всё о любом фильме:

Белый тигр

год
страна
слоган-
режиссерКарен Шахназаров
сценарийАлександр Бородянский, Карен Шахназаров, Илья Бояшов
продюсерКарен Шахназаров, Галина Шадур
операторАлександр Кузнецов, Алик Тагиров
композиторЮрий Потеенко, Константин Шевелев
художникСергей Февралев, Ирина Очина, Дмитрий Андреев, ...
монтажИрина Кожемякина
жанр военный, ... слова
бюджет
$6 100 000
сборы в России
зрители
Россия  546.6 тыс.,    Латвия  246 чел.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время104 мин. / 01:44
Вторая Мировая война подходит к концу. Тяжелые затяжные бои изматывают обе стороны. Но чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромный неуязвимый немецкий танк «Белый Тигр».

Внезапно возникает он в дыму сражений, безжалостно расстреливает своих противников и неожиданно исчезает. Советское командование решает для борьбы с «Белым Тигром» создать особый танк — специальную модель Т-34-85.
Рейтинг фильма
IMDb: 5.90 (1063)
ожидание: 91% (1217)
Рейтинг кинокритиков
в России
60%
3 + 2 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Трейлер 01:20
    все трейлеры

    файл добавилFanikuler

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1800 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Карен Шахназаров снимает фильмы довольно редко. Но метко. Почти каждая картина его была для своего времени знаковой — «Курьер», «Город Зеро», «Яды». «Белый тигр» — вовсе не исключение. В 2012-й, предполагаемый год Апокалипсиса по календарю Майя, Шахназаров снял один из самых важных и чудовищных фильмов об одном из самых важных и самых чудовищных Апокалипсисов земли нашей — о войне. Той самой Великой Отечественной.

    Девять десятых отечественных произведений, посвящённых Той Самой, ещё с советских времён откровенно ходульны и фальшивы: слишком много пафоса и идеологии накручено вокруг неё. Шахназаров фальши избегает, завязывая эпос на откровенной мистике. Мифу — миф! Мистика почти всегда срабатывает в осмыслении великих исторических событий. Сработала и здесь. Аллегорически, не без меллвиловского Моби Дика, нам показывается то ли первая, то ли чёрт уже знает какая по счёту часть саги о противостоянии двух цивилизаций.

    Агрессивный интеллект и сокрушительная мощь во имя нации и стали, победоносная экспансия, нескончаемая воля к власти, эрегированный хобот гигантского заколдованного танка, почти эротически пронзающий по-бабьи грустные родимые леса и поля, неумолимые гусеницы, давящие рыхлую крестьянскую почву, армейские чины, браво марширующие даже на подписание обманчивой капитуляции — с одной стороны.

    С другой стороны — удивительная способность возрождения, подобно обаналенной уже птице Феникс, после каждой смертоносной атаки, воспламеняясь заново не прожорливым огнём, но яростию священной, зелёный и неспелый после вековой комы, но стремительно обучающийся разум, лихорадочно впитывающий в себя окружающее, в своём позднем созревании внезапно смешавшийся с чувством и впавший в провидчество — разум-чувствилище…

    Мотивы вагнеровские, ой, не зря здесь слышатся. И кульминационная дуэль двух танков, а вернее — мёртвого танка и мёртвого танкиста, в заброшенной деревне — словно из вестерна взята.

    Сама же смерть духа произошла именно сейчас.

    В финале картины является совершенно непохожий, но, слава богу, не инфернально-карикатурный, как принято у т. н. мастеров культуры, Гитлер и убедительно рассказывает о том, что битва-то, ваще-то, будет продолжаться. Действительно вполне в духе Гитлера, в духе «Застольных бесед». Вообще, историческая часть проработана со всей возможной вдумчивостью. Я обратил внимание на то, что дотошно воплощён на экране даже эпизод с Кейтелем и мороженой клубникой, взятый из мемуаров фельдмаршала.

    Дотошность эта имеет под собой все основания. Ведь война, — хотим мы того или нет, — война действительно продолжается, как и сообщил не похожий на себя Адольф Алоизович, и пусть в ней командуют не рослые генералы в мундирах, а расслабленные защитники прав секс-меньшинств — сама её пресловутая сакральная суть поменялась не особенно. Зато склонилась на другую сторону чаша весов.

    Запил ли яростный зомботанкист Иван Найдёнов и замёрз, свалившись в канаву, или просто продал медали и шлем на барахолке, но связь с богом им утеряна, с великим танковым или каким другим, нет вестей от бога, и не предвидится, а могучий Белый Тигр, материализовавшись из тумана, вновь едет, полязгивая гусеницами, по бабонькой раскинувшимся просторам земель славянских, и не видно на нём капитана, не слышно танкистов на нём.

    Не он ли подобно легендарной «Авроре», столь символично ушедшей нынче со своего многолетнего дежурства, делал сигнальный выстрел на злополучном Майдане?

    23 октября 2014 | 13:43

    После прочтения некоторых рецензий я, черт возьми, понял как трудно стало зрителю взращенному на американских блокбастеришках воспринимать фильм великого мастера. По меткому замечанию одного рецензента здесь, в самом деле, «требуется некоторое умственное усилие, умение воспринимать не только прямые деревянные штампы, но и аллегории, символы, абстрактные образы». Танк «Белый тигр», если хотите, — ницшеанский die Blonde Bestie (Белокурый Зверь), «он есть торжество немецкого духа». «Роскошный, похотливо блуждающий в поисках добычи и победы… зверь должен заново выходить наружу, заново возвращаться в заросли…», — так сравнивал Ницше поведение представителей арийской расы с поведением льва. Сегодня после страшной войны «белокурая бестия» вновь пошевеливается во сне, она, если хотите, есть в каждом из нас и нам никуда от нее не деться. Не так давно Ларс фон Триер намекнул нам о ее существовании, заявив, что с «пониманием» и «сочувствием» относится к Гитлеру. Драматург Эдвард Радзинский комментируя свой фильм о Гитлере охарактеризовал происходящие в Европе события (преступление Брейвика, победы правых сил на парламентских выборах в некоторых европейских странах) «яростью Гитлера». Теперь пришла очередь заявить об этом Карену Шахназарову.

    Режиссер это своего рода художник, он следует не личной цели, а скорее течению коллективного существования, произрастающего не столько из сознательной сферы, сколько из коллективного бессознательного нашей психики. Он пытаются ткнуть нас носом в грязную сторону реальности, безо всякой задней мысли, с наивным простодушием художественной объективности. Безусловно, наиболее очевидным свойством фильма является отрицание и разрушение; но за всем этим угадывается нечто конструктивное — тайная цель, имеющая смысл и ценность. Эта цель и смысл озвучены словами главного героя танкиста Найденова в диалоге с полковником Федотовым в конце фильма. «Война-то закончилась Найденов… Ты слышь, Иван? Конец войне… Все» — говорит Федотов, «Пока я его не сожгу война не закончится товарищ полковник… Ждет он, ждет. И будет ждать двадцать лет, тридцать, пятьдесят, может сто и выползет… Его надо сжечь… Вы же знаете что это надо сделать…», — отвечает ему Найденов. Удастся ли Найденову сделать это? Конечно, нет. Чтобы понять это достаточно взглянуть на творение Шахназарова через призму психоаналитической теории, в которой душевный аппарат индивидуума рассматривается с точки зрения борьбы трех психических инстанций друг с другом. Тогда получается, что полковник Федотов олицетворяет собой «Я» (наш разум, сознание), танкист Найденов — «Сверх-Я» (наша совесть, мораль), танк «Белый тигр» — «Оно» (наши бессознательные влечения в любви и ненависти). В этой борьбе наш разум, по верному замечанию психоаналитика Карла Юнга «не более чем тонкая кожа, всего лишь рябь на океанской толще бессознательной психологии…». Бессознательная часть души есть «мощный фактор, фактор меняющий всю нашу жизнь, меняющий поверхность знакомого нам мира, фактор, который делает историю… Никто не в силах сопротивляться. Происходящее бьет ниже пояса, а не в голову… Эта сила, которая очаровывает людей изнутри… Она архетип (врожденная форма поведения), общий для всех тех, кто призван к жизни». В финальной сцене в тёмном кабинете Гитлер оправдываясь перед таинственным незнакомцем подтверждает вышесказанное: «Мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа!… Разве мы не осуществили потаенную мечту каждого европейского обывателя? Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке… Я сказал: просто давайте решим эти две проблемы, решим их раз и навсегда… С тех пор как земля вращается вокруг солнца, пока существует холод и жара, буря и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба. В том числе среди людей и народов. Если бы люди остались в раю они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе! Война — естественное, обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. Война не имеет начала или конца. Война — это сама жизнь. Война это отправная точка…». Любовь и ненависть часть нашей жизни. Они не могут и не должны умереть. В противном случае на их место придет нечто более ужасное и отвратительное, то, что не имеет ничего общего с понятием жизнь.

    24 февраля 2013 | 13:14

    1-й кадр — шок. Панцирная пехота, штурмовики! Наконец их показали в художественном фильме! Но, что это? Что?! Ну не ходили на разминирование в кирасах и касках, а они идут, идут то ли на разминирование, то ли с него, потому что идут с трехлинейкой на которую приспособлен миноискатель. Ну не применялись у саперов с кирасами, т. е. из штурмовых групп, миноискатели на трехлинейках, потому что штатное оружие у них было автоматическое, а для миноискателя приспособили бы палку — дешевле и легче… Вот и все… Дальше уже пошла ловля блох на дохлом теле.

    Что за широкие серые ленты поперек груди через плечо у некоторых из массовки? Типа, скатка?

    Такой феномен снова в танк? Да это же супершанс на открытие, которое может изменить всю медицину! Особенно военную медицину! Но тупые большевистские военврачи этого по своей тупости не понимают…

    Идиотское «приказ главнокомандующего не знаете?» Это если годен к строевой — то только в танковые части, а если человек покалечен, какие, к черту «танковые части»? Просто очередной плевок в здравомыслие советского времени.

    «Подбери лучших» — и первым кого «подбирает» контрразведчик — сумасшедший механик, которому в любой момент может взбрести в голову что угодно…

    Ага, еще чукчу-алкоголика и труса-наводчика… Это лучшие…

    И что им дались эти «девяносто процентов»? Почему никто не скажет «весь обгорел», «в головешку превратился» и прочие простые слова, нет, все долдонят «проценты, проценты»! Впечатление, что сценарист и режиссер других слов не знают.

    Когда ему ногу прострелили? «Только что из госпиталя» и успел уже еще и в ногу схлопотать? Как механик-водитель может схлопотать в ногу? Только если подбили очередной его танк и ему пришлось во время боя вылезти из танка. Но он же «из госпиталя»!

    Или капитан говорит о прежнем ранении? Но тогда он должен знать его фамилию, выходит, не весь «батальон ваш полностью погиб»

    «Вас рекомендуют как лучшего водителя армии» Круто… успел проявить себя, «только что из госпиталя». Ведь прежних заслуг его никто не может знать?

    А «За отвагу» откуда?

    Командир танка на месте водителя… Оррригинально.

    хорошо замаскировали! ничего не видно. Ни танка. Ни из танка.

    И почему для такой задачи не выделили разведку? Где пехота для обеспечения охранения танка?

    Бердыев пьяница — это писец, Этим народам грамма спирта нельзя, полный развал. И какой спирт в такой операции?

    Странная засада получилась. Хотя чего странного. Тупой русский иван иваныч загнал свой танк в яму, в молодой поросли, сел на самое низкое место в танке, и когда где-то там начался бой, экипаж проснулся, залез спросонья в башню и после боя поехал искать того, на кого они делали засаду. Знатная засадка получилась. Ну, а что еще ожидать от тупых монгольских орд…

    А все-таки каски на марше не носили…

    страсть к красивостям заставляет Шахназарова уделять излишнее внимание мизансценам… сразу видно: вот здесь очередной раз постарались сделать нам красиво…

    самоходки как средство артподготовки?

    На десять км вперед все вычистили… А куда же таким фронтом танки прут? А танковый десант целится так, как будто фаустпатронника в 20 метрах видит… Зато «красиво идут!». Надо же командарму показать, в кои то веки он чуть ли не в первых рядах атакующих присутствует…

    а чем стреляет эта белая бестия? Ампулами с горючими веществами?

    Так, понятно, десант туп, поэтому и целился. Умный-то при первом же выстреле уже ссыпался бы с брони и оказался бы подальше от машин. Зато страшно горят.

    Крупные планы должны быть чем-то обусловлены.

    А то, то сестра в санбате, то танкист между танками.. как портфолио собирают…

    Спецтанк, со спецброней, спецдвигателем, для спецзадания и без рации? Глупее ничего придумать не могли?

    Блин, Шахназаров, вы хоть бы в википедию посмотрели, что такое бронебойный снаряд времен Второй Мировой, что за «клубы огня» бывают при его попадании в сарай или танк… Как задрали эти нереальные огненные шары.

    И это лучшие стрелки, «со стабилизатором», в неподвижную цель из неподвижного положения…

    Прям фотоателье! «Сядьте сюда, плотнее, так, вот, сдвиньтесь, заднего не видно…» Шахназаров, кино, это не салонная фотография!

    «французские» — все французские сигареты уже надкурены или только для Найденова?

    Видно, не дает покоя Шахназарову след от ноги Васи Питерского на заднице Доцента, попытался перещеголять этот ляп вытаскивая уже куреную сигарету из пачки…

    И зачем вся эта лабуда с подписанием капитуляции? В одну минуту можно показать, что война кончилась, а здесь растянули совершенно не обязательную сцену с падающими журналистами, смакованием вина, — явно кусок из другой ленты.

    Я уж чуть не подумал, что идея фильма в том, что надо сжечь символ торжества немецкого духа, чтобы он не вверг людей в очередную войну.

    ан нет, смысл фильма — донести и раскрыть идеи Гитлера до массового сознания.

    И на самом деле, получается, уничтожить надо евреев и колосса на востоке, чтобы не было очередных войн… А то еще не все прочитали «Застольные разговоры Гитлера» и прониклись к нему сочувствием.

    Спасибо г-ну Шахназарову за открытые глаза.

    3 из 10

    16 декабря 2013 | 20:53

    Решил посмотреть этот фильм по двум причинам: скоро 9 мая и тянет на военную тематику и имя режиссера, Карен Шахназаров, автора Курьера, Цареубийцы и др. То что, режиссер не снимал никогда военное кино с одной стороны идет плюсом — многих штампов не увидел. Автор показывает военные будни такими какими они были: госпиталь в сосенках, раненые солдаты на земле, пьющий по-черному Бердыев… Это вызывает симпатии, но в тоже время попахивает дешевкой (в смысле сэкономили на декорациях). Сложные чувства по этому поводу!

    Теперь о сюжете. То, что фильм снят по повести Бояшова не знал (книгу не читал). Но также есть ощущение, что Карен Георгиевич при всём своем желании донести мысли про различие Европы и России, про войну как естественное развитие нашей цивилизации (о чем он говорит в различных интервью) перепутал саму теорию с доказательством, вернее переставил их местами. Да, может быть, это авторский ход.. Но для того, чтобы понять о чем фильм, нужно перед зрителем поставить задачу (проблематику) и дать пищу для ума (есть надежда что на такой фильм пойдут достаточно образованные люди). Режиссер же сделал наоборот — дал мистический танк Белый тигр, танкового бога на золотом Т-34, порождение войны Найденова, воскресшего после 90% ожогов — а главную мысль поместил в самый конец. Монолог Гитлера с… условно назовем Богом! Поэтому реакция простого зрителя в кинотеатре была такая: «Кто-нибудь что-нибудь понял??» Он (простой зритель) шел на экшн — танковые бои (трейлер это и показывал… зазывал придти с попкорном и колой). А тут непонятные монологи Кейтеля (подписавшего акт о безоговорочной капитуляции), попробовавшего в первый (и последний) раз в своей жизни клубнику со сливками — сомневаюсь что многие знали кто это был! И в заключении монолог Гитлера с невидимым собеседником, который озвучивает мысли Бояшова, с которым согласен режиссер Шахназаров.

    Режиссеру Шахназарову твердую 3 с «+» за попытку сделать экшн с авторским подтекстом и привести массового зрителя в кино, где ему пусть и в такой форме но донесли «русскую» трактовку Второй Мировой Войны. Очень задолбала «американская» правда о Второй Мировой от Спилберга.

    Автора Бояшова, который не считает писательство своей основной профессией (считает таковой преподавание истории), спасибо за интересный сюжет и новых экранизаций в будущем.

    6 мая 2012 | 15:55

    Фильм о войне. Той самой. Без подростков на сей раз. Серьёзно, обстоятельно, и почти без пафоса, если не считать последнего монолога «в закат». Душевного надрыва тоже нет, смотреть этот фильм куда проще, чем «в бой идут старики» или «звезду» (неважно, какую).

    Говорят, что «лучший фильм о войне так и не снят». И все мы догадываемся, что уже и не будет. Об этой, по крайней мере. Боевым ветеранам хорошо уже за 80, с ними уже никто не считается, если не брать исключения и внешнюю мишуру. Чудак Чихалков откровенно гадит своими «цитаделями», и ему всё сходит с рук.

    Лучшие фильмы из уже снятого — на мой взгляд — на голову выше того, что смогут сделать сейчас, со всеми хай-тек технологиями и «достоверными архивами».

    Так что если хорошему режиссёру (а Шахназаров действительно хорош, хотя и не гениален), человеку с умом и совестью — имеет смысл браться за тему той войны, то только если есть возможность сказать что-то новое.

    Тема «Белого тигра» — довольно узкая. Вкратце её можно описать «о танках и душе войны». Обычно говорят «дух войны», но в данном случае нет той свирепости, того сурового минуса, который обычно ставят в контекст. «Душа войны» — более тонкая материя. Как концепция колеса перерождений у индусов — они-то знают суть, и даже рассказывают о ней, но на слух — недостоверно. Видимо, нужно испытать «сансару» на себе, другого способа нет. Впрочем, хватит серьёзности, если вы спросите, на что похож этот фильм, я отвечу, что на старый вестерн, только на танках. В принципе, тут можно углядеть определённый коммерческий резон — фанаты «World of tanks» сейчас числятся на тысячи и десятки тысяч, и если кого и числить «целевой аудиторией» — то это именно этих ребят, «мальчиков с танками на уме». Число игровых и документальных фильмов, где хоть сколько-нибудь достоверно изображён танковый бой — идёт по пальцам. Вот та тонкая струна, по которой бьёт режиссёр.

    Пара аккордов мистики — для цельности интриги, массовые съёмки «разрушенного Берлина» — для полноты картины, но всё это — достаточно небрежно.

    Ключевые сцены — это танковые дуэли, и если смотреть «Белого тигра», то именно из-за них.

    9 сентября 2012 | 18:02

    Чтобы ни писали в начале фильма о том, что он снят по сценарию И. Бояшова «танкист», зритель все равно понимает, что мы имеем дело с мотивами «Моби Дика», легендами о Летучем голландце, а также с «Английским Пациентом» Э. Мингеллы.

    Естественно, стоит учесть, что фильм снят по заказу минкульта, поэтому трагичный финал первоисточника (Бердыев травится метанолом, Крюка показательно расстреливают свои, а Найденова подрывают свои же бронебойным патроном) не предусмотрен, вместо этого вставили идеологически верную концепцию старых советских фильмов, где показаны шагающие немцы, которых выводят из города. Это потому, что так требуется. Никак художественно в этой картине этот эпизод не оправдан. На самом деле, лучше бы уделили время главным героям (Найденову, Бердыеву и Крюку) нежели показательный эпизод с Жуковым и Кейтелем. Хотя, надо сказать, что т. н. разговорные сцены поставлены в фильме прекрасно, зритель будет напряжен, они воздействуют должным образом, но вот этого нельзя сказать о танковых баталиях, которые выглядят просто скучно, сразу же пропадает саспенс и мистическая атмосфера, а вернее, мистику идентифицирует лишь музыка, если ее убрать, то мы будем видеть лишь нудноватое, медленное танковое сражение. Иначе говоря, потустороннее отсутствует в кадре, оно лишь в словах и в музыке. Не очень понравился православный контекст, он хоть и завуалирован, но чисто на интуитивном уровне ты его ощущаешь, что еще больше кричит о том, что это глупое идеологическое, или как сейчас говорят: патриотическое кино.

    Особенно стоит обратить внимание на финальную сцену с Гитлером, где роль героя-протагониста нусущего месседж фильма передана, как на странно, фюреру. Т. е. послание совпадает с любым консервативно настроенным патриотом: Европа — враг России, мечтающий стереть ее с лица земли.

    5 из 10

    25 сентября 2012 | 15:48

    Считаю нужным высказать свое мнение о фильме сразу: это одна из лучших отечественных картин этого года. И очень жаль, что идет она ограниченным прокатом (у меня в городе по крайней мере).

    Первое достоинство фильма — это танки. Шахназарову удалось сделать с ними то, что не удалось Учителю в «Крае» с паровозами. Он оживил машины. Они не похожи на груды железа, даже подбитые. Они, как животные, прячутся, хитрят, подкрадываются, набрасываются, потом тихо отползают. Я, честно говоря, даже проникся этой религией главного героя Найденова: вере в Бога Танков. Это не бред сумасшедшего, а глубокая взаимосвязь с человека и машины. Именно потому танковые бои получились такими удачными. Это даже при том, что Шаханзаров снимал их в довольно устаревшей манере: статично, со стороны, никаких новомодных приемов. Но именно в этой простоте и виден масштаб и реалистичность. Никакой компьютерной графики. Только натуральные съемки. И это большой плюс. Нет той внутренней фальши, присущей цифровой анимации. Танки стали полноценными участниками и персонажами фильма.

    Второе достоинство — это сама рассказанная история. Её можно было бы охарактеризовать, как «мистическая военная драма». Но это очень клишированно выйдет. А фильм очень оригинален. Под таким ракурсом нам войну ещё не подносили. Да и мистики, если разобраться, там не больше, чем в теории Дарвина об эволюции живых организмов. Мне понравилась сама манера вести рассказ. В этом плане картина напомнил мне другой фильм Шахназарова «Город Зеро». Такое же интригующее начало, практически детективный сюжет, переходящий в мистику, и концовка, которая не дает прямых ответов зрителю, но как бы намекает. В любом случае, последнее слово остается не за режиссером, а за зрителем.

    И, наконец, третье достоинство — это смысл фильма. Признаюсь, что книжный прототип я не читал. Потому буду отталкиваться именно от фильма. «Белый тигр» — это символ фашизма, символ зла, которое таиться в душе каждого европейца, да что там, в душе каждого человека. «Белый тигр» — он не живой, так как в нем нет человеческого начала. Это та пустота, которая живет внутри человека, и может поглотить его целиком. Этот абсолютно нереальный и иррациональный танк, ездящий по болоту и растворяющийся в лесах, на само деле порождение чистого разума, квинтэссенция рационализма. Он выражение того, что думает иногда каждый, и потому он принимает совершенно оптимальные решения. Но победить его может человечный (хотя казалось бы абсолютно нереальный) сержант Найденов, человек без памяти, человек ниоткуда, как Христос, умерший и воскресший заново. Именно благодаря своей душе, которая переживает за каждый танк, он сможет победить. Если «Белый тигр» это символ фашизма, который не уничтожен, а отполз в темноту, чтоб снова выползти через много лет, зло, которое скрыто, и иногда многие (например, наводчик Крюк) не видят его в упор, то Найденов — эта та непоколебимая сила, которая будет биться с этим злом всегда, будет искать его, предугадывать все его действия, спасется и победит благодаря своей человечности. Найденов — это та часть души каждого, что часто спит, и не слышит голоса, исходящего от окружающего мира, но она может проснуться. И тогда можно будет победить «Белого тигра» в себе.

    К минусам фильма могу отнести только затянутую концовку. Зачем было так подробно показывать подписание капитуляции Германии и сцену ужина проигравших, мне не совсем ясно. Сцены оказались очень затянутыми, хотя, как догадываюсь, практически документальными. Зачем это было важно для сюжета? Показать психологию проигравших? Показать, что из их души «белый тигр» уже не вырвется? Что он пошел искать другие, не наученные горьким опытом, души? Возможно. Если так, то фильм становиться для России более чем актуален.

    11 мая 2012 | 01:56

    Очередная годовщина Великой Победы на носу, значит, ждите новый фильм о войне. Правда, теперь практически не снимают масштабных фильмов о страшных боях и стойких солдатах. Теперь в моде «авторское кино», где отдельные эпизоды Великой Отечественной рассматриваются под призмой мистики, мифологии и прочей чертовщины. «Белый тигр» — один из таких фильмов, пусть даже и снятый самим Кареном Шахназаровым.

    Сценарий на бумаге выглядел интригующим, небанальным и даже привлекательным… но его реализация, как всегда, погубила хорошую идею. Главный персонаж (Алексей Вертков), мало похожий на нормального человека, сражается с танком «Белый тигр», мало похожим на нормальный танк. Возникающий из болота, расстреливающий советские Т-34 в считанные секунды, «Белый тигр» наводит ужас на танкистов. Но эффектных боёв с «Тигром» раз-два — и обчёлся. А те, что есть, просто не впечатляют. На ум сразу приходят старые-добрые «Четыре танкиста и собака» — сколько там было эмоций и красок, несмотря на чёрно-белую плёнку…

    Но это всё мелочи по сравнению с концовкой ленты. Она мне напомнила плохой сериал: на кульминационном моменте, когда решался исход боя между «Белым тигром» и Иваном Найдёновым, картинка прерывается, а потом… внезапно зрителям показывают кадры подписания акта о капитуляции нацистской Германии в ночь на 09.05.1945. Постойте-постойте: а это из этого фильма? Неужели на стадии монтажа спутали плёнку и вставили кадры из другой картины, а потом все дружно проглядели эту досадную оплошность? Похоже, нет: в самом конце нам показывают малосодержательный диалог Найдёнова и Федотова (Виталий Кищенко) о том, что война для них ещё не закончилась. Как мне кажется, объяснение лежит на поверхности: создатели фильма просто торопились успеть к 9 Мая и не стали снимать более логичный (и, естественно, более дорогой и сложный в процессе съёмки) финал. Куда проще одним махом обрубить все сюжетные линии, а зрители пускай сами всё додумывают… Нормальное явление для какой-нибудь «Кармелиты» или «Тропиканки», где слёзы и грёзы мусолят на 500 сериях. Но в фильмах о войне я всегда любил пересматривать финал. Пусть трагичный и тяжёлый или лёгкий и жизнеутверждающий, зато всегда эмоционально насыщенный. А что тут? Неубедительная речь Гитлера о том, что у войны нет конца. Неудачная попытка оправдаться за скомканный финал картины…

    С актёрами в фильме беда. Молодой и неопытный Алексей Вертков может и старался передать всю необычность своего персонажа, но в итоге получился… зомби. А что? Выздоровевший после 90%-ного ожога, невнятно разговаривающий (преимущественно с танками), не спящий, ничем не питающийся — прямо-таки живой мертвец. Ну или сумасшедший. Думаю, в условиях реальной войны его давно бы комиссовали, а не поставили во главе лучшего экипажа. Виталий Кищенко в роли Федотова просто неубедителен, а игра Герасима Архипова отталкивающая. Лично мне понравились разве что второстепенные персонажи вроде Бердыева (Виталий Дорджиев) или Крюка (Александр Вахов) — они живые что ли, проявляющие хоть какие-то эмоции…

    Я не знаком с повестью Ильи Бояшова, поэтому не могу судить о том, насколько фильм близок к литературному произведению. Но с точки зрения неподготовленного зрителя кино выглядит сделанным на скорую руку с явной экономией сил и средств, причём как финансовых, так и интеллектуальных. Как это похоже на Россию! Лишь бы успеть в срок, лишь бы сделать вовремя. А там будь что будет… Вот и имеем очередной образчик нового российского кино с претензией на глубинный смысл, а по сути являющийся мошенничеством перед зрителями. Лично я пожалел о потраченных за сеанс деньгах. Поэтому ставлю 3,5 из 10.

    29 июля 2012 | 23:09

    Эта работа Карена Шахназарова не похожа на его типичные картины — комедийные, сатирические или фарсовые — здесь заложена глубинная притча о природе того кошмара, создаваемого человеком, и без которого, как выясняется, он жить пока не может — войны.

    Но вместе с тем, почерк художника и сценариста Бородянского очень узнаваем в слегка суховатой и отстраненной манере повествования, напоминающей, например, «Город Зеро» — но там все утрировано к фарсу, здесь — к мистической драме.

    Вертикальная структура от частного случая — нападения странного и неведомого немецкого танка на наши позиции — к общему, вплоть до попытки философского осмысления происходящего Гитлером — позволяет фильму начать (или хотя бы попытаться) диалог со зрителем. А что вы думаете об этом? Война в нашей природе и неотделима от нас, или можно попробовать без нее прожить? Тут есть что обсудить и о чем пофилософствовать.

    А пока на арену выходит дух той войны — настоящий красавец, мощный, непобедимый, внушающий ужас, заставляющий трепетать от страха и слагать про себя легенды. Он абсолютно уверен в своей силе, бьет без промаха, знает, где и когда атаковать противника.

    Сломить такой может тоже только другой дух войны, настоящий, но со знаком «+», восставший, аки Феникс из пепла и вобравший в себя всю силу родной земли. Его появление — в лице танкиста Найденова — так же, на первый взгляд, необъяснимо, как и появление Белого Тигра. Он действует по своим внутренним, духовным законам, вне формальных правил и уставов, подчиняясь Высшей Силе.

    Мы живем во время философского переосмысления той войны в нашем кинематографе, и, возможно, на данном этапе, это поможет нам лучше понять прошлое и извлечь уроки для настоящего. Текущий рейтинг фильма — показатель качества не фильма, но зрителей, которым ближе американский мейнстрим (когда-то опрос на Кинопоиске проводился), только и всего.

    18 июня 2012 | 15:36

    Карена Шахназарова в принципе можно назвать довольно талантливым постановщиком, потому как раньше он выдавал если не культовые, то вполне крепкие по содержанию ленты. «Белый тигр» отчего-то сразу собрал на себя массу ругательных отзывов, чем еще сильнее пробудил к себе интерес. Но стоит ли говорить, что на сей раз перед нами демонстрация того, что при попытке объять необъятное, режиссер сел в лужу.

    При том что в фильме четко прослеживается и метафизическая притча, и одновременно пронзительный взгляд на ход войны. История танкиста, который получил 90 % ожогов и был фактически живым трупом, постепенно захватывает. Легко воспринимается и его чудесное исцеление, и получение новой фамилии Найденов. В принципе, Шахназаров даже не пытается сохранить интригу до конца, и дает весьма грубые намеки зрителю по ходу всего действия. Так, месседж становится предельно ясным уже ближе к середине, но оттого становится совершенно непонятным стремление режиссера залезть поглубже в мистические дебри. Ни давая при этом никаких внятных объяснений. Непобедимый танк символизирует сам дух войны, отождествляет собой всю «немецкую мощь». Его нельзя победить, или перехитрить. Не смотря даже на то, что всегда будет существовать такая вещь, как смелость людей выигрывать войны. Не трудно догадаться, что символизировал собой наш танк, в котором засела разномастная команда, во главе которой стоял Найденов. В свою очередь, имеющий какую-то свою, загадочную связь с танками. Столкновение не минуемо, но проблема в том, что ближе к развязке зритель не чувствует катарсиса. И не только из-за неверно расставленных акцентов.

    Скажем, сценарий неумело сочетает в себе сразу два пласта. Как драма фильм не трогает из-за той отрешенности, которую явил миру танкист Найденов. Алексей Вертков предпринял хорошую попытку перенести этого героя на экран, но слишком уж он у него получился деревянным. Не взывающем сочувствия к себе. И прописан он не как обычный человек, а как нечто не уязвимое, бессмертное. Пусть даже он и олицетворял собой всю несокрушимость русского народа. Виталий Кищенко вообще выглядит так, как будто не до конца понял свою роль. А его персонаж тотчас кажется вообще лишним в этом театре абсурда. Главное здесь вообще не люди, перед нами во всей красе предстают танки.

    Очень не дурно снятые масштабные бои, в ходе которых рушились целые деревни, действительно впечатляли. Пусть во всем этом при старании можно найти не мало ляпов, которые окончательно разрушат фильм, словно карточный домик. Помимо всего прочего, немалую часть хронометража занимают диалоги. Которые должны были видимо разжевать суть всего того, что нам показал в своем проекте автор. Но даже нелепый эпизод с обедающими после капитуляции немцами усиливает ощущение проваленного эксперимента. И особенно обидно становится из-за отчетливого понимания того, что выбери Карен один из двух выбранных им стилей, все могло выйти куда как лучше. Ведь при всем желании не получиться воспринимать «Белого тигра» как просто военный боевик. Хот бы потому, что здесь напрочь отсутствуют такие элементы, как динамичное развитие событий, яркие образы, зрелищность в конце концов.

    А так вся экзистенциальная, художественная составляющая становится обузой в стремлении угодить и нашим и вашим. К тому же полное отсутствие эмоций делает фильм попросту скучным. А финал, где Гитлер в виде монолога проповедует неизвестному прописные истины, лишь вызывает горькую усмешку.

    3,5 из 10

    22 июля 2012 | 22:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 499 руб.
    подробнее

    Новости


    В нынешний уик-энд все заслоняет собой могучая спина Брэда Питта, возглавляющего звездный актерский состав (Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья, Логан Лерман) военного эпика «Ярость» Дэвида Эйра, обычно специализирующегося на полицейских драмах. В ограниченном прокате сильнее всех резонирует «Бёрдмэн» Алехандро Гонселаса Иньярриту(...)
     
    все новости

    Интервью


    8 июля 2012 года исполнилось 60 лет режиссеру, сценаристу, продюсеру и генеральному директору киноконцерна „Мосфильм“ Карену Шахназарову. КиноПоиск поздравляет классика отечественного кино с юбилеем, надеясь, что он и дальше будет радовать зрителей новыми картинами, и также желает сил и здоровья для воплощения всех замыслов. Перед знаменательной датой нам удалось поговорить с Кареном Георгиевичем в его кабинете в „Мосфильме“… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу фильма «Восьмерка» по повести Захара Прилепина КиноПоиск вспоминает современных российских писателей, чьи произведения добрались до киноэкрана — от Оксаны Робски до Дины Рубиной, от Анны Старобинец до Виктора Пелевина(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.481
    41.Огни большого городаCity Lights8.481
    42.Джентльмены удачи8.479
    43.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.478
    44.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.468
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron92.99%
    27.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.98%
    28.Охотник на лисFoxcatcher92.82%
    29.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.77%
    30.ЭверестEverest92.73%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 215
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep1
    БэтменBatman98
    Думай, как мужчина 2Think Like a Man Too2
    Крученый мячTrouble with the Curve19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.191
    Город героевBig Hero 68.527
    СудьяThe Judge8.234
    ДракулаDracula Untold6.617
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.448
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры