всё о любом фильме:

Страсти по Чапаю (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерСергей Щербин
сценарийЭдуард Володарский
продюсерДенис Фролов, Сергей Куликов, Наталья Чижикова, ...
операторАнтон Вербин
композиторСергей Морозов, Людмила Морозова
монтажВладимир Воронин
жанр драма, история, военный
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время52 мин.
Сериал о малоизвестных деталях биографии легендарного комдива Василия Чапаева — первая любовь в 18 лет и побег из родного села, женитьба и семейная жизнь, Первая мировая война, страстные романы с другими женщинами (дочерью белогвардейского офицера и женой красного коммисара), смертельная вражда, сломанные судьбы и неотвратимая гибель на реке Урал.
Рейтинг сериала
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 3 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Трейлер 02:10

    файл добавилdormer57

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 409 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Драма о знаменитом герое Гражданской войны, ставшим настолько популярным в народе, что о нем рассказывают анекдоты. Разумеется, таковым Чапаева сделала не воинская слава, а подвиг кинематографистов. Снятый в 1934 году фильм «Чапаев» получил культовый статус в СССР — а Петька, Чапаев и Анка-пулеметчица навсегда вошли в народный фольклор. Как и товарищ Фурманов, комиссар, написавший программное произведение «Чапаев», по которому, собственно, и был снят фильм.

    Надо сказать, что сценарист Эдуард Володарский перекопал кучу источников и постарался максимально близко к оригиналу рассказать о жизни народного самородка — прекрасного полководца и красного военачальника — Василия Ивановича Чапаева. Сериал прослеживает его жизнь — от ранних лет, когда он трудился церковным плотником и плавал по Волге, играя на шарманке, до последних дней — когда он командовал дивизией.

    Отдельно коснусь фигуры комиссара Фурманова. Он оказался на удивление немстительным человеком. Можно сказать, проявил благородство, представив Чапаева положительным героем. Это после того, как у последнего был роман с его женой. И Фрунзе отстранил Фурманова от комиссарской должности, услав куда подальше. Фурманов в сериале присутствует — создателям удалось передать сложность и противоречивость его неоднозначной натуры.

    Петька тоже получился замечательным. Смешным и храбрым. А вот Анка-пулеметчица, как киношный вымысел, была безжалостно вымарана Володарским. Прошелся он и по знаменитой сцене с картошкой. «Сколько раз говорил, не кладите картошку на карту боевых действий», — возмущается Чапай.

    Его роль исполнил актер Сергей Стрельников — безошибочный выбор фактуры. Глядя на этого актера, сразу видишь его крестьянское происхождение. Он родился в селе Никифоровка Тамбовской области. Низкий лоб. Безобразные ногти. Грубоватые черты. При этом в «Яме» Куприна, где он играет вора и убийцу, он совсем другой. Прекрасно, что образ Чапаева получился также весьма неоднозначным — с одной стороны, это положительный персонаж, с другой — человек, живущий по жестоким законам своего времени. За безалаберность готов расстреливать. Да и врагов не щадит.

    Казаки показаны в сериале диким и необузданным племенем, готовым убивать мирных жителей. Короче говоря, «казара», как зовут их большевики. Впервые вижу, чтобы казаков изображали так. Пожалуй, даже в советских фильмах их образ был положительнее.

    В целом, сериал очень сильный. Эдуарду Володарскому удалось раскопать кучу интереснейших фактов не только о Чапаеве, но и о его окружении — я потом сам с интересом многое прочел, и увидел — где и что взято. Без вымысла, конечно, не обошлось. Но это все-таки не документалистика, а художественный фильм, который смотрится с большим интересом.

    К Чапаеву испытываешь жалость после всего увиденного — вся его жизнь прошла на войне. И завершилась там же.

    8 из 10

    5 августа 2014 | 15:29

    Ради чего воевал, убивал, за что и за кого боролся бандит, большевик, чуваш Чапаев, ставший известным только благодаря мощи советской пропагандистской машины, массово тиражировавшей десятилетиями повесть комиссара Фурманова, фильм братьев Васильевых и прочую агитационную макулатуру, прославлявшую заурядного комдива?

    Чапаев воевал за ограбление крестьянства, за Голодомор 20-х и 30-х годов, за колхозное крепостное право, за массовый террор и репрессии, за бесправие и нищету народа. Если Чапаев не сознавал, не понимал за что воюет, значит, он был дурак. Если же сознавал, значит, он был преступник, который заслужил, чтоб его поймали и повесили. Однако, ему повезло, ушёл от заслуженного возмездия, умер от пули, а не виселице.

    Вечно битый комдив

    Зимой 1917 года Чапаев сформировал в Николаевском уезде Саратовской губернии банду ("бригаду») из дезертиров, во главе которой весной 1918 года вливается в Красную армию, участвуя в карательных экспедициях против крестьян, не желавших задарма отдавать свой хлеб, да грабежах обывателей.

    В августе1918 года в банду (бригаду) Чапаева пришли пополнения и она стала дивизией. Эту дивизию затем постоянно били и громили и под Николаевском и под Самарой и в степях под Саратовым и под Уфой.

    За низкую дисциплину в дивизии, слабое руководство и пристрастие к водке и женщинам Чапаева не раз пыталась отстранить от командования, но у него всегда находились влиятельные покровители. Отличался крайней жестокостью — комиссар Фурманов, писал, что «Чапаев пленных брать не приказывал». Не мог учиться, зимой 1919 года Чапаева направляют набираться ума в Академию, но он оттуда сбежал, решив, что и так шибко умный.

    В июне 1919 года чапаевскую дивизию из под Уфы перебрасывают вновь против уральских казаков. С прибытием дивизии Чапаева красные получают подавляющее преимущество над плохо вооружёнными казаками и начинают их теснить по всей линии фронта. Но Чапаев умудряется провалить операцию против Уральской армии, терпит чудовищное поражение и погибает сам.

    Несмотря на все предосторожности, рейд казаков на Лбищенск всё-таки был замечен конной и авиа разведкой красных. Однако, неоднократные предупреждения о том, что в районе Лбищенска находятся казаки, Чапаев и его штаб проигнорировали, продолжая заниматься своим любимым делом: водкой и женщинами.

    В результате, 5 сентября 1919 года были уничтожены гарнизон Лбищенска (3500 штыков и сабель) и весь штаб 25-й стрелковой дивизии, который являлся одновременно и штабом всей войсковой группы Красной армии Туркестанского фронта, включая командира дивизии В. И. Чапаева.

    Убогая идеологическая заказуха

    Создателей фильма нельзя назвать профессионалами и мастерами своего дела. Актерская игра и режиссура слабые, на уровне самодеятельности. Спасибо, не увидел в этой компании уважающих себя актёров, была бы совсем тоска.

    Бросается в глаза, что фильм очень дешёвый. Декорации и костюмы убоги. Сюжет ничего общего с историей не имеет, отчего нелогичен, противоречив, изобилует ляпами и натяжками, как-будто сценарий писал студент первокурсник из театрального училища.

    Поскольку в стране продолжает править советская номенклатура, то она пытается реанимировать по мере возможности идеологические химеры прошлого, чтоб сегодня оправдать собственную власть над Россией. С первых кадров стало понятно, что фильм идеологическая заказуха, очередная советская «клюква». Никому не нужная и не интересная.

    1 из 10

    8 марта 2013 | 20:40

    На днях посмотрел новый телесериал от первого канала «Страсти по Чапаю». Вообще, просмотром подобной продукции не увлекаюсь, по причине её традиционно низкого качества. А если речь идёт об исторических сюжетах, опыт подсказывает, продукт ко всему прочему будет под завязку наполнен идеологическими помоями. Это притом, что официально в современной России идеологии нет. На самом деле идеология, понятно, есть, и это ярый воинствующий антисоветизм. Вот и фильмы снимают такие, чтобы граждане не забывали, каким тоталитарным адом была жизнь в СССР, и как хорошо живётся сейчас.

    Действие начинается в 1906 году: будущий легендарный комдив юн, живёт на Волге, работает плотником и крутит любовь со своей невестой. Если кто позабыл, 1906 год в России — это пик крестьянских выступлений, едва не переросших в гражданскую войну. Время, когда массово восставали крестьяне, составлявшие 85% населения тогдашней страны. Восставали в ответ на растущие голод и нищету, бесправие, на прогрессивные реформы, усугублявшие и без того их крайне тяжёлую жизнь. А добрый царь ответил на эти выступления таким террором, по сравнению с которым все так называемые сталинские репрессии — детский лепет. 1906 год в России — это время, когда вдоль дорог стройными рядами тянулись виселицы, когда в стране в мирное время вводились военно-полевые суды. Многие думают, что так называемые тройки, то есть государственные органы внесудебной расправы, придумал Сталин в 1937 году. На самом же деле царское правительство активно применяло их уже в 1906 году. Но в сериале, понятное дело, ничего этого нет.

    В сериале нам показывают идиллические картины России-которую-мы-потеряли (с) (тм). Только не с балами, шампанским и хрустом французской булки, как в фильме «Адмиралъ» а в образе лубочной русской глубинки. Как живут по сериалу простые русские люди в начале века? Прекрасно! — отвечают нам авторы, — живут мирно, честно трудятся, не бедствуют, добротно одеваются, от души едят и пьют, чтут православную веру.

    Глядя на эту идиллию становится решительно непонятно — с чего бы вдруг всего через десять лет такая благополучная страна рухнет в бездну разрухи и кровавого хаоса? Не сама же по себе, не от накопившихся в обществе противоречий! Не от вопиющего социального неравенства! Не от загулов в Париже для одних и голода для других! Ведь на экране ничего такого не просматривается в принципе. Так отчего же? Известное дело, — отвечают нам авторы, — от большевиков. От них, проклятых, все беды на Руси! Вот и тут в сюжет вводится революционер-большевик в виде брата главного героя. Чем он занят? Сплочением людей для борьбы за справедливость? Нет, революционер без продыху пьёт самогон и мрачно обещает после захвата власти устроить бойню.

    Плотник Василий Иванович Чапаев, как и многие его соотечественники, отправляется на фронт воевать с германцами. Как мы помним из истории, особого интереса для России в той войне не было. В отличие от 1941 года на нас никто не нападал, в мировую войну царское правительство втянуло страну, идя на поводу у собственных непомерных амбиций и требований англо-французских кредиторов-инвесторов. Первые успехи наших войск на фронте быстро и закономерным образом закончились, потому что по ходу достижения этих успехов оказалась выбита кадровая армия с имевшейся матчастью. И если потери личного состава можно было восполнить новыми призывами, то оружие и боеприпасы для пополнений взять было неоткуда. Потому что никаких стратегических запасов на случай большой войны в стране не было, а собственных промышленных ресурсов для восполнения потерь категорически не хватало.

    Немногие знают, но уже в 1915 году в государственной думе всерьёз обсуждался вопрос о вооружении новых стрелковых частей алебардами по причине острого недостатка винтовок. А годом позже царское правительство было вынуждено расплачиваться за военные поставки союзников, отправляя своих солдат в качестве пушечного мяса во Францию. Собственно, известные ныне байки про «одну винтовку на троих» в годы Великой Отечественной войны, они как раз основаны на реальных фактах Первой мировой, перевранных для нужд господствующей антисоветской идеологии.

    Не лучше обстояли дела в российской армии и с продовольствием, обмундированием. И это в то время, как чиновники и столичные спекулянты безбожно наживались на поставках для фронта. А ещё катастрофически ухудшалась жизнь в тылу, где миллионы крестьянских семей были вынуждены не только выживать без кормильцев, но и содержать многомилионную воюющую армию. Так армия, не имея должного снабжения и глядя на происходящее в стране, после бодрого начала и первых успехов начала сдавать позиции и откатываться всё глубже на свою территорию. Надо ли удивляться, что такое положение очень быстро привело к социальному взрыву и катастрофе?

    Какой показана царская армия в 1916 году сериале про Чапаева? В сериале про Чапаева в армии — всё прекрасно. Все отлично вооружены, сыты и одеты, русские войска только и делают, что наступают и бьют врага. Правда, солдаты изредка вспоминают о павших товарищах и о своих семьях, которым в тылу приходится тяжко без кормильцев. Офицеры всё время сидят в блиндаже, благородно режутся в карты и ведут политические дискуссии. И всё бы ничего, но опять мутят воду революционеры-большевики, сбивая с толку честных подданных православной державы, готовых без конца складывать головы за царя и отечество.

    Незаметно подкрадывается 1917 год. В стране происходит февральский переворот. Что такое февральский переворот? Это падение в России монархии, вызванное упомянутыми бедами и противоречиями, которые раздирали страну десятилетиями и предельно обострились в годы войны. Ну а ещё сам царь Николай и его окружение в конец подорвали авторитет не только свой, но и российской монархии в принципе. Что характерно, ни о каких большевиках, как о влиятельной политической силе, речи тогда не было. Большевики на тот момент были маленькой малоизвестной фракцией в составе социал-демократической партии.

    Каковы были последствия февральского переворота для России? Последствия без преувеличения были катастрофическими. После ликвидации монархии властью себя объявило временное правительство. Пребывая в революционном угаре, оно быстро развалило старые порядки, органы власти, системы жизнеобеспечения страны, но не смогло создать ничего взамен. Так в считанные недели реальной власти на территории бывшей Российской империи не стало в принципе. Воюющая армия была окончательно деморализована и лишена управления. В итоге уже летом 1917 года фронт затрещал по швам, началось массовое дезертирство. К октябрю, несмотря на то, что Россия по-прежнему находилась в состоянии войны с Германией, воевать было некому, фронт развален, а сама страна даже не на части развалилась, а вообще пошла в распыл. О независимости объявили не края и губернии, а районы-уезды и отдельные сёла. Именно в таких условиях взяли власть большевики.

    22 февраля 2013 | 11:17

    К сериалам как таковым у меня отношение обычно весьма пренебрежительное. Особенно к новым русским. Я искренне считаю их иллюстрацией того, что называется «научи плохому!» Когда-то, в 90-х, нам прочно втемяшились в мозги бразильские, мексиканские и американские «мыльные оперы», но уже спустя несколько лет необходимость в закупке километров иностранной плёнки исчезла практически: мы сами научились снимать «мыло»! Да, надо отдать должное: мы отлично научились плохому от американских друзей, притом что снимать действительно хитовое, сверхзрелищное кино — не научились!

    Единственным плюсом бесконечных сериалов и многосерийных телефильмов считаю тот факт, что теперь всем актёрам есть работа! Не получается устроиться в «престижных» сериалах для Первого канала — во всяких шоу на ТНТ или СТС всегда можно подвизаться. В крайнем случае можно податься в статисты на телеспектакль «Суд идёт». В общем, актёры должны сказать спасибо новой власти: в начале XXI в. киноиндустрия работает без простоев, госзаказ будь здоров!

    Но для сериала про легендарного Василия Ивановича Чапаева я сделал исключение. Нет, я его не смотрел с упоением от начала до конца. Но иногда всматривался с интересом и ловил основную суть. В итоге признаю, что на этот раз не увидел ничего, что бы мне претило. А скорее увидел много такого, что мне импонирует. Собственно, если я взялся смотреть сериал про Чапаева, то именно такое я и хотел увидеть! Посмотрели, я уверен, и те, кто про Чапаева всю жизнь знал только анекдоты и уж точно не факты, кто он был такой и даже в какой войне участвовал. Вот будут знать теперь хотя бы из сериала, пусть просвещаются!

    Итак, Василий Иванович Чапаев (1887-1919). Родился в Чебоксарах (Чувашия). Русский, но с примесью мордовской крови. Настоящая фамилия — ЧЕпаев (от искажённого «чепАй, чепАй!», т. е. цепляй! — возглас, часто употреблявшийся его предком на работе с брёвнами). Как и многие современники, участвовал сначала в I Мировой на стороне царизма, но примкнул к революционным войскам и стал коммунистом. Благодаря выраженной командирской харизме и прежним боевым заслугам, быстро поднялся по военной карьерной лестнице в новорождённой Красной армии и получил под своё начало целую дивизию. В основном сражался с Колчаком, т. к. именно его войска наступали с Сибири и Урала в Поволжье, а чапаевцы действовали в этих районах. Погиб вместе практически со всей своей группировкой в казахском городке ?лбішін (ныне — село Чапаев в Северо-Западном Казахстане), через который протекает река Урал. То была тщательно спланированная операция уральских белых казаков (историки признают её едва ли не самой гениальной и успешной операцией белых за всю Гражданскую войну). Позднее образ Чапаева был популяризован с лёгкой руки некоего Фурмана — чапаевца, участника Гражданской войны, ставшего писателем Дмитрием Фурмановым и почему-то решившего воспеть погибшего Чапаева, хотя при жизни, мягко говоря, того недолюбливал (ходили слухи, что этот Фурман, его жена Анка и Чапаев образовали пресловутый любовный треугольник). Абсолютная популяризация и романтизация образа Чапаева произошла ещё позднее, уже после того как безвременно ушёл писатель Фурманов, и преследовала политически окрашенные (сталинизм) конъюнктурные цели, но неожиданно понравился народу — вышедший фильм и множество детско-юношеских стихов и песен культовый. Благодаря этим художественным произведениям, имеющим мало исторической правды, в массовую культуру вошли такие анекдотические образы, как «Василий Иванович», «Петька» и «Анка-пулемётчица», причём последняя, как уже говорилось, была женой тов. Фурмана и слыла слишком утончённой натурой, чтобы стрелять в людей из пулемёта, а после войны работала директрисой театра. Пётр Семёнович Исаев был кем-то вроде адъютанта Чапаева и, по-видимому, погиб вместе с ним.

    Приятно отметить, что большинство исторических событий в историческом сериале более-менее на своих местах. Очень и очень не плохие (по меркам русского кино) батальные сцены. Аутентичные городские и сельские пейзажи, и в т. ч. интерьеры для съёмок взяты в моей родной Костроме, вдвойне приятно. Актёры практически мне не известны, если не считать факта участия симпатичной актрисы, игравшей Анку, в понравившейся мне когда-то комедии «От 180 и выше», ну и ещё парочки эпизодических встреч в более ранних фильмах. Конечно, и без вставки в фильм пары-тройки видеоанекдотов про Чапаева не обошлось.

    Но больше всего порадовал сам факт появления на Первом канале сериала явно советского по духу! После того как на ура прошёл фильм про Колчака и Хабенский доказал, что он ещё тот лицедей, раз может перевоплотиться даже в Самого Главного Белого, я окончательно убедился, что на самом деле новая Россия имеет идеологию, и это антисоветизм. Но в том-то и фокус, что идеология никогда не бывает всеобъемлющей: всегда есть нон-конформисты. И коль скоро у нас при всём при том ещё и свобода совести, неудивительно, что, например, в Воронеже, одинаково хорошо ухоженные, рядышком соседствуют старые советские и новые антисоветские памятники, братские могилы красным и белым. Теперь у нас есть и кинокартина в пику всем любителям «господ офицеров» и поклонников лично Колчака. И на смену возрождённым антисоветским словам «Совдепия» и «куманьки» закономерно пришли клички, которыми красноармейцы ругали своих классовых врагов: «беляки» и «казара»!

    Чапаев — герой поистине всенародный, и теперь никакая конъюнктура не способна поколебать его пьедестала. Ведь продолжают же смотреть в антисоветской России «Неуловимых», а в антисоветской Польше — «Czterej pancerni i pies»! Анекдоты про Василия Чапаева не менее популярны, чем — про Дмитрия Ржевского. Ну кто рискнёт покуситься на такую славу! Конечно, Путин явно был не против сделать подарок той части народа, которые ну никак не готовы признать «православное воинство» под тем самым «триколором» героями своего романа. Ведь сделал же он когда-то подарок в виде возвращения музыки советского гимна! А не так давно недвусмысленно дал понять, что, пока он жив, «гробокопатели, понимаешь» не пройдут в Мавзолей Ленина! Хотя, уж конечно, ни о каком пересмотре антисоветизма речи нет: человек честен по отношении к Ельцину, который его лично назначил на высший пост России, пусть даже этого человека уже нет на свете. Вот так: и волки сыты, и овцы целы.

    Напоследок расскажу свой любимый анекдот про Чапаева: не в пример большинству, он хоть немного претендует на историчность. Итак, как раз когда Япония активно военной силой поддерживало белых, карате только попало туда с о. Окинава. Решили японцы сформировать дивизию из одних только каратистов и в порядке эксперимента бросить против Чапаева. Но в первом же бою чапаевцы перебили всех японцев практически без потерь! Впечатлённые военкоры кинулись к Василию Иванычу с интервью, а он говорит: «Ну куда ж они, смертнички, с голыми пятками — да против шашек!»

    8 из 10

    25 февраля 2013 | 11:06

    Фильм снят с большой любовью к Родине, к людям. Спасибо за героя моего детства Василия Чапаева. А сначала, честно признаюсь, наотрез отказалась смотреть фильм, увидев в рекламном ролике кто будет играть главного героя — Василия Чапаева. Не знаю, что на меня нашло, но реакция на Сергея Стрельникова была « Да какой это Чапаев?! Ему только свиданки в черемухе назначать». Прозвучало грубо… Теперь же, посмотрев весь фильм, мне стало стыдно за свои слова перед Сергеем. А чувство неловкости перед ним у меня возникло еще раньше, когда он давал интервью по поводу своей роли. От этого неловкого чувства я даже не поняла, о чем он говорил. Такая реакция на совершенно незнакомого человека у меня была впервые. И я подумала, может зря я так погорячилась и все-таки надо бы посмотреть фильм. А когда в очередном рекламном отрывке увидела как Чапаев водружает крест на купол церкви, поняла фильм буду смотреть от начала до конца.

    Сначала я так и не видела (не чувствовала) сходства с Чапаевым у актера. Меня заинтересовала его игра. И я даже не заметила, когда это произошло, я поверила, я безоговорочно поверила, что передо мной мой герой, мой Василий Чапаев!!!

    Я никогда не видела, как на самом деле выглядел Василий. Но появилось 100% чувство, что Стрельников Сергей — это он, он и есть Чапаев. Походка, поворот головы, взгляд, мягкость и мужественность, человечность и бесстрашие, переданное Сергеем и его глубокое уважение к Василию Чапаеву, которое чувствовалось на протяжении всего фильма, сделали свое дело. Он Чапаев и точка! И другого не надо! Талант! Что тут скажешь. И я… уже рыла окопы, подносила патроны и шла бок о бок с Чапаевым…

    Мне еще в детстве, смотря старый престарый фильм, так сильно хотелось, чтобы он обязательно доплыл до берега. Мы с ребятами излазили весь берег реки вдоль и поперек в надежде найти «то само место». Правый берег Урала тогда не был еще до конца застроен. И очень было обидно слышать анекдоты про Чапаева и Петьку, а название конфет «Чапаев» очень сильно ранило мое сердце…

    Я очень благодарна Вам, Сергей Щербин за то, что не «тянули» зрителя ни за белых, ни за красных, а призываете к пониманию, примирению, состраданию и бережному отношению к истории своей Родины, любить её и в радости и в горести. «Страсти по Чапаю» я даже сериалом не могу назвать. Художественный фильм! Вот так!

    А пока «старательные» критики внимательно разглядывали те ли стулья стоят, те ли люстры висят, та ли одёжка на актерах, что тоже бесспорно немаловажно для исторического фильма, я внимательно следила за каждым актером, за их игрой. От Муссы до Чапаева с Петькой и Фрунзе, от Настеньки до семьи Мальцевых. И так не хотелось, чтобы кто-то из них «промахнулся» после того, как Сергей Стрельников успешно справился со своей ролью. Но все актеры не подвели, все справились со своими задачами. Мне все, без исключения, были интересны. В этом фильме все актеры «драгоценные камни». Даже те, которые появились на экране всего на пару минут. К примеру, тяжело раненный бандитами сотоварищ Чапаева по военной академии — высокий блондин с пшеничными усами.

    Очень хотелось бы узнать как Вам, Сергей Щербин, удалось так точно подобрать великолепный актерский состав. Превосходна также работа оператора — просто живопись! Все постарались. Фильм получился цельным и убедительным. Очень сильным в духовном смысле. Спасибо всем, кто трудился над созданием фильма «Страсти по Чапаю». Друзья! Вам очень повезло! Этот фильм навсегда! Спасибо за Чапая — любушку! Жду новые роли и новые фильмы. До встречи на экране Сергей Стрельников и Сергей Щербин.

    Р.S.

    Друзья говорят, что я просто влюбилась в Стрельникова и Щербина. Нет, не влюбилась. А можно… Просто, когда видишь в нашей жизни что-то хорошее, то хочется его нежно и крепко обнять. И быть вечно благодарной…

    Я действительно не вижу недостатков в фильме «Страсти по Чапаю». Мне близок и понятен художественный язык режиссера. Я с ним на одной «волне». Мне, в отличие от других, понятно и название фильма и почему сцены в фильме сняты именно так, а не иначе. И как бы не критиковали его, он как феникс будет восставать из пепла. Как малы его печали и как велик его успех. Талантливо написано, снято и сыграно.

    Я не один раз смотрела фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Гладиатор», «И Бог создал женщину», «Ласточкино гнездо», «В июне 41-го», «Место встречи изменить нельзя», «Долгая дорога в дюнах». И теперь с нетерпением буду ждать повтора фильма «Страсти по Чапаю».

    5 марта 2013 | 10:34

    Я бы посоветовал зрителям пропустить первую серию, или посмотреть ее после 12-й. А вот во второй — удалой плотник Васька Чапаев, запалив до смерти спутницу своих скитаний Настену, вернется-таки в село Балаково Самарской губернии, отрастит усы, женится на страстной поповской дочке Пелагее, нарожает с ней троих детишек, да и уйдет в 1914 году на фронт мировой войны. Там фельдфебель Белграйского 326 пехотного полка Чапаев доблестно воюет «за Веру, Царя и Отечество» на Волыни и в Галиции, совершает боевые подвиги, спасает земляка поручика Мальцева, получает полный бант георгиевских крестов и орденскую медаль, и за это приезжает на побывку на родину. «А в доме нашем пахнет воровством…».

    Все-таки редко до сих пор затрагивалась и показывалась у нас в кино эту важная страница российской истории — участие России в первой мировой войне. В советское время предали забвению эту великую войну, которая стоила стране больше двух миллионов жизней и закалила боевым опытом огромные массы вооруженных русских людей. Русских людей, которых вскоре натравит друг на друга, совершившая в конце октября 1917 контрреволюционный государственный переворот небольшая кучка социал-демократов — «большевиков».

    Уже в третьей серии Василий Иванович начинает приобретать черты того легендарного красного командира с которыми мы были хорошо знакомы в воплощении Бориса Бабочкина. Лихо заломленная на затылок папаха, черная бурка, расторопный порученец Петька Исаев (Александр Соколовский). Правда, у реального Чапаева усы были погуще. Пышные фельфебельские усы (с) — Фурманов! Авторы фильма не слишком поддерживались стремления к буквальному портретному подобию. Совсем не похож на комиссара Фурманова и актер Юрий Батурин. Пожалуй, только товарищ Лев Троцкий в этом фильме соответствует своему портретному сходству. Вахтанговскому актеру Евгению Князеву уже дважды доводится появляться в сериалах в роли председателя Реввоенсовета. В этой роли мы уже видели его в сериале о Мишке Япончике.

    Но харизма Чапаева — народного героя прирастает от серии к серии. Да какая там харизма, по-русски говоря, такое прирастает обаяние, что не только белоказаки нижнего Поволжья, терпят от лихого полководца одно поражение за другим, но и героини женского пола, от полковничьих дочерей до комиссарских жен, не могут устоять перед его мужской доблестью и отвагой. Да, по этой части новый сериал значительно превосходит целомудренно выдержанный классический советский фильм 1934 года. Первая любовь Настена (Анна Филькова) погибла от жестокой простуды, первая жена Пелагея (Юлия Галкина) — мать троих его детей изменила военному герою с ничтожным кондуктором, вторая Пелагея (Евгения Лютая), вдова его фронтового товарища, тоже от него ушла. Еще одна бойкая Пелагея (Александра Чичкова) чуть было не станет в его жизни Пелагеей Третьей — роковое имя!.

    Но вот и другое имя — Татьяна Мальцева (Карина Андоленко). Дочь помещика, царского полковника, сестра поручика Евгения Мальцева (Дмитрий Щербина), с которым Чапаев на фронте ходил в разведку за «языком» и даже спас ему жизнь, станет его боевой подругой, военно -полевой женой. Ее драматическая судьба — особая глава этого телеромана. Бдительные комиссары: Захаров (Максим Дрозд) и Фурманов пытаются повысить моральный уровень красного командира, и шлют донесения (доносы) в штабы армии и фронта, и, само собой, в ГубЧК. Юрию Батурину, который играет комиссара Фурманова, приходится балансировать на грани положительного и отрицательного персонажа. Сложность их взаимоотношений обостряет и ревность. Анна Стешенко (Ольга Павловец), свободомыслящая жена Фурманова, тоже ведь не устояла перед горячим чувством к начдиву 25-ой.

    Вторая малоизвестная сторона духовной жизни Василия Чапаева — это его отношение к религии. В начале мы видим молодого плотника на строительстве церкви. Он искренне верующий человек и укрепился в ней, после падения с колокольни, при котором не получил ни единого перелома. «Господь спас и сохранил!» — так объяснит это чудо настоятель храма отец Михаил (Евгений Данчевский). А вот после революции он увидит эту построенную и его руками церковь оскверненную и выгоревшую. Инициатором разгрома был секретарь ревкома, его родной брат Григорий. Василий проклял брата за это. Но вот уже позже в разоренную церковь станицы Сломихинской Чапаев заходит, даже не снявши шапки с «бесовской» звездой. И не слишком приязненно беседует все с тем же батюшкой Михаилом. Дело еще можно объяснить и тем, что когда Чапаев командовал бригадой, он воевал в родных своих местах, в Поволжье. А 25-я дивизия выдвинута теперь на территорию Уральского казачьего войска. В отличие от казаков Дона, Кубани и Терека, которые одно время поддались красной пропаганде, крутые бородачи-уральцы всегда были на белой стороне. Ненавистная Чапаю казарА! Стремясь угодить начальнику, один из полковых командиров дает конному красноармейцу «деликатное, но партийное поручение» — зарубить этого вредного попа.

    На протяжение фильма мы замечаем как меняется у самого героя отношение к той власти, за которую он кровь проливал. Все чаще ему приходится вступать в конфликты с военным и партийным руководством. Не говоря уже о столкновении со зловещей организацией — ЧеКа. Запоминается в неоднозначной роли Василий Полухин в роли чекиста Ивана Реброва. «Ты думала, что революция — это красиво, а это грязь и кровь. Всю душу выжгла мне эта революция!» — говорит Чапав, прощаясь с Татьяной Мальцевой.

    За пугачевщину, за партизанщину, за своеволие и самородный талант полководца и придирались к нему начальники из Москвы и Самары. Вряд ли, я думаю, дожил бы реальный Василий Чапаев до пятидесяти двух лет, если бы не погиб 5 сентября 1919 года. Пусть даже если бы и стал красным маршалом, то непременно сгорел бы в топке 37 года. При Сталине в истории гражданской войны остались только несколько ярких полевых командиров, погибших на самой войне или вскоре после нее. Щорс, Котовский, Пархоменко, Лазо. А затем в героях-орденоносцах останутся только товарищи, лично преданные Сталину. А кто сейчас помнит героических красных командиров: Филиппа Миронова, Бориса Думенко, Ивана Сорокина, Петра Щетинкина, Никифора Григорьева? Только недавно была пересмотрена удивительная судьба еще одного народного вождя и талантливого полководца. Советую посмотреть очень неплохой сериал — «Девять жизней Нестора Махно». И еще раз можно помянуть добрым словом сериал о Колчаке — «Адмиралъ».

    С технической точки зрения «Страсти по Чапаю» выполнен очень качественно. Батальные эпизоды Первой мировой и гражданской войны показаны очень достоверно. Оружие, амуниция, костюмы соответствуют эпохе. Прекрасно организованы массовые сцены. Очень неплохо держатся в седлах и красные конники, и белоказаки. Фильм совместная коопродукция с Украиной. Натурные съемки велись под Киевом, а также в Ярославской и Костромской областях.

    7 декабря 2012 | 15:17

    Прочитав отзывы, особенно негативные, захотелось написать следующее. Снят и показан фильм, который сейчас имеет ошеломляющий успех. Он отчасти оправдывает своё название: «Страсти». Что-то такое было после фильма «Бригада».

    На данный момент тысячи писем с просьбой повторить сериал. В инете бум: десятки форумов, посвященные Сергею Стрельникову, создаются группы, все ищут информацию об этом артисте. А как возросло внимание и интерес к гражданской войне, к Фрунзе, Троцкому, творчеству Фурманова. Интернет взрывается от информации. Пользователи и молодёжь и старше. Фильм заставил говорить половину страны. Вот об этом успехе надо кричать! На этом кино можно изучать гражданскую войну. А героизм русского народа до сих пор остается загадкой для всего мира. Критиковать искусство — это, наверное, легче, чем создавать.

    Низкий поклон создателем этого фильма, а также всем актерам, которые целостны и подобраны идеально. Успехов всем, особенно Сергею Стрельникову!

    10 из 10

    3 марта 2013 | 09:29

    Посмотрел данный фильм — впечатлило! Вы знаете, снимают много, и много, откровенно говоря, не интересного, или такого, что на один раз, в общем, рядовые киношки. Данная же лента понравилась как-то по-особенному.

    Начиная с просмотра первой серии, появилось желание сразу же посмотреть и вторую и третью. И не как это бывает в других сериалах, что серия обрывается на самом интересном месте, заставляя нас задаваться вопросом: а что же там дальше случилось? Тут желание смотреть возникает от интереса к самой ленте. Это как книга с главами.

    Понравилась и сама идея показать нам кино про Чапаева. Опять эта война «красных» и «белых». И что особенно интересно, что ни одну из сторон нам не преподносят как некое олицетворение зла. А то, помните, «Неуловимые мстители» где «белые» враги, или «Колчак» с «Господа офицеры: Спасти императора», где нам показывают, что вот оно что было-то, «красные» были не правы. Тут мы видим просто отлично снятое кино про то время, со всеми событиями, разворачивавшимися в то время.

    Белогвардейцы — в отличие от российской версии советского периода не идиоты и не злодеи. Верная оценка безграмотности революционеров — большевиков. Очеловеченный образ Чапаева — понимает, что гибнут свои, русские люди, да и сама эта идея наконец озвучена, как и предательство на фронтах сторонниками большевиков. Комиссары удачны — идеология есть, а знаний ноль. Подлость большевиков (священника как убили, например). Уникален Троцкий: редкий вариант его экранизации, где есть желание сразу застрелить мерзавца — думаю, что в жизни было не так, ведь Троцкий был интеллектуал и эрудит, в отличие от Сталина.

    Сергей Стрельников заставил поверить в то, что я вижу настоящего командира Чапаева! Настолько человек проникся ролью комдива, что веришь ему! Щербина очень к месту — видимо актёр проникся образом, молодец.

    Отдельного слова достойна картинка. Все взрывы, выстрелы, весь реквизит, всё выглядит очень достоверно, и не вызывает подозрения о какой-то вымышленности, или не правдивости. Конечно, знаковые кадры хороши: церкви, кресты, купола, природа — Русь одним словом.

    Хорошее кино! Очень понравилось!

    10 из 10

    29 ноября 2012 | 02:30

    Сериал «Страсти по Чапаю» выходил на экран со стандартной подачей: рекламой в новостях и «Добром утре», с банальными фразами: «Ой, это чудесный фильм, мы работали над ним от всего сердца», но опыт подсказывал, что все сериалы одинаково плохи. Смотреть стала только из-за любви к истории.

    Однако, отбросив всю рекламу и пафос, впервые в жизни похвалю всех, кто работал на отборе актеров для этого фильма! Состав подобран отлично! Нет заезженных лиц, Чапаев в исполнении Сергея Стрельникова похож и внешне и вполне справился с ролью народного героя, отважного, смелого, безбашенного.

    Похвалю также работу Юрия Батурина в роли Фурманова, работу Юлии Галкиной в роли жены Чапаева (не единственной).

    Стоит отметить работу съемочной группы при выборе натуры и при построении декораций, отметить стоит и костюмную работу. Если закрыть глаза на явные мелочи, то работа их удачна. Батальные сцены сняты прекрасно, все так, как и должно быть. Нет идеализации красного или белого движения. Достаточно все честно и понятно для любого зрителя.

    Впервые я увидела наш сериал, где вся команда сработала рука об руку, идеально, слажено. Нет лиц, не типичных для того времени, нет очень известных актеров, не подходящих на роль для заведомо продуманной окупаемости фильма. В этом заслуга режиссера.

    Что касается сюжета, то о Чапаеве и его женщинах ходили легенды и байки, и вполне возможна данная интерпретация жизни командира дивизии. Ничего криминального в обилии женщин в этом кино я не вижу. Женщины придают фильму динамику и дают отдыхать от батальных сцен.

    Есть мелкие недочеты, о них я писать не стану, к просмотру советую.

    9 из 10

    22 февраля 2013 | 09:23

    Замечательный фильм. Такую трактовку нашей истории можно встретить только аплодисментами: нет правых и виноватых; левых и проигравших, есть вера и любовь и… малоизвестные актеры, сыгравшие так искренне, что хочется верить, что именно так и было, что именно это и есть наша история. Отдельное спасибо Сергею Стрельникову, своей искренностью заставил меня и многих моих знакомых взяться за учебники и еще раз внимательно прочитать, что же было тогда, в начале прошлого века и что же такое произошло, что 10 дней из жизни нашей страны потрясли весь мир и все будущие поколения. Побольше бы таких фильмов, спасибо режиссеру за историческую тактичность и этичность; корректность и, надеюсь, правдивость.

    10 из 10

    26 февраля 2013 | 03:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 228 руб.
    DVD, 312 руб.
    подробнее

    Новости


    Крупнейшая российская кинокомпания «Централ Партнершип», занимающаяся прокатом как отечественных, так и зарубежных картин, открывает собственную производственную студию, где будет снимать фильмы. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.Собачье сердце8.387
    66.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.376
    67.МалышThe Kid8.376
    68.ГонкаRush8.373
    69.Терминатор 2: Судный деньTerminator 2: Judgment Day8.362
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok97.28%
    2.ВозвращенецThe Revenant96.79%
    3.В сердце моряIn the Heart of the Sea95.17%
    4.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.14%
    5.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.90%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    СудьяThe Judge42
    Горько! 232
    ЯростьFury16
    Выпускной8
    Солнечный удар24
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.365
    Город героевBig Hero 68.405
    ЯростьFury7.703
    СеренаSerena6.562
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры