первая любовь Настена (Анна Филькова) погибла от жестокой простуды, первая жена Пелагея (Юлия Галкина) — мать троих его детей изменила военному герою с ничтожным кондуктором, вторая Пелагея (Евгения Лютая), вдова его фронтового товарища, тоже от него ушла. Еще одна бойкая Пелагея (Александра Чичкова) чуть было не станет в его жизни Пелагеей Третьей — роковое имя!.

    Но вот и другое имя — Татьяна Мальцева (Карина Андоленко). Дочь помещика, царского полковника, сестра поручика Евгения Мальцева (Дмитрий Щербина), с которым Чапаев на фронте ходил в разведку за «языком» и даже спас ему жизнь, станет его боевой подругой, военно -полевой женой. Ее драматическая судьба — особая глава этого телеромана. Бдительные комиссары: Захаров (Максим Дрозд) и Фурманов пытаются повысить моральный уровень красного командира, и шлют донесения (доносы) в штабы армии и фронта, и, само собой, в ГубЧК. Юрию Батурину, который играет комиссара Фурманова, приходится балансировать на грани положительного и отрицательного персонажа. Сложность их взаимоотношений обостряет и ревность. Анна Стешенко (Ольга Павловец), свободомыслящая жена Фурманова, тоже ведь не устояла перед горячим чувством к начдиву 25-ой.

    Вторая малоизвестная сторона духовной жизни Василия Чапаева — это его отношение к религии. В начале мы видим молодого плотника на строительстве церкви. Он искренне верующий человек и укрепился в ней, после падения с колокольни, при котором не получил ни единого перелома. «Господь спас и сохранил!» — так объяснит это чудо настоятель храма отец Михаил (Евгений Данчевский). А вот после революции он увидит эту построенную и его руками церковь оскверненную и выгоревшую. Инициатором разгрома был секретарь ревкома, его родной брат Григорий. Василий проклял брата за это. Но вот уже позже в разоренную церковь станицы Сломихинской Чапаев заходит, даже не снявши шапки с «бесовской» звездой. И не слишком приязненно беседует все с тем же батюшкой Михаилом. Дело еще можно объяснить и тем, что когда Чапаев командовал бригадой, он воевал в родных своих местах, в Поволжье. А 25-я дивизия выдвинута теперь на территорию Уральского казачьего войска. В отличие от казаков Дона, Кубани и Терека, которые одно время поддались красной пропаганде, крутые бородачи-уральцы всегда были на белой стороне. Ненавистная Чапаю казарА! Стремясь угодить начальнику, один из полковых командиров дает конному красноармейцу «деликатное, но партийное поручение» — зарубить этого вредного попа.

    На протяжение фильма мы замечаем как меняется у самого героя отношение к той власти, за которую он кровь проливал. Все чаще ему приходится вступать в конфликты с военным и партийным руководством. Не говоря уже о столкновении со зловещей организацией — ЧеКа. Запоминается в неоднозначной роли Василий Полухин в роли чекиста Ивана Реброва. «Ты думала, что революция — это красиво, а это грязь и кровь. Всю душу выжгла мне эта революция!» — говорит Чапав, прощаясь с Татьяной Мальцевой.

    За пугачевщину, за партизанщину, за своеволие и самородный талант полководца и придирались к нему начальники из Москвы и Самары. Вряд ли, я думаю, дожил бы реальный Василий Чапаев до пятидесяти двух лет, если бы не погиб 5 сентября 1919 года. Пусть даже если бы и стал красным маршалом, то непременно сгорел бы в топке 37 года. При Сталине в истории гражданской войны остались только несколько ярких полевых командиров, погибших на самой войне или вскоре после нее. Щорс, Котовский, Пархоменко, Лазо. А затем в героях-орденоносцах останутся только товарищи, лично преданные Сталину. А кто сейчас помнит героических красных командиров: Филиппа Миронова, Бориса Думенко, Ивана Сорокина, Петра Щетинкина, Никифора Григорьева? Только недавно была пересмотрена удивительная судьба еще одного народного вождя и талантливого полководца. Советую посмотреть очень неплохой сериал — «Девять жизней Нестора Махно». И еще раз можно помянуть добрым словом сериал о Колчаке — «Адмиралъ».

    С технической точки зрения «Страсти по Чапаю» выполнен очень качественно. Батальные эпизоды Первой мировой и гражданской войны показаны очень достоверно. Оружие, амуниция, костюмы соответствуют эпохе. Прекрасно организованы массовые сцены. Очень неплохо держатся в седлах и красные конники, и белоказаки. Фильм совместная коопродукция с Украиной. Натурные съемки велись под Киевом, а также в Ярославской и Костромской областях.

    7 декабря 2012 | 15:17

    Мне кажется что половина посетителей сайта kinopoisk.ru совершенно не разбираются в кино. И даже не потому что необоснованно ставит хорошим фильмам плохие оценки, а плохим хорошие, а потому что не может обосновать даже за что ставят ту(е) или иную(ые) оценку(и) проще же сказать что это кино *** или отстой. И вот так вот бездарно совершенно бездарно оценен я бы сказал даже какой-то просвет в глубокой темнице Российского кинематографа.

    «Страсти по Чапаю» великолепный фильм прежде всего из-за того что роли казаков исполняют малоизвестные актеры, особенно понравился «новый» Чапаев и конечно же Петька. Но больше всего мне непонятно почему у фильма такой маленький рейтинг? Да тут нету голливудских спецэффектов и актеров «такого масштаба», но зато тут есть другое..приглядитесь и вы поймете о чем я.

    Здесь есть, то чего я во многих наших фильмах уже давно перестал замечать. Красивые съемки, хорошие спецэффекты, достойные костюмы и воссоздание атмосферы гражданской войны далеко не самое главное в этом фильме, главное это раскрыть глубину сюжета и на мой взгляд это вполне удается показать в «Страстях».

    И поэтому за смелость режиссера показать Чапаева, каким он быть может и был, за великолепные съемки, сюжет, спецэффекты, атмосферу я ставлю

    10 из 10

    P.S Побольше бы таких фильмов чтобы подрастающее поколение больше знало о таких выдающихся личностях каким был есть и будет в наших сердцах Василий Иванович Чапаев.

    19 февраля 2013 | 16:58

    Я крайне негативно отношусь к российским сериалам из-за пафосной и неестественной игры актеров, необоснованно размазанных сюжетов, и того, что хорошие актеры блекнут на общем фоне безвкусицы. Но столкнувшись с тем, что многие расхваливают «Страсти по Чапаю», сопровождая фразами типа «да это лучше, чем остальные сериалы», решила посмотреть это творение, несмотря на то, что название фильма показалось глупым и уже насторожило.

    В общем опасения мои оправдались, а надежда увидеть хороший российский сериал окончательно умерла под руинами свалившейся «распрекрасной» режиссуры «Страстей…».

    Актеры играют вымученно, пафосно бьют себя в грудь кулаком, читают свои роли, как на детском утреннике. Старик Станиславский горько зарыдал бы при виде такого безобразия. К работе над сериалом на такую серьезную тему, как биография известного человека, просто обязаны подойти со всей серьезностью и скрупулезностью. А что получилось?

    Нет, ну невозможно смотреть без смеха, как беглые Василий и Настька наворачивают круги вокруг одного и того же храма, на котором недавно Василий героически ставил крест на маковку — это они типа в бегах, кружат себе по реке вокруг дома, и в общем-то напрасно, ибо не видно что их кто-то вообще ищет. А сам храм то предстает в начале серии завершенным, то вдруг позже он оказывается в строительных лесах и без креста на маковке, в то время как главный большой крест уже стоит себе на месте, и тут удивляешься — чего это так пафосно показывают как Чапаев ставит малый крест, когда более героически кто-то поставил уже большой крест. Да и вообще этой сцене придали слишком большое значение, а уж как смонтировали — такая музыка играет, будто Фродо на Ородруин полез скидовать кольцо в бездну. Офицерска дочка не удержалась от современного жеста и чуть не воскликнула «йессс он сделал это!».

    Актер, изображающий Чапаева, играет так, будто то и дело одергивает себя от соблазна подмигнуть как современный мачо, или распальцовку загнуть. Вообще эти анахронизмы в поведении актеров — норма для сериала. До конца досмотреть это безобразие не хватило душевных сил.

    Итого: смотреть ЭТО смогут люди непритязательные к искусству кино. Людям здравомыслящим показывать такое кино будет негуманно.

    10 декабря 2012 | 11:52

    Прочитав отзывы, особенно негативные, захотелось написать следующее. Снят и показан фильм, который сейчас имеет ошеломляющий успех. Он отчасти оправдывает своё название: «Страсти». Что-то такое было после фильма «Бригада».

    На данный момент тысячи писем с просьбой повторить сериал. В инете бум: десятки форумов, посвященные Сергею Стрельникову, создаются группы, все ищут информацию об этом артисте. А как возросло внимание и интерес к гражданской войне, к Фрунзе, Троцкому, творчеству Фурманова. Интернет взрывается от информации. Пользователи и молодёжь и старше. Фильм заставил говорить половину страны. Вот об этом успехе надо кричать! На этом кино можно изучать гражданскую войну. А героизм русского народа до сих пор остается загадкой для всего мира. Критиковать искусство — это, наверное, легче, чем создавать.

    Низкий поклон создателем этого фильма, а также всем актерам, которые целостны и подобраны идеально. Успехов всем, особенно Сергею Стрельникову!

    10 из 10

    3 марта 2013 | 09:29

    На днях посмотрел новый телесериал от первого канала «Страсти по Чапаю». Вообще, просмотром подобной продукции не увлекаюсь, по причине её традиционно низкого качества. А если речь идёт об исторических сюжетах, опыт подсказывает, продукт ко всему прочему будет под завязку наполнен идеологическими помоями. Это притом, что официально в современной России идеологии нет. На самом деле идеология, понятно, есть, и это ярый воинствующий антисоветизм. Вот и фильмы снимают такие, чтобы граждане не забывали, каким тоталитарным адом была жизнь в СССР, и как хорошо живётся сейчас.

    Действие начинается в 1906 году: будущий легендарный комдив юн, живёт на Волге, работает плотником и крутит любовь со своей невестой. Если кто позабыл, 1906 год в России — это пик крестьянских выступлений, едва не переросших в гражданскую войну. Время, когда массово восставали крестьяне, составлявшие 85% населения тогдашней страны. Восставали в ответ на растущие голод и нищету, бесправие, на прогрессивные реформы, усугублявшие и без того их крайне тяжёлую жизнь. А добрый царь ответил на эти выступления таким террором, по сравнению с которым все так называемые сталинские репрессии — детский лепет. 1906 год в России — это время, когда вдоль дорог стройными рядами тянулись виселицы, когда в стране в мирное время вводились военно-полевые суды. Многие думают, что так называемые тройки, то есть государственные органы внесудебной расправы, придумал Сталин в 1937 году. На самом же деле царское правительство активно применяло их уже в 1906 году. Но в сериале, понятное дело, ничего этого нет.

    В сериале нам показывают идиллические картины России-которую-мы-потеряли (с) (тм). Только не с балами, шампанским и хрустом французской булки, как в фильме «Адмиралъ» а в образе лубочной русской глубинки. Как живут по сериалу простые русские люди в начале века? Прекрасно! — отвечают нам авторы, — живут мирно, честно трудятся, не бедствуют, добротно одеваются, от души едят и пьют, чтут православную веру.

    Глядя на эту идиллию становится решительно непонятно — с чего бы вдруг всего через десять лет такая благополучная страна рухнет в бездну разрухи и кровавого хаоса? Не сама же по себе, не от накопившихся в обществе противоречий! Не от вопиющего социального неравенства! Не от загулов в Париже для одних и голода для других! Ведь на экране ничего такого не просматривается в принципе. Так отчего же? Известное дело, — отвечают нам авторы, — от большевиков. От них, проклятых, все беды на Руси! Вот и тут в сюжет вводится революционер-большевик в виде брата главного героя. Чем он занят? Сплочением людей для борьбы за справедливость? Нет, революционер без продыху пьёт самогон и мрачно обещает после захвата власти устроить бойню.

    Плотник Василий Иванович Чапаев, как и многие его соотечественники, отправляется на фронт воевать с германцами. Как мы помним из истории, особого интереса для России в той войне не было. В отличие от 1941 года на нас никто не нападал, в мировую войну царское правительство втянуло страну, идя на поводу у собственных непомерных амбиций и требований англо-французских кредиторов-инвесторов. Первые успехи наших войск на фронте быстро и закономерным образом закончились, потому что по ходу достижения этих успехов оказалась выбита кадровая армия с имевшейся матчастью. И если потери личного состава можно было восполнить новыми призывами, то оружие и боеприпасы для пополнений взять было неоткуда. Потому что никаких стратегических запасов на случай большой войны в стране не было, а собственных промышленных ресурсов для восполнения потерь категорически не хватало.

    Немногие знают, но уже в 1915 году в государственной думе всерьёз обсуждался вопрос о вооружении новых стрелковых частей алебардами по причине острого недостатка винтовок. А годом позже царское правительство было вынуждено расплачиваться за военные поставки союзников, отправляя своих солдат в качестве пушечного мяса во Францию. Собственно, известные ныне байки про «одну винтовку на троих» в годы Великой Отечественной войны, они как раз основаны на реальных фактах Первой мировой, перевранных для нужд господствующей антисоветской идеологии.

    Не лучше обстояли дела в российской армии и с продовольствием, обмундированием. И это в то время, как чиновники и столичные спекулянты безбожно наживались на поставках для фронта. А ещё катастрофически ухудшалась жизнь в тылу, где миллионы крестьянских семей были вынуждены не только выживать без кормильцев, но и содержать многомилионную воюющую армию. Так армия, не имея должного снабжения и глядя на происходящее в стране, после бодрого начала и первых успехов начала сдавать позиции и откатываться всё глубже на свою территорию. Надо ли удивляться, что такое положение очень быстро привело к социальному взрыву и катастрофе?

    Какой показана царская армия в 1916 году сериале про Чапаева? В сериале про Чапаева в армии — всё прекрасно. Все отлично вооружены, сыты и одеты, русские войска только и делают, что наступают и бьют врага. Правда, солдаты изредка вспоминают о павших товарищах и о своих семьях, которым в тылу приходится тяжко без кормильцев. Офицеры всё время сидят в блиндаже, благородно режутся в карты и ведут политические дискуссии. И всё бы ничего, но опять мутят воду революционеры-большевики, сбивая с толку честных подданных православной державы, готовых без конца складывать головы за царя и отечество.

    Незаметно подкрадывается 1917 год. В стране происходит февральский переворот. Что такое февральский переворот? Это падение в России монархии, вызванное упомянутыми бедами и противоречиями, которые раздирали страну десятилетиями и предельно обострились в годы войны. Ну а ещё сам царь Николай и его окружение в конец подорвали авторитет не только свой, но и российской монархии в принципе. Что характерно, ни о каких большевиках, как о влиятельной политической силе, речи тогда не было. Большевики на тот момент были маленькой малоизвестной фракцией в составе социал-демократической партии.

    Каковы были последствия февральского переворота для России? Последствия без преувеличения были катастрофическими. После ликвидации монархии властью себя объявило временное правительство. Пребывая в революционном угаре, оно быстро развалило старые порядки, органы власти, системы жизнеобеспечения страны, но не смогло создать ничего взамен. Так в считанные недели реальной власти на территории бывшей Российской империи не стало в принципе. Воюющая армия была окончательно деморализована и лишена управления. В итоге уже летом 1917 года фронт затрещал по швам, началось массовое дезертирство. К октябрю, несмотря на то, что Россия по-прежнему находилась в состоянии войны с Германией, воевать было некому, фронт развален, а сама страна даже не на части развалилась, а вообще пошла в распыл. О независимости объявили не края и губернии, а районы-уезды и отдельные сёла. Именно в таких условиях взяли власть большевики.

    22 февраля 2013 | 11:17

    Первое, что хочется отметить — это настоящий русский (именно!) сериал-фильм, с ярким показом русских характеров и русской жизни (порой лубочной, порой безалаберной- такие эпизоды сопровождаются «шутейной» музыкой) начала 20-го века. Я прочитал достаточно много произведений полузабытых ныне писателей-«бытописателей» середины 19-го — начала 20-го веков, чтобы свидетельствовать- жизнь «простых» сословий (а Василий Чапаев относился к мещанскому сословию- горожанин, плотник; а вот кем был его отец, о том в фильме ни слова, и напрасно) здесь показана довольно правдиво. И совершенно необязательны были не отражённые в сериале «дела» революции 1905-го года: в таких маленьких городках как родной чапаевский о ней знали только понаслышке.

    Так что уже за это хочется сказать «спасибо» недавно ушедшему от нас замечательному писателю и сценаристу, работавшему в жанрах «боевик», «детектив», «приключения» Эдуарду Володарскому (в отечественном кинопространстве его «конкурентами» были разве что только братья Вайнеры). И вообще его сценарий сериала «Страсти по Чапаю» вполне можно рассматривать как роман-эпопею. Конечно, до шолоховского «Тихого Дона» ему далеко, но оба творения имеют много близких позиций.

    Конечно, к автору сценария есть немало вопросов о его (наверное?) последнем сочинении (теперь-то он, к сожалению, не сможет на них ответить…). Например, почему и сценарий, и сам сериал созданы чуть ли не по заказу КПРФ (мне не известно, может, так и есть?), партии, гораздо более демократичной, чем её предшественница КПСС? Откуда у меня таки мысли? А вы внимательно посмотрите сериал. Как бы там ни писали другие рецензенты, общий взгляд на «действительность» того времени идёт именно с «красной» стороны, на которой и воевал большевик и до сих пор народный герой Василий Чапаев. А «белые дела» сводятся до оголтелого «убей взбунтовавшееся быдло (рабов)". То есть, грубо говоря, объективность здесь почти не присутствует. Даже отношение Чапаева к православной вере (в молодости он лез водружать крест на построенный с его участием храм, да навернулся оттуда- на телегу с ветошью; Бог спас, как сказал ему священник, и будет спасать тебя, пока следуешь Богу)- вполне в духе неокоммунистов, признающих и частную собственность (небольшую, нажитую своим трудом), и не отрицающих веру в Бога (чуть ли не официально признано, что Моральный Кодекс строителя коммунизма был практически списан с Божьих заповедей, а один из главных коммунистических тезисов «Кто не работает, тот не ест» позаимствован у апостола Павла, из одного из его посланий).

    Ещё одно следствие «однобокости» сериала «Страсти по Чапаю»- его явный антиказачий настрой. Неоспоримый факт, что «солдатушки» ("серые гусары») не любили «казару» (т. е. казаков) как воинский клан, приближенный к властям. «Казара» в годы Гражданской войны большинством своим перешла на сторону «белых», и это тоже факт неоспоримый. Но… давайте-ка вспомним «Тихий Дон» Шолохова. Хотя бы потому, что он является общемировым культурным достоянием, принёсшим (в том числе) его автору Нобелевскую премию по литературе. Действительно, белоказаки зверствовали (я снял постановочный клип по белоказачьим частушкам времён Гражданской войны; там было много «жести», часть из которой я принципиально убрал) в ответ на «красный террор». Но всё же нельзя было (см. «Тихий Дон») однобоко изображать в сериале «казару» сплошными зверями. Кстати, моих друзей, казаков станицы» Воронежская» приглашали на съёмки в этот сериал, но они благоразумно отказались (как говорит атаман, «Господь уберёг от грязи»). Ныне вполне цивилизованное казачье движение в России (при содействии властей и армии) ширится и множится. А тут выходят «Страсти по Чапаю»… Вот ведь, политика… Возможно, неспроста правообладатели, компании «Централпартнёршип» и «Фаворитфильм» сперва выпустили сериал на DVD, а уже потом предложили его 1-му российскому телеканалу, как раз в преддверии Дня защитника Отечества, и, естественно, остались в выигрыше…

    Но оставим всякие политически-идеологические экивоки и обратимся к художественным достоинствам сериала. А они, по моему мнению, достаточно велики (ударение на втором «и»). Если короче, то снята и показана натуральная телекиноэпопея о жизни и судьбе великого человека по имени Чапаев, которого из нашей истории даже при огромном желании не вычеркнуть и не обгадить. Я не знаю, где и как Володарский накопал столько неизвестного нам архивного материала и каково соотношение реалий и художественного вымысла, но в целом само это телекинопроизведение производит впечатление… захватывающее! Снято оно прекрасно, в лучших традициях советского кино, но в современном «прочтении». Режиссёр-постановщик Сергей Щербин до того много и снимал (сериалы), и сам снимался, так что опыта работы у него предостаточно. Просто отлично сработал и оператор-постановщик Антон Вербин, некоторым планам которого я как оператор (ко всему прочему) завидую белой завистью. Хороша, грамотна и музыка (точнее, музыкальное сопровождение видеоряда, хотя оба композитора (не стану их называть) могли бы озаботиться созданием достаточно яркой общей темы). Тем более что игра стоила свечей. А вот об актёрской игре вообще хочется промолчать, поскольку, по большому счёту, здесь и говорить-то не о чем. Нет спора, исполнитель роли Чапаева Сергей Стрельников «тянет на себе всё». А остальные господа артисты, за редким исключением (отец Чапая и ещё пара персонажей) годятся разве что в статисты. Наверное, поэтому их имена и мне, и многим зрителям ничего не говорят. Вероятно, ещё и потому, что из современного российского кинематографа почти исчезло наиважнейшее понятие «типажность актёра», как и ещё более значимое- «характерность актёра», с ударением на втором «а»… Типажность ещё «применяется», а вот до «характерности» дорастают и, обретя её, успешно снимаются только единицы…

    На общем, впечатляющем фоне дорогущих, надо думать, съёмок сериала «Страсти по Чапаю» я разглядел не так уж много, что называется, «кинолажи». Но она есть, и временами очень вопиюща. Совершенно не вызывают доверия хотя бы две сцены. Первая- встреча Чапая с женой погибшего фронтового друга, детей которого он хотел отправить (оторвать от матери) к своему отцу. Та немного (!!- мать же!) воспротивилась, но когда и её- туда же, согласилась, хорошо поплакав на камеру… Настоящие российские матери, вы поверите этому? Такого же рода и эпизод с Татьяной, дочерью полковника, которая после «политбеседы» с Чапаем не только «изменила» свои взгляды, но и стала любовницей Василия Ивановича. Что-то не верится в такой расклад… В сериале также не даётся ответ на важнейший вопрос: как и когда наш Чапай, пехотный фельдфебель научился обращаться с шашкой, подаренной ему в 1916-м году спасённым офицером? Ну а худшая и самая неправдоподобная сцена сериала- пьянка бойцов у цистерны со спиртом. Похоже, что, в отличие, хотя бы, от меня, снимающиеся люди никогда не пили чистый спирт и не предполагали истинных последствий его употребления (в кадре хлестали как минералку).

    8 из 10

    23 февраля 2013 | 22:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 228 руб.
    DVD, 312 руб.
    подробнее

    Новости


    Крупнейшая российская кинокомпания «Централ Партнершип», занимающаяся прокатом как отечественных, так и зарубежных картин, открывает собственную производственную студию, где будет снимать фильмы. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    155.Отец солдата8.180
    156.Тренер КартерCoach Carter8.179
    157.Пираты Карибского моря: Сундук мертвецаPirates of the Caribbean: Dead Man's Chest8.177
    158.Шерлок ХолмсSherlock Holmes8.176
    159.Пятый элементThe Fifth Element8.176
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Чёрное мореBlack Sea94.96%
    7.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.91%
    8.Три девяткиTriple Nine94.87%
    9.ФокусFocus94.82%
    10.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.66%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Солнечный удар22
    ИсчезнувшаяGone Girl117
    СудьяThe Judge26
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent7
    СтраховщикAutómata21
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.633
    СудьяThe Judge8.233
    Выпускной4.779
    ИсчезнувшаяGone Girl8.511
    Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day6.524
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры