всё о любом фильме:

Белый тигр

год
страна
слоган-
режиссерКарен Шахназаров
сценарийАлександр Бородянский, Карен Шахназаров, Илья Бояшов
продюсерКарен Шахназаров, Галина Шадур
операторАлександр Кузнецов, Алик Тагиров
композиторЮрий Потеенко, Константин Шевелев
художникСергей Февралев, Ирина Очина, Дмитрий Андреев, ...
монтажИрина Кожемякина
жанр военный, ... слова
бюджет
$6 100 000
сборы в России
зрители
Россия  546.6 тыс.,    Латвия  246 чел.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время104 мин. / 01:44
Вторая Мировая война подходит к концу. Тяжелые затяжные бои изматывают обе стороны. Но чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромный неуязвимый немецкий танк «Белый Тигр».

Внезапно возникает он в дыму сражений, безжалостно расстреливает своих противников и неожиданно исчезает. Советское командование решает для борьбы с «Белым Тигром» создать особый танк — специальную модель Т-34-85.
Рейтинг фильма
IMDb: 5.90 (1167)
ожидание: 91% (1216)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
4 + 4 = 8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1842 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Являясь патриотом своей страны (как бы пафосно это не звучало), я всегда уважал фильмы про войну, про Великую Отечественную Войну, естественно. С младых ногтей именно на этих фильмах росло само осознание своего патриотизма. Трудно представить само ощущение войны, когда она кажется, так далеко. Вот наши советские фильмы и позволяют ощутить тот страх и безысходность перед наступающим врагом. И параллельно заставляют нас гордиться своей страной, своими простыми героями. И пересматривать эти фильмы всегда интересно. Вот, например, «Офицеры». В обычный хронометраж уложена целая жизнь. И дух патриотизма как никогда чувствуется при просмотре именно таких фильмов. Никаких преувеличений, никакой мистики или фантастики. Что же нам предлагает современный кинематограф? «Белый тигр» Карена Шахназарова! Я абсолютно не понимаю за что ему дали «Золотого орла». За лучший фильм? Если это лучший российский фильм 2012 года, то мне очень горестно это осознавать.

    Сюжет фильма в целом состоит из непонятных танковых сражений, причем с нашей стороны чуть ли не целый танковый полк, а со стороны немцев мистический Белый тигр. Танкист Иван Найденов (как его впоследствии назовут) обгорел на 90% после сражения, но выжил. И это основная канва фильма: он никак не должен был остаться в живых, но остался. Он стал порождением Войны и стал понимать её природу, её отпрысков. Он стал слышать танки! Оказывается, есть танковый бог! После невероятно быстрого процесса восстановления кожного покрова (даже шрамов не осталось) Ивана Найденова снова посылают на фронт. Теперь его боевое задание (читай: миссия) это обнаружить и уничтожить пресловутого Белого тигра — танк Т-6. Вроде бы и неплохой замысел, но то, как он изображен на кинопленке, заставляет подумать о профессионализме режиссера, сценариста и оператора в особенности. И режиссер вроде бы опытный, но при просмотре хотелось только одного — узнать, чем же закончится этот Белый бред! Неуклюжие и непонятные маневры танков в деревне просто вывели меня из себя. Ну нельзя же так бездарно снимать! Танк «Белый тигр» представлен как какой-нибудь дракон, который выползает из леса и расстреливает танковый расчет (читай: доблестных рыцарей) и, лишь один воскресший «мессия» может его преследовать. Кадр, где Белый тигр сначала выкатывается из леса, расстреливает наши Т-34 как в тире, затем закатывается обратно, просто вызывает приступ операторской тошноты. Такое впечатление, что закатывание не снимали, а просто прокрутили пленку назад (где танк выкатывается) и вставили в фильм.

    Также абсолютно непонятна вставка эпизода момента подписания германскими военными акта о капитуляции. Зачем? Показать, что война закончилась, а танк все еще живой? Нет другого, более уместного способа показать окончание войны? Зачем было связывать мистический военный сюжет с почти военно-документальным? Мне ответ неясен. Возможно, что Белый тигр представлен нам как аллегория фашизма, который был побежден, но не уничтожен полностью. Монолог Гитлера под занавес как бы открывает зрителю весь философский замысел фильма, но такие милитаристско-философские мысли не для среднего ума. Из всего монолога ясно одно: «Война — это точка отсчета.»

    Единственное, что не омрачает сию картину, так это актерская игра. Все актеры вполне достойно отыграли свои роли. В общем, смотреть сцены диалогов довольно интересно. Именно диалоги о Белом тигре создают большее мистическое волнение, чем эпизоды с самим танком.

    Фильм относится к нашей истории, к Великой Отечественной Войне, поэтому ставлю за это произведение соответствующую оценку, хоть и с натяжкой.

    5 из 10

    P.S. С волнением и содроганием жду премьеры «Сталинграда»! С волнением — из-за того, что кино будет про одно из величайших сражений в истории, с содроганием — из-за режиссера…

    25 февраля 2013 | 20:39

    Похоже, рецепт по созданию фильма, который Российский Оскаровский Комитет отправит завоевывать «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», гениально прост:

    1) Кино должно быть о войне, и обязательно о Второй Мировой.

    2) Кино должно быть странным. Чтобы, понимаешь, люди думали, глядя на экран, «Какого?…» и включали внутренний СПГС.

    3) Обязательно должны присутствовать затянутые и скучные сцены- от этого фильм становится «очень умным».

    4) Этот пункт необязательный, но желательный: в конце картины какой-нибудь герой должен сказать философскую речь, в которой, предположительно, заложена основная идея фильма.

    Эти пункты вроде работают, судя по таким «шедеврам», как «Край», «Утомленные Солнцем: Цитадель»… и вот… «Белый Тигр».

    Должен признать, этот фильм не самый худший в России. Назвать его трэшом язык не поворачивается, ибо он сделан профессионально. Да и Карен Шахназаров вряд ли умеет плохо снимать. И Алексей Вертков в роли «избранного танкиста» очень хорош. Режиссер был прав, когда говорил, что «актер умеет гениально молчать.». Это правда- Вертков с минимальным количеством реплик сумел хорошо раскрыть своего персонажа, который из человека превратился в машину для убийства. Да и в целом к актерскому составу претензий нет: артисты профессиональные, медийных лиц не замечено.

    Основная проблема фильма в сценарии. Дело не в том, что «Белый Тигр» рассказывает мистическую историю на фоне Второй Мировой- это как раз, наоборот, очень заманчиво. Сценарий просто скучный. Сюжетные повороты не впечатляют, история слишком простая, разнообразия никакого. А какое значение имеют сцены с немцами ближе к концу фильма- непонятно. Хотя танк-призрак, появляющийся из ниоткуда, неизвестно кем управляемый, является неплохим типажом для приключенческого фэнтези на историческом фоне. Да, могло получиться увлекательное кино, но авторы пошли иным, «заумным» путем.

    Другой недостаток фильма заключается в том, что идея картины не очень ясно преподнесена. Белый Тигр, скорее всего, должен был символизировать тот факт, что война никогда не заканчивается и избавить мир от конфликтов невозможно. Да, в картине произносится такая фраза: «Война не имеет начала и конца. Война-это сама жизнь». В принципе, танк-призрак как метафора вездесущей войны идеально подходит, но идея преподнесена не до конца. Наверное, нужно было как раз показать, как дух войны витает в обычной, мирной жизни.

    Повторяю, фильм не ужасный, но, простите за поэтичность, свинцом интересности фильм не особо пахнет. А жаль, задумка была неплохая. Но за профессиональный уровень исполнения фильму вручается медаль

    5 из 10

    14 марта 2013 | 20:08

    Главное внимание, а не результат, — считают многие. Тема второй мировой до сих пор берётся в обработку многими. И идут на фильмы многие, да если приперчить мистикой — так это ж особенно изысканно должно ожидаться. Кое-кто считает это минусом — когда не на реальных событиях построено, но, необычные кушанья в виде мистики способен пленить своими параллельными реальности событиями. Легко справится с обычным танком, но как «развлечься» боем с полусуществующем монстром «Белый тигр». Обычно в таких случаях, начинает видится уже в каждом дереве или кусте что-то лихое, но, советское командование до жути атеистическое — не верит и всё. Ни один уважающий себя командир не будет искать себе оправдание в «нечистой силе», которую занесло в виде танка. Тут бы в пору носить амулеты всякие, мешочки от сглазу и т. д. Но, Шахназаров решил организовать уже реального парня-солдата, который обрёл суперспособности разговаривать … с танками. Диагноз конечно напрашивается — шизофрения, но, против лома не приёма, если нет другого лома. Вот он «лом» танкист, друг танков, которые не любят одного странного танка.

    Наступают новые времена, люди не воюют за идеи, всё — просто бизнес на бизнес. Но, как в форме мистики подать врага — а вдруг патриотизм возобновится? Вон, взять американцев — воюют с инопланетянами, как угорелые, попробуй тем только прилететь на планету Земля — и они будут иметь дело с непобедимыми американцами. Воот.. А у нас будут танки-призраки — вариант.

    Актёры отыграли профессионально, никто не показал ироничного недоверия к сюжету, за что респект. Но, Шахназаров — старый режиссёр, свой мир, своё понимание подачи. Но, думаю, что если бы приправить всё хорошим юмором, то, восприятие было бы вполне адекватное. Пусть бы, хотя бы за стаканом за «сбитый», сидя, они бы высмеяли всю нечисть могильную — это бы приветствовалось. А так — на редкость редкая недосказанность ставит вопрос: и каким боком это мне пригодится?

    Но, следует признать, что фильм смотрится не скучая, конец не читался во время просмотра — это бесспорно плюс. И как-то получалось-смотрелось натурально. И всё-таки почти как Собака Баскервилей: Реинкарнация.

    17 июня 2012 | 18:27

    Сподобился таки посмотреть. Долго тянул из-за разницы в оценках уважаемых мною товарищей и общей оценкой публики.

    Ну что сказать — истина, как обычно, посередине. Критика фильма крайне избыточна. Фильм хороший и правильный. Но есть одна беда. Он плохо скроен и слабо сшит. Но при этом великолепно снят. Вот бывает же такая комиссия.

    С технически-танковой стороны фильм безупречен. Для нашего времени такая тщательность — просто невероятна. Локейшн-менеджеры выполнили работу безупречно. Последняя схватка в брошенной деревне впечатляет во многом за счет именно пейзажа. Правда есть пара вопросов. Во-1, по сюжету дело вроде бы уже в Германии происходит, а деревня сугубо наша северная. И второе — возможно это и закладывалось, но это очень современная деревня. Не в том смысле, что там тарелки спутниковые и ондулин. А в том, что такая гиблая брошенность — это примета нынешнего времени.

    Инфернальность Белого Тигра передана так, что дрожь по спине. Дуэль в деревне — шикарно. Только мастер может показать КРАДУЩИЙСЯ танк!

    В фильме есть идея. Но вот тут кроется главная неудача. Карен не смог ее передать. О том, что Тигр — воплощенное зло войны — мы узнаем лишь из последних слов танкиста. А мы должны были это УВИДЕТЬ. Это краеугольный камень синематографа. Если ты не смог что-то ПОКАЗАТЬ, значит ты не сумел снять кино.

    Ну и пресловутые две финальных сцены — подписание капитуляции и последнее интервью Гитлера. Обе сами по себе сняты гениально. Но обе они — совершенно не из этого фильма. Они ему ничего не дают. Зачем они тут — непонятно.

    И все же, это скорее хороший фильм, чем плохой. Он далеко небезупречен. Но он цепляет. И это уже хорошо.

    7 из 10

    9 октября 2012 | 20:44

    Когда брал билеты на этот фильм, то уже настраивался на то, что фильм не будет исторически верным. Это и помогло более правильно оценить сам фильм. В основе фильма, как известно, лежит повесть Ильи Бояшова «Танкист», а главным продюсером выступил Сергей Буркатовский, глава студии Wargaming, известной своей MMO-игрой World of Tanks. В общем все указывало на то, что фильм будет про «танчики».

    Фильм надо оценивать не как историческую повесть, а как войну, помещенную в альтернативную историю. В этом жанре вообще снимают мало, так как очень легко получить не исторически-военный фильм, а банальную фантастику. Но Шахназаров попытался снять что-то более-менее правдоподобное. Если смотреть прямо, то получилось местами слабо, местами очень сильно и правдоподобно. Но в целом фильм неплохой. Это не бодрый американский боевик, где главный герой спасает Америку от противного русского террориста, но и не Das Boot. Это промежуточный фильм, позаимствовавший штампы от американских боевиков, но и взявший весьма немало от серьезных военных фильмов.

    Режиссура и постановка хорошая, исполнение на твердую четверку. Фильм всяко лучше Цитадели. В съемках участвовали настоящие Т-34-85, имевшиеся у Мосфильма и у Танкового Музея Кубинки. Снято красиво, танки показаны этакими монстрами, которые убедительно рычат двигателями и красиво стреляют с орудий. Собственно, фильм не столько о войне, сколько о танках.

    Актеры играют убедительно, были приглашены немецкие актеры. Это довольно хороший шаг в плане исторической верности, которая немного, но имеется в фильме. Сцены с сожженными телами танкистов сняты так, что реально страшно становится от того, что тут происходило. А за финальную сцену с рассуждениями Адольфа Гитлера вообще хочется аплодировать стоя. Хотя выглядит она так, что ее насильно впихнули в фильм, дабы как-то исправить «альтернативность» фильма.

    Вывод: не стоит сравнивать фильм с серьезными военными шедеврами. Не стоит сравнивать с Бесславными ублюдками. Это фильмы разных уровней. Но сходить стоит, удовольствие от фильма получить можно.

    Оценка? А оценку ставить не буду. Поставлю хорошую — не понравится, а плохую поставить не могу. Так что лучше сами сходите и посмотрите. Фильм не про войну, фильм про танки.

    9 мая 2012 | 12:46

    «Война бывает первая, а больше не кончается». Эту тему режиссер Карен Шахназаров решил раскрыть в жанре мистика, и получилось у него, на мой взгляд, неудачно.

    Фильм смотреть не интересно. Ему явно не хватает средств, которые делают мистику мистикой: напряженной музыки, необычных ракурсов, смятения на лицах героев…

    Нет здесь и русской задушевности, которой отличаются наши лучшие фильмы о войне. Персонажи пресные. Актеры в эпизодических ролях играют слабо: свой короткий текст говорят неубедительно и с современной интонацией. Актеры на главных ролях справляются лучше, но и им играть почти нечего. Диалоги не отличаются ни содержательностью, ни эмоциональностью.

    Есть совершенно лишние сцены. Например, та, где фашистское командование подписывает акт о безоговорочной капитуляции. И следующая, где эти поверженные вожди шикарно ужинают. Не стану придираться к достоверности показанного. Это уже не важно, потому что к сюжету и идейному содержанию эти сцены не имеют никого отношения.

    Сцена с военнопленными в Берлине и одним из главных героев, едущим по городу на машине, тоже не нужна. Она, к тому же, тянет за собой грубый монтажный ляп. В последнем кадре с Берлином машина движется слева направо. В следующем кадре на поле машина движется справа налево. Перескок во времени и пространстве хоть и притянут за уши, но все же понятен. Есть такой прием. Но с движением объекта в кадре подкачали. А это азбука монтажа.

    Некоторые реплики героев, откровенно говоря, странноваты. Например: «Дам тебе отпуск на десять дней. Потом приезжай, будем брать Берлин». Или нелепая реакция командира на известие о том, что экипаж танка в День Победы выпивает за победу: «Сопьются».

    Есть благоглупость и в поведении главного героя, когда он стреляет из пистолета по бронированному танку-призраку. Можно объяснить это поведение ражем и отчаянием. Такая реакция вполне возможна, но выглядит неестественной у персонажа, который и сам-то призрак, да еще и знает, что танк не прошибаем.

    Финальная сцена с Гитлером тоже не ясно зачем. Он излагает всем известную истину, что войны были, есть и будут, потому что такова человеческая природа. Говорит непонятно где и непонятно кому. То ли на том свете, то ли, спасшись, в тайном убежище, то ли в прошлом. Но и это уже не важно, так как эта сцена не несет оригинальной философской идеи и слабо вяжется с сюжетом.

    Вообще, я как нормальный русский человек, знающий цену этой войне, привыкла воспринимать её конкретно, без всяких игр разума и слияния выдумки с реальностью. Я понимаю, что мистика — это полноправное художественное направление, но все-таки считаю, что Великая Отечественная война — это не та тема, на которую стоит снимать в данном жанре.

    22 апреля 2013 | 01:15

    Попытка подойти к данной картине с позиции сознания, воспитанного обществом потребления и знающего только о том, что у него есть права, но упорно забывающего о коррелирующих с правами обязанностях, изначально обречена на провал. Карен Шахназаров не тот режиссер, от которого стоит ожидать поп-корнового блокбастера. И «Белый тигр» очень непростой фильм, потому что режиссер не предпринимает ни малейшей попытки разжевать свою философию, сделать ее плакатной и простой, и это есть хорошо, поскольку она перестала бы быть философией.

    Дуэль двух танков, «Тигра» и «Т-34-85», и, одновременно, дуэль чего-то большего, нежели просто схватка двух единиц тяжелой боевой техники, существующих в единственном экземпляре.

    Белый тигр — это миф и реальность: он появляется из пустоты войны и в ней же и исчезает, практически бесследно. Тигр — неуловимый призрак, безжалостный как сама смерть, холоднокровный мясник, методично уничтожающий советские танки, машина, внушающая страх и врагам, и союзникам.

    Химера есть, и в целях равновесия Вселенная рождает Беллерофонта. Танкист без имени и прошлого, выживший там, где выжить было практически невозможно. Созданный мирозданием фактически с одной целью — уничтожить Белого Тигра и получивший для этого несколько мистических способностей. Хотя здесь стоит задать вопрос — это дарованные ему способности или они всегда есть у человека, просто носитель сам не знает об этих талантах. Ведь идея того, что у машин тоже есть души и личности известна философам и фантастам.

    Белый тигр мертв, потому что он несет смерть, он создан только для разрушения, только для уничтожения. Он как древний Бог войны, безжалостный и беспощадный, как древнее существо Кинга, получившее от писателя имя «Оно», и так же, как у Кинга ему противостоит что-то, кажущееся слабым, таким же, как и Черепаха, но на деле Найденов оказывает Тигру достойное сопротивление…

    Что такое Белый Тигр? Самый совершенный в мире танк? Или аллегория на нацистскую Германию, на саму идею фашизма? Появляющуюся из болота и в болоте же прячущуюся, разбитую, и как выясняется, недобитую? Идею зла из эфемерного становящегося реальным и снова возвращающегося в призрачное состояние?

    Здесь уже как водится — suum cuique: кто-то философию поймет, проникнется ею и скажет «Спасибо» Карену Георгиевичу, а кто-то скажет, что кино скучное, неинтересное и затянутое. Ваше право. К сожалению, общество потребителей к самому простому анализу, как правило, оказывается неспособно.

    С кем, например, говорит в последних кадрах картины Гитлер? Кто его таинственный собеседник с укрытым тенью лицом? Я, как и многие, полагаю, что это сам Мефистофель.

    И еще, для справочки: Associated Press и Le Figaro в прошлом году опубликовали краткие результаты журналистского расследования. США на настоящий момент продолжают выплачивать пенсии нацистам, эмигрировавшим в них.

    «Белый тигр» скрылся в тумане болота, он был ранен, но не был побежден. Как сказал в конце Найденов: «Пока „Белый тигр“ не уничтожен, война не закончится. Он готов ждать двадцать лет, пятьдесят, сто, но он обязательно появится вновь и нанесет удар».

    Тигр зализал свои раны, и снова заурчал его двигатель, залязгали траки гусениц, разбрызгивая засохшую грязь, а башня с бездонным черным оком орудия начала вращаться вокруг своей оси, выискивая новые мишени. Найденов, твой враг вернулся…

    2 февраля 2015 | 15:54

    Да, всё именно так. Есть фильм, но для него нет зрителя. Зритель, воспитанный на голливудских поделках, не способен к восприятию фильма такого уровня, так как требуется некоторое умственное усилие, умение воспринимать не только прямые деревянные штампы, но и аллегории, символы, абстрактные образы. В фильме нет ни одной прямо сказанной фразы, каждая означает что-то большее.

    -Этот белый дьявол вам не по зубам.
    -Это почему?
    -Потому что он есть торжество немецкого духа!


    И белый дьявол нацизма не побеждён. Он повреждён, сломлен, но не побеждён. Он вернётся. Он вспомнит всё, что было раньше, он поднимет голову и громко заявит о себе. Сейчас его ничтожные сявки лишь подают свои хилые голоса на Украине и в Прибалтике, но пройдёт двадцать лет, пятьдесят, может сто и белый дьявол покажет своё бледное, мертвенное лицо. Так в фильме и так же в жизни.

    -Его надо сжечь. Вы же знаете, что это надо сделать.

    Это слова не человека. Слова целого мира, тысячу лет противостоящего белому дьяволу, приходящему с запада. Несчётное множество раз бывало это противостояние и порой победа была в руках у этого дьявола. Иногда он приходил воинством и пытался покорить силой оружия, как во время великой смуты или не менее великой войны. Иногда действовал лестью и обманом, уничтожая саму культуру, как было во время Петра I или Бориса Ельцина. Но каждый раз вынужден был уползать задним ходом чтобы зализать свои раны.

    -Разве мы не осуществили потаенную мечту каждого европейского обывателя? Разве не в этом была причина всех наших побед? Ведь все знали, что все то, о чем они боялись рассказывать даже своим женам, мы объявили ясно и открыто, как подобает мужественному и цельному народу. Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке, этого кентавра, дикого и чужого Европе — Россию. Я сказал: просто давайте решим эти две проблемы, решим их раз и навсегда. Разве мы придумали что то новое? Нет! Мы просто внесли ясность в те вопросы, в которых вся Европа хотела ясности. Вот и все!

    Разговор Гитлера с Сатаной. Не тем, библейским искусителем, чьё оружие лишь слово и человеческие слабости. С настоящим языческим тёмным богом. Дающим великую силу и жестоко карающим своих анахоретов невзирая на результат. И ведь это правда! Европа не воевала с Германией. Сделав пару выстрелов, войска складывали оружие и переходили под знамёна со свастикой. Мало кто помнит, что кроме Германии были ещё Австрия, Испания, Италия, Венгрия, Финляндия, Болгария, Румыния, Япония. Это всё фашистские страны! Страны, которые вполне осознанно и добровольно поддерживали Гитлера! Франция, сделавшая немецкую оккупацию предметом китча на деле практически не сопротивлялась и значительная её часть, так называемая «Вишистская Франция», а это почти половина территории страны, прямо сотрудничала с нацистами. Попробуйте перефразировать монолог Гитлера применительно к нашим дням и станет страшно:

    -Вы давно ненавидите африканцев, турков и арабов, заполонивших Европу. Всю жизнь боитесь эту мрачную, угрюмую страну на Востоке — Россию…

    10 декабря 2012 | 07:21

    С удивлением обнаружил, что никто из рецензентов не понял смысла фильма. Хотя, как по мне, он лежит на поверхности, и понять эту картину куда проще, чем другие работы Шахназарова. Все укоры в непродуманности или нереалистичности танковых сражений просто не имеют смысла. Фильм не о них. О чем же? Сейчас в двух словах постараюсь объяснить, потому что смысл фильма очень важен и очень актуален сегодня.

    Итак. Два центральных персонажа картины — солдат Найденов и тот самый белый Тигр — немецкий танк, выкрашенный в белый цвет. Просто посмотрите на них и вспомните несколько «подсказок», мелькающих в картине. Найденов выживает после 90% ожога, что невероятно. У него нет ни имени, ни фамилии, ни родственников. По крайней мере он их не помнит. Он простой русский солдат, проявляющий невероятную живучесть. Он все делает «от души». Умеет «слушать» танки, чувствовать их. Он не образован, но действует интуитивно, «на таланте». Ему помогает «танковый Бог». А кто его соперник? Чудовищный немецкий танк, который «никогда не ошибется и все сделает правильно». Этот танк — «торжество немецкого духа», по словам пленного немецкого солдата. Он — призрак, его нет, но он влияет на исход сражений. Так что же это за история? Да это символическое представление борьбы цивилизаций — русской и западной (сказал бы немецкой, но в монологе Гитлера в конце фильма ясно видно, что именно о европейской цивилизации идет речь, а не только о немецкой). Русский народ — простой, немного нелепый, в который раз почти погибший и раздавленный (90% ожог) все-таки выживает и не помня себя продолжает борьбу с очередным воплощением своего давнего соперника — Запада. Этот последний со всей своей технологической мощью, «правильностью» и в то же время бездушностью символизируется непобедимым белым Тигром. Очередная смертельная схватка, каких в нашей истории было немало, и из которых мы всегда каким-то чудом выходили победителями. Вот и в этот раз с помощью «танкового Бога», которому молится Найденов, белый Тигр удается подбить.

    Но самая главная и поистине грандиозная мысль автора заключена в последних словах Найденова уже после капитуляции Германии. Он говорит о белом Тигре: «Пока я его не сожгу, война не закончится… . Он не исчез, он затаился и выползет снова. Через 20 лет, 50, может через 100… Его нужно сжечь. Вы же сами понимаете, что это нужно сделать…» О чем говорят эти слова? Я думаю, всем понятно…

    Это великолепный фильм с ярко выраженным глобальным смыслом. Мне даже странно, что этот очевидный смысл мало кто видит. Шахназаров показал глубочайшее понимание исторических процессов и более того — обнаружил у себя дар предвидения, потому что сегодняшние события (конец 2014 года) — это как раз тот момент, когда из тумана медленно показывается орудие того самого белого Тигра, и мы слышим рев мощного мотора и музыку Вагнера. То, о чем сказал Найденов сразу после войны, происходит на наших глазах — он вернулся!

    10 из 10

    10 ноября 2014 | 15:23

    Кинематографические деяния Шахназарова с Бородянским пусть и народны по своим установкам, выпукло сюжетны и легки в подаче, всё же не без магистральной сюрности, не без червячка на торте как оплота сущего и парадоксального. При основательном просмотре хоть заковыченно абсурдистского «Города Зеро», хоть подчёркнуто мелодраматичной «Американской дочери» в сравнения напрашивается другой маститый дуэт пророков в своём отечестве — Абдрашитов с Миндадзе. Только они мрачнее будут, в масштабах пророчеств и стилистикой чаще в предупреждениях и предостережениях в духе «оглянитесь люди, а то, как бы чего не вышло». Авторы же «Белого тигра» веселее. Не в плане оптимистичных перспектив, а чисто по духу рассказа, по взгляду на обозримое. Не зря у них и кино есть с названием «Сны» — за себя и за манеру создателей говорящее. Коллажами подсознательного и недосказанностью как попыткой понять бредовое окружающее, в котором что оглядывайся, что не оглядывайся — всё равно выходит так — как выходит. «Белый тигр» — тоже сон, отчасти. Сон о войне дедов и прадедов, но приснившийся внукам и правнукам. Иван Иванович Найдёнов практически сгорел в бою, а потом чудом восстановился, получив с новой кожей новое имя. Да и не столько имя, сколько дежурный ярлык для приличия паспортной формы. С коннотирующей фамилией легко стыкуется утрата прошлого и нежелание к нему возвращаться, мол, если похоронка пришла, то не стоит мёртвому снова в ряды живых. Этакий манкурт с душой. Теперь у него одна миссия в жизни — сжечь демоническую машину танкового подобия, которая в ответе за его вынужденное манкуртство. Теперь у него и Бог свой — танковый, на облаке обитающий и громом о себе возвещающий.

    Исход войны прописан азбучным легендированным шествием понурых немцев по разрушенному Берлину, импровизационной документальностью хроники с заполнением пакта о капитуляции. Всё кончено, а игра продолжается — в поддавках Жукова, в фанатичности воскресшего танкиста, в растерянности чекиста, в мефистофельском маразме Гитлера. Нет торжества победителей. Нет горечи утративших. Значение происходящего ещё предстоит осознать. А пока всё это месиво выглядит дурной сказкой, переложением Илиады, где есть человеки — дети неразумные и есть боги — на детей взирающие потехи ради и баланса для, беспардонно вмешивающиеся в сражения чудесатыми выкрутасами. То Афродита с поля боя вытянет, то Посейдон болтливого жреца пожрёт. То Арес подсобит белоснежно-призрачным танком, то Зевс смертного воскресит для равности счёта. Смесь мифологии и христианства в гомерическом смехе внезапных апорий. Немецкий фельдмаршал, с наивностью ребёнка, умиляется вкусу клубники со сливками. Французский табак служит минутным успокоением советским бойцам. За благородным прозвищем «Белый тигр» сокрыта бесчеловечная сущность машины убийцы. Отрывочно. Без начала и идеологических подоплёк.

    Сценарист с режиссёром придумывают нетипичную модель видения Великой Отечественной, которая в нашей культуре, как правило, неотделима от плоти и крови. Вторая Мировая уходит в закономерную абстракцию, как и Первая. Некая война на некой земле, где нет хороших и плохих, где неповоротливые танки значат больше людей, словно речь о футуристической фантастике. Это не попытка бегства от окопной правды, это и не конъюнктура в угоду актуализированной безличности. Это фиксация неизбежного. Бессознательность архетипа доминирует и самое кровавое событие 20-го века становится мифологическим полем в необратимой тенденции забытья, смешиваясь с потоком циничных восприятий. А был ли танк? А была ли война? А были ли фашисты так уж не правы? С каждым умирающим ветераном умирает и память. И никакие хроники, никакие мемуары, никакой многотонный контент мировой культуры не заставит смотреть следующие поколения на битву с фашизмом эмоциональнее очередного сиквела пандоропобного Аватара. Недокино на заданную тему уже вовсю паразитирует гадкой пародийностью («Гитлер капут!»), нелепой фантастичностью («Мы из будущего»), голливудским блокбастеризмом («УС-2»). Это и не приговор в бездушности. Варварская демагогия финального монолога фюрера эффектно обставлена типичным дипломатическим тявканьем в духе современной (в принципе, вневременной) политики двойных стандартов с размытыми физиями молчаливых (соглашательских) собеседников — благодатной почвы для становления неонацизма. Наступит утро, туман рассеется, Белый Тигр вернётся, боги займут своё место в ложах и будут смотреть новую старую историю про людей ненавидящих людей, чтобы смеяться, смеяться, смеяться.

    26 сентября 2012 | 23:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 149 руб.
    Blu-Ray, 499 руб.
    подробнее

    Новости


    В нынешний уик-энд все заслоняет собой могучая спина Брэда Питта, возглавляющего звездный актерский состав (Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья, Логан Лерман) военного эпика «Ярость» Дэвида Эйра, обычно специализирующегося на полицейских драмах. В ограниченном прокате сильнее всех резонирует «Бёрдмэн» Алехандро Гонселаса Иньярриту(...)
     
    все новости

    Интервью


    8 июля 2012 года исполнилось 60 лет режиссеру, сценаристу, продюсеру и генеральному директору киноконцерна „Мосфильм“ Карену Шахназарову. КиноПоиск поздравляет классика отечественного кино с юбилеем, надеясь, что он и дальше будет радовать зрителей новыми картинами, и также желает сил и здоровья для воплощения всех замыслов. Перед знаменательной датой нам удалось поговорить с Кареном Георгиевичем в его кабинете в „Мосфильме“… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В мае грядет 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, а значит, киноиндустрия готовит целый залп картин, посвященных самым разным страницам военной истории — от битвы за Севастополь до операции на Дальневосточном фронте. КиноПоиск предлагает обратить внимание на семь лент. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ДомHome54 000 000
    2.Крепись!Get Hard34 610 000
    3.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent22 075 000
    4.ЗолушкаCinderella17 515 000
    5.Оно следует за тобойIt Follows4 021 000
    27.03 — 29.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious 7857 010 108
    2.Битва за Севастополь67 859 386
    3.ДомHome23 562 198
    4.Призрак23 356 585
    5.Женщины против мужчин23 259 603
    09.04 — 12.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 699 0321 292 702
    Деньги1 043 171 286 руб.436 486 594
    Цена билета282,01 руб.29,89
    09.04 — 12.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.278
    96.Они сражались за Родину8.273
    97.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.270
    98.Могила светлячковHotaru no haka8.264
    99.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись8.262
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Багровый пикCrimson Peak94.95%
    12.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.95%
    13.ИнферноInferno94.95%
    14.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.94.90%
    15.Кредо убийцыAssassin's Creed94.56%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Большая играBig Game1
    Территория6
    Форсаж 7Furious 787
    ИнтерстелларInterstellar409
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious 77.420
    Территория7.391
    Битва за Севастополь7.860
    Ночной беглецRun All Night6.789
    Призрак7.412
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    А зори здесь тихие...30.04
    Одной левой07.05
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Идеальный голос 2Pitch Perfect 214.05
    премьеры