всё о любом фильме:

Орда

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Прошкин
сценарийЮрий Арабов
продюсерСергей Кравец, Наталия Гостюшина, Алексей Карпушин
операторЮрий Райский
композиторАлексей Айги
художникСергей Февралев, Наталья Иванова, Людмила Илюткина, ...
монтажНаталья Кучеренко
жанр история, ... слова
бюджет
$12 000 000
сборы в России
зрители
Россия  401.5 тыс.,    Украина  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации (1):
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (553)
ожидание: 88% (2124)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
32 + 2 = 34
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1921 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Итак, великая империя созданная Чингиз-ханом оставлена потомкам, расширена, обогащена деньгами, знаниями и культурой завоеванных народов. Как же все это было? Как это выглядело изнутри в то время? Каков был быт, обычаи, как общались, во что верили? В фильме Орда это можно увидеть довольно детально.

    Лично я ожидал от фильма некое подобие «Монгола»-фильма вышедшего несколько лет назад. Со сражениями, ясным сюжетом и массовками. Всего этого в «Орде» я не нашел и вы не найдете. Фильм напичкан крупными планами, где-то подзатянутый, а ответить на вопрос «О чем или ком фильм» можно очень по-разному. Линия с митрополитом затянута и непонятно к чему она так подробно рассматривается. То ли чтобы показать как жила Золотая орда через то, что персонаж проходит путь из князей в грязь и обратно, то ли показать стойкость православной веры… Сложно сказать.

    И вроде бы такой размытый сюжет делает фильм хуже. Но! Когда вы видите на экране, какую работу проделали художники и гримеры, вы можете закрыть глаза на любой сюжет или его отсутствие. Одежды, сабли, перстни, грим, город и даже реалистичность крови и отрезанных конечностей поражают. Крупные планы и высокое качество изображения позволяют разглядеть всю безупречность и достоверность реквизита. Видно влияние на монголов культур завоеванных ими народов, частично показана Русь того времени, а так же дается представление о менталитете людей, об устройстве общества, об общении. Ты сидишь в кинотеатре и только на это и смотришь, только выйдя из зала всплывает мысль: а о чем же фильм?

    Ты погружаешься в эпоху и тебе это нравится. Именно это и позволяет оставить отличные впечатления о фильме.

    Бесспорно, если целью режиссера было показать мир того времени, ему это удалось, и удалось хорошо.


    8 из 10

    23 сентября 2012 | 00:28

    Итак мне представилась удача посетить этот фильм в рамках фестиваля и возможность пообщаться напрямую с режиссёром.

    Вывод у меня сложился такой. Качественный, добротный фильм хорошо снятый, прекрасная картинка и атмосфера. Но видно, что режиссер снимал для фестиваля, и хотел донести именно свою идею. Но к сожалению он не разобрался в культурных традициях и главное религиозных взглядов с обоих сторон Орды и России(и точнее ортодоксального восприятия жизни). Мы видим великую Орду и ханы её отнюдь не отвечают её масштабному явлению, они не всесильные властители, не мудрые правители которые смогли бы вести такую громаду захватывая всё новые земли. Конечно, можно сделать скидку на то, что показывалось время именно падения великой цивилизации. Но в любом случае ханы выглядят не серьёзно и даже кажутся глуповатыми прожигателями жизни, ищущих лишь хлеба и зрелищ(того самого ожидания чуда проходящего красной линией через весь фильм), и режиссёр идёт на эту уступку чтобы донести свою идею несостоятельности идей орды перед истинно христианским самопожертвованием, силой духа которое нам представляется в герое митрополита.

    Но, не смотря на все усилия режиссёра представить митрополита Алексия неким символом веры, совокупностью всех добродетелей христианских, самопожертвования, силы веры и духа способной победить любых врагов и пошатнуть их веру(что и является главное идеей) мы получаем совершенно обратный образ. Человек такого возраста и высокого чина проявляет слабость веры, боязнь перед невозможностью излечить пресловутую болезнь, и, потакая неразумным мольбам своего спутника, бросается на любые зацепки даже кидается в грязь. Где та вера в промысел Божий, где та мудрость, которая могла привести человека на место митрополита? А самопожертвование, доходящая почти до попытки суицида! Самого главного греха! Я конечно оцениваю с точки зрения верующего человека, но видно, что режиссёр прежде всего заботился о своих идеях и не погружался в изначальные «принципы веры».

    Ортодоксальная культура здесь представлена в 3 героях: князе, пресмыкающимся перед Ордой готовым пожертвовать тем символом веры народа; митрополите, лишённом мудрости и безусловной веры в промысел Божий; помощник митрополита вообще предающий свою религию и готовый молиться любым богам лишь бы выжить! Я думаю, сам режиссёр не понял в какую яму низверг свою идею. Как иронично, что именно католики, которым уделяется лишь минут 10 экранного времени, оказываются теми настоящими верующими, готовыми силой своей веры перечить хану, подняться с колен, встать во весь рост перед королём всех королей, в окружении врагов и заявить свою точку зрения, отдавая, быть может, свою жизнь и смерть на растерзание варварам и в руки Божии. Именно они, страдают за веру и готовы отдать, не имея ничего, последнюю одежду и хлеб.

    Возникает вопрос, за что режиссёр так принизил и русскую культуру и величие Одру? Нет, верно он даже не заметил этого, он сделал это не по разумению а по эгоизму.

    Но всё это не умоляет тех замечательных качеств фильма, которые оставили скорее положительное впечатление о фильме. Замечательная операторская работа, прекрасная музыка и атмосфера, созданная подбором актёров, воссозданная архитектура, декорации, одежда, чудесными пейзажами. Конечно, сложно ценить о правдивости образов но выглядят они убедительно.

    19 ноября 2012 | 03:10

    Пол-Евразии платит дань монгольской Орде, сильной как никогда. Но ханша заболевает, и любящий сыночек начинает возить к ней целителей — один одного чуднее. Помочь не может никто. Тогда монголы отправляются в Московское княжество, за «колдуном Алексием» — так они называли нашего митрополита. И от того, свершится ли чудо, зависит, пойдут ли монголы на нас войной…

    Это, безусловно, один из главных фильмов осени. У него хороший для отечественного кино бюджет — 12 млн долларов. Но, как мы знаем, деньги решают далеко не все и уж точно не гарантируют пристойный результат в кино. В данном случае у режиссера Андрея Прошкина («Спартак и Калашников», «Игры мотыльков») точно получилось не выбросить деньги на ветер, а создать вполне качественный зрелищный кинопродукт. Хотя на эпичное кино «Орда» все же не тянет.

    Хороша операторская работа. Как и гармонично сливающееся с «картинкой» музыкальное сопровождение. Что касается декораций и костюмов, то это вообще что-то потрясающее. Уж не знаю, насколько вся история и показанный антураж близки к исторической правде, но персонажи совершенно не производят впечатление ряженых, как это часто бывает с нашими историко-костюмными драмами. Здесь они очень убедительны.

    Но вот сценарий вызывает недоумение какой-то своей … упрощенностью что ли. Нет, он довольно интересный, но — без интриги и, главное, без масштаба. Фильм выглядит сотканным из мелких, практически бытовых сценок. Некоторые важные персонажи выглядят вообще не проработанными, а их поступки остаются совершенно не объясненными. Да и концепцию о грандиозной роли одной личности в истории именно здесь мне и хочется оспорить.

    Отсутствие большого количества звезд, поневоле персонифицирующих свои роли и оттягивающих внимание на себя, в данном случае — явное благо. Никто из актеров не был плох — напротив, все они не выглядят в «Орде» играющими, они будто живут в этих ролях. Однако при этом я не увидела ни одного четкого личностного образа. Разве что у Панина таковой получился. Но его герой долго не прожил.

    Сочувствующий Владыке монгол ведет себя совершенно не последовательно. С таким саркастичным отношением к своим ханам ему надо бежать — мир исследовать. И ханша странная. То она словно высушенная бесчувственная селедка, с кислой физиономией наблюдающая за рубкой голов, а то пребывает в неком ступоре раскаянной растерянности. Не верю! — как сказал бы Станиславский.

    С Алексием и того хуже. Не видно в Суханове — при всем блестящем гриме — святого старца. Так, получился мужик весь в себе, насупленный и непонятный.

    Вообще в последние годы наши киношники с завидным упорством пытаются вывести на экраны образ настоящего православного пастыря, каким каждый из верующих хотел бы его видеть. Видимо, беспредельно добрым и искренним в своей любви к людям. И должна признать, что в «Царе» и особенно в «Попе» этот самый цельный святой образ ощущаешь кожей. В «Орде» — ни фига подобного. Алексий в фильме сначала суетится над ханшей, а потом рвется умереть. Суицидом нельзя — и он отчаянно нарывается, но безуспешно: хан приказал его не убивать. То говорит, что не знает, как его теперь зовут, а то по уши в грязи напоминает, что он Владыка… Когда рабы выносили обожженного Алексия, поневоле напрашивались аналогии с Христом и апостолами, но лично мне вся эта сценка показалась очень фальшивой. Да и потом — может, кому и свиделось, что Алексий в фильме мученик, как и Иисус принимающий боль за другого. А по мне, так киногерой просто захотел избавиться от непосильной ноши — ответственности, боли, бессилия. Но это вообще-то элементы слабости. Умереть-то в определенных обстоятельствах гораздо легче, чем выживать.

    Ну а главное, этому безусловно качественному фильму удалось не то чтобы объяснить закат монгольской империи, сколько загадать еще большую загадку — а как она при таких нравах вообще умудрилась этой самой империей стать?

    20 сентября 2012 | 23:49

    XIV век, Улус Джучи. Хан Джанибек вызывает митрополита Алексия лечить ослепшую мать. За ослушание грозит спалить Москву. Алексий, который верит в чудеса меньше любого другого героя фильма, мрачно отправляется в Орду.

    На удивление малоинтересный фильм.

    Ну ведь все сошлось: тема роскошная, сценарист титулованный, режиссер крепкий, картинка сочная, актеры хорошие, а Роза Хайруллина просто невероятная. И с достоверностью париться не надо: говорят в основном не по-русски (впрочем, и заявленным балкарским итоговый вариант назвать сложно), татары сферические фашисты в вакууме, волжский город срисован с сырдарьинского, да и на самом деле все было не там, не так и вряд ли вообще. В общем, хошь, пеплум сочиняй, хошь, джалло.

    Арабов с Прошкиным-мл. решили сочинить фэнтези. Конкретно — историю про православного Фродо, которого Саурон поймал, а потом брезгливо сказал — да пусть катится, недотыкомка. А Фродо, что тот Федор Иваныч, решил, что лучше, конечно, помучиться.

    И это могла быть прекрасная история. Но ни фэнтези, ни фантастику у нас снимать не умеют. Получается банально, предсказуемо и не слишком ловко.

    Поэтому у «Орды» интересно смотреть первые десять минут — и потом эпизоды с Хайруллиной. Остальное скучно.

    Жаль.

    14 ноября 2013 | 17:32

    Нудно, долго и крайне утомительно. От вялотекущего действа неимоверно клонило в сон.

    Вообще в российском кино всяческих митрополитов любят выставлять чуть ли не святыми, хотя на деле они зачастую были крупными политическими фигурами, и не без честолюбия. Конечно «не то, что нынешнее племя», но все таки, НЕ ВЕРЮ.

    Снято, конечно очень так колоритно, костюмы, декорации и все такое прочее удалось на славу. Актеры тоже не подкачали, но! повторюсь — нудно, долго и утомительно. Очень неспешное повествование, сплошное и монотонное, совершенно не затягивает внутрь фильма.

    Массовый зритель, в моем лице, неимоверно скучал и хотел домой.

    6 из 10

    22 сентября 2012 | 21:07

    В одном из интервью Суханов как то сказал, что «орда существует внутри каждого человека», имея в виду то негативное, что скрывается за этим понятием для русского человека. Боюсь, можно сказать, что фильм «Орда» тоже для каждого свой.

    Не мной замечено, что есть явление, а есть то, как мы его воспринимаем; потом, когда это восприятие мы пытаемся передать другому, есть то, что мы говорим, и есть то, что он слышит.

    Так и с «Ордой»(фильмом) и ордой(понятием).

    Что для русского орда? Прежде всего, некое внешнее насилие, неестественное состояние, навязанное чужаками. Но у того же Тарковского в «Рублёве» орда именно внутри нас, это мы разрознены, предаём друг друга, совершаем насилие, а монголы лишь фон, ну разве что пользуются нашей слабостью. У Прошкина, пожалуй, наоборот, орда- это причина наших бед, нашей слабости. Собственно, именно такое понимание орды является общепринятым: т. е. о какой беде ни вспомнишь, как слышишь ответ — это иго виновато- и в покорности, и в долготерпении. Иго, и ещё крепостное право — вот не было бы их, тогда бы мы ого-го!

    Но если вспомнить, то такое иго, орда были чуть ли не у каждого народа: у кого-то это были мавры, у кого-то турки, у кого-то те же испанцы, и т. д. И ведь испанцы не рассматривают иго мавров как причину всех своих недостатков и проблем. Так что, имхо, здесь я бы согласился с позицией Тарковского.

    Другая тема, затронутая в фильме: Бог, вера, жертва. «Главное в фильме — жертва, это кино о способности принести себя в жертву во имя другого человека.»- сформулировал Арабов в одном из интервью. «Он решил испытать мучения, как его Бог»- вторит ему могол, когда говорит с ханом о Алексии. Но вдумаемся: что такое жертва, в чем была жертва того же Иисуса. Ведь жертва-это не лечь на жертвенный камень, не броситься на колья, не лечь на крест, чтобы прибили. Иисус и в Евангелиях, и у того же Булгакова не стремится умереть, не стремится именно к жертве. Он и Пилату даёт шанс избежать преступления, отвечает не с вызовом, не так, чтобы лишь бы нарваться на казнь. Жертва для Иисуса-это не крест, не распятие, но делать, что следует, не изменяя себе. Не раз говорил с мусульманами об этом и слышал то же непонимание жертвы, как и в фильме: «какой толк(смысл)?». Действительно, если понимать жертву как жертвоприношение, то смысла нет. Арабов устами могола говорит, что «вера и толк(смысл) — это разное». Вера и смысл- это действительно разные вещи, может быть несовместные, но жертва как жертвоприношение- имхо Арабов тут ошибается. Понятно, что в фильме, именно жертвуя собой, Алексий сделал так, что его услышал Бог. Но к Иисусу, к вере отсылы, параллели имхо ложные- это всё таки другое.

    Имхо у Прошкина тоже другое, отличное от Суханова и Арабова понимание «Орды». Ибо в понимании Арабова и Суханова фильм оканчивается с отъездом Алексия. Прошкин же по понятным причинам продолжает, развивая именно общепринятое понимание орды- душат, травят друг друга, жестокость, азиатчина, наложившая на нашу историю печать на столетия. Имхо -ошибочная точка зрения. Да, душили и травили. А кто не травил и не душил, и до и после? И французы, и итальянцы, и англичане- все в те века травили и душили. А ханов, кстати, периодически, когда не душили, избирали на курултае вожди племён. Давайте вспомним когда у нас самих последний раз выбирали хана свободно и самостоятельно? То- то же.

    Т. е. имхо фильм мощный, значительный, отличный по сценографии, операторской работе, декорациям, костюмам, замечательный по игре актёров, сильный своей попыткой ответить на извечные русские вопросы, но несущий в себе все наши заблуждения и недопонимания, т. е. такой, как мы сами.

    28 октября 2012 | 20:23

    Фильм представляет собой удивительно красивую, жесткую и богатую на детали сказку на достаточно экзотическом и незатасканном материале, если угодно, апокриф. Нет необходимости проверять картину на соответствие историческим реалиям — совсем не соответствует, заимствованы персонажи, декорации и кое-какие реалии.

    В «Орде» сильнейшее впечатление производит постановочный размах, весь сказочный антураж с декорациями, гримом, костюмами, плясунами, фокусником, так прекрасно снятых оператором. Саундтрек, в котором соединены множество тем, использованы нетрадиционные струнные, совершенен. Пожалуй, фильма с более яркой и сочной картинкой в отечественном кино не было. Из зарубежных аналогов сравнил бы с идейными пеплумами Чжана Имоу ("Герой», «Дом летающих кинжалов») с вычетом сцен боевых искусств и остросюжетности.

    Все образы монголов и актерские работы понравились безоговорочно (вновь блеснул в камео Андрей Панин), работа же Максима Суханова по определению является статичной и представляет собой в большей степени достижения гримера. Последние минут тридцать фильм несколько теряет в изобретательности на детали, но с учетом большого объема это не критично.

    «Орда» — достаточно статичный, но при этом интересный именно режиссерско-постановочными находками «большой» фильм с этнической стилизацией. Если не предъявлять к нему претензий с точки зрения психологии или мотивации персонажей, можно в полной степени насладиться уникальным авторским фэнтези на историческом материале, которое является более цельным и зрелищным нежели лунгинский «Царь».

    8 из 10

    9 ноября 2012 | 09:12

    Насколько удачно всё началось, настолько невразумительно и завершилось. Однако упрекать в этом авторов картины я, пожалуй, не стану, списав абсолютное непонимание предполагаемой глубины данного произведения на свой «воинствующий атеизм». Дескать, просто не дано постичь — отсюда и результат.

    Как бы там ни было, для меня фильм совершенно четко распался на три разновеликих последовательных отрезка, причем таким образом, что от искреннего и неподдельного интереса, казалось бы, надежно закрепленного первыми минутами, в итоге не осталось ни следа. И даже «электрошок» в виде глубокомысленного (или, по крайней мере, претендующего на статус такового) послесловия оказался мерой крайне запоздалой и оттого безрезультатной.

    Неожиданная смерть героя А. Панина, думается, явилась первой вехой и повлекла за собой переход от стадии чрезвычайного интереса к стадии интереса умеренного. Особенно странным показалось отсутствие даже намека на попытку хоть как-то объяснить случившееся. На фоне откровенной харизматичности убиенного правителя слова его не в меру упитанного душегуба-преемника о том, что великой Орде нужен великий хан, показались неудачной шуткой.

    Положение отчасти спасла скоропостижно ослепшая главная героиня. Наблюдать за происходящим в этой связи было уже не так занятно, но, по крайней мере, не очень скучно. Конец процессу положило фиаско «Великого московского колдуна». Чуда не произошло, и… дальше фильм можно было не смотреть.

    «Хождение по мукам» и прочие «евангелистские тенденции» заполнили собой оставшуюся (что характерно, большую) часть хронометража картины, лишив, на мой взгляд, смысла обсуждение каких-то сюжетно-исторических нестыковок, просчетов в подборе актеров и прочих мелочей.

    Откровенная неубедительность авторского тезиса о ниспослании чуда в ответ на деятельное раскаяние зарвавшегося грешника лично мне напомнила разве что старинный анекдот о желании во что бы то ни стало обнаружить в принципе отсутствующую причинно-следственную связь… Впрочем, на этом, пожалуй, стоит остановиться. Ограничусь лишь итоговой оценкой:

    4 из 10

    14 июня 2013 | 16:13

    Неладно что-то в ханском государстве. Отвернулся Тенгри, Небесный Отец, от монгольской знати, променявшей древних богов на молодого Пророка. Почил могучий Узбек, чья рука железной хваткой держала Орду, сделав её воистину Золотой. Наследники же погрязли в праздности и лени, тратя боевой пыл на казни и братоубийственные интриги. Вот и неосторожный Тинибек за ужином подавился хрящиком, а что горло в крови — так есть не хотел. Хан умер, да здравствует хан; сама Тайдула, белоликая, черноглазая, жестокосердная, благословила Джанибека, младшего, последнего сына своего на царство. Отчего же внезапная хворь одолела всесильную госпожу: то ли власть ослепила, то ли сил больше нет смотреть на то, как разваливается на глазах некогда великая империя. Пришлось посылать в подневольное Московское княжество за «колдуном» митрополитом Алексием. И вроде невелика Россия, а отступать всё равно некуда: хан грозил огнём и мечом уничтожить родную землю, если святой отец не явит чудо и слепая не прозреет. Только где же взять это чудо — до неба высоко, до Бога далеко…

    Поездка Алексия в Орду — факт исторический. Однако «дела минувших дней» произошли настолько давно, что претендовать на достоверность фильм, безусловно, не может. Летописные источники тех лет подробностей исцеления Тайдулы не содержат, так что вопрос: «а было ли чудо» на самом деле, — остаётся открытым. О том, как выглядел Сарай-Бату, сведений и того меньше: изображений этого исламского города, естественно, не сохранилось. Поэтому создатели картины придумали его заново и не прогадали — досконально проработанная и отстроенная с размахом ордынская столица поражает мистической яркостью и сюрреалистической красой. Но этому ненастоящему миру веришь: сочный языческий колорит бесконечно завораживает деталями быта, грубоватой речью, жестокими нравами и, конечно, раскосым и жадным разрезом глаз, который «сделали» даже великолепному здесь Андрею Панину (к слову, эпикантус придал облику актёра законченность, словно выявив вдруг скрытые грани его натуры).

    В этих полусказочных декорациях скитания митрополита приобретают черты эпоса, мифологического сказания с глубокой православной моралью: путешествие главного героя — не просто череда испытаний на прочность с непременным хеппиэндовским разрешением проблем, но путь духовного поиска, искупительного очищения, которое достигается только через страдания моральные и физические. Страдания, совершенно не понятные самим мучителям, ибо для ордынцев действие, не несущее практической пользы, бессмысленно. Не в этом ли секрет «загадочности» русской души для иностранцев? Извечному отечественному менталитету свойственно убеждение, что душевные муки и преодоление жизненных тягот внутренне обогащают человека; западному же прагматику всё это кажется банальным мазохизмом и хронической хандрой. А ведь главная идея фильма до гениального проста: не бывает чудес по заказу, в том числе и государственному; чудо можно только выстрадать, «заслужить», безропотно и терпеливо.

    Зрителю в этой истории отведена роль даже не наблюдателя, а практически участника — большую часть экранного времени камера находится в такой тесной близости к действию, что создаётся ощущение личной вовлечённости в происходящее. Такой эффект достигается, в том числе, и выбранными ракурсами, соответствующими движению человеческого взгляда: то плотно «увязая» в толпе, то «падая на колени», то «глядя» на занятые делом руки. Фрагменты сюжета выстроены с тонким расчётом: не объяснить происходящее, а дать возможность прочувствовать, понять, сложить из мелочей собственную цельную картину. Актёры предельно естественны и оттого созданные ими образы особо убедительны: немногословный Алексий с его старческой скупостью жестов и взором погружённого в собственные мысли человека; испуганный Федька, затравленно молящийся всем богам сразу — вдруг кто, да и услышит; посол Тимер, не всегда согласный с приказами хана, но принимающий их как неизбежное зло; сам хан Джанибек, по-детски радующийся представлениям и фокусам; грозная Тайдула, которая постепенно превращается просто в усталую, разочарованную жизнью старую женщину.

    При всей татарской экзотике Алексиада полна символики, прежде всего, христианской. Владыке пришлось спуститься в Ад, пройти огонь, воду и, отчасти, медные трубы, чтобы получить пропуск в условный Рай и омыться в бассейне, в котором совсем не случайно плавают рыбы. Богатый, многолюдный и многонациональный город, где говорят на разных языках и исповедуют разную веру, а ханская семья усаживается на сиденья, напоминающие многоярусные башни, — не напоминает ли это библейский Вавилон, чьё влияние было столь же огромно, сколь стремительным оказалось падение. Титул, коим именуется Джанибек — Царь Царей — перекликается с одним из эпитетов Иисуса Христа, заимствованным из Апокалипсиса. И конец близится. Бердибек, что взошёл на трон следующим, истребил двенадцать своих братьев, но и сам не избежал смерти, после чего в Орде началась долгая борьба за власть. Митрополит Алексий стал наставником Дмитрия Донского, разгромившего татарскую армию в Куликовской Битве, а приволжские селения золотоордынцев сравняли с землёй полчища великого Тамерлана через тридцать лет после событий ленты. Сарай-Бату снова обратился в песок, как со временем рассыпалась в прах и сама монгольская империя.

    Но Орда не ушла. Тяжёлое её «наследие» живо и сегодня, проявляясь варварскими методами хозяйствования и азиатским двуличием власти, имперскими амбициями и желанием нахватать побольше, кумовством и взяточничеством, пресловутым кризисом духовности, наконец. Своя Орда есть и внутри нас. Необузданная языческая мощь, дикая, азартная, способная смести всё на своём пути. И удержать её в узде способно лишь искреннее и мудрое христианское смирение. Та самая слабость, что в итоге побеждает силу.

    27 сентября 2012 | 14:33

    Во время войны 1941-1945 годов немцев показывали в фильмах тупыми, карикатурными и отсталыми. Оно понятно, советские люди тогда еще испытывали страх перед фашистами, и сталинская пропагандистская машина снимала страх приемами уничижения противника. После войны уже появились фильмы, где противник был показан более объективно, потому что победа над дураками сильно унижала победителей и умиляла их роль в войне.

    Неужели страх перед татаро-монголами до сих пор сидит в генах у русских, что былого противника нужно изображать варварами-недочеловеками? Неужели патриотизм можно воспитать на лжи? Ладно, раньше СССР жил за железным занавесом и мы не знали всей правды о войне и наших идейных противниках, но сейчас в век интернета и свободы такие извращения правды могут обернутся своей противоположностью.

    Чтобы как-то оправдать свой страх создатели фильма лихо перекроили историю. Монах Джованни Плано Карпини был у монгол за 100 лет до показываемых событий. Папа римский Иннокентий VI не мог иметь дело с Тинибеком, поскольку Тинибек был убит за 11 лет до того, как Иннокентий стал понтификом. И убили Тинибека эмиры, когда он произносил клятву великого хана, а не его брат Джанибек.

    Тайдула, мать Джанибека, пригласила отца Алексия в Орду в 1357 году для лечения Джанибека, но, чтобы никто не узнал, что хан болен, она притворилась слепой, и Алексия пригласили якобы для ее лечения. В память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы митрополит Алексий в 1365 году основал в Московском Кремле Чудов монастырь.

    Но самое главное — Тинибек, Джанибек и его сын Бердибек исповедали ислам, то есть, не были языческими варварами, коими их изобразили в этом фильме. Чингизиды, правившие тогда всем миром, одевались в парчу и шелк и в роскоши превосходили восточных правителей, вроде Султана Бейбарса, которые были показаны в российских же фильмах.

    Плохо, когда рабский страх и униженное достоинство движет помыслами художника. Создателям фильма не удалось показать, ни почему сгнила и сгинула Золотая Орда, ни почему святая вера русичей оказалась сильнее магометанства татаро-монгол, ни почему воины Золотой Орды приняли впоследствии православие и составили костяк вольного казачества.

    Когда в голове разруха и фильм получается ни о чем.

    4 из 10

    31 октября 2012 | 13:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 377 руб.
    Blu-Ray, 484 руб.
    саундтрек, 523 руб.
    подробнее

    Новости


    Кинофестиваль «Окно в Европу», традиционно проходящий в августе в Выборге, объявляет конкурс короткометражного кино. Автор победившего фильма получит возможность посетить «Окно в Европу», увидеть лучшие новые картины и стать обладателем золотой карты сети кинотеатров «Пять звезд». Автор лучшего комментария к этой новости тоже не останется без приза. (...)
     
    все новости

    Интервью


    К «Орлеану» пока написана только пара музыкальных фрагментов. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск завершает обзор любопытных отечественных фильмов, которые появятся на экранах в 2015 году. В кинотеатрах нас будут ждать таинственный «Гость», летающий «Дракон», самоотверженный «Экипаж», кровавый «Хардкор» и многие другие проекты. Год обещает быть жарким. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent52 263 680
    2.ЗолушкаCinderella34 967 659
    3.Ночной беглецRun All Night5 032 323
    4.ГанменThe Gunman5 028 702
    5.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4 627 340
    20.03 — 22.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    5.1+1Intouchables8.887
    6.Король ЛевThe Lion King8.777
    7.ЛеонLéon8.775
    8.НачалоInception8.774
    9.ИнтерстелларInterstellar8.752
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.ВаркрафтWarcraft92.40%
    42.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.18%
    43.Ключи от улицыThe Keys to the Street92.05%
    44.Охотники за привидениямиGhostbusters91.92%
    45.ФлэшThe Flash91.90%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Пылающие мертвецыThe Burning Dead1
    ПоклонникThe Boy Next Door14
    ГлушьBackcountry4
    Спящая красавицаSípová Ruzenka3
    Ханзава НаокиHanzawa Naoki1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.540
    Призрак7.565
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.111
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.680
    ЗолушкаCinderella7.466
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    Любовная загвоздкаAccidental Love30.04
    премьеры