всё о любом фильме:

Орда

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Прошкин
сценарийЮрий Арабов
продюсерСергей Кравец, Наталия Гостюшина, Алексей Карпушин
операторЮрий Райский
композиторАлексей Айги
художникСергей Февралев, Наталья Иванова, Людмила Илюткина, ...
монтажНаталья Кучеренко
жанр история, ... слова
бюджет
$12 000 000
сборы в России
зрители
Россия  401.5 тыс.,    Украина  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации (1):
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (558)
ожидание: 89% (2124)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
32 + 2 = 34
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1917 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм вызвал неоднозначные чувства…

    С кинематографической стороны и операторской работы фильм безупречен. Блестящая игра актеров. Как Розы Хайруллиной в роли Тайдулы, так и Максима Суханова, загримированного, что и не узнать, игравшего митрополита Алексия. Отличной вышла и операторская работа.

    Создатели «Орды» не стали делать «церковный лубок», до минимума сократили внешнюю церковную атрибутику и сделали ставку на жесткий экшн, сцены насилия, извращений и скандальный, «нетолерантный» показ «и ныне дикой» азиатчины, я бы не удивился если бы Ордынцев в фильме наделили рогами и копытами для еще большей эффектности в показе абсолютного зла из прейсподни.

    Коротко о персонажах из Орды. Азиаты в фильме изображены лишенными (почти) индивидуальных черт, любых проявлений человеческой теплоты или слабости, некими демоническими существами из преисподней, обитателями своего «татаро-монгольского» ада. Хорошо переданная средствами большого экрана бытовая грязь соседствует в фильме с физически ощущаемой ментальной грязью, наполнившей атмосферу в ханском дворце «царя царей» (хана Джанибека) и на улицах Сарая-Берке. Монгольские правители (разговаривающие друг с другом на балкарском (?!) языке) и их воины-нукеры подвержены здесь самым низким суевериям и напрочь лишены какой-либо духовности. В этой атмосфере ордынские правители в борьбе за власть запросто, на глазах у своих придворных и латинских послов душат повернувшихся к ним спиной братьев и отцов, не чураются каннибализма (хотя хан Джанибек «благочестиво» говорит, что «есть людей нельзя»), вожделеют собственных старых матерей, «разделывают» людей, словно овец или карасей для пира.

    В научной истории этой случай из опыта взаимоотношений ордынских властей и Русской православной церкви, когда один из церковных иерархов совершил молитву за здоровье правительницы (и, возможно, крестил ее) не несет в себе ничего сверхординарного и рассматривается в русле общего покровительственного отношения монгольских ханов к любому духовенству на территории своих государств. Поскольку освобождение Русской церкви от уплаты всех податей и от всех повинностей, а также установление принципа государственной защиты имущества и положения духовенства были совершены не в 1357 году, когда ханша Тайдулла призвала к себе митрополита Киевского Алексия, а ровно сто лет до этого, в 1257 году, когда монголы первый раз провели перепись населения в этом своем улусе. Единственной повинностью христианского духовенства (в том числе и православного) перед ханской властью на территории Золотой Орды было молиться за здоровье хана и его семьи. Что священники и иерархи исправно и делали.

    Этот принцип религиозной терпимости и государственного протекционизма происходит от общего свода законов под названием «Яса Чингис-хана», который действовал сначала в Великой Монгольской империи (Эхэ монгол улас), а затем и во всех ее государствах-преемниках. В том числе и в Золотой Орде, преемнице улуса Джучи.

    В фильме «Орда» нет ни исторического материала, исследованного светскими учеными, ни церковной истории из жития святителя Алексия Московского. Заказчики картины из Московского патриархата и ЦНЦ «Православная энциклопедия» в целях более успешного по сравнению с предыдущим своим проектом (фильмом «Поп») проката нового фильма отказались, как уже говорилось, от «церковного лубка», сделали свое «киножитие» в жанре одновременно боевика, фильма ужасов и удобоваримого для молодежи фэнтези, то есть, некоей художественной реконструкции никогда не существовавшего мира или среды…

    10 октября 2012 | 07:30

    У Андрея Прошкина получился полуисторический, полумифологический фильм о варварских порядках Орды и житии святого митрополита Алексия. Фильм можно считать историческим, потому что он опирается на реальную событийную канву XIV с реально существовавшим митрополитом, ордынскими ханами, а мифологической лента получилась из-за все-таки условного описания исторических фактов, их перевирания, излишней театральности происходящего, временами патетичности, красивых танцев и фокусов. И в этом слабость фильма — в его двойственности, из-за которой нельзя получить удовольствия ни от точной исторический реконструкции, ни от полета фантазии режиссера, который не решился на смелые эксперименты, полный отрыв от реальности, сказочную, завораживающую атмосферу, уход в свой уникальный мир былин давно ушедшего прошлого.

    В фильме есть прекрасные виды природы средней полосы России, южных степей, замечательно сделанных декораций ордынской столицы, особенно, когда крыши её домов покрыты снегом. Через экран чувствуется и прохлада Москвы с зябким ветерком, и жар палящего солнца пустынных, бесплодных земель, и жуткая гроза с сильнейшими ливневыми потоками, низвергающимися с ночного неба. А воссоздание подземной кочегарки, где пленные рабы не живут дольше 3 недель — это одно из сильнейших мест фильма.

    К сожалению, замысел режиссера плохо прослеживается. Возможно, он говорит, что плохо быть такими как татаро-монголы, которые убивают своих братьев ради власти, и хорошо быть православным, который благородно выходит из любых передряг, потому что Бог его хранит. Или проще и короче даже так — «хорошо быть хорошим». Более сложные мысли здесь не укладываются. Ведь мы не видим и не слышим откровений от митрополита на протяжении всего фильма, какой-то его духовной эволюции не заметно, он остается самим собой, несмотря на все преграды и ужасы. В этом его сила, мужество христианина. Правда, получилось так, что в сценарии заложена некоторая компрометация православия вообще, теневая сторона того, как канонизируются святые. По сути, мы видим митрополита, которого призвали как колдуна для излечения слепой ханши, и который действует абсолютно так же как и все предыдущие колдуны и шаманы — шепчет, заговаривает, расточает благовония, мажет грязью и слюной. Он не говорит ханам, что все в руках Божьих и не в его силах творить чудеса. Он надеется, что при повторении определенных заклинаний произойдет чудо, что можно заключить сделку с Всевышним. А уж если обращаться к историческим фактам, то можно будет узнать много интересного, более приземленного и менее сказочного. Но вера в чудеса всегда была сильной, особенно в далекие неблагополучные времена. И такие вести разносились по всем городам и весям Руси, миф глубоко пускал свои корни в душах людей, жадных до чудес. А через несколько поколений конкретного человека с «немного» искаженной биографией возводили в ранг святых. Вот за освещение такой интересной стороны христианства — спасибо.

    12 декабря 2014 | 09:43

    Орда — не претендует на историческую правду. Это в большей степени художественный вымысел. Суровый, жесткий, кровавый и в меру умный фильм о многих вещах. О чем? Тем, кто захочет увидеть масштабные битвы или просто колосс о потомках Чингиз-Хана — это кино не для вас. Здесь нет места зрелищу.

    Вообще странные впечатления. Кино Андрея Прошкина интересно своим развитием. Неспешным, нагнетающим, местами пробирающим до мозга костей. Когда ты понимаешь, что время ига было ужасно страшным, что миллионы людей были загублены просто потому что были другой расы или даже роста. То, через что прошел митрополит Алексей вызывает много чувств, тем более, что актеру, его игравшему пришлось очень несладко. Уж слишком не жалел его в кадре режиссер.

    Орда не показывает нам ее «величие», в ней нет даже поединков воинов, но фильм отдельными сценами впился в голову. А это уже признак таланта создателей. При этом он несколько вторичен, особенно после Острова Лунгина или Царя, но все же тут немного иные материи затрагиваются. Власть. Жестокость того времени. Вера. Страх. Бог.

    Вот об этом наверное эта картина.

    Здорово снята массовка. Костюмы и декор — очень понравились. Свет намеренно порой приглушен, для ощущения полной темени того времени. Про речь монголов уже говорили. Она часто напоминает казахскую, отчего даже перевод не нужен. И даже наши казахские актеры по-моему присутствуют.

    О дальнейшей судьбе фильме рассуждать не берусь. Скорее всего оно также канет в пучину, как и все что было у нас выпущено в 90-2000-х, но сегодня оно было не бесполезным.

    6 из 10

    4 июля 2013 | 09:59

    Не буду говорить о том, что фильм не соответствует истории чуть более, чем полностью. Не буду говорить о том, что монголы уважали чужую веру, не убивали гостей и не резали друг друга прямо во время обеда. Не буду говорить о том, что монголы даже в те времена были очень условными мусульманами и вряд ли могли взывать к Аллаху от души, что рабы у них были членами семьи и таких как в фильме не было никогда… Вообщем это не историческое кино и все тут.

    Зато Максим Суханов и Роза Хайруллина радуют своей игрой и их образы также прописаны весьма органично и красочно, да и Панин прекрасен, как всегда (увы, теперь это всегда вечно).

    Сама идея о христианском подвиге митрополита в диком месте (этаком филиале ни то ада, ни то чистилища), с прохождением огня воды и медных труб, конечно, не нова, но выполнена хорошо, с чувством и не так, чтобы очень с пафосом. Ну разве что с копошащимися на свалке иезуитами малость переборщили.

    Вообщем, фильм, на который не жаль время потратить.

    12 июня 2013 | 20:24

    «Орда» вовсе не является тем, чем она пытается казаться по рекламе. Но это отнюдь не тот случай, когда внешность оказывается лучше того, что она скрывает. Несмотря на свой воистину крупнобюджетный статус, этот близкий к понятию «артхаусного блокбастера» фильм преуспевает далеко не столько в качестве эпика, сколько в качестве исторической драмы. Здесь мало тела, но очень много души. В сравнение способен пойти «Поп» от все той же производственной компании «Православная энциклопедия», значительная часть средств которых и составила 12-миллионный бюджет «Орды», тогда как остальная часть поступила от государства и «Газпрома». В России ежегодно снимается не так много достойных лент, что бы те не оставались в памяти, и работа Владимира Хотиненко трехгодичной давности как раз из этой категории. «Поп», можно сказать, был прост по части сюжетной структуры, исторических амбиций, но завоевывал аудиторию исключительным исполнением. Идейно «Орда» шагает по тому же пути, однако проделывает грандиозную работу над тем, чтобы этот путь как можно сильнее насытить.

    Сценарий не претендует на фундаментальную историческую правдивость, рассказывая свою историю датируемую XIV веком. Историческая дотошность в «Орде» заключается во многочисленных деталях устройства эпохи. Страсть воссоздать былую реальность не переступает через страсть к идейному воплощению. Фильм постоянно идет на расстоянии вытянутой руки от богатой коммерческой зоны, но никогда на нее не ступает. Слоистость повествовательной структуры можно наблюдать лишь в самой завязке, которая, впрочем, сразу заявляет о том, что у данного кино нет в планах идти по стопам привычного зрителю современного мэйнстрима. Здесь очень много знакомых элементов, что мы прежде встречали в схожих жанровых картинах, но благодаря яркому, проницательному исполнению эти самые элементы получают новую жизнь.

    Происходящее на экране ведет себя неторопливо, каждый из эпизодов получает тщательное рассмотрение со стороны сценария, объем которого не оказывается сокращен тогда, когда режиссер реализует бумагу в действие. Возможности крупного бюджета заметным образом сказываются на качестве декораций и костюмов. Постановочная концепция видится весьма наглядной: сильная вспомогательная база выступает за мощью платформу, на которую ступают режиссер Андрей Прошкин и исполнитель главной роли Максим Суханов. Это очень большое кино одного актера, на силу образа которого оказывает одновременно внушительное и тонкое воздействие все то, что у этого актера перед глазами. Суханов остро ощущает где нужно выдержать паузу, где нужно прибавить в действии, в чем должна заключаться сила взгляда, и какова она — физиологическая естественность в столь суровых условиях.

    «Орда» предпочитает отказываться от открытого действия в пользу закрытого, висцерального рассуждения о Боге. Особенно тогда, когда большую часть времени мы наблюдаем за одиночеством главного героя. Фильм тотально преуспевает не только в том, чтобы арестовать наше внимание центральным персонажем, но и в том, чтобы мы с интересом и особым трепетом наблюдали за тем, как на этого персонажа смотрят люди его окружающие. Каждый из эпизодов ведет себя предельно естественно, всегда борется за историческую аккуратность и элементарное жизненное правдоподобие. Если грязь — то грязь, если смерть — то смерть. Здесь нет боевика, но есть много красивой почвы, на которой произрастает мысль. Как бы отдельные части «Орды» не воспринимались, рано или поздно поступает твердое зрительское убеждение, что на экране — хорошее кино. Оно относится к той редкой категории фильмов, что могут не вызывать восторги, но найдется ничтожно малое количество тех, кто скажет, что такой фильм плох.

    Очень живая, неспешная, часто немногословная, глубоко эмоциональная и красиво, выразительно поставленная историческая драма. Даже в масштабах мирового кинопроизводства сегодня редко блокбастер радует таким набором неожиданных приемов сюжета, честным подходом к аудитории и столь щедрым предложением для людей, готовых задуматься о чем-то очень важном.

    9 из 10

    14 сентября 2012 | 03:39

    В последнее время вошла в моду тематика «начало-конец», то бишь тандем исторических лент, одна из которых демонстрирует миру зарождение великой державы, а другая — её закат. Пример тому — связка опусов отечественного кинематографа «Монгол» — «Орда».

    В первом фильме мы видим, как из мук никому не известного Темучина сиречь Чингиза, оказавшегося своим среди чужих на просторах Срединной-Поднебесной, рождается Великая и Могучая Золотая Орда. Проходит пара веков — и вот уже перед Ордой и её царём царей преклоняются и трепещут все, включая посланцев Папы Римского, а между тем империя доживает последние годы — и вскоре её сменит другая, рождённая из страданий своего героя.

    Сюжет легенды каучуковый: с тем же эффектом можно было снять фильм об иной одиозной исторической фигуре, скажем, о Генри Моргане, который в начале Пути пашет рабом на дешёвой плантации, затем, воспрянув духом, под «Весёлым Роджером» мстит Старому Свету за свои унижения, далее из награбленных им сокровищ возникает финансовая империя, коей суждено положить начало процветанию Света Нового в лице Соединённых Штатов — et cetera, et cetera вплоть до грядущего превращения последних в «гигантский лепрозорий по причине утраты веры». Потому что все империи строятся именно на вере, и не важно, чьей: гордого воина или мирного святого отца. И всё-таки фильм снят о Руси и для неё же — в целях предупреждения о том, чего нам не следует делать, дабы не постигла та же участь. А именно: никогда нельзя терять ту самую Веру.

    В кино она представлена как отражение христианских заповедей в чистом виде: страдания во испытание, непротивления злу насилием. Владыка-старец, следуя им, на протяжение фильма подставляет ордынцам то левую, то правую щёку до тех пор, пока те либо не очумеют от собственного превосходства и не надают по мордасам друг другу, либо, подобно пожилой ханше, не прозреют в прямом и переносном смысле и не откажутся благословлять дальнейшее существование своей оголтелой орды. Продолжение, в ходе которого из грязных и побитых оборванцев, обозванных «московитами», вымахают скифы с раскосыми и жадными очами, при виде которых будет трепетать Европа, равно как и начало конца Третьего Рима, по понятным причинам, остаются за кадром. Собственно, таких «начал» уже было несколько: Смута, 17-й, 91-й — и всякий раз вроде обходилось. Но опасность не миновала, скорее наоборот: сейчас как никогда велик риск краха самой Веры.

    Фильм адресован одновременно и «верхам», и «низам» Русского Православия. Первым — чтобы те не забывали, что власть над умами и сердцами миллионов есть не роскошь, а тяжкий крест, который в любой момент могут возложить тебе на плечи. Вторым — дабы не мнили, будто оргиями в храмах, осквернениями святынь и прочими проявлениями кривизны можно исправить кривое. Одним словом, чтобы помнили, что само слово Вера не должно быть похоже на нож, ибо се есть Предчувствие… сами знаете, чего.

    8 из 10

    22 сентября 2012 | 23:39

    Почему я пишу нейтральную рецензию? Потому что фильм не произвел на меня какого-то особенного впечатления: ни положительного, ни отрицательного. Но я считаю, что это не так уж печально: не всем же фильмам быть особенными и изменять мировоззрение людей. Кинофильмы могут быть самыми разными.

    «Орда» — самый обыкновенный исторический фильм, на мой взгляд. Он, как и полагается таким фильмам, помогает погрузиться в ушедшие времена, в прошедшие события и важнейшие исторические даты, да и просто в мысли людей того времени… Не всегда удается понять эти мысли, мысли героев фильма, их действия тоже далеко не всегда ясны; не всегда удается разглядеть факторы, порой очень значительные, но не заметные, определившие ход событий. Но… в любом случае прошлое не выбирают, как говорится; его лишь можно наблюдать со стороны (в чем и приходят на помощь исторические фильмы), но не поучаствовать в нем, особенно когда дело касается не нас, а наших далеких-далеких предков и времени, которое кануло в Лету, утекло вот уже почти 800 лет назад…

    А вообще, в фильме есть и плюсы и минусы. Основной плюс, пожалуй, — это хорошая, то бишь правдоподобная, игра актеров. Она помогает почувствовать атмосферу того времени, окунуться в нее. Также отметим минимальное количество спецэффектов (впрочем, кажется, их в фильме нет совсем) и достаточно интересный сюжет. Эти три пункта действительно очень важны, особенно для фильма исторического. Таким образом создается целостная картина прошлого. Вникаешь во все, что тебе хотят донести, показать.

    Из минусов можно отметить некоторую банальность (взять хоть самопожертвование главного героя в конце фильма), старомодность, свойственные некоторым фильмам такого рода (и не только такого). Впрочем, смотреть фильм все равно интересно! Но что мне не нравится больше всего, не только в «Орде», но и во многих других произведениях кино, — это отсутствие философии, хоть какой-нибудь, даже самой малейшей, над которой можно задуматься…

    Что ж, я, может быть, и не большой знаток Золотой Орды, все же… Кто-нибудь да, возможно, считает, что Сарай, столица Орды, чем-то похожа на сарай, помещение для скота, и вообще, что вся Орда представлена в фильме не достаточно богатым государством, не таким каким она была на самом деле; то есть неверно показана в нищем свете скучного серого цвета, в то время как она должна быть показана в свете золотисто-желтом, или даже, быть может, красном. Я считаю, что не это главное. Интересно другое: контраст отношений друг к другу в Орде и в Руси: в то время как в первом государстве (в Золотой Орде) родственники убивают друг друга направо и налево (а это наглядно показано в фильме), во втором (в Руси) братья стараются сплотиться и объединить силы в борьбе против врага.

    5 октября 2012 | 22:59

    «Орда» — не просто первый российский и мировой фильм, посвящённый Золотой Орде (читай — одному из важнейших мифов русской истории и культуры). С первых кадров ясно, что перед нами не набор сменяющихся красивых картинок, иллюстрирующих красочную и жестокую ордынскую жизнь XIV в., но что-то совсем иное, принципиально новое явление в нашем кино. Это и не только (и не столько) исторический фильм: думается, такое жанровое определение для подобного рода произведений киноискусства слишком узко. Прежде всего, «Орда» — серьёзнейшее за последнее время кинематографическое размышление об исторической судьбе России, убедительно воплощённое в яркой метафоре.

    Создатели фильма шли на огромный риск, отступая от традиционной темы фильмов, посвящённых Золотой Орде — созданию империи Чингисхана. Этот сюжет проверен временем и опытом и продолжает оставаться в моде, в то время как гораздо более длительная и богатая на события эпоха постепенного упадка государства Чингизидов остаётся в тени. Орда же в фильме предстаёт именно в момент хрупкого равновесия, нарушить которое ничего не стоит — будь то болезнь ханши Тайдулы или так и не осуществившиеся планы хана Джанибека о новом походе на Москву. Не найти в фильме и отдалённого намёка на уже скорую и решительную победу на Куликовом поле. Вместо военного противостояния, всегда выигрышного для исторического кино, перед зрителем развёртывается борьба двух культур, двух типов духовности, противоположных во всём, по самой своей сути. Бывшим господам приходится обращаться за помощью к бывшим рабам.

    Орда и Русь в фильме предстают как цивилизации, не имевшие между собой ничего общего уже в то далёкое время. Потому авторы и показывают «настоящую» Орду, чтобы ещё раз сказать нам: мы разные, и мы были разными. Это важно помнить всем, кто говорит об «азиатчине» применительно к России.

    После «Орды» у меня осталось стойкое впечатление, что так всё и было на самом деле — это относится и к печально известному обряду равнения пленников по высоте тележного колеса. Для исторического кино этот эффект узнавания особенно важен.

    Сама же великая Золотая Орда метафорически воплощена в странном и пугающем образе — ханши Тайдулы, женщины с превратившимся в безжизненную белую маску лицом, великолепно воплощённую на экране Розой Хайруллиной.

    Главный герой, митрополит Алексий, блестяще сыгранный Максимом Сухановым, выполняет двойную функцию: с одной стороны, он должен — ни много ни мало — совершить чудо, исцелить от слепоты ханшу Тайдулу, с другой — он именно тот человек, чьими глазами и ушами мы видим и слышим Орду, знакомимся с новой и таинственной азиатской культурой.

    Исследование Золотой Орды, с которой непозволительно часто смешивают и исток русской культуры, проходит одновременно на нескольких уровнях. Каждый из них со своими особенностями: отношения власти-подчинения (великие ханы — тёмники, баскаки, надизиратели), гендеров (Джанибек и Тайдула), несвященного-сакрального (монгольские воины и разного рода волшебники, колдуны, маги, гадатели, их столкновение показано в прекрасной сцене разоблачения китайского фокусника, которой, в свою очередь, противопоставлен эпизод с «настоящими» акробатами в финальных эпизодах).

    Пожалуй, последовательнее всего в фильме проводится мысль о тяготеющем над властью проклятии: проявив властную жестокость, слепнет Тайдула, друг друга убивают её сыновья и внуки, даже в молодом Московском княжестве ощущается тяжесть шапки Мономаха на Иване Красном. Ему противостоит образ митрополита Алексия, прекрасно осознающего свою ответственность и готового ради других людей идти на верную смерть — ведь речь о том, чтобы он повторил чудо…

    Этой исконно русской тоске по чуду (уж не она ли связывает тонкой, но крепкой нитью историческую судьбу России с христианством апостольского века?) и посвящён этический посыл фильма. Желание митрополит Алексия помочь — искренно, несмотря на то, что Тайдула — новообращённая мусульманка, к тому же из народа завоевателей и захватчиков его родины.

    В начале фильма владыка предстаёт уверенным в своей вере, но только за тем, чтобы почти её потерять, а в итоге обрести во всей полноте и глубине. В великолепной сцене этого нового обретения митрополит Алексий проходит через своего рода повторное символическое крещение — на этот раз дождевой водой.

    В «Орде» на редкость правдоподобно показан кризис традиционных верований, в том числе и фольклорных — бессилие врачевателей и целителей перед загадочной болезнью Тайдулы имеет не столько материальную, сколько духовную причину. Этому разброду и шатанию в умах и душах противостоит рождающееся в муках самосознание православного христианства, выраженное в максиме митрополита Алексия: «Кто совершает чудо? Бог».

    13 августа 2013 | 16:38

    Этот поганенький фильм, состряпанный как всегда — в спешке, вновь втоптал Православие — в грязь. В тот самый верблюже-конский навоз, который с таким упоением режиссер показывает на протяжении всего фильма, видимо впервые узнав во время съемок про кизяк, удивившись, обрадовавшись и решив, что именно конские испражнения — это круто.

    Итак, почему фильм «Орда» — это антихристианский фильм?

    А вот почему.

    По ходу «пиесы», Алексий, мучающийся страхом за то, что если он не вылечит ханшу — то хан, ее сын, сожжет Москву, пытается ее вылечить молитвой и окуриванием ладаном. У него это не получается. Он впадает в истерику, выбегает из юрты. Хан на пороге, готов отрубить ему голову. Тогда его, алексия, помощник, молодой Федька, приводит в пример, тоже в соплях и слезах, притчу о том, что Иисус — плюнул на землю, взял сию взвесь, намазал ее на глаза слепому от рождения — и слепой прозрел! Алексий, что же ты стоишь? Действуй!! И Алексий, возомнив себя равным Сыну Человеческому, как-никак — воплощенному аспекту Троицы, тоже харкается в пыль, месит все это, бежит в юрту и накладывает грязь на глаза ханши. Конечно, столь неожиданный трюк не работает. О, «чорт», святой Алексий, по мнению сценариста и режиссера — не равен Иисусу! Какая неожиданность!!!.. В итоге Алексия раздевают, выливают на макушку ушат святой воды и отправляют в степь, где по нему ползают муравьи. Потом он прибивается ко взятым в пролон русским, за ним устанавливается слежка, он оказывается истопником татарских бань (тут режиссер очень хорошо показывает нравы «зоны» — благо, Алексия не «петушат под шконкой»…Но гомосеки в фильме есть, однако о них позднее…), из-за него убивают каждого третьего раба, неожиданно встреченный Федька пытается его задушить.

    В итоге «владыко Алексий» решается на хитрость. Чтобы спасти сокамерников от злых вертухаев, а Москву — от разграбления басурманами, он идет на суицид (не знаю, в православной апологетике это вроде бы грех, но святым, видимо, можно). Ну, как идет… Он пытается себя сжечь. Но тело, измазанное глиной и прочим, горит все-таки неохотно (судя по пламени, охватившему Алексия, видимо, в трактовке режиссера он измазался кизяком, который на нем засох и стал огнеопасен). Но добрые сокамерники его спасают (как до этого спасили от обезумевшего Федьки, запинав того ногами до полусмерти). Выносят на улицу. Где Алексий, обожженный, корчится опять же в конском говне (sic!) и струях дождя, говоря о том, что Бог его оставил…

    В финале — хан со свитой его находят, отправляют его в ту же баню, которую он топил день назад и которую все еще топят его бывшие друзья-заключенные (но уже пофиг, спасен же!), дает ясак, грамоту о том что Москву грабить не будет, Федьку, коней и высылает все это из ставки Орды — восвояси. В общем — очень неожиданный поворот.

    Стоит отметить, что сперва фильм мог быть даже интересен. Костюмы, декорации, лошади. Говно, опять же. Однако постепенно, после глумления над «иными религиями» (да, в легенде никто не мог вылечить Тандулу, но зачем индус с фразой про «чакры»?), после этих муравьев, которых Алексий снимает с себя по одному… Фильм, и так не блиставший новизной, скатился на пол, забился под плинтус и начал испуганно поблескивать глазками. А ведь можно, можно было бы сделать отличное кино, но с другим финалом. Пусть будет святой в навозе — это сейчас очень котируется у молодежи! Святым, думаю, пофиг, ведь «нечистое очищается от соприкосновения со святым», а антиклерикалам — радость. Пусть будут дешевые спецэффекты и все прочее. Пусть будет голый старик со стыдливо прикрытой задницей…Но вот финал…

    В финале, когда Алексий и Федька, которого он в соответствии с принципами христианства, понимаемыми сценаристом, простил, уезжают, главзлодей-хан умирает, играя на свирели, встроенной а маску слона, и наследником всей орды становится его сын Бердибек (который, оказывается, гомосексуалист, у него солдаты пидорами были, лица белили и из-за этого, вкупе с борьбой за власть, Одра и погибла, ага…) — показывается вновь Тандула. Она прозрела. Она видит. И, садясь на коня, произнеся спич о том, что не знает, «чего хочет Бог», уезжает в ночную степь.

    То есть — татары были несправедливы. И Бог за это «дал им в бубен». Потрясающе, правда? Типичная логика фильма про очередной «Бандитский петербург», эдакое слияние начальника зоны и Саваофа.

    Но, повторюсь, этот финал — убог. Не лучше ли было вообще — не показывать ослепшую ханшу после сцены ее не-исцеления? Или, если и надо показать, то не давать зрителю понять, видит она, или нет? То, что злой хан отпустил, спас Алексия — неужели ЭТО не чудо? То же, что слух пошел об исцелении, то, что это вошло в историю… Так может это произошло после того, как хан увидел силу воли «могучего старика»? Поразился его самопожертвованию? Ведь почему Джанибек не хотел смерти Алексия? Потому, что думал спалить Москву у него на глазах. А тут — да, признал. Алексий и его Бог — сильнее и Орды, и хана. Я не говорю о сострадании, не говорю о душевных страданиях ордынцев — опустим это, пусть они так и остаются зверями и скотом (ни автор сценария, не режиссер о том, что у монголов тоже своя вера была, видимо, не слышали)…

    Но нет. Все по законам жанра — мухи отдельно, котлеты отдельно. Зачем показывать открытый финал? Зачем заставлять «потребителя» — думать о вере, думать о происходящем? Потребитель должен потреблять, верующий — верить. И главное — побольше говна. Лошадиного говна, верблюжьего говна. Говна и «православия», прости Господи. Ведь у нас же православная страна.

    Кто-то говорит о том, что Алексий проходит путь «всего человечества», спаса Москву и не отвечая злом на зло. Кто-то нахваливает режиссерскую работу. Я же скажу, что этот фильм — не притча. Этот фильм — не о Вере, не об Алексии, не об татарах или истории Московского княжества. Этот фильм — о говне. Говно — главный его герой. И Бог — тоже, потому что именно такими фот «фильмами» нам показывают, что Бог на самом деле есть, но к современному кинематографу он не имеет никакого отношения. А все эти мелкие аллюзии, все душевные страдания, все перипетии главных героев — так, фон для гигантской навозной кучи, в которой копается режиссер, пытаясь отмыть полученные деньги. То же, что в создании этого «шедевра» замешана «Православная энциклопедия» вообще не делает чести последней и мягко намекает на уровень нашего православия для масс.

    20 октября 2012 | 19:11

    «Орда» — впечатляющее достижение декораторов, художников по костюмам и исторических консультантов, нещадно загубленное сценаристом.

    Фильм рассказывает историю отца Алексия, привезенного в Орду, чтобы исцелить мать ордынского хана. Таким образом, это в первую очередь, история духовного подвига, но кроме того — еще и яркое и подробное описание быта монголо-татар. Беда фильма состоит в том, что его сценарий постоянно мечется между первой и второй составляющими, в должной степени не раскрывая ни одну из них.

    «Орда», очевидно, задумывалась как масштабный исторический фильм, рассчитанный на широкого зрителя. Однако для соответствия этому образу, ему не хватает ни сюжетной интриги, ни эффектных съемок, ни скорости действа. Парадокс: единственная динамичная сцена появляется в самом конце и является малозначимым эпизодом. В фильме не показано ни битв, ни сражений — ко времени, когда происходит действие фильма, Орда уже стала «тяжела на подъем» и шла к своей гибели.

    Впрочем, авторским кино «Орду» тоже назвать сложно — для этого сюжету банально не хватает драматизма и глубины. Духовные искания отца Алексия часто остаются где-то «за кадром», а жаль — эта составляющая фильма могла бы быть интересной. Красиво в этом контексте смотрится эпизод, когда главный герой идет в пустыню, где его терзают сомнения в вере — вероятно, аллюзия на сорокадневное странствие в пустыне Иисуса.

    Сценарий, в целом, кажется слишком слабым. В нем не только недостает глубины и интриги, но и содержатся не вполне логически ясные эпизоды. Так, например, не ясно: зачем с владыкой Алексием отправляется юноша? Для чего подростка, не выполняющего никаких видимых действий, посылать на верную смерть?

    Саундтрек и операторская работа прошли мной незамеченными. Сложно выделить и кого-то из актеров. После просмотра «Орда» не оставила почти никаких впечатлений. Увы.

    6 из 10

    22 сентября 2012 | 17:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 449 руб.
    подробнее

    Новости


    Кинофестиваль «Окно в Европу», традиционно проходящий в августе в Выборге, объявляет конкурс короткометражного кино. Автор победившего фильма получит возможность посетить «Окно в Европу», увидеть лучшие новые картины и стать обладателем золотой карты сети кинотеатров «Пять звезд». Автор лучшего комментария к этой новости тоже не останется без приза. (...)
     
    все новости

    Интервью


    К «Орлеану» пока написана только пара музыкальных фрагментов. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск завершает обзор любопытных отечественных фильмов, которые появятся на экранах в 2015 году. В кинотеатрах нас будут ждать таинственный «Гость», летающий «Дракон», самоотверженный «Экипаж», кровавый «Хардкор» и многие другие проекты. Год обещает быть жарким. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Итоги года для российского кино: 68 фильмов в прокате, десяток кассовых успехов, остальные не могут свести концы с концами. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    60.НокдаунCinderella Man8.415
    61.Шоу ТруманаThe Truman Show8.412
    62.ИграThe Game8.403
    63.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство8.403
    64.Храброе сердцеBraveheart8.390
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.ВизитThe Visit95.62%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.32%
    8.Шпионский мостBridge of Spies95.29%
    9.Багровый пикCrimson Peak95.21%
    10.Вне себяSelf/less95.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Похищение Фредди ХайнекенаKidnapping Mr. Heineken5
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas7
    До смерти красива3
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road140
    Земля будущегоTomorrowland36
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Земля будущегоTomorrowland6.497
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.491
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas7.026
    Хранитель ЛуныMune, le gardien de la lune
    Век АдалинThe Age of Adaline7.610
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    ШпионSpy04.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры