всё о любом фильме:

Орда

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Прошкин
сценарийЮрий Арабов
продюсерСергей Кравец, Наталия Гостюшина, Алексей Карпушин
операторЮрий Райский
композиторАлексей Айги
художникСергей Февралев, Наталья Иванова, Людмила Илюткина, ...
монтажНаталья Кучеренко
жанр история, ... слова
бюджет
$12 000 000
сборы в России
зрители
Россия  401.5 тыс.,    Украина  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации (1):
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (453)
ожидание: 87% (2131)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
32 + 2 = 34
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.
    Трейлер 01:35
    все трейлеры

    файл добавилSureIdea

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1929 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В новейшей истории отечественного кино трудно припомнить фильм, в котором изображение допетровской Руси не было бы похоже на нелепый балаган с ряжеными. В лучшем случае получается нечто невнятное, вроде «1612» (2007) или «Царь» (2009), в худшем — какое-то мракобесие, наподобие «Александр. Невская битва» (2008) или «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010). «Преданья старины глубокой», видимо, настолько далеки от нас, что ни актуальной темы там найти не удаётся, ни адекватного воплощения создать. При этом, как ни странно, опыт обращения к смежной с отечественной историей теме становления Монгольской империи в ленте Сергея Бодрова-старшего «Монгол» (2007), был столь удачен, что картина получила мировое признание и даже поборолась за «Оскар». Быть может, именно этот успех сподвиг наших кинематографистов покопаться в истории русско-монгольских взаимоотношений и найти там эпизод, достойный экранизации. Результатом усилий постоянного сценариста Александра Сокурова Юрия Арабова, прославленного оператора Юрия Райского и режиссёра Андрея Прошкина, известного своими жизнеутверждающими камерными драмами, стала картина «Орда».

    Итак, Золотая Орда периода упадка. Присутствуют все синдромы скорой и мучительной кончины империи. Первые лица соревнуются в жестокости и величественности, грозят каждому встречному набегами, предаются разврату, сетуют на варварство своего народа и стремительно набирают вес. При этом ханы ритмично сменяют друг друга, неслучайно падая замертво на очередной гулянке, по официальной версии, «подавившись бараньим хрящиком». Что называется, «живут грешно и умирают смешно». Пресыщенные жизнью, они ищут в ней чуда, однако чужеземные волшебники непременно оказываются шарлатанами. Но на сей раз чудо требуется всамделишное: необходимо вернуть зрение матери хана Тайдуле. Заказ на исполнение невозможного поступает митрополиту Алексию, в монгольском понимании, «колдуну». Само собой, от успехов Алексия зависит, придут ли ордынцы жечь Москву или нет.

    Первое что впечатляет в картине, это, конечно же, постановочный размах. Масштабные декорации, экстравагантные костюмы и грим, прочий антураж эффективно работают на то, чтобы перенести нас в некий невероятный мир. Столица Орды, — благо почти полное отсутствие источников, характеризующих город, не смутило авторов, а наоборот, позволило разгуляться их фантазии — это такое легендарное место, нечто среднее между Мордором из «Властелина колец» и Татуином из «Звездных войн». Величественность здесь непротиворечиво соседствует с унижением, роскошь — со смрадом, изобилие с нищетой. Москва, появляющаяся в одном эпизоде, на этом фоне выглядит захудалой деревенькой, где ничто не предвещает ни Кремля белокаменного, ни соборов златоглавых.

    Одна империя находится на пороге своей гибели, другая — набирается сил в колыбели. Из этого противопоставления напрашивается недвусмысленная аналогия печальной панорамы упадка Орды и с нашим прошлым, и с нашей современностью. Мы-то с Вами знаем, что Москва, в свою очередь, и не раз, станет столицей всевозможных империй, каждая из которых со временем придёт к той же самой агонии, что и империя монголов. Но как бы ни был велик соблазн увидеть в устрашающем и гнетущем изображении Орды метафору нашей современности, подобная трактовка была бы, пожалуй, слишком топорной и притянутой за уши. Орда здесь скорее более обширный образ любой тирании вообще. С присущими этому феномену всевозможными прелестями, вроде правления самодуров, не сознающих своё ничтожество, торжества беззакония, устаревших великодержавных потугов и режущих глаза невозможных контрастов. К слову, слепота Тайдулы, конечно же, тоже является метафорой. Прозрев, она не увидит ничего хорошего, окончательно осознав, в каком направлении шагает её империя.

    Авторы, разумеется, не имели цели только лишь иллюстрировать эпизод из жизни православного святого. Следуя общей канве реальных исторических событий, они достаточно вольно, но сугубо в художественных целях, обошлись с хронологией и некоторыми фактами. Это позволило создать философскую притчу, которой, в свою очередь, придали зрелищную форму блокбастера. Увы, при этом возникла проблема, свойственная всем блокбастерам: мораль, следующая из картины, до обидного однозначна. Авторы несут нам, не расплескивая, истину в последней инстанции: чудеса, равно как и совпадения, по щелчку не происходят, за божью милость необходимо искренне пострадать, империи непременно падут, причём по своей же вине. В общем, всё по цитируемому Алексием в фильме Новому Завету: «…кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Получается такая абсолютно правильная философская концепция, после знакомства с которой, особо не в чем сомневаться и не о чем спорить. Что ж тогда делать?

    7 из 10

    22 сентября 2012 | 13:07

    В одном из интервью Суханов как то сказал, что «орда существует внутри каждого человека», имея в виду то негативное, что скрывается за этим понятием для русского человека. Боюсь, можно сказать, что фильм «Орда» тоже для каждого свой.

    Не мной замечено, что есть явление, а есть то, как мы его воспринимаем; потом, когда это восприятие мы пытаемся передать другому, есть то, что мы говорим, и есть то, что он слышит.

    Так и с «Ордой»(фильмом) и ордой(понятием).

    Что для русского орда? Прежде всего, некое внешнее насилие, неестественное состояние, навязанное чужаками. Но у того же Тарковского в «Рублёве» орда именно внутри нас, это мы разрознены, предаём друг друга, совершаем насилие, а монголы лишь фон, ну разве что пользуются нашей слабостью. У Прошкина, пожалуй, наоборот, орда- это причина наших бед, нашей слабости. Собственно, именно такое понимание орды является общепринятым: т. е. о какой беде ни вспомнишь, как слышишь ответ — это иго виновато- и в покорности, и в долготерпении. Иго, и ещё крепостное право — вот не было бы их, тогда бы мы ого-го!

    Но если вспомнить, то такое иго, орда были чуть ли не у каждого народа: у кого-то это были мавры, у кого-то турки, у кого-то те же испанцы, и т. д. И ведь испанцы не рассматривают иго мавров как причину всех своих недостатков и проблем. Так что, имхо, здесь я бы согласился с позицией Тарковского.

    Другая тема, затронутая в фильме: Бог, вера, жертва. «Главное в фильме — жертва, это кино о способности принести себя в жертву во имя другого человека.»- сформулировал Арабов в одном из интервью. «Он решил испытать мучения, как его Бог»- вторит ему могол, когда говорит с ханом о Алексии. Но вдумаемся: что такое жертва, в чем была жертва того же Иисуса. Ведь жертва-это не лечь на жертвенный камень, не броситься на колья, не лечь на крест, чтобы прибили. Иисус и в Евангелиях, и у того же Булгакова не стремится умереть, не стремится именно к жертве. Он и Пилату даёт шанс избежать преступления, отвечает не с вызовом, не так, чтобы лишь бы нарваться на казнь. Жертва для Иисуса-это не крест, не распятие, но делать, что следует, не изменяя себе. Не раз говорил с мусульманами об этом и слышал то же непонимание жертвы, как и в фильме: «какой толк(смысл)?». Действительно, если понимать жертву как жертвоприношение, то смысла нет. Арабов устами могола говорит, что «вера и толк(смысл) — это разное». Вера и смысл- это действительно разные вещи, может быть несовместные, но жертва как жертвоприношение- имхо Арабов тут ошибается. Понятно, что в фильме, именно жертвуя собой, Алексий сделал так, что его услышал Бог. Но к Иисусу, к вере отсылы, параллели имхо ложные- это всё таки другое.

    Имхо у Прошкина тоже другое, отличное от Суханова и Арабова понимание «Орды». Ибо в понимании Арабова и Суханова фильм оканчивается с отъездом Алексия. Прошкин же по понятным причинам продолжает, развивая именно общепринятое понимание орды- душат, травят друг друга, жестокость, азиатчина, наложившая на нашу историю печать на столетия. Имхо -ошибочная точка зрения. Да, душили и травили. А кто не травил и не душил, и до и после? И французы, и итальянцы, и англичане- все в те века травили и душили. А ханов, кстати, периодически, когда не душили, избирали на курултае вожди племён. Давайте вспомним когда у нас самих последний раз выбирали хана свободно и самостоятельно? То- то же.

    Т. е. имхо фильм мощный, значительный, отличный по сценографии, операторской работе, декорациям, костюмам, замечательный по игре актёров, сильный своей попыткой ответить на извечные русские вопросы, но несущий в себе все наши заблуждения и недопонимания, т. е. такой, как мы сами.

    28 октября 2012 | 20:23

    Нравственное уничижение людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых. — Н. М. Карамзин. История государства Российского

    У русских проблемы с историей. Разворачиваясь последовательно и естественно до начала двадцатого века, русская история как будто запнулась, споткнулась, подвернула ногу и дальше поковыляла через пень-колоду. Смысл того, что мы (и с нами) умудрились натворить за последнюю сотню лет, настолько тёмен, что разбираться в нём придётся ещё долго и с большими усилиями. Свой вклад в это дело вносят и кинематографисты, частенько обращающиеся к истории многострадальной матушки Руси. Неудивительно, что львиная доля картин на исторические темы посвящена советскому периоду нашей истории. Удивительно другое: почему сценаристы и режиссёры избегают погружаться в древние пласты русской истории, таящие в себе огромное духовное богатство, способные напитать иссохшие наши души живой водой истины. Но тем и ценнее всякий опыт такого рода.

    Андрей Прошкин — кинорежиссёр во втором поколении и примерный сын своего отца. Надо полагать, что именно от отца, снявшего «Холодное лето пятьдесят третьего», «Русский бунт» и «Доктора Живаго», он унаследовал интерес и уважение к отечественной истории, некое особенное ощущение актуальности прошлого. Это, видимо, и послужило причиной того, что центр «Православная энциклопедия», курируемый Русской православной церковью и выступающий также кинопродюсером, именно Прошкина-младшего выбрал режиссёром нового фильма православной тематики. При этом творческая свобода Прошкина и Арабова, приглашённого сценаристом, ничем не была ограничена — в лучших православных традициях. В итоге получилась картина в такой же мере православная, в какой и интеллигентская: интересный сплав традиционных и новейших воззрений на природу святости и чуда и любопытные наблюдения сокровенных причин объединения и подъёма Земли Русской.

    Действие картины происходит в середине 14 века, незадолго до знаменитой Куликовской битвы. За основу сюжета взят эпизод малозначительный с точки зрения внешней истории, но весьма показательный в плане истории внутренней, духовной: поездка митрополита Московского Алексия в Орду для излечения внезапно ослепшей ханши Тайдулы. Поездка не добровольная, но вынужденная, совершаемая под страхом разорения Москвы татарами. Поездка с заданием совершить чудо. И поездка с весьма неоднозначным результатом, предполагать который не могли ни князь Московский Иоанн, ни любящий сын Тайдулы хан Джанибек, ни сам Владыко Алексий. И в результате этом наглядно проступает как живительная сила православия, так и нарождающаяся мощь русского духа. А также указание на свой путь русского народа, актуальный и в наше время. Указание, вряд ли осмысленное современниками Алексия, но зато в полной мере доступное нам, не забывшим ещё о национальном единстве.

    Незаурядной и вдохновляющей идеей этой истории прониклись не только сценарист и режиссёр, но и актёры. Максим Суханов в необычной для себя роли Святителя Алексия исполнен молитвенной строгости и готовности к подвижничеству и выдаёт игру не просто убедительную, но проникновенную и запоминающуюся. Его лицо, после перенесённых страданий покрытое почти натуральными язвами, врезается в память будто резец скульптора в камень. Роза Хайруллина, представляющая его пациентку и мать злейшего врага Земли Русской — Тайдулу, не уступает оппоненту в силе производимого впечатления и являет собой чистейший монолит враждебного духа — значительно более цельный, чем её неуёмные сыновья, поочерёдно истребляющие друг друга в борьбе за ханский престол. На достойном уровне, продуманно, добросовестно и достоверно, сыграны роли и второго порядка: келейника Федьки (Александр Яценко), хана Джанибека (Иннокентий Дакаяров), князя Ивана (Виталий Хаев).

    Необычный фильм Андрея Прошкина трудно назвать шедевром, ибо слабых мест в нём хватает. Но ведь не это важно. Важно то, что Прошкин — опосредованно, через дела давно минувших дней — обратился к насущной, действительно животрепещущей для нас, русских, проблеме поиска источников духовной силы, без которой невозможно подлинное национальное объединение и тем более исполнение национальной миссии. Ведь эта самая миссия и есть не что иное, как обращённое к целому народу требование явить чудо. Как это сделать, никто не знает, ни святой, ни убогий, да и знать не может, потому что чудо не делается, а именно является. Но только в том случае, если люди к этому готовы, если они сумели преодолеть свои многочисленные слабости и искусы и очиститься внутренне. Подлинное величие духа проявляется в способности преодолеть самого себя. Это то, что нам так необходимо теперь. То, чему можно научиться в православии и отечественной истории. А теперь уже и в кино.

    28 октября 2012 | 20:04

    Насколько удачно всё началось, настолько невразумительно и завершилось. Однако упрекать в этом авторов картины я, пожалуй, не стану, списав абсолютное непонимание предполагаемой глубины данного произведения на свой «воинствующий атеизм». Дескать, просто не дано постичь — отсюда и результат.

    Как бы там ни было, для меня фильм совершенно четко распался на три разновеликих последовательных отрезка, причем таким образом, что от искреннего и неподдельного интереса, казалось бы, надежно закрепленного первыми минутами, в итоге не осталось ни следа. И даже «электрошок» в виде глубокомысленного (или, по крайней мере, претендующего на статус такового) послесловия оказался мерой крайне запоздалой и оттого безрезультатной.

    Неожиданная смерть героя А. Панина, думается, явилась первой вехой и повлекла за собой переход от стадии чрезвычайного интереса к стадии интереса умеренного. Особенно странным показалось отсутствие даже намека на попытку хоть как-то объяснить случившееся. На фоне откровенной харизматичности убиенного правителя слова его не в меру упитанного душегуба-преемника о том, что великой Орде нужен великий хан, показались неудачной шуткой.

    Положение отчасти спасла скоропостижно ослепшая главная героиня. Наблюдать за происходящим в этой связи было уже не так занятно, но, по крайней мере, не очень скучно. Конец процессу положило фиаско «Великого московского колдуна». Чуда не произошло, и… дальше фильм можно было не смотреть.

    «Хождение по мукам» и прочие «евангелистские тенденции» заполнили собой оставшуюся (что характерно, большую) часть хронометража картины, лишив, на мой взгляд, смысла обсуждение каких-то сюжетно-исторических нестыковок, просчетов в подборе актеров и прочих мелочей.

    Откровенная неубедительность авторского тезиса о ниспослании чуда в ответ на деятельное раскаяние зарвавшегося грешника лично мне напомнила разве что старинный анекдот о желании во что бы то ни стало обнаружить в принципе отсутствующую причинно-следственную связь… Впрочем, на этом, пожалуй, стоит остановиться. Ограничусь лишь итоговой оценкой:

    4 из 10

    14 июня 2013 | 16:13

    Вчера вечером посмотрел фильм «Орда», ну что могу сказать, приятно удивил, я ожидал худшего.

    Создатели фильма подошли к своему творению серьезно и профессионально:

     — Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды — Сарай-Бату. Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.

     — Герои фильма говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде. Консультации при переводе текста оказывали балкарские деятели культуры Музафар и Фатимат Таукеновы. За тем, чтобы актёры во время съёмок и озвучивания правильно произносили текст, следили переводчики

    По моему мнению, идея не плохая, но есть какая то недосказанность.

    Фильм получился мрачноватый, тема религии недостаточно подчеркнута. Фильму явно что то не хватает.

    Мне кажется было бы не плохо добавить хороших диалогов, может цитат из Библии, Корана или каких нибудь восточных мудростей.

    Но радует то, что наши стали снимать кино, в котором поднимают тему истории своей страны! И еще порадовало то, что нет замыленных надоевшей лиц, кочующих из фильма в фильм.

    Помимо вышесказанного в фильме есть некая шаблонность и стереотипность!

    Вообще чувствуется, что создатели сделали ставку на эффекты и картинку, а сценарий и диалоги немного не доработали

    И как результат затраты $12 000 000, сборы $2 761 529.

    Все же, что бы не говорили критики, а люди привыкли голосовать, как говорится «ногами» и «рублем».

    6 из 10

    27 мая 2013 | 09:57

    Долго думала как нематно написать отзыв и.. вот, лишь сейчас прошу опубликовать мою рецензию на данный фильм.

    Не буду говорить о множестве исторических ляпов, изуродованных образах, отсутствии сюжета, некачественной режиссуре и никчемной работе самого создателя фильма. Отвратительно.

    Сидела в кинотеатре иронично наблюдая за «не выжившими» до конца фильма зрителями, которые покидали зал уже на двадцатых минутах сего якобы произведения искусства. Исторический? Покажите мне хоть один эпизод, который действительно подан с точным акцентом на события былого прошлого? Разве что отношение к православию со стороны монголов, но это.. поведение типичного завоевателя.

    Актеры. Сонные и неправдоподобные все. Не нашла и одного человека, который действительно прожил свою роль, ощущение было что над труппой кто-то стоял и они работали ака крепостные из-под палки.*

    Не слушайте тех, кто хвалит «Орду», либо они хотят казаться эстетами (причем как такое хвалить — загадка), либо они ничего не смыслят в истинном экранном искусстве. Хотите потерять свое время? Вперед. Это тот самый выкидыш нашего отечественного кинематографа, который поможет Вам в достижении этой цели.

    -Весь фильм одна большая пародия, которую следовало назвать: «Одна неделя из жизни дикарей»

    -Ничего действительно исторического не имеется

    -Все создатели сия бездари

    1 из 10

    Исключение — единственный юнец, коим являлся внук первого хана и сын второго, действительно харизматичный парень, за него этот фильм и получает свой единственный балл с моей стороны*

    29 сентября 2012 | 15:43

    Более двухсот лет Золотая Орда держала в страхе княжескую Русь своими разорительными набегами, более двухсот лет Русь вынуждена была терпеть ее иго. Между тем в самой же Орде один за другим сменяют друг друга Великие Ханы, при этом обычным способом престолонаследия становится братоубийство, реальная же власть сосредоточена в руках ханши Тайдулы. Когда последнюю неожиданно одолевает слепота, в Москву отправляют двух гонцов за великим русским колдуном — митрополитом Алексием (Максим Суханов), чтобы тот свершил чудо.

    В нашей новейшей кинематографической истории прискорбно мало по хорошему массовых исторических фильмов. Любая попытка снять что-либо о событиях далее чем советской эпохи оборачивается либо несмотрибельной гос заказухой наподобие «Ярослава», либо авторским высказыванием, рассчитанным все-таки на более узкую аудиторию (напр. «Царь» Павла Лунгина). А ведь сколько всего можно снять, бери любой кусок истории и снимай: хочешь глобальный исторический боевик, хочешь голливудский пеплум, а хочешь драму. Режиссер Андрей Прошкин и сценарист Юрий Арабов решили обратиться к истории татаро-монгольского ига, которое кардинально изменило ход российской истории и сыграло важнейшую роль в становлении нашего государство в его нынешнем виде. До сих пор Россия не может определить с кем она, с Европой или с Азией, и фильм «Орда» это такая историческая притча даже не о столкновении двух государств, но о противостоянии двух мировоззрений и культур — азиатской и православной.

    Очень интересно посмотреть в фильме именно на образ Золотой Орды, государства державшего в страхе огромную территорию и при этом практически не оставившего после себя никакого наследия. Задача авторов с одной стороны заключалась в том, чтобы создать правдоподобный исторический образ исчезнувшего государства, с другой же стороны это развязывало им руки с точки зрения творчества. Возможно, именно поэтому фильм получился несколько созерцательным. Большая часть фильма посвящена быту и нравам Орды с ее типично азиатской жесткой иерархией и варварским отношением к чужой жизни. К слову, думаю, не случайно название фильма сокращено от полного наименования до простого «орда», которое чисто ассоциативно воспринимается как некая безликая толпа, не имеющая своей воли. В противовес ей православная Русь предстает пусть и подчиненным государством, но государством, у которого есть своя национальная идентичность, стержнем которой является его общая Вера. И тут режиссеру и сценаристу удалось избежать тех ошибок, которые зачастую портят отечественное кино. Не впадая в религиозное мессианство, им удалось создать сложный и противоречивый образ митрополита Алексия, способный держать на себе все идейное содержание фильма. Только самые лестные слова можно сказать и в адрес Максима Суханова, чье погружение в роль достойно всяческих похвал при том, что уровень страстей кипящих на экране сравним порой с нашумевшей лентой Мэла Гибсона о страданиях Христа.

    И все-таки жанр притчи должен настраивать зрителя не на увлекательное зрелище, но на достаточно тягучее серьезное повествование. Многим «Орда» покажется затянутой и бессюжетной, и есть в этом доля истины. Другие же найдут в фильме Алексея Прошкина достаточно глубокую, тонкую работу с размышлениями о том кто мы такие и почему мы такие.

    4 октября 2012 | 21:06

    Итак, великая империя созданная Чингиз-ханом оставлена потомкам, расширена, обогащена деньгами, знаниями и культурой завоеванных народов. Как же все это было? Как это выглядело изнутри в то время? Каков был быт, обычаи, как общались, во что верили? В фильме Орда это можно увидеть довольно детально.

    Лично я ожидал от фильма некое подобие «Монгола»-фильма вышедшего несколько лет назад. Со сражениями, ясным сюжетом и массовками. Всего этого в «Орде» я не нашел и вы не найдете. Фильм напичкан крупными планами, где-то подзатянутый, а ответить на вопрос «О чем или ком фильм» можно очень по-разному. Линия с митрополитом затянута и непонятно к чему она так подробно рассматривается. То ли чтобы показать как жила Золотая орда через то, что персонаж проходит путь из князей в грязь и обратно, то ли показать стойкость православной веры… Сложно сказать.

    И вроде бы такой размытый сюжет делает фильм хуже. Но! Когда вы видите на экране, какую работу проделали художники и гримеры, вы можете закрыть глаза на любой сюжет или его отсутствие. Одежды, сабли, перстни, грим, город и даже реалистичность крови и отрезанных конечностей поражают. Крупные планы и высокое качество изображения позволяют разглядеть всю безупречность и достоверность реквизита. Видно влияние на монголов культур завоеванных ими народов, частично показана Русь того времени, а так же дается представление о менталитете людей, об устройстве общества, об общении. Ты сидишь в кинотеатре и только на это и смотришь, только выйдя из зала всплывает мысль: а о чем же фильм?

    Ты погружаешься в эпоху и тебе это нравится. Именно это и позволяет оставить отличные впечатления о фильме.

    Бесспорно, если целью режиссера было показать мир того времени, ему это удалось, и удалось хорошо.


    8 из 10

    23 сентября 2012 | 00:28

    Собственно фильм этот я, наверное, никогда бы не посмотрел, если бы он не был показан в нашем провинциальном кино-клубе, где местная интеллигенция периодически смотрит и обсуждает новое в современном кинематографе. В рамках показов «Мейнстримового кино» мы и лицезрели сей шедевр от студии «Православная энциклопедия».

    В последние годы наши любимые правители всерьез занялись установлением духовных скреп для русского народа. Не жалеют для этого ни сил ни средств. Так на «Орду» из госфонда кино было потрачено 12 миллионов долларов, а вернулось от сборов всего три. Итого 9 миллионов зеленых на пропаганду русской государственной идеи. А то, что это будет именно пропагандисткой картиной, сомневаться не приходилось с самого начала. В спонсорах числятся Гаспром, Банк Москвы и правительство Москвы.

    То, что история, по меткому выражению кого-то из великих, «политика повернутая в прошлое» всем хорошо известно. Во всех странах и во все времена официальная история трактовалась в угоду правящих классов. Но интересно как это реализовано у нас в современной России. Казалось бы, при имеющихся ресурсах можно было снять серьезное кино, показать становление Московского государства, объединяющую роль православия и большой вклад в это дело патриарха и церкви. Поднять, так сказать, патриотический дух населения и дать направления духовного поиска. Можно было, наконец, продемонстрировать особый путь России в «мировом противостоянии цивилизаций». Тема-то как нельзя более подходящая. И личность и судьба Алексия более чем годится для идеологического исторического блогбастера.

    Но что мы видим на экране? Режиссер «Убойной Силы 3» в своем новом фильме в основном показывает вымышленные приключения святителя Алексия в Орде. Мы наблюдаем его реалистично снятые страдания и возвышение через них. В конце концов, угодные богу муки и покорность Алексия, приводят к тому, что он (бог) спасает не только главных героев, но и возвышает все государство Московское. Таким образом, в фильме разворачивается притча о ведущей мистической роли духовных православных лидеров нации в исторической борьбе.

    Порой мне казалось, что эта картина непосредственная реклама бизнеса РПЦ. Нам как будто прямо говорят — вот посмотрите, что вера правильная делает. Наш предшественник святой Алексий мало того, что сквозь огонь проходил, животных лечил, и от чумы спасал, он всю страну из мрака вывел! И мы современные священники так можем! Приходите к нам машины, магазины, ракеты освящать, и другие разного рода платные обряды совершать. Ну а все вместе мы, под руководством лучших, страну к светлому будущему вести будем.

    Не зря рабочее название фильма «Святитель Алексий». Думаю, «Орда» его назвали только по рекламным соображениям. Общество не настолько клерикализировано, чтобы идти на похождения религиозного святого. Наверняка многие надеялись увидеть в фильме с названием «Орда» противостояние русских патриотов черной массе «поганых» движущуюся на Русь Святую. В общем-то, хоть и китчево, «поганые ордынцы-варвары» зрителю представлены. А вот русских патриотов заменил православный кудесник. Массы явно были разочарованы, и фильм провалился.

    Хочется пожелать и далее пропагандистам-скеропочникам снимать такое же невзрачное и унылое кино. Неспособное не только нацию духовными скрепами объединить, но и вызвать сколько-нибудь значимого интереса у публики. И награды многочисленных фестивалей делу помочь никак не в силах. Сколько историческую чернуху не награждай, лучше она от этого не становится.

    17 октября 2013 | 00:23

    Масштабный исторический эпик с интересной тематикой (коим «Орда» является) нельзя назвать откровенно провальным или даже плохим. Декораторы, реквизиторы, костюмеры и гримёры постарались на славу, воссоздав колорит низовий Волги XIV века. Понаблюдав за многочасовым трудом гримёров, загорелись энергией и артисты Максим Суханов, Роза Хайруллина, Иннокентий Дакаяров. Уверенно играющую компанию не стесняется снимать крупными планами оператор, музыка даёт именно те мотивы, которые ожидаешь услышать в истории про степи, кочевников и древнюю историю, а режиссёр Андрей Прошкин заботливо любуется воссозданным миром Золотой Орды, отвлекаясь на эпоху, наряды, обычаи и быт так часто, насколько позволяет сюжет.

    И вот здесь залегла та самая коряга, о которую фильм запнулся и так и не поднялся. Основной сюжет фильма, развернувшийся на фоне Великой Степи XIV века смотреть тяжко, а уж пересматривать и вовсе не хочется. Потому что сюжетная канва а) расходится с исторической действительностью, потому не может ужиться в добротно воссозданном «фоне», б) слишком прямолинейна и зациклена на теме страданий, в) останавливается в развитии и не получает внятной концовки. Сюжет фильма не поддерживает антураж, а фигурально вьёт верёвки из хороших актёров, добротных персонажей и диалоговой составляющей.

    Фильм повествует о том, как в Золотой Орде начинается эпоха отце-брато-друже-убийств, политический курс и религиозное мировоззрение перестают быть стабильными. Ханша Тайдула вынуждена благословлять на правление родственников, дорвавшихся до власти не самым бескровным образом, посему пользуется большим уважением. Однажды она слепнет, и к ней фактически сгоняют всех окрестных лекарей, включая митрополита Всея Руси Алексия. Все лекари терпят неудачу, и митрополит не исключение. По сюжету эта неудача превращается для него в гонения, каторжный труд, сопровождаемый голодом и опасением за Русь, которую первосвященник так подвёл. Однако в итоге библейских масштабов лишения с выносом нерушимой веры на передний план даруют чудесные исцеления и невзрачный хэппи-эндец.

    Собственно, излишняя религиозность сюжет и топит. Это тот случай, когда прагматичный политический взгляд на историю гораздо интересней. Но ведь про митрополита снять кино, не скатывающееся в «житие православное», так сложно! А могло получиться что-то подобное зарубежной ленте «Король говорит». В этом случае «Ханша видит» имел бы следующие сюжетные очертания:

    Прежде всего, заболевание Тайдулы имеет психологические корни (что в фильме «Орда» отчасти прослеживается). Насилие и ожесточение в мире орды сказывается на нервах ханши и проводит к потере зрения. Лекари пытаются устранить недуг физическим лечением — не получается. Из Москвы вызывают митрополита с послушником (которого в ленте играет Александр Яценко). Митрополит сразу понимает, что быстрое лечение невозможно, но вот его послушник спорит, предлагает евангельские методы (то же лечение грязью) с понятным результатом. В итоге митрополит остаётся один на один с таинственной хворью. И решает действовать разговорами.

    В беседах Алексий детально описывает слепой ханше красоты русских сёл, русской природы (при грамотно составленных монологах налёт патриотизма даже не будет замечен). Ханша рассказывает о быте и нравах орды как государства, о том укладе жизни, к которому была привычна до слепоты. Её монологи прекрасно поддерживают визуальную составляющую фильма, но и позволяют увидеть истинную суть Золотой Орды — это не толпа бусурман на лошадях, а весьма успешное государство, которое освоило и развивает арабские медицину, астрономию и математику, китайские архитектуру и искусство войны, русское ювелирное дело и много чего ещё.

    Добавим и такую сюжетную линию, основанную на реальных событиях: в орде усиливались позиции ислама, непримиримо старавшегося вытеснить традиционные верования и православную епархию (которая в столице ханства определённо была). Разговорами завоевавший доверие Тайдулы Алексий вполне мог бы защитить интересы единоверцев и вывести Русь из-под удара обязательной исламизации. Кто хотел прославления религиозного деятеля — вот вам для этого почва. И никого раздевать, бросать в шахту и поджигать не надо.

    Итогом истории будет всё то же исцеление, но у него не будет причин, оставляющих зрителя в недоумении. К концу фильма мы будем видеть, что успех не в божье деснице, а во вкрадчивом и спокойном голосе митрополита, успокоившем сознание Тайдулы и вернувшем слепцу способность видеть при помощи ярких иллюстративных описаний. Алексий отправляется на Русь (попутно помогая второстепенным героям, как это было показано в фильме), а эпилог даёт понять, что с риском для жизни он приобрёл для своей страны союзника в ханской ставке. Уважение к «русскому чудотворцу» дало Москве несколько лет спокойной жизни, без которых иначе могла бы повернуться битва на Куликовом поле…

    Это та «Орда», которую никогда не снимут. Хотя мне было бы интересно увидеть кино с такой историей, возможно, что и вам тоже. Но спонсоры и прочие источники финансирования пытаются экранизировать свои идеи, свои интересы, не заботясь о том, насколько сильный отклик в массах они находят. И вот, если бы не это вытягивание религиозных мотивов и не эта игра на вопросах веры, то «Орда» стала бы интересным и масштабным произведением, про которое можно было бы сказать «не хуже заокеанских».

    7 из 10

    /Историческое кино, которое хотя бы не безнадёжно/

    10 января 2013 | 01:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 366 руб.
    Blu-Ray, 468 руб.
    саундтрек, 510 руб.
    подробнее

    Новости


    Кинофестиваль «Окно в Европу», традиционно проходящий в августе в Выборге, объявляет конкурс короткометражного кино. Автор победившего фильма получит возможность посетить «Окно в Европу», увидеть лучшие новые картины и стать обладателем золотой карты сети кинотеатров «Пять звезд». Автор лучшего комментария к этой новости тоже не останется без приза. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Как перенести на экран мир, о котором толком ничего не известно? Как создать впечатляющую картинку, сколько для этого нужно людей и метров ткани? Как зарождается идея декораций? КиноПоиск нашел ответы в картинках и рассказах художника-постановщика фильма «Орда» Сергея Февралева(...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Скорый «Москва-Россия»82 459 240
    2.Реальная белкаThe Nut Job68 454 368
    3.ДивергентDivergent48 362 188
    4.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier34 532 969
    5.СаботажSabotage29 871 740
    17.04 — 20.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 545 426435 601
    Деньги384 650 042 руб.115 402 066
    Цена билета248,90 руб.3,52
    17.04 — 20.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.291
    96.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.291
    97.Они сражались за Родину8.288
    98.Могила светлячковHotaru no haka8.278
    99.Новые временаModern Times8.276
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Лондонские поляLondon Fields93.66%
    17.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending93.59%
    18.БродягаThe Rover93.50%
    19.Миллион способов потерять головуA Million Ways to Die in the West93.44%
    20.Как приручить дракона 2How to Train Your Dragon 293.00%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Человеческая многоножкаThe Human Centipede (First Sequence)144
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 222
    ВрагEnemy2
    Большой музейDas große Museum1
    Баттерфилд 8BUtterfield 83
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job5.971
    Скорый «Москва-Россия»4.648
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 27.563
    СаботажSabotage5.751
    Под маской жиголоFading Gigolo6.933
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin01.05
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past22.05
    премьеры