всё о любом фильме:

Орда

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Прошкин
сценарийЮрий Арабов
продюсерСергей Кравец, Наталия Гостюшина, Алексей Карпушин
операторЮрий Райский
композиторАлексей Айги
художникСергей Февралев, Наталья Иванова, Людмила Илюткина, ...
монтажНаталья Кучеренко
жанр история, ... слова
бюджет
$12 000 000
сборы в России
зрители
Россия  401.5 тыс.,    Украина  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации (1):
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (509)
ожидание: 87% (2130)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
32 + 2 = 34
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1923 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Разнести в пух и прах, сравнять с землёй и обвинить во всех смертных грехах этот фильм очень легко, смотрите сами. Во-первых, он русский, а, как всем давно известно, у нас ничего хорошего, кроме танков, не делается. Во-вторых, в фильме замешана, в последнее время нами горячо любимая, русская православная церковь. В-третьих, показывают всё какую-то черноту и грязь, где светлое, доброе, вечное? В-четвёртых, Панина показали всего пару минут. Остаётся добавить «до чего Сталин страну довёл», «фильм снят для тупых либералов», ещё пару стандартных фраз, поставить 1/10, и забыть, не вдаваясь в детали сюжета.

    Но совесть, собака, гложет. Это же арт-хаус, для понимания этого фильма в нужном ключе, нужном обладать некоторыми знаниями, и чем глубже будут эти знания, тем больше получаемое удовольствие от просмотра. Да, этот фильм не окупится. $12 000 000 это очень не маленький бюджет для отечественного фильма, учитывая, что это не блокбастер и спецэффектов там буквально пару кадров. Все деньги в кадре, декорации, костюмы, поразительное внимание к деталям, целый «марсианский город» построенный где-то в Астраханской степи. И сюжет…

    Если говорить стандартными фразами, это историческая драма, про историческую точность ничего сказать не могу, несведущ, но драма хороша. Изначальные ассоциации с «Попом» 2009 года (относительно недавний отечественный фильм по религиозной тематике) впоследствии переродились в «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Это не совсем точное слово, но это первое, что приходит на ум, если выражаться словами Чака Паланика. Хотя лучше было бы привезти что-то из Библии. Московское княжество, под гнётом Золотой орды, «шишки надо беречь, не то скоро их жрать придётся», — как выражается Московский князь. Кстати не смотря на весь драматизм, в фильме довольно много подобных язв (шутками как-то язык не поворачивается назвать), над которыми вполне можно улыбнуться.

    В далёком Сарай-Бату (столица Золотой Орды) мать хана внезапно слепнет, чтобы исцелить её призывают и китайских лекарей с их Инь и Янь, и индийских целителей с их Чакрами, и даже шамана с бубном не знаю откуда. Всё напрасно, добрались и до Руси, либо вы даёте нам какого-нибудь колдуна, либо мы сжигаем Москву. А главный «колдун» в то время был митрополит Алексий, которому и предстоит отправиться в далёкий путь, что бы совершить чудо и спасти Русь, или не спасти, но попытаться. Пережить страдания подобно сыну божиему, увидеть, как ломаются люди, окунуться в самую грязь.

    Фильм поразительно правдоподобен, конечно, в этом не малая заслуга Максима Суханова (митрополит Алексий), даже страшно представить через что ему пришлось пройти, одна сцена, где у него везде ползают муравьи, не компьютерные самые настоящие, вызывает оторопь и это ещё не самое страшное, что есть в картине. Про «Орду» трудно сказать что-то плохое, и ещё труднее ей восторгаться, это трудное, тяжёлое кино с тягучей атмосферой, над которым надо думать, долго думать.

    «Имеющий уши да услышит. — Имеющий глаза да увидит. — Имеющий разум да разумеет»

    8 из 10

    20 сентября 2012 | 01:34

    Период владычества на Русской Земле Золотой Орды — занимает одно из ключевых мест в истории Российского государства. «Благодаря» этому опальному положению европейские государства избежали жестокого существования, на которое было обречено русское населения. В этот период времени главы большинства княжеств, наконец, осознали истинную цену единства. Один из самых интересных сюжетов этого периода времени — это история московского митрополита Алексея и матери хана Тайдулы, версия которой была запечатлена в незабываемой картине Андрея Прошкина «Орда».

    Сюжет

    Действие разворачивается в середине четырнадцатого века. Над Русью уже обосновалось монголо-татарское иго, которое означало ожесточенные набеги татар, убийства и унизительная дань. Неожиданно в Орде происходит несчастье: мать хана Джанибека Тайдула по непонятным причинам теряет зрение. Ни один из целителей нем может вылечить ее недуг. Тогда Джанибек посылает гонцов на Русь, чтобы те прислали знаменитого митрополита Алексея, который считается колдуном, способным избавить любого от всякого недуга.

    Игра актеров

    Когда смотришь поистине хороший отечественный фильм, первое, чем восхищаешься и даже гордишься, это игра наших талантливых актеров. Первое, на что обращаешь внимание, это естественность, с которой исполняют свои роли наши замечательные актеры. Максим Суханов, исполнивший роль митрополита Алексея, воплотил на экране необычного персонажа, отличающегося преданностью делу и вере в Бога. Также запомнилась роль Розы Хайруллины, сыгравшей мудрую и хитрую ханшу Тайдулу, которая то пугала, то восхищала своей стойкостью.

    Режиссура

    Андрей Прошкин показал себя как поистине талантливый режиссер, поскольку ему удалось воплотить на экране настоящий шедевр кинематографа. Во-первых, стоит похвалить художественную сторону фильма, поскольку Прошкин познакомил зрителя с бытом татар, который отличался, с одной стороны, варварством, но, с другой стороны, глубокой систематичностью, которая обусловила длительное существование этого государства. Однако фильм о душевных перипетиях, которые режиссеры воплотил в образе митрополита Алексея.

    Сценарий

    От сюжета, конечно, веет загадкой, поскольку вас все-таки теребит историческая достоверность происходящего в фильме. Как известно, из летописей известно лишь о визите Алексея в Орду и в его результате о получении Алексеем ярлыка, освобождающего Русскую Православную церковь от дани. Сценарист Юрий Арабов, конечно, дал волю фантазии и добавил к этому событию целый комплекс деталей, которые были выражены в мучениях Алексия и стойкости его веры. Понятно, что целью фильма не стояло историческое повествование. Основная проблема, которая была поднята — это стойкость и сила человеческой веры в существования высших сил, способных помочь в трудную минуту.

    Работа оператора

    Съемки — это одна из важнейших сторон фильма, и не только потому что без не может быть фильма, но также потому, что оператор может с помощью определенного стиля создать необходимую атмосферу. Юрий Райский, выступивший главным оператором в «Орде», своим талантом придал фильму живости и порой даже усилил атмосферу. Так, например, меня особо впечатлил начальные эпизод, когда камера огибала героя Андрея Панина, когда тот держал меч в руке, и казалось, что он вот-вот отрубит священнику голову.

    Декорации и костюмы

    По-моему, художественную сторону фильма, включая декорации и костюмы, можно с достоинством выдвигать на премию Оскар, поскольку те были просто изумительные. Благодаря работе художника-постановщика вы словно погружаетесь в мир Золотой Орды, чувствуя себя невольным участником всех событий.

    Итог

    «Орда» — лучший отечественный фильм, из вышедших за последнее время. Конечно, его нельзя назвать полезным историческим фильмом, однако он идеально войдет в список лучших философских и психологических драм на тему веры в Бога и ее стойкости.

    9 из 10

    31 января 2013 | 21:02

    Итак мне представилась удача посетить этот фильм в рамках фестиваля и возможность пообщаться напрямую с режиссёром.

    Вывод у меня сложился такой. Качественный, добротный фильм хорошо снятый, прекрасная картинка и атмосфера. Но видно, что режиссер снимал для фестиваля, и хотел донести именно свою идею. Но к сожалению он не разобрался в культурных традициях и главное религиозных взглядов с обоих сторон Орды и России(и точнее ортодоксального восприятия жизни). Мы видим великую Орду и ханы её отнюдь не отвечают её масштабному явлению, они не всесильные властители, не мудрые правители которые смогли бы вести такую громаду захватывая всё новые земли. Конечно, можно сделать скидку на то, что показывалось время именно падения великой цивилизации. Но в любом случае ханы выглядят не серьёзно и даже кажутся глуповатыми прожигателями жизни, ищущих лишь хлеба и зрелищ(того самого ожидания чуда проходящего красной линией через весь фильм), и режиссёр идёт на эту уступку чтобы донести свою идею несостоятельности идей орды перед истинно христианским самопожертвованием, силой духа которое нам представляется в герое митрополита.

    Но, не смотря на все усилия режиссёра представить митрополита Алексия неким символом веры, совокупностью всех добродетелей христианских, самопожертвования, силы веры и духа способной победить любых врагов и пошатнуть их веру(что и является главное идеей) мы получаем совершенно обратный образ. Человек такого возраста и высокого чина проявляет слабость веры, боязнь перед невозможностью излечить пресловутую болезнь, и, потакая неразумным мольбам своего спутника, бросается на любые зацепки даже кидается в грязь. Где та вера в промысел Божий, где та мудрость, которая могла привести человека на место митрополита? А самопожертвование, доходящая почти до попытки суицида! Самого главного греха! Я конечно оцениваю с точки зрения верующего человека, но видно, что режиссёр прежде всего заботился о своих идеях и не погружался в изначальные «принципы веры».

    Ортодоксальная культура здесь представлена в 3 героях: князе, пресмыкающимся перед Ордой готовым пожертвовать тем символом веры народа; митрополите, лишённом мудрости и безусловной веры в промысел Божий; помощник митрополита вообще предающий свою религию и готовый молиться любым богам лишь бы выжить! Я думаю, сам режиссёр не понял в какую яму низверг свою идею. Как иронично, что именно католики, которым уделяется лишь минут 10 экранного времени, оказываются теми настоящими верующими, готовыми силой своей веры перечить хану, подняться с колен, встать во весь рост перед королём всех королей, в окружении врагов и заявить свою точку зрения, отдавая, быть может, свою жизнь и смерть на растерзание варварам и в руки Божии. Именно они, страдают за веру и готовы отдать, не имея ничего, последнюю одежду и хлеб.

    Возникает вопрос, за что режиссёр так принизил и русскую культуру и величие Одру? Нет, верно он даже не заметил этого, он сделал это не по разумению а по эгоизму.

    Но всё это не умоляет тех замечательных качеств фильма, которые оставили скорее положительное впечатление о фильме. Замечательная операторская работа, прекрасная музыка и атмосфера, созданная подбором актёров, воссозданная архитектура, декорации, одежда, чудесными пейзажами. Конечно, сложно ценить о правдивости образов но выглядят они убедительно.

    19 ноября 2012 | 03:10

    Великий хан монгольский Джанибек (Иннокентий Дакаяров) посылает в Москву за митрополитом Алексием (Максим Суханов) — говорят, последний умеет творить чудеса. Что ж, чуда Орде требуется: ослепла матушка Джанибека, ханша Тайдула (Роза Хайруллина). И от её исцеления зависит, пойдут ли снова монголы войной на Русь, или нет.

    Похожая по интонации на лунгиновский «Остров» (как и там, тут тоже духоподъёмная драма с хорошим актёрским составом), «Орда», не смотря на своё мегаломанское название, сразу настраивает на очень камерный лад. Здесь не будет эпических сражений, огромных массовок и каких-то поражающих воображения панорамных сцен, кроме разве что одной. Фильм по большей части сделан на крупных планах, разыгран в нескольких интерьерах и в чистом поле. Главный герой должен совершить чудо (чудеса вообще лейтмотив творчества сценариста Юрия Арабова, см., например, фильм «Чудо» Александра Прошкина), но, кажется, забыл, как это делается. Большую часть фильма он учиться смирению, уповая на милость Господню, которая не замедлит случиться. Сама Орда предстаёт тем местом, от которого у нормальных людей кишки выворачивает наружу. И это, пожалуй, одно из главных достоинств фильма: то, как на экране изображена столица монголов — Сарай. В общем, как этнографическая экспедиция, «Орда» — прелюбопытнейшее зрелище. Как кино — не очень. Связано это в первую очередь с тем, что её драматургический конфликт увлекателен первые полчаса, но потом Прошкин с Арабовым начинают перегибать палку, думая, что они снимают «Бен Гура», а они явно снимают не «Бен Гура». В итоге получается какая-то бюджетная версия «Монгола» Сергея Бодрова, а кому это надо?

    21 сентября 2012 | 09:50

    Увидев рекламу данного проекта я весьма заинтересовался и подумал, что это будет фильм на манер «Монгола», но увы заблуждался.

    В самом начале фильма заметив надпись Pravoslavnaya Encyclopaedia я насторожился и не зря. Ведь в фильме не покажут всю красоту монгольской культуры, какие-то масштабные баталии, великолепие старинных городов… Вместо этого нам представили Москву виде нескольких деревянных построек и церкви, в которой по словам одного из монголов вместились все жители этого города. Также мы увидим небольшое монгольское поселение (так нам продемонстрировали столицу монголов — Сарай) и несколько помещений где и будет происходить большинство действий. Кстати, как ни странно, но некоторое количество персонажей, которые по идее монголы, играют наши русские люди, что весьма поражает.

    Понять о чем повествует фильм мне так и не удалось. Возможно все таки здесь преобладала религиозная тематика, ведь большую часть фильма мы наблюдаем как митрополит Алексий учится смирению и ожидает чуда от Бога. Тем временем пока он ждет мы видим как монголы одного за другим убивают русских и жестоко эксплуатируют еще живых.

    Если судить о технических характеристиках, то качество картинки очень сильно не дотягивает до уровня 2012 года, как по мне.

    Фильм идет долгих два часа и выдержать их было довольно сложно.

    Из актеров выделить никого не могу.

    4 из 10

    13 ноября 2012 | 20:13

    Фильм об ушедшей и забытой эпохе, которую уже не вернуть, и как же это хорошо — с одной стороны. Но, тем не менее, мы раз за разом пытаемся себе представить, что чувствовали и чем жили люди, кажущиеся сейчас лишь тенями от огня на стене пещеры. Кому-то достаточно прочитать книгу, а кому-то лучше сходить в кино, чтобы прочувствовать. На «Орду», к примеру.

    Митрополит Алексий вынужден ехать в Орду, в самое её сердце и там лечить ханшу, но не просто лечить, а совершать невозможное — чудо. У него нет выбора: или он сделает это, или княжество будет уничтожено. В его сердце любовь к Богу смешивается с отчаянием и ощущением собственной низости, а важность собственной задачи перед людьми переплетается с ощущением собственной важности (ведь чудо, совершенное один раз, можно повторить?!), и в этом кроется ошибка, но не только его, а всех людей.

    Отражение этой главной сюжетной линии можно найти в классическом пути героя. Когда для того, чтобы достичь своей цели, нужно потерять все, что было важно, но прежде всего — представление о самом себе. Через отсечение ненужного находится настоящее, то, что прежде было скрыто всякой мишурой. Алексий теряет всё, кроме веры. Лишь она остаётся у него, эта вера в то, что воля Его превыше всего. Алексий ищет и ждет знака, он не чудотворец, он всего лишь тот, кто верит — и осознание этого факта выводит его из бездны и спасает.

    Кроме этого, на фоне общей человеческой жестокости в фильме есть почти детская вера в чудо и отношение к чуду не как к чему-то невозможному, а как к предмету торговли, тому, что могут сделать лишь некоторые. Хан сказал, что нужно чудо. Не можешь, значит, не постарался. Или не хочешь, или просто шарлатан — третьего не дано… Люди здесь не обладают стойкостью, они всего лишь люди со своими слабостями и обычными человеческими желаниями. За ними видишь не картонных голливудских персонажей, а тех, у кого есть своя история.

    Но и мучения Алексия, и чудо, и слабости людей — лишь нитки, которыми вышито огромное полотно … И имя этому полотну — эпоха.

    9 из 10

    15 октября 2012 | 02:45

    Сначала о положительных сторонах картины.

    Начнем с того, что историческая действительность воссоздана реалистично. Я не являюсь экспертом в истории отношений Руси и Золотой Орды и, в соответствии с моим уровнем познаний в этой области, я был впечатлен атмосферой и качеством костюмов и декораций.

    Хочется отдельно поблагодарить создателей за историческое соответствие деталей, так как большинство современных кинематографистов с ним не заморачиваются. Так же обрадовал меня тот факт, что представители Золотой Орды разговаривают на своем языке (не эксперт, но, наверное, на монгольском) с синхронным переводом, а не на русском. Этот прием придает атмосферу четкого разграничения между персонажами, приятно что создатели фильма решили его использовать.

    Также не разочаровал меня и актерский состав. Нельзя не отметить хорошую игру Суханова и Хайруллиной.

    Следует отметить и операторскую работу. Для российского кинематографа она на высоте. Парочка кадров огорчила, но это никак не испортило впечатление от трудов оператора. Не могу сказать о каких-то шедевральных кадрах или оригинальном подходе к съемке, но могу сказать, что твердую 7 в данном случае оператор заслужил.

    Теперь же о главном, то есть о минусах.

    От фильма, названного громким именем «Орда» я ожидал нечто более оригинальное и интересное. Сценарий банален до нельзя, некоторые диалоги моментами огорчали. Основная проблема, образовавшаяся в итоге кооперации режиссера и сценариста этого фильма — они так и не смогли определиться, что же им так хочется изобразить, «Орду» или же митрополита Алексия? В общем, чувствую я, думали они, думали и не смогли решить, почему и образовалось из картины такое непонятно оформленное «нечто». Это сильно подпортило впечатление от итак специфически начавшегося фильма. Я вообще могу назвать весь этот фильм именно специфическим, а если конкретнее, то он оставил немного кашеобразное впечатление.

    Очень огорчило еще и то, что под названием «Орда» нам подсунули всего два года ее существования (от событий начала фильма до событий в конце исторически прошло около двух лет по моим подсчетам) и помимо этого врезали в ленту еще и свою ненависть и неуважение к ней.

    Музыкально-звуковое оформление не запомнил, но это свидетельствует только о том, что оно среднее. Слух не резало, но и в память не запало, в целом — нормально.

    В общем, имея неплохой актерский состав, режиссер не справился с темой и не раскрыл ее даже наполовину, что очень жаль.

    5 из 10

    31 октября 2012 | 21:12

    Итак, великая империя созданная Чингиз-ханом оставлена потомкам, расширена, обогащена деньгами, знаниями и культурой завоеванных народов. Как же все это было? Как это выглядело изнутри в то время? Каков был быт, обычаи, как общались, во что верили? В фильме Орда это можно увидеть довольно детально.

    Лично я ожидал от фильма некое подобие «Монгола»-фильма вышедшего несколько лет назад. Со сражениями, ясным сюжетом и массовками. Всего этого в «Орде» я не нашел и вы не найдете. Фильм напичкан крупными планами, где-то подзатянутый, а ответить на вопрос «О чем или ком фильм» можно очень по-разному. Линия с митрополитом затянута и непонятно к чему она так подробно рассматривается. То ли чтобы показать как жила Золотая орда через то, что персонаж проходит путь из князей в грязь и обратно, то ли показать стойкость православной веры… Сложно сказать.

    И вроде бы такой размытый сюжет делает фильм хуже. Но! Когда вы видите на экране, какую работу проделали художники и гримеры, вы можете закрыть глаза на любой сюжет или его отсутствие. Одежды, сабли, перстни, грим, город и даже реалистичность крови и отрезанных конечностей поражают. Крупные планы и высокое качество изображения позволяют разглядеть всю безупречность и достоверность реквизита. Видно влияние на монголов культур завоеванных ими народов, частично показана Русь того времени, а так же дается представление о менталитете людей, об устройстве общества, об общении. Ты сидишь в кинотеатре и только на это и смотришь, только выйдя из зала всплывает мысль: а о чем же фильм?

    Ты погружаешься в эпоху и тебе это нравится. Именно это и позволяет оставить отличные впечатления о фильме.

    Бесспорно, если целью режиссера было показать мир того времени, ему это удалось, и удалось хорошо.


    8 из 10

    23 сентября 2012 | 00:28

    Почему я пишу нейтральную рецензию? Потому что фильм не произвел на меня какого-то особенного впечатления: ни положительного, ни отрицательного. Но я считаю, что это не так уж печально: не всем же фильмам быть особенными и изменять мировоззрение людей. Кинофильмы могут быть самыми разными.

    «Орда» — самый обыкновенный исторический фильм, на мой взгляд. Он, как и полагается таким фильмам, помогает погрузиться в ушедшие времена, в прошедшие события и важнейшие исторические даты, да и просто в мысли людей того времени… Не всегда удается понять эти мысли, мысли героев фильма, их действия тоже далеко не всегда ясны; не всегда удается разглядеть факторы, порой очень значительные, но не заметные, определившие ход событий. Но… в любом случае прошлое не выбирают, как говорится; его лишь можно наблюдать со стороны (в чем и приходят на помощь исторические фильмы), но не поучаствовать в нем, особенно когда дело касается не нас, а наших далеких-далеких предков и времени, которое кануло в Лету, утекло вот уже почти 800 лет назад…

    А вообще, в фильме есть и плюсы и минусы. Основной плюс, пожалуй, — это хорошая, то бишь правдоподобная, игра актеров. Она помогает почувствовать атмосферу того времени, окунуться в нее. Также отметим минимальное количество спецэффектов (впрочем, кажется, их в фильме нет совсем) и достаточно интересный сюжет. Эти три пункта действительно очень важны, особенно для фильма исторического. Таким образом создается целостная картина прошлого. Вникаешь во все, что тебе хотят донести, показать.

    Из минусов можно отметить некоторую банальность (взять хоть самопожертвование главного героя в конце фильма), старомодность, свойственные некоторым фильмам такого рода (и не только такого). Впрочем, смотреть фильм все равно интересно! Но что мне не нравится больше всего, не только в «Орде», но и во многих других произведениях кино, — это отсутствие философии, хоть какой-нибудь, даже самой малейшей, над которой можно задуматься…

    Что ж, я, может быть, и не большой знаток Золотой Орды, все же… Кто-нибудь да, возможно, считает, что Сарай, столица Орды, чем-то похожа на сарай, помещение для скота, и вообще, что вся Орда представлена в фильме не достаточно богатым государством, не таким каким она была на самом деле; то есть неверно показана в нищем свете скучного серого цвета, в то время как она должна быть показана в свете золотисто-желтом, или даже, быть может, красном. Я считаю, что не это главное. Интересно другое: контраст отношений друг к другу в Орде и в Руси: в то время как в первом государстве (в Золотой Орде) родственники убивают друг друга направо и налево (а это наглядно показано в фильме), во втором (в Руси) братья стараются сплотиться и объединить силы в борьбе против врага.

    5 октября 2012 | 22:59

    Нечасто нас кинематографисты балуют экскурсами в историю, особенно кинематографисты отечественные. Поэтому, фильм «Орда», рассказывающей о жизни монголо-татар и их взаимоотношениях с московитами, смотрится с интересом. В каждом из нас течет хоть капелька крови от завоевателей степей и равнин из племени Чингисхана. Степняки живут в каждой русской душе: двести лет татаро-монгольского ига не прошли даром.

    Картина «Орда» хороша, как ни странно, своей натуралистичной жестокостью. У меня как зрителя возник неожиданный вопрос к авторам фильма: «Неужели так жили наши предки и наши же завоеватели?» Вот острый меч степняка рубит русину голову просто потому, что русич — пленный и слишком высок. Голова катится кубарем под ноги вождя монголов, а из тела ручьем бьет кровь. Я невольно провел по шее рукой, как бы погружаясь в кадр: ведь так наверное нашим предкам и рубили головы монголо-татары. Что-то на генном уровне буквально заставляет смотреть фильм «Орда» с вниманием.

    А еще изюминка картины, как мне кажется, в лицах. Нет, не в лицах русских актеров, коих немало на экране, а узкие глаза, широкие скулы, особая форма черепа. Нет, это — не китайцы и не японцы, не тайцы, А совершенно особый, уникальный человеческий тип — монголоидная раса. Я даже раньше не замечал, насколько многолики могут быть лица представителей данной расы, но фильм «Орда» что-то новое открыл мне в науке о лицах. Именно монголоидов нечасто увидишь в Москве, в Монголию съездить было бы неплохо, да только как-то стремно. А вдруг они так же как многие сотни лет назад будут рубить головы московитам, пусть последние и будут с фотокамерой вместо оружия? Впрочем, все это опять же генетические страхи. Я не сомневаюсь, что нашествия Орды нашит предки опасались поболее, чем неурожая.

    Фильм полон жестокости и я думаю, это правильно, потому как в те времена народы ходили друг к другу не в бирюльки играть. Я бы не стал показывать многие кадры маленьким детям. Нет, не так. НЕ НАДО им смотреть данный фильм. Но взрослый взгляд видит, что сцены первобытной жестокости необычайно органичны в контексте и на экране. Да, как не печально, но запредельная жестокость есть часть того мира, что показан нам режиссером Андреем Прошкиным и сценаристом Юрием Арабовым. Как-то давно видел на канале «культура» выступление Юрия, так тогда мне он показался каким-то азиатом в хорошем смысле этого слова. И вот тебе на: его перо составило основу «Орды».

    Глядя на экран, как бы погружаешься в мир шаманства и предрассудков. С легкой улыбкой смотрятся сцены с неуклюжими и наивными лекарями, что пытаются вылечить ослепшую царицу монголов — ханшу Тайдула (актриса Роза Хайруллина). И сейчас, спустя почти тысячу лет, уже современные белые и черные маги, сниматели порчи и организаторы приворотов пользуется теми же самыми фокусами, что шарлатаны времен монголо-татарского ига. Сейчас, правда, не кладут свежие верблюжьи фекалии на ресницы, чтобы вернуть зрение страдальцу, но вот охмуряют пациента по тем же канонам актерского мастерства, только в более цивилизованной форме.

    Фильм «Орда» хорошо тем, что погружает зрителя в неведомый ему мир степняков изнутри. Тут важно следить за деталями. Какое зеркало держит старая бабка, что стоит перед ханшей Тайдула? Что это за чудная утварь? Какое жилище было у тех, кто завоевывал почти всю Европу на копытах своих коней? Даже какой косметикой (бякой) мазали лица женщины Орды. Вот эти мельчайшие детали создают общую атмосферу познавательности фильма. За баталиями и битвами на мечах нужно идти на другое кино типа «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером, тут же я бы сказал что перед нами лента историческая, в чем -то просто бытовая. Но это то ее и делает необычной! Боевиков и так снято много, даже на наших просторах, а вот историческое кино у нас мертво и появление «Орды» несомненно, вносит разнообразие в пресный мир российского кино (менты, бандюки, продажные чиновники).

    Сюжет картины сводится к вопросу как вылечить ослепшую ханшу, если все местные знахари облажались? Ее сын — великий хан — посылает в земли московитов послов, чтобы те привезли русского колдуна, как они его называют. Но на самом деле это митрополит Алексий (Максим Суханов). У последнего жесткий выбор: если ему не удастся исцелить женщину, Московию степняки сожгут. Сравняют с землей и перемешают с пеплом. Актерская работа Максима Суханова мне показалась удачной именно своей отрешенностью и обреченностью. Он вызывает и жалость, и некое желание ему помочь. А это — сострадание и значит, образ актером раскрыт достоверно. На долю Алексия выпало немало страданий. Но разве когда-нибудь русская доля была легкой? Земли руссичей издревле соединяли два континента — Европу и Азию, и нашествия вглубь русских земель шли как с востока, так и с запада, с севера и даже с юга.

    Я и так понимал, что раз монголы покорили полмира, то не ветер степей гулял в головах их военнон6ачальников. То были и смышленые, и бесстрашные воины. Великий хан Джанибек в фильме «Орда» затевает этакую жестокую игру с митрополитом Алексием. Хан же может в любой момент убить старика, но не делает этого, наоборот, заставляет русского мучится, но — жить. Изощренный ум тирана способен на пытки более страшные, чем пытки плоти. Имеются в виду душевные испытания. Хан окунает митрополита в омут горя, боли, страданий за свой народ и хладнокровно следит за реакцией подопытного митрополита.

    Картина еще раз подтвердила мое мнение, что степняки были ох как не глупы. Только вот непонятно: как с таким умом и такой силой и завоеванной всей Евразии в современности монголоиды никак не относятся к передовым цивилизациям. Как они могли профукать свое ВЕЛИКОЕ ЦАРСТВО МОНГОЛОВ? Фильм отвечает на этот вопрос так: нескончаемые перевороты в верхних эшелонах власти Орды и объединение русских земель против степняков разрушили мощь непобедимой некогда Орды. Но я полагаю, здесь вопрос гораздо глубже, чем интриги во власти и русская сила. Что-то сломало Орду более сильное, нежели эти вещи. Но данный вопрос мы оставим аналитикам и историкам. Фильм же «Орда» заслуживает

    9 из 10

    3 октября 2012 | 00:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 148 руб.
    DVD, 366 руб.
    Blu-Ray, 468 руб.
    саундтрек, 510 руб.
    подробнее

    Новости


    Кинофестиваль «Окно в Европу», традиционно проходящий в августе в Выборге, объявляет конкурс короткометражного кино. Автор победившего фильма получит возможность посетить «Окно в Европу», увидеть лучшие новые картины и стать обладателем золотой карты сети кинотеатров «Пять звезд». Автор лучшего комментария к этой новости тоже не останется без приза. (...)
     
    все новости

    Интервью


    К «Орлеану» пока написана только пара музыкальных фрагментов. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Как перенести на экран мир, о котором толком ничего не известно? Как создать впечатляющую картинку, сколько для этого нужно людей и метров ткани? Как зарождается идея декораций? КиноПоиск нашел ответы в картинках и рассказах художника-постановщика фильма «Орда» Сергея Февралева(...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 500 000
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 800 000
    3.Книга жизниThe Book of Life17 000 000
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day12 039 000
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 200 000
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИсчезнувшаяGone Girl127 770 217
    2.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner55 960 925
    3.Смешанные чувства55 709 181
    4.Великий уравнительThe Equalizer48 562 420
    5.Проклятие АннабельAnnabelle46 189 771
    02.10 — 05.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 088 96328 048
    Деньги520 560 685 руб.24 313
    Цена билета249,20 руб.3,29
    02.10 — 05.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    210.Красота по-американскиAmerican Beauty8.109
    211.ЗнахарьZnachor8.109
    212.Жестокий романс8.107
    213.Загадочная история Бенджамина БаттонаThe Curious Case of Benjamin Button8.105
    214.Иваново детство8.105
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.ФокусFocus95.10%
    7.Лига справедливостиThe Justice League Part One95.01%
    8.Три девяткиTriple Nine94.98%
    9.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.93%
    10.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.68%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ИсчезнувшаяGone Girl117
    Проклятие АннабельAnnabelle21
    Повар на колесахChef45
    Укради мою женуLife of Crime4
    Хоть раз в жизниBegin again38
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.645
    СудьяThe Judge8.258
    Выпускной4.832
    ИсчезнувшаяGone Girl8.517
    Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day6.529
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры