всё о любом фильме:

Крепость: щитом и мечом

год
страна
слоган«Щитом и мечом»
режиссерФедор Дмитриев
сценарийАлександр Боярский
продюсерСергей Сельянов, Александр Боярский
композиторМихаил Чертищев
художникОлег Маркелов
жанр мультфильм, приключения, военный, семейный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  513.7 тыс.
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время92 мин. / 01:32
1609 год. Идет война. Польско-литовские войска взяли в осаду Смоленск, но русский гарнизон во главе с воеводой Михаилом Шеиным готов держать оборону до конца. Смоленск — главная крепость на пути захватчиков к Москве, и его нельзя сдавать без боя. Об этом знают даже дети.

Мальчик Сашка лепит самодельные бомбы из теста и колдует в защиту города — вызывает на помощь Царя с Огненным щитом и Пламенным копьем. Пока волшебный царь не пришел, Сашка и его друг Федор просятся в помощники к воеводе. Им предстоит разрушить коварные планы польского короля Сигизмунда Третьего и справиться с нечистой силой, что по ночам бродит по осажденной крепости.
Рейтинг мультфильма
IMDb: 6.30 (98)
ожидание: 89% (1550)
Рейтинг кинокритиков
в России
3 + 0 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 558 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пишу сразу, что мультфильм стоящий. Создатели постарались, молодцы. Временами есть перегибы, но «Крепость» является достойным творением отечественного кинематографа.

    Перед нами сказ-былина о Руси, о смутном времени, о нападении поляков на Смоленск. Здесь мы знакомимся с сиротой Сашкой, живущим при церкви. Озорник, проказник, хвастунишка, внесший свой вклад в историю. Он всячески пытался помочь воеводе и стрельцам отстоять крепость, не боялся ни поляков, ни их бомб.

    Несмотря на возрастное ограничение 6+, картину нельзя назвать ни детской, ни наивной, ни простой. В мультфильме показана вся Русь в смутное время: бояре, стрельцы, раздробленность, нападения соседних государств. Картина основана на Руси, Родине, Отчизне и патриотическом чувстве.

    Мне очень понравился конец исторического сказа: это конец, который показал не только историю, но и дал надежду на светлое будущее главных героев. Оригинальное завершение, объединившее в себе интересы и взрослых, и детей. Не стандартный хеппи энд.

    Мультфильм рекомендован к просмотру детям, подросткам и взрослым, которые хотят знать о государстве, в котором живут.

    8 из 10

    19 ноября 2015 | 11:38

    Многие рецензенты написали, что мультфильм якобы исторический и учит детей истории. Увы, ничего подобного, к реальной истории события мультфильма не имеют почти никакого отношения.

    Начнем с того, что в начале 17 века Смоленск вовсе не был русским в современном понимании этого слова городом. Смолян относили к белорусам (в документах 17 века белорусцам), а сам город уже более 200 лет был предметом шедшего с переменным успехом спора между Москвой и Литвой, причем среди населения города имелись сторонники и одних и других, однако преобладали скорее последние…

    В 1609 году после спровоцированного Василием Шуйским начала польско московской войны Смоленск изначально берут в осаду литовские (сиречь белорусские) войска во главе со Львом Сапегой, которые хотят вернуть захваченный почто столетием раньше Василием 3 город. Сигизмунд появляется под городом позднее ну и разумеется взять мощьнейшую крепость наскоком никто не расчитывал. Не планирoвася в тот момент и поход на Москву и еще меньше захват России. Да и называли поляки и литвины эту страну Московией.

    За время осады происходят события отраженные лишь появлением в городе «бояр предателей», которые сообщают о свержении царя «Васьки Шуйского» и требуют сдать город.

    В реальности, город надеялся на помощь от лучшего в тот момент московского военноначальника Михаила Скопина-Шуйского — дальнего родственника царя. Однако он был отравлен (царем или его братом). Армию вместо него возглавил бездарный брат царя Дмитрий Шуйский. Сигизмунд возпользовался моментом, послал часть своей армии во влаве с гетманом Жолкевским (вероятно невыразительным гетманом в мультфильме) навстречу московскому войску. В битве под Клушино Жолкевский наголову разбивает минимум впятеро превосходящего противника, после чего Василий Шуйский и теряет корону, которую вместо него предлагают польскому принцу Владиславу…

    Однако заключенный мирный договор не удерживается, осада Смоленска продолжается, пока город не падет уже в 1611 году. После 1612 удача на время оказывается на стороне Москвы, однако все попытки отвоевать Смоленск, разумеется не отданный некому «графу Новицкому», а немедленно получивший самоуправление по Магдебургскому праву, проваливаются. В 1618 году город остается за Литвой.

    В 1632-33 году Москва делает еще одну попытку вернуть город в так называемой «Смоленской войне», которая оканчивается трагически для героя мультфильма воеводы Шеина. Его осаждавшая город армия была окружена пришедшими на помощь уже польскому гарнизону войсками Владислава, и вынуждена была капитулировать. Шеина же сделали козлом отпущения и казнили в Москве «за измену». Это причина упоминавшейся «малоизвестности» данного исторического персонажа.

    Так что при том, что оборона города под руководском Шеина в 1609-11 году реально была героической, она была не «отражением захватчиков», а эпизодом длительной борьбы за спорную пограничную территорию. Эпизод при правдивом его изложении мало подходящий для «патриотического кино» да и слишком сложный для детей младше старшего школьного возраста.

    В отрыве же от истории, сюжет мультфильма очень напоминает сюжет большинства приключенческих/фантастических романов 30-50 годов прошлого века, с «хорошими нашими», «плохими ненашими», обязательным шпионом и (или) изменником и так далее… Как говорится новое это хорошо забытое старое… Хотя есть и странности — главные плохие в мультфильме как и положено по жанру карикатурны, но вот неглавные то как положено злобные и страшные, а то вполне себе ничего, что как то необычно… Ну и концовка (перед эпилогом) особо доставляет…

    Общее качество добротно, но каких то запоминающихся находок, которых хватает в других не «исторических» мельничных мультиках здесь нет, так что за вычетом «патриотизма» мультфильм скорее неудачный.

    20 марта 2016 | 19:48

    Итак: Действие происходит в 1609 году. Первые кадры фильма. Пацанёнок Санька из теста для белого хлеба вылепил 2 «бомбы». Потом одна упала в печку и взорвалась через несколько секунд.

    Первое: На Руси 1601-1603 год был жуткий голод. Только в Москве умерло 127000 человек. Хлеб подорожал в 100 раз. Крупное восстание Хлопка. Годунов даже открывал царские житницы.

    Второе: Как я знаю, даже в начале прошлого века ситный хлеб считался лакомством, и в деревнях делался на далеко не каждую неделю.

    Вопрос: Пацан далеко не из богатой семьи, похоже безотцовщина, через несколько лет после этого пускает тесто на забаву. Рискует вылететь с работы, которая его кормит, при этом. Да если бы блокадник в году так в 1949-50 из хлеба всякую чушь лепил, а не ел его, и не сушил в запас — его товарищи бы просто убили.

    Третье: «бомба». Откуда Санька знает состав взрывчатой смеси, и где он может раздобыть ингредиенты? Это не наше время. И, кстати, может он сделать в качестве запала только фитиль.

    «Фитиль представляет собой хлопчатобумажную верёвку, пропитанную раствором ацетата или нитрата свинца. Скорость горения его лишь 1 см за 2-3 минуты.» Однако что в печке, что позже в мультфильме сгорание происходит секунд за 15. Приблизительно из теста торчит 3-5 см. Минут 5 гореть минимум. И ацетат Санька в подполе хранит.

    Само название «бомба» тоже корябало слух. Не было тогда такого слова. Это из эпохи террористов революционеров. Тогда, кстати, и делать их научились более-менее.

    Следующий момент напряг: на кладбище, обнаружив бивак, ночью в темноте, с полутораста метров Санька с ходу определил — Поляки. Как? Каким образом он это вычислил? А потом обрадовался, война началась, пойду в солдаты.

    Я не понял — кем же он хочет стать? Ибо слово солдат тогда на Руси если и присутствовало, то означало наёмника. Цитата:" Впервые название солдат появилось около 1250 года в Италии, где так называли воинов-наёмников, получавших жалование за военную службу.

    В России оно получило распространение с 30-х годов XVII века в полках «нового строя» (Войска «Нового строя») (с заимствованием западных войсковых порядков полки, учреждённые при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче по иностранному образцу с иностранными офицерами, были названы солдатскими.»

    А кстати в войско он не попал бы в любом случае. Ибо войско состояло в то время из стрелецких полков (пожизненная служба, набор из своих же детей), поместное войско (дворянская конница). Цитата: «Поместное войско — обобщающее название дворянской поместной конницы, составлявшей ядро Вооружённых сил Русского государства (Русское войско, Рать) в конце XV — первой половине XVII веков.

    Комплектовалась всеми служилыми людьми в государстве, московскими и городовыми, которые несли военную службу лично и бессрочно, составляя поместную дворянскую конницу». Кстати, там, помимо дворян, были и их боевые холопы.

    Далее были городские казаки (не путать со служилыми) и, в случае войны — ополчение. Вот в ополчение он мог попроситься. Не знаю, правда — кем? Гранатомётчиком? Ибо сын полка — это уже из отечественной больше.

    Очень порадовал момент, когда Санька со своей самодельной гранатой бежит к полякам. Я долго ломал голову, у него Bic. или Zippo? Иначе чем он в глухом лесу фитиль поджёг? Шведские спички ещё не изобрели.

    Ну и напоследок. Санька прибегает в Смоленск, и рассказывает воеводе Шеину, что своей гранатой разметал» пару взводов».

    Цитата:" Слово «взвод» произошло от команды «взводить» оружие, и заменило использовавшееся ранее иностранное слово «плутонг» (производная от французского слова XVII века peloton, обозначавшее небольшое подразделение солдат), введенное в армии Петром I. Изначально взвод рассматривался как подразделение для ведения стрельбы, а не как организационная единица. Считается, что система была разработана шведским королем Густавом II Адольфом в 1618 году. «

    Напомните, в каком году там дело происходит? В нашем войске самой малой структурной единицей тогда был не взвод, а копьё.

    И это косяков упорото за первые 10 минут мультика. Далее я не осилил. Ну нельзя так, господа, издеваться над историей.

    2 из 10

    27 января 2016 | 16:18

    В том, что ничего не знаешь о фильме, который идешь смотреть, есть свои плюсы. Большие плюсы. Открывается много сюрпризов. Например, мультфильм снимала очень успешная и любимая мною анимационная студия «Мельница». Конечно, руку аниматоров можно было узнать и в трейлере, но я и его не видела. И если говорить об анимации, то во-первых, это правда, узнаваемый стиль. Во-вторых, традиционно красиво и масштабно. Красивый средневековый Смоленск с Софийским собором в центре. Он окружен прекрасивыми и величественными лесами. Обаятельные, красивые и мужественные герои. Забегая веред, скажу, что исторический герой воевода Шеин стал великолепным мультипликационным персонаджем.

    В основе сюжета не русские сказки, а русская история — осада Смоленска. Это, конечно, логично с одной стороны, но и очень смело, с другой, поскольку история этого периода полна трагедий, а поэтому сложна. И мультфильм от этого тоже грустный. Плюс, что не нужно быть в теме, в смысле, знать, например, кто такой Шеин, да и вообще про войну с поляками. Получилась цельная и логичная история, в которой, конечно, есть немного волшебства и магии, которые для развлечения. Еще есть главный герой — доблестный, забавный и рвущийся в бой мальчик Сашка. Хороший персонаж, вот нечего добавить.

    Мне очень понравилось, как история превратилась в милитаризированный детектив. И мне кажется, что этот мультфильм — на сто процентов ответ вызову времени — наша история, защита родины, героизм и патриотизм. Последний в какой-то минимальной и правильной дозировке, что не чувствуется преувеличения.

    В заключение скажу, что гордится этим мультфильмом хочется — это патриотическое кино в самом лучшем его проявлении, когда нет натужного пафоса, когда нас не склоняют к «импортозамещению» насильно, а так красиво и очень профессионально обращают наше внимание на историю, не преувеличивая, но украшая детективной линией.

    29 октября 2015 | 21:06

    Мультфильм основан на реальных событиях. Действие мультфильма разворачивается в начале 17 века, в городе Смоленске. Польско-литовская армия под личным предводительством амбициозного короля Сигизмунда, по дороге на Москву, решает захватить попутно и Смоленск. Главный герой Сашка, он как сирота, разлученный с родителями, живет при церковном доме, печёт хлеб, делает бомбочки и мечтает. Мечтает о том, что когда-нибудь совершит геройские поступки и о встрече с отцом. Осада города, лазутчики и герои, подвиги и кровопролитие — все это воспринимается глазами мальчика Сашы, не иначе как игра, игра в войнушку, где все делится на «своих» и «врагов».

    Мультфильм продолжает истории детей, еще, каких-то там, тридцать лет назад, пестривших с экранов телевизоров и страниц учебников, сформировав незыблемую фольклорную глыбищу о том, как можно любить Родину. И дети невольно втянуты в игру в патриотов, наивно бросающиеся под гусеницы танков, закрывавшие собой амбразуры, в мультфильме «Крепость» в частности, да и во всех этих историях (как, например, герой фильма «Иваново детство» или Мальчиш-Кибальчиш) должны умирать. И это, пожалуй, одна из основных ярких неточностей (нестыковок) в мультфильме. Конечно, это мультфильм и он работает по своим правилам жанра, но не в случаи с мультфильмом «Крепость», где маленько не хватило приземленности и большего реализма.

    А сейчас я бы хотел похвалить мультфильм и создателей, а ведь, действительно, там есть за что сказать «спасибо», есть то, за что в обязательном порядке, нужно сходить в кино. Во-первых, спасибо вам за смелость — вы попытались (и это была хорошая попытка, надеемся не последняя) сделать новый, нетипичный для нашего несовершенного кинорынка мультфильм. Во-вторых, спасибо, что не скатились в пошлые, несмешные приколы, типичные для большинства мультфильмов от вашей студии в частности. Отдельно отмечаю художественную сторону, её качество — высокий уровень анимации, красота фонов (разглядывать их на большом экране кинотеатра сплошное удовольствие). Симфоническая музыка, написанная специально под проект — на высшем уровне, в лучших традициях блокбластеров, а так же песня, затаившаяся и появляющаяся ближе к концу фильма, вызывает бурю приятных и точных эмоций.

    В завершении, хотелось бы зрителям порекомендовать обязательно сходить на мультфильм, один из лучших наших мультфильмов за последнее время. Тем же кто делает мультфильмы, фильмы — расширять свое понимание о том, что есть хороший мультфильм и дарить зрителю больше честных произведений, чем модных и прикольных. У «Крепости» есть все шансы изменить наше представление про наши мультфильмы в лучшую сторону, открыть «новую волну». Нам же зрителям нужно понять всю возложенную на нас ответственность и поддержать.

    3 ноября 2015 | 11:29

    История сегодня в тренде. Новые исторические фильмы выходят регулярно, по телевизору один за другим запускают ретро-сериалы, теперь подключились и мультипликаторы. Но мне кажется, главная ценность «Крепости» — не в том, что это исторический или патриотический мультфильм, хотя он безусловно и первое, и второе. Главное — что это действительно отличный мультфильм, который мне было смотреть не менее интересно, чем мальчикам в возрасте главных героев.

    Первое, что бросается в глаза — живые, реальные персонажи. Сашка и Федька — это не Мальчиш-кибальчиш, не герои повестей Гайдара и при этом не жертвы обстоятельств. Они вызывают и сочувствие, и уважение, наравне со взрослыми. А местами, конечно, и смех — комическая часть «Крепости», несмотря на трагический в общем-то сюжет, удалась на славу.

    Второе — это то, как авторам удалось просто и увлекательно рассказать совсем не простую историю, которую у нас к тому же не очень хорошо знают. Про Смуту, в отличие от Великой Отечественной войны, снято немного фильмов. Из последнего на ум приходит разве что «1612» — картина интересная, но явно не шедевр. Про мультики и вспоминать не стоит — жанр исторической анимации у нас только-только появляется. А тут сразу не князь Пожарский с Кузьмой Мининым, и даже не Иван Сусанин, а мало кому известный, но оттого только еще более интересный воевода Шеин.

    Еще один плюс — внимание к деталям. Я, конечно, небольшой специалист, но выглядит все — и крепость, и костюмы, и оружие — как настоящее. Мне кажется, создатели очень хорошо поработали над этим моментом.

    В общем, «Крепость» — мультфильм, конечно, выдающийся. В нем сочетаются увлекательный и притом основанный на реальных событиях сюжет, интересные, не картонные герои — и какая-то теплая, что ли, уютная картинка. Которая, на мой взгляд, даже гораздо лучше, чем в серии про богатырей.

    2 ноября 2015 | 15:04

    Давно не был в кино, пролистывал список фильмов в одном из кинотеатров и наткнулся на мультфильм. Сразу же заинтересовала картинка, а точнее стиль рисования — эта старая добрая мельница. Заинтересовал сюжет, т. к. ещё вчера был праздник 4 ноября. В зале было не так много людей, в основном дети. За весь фильм они и смеялись, и затихали, и шутили в конце мультфильма про небольшую коробочку — что же там такое.

    Очень приятно, легко повествуется сюжет, приятно нарисованы и озвучены как главные, так и второстепенные герои. Сам сюжет лично у меня заставляет потом прочитать про реальные события в те времена.

    Разумеется, как и в любом кино, есть свои недостатки в сюжете: это и шпион, который взбирается по стене, когда можно было пролезть в туннелях (что он и делал потом), и глупые нарицательные поляки и т. д. 

    Но это не то кино, чтобы предъявлять такие требования. Это приятный, сильный, интересный, достойный мультфильм, которые стоит смотреть как взрослым, так и детям. А все недостатки в фильме видит только взрослый человек, ребёнок же увидит совсем другое.

    Здесь есть и обычный быт крестьян, и стрельцы, и война, и поле боя, и политика (поганые бояре) и т. д. Есть и очень сильная сцена с молодым поляком с польским флагом на поле брани, и простой мальчуган, старавшийся изо всех сил помочь своему городу и ставь воином.

    Одно можно сказать наверняка — такой мультфильм стоит показывать своим детям, не боясь за отдельные сцены войны — это правда и она здесь аккуратно сглажена. После него стоит взяться за книгу и вспомнить (а кому то и узнать) нашу великую историю Древней Руси

    5 ноября 2015 | 19:51

    Я люблю добрые мультфильмы и с удовольствием хожу на премьеры даже тех картин, которые явно не относятся к числу самых ожидаемых. Часто, гораздо чаще, чем принято думать, среди них попадаются очень и очень интересные. «Крепость» — не исключение.

    Детский мультик и Смутное время — сочетание необычное. Перед походом в кино я опасалась двух вещей — что режиссер сделает ставку на патриотический пафос, который у нас в кино обычно выглядит фальшиво (последние лет десять — точно), или что он решит делать мультик «для самых маленьких», приторный и пустой. Эти опасения абсолютно не оправдались.

    «Крепость» — безусловно, про патриотизм и защиту Отечества, но не в том ключе, в каком это принято понимать. Здесь нет лозунгов через слово, нет «всех в белом» русских и ужасных поляков, наоборот, и поляки показаны в общем-то такими же людьми, и по нашу сторону фронта хватает плохого. Для меня это стало откровением, тем более от детского мультфильма.

    А мультфильм, между тем, действительно детский. То есть особенной общечеловеческой глубины в духе легендарного «Вверх» или недавней «Головоломки» от него ждать не приходится. С другой стороны, он все-таки недостаточно детский, чтобы взрослые на нем засыпали, не в силах следить за сюжетом и диалогами. Хотя развлекать их прибаутками в духе мультиков про Алешу Поповича их тут не собираются.

    В целом «Крепость» оставляет очень и очень приятное впечатление. Думаю, для семейного просмотра — это один из лучших вариантов этой осени. Но даже для взрослого человека знакомство с этим симпатичным, интересным и во всех отношениях приятным мультфильмом будет не лишним.

    6 ноября 2015 | 08:44

    Новое творение небезызвестной студии «Мельница» «Крепость: щитом и мечом» вызвал у меня очень большой интерес. Ведь это не просто очередная проходная их поделка, это мульт мало того, что на историческую тематику, так ещё и про осаду моего родного Смоленска (!) в период Смутного времени. А этот эпизод российской истории до сего времени в кинематографе не отражался ровным счётом никак.

    Что мы имеем в результате? По сути мульт оказался неожиданно и по-правильному серьёзным, хотя местами и не совсем. Так, король Сигизмунд в нём — откровенно пародийная фигура (хотя в реальности это был крайне опасный и очень упорный противник). Кроме того, мульт местами даже несколько недетский (например, нескольких персонажей в нём реально убивают, правда не напрямую на экране, да и судьба главного героя — вопрос открытый). Посыл фильма опять-таки неожиданно весьма правильный, плюсом для меня явилось и то, что не было откровенного педалирования религиозной тематики (этого я реально опасался).

    Что в минус? Ну герои не слишком выразительны, но это вообще традиционная проблема «Мельницы». Нет историчности? Так это ж мультик, причём всё-таки подростковый, что вы от него хотите? Смоленск показан как-то невнятно? Ну да, есть такое, ощущение, что в городе, кроме Стены, собора на холме и нескольких зданий вообще ничего нет. На это всё, по большому счёту, мелочи.

    Главная претензия к фильму (и не только у меня, а, судя по отзывам, у подавляющего большинства зрителей) по сути одна — концовка!!! Причём для меня лично это даже не поединок Огненного Царя с… непонятно кем, но явно Очень Плохим и даже не последующее вознесение Кое-Кого (во избежание скажем так) на небеса — это всё можно списать на галлюцинации умирающего, а то, что было потом, то есть коротенький эпилог, который испортил всё впечатление от предыдущих двух сцен и смазал их напрочь. Ведь если Кое-Кто всё-таки жив, то сразу же возникает пресловутый вопрос по поединку и вознесению: «Что это было???!!!». А если решили не травмировать детей очередной гибелью персонажа, то на кой чёрт там имеется сцена вознесения?

    В общем, эта невнятнейшая концовка несколько смазала впечатление от картины, но, тем не менее, оно, безусловно положительное. «Мельница» — так держать, продолжайте в этом направлении и завязывайте уже с «богатырями» и «волками» — смотреть тошно!

    8 из 10

    19 декабря 2015 | 18:55

    Вместо предисловия (Русские в крепостях). Незадолго до событий, показанных в фильме, польские войска в купе с немцами осаждали другую русскую крепость: Псково-Печерский монастырь. В нем находились запасы продовольствия и церковные ценности, так необходимые Баторию (тогдашнему польскому королю) для взятия города Псков. Сначала обитателям монастыря просто предлагали сдаться. Но у людей Божьих были свои представления о Новом Завете. В результате на свет появились такие строки, написанные немецким аббатом: «Тамошние монахи творят чудеса храбрости и очень сильно бьют немцев. Было два штурма и оба несчастны. Печерцы удивительно стойко держатся, и разнеслась молва, что русские или чародействуют, или это место действительно святое…». Чуть позже другой западный летописец в своей книги «Ливонские хроники» писал: «Русские в крепостях являются сильными боевыми людьми. Происходит это от следующих причин.

    Во-первых, русские — работящий народ: русский в случае надобности неутомим во всякой опасной и тяжелой работе…

    Во-вторых, русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей…

    В-третьих, если русские добровольно сдадут крепость, как бы ничтожна она ни была, то не смеют показаться в своей земле… в чужих же землях они не могут, да и не хотят оставаться.

    В-четвертых, у русских считалось не только позором, но смертным грехом сдать крепость…»


    К чему я это всё… Через вот такие письменные свидетельства и оценки со стороны можно по-настоящему прочувствовать героизм и отвагу обыкновенных казалось бы людей, защищающих свою землю, свой город. В отношении Смоленска, который два года сдерживал натиск польских интервентов и сковывал вокруг своих стен значительные силы противника, трудно переоценить важность его обороны. Трудно переоценить решительность горожан защищать Смоленск даже после свержения Шуйского. Москва контролировалась польскими войсками, а власть Сигизмунда отныне являлась легитимной. Таким образом смоляне автоматически становились изменниками.

    И тут мы плавно переходим к главному (и единственному) недостатку мультфильма «Крепость».

    Единственный недостаток картины (субъективный) заключается в том, что я не успел прочувствовать вот этот дух, стойкость, решительность и доблесть защитников Смоленска. Патетики очень мало на, мой взгляд. Нет воодушевляющих речей воеводы, не показана ярость и ненависть к врагу, моральные и физические усилия прилагаемые для обороны города. Однако не будем забывать, что кино-то детское, и нужно ли это всё в лентах с рейтингом 6+? Не знаю.

    А теперь о достоинствах картины.

    Поcыл фильма. Мультфильм несет очень важную воспитательную функцию. Помимо любви к Родине, интереса к истории, он также говорит нам о том, что не стоит ждать манны небесной. Только упорный труд, желание двигаться вперед вознаграждается самой судьбой. Судьба, кстати, в фильме имеет вполне конкретный образ, и она лишь направляет или чуть-чуть помогает главному герою. Всё остальное он делает сам. Через весь фильм прослеживается мораль поговорки «На Бога надейся, а сам не плошай». Это как те монахи в осажденном Печерском монастыре, посчитали, что молитва — это, конечно, хорошо, но кипящая смола и пушечные ядра куда более практичны в сложившейся ситуации.

    Адаптация для детей. Еще одним достоинством картины является адаптация довольно трагичной и печальной истории под детское восприятие. А, между прочим, конец этой истории по истине впечатляет. К лету 1611 года число жителей Смоленска сократилось в 10 раз (с 80 до 8 тысяч), оставшиеся в живых дошли до последней степени телесного и душевного изнурения. Кроме того, горожане страдали из-за отсутствия соли (единственный известный консервант на то время, позволяющий хранить еду) и были поражены каким-то моровым поветрием ((с) Ю. Мухин «Наука управления людьми»). И вот в этих условиях защитники еще отражали атаки польских интервентов, еще боролись за судьбу города, хотя прекрасно понимали, что сдача Смоленска — вопрос времени, поскольку помощи ждать было неоткуда (большинство русских городов признали власть Владислава — сына Сигезмунда). Зачем нужна была такая стойкость? Ответ вы найдете в фильме. Здесь же скажу, что в определенном смысле смазанная и чуть размытая концовка картины как нельзя лучше подходит для детского восприятия.

    Судьба воеводы, кстати, не менее печальна. После восьмилетнего польского плена он вернулся на Родину, чтобы через некоторое время быть казнённым боярами за измену этой самой Родине.

    Вместо заключения. Хочется надеяться, что маленькие граждане своей страны когда-нибудь полюбят и начнут интересоваться её историей, и вот тогда они узнают как это было, а пока вот так: ненавязчиво, мультяшно и по-детски им рассказали этот эпизод. Однозначно студия «Мельница» справилась со своей задачей.

    9 из 10

    19 ноября 2015 | 11:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>