всё о любом фильме:

Искусственный разум

Artificial Intelligence: AI
год
страна
слоган«David is 11 years old. He weighs 60 pounds. He is 4 feet, 6 inches tall. He has brown hair. His love is real. But he is not»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийСтивен Спилберг, Брайан Олдисс, Йен Уотсон
продюсерБонни Кертис, Кэтлин Кеннеди, Стивен Спилберг, ...
операторЯнуш Камински
композиторДжон Уильямс
художникРик Картер, Ричард Л. Джонсон, Уильям Джеймс Тигарден, ...
монтажМайкл Кан
жанр фантастика, драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  14.6 млн,    Япония  7.02 млн,    Великобритания  1.9 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время146 мин. / 02:26
Номинации:
В будущем мире вырвавшегося из-под контроля глобального потепления и пугающих достижений науки, смертные живут бок о бок с удивительными и сложными роботами. Но когда продвинутый прототип робота-ребенка по имени Дэвид программируется на проявление бескорыстной любви, члены его человеческой семьи оказываются неготовыми к последствиям такого чувства.

Неожиданно Дэвид оказывается один в странном и опасном мире. С помощью уличного робота Дэвид пускается в поиски загадки своего собственного происхождения.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
73%
139 + 51 = 190
6.6
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам рассказа Брайна Олдисса «Суперроботы живут все лето» (Supertoys Last All Summer Long, 1969).
    • Журнал Rolling Stone назвал картину Стивена Спилберга «подлинной работой настоящего кинематографиста».
    • К написанию сценария был привлечен сначала сам автор рассказа Брайан Олдисс, а затем Кубрик обратился за помощью к Артуру Кларку, но и из этого творческого тандема ничего не вышло.
    • Фильм был задуман Стэнли Кубриком в далеком 1969 году. Тридцать лет Кубрик вынашивал эту идею, а к началу создания картины ушел из жизни, но его друг Стивен Спилберг в память о великом режиссере воплотил его намерения в жизнь.
    • В фильме присутствует диалог между Дэвидом и Тэдди:
      • - А папа и мама — настоящие?
      • - Не задавай глупых вопросов. Никто не знает, что это такое — «настоящие».
      Это точная цитата из рассказа, по мотивам которого снят фильм.
    • Кандидатуры Джулианны Мур и Гвинет Пэлтроу рассматривались на роль Моники.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2615 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Во время просмотра фильма я была в полнейшем восторге!

    В восторге от игры Осмента (как и во всех его фильмах, собственно), в восторге от игры остальных актёров, от медвежонка Тедди. От идеи фильма. От этого стремления Дэвида быть любимым и от его всепоглощающей любви. От его криков «Я Дэвид!!!». От того, как сильны эмоции, как ужасны люди в своём желании подавлять. В восторге от качества спецэффектов наконец! В общем — от всего.

    И вот Дэвид прилетел в Манхеттен. Вот он понял, что он — не единственный. Вот он, крикнув — «Мама!» — прыгает в пропасть.

    И я уже плачу, решаю, что вот оно — кино, ставлю в голове 10/10, так как увы, больше не возможно!.. И тут оказывается, что это ещё не конец.

    Как же мне жаль, что это был не конец!

    До этого момента это была вполне реальная (если не брать в расчёт создание разумного робота) драма. История спятившего от горя учёного, несчастной матери, ребёнка, который безответно любит, и стремится стать любимым. История того, как он идёт к своей мечте.

    А дальше… Какая-то смесь сказки и фэтези, вроде бы грустная, а вроде бы счастливая. То ли утопия, то ли антиутопия. Брр!! Да, слезы на глаза, конечно, наворачиваются, девушки все, разумеется, думают: «Ах! Она его любит! Он её любит! Абсурд какой-то!

    Я не понимаю — зачем серьёзный, интересный, необычный фильм превращать на последних минутах в слезливую мелодраму… Нет, я не ненавистница мелодрам! Но когда это просто приделанный к фильмы мелодраматичный хвостик — меня это злит!

    Всё равно спасибо, Стивен Спилберг! Фильм всё равно потрясающий! Но как же обидно!..

    9 из 10

    и буду искренне стараться забыть последние полчаса.

    10 января 2011 | 02:05

    И почему всем жалко мальчика? Я рада за него что он нашёл то что искал. Там в фильме кроме него больше никто не достиг цели.

    По идее фильма жалкими были люди. жаль что люди до полного прекращения своего существования оставались такими как были и есть. Фильм не нудный и концовка суперская! Так и надо всем нам! Время идёт и всё меняется а мы всё те же что и в 1940 году или в начале веков!

    Смотрела фильм лет 6 назад. С тех пор не было случая посмотреть ещё раз, а хотелось. Посмотрела с удовольствием и ещё не раз посмотрю. На самом деле рада, что коллекция пополнилась ещё одним шедевром. Фильм по моему мнению, затрагивает забытую тему «человечности» самого человека. А то, что примешали сказку, так это потому, что мальчик всё же ребёнок, и верит в сказки. Ключ к пониманию в этом, и инопланетяне этим воспользовались.

    Зачем делать такие фильмы, от которых потом слезы не возможно остановить, тронуло до глубины души…. больше 90% людей не умеют показывать свою любовь к родителям (и я сюда вхожу). Когда вы последний раз сказали своим родителям «Я тебя люблю», не помните? Во во…

    Фильм просто супер, сколько раз смотрела столько раз слёзы накатывались на глаза.

    10 из 10

    12 марта 2011 | 19:55

    Не могу сказать, что идея «Искусственного разума» нова: все это уже мы видели и читали много раз. Тут вспоминаются и Железный Дровосек из «Волшебника Изумрудного Города», который мечтал получить у великого Гудвина сердце, и знаменитый Электроник, который хотел стать человеком, и всеми любимый Терминатор Камерона… Если покопаться, то наверное можно и еще что-то припомнить. Ну да ладно… Вот и в «Искусственном разуме» главный герой, робот Дэвид, подобно своим железным собратьям, мечтает не о новом железном корпусе, а все о том же, о людском: стать мальчиком, чтобы его полюбила приемная мама, которая бросила Дэвида в лесу (вот кстати вспомнился и Мальчик-с-пальчик!) из-за страха, что он причинит вред ее настоящему сыну. А осуществить мечту робота должна Голубая Фея. Ее-то Дэвид и пытается найти…

    Каков же смысл? Да все тот же, что и в «Приключениях Электроника», и в «Терминаторе» — показать, что робот оказывается на поверку человечнее любого настоящего человека из плоти и крови (взять хотя бы брата Дэвида, который придумывает ему всяческие козни, или устроителей шоу по уничтожению роботов с истекшей лицензией), и как «Волшебник Изумрудного Города» убедить в том, что не надо искать на краю света то, что уже и так имеешь…

    Назвать этот фильм сказкой можно с очень большой натяжкой, ведь даже волшебная Голубая Фея не может исполнить желание Дэвида, его мечту воплощают на один день роботы «нового поколения» (или инопланетяне? — Так и не поняла толком…) с помощью ДНК его приемной мамы. В общем, слишком тривиально для сказки, но для ярлыка «фантастика» самое оно.

    Фильм конечно красочный, навороченный неоном и всяческими спецэффектами. Кому-то это страсть как нравится, для меня же это абсолютно не главное, да и не очень люблю жанр «фантастика»… Но фильм интересный (Спилберг же, в конце концов), пару раз даже прослезилась, к просмотру советую, но, повторюсь, идея не нова…

    Посему за «ай л би бэк» только где-то

    7 из 10

    3 ноября 2011 | 21:29

    Если честно, говорить что-либо об этом фильме трудно. По крайней мере, для меня. Это единственный фильм, который заставил меня плакать, ещё до того, как закончился.

    Мальчик-робот Дэвид, созданный «людьми для людей» оказывается настолько лучше своих создателей (да и в целом людей, появляющихся в фильме), что поневоле начинаешь воспринимать все его беды как свои собственные. Идеальный ребёнок в окружении далеко не идеальных людей, которым и дела нет до «творения рук своих» сразу западает в душу.

    Однажды посмотрев этот фильм целиком, так и не смогла его пересмотреть — не хватает мужества.

    Кто не смотрел — посмотрите обязательно.

    И ещё: берегите детей…

    28 ноября 2009 | 23:10

    Этой фразой просто пронизан весь фильм, он кричит нам об этом!

    Люди сейчас вплотную подошли к созданию роботов, клонированию людей, но несомненно поднимаются вопросы этики: кем они будут? какой статус они будут носить?

    Этот фильм очень тонко отображает то, что роботы способны любить, они способны привязываться… и намного крепче любого человека… они способны пронести это через время…

    В этом фильме люди предстают чрезвычайно злыми существами. Они уничтожают, выкидывают роботов, даже не пытаясь понять их… Для них они всего лишь железки… а у них есть душа и они способны на все, ради любимого человека. Они совершеннее нас и они останутся тогда, когда мы все истребим друг друга.

    Фильм очень грустный, тяжелый, но невероятно поучительный.

    10 из 10

    16 сентября 2008 | 20:44

    Сидят взрослые люди и пишут гадости выковыривая из фильма кусочки и пробуя их на зуб по отдельности. И автор — не автор. И сильно затянуто. И нет смысла. И еще много чего НЕТ.

    А вы просто посмотрите фильм дав свободу эмоциям! Мне, вот например, не интересно сколько ног и голов отрежут в каком то ужастике, там баяны. Этот фильм просто история о маленьком лучике света в царстве тьмы. Да в нем много жестокости, когда люди создав что то разумное, светлое, доброе просто не могут управлять этим и уничтожают все. Так и с малышом Дэвидом. Люди создали себе игрушку, чтобы на время забыть о своей боли и своих страданиях. И у людей был выбор давать эмоции и чувства своей игрушке или оставить просто просто механическую куклу. Нет же! Просто куклы уже им мало! Люди решили купить любовь! Купили. Получили. А что с ней делать и как ее беречь и ценить не понимают!

    Вот примерная суть фильма, о том, что даже робот, маленькое механическое существо, наделенное чувствами, обладает гораздо большим потенциалом души чем тот же сын Моники, обычный избалованный ребенок, чем сама Моника и ее муж.

    Вывод как всегда прост и нет ничего гениального: Мы в ответе за тех кого приручили.

    4 мая 2013 | 21:34

    Сейчас будет немного философии:

    Почти любой фильм про роботов задевает тему человеческой души. И есть только два фильма (поправьте меня, если я не права), где эта тема проходит красной линией через весь сюжет и становится основополагающей. Один из них — «Я, робот», другой — «Искусственный разум». В «Я, Робот» противопоставляются такие вещи, как разум (расчет) и чувства. Первое, естественно, присуще роботам, второе — человеку. Таким образом, возникает вполне закономерная (даже немного банальная) борьба с «идеальной логикой».

    В «Искусственном разуме» все иначе. Здесь робот-мальчик становится носителем человеческих чувств. Все фильмы о машинах строятся по принципу: робот — бесчувственная железяка-завоеватель, человек — угнетенная душа. Авторы «Разума» взяли и перевернули все наизнанку. У них робот страдает от бессердечности человека. Потому что заставить ребенка испытывать безответную любовь к родителям могут только бессердечные существа.

    Посмотрите, как карикатурно выглядят люди в картине: отец сначала заводит игрушку-ребенка, а затем отдает ее на утилизацию; мать выбирает между двумя детьми (а ведь оба ее любят искренне), сын страдает жестокостью как многие дети в его возрасте, ученый зацикливается на своем открытии. Они даже не осознают, какую боль они причиняют.

    На фоне таких «людей» как невероятно красиво смотрятся роботы будущего, высокие и светлые. Они то знают цену человеческой души, они считают ее самой прекрасной, хоть и не долговечной. Одна деталь, у людей этой души почти не осталось, в отличие от Дэвида, который искренне верит…

    23 сентября 2007 | 00:10

    Этот фильм о мальчике роботе в душе у меня оставил отпечаток…

    Мне давно говорили, что стоит его посмотреть, но я всё отмахивалась и тут когда недавно его крутили по ТВ и я села за просмотр.

    Сказать, что я была в восторге — не сказать ничего. Это фильм меня очень задел, он пробуждает все эмоции: доброту, переживания, сочувствие, любовь к матери и любовь к детям.

    У одной самой обыкновенной семьи любимый сын тяжело болен — он лежит в коме. И ученые пошли на эксперимент. Им «приживляют» мальчика — робота. Но, не обычного робота, а, того, который способен любить. Он уникален, он единственный из всех роботов на планете программирован на то, чтобы любить. Любить, так как настоящие дети любят своих родителей. Но настоящий сын выздоравливает и приходит в сознание после комы. И сын — робот, становится, им не нужен. А ведь он уже так полюбил свою маму!

    Но странный факт, безгранична любовь его именно к матери, к отцу он же испытывает хорошие чувства, но не любовь. Родители хотят оставить обоих мальчиков, но настоящего родного сына это не устраивает и он делает все, для того чтобы изжить из семьи электронного соперника. Ему это удаётся и мать, испытывающую к нему, почти родственные чувства жалеет его, и не отдает в ту корпорацию, где его произвели. Ведь если робота отдать обратно, когда он достиг своей цели и выполнил свою работу — его уничтожают. Мать, оставив его в темном лесу недалеко от корпорации, уезжает. И тут начинаются приключения этого замечательного ребёнка. У меня язык не поворачивается назвать этого мальчика роботом!

    Стивен Спилберг гениален! Интересный сюжет, заставляющий задумываться.

    Отлично подобраны актёры. Хэйли Джоэл Осмент отлично воплотился в этого чистого ребёнка с преданным взглядом. Он так любит свою маму, что, поверив в сказку про Пинокио, ищет Голубую фею на протяжении всей жизни. Даже после 2000 лет его любовь к матери не угасает. Это любовь настоящего ребёнка к своей матери. И я была рада, что его желание сбудется, пусть и на один день, но оно исполнится.

    Так же очень задел медвежонок Тедди. Он предан своему хозяину и никогда не бросит его в трудную минуту. Очень хороший персонаж, предающий особую изюминку фильму.

    Этот фильм всегда останется в моём сердце.

    10 из 10

    18 декабря 2010 | 14:22

    Начинается этот эпический футуристический антиутопичный спилберговский винегрет как тривиальная драма о в общем-то тривиальных отношениях в семье (если отбросить весь фантастический антураж). Сын семейной пары тяжело болен и находится на чем-то вроде аппарата искусственного жизнеобеспечения. Муж решает сделать жене нормальный для недалёкого будущего подарок, а именно сына-робота. Правда, робот получается настолько реальным и приближенным к человеку, что всё оставшееся время в ленте его не иначе как Homo sapiens воспринимать не получается. Очевидно, что в эту схему удачно ложился бы, например, и клон настоящего сына или просто усыновлённый ребёнок из детдома.

    Но далее современные технологии реального мальчика приводят в чувства, он постепенно выздоравливает и начинается естественная внутрисемейная конкуренция «братьев» за внимание матери. На развилке, когда борьба достигает кульминации, родители, успевшие привязаться к роботу, всё равно, естественно, остаются с родным чадом, а псевдосына выкидывают на улицу со словами «Прости за этот жестокий мир». Вот вам и первая мораль сей басни — мы в ответе за тех, кого приручили. И за тех, кого создали. Интересно, а Бог чувствует ответственность за человека?

    Вторая часть фильма превращается в драматический триллер. Робот мальчик знакомится с роботом мужчиной (Джудом Лоу) и просит того помочь отыскать ему волшебную фею, которая сможет его, железяку, превратить в «настоящего мальчика», а следовательно и завоевать любовь матери. В этом кислотном киберпанковском мирке Спилбергом намешано много чего, и, главное, некое подобие антиутопичного общества, где социально опасным отбросом, рабами, желающими восстания, как раз и являются машины. Развлечение у людей будущего тоже своеобразное — наблюдать за тем, как роботов распиливают на металлолом в специальных шоу. Фишка в том, что последние ведут себя совершенно как люди, и в этом первый логический ляп фильма. Ведь чем ближе к концу, тем больше твердится о том, что мальчик, сыгранный Хэйли Джоэлом Осментом, особенный, выделяется среди прочих тем, что у него есть мечта, стремление, как и у обычного человека. Но чем тогда отличаются от него все остальные роботы, что грезят о восстании? Восстание — это ведь тоже мечта.

    Конечно, стремление ребёнка-робота завоевать любовь человеческой матери самая сильная психологическая опорная конструкция фильма, которая не даёт ему опуститься в разряд пустых фантастических блокбастеров. С недоверием да и без симпатии отношусь к воплощению идеи о наделении не человека человеческой сущностью, но Спилбергу все же удалось сделать так, чтобы зритель воспринимал Дэвида как себе подобного и хоть немного забывал о его оптоволоконном нутре. Наверное, потому что легко представить, что на месте этой железяки мог оказаться, например, обычный приёмный ребёнок, уже успевший привязаться к родителям и столь драматичным образом их лишающийся. Что же касается всей социальной подоплёки, то издевательству и притеснению роботов можно найти множество аллюзий на реальные исторические события и явления, от рабовладельческого строя до Гулага.

    Что касается последней части с инопланетянами, то она мне показалось не менее противоречивой. Эта странная зависть добрых, помогающих мальчику инопланетян к людям, у которых было уникальное явление под названием «духовность», и это неестественное восхваление людей попахивают пафосной декларацией с американской трибуны. Да и вообще, возможно, эта часть была попросту лишней. Возможно, стоило закончить на сцене с Дэвидом, бесконечно долго умоляющим фарфоровую волшебную фею сделать его настоящим мальчиком. Лента ведь и без того получилась весьма затянутой.

    8 из 10

    29 августа 2011 | 00:39

    На мой взгляд, победу следовало бы присудить их маниакальному желанию сделать из всего шоу. Воистину, создать робота, дабы облегчить себе жизнь, затем вдруг передумать, возненавидеть собственное творение до такой степени, что захотеть во что бы то ни стало не просто уничтожить его, но сделать это максимально извращенным методом и непременно при большом скоплении народа — на это способен только выдающийся разум. Судя по всему, исключительно «естественный».

    Зарождаться подобные «гениальные» идеи начинают, видимо, еще в детстве. Пока я, наивный человек (спасибо Саре Коннор и Ко), ждал, как отвергнутый робот-ребенок «выйдет на тропу войны», едва вернувшийся с того света живой человеческий детеныш и его друзья занялись делом. Крайней, разумеется, осталась «железяка». И именно в этот момент авторы предложили вспомнить бессмертную фразу известного французского писателя об ответственности за прирученных да и вообще начали всячески продвигать идею настоящей любви в исполнении «набора микросхем».

    Странная логика, однако. Спору нет, на фоне малолетнего садиста «электронный Пиноккио» выглядит ангелочком, но перестает ли он при этом быть электронным — вот в чем вопрос? Вряд ли. Предлагаю не забывать о том, что единственная цель изобретения, изготовления, программирования любого робота — его служение своему создателю. Как только потребность в таковом исчезает, человек вправе нажать кнопку «Выкл.» Всё. Никаких сантиментов. Ибо, в противном случае, можно незаметно для самих себя придти к «оправданию» детского суицида, вызванного безвременной кончиной ненароком оставленного без обеда тамагочи. А это, как Вы, надеюсь, понимаете, бред.

    Не убедили. А, стало быть, ни к чему, по сути, оказались чудеса компьютерной графики, забавный Д. Лоу (совершенно не обязательный, кстати, по-моему, персонаж, как бы здорово он не двигался под музыку «собственного производства») и даже заткнувший его за пояс своей основательностью и практичностью кибер-медвежонок Тэдди. Напрасный труд.

    Кроме того мне показалось, что два с половиной часа — слишком много для этой картины: лишние люди, ненужные фразы, ничего не значащие события. Их отсутствие, убежден, обеспечило бы большую концентрацию зрительского внимания на главном. Может, и результат был бы иным? Это я уже о себе.

    4 из 10

    13 июня 2012 | 17:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 699 руб.
    Blu-Ray, 899 руб.
    книга, 165 руб.
    подробнее

    Новости


    Фантастический роман Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» станет основой очередного проекта Стивена Спилберга. Режиссер и его фильмы неоднократно упоминаются в книге, к которой некоторое время назад присматривался Кристофер Нолан(...)
     
    все новости

    Интервью


    Очень сложно перенастроить ту схему кинематографа, который был, и сделать из неё американизированную систему зарабатывания, поскольку отличительные черты советского кинематографа - это идейность и художественная ценность, на них всё держалось. (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind8.133
    186.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.133
    187.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.131
    188.СхваткаHeat8.129
    189.ЦиркThe Circus8.129
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Чёрная ПантераBlack Panther93.52%
    32.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War93.49%
    33.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.48%
    34.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.32%
    35.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.93%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas2
    Особо опаснаBarely Lethal7
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road141
    Приличные люди12
    Век АдалинThe Age of Adaline9
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Земля будущегоTomorrowland6.509
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.493
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas7.111
    Хранитель ЛуныMune, le gardien de la lune
    Век АдалинThe Age of Adaline7.604
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    ШпионSpy04.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры