всё о любом фильме:

Затмение

L'eclisse
год
страна
слоган-
режиссерМикеланджело Антониони
сценарийМикеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Элио Бартолини, ...
продюсерРаймон Хаким, Робер Хаким
операторДжанни Ди Венанцо
композиторДжованни Фуско
художникПьеро Полетто, Биче Брикетто, Джитт Магрини
монтажЭральдо Да Рома
жанр драма, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время125 мин. / 02:05
Номинации (1):
Виттория перетекает по жизни из одних обстоятельств в другие: мужчина — подруга — другой мужчина — соседка… Уходы — приходы — встречи — рассказы…

Все это, как облака, проплывающие по небу: вот они есть, а через мгновение — уже нет. Ничего особенного, акцентированного. Жизнь проживается. Танец-лицедейство: вода в чане, щепочки на сухой земле, затмение…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
17 + 2 = 19
7.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был сокращён в советском кинопрокате на 21 минуту.
    Трейлер 01:59

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Этот фильм Микеланджело Антониони, некогда смущавший умы интеллектуалов всего мира (в том числе — и у нас, когда довольно неожиданно попал в советский кинопрокат, хотя и лишился, вероятно, из-за необходимости сокращения более чем двухчасового хронометража, одного из своих ключевых эпизодов — полёта на небольшом частном самолёте), вполне может теперь показаться старой доброй классикой. Обострённо нервная, мятущаяся героиня Моники Витти, которую здесь зовут Витторией, терпит вопреки собственному имени поражение за поражением в личной жизни, опять переживая прославившую Антониони на рубеже 50—60-х годов («Затмение» — четвёртая часть условной пенталогии: от «Крика» до «Красной пустыни») проблему «некоммуникабельности чувств» в экономически стабилизировавшемся обществе. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Сразу скажу — когда смотришь этот чёрно-белый фильм, получаешь огромное эстетическое удовольствие. И вот ведь какая штука — как-то внятно объяснить, описать эти чувства словами очень сложно. Что-то подобное испытываешь, глядя на картины импрессионистов. Всё очень зыбко, неопределенно, тона и полутона… Конечно, это заслуга, прежде всего, режиссёра. Это его язык общения с нами.

    Фильм появился на экранах через год после выхода предыдущей работы Антониони, то есть в 1962 году. Так вот, сравнивая его художественные достоинства с тем, что видишь на экранах сегодня, даже в лучших образцах, невольно задумываешься — прогресс или регресс произошел в кинематографе за эти годы?

    Именно стремление и способность Антониони из довольно простых сюжетов реальной жизни создать яркое художественное полотно привлекает и сегодня к нему внимание, как коллег — режиссеров, так и простых зрителей. Причём, далеко не все в восторге. Кто-то называет это направление «арт-хаус»? Что ж — пусть будет так.

    В центре фильма «Затмение» героиня Моники Витте. Её роль — это уже не эпизод, как в картине «Ночь». Здесь актриса проявляет свой талант в полной мере, благо сценарий (вновь с участием Т. Гуэрра) позволяет. Витте играет изумительно, а, главное, стильно. Так, как ее научил Микеланджело Антониони. До сих пор на экране встречаются актрисы, взявшие на вооружение образ Витте в этом фильме, копирующие ее задумчивую манеру, элементы одежды и прическу. Даже в российском кино есть примеры. Фамилии называть не стану — кто знает, тот поймёт.

    После тревожной атмосферы « Ночи», фильм « Затмение» производит впечатление маленького праздника жизни. Его не омрачают начальная сцена расставания героини с когда-то любимым человеком, и даже сцена катастрофы автомобиля. Может быть, дело в том, что большая часть действия происходит днем, когда много света, когда вокруг много красивых лиц и красивых пейзажей… Показалось, что название «День» для «Затмения» тоже было бы неплохим вариантом.

    Основная сюжетная линия фильма — развитие любовных отношений героини и героя (его играет молодой Ален Делон). Мы уже привыкли, что в современных фильмах любовь сопровождают нервные потрясения вплоть до истерик, детективные сюжеты, страстные объятия с раздеванием, переходящие затем в «разбор полётов» со взаимными обвинениями. И, по правде говоря, таким трафаретным сюжетам не особо-то веришь. Как бы авторы не силились доказать обратное.

    В фильме Антониони ничего этого нет. Но есть зыбкая атмосфера взаимной симпатии и неуверенности, аура лёгкой романтики. Герои Антониони не заламывают руки в стиле «люблю до безумия», а внимательно изучают, присматриваются друг к другу в стиле «кажется, люблю». И эти отношения вызывают доверие и понимание. Встречаются два, в общем-то, совершенно разных человека, а притяжение возникает. И что будет дальше, предсказать невозможно. Именно так в жизни и бывает. Или я ошибаюсь?

    Если говорить о структуре фильма, то наибольшее впечатление произвела сцена на аэродроме, в которой удивительно точно передана уютная добрая атмосфера 60-х годов, которую чуточку удалось застать. Сцена вызвала прилив теплоты и волну воспоминаний. Наверное, не у одного меня. Это ведь и есть признак гениальности произведения искусства, не так ли?

    октябрь 2012

    26 октября 2012 | 10:37

    «Порой мне всё равно что держать в руках: иголку с ниткой, книжку или мужчину» — нет, это не слова уставшей домохозяйки. Молодая, красивая женщина, переводчик, в расцвете своих лет понимает, что она несчастлива.

    Антониони не даёт ответа этой пустоте. То есть не даёт того ответа, что мы ждём. Но самое верное и неизбежное режиссёр знает. И наиболее трепетная сцена прощания Виттории и Пьеро сменяется шествием верховного судьи, всепоглощающего времени. Затмение отступит, всему свой срок, а пока темнота.

    Все действие вращается вокруг Виттории и её поисков. Это и делает картину столь притягательной для глаз. Прекрасная и пытливая Витти окружает себя красивыми, причудливыми вещами, к ней тянутся такие же красивые, яркие люди. Но все эти люди живут своими мифами и легендами, им не понятна её скука.

    Этот фильм, как кажется, является подтверждением не только наростания «некоммуникабельности в условиях экономической стабильности», но и подтвержением того тезиса, что есть вещи, разобраться в которых никто не поможет, нужно переболеть и передумать их самостоятельно и героиня Моники Витти двигается в правильном направлении.

    10 из 10

    18 апреля 2010 | 22:58

    Очень необычный фильм. Практически без музыки, некоторые сцены даже без диалогов, но, что странно, это в нем и завораживает. Режиссер находит прелесть в естественности происходящего, как будто он снимает не фильм, а эпизод из реальной жизни. Безумно красивая режиссура и безумно красивые актеры.

    Главная героиня — ее мир эмоциональный, сочувствующий, задумчивый, порой даже отчужденный. Она старается найти смысл и красоту в каждом самом ничтожном предмете. Главный герой — это материальный, шумный, жестокий и неустойчивый мир. И вдруг на два таких разных мира находит затмение, называемое любовью.

    Потрясающе сняты сцены любви в этом фильме. Каждое прикосновение, объятие и жест — словно произведение искусства. Этот фильм так непохож на современные, переполненные динамикой фильмы, что его стоит посмотреть.

    21 февраля 2008 | 10:04

    «Затмение» Микеланджело Антониони — неторопливая история о чувствах людей в суетливом и неустойчивом мире. Жанровая классификация, на мой взгляд, бессильна перед этой картиной, как, впрочем, и перед другими лентами знаменитого итальянца в том «некоммуникабельном» периоде его творчества. Это и драма, и трагикомедия, и философская притча, и, пожалуй, романтическая мелодрама… Но это неважно, ибо, в первую очередь, «Затмение» — очень сильное и хорошее кино.

    Кино это рассказывает о непродолжительном отрезке жизни молодой красавицы Виттории. Она расстается со своим молодым человеком, настоящих друзей-подруг у нее нет, а мать предпочитает общению с дочерью игру на бирже. Там Виттория и знакомится с Пьеро, преуспевающим биржевым игроком, привлекательным и обаятельным. Вся жизнь энергичного парня — непрекращающиеся финансовые бои, а такую жизнь лучше проводить в посредственной квартирке, чем в квартире, оставленной ему родителями, где все так и дышит традициями и духом красоты. Собственно, это знакомство и развитие отношений двух героев (между прочим, очень качественно сыгранных Аленом Делоном и Моникой Витти) — и есть основной сюжет картины, простой и незамысловатый, но притом гениальный.

    Гениальность эта заключается не в четкости и идеальности сценария; напротив, я уверен, что найдется зритель, который со скептичным видом будет сыпать вопросами или фразами типа «а почему так?» или «так не бывает». Гениальность, как мне кажется, в том, что с таким развитием действия, неспешным, а порой даже затянутым, режиссеру наиболее удачно удается «ворваться» в жизнь персонажей. Да, именно ворваться, ведь порой Антониони со своей кино-командой представляется вероломным незнакомцем, подслушивающим обрывки разговоров или подсматривающим свидания. И зрителю, естественно, приходится следовать за ним.

    Вот мы находимся в квартире бывшего кавалера Виттории, где до сих пор витает затхлая атмосфера ссоры и полуночных выяснений отношений. А вот мы на бирже: всюду кричат, орут, носятся, как потерпевшие, продавая и покупая воздух да цифры на табло. Вдруг мы переносимся в квартиру Пьеро, здесь красиво и торжественно, но пусто, как в опустошенной коробке конфет. Вот мы снова на бирже, ныне «обвалившейся», и наблюдаем за потерявшим пятидесяти миллионное состояние грузным мужчиной. Потом мы вместе с так называемыми подругами главной героини играем в естественность, изображая негров и туземцев, а мгновением спустя пьяница, посылавший воздушные поцелуи Виттории, угоняет машину Пьеро…

    Вы, читающие эту рецензию, спросите: зачем я перечислял вам эпизоды фильма, да еще и в неправильном хронологическом порядке? Все просто. Жизнь героев постоянно измельчается и крошится на эпизоды, количество которых огромно и грандиозно, но ни один из этих эпизодов сам по себе ничего не стоит и никак не отпечатается в их сознании. И все слова — ни о чем, все взгляды — в никуда, все мысли — без смысла. Но все происходит совершенно по-другому, когда герои становятся чуть ближе друг к другу и однажды проводят вместе целый день.

    …просторная квартира Пьеро, трубки многочисленных телефонов сняты, двери закрыты, они вдвоем. Они дурачатся, смеются, кривляются, вспоминают какие-то мелочи, на которые ни за что в жизни не обратили бы внимания раньше. Они веселы и непосредственны, легки и непредсказуемы, честны и естественны. Символично, что именно на эту сцену выпадает единственный момент в ленте, когда персонаж Делона появляется без галстука. Правда, это не продлится долго. Пора прощаться, и герои, договорившись о скором свидании, расстаются.

    Сцена расставания пронзила меня до кончиков нервных окончаний; безусловно, этот эпизод, как и вся концовка, — самое сильное место картины. Спустя несколько коротких мгновений возвращенные в обычное состояние телефоны начинают надрывно звонить, а Витторию толкает на улице грубая, куда-то спешащая прохожая. Вот он — невыносимо резкий контраст между сказкой и реальностью, мечтой и повседневностью. И если попытаться найти четкое, емкое определение жизни главных героев, то это будет слово «опустошенность». А если задаться целью охарактеризовать то чудо, что произошло с Витторией и Пьеро, то трудно будет найти более подходящее слово, чем «затмение». Что бы подчеркнуть и без того ощутимую пропасть между двумя крайностями бытия, Антониони искусственно опустошает последние минуты своего шедевра. Пусто, пусто… Пусто… пусто…

    Будет ли еще такое затмение? Или это было лишь исключением, как известно, подтверждающим верность правила или закономерности? Каждый, кто посмотрит ленту, найдет для себя ответ на этот вопрос сам. Мне пока до конца так и неизвестно, какой ответ на этот вопрос нашел я, но кое-что в этом тщетном поиске я для себя извлек. Микеланджело Антониони вместе со своей слаженной командой и умницами-актерами хотел научить нас ценить счастье, безудержное и неподконтрольное. А так же уметь запоминать эти чудесные мгновения, затмения, когда проявляется настоящая сущность вещей и событий и предоставляется уникальная возможность понять, кто ты. Ушлый делец или влюбленный юнец…

    9 из 10

    30 марта 2009 | 12:10

    Только что я посмотрела этот фильм (давно хотела) и скажу, что фильм не однозначный. Он вызывает различные чувства одно за другим, и постепенно ты проникаешься одиночеством главной героини. Каждый из нас испытывает это чувство, но лишь на короткое время. Потом мы вливаемся в русло и забываем о бездонной пустоте в себе.

    Весь фильм — красивая меланхолия, затягивающая и трогательная. Но местами и печальная. Мертвые пустые улицы, недостроенное здание, бак с разливающейся водой… А того, кого мы больше всего ждем нет. И не знаешь, чего ждать дальше. Но ответ приходит сам собой. Пустоту. Ничто. И все те люди, охваченные страстью к бумажкам, несущиеся непонятно куда, не будут значить ничего.

    Любить — значит понимать. Но не каждым это удается в полной мере, но мера рано или поздно истекает и остается снова Пустота. Чарующая и поглощающая.

    Фильм великолепен и он не требует никакой критики. Ему просто не нужна критика. Это фильм о человеческой душе и его природе. И режиссеру удалось отобразить это невесомое в то же время невыносимо тяжелое состояние… Затмение.

    10 из 10

    19 мая 2012 | 21:30

    Кинодрама «Затмение» Микеланджело Антониони завершает его негласную трилогию так называемой некоммуникабельности, которая отражает в себе чувства одиночества и покинутости, накатывающей депрессии. От малого к большему растут мои впечатления от картин Антониони, хотя есть еще непреодолимые преграды в его творчестве, которые мне пока не удалось осилить. Таким до сих пор остается неполное восприятие картины такой, какой ее хотел представить сам режиссер, ибо закладываемая им суть, истина демонстрируемого кино, загадочным образом все время ускользает, на сколько бы ты близко к ней не подобрался.

    Постановка картины вызывает хорошие отзывы, сочетая в себе неожиданные сюжетные развязки и режиссерские приемы. Передаваемая атмосфера киноленты увлекает, заинтересовывает, привлекает, но в то же время находит такие маленькие сглаживающие впечатления от фильма колкости, которые в пору было бы опустить, но которые все равно остаются на виду.

    Из актерской игры хотелось бы выделить снова актрису Монику Витти, которая была задействована во всех трех фильмах этой трилогии Антониони. Обратить внимание на эту актрису определенно стоит и в других лентах. Прекрасное исполнение роли и воплощение образа на экране. А вот Ален Делон не так уж сильно притягивал к своей персоне внимание, несмотря на свою очаровательную внешность.

    Для полноты восприятия стоит смотреть этот фильм после просмотра более ранних картин режиссера, которые вошли в эту трилогию. Хорошее кино, но чего-то не хватает, как говорится, для полного счастья.

    7,5 из 10

    20 февраля 2010 | 00:15

    Виттория — красивая, молодая, интересная женщина… Проблема только в том, что она совершенно не понимает себя, не понимает мир, не понимает свое место в мире. Она абсолютно пуста, внутри у нее нет ничего — полное отсутствие желаний, стремлений, смысла жизни. Она словно бы с другой планеты. Странная штуковина, которую видно из ее окна, и которая расположена так, что каждый раз, когда Виттория идет из дома или домой, попадается на ее пути, равно как и странный звук-фон, сопровождающий героиню повсюду, — явный намек на что-то непонятное, нездешнее… предназначенное именно для Виттории, как бы якорящее ее, не дающее уплыть по течению обычной жизни в реальный мир…

    Реальный мир для Виттории представляется чем-то вроде биржи — шумный, бессмысленный и ни на секунду не замирающий, в вечном стремлении взять больше, взобраться выше, добиться быстрее… Ее же собственный мир — пуст и бездушен. Недостроенные здания, вечно свободные автодороги, одинокие прохожие…

    Редкие попытки вырваться из своего мира и по-другому воспринять реальный мир, — типа преображения в танцовщицу-негритянку или полет в сквозь облака на самолете, лишь на несколько минут позволяют ей установить хрупкое равновесие между двумя мирами. Но в обоих случаях это всего лишь призрачная иллюзия и долго она продлиться не может. От себя не убежишь!

    Пьеро — обычный человек из обычной реальности. Он милый, умный, энергичный — на него не грех обратить внимание молодой незамужней женщине. Пытаясь сойтись с ним, Виттория пытается объединить свой отстраненный, опустошенный, статичный внутренний мир с его внешним миром — непредсказуемым, беспокойным, стремительным… Очень быстро оба понимают, что это невозможно…

    После расставания, Пьеро практически сразу окунается в привычную ему реальность, одну за одной возвращая на законное место трубки бесконечных телефонов, которые тут же начинают звонить. И хотя предприимчевый биржевой маклер все еще смурен и озадачен произошедшим, но противный визг телефонов успокаивает его, и скоро вовсе заставит забыть обо всем…

    А Виттория, прощаясь с Пьеро, навсегда порывает не только с человеком, но и с самим реальным миром. Ее собственный мир, затягивая героиню все больше и больше, наконец, победил — Виттория растворяется в нем полностью, в финале картины ее уже нет… А есть мир, который, на самом-то деле, неделимый — включающий в себя все: и внешее, и внутреннее, и пустоту, и наполненность, и отстраненность, и суетное, бурное движение — и пустые проспекты, и стаю веселящихся под водопадом струй из поливочной установки ребятишек…

    21 апреля 2011 | 16:43

    Можно долго спорить о том, помогла ли Антониони цветовая стилистика до конца выразить киноязыком весь спектр «некоммуникабельных» чувств, но не признать того, что в черно-белом контрасте выразительность Антониони не пострадала невозможно. Однако цельную часть «некоммуникабельности» выражать теперь приходилось по средствам хрупкого образа Моники Витти, «печальной музы» режиссера.

    Итак, образ. Потеряв смысл союза со своим мужчиной, героиня Моники Витти, условно, бросается в новые приключения. Стоит упомянуть с какой тонкостью и безудержной легкостью Антониони демонстрирует эту потерю смысла в отношениях: как томно героиня водит своей рукой по предметам в его квартире; как дует ветер из вентилятора, филигранно сдувая её волосы, обнажая молочного цвета кожу лица. А после, расставшись с ним, она снова попадает в механическое общество. В обычную среду, где вновь ищет сети её душа.

    Ведь «печальная муза» Антониони в сущности своей не может жить без какого-либо внимания. Она вовсе не тщеславна, она, как и любой человек просто жаждет любви. Только как оказалось любви даже не мужской, потому что, получив её, быстро разочаровывается.

    Хотелось бы не обойти стороной механизм, который весьма изобретательно Антониони показывает в фактуре биржи, где люди поглощены в денежный поток.

    Здесь и встречаются герои картины. Вглядитесь как мерзко происходит встреча, герой Делона толком не взглянув на героиню, жмет ей руку и молниеносно растворяется. Мало того что именно здесь Антониони символично вставляет процесс «минуты молчания», что говорит о многом, так герой Делона ещё и приговаривает: «одна минута здесь — стоит миллиарды».

    В нашем осатаневшем обществе, когда каждый печется лишь о своей ханжеской точке зрения, жизнь, как таковая, ужасным образом сужает границы нашего сердца, реальность сдавливает душу и вытесняет из неё что-то светлое, чистое и не лишенное смысла. Люди, в которых остались какие-то отголоски возвышенного нрава, тщетно попытавшись сопротивляться, с горечью осознают всю безысходность положения.

    Остается пустота. Некоторые с гордостью утверждают, что незнамо им это чувство. Только чувство это внутри, его можно не ощущать поверхностно, но копни глубже… Другие же пытаются скрыть, обставить реальность формами, штампами, оперируя какими-то целями, тем самым бессознательно игнорируя пустоту. Но и это неправильно. Надо понимать, что она рядом, а уже из этого позже исходить. Так ли правильно? Что-то я стал повторяться. Повторился и Антониони, но скрыл это удачным финалом затмения.

    Поначалу же мне показалось, что Антониони не может найти ответа пустоте. Только позже я осознал, что ответа-то и нет. Пустота.

    31 мая 2009 | 02:20

    Черно-белые кадры. Минимум диалогов и почти полное отсутствие музыки. Шедевр мастера, который почти полвека необъяснимым образом несет в себе такой заряд гениальности, о котором другим режисерам можно лишь мечтать.

    Постоянная смена ритма, противопоставляющая меланхолично-отстраненное внутреннее состояние героини, великолепно сыгранной Моникой Витти, и суету окружающего ее мира. «Мне хотелось бы не любить тебя, или любить намного сильнее» — вот, пожалуй, фраза, которая могла бы стать эпиграфом всей картины.

    Состояние недосказанности, недопонятости, неопределенности в каждом кадре, в каждой реплике. Звенящая тишина статичных кадров периодически сменяется бесплодной и суетливой динамикой города или биржи, которые тоже внезапно затихают, чтобы взорваться через мгновение с новой силой. Кажется еще немного и все станет на свои места, но увы, ни любовь, ни понимание, ни даже простые и внятные эмоции невозможны. Пустые комнаты, опустевшие коробки конфет, поцелуи через стекло, и свидание героев, на которое никто не придет. Вакуум в душе, во взгляде, в поступках.

    Один из самых сильных, на мой взгляд, кадров мирового кинематографа — качающиеся голые флагштоки на фоне черного ночного неба. Сотни режиссеров снимали картины на тему некоммуникабельности, безразличия и невозможности любви, но никому не удалось с такой силой и столь скупыми средствами добиться подобного ошеломляющего результата.

    Фильм, как черная дыра, загадочным образом, с первого и до последнего кадра притягивает внимание зрителя, создавая и нагнетая атмосферу какой-то отстраненной депрессивности, совершенно естественной и одновременно полностью ирреальной.

    18 мая 2008 | 02:28

    Удивительно. То, что один из праотцов европейского кино, Микеланджело Антониони, нынче считается бермудным и неактуальным создателем кино-амброзии для рефлексирующих эстетов. Рожден этот предрассудок, скорее всего, меланхоличной экзистенциональностью картин маэстро и автономным темпом, в котором живут его противопоставленные реальности герои. Но сам Микеланджело всегда четко фиксировал действительность, признавая, что лишь постоянное самосовершенствование есть путь настоящего художника. Стремительно двигаясь к обновлению, маэстро часто чувствовал досадную неудовлетворенность прежними работами: ему они казались анахронизмами, были уже неадекватны Антониони к моменту выхода на экраны. Он постоянно находился в состоянии творческого поиска, совершенствовал свой кинематографический стиль.

    «Затмение» относится к ранним работам Антониони и является тематическим продолжением картин «Приключение» и «Ночь». К данной трилогии присоединяют и «Хронику одной любви», и «Крик», и «Красную пустыню», — пользуясь подобной классификацией, несложно всю творческую жизнь Антониони свести к одному завершенному циклу. В таком случае, «черно-белая трилогия» — это обособленное кино-событие, до насыщения пропитанное неторопливой антониониевской гениальностью. Полные внутреннего света кадры, отсутствие музыкального сопровождения и независимость визуального образа от повествования — наиболее яркие черты нового языка выразительности, созданного маэстро. Три картины объединяет также модуляция сквозного образа — погруженной в свой мир женщины, утратившей способность испытывать сильное чувство. И если в «Приключении» женщина еще пытается любить и сомневаться, если в «Ночи» любовь рассматривается как приключение на несколько мгновений, то «Затмение» — это зенит сердечной анемии, ночь души и полное затмение чувств.

    Для Антониони затмение — уже не внеземное явление, для него оно давно здесь, мелькает и самоповторяется под наблюдением однообразных городских сооружений. Этот урбанизированный мир смыкает свои бетонные своды, отрывая людей от естественного, опустошая. Под затмением Антониони понимает особое состояние души, когда в привычном темпе смены чувств взята пауза-фермата, когда любовь из «живого» переходит в «неживое». В первой сцене фильма главная героиня, подопечная мраморно бледной Мельпомены маэстро Моники Витти, объясняет, что любила своего жениха, когда ей было двадцать лет, тогда, давно. А теперь этой любви нет, она испарилась из реальных человеческих отношений, оставив лишь воспоминание о том, что это было. Как это было, герои уже не помнят.

    Виттория вообще живет с миром не в ногу. Отрешенная, искусственно замедленная, она представляет взгляды уравновешенного Антониони на хаотичную реальность. На бирже она единственная передвигается спокойным шагом, ей индифферентно суетливое безумие игроков. Интерес к жизни в ней пробуждают лишь рассказы подруги о далекой дикой Африке, и вот она уже смеется, танцует, переодевшись в африканские одежды, в попытке выбраться из своей замкнутой жизни в эту другую, свободную жизнь. Но Микеланджело возвращает ее назад к ее затмению, в ее неживую квартиру с этой странной лампой, с этой декоративной деревянной дощечкой, которая когда-то тоже была живой.

    Картины Антониони полны подобной символики. Ландшафт и дизайн говорят о концепции много больше, чем фабула, а образы не способны удержать на себе внимание зрителя. Характерной особенностью творчества итальянца является т. н. «блуждающая камера»: сфокусировавшись на людях, она медленно переползает на предметы и перспективы, а повествование отходит на второй план, растворяясь в свете, тени и пейзаже. Микеланджело использует все доступные выразительные средства, чтобы эстетически наполнить каждую сцену, а когда эти средства заканчиваются, он находит, формирует новые.

    За созданной Микеланджело кинореальностью фантомом скрывается реальность «общепринятая», поэтому «Затмение» невозможно назвать неактуальным. Однако сам маэстро не хотел, чтобы зритель выносил мораль из жизненных ситуаций его героев. «Воспринимайте их как что-то реагирующее с вашим сознанием, превращающееся в личный эмоциональный опыт», — в одном из своих интервью посоветовал он. Тем не менее, поглощенный окружающим бетоном человек продолжает абортировать чувства, затмеваться. И то, как точно эти процессы нарисовал Антониони, удивительно.

    1 августа 2010 | 00:05

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ПриключениеL'avventura1960
    2 НочьLa notte1961
    3 ЗатмениеL'eclisse1962
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 185 руб.
    подробнее

    Новости


    Тонино Гуэрра, один из ведущих итальянских сценаристов, работавший с Антониони, Тарковским, Феллини, Торнаторе, Рози и Петри, ушел из жизни в возрасте 92 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.254
    111.КазиноCasino8.252
    112.Семь жизнейSeven Pounds8.247
    113.РэйRay8.243
    114.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.242
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Чем дальше в лесInto the Woods93.41%
    22.Черная мессаBlack Mass93.39%
    23.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.30%
    24.Земля будущегоTomorrowland93.30%
    25.МордекайMortdecai93.11%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 215
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep1
    БэтменBatman98
    Думай, как мужчина 2Think Like a Man Too2
    Крученый мячTrouble with the Curve19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.200
    Город героевBig Hero 68.523
    СудьяThe Judge8.232
    ДракулаDracula Untold6.616
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.447
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры