всё о любом фильме:

Орда

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Прошкин
сценарийЮрий Арабов
продюсерСергей Кравец, Наталия Гостюшина, Алексей Карпушин
операторЮрий Райский
композиторАлексей Айги
художникСергей Февралев, Наталья Иванова, Людмила Илюткина, ...
монтажНаталья Кучеренко
жанр история, ... слова
бюджет
$12 000 000
сборы в России
зрители
Россия  401.5 тыс.,    Украина  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации (1):
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (453)
ожидание: 87% (2131)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
32 + 2 = 34
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.
    Трейлер 01:35

    файл добавилSureIdea

    все трейлеры
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1929 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Итак, великая империя созданная Чингиз-ханом оставлена потомкам, расширена, обогащена деньгами, знаниями и культурой завоеванных народов. Как же все это было? Как это выглядело изнутри в то время? Каков был быт, обычаи, как общались, во что верили? В фильме Орда это можно увидеть довольно детально.

    Лично я ожидал от фильма некое подобие «Монгола»-фильма вышедшего несколько лет назад. Со сражениями, ясным сюжетом и массовками. Всего этого в «Орде» я не нашел и вы не найдете. Фильм напичкан крупными планами, где-то подзатянутый, а ответить на вопрос «О чем или ком фильм» можно очень по-разному. Линия с митрополитом затянута и непонятно к чему она так подробно рассматривается. То ли чтобы показать как жила Золотая орда через то, что персонаж проходит путь из князей в грязь и обратно, то ли показать стойкость православной веры… Сложно сказать.

    И вроде бы такой размытый сюжет делает фильм хуже. Но! Когда вы видите на экране, какую работу проделали художники и гримеры, вы можете закрыть глаза на любой сюжет или его отсутствие. Одежды, сабли, перстни, грим, город и даже реалистичность крови и отрезанных конечностей поражают. Крупные планы и высокое качество изображения позволяют разглядеть всю безупречность и достоверность реквизита. Видно влияние на монголов культур завоеванных ими народов, частично показана Русь того времени, а так же дается представление о менталитете людей, об устройстве общества, об общении. Ты сидишь в кинотеатре и только на это и смотришь, только выйдя из зала всплывает мысль: а о чем же фильм?

    Ты погружаешься в эпоху и тебе это нравится. Именно это и позволяет оставить отличные впечатления о фильме.

    Бесспорно, если целью режиссера было показать мир того времени, ему это удалось, и удалось хорошо.


    8 из 10

    23 сентября 2012 | 00:28

    Нравственное уничижение людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых. — Н. М. Карамзин. История государства Российского

    У русских проблемы с историей. Разворачиваясь последовательно и естественно до начала двадцатого века, русская история как будто запнулась, споткнулась, подвернула ногу и дальше поковыляла через пень-колоду. Смысл того, что мы (и с нами) умудрились натворить за последнюю сотню лет, настолько тёмен, что разбираться в нём придётся ещё долго и с большими усилиями. Свой вклад в это дело вносят и кинематографисты, частенько обращающиеся к истории многострадальной матушки Руси. Неудивительно, что львиная доля картин на исторические темы посвящена советскому периоду нашей истории. Удивительно другое: почему сценаристы и режиссёры избегают погружаться в древние пласты русской истории, таящие в себе огромное духовное богатство, способные напитать иссохшие наши души живой водой истины. Но тем и ценнее всякий опыт такого рода.

    Андрей Прошкин — кинорежиссёр во втором поколении и примерный сын своего отца. Надо полагать, что именно от отца, снявшего «Холодное лето пятьдесят третьего», «Русский бунт» и «Доктора Живаго», он унаследовал интерес и уважение к отечественной истории, некое особенное ощущение актуальности прошлого. Это, видимо, и послужило причиной того, что центр «Православная энциклопедия», курируемый Русской православной церковью и выступающий также кинопродюсером, именно Прошкина-младшего выбрал режиссёром нового фильма православной тематики. При этом творческая свобода Прошкина и Арабова, приглашённого сценаристом, ничем не была ограничена — в лучших православных традициях. В итоге получилась картина в такой же мере православная, в какой и интеллигентская: интересный сплав традиционных и новейших воззрений на природу святости и чуда и любопытные наблюдения сокровенных причин объединения и подъёма Земли Русской.

    Действие картины происходит в середине 14 века, незадолго до знаменитой Куликовской битвы. За основу сюжета взят эпизод малозначительный с точки зрения внешней истории, но весьма показательный в плане истории внутренней, духовной: поездка митрополита Московского Алексия в Орду для излечения внезапно ослепшей ханши Тайдулы. Поездка не добровольная, но вынужденная, совершаемая под страхом разорения Москвы татарами. Поездка с заданием совершить чудо. И поездка с весьма неоднозначным результатом, предполагать который не могли ни князь Московский Иоанн, ни любящий сын Тайдулы хан Джанибек, ни сам Владыко Алексий. И в результате этом наглядно проступает как живительная сила православия, так и нарождающаяся мощь русского духа. А также указание на свой путь русского народа, актуальный и в наше время. Указание, вряд ли осмысленное современниками Алексия, но зато в полной мере доступное нам, не забывшим ещё о национальном единстве.

    Незаурядной и вдохновляющей идеей этой истории прониклись не только сценарист и режиссёр, но и актёры. Максим Суханов в необычной для себя роли Святителя Алексия исполнен молитвенной строгости и готовности к подвижничеству и выдаёт игру не просто убедительную, но проникновенную и запоминающуюся. Его лицо, после перенесённых страданий покрытое почти натуральными язвами, врезается в память будто резец скульптора в камень. Роза Хайруллина, представляющая его пациентку и мать злейшего врага Земли Русской — Тайдулу, не уступает оппоненту в силе производимого впечатления и являет собой чистейший монолит враждебного духа — значительно более цельный, чем её неуёмные сыновья, поочерёдно истребляющие друг друга в борьбе за ханский престол. На достойном уровне, продуманно, добросовестно и достоверно, сыграны роли и второго порядка: келейника Федьки (Александр Яценко), хана Джанибека (Иннокентий Дакаяров), князя Ивана (Виталий Хаев).

    Необычный фильм Андрея Прошкина трудно назвать шедевром, ибо слабых мест в нём хватает. Но ведь не это важно. Важно то, что Прошкин — опосредованно, через дела давно минувших дней — обратился к насущной, действительно животрепещущей для нас, русских, проблеме поиска источников духовной силы, без которой невозможно подлинное национальное объединение и тем более исполнение национальной миссии. Ведь эта самая миссия и есть не что иное, как обращённое к целому народу требование явить чудо. Как это сделать, никто не знает, ни святой, ни убогий, да и знать не может, потому что чудо не делается, а именно является. Но только в том случае, если люди к этому готовы, если они сумели преодолеть свои многочисленные слабости и искусы и очиститься внутренне. Подлинное величие духа проявляется в способности преодолеть самого себя. Это то, что нам так необходимо теперь. То, чему можно научиться в православии и отечественной истории. А теперь уже и в кино.

    28 октября 2012 | 20:04

    Многословие — от лукавого. Так что буду краток.

    Верю! Верю всему, кроме картошки на митрополитовом столе. Америка еще не вздрогнула под пятой Колумба, а на Руси уже картошечкой закусывают. Не серьезно.

    Признаюсь, пол-фильма ждал традиционной ныне христианской чернухи. Не дождался, слава богу. Прославляемый предшествующими рецензентами «Поп» изобразил во всей красе христианскую идею покорения и ослабления Руси. Мол, мы такие страстотерпцы, что будем даже немцам сапоги вылизывать, лишь бы они наши церкви не порушили. Здесь же мы видим Русь православную, Русь исконную, которая держится не на чуждых символах, не на крестах, не на церквях, а на русском духе, доставшемся нам от предков.

    Отчего то, припомнился «Generation П» и Вован-крыша с русской национальной идеей. Так вот «Орда» просто, по-русски и без иносказаний представила креативным, но туповатым пелевинцам русскую идею — будь готов отдать жизнь за своего, за русского, и не нужно нам ничего, кроме мира. Остальное сами добудем и заработаем.

    27 октября 2012 | 18:49

    Данный художественный фильм представляет собой высококачественную зарисовку жизни и бытия середины 14-го века, а именно Московского княжества и Золотой Орды, кровавые набеги которой держали всех в страхе. Фильм получил рейтинг 16+ из-за своих хоть и немногочисленных, но кровавых сцен, а также за натуралистические истязания митрополита Алексия.

    На протяжении 125 минут хронометража, зрителю во всех подробностях демонстрируют варварский колорит городов и шатров Орды, где восседает Хан и его свита. С пониманием, что называется, режиссёр подошёл и к развлечениям того времени — выступления колдунов-шарлатанов, способных сколдовать`раффаэлку» величиной с мяч для занятий лечебной физкультурой, фокус с зависшей в воздухе веревкой и танцы того времени, как минимум, не оставляют равнодушными.

    На этом аттракцион, под названием «Поселение Орды», не заканчивается и мы, с большим интересом, сможем почерпнуть для себя самые невероятные методы лечения слепоты народными средствами. В более привычном для нашего понимания свете, особенно на фоне монгольской Орды, показана русская община.

    Сюжет же завязан на предложении митрополиту Алексию (уже жившего когда-то в поселении Орды с местной ханшей, от решения которой зависело, кто же станет приемником хана после его смерти) договора, согласно которому владыка должен будет излечить ордынскую мать от судьбоносно настигшей её слепоты, а татары, в свою очередь и при удачном исходе лечения, не станут жечь Москву. Не согласиться он не мог и мы вновь переносимся в Орду, где продолжаем знакомство с тамошней культурой. Правда, на этот раз, обозревать происходящее нам придется глазами митрополита, сделанного мучеником.

    Нельзя не отметить игру наших актеров. На потрясающе воссозданных пейзажах того времени, были отсняты длительные сцены с, по-настоящему впитавшими свои образы, Артистами. Сложно даже предположить каких физических и моральных усилий потребовали, например, сцены с ползающими по телу человека муравьями, если их и просто-то смотреть тяжело.

    Андрей Панин (хан Тинибек). Да, всего пять минут в кадре, и да, можно его даже не узнать, но всё равно приятно и конечно жалко, что так быстро оборвали жизнь его героя. Максим Суханов (Алексий) — главный актер и персонаж фильма. Зная, когда правильно посмотреть или выдержать паузу, не сопротивляясь муравьиному угнетению, мы получаем истинный реализм. Также митрополит попробует заставить нас кожей прочувствовать ту отдачу самого себя Богу и те обращения, которые он произносит, обращаясь к Нему, когда всё, казалось бы, уже неминуемо.

    Работа режиссера Андрея Прошкина понравится многим, но не всем. Это действительно качественная картина, снятая за 12 000 000$, очень вряд ли окупится. На показ стоит идти подготовленным, зная что этот фильм как своеобразный поход в музей всем классом в школьные времена. Только теперь вы не будете разглядывать фотографии и дорисовывать в воображении то, что вам рассказывает экскурсовод. Вместо этого вы увидите всё воочию и после сеанса поймёте, что это действительно того стоило.

    Как мы знаем из истории, в конце концов Золотая Орда пожрала сама себя, разделившись на своевольные армии, не желавшие быть под чьим-то одним руководством. В фильме «Орда» показан закат того произвола, что простирался над большей частью Евразии в то время.

    С уезжающим вдаль всадником, отказавшимся от своего дома и семьи, однозначно символизируется этот закат. Вывод, который делает брат после убийства брата, — убить следующего брата, не может не убедить нас в том, что у государства, где братоубийство процветает даже во власти, будущего нет.

    24 сентября 2012 | 01:19

    Великий хан монгольский Джанибек (Иннокентий Дакаяров) посылает в Москву за митрополитом Алексием (Максим Суханов) — говорят, последний умеет творить чудеса. Что ж, чуда Орде требуется: ослепла матушка Джанибека, ханша Тайдула (Роза Хайруллина). И от её исцеления зависит, пойдут ли снова монголы войной на Русь, или нет.

    Похожая по интонации на лунгиновский «Остров» (как и там, тут тоже духоподъёмная драма с хорошим актёрским составом), «Орда», не смотря на своё мегаломанское название, сразу настраивает на очень камерный лад. Здесь не будет эпических сражений, огромных массовок и каких-то поражающих воображения панорамных сцен, кроме разве что одной. Фильм по большей части сделан на крупных планах, разыгран в нескольких интерьерах и в чистом поле. Главный герой должен совершить чудо (чудеса вообще лейтмотив творчества сценариста Юрия Арабова, см., например, фильм «Чудо» Александра Прошкина), но, кажется, забыл, как это делается. Большую часть фильма он учиться смирению, уповая на милость Господню, которая не замедлит случиться. Сама Орда предстаёт тем местом, от которого у нормальных людей кишки выворачивает наружу. И это, пожалуй, одно из главных достоинств фильма: то, как на экране изображена столица монголов — Сарай. В общем, как этнографическая экспедиция, «Орда» — прелюбопытнейшее зрелище. Как кино — не очень. Связано это в первую очередь с тем, что её драматургический конфликт увлекателен первые полчаса, но потом Прошкин с Арабовым начинают перегибать палку, думая, что они снимают «Бен Гура», а они явно снимают не «Бен Гура». В итоге получается какая-то бюджетная версия «Монгола» Сергея Бодрова, а кому это надо?

    21 сентября 2012 | 09:50

    Сколько гордых мужей, изумясь ворожбой этих глаз,
    Стало слугами ей, вожделений телесных стыдясь.
    Так бела и румяна, как будто в сияньи зари
    Птицы жертвенной кровь на нетронутый снег излилась.

    Сайф-и Сарай, золотоордынский поэт. XIV век.


    Садясь в кресло на сеансе российского кино, можно ожидать увидеть всё что угодно. Лично я неоднократно испытывал чувство разочарование после просмотра очередной отечественной киноподелки. Но последнее время всё чаще меня посещали смешанные чувства. И «Орда» здесь не стала исключением.

    На удивление, с кинематографической стороны фильм безупречен. Блестящая игра актеров. Как Розы Хайруллиной в роли Тайдулы, так и Максима Суханова, загримированного, что и не узнать, игравшего митрополита Алексия. Практически все, даже безмолвные слуги и стражники, убедительны в своих образах. При виде костюмов и декораций нет ощущения подделки или бутафории. Спецэффектов не много, но они очень органичные и естественные. Отличной вышла и операторская работа. Ракурсы и планы простые, но запоминающиеся. Сюжет логичен и особых нареканий не вызывает.

    Можно было бы придраться к исторической составляющей. Но художественное произведение не обязано полностью следовать исторической точности. Сценарий основан на легенде, а потому вольная интерпретация позволительна, тем более, что от основной канвы создатели картины не отклонились. Для подобных фильмов что требуется? Яркие и колоритные образы, аутентичный фон, внимание к деталям. Всё это в «Орде» наличествует. Потому нет особого желания выискивать с этой стороны минусы. Отдельные неточности, если таковые найдутся, будут непринципиальными.

    Особо хочу отметить, что в фильме полностью отсутствует лубочность, характерная для исторических картин последних лет. Тогда почему же смешанные чувства, если, казалось бы, смотри и радуйся? И тут мы подходим к главному. К смыслу и идее картины. Они донесены до зрителя неявно, так сказать подспудно. Отдельными штришками, в маленьких нюансах, мелкими деталями. И это показатель хорошей режиссуры. Нельзя прямо так в лоб вываливать зрителю всё, что хочешь сказать. Нужно, чтоб у него самого создалось нужное мнение и он усвоил информацию даже не подозревая об этом. Каков же мессидж фильма?

    А здесь нужно обратить внимание на то, что лента называется именно «Орда», а не «Митрополит» там или «Чудеса господни». Алексий в фильме выступает фактически не центральным, а второстепенным персонажем. А главный — Орда. Но это не просто монголы. Орда в фильме — символ всего Востока. Мимо нас проходит большое количество восточных народов: татар, китайцев, монголов, казахов, даже индусов и сибирских шаманов. И вот этот образ Востока в фильме собрал весь набор стереотипов и клише о самом себе. Нам через казни показывают равнодушную жестокость азиат. Через братоубийство их хитрость и коварство. Отношение к христианам подчеркивает их высокомерие и презрение к другим народам. Есть намек на пьянство, к которому они пристрастили и русских. Есть даже намек на каннибализм и инцест. Город Сарай показан серым и убогим, хотя и большим. Вообще весь быт ордынцев предельно прост и убог. Даже ханский дворец не блещет роскошью или изысканностью. Утонченность азиаты проявляют лишь в жестокости. Если даже не заострять внимание на всех этих негативных чертах, которыми режиссер Андрей Прошкин наделил ордынцев, то в целом Азия показана в фильме абсолютно чуждой и непохожей ни в чем на привычное нам: ни в поведении, ни в одежде, ни в отношениях меду людьми. Фактически, нам последовательно выстраивают образ Другого, полностью отличного от нас и с явными негативными чертами. А для сравнения дан образ Алексия.

    В плане православной духовности картина «Орда» ничего нового нам не покажет. Требуется пережить страдания, чтоб добиться божьей милости. Нельзя поддаваться гордыне. Нужно смиренно принимать все посланные свыше испытания. И всё в руце божьей. В этом смысле «Орда» не отличилась ни подачей материала, ни какой-либо особой оригинальностью. Всё это нам уже рассказали в других лентах. Но стоит обратить внимание на один сюжет. Хан Джанибек настойчиво хотел увидеть чудо. Но за чудеса он каждый раз принимал обычные фокусы. А смысл реального чуда — исцеления его матери Тайдулы — ни им, ни кем-либо ещё не был понят. Потому что им нужен только результат, к вере азиаты подходят с чисто практической стороны. Именно потому и нет с ними благодати Божьей. Лишь Тайдула это поняла. На это нам и намекает концовка.

    Так что если кто-то там считает, что Восток — это духовные практики, тысячелетняя мудрость, путь самосовершенствования, то Андрей Прошкин своим фильмом говорит, мол, нет там на самом деле ничего. Одни лишь фокусы или знания на уровне «приложи верблюжьи какашки к больному месту». Жестокость и жажда власти есть, а духовности нет. А духовность она у других, кто на место Орды пришел.

    Данный образ Востока, даже выраженный очень качественными художественными средствами, весьма утрирован и примитивен. То есть по факту что-то подобное имеет место, но в целом ситуация показана неверно. Это всё равно, что снимать фильм про советского солдата на войне, где он всё время пьет водку, насилует женщин и грабит мирное население. И такое было, но эти эпизоды не характеризуют же советского солдат целиком и полностью. А ведь в Золотой орде как раз в XIV веке был расцвет поэзии. И большинство стихов ордынских поэтов — это любовная лирика, а вовсе не воспевание войны или грабежа.

    В результате мы имеем очень качественно сделанный фильм, но, на мой взгляд, с довольно таки примитивным и даже вредным смыслом. В конце концов, создавать такой негативный и утрированный образ не то что отдельного народа, а целой цивилизации — это углублять пропасть между людьми. А искусство, наоборот, должно способствовать как раз их сближению и большему взаимопониманию. А иначе другие народы для нас так и останутся какой-то непонятной дикой разнородной массой, несущейся ниоткуда в никуда. Ордой одним словом.

    29 сентября 2012 | 05:49

    Фильм представляет собой удивительно красивую, жесткую и богатую на детали сказку на достаточно экзотическом и незатасканном материале, если угодно, апокриф. Нет необходимости проверять картину на соответствие историческим реалиям — совсем не соответствует, заимствованы персонажи, декорации и кое-какие реалии.

    В «Орде» сильнейшее впечатление производит постановочный размах, весь сказочный антураж с декорациями, гримом, костюмами, плясунами, фокусником, так прекрасно снятых оператором. Саундтрек, в котором соединены множество тем, использованы нетрадиционные струнные, совершенен. Пожалуй, фильма с более яркой и сочной картинкой в отечественном кино не было. Из зарубежных аналогов сравнил бы с идейными пеплумами Чжана Имоу ("Герой», «Дом летающих кинжалов») с вычетом сцен боевых искусств и остросюжетности.

    Все образы монголов и актерские работы понравились безоговорочно (вновь блеснул в камео Андрей Панин), работа же Максима Суханова по определению является статичной и представляет собой в большей степени достижения гримера. Последние минут тридцать фильм несколько теряет в изобретательности на детали, но с учетом большого объема это не критично.

    «Орда» — достаточно статичный, но при этом интересный именно режиссерско-постановочными находками «большой» фильм с этнической стилизацией. Если не предъявлять к нему претензий с точки зрения психологии или мотивации персонажей, можно в полной степени насладиться уникальным авторским фэнтези на историческом материале, которое является более цельным и зрелищным нежели лунгинский «Царь».

    8 из 10

    9 ноября 2012 | 09:12

    Этот поганенький фильм, состряпанный как всегда — в спешке, вновь втоптал Православие — в грязь. В тот самый верблюже-конский навоз, который с таким упоением режиссер показывает на протяжении всего фильма, видимо впервые узнав во время съемок про кизяк, удивившись, обрадовавшись и решив, что именно конские испражнения — это круто.

    Итак, почему фильм «Орда» — это антихристианский фильм?

    А вот почему.

    По ходу «пиесы», Алексий, мучающийся страхом за то, что если он не вылечит ханшу — то хан, ее сын, сожжет Москву, пытается ее вылечить молитвой и окуриванием ладаном. У него это не получается. Он впадает в истерику, выбегает из юрты. Хан на пороге, готов отрубить ему голову. Тогда его, алексия, помощник, молодой Федька, приводит в пример, тоже в соплях и слезах, притчу о том, что Иисус — плюнул на землю, взял сию взвесь, намазал ее на глаза слепому от рождения — и слепой прозрел! Алексий, что же ты стоишь? Действуй!! И Алексий, возомнив себя равным Сыну Человеческому, как-никак — воплощенному аспекту Троицы, тоже харкается в пыль, месит все это, бежит в юрту и накладывает грязь на глаза ханши. Конечно, столь неожиданный трюк не работает. О, «чорт», святой Алексий, по мнению сценариста и режиссера — не равен Иисусу! Какая неожиданность!!!.. В итоге Алексия раздевают, выливают на макушку ушат святой воды и отправляют в степь, где по нему ползают муравьи. Потом он прибивается ко взятым в пролон русским, за ним устанавливается слежка, он оказывается истопником татарских бань (тут режиссер очень хорошо показывает нравы «зоны» — благо, Алексия не «петушат под шконкой»…Но гомосеки в фильме есть, однако о них позднее…), из-за него убивают каждого третьего раба, неожиданно встреченный Федька пытается его задушить.

    В итоге «владыко Алексий» решается на хитрость. Чтобы спасти сокамерников от злых вертухаев, а Москву — от разграбления басурманами, он идет на суицид (не знаю, в православной апологетике это вроде бы грех, но святым, видимо, можно). Ну, как идет… Он пытается себя сжечь. Но тело, измазанное глиной и прочим, горит все-таки неохотно (судя по пламени, охватившему Алексия, видимо, в трактовке режиссера он измазался кизяком, который на нем засох и стал огнеопасен). Но добрые сокамерники его спасают (как до этого спасили от обезумевшего Федьки, запинав того ногами до полусмерти). Выносят на улицу. Где Алексий, обожженный, корчится опять же в конском говне (sic!) и струях дождя, говоря о том, что Бог его оставил…

    В финале — хан со свитой его находят, отправляют его в ту же баню, которую он топил день назад и которую все еще топят его бывшие друзья-заключенные (но уже пофиг, спасен же!), дает ясак, грамоту о том что Москву грабить не будет, Федьку, коней и высылает все это из ставки Орды — восвояси. В общем — очень неожиданный поворот.

    Стоит отметить, что сперва фильм мог быть даже интересен. Костюмы, декорации, лошади. Говно, опять же. Однако постепенно, после глумления над «иными религиями» (да, в легенде никто не мог вылечить Тандулу, но зачем индус с фразой про «чакры»?), после этих муравьев, которых Алексий снимает с себя по одному… Фильм, и так не блиставший новизной, скатился на пол, забился под плинтус и начал испуганно поблескивать глазками. А ведь можно, можно было бы сделать отличное кино, но с другим финалом. Пусть будет святой в навозе — это сейчас очень котируется у молодежи! Святым, думаю, пофиг, ведь «нечистое очищается от соприкосновения со святым», а антиклерикалам — радость. Пусть будут дешевые спецэффекты и все прочее. Пусть будет голый старик со стыдливо прикрытой задницей…Но вот финал…

    В финале, когда Алексий и Федька, которого он в соответствии с принципами христианства, понимаемыми сценаристом, простил, уезжают, главзлодей-хан умирает, играя на свирели, встроенной а маску слона, и наследником всей орды становится его сын Бердибек (который, оказывается, гомосексуалист, у него солдаты пидорами были, лица белили и из-за этого, вкупе с борьбой за власть, Одра и погибла, ага…) — показывается вновь Тандула. Она прозрела. Она видит. И, садясь на коня, произнеся спич о том, что не знает, «чего хочет Бог», уезжает в ночную степь.

    То есть — татары были несправедливы. И Бог за это «дал им в бубен». Потрясающе, правда? Типичная логика фильма про очередной «Бандитский петербург», эдакое слияние начальника зоны и Саваофа.

    Но, повторюсь, этот финал — убог. Не лучше ли было вообще — не показывать ослепшую ханшу после сцены ее не-исцеления? Или, если и надо показать, то не давать зрителю понять, видит она, или нет? То, что злой хан отпустил, спас Алексия — неужели ЭТО не чудо? То же, что слух пошел об исцелении, то, что это вошло в историю… Так может это произошло после того, как хан увидел силу воли «могучего старика»? Поразился его самопожертвованию? Ведь почему Джанибек не хотел смерти Алексия? Потому, что думал спалить Москву у него на глазах. А тут — да, признал. Алексий и его Бог — сильнее и Орды, и хана. Я не говорю о сострадании, не говорю о душевных страданиях ордынцев — опустим это, пусть они так и остаются зверями и скотом (ни автор сценария, не режиссер о том, что у монголов тоже своя вера была, видимо, не слышали)…

    Но нет. Все по законам жанра — мухи отдельно, котлеты отдельно. Зачем показывать открытый финал? Зачем заставлять «потребителя» — думать о вере, думать о происходящем? Потребитель должен потреблять, верующий — верить. И главное — побольше говна. Лошадиного говна, верблюжьего говна. Говна и «православия», прости Господи. Ведь у нас же православная страна.

    Кто-то говорит о том, что Алексий проходит путь «всего человечества», спаса Москву и не отвечая злом на зло. Кто-то нахваливает режиссерскую работу. Я же скажу, что этот фильм — не притча. Этот фильм — не о Вере, не об Алексии, не об татарах или истории Московского княжества. Этот фильм — о говне. Говно — главный его герой. И Бог — тоже, потому что именно такими фот «фильмами» нам показывают, что Бог на самом деле есть, но к современному кинематографу он не имеет никакого отношения. А все эти мелкие аллюзии, все душевные страдания, все перипетии главных героев — так, фон для гигантской навозной кучи, в которой копается режиссер, пытаясь отмыть полученные деньги. То же, что в создании этого «шедевра» замешана «Православная энциклопедия» вообще не делает чести последней и мягко намекает на уровень нашего православия для масс.

    20 октября 2012 | 19:11

    Орда — не претендует на историческую правду. Это в большей степени художественный вымысел. Суровый, жесткий, кровавый и в меру умный фильм о многих вещах. О чем? Тем, кто захочет увидеть масштабные битвы или просто колосс о потомках Чингиз-Хана — это кино не для вас. Здесь нет места зрелищу.

    Вообще странные впечатления. Кино Андрея Прошкина интересно своим развитием. Неспешным, нагнетающим, местами пробирающим до мозга костей. Когда ты понимаешь, что время ига было ужасно страшным, что миллионы людей были загублены просто потому что были другой расы или даже роста. То, через что прошел митрополит Алексей вызывает много чувств, тем более, что актеру, его игравшему пришлось очень несладко. Уж слишком не жалел его в кадре режиссер.

    Орда не показывает нам ее «величие», в ней нет даже поединков воинов, но фильм отдельными сценами впился в голову. А это уже признак таланта создателей. При этом он несколько вторичен, особенно после Острова Лунгина или Царя, но все же тут немного иные материи затрагиваются. Власть. Жестокость того времени. Вера. Страх. Бог.

    Вот об этом наверное эта картина.

    Здорово снята массовка. Костюмы и декор — очень понравились. Свет намеренно порой приглушен, для ощущения полной темени того времени. Про речь монголов уже говорили. Она часто напоминает казахскую, отчего даже перевод не нужен. И даже наши казахские актеры по-моему присутствуют.

    О дальнейшей судьбе фильме рассуждать не берусь. Скорее всего оно также канет в пучину, как и все что было у нас выпущено в 90-2000-х, но сегодня оно было не бесполезным.

    6 из 10

    4 июля 2013 | 09:59

    Каждый астраханец просто обязан был посмотреть этот фильм, так как снимался он в нашем степном краю, как раз в непосредственной близости от реального места нахождения золотоордынской столицы. А исторические декорации не только до сих пор стоят на месте съемок, но и притягивают туристов со всей страны.

    Сразу отметим, что трейлер, анонсирующий выход фильма, саму картину мало отражает. Те, кто ожидал увидеть исторический экшн с битвами и скачками, были, полагаю, сильно разочарованы. Собственно и сюжетная линия в фильме одна — приезд митрополита Алексия в Орду для лечения царицы Тайдулы, матери хана Джанибека. Все остальное время и пространство фильма занимает весьма эффектный и натуралистичный антураж времен Орды. В фильме много жирных кусков мяса, немытых тел, хлещущей крови (людской и лошадиной) и прочих прелестных деталей.

    Несколько запутались авторы фильма в историческом времени. Фильм начинается с убийства хана Тинибека его братом Джанибеком, после чего то сам становится ханом. Собственно Тинибек-то и ханом еще не стал, а его убийство Джанибеком как раз и предотвратило его признание и в качестве такового. Тайдула в этих событиях также была задействована, вопреки кинематографической интерпретации событий.

    Конечно, и сами убийства Тинибека (в начале фильма) и Джанибека (в финале) произошли при несколько иных обстоятельствах, чем показано в «Орде». И никак нельзя ставить знак равенства между двумя этими убийствами. Ведь фактически у Джанибека не было выбора, он хорошо понял суровую сущность власти в тогдашней Орде: либо убьет он, либо его. Чего не скажешь о его сыне Бердибеке. Хан Джанибек тяжело заболел еще в походе (и уж никак не мог танцевать в дурацкой маске на пиру, как показано в фильме), а Бердибек, понимая, что отец все-таки на пути к выздоровлению, пользуясь его слабостью, совершил вероломное убийство.

    С этого события и начинается тот период в истории Орды, который в русских летописях назван Великой Замятней. Через два года будет убит сам Бердибек (об этом говорится в фильме), а на ханы на ордынском престоле начнется чехарда. Великая Замятня и позволила Московской Руси окрепнуть и заняться решением внутренних проблем. Хотя до полного освобождения от ордынской зависимости было еще далеко.

    Но это все детали, как и то, что из источников точно неясно была ли Тайдула женой Узбека и матерью Джанибека (как в фильме), или же женой самого Джанибека и соответственно матерью будущего отцеубийцы Бердибека (как, например, в историческом романе Дмитрия Балашова «Ветер времени»).

    Приезд митрополита Алексия был связан с болезнью не только Тайдулы, но и самого хана Джанибека, который был вскоре убит. И произошли эти драматические события как раз в конце правления Джанибека, в 1357 году. В фильме же действие разворачивается так, что не понятно, то ли с момента восхождения на престол Джанибека до вызова в Орду Алексия прошло не больше года, то ли более 10 лет — об этом предложено гадать пытливому зрителю, если таковой найдется в кинозале. Хотя присутствие в фильме князя Ивана (им может быть только Иван II Красный) более-менее определяет хронологические рамки картины: Алексий никак не мог появиться в Орде ранее, чем через 11 лет после захвата власти Джанибеком.

    В этих размытых хронологических рамках серьёзный недостаток картины, претендующей на историчность. Неплохо было бы снабдить фильм титрами, разъясняющими, в какой именно исторический момент происходит действие: год такой-то, прошло столько-то лет.

    Что касается художественных образов, представленных в фильме, то они весьма невнятны. Кто такая Тайдула? Друг она Руси или враг? Какую роль сыграла в истории самой Орды? Почему название русского города Тулы происходит от ее имени? Почему хан Джанибек (Чанибек) в русских летописях именуется добрым, а его отец Узбек, напротив, — злым? На все эти вопросы авторы не удосужились найти ответов, ограничившись показом ордынской «экзотики» и каких-то невероятных «страстей Алексиевых».

    Понятно, что в фильме предполагалось показать торжество духа русского православного человека, преодолевающего все муки и страдания благодаря вере в Господа (вполне в духе нынешней «официальной народности»). Только вот «страсти» эти что-то весьма надуманы. Возможно, создатели фильма и пользовались какими-то источниками, незнакомыми автору этих строк. Понятно, что от успешности или неспешности миссии Алексия в Орде зависела и судьба Руси, и положение церкви. Но очень сомнительно, что главу русского духовенства (фактического правителя Московского княжества при Иване Красном и малолетнем Дмитрии Донском), раздетого донага, будут отправлять куда глаза глядят, потом помешать в какие-то жуткие катакомбы, где в грязи и копоти он станет работать вместе с другими русскими пленниками, да еще и для острастки убивать на его глазах соотечественников. Не в традициях татар все это. Казнить могли бы запросто, а столь изощренно издеваться над духовным и политическим лицом — это вряд ли. А сам приезд Алексия в Орду не связан ни с началом фильма, ни с его финалом и выглядит случайностью. Претерпел муки во имя православия — и обратно.

    Разочарует, мне кажется, фильм, современных ордынофилов, очарованных теорией Льва Гумилева. Татары в «Орде» — это все-таки враги Руси, а не союзники. И изнанка ордынского благополучия тоже показана, хотя бы в сценах «катакомбных» работ и всевозможных издевательств над пленными.

    Все-таки не хватает в современных исторических картинах самой истории. Нет ни одного фильма, который можно было назвать историческим полотном, дающим преставление о той или иной эпохе. То центральной темой становится любовный сюжет, то какая-нибудь философская (чаще — квазифилософская) дилемма, а история — лишь фон для всего этого. А ведь непростая, полная драматических коллизий и невероятных поворотов история взаимоотношений Руси и Орды — тема более чем благодатная, практически неосвоенная кинематографистами.

    Если рассматривать фильм Прошкина как шаг в этом направлении, то, покритиковав «отдельные недостатки», можно ему и спасибо сказать.

    13 октября 2012 | 21:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 366 руб.
    Blu-Ray, 468 руб.
    саундтрек, 510 руб.
    подробнее

    Новости


    Кинофестиваль «Окно в Европу», традиционно проходящий в августе в Выборге, объявляет конкурс короткометражного кино. Автор победившего фильма получит возможность посетить «Окно в Европу», увидеть лучшие новые картины и стать обладателем золотой карты сети кинотеатров «Пять звезд». Автор лучшего комментария к этой новости тоже не останется без приза. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Как перенести на экран мир, о котором толком ничего не известно? Как создать впечатляющую картинку, сколько для этого нужно людей и метров ткани? Как зарождается идея декораций? КиноПоиск нашел ответы в картинках и рассказах художника-постановщика фильма «Орда» Сергея Февралева(...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    50.Джанго освобожденныйDjango Unchained8.458
    51.Крестный отец 2The Godfather: Part II8.455
    52.СемьSe7en8.441
    53....А зори здесь тихие8.439
    54.Молчание ягнятThe Silence of the Lambs8.433
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.ВаркрафтWarcraft92.24%
    27.Человек-муравейAnt-Man92.20%
    28.ГодзиллаGodzilla92.08%
    29.Мир Юрского периодаJurassic World91.93%
    30.МалефисентаMaleficent91.80%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Если хочешь хорошо провести время, звони…For a Good Time, Call...4
    Правила съема: Метод ХитчаHitch104
    Игра престоловGame of Thrones258
    Даёшь молодёжь!21
    ГолгофаCalvary2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.013
    Скорый «Москва-Россия»5.016
    ДивергентDivergent7.212
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.669
    СаботажSabotage5.752
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры