всё о любом фильме:

Французский связной

The French Connection
год
страна
слоган«There are no rules and no holds barred when Popeye cuts loose!»
режиссерУильям Фридкин
сценарийЭрнест Тайдимен, Ховард Хоукс, Робин Мур
продюсерФилип Д’Антони, Дж. Дэвид Шайн, Кеннет Атт
операторОуэн Ройзман
композиторДон Эллис
художникБен Касазков, Джозеф Фретвелл III, Эдвард Гарзеро
монтажДжералд Б. Гринберг
жанр боевик, триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  31.3 млн,    Франция  2.15 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время104 мин. / 01:44
Номинации (3):
Сюжет фильма крутится вокруг поимки нью-йоркскими стражами порядка банды преступников, занимающихся транспортировкой наркотиков из Франции. Полицейский Попай — его так прозвали в честь героя известного мультфильма — уверенно идет по следу гангстеров, попадая в самую гущу жизни огромного города.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
52 + 1 = 53
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 03:04

    файл добавилReady--Age1989

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этапная картина в истории жанра «полицейского фильма», своеобразная веха в его развитии. Влияние этой ленты сравнимо с тем значением, которое имеет «Крёстный отец» для гангстерских картин (поэтому весьма любопытно ныне обнаружить упоминание в imdb, что в создании сценария какое-то участие принимал классик американского кино Хауард Хокс, постановщик легендарного «Лица со шрамом»). Хотя «Французский связной» не пользовался таким же громадным успехом в американском прокате, собрав в два с половиной раза меньше денег, однако превысил свой ничтожный бюджет в размере $1,8 млн. почти в 29 (!) раз. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 17 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    На бумаге «Французский связной» Уильяма Фридкина представляет вполне себе обыденную, если не стандартную киноленту в стиле «Полицейские и воры», где практически все сюжетные ходы заранее прописаны, а концовка вырисовывается в голове задолго до появления финальных титров. К всеобщей радости, в динамике все выглядит иначе, нежели в статике, то-есть, на бумаге.

    В основу сюжета, повествующего о поставке крупной партии наркотиков из Франции в Соединенные Штаты Америки, лежит реальная одноименная схема, по которой наркотики поставлялись из Турции во Францию, а затем уже в Новый Свет. В центре истории детективы из Нью-Йоркского отдела по наркотикам, Джимми Дойл (Джин Хэкмен) и Бадди Руссо (Рон Шайдер). Джимми известен своим цепким характером и привычкой доводить всё до конца, за что его называют «Попаем», в честь мультипликационного персонажа. Главная цель «Попая» на этот раз задержать крупную партию наркотиков из Франции, а заодно и главного поставщика — Алана Шарниера (Фернандо Рей), являющего собой неуловимую фигуру, что наглядно демонстрирует начало фильма. Оба — мастера своего дела и не привыкли отступать от намеченной цели.

    Несмотря на, вообщем-то, предсказуемость в повествовании, напряжение, создаваемое умелой режиссурой и монтажом, не отпускает своих цепких зубов вплоть до финала, что при таком, довольно-таки скромном, если не ничтожном, бюджете, заслуживает восторженных аплодисментов и похвалы. Ограниченность денежных средств вынудила создателей руководствоваться принципом минимализма, отчего демонстрируемая обыденность и повседневность позволила создать эффект реалистичности происходящего. Чего только стоит сцена автомобильной погони за поездом надземного метро, которая за счет правильной постановки и ракурсов, делает возможным почувствовать себя за рулем преследующего Pontiac`a LeMаns. Это позволяет если не переплюнуть по зрелищности, то, по крайней мере, встать в один ряд с полицейской погоней из «Детектива Буллита». И это не говоря о влиянии упомянутой погони на другие виды искусства, в частности, видеоигры. Игроки со стажем наверняка припомнят игру «Driver 2», где миссия погони практически один в один повторяет «Французского связного».

    Что касается актерского состава, то и здесь авторы не промахнулись. Пускай ни Стива Маккуина, ни Пола Ньюмана так приобщить к участию не удалось, это только сыграло на руку Джину Хэкмену, получившему впоследствии «Оскар» «За лучшую мужскую роль». Но отнюдь не им одним богат состав. Рон Шайдер по качеству исполнения ни в чем не уступил главной роли, а единственной причиной, лишившей его заслуженного «Оскара», стала роль Бена Джонсона в «Последнем киносеансе», который, все же, немного оказался колоритней. А французского поставщика наркотиков, воплощенного Фернандом Рейем, наверняка запомнят надолго, благо изворотливость, которой его наделили авторы, очень хорошо отображена им на экране.

    Результатом всей проделанной работы стал, вопреки предсказаниям отдельных скептиков, огромный коммерческий успех, закрепленный впоследствии пятью премиями «Оскара», в том числе и «За лучшую режиссуру». И пускай Уильям Фридкин в дальнейшем так и не сумел повторить столь масштабный успех, «Французский связной» навсегда останется одним из самых лучших кинолент детективного жанра. И зачисление в «Национальный реестр фильмов» в 2005 году, является наиболее красноречивым подтверждением этого.

    5 марта 2012 | 00:59

    Неприятно разочаровал фильм, который, как я думал, не случайно взял 5 «Оскаров», 3 «Золотых глобуса, и 2 премии «Британской киноакадемии».

    Фабула фильма очень проста: некий французский богатый наркоторговец решает ввезти в США крупную партию наркотиков. Для этого он использует в качестве средства их транспортировки машину, которую в Америку (а именно в Нью-Йорк), должен будет доставить ничего не подозревающая французская телезвезда Анри Деверо. Дело остается за малым — выйти на покупателя, и «толкунуть» товар. И тут, как всегда, выходит на сцену товарищ Нонетуттобыло в лице двух местных ньюйоркских детективов…

    Не смотря на то, что фильм представляет собой сочетание криминального боевика, драмы и детектива, сюжет картины оставляет желать лучшего, хотя, по идее, должен быть сильной стороной подобного рода картин.

    Что же не так?

    Стоит начать с того, что преступный мир, с которым борются представители власти, представлен очень скупо: 2 француза (собственно босс и его помощник-киллер), и 2 американца (местный босс Джоэл Уайнсток и мелкая сошка Сэл, мечтающий попасть «в дамки»). И всё. Явных антагонистов больше нет. С одной стороны, они олицетворяют организованную преступность, а с другой стороны, мы не видим саму преступную организацию. Нет масштаба, что ли. Не чувствуется, что героям противостоят силы зла в лице преступных гениев и их прихвостней, либо обычная мафия. Просто 4 человека которые как бы сами по себе. Главные же герои фильма — детективы Дойл и Руссо. Дойл (по прозвищу «Папай») — средних лет, довольно грубый коп «старой закалки», который не гнушается лишний раз врезать преступникам по физиономии мотивируя это тем, что из-за таких как они погиб его предыдущий напарник. Не дурак выпить. Особой красотой, шармом и обаянием не отличается (однако это не мешает ему в середине фильма переспать с молодой девушкой, которая однажды просто ехала по одной с ним дороге на велосипеде). А вы думали фильм обойдется без этого? Размечтались! Голые женские прелести добавляют фильму еще пару «звездочек», даже если сцены сними совершенно неуместны). Напарник Дойла — Руссо ничем особым не отличается. Он больше похож на второстепенного персонажа, помогающего настоящему главгерою.

    Про бочку дёгтя и ложку мёда.

    Бурю негодования вызвали у меня действия, произошедшие в конце фильма, потому как логики во всем происходящем не было ни капли. Поясню: с какой-то стати, Сэл берет машину в которой спрятаны наркотики, и едет на ней какой-то запущенный преступный ньюйоркский район, где он ее благополучно оставляет и уходит. Во-первых, каким это образом Сэл берет машину, на которой разъезжал Анри Деверо, и в которой спрятаны наркотики Шарнье (фр. босс), которые последний и должен был продать Сэлу? Во-вторых, зачем он везет ее в преступный район, где и бросает? (кстати, машину почти украли местные бандиты, но вмешался Дойл, который следил за всем этим). Раз уж машина у Сэла, не проще ли просто взять себе наркотики и послать куда подальше француза, тем более что с собой из Франции он не притащил «крепких ребят на всякий случай». А наркоты ведь на 32 млн.$. И эти 32 миллиона лежат в богом забытом бандитском районе. В дорогой машине. Ночью. Без присмотра. Никаких пояснений этой ситуации в картине нет. Я посмотрел фильм раз десять в 3 разных переводах, и так и не понял ЧТО ЭТО БЫЛО. И только потом я осознал, что эта глупая сцена только для того, чтобы Дойл догадался, что машина с «начинкой», ведь по ходу фильма на это ничего не указывало. После того, как полиция удостоверилась, что наркотики в машине, они решили устроить засаду во время сделки по их продаже. Но сделано это было так нелепо, что только диву даешься. Вся финальная сцена это такой абсурд и издевательство над здравым смыслом, что писанины тут еще на несколько страниц хватило бы. 

    5 «Оскаров» говорите?

    А причина успеха картины очень проста — фильм почти полностью состоит из погонь и слежек за подозреваемыми, что держит зрителя в постоянном напряжении. Причем, примечательна сцена, когда Дойл находится на крыши девятиэтажного здания, и видит как из его подъезда внизу выбегает, киллер, за которым он гнался. И в следующую же секунду нам показывают как Дойл магическим образом выбегает из этого же подъезда, а киллер находится на расстоянии 15-20 метров от него. Логично? Нет, зато будет красочная погоня, вошедшая в историю кино. Видимо, преступник курил, пока Дойл с 9 этажа спускался. Вот вы скажите, что я придираюсь к мелочам, а этих самых мелочей в фильме пруд пруди, и вместе они образуют картину, в которой на главное место ставится зрелищность, в ущерб здравому смыслу. Да, красивые погони (для тех лет), но где раскрытие характеров персонажей, где показ внутреннего мира главных героев? Не обязательно развернуто, превращая экшн в какой-нибудь унылый арт-хаус средней руки, но хоть пару минут можно было бы вместить. Ведь задатки этого есть в самом начале картины. Но Руссо как был, по сути, обезличенным персонажем в начале, таким и остался в конце, а весь характер Дойла я полностью описал выше. Смысл жизни главных героев этой художественной ленты — искать преступников, и больше ничего — ни личной жизни, ни хобби, ни вообще свободного времени, только работа, прерываемая стандартными вечерними попойками в баре. Печально всё это.

    Напоследок

    Техническая составляющая фильма тоже не идеальна, режиссерская работа не может смотреться в отрыве от сценария, хотя сцены погонь, перестрелок и слежек удались на славу. Игра актеров на уровне, но на «Оскар» совсем не тянет, впрочем, есть и вполне удачные моменты. Саундтрек добротный, а главная тема по-прежнему узнаваема многими киноманами. Операторская работа приятно удивила. Фильм изобилует интересными разноплановыми ракурсами.

    В итоге же получился довольно неоднозначный фильм, с интригующим началом и провальной концовкой, который, несомненно, вам всё же понравится, ибо классика жанра, высокий рейтинг критиков, давление большинства, бла-бла-бла, и прочее.

    P.S: хмм.. интересно, вот если бы ВЫ были наркоторговцем, вы бы поехали на самоубийственную сделку по продаже наркоты на 32 млн.$, зная что вас при этом «пасёт» полиция? То-то и оно… А теперь докажите обратное сценаристу.

    3 марта 2010 | 03:02

    Один из самых ярких примеров современного криминального триллера. Если бы половина барахла, которое показывают сегодня на экранах, было похоже хоть в чем-то на «Французский связной».

    Перед нами потрясающая игра Джин Хэкмена, одна из лучших ролей полицейского в современной киноиндустрии. Играет без фальши, убедительно, и, самое главное, от души. Не менее потрясающий акт выдал Рой Шайдер, который играет напарника главного героя.

    Сюжет картины на данный момент ничем новым нас не удивит, все те же наркоторговцы, погоня, стрельба. Но все, от самого начала, до самого конца сделано очень качественно и профессионально.

    Несомненно, классический фильм о «копах». Очень жаль, что такое сегодня увидишь не часто.

    10 из 10

    9 апреля 2008 | 13:42

    Искренний, честный, простой, но в то же время захватывающий триллер. Прорыв для своего времени, обаяние которого до сих пор приковывает внимание. В чем секрет? А черт его знает! Наверно, огромный талант всех, кто приложил к этой картине руку.

    Знаете, когда говорят, что классика не устаревает, то это на 100% относится к этому фильму. Свыше 40 лет Фридкин доказывает, что можно снимать отличное кино при скромном бюджете. Блистательная актерская игра, постановка сцен, нагнетаемый саспенс выводят эту картину вперед среди прочих фильмов на подобную тематику. Ну а внимание режиссера к деталям вызывает созерцательный экстаз.

    Французский связной — законодатель моды, пусть он чуть и запылился на стеллажах Голливуда. Сделан фильм качественно — и это главное. За шарм 70-х, о которых все чаще снимают современное кино, за добротную постановку полицейского триллера/детектива — заслуженное «твердое хорошо».

    8 из 10

    17 февраля 2014 | 12:53

    Двое приятелей — полицейские с отделом по поимке наркотиков, не дают скучать своему нью-йорскому городу. Но однажды Попай случайно втягивается в одно дельце, более крупное чем ранее и вместе со своим другом-напарником будут пытаться дойти до истины.

    Фильм замечательный! Смотрится на одном дыхании, 5 премий «Оскар» абсолютно заслуженные! Мне нравится тот факт, что киноакадемия отдала приз в категории «Лучший монтаж», ведь специалисты просто качественно все выполнили, показав на все 100% интригу, которая сопровождается чуть ли ни через каждую минуту, показали полностью каждые эмоциональные настроения героев и их тактику по ловле своих «клиентов». Заслуженный «Оскар» для Уильяма Фридкина, который сумел сочетать три жанра в 100%-ом качестве: триллер, криминал, боевик.

    Эта картина всегда будет интересна зрителям, аудитория просмотра которых через каждое десятилетие меняется!

    12 апреля 2013 | 23:10

    Интересно всё-таки иногда бывает с дебютантами. Берёт никому не известный 35-летний режиссер сценарий мало кому известного Робина Мура, приглашает 35-летнего начинающего оператора, заручается поддержкой начинающего молодого продюсера Филипа дАнтони, и выдает на гора фильм, получивший Оскар за лучший фильм года, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль, лучший сценарий и лучший монтаж. Итого 5 штук.

    А ведь конкуренты в тот год были не слабые — Стэнли Кубрик со своим легендарным «Заводным апельсином», «Последний киносеанс» начинающего Питера Богдановича, один из наиболее любимых американцами мюзиклов «Скрипач на крыше», ну и малоизвестный в России фильм «Николай и Александра», как вы догадываетесь, о судьбе последнего российского императора и его жены. Интересно, что по рейтингу на imdb «Французский след» (именно так точнее переводить название, привет, кстати, и клоунам, обозвавшим в переводе Попая Шпинатом) уступает и Апельсину и Киносеансу. Чем же «взял» детектив Фридкина?

    Интересная деталь, которую мало кто отмечает — продюсер у фильма хоть был и начинающий, но это был тот самый дАнтони, который 3 годами ранее продюсировал «Детектива Буллита», снятому Питером Йейтсом в чем-то схожей манере с эффектными погонями (Сан-Франциско вместо Нью-Йорка), и получившего немало лестных отзывов и Оскар-1969, внимание!, за лучший монтаж. Начинающий же оператор Ройзман (для которого След вообще едва ли не первый фильм) снимет через несколько лет «Три дня Кондора» режиссёра Сидни Люмета. Стилистика тоже весьма знакомая. Не удивлюсь, что Люмет пригласил оператора именно под впечатлением от его работы в Следе. Забавный факт — последним фильмом Ройзмана станет «Французский поцелуй» в 1995-м.

    Что мы получаем в сумме? Молодого оператора со своим стилем, так подходящим для 70-х, продюсера, умеющего делать классные боевики, Фридкина с его любовью к реалистичности и еще молодым задором, наконец 40-летнего Джина Хэкмена в самом расцвете, ну и Роя Шайдера не будем забывать. На выходе неожиданно реалистичная и динамичная полицейская история для 1971 года, что тогда конечно было в новинку, так как эти 2 составляющие в одном фильме и сейчас не частые гости, а тогда вообще были уникальны. На этой динамичности фильм и получил Оскар за монтаж, на этой реалистичности за лучший сценарий, ну а в совокупности талантов за фильм, актера и режиссуру.

    Так что вроде и нет никакого чуда фильма дебютантов, а фильм все равно очень неплохой. По нынешним меркам он конечно не поражает, и странно читать отзывы, где люди восхищаются и превозносят — ах какое кино. Кино хорошо для своего времени и оттуда выросли все его Оскары, вечной мировой классикой (в отличие от Апельсина и с натяжкой Киносеанса) оно конечно не является из-за некоторого провисания отдельных моментов, но как один из основателей популярного жанра к просмотру может быть рекомендован.

    Ну и напоследок пара интересных фактов. 27-летний Малькольм Макдауэлл за свою роль в «Заводном Апельсине» вообще не был номинирован на Оскар.

    Испанец Фернандо Рэй, изящно сыгравший француза Алена Шарнье, что добавило европейского шарма бруклинским разборкам, изначально вообще не планировался в качестве актёра в этот фильм. Фридкин присмотрел в Европе Франсиско Рабаля, но по ошибке был вызван именно Рэй, и эта ошибка выяснилась лишь по его прилете в Штаты. Решили ничего не менять и взять Рэя, тем более когда выяснили, что Рабаль не говорит по-английски.

    4 сентября 2009 | 04:58

    Классика жанра!
    Признаюсь, по началу Хэкман мне не нравился, но спустя какое-то время, моё мнение относительно этого актера сильно изменилось. И этот фильм лишний раз подтверждает его актерский талант!

    Сама постановка отличается от фильмов того времени. Я так полагаю, что эта картина первая в своём жанре. При чём редкие современные фильмы могут соперничать. Одна только гонка по улицам Нью-Йорка чего стоит. Да и вообще сам сценарий очень удачный.

    10 из 10

    12 февраля 2006 | 23:17

    В Нью-Йорке ожидается крупная поставка героина из Франции. Полицейские -напарники Дойл (по прозвищу Попай), и Бадди Руссо выходят на след «французского связного». Горячего Дойла пытаются «убрать». Но он не унимается, и вступает с нарко-торговцами в смертельную схватку…

    «Французский Связной» — частично основан на реальных событиях. Этот фильм получил аж 5 премий Оскар на церемонии 1972-ого года, в категориях: Лучший фильм, Лучший сценарий, Лучший актер, Лучший режиссер и Лучший сценарий! Одного этого впечатляющего списка наград уже достаточно, что бы обратить на картину Уильяма Фридкина внимание.

    Ко всему прочему, не смотря на свой внушительный возраст (как не как а уже целых 42 года), этот полицейский триллер все еще весьма бодро смотрится. Есть разумеется некая архаичность (пленка выцвела, драки слегка неестественны, некая апатичность, как всегда в подобных картинах 70-ых), но вся она искупается первоклассной операторской работой и весьма резвым монтажом. И если сравнивать «Связного» с тем же «Грязным Гарри» (вышедшим, к слову в том же году), то первый гораздо динамичние и увлекательней. И если фильм с Иствудом держится в основном на игре самого Иствуда, то картина Фридкина интересна за счет работы монтажера и оператора. Особенно впечатляет (даже сегодня) сцена погони героя Джина Хекмена на машине за уезжающим по длинному мосту, поездом метро. От экрана оторваться невозможно! Могу даже предположить, что снимая своего «Безумного Макса» Джордж Миллер держал в памяти ленту Фридкина, и эту сцену в частности.

    Хороша в картине и музыка. Если Уэйн Райзман (оператор) и Джералд Б. Гринберг (монтажер) — сердце постановки, то Дон Эллис и Джимми Уэбб (композиторы) -ее пламенный мотор. Фильм сильно потерял бы в градусе, если бы не эта запоминающаяся, нервная и напряженная музыкальная тема. Еще вносит свою лепту и наэлектризованная игра Джина Хекмена. Его «Попай» Дойл горячий и крутой коп, который готов сутки напролет вести слежку, догонять, играть в кошки мышки с преступниками, подчас рискуя не только здоровьем но и жизнью (как в этом деле), но готовый довести расследование до победного конца, чего бы это не стоило. Про таких парней говорят строки стиха -«Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!»

    А сколько в фильме запоминающихся моментов (за это особая благодарность сценаристам Робину Муру, Эрнесту Тайдимэну и Ховарду Хоуксу)? Одна сцена в метро, когда нарко-торговец под кличкой «Барадач» лихо обводит Дойла вокруг пальца, уходя от преследования, и его реверанс ручкой из уезжающего вагона поезда чего стоит! Или момент когда снайпер с крыши стреляет в Попая и убивает прохожую женщину, а все крича разбегаются. Как реалистично поставлена эта сцена!

    Если «по чесноку», то у триллера Уильяма Фридкина (создателя «Изгоняющего Дьявола), всего один недостаток. А именно — это злодеи. Ну не кажутся эти выглядящие как джентльмены, мужчины похожие на «битлов» — опасными преступниками. Даже тот киллер, что устраивает перестрелку в поезде, на вид — обычный «белый воротничок». Хотя возможно все дело в моде, и лет через 30-40 нынешние крутые кино — бандиты, покажутся будущим (еще не родившимся зрителям) такими же не серьезными, как и преступники из ленты Фридкина…

    В свое время «Французский Связной» оказал огромное влияние на развитие остросюжетного кино. И был так популярен, что обзавелся пару лет спустя сиквелом и ТВ- сериалом, снятым про «Попая» Дойла (но уже без Хекмена). Правда не один из них так и не смог превзойти оригинал, вскоре ставший классикой…

    Смотреть всем любителям боевиков, полицейских триллеров и старых Голливудских картин. «Французский Связной» вас (если попадаете в одну из этих групп зрителей) не разочарует, и даже оставит после себя как выдерженное, хорошее вино — приятное послевкусие…

    8 из 10

    P.S

    Если бы не такой, чуть «скомканный» финал, я поставил бы все 10.

    23 февраля 2013 | 01:39

    «Французский связной» Уильяма Фридкина. Без сомнения, один из этапных фильмов в истории кинематографа, давший необходимое направление в демонстрации настоящих полицейских боевиков. В 2005 году фильм был отобран для хранения в Национальном реестре фильмов Соединенных Штатов Америки как являющийся «культурно, исторически или эстетически существенным». Обладатель 5 премий «Оскар» в главных номинациях за лучшие фильм, режиссера, главную мужскую роль, адаптированный сценарий и монтаж (это уже второстепенная номинация).

    Регалии у фильма много. И вполне, стоит отметить, заслуженно. Но все-таки я окажусь солидарен во мнении о фильме с пользователем под ником Tacito. После просмотра я никак не мог понять, во-первых, по какой причине киноакадемия решилась объявить лучшим фильмом именно «Французского связного». Причин, должно быть, присутствовало немало. По моему мнению, был весьма сильнейший конкурент в виде «Заводного апельсина» Стенли Кубрика. Да и фильмы «Скрипач на крыше», «Последний киносеанс», «Николай и Александра» не стоило сбрасывать со счетов, учитывая какие маститые режиссеры были у этих картин. «Заводной апельсин», кажется, обделили вниманием по причине откровенного насилия в кадре и чересчур неголливудского стиля режиссера фильма. Проще было отдать статуэтку вполне корректному во всех планах боевику с присутствием в нем элементов драмы. Да и Джин Хэкмен сыграл крепкого мужика в отличие от Малкольма Макдауэлла.

    Во-вторых, у фильма нет крепкого сценария. То, что происходит по сюжету, «вырвано» из рабочих будней следователей, которые на всё готовы ради неослабевающей слежки. Ничего толком неизвестно о главном герое по кличке Попай. Да, коп из него отличный и вполне неуступчивый (меня впечатлил эпизод, когда он с упрямством требовал полного осмотра автомобиля с наркотиками). Но откуда он? Каким был он в прошлом? Почему он стал полицейским? Сюжет также не предусматривает демонстрации плохих парней в требуемом ключе. Честное слово, от таких «наркобаронов» не дождешься изысканных ходов по обману правосудия. Скорее полицейские умудрялись давать им постоянную фору. Встретятся, подымят сигарами, посмеются над плоскими шутками, а потом и разойдутся.

    Думаю, правде нужно смотреть в глаза. А правда такова, что «Французского связного» снимали, такое ощущение, ради показа той самой погони, которая давно уже стала эталонной для жанра экшн. Не верите? На этом сайте написано 17 рецензий к фильму. И, хоть немножечко, но каждый упомянул о легендарной погоне. Да чего уж там рецензенты, когда сам Говард Хоукс посоветовал Уильяму Фридкину снять хорошую погоню, чтобы второй сделал это лучше, чем кто-либо до него. Конечно, с моей стороны это читается кощунственно, чуть ли не являясь оскорблением в сторону культового фильма. Но всё же. Не шибко сильно переиначив знаменитое выражение, можно написать: говорим «Французский связной» Уильяма Фридкина, подразумеваем знаменитую и эталонную погоню по улицам Нью-Йорка.

    При всей имеющейся иронии все равно стоит отметить, что некоторые художественные находки вполне могут понравиться внимательным зрителям. Например, эпизод убийства в Марселе. Композиция такова: жертва испуганно смотрит на орудие убийства — орудие убийства смотрит в ответ жертве — далее жертва поднимает глаза на обладателя орудия убийства (убийцу) — убийца дарит ответный взгляд. Следует выстрел. Без лишних слов и движений. Только глаза выдавали энергетику данного эпизода. Моменты со слежкой за преступниками тоже привлекают своими безмолвностью и сосредоточенностью. А промах снайпера, когда он попал в женщину с детской коляской, получился невероятно реалистичным. Вот по отдельным кусочкам, думаю, можно найти сильные плюсы картины.

    Когда в 1972-м году 36-летнему тогда Уильяму Фридкину вручили премию «Оскар» за режиссуру, вручали ему академики и огромный аванс на будущее с самой премией. Ведь после такого успеха его ждали еще более значимые успехи. И ведь так произошло после «Французского связного», когда из под его режиссерской руки вышел в прокат пугающий до сих пор всех и вся «Изгоняющий дьявола»! Но что потом? А потом как отрезало. По инерции продолжая выпускать свои фильмы, не имевших той же волны популярности, что два главных его хита, режиссер потихоньку начал исчезать с радаров Голливуда. Как можно заметить, не всегда получение «Оскара» может послужить беспрекословным подспорьем для безоблачного будущего, когда кажется, что каждый твой фильм будет иметь колоссальный успех. Тот же Стивен Спилберг до своего первого «Оскара» снял столько значимых для американского кинематографа лент, что можно разглядеть в этих случаях с известными режиссерами некий парадокс.

    Картина «Французский связной», по моему скромному мнению, отличная и имевшая весьма значимое влияние на последующие фильмы в подобной тематике. В этом сомневаться даже не хочется. Но вот касаемо того, что фильм является чуть ли не шедевральным и эпохальным… В этом я уже своего согласия показывать не стану. Ведь убери Джина Хэкмена и автомобильную погоню, то даже новаторский стиль кинодокументалистики не спас бы фильм от клейма «посредственный». Концовка, которую я ожидал с большим нетерпением (и не столько из-за утомленности, сколько из-за здравого любопытства), огорошила меня и оставила в полном недоумении. Разве такая концовка требовалась эталонному кино?

    Не стоит забывать, что творение Уильяма Фридкина было выпущено в 1971 году. Сей факт говорит о том, что хотя бы разок в своей жизни вы обязаны уделить свое драгоценное время просмотру данного «кино для подражания». Безо всяких шуток. Все равно фильм заслуживает подобных почестей.

    7 из 10

    17 марта 2013 | 21:48

    В период с 1948-го по 1973-й гг. 80% высококачественного героина производилось в Марселе из турецкого опиума под контролем корсиканских преступных синдикатов.

    Президент США Никсон в 1972-м г. объявил войну наркотикам и добился разрушения существовавшей цепочки Турция (производство опиума) — Марсель (производство героина) — США (продажа героина). В результате в 1974-1975-х гг. в Турции полностью прекратилось выращивание опиумного мака.


    Под эгидой иллюзорно-мирных 60-х со всё ещё громоздко-квадратными технологиями и в то же время мощными социальными движениями, разразилась невидимая, но ощутимая уличная война за души и разум людей. Посредством героиновой иглы драгдиллеры принялись вербовать целые армии рекрутов-рабов, одновременно налаживая каналы поставок своего смертельного оружия и изобретая всё более изощренные схемы. Их единственный враг, полиция, тоже не дремал, безжалостно разрезая сети уличных браконьеров. «Французский связной», намекая на марсельское происхождение «внебрачного» детища Bayer AG®, рассказывает лишь один эпизод войны, в которой хорошие парни были обречены проиграть.

    Но пока… Два детектива, не находя особой поддержки у своего начальства, объявили джихад червю, что начал точить Большое яблоко. Пытаясь поставить шлагбаум на пути наркотической гильотины, копы буквально горят на работе, ночуя в собственной машине, давясь фаст-фудом и замерзая на холоде, а попытка расслабиться и пропустить по стаканчику в клубе заканчивается в итоге полноценной слежкой. Ради ценной информации стражи порядка готовы на любые уловки: разыгрывать «хорошего-плохого копа», наряжаться почтальонами/Санта-Клаусами, а разгромить полулегальное заведение для отвода глаз от осведомителя для этой невесёлой парочки как раз плюнуть. Когда же слежка или прослушка дают плоды, сыщики радуются словно дети, нашедшие подарок под ёлкой. И напротив, отчаянно рвут на себе волосы, когда преступники сажают их в лужу. Рискуя быть зарезанными «обдолбанным» негром в Бруклине или застреленными опытным киллером возле собственного дома, детективы умело делают свою непростую работу, согреваясь мечтой однажды увидеть преступных воротил за решёткой (но лучше мёртвыми). Тандем «голодных и злых» сыщиков уже не остановится, однажды выйдя на героиновый след. И не важно, как их зовут — Дойл и Руссо или Попай и Облачко, — напарники-детективы олицетворяют собой бескомпромиссную, доходящую до фанатизма борьбу полиции с наркотраффиком. Вспомнив нынешнее положение дел на фронте наркоторговли, понимаешь: Попая на них нет. Наверно, так и надо «давить их, выползней поганых», не жалея ни чужих, ни своих.

    Этапный боевик 1971 года Уильяма Фридкина входит в своеобразный треугольник отцов-основателей поджанра police action, двумя другими вершинами которого гордо возвышаются «Буллит»(1968) Питера Йетса и «Грязный Гарри»(1971) Дона Сигела. Первый кирпичик заложил Йетс своим остросюжетным детективом, запомнившимся 10-минутной погоней классических масл-каров и новым образом копа со своими правилами — он вдохновил Сигела и Фридкина на создание своих знаменитых боевиков, синхронно вышедших в 71-м. Именно от «Грязного Гарри» пошла ветвь брутального экшн с линейным сюжетом, ответственного за популяризацию эстетики насилия — его героями стали Иствуд, Сталлоне, Шварценеггер, Уиллис. Фридкин же пошёл по другому пути, представив концепцию «умного боевика с элементами драмы и реализма» (совсем не обязательно замешанного на крови и убийствах), нашедшую позже развитие в работах Франкенхаймера, Манна, частично Люмета, Ву, Скорсезе и других мастеров.

    Как положено полноценному боевику, «Связной» не позволяет себе излишне драматизировать, не пытается удивить завитками детективной линии, не ставит задачу полностью раскрыть характеры героев, ограничиваясь необходимым для развития сюжета минимумом. Ровно, без надрыва идёт действие, миксуя в равной пропорции слежки, погони и сбор информации. В середине происходящее напоминает изысканную охоту на хитрого зверя: капканы расставлены, гончие пущены по следу, но хищник, кожей чувствуя опасность, пытается запутать след, временно уходя от погони, но опытных охотников не так легко провести, и травля продолжается. А ближе к концу фильм взрывается сумасшедшей car chase за ускользающим вместе с ценным пассажиром поездом. Лихой и динамичный для своего времени эпизод стал визитной карточкой фильма, одновременно забронировав себе место в ТОПе лучших экшн-сцен класса «погоня».

    Но не всё гладко в королевстве Фридкина: после 80 минут грамотного повествования логика делает трёхминутный перекур, оставляя внимательных зрителей недоумевать, почему товар мультимиллионной стоимости ещё до сделки оказывается в руках покупателя и что гораздо нелепее, зачем опытный преступник «дарит» его копам. Напоминая грубую склейку плёнки на видеокассете, эпизод резко контрастирует с цельностью и обоснованностью предшествующих ему действий обеих сторон, а также понятием «true story» как таковым. Хотя в происхождении фильма «из жизни» как раз сомневаться не приходится, поэтому списать досадный кинобаг можно лишь на огрехи сценарной адаптации.

    Интересным штрихом основанной на реальных событиях ленты является распараллеливание действия с целью противопоставления роскошной жизни преступников и суровых будней сыщиков. С одной стороны шикарные виллы, дорогие тачки и красивые женщины. С другой: квартирки-клоповники, вёдра с болтами и девушки на одну ночь. Вот мы видим злодеев за столиком шикарного ресторана, тут же фокус камеры перемещается за окно заведения, где на противоположной стороне улицы окоченевший сыщик «пасёт» дельцов, а подошедший коллега неудачно подшучивает над ним: «Тебе какого вина — красного или белого?». Режиссер словно намекает: «Эй, ребята, как вас там наверху, так быть не должно. Вор должен сидеть в тюрьме, а добросовестный страж порядка жить благополучной семейной жизнью».

    ***

    Вот уже 40 лет «French connection» лежит в музее кино как некий эталонный образец action movie. Теперь понимаешь, что обласканный критиками и щедро одарённый россыпью Оскаров и Голден глобов, фильм заслужил свою порцию славы не потому, что он самый лучший, а потому, что самый первый. Первый высококачественный экземпляр нового направления кинематографа. После него курс на экшн был успешно взят.

    23 июля 2011 | 20:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>