всё о любом фильме:

Две женщины

год
страна
слоган-
режиссерВера Глаголева
сценарийСветлана Грудович, Ольга Погодина-Кузмина, Вера Глаголева, ...
продюсерНаталья Иванова, Вера Глаголева, Антра Цилинска, ...
операторГинтс Берзиньш
композиторСергей Баневич
монтажАлександр Амиров
жанр драма, ... слова
бюджет
€2 860 000
сборы в России
зрители
Россия  20.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время98 мин. / 01:38
Волевая молодая женщина замужем за богатым помещиком. Но однажды она безответно влюбляется в наставника собственного сына.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.70 (116)
ожидание: 94% (1168)
Рейтинг кинокритиков
в России
3 + 0 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне».
    • Рэйф Файнс во время съёмок произносил все реплики по-русски. Но так как его акцент всё равно оставался слишком заметен, с согласия Файнса роль была переозвучена российским актёром.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1690 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм «Две женщины» снят В. Глаголевой по мотивам пьесы И. Тургенева «Месяц в деревне». Это сразу понятно. Все сохранено — костюмы, прически, тексты — что замечательно. Очень «вкусно», с большим пониманием сняты сцены из быта барской усадьбы. Свежие цветы привозят в сундучках, слуги чистят столовое серебро, девки моют родниковой водой яблоки. Чистые крестьянские дети в сытости и довольстве, конь кушает сено. Все работают, никто никого не угнетает.

    Идиллия барского поместья. Белоснежный хозяйский дом и добротные амбары, изысканная плетеная мебель, которую дворовые заботливо убирают из-под дождя с веранды, «простой» сельский натюрморт с домашними коржами и золотыми кусками сотового меда в окружении живых пчел…

    А красота природы! Барышни в белых платьях, как бабочки, долго порхают по золотому пшеничному полю, как в зеркале, природа отражается в помещичьем пруду, закат над которым живописен и прекрасен…

    Обстановка создана. Люди в ней как в декорациях. Ракитин с понимающим взором прекрасных глаз на некрасивом чисто «английском» лице влюблен в барыню Наталью Петровну. Она влюблена в учителя сына Николеньки, Алексея Николаевича. Что очень хорошо характеризует их семейство — молодой человек преподает мальчику русский язык. Хотя есть и учитель немецкого. Алексей Николаевич влюблен в бедную воспитанницу хозяйки Веру Александровну, но не отвечает ее чувствам потому, «что ему всего двадцать лет и у него ничего нет». Несчастная сирота, чтобы уйти из этого дома, не «стоять на пути» благодетельницы и того самого учителя, выходит замуж за смешного глупого старика. Молодой учитель бежит из поместья, запутавшись в отношениях, и со страху. Благородный Ракитин, друг хозяйкиного мужа, объяснившись с ним, тоже уезжает.

    Запутанно и трагично? Ничуть. Вполне себе по своему времени, по эпохе. В следующее лето в этой деревне может случиться еще что-нибудь романтическое, в этом же роде. Все преходяще.

    Настоящих здесь только двое — муж, единственный работник, всегда занятый какими-то бумагами, и мать мужа — любительница французских романов, которые читает ей компаньонка, по совместительству учительница музыки. Для краски — старая дева с иностранным акцентом по имени Елизавета Богдановна.

    Очень красиво, правильно и дорого показано. Но как-то все несвоевременно, что ли, «не вечно на все времена». И так все понятно. И зачем главный герой (актер) — иностранец?

    19 февраля 2015 | 18:16

    Спасибо, что Вера Глаголева экранизировала классику: Иван Тургенев, «Месяц в деревне». Она обращаются к теме вечных ценностей. Человеческие взаимоотношения — это самое главное, это то, ради чего стоит жить и чем стоит дорожить. С другой стороны, блаженны люди, которые могут себе позволить заниматься исключительно личными проблемами и препарировать их до мелочей и нюансов собственных ощущений. В наш век мы об этом уже давно забыли, что это можно и нужно делать хоть бы время от времени.

    Спасибо сценаристам фильма, режиссеру Вере Глаголевой, что напомнили о вечном, создали атмосферу визуализации старинной русской усадьбы XIX века с ее неспешной размеренной жизнью, а сюжет фильма заполнили не выдуманными, а настоящими страстями.

    Получился фильм с запутанной любовной историей, в сети которой попали несколько человек: жена богатого помещика и друг её семьи, и молодой студент. И с другой стороны — вторая женщина: молодая воспитанница помещицы и тот же студент.

    25 января 2015 | 14:39

    Пошла на самый первый, самый утренний сеанс, который только показывали у нас в городе. Предварительно ознакомившись с первоисточником, естественно.

    Из того, что понравилось:

    - Достоверность. Все эти костюмы, мебель, усадьба, атмосфера той эпохи до самых мелочей. Вот за это я и люблю исторические фильмы, чтоб верилось, чтоб хотелось туда попасть.

    - Съемки. Просто потрясающе красиво, природа деревни, поля, небо, дождь в лесу, светловолосые дети, всё такое очень русское-русское.

    - Александр Балуев (Ислаев), он не играл, он там жил! Гениально.

    - Сергей Юшкевич (Шпигельский). По пьесе скользкий тип, и в кинопостановке такой же, характерная внешность, характерный говорок, находка!

    - Анна Леванова (Верочка). Очень миленькая, под конец фильма немного переигрывала, особенно в сцене под дождём, но ей простительно.

    Что не понравилось:

    - Анна Астраханцева (Наталья Петровна) — вообще не играла, отвратительно, абсолютно никаких эмоций, складывалось впечатление, что где-то за кадром для неё висят листы с текстом, по которым она просто читает. И это странно, учитывая, что актрису на главную роль искали долго и тщательно. Были кое-какие проблески игры в сценах её отчаяния, но как всё началось, так всё и закончилось.

    Что не понравилось, но это не критично и лично моё мнение:

    - У меня не появилось ощущения, что это всё-таки фильм, действия отрывочные, всё слишком быстро, как в киноспектакле.

    - Возраст актёров, по пьесе мужчинам, главе дома и его другу, нет и сорока, в фильме же — им за пятьдесят.

    - Общение некоторых героев мне показалось не очень свойственным XIX веку. Они говорили бойко, быстро, практически как современные люди, без какого-либо смущения, а интрига там была ого-го какая.

    - Рэйф Файнс (Ракитин) талантливейший человек, прекрасный актёр (мой любимый на данный момент), у него отличная мимика и он потрясающе умеет передавать эмоции, особенно негативные. И Ракитин по пьесе довольно интересный персонаж. Но это не та роль, в которой бы требовалось участие Файнса, он не показал в своей игре ничего такого, чего бы не смог показать другой опытный актёр.

    И он всё равно иностранец. Хотя роль свою он выучил раньше всех на съемочной площадке и русским языком занимался по восемь часов в день, а в кадре всё равно как будто не понимает, о чём идёт речь, слишком много улыбается, когда это вроде бы не требуется, при разговоре держится не так, как нужно.

    Еще из-за этого пришлось не включать в постановку монолог Ракитина из пьесы (а это было бы интересно), потому что Файнсу было бы трудно себя озвучить.

    В целом, фильм скорее понравился, чем нет. Он такой красивый, очень живописный, поэтому

    7 из 10

    22 января 2015 | 15:43

    Этот прекрасный фильм мне удалось посмотреть лишь спустя год после его официальной премьеры, т. е. сегодня, на открытии IX Международного фестиваля «Любительское кино + Profi», председателем жюри на котором в этот раз является непосредственно режиссёр данной картины Вера Глаголева. Произнеся напутственную речь перед показом, она передала слово Наталье Ивановой (продюсеру), которая, мельком упомянув Рэйфа Файнса, сообщила, что фильм будет показан с репликами, озвученными самим Рэйфом, чему я была несказанно рада. Это хотелось бы отметить как небольшой, да что уж там, крупный плюс фильму.

    Я не являюсь ценителем российского кино, как массового, так и независимого, мало в нём разбираюсь, но все же решила написать о «Двух женщинах». Этот фильм, в первую очередь, впечатлил меня своей красотой. Именно красотой, ибо всё — от прекраснейших аутентичных костюмов и платьев героинь до сочных видов колосящихся полей и леса под проливным дождём — доставляет неимоверное эстетическое удовольствие. При всём этом нисколько не страдает реализм, картинка не выглядит искусственной. Музыкальное сопровождение Сергея Баневича отлично вписывается в стилистику фильма, помогая прочувствовать атмосферу. Время от времени герои перекидываются парой слов на французском, словно вплетая их в свою речь, что ещё больше погружает в золотую эпоху Тургенева, Толстого, Пушкина…

    В центре повествования находится любовный треугольник — в молодого учителя Беляева влюблены те самые две женщины, а именно: жена помещика Наталья Петровна, чьему сыну молодой человек и приходится наставником, и юная Верочка, названная дочь Натальи Петровны. Тут же оказывается, что в Наталью тайно влюблён старый друг её мужа Михаил Ракитин. Фильм строится исключительно на выяснении взаимоотношений главных героев, но от этого не скатывается в пучину скуки. Темп повествования размерен, но чудесная работа оператора и художников-постановщиков заполняет все возможные промедления в сюжете. Разве что некоторые персонажи здесь казались лишними за неимением какого-либо влияния на сюжетную линию. Однако если вспомнить классику, то там довольно часто присутствуют второстепенные герои, которые лишь помогают читателю раскрыть определённые качества главных действующих лиц.

    Актёрская игра также заслуживает похвалы. Рэйф Файнс, конечно же, вне конкуренции. Его Ракитин — влюблённый, он безмерно проявляет свои чувства внешне, но боится признаться о них вслух. Он счастлив просто находиться рядом с Натальей, но в глазах у него тоска, ведь его мечта несбыточна. Акцент Райфа добавляет Ракитину некую загадочность, шарм и утончённость. Анне Астраханцевой сполна удалось воплотить волевую и самодостаточную Наталью Петровну. Она, словно первый раз по-настоящему влюбившись (быть может так и есть), сначала не осознаёт или не желает осознавать свои чувства к Беляеву. Какой нонсенс! Статной жене помещика влюбиться в юношу, да ещё и учителя собственного сына. Но перед любовными порывами души устоять не легко. Очень впечатлила Анна Леванова, сыгравшая Веру. Она — полная противоположность Натальи: неопытная, беспечная, жизнерадостная, Верочка ещё совсем не задумывается о взрослой жизни, для неё всё это кажется таким далёким. В силу своей неопытности ей сложно понять или охарактеризовать свои чувства к молодому учителю.

    Не буду лукавить, с пьесой Тургенева «Месяц в деревне» я не знакома, но насколько возможно судить по прочитанным мною произведениям той эпохи, «Две женщины» — прекрасное воплощение тех времён, тех традиций и нравов. Это визуально и духовно хорошее кино, плавно вовлекающее вас в свою историю, заставляющее наслаждаться каждым кадром и способное, к слову, улучшить ваше мнение о современном русском кинематографе.

    8 из 10

    6 апреля 2016 | 22:31

    И про кино.

    Классика без майонеза и кетчупа.

    Бывают женщины, что с годами становятся все краше, раскрываясь как благородное вино. А бывают те, что на протяжении сорока лет выглядят неизменно. Они не молодятся, им не надо, они молоды и без того. Если они и ухоженные, то это не бросается в глаза, они натуральны и красота их свежа и бесхитростна. Именно такой я вижу Веру Глаголеву. Возможно, все дело в имени? Имя Вера не меняется и не имеет уменьшительной формы. Про имя — это мне только что в голову пришло. Вчера, во время творческой встречи с Глаголевой, в меня в голове роились другие мысли. Например, я думала о том, что актриса стала режиссером и ей просто негоду выглядет так. Поэтому она надела очки в тяжелой оправе и эти элегантные вещи, придающие ей немного лишнего объема. Потому что женщина-режиссер не может выглядеть как героиня «Выйти замуж за капитана», негоже оставаться девочкой внешне, если ты мать трех взрослых дочек и бабушка уже не первый год. Итак, Вера Глаголева прекрасна! И это данность. Данность и то, что она талантлива. Во всем. В материнстве, актерстве, режиссуре.

    О Вере (простите мое легкое панибратство, но отчества я не знаю, да и не пойдет для изящной и молоденькой Вере, отчество — это ведь возрастное) как о режиссере я осталась высочайшего мнения, посмотрев ее ленту «Своя война». Сильно! И тема, о которой не принято было говорить (но очень личная для Веры и ее семьи) меня зацепила очень. Женщины по той или иной причине родившие во время войны детей от немцев (кто-то влюбился, кого-то изнасиловали) — эта тема не может быть плоской и рассматриваться только однобоко. Сложная тема, жизненная и очень драматичная. И Глаголева-режиссер справилась на отлично.

    А вчера была хрестоматийная классика. Тургеневские женщины. Две. Так и называется картина «Две женщины». Мне показалось, что смена названия — единственная вольность, которую позволила себе Глаголева. В остальном — «Месяц в деревне», именно тургеневский, именно такой, как в книжке. Я обожаю именно такие экранизации. Для меня идеальный фильм по классике, это чтоб казалось, что снимали без сценария и суенаристов. Просто открыли книгу и по тексту выстраивали картинки и разучивали диалоги. Вчера смотрела и понимала — это Тургенев! Затянутая и вялотекущая атмосфера сонного зноя, ленивого поместного времяпровождения — это Тургенев. Без кетчупа и майонеза — то есть без приправ для привлечения зрителя, привыкшего к фастфуду и гастриту.

    Вера Глаголева говорила, что фильм занял четыре года, но съемочный процесс длился месяц. Тот самый месяц в деревне. В родовом поместье композитора Глинки, что под Смоленском. И по актерам было заметно — они не играют, они проживают свой месяц в деревне.

    Актерский состав фильма — тема отдельная. Главная героиня — женщина во в ех смыслах тургеневская. Красота благородной породы, томность и искренность, изящные руки, ноги и манеры. Ах, какая дивная Наталья Петровна! И лицо новое, свежее, ни в сериалах, ни в рекламе фэйри мной раньше не замеченное. Муж ее в исполнении актера Балуева соответствовал. Увидела актера совсем в другом амплуа. И, знаете ли, убедил. Это мощный брутальный мужик предстал ч образе немолодого помещика, обожающего жену, но очень увлеченного сеялками и хозяйством. Кстати, в этой ленте он был немного похож на Депардье, тот де типаж. Думаю, что нашему новому соотечественнику очень пойдут роли русских помещиков.

    Кстати, о нерусских актерах в ролях русских дворян. Михаила, гостя Натальи Петровны и ее мужа, умного, тонкого, проницательного, меланхоличного, влюбленного и благородорого сыграл… Внимание! Сдохните от зависти режиссеры, плохо снимающие ради пальмовых ветвей в своих фильмах хороших актеров! Итак, дважды оскароносный Рэйф Файнс сыграл в Тургеневе, сыграл у Веры Глаголевой, сыграл, выучив роль на русском языке (но, разумеется, что переозвучили, но и изначально актер произносил русский текст) и сыграл блестяще! Онегин, английский пациент, шиндлеровский список… И, наконец, теперь еще и тургеневский герой! Блестяще! Восторг! Причем, я ведь случайно попала на мероприятие. То есть знала только, что Вера Глаголева сняла новый фильм. Титры смотрела невнимательно, меня отвлекали зрители, пришедшие по контромаркам, которым не хватило мест в переполненном зале рязановского киноклуба «Эльдар», предположить, что актер такого уровня будет в этой картине и предположить не могла. И первые двадцать минут шептала на ухо подруге: «Боже, как же на Файнса похож». Потом не выдержала, включила телефон и полезла в интернет узнавать имя актера с такими необыкновенными глазами.

    Выводы. Смотреть, если лень перечитывать. Смотреть, если хотите увидеть добротную классику. Смотреть, если хотите насладиться великолепной работой актеров, гримеров и операторов. Смотреть, если можете оценить блестяшую работу художника по костюмам. Смотреть, если хотите услышать правильнейшую русскую речь. Смотреть… Нет, не так! Заставлять смотреть, если не уверены, как и я, что сможете заставить отпрысков прочесть. Хорошее кино!

    PS И да, скучающие тургеневские герои и залипшие в сотах и каплях меда осы были настолько убедительны, что я поймала себя на мысли: революция 17го года была неизбежна

    21 января 2015 | 09:46

    Это кино ручной, сердечной работы, хорошо показана природа и взаимоотношение людей их чувства, переживания — все это отражается на лицах героев замечательной картины «Две Женщины». В фильме очень хорошо показано сплетение человеческих мыслей и все то, что его окружает, начиная от самой природы и заканчивая мелочами (определенными символами) — чисто по Тургеневски. Это фильм для тех у кого еще есть душа, совесть и сердце

    Большое спасибо за столь чудесную экранизацию И. С. Тургенева.

    Это редкая картина за много лет, которую можно смотреть всей семьей (мама, папа, детишки, бабушка и дедушка) и все здесь найдут свой интерес!

    Замечательно подобран международный состав актеров, все это так здорово и гармонично смотрится в картине.

    Любовь в разные возрастные периоды жизни, как красиво ей управлять — вот о чем фильм!

    Любовь вдохновляет, оживляет и заставляет нас действовать!

    Любовь заставляет томиться, если она безответная! Как с правиться с этим чувством нам и рассказывает фильм «Две Женщины»

    9 февраля 2015 | 17:43

    Все эти годы, когда смотрела (не без зависти) экранизации, снятые на «Би-би-си», спрашивала себя: почему нельзя у нас снимать такое кино? Ведь у нас есть великая усадебная литература, сохранились музеи-усадьбы. Но при этом понимала, как трудно пробить подобный проект в нынешних «экономических условиях». А точнее, в условиях жёстко коммерциализированного российского проката, для которого классика (не переделанная в пошловатую мелодраму или триллер) — «не формат». Тем большего уважения, благодарности и поддержки заслуживает труд всех создателей этой картины — которая получилась, как минимум, на уровне «Би-би-си». Браво!

    Фильм стал для меня настоящим открытием, радостью и утешением. Прошла неделя со дня последнего просмотра, а я до сих пор хожу под впечатлением, хожу с этой музыкой, с этими залитыми солнцем лугами, с этими необыкновенными лицами, голосами… Потерянный рай…

    В фильме — и тоска по «России, которую мы потеряли» (увы!), и по чистоте человеческих отношений, и по красоте природы (которую мы почти уничтожили), и просто по красоте. А ещё — размышления о том, как сохранить то, что ещё осталось на земле прекрасного. Только сохраняя то прекрасное и доброе, что ещё теплится в нас. Ведь эта картина обращается к душе человеческой (прежде всего, к женской душе) и находит отклик — на тех показах, которые я застала, не было свободных мест. На недавнем показе в кинотеатре «Космос» зрительный зал буквально брали штурмом. Значит, он задел какие-то душевные струны, что-то угадал в нас…

    Я не буду ничего анализировать (хотя могла бы, это моя профессия). Просто очень хочу поддержать это кино, его создателей и поделиться своими субъективными ощущениями, впечатлениями, обрывочными мыслями.

    Смотрела фильм, параллельно перечитывая пьесу «Месяц в деревне». Из книги приходила в кинозал, из кинозала возвращалась в книгу. Очень точно ухвачена на экране атмосфера литературного первоисточника, который и драма, и комедия (в фильме много смешного, забавного — по-настоящему!). И при этом с большим тактом убрано или подкорректировано всё то, что осталось в своём времени, что непонятно и чуждо современному зрителю. Действие почти всей пьесы Тургенева происходит в доме, а в фильме перенесено на воздух. В нём вообще очень много воздуха, солнца, света и ливня, пахучей свежести листьев и трав после дождя. Человек и природа будто слиты воедино. Природа принимает участие в жизни этих человеческих душ, откликается на них. Безоблачное счастье — безоблачное небо, а на излёте этого счастья — гром, ливень и — изгнание из рая спокойной, радостной, идиллической жизни посреди красот… Тонет оса в блюдце с мёдом, гибнут от грома оранжерейные цветы, которые с такой осторожностью вёз Ракитин в подарок Наталье Петровне; все разлетаются, разъезжаются — а на душе светло. Почему? Потому что есть простая истина: чтобы на душе было светло, душа должна быть светлой, чистой. С экрана прозвучали простые, но такие важные тургеневские слова: «Ради спокойствия друзей порядочный человек просто обязан иногда отказывать себе в удовольствиях»…

    Фильм подкупает слаженностью актёрского ансамбля, совершенством операторской работы, безупречным художественным, музыкальным, шумовым решением. Здесь есть единство замысла и воплощения — ни одной нитки не торчит, ни одной фальшивой ноты не слышится. Актёры подобраны так, что ни о ком дурного слова не скажешь — просто родились для этих ролей. Анна Архангельская будто пришла из XIX века, из портретов кисти Брюллова. Она будто всю жизнь носила эти платья — так естественна её женственная, мягкая пластика в исторических костюмах, так пленителен чувственный голос. Рэйф Файнс: его проницательные, всё понимающие глаза невозможно забыть. Кстати, было очень интересно услышать и его голос — Вера Глаголева выпустила вторую версию озвучения, где за Ракитина говорит Рэйф Файнс. Акцент, конечно, заметен, но он совершенно не мешает восприятию актёрской игры и не нарушает ансамбля — мало ли, в каких «заграницах» провёл последние годы Ракитин! А пожив вдали от родины, немудрено и акцентом обзавестись. Александр Балуев: просто блистательный актёр, и в необычном амплуа. Его Ислаев — человек грубоватый, деловой, но при этом умный, тонкий, благородный, способный на самопожертвование.

    А вообще, если серьёзно, то это фильм, в который хочется «прийти пожить» — просто погрузиться в его светлую, чистую атмосферу, чтобы хотя бы на 1 час 40 минут отвлечься от тягот и стрессов сегодняшней жизни. Обязательно куплю его на DVD. И дай Бог успеха его создателям!

    17 февраля 2016 | 00:53

    Честно говоря, о выходе этого фильма слышал, но никаких сильных ожиданий от него не испытывал — видимо, будет очередной среднестатистический вариант для полки в… Однако, мне приятно, что я ошибся! Это кино ручной, душевной работы, хорошо показана природа и взаимоотношение людей их чувства, переживания — все это отражается на лицах героев этой замечательной картины с простым названием «Две Женщины». В фильме очень хорошо показано сплетение человеческих мыслей и все то, что его окружает, начиная от самой природы и заканчивая разными мелочами — чисто по-тургеневски.

    Скажу более — мне кажется, это новое направление в киноиндустрии.

    Это фильм для тех у кого еще есть душа, совесть и сердце.

    Огромный респект авторам за столь чудесную и высокопробную экранизацию И. С. Тургенева, иногда говорят, что книга лучше фильма, но здесь как раз все наоборот, ну на мой вкус конечно!

    Это редкая картина за много лет, которую можно смело рекомендовать к сугубо семейному просмотру (для любого поколения), и каждый здесь найдет свой интерес и свою интригу!

    Замечательно подобран международный состав актеров, при этом все они здорово и гармонично смотрятся в картине, поражая порой своей одновременно простой и высокопрофессиональной игрой

    Любовь и высокие чувства в разные возрастные периоды жизни, как правильно и красиво ей управлять — вот о чем этот фильм!

    Любви все возрасты покорны — это смело можно сказать об этом кино!

    Думаю, что схожу на этот фильм еще разок-другой, очень уж впечатлило!

    24 января 2015 | 08:59

    Дорогие киноманы, скажите честно и не кривя душой, если бы на входе в кинотеатр вам сказали, что смотреть вы идёте фильм, в основу которого легла пьеса, да ещё классическая, в придачу к тому ещё и российская, многие из вас не развернулись бы к кассе, выбрав для просмотра нечто менее полярное? Думаю, вряд ли кто из вас ответил бы на этот вопрос отрицательно. Современный зритель, избалованный голливудскими трюками и спецэффектами и, чего греха таить, мало интересующийся родной историей и литературой, выбрал бы экранизацию классической пьесы в последнюю очередь. И то, что в российском кино до сих существуют энтузиасты, снимающие кино не в угоду зрителю и не ради кассовых сборов, а что называется, для души, внушает к этим людям безмерное уважение. Одним из таких людей стала Вера Глаголева, положившая в основу своего фильма классическую пьесу Ивана Тургенева, «Месяц в деревне», мне доселе неизвестную. Каково же было моё изумление, когда я узнал, что вышеуказанная пьеса уже практически три десятилетия не сходит с подмостков мировых театров (в самой известной постановке 1994 года лондонского Аlbery Theatre сыграла оскароносная Хэлен Миррен). Я, вообще, безмерно люблю киноадаптации мировых театральных хитов, и пропустить адаптацию пьесы Тургенева, заручившуюся лишь хвалебными отзывами рецензентов КП, я пропустить не мог.

    В поместье Аркадия Ислаева приезжает московский студент, нанятый для обучения его сынишки Коли грамоте. Молодым человеком мгновенно увлекается жена Ислаева, вечно скучающая в поместье, удалённом от столичного лоска и суеты, Наталья Петровна, а следом за ней и её семнадцатилетняя воспитанница Верочка. Женщины, прежде любившие друг друга, как мать и дочь, готовы теперь разорвать друг друга на части от приступов ревности. Градуса ситуации добавляет появление в поместье Ислаевых Ракитина, друга семьи, давно влюблённого в Наталью Петровну. Как же героям найти выход из любовного многоугольника?

    Даже зритель, знакомый с произведениями Тургенева лишь поверхностно, в рамках школьной программы, помнит, что те никогда не отличались особой динамикой. И несколько вялый ритм повествования, чётко схваченный Глаголевой, играет ей только на руку- зритель, взгляд которого услаждает великолепие природы, окружающей поместье Ислаевых, вынужденный прислушиваться к каждой фразе героев, общающихся непривычным нам высокопарным витиеватым языком, растворяется в «Двух женщинах» без остатка, завороженный этим неспешным ритмом театральной постановки. Немалая заслуга в этом блестяще подобранного Глаголевой актёрского состава -дело тут даже не в востребованном Ральфе Файнсе, несомненно, великолепном в роли Ракитина, и в не мега опытном Александре Балуеве в роли Ислаева, а в двух Аннах (Астраханцевой и Ливановой, знакомых зрителю большей частью по сериалам) в образах Натальи Петровны и Верочки соответственно, женщин, сжигаемых изнутри страстью, неспособной вырваться наружу, притягивающих к себе самых разных мужчин, и отталкивающих их в угоду собственному «эго». Актёрский ансамбль при этом выстроен так гармонично, что молодые Никита Волков и Анна Ливанова не пасуют на фоне гораздо более именитых партнёров по фильму, хотя и видно что играть им невыразимо сложно…

    Таким образом, гармонично выстроенный актёрский состав, великолепные костюмы XIX века и неспешный ритм повествования со всеми его рассуждениями о чести и порядочности, превращает «Двух женщин» в фильм, просочившийся в современный кинотеатр из какой-то параллельной реальности. История снята с такой неимоверной теплотой, с таким безмерным уважением к самому Тургеневу и его героям в частности и к изображаемым историческим реалиям в общем, заставляют ещё раз поаплодировать Вере Глаголевой за неимоверную смелость в попытке адаптировать для кино отечественную пьесу, востребованную в театрах мира наравне с пьесами Чехова и Островского.

    7 из 10

    10 марта 2015 | 15:59

    Экранизация русской классики. Как давно Вы встречали что-нибудь стоящее? Такое, чтобы можно было окунуться в мир писателя, не отвлекаясь на современные вставки, почувствовать себя другим, более чистым, и пожить хотя бы пару часов, но где-нибудь в 19 веке… Такое даже в театре редкость, что уж говорить о кинематографе. И тем большее уважение вызывает смелая попытка режиссера вернуть вымывающееся из памяти ощущение причастности к великой русской литературе. Таким стал и взгляд режиссера Веры Глаголевой на пьесу Ивана Тургенева «Месяц в деревне», драматическую историю «любви, благородства и жертвенности».

    Надо сказать, что заглавие кинокартины вовсе не случайно. В апреле 1850 года пьеса Тургенева под первоначальным названием «Студент» была отправлена в Петербург, но не прошла цензуру. По той же причине автор не смог напечатать произведение и под вторым заголовком — «Две женщины». Лишь спустя пять лет, основательно переработав текст, Тургенев наконец издал пьесу, назвав ее «Месяц в деревне. Комедия в пяти действиях».

    Говорить о сюжете «Двух женщин» — все равно что оценивать сюжет самой тургеневской пьесы: несмотря на небольшие сокращения и незначительную перестановку оригинальных событий, суть произведения нисколько не изменилась. Лишь финал — смелая и неожиданная идея режиссера — выделяется из общей картины, но не противоречит идее пьесы, а, наоборот, как бы продолжает диалог с самим Тургеневым. В центре сюжета — любовный пятиугольник: богатый помещик Ислаев, его жена Наталья Петровна, молодой учитель их сына Беляев, юная воспитанница Вера и друг семьи Ракитин. Глубокое, искреннее чувство, которое испытывает каждый из них, поражает своей невинностью и в то же время силой, а от того, как разрешаются любовные линии, туманятся глаза. Но нет, это не плаксивая мелодрама для девочек и даже не новые ощущения для пожилых филологов. И пусть далеко не каждому придется по вкусу или окажется под силу такая картина, но это просто кино, снятое так, как должна быть снята экранизация на Тургенева: чисто, искренне и с большой любовью.

    Именно такую цель ставила перед собой режиссер «Двух женщин» Вера Глаголева, больше известная как актриса фильмов «Не стреляйте в белых лебедей», «Сошедшие с небес»: «Я изначально не хотела заниматься модным нынче осовремениванием классики. Старалась передать максимально точно мир тургеневских героев, дух того времени. Это такой взгляд в прошлое, ожившие картины того времени». Старания режиссера были оценены по достоинству: фильм уже имеет гран-при трех кинофестивалей: «Золотой феникс», «Амурская осень» и «Угра». Нельзя обойти стороной и чудесную работу композитора Сергея Баневича, чья музыка оказалась не просто созвучна картине, а тесно вплелась в её ткань, по словам Глаголевой.

    Невозможно не обратить внимание на актерский состав экранизации и, в первую очередь, конечно, на Рэйфа Файнса («Список Шиндлера», «007: Координаты Скайфолл», «Гарри Поттер»), чье имя было даже вынесено на постер. Разумеется, известный актер превосходно справился с задачей (как он потом отметил, «сыграл самого себя»). Но поражает другое: как человек, далекий от русского менталитета, культуры и литературы смог так чутко передать душевную драму русского дворянина Ракитина, несчастливого влюбленного? И просто огромное уважение вызывает его трепет по отношению к речи своего героя: Файнс выучил русский язык, чтобы самому произносить слова персонажа и проживать вместе с ним его любовь. Интересными были образы и других зарубежных актеров: француженки Сильви Тестю («Жизнь в розовом цвете») в роли компаньонки Елизаветы Богдановны и немца Бернда Мосса в роли гувернера Шаафа. Невероятно проникновенной оказалась игра русских актеров: Анна Астраханцевой (Наталья Петровна), Александра Балуева (её муж Аркадий Ислаев), Анны Левановой (воспитанница Вера), Никиты Волкова (молодой учитель Беляев) и др.

    Картина снималась в живописных окрестностях Смоленска, в имении композитора Михаила Глинки Новоспасское, где доподлинно были восстановлены интерьеры и внешний вид усадьбы в стиле русского классицизма середины 19 века. Реквизит — настоящий антиквариат, собранный из частных коллекций и салонов, костюмы — из натуральных тканей из коллекций старинных английских фабрик. Каждая деталь, будь то головной убор или кресло, перчатки или свеча, точно повторяют реалии того времени, что просто не может не вызывать восхищения даже искушенного зрителя.

    Картина Веры Глаголевой «Две женщины» существенно отличается от всего, к чему привык современный кинозритель, а потому в большинстве своем остается как будто незамеченной, неоцененной, может быть, даже невостребованной. Но не сказать о том, какой на самом деле важный шаг — назад в прошлое и одновременно вперед, в культурное будущее — сделала режиссер, невозможно. Ясно понятая классика, тонко прочувствованная драма каждого из героев, любовь к каждой мелочи из их жизни — вот что такое «Две женщины». Тургеневские женщины.

    3 марта 2015 | 18:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>