всё о любом фильме:

У нас есть Папа!

Habemus Papam
год
страна
слоган-
режиссерНанни Моретти
сценарийНанни Моретти, Франческо Пикколо, Федерика Понтремоли
продюсерЖан Лабади, Нанни Моретти, Доменико Прокаччи
операторАлессандро Пеши
композиторФранко Пьерсанти
художникПаола Биззарри, Лина Нерли Тавиани, Лаура Казалини
монтажЭсмеральда Калабрия
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Италия  956.3 тыс.,    Франция  743.9 тыс.,    Германия  78.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Номинации:
После смерти Папы конклав выбирает нового Понтифика. Жребий падает на кардинала Мельвиля. Но что делать, если новонареченный глава Римской-католической церкви отказывается выйти на балкон Св. Петра, бьется в истерике и кричит, что не может выдержать непосильной ноши? Отправить на сеанс к лучшему психотерапевту Рима? Устроить волейбольный турнир среди кардиналов, чтобы подбодрить его Cвятейшество? В Ватикане царит строжайшая конспирация: католический мир не должен узнать, что у Богом избранного Папы не хватило духу принять этот высочайший пост. Миллионы паломников на площади ожидают явления нового избранника…. который в это время умудряется сбежать из Дворца.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
62%
45 + 28 = 73
6.1
в России
57%
4 + 3 = 7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 87 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Шикарное кино! Именно шикарное, ни гениальное, ни великое, ни выдающееся, а шикарное! Охарактеризовала бы его как трагикомедию. Обманчиво легкое, оно завершается совершенно неожиданно.

    Как поется в песне «а начиналось все красиво и легко», т. е. серьезно и одновременно смешно (несмотря на трагическое событие — смерть Папы Римского). Идут выборы нового Понтифика. Парадоксально, но достичь высшей ступени католической служебной лестницы — стать верховным правителем Святого Престола — не хочет никто. К Богу возносятся молитвы кардиналов из Сикстинской капеллы «Пронеси эту чашу мимо меня». Толи молитвы слишком слабы, то ли связь с Небесной канцелярией в этот день нарушилась, то ли это было просто закономерно и ожидаемо, но одному из кардиналов «не повезло». И вуаля, католический мир обретает Папу. Только рано радовались кардиналы, монашки и сотни верующих, собравшихся на площади Святого Петра в Риме и по всему миру. Дело в том, что новоизбранная «жертва» не может взойти на Святой Престол, предстающий нам в виде балкона, с которого Папы традиционно посылают благословение народу и обращаются к верующим с речью.

    У Папы нервный срыв (а по ходу фильма и все признаки маниакально-депрессивного психоза), а у меня, признаюсь, был прилив симпатии к несчастному человеку и безумное желание узнать, как же он и весь Ватикан с этим справится. Бороться решают современными методами (тем более, что в уставе не прописано, как поступать в данных ситуациях). В Ватикан приглашают лучшего психоаналитика Италии. В результате кардиналы и врач становятся узниками самого маленького города на Земле, а невступившый в должность Папа сбегает из клетки на поиски себя самого, решения возникшей проблемы и внутренних сил. Наблюдать и за теми и за другим безумно интересно и забавно. Найдут ли они выход из сложившейся ситуации? Поможет ли современный психоанализ герою? Смотрите и узнаете!

    Что до актеров, полагаю, Станиславский сказал бы им свое «Верю!» Мишель Пикколи (экс герой-любовник в кино) трогательно и правдиво передал переживания, охватывающие старого кардинала при мысли о папстве. Следуя за ним по улицам Вечного города, наблюдая за его мытарствами, мы осознаем, как тяжело порой бывает бремя власти. Режиссер картины, Нанни Моретти, сыграл очень итальянского, эмоционального и немного растерянного психоаналитика, который, несмотря на неожиданное «заключение под стражу», проявляет чудеса изобретательности в сфере коротания досуга под одной крышей с кардиналами. Игра (во всех смыслах этого слова) кардиналов выше всяких похвал. Мне интересно, массовка была взята из кадров хроники или специально собрана на площади? в любом случае чувства радости и недоумения передали они очень жизненно.

    Не знаю, атеист режиссер или верующий, но рискнуть «поглумиться» над темой выборов Папы — это мощно. Как сказал один кинокритик «Представить себе не могу, что у нас в России снимут подобное кино про выборы Патриарха». Фильм Моретти отображает общую ситуацию разочарования европейцев в традиционных ценностях, думаю, как религиозных, так и общественных (а также в приемах психоанализа). А еще фильм показывает, что массе, буть то народ, верующие или просто группа единомышленников, всегда нужен сильный лидер. Но не каждый кандидат в лидеры может достойно ответить на все вызовы. Осуждать за это?Нет, думаю понять. В любом случае, задачу Папа выполнил — разобрался в себе и разрешил ситуацию.

    9,5 из 10

    П. С. Папу Римского выбирает Бог, но и у него бывают проколы.

    27 июня 2011 | 11:32

    Первые минут пятнадцать обещали интересный фильм — ирония по отношению к ватиканским играм, съемки собственно в Ватикане, Пикколи конечно. Увы, дальше фильм свернул к чему-то в жанровом смысле тяжело определяемому, но с преобладанием мягкой сентиментальности. Право, есть что-то глубоко порочное в съемках умиляющихся миру великих старцах кинематографа перед их неизбежным уходом. Как Мастроянни в фильме Торнаторе «У них все хорошо», так и здесь Пикколи мягко улыбаются и щурят слезящиеся глаза, получают аплодисменты(за карьеру в основном).

    Большой актер Пикколи с совершенно фантастической актерской карьерой(которой не было у мало уступающих ему Монтана и Нуаре), начиная примерно со «Ста ночей Симона Синема» превратился в живой памятник себе, появляясь то с Годаром то мельком у Иоселиани. Даже и в силу возраста и физических ограничений ждать особо от него ничего актерского не приходится — но дома не сидится и в силу деликатности он излишне часто откликается на зазывы, даря свое имя и внешность. Фильм Моретти не то, чтобы ирония, а умиление всему. Апогеем авторской манеры являются сцены игры стариков в кардинальских одеждах в волейбол — все умиляются, но чего в этом особенно значимого или интересного? Легкая ирония по отношению к нравам Ватикана особенно слащаво смотрится например рядом с «Аудиенцией» Марко Феррери, у которого так удачно играл именно Пикколи.

    5 из 10

    3 ноября 2011 | 15:59

    Давно не сталкивался со столь тонкой работой в кино. Фильм атмосферный и для тех, кто даже много раз был в Риме будет очень интересен. Итальянцы — очень сложная нация и в этом фильме это проявляется в полной мере.

    Особенно приятное ощущение послевкусия от просмотра — как после глотка благородного вина. И, что для меня было главное — искусство (в том числе и кино) не должно выполнять чей-либо заказ (в том числе и озлобленная травля римо-католиков в последнее время). Как только режиссер становится свободным в своих поисках, получается многогранным, ироничным, добрым, сердечным и т. д. — то есть таким, каким вообще должны быть люди. Папа в фильме напомнил мне своим образом папу Бенедикта, недавно ушедшего со своего поста. Сегодня сравнительно молодой и деятельный папа Франциск является в какой-то мере ответом на те вопросы, которые поставлены церкви в фильме 2011 года. Поэтому моя оценка этого фильма — высшая.

    15 сентября 2015 | 02:47

    После смерти Папы Римского, понтификат которого был долог и славен, собирается новый конклав с целью избрать нового главу Римско-католической церкви. После нескольких баллотировок без явного фаворита члены Коллегии Кардиналов решают избрать Мельвиля, в качестве компромиссного кандидата. Для завершения процедуры выборов новоиспеченному Папе остается только выйти на балкон Собора Святого Петра и благословить верующих, но Мельвиль не может выйти к верующим из-за приступа панической атаки. Его осматривает врач, но заметных отклонения в физическом здоровье не видит и кардиналы решаются обратиться к помощи психоаналитика. Сеанс не дает никаких результатов из-за строгого ограничения тематики вопросов и присутствия кардиналов при встрече Мельвиля и психоаналитика. Пресс-секретарь Ватикана решается на тайный выезд Мельвиля в Рим на прием к другому психоаналитику, надеясь что сеанс «тет-а-тет» сможет помочь новоиспеченному Папе. Встреча опять не дает видимых результатов, но случается невероятное — побег Мельвиля. Перепуганный пресс-секретарь ничего не говорит кардиналам, наспех сочиняя, что «Папа молится в своих апартаментах и скоро выступит перед верующими»…

    В последнее время Католическая церковь является постоянной мишенью для насмешек и нападок, священники и кардиналы часто оказываются замешанными в скандалах, многие положения католического вероучения кажутся безнадежно устаревшими. И деятели из всех видов искусств не упускали возможности покритиковать или высмеять Католическую церковь, и примеров можно найти множество: «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Золотой век» Луиса Бунюэля и т. д.

    Но данный фильм Нанни Моретти не является злой сатирой, автор не ставит своей целью опровергнуть или поставить под сомнения какие-либо догматы католицизма, это скорее трагикомедия об ужасе маленького человека.

    И этими «маленькими людьми» является в данной картине все кардиналы и очень показательна в этом плане сцена баллотировок во время конклава. Зритель, посмотревший сериал «Борджиа», знакомый из газет или документальных фильм с финансовыми скандалами «Банка Ватикана» или читавший про Католическую церковь Средневековья, будет ожидать закулисных интриг, подкупа кардиналов, угроз, но тут его постигнет разочарование, в этом фильме все кардиналы просят Бога: «Господи, только не меня». Высшие духовные лица в данном фильме отнюдь не алчущие власти коршуны, а простые старички, мечтающие «о лучших в Риме пончиках с заварным кремом».

    Также автор высмеял психотерапию, которую на Западе считают панацеей от всех проблем. Психотерапевт, мастерски сыгранный Нанни Моретти, начинает искать причины панической атаки Мельвиля в его снах, а другой психоаналитик, бывшая жена персонажа Моретти и ушедшая к другому психоаналитику, считает источником всех бед человеческих недостаток родительского внимания. И устами одного из кардиналов автор задает герою Моретти колкий вопрос: «А нужно ли такое огромное количество психотерапевтов?».

    Но не нужно забывать, что данный фильм лишь частично является комедией, в нем есть и доля трагизма. И чтобы выразить эту долю трагизма, автор применяет столь любимые европейскими режиссерами чеховские мотивы. И Мельвиль, бесподобно сыгранный Мишелем Пикколи, является чеховским героем, перекликающийся с Тригориным из «Чайки». Новоиспеченный Папа меньше всего хотел быть избранным на высшую должность и вообще он подался в духовный сан из-за заваленного в молодости прослушивания в театральную школу и до сих пор может цитировать наизусть Чехова. Но в результате слабости других кардиналов Мельвиль оказался перед сложной моральной дилеммой — либо исполнить долг перед верующими, который для него непосилен, либо исчезнуть совсем и заниматься любимым делом.

    В заключение хочется сказать, что получилась неплохая трагикомедия с бесподобным Мишелем Пикколи, не растерявшим свой актерский талант в 87 лет, и она достойна просмотра, но «У нас есть Папа» никак нельзя назвать шедевром.

    7 из 10

    3 марта 2013 | 22:39

    История о том, как новоизбранный Папа Римский отказался от престола и во время панической атаки сбежал из дворца. Если вы думаете, что вам предлагают совершить вылазку на закрытую территорию — в Ватикан, куда деятелей кино не очень-то и пускают, то вы ошибаетесь. Ватикан был специально реконструирован для съемок. Но это ничуть не преуменьшает значение фильма.

    Хотя, может быть, именно поэтому, всё происходящее напоминает театр, где несколько десятков неуклюжих пожилых людей, облачённых в рясы, делают вид, что выбирают главного наместника Бога на Земле. Их решения ожидает некоторое количество живых зрителей, собравшихся на площади перед дворцом, и миллиард последователей по всему миру.

    Режиссёр Нанни Моретти иронизирует от первого до последнего кадра, отчего фильм в какой-то момент начинает превращаться в откровенный фарс. И если иронизировать на тему религии было в порядке вещей (здесь достаточно вспомнить хотя бы Бунюэля и Феллини), то делать аналогичную процедуру с верой в кино как-то до сих пор стеснялись.

    Возможно поэтому в финале, когда Папу всё-таки разыскивают и возвращают в Ватикан, неожиданно наружу прорывается какое-то глубокое чувство, диссонирующее с происходящим. Нечто похожее со мной однажды уже случалось, когда я из праздного любопытства зашёл в храм Александра Невского во время службы, и вдруг у меня, неспросясь, потекли слёзы. Из чего могу сделать вывод, что с верой (по крайней мере, у меня) шутки плохи, ведь она, в отличие от ума, знает, как пробиться к сердцу.

    И поскольку увиденное вступает в труднопреодолимое противоречие между игрой саркастического ума постановщика и невольно возникающими чувствами, то и общее впечатление от фильма остаётся крайне неоднозначным. И почему-то хочется переписать Вознесенского:

    Можно и не быть католиком,
    Но нельзя терпеть, пойми,
    Чтобы, как в рекламных роликах,
    Так глумились над людьми….

    Помимо всех возможных аллюзий (даже с недавно прошедшими выборами политического «папы» в России) Habemus Papam — это редкий шанс познакомится с последней работой Нанни Моретти, ухитрившегося за 10 лет до этого (в период затяжного кризиса итальянского кино) получить «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. А ещё — это уникальная возможность посмотреть на актёрскую работу 85-летнего Мишеля Пикколи (в роли главного Божьего наместника), снявшегося более чем в 200 фильмах, причём у самых великих постановщиков.

    13 августа 2012 | 14:11

    Нанни Моретти — культовая фигура современного итальянского кино. Вот уже более тридцати лет он создаёт грустные и смешные истории о жизни человека в современном обществе, ловко сочетая в одном лице роли режиссёра, актёра, сценариста и продюсера. Его неспроста называют «итальянским Вуди Алленом». У Моретти, как и у Аллена, реальность часто граничит с абсурдом, герои, обременённые целым букетом всевозможных комплексов, переживают экзистенциальный кризис, поиск выхода из которого непременно сопровождается ироничным экскурсом в теорию психоанализа. Сам автор в этих историях частенько выступает в роли чудака чудаков, тщетно пытающегося разобраться в причине болезней нашего мира. Разница между Алленом и Моретти состоит, пожалуй, лишь в том, что градус язвительности у последнего значительно ниже, чем у его американского коллеги, а потому к своим героям он относится с большей трепетностью и состраданием. В последней картине итальянца «У нас есть Папа!» (2011) центральным объектом иронии пополам с сочувствием становится не кто иной, как Папа Римский.

    Кардиналы чинно и благородно собираются для избрания нового Понтифика, и никто не ждёт, что в маленьком королевстве вскоре произойдёт большой переполох. Мало кто желает нести бремя наместника Сына Божьего, а случайный выбор, как это обычно и бывает, падает на того, кто не хочет этого больше всех. Избранный на престол кардинал Мельвиль как может отнекивается от непосильной ноши: закатывает истерики, отказывается выходить на балкон собора Св. Петра с приветственной речью, наконец, бежит из Ватикана куда глаза глядят. Понтифика пытаются успокоить, вразумить, для чего даже обращаются к помощи психоаналитика. Но никто, по всей видимости, даже сам Мельвиль, не понимает, в чём причина его несостоятельности как Папы. Причину эту напрасно ищут в здоровье героя, в его детстве, в отношениях с матерью. Но по Моретти, проблема куда глубже, и лежит, то ли в корне устройства современного общества, то ли и вовсе в основании природы человеческой.

    По мнению режиссёра, человек нашего времени, будь он хоть Папа Римский, — это человек до ужаса уставший, одолеваемый рефлексией, не реализовавший свои желания, не готовый к принятию серьёзных решений и не способный отвечать не то что за других, но и за самого себя. Мельвиль — это чеховский герой, маленький человек, который всю жизнь плывёт по течению, отказываясь от своих мечтаний и страдая от нехватки душевных сил и уверенности в себе. Жизнь его проходит так, что ближе к её финалу Мельвиль даже не может вспомнить, как жил, что делал. Волею судеб, маленький человек становится главой одной из самых крупных конфессий мира, и это тоже характерно для современного усталого общества, выдвигающего в свои лидеры усталых людей.

    Исследуя причины неспособности Мельвиля принять на себя обязанности Папы, режиссёр попутно иронизирует по поводу состояния католической церкви. Её слабость выражается в неспособности помочь человеку справиться с его душевными терзаниями, и необходимости обращаться к совету психоаналитиков, которые, в свою очередь, тоже бессильны что-либо сделать. Кроме того, выясняется, что современным духовным лицам ничто материальное не чуждо. Как и простые люди, они ссорятся и радуются, играют в картишки и волейбол, сидят на антидепрессантах и снотворных, и совершенно не желают противостоять соблазну чревоугодия в виде «вкуснейших пончиков с кремом» и капучино с маленькой пенкой. Кардиналы оказываются людьми весьма наивными, о чём свидетельствует то, что для веры в благополучие Папы, им достаточно видеть за его окнами чей-то прохаживающийся силуэт, и ничего что Папу в это время изображает гвардеец. Но из всего этого следует парадоксальный вывод о том, что простота и наивность кардиналов и служит залогом их успешного богослужения. И может быть Папой достоин стать именно такой как Мельвиль, за сомнениями которого стоит искренность и требующая изрядной смелости готовность к покаянию, так необходимому современному миру.

    Прелесть кинематографа Моретти состоит в том, что его метод исследования человека и общества лишён критики. Режиссёр относится к своим героям с состраданием и пониманием, с терпимостью и сочувствием. Как никто другой, он знает, что у маленьких людей и вина маленькая. Мир по Моретти перевёрнут с ног на голову, противоречив и парадоксален, но страшного в этом ничего нет, мир именно таким и должен быть, деваться некуда.

    8 из 10

    25 сентября 2012 | 01:01

    Нанни Моретти снова удивил. С какой-то легкой небрежной иронией он начинает свой новый фильм «У нас есть Папа», а заканчивает его настоящей драмой…

    Не скрою чувства растерянности и непонимания. Как же так? Словно ты — оставленный ребенок. Но одновременно присутствует чувство логичности происходящего. Потому что другой конец был бы уместен в обычной мелодраме: герой через сомнения приходит к приятию такой важной и ответственной роли, как наместник Бога на земле. Ничуть не бывало!

    Человек, который должен быть по сути своей непогрешимым и всезнающим, вдруг выбирает не слепое следование традиции, а честность. Честность перед самим собой, перед Богом и перед другими людьми.

    Моретти как бы говорит своим фильмом, что если мир погряз во лжи и плутовстве, нежелании слышать и слушать, то это не значит, что каждый конкретный человек должен следовать за ним.

    Здесь все герои какие-то потерянные и растерянные люди. С этим миром что-то не так. Он давно изменился, он продолжает меняться! И какое-то детское нежелание замечать перемены может привести к катастрофе.

    Новоизбранный Папа испугался ответственности, которую накладывает священный престол. Но, может быть впервые, он посмотрел своей жизни в лицо и перестал прятаться за сутаной.

    Он повел себя как настоящий пастырь, подав пример сомневающимся и самоуверенным. Все не так просто! И часто человек остается наедине с собой перед выбором, который будет определять, может быть, не только его жизнь. Нельзя слепо следовать за слепым, иначе все упадут в яму.

    6 апреля 2012 | 16:43

    Посмотрел фильм. Остались грустные впечатления. Нет, недостатков в изложении сюжетной линии, тем более в актёрской игре, я, как зритель, не заметил. Да, и звёздный состав этого не предполагал. Кто старше 30 лет и родился в России, тот безусловно знает легендарного Ежи Штура. А если и незнакомо имя, то характерные персонажи прочно впечатались в сознание, благодаря искусно сыгранным ролям и ярким образам героев. Одно только «Дежа вю» чего стоит! То же самое можно сказать о Мишеле Пикколи. В основном люди интересующиеся историей европейского кинематографа скажут о ком идёт речь, услышав его фамилию. Но число признающих талант мастера заметно прибавится при упоминании ленты «Большая Жратва». Кто не улыбнётся вспомнив оттуда эпизод с фортепианным пассажем и диареей?

    Жалко, что не всегда находится место в современной киноиндустрии постаревшим героям. Не вина мастеров, по крайней мере в данной ленте, того что мы видим на экране. «У нас есть папа» насквозь надуманное и искусственное повествование. Признаться хорошо показанное. Но, несмотря на все старания режиссёра, отдельные фрагменты добрых сентиментальных сцен никак не перекрывают общего впечатления от натянутости и неестественности сюжета. Отчего фильм может остаться в памяти, но никак не способен задеть струны в сердце зрителя. Никто не хочет быть папой? Не верю. А что у многих появиться желание сбежать, как Понтифик из папского дворца, от экрана во время первых минут просмотра, верю вполне. Мне показанный здесь католический конклав чем-то напомнил Евровидение. Ну, не могу всерьёз воспринимать мужика в вечернем платье с женским макияжем и бородой. Точка. А здесь авторы по-моему делают то же самое. Я не сторонник сексизма, но сторонник хорошего кино. Если что. Когда «папа выбирает маму», а «мама выбирает папу» не плохо бы подумать. А взявшись снимать об этом фильм, тем более комедию, неплохо бы подумать об этом вдвойне. Всё-таки Нанни Моретти — не зачёт! Только моя «удалённость» от европейской ментальности и высококлассная работа киногруппы позволяет мне поставить нейтральную оценку фильму.

    5 из 10

    8 июня 2015 | 00:47

    В новой работе частого призера главных кинофестивалей Нанни Моретти (Nanni Moretti) рассказывается о Папе Римском, который вдруг испугался возложенной на него миссии и ненадолго сбежал в мирскую суету — сразу после назначения, так и не появившись на балконе для официального приветствия /болельщиков/ верующих.

    Вероятно, сверхзадачей режиссера было показать тяготы принятия церковного трона (который многим кажется слишком мягким) и разглядеть под маской священнослужителя то человеческое, что никому не чуждо.

    Вопросы поставлены глобальные, персона выбрана знаменитая, заглянем же в темные коридоры Ватикана, где под золотыми фресками почтенные старцы, подобрав багряные юбки, разыгрывают Божественную Комедию, не забывая про волейбол.

    Папу изображает Мишель Пиколли (Michel Piccoli) — крепкий, 86 летний мужчина с мудрым лицом и подозрительно белозубой улыбкой и делает это совершенно удивительно: его скованная мимика и потерянные глаза рассказывают больше, чем путаная болтовня приглашенного психоаналитика и церковных вельмож. Но это не глаза понтифика — он обычный человек, который всегда мечтал стать актером, ездить на гастроли, притворяться на сцене… не сложилось. В пышном убранстве трудно дышать и, несмотря на искреннюю веру, новый глава сбегает от паствы и пытается разобраться в себе. Он мягок и безучастен ко всему — тем неожиданнее видеть его кричащим, нервным стариком, слишком робким, чтобы сразу настоять на своем. К сожалению, в фильме его до странности мало. Примерно половина действия отдана церемониалу, быту священников и попыткам Ватикана скрыть текущие проблемы. Вместо психологической драмы мы получаем экскурсию для туристов и пресс-релизы для отвода глаз.

    Религиозность здесь подана беззлобно, буднично и даже смешно. Разодетые в тюль и прах кардиналы по-детски радуются и умиленно шебечут: «Папа!Папа!» Только что это был один из них, а теперь — уже избранный Богом (большинством голосов) монарх Святого Престола. Совершенно на пустом месте раздувается культ личности: ему аплодируют, поют, славословят. Он для них теперь супергерой и волшебник, «первый и последний слуга Господа на земле», как говорит о нем «компетентное лицо с бородой» в телевизоре. Его переспросят:

    - И что из этого следует? — и тот сконфужено ответит, что не знает — просто импровизировал…

    Сочиться елеем хорошо, когда спектакль разыгран по нотам — сгодится любой трюизм, декорации отвлекают от смысла. Без главного игрока все рушится, поэтому чересчур задумчивого Папу умоляют вернуться. Пока его нет, публику развлекают пузатой тенью в святейшеских окнах, но обман не может длиться вечно.

    Заметьте: я не раскрываю сюжетные повороты — лишь то, о чем заявлено в трейлере, но сюрпризов будет немного. У меня складывается ощущение, что в кино стали все реже снимать хорошие, внятные истории, зато море демагогии и резонерства. Слишком в лоб или абсолютно по лбу. Конечно, найдутся искатели скрытых смыслов и фанаты духовных десертов, которые сумеют выжать из папских сомнений сок благочестия…

    Тем не менее, что он за человек — мы не узнаем, о чем хотел сказать режиссер — непонятно. Зачем Моретти вообще влез в собственный фильм с бестолковой ролью психоаналитика, если по делу он говорил три минуты и все оставшееся время играл с кардиналами в карты и мячик?

    Может быть, просто не получилось…

    4 апреля 2012 | 22:36

    Итальянский кинематограф, некогда занимавший ведущие позиции не только в Европе, но и в мире, ныне уже довольно далек от этого высокого статуса и пребывает скорее где-то на периферии. Нанни Моретти — сейчас один из немногих итальянских режиссеров, благодаря которым национальное кино все еще ценится как на крупных фестивалях, так и среди зрителей. Конечно, ему, мягко говоря, далековато до того поколения великих и могучих постановщиков (Микеланджело Антониони, Пьер-Паоло Пазолини, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Бернардо Бертолуччи), на работах которых выросли целые поколения итальянцев (да и не только их), но он хотя бы старается держать марку. И временами у него это получается весьма и весьма достойно. Пусть он и предпочитает работать по большей части в легком жанре. Из этой же серии и его новая картина — «У нас есть Папа!». Комедия не то чтобы на злобу дня, но на злобу — уж точно. Пусть последняя фраза и станет отправной точкой моего повествования об этом фильме.

    Церковь и священнослужители — это всегда скользкая тема. В некотором роде даже пикантная. Особенно если дело касается Ватикана и Папы Римского собственной персоной. И особенно если ты снимаешь комедию. Тут уж ставки высоки с самого начала. Перед Моретти открывалась грандиозная перспектива сделать кино не только (и, наверное, не столько) смешное, сколько как раз злободневное. Есть же жанр политической сатиры. Так почему то же самое не проделать с церковной бюрократией? Благо, что это совсем незаезженная территория. Но Моретти почему-то не воспользовался ситуацией. Естественно, он подтрунивает над Ватиканом, но беззлобно. Шутит, но так, чтобы никому не было обидно. С успехом обходит все возможные острые углы и в конечном итоге выдает милую, хорошую, действительно смешную комедию в несколько необычном антураже. Сам по себе результат неплохой, но мы, положа руку на сердце, все-таки ждали чуточку большего.

    Впрочем, бог с ней, с сатирой. Там и без нее есть много любопытного и достойного внимания. Например, восхитительный Мишель Пикколи, талант которого к 86 годам не только не потускнел, но и расцвел новыми красками. Его Папа — это всем Папам Папа. Скромный, добрый, великодушный, умный и наизусть цитирует целые главы из чеховской «Чайки» (иногда складывается впечатление, что за рубежом русскую классическую литературу ценят больше, чем собственно в России). Единственная проблема Мельвилля в том, что он не готов нести ответственность, вести миллионы людей по всему миру за собой. Когда на него сваливается эта ноша, он вдруг понимает, что Бог ошибся, что ему ее не потянуть, что она его раздавит. Но это не кризис веры. Это кризис самоидентификации, потому что Мельвилль вспоминает, что когда-то давно хотел стать театральным актером, жить чужими жизнями, а не быть жизненным оплотом для других. В этом смысле название фильма «У нас есть Папа! носит явно ироничный оттенок. Дескать, на самом то деле у нас его нет. Или можно так: «У нас же есть Папа!». Так зачем нам задумываться о чем-то глобальном и вечном. Ведь Папа ведет нас по тропе веры к вечному счастью и гармонии. Но что, если Папе самому нужен поводырь, ибо он заблудился и не знает дороги? Вот с таким вопросом Моретти и оставляет зрителей. И это очень хорошо. Кино всегда должно что-то оставлять после себя. И риторический вопрос — чуть ли не лучший вариант.

    8 из 10

    22 апреля 2012 | 14:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>