всё о любом фильме:

Орда

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Прошкин
сценарийЮрий Арабов
продюсерСергей Кравец, Наталия Гостюшина, Алексей Карпушин
операторЮрий Райский
композиторАлексей Айги
художникСергей Февралев, Наталья Иванова, Людмила Илюткина, ...
монтажНаталья Кучеренко
жанр история, ... слова
бюджет
$12 000 000
сборы в России
зрители
Россия  401.5 тыс.,    Украина  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации (1):
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (513)
ожидание: 87% (2130)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
32 + 2 = 34
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1923 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Художественная правда

    Андрею Прошкину всегда удавались психологические портреты современников («Игры мотыльков», «Миннесота»), но опыта постановки масштабных костюмных драм с аутентичными атрибутами до «Орды» не было. Режиссер нащупал верный подход к картине: «Орду» надо снимать на стыке символизма и реалистической достоверности. Приступая к работе над проектом, авторы в лице режиссера и сценариста Юрия Арабова прекрасно осознавали, что о деталях быта Руси, и тем более Орды XIV века, достоверного, исчерпывающего знания нет. Это давало создателям творческую свободу, которая, впрочем, имела риск вырасти в очередную высокобюджетную химеру, а могла выстрелить неожиданным попаданием в художественную правду. Случилось последнее.

    Например, то, что сделали художник по декорациям Сергей Февралев («Белый тигр») и костюмер Наталья Иванова («Сибирский цирюльник») кардинально отличается от других работ российских кинематографистов погружающих актеров и зрителей в глубь веков. Из двух часов картины большая часть экранного времени посвящена столице Золотой Орды, грозном городе из глины Сарай-Бату. В грандиозных декорациях, которые были выстроены прямо на берегу Волги, близ раскопок подлинной тюркской столицы, после съемок открылся музей Золотой Орды. Погружению в картину, как и в громких исторических проектах Мэла Гибсона, способствует и аутентичный (тюркский) язык, на котором говорят герои-ордынцы. Причем, сопровождающие эти эпизоды субтитры выполнены чрезвычайно точно и емко, помогая восприятию. Что касается языка наших древних соотечественников, очевидно, что Прошкин с Арабовым решили не утомлять зрителя всякого рода анахронизмами и церковнославянизмами. То есть в картине герои говорят на современном русском, что работает на главное — на то, чтобы идея фильма была воспринята правильно.

    В Орде

    Отдельной находкой режиссера Прошкина стали музыка и хореография. В Орде, по-иродовски жаждущей чуда, трюка, восхищения, что ни день проходят странные увеселения и пиры, выступают кудесники и маги со всего мира. За удивительные звуки экзотических инструментов, которые сплетаются в мелодии, в «Орде» отвечал Алексей Айги. В «Орде» его музыка получила самостоятельное звучание и как никогда уместна со всеми своими изысками в нервной и тревожной атмосфере ордынского ханства. Удивительная близость и взаимопроникновение разных культур и религий, потрясающая атмосфера деспотизма в его чистом, животном и неприкрытом никакими рефлексиями виде — все это мы видим при дворе ханов Тинибека (Андрей Панин), а затем Джанибека (Иннокентий Дакаяров). Отдельно от шумного, полного наивной веры в чудеса и магов мира мужчин проходит скрытная, интенсивная и по сути смыслообразующая жизнь матери ханского семейства, Тайдулы (Роза Хайруллина). Эта удивительная женщина, эдакий серый кардинал, благословляющий на царство своих сыновей-ханов, мать и женщина, друг и воин, муза и советник праздных, ленивых, хвастливых ханов. Удивительное существо, божественный андрогин, с колоритной внешностью и прекрасным телом — Тайдула становится камнем преткновения, драматическим центром повествования, его отправной и финальной точкой.

    Когда Тайдула неожиданно слепнет, и ни сибирский шаман, ни индуист-мистик, ни даосист-травник не могут прогнать хворь, Джанибек отправляет послов в вассальную Русь. Там живет удивительный «колдун» — православный митрополит Алексий (Максим Суханов), по молитвам которого чума оставляет селения. С этого времени начинается подвиг митрополита Алексия за свой народ и за собственную веру — и тут важно, что именно за собственную, свою, личную веру. Алексий отправляется в Золотую Орду, чтобы совершить чудо.

    Схождение во ад

    Небольшой эпизод из полной удивительных приключений жизни митрополита Киевского и Московского Алексия («был послан в Орду, где исцелил ханшу Тайдулу от слепоты») авторы превратили в метафору стяжания Святого Духа, в масштабный геополитический триллер о взаимоотношениях Руси и Орды.

    Впрочем, кажется, главными для создателей «Орды» были несколько иные темы и цели. На первый взгляд, они личностно-конкретные — передать весь ужас человеческих сомнений, что терзали митрополита Алексия на пути в Орду, когда он знал, что не в его силах заставить Всевышнего исцелить Тайдулу; раскрыть драму его отношений с послушником Федькой, теряющем веру во время страданий и мучительно ищущем новые духовные основы в татарском плену; обрисовать взаимоотношения Церкви и власти в блестящих диалогах с князем Иваном Красным (Виталий Хаев). Но главной темой становится все же удивительная миссия, подлинная миссия страдания и жертвы, которую несет святитель Алексий. Господь не слышит его молитвы, слепота не оставляет женщину. После унижения и надругания героя Суханова с позором выпускают из Орды.

    Добровольно приняв муки плена, митрополит повторяет жертву Христа, за свою паству, свой народ, ради ближних своих, ради Федьки и всех захваченных в рабство. Он возвращается в Орду, «приняв зрак раба». И в этой своей жертве митрополит, как праведный Иов, встречается с насмешками и непониманием земляков. Даже когда-то верный Федька ненавидит бывшего владыку. Смерть его не берет, муки становятся нестерпимыми. Алексий доходит до самого края отчаяния и богооставленности, отдавая свою жизнь, всего себя за други своя. И жертва его приемлется…

    И вот уже Тайдула не хочет благословлять на царство очередного сына-садиста. Быть может, ей нечто было открыто Небом, а может, настоящая нелицемерная Любовь коснулась ее сердца. И вот уже разделилось мощное царство, и не может устоять дом тот…

    Се Человек

    В картине великолепны все актерские работы: и трансформировавшийся в ордынского хана Андрей Панин, и сыгравший легковерного митрополичьего келаря Федьку Александр Яценко, и совершенно феноменальная Роза Хайруллина, и колоритные якутские актеры. Но то, что удалось в «Орде» Суханову, не удавалось прежде ни одному артисту. Удивительным образом Максим Суханов, сыгравший святителя Алексия, достигает невероятных духовных высот, мощного и глобального евангельского драматизма.

    …Во второй трети картины действие замирает в мучительной точке телесного и духовного катарсиса героев, оно фокусируется на сизифовом труде бывшего владыки в адской кочегарке ордынской бани, где с герой Суханова опускается до самых глубин смирения и выходит на прямой диалог с Богом. Да, Прошкину было необходимо так долго макать зрителя, извините, в дерьмо (топились-то ордынские бани конским навозом) и мучить его удушьем, жаром, унижением и болью, чтобы через эту средневековую чрезмерность страдания воспеть силу истинной веры. Создатели фильма говорят: «Алексий приехал в Орду святителем, а уехал святым», — и это блестяще достоверно и безжалостно отражено в картине. В истории этого человека, в малой мере повторившего подвиг Христа, погрузившегося в смерть, в ад ради спасения человечества, раскрывается, кажется, вся суть Православия, красота которого всегда заключалась не в пышных церемониях и обилии золота на куполах, а в силе Божией, действующей в немощи человеческой.

    16 сентября 2012 | 22:12

    Великий хан монгольский Джанибек (Иннокентий Дакаяров) посылает в Москву за митрополитом Алексием (Максим Суханов) — говорят, последний умеет творить чудеса. Что ж, чуда Орде требуется: ослепла матушка Джанибека, ханша Тайдула (Роза Хайруллина). И от её исцеления зависит, пойдут ли снова монголы войной на Русь, или нет.

    Похожая по интонации на лунгиновский «Остров» (как и там, тут тоже духоподъёмная драма с хорошим актёрским составом), «Орда», не смотря на своё мегаломанское название, сразу настраивает на очень камерный лад. Здесь не будет эпических сражений, огромных массовок и каких-то поражающих воображения панорамных сцен, кроме разве что одной. Фильм по большей части сделан на крупных планах, разыгран в нескольких интерьерах и в чистом поле. Главный герой должен совершить чудо (чудеса вообще лейтмотив творчества сценариста Юрия Арабова, см., например, фильм «Чудо» Александра Прошкина), но, кажется, забыл, как это делается. Большую часть фильма он учиться смирению, уповая на милость Господню, которая не замедлит случиться. Сама Орда предстаёт тем местом, от которого у нормальных людей кишки выворачивает наружу. И это, пожалуй, одно из главных достоинств фильма: то, как на экране изображена столица монголов — Сарай. В общем, как этнографическая экспедиция, «Орда» — прелюбопытнейшее зрелище. Как кино — не очень. Связано это в первую очередь с тем, что её драматургический конфликт увлекателен первые полчаса, но потом Прошкин с Арабовым начинают перегибать палку, думая, что они снимают «Бен Гура», а они явно снимают не «Бен Гура». В итоге получается какая-то бюджетная версия «Монгола» Сергея Бодрова, а кому это надо?

    21 сентября 2012 | 09:50

    Нравственное уничижение людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых. — Н. М. Карамзин. История государства Российского

    У русских проблемы с историей. Разворачиваясь последовательно и естественно до начала двадцатого века, русская история как будто запнулась, споткнулась, подвернула ногу и дальше поковыляла через пень-колоду. Смысл того, что мы (и с нами) умудрились натворить за последнюю сотню лет, настолько тёмен, что разбираться в нём придётся ещё долго и с большими усилиями. Свой вклад в это дело вносят и кинематографисты, частенько обращающиеся к истории многострадальной матушки Руси. Неудивительно, что львиная доля картин на исторические темы посвящена советскому периоду нашей истории. Удивительно другое: почему сценаристы и режиссёры избегают погружаться в древние пласты русской истории, таящие в себе огромное духовное богатство, способные напитать иссохшие наши души живой водой истины. Но тем и ценнее всякий опыт такого рода.

    Андрей Прошкин — кинорежиссёр во втором поколении и примерный сын своего отца. Надо полагать, что именно от отца, снявшего «Холодное лето пятьдесят третьего», «Русский бунт» и «Доктора Живаго», он унаследовал интерес и уважение к отечественной истории, некое особенное ощущение актуальности прошлого. Это, видимо, и послужило причиной того, что центр «Православная энциклопедия», курируемый Русской православной церковью и выступающий также кинопродюсером, именно Прошкина-младшего выбрал режиссёром нового фильма православной тематики. При этом творческая свобода Прошкина и Арабова, приглашённого сценаристом, ничем не была ограничена — в лучших православных традициях. В итоге получилась картина в такой же мере православная, в какой и интеллигентская: интересный сплав традиционных и новейших воззрений на природу святости и чуда и любопытные наблюдения сокровенных причин объединения и подъёма Земли Русской.

    Действие картины происходит в середине 14 века, незадолго до знаменитой Куликовской битвы. За основу сюжета взят эпизод малозначительный с точки зрения внешней истории, но весьма показательный в плане истории внутренней, духовной: поездка митрополита Московского Алексия в Орду для излечения внезапно ослепшей ханши Тайдулы. Поездка не добровольная, но вынужденная, совершаемая под страхом разорения Москвы татарами. Поездка с заданием совершить чудо. И поездка с весьма неоднозначным результатом, предполагать который не могли ни князь Московский Иоанн, ни любящий сын Тайдулы хан Джанибек, ни сам Владыко Алексий. И в результате этом наглядно проступает как живительная сила православия, так и нарождающаяся мощь русского духа. А также указание на свой путь русского народа, актуальный и в наше время. Указание, вряд ли осмысленное современниками Алексия, но зато в полной мере доступное нам, не забывшим ещё о национальном единстве.

    Незаурядной и вдохновляющей идеей этой истории прониклись не только сценарист и режиссёр, но и актёры. Максим Суханов в необычной для себя роли Святителя Алексия исполнен молитвенной строгости и готовности к подвижничеству и выдаёт игру не просто убедительную, но проникновенную и запоминающуюся. Его лицо, после перенесённых страданий покрытое почти натуральными язвами, врезается в память будто резец скульптора в камень. Роза Хайруллина, представляющая его пациентку и мать злейшего врага Земли Русской — Тайдулу, не уступает оппоненту в силе производимого впечатления и являет собой чистейший монолит враждебного духа — значительно более цельный, чем её неуёмные сыновья, поочерёдно истребляющие друг друга в борьбе за ханский престол. На достойном уровне, продуманно, добросовестно и достоверно, сыграны роли и второго порядка: келейника Федьки (Александр Яценко), хана Джанибека (Иннокентий Дакаяров), князя Ивана (Виталий Хаев).

    Необычный фильм Андрея Прошкина трудно назвать шедевром, ибо слабых мест в нём хватает. Но ведь не это важно. Важно то, что Прошкин — опосредованно, через дела давно минувших дней — обратился к насущной, действительно животрепещущей для нас, русских, проблеме поиска источников духовной силы, без которой невозможно подлинное национальное объединение и тем более исполнение национальной миссии. Ведь эта самая миссия и есть не что иное, как обращённое к целому народу требование явить чудо. Как это сделать, никто не знает, ни святой, ни убогий, да и знать не может, потому что чудо не делается, а именно является. Но только в том случае, если люди к этому готовы, если они сумели преодолеть свои многочисленные слабости и искусы и очиститься внутренне. Подлинное величие духа проявляется в способности преодолеть самого себя. Это то, что нам так необходимо теперь. То, чему можно научиться в православии и отечественной истории. А теперь уже и в кино.

    28 октября 2012 | 20:04

    Каждый астраханец просто обязан был посмотреть этот фильм, так как снимался он в нашем степном краю, как раз в непосредственной близости от реального места нахождения золотоордынской столицы. А исторические декорации не только до сих пор стоят на месте съемок, но и притягивают туристов со всей страны.

    Сразу отметим, что трейлер, анонсирующий выход фильма, саму картину мало отражает. Те, кто ожидал увидеть исторический экшн с битвами и скачками, были, полагаю, сильно разочарованы. Собственно и сюжетная линия в фильме одна — приезд митрополита Алексия в Орду для лечения царицы Тайдулы, матери хана Джанибека. Все остальное время и пространство фильма занимает весьма эффектный и натуралистичный антураж времен Орды. В фильме много жирных кусков мяса, немытых тел, хлещущей крови (людской и лошадиной) и прочих прелестных деталей.

    Несколько запутались авторы фильма в историческом времени. Фильм начинается с убийства хана Тинибека его братом Джанибеком, после чего то сам становится ханом. Собственно Тинибек-то и ханом еще не стал, а его убийство Джанибеком как раз и предотвратило его признание и в качестве такового. Тайдула в этих событиях также была задействована, вопреки кинематографической интерпретации событий.

    Конечно, и сами убийства Тинибека (в начале фильма) и Джанибека (в финале) произошли при несколько иных обстоятельствах, чем показано в «Орде». И никак нельзя ставить знак равенства между двумя этими убийствами. Ведь фактически у Джанибека не было выбора, он хорошо понял суровую сущность власти в тогдашней Орде: либо убьет он, либо его. Чего не скажешь о его сыне Бердибеке. Хан Джанибек тяжело заболел еще в походе (и уж никак не мог танцевать в дурацкой маске на пиру, как показано в фильме), а Бердибек, понимая, что отец все-таки на пути к выздоровлению, пользуясь его слабостью, совершил вероломное убийство.

    С этого события и начинается тот период в истории Орды, который в русских летописях назван Великой Замятней. Через два года будет убит сам Бердибек (об этом говорится в фильме), а на ханы на ордынском престоле начнется чехарда. Великая Замятня и позволила Московской Руси окрепнуть и заняться решением внутренних проблем. Хотя до полного освобождения от ордынской зависимости было еще далеко.

    Но это все детали, как и то, что из источников точно неясно была ли Тайдула женой Узбека и матерью Джанибека (как в фильме), или же женой самого Джанибека и соответственно матерью будущего отцеубийцы Бердибека (как, например, в историческом романе Дмитрия Балашова «Ветер времени»).

    Приезд митрополита Алексия был связан с болезнью не только Тайдулы, но и самого хана Джанибека, который был вскоре убит. И произошли эти драматические события как раз в конце правления Джанибека, в 1357 году. В фильме же действие разворачивается так, что не понятно, то ли с момента восхождения на престол Джанибека до вызова в Орду Алексия прошло не больше года, то ли более 10 лет — об этом предложено гадать пытливому зрителю, если таковой найдется в кинозале. Хотя присутствие в фильме князя Ивана (им может быть только Иван II Красный) более-менее определяет хронологические рамки картины: Алексий никак не мог появиться в Орде ранее, чем через 11 лет после захвата власти Джанибеком.

    В этих размытых хронологических рамках серьёзный недостаток картины, претендующей на историчность. Неплохо было бы снабдить фильм титрами, разъясняющими, в какой именно исторический момент происходит действие: год такой-то, прошло столько-то лет.

    Что касается художественных образов, представленных в фильме, то они весьма невнятны. Кто такая Тайдула? Друг она Руси или враг? Какую роль сыграла в истории самой Орды? Почему название русского города Тулы происходит от ее имени? Почему хан Джанибек (Чанибек) в русских летописях именуется добрым, а его отец Узбек, напротив, — злым? На все эти вопросы авторы не удосужились найти ответов, ограничившись показом ордынской «экзотики» и каких-то невероятных «страстей Алексиевых».

    Понятно, что в фильме предполагалось показать торжество духа русского православного человека, преодолевающего все муки и страдания благодаря вере в Господа (вполне в духе нынешней «официальной народности»). Только вот «страсти» эти что-то весьма надуманы. Возможно, создатели фильма и пользовались какими-то источниками, незнакомыми автору этих строк. Понятно, что от успешности или неспешности миссии Алексия в Орде зависела и судьба Руси, и положение церкви. Но очень сомнительно, что главу русского духовенства (фактического правителя Московского княжества при Иване Красном и малолетнем Дмитрии Донском), раздетого донага, будут отправлять куда глаза глядят, потом помешать в какие-то жуткие катакомбы, где в грязи и копоти он станет работать вместе с другими русскими пленниками, да еще и для острастки убивать на его глазах соотечественников. Не в традициях татар все это. Казнить могли бы запросто, а столь изощренно издеваться над духовным и политическим лицом — это вряд ли. А сам приезд Алексия в Орду не связан ни с началом фильма, ни с его финалом и выглядит случайностью. Претерпел муки во имя православия — и обратно.

    Разочарует, мне кажется, фильм, современных ордынофилов, очарованных теорией Льва Гумилева. Татары в «Орде» — это все-таки враги Руси, а не союзники. И изнанка ордынского благополучия тоже показана, хотя бы в сценах «катакомбных» работ и всевозможных издевательств над пленными.

    Все-таки не хватает в современных исторических картинах самой истории. Нет ни одного фильма, который можно было назвать историческим полотном, дающим преставление о той или иной эпохе. То центральной темой становится любовный сюжет, то какая-нибудь философская (чаще — квазифилософская) дилемма, а история — лишь фон для всего этого. А ведь непростая, полная драматических коллизий и невероятных поворотов история взаимоотношений Руси и Орды — тема более чем благодатная, практически неосвоенная кинематографистами.

    Если рассматривать фильм Прошкина как шаг в этом направлении, то, покритиковав «отдельные недостатки», можно ему и спасибо сказать.

    13 октября 2012 | 21:57

    Вчера вечером посмотрел фильм «Орда», ну что могу сказать, приятно удивил, я ожидал худшего.

    Создатели фильма подошли к своему творению серьезно и профессионально:

     — Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды — Сарай-Бату. Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.

     — Герои фильма говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде. Консультации при переводе текста оказывали балкарские деятели культуры Музафар и Фатимат Таукеновы. За тем, чтобы актёры во время съёмок и озвучивания правильно произносили текст, следили переводчики

    По моему мнению, идея не плохая, но есть какая то недосказанность.

    Фильм получился мрачноватый, тема религии недостаточно подчеркнута. Фильму явно что то не хватает.

    Мне кажется было бы не плохо добавить хороших диалогов, может цитат из Библии, Корана или каких нибудь восточных мудростей.

    Но радует то, что наши стали снимать кино, в котором поднимают тему истории своей страны! И еще порадовало то, что нет замыленных надоевшей лиц, кочующих из фильма в фильм.

    Помимо вышесказанного в фильме есть некая шаблонность и стереотипность!

    Вообще чувствуется, что создатели сделали ставку на эффекты и картинку, а сценарий и диалоги немного не доработали

    И как результат затраты $12 000 000, сборы $2 761 529.

    Все же, что бы не говорили критики, а люди привыкли голосовать, как говорится «ногами» и «рублем».

    6 из 10

    27 мая 2013 | 09:57

    «Орда» — впечатляющее достижение декораторов, художников по костюмам и исторических консультантов, нещадно загубленное сценаристом.

    Фильм рассказывает историю отца Алексия, привезенного в Орду, чтобы исцелить мать ордынского хана. Таким образом, это в первую очередь, история духовного подвига, но кроме того — еще и яркое и подробное описание быта монголо-татар. Беда фильма состоит в том, что его сценарий постоянно мечется между первой и второй составляющими, в должной степени не раскрывая ни одну из них.

    «Орда», очевидно, задумывалась как масштабный исторический фильм, рассчитанный на широкого зрителя. Однако для соответствия этому образу, ему не хватает ни сюжетной интриги, ни эффектных съемок, ни скорости действа. Парадокс: единственная динамичная сцена появляется в самом конце и является малозначимым эпизодом. В фильме не показано ни битв, ни сражений — ко времени, когда происходит действие фильма, Орда уже стала «тяжела на подъем» и шла к своей гибели.

    Впрочем, авторским кино «Орду» тоже назвать сложно — для этого сюжету банально не хватает драматизма и глубины. Духовные искания отца Алексия часто остаются где-то «за кадром», а жаль — эта составляющая фильма могла бы быть интересной. Красиво в этом контексте смотрится эпизод, когда главный герой идет в пустыню, где его терзают сомнения в вере — вероятно, аллюзия на сорокадневное странствие в пустыне Иисуса.

    Сценарий, в целом, кажется слишком слабым. В нем не только недостает глубины и интриги, но и содержатся не вполне логически ясные эпизоды. Так, например, не ясно: зачем с владыкой Алексием отправляется юноша? Для чего подростка, не выполняющего никаких видимых действий, посылать на верную смерть?

    Саундтрек и операторская работа прошли мной незамеченными. Сложно выделить и кого-то из актеров. После просмотра «Орда» не оставила почти никаких впечатлений. Увы.

    6 из 10

    22 сентября 2012 | 17:11

    Период владычества на Русской Земле Золотой Орды — занимает одно из ключевых мест в истории Российского государства. «Благодаря» этому опальному положению европейские государства избежали жестокого существования, на которое было обречено русское населения. В этот период времени главы большинства княжеств, наконец, осознали истинную цену единства. Один из самых интересных сюжетов этого периода времени — это история московского митрополита Алексея и матери хана Тайдулы, версия которой была запечатлена в незабываемой картине Андрея Прошкина «Орда».

    Сюжет

    Действие разворачивается в середине четырнадцатого века. Над Русью уже обосновалось монголо-татарское иго, которое означало ожесточенные набеги татар, убийства и унизительная дань. Неожиданно в Орде происходит несчастье: мать хана Джанибека Тайдула по непонятным причинам теряет зрение. Ни один из целителей нем может вылечить ее недуг. Тогда Джанибек посылает гонцов на Русь, чтобы те прислали знаменитого митрополита Алексея, который считается колдуном, способным избавить любого от всякого недуга.

    Игра актеров

    Когда смотришь поистине хороший отечественный фильм, первое, чем восхищаешься и даже гордишься, это игра наших талантливых актеров. Первое, на что обращаешь внимание, это естественность, с которой исполняют свои роли наши замечательные актеры. Максим Суханов, исполнивший роль митрополита Алексея, воплотил на экране необычного персонажа, отличающегося преданностью делу и вере в Бога. Также запомнилась роль Розы Хайруллины, сыгравшей мудрую и хитрую ханшу Тайдулу, которая то пугала, то восхищала своей стойкостью.

    Режиссура

    Андрей Прошкин показал себя как поистине талантливый режиссер, поскольку ему удалось воплотить на экране настоящий шедевр кинематографа. Во-первых, стоит похвалить художественную сторону фильма, поскольку Прошкин познакомил зрителя с бытом татар, который отличался, с одной стороны, варварством, но, с другой стороны, глубокой систематичностью, которая обусловила длительное существование этого государства. Однако фильм о душевных перипетиях, которые режиссеры воплотил в образе митрополита Алексея.

    Сценарий

    От сюжета, конечно, веет загадкой, поскольку вас все-таки теребит историческая достоверность происходящего в фильме. Как известно, из летописей известно лишь о визите Алексея в Орду и в его результате о получении Алексеем ярлыка, освобождающего Русскую Православную церковь от дани. Сценарист Юрий Арабов, конечно, дал волю фантазии и добавил к этому событию целый комплекс деталей, которые были выражены в мучениях Алексия и стойкости его веры. Понятно, что целью фильма не стояло историческое повествование. Основная проблема, которая была поднята — это стойкость и сила человеческой веры в существования высших сил, способных помочь в трудную минуту.

    Работа оператора

    Съемки — это одна из важнейших сторон фильма, и не только потому что без не может быть фильма, но также потому, что оператор может с помощью определенного стиля создать необходимую атмосферу. Юрий Райский, выступивший главным оператором в «Орде», своим талантом придал фильму живости и порой даже усилил атмосферу. Так, например, меня особо впечатлил начальные эпизод, когда камера огибала героя Андрея Панина, когда тот держал меч в руке, и казалось, что он вот-вот отрубит священнику голову.

    Декорации и костюмы

    По-моему, художественную сторону фильма, включая декорации и костюмы, можно с достоинством выдвигать на премию Оскар, поскольку те были просто изумительные. Благодаря работе художника-постановщика вы словно погружаетесь в мир Золотой Орды, чувствуя себя невольным участником всех событий.

    Итог

    «Орда» — лучший отечественный фильм, из вышедших за последнее время. Конечно, его нельзя назвать полезным историческим фильмом, однако он идеально войдет в список лучших философских и психологических драм на тему веры в Бога и ее стойкости.

    9 из 10

    31 января 2013 | 21:02

    Золотая Орда. Что скрывается за этим величественным и устрашающим словосочетанием? Нам не дано этого знать доподлинно, и лишь исторические сведения могут сформировать какую-то более или менее целостную картинку в голове современного человека. Свою версию Орды предложил зрителям режиссер Андрей Прошкин. И лично я благодарна ему, так как фильм бесподобен.

    Ужасно раздражает, когда люди начинают доказывать достоверность того или иного исторического факта, спорить об искажении истории. Нельзя забывать, что мы смотрим ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм, а не документальный. А здесь есть место для творческого подхода. Просто нужно изначально любить исторический жанр. И я его люблю. Сколько нужно вложить сил и своей души, чтобы выразить на экране то, что кажется невыразимым! После таких картин история и наше собственное прошлое становится чуточку ближе и понятнее. К тому же никто не навязывает зрителю именно такое понимание фактов. Мы вольны принять видение другого человека или же просто насладиться богатой, красивой, детализированной картинкой прошлого, но остаться при своем мнении.

    В любом случае, «Орда» — колоссальный труд, заслуживающий внимания. И меня этот труд впечатлил настолько, что я, пожалуй, принимаю Золотую Орду именно такой, какой она показана в «Орде».

    «Орду» сравнивают с другими историческими картинами, такими как «Царь», «Монгол». Но это же глупо: проводить параллель между такими работами. Если их поставить рядом и сравнить, то получается, что в царской России все было куда более жутко, чем в Золотой Орде. Но это просто бред, даже если и правда… Это все равно, что 2 человека будут спорить о том, кому из них шоколад кажется более вкусным. Хотя все эти три фильма я считаю очень и очень достойными. И «Орда» — гордость российского современного кино. Как мало в России делают таких хороших фильмов…

    Чтобы не ввести в заблуждение тех, кто еще не посмотрел фильм, хочется отметить, что он — не для слабонервных и не для тех, кто хочет расслабиться во время приятного просмотра. Власть со всеми ее «прелестями», жестокость, рабство, приправленные жутковатой для православных восточной культурой — это лишь основные тезисы, которые не охватывают глубинный смысл, а лишь говорят об общем настроении фильма. Все настолько проникновенно, что это трудно описать словами. Это нужно увидеть.

    7 ноября 2012 | 11:50

    Сначала о положительных сторонах картины.

    Начнем с того, что историческая действительность воссоздана реалистично. Я не являюсь экспертом в истории отношений Руси и Золотой Орды и, в соответствии с моим уровнем познаний в этой области, я был впечатлен атмосферой и качеством костюмов и декораций.

    Хочется отдельно поблагодарить создателей за историческое соответствие деталей, так как большинство современных кинематографистов с ним не заморачиваются. Так же обрадовал меня тот факт, что представители Золотой Орды разговаривают на своем языке (не эксперт, но, наверное, на монгольском) с синхронным переводом, а не на русском. Этот прием придает атмосферу четкого разграничения между персонажами, приятно что создатели фильма решили его использовать.

    Также не разочаровал меня и актерский состав. Нельзя не отметить хорошую игру Суханова и Хайруллиной.

    Следует отметить и операторскую работу. Для российского кинематографа она на высоте. Парочка кадров огорчила, но это никак не испортило впечатление от трудов оператора. Не могу сказать о каких-то шедевральных кадрах или оригинальном подходе к съемке, но могу сказать, что твердую 7 в данном случае оператор заслужил.

    Теперь же о главном, то есть о минусах.

    От фильма, названного громким именем «Орда» я ожидал нечто более оригинальное и интересное. Сценарий банален до нельзя, некоторые диалоги моментами огорчали. Основная проблема, образовавшаяся в итоге кооперации режиссера и сценариста этого фильма — они так и не смогли определиться, что же им так хочется изобразить, «Орду» или же митрополита Алексия? В общем, чувствую я, думали они, думали и не смогли решить, почему и образовалось из картины такое непонятно оформленное «нечто». Это сильно подпортило впечатление от итак специфически начавшегося фильма. Я вообще могу назвать весь этот фильм именно специфическим, а если конкретнее, то он оставил немного кашеобразное впечатление.

    Очень огорчило еще и то, что под названием «Орда» нам подсунули всего два года ее существования (от событий начала фильма до событий в конце исторически прошло около двух лет по моим подсчетам) и помимо этого врезали в ленту еще и свою ненависть и неуважение к ней.

    Музыкально-звуковое оформление не запомнил, но это свидетельствует только о том, что оно среднее. Слух не резало, но и в память не запало, в целом — нормально.

    В общем, имея неплохой актерский состав, режиссер не справился с темой и не раскрыл ее даже наполовину, что очень жаль.

    5 из 10

    31 октября 2012 | 21:12

    Если честно, попал на этот фильм сегодня случайно. Просто было пару часов свободного времени днём, кинотеатр под боком и нежелание смотреть Судью Дрэда в 3D. Ну и если быть до конца откровенным, окончательно меня сломило участие Панина. Очень уважаю и люблю этого актёра. Ни разу он меня не разочаровывал.

    Что касается фильма. Не буду долго пересказывать сюжет и лезть в ненужные дебри.

    Фильм реально классный.

    Сюжет не банален и интересно построен. Всё довольно хорошо продумано, концовка не предугадывается. В общем, весь фильм, до самого конца, мне было интересно следить за перепетиями главных героев. За сценарий можно смело ставить 4+ — 5 баллов по 5-бальной шкале.

    Важно. Очень понравилось то, насколько тонко затронут вопрос веры и её силы. Очень жизненно, очень тонко. Браво!

    Операторская работа превосходна. Весь фильм снят очень красиво. Чувствуется рука мастера. Браво!

    Режиссёрская работа. Всё понравилось. Реально крутой фильм и третий раз Браво!

    Актёры. Все понравились. Хорошо сыграли. Не могу кого-то выделить особо. Каждый был на своих местах и отлично справился со своей ролью.

    Единственное, на что обратил внимание — в некоторых моментах чувствовался какой-то пропагандизм, что ли, христианства. Такое ощущение, что отрабатывались деньги православной церкви. Перегнули, имхо. Но содержание, актёры, уровень оператора, декораторов, гримёров и спецэффектов настолько приятно удивили, что готов закрыть на это глаза.

    P.S. Давно ждал такого российского фильма. Не очередной псевдо-американский экшн, а нешаблонный, жизненный фильм. О людях, вере, силе воли, мужестве, о любви к Родине.

    В общем поставил

    9 из 10

    21 сентября 2012 | 20:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 366 руб.
    Blu-Ray, 468 руб.
    саундтрек, 510 руб.
    подробнее

    Новости


    Кинофестиваль «Окно в Европу», традиционно проходящий в августе в Выборге, объявляет конкурс короткометражного кино. Автор победившего фильма получит возможность посетить «Окно в Европу», увидеть лучшие новые картины и стать обладателем золотой карты сети кинотеатров «Пять звезд». Автор лучшего комментария к этой новости тоже не останется без приза. (...)
     
    все новости

    Интервью


    К «Орлеану» пока написана только пара музыкальных фрагментов. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Как перенести на экран мир, о котором толком ничего не известно? Как создать впечатляющую картинку, сколько для этого нужно людей и метров ткани? Как зарождается идея декораций? КиноПоиск нашел ответы в картинках и рассказах художника-постановщика фильма «Орда» Сергея Февралева(...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    105.Баллада о солдате8.263
    106.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.258
    107.Невидимая сторонаThe Blind Side8.256
    108.АртистThe Artist8.256
    109.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.254
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Лондонские поляLondon Fields90.86%
    52.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.58%
    53.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.16%
    54.ИнсургентInsurgent90.08%
    55.Безымянный проект Кэмерона КроуUntitled Cameron Crowe Project89.90%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Класс коррекции10
    Город героевBig Hero 612
    ЯростьFury5
    Горько! 228
    Звездная картаMaps to the Stars4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.380
    Город героевBig Hero 68.428
    ЯростьFury7.599
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.753
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры