всё о любом фильме:

Человек, которого не было

The Man Who Wasn't There
год
страна
слоган«The last thing on his mind is murder»
режиссерДжоэл Коэн, Итан Коэн
сценарийДжоэл Коэн, Итан Коэн
продюсерИтан Коэн, Тим Беван, Джон Камерон, ...
операторРоджер Дикинс
композиторКартер Бёруэлл
художникДеннис Гасснер, Крис Горак, Мэри Зофрис, ...
монтажИтан Коэн, Джоэл Коэн, Тришиа Кук
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  1.27 млн,    Франция  420.9 тыс.,    Испания  383.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации:
1949 год, Санта-Роза, Калифорния. Молчаливый парикмахер Эд Крэйн неторопливо стрижет клиентов в своем салоне, в то время как его жена крутит шашни со своим боссом, галантерейщиком Большим Дэйвом, который недавно скопил деньги на новый магазин.

Внезапно Эду выпадает возможность разбогатеть на зарождающемся бизнесе химической чистки одежды, и, чтобы обзавестись капиталом, он шантажирует Большого Дэйва, понимая, что успеха в жизни он может добиться, лишь пойдя на крайние меры. Кажется, что в хитром замысле Эда нет изъянов, но вскоре он узнает, что, приняв это роковое решение, он подписал свой смертный приговор…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
125 + 30 = 155
7.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 01:38

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 491 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм пропитан тленом и безысходностью, абсурдом и бессмыслием существования нас, в принципе как и многие(все еще не посмотрел) ленты Коэнов. Эталонный нуар фильм, все сделано со вкусом и точно передает настроение главного героя и мною очень любимый закадровый голос. Если подобные мысли вам близки, вы определенно получите удовольствие от просмотра.

    Обращаю внимание на слоган фильма «Последнее, что у него на уме это убийство». И это странно, ведь Эд Крэйн никого не собирался умышленно убивать. Если попытаться влезть в шкуру героя, можно понять кого он хочет убить. Себя. Осознавая ничтожность своей жизни.

    Прошло много лет, и видимо все эти года он задавался вопросами что и зачем происходит и не видел ни в чем какого-то высшего смысла. Он просто жил. В момент из его жизни, что показан в фильме, Эд приходит к мысли о том что видимо он жил как-то не так. Это толкает его в круговорот различного рода абсурдных событий, и даже они его не удивляют. Ну, ок. Он просто смотрит что происходит. Ему уже все равно, возможно когда-то было не так сильно безразлично, но сейчас уже другое время. Время собственно ушло, выборы были сделаны. Парикмахерское дело под сомнением. Разные прически, все такие разные и такие одинаковые. Ведь мы отрезаем часть себя? Возможно так не стоит делать? Или стоит?

    Эд находит проблеск — девушка Бёрди. Девушка и ее игра на рояле успокаивают Эда и в эти моменты ему кажется что все более или менее на своих местах. Но он уже прожил большую часть жизни, а она красива и молода. И почему ему такая девушка не встретилась и не стала его спутницей? Тяжело осознавать что жизнь уже проиграна, и ничего не изменить. Понимая это ты умираешь еще при жизни и тебе становится все равно что будет дальше.

    Эд находит в себе силы и пытается помочь ей использовать свой дар, чтобы развить навык и стать успешным человеком. Но оказывается что и эксперт в музыке из него никакой, что явно дает понять авторитетный учитель музыки, к которому он пытался ее пристроить. А что еще печальнее девушка оказывается посредственностью, человеком не высоких ценностей. Просто еще одна симпатичная молодая девушка. Грустно.

    Люди, что окружают Эда, по своему безнадежны, унылы и ничтожны, кто-то этого не осознает и живет себе счастливо со своими ценностями. Кто бы ты ни был, кем бы ты не стал, твоя жизнь пройдет и закончится, чтобы ты в ней не сделал и по сути своей не имеет никакого значения. Будет так или иначе. И почему ты стал парикмахером? Можно ведь было делать что сознанию угодно. И прожить интереснее что-ли, и почему у меня так не вышло? Может быть меня после смерти ждет что-то лучше?

    Грусть, тоска, тлен. На столько грустно, что даже смешно! Мы так серьезно относимся к жизни, готовы столько сделать и прожить в итоге не свою жизнь.

    29 мая 2016 | 17:23

    Несмотря на то, что фильм вышел еще в 2001 году, узнал о нем совершенно недавно и то благодаря трейлеру (который пересматривал черт знает сколько раз подряд). Фильм сразу заинтересовал, и прошло не так уж много времени, прежде чем я его посмотрел. Даже, несмотря на и без того высокие ожидания, в итоге он очень приятно удивил, но обо всем по порядку.

    Забавно, но первым делом после просмотра вспоминается сказка про карася, который жил в своей пещерке и никогда оттуда не высовывался, но на старости лет решил мир посмотреть, и как только заплыл за угол, то и сожрали его сразу. Так вот и с главным героем, был себе тихим парикмахером, и захотелось ему однажды изменить свою жизнь, а вот что из этого вышло — в фильме и расскажут. Скажу только, что закончится все довольно плачевно (и даже трагично).

    Можно было бы все это дело назвать очень мрачной (практически нуарной) драмой, если бы не братья Итэн Коэн и Джоэл Коэн. Как ни парадоксально это звучит, фильм вышел в какой-то степени позитивным и даже жизнеутвержающим. Даже с таким мрачным сюжетом и исполнением, присутствует определенная доля самоиронии, как таковой юмор здесь практически не заметен, но ирония автора к происходящему видна, пусть и не сразу (порой на это может понадобиться несколько просмотров). Есть интересная и весьма смелая драматургия (очень многое зависит от внимательности к небольшим деталям), минимум диалогов, крайне нестандартные персонажи и отсутствие четкого деления на хороших и плохих, добро и зло дают о себе знать, но поразительный талант сценаристов заставляет не без интереса досмотреть фильм и искренне сопереживать героям.

    А про что фильм? И вот тут начинается самое интересное. Каждый увидит в этой истории что-то свое. В первую очередь эта притча о смысле жизни, о нахождении своего места в ней и желании в чем-то проявить себя. Можно также углядеть антиутопические нотки, в какой-то мере фильм о борьбе с системой (по большей части юридической). Некоторые даже умудряться найти религиозные мотивы. Но лично для меня фильм представляет собой сатиру на человеческую глупость, недальновидность мышления, алчность и мелочность. Но сатира как ни странно по-своему добрая и без излишнего стеба. Хотя такую «доброту» оценят далеко не все.

    Очень порадовала режиссура. Фильм смотреть если и не легко, то, по крайней мере, интересно и совсем не скучно (хотя ритм повествования весьма медленный). Практически с первой минуты повествования глубоко погружаешься в необычную атмосферу фильма (мрачную, реалистичную, но и по-своему притягательную), послевкусие остается очень долгое и хочется пересматривать фильм снова и снова. Есть интересная визуальная стилистика, с трудом верится, что это сняли в наши дни, и дело не только в черно-белом видеоряде (фильм вообще-то изначально был снят на цветную пленку) а и в самой атмосфере. Очень хороша работа оператора Роджера Дикинса. И отдельного упоминания достоин прекраснейший саундтрек (основную тему прослушал уже черт знает сколько раз) Картера Бёруэлла с применением классики от Людвига ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта.

    И, конечно же, актерские работы. Однозначно свою самую лучшую роль сыграл Билли Боб Тортон«Плохом Санте» он конечно гениален, но тут все же еще лучше), персонаж неоднозначный, но благодаря превосходной актерской игре (и это с минимумом диалогов и с практически одинаковым выражением лица) заставляет вызывать сопереживание и за время просмотра сделаться практически родным. Как ни странно, остальной актерский состав на его фоне ничуть не выглядит блеклым. Очень хороша Фрэнсис МакДорманд. Еще одна отличная роль Скарлетт Йоханссон (а у нее их не так уж и много). Разрядил атмосферу и дал дополнительный запал фильму Джон Полито (очень уж колоритный персонаж). Отлично сыграл Тони Шэлуб. Запомнился Ричард Дженкинс с очень грустными глазами.

    Вывод: невероятно атмосферный и умный фильм для многократных просмотров. Понравится далеко не всем, но все же многим придется по вкусу. И заодно один из моих самых любимых фильмов братьев Коэн (второй после «Бартон Финк»).

    Оценка:

    10 из 10


    «Журнал заплатил мне за каждое слово по пять центов, так что извините, если рассказ получился местами затянутым» (с)

    12 февраля 2011 | 20:18

    Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии (А. Камю)

    Человек, например, идет к тигру, чтобы накормить, но животное предпочитает хозяина. Нескольким ранее человеку запрещали держать тигра, так как это, естественно, опасно, но он через суд добился отмены запрета, перед преградами не спасовав. Другой убивает босса своей жены, в чем обвинят ее, а его самого осудят за убийство коммивояжера, которого нескольким ранее утопил в озере покойный босс. Со смеху упасть. Третий человек вечно тащит в гору огромный камень; нет и не будет конца его муке и даже боги забыли, за что ему такое.

    Что роднит данные сюжеты? Или переформулируем вопрос: является ли абсурд
    явлением тотальным?

    Принято считать, что «Человек, которого не было» пущен в прокат в черно-белом исполнении намеренно, чтобы спародировать фильмы-нуар. Вполне, скажем, такое возможно. Тем не менее, не умаляя склонность братьев Коэн к подтруниванию, не следует все же огульно опетросянивать их творчество, тем более, что фильм не столько черно-белый, сколько цветной, из которого вымыт цвет, как будто пленка окачена воды ушатом. В принципе, черно-белое кино представляет собой такое отзеркаливание действительности, при котором явь подается в гораздо меньшем объеме, чем подразумевается, то есть в силу одной лишь изобразительной прижимистости черно-белый кадр содержит значительно меньше, чем значит. Такое же было, когда свет увидела повесть Альбера Камю «Посторонний»: критики обратили внимание на язык, которым писана повесть: скудность и бездушие, упрощенность и обрывистость выражений; стиль нарекли «нулевым градусом письма». У Камю такой подход к тексту концептуален, ибо этим приемом учреждалась пандемия безразличия — героя к миру, мира к нему, его к самому себе. Трудно сказать, вкладывались ли такие параллели Коэнами, но у произведений присутствует сквожение — общие места — и «нулевой градус» — первое. Отстраненность, апатичность и нарочитая «черно-белость» фильма — такова же, как и бездушный текст Камю. Сходство названий и героев; безразличный, молчаливый Эд Крейн — столь же нездешний в провинциальной Америке, как Мерсо во французской колонии. Приметим: фамилия главного героя означает по-английски «кран», то есть то, что поднимает тяжести.

    Обоих судят за убийство, но оба убили не из ненависти или расчета, а только чтобы освободиться от необходимости сделать это. В обоих процессах подменяется предмет рассмотрения: Крейна судят за чужое убийство, Мерсо — за то, что не плакал на похоронах матери. И в том, и в другом случае искажается личность преступника. Прокурор представляет Мерсо как чудовище — губительного для общества злодея с бездонной пропастью в сердце, подобным же образом, но наоборот, адвокат представляет Крейна как простого современного человека, такого же, как все, кем он, в сущности, совершенно не является. Обоим подсудимым не позволяют молвить, процесс над ними ведется как бы без их участия. Обоих из жизни выдавливают.

    Это — внешние атрибуты фильма и особенности стиля. Пружина — потуги стареющего, угодившего в кармическую петлю Крейна вырваться из порочного круга. Он предпринимает целых две таких попытки: первую — традиционную, наивно полагающую, будто билеты в новую жизнь — непременно казначейские, и это усилие приведет его на трон — даром, что электрический (саркастическая усмешка роков-гороскопов: Крейн всю жизнь стрижет других, а в конце — стригут его). Вторая попытка — дочь знакомого, красоты и чистого смысла последний бастион — потерпела фиаско не меньшего калибра: милашка выявилась заурядностью и банальной самкой. И этот прожект пал. Чистоты не существует, к ней можно только некоторое время брести по барханам. Человек, которого не было, в данном случае — имя не индивида, а рода. Линия Эда Крейна в фильме — еще не единственное нелепиц дефиле, есть и другие, не столь, правда, выраженные.

    Если вдуматься, львиная доля человеческого юмора крутится вокрут тем секса и смерти, при том что секс — сам по себе штандарт увядания, знаменующий передачу эстафеты. Возможно, это неслучайно. Возможно, таков защитный механизм, подаренный природой, этой нашей способностью компенсирующей человеку одно очень неприятное знание. Коэны при всей игривости и визионерстве — пессимисты, что, кстати, подтвердила и их последняя работа. Но заместо унылого нытья они предпочитают излагать свои мысли с юмором. И правильно делают.

    В общем, это кино лежит возле слова «шедевр», настаивается.

    9 из 10.

    28 февраля 2010 | 18:23

    Атмосфера конца 40-х — «весь этот джаз», подчеркнутая женственность леди и выраженная маскулинность джентльменов (шляпы, подтяжки, грубые черты лиц), — черно-белым сиропом вливается в зрителя уже с первых минут просмотра. Благодарить ли за создание атмосферности обесцвеченную практически до молочного колера кинопленку, навевающую стойкие ассоциации с экраном дышащего на ладан советского «Горизонта-101», или общий неторопливо-тягучий стиль «Человека…» — кто знает? Впрочем, не стоит обманываться убаюкивающим прологом, предлагаемым режиссерами. Дальнейшее повествование по принципу мясницкого ножа с хищным хрустом начнет прокладывать себе дорогу в хлипком фасаде внешне благополучного американского пригорода, обнесенного кукольными заборчиками и прикрытого чистенькими крышами домов, под покровом которых уютно коптится мещанское бытие. В том самом фасаде, за которым пороки и преступления чувствуют себя столь же вольготно, как и в Бруклине времен расцвета «Черных пантер» с той лишь разницей, что демонстрируемая здесь обертка по-прежнему остается лаковой и вкусно шуршащей, а лица — клонировано-спокойными.

    Особнячком на показанном в «Человеке…» бутафорском празднике жизни стоит немолодой парикмахер по имени Эд Крэйн. Его существование давно и обреченно строится на трех китах: сухой шепот остро наточенных ножниц, сигарета, дымящаяся меж скорбно сжатых губ, и холодное равнодушие жены, наставляющей ему рога с собственным боссом. Крэйн тяготится выпавшей ему долей, но ход его мыслей, несмотря на внешние раздражители, остается аморфным, а эмоции — купированными. Известную фразу «ты — это то, что ты ешь» в отношении него можно издевательски переиначить в «ты — это то, что ты куришь», потому как Эд напоминает клубы сигаретного дыма, которые можно заметить, но едва ли нужно удостаивать внимания. Однако в нем еще теплится жажда перемен, и услужливый фатум не преминет исполнить желаемое, предложив Крэйну в качестве вестника потенциальной новой жизни не юную красотку и не известие о нежданном наследстве, а всего-навсего лысого и толстого человечка с нетрадиционно-ориентированными замашками, погожим деньком забредшего на порог парикмахерской и поделившегося идеей открыть первую в мире химчистку. Принцип организации бизнеса, звучащий как «dry cleaning, no water» так нравится Эду, что его не смущает перспектива вложения в попахивающее авантюрой дело десяти тысяч американских вечнозеленых. Загвоздка в том, что у Крэйна, как у и его новоиспеченного компаньона, за душой ни гроша, но это дело решаемое. Ведь в запасе есть босс жены Эда. Есть и боссовы шашни с женой Эда. Есть жена босса жены Эда, которая является владелицей всего боссова бизнеса, и босс в отрыве от нее сродни математическому нулю без палочки. Крэйн решает пошантажировать любовника своей благоверной, напирая на то, что если в назначенный час не будет денег, то значит будут «стулья» с боссовой женой, которая всё узнает и тогда… Что последует тогда босс жены Эда и в страшном сне увидеть боится. Окрыленный успешным стартом Эд уже готовится шагать по дорожке из желтого кирпича, ведущей в страну сбывшихся надежд, не подозревая, что совсем скоро дорожка станет выделывать петли, дабы в итоге и вовсе оборваться над пропастью.

    В настроении фильма четко прослеживается идея сочинений Джеймса М. Кейна, в которых большие планы маленьких людей порождают коварную фатальность. Раскрывая сюжет в монохромных красках крэйновского монолога, Коэны удерживают акцент на главной проблеме, поднимаемой «Человеком…», — на алчной недальновидности, свойственной человеческому обществу, и демонстрируемой здесь в рамках отдельно взятой личности. Саркастическая усмешка мерещится даже в имени главного героя, ведь тезкой Крэйну приходится небезызвестный Эд Вуд младший, снимавший голливудское кино в 50-70-х XX века. Обоих Эдов роднит не только повышенная бровастость, но и ошибочный выбор жизненного пути — Вуд был единогласно признан худшим режиссером за всю историю существования Голливудских холмов, а Крэйн с успехом оправдывает амплуа бездарного постановщика собственной жизни.

    Философский месседж «Человека…» заключается отнюдь не в демонстрации последствий, вызванных стремлением главного героя во чтобы то ни стало прогрызть свой путь с задворок хотя бы в массовку, где находиться, по сути, ничуть не лучше, но все же как-то спокойнее. Как истинные ценители, Коэны ориентируются не столько на готовый результат, сколько на сам процесс, показывая всю забавность потуг мелкой мухи, колотящейся о стекло с твердым намерением вырваться. Тонкий режиссерский стеб над стремлением Крэйна избежать ответственности за совершенное им зло выражается в наступлении расплаты за чужие тяжкие грехи, которая производится по двойному тарифу. Впрочем, братья Коэны не были бы собой, если бы позволили так легко уличить их в неприкрытом морализаторстве. В конце концов сами они утверждают, что каждый их фильм — просто фильм и ничего больше. Но ведь лукавят. Точно говорю.

    16 ноября 2013 | 19:31

    Эта история о жизни парикмахера Эда, уставшего от этой жизни. В нем ещё есть надежда, что существуют изменения и сможет изменить свой стиль жизни. Бросается в рискованную аферу и ещё глубже затягивает петлю свободы.

    Смотря фильмы Братьяв Коэн от последнего к самому первому замечаешь насколько они систематизированы в своих посланиях. Каждый раз фильмы касаются кризиса среднего возраста — меняются лишь декорации и второстепенные вопросы, но смысл всегда остается один. В данном фильме режиссеры обращаются к стилю нуар. Камера, крупные планы, одежда и манера поведения соответствуют концу 49-го. Каждая деталь, мелочь выстраивается в общую картину повествования. Говорят: «Мы то, что мы едим». В данном случае наш герой подобен табачному дыму — он полупрозрачен. С одной стороны он присутствует, с другой его очень часто не замечают. При этом наблюдая за Эдом замечаем, что он сам смотрит на мир через легкую дымку. Все вокруг напоминает полусонное состояние, в котором Эд не так часто придается размышлениям. Во первых он никогда не задет вопросов, во вторых никогда не ищет ответов. В третьих находясь в таком состоянии, он не может оценить масштаб последствий своим действиям.

    История развивается так как она и развивается исходя из завязки сюжета и для знакомых с творчеством Коэнов возможные ответы на вопросы сразу появляются. Но даже я не мог предположить, что когда кажется что все ясно и сюжет идет по своей волне, появляются события меняющие направления потока. Для меня так было три раза и каждые раз я не мог предположить куда заведут меня сценаристы. Манера заканчивать повествование и начинать его снова редкий прием братьев.

    Музыка в фильме используется в редких случаях, подчеркивая определенную направленность сцены. Фильм интересен для просмотра только в подготовленном состоянии. С одной стороны проработанные диалоги с другой неспешная форма повествования.

    9 из 10

    27 июля 2010 | 15:06

    Попытка воссоздать квинтэссенцию экзистенциализма или неудачная интерпретация величайшего произведения Альбера Камю?

    Абсурд, как нить пронизывающая фильм, не должен представлять собой объект, способный разлагаться пред нашими глазами отдельно, вне множества связующих, со строением, так называемым «скелетом» детища Коэнов. По этой причине все действия, происходящие в картине, не должны поддаваться «стереотипности» логики и рационализма. Но если придерживаться данной парадигме «абсурдизма» то всё не имеет не только сюжета, фабулы и смысла, но и посыла, причины создания. Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что необходим собственный, отличный метод построения событийности. Увы, противоречие, заставившее нас удивленно выкатить глаза, как минимум опровергает этот метод. Коллизия заключается в неконгруэнтности внутреннего мира Эда Крэйна, которое мы можем себе представить по «жанровым» предпосылкам, и рамкам предрекаемого поведения, в которое оно не вписывается.

    Камнем преткновения выступает заинтересованность парикмахера в подвернувшемся бизнес-проекте по созданию химчисток — по своей природе намерение логичное. Последующая абсурдная цепочка событий вытекающая из логичного поступка уже является фарсом, так как абсурд и логика — антонимичные понятия; причем абсурд всегда стоял особняком, тогда как логика не имела полномочий быть первопричиной абсурда.

    В дальнейшем нас ожидает вихрь недоразумений, и нам стоит лишь удивляться амбивалентности чувств по отношению к продуманным хитросплетениям создателей: с одной стороны — филигранная разработка мелочей, и их уместное расположение, с другой — отсутствие целостности, как картины, так и главного персонажа. Венец, пиршества абсурда «во время чумы», вышел в ожидаемой ипостаси, а именно в процессе (соответственно в приговоре).

    Эпизод в машине (причина аварии), монохром, игра Били Боб Торнтона — являются некой изысканностью, хоть и высосанной из пальца.

    3 из 10

    23 мая 2011 | 22:14

    У братьев Коэнов фильмы всегда очень своеобразные, особенные, с юмором, смешным далеко не для всех, с драмой, которая многогранна, и когда нельзя назвать ее одним лишь словом «драма».

    Я видела несколько их фильмов, и честно сказать, ни один не привел меня, скажем так, в восторг. Ни гротескный «Фарго», ни затянутый «Старикам здесь не место» (на мой взгляд, там все держалось на игре Бардема и актера, сыгравшего главного героя), «После прочтения сжечь» просто как-то не пошло. И почему-то во всех фильмах высмеивается отношение обычного человека к деньгам, да, это бесспорно заслуживает высмеивания, но все же рада была увидеть фильм, где есть еще что-то, хотя и деньги тоже есть. Могу сказать, что этот их фильм, из всех, что я смотрела, мне наиболее понравился.

    Этого человека, парикмахера Эдварда Крейна, не было на самом деле. Потому что ему было незачем просыпаться, его ничего и никто не ждал. Каждый его день напоминал день сурка, что-то как петля, повторяющаяся постоянно, без каких-то изменений. А он покорно молчал… и стриг волосы с невозмутимым лицом.

    В его личной жизни тоже, кажется, нечего выделить, ни позитивного, ни негативного. Безразличный брак, ни детей, ни любви, который непонятно на чем и для чего держался.

    Эдварду, в глубине души, наверное, хотелось стать значимым, полезным хоть для чего-то. Оставить монотонную работу, стать другим, начать жить. Но или от жалкости, или от обреченности, но он все также продолжал стричь эти волосы. В один день произошло необычное — незнакомец, сулящий изменения в жизни. А человек, которого не было, воспринял это как шанс начать жить. Вот только если бы это было действительно так.

    Во всех своих манипуляциях, несмотря на одинаковое смиренное выражения лица, Эдвард преследовал желание стать нужным, важным. Взять хотя бы его интерес к юной Рейчел, потому что здесь, несмотря на то, что у никем не любимого мужчины естественно возникает влечение к красивой девушке, но это не главная его трагедия, он очень хотел стать полезным и нужным, пусть хотя бы для нее.

    Этот момент, с попыткой Эдварда изменить свою жизнь, привел к печальным последствиям, после которых он стал не человеком, которого не было, а несчастным человеком.

    Очень понравилась актерская работа Билли Боба Торнтона, его молчаливое и безразличное, даже в финальной сцене, лицо. Смотря на него, даже как-то не понимаешь, почему он так жил. Кажется, его жизнь, которую он не ощущал, была для него и не важна.

    Фильм интересный, довольно тяжелый, а сюжет — с некоторыми хитросплетениями и вечной моралью: что-то, что содеянно, всегда потом тебе вернется. Мне кажется, ему самому было и не страшно, и жалел он лишь о том, что его не было… никогда.

    8 из 10

    16 июля 2009 | 07:19

    1949-й год. Небольшой городишко Санта-Роза, что в Калифорнии. В местной цирюльне влачит своё жалкое существование парикмахер Эд Крэйн, абсолютно отрешенный от мира персонаж с убогим вкусом, мировоззрением и запросами. Больше всего на свете он любит молчать и пускать табачный дым. И всё бы ничего, если бы однажды Крэйн не поддался сиюминутному позыву, откликнувшись на авантюрное предложение случайного клиента, поделившегося соображениями о том, какие далеко идущие перспективы сулит открытие в городе новомодного заведения под названием «химчистка».

    Для того чтобы модный бизнес стартовал, нужно внести пай в 10 тысяч баксов. Крэйна, что называется, бес попутал: день, когда он принял решение ввязаться в это дело, перевернул с ног на голову всю его оставшуюся жизнь. За неимением своих денег, он решил шантажировать любовника жены — преуспевающего галантерейщика, и после некоторых проволочек получил заветную сумму. Но дальше все события начали развиваться как в страшном сне — образцовом «чёрном фильме»…

    Коэны — это, прежде всего, стилизаторы. Они любят и слишком хорошо знают классическое голливудское кино и не могут пренебрегать этой любовью и этим знанием. После продолжительного перерыва они вновь обратились к любимому жанру «нуар», и соответственно любимой эпохе 40-х годов ХХ столетия. Адаптируя к сегодняшним запросам, казалось, давно отработанный жанр, они всякий раз создают некую обобщенную копию, которая получается ничуть не хуже оригиналов. Это не просто калька, а тщательно отрефлексированное знание о специфике «черного фильма». В классическом «нуаре» 1940-х не могли появиться ни НЛО, ни новоявленная нимфетка Лолита, но всё это запросто могут себе позволить «кровавые братья».

    Их Крэйн — это не столько человек из жизни, сколько персонаж из кино. Хотя сомнамбулический парикмахер-рогоносец опять же по определению не мог быть героем настоящего «черного фильма». Этот идеальный обыватель, не способный никому возразить, являет собой пример абсолютной пассивности. Билли Боб Торнтон — актёр-хамелеон, играет Крэйна только глазами. Коэны при его посредничестве разрушают стереотипное представление о прагматизме американцев, живущих, как следует из фильма, в мире иллюзий. Но, представив цирюльника в образе безвинной жертвы роковых обстоятельств, они уподобляют его герою античной трагедии.

    Братья-синефилы ещё раз продемонстрировали возможности «чистой режиссуры», впервые сняв почти чёрно-белый фильм, в котором, однако, только полутонов и оттенков серого оказалось много больше, чем цветов у радуги.

    10 сентября 2012 | 21:48

    I. Невыносимый культ братьев Коэнов:

    Поговорим о братьях наших, культовых.

    Итан и Джоэл Коэны скромно так пришли в кинематограф, дебютировав странным фильмом под названием «Просто кровь», который оказался тонкой стилизацией под фильмы 1940-х годов. Тогда публика не очень-то и приметила этих саркастичных и жестоких режиссёров, один из которых обыкновенно писал сценарий, а другой по нему же снимал фильм. Но вскоре братья Коэны легко прибрали к своим рукам звание культовых режиссёров мирового кинематографа.

    В этом им помогли многие фильмы, в частности, феноменальный «Бартон Финк» с незабываемым Джоном Туртурро в главной роли. Монтаж, ироничный, порой гротескный сценарий, крепкая режиссура и отличный актёрский состав сделали своё — наутро братья Коэны проснулись весьма известными людьми в киношной среде.

    Как ни странно, Каннскую пальмовую ветвь братьям принесли не их ранние и яркие работы, а поздняя пародия под детектив образца «нуар», талантливо исполненная блестящей съёмочной группой. И, хотя братьям волей-неволей пришлось поделить награду с деспотичным Дэвидом Линчем («Маллхоланд драйв»), этот фильм вошёл в историю как наилучшая «нуарная» пародия, притом весьма остроумная и даже философская.

    Позже братья Коэны, ошалев от этакой радости, принялись «клепать» гламурные фильмы, вроде «Невыносимой жестокости» и «Игр джентльменов», чем поклонников не очень-то обрадовали. Реабилитировали себя несносные братья, если верить СМИ разного рода, выходом в свет 2007 года нового фильма — «Старикам здесь не место».

    Лично я склонен считать «Человек, которого не было» одним из лучших произведений братьев Коэнов, а также записать его в фильмы-шедевры, неподвластные времени, ибо этот фильм на все времена, вне зависимости политической и иной ситуации в мире. Это парадоксально, так как Коэны сняли невероятно злободневный фильм, не затронув при этом ни грамма политики. Что и говорить, мэтры своего жанра…

    II. Парикмахер, жалеющий чужие волосы:

    Братья Коэны взяли за основу банальную историю, которой суждено было превратиться чуть ли не в притчу, очень грустную и наполненную огромного смысла. Банальность истории заключается в том, что жил-был один муж…

    Эдвард Крейн — парикмахер в провинциальном американском городке 1940-х гг. Он живёт во времена, когда все домики похожи друг на друга, всюду сияет чистотой и порядочностью, везде люди работают и вечно чем-то заняты. Эпоха, когда никто не волновался, по крайней мере, в маленьких городках.

    Он работает в убогом заведении, деля его с совладельцем парикмахерской, крайне болтливым любителем пирогов и всяческих конкурсов. Дома Эдварда тоже ничего феерического не ждёт — лишь скептичная жена, которой от мужа требуется лишь бритьё в ванной своих прелестных ножек. Даже друзья у Крейна чахлые и малоинтересные — какой-то «книжный червь», часами просиживающий в своём пыльном кабинете подле высящихся над его головой архивов.

    Однажды Крейн в парикмахерской повстречал жулика, лихо соблазнившего скучающего обывателя открытием собственного бизнеса — так называемой «сухой чистки». Для открытия бизнеса, естественно, требуются деньжата и нехилые. Для добычи нужной суммы заурядная личность идёт на шантаж босса крупной фирмы, который крутит шуры-муры со своей работницей, а именно с женой самого Крейна. Но одно преступление начинает за собой тянуть целый шлейф преступлений…

    В истории парикмахера Крейна очень много сюжетных линий, которые лишь видимо сливаются в одной. На самом деле, братья Коэны мастерски изобразили несколько популярных сюжетов прошлых лет.

    Так, один из них имеет параллели с произведением Чехова — пьесой «Дядя Ваня», где главный герой потратил целые годы своей жизни, отдавая всего себя на брата-иждивенца, мнившего себя Богом. Почему он возомнил себя Всевышним? Дело в том, что его другие вознесли на этот мнимый пьедестал. Так и в истории Крейна, ставшего неожиданно боготворить кукольную красотку — дочь друга-архивариуса. Крейну ни с того, ни с сего показалось, что перед ним гениальная пианистка, а на самом деле эта девушка такая же, как и сотни самых обыкновенных машинисток любого большого города США… Коэны снова показывают, как легко одна заурядность может превознести другую заурядность, и в этом заключается трагедия не только одного человека, но и всего общества, помешавшегося на «своей пианистке»… У каждого найдётся собственный идол. Увы!

    Таким образом, любой внимательный зритель, присмотревшись и задумавшись, может обнаружить массу параллелей с сюжетами мировых произведений литературы. Братья Коэны здесь действуют по принципу, открытому ещё Джоан Кэтлин Роулинг, автором «Гарри Поттера» — они используют избитые клише, но интерпретируют их в новом свете, подают их необычным способом (та же стилизация под нуарную пародию).

    Строго говоря, вся мораль фильма, который кроет в себе множество ассоциаций и глубоких выводов, кроется во фразе Эдварда Крейна о том, что, срезая с головы ножницами волосы, мы беспощадно уничтожаем часть себя, чего-то живого (по разумению героя фильма, конечно). Так, пойдя на шантаж босса своей жены, Эдвард Крейн уничтожил в себе то последнее, что позволяло ему оставаться порядочным и хотя бы членом общества — угрызения совести.

    Такие люди, подобно Крейну, во сто раз опаснее завзятого мафиози или буйного алкоголика. Они способны на всё, чтобы достигнуть желаемого, им нечего терять, им нет смысла останавливаться ради кого-то. Как бы ни прикрывался своим стильным и невинным обликом Крейн, сути его преступления не меняют. Грех — он и в Африке грех…

    III. Обо всех понемножку:

    Операторская работа Роджера Дикинса и музыкальные композиции Картера Бурвелла — любимчиков братьев Коэнов — придали нужное направление мрачноватой и тягучей атмосфере фильма, но главным компонентом успеха фильма, конечно же, стала актёрская игра, которая здесь просто бесподобна от главных до эпизодических. Отшлифована до блеска.

    Билли Боб Торнтон, играющий Эдварда Крейна, несёт на себе львиную долю зрительского внимания. Его заточенный под Хамфри Богарта образ имеет определённый успех: он нравится заядлым киноманам, женской аудитории и зрителям из категории «любителей». Торнтон играет в фильме просто невероятно невозмутимо. Чего стоит лишь одна игра бровями, выдыхание табачного дыма или просто спокойный взгляд вдаль. Фирменный «закос» под Богарта удался на славу. Пожалуй, лучшая роль Торнтона, оскароносного сценариста и талантливого актёра.

    Фрэнсис МакДорменд (кстати, жена Джоэла Коэна) в роли миссис Крейн божественно естественна. Один её смех или презрительный взор способны заставить аплодировать этой женщине. Образ героини МакДорменд тоже чрезвычайно сложен, хотя здесь Коэны слишком уж прямолинейно трактуют его, вставляя через каждый кадр подсказки, позволяющие трактовать образ неверной жены как женщины, по-своему любящей мужа, притом властной и решительной. Что, кстати говоря, доказывает один её роковой поступок…

    Скарлетт Йоханссон в роли дочери друга-архивариуса фактурна, но общее мнение о фильме нисколько не портит. Несмотря на мою пылкую ненависть к данной актрисе, я должен признать, что она производит положительное впечатление своей игрой.

    Джеймс Гандольфини в роли босса жены Крейна также фактурен, как и Ричард Дженкинс в роли друга-архивариуса. Оба играют привычных для своей внешности персонажей, но следует отметить, что актёры не халтурят, а добросовестно отрабатывают свои гонорары.

    Джон Полито в роли осторожного жулика тоже ничего нового показал, но заставил пару раз улыбнуться, ибо образ всё же в большей мере комичный, нежели трагичный.

    Зато Тони Шелхауб, играющий второстепенную роль столичного адвоката Крейна, угрожал урвать кусок зрительского внимания от игры Торнтона, ибо наглого и алчного юриста он сыграл восхитительно, вплоть до таких мелочей, как взмахи руками, так свойственные адвокатам в залах суда в американских фильмах. Эти взмахи придали образу адвоката трагикомичный акцент, намекая и на смех, и на грех в истории Эдварда Крейна…

    В общем, если вы ценитель хорошей актёрской игры, то вам непременно следует посмотреть этот грандиозный по своему сюжетному масштабу фильм братьев Коэнов… Интерес гарантирую.

    IV. Реальность и сказка:

    Я никак не могу удержаться от проведения, может быть, странной, но, как мне кажется, уместной параллели с сюжетом фильма Тима Бёртона «Эдвард Руки-Ножницы». Случайность ли, что обоих главных героев зовут Эдвард, и оба они — парикмахеры?

    Мне почему-то чудится здесь намёк. А он вот какой: если взять да сравнить двух главных персонажей — эксцентричного Эдварда с руками-ножницами и заурядного и порядочного на вид Крейна, то мы сразу увидим ошеломительную разницу. Тот, кого общество провинциального американского городка считало изгоем, и тот, кого общество первоначально принимало за своего, совершили разные поступки. Эдвард Руки-Ножницы, не будем забывать — под принуждением обстоятельств, а Эдвард Крейн — из-за соблазна, собственной эгоистической жилки, скрытой под фартуком парикмахера…

    Как будто братья Коэны нам с печалью говорят: была сказка, да страшной реальностью обернулась. Коэны не лирики, Коэны реалисты, и бессердечные по своей сути, ибо они показали нам простую, но в тоже время ужасающую вещь: любому государству мира нет дела до обычного человека, и даже если он будет лежать с переломами на больничной койке, его будут беспристрастно допрашивать разные представители «правосудия», которые и посадят-то тебя за то, чего ты вовсе не совершал… Вот вам истина, рассказанная от лица двух братьев-интеллектуалов…

    Не дай Бог вам стать такими, как Эдвард Крейн!

    «Чем пристальнее мы смотрим — тем меньше мы замечаем…» (Фредди Риденшнайдер, адвокат Крейна).

    1 июля 2007 | 19:21

    Неторопливое развитие событий, немного скуки, хорошие диалоги, тонкий сюжет… Вот что вспоминается в первую очередь, когда слышишь об этом фильме. Фильм о «маленьком человеке», который захотел стать большим, ничего для этого не имея. «Маленького человека» потрясающе сыграл Билли Боб Торнтон. Зритель видит неторопливую жизнь маленького городка, где все друг друга знают.

    Понравилась актёрская игра: юная Скарлетт Йоханссон, Билли Боб Торнтон и Фрэнсис Макдорманд создали прекрасное актёрское трио. Это один из плюсов фильма. Ещё понравилась музыка, потрясающе тонко подобранная.

    А вообще фильм сложно смотреть, всё ждёшь экшена, быстрого развития событий, но ничего не происходит.

    Это не самый лучший фильм Коэнов, но любители такого повествования наверняка найдутся.

    7 из 10

    2 февраля 2009 | 19:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    Американская ассоциация операторов (ASC) 15 февраля назовет лучшего представителя профессии за прошедший, 2014 год. Среди номинантов — получивший приз в прошлом году за «Гравитацию» Эммануэль Любецки, который в этот раз снимал «Бёрдмэна». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Я был в Канаде с Томом Крузом, где мы работали вместе над сценарием фильма «Миссия невыполнима: Протокол „Фантом“», и однажды, в процессе правки материала, Том вдруг сказал: «Я прочитал сценарий „Джека Ричера“. Не знаю, есть ли у тебя уже кто-то на уме, но я был бы рад сыграть Джека». (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    В наше время, когда многие режиссеры встают на защиту пленки, появляются профессионалы, готовые объяснить, почему цифра не хуже. Таким стал оператор Роджер Дикинс, получивший 13-ю номинацию на «Оскар» в этом году. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    20.ГладиаторGladiator8.586
    21.Назад в будущееBack to the Future8.558
    22.Карты, деньги, два стволаLock, Stock and Two Smoking Barrels8.549
    23.ПианистThe Pianist8.539
    24.Поймай меня, если сможешьCatch Me If You Can8.532
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.63%
    7.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project95.28%
    8.Призрак в доспехахGhost in the Shell95.22%
    9.Дом странных детей Мисс ПерегринMiss Peregrine's Home for Peculiar Children95.11%
    10.Девушка в поездеThe Girl on the Train95.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass25
    ОборотеньTeen Wolf54
    Саранча40
    Воровка книгThe Book Thief134
    Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice620
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.238
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.893
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.547
    Angry Birds в киноAngry Birds6.538
    Экипаж8.170
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры