всё о любом фильме:

Барака

Baraka
год
страна
слоган«Мир, каким он был 20 лет назад»
режиссерРон Фрике
сценарийРон Фрике, Марк Магидсон, Женевьева Николас, ...
продюсерМарк Магидсон, Элтон Валпоул
операторРон Фрике
композиторМайкл Стернс
монтажДэвид Обри, Рон Фрике, Марк Магидсон
жанр документальный, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  303 тыс.,    Россия  3.3 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время96 мин. / 01:36
Фильм, создававшийся в течение 14 месяцев в 24 странах мира. В картине отсутствуют диалоги, закадровый голос, привычный сюжет. Последовательность кадров в сочетании с специально написанной для фильма музыкой погружают зрителя и создают непрерывную повествовательную цепочку, раскрывают на экране целый мир. Кадры самых отдаленных мест на планете и промышленных объектов, смыслы, рождающиеся на стыке культур, мысли, высказанные исключительно кинематографическими средствами.

Мир глазами двадцатилетней давности. Мир, который уже остался в прошлом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
80%
20 + 5 = 25
6.7
в России
1 + 1 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первый фильм разрешением 8,000, сделанный из оригинала в 65 мм. На момент съемок фильма был только один единственный сканер в мире, способный осуществлять подобный захват.
    • Этот фильм снят супер-дорогой широкоформатной камерой TODD-AO 70mm, для которой Рон Фрике создал специальную компьютерную систему, позволяющую снимать удивительные, растянутые по времени кадры.
    • Рон Фрике и Марк Магидсон вместе с командой из трех человек в течение 14 месяцев побывали в 24 странах, где и сняли этот удивительный фильм.
    • Барака — это старинное персидское слово, которое означает «благодеяние», «блаженство».
    • Режиссер Рон Фрике для съемок этого фильма изобрел специальную камеру, потому как камеры IMAX показались ему слишком громоздкими.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В финальных титрах, в списке мест проведения съемок, Ватикан указан как некое место в Италии. На самом деле это отдельное государство, даже, несмотря на то, что Ватикан полностью находится внутри Италии.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1202 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Видели ли вы, как из мертвенной поверхности дремлющего кратера пробивается на свет огненная влага? Как пар, сочащийся из земли, на пути к небесам обращается в облака, чтобы по прошествии многих дней разбиться о вершины горного монолита? Как солнце, укрощенное горизонтом тропических болот, восстает из пучины буйного моря, пробуждая к жизни безлюдное побережье? Видели ли вы утреннее убранство восточных храмов, молчаливую собранность дацанов, древнее спокойствие леса и суетность людских городов? Это — «Барака», фильм, который поражает воображение.

    Первые же мгновения приоткрывают для нас двери традиции востока: именно через ее призму должно воспринимать происходящее, именно она — ключ к видению Рона Фрике, режиссера, сценариста, монтажера и оператора картины. Неторопливое повествование проводит нас по эпохам и культурам, граням нашей реальности, устремляется ввысь, расходится по воде кругами. Здесь время и пространство, соединяясь в единой точке, приковывают к себе внимание, все без остатка. Кадр за кадром влечет за собой плавный танец сменяющих друг друга сцен в мир, где важны вдумчивое наблюдение, и концентрация, и покойное созерцание. Музыка — постоянный, но изменчивый спутник этого путешествия, она сопровождает нас всюду: то едва слышна в гомоне уличной толпы, то органично обрамляет изображение, то становится центральной частью композиции. Музыка — стержень ленты, вокруг которого с поразительной точностью собран видеоряд, перечень событий жизни нашей планеты. Событий, свидетелями которых мы были, и тех, что безнадежно ускользнули от взора. В фильме нет места для слов, для действия, для сюжета. Но есть четкое послание: идея, с любовью выношенная и безукоризненно реализованная, авторская попытка поделиться взглядом на скрытое многообразие, которое таит нам привычный мир.

    Технические стандарты, соответствующие воплощению задуманного Фрике, оказались столь высоки, что вынудили к изобретению специальной компьютерной системы, для получения нужного эффекта. Подробнее аспекты создания картины возможно изучить в открытых источниках, но это знание в контексте понимания произведения абсолютно ничтожно. Важнее то обстоятельство, что, даже спустя два десятка лет, в визуальном отношении лента все еще актуальна: на протяжении полутора часов кропотливо подобранные в единственно верной последовательности кадры вызывают восторг и поражают воображение зрителя, их выверенность и красота — безупречный выбор автора — близки к совершенству. Ограниченный рамками концепции произведения режиссер использует оригинальные методы для раскрытия собственных идей. Музыкальный ряд, имеющий с одной стороны четкую основу, но меняющийся, исходя из контекста повествования, — с другой, подчеркивает ту или иную сцену, усиливает наше погружение в происходящее. Однако в умелых руках этот простой прием выполняет и другую задачу: оставляя неизменным звучание, режиссер кардинально меняет происходящее на экране, объединяя, отождествляя меж собой не имеющие, как кажется, точек соприкосновения эпизоды. Здесь ритмы ритуальных танцев аборигенов соответствуют динамике мегаполиса, а фон тлеющих полей нефтяных скважин соотносится с мелодией театральных выступлений. На этом — крайне важном для понимания картины — методе основана и нарочитая похожесть в композиции кадров динамичной живой природы, рукотворных памятников человеческой цивилизации, быта и культуры удержавших хотя бы часть своей аутентичности народов мира. Таким сходством автор не просто показывает разнообразие жизни на планете, он объединяет ее под лозунгом: человек — часть природы, и то, что создано им так же относимо к ней, как вековые горные пики или бескрайние пейзажи прерий. Все сущее планеты Земля — едино: таково основное послание фильма.

    Так что же такое «Барака»? Сотканный из тысячи тысяч лоскутов-строчек гимн гармонии изменчивого постоянства нашей планеты. Путешествие, которое мало кто из нас решится совершить самостоятельно. Путешествие географическое, культурное, эстетическое, духовное. Путешествие, способное открыть через окружающее великолепие нам нас самих.

    23 июля 2013 | 19:36

    Обнажать все ступени сегодняшней людской жизни, и так плавно переходя с одной на другую, это заслуживает открытых ртов, скажу я вам. Ron Fricke показал мир, который поймет каждый, и именно по своему, и именно так, как он может. Для недалекого неандертальца из глубинки он будет самым скучным на свете, а для старика читающего древние рукописи просто пустым занятием. Красота, гармония, и просто люди. Он так искусно смог показать все наши грани, возможные и мнимые. И глаза всех тех людей будет довольно сложно мне забыть. Он простыми вещами, банальными до невозможности, показал нам нас самих же как олицетворение красоты и силы, и в тот же момент как уродства и бесцельности. Эти завораживающие аналогии, простые и в этот же момент захватывающие личные открытия. Мне кажется просматривая этот фильм в 10-ый раз, любой из нас будет смотреть его как первый.

    Какие умные слова сейчас не скажешь, но все же передать эмоции не удастся, поэтому просто садитесь, выключайте свет, и погружайтесь в мир, который у вас уже и так есть, только научитесь ловить его.

    12 февраля 2011 | 03:31

    Первое, что приходит на ум при просмотре «Бараки» — фильм Годфри Реджио «Кояанискатси». Очень похожий стиль, манера съемки, общая идея сошедшей с верного курса цивилизации. Можно даже не знать, что режиссер Рон Фрик выступил оператором и сценаристом «Кояанискатси», а все равно провести нужные параллели. Впрочем, «Барака» — отдельное произведение, пусть и похожее на собратьев по экологико-социально-философско-созерцательному жанру. Самостоятельная и крепкая картина несомненно талантливого художника.

    Художник из Рона Фрика действительно неординарный. Его камера подает каждое из более чем сотни мест съемок по всему миру с четкой установкой на определенную эмоцию. Пылающая нефть завораживает, сцены в буддистской обители излучают спокойствие, медленный «проход» по коридорам концлагеря Освенцим преисполнен ужаса. Конечно, должный эффект достигается и при помощи грамотного монтажа, но отрицать нельзя: «Барака» — на удивление красивый фильм, снятый в 1992 году так, как немногие снимают и сейчас. Пожалуй, без использования этой дорогой, «причесанной» картинки, что в последнее время стала считаться признаком дурного вкуса, невозможно было бы передать авторский замысел.

    А замысел, как видно, таков: показать красоту и могущество первозданной природы, естественность и размеренность жизни так или иначе одухотворенных (а значит, по внутренней логике фильма, связанных с природой) людей, стремительную агрессивность и «конвейерность» современной бездушной цивилизации и, наконец, то, что ждет любую цивилизацию — руины, которые медленно погребают под собой джунгли и египетские пески. В финале круг замкнулся: погибшие цивилизации возвращаются в лоно природы и обретают покой под звездным небом. Дыхание жизни — собственно, то самое «Барака» в переводе с арабского — породило и упокоило цивилизацию. Закольцовывающим сюжет образом служит буддистский монах, крупный план на голову которого символизирует Познание, спокойное наблюдение за Баракой. Примерно так можно истолковать финал.

    Впрочем, финал — это финал, несколько минут. А между тем фильм можно четко поделить на две равные половины по три четверти часа. Первая половина — о природе и связанной с ней духовностью. Природа красива, красивы и связанные с ней обряды. Так, где-то на пятнадцатой минуте фильма Фрик показывает диковинный ритуал, во время которого десятки людей сидят и по сигналу своего духовного лидера, раскачиваются и трясут руками. Со стороны может показаться даже забавным, но общий план на процесс поднимает неожиданные воспоминания о поверхности океана, на которой точно также расходятся круги. «Водную» ассоциацию тут же подтверждает водопад — центр духовной силы показанного народа. Нередко в кадре появляются и другие источники духовности — скалы, вулканы, реки.

    А какая же духовность у современной цивилизации? Фрик выстраивает контрастное сравнение: живые водопады — с мертвыми американскими каньонами, движение ритуальных поклонов мусульман — с недвижимыми «тушами» бомбардировщиков на кладбище самолетов, очищающий дождь с зловонными «сковородками» пустырей, умиротворение буддистского монастыря — с нескончаемой конвейерной суетой городских жителей и их машин. Современная западная цивилизация не чужда сравнений и с живыми существами. За пару минут до начала второй половины фильма на экране виден строй муравьев, быстро перемещающийся внутрь дупла. Но сравнение цивилизованных людей с муравьями выходит в пользу последних: они идут в одном направлении ровным строем и, самое главное, находятся в лоне природы. Закованный же в железобетонных джунглях человек двигается во всех направлениях, которые только позволяют ему стены домов. Здесь Фрик проводит еще одно сравнение, на поле которого режиссер воплощает один из наиболее страшных образов фильма.

    Десятки, сотни премилых желтых цыплят двигаются по фабричной ленте, грубо с нее снимаются для того, чтобы быть измеренными, столь же грубо выбрасываются в некий металлический конус, долетев до дна которого они попадают в отсек, где им прижигают клювы. Процесс непонятен, как непонятна и судьба птенцов, а это нагнетает исконный животный страх перед неизвестностью, о которой очевидно лишь одно: будет хуже.

    Но не одних цыплят заставляет жалеть в своем фильме Рон Фрик. В следующем же эпизоде он демонстрирует, в каком бедственном положении находятся люди в цивилизованных странах востока. Под трагичную вокально-органную композицию перед зрителем предстают бездомные, проститутки, наркоманы и рабочие на корейских фабриках, за гроши крутящие сигареты. Это закат цивилизации, апогеем которого становится война, последствия которой показаны эпизодом позже: горящая нефть, кости в Освенциме, боль в глазах отчаявшихся людей на черно-белых фотографиях.

    Но все так или иначе оказывается под одним и тем же звездным небом. Так что концовку фильма можно считать в чем-то даже оптимистичной. Или, по крайней мере, не оставляющей с тем безжалостным чувством неправильности, которое Фрик вызывает во второй половине картины и которое ощущается острее в контрасте с первой половиной. Возможно, это правильный ход. Ведь мало что можно изменить и природа вернет себе любую цивилизацию. Но здесь и сейчас, наверное, стоило бы быть жестче, так как и после «Бараки», и после Катси-трилогии, и даже после недавних киноэкспериментов схожего толка воз и ныне там, конвеер также работает, а люди-цеплята летят вниз по конусу.

    9 из 10

    21 сентября 2009 | 19:07

    Первые минут 10 было не то, чтобы скучновато… странно, т. к. я привыкла, когда невидимый диктор заботливо разъясняет, что происходит на экране. Но постепенно мысли о том, какую именно страну, обряд или место показали, покидают. Фильм начинает в прямом смысле слова гипнотизировать, я поймала себя на мысли, что уставилась в экран, не моргая, и ловлю каждый кадр.

    «Барака» восхищает и пугает одновременно. Автор играет на контрастах: насколько суетлива жизнь современного цивилизованного человека, настолько размеренна она там, куда он не дошел или где природа еще не покорилась. Чем ближе мы к цивилизации, тем больше жизнь наша напоминает один огромный конвейер в бетонной коробке. При этом рядом продолжают соседствовать удивительные вещи, удивительные, самобытные люди, девственная природа, места, поражающие до слез своей нетронутой и могущественной красотой. Люди все такие маленькие и немощные перед стихией, которая была до нас, есть и будет после. Много времени уделено показу обрядов различных религий и странам третьего мира. Человек отчаянно ищет умиротворения и единения с окружающей средой, и эти страны намного ближе к этому, чем мы.

    Работа оператора поистине виртуозна: весь фильм держится именно на подаче зрительной информации, за счет чего удается приковать взгляд зрителя к картине без единого комментария. Музыка такая же, как и видеоряд, вводящая в медитативное состояние. Захотелось сразу унестись отсюда, из четырех стен, на необъятные просторы и вздохнуть свободно без мыслей об однообразных буднях и повседневных проблемах.

    Смотреть «Бараку» нужно обязательно в хорошем качестве, одному в тишине. Останьтесь с фильмом наедине, позвольте ему увлечь себя, тогда он произведет должное впечатление.

    9 мая 2009 | 19:08

    Мои ожидания от фильма не оправдались. Ждал ярких захватывающих картин природы, hi-tech, узнаваемых мест различных городов планеты, чудес света нашего времени, красивых целомудренных девушек на фоне девственной природы. Вместо этого — что не кадр, то серая, повседневная, унылая действительность.

    Основной акцент на крупные планы умудренных жителей планеты, от которых просто воротит. Помойки, грязь, нищета, ужасы войны вот вам не полный перечень картин для «релаксации». Цветовая гамма фильма также близка к коричневой, ни какого намека на яркие позитивные цвета, все мрачно, тоскливо, а кругом развалины и руины.

    Порадовала, без сомнения, операторская работа, снято все очень красиво, но весь фильм не покидало ощущение: ну вот сейчас наконец-то начнется то, что написано в аннотации к фильму… Но нет (не считая нескольких отдельных моментов) опять похороны, грязь, чернуха.

    Музыкальное оформление на высоком уровне, отчасти даже компенсирует негативное восприятие картинки, но в некоторых местах музыкальная тема несколько затянута и постепенно надоедает.

    Второй раз данное произведение пересматривать не стану однозначно.

    5 из 10

    29 июля 2010 | 16:51

    Подобный фильм есть некая моя мечта в жизни, сделать что-то подобное) Но… хе) Безусловно проффесиональная работа, особенно мастерство оператора, потрясающе снято. Музыка отлично подобрана, некий этнический релакс, такое редко послушаешь при всём многообразии релаксирующей музыки. Этот фильм мне удалось посмотреть в HD качестве со звуком 5.1… впечатление осталось незабываемое.

    19 июня 2007 | 14:37

    «Барака» — фильм, о котором не хочется говорить; о нем хочется молчать. Молчать и смотреть так же выразительно и пугающе-пронзительно, как его герои. Почему-то кажется, будто в словах истины нет, а есть только ложь — и мысль изреченная звучит глупостью и пошлостью. В «Бараке» слов нет, но они и не нужны, все понятно и без них — впрочем, уже здесь я вру: по сути, в этом фильме непонятно почти все, но в то же время оно почему-то кажется само собой разумеющимся и ясным. Странное чувство — ты будто бы выпадаешь из реальности, реальность переворачивается, становится дикой и чуждой — и во всем видятся метафоры и образы. Конвейер-люди-конвейер-люди — кадры сменяют друг друга, и ты невольно поддаешься ощущению собственной бессмысленности и абсолютного бессилия. А потом думаешь, выйдя на воздух — какого черта, ведь все не так!

    Режиссер рисует сказку. Он показывает жизнь — и она одновременно абсолютно, удивительно правдива и зачаровывающие, обманчиво сказочна. Женщины в храме, беззвучно и оживленно открывающие рты под медленную тягостную музыку, долго и статично смотрящие на тебя с экрана дети — все это только иллюзия, но иллюзия мощная и пробирающая насквозь. И ты уже не знаешь, где правда и что правда — и что тебе делать после. «Барака» — фильм абсолютно неоднозначный и так непохожий на большинство других, что, посмотрев его, совершенно теряешься: что это? что хотел сказать автор? почему именно так? Жизнь и смерть, время и бесконечность, достаток и нищета здесь прочно переплетены друг с другом, галопом проносятся мимо, оставляя на языке странный терпковатый привкус непонимания. Непонимания фильма, мира, самого себя.

    4 июня 2015 | 15:05

    Коротко отрицательные и положительные впечатления, дабы не противоречить заголовку.

    Главное. Да, автор показал, что у каждого свой образ жизни, правила, устои и путь к Богу. Да, мы все такие разные и все такие похожие друг на друга. Да, мы любим, верим в Бога, но истребляем наш мир и убиваем друг-друга. И все это можем делать одновременно. Но что во всем этом нового?

    И еще. Не нашел отличия от телевизионных каналов для психически неуравновешенных людей, где также показывают птичек, водопады, бегущие облака и т. д.

    Но, преклоняюсь перед операторами. Картинка очень качественная.

    2 октября 2009 | 11:09

    Слово «Барака» в переводе с арабского означает «благословление», а руководствуясь суфийским учениями — «дыхание жизни». И то, и другое однозначно вписывается в тему фильма.

    Фильм Барака — это что-то необычное. Дело вовсе не в том, что отсутствуют актеры, слова, действия — привычные нашему восприятию вещи для кино. Вся необычность этого произведения в его смысле. Ведь нередко встречается фильм, который, можно сказать, бросает упрек зрителю в бессмысленности его жизни и даже ее паразитизме.

    Попытаться описать какие-то кадры из фильма — было бы глупой и недостойной затеей. Но я с самой большой уверенностью, которую могу себе позволить, заявляю — смотреть надо безоговорочно.

    Вся суть вот этого вот визуального повествования, выражается общим смыслом сравнения того, как люди носятся, словно мухи на белом сияющим рафинаде и как величественна, неподражаема природа во всем своем взаимодействии и согласованности. Человек показан великим, великим в своей ничтожности при попытке создать что-то такое, что смогло бы поспорить с этим неоспоримым гением всего живого. И все его попытки весьма обдуманны и причесанны со вкусом, но пропитаны излишним эгоизмом и оттого не вписываются в целостную гармонию окружающего ландшафта.

    Режиссер Рон Фрике, такую картину снимает не в первый раз (до этого были картины Chronos (1985) и Sacred Site (1986), а ещё ранее — в «Коянискацци») и мастерство передачи отточено немыслимым образом. Изображение затягивает в повествование, которое в несоизмеримых пропорциях информативнее любого другого фильма с актерами и диалогами. Музыка передает настроение, в отдельных моментах, настолько живое, что мгновенно осознаешь глубину своего распада и низости перед природой. Каждый момент, каждый кадр работает на эту идею и гармоническая целостность это кино, еще раз подтверждает его статус гениальности и высшей формы искусства.

    Этот фильм затронет ваши самые сокровеннейшие изгибы сердца и заставит задуматься о природе своих действий.

    10 из 10

    4 мая 2012 | 17:36

    Неплохая, выражаясь советским языком, кинозарисовка. Замечательная, даже можно сказать талантливая, операторская работа. Хорошо подобранная музыка. Но идеи этого немого фильма банальны: мир (горы, моря, животные, растения, небо) прекрасен, первобытность прекрасна, архаика — хорошо, цивилизация — плохо, неторопливость и созерцательность — хорошо, суета — плохо, мир — хорошо, война — плохо, нищета — плохо, экологическое бедствие — плохо, концлагерь — плохо, религия — хорошо. Неужели есть такие, кто этих кадров ещё не видел в фильмах BBC, на каналах Discovery, Explorer, History и других? Значит, у вас нет кабельного телевидения и спутниковой тарелки. Хорошо, если вы можете себе позволить полтора часа релакса под этот фильм. Но городскому занятому человеку этот ритм уже чужд. Всё-таки от нового кинопродукта ждёшь чего-то нового: нового вкуса, нового ракурса, нового взгляда, новой информации, наконец. Ничего нового не увидел и не узнал. Лучше всего фильм «Барака» подходит для отправки в глубины космоса. Вдруг его увидят инопланетяне? Тогда они, посмотрев этот фильм, будут иметь представление о планете Земля.

    5 из 10

    30 августа 2010 | 23:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>