всё о любом фильме:

Проклятый путь

Road to Perdition
год
страна
слоган«Каждый отец — герой для своего сына»
режиссерСэм Мендес
сценарийДэвид Селф, Макс Аллан Коллинз, Ричард Пирс Рейнер
продюсерСэм Мендес, Дин Занук, Ричард Д. Занук, ...
операторКонрад Л. Холл
композиторТомас Ньюман
художникДеннис Гасснер, Ричард Л. Джонсон, Альберт Вольски, ...
монтажДжилл Билкок
жанр триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  18 млн,    Италия  1.59 млн,    Испания  1.54 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время117 мин. / 01:57
Номинации (5):
Внешне вполне среднестатистический американец Майкл Салливан живёт жизнью нормального гражданина 30-х годов XX века. Он хороший отец, крепкий семьянин, ответственный работник; но одно не дает покоя его старшему сыну Майклу — куда именно отец уезжает на своей машине каждое утро и что за люди окружают его — в костюмах идеального покроя, но со странной хитрецой в глазах? Однажды Майкл забирается на заднее сиденье машины отца и становится свидетелем его работы. Проблема в том, что Майкл Салливан — самый настоящий гангстер, выполняющий деликатные поручения, где нет места лишним свидетелям. Из-за этого жизнь его сына оказывается под угрозой. Чтобы спасти его, Майкл вынужден пойти против боссов мафии.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
171 + 39 = 210
7.5
в России
33%
3 + 6 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам графического романа Макса Алана Коллинза «Road to Perdition» (1998).
    • Для съемок в сценах ограбления банка Хэклину нужно было научиться водить машину, чем он с удовольствием занялся. Юный актер быстро освоил эту науку, однако во время съемок его страховал водитель-каскадер.
    • На роль Аль Капоне также претендовали Том Сайзмор и Альфред Молина.
    • Роль Аль Капоне должен был исполнить Энтони ЛаПалья, сыгравший Фрэнка Нитти, правую руку Капоне, в фильме 1988 года «Фрэнк Нитти: гангстер». Однако создатели картины решили не включать в нее это реальное историческое лицо. При этом в титрах ЛаПалья значится первым в списке людей, которым вынесена «особая благодарность». В «Проклятом пути» Фрэнка Нитти сыграл Стэнли Туччи, а поскольку его персонаж был заядлым курильщиком, актеру приходилось закуривать почти по 80 раз в день.
    • По словам Макса Аллана Коллинза, автора графического романа, положенного в основу картины, фамилия настоящих гангстеров Джона и Коннора Луни была изменена в фильме на Руни.
    • В романе нет персонажа, которого в итоге сыграл Джуд Лоу. Магуайра придумал сценарист Дэвид Селф.
    • Фортепьянная пьеса, которую Пол Ньюман и Том Хэнкс играют на похоронах, была исполнена самими актерами после длительной подготовки.
    • Тайлер Хэклин был выбран на роль сына главного героя из 2000 претендентов.
    • Эта лента стала последней для легендарного оператора Конрада Л. Холла. Посмертно он был удостоен «Оскара» и премии Британской киноакадемии BAFTA.
    • Картина также претендовала еще на пять премий Американской киноакадемии, в том числе за лучшую мужскую роль второго плана (Пол Ньюман) и лучшую музыку (Томас Ньюман).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В компьютерной игре «Я, гангстер» (Mob Enforcer) присутствует отель «Лексингтон», по названию и интерьеру напоминающий тот, в котором был убит Коннор Руни (Дэниел Крэйг).
    • еще 8 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Сэм Мендес после своего триумфального дебюта («Красота по-американски») сделал паузу в три года. Как правило, именно вторая лента считается определяющей: насколько действительно заслуживает внимания новый режиссёр. «Путь к проклятию» (наше прокатное название «Проклятый путь» всё же неточно, ибо речь в оригинале идёт о проклятии или вечных муках во вполне религиозном смысле слова) — это добротная профессиональная работа, которая не лишена запоминающегося визуального решения, пусть и не такого внешне яркого и красивого, как в первом фильме. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 767 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сказать что понравилось — ничего не сказать. Не ожидал от себя, что смогу просмотреть такой тяжелый фильм на одном дыхание, но вышло именно так.

    С самого начала смотришь и не можешь оторваться, пытаешься уловить нить сюжета, вникнуть, кто кому приходится, так как их там не мало и каждый играет свою роль.

    Игра актеров просто великолепна, особенно запомнился Крейг, по сути его роль не такая уж велика, но исполнена блестяще.

    Тайлеру Хёхлину отдельное спасибо за столь драматичную роль.

    9 из 10

    2 августа 2008 | 23:53

    Люблю я фильмы про гангстеров и всё тут. Нравится мне Америка времён Великой депрессии, где были боссы мафии, а у них свою очередь люди, которые ходили в длинных пальто и с автоматами Томпсон на изготовку.

    Такие не картины не то чтобы редкость, но и радуют нас ими не часто. Из последних были «Гангстер» и «Джонни Д.«Были они сделаны на хорошем уровне. Впрочем если посмотреть на весь список гангстерских фильмов, то большинство из них очень и очень даже неплохи.

    На просмотр картины меня подтолкнули три причины. Первая — это Том Хэнкс, который уже своим именем внушает доверие, и можно уже не думая знать что фильм удался. Вторая — это легендарный Пол Ньюман, сыгравший в своё время Буча Кэссиди не может не вызывать уважение. Ну и третье — как я уже говорил это жанр, ну нравятся такие фильмы и всё тут, и если вижу что-то подобное то не пропускаю.

    Как это часто бывает в таких фильмах, главный герой пытается заслужить уважение, и подняться по «карьерной» лестнице. Здесь же всё совсем наоборот, главный герой теряет своё положение, его семью убивают. Убивают — жену и сына, но один сын у него остаётся в живых. Трагедия их объединяет, они становятся близки к друг к другу. И конечно же Майкл Салливан-старший будет мстить.

    Режиссер Сэм Мендес отлично и просто великолепно показывает нам отношения отца и сына. На фоне трагедии показывает как люди сближаются. Вообще сам режиссер радует нас прекрасными работами, чего стоит хотя бы «Дорога перемен», где показывают отношения между мужем и женой.

    Том Хэнкс идеально подходит на роль мстящего гангстера. В его герое переплетаются совсем разные нити характера. С одной стороны он любящий муж и отец, с другой — он убивает людей для босса мафии. Но если разобраться то все эти «грязные» дела он делает только ради своей семьи. Ну и конечно же он делает это и для своего босса, как говорит его герой Майкл Салливан — «Он дал нам кров». Майкла Салливана Джон Руни приютил ребенком, и за это всё он ему очень благодарен, если бы не он, неизвестно как сложилась бы его судьба. Джон Руни в некотром случае заменил ему отца.

    Отдельно хочется отметить Джуда Лоу. Очень неприятный его герой, настоящий мерзавец и подонок. Хоть некоторые и говорят что Джуд совсем не подходит со своей внешностью под эту роль, мне кажется совсем наоборот. После просмотра не кажется что можно сыграть столь отвратительного персонажа.

    Про Пола Ньюмана и нечего говорить, он шикарно и с ювелирной точностью передал характер своего героя. Пусть он и плох, но всё-таки у него что такое осталось, что не даёт ему сказать чтобы его люди убили ребенка вместе с Майклом Салливаном.

    Во время просмотра не возможно оторвать глаз от экрана, до того точно и красиво выполнена работа оператора. Съёмки просто прекрасны, будь то просто разговор отца и сына, либо же перестрелка, или сцена с расстрелом Джона Руни Майклом Салливаном. Оператор Конрад Л. Холл заслуженно получил «Оскара» посмертно, как бы это ни было прискорбно.

    Очень удивила концовка картины. Чего уж не ожидал так этого, но думаю что сделано всё так как надо, не будь этой концовки, мне кажется история была бы не столь трагична.

    «Проклятый путь» совсем не легкое кино, оно заставляет задуматься. Кто смотрел тот поймёт что главное тема в фильме не Америка 30-х годов, не сами разборки мафии. Это кино про взаимоотношения между отцом и сыном, которые показаны очень убедительно. Это шикарная работа залуживающая внимания, нас не часто радуют подобными картинами, так что советую посмотреть и Вам.

    10 из 10

    20 мая 2010 | 23:32

    Извечная тема отцов и детей, порой изувеченная современным кинематографом, обрела форму искусства в руках Сэма Мендеса.

    «Семейный» драматург, обретающий звание классика современности, известен своими маленькими и настолько внутренними драмами, что в наше время так и хочется обвинить его в простоте задумок и изложения. Но актуальность создаваемых им фильмов выносит их на вершины рейтингов и топов, а умение продемонстрировать всю красоту и тленность этого мира, как ни один другой кинодраматург, возносит его в режиссёры — гении.
    Он не задаёт сложных вопросов и не даёт чётких ответов, он показывает нам жизнь такой, какая она есть, а мы не перестаем восхищаться его работами.

    Проклятый путь — это то, во что превращается жизнь любого человека, ставшего на путь жадности, ревности, преступлений и жесткого соперничества. Этот путь всегда замыкается и ведёт от одного совершённого злодеяния к другому. Сойти с него поможет только смерть.

    Именно на такой путь вступает Майкл Салливан, когда получает от Джона Руни всё, чем он теперь живёт. Он обязан выполнять его приказы и участвовать в преступлениях, тем самым обрекая себя и свою семью. Его благодарность боссу за данную им жизнь — его любовь как к отцу. Любовь родного сына босса Коннора — это его ревность и желание выглядеть перед отцом героем.

    Под угрозой потери репутации Коннор Руни убивает часть семьи подчиненного отца. И тот самый проклятый путь начинает образовывать свой порочный круг.

    Убийство за убийство, одна смерть отца за сына, вторая.

    Всё это время Майкл Салливан, бесконечно любящий своего отца, цепляется за каждое мгновение его жизни, желая быть значимым и уважаемым для него. Он следует за ним везде, следует каждому его желанию. Он готов повторять поступки его отца, поставившие их на этот самый проклятый путь. Он мечтает быть с отцом и быть как отец. Но для него открывается истина — всё, о чём мечтал его отец — это то, чтобы сын не встал на этот путь и никогда не брал в руки оружия.

    Сильная драма в исполнении талантливых актеров, упакованная в умение Сэма Мендеса производить красивейшие картинки и при этом не терять глубочайший смысл. О тленности жизни, о наших поступках, о наших идолах и о наших жизненных путях — проклятых или спасенных.

    23 марта 2009 | 17:36

    Сэм Мендес для меня всё-таки очень ценный режиссёр, хотя бы за его первый полнометражный фильм «Красота по-американски», который в своё время привёл меня в неописуемый восторг. Хоть снимает он и редко, но в тех фильмах, что я у него смотрел, а именно ещё и «Дорогу перемен» он поднимает очень любопытную тему, хоть и весьма распространённую.

    Вполне себе среднестатистический Майк Салливан (Том Хэнкс) живет жизнью нормального американца 30х годов XX века. Он хороший отец, крепкий семьянин, ответственный работник; но одно не дает покоя его старшему сыну Майклу (Тайлер Хечлин) — куда именно отец уезжает на своей машине каждое утро и что за люди окружают его — в костюмах идеального покроя, но со странной хитрецой в глазах? В один прекрасный день Майкл забирается на заднее сиденье машины отца и становится свидетелем его работы. Вся проблема в том, что Майк Салливан — самый настоящий гангстер. Гангстер, выполняющий до нельзя деликатные поручения, — поручения, где нет места лишним свидетелям.

    «Красота по-американски» — это шедевр в своём жанре нравственных историй. Личностная тема в нём затронута очень серьёзно, так же как и в другом фильме Мендеса «Дорога перемен». Но вся проблема-то в том, что те фильмы логичны и сочетаются с такой тематикой, но в гангстерских фильмах личностная тема как-то неактуально смотрится. Всё-таки там больше построено на семье, на отношениях внутри неё, как например, в «Крёстном отце». Вот там как раз была правда характеров, а тут мы наблюдаем только правду личности, которая в данной тематике неудачна. Вот самая первая сцена выполнена здорово, там есть как раз правда характеров, на похоронах одного из членов семьи. Пожалуй, самая лучшая сцена в фильме. Особенно показательна сцена игры героев Хэнкса и Ньюмана на пианино. Очень гармонично и в тоже время типично, но по своему привлекательно смотрится. А вот дальше уже всё. Мэндес перешёл на личности, и всё покатилось вниз головой.

    Но немного спасает этот фильм то, что он сделан в типично американской манере. Всё-таки такая зрелищная часть здесь на довольно высоком уровне, и иногда на место душевных перипетий сюда выступают красивые перестрелки. Но, ведь это только лишь внешняя оболочка, а всё, что нужно, того либо нет либо в большом переборе. Я не говорю о том, что фильм должен быть совершенно пустым в душевном плане, просто, повторюсь в данной временной эпохе это не должно стоять на первой роли.

    Если по ролям, то, сразу скажу, что Том Хэнкс мне в этом фильме не понравился. Но образ гангстера явно не его как внешне, так и внутренне. Для меня он всегда останется в образе Форреста Гампа, но никак не Майка Салливана. Не реалистично, ну как-то не по-гангстерски. Не так всё. Вот Пол Ньюман в роли самого главного босса, вот это да, образ так образ. Заслуженная номинация на Оскар за мужскую роль второго плана. Так же неплохая роль у Джуд Лоу, хоть и короткая, но всё-таки своеобразная. Так же в роли папиного сынка засветился в фильме будущий агент 007 Дениэл Крейг. Так мои претензии в основном Тому Хенксу. Ещё и с этими нелепыми усами. Ну, совершенно не его роль. Так что людям, отвечающим за кастинг явно минус за этот фильм.

    Тому, кто не вмешивается во всякие эти личностные бредни, фильм может очень даже понравится, особенно любителям гангстерских фильмов. Но лично на меня он не произвёл и малой доли того впечатления, которое я получил при просмотре «Красоты по-американски». Тут явно просматривается глубокая личностная тема, и финальная фраза явное тому подтверждения, но как раз эта тема и не вписывается в ритм фильма.

    27 апреля 2010 | 22:44

    Очень сильный фильм! После просмотра долго был под впечатлением и мне было жаль, что фильм закончился… Атмосфера фильма до конца держит в напряжении и заставляет переживать вместе с его героями.

    История очень похожа на жизненную и без пластилиновых супергероев.

    Когда-то давно, фильм мне попался на диске без обложки, с названием, написанным на фломастером на его поверхности и большими буквами CD-R. Перед просмотром я не знал кто в главной роли и не имел ни малейшего представления о сюжете. Хэнкса узнал по голосу, когда его впервые показали со спины, напевавшего мелодию, и был приятно удивлен, потому что люблю фильмы с его участием. Но когда понял о чем фильм, то мне стало удивительно вдвойне — почему Хэнкс не снимается в подобных фильмах? Он очень хорошо подходит на эту роль и в этом фильме сыграл блестяще!

    После просмотра любого фильма я всегда задаю себе вопрос: стал бы я через какое-то время смотреть этот фильм еще раз? Этот фильм я бы посмотрел!

    А вообще, стараюсь не читать рецензии, чтобы смотреть с чистого листа и формировать свое мнение и потому, что некоторые в своих сочинениях раскрывают сюжет и тогда все напрасно. Надеюсь, я этого не сделал, и если вы еще не смотрели этот фильм — рекомендую!

    Оценка 10 — мифическая, ее не может быть по определению, поэтому:

    9 из 10

    24 июня 2013 | 22:56

    В первый раз посмотрел этот фильм в 2004г и тогда он не произвёл на меня особенного впечатления. Да, несомненно добротный, но далеко не шедевр. Второй просмотр выявил значительно больше положительного. Как говорится, «медленно, но верно» или, если по простому, «до жирафа дошло».

    Прежде всего, надо отметить, что фильм был принят значительно лучше в Америке, чем в Европе. Если в США кинотеатры ломились от желающих, то в Европе, в Каннах, фильм был воспринят как первый провал Сэма Мендеса (режиссёра нашумевшей «Красоты по американски»).
    Прокатные сборы отразили тенденцию чётко: 104 млн собрано в США, и только 76млн во всём остальном мире.

    Возможно, разница в восприятии фильма лежит в давней страсти американцев к комиксам. Всё-таки фильм снят по мотивам рисованного романа Макса А. Коллинза. И это чувствуется: «Проклятый путь» прекрасно стилизован. С этой точки зрения, подкопаться невозможно совершенно — рука создателя «американской красоты» чувствуется в каждом кадре.

    Вместе с тем, эта основа (графический роман) является и слабым звеном картины. Да, безусловно, это уже ДАЛЕКО не комикс, однако если оценивать фильм по критериям серьёзной драмы, то «Путь» несколько не дотягивает.

    Основная идея фильма — взаимоотношения отцов и детей (герои Тома Хенкса — Тайлера Хёхлина; Пола Ньюмана — Дэниэла Крэйга), а также идея выбора «своего Пути». И вот здесь-то, как мне кажется, режиссёру не удалось придать заявленным идеям необходимую глубину. Допускаю, что он и не стремился этого сделать, сосредоточив всё своё внимание на стилистику картинки. Возможно… но тогда это не соответствует заявленным идеям фильма.

    Фильм как бы нарисован широкими мазками. Режиссёр не углубляется ни во взаимоотношения в семье главного героя Тома Хенкса, ни во взаимоотношения в семье главного мафиози. Герой юного дебютанта Тайлера Хёхлина (сын героя Тома Хенкса) в связи с вышесказанным получается совсем «плоским»: ну не видно в нём «зарождение нового киллера», чего так опасается его отец Майкл Салливан. Не видно… Обычный паренёк, в меру любопытный, не более. Т. Хёхлин, возможно, мог бы лучше раскрыть своего героя, если бы в сюжете был сделан больший упор на взаимоотношения «с окружающими его близкими». Но этого в фильме, к сожалению, нет.

    К счастью, к другим актёрам, звёздный состав которых впечатляет, придраться невозможно: Том Хэнкс, Пол Ньюман, Дэниэл Крэйг, Джад Лоу — каждый из них прекрасно раскрывает своего героя за счёт мельчайших нюансов в поведении. Им хватает широких мазков режиссёра, чтобы сделать свои персонажи объёмными.

    Отдельно хочется отметить прекрасный образ героя Джада Лоу, столь нехарактерный для этого актёра. Его герой — наёмный убийца, который фотографирует свои жертвы. Человек, который лишён нормальной жизни и поэтому стремящийся к убийству, чтобы глядя на умирающего понять, что сам он ЖИВЁТ. Это сценарное решение (фотограф-убийца), на мой взгляд, просто гениально передаёт внутренний мир этого человека, его мотивы.

    Подводя итоги, можно сказать, что режиссёру пришлось пожертвовать «серьёзной драмой», ради стиля. Совместить их в выбранной стилистике, мне кажется, не представляется возможным. Однако, всё что можно было оставить не нарушая стиля картинки оставлено. И этого немало.


    8 из 10

    30 сентября 2007 | 23:19

    Где-то читал, что Ньюмен не снимается в плохих фильмах. Автор этих слов прав! Хэнкс не снимает в плохих фильмах? И здесь любой, кто произнесет эти слова окажется прав. Фильм на самом деле хороший!

    Главное актерское трио Хэнкс-Ло-Ньюмен играет блестяще. Даже красавчик Ло перевоплотился в отвратного персонажа.

    10 из 10

    11 февраля 2006 | 16:15

    Копаться в этом фильме можно долго. Но я могу с уверенностью заявить, что этот фильм совсем не близок «Крестному отцу» или «Однажды в Америке» — величайшим гангстерским сагам. Он скорее близок именно «Красоте по-американски», потому что гангстерский фон поднимает на поверхность совсем иные проблемы и за гангстерскими рожами отчетливо просматриваются отцы и дети — излюбленная тема Сэма Мэндеса, певца «американского среднего класса». Сквозь типичную для гангстерских саг историю проглядывает история становления прочных связей между родителями и детьми в обществе с перевернутой моралью, надломленными приоритетами, извращенными ценностями, целями и способами их достижения.

    Мэндес задается вопросами, не свойственными гангстерским сагам, такими как: «Каково быть сыном убийцы?», «Почему люди становятся преступниками?», «Может ли человек изменить взрастившую его среду и остаться вне ее», «Должны ли дети отвечать за грехи своих отцов?» и тд. Да и гангстеры у Мэндеса получают человеческие лица, что тоже не всегда свойственно гангстерским сагам, трактующим образы исторических лиц так, как они остались в истории. Каждый характер здесь плотно связан с остальными и лишь вывалившийся из этого клубка Майкл Салливан-мл. получает возможность выбора, которой не остается ни у одного из персонажей.

    Мэндес не отступает от своей излюбленной темы. В мире, где убийство — способ решения любой возникшей проблемы, а люди мыслят совсем не буржуазно-мещанскими категориями, главным для него все равно остается семья и ее проблемы. Взять хотя бы Джона Руни — маститого мафиози, могущественного и безжалостного, который разрывается между Майклом Салливаном, которого он растил как сына и кровной любовью к своему родному сыну, который не приносит своему отцу ничего, кроме горечи и разочарования. Или сам Салливан, который остается благодарен Джону Руни за все, для него сделанное, но своя семья для него дороже и он делает все, чтобы его сын никогда не получил такого «воспитания», как он и никогда не был обязан таким людям, как Джон Руни. Отношения отцов и детей так плотно и так тонко опутывают зрителя, что последний в конце-концов склонен поверить в гангстерскую сагу. На деле же мы имеем завуалированную семейную разборку.

    И именно поэтому в главной роли здесь фигурирует Том Хэнкс, а не Джейсон Стэтхэм или Джек Николсон. По замыслу Мэндеса герой Хэнкса — сперва семьянин и человек, а потом уже гангстер. По сути Хэнкс с его одутловатой физиономией и внешностью стопроцентного американца — представителя того самого среднего класса — является своеобразной эволюцией героя Кевина Спейси в «Красоте». Такой же мещанин, живущий серой и беспросветной жизнью, который просто сделал выбор между благополучием своей семьи и собственной совестью, выбрав первое. Он таким и остался — вовсе не безжалостным, не психованным и не жестоким — тихим, скромным и спокойным клерком, с той только разницей, что вместо ручки у него в руках автомат, вместо вечерних разговоров — гробовое молчание, а его спокойствие стоит ему невероятных усилий. В этой роли Мэндесу не нужно было ни крутости, ни обаяния, ни маниакального взгляда, только простота, обыденность, кажущееся благополучие и умение сдерживать эмоции. А именно такими данными располагает актер Том Хэнкс.

    Хэнкс сыграл своего героя великолепно. Это в его карьере совершенно новый и самостоятельный персонаж. Дело в том, что долгое время Хэнкс не мог избавиться маски «Форреста Гампа». Здесь Хэнкс стремительно и неожиданно предстает апатичным, усталым, раздраженным. За маской каменного спокойствия скрывается масса обуревающих героя чувств и эмоций, которые он привык прятать от всех, в том числе и от своей семьи. Герой Хэнкса превращается в абсолютного одиночку, одинокого дома и на работе. И только позже он начинает сближаться с сыном, тем временем стараясь отдалить его от себя, дабы не испортить последнему будущее окончательно. Сложная и двуликая роль, собранная из типичных хэнксовских «хороших парней» и настоящих убийц эпохи Великой депрессии, которыми зачастую становились именно такие неприметные и обремененные семьями мещане, была исполнена Хэнксом выдержанно, мощно и талантливо.

    Гениальный Пол Ньюман исполнил одну из своих последних ролей со свойственным ему великолепием. Он словно собирал образ Джона Руни из хорошо знакомых ему деталей, которые в каждой сцене меняли порядок и превращались в совсем иное сочетание, приобретали иной смысл. А это получается лишь тогда, когда актер точно знает, чего хочет, имеет сверхзадачу. Посмотрите разные эпизоды Пола Ньюмана. В одной сцене это циничный и безжалостный главарь кучи отморозков. В другой — мудрый философ. В сцене, когда он начинает бить своего сына Коннора — это просто старик — теряется все его могущество, вся его сила и власть. Просто престарелый отец, до смерти разочарованный родным сыном, но любящий его всем сердцем. Пол Ньюман создал на экране целый мир одного человека, и мир этот огромен и потрясающ.

    Третью по значимости роль сыграл Джуд Ло. Вернее, роль-то у него откровенно эпизодическая, но именно его герой — отмороженный на всю голову маньяк-убийца, обожающий фотографировать своих жертв — запоминается наиболее ярко. Ограниченное время появлений Ло не дало ему развернуться на полную катушку, но то, что он показал — действительно мерзкая тварь, в отличие от гангстеров не имеющая ни принципов, ни кодексов, никакой, даже извращенной, морали. Он мне напомнил героя Родина Уильямса из «Секретного агента» — полный псих, тем более страшный потому, что искренне верит в свое предназначение в этом мире. Он не мучается и не думает, убивает искренне и с удовольствием. Вот у него-то как раз не было человеческого лица.

    А про режиссуру я говорить ничего не буду. Сэм Мендэс сделал все, чтобы его новую ленту можно было смело назвать шедевром. Он скрупулезно восстановил атмосферу 30-х гг., идеально выдержал стиль и специфическую динамику гангстерских фильмов, поднял важные вопросы и дал на них исчерпывающие ответы. Меня удивил слишком холодный прием картины на Оскаре. Фильм по всем параметрам должен был взять хоть какую-нибудь из главных номинаций, но получил только за работу оператора. И то, судя по всему, потому, что Конрад Холл скончался незадолго до выхода фильма. Работа Мэндеса, Хэнкса, Ло, Ньюмана осталась незамеченной.

    Что в итоге? Как я и ожидал, фильм с такой командой не мог оказаться провальным. В очередной раз тематика, которая меня совершенно не интересует, подарила мне очередной шедевр. «Проклятый путь» пестрит отсылками к гангстерским сагам и психологическим «семейным драмам», и становится квинтэссенцией этих мало общего имеющих жанров. Великолепное кино, неспешное, неторопливое, вдумчивое, созерцательное, глубокое, стильное, насыщенное, оно обязательно понравится вам, если вы любите фильмы с по-театральному хорошей актерской игрой, и режиссерским замыслом, далеким от того, чтобы просто развлечь зрителя.

    10 из 10

    29 января 2011 | 00:21

    Распространенное мнение о том, что данный фильм нужно показывать всем ненавистникам комиксов и с наслаждением ждать их мучений от ломки стереотипов, на поверку оказывается слишком громким. Да, здешние герои вместо масок и лосин обходятся шляпами и плащами, а от одной-двух пуль и вовсе предпочитают умирать, но это лишь одна сторона «Проклятого пути». На Route 6, по которой едут главные герои, отнюдь не одностороннее движение.

    Зима 1931 года. Шесть недель в пути, за которые двенадцатилетний Майкл Салливан успел, по его словам, прожить целую жизнь. Пафос, размером с Чикаго, в его речи появился примерно тогда же — убитые гангстерами мама и младший брат к этому делу, знаете ли, располагают. Впрочем, смерть 1/2 счастливой ячейки американского общества будто и не меняет ничего во внутреннем мире сына и отца. Поплакали немного, положили Томми-ган в чемодан и поехали «понарошку» грабить банки — жизнь продолжается. Пока сынок старательно гробит движок отцовской машины, папа проводит строгие беседы с банкирами, которые легко расстаются с «нажитым непосильным трудом»; редкие же противники Салливанов неизбежно красиво харкают кровью, после чего ложатся на пол, свернувшись в клубочек.

    Внешняя строгость 30-х безупречна, персонажи скупы на эмоции, слова и даже имена (у отца с сыном и вовсе одно на двоих), единственное, что они тратят легко — магазины своих пистолетов. Режиссер Сэм Мендес умело распорядился пронзительным визуальным приданым первоисточника Коллинза: порой в кадре доминируют столь радикальные темные тона, что кажется, будто фильм — черно-белый.

    Постановщик вообще довольно бережно обошелся с комиксом, без модного нынче «переосмысления», сводящего на нет весь авторский труд. Все осталось на месте: непременно потребующие доказательств наивные убеждения сына о работе отца лично на президента; очевидный каждой стороне выбор между абстрактной преданностью и кровными узами; яркие пятна крови на болезненно-серых стенах… От себя добавлен лишь эстествующий киллер со страшными ногтями Джуда Лоу. Имея в активе отталкивающую прическу и фотоаппарат, тот называет себя фотографом — спустя десятилетие это неожиданно превратится в тонкий троллинг поколения молодых хипстеров. Но главное достоинство — бескомпромиссный герой — получил неоднозначное экранное воплощение.

    Небогатый арсенал Салливана-старшего — пистолет-пулемет в чемодане и пыльный фейс Тома Хэнкса, которому, кажется, экранная жизнь Рэмбо настолько осточертела, что в каждом кадре он то ли думает о суициде, то ли пытается умножать в уме четырехзначные числа. Режиссер старательно мочит пыльного Хэнкса нуарными струями дождя, но от сырости тот лишь становится еще печальнее, а ближе к финалу выдает такого Клинта Иствуда, что сбивает с толку — зачем было бегать шесть недель, чтобы в итоге вернуться к классическому kill them all?

    …Но как бы старательно комикс ни прятался за красивую ширму графической новеллы, он почти всегда остается просто комиксом, особенно, если речь идет о сугубо жанровом продукте. И помимо стильного визуала, фильм унаследовал типичные фатальные недостатки в виде застывших в своем развитии персонажей.

    К финалу отец все так же переживает за судьбу сына, а сын все так же растет пацифистом. Рокировки взглядов не произошло, статус кво сохранен, только список действующих лиц поредел, да в дорогих костюмах появились дымящиеся дыры.

    К чему суета, игрушечные ограбления и потраченные патроны? Мораль в том, что родителей не выбирают? Как не выбирают детей? Но и те, и другие даже не пытаются исправить положение. Каждый существует в своей собственной системе координат, намеченной даже не на сценарном листе, а в рисунке комикса, старательно обведенном в прямоугольник. Координаты скопированы на целлулоид, прямоугольник разросся до формата 16:9, но чтобы вырваться за обозначенные ранее карандашным грифелем пределы у картонных героев не хватает воли. Выхода нет.

    Единожды ступив на проклятый путь экранизации комикса, с него уже нельзя свернуть обратно. Замаячившие на горизонте уютный домик у озера и бегущая навстречу собака со смешными ушами — лишь предвестники предсказуемого финала.

    Конец ожидаем, закономерен, неизбежен. Об этом смутно догадывается Мендес, ворующий мизансцены у Коллинза. Это понимает Ньюман, добавив к мрачному видеоряду меланхолию музыки. Это читается в одухотворенном сверх меры лике Хэнкса и даже в обреченной истерике Крэйга. Дело лишь за восторженным зрителем.

    10 октября 2012 | 00:05

    Вообще, от фильма я ожидала большего. Во-первых, перед просмотром этой картины я уже была знакома с Красотой по-американски, которая действительно меня затронула. Во-вторых, Проклятый путь мне разрекламировали знакомые.
    Ожидания не оправдались абсолютно. Кино в некоторых сценах смахивает на стандартный боевичок. И вообще, фильм не цепляет, не заставляет напряженно вглядываться в экран до последнего титра. Хотя есть очень эффектно срежиссированные сцены.

    Да, и еще одно: такое обилие звезд в кадре несколько утомляет. Я не говорю, что Хэнкс или Ньюман плохо играют, но когда практически каждый герой — знакомое лицо, это несколько утомляет. Такое ощущение, что фильм предполагался побить все мыслимые рекорды, поэтому и проводили такой кастинг. А получился некий компромисс: широкой публике кино не понравится из-за недостатка экшна, а любителям «другого кино» — из-за попсовости.

    26 июля 2007 | 18:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>