всё о любом фильме:

Орда

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Прошкин
сценарийЮрий Арабов
продюсерСергей Кравец, Наталия Гостюшина, Алексей Карпушин
операторЮрий Райский
композиторАлексей Айги
художникСергей Февралев, Наталья Иванова, Людмила Илюткина, ...
монтажНаталья Кучеренко
жанр история, ... слова
бюджет
$12 000 000
сборы в России
зрители
Россия  401.5 тыс.,    Украина  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации (1):
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (558)
ожидание: 89% (2124)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
32 + 2 = 34
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1920 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Орда» вовсе не является тем, чем она пытается казаться по рекламе. Но это отнюдь не тот случай, когда внешность оказывается лучше того, что она скрывает. Несмотря на свой воистину крупнобюджетный статус, этот близкий к понятию «артхаусного блокбастера» фильм преуспевает далеко не столько в качестве эпика, сколько в качестве исторической драмы. Здесь мало тела, но очень много души. В сравнение способен пойти «Поп» от все той же производственной компании «Православная энциклопедия», значительная часть средств которых и составила 12-миллионный бюджет «Орды», тогда как остальная часть поступила от государства и «Газпрома». В России ежегодно снимается не так много достойных лент, что бы те не оставались в памяти, и работа Владимира Хотиненко трехгодичной давности как раз из этой категории. «Поп», можно сказать, был прост по части сюжетной структуры, исторических амбиций, но завоевывал аудиторию исключительным исполнением. Идейно «Орда» шагает по тому же пути, однако проделывает грандиозную работу над тем, чтобы этот путь как можно сильнее насытить.

    Сценарий не претендует на фундаментальную историческую правдивость, рассказывая свою историю датируемую XIV веком. Историческая дотошность в «Орде» заключается во многочисленных деталях устройства эпохи. Страсть воссоздать былую реальность не переступает через страсть к идейному воплощению. Фильм постоянно идет на расстоянии вытянутой руки от богатой коммерческой зоны, но никогда на нее не ступает. Слоистость повествовательной структуры можно наблюдать лишь в самой завязке, которая, впрочем, сразу заявляет о том, что у данного кино нет в планах идти по стопам привычного зрителю современного мэйнстрима. Здесь очень много знакомых элементов, что мы прежде встречали в схожих жанровых картинах, но благодаря яркому, проницательному исполнению эти самые элементы получают новую жизнь.

    Происходящее на экране ведет себя неторопливо, каждый из эпизодов получает тщательное рассмотрение со стороны сценария, объем которого не оказывается сокращен тогда, когда режиссер реализует бумагу в действие. Возможности крупного бюджета заметным образом сказываются на качестве декораций и костюмов. Постановочная концепция видится весьма наглядной: сильная вспомогательная база выступает за мощью платформу, на которую ступают режиссер Андрей Прошкин и исполнитель главной роли Максим Суханов. Это очень большое кино одного актера, на силу образа которого оказывает одновременно внушительное и тонкое воздействие все то, что у этого актера перед глазами. Суханов остро ощущает где нужно выдержать паузу, где нужно прибавить в действии, в чем должна заключаться сила взгляда, и какова она — физиологическая естественность в столь суровых условиях.

    «Орда» предпочитает отказываться от открытого действия в пользу закрытого, висцерального рассуждения о Боге. Особенно тогда, когда большую часть времени мы наблюдаем за одиночеством главного героя. Фильм тотально преуспевает не только в том, чтобы арестовать наше внимание центральным персонажем, но и в том, чтобы мы с интересом и особым трепетом наблюдали за тем, как на этого персонажа смотрят люди его окружающие. Каждый из эпизодов ведет себя предельно естественно, всегда борется за историческую аккуратность и элементарное жизненное правдоподобие. Если грязь — то грязь, если смерть — то смерть. Здесь нет боевика, но есть много красивой почвы, на которой произрастает мысль. Как бы отдельные части «Орды» не воспринимались, рано или поздно поступает твердое зрительское убеждение, что на экране — хорошее кино. Оно относится к той редкой категории фильмов, что могут не вызывать восторги, но найдется ничтожно малое количество тех, кто скажет, что такой фильм плох.

    Очень живая, неспешная, часто немногословная, глубоко эмоциональная и красиво, выразительно поставленная историческая драма. Даже в масштабах мирового кинопроизводства сегодня редко блокбастер радует таким набором неожиданных приемов сюжета, честным подходом к аудитории и столь щедрым предложением для людей, готовых задуматься о чем-то очень важном.

    9 из 10

    14 сентября 2012 | 03:39

    Сколько гордых мужей, изумясь ворожбой этих глаз,
    Стало слугами ей, вожделений телесных стыдясь.
    Так бела и румяна, как будто в сияньи зари
    Птицы жертвенной кровь на нетронутый снег излилась.

    Сайф-и Сарай, золотоордынский поэт. XIV век.


    Садясь в кресло на сеансе российского кино, можно ожидать увидеть всё что угодно. Лично я неоднократно испытывал чувство разочарование после просмотра очередной отечественной киноподелки. Но последнее время всё чаще меня посещали смешанные чувства. И «Орда» здесь не стала исключением.

    На удивление, с кинематографической стороны фильм безупречен. Блестящая игра актеров. Как Розы Хайруллиной в роли Тайдулы, так и Максима Суханова, загримированного, что и не узнать, игравшего митрополита Алексия. Практически все, даже безмолвные слуги и стражники, убедительны в своих образах. При виде костюмов и декораций нет ощущения подделки или бутафории. Спецэффектов не много, но они очень органичные и естественные. Отличной вышла и операторская работа. Ракурсы и планы простые, но запоминающиеся. Сюжет логичен и особых нареканий не вызывает.

    Можно было бы придраться к исторической составляющей. Но художественное произведение не обязано полностью следовать исторической точности. Сценарий основан на легенде, а потому вольная интерпретация позволительна, тем более, что от основной канвы создатели картины не отклонились. Для подобных фильмов что требуется? Яркие и колоритные образы, аутентичный фон, внимание к деталям. Всё это в «Орде» наличествует. Потому нет особого желания выискивать с этой стороны минусы. Отдельные неточности, если таковые найдутся, будут непринципиальными.

    Особо хочу отметить, что в фильме полностью отсутствует лубочность, характерная для исторических картин последних лет. Тогда почему же смешанные чувства, если, казалось бы, смотри и радуйся? И тут мы подходим к главному. К смыслу и идее картины. Они донесены до зрителя неявно, так сказать подспудно. Отдельными штришками, в маленьких нюансах, мелкими деталями. И это показатель хорошей режиссуры. Нельзя прямо так в лоб вываливать зрителю всё, что хочешь сказать. Нужно, чтоб у него самого создалось нужное мнение и он усвоил информацию даже не подозревая об этом. Каков же мессидж фильма?

    А здесь нужно обратить внимание на то, что лента называется именно «Орда», а не «Митрополит» там или «Чудеса господни». Алексий в фильме выступает фактически не центральным, а второстепенным персонажем. А главный — Орда. Но это не просто монголы. Орда в фильме — символ всего Востока. Мимо нас проходит большое количество восточных народов: татар, китайцев, монголов, казахов, даже индусов и сибирских шаманов. И вот этот образ Востока в фильме собрал весь набор стереотипов и клише о самом себе. Нам через казни показывают равнодушную жестокость азиат. Через братоубийство их хитрость и коварство. Отношение к христианам подчеркивает их высокомерие и презрение к другим народам. Есть намек на пьянство, к которому они пристрастили и русских. Есть даже намек на каннибализм и инцест. Город Сарай показан серым и убогим, хотя и большим. Вообще весь быт ордынцев предельно прост и убог. Даже ханский дворец не блещет роскошью или изысканностью. Утонченность азиаты проявляют лишь в жестокости. Если даже не заострять внимание на всех этих негативных чертах, которыми режиссер Андрей Прошкин наделил ордынцев, то в целом Азия показана в фильме абсолютно чуждой и непохожей ни в чем на привычное нам: ни в поведении, ни в одежде, ни в отношениях меду людьми. Фактически, нам последовательно выстраивают образ Другого, полностью отличного от нас и с явными негативными чертами. А для сравнения дан образ Алексия.

    В плане православной духовности картина «Орда» ничего нового нам не покажет. Требуется пережить страдания, чтоб добиться божьей милости. Нельзя поддаваться гордыне. Нужно смиренно принимать все посланные свыше испытания. И всё в руце божьей. В этом смысле «Орда» не отличилась ни подачей материала, ни какой-либо особой оригинальностью. Всё это нам уже рассказали в других лентах. Но стоит обратить внимание на один сюжет. Хан Джанибек настойчиво хотел увидеть чудо. Но за чудеса он каждый раз принимал обычные фокусы. А смысл реального чуда — исцеления его матери Тайдулы — ни им, ни кем-либо ещё не был понят. Потому что им нужен только результат, к вере азиаты подходят с чисто практической стороны. Именно потому и нет с ними благодати Божьей. Лишь Тайдула это поняла. На это нам и намекает концовка.

    Так что если кто-то там считает, что Восток — это духовные практики, тысячелетняя мудрость, путь самосовершенствования, то Андрей Прошкин своим фильмом говорит, мол, нет там на самом деле ничего. Одни лишь фокусы или знания на уровне «приложи верблюжьи какашки к больному месту». Жестокость и жажда власти есть, а духовности нет. А духовность она у других, кто на место Орды пришел.

    Данный образ Востока, даже выраженный очень качественными художественными средствами, весьма утрирован и примитивен. То есть по факту что-то подобное имеет место, но в целом ситуация показана неверно. Это всё равно, что снимать фильм про советского солдата на войне, где он всё время пьет водку, насилует женщин и грабит мирное население. И такое было, но эти эпизоды не характеризуют же советского солдат целиком и полностью. А ведь в Золотой орде как раз в XIV веке был расцвет поэзии. И большинство стихов ордынских поэтов — это любовная лирика, а вовсе не воспевание войны или грабежа.

    В результате мы имеем очень качественно сделанный фильм, но, на мой взгляд, с довольно таки примитивным и даже вредным смыслом. В конце концов, создавать такой негативный и утрированный образ не то что отдельного народа, а целой цивилизации — это углублять пропасть между людьми. А искусство, наоборот, должно способствовать как раз их сближению и большему взаимопониманию. А иначе другие народы для нас так и останутся какой-то непонятной дикой разнородной массой, несущейся ниоткуда в никуда. Ордой одним словом.

    29 сентября 2012 | 05:49

    Масштабный исторический эпик с интересной тематикой (коим «Орда» является) нельзя назвать откровенно провальным или даже плохим. Декораторы, реквизиторы, костюмеры и гримёры постарались на славу, воссоздав колорит низовий Волги XIV века. Понаблюдав за многочасовым трудом гримёров, загорелись энергией и артисты Максим Суханов, Роза Хайруллина, Иннокентий Дакаяров. Уверенно играющую компанию не стесняется снимать крупными планами оператор, музыка даёт именно те мотивы, которые ожидаешь услышать в истории про степи, кочевников и древнюю историю, а режиссёр Андрей Прошкин заботливо любуется воссозданным миром Золотой Орды, отвлекаясь на эпоху, наряды, обычаи и быт так часто, насколько позволяет сюжет.

    И вот здесь залегла та самая коряга, о которую фильм запнулся и так и не поднялся. Основной сюжет фильма, развернувшийся на фоне Великой Степи XIV века смотреть тяжко, а уж пересматривать и вовсе не хочется. Потому что сюжетная канва а) расходится с исторической действительностью, потому не может ужиться в добротно воссозданном «фоне», б) слишком прямолинейна и зациклена на теме страданий, в) останавливается в развитии и не получает внятной концовки. Сюжет фильма не поддерживает антураж, а фигурально вьёт верёвки из хороших актёров, добротных персонажей и диалоговой составляющей.

    Фильм повествует о том, как в Золотой Орде начинается эпоха отце-брато-друже-убийств, политический курс и религиозное мировоззрение перестают быть стабильными. Ханша Тайдула вынуждена благословлять на правление родственников, дорвавшихся до власти не самым бескровным образом, посему пользуется большим уважением. Однажды она слепнет, и к ней фактически сгоняют всех окрестных лекарей, включая митрополита Всея Руси Алексия. Все лекари терпят неудачу, и митрополит не исключение. По сюжету эта неудача превращается для него в гонения, каторжный труд, сопровождаемый голодом и опасением за Русь, которую первосвященник так подвёл. Однако в итоге библейских масштабов лишения с выносом нерушимой веры на передний план даруют чудесные исцеления и невзрачный хэппи-эндец.

    Собственно, излишняя религиозность сюжет и топит. Это тот случай, когда прагматичный политический взгляд на историю гораздо интересней. Но ведь про митрополита снять кино, не скатывающееся в «житие православное», так сложно! А могло получиться что-то подобное зарубежной ленте «Король говорит». В этом случае «Ханша видит» имел бы следующие сюжетные очертания:

    Прежде всего, заболевание Тайдулы имеет психологические корни (что в фильме «Орда» отчасти прослеживается). Насилие и ожесточение в мире орды сказывается на нервах ханши и проводит к потере зрения. Лекари пытаются устранить недуг физическим лечением — не получается. Из Москвы вызывают митрополита с послушником (которого в ленте играет Александр Яценко). Митрополит сразу понимает, что быстрое лечение невозможно, но вот его послушник спорит, предлагает евангельские методы (то же лечение грязью) с понятным результатом. В итоге митрополит остаётся один на один с таинственной хворью. И решает действовать разговорами.

    В беседах Алексий детально описывает слепой ханше красоты русских сёл, русской природы (при грамотно составленных монологах налёт патриотизма даже не будет замечен). Ханша рассказывает о быте и нравах орды как государства, о том укладе жизни, к которому была привычна до слепоты. Её монологи прекрасно поддерживают визуальную составляющую фильма, но и позволяют увидеть истинную суть Золотой Орды — это не толпа бусурман на лошадях, а весьма успешное государство, которое освоило и развивает арабские медицину, астрономию и математику, китайские архитектуру и искусство войны, русское ювелирное дело и много чего ещё.

    Добавим и такую сюжетную линию, основанную на реальных событиях: в орде усиливались позиции ислама, непримиримо старавшегося вытеснить традиционные верования и православную епархию (которая в столице ханства определённо была). Разговорами завоевавший доверие Тайдулы Алексий вполне мог бы защитить интересы единоверцев и вывести Русь из-под удара обязательной исламизации. Кто хотел прославления религиозного деятеля — вот вам для этого почва. И никого раздевать, бросать в шахту и поджигать не надо.

    Итогом истории будет всё то же исцеление, но у него не будет причин, оставляющих зрителя в недоумении. К концу фильма мы будем видеть, что успех не в божье деснице, а во вкрадчивом и спокойном голосе митрополита, успокоившем сознание Тайдулы и вернувшем слепцу способность видеть при помощи ярких иллюстративных описаний. Алексий отправляется на Русь (попутно помогая второстепенным героям, как это было показано в фильме), а эпилог даёт понять, что с риском для жизни он приобрёл для своей страны союзника в ханской ставке. Уважение к «русскому чудотворцу» дало Москве несколько лет спокойной жизни, без которых иначе могла бы повернуться битва на Куликовом поле…

    Это та «Орда», которую никогда не снимут. Хотя мне было бы интересно увидеть кино с такой историей, возможно, что и вам тоже. Но спонсоры и прочие источники финансирования пытаются экранизировать свои идеи, свои интересы, не заботясь о том, насколько сильный отклик в массах они находят. И вот, если бы не это вытягивание религиозных мотивов и не эта игра на вопросах веры, то «Орда» стала бы интересным и масштабным произведением, про которое можно было бы сказать «не хуже заокеанских».

    7 из 10

    /Историческое кино, которое хотя бы не безнадёжно/

    10 января 2013 | 01:56

    Нечасто нас кинематографисты балуют экскурсами в историю, особенно кинематографисты отечественные. Поэтому, фильм «Орда», рассказывающей о жизни монголо-татар и их взаимоотношениях с московитами, смотрится с интересом. В каждом из нас течет хоть капелька крови от завоевателей степей и равнин из племени Чингисхана. Степняки живут в каждой русской душе: двести лет татаро-монгольского ига не прошли даром.

    Картина «Орда» хороша, как ни странно, своей натуралистичной жестокостью. У меня как зрителя возник неожиданный вопрос к авторам фильма: «Неужели так жили наши предки и наши же завоеватели?» Вот острый меч степняка рубит русину голову просто потому, что русич — пленный и слишком высок. Голова катится кубарем под ноги вождя монголов, а из тела ручьем бьет кровь. Я невольно провел по шее рукой, как бы погружаясь в кадр: ведь так наверное нашим предкам и рубили головы монголо-татары. Что-то на генном уровне буквально заставляет смотреть фильм «Орда» с вниманием.

    А еще изюминка картины, как мне кажется, в лицах. Нет, не в лицах русских актеров, коих немало на экране, а узкие глаза, широкие скулы, особая форма черепа. Нет, это — не китайцы и не японцы, не тайцы, А совершенно особый, уникальный человеческий тип — монголоидная раса. Я даже раньше не замечал, насколько многолики могут быть лица представителей данной расы, но фильм «Орда» что-то новое открыл мне в науке о лицах. Именно монголоидов нечасто увидишь в Москве, в Монголию съездить было бы неплохо, да только как-то стремно. А вдруг они так же как многие сотни лет назад будут рубить головы московитам, пусть последние и будут с фотокамерой вместо оружия? Впрочем, все это опять же генетические страхи. Я не сомневаюсь, что нашествия Орды нашит предки опасались поболее, чем неурожая.

    Фильм полон жестокости и я думаю, это правильно, потому как в те времена народы ходили друг к другу не в бирюльки играть. Я бы не стал показывать многие кадры маленьким детям. Нет, не так. НЕ НАДО им смотреть данный фильм. Но взрослый взгляд видит, что сцены первобытной жестокости необычайно органичны в контексте и на экране. Да, как не печально, но запредельная жестокость есть часть того мира, что показан нам режиссером Андреем Прошкиным и сценаристом Юрием Арабовым. Как-то давно видел на канале «культура» выступление Юрия, так тогда мне он показался каким-то азиатом в хорошем смысле этого слова. И вот тебе на: его перо составило основу «Орды».

    Глядя на экран, как бы погружаешься в мир шаманства и предрассудков. С легкой улыбкой смотрятся сцены с неуклюжими и наивными лекарями, что пытаются вылечить ослепшую царицу монголов — ханшу Тайдула (актриса Роза Хайруллина). И сейчас, спустя почти тысячу лет, уже современные белые и черные маги, сниматели порчи и организаторы приворотов пользуется теми же самыми фокусами, что шарлатаны времен монголо-татарского ига. Сейчас, правда, не кладут свежие верблюжьи фекалии на ресницы, чтобы вернуть зрение страдальцу, но вот охмуряют пациента по тем же канонам актерского мастерства, только в более цивилизованной форме.

    Фильм «Орда» хорошо тем, что погружает зрителя в неведомый ему мир степняков изнутри. Тут важно следить за деталями. Какое зеркало держит старая бабка, что стоит перед ханшей Тайдула? Что это за чудная утварь? Какое жилище было у тех, кто завоевывал почти всю Европу на копытах своих коней? Даже какой косметикой (бякой) мазали лица женщины Орды. Вот эти мельчайшие детали создают общую атмосферу познавательности фильма. За баталиями и битвами на мечах нужно идти на другое кино типа «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером, тут же я бы сказал что перед нами лента историческая, в чем -то просто бытовая. Но это то ее и делает необычной! Боевиков и так снято много, даже на наших просторах, а вот историческое кино у нас мертво и появление «Орды» несомненно, вносит разнообразие в пресный мир российского кино (менты, бандюки, продажные чиновники).

    Сюжет картины сводится к вопросу как вылечить ослепшую ханшу, если все местные знахари облажались? Ее сын — великий хан — посылает в земли московитов послов, чтобы те привезли русского колдуна, как они его называют. Но на самом деле это митрополит Алексий (Максим Суханов). У последнего жесткий выбор: если ему не удастся исцелить женщину, Московию степняки сожгут. Сравняют с землей и перемешают с пеплом. Актерская работа Максима Суханова мне показалась удачной именно своей отрешенностью и обреченностью. Он вызывает и жалость, и некое желание ему помочь. А это — сострадание и значит, образ актером раскрыт достоверно. На долю Алексия выпало немало страданий. Но разве когда-нибудь русская доля была легкой? Земли руссичей издревле соединяли два континента — Европу и Азию, и нашествия вглубь русских земель шли как с востока, так и с запада, с севера и даже с юга.

    Я и так понимал, что раз монголы покорили полмира, то не ветер степей гулял в головах их военнон6ачальников. То были и смышленые, и бесстрашные воины. Великий хан Джанибек в фильме «Орда» затевает этакую жестокую игру с митрополитом Алексием. Хан же может в любой момент убить старика, но не делает этого, наоборот, заставляет русского мучится, но — жить. Изощренный ум тирана способен на пытки более страшные, чем пытки плоти. Имеются в виду душевные испытания. Хан окунает митрополита в омут горя, боли, страданий за свой народ и хладнокровно следит за реакцией подопытного митрополита.

    Картина еще раз подтвердила мое мнение, что степняки были ох как не глупы. Только вот непонятно: как с таким умом и такой силой и завоеванной всей Евразии в современности монголоиды никак не относятся к передовым цивилизациям. Как они могли профукать свое ВЕЛИКОЕ ЦАРСТВО МОНГОЛОВ? Фильм отвечает на этот вопрос так: нескончаемые перевороты в верхних эшелонах власти Орды и объединение русских земель против степняков разрушили мощь непобедимой некогда Орды. Но я полагаю, здесь вопрос гораздо глубже, чем интриги во власти и русская сила. Что-то сломало Орду более сильное, нежели эти вещи. Но данный вопрос мы оставим аналитикам и историкам. Фильм же «Орда» заслуживает

    9 из 10

    3 октября 2012 | 00:37

    По разному можно относиться к главному герою картины Митрополиту Алексию. Он не соответствует тому реальному человеку, жившему много веков назад и может ввести в заблуждение тех, кто поверхностно знаком с событиями прошлых времен. Если же абстрагироваться от всех этих бесспорных фактов, указывающих на неточность режиссуры, акцентироваться только на его роли в данной кинематографической реальности, то перед нами возникает интересный образ с интригующим сюжетом.

    Основополагающей фильма являются эпизод с чудом. Важен он, прежде всего за счет тех чувств, которые переживал старец, и действий, совершаемые им на тот момент. (Поскольку Митрополит Алексий в данном фильме не соответствует своему историческому прототипу, то будем называть его старец, подразумевая любого человека, могущего оказаться в данном положении). Назвать старца (хотя он и Митрополит) тем праведником, которых мы привыкли видеть в житиях нельзя. Он значительно ближе к мирскому, скажем так по форме, но не по содержанию. В эпизоде с чудом, мы видим его неприкрытое волнение, переживание, отчаяние. Разве Митрополит из Святого Жития стал бы так метаться? — Нет. В фильме же Митрополит ведет себя иначе. Мало того, что он не совершает чуда в отведенные сроки, так его ещё подвергают унижениям.

    Идея фильма строится на противоборстве христианского отношения к человеческой жизни, оплотом коего является старец, и языческого, презирающего чужую жизнь, но любящую власть и наживу. Хан, как и все его сподвижники не может постичь, понять действия старца, который предпочел обречь себя на страдания, осознавая, что не смог спасти свой народ, когда тот так нуждался в нем. Для орды, чувство совести и сострадания совершенно чуждо. Оно противоречит тому миропониманию, к которому они привыкли.

    Далее, фильм проходит в кульминационной борьбе двух галактик. Хан стремится сломить дух старца, чувствуя в этом физически слабом человеке силу, которая зиждется не на скорости или мощи удара, а на любви к людям. Языческий дух хочет растерзать, уничтожить христианство. Убить старца было бы самым простым, хан, зная, что не в силах сломить этого человека, начинает просто мародерствовать над его душой, ставя в вину ему смерти людей. Старец жертвует самым важным, что есть на этом свете, а именно, жизнью на том. Конечно, можно было бы сказать, да что там жизнь! Разве можно назвать жизнью то адское место, где каторжные умирают за несколько недель? Но отбросив цинизм, следует сказать о надежде, важностью коей нельзя пренебрегать при любых, самых невыносимых обстоятельствах.

    В результате, в самый нежданный момент, чудо свершается. Что в сущности не вызывает в хане глобальную переоценку ценностей (за что он и все его потомки потом поплатятся), но является свидетельством величия православного духа, что ещё ни раз подтвердится не только на уровне единичной человеческой жизни, но и в масштабе исторических свершений.

    25 июня 2014 | 13:35

    К создателям этого фильма у меня сложилось отношение противоречивое: с одной стороны благодарность им и уважение за то, что люди взялись за такой малоосвоенным в историческом кинематографе материал, как быт Золотой орды и не побоялись это сделать (и кое в чём даже преуспели!), с другой — подход к историческому кино должен быть более ответственным, чем в этом случае, потому что фильм «Орда» это — скорее, пример безответственности! Но обо всём по порядку.

    Сначала хочется отметить положительные стороны фильма. В основном, это — парочка эпизодов, которые я, пожалуй, отдельно от фильма добавлю в свою видеоколлекцию. Точнее, это начальный эпизод — приём римских послов — с участием недавно ушедшего от нас Андрея Панина (кстати, хочу заметить, что я не поклонник Панина и до недавнего времени даже считал его актёром — однообразным, но в «Орде» он был настолько хорошо загримирован и настолько интересно сыграл, что я, даже зная, что Панин там снимался, — не узнал его в этой роли!), а также эпизод с китайским фокусником, который поначалу был эффектен, но в итоге вдруг — «получил на орехи» (очень забавно смотрелся неожиданный переход от эффекта к разоблачению). Вообще, неплохо (колоритно, по крайней мере) показана сама орда изнутри. А вот «вкрапление» сюжетной линии с русским княжеством и визитом митрополита на фоне этого — выглядят гораздо скучнее, заметно уступают «ордынской линии», а может быть даже и портят фильм, учитывая, что визит митрополита — является здесь темой N1. Но об этом ниже, а пока что я ещё хочу отметить довольно удачный подбор актрисы на роль татарской княжны Тайдулы. Хороша и цветовая гамма фильма. Работа оператора — на достойном уровне. На этом, пожалуй, плюсы оканчиваются…

    Очень неудачен, точнее даже сказать, негармоничен сценарий фильма. Где-то примерно с того момента, когда митрополита выгоняют из орды и он уходит от римских послов, начинается дисгармония сюжета — фильм не идёт, а — тянется… вереницей необъяснимых дел и странных поступков. Учитывая предшествующую динамику событий, становится скучно наблюдать брожения митрополита (да и некрасиво: он — напоминает бомжа, а не одухотворённого божьим промыслом странника), и неизбежно возникает вопрос: да когда же это всё уже закончится??? Попытка самосожжения, а также неожиданное исцеление княжны (причём что важно, самого исцеления — не показывают, а только сообщают, что оно, оказывается, уже произошло (за кадром!)), вызывая какое-то тягостное недоумение у зрителя, узнающего об исцелении в самую последнюю очередь.

    Историческая правда — могла бы быть принесена в жертву художественным достижениям фильма, если бы таковые преобладали, но… они — весьма незначительны и мы опять в недоумении: ради чего было жертвовать историей?! Я не буду подробно перечислять все исторические несоответствия — они, увы, преобладают и многими рецензентами уже перечислены. Я лишь напомню, что кандидат исторических наук Вадим Рудаков, бывший поначалу историческим консультантом фильма, в конечном итоге отказался от сотрудничества с его создателями. Нелишним будет также, чтобы дать понять уровень исторической достоверности/недостоверности картины, напомнить эпизод, в котором ордынцы весьма удачно испытывают… пушку (зря, не пулемёт!), привезённую из Китая. Отсутствие артиллерии у Золотой орды — это элементарный исторический факт и причина освобождения из под ордынского ига России в 1480г., а также — падения разрозненных ордынских княжеств — Астраханского, Казанского и Сибирского. Неужели трудно было всего лишь учебник истории открыть?!

    Но что наиболее не удалось создателям фильма, так это образ центрального персонажа — митрополита Алексия. Несмотря на немалый талант Максима Суханова (он очень хорошо сыграл Сталина в неудачном продолжении «Утомлённых солнцем»), роль предстоятеля русской церкви ему оказалась не по силам. Его поведение — жесты, разговор — абсолютно не производят впечатление духовного авторитета (каковым он на тот момент, согласно фильму да и истории, являлся), не вериться вообще, что это церковный иерарх. В нём нет, какого-то огонька! В этом смысле можно было бы привести в пример образ настоятеля монастыря, созданного Николаем Кутузовым в фильме «Андрей Рублёв».

    Но неудачен образ митрополита не только по субъективной оценке, но и при объективном подходе… У меня, как у человека, хорошо знакомого с православным учением, вызывал откровенное недоумение церковный иерарх, который кладёт в рот кусок, не перекрестясь при этом. Но это ещё цветочки!..

    Митрополит, в последствии признанный святым (!), «ничтоже сумняшеся», учавствует языческом (т. е. богомерзком, с т. з. православия!) ритуале, проходя между огней и когда его неоднократно называют колдуном, — он, как бы молчаливо соглашаясь, не разу это не опротестовывает (!), хотя, согласно тому же православному учению, разница между священником и колдуном — принципиальна (примерно, как между чёрным и белым): первый — служит Богу, второй — совсем наоборот… Библия неоднократно осуждает колдовство и т. п., например: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10-12). Поэтому, помятуя о том, что «молчанием предаётся Бог» (Григорий Богослов), митрополит Алексий — просто обязан был опротестовать неприемлемое наименование, и, наверное, опротестовал бы, будь то в настоящем историческом фильме.

    Когда «митрополит» не выдерживает мучений и решает покончить жизнь самоубийством, то, конечно, это можно списать на человеческую слабость и т. п., но святости это ему явно не добавляет… В литературном наследии одного из отцов церкви есть интересное замечание, что если, например, человек необдуманно залез на дерево, упал с него и убился, то этот человек — самоубийца, со всеми истекающими последствиями, т. к. подверг свою жизнь беспричинному (!) риску, окончившемуся трагедией. Наш горе-«митрополит» — добровольно (!) вернулся в орду, понимая, что ничего хорошего его там не ждёт, и, соответственно, сам на себя возложил бремя непосильных страданий, вынудивших его впоследствии попытаться «наложить на себя руки».

    Напоследок, мне хочется выразить сожаление в связи с заметным ухудшением исторической тематики в современном отечественном кинематографе. За последние годы, если даже и появлялись неплохие исторические фильмы («Тарас Бульба», например), то, как правило, основные их преимущества базировались на интересной актёрской игре, удачных работах композитора, оператора и т. д., но историческая линия фильмов, опять же, оставляла желать лучшего. В советское время, к кинематографу в этом отношении был более щепетильный подход, а сейчас… Наши создатели кино, судя по всему, увы, считают, что гораздо важнее сосредоточить внимание на декорациях, чем на консультации компетентных людей. И фильм «Орда» — очередное подтверждение этой нехорошей тенденции.

    12 марта 2013 | 16:51

    Насколько удачно всё началось, настолько невразумительно и завершилось. Однако упрекать в этом авторов картины я, пожалуй, не стану, списав абсолютное непонимание предполагаемой глубины данного произведения на свой «воинствующий атеизм». Дескать, просто не дано постичь — отсюда и результат.

    Как бы там ни было, для меня фильм совершенно четко распался на три разновеликих последовательных отрезка, причем таким образом, что от искреннего и неподдельного интереса, казалось бы, надежно закрепленного первыми минутами, в итоге не осталось ни следа. И даже «электрошок» в виде глубокомысленного (или, по крайней мере, претендующего на статус такового) послесловия оказался мерой крайне запоздалой и оттого безрезультатной.

    Неожиданная смерть героя А. Панина, думается, явилась первой вехой и повлекла за собой переход от стадии чрезвычайного интереса к стадии интереса умеренного. Особенно странным показалось отсутствие даже намека на попытку хоть как-то объяснить случившееся. На фоне откровенной харизматичности убиенного правителя слова его не в меру упитанного душегуба-преемника о том, что великой Орде нужен великий хан, показались неудачной шуткой.

    Положение отчасти спасла скоропостижно ослепшая главная героиня. Наблюдать за происходящим в этой связи было уже не так занятно, но, по крайней мере, не очень скучно. Конец процессу положило фиаско «Великого московского колдуна». Чуда не произошло, и… дальше фильм можно было не смотреть.

    «Хождение по мукам» и прочие «евангелистские тенденции» заполнили собой оставшуюся (что характерно, большую) часть хронометража картины, лишив, на мой взгляд, смысла обсуждение каких-то сюжетно-исторических нестыковок, просчетов в подборе актеров и прочих мелочей.

    Откровенная неубедительность авторского тезиса о ниспослании чуда в ответ на деятельное раскаяние зарвавшегося грешника лично мне напомнила разве что старинный анекдот о желании во что бы то ни стало обнаружить в принципе отсутствующую причинно-следственную связь… Впрочем, на этом, пожалуй, стоит остановиться. Ограничусь лишь итоговой оценкой:

    4 из 10

    14 июня 2013 | 16:13

    Во время войны 1941-1945 годов немцев показывали в фильмах тупыми, карикатурными и отсталыми. Оно понятно, советские люди тогда еще испытывали страх перед фашистами, и сталинская пропагандистская машина снимала страх приемами уничижения противника. После войны уже появились фильмы, где противник был показан более объективно, потому что победа над дураками сильно унижала победителей и умиляла их роль в войне.

    Неужели страх перед татаро-монголами до сих пор сидит в генах у русских, что былого противника нужно изображать варварами-недочеловеками? Неужели патриотизм можно воспитать на лжи? Ладно, раньше СССР жил за железным занавесом и мы не знали всей правды о войне и наших идейных противниках, но сейчас в век интернета и свободы такие извращения правды могут обернутся своей противоположностью.

    Чтобы как-то оправдать свой страх создатели фильма лихо перекроили историю. Монах Джованни Плано Карпини был у монгол за 100 лет до показываемых событий. Папа римский Иннокентий VI не мог иметь дело с Тинибеком, поскольку Тинибек был убит за 11 лет до того, как Иннокентий стал понтификом. И убили Тинибека эмиры, когда он произносил клятву великого хана, а не его брат Джанибек.

    Тайдула, мать Джанибека, пригласила отца Алексия в Орду в 1357 году для лечения Джанибека, но, чтобы никто не узнал, что хан болен, она притворилась слепой, и Алексия пригласили якобы для ее лечения. В память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы митрополит Алексий в 1365 году основал в Московском Кремле Чудов монастырь.

    Но самое главное — Тинибек, Джанибек и его сын Бердибек исповедали ислам, то есть, не были языческими варварами, коими их изобразили в этом фильме. Чингизиды, правившие тогда всем миром, одевались в парчу и шелк и в роскоши превосходили восточных правителей, вроде Султана Бейбарса, которые были показаны в российских же фильмах.

    Плохо, когда рабский страх и униженное достоинство движет помыслами художника. Создателям фильма не удалось показать, ни почему сгнила и сгинула Золотая Орда, ни почему святая вера русичей оказалась сильнее магометанства татаро-монгол, ни почему воины Золотой Орды приняли впоследствии православие и составили костяк вольного казачества.

    Когда в голове разруха и фильм получается ни о чем.

    4 из 10

    31 октября 2012 | 13:20

    Великий хан монгольский Джанибек (Иннокентий Дакаяров) посылает в Москву за митрополитом Алексием (Максим Суханов) — говорят, последний умеет творить чудеса. Что ж, чуда Орде требуется: ослепла матушка Джанибека, ханша Тайдула (Роза Хайруллина). И от её исцеления зависит, пойдут ли снова монголы войной на Русь, или нет.

    Похожая по интонации на лунгиновский «Остров» (как и там, тут тоже духоподъёмная драма с хорошим актёрским составом), «Орда», не смотря на своё мегаломанское название, сразу настраивает на очень камерный лад. Здесь не будет эпических сражений, огромных массовок и каких-то поражающих воображения панорамных сцен, кроме разве что одной. Фильм по большей части сделан на крупных планах, разыгран в нескольких интерьерах и в чистом поле. Главный герой должен совершить чудо (чудеса вообще лейтмотив творчества сценариста Юрия Арабова, см., например, фильм «Чудо» Александра Прошкина), но, кажется, забыл, как это делается. Большую часть фильма он учиться смирению, уповая на милость Господню, которая не замедлит случиться. Сама Орда предстаёт тем местом, от которого у нормальных людей кишки выворачивает наружу. И это, пожалуй, одно из главных достоинств фильма: то, как на экране изображена столица монголов — Сарай. В общем, как этнографическая экспедиция, «Орда» — прелюбопытнейшее зрелище. Как кино — не очень. Связано это в первую очередь с тем, что её драматургический конфликт увлекателен первые полчаса, но потом Прошкин с Арабовым начинают перегибать палку, думая, что они снимают «Бен Гура», а они явно снимают не «Бен Гура». В итоге получается какая-то бюджетная версия «Монгола» Сергея Бодрова, а кому это надо?

    21 сентября 2012 | 09:50

    Сначала о положительных сторонах картины.

    Начнем с того, что историческая действительность воссоздана реалистично. Я не являюсь экспертом в истории отношений Руси и Золотой Орды и, в соответствии с моим уровнем познаний в этой области, я был впечатлен атмосферой и качеством костюмов и декораций.

    Хочется отдельно поблагодарить создателей за историческое соответствие деталей, так как большинство современных кинематографистов с ним не заморачиваются. Так же обрадовал меня тот факт, что представители Золотой Орды разговаривают на своем языке (не эксперт, но, наверное, на монгольском) с синхронным переводом, а не на русском. Этот прием придает атмосферу четкого разграничения между персонажами, приятно что создатели фильма решили его использовать.

    Также не разочаровал меня и актерский состав. Нельзя не отметить хорошую игру Суханова и Хайруллиной.

    Следует отметить и операторскую работу. Для российского кинематографа она на высоте. Парочка кадров огорчила, но это никак не испортило впечатление от трудов оператора. Не могу сказать о каких-то шедевральных кадрах или оригинальном подходе к съемке, но могу сказать, что твердую 7 в данном случае оператор заслужил.

    Теперь же о главном, то есть о минусах.

    От фильма, названного громким именем «Орда» я ожидал нечто более оригинальное и интересное. Сценарий банален до нельзя, некоторые диалоги моментами огорчали. Основная проблема, образовавшаяся в итоге кооперации режиссера и сценариста этого фильма — они так и не смогли определиться, что же им так хочется изобразить, «Орду» или же митрополита Алексия? В общем, чувствую я, думали они, думали и не смогли решить, почему и образовалось из картины такое непонятно оформленное «нечто». Это сильно подпортило впечатление от итак специфически начавшегося фильма. Я вообще могу назвать весь этот фильм именно специфическим, а если конкретнее, то он оставил немного кашеобразное впечатление.

    Очень огорчило еще и то, что под названием «Орда» нам подсунули всего два года ее существования (от событий начала фильма до событий в конце исторически прошло около двух лет по моим подсчетам) и помимо этого врезали в ленту еще и свою ненависть и неуважение к ней.

    Музыкально-звуковое оформление не запомнил, но это свидетельствует только о том, что оно среднее. Слух не резало, но и в память не запало, в целом — нормально.

    В общем, имея неплохой актерский состав, режиссер не справился с темой и не раскрыл ее даже наполовину, что очень жаль.

    5 из 10

    31 октября 2012 | 21:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 449 руб.
    саундтрек, 523 руб.
    подробнее

    Новости


    Кинофестиваль «Окно в Европу», традиционно проходящий в августе в Выборге, объявляет конкурс короткометражного кино. Автор победившего фильма получит возможность посетить «Окно в Европу», увидеть лучшие новые картины и стать обладателем золотой карты сети кинотеатров «Пять звезд». Автор лучшего комментария к этой новости тоже не останется без приза. (...)
     
    все новости

    Интервью


    К «Орлеану» пока написана только пара музыкальных фрагментов. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск завершает обзор любопытных отечественных фильмов, которые появятся на экранах в 2015 году. В кинотеатрах нас будут ждать таинственный «Гость», летающий «Дракон», самоотверженный «Экипаж», кровавый «Хардкор» и многие другие проекты. Год обещает быть жарким. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven29 156 595
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 223 762 435
    3.Убрать из друзейCybernatural15 845 115
    4.ДомHome10 608 947
    5.Дальняя дорогаThe Longest Ride7 020 782
    17.04 — 19.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.133
    186.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.132
    187.ЦиркThe Circus8.132
    188.СхваткаHeat8.128
    189.Лис и пёсThe Fox and the Hound8.127
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.49%
    37.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.48%
    38.ВаркрафтWarcraft92.43%
    39.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.19%
    40.Ключи от улицыThe Keys to the Street91.95%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron48
    Территория20
    Чем дальше в лес...Into the Woods62
    Форсаж 7Furious Seven104
    Призрак29
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.382
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron8.054
    Территория7.480
    Ночной беглецRun All Night6.632
    Битва за Севастополь7.864
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры