всё о любом фильме:

Дорога

La strada
год
страна
слоган«You've been hearing about a great picture called La Strada (The Road)...now it is here!»
режиссерФедерико Феллини
сценарийТуллио Пинелли, Эннио Флайяно, Федерико Феллини
продюсерДино Де Лаурентис, Карло Понти
операторОтелло Мартелли, Карло Карлини
композиторНино Рота
художникМарио Раваско, Энрико Червелли, Брунелло Ронди, ...
монтажЛео Каттоццо
жанр драма, ... слова
зрители
Франция  4.48 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время108 мин. / 01:48
Номинации (1):
Фильм о нечеловеческой жестокости и человеческом страдании, о непростых отношениях немножко сумасшедшей, немножко святой, взъерошенной, смешной, неуклюжей и нежной Джельсомины и мрачного, массивного, грубого и звероподобного Дзампано — женщины и мужчины, совершенно чуждых друг другу, но волею судеб, неизвестно почему, оказавшихся вместе…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
31 + 1 = 32
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально идея фильма была набросана Туллио Пинелли и Федерико Феллини во время работы над картиной «Белый шейх», и это была история рыцаря, странствующего по средневековой Италии.
    • Найти продюсера было очень трудно, и не меньше трудностей возникло у Феллини с назначением на роли выбранных им актеров.
    • Феллини пробовал на роль Джельсомины Марию Пиа Касилио, успешно сыгравшую в фильме «Умбердо Д.», а на роль Матто — Альберто Сорди, однако из-за того, что кандидатура Сорди была отклонена, дружба между ним и Феллини дала трещину.
    • Феллини заметил Энтони Куинна и Ричарда Бэйсхарта, когда они участвовали в съемках фильма «Запретные женщины» Джузеппе Амато, где также в одной из женских ролей снималась и Джульетта Мазина.
    • Съемки «Дороги», периодически прерываясь, проходили с октября 1953 до мая 1954 в различных местах центральной Италии, таких как Баньореджо, Фьюмичино, Овиндоли, Кастелли Романи.
    • На фестивале в Венеции фильм был удостоен «Серебряного Льва». В этот вечер столкнулись между собой сторонники Лукино Висконти и Федерико Феллини, и потасовка достигла своего апогея, когда подрались поборник Висконти — Дзефирелли и Моральдо Росси — помощник режиссера Феллини.
    • Алессандр Корда хотел выпустить продолжение фильма — «Приключения Джельсомины».
    • В дань уважения Мазине, в своем фильме «Восемь с половиной женщин», Питер Гринуэй назвал одну из героинь Джульеттой.
    • Музыкальная тема Нино Рота стала впоследствии популярной песней «Stars Shine In Your Eyes»
    • В Швейцарии сигареты называют Дзампано.
    • Энтони Куинна дублировал Арнольдо Фоа.
    • Фильм демонстрировался в советском кинопрокате в 1967 году под названием «Они бродили по дорогам» и с хронометражом 97 минут, то есть на 21 минуту короче оригинала.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 03:47

    файл добавилprunea

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 575 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как-то в детстве Федерико Феллини пошёл с родителями в цирк. После этого он часто ему снился. Будущему режиссёру во сне казалось, что он нашёл свой дом. «Тогда я еще не знал, что вся моя будущая жизнь пройдет в цирке — киноцирке», — рассказывал он Шарлотте Чендлер, американскому биографу.

    Когда Феллини рассказывает о своём детстве, он в чём-то напоминает мне главного героя бергмановского фильма «Фанни и Александр». Возможно, это сходство подпитано тем, что оба режиссёра вышли из религиозных семей, где деспотизм довлел над ними. Но у каждого это проявлялось по-разному.

    Свои религиозные комплексы, воспоминания о цирке и скрытые переживания Федерико вложил в фильм «Дорога». Это был первым успешным фильмом режиссёра, в котором заложены корни особого феллиниевского стиля, а также первым фильмом, получившим «Оскара» в номинации лучший фильм на иностранном языке.

    В образах этого фильма можно заметить отсылки к реальной жизни. В особенности, что касается Джельсомины: в некоторых тонкостях и деталях угадывается мать Феллини, к которой у режиссёра было несколько противоречивое отношение.

    Пожалуй, это одно из немногих его кинопроизведений, которые мы можем понять в большей степени, чем последующее глубокое проникновение в мир собственных снов и фантазий, к которому так тяготел Федерико.

    Следуя философии Феллини, можно сказать, что мир Джельсомины и мир Матто вступают в конфликт с миром Дзампано. И последний разрушает миры соперников в прямом и переносном смысле. В конечном же счёте, реальность всё расставляет по местам. В каком бы мире ты не жил, надо иногда выглядывать из него и смотреть по сторонам. Что и происходит с Дзампано в конце фильма. Несколько запоздало.

    Но в этом, наверное, и заключён смысл осознания. Возможно, у тех, кто учится на чужом опыте, прозрение наступит раньше, и они помогут отстроить в чужом мире то, что разрушили, а это, в свою очередь, вернёт порядок в собственный.

    7 из 10

    24 февраля 2013 | 23:08

    Немного занудной предыстории. Не помню, чтобы в мои планы когда-то входило смотреть «дорогу»; она мотылялась где-то между «слышанном о…» и «регулярно упоминаемой эстетами классикой» с соответственным нейтральным в сторону пренебрежительного отношением. Но однажды я прочел уже не в первый раз синопсис и пронесшаяся где-то мимо идейка о том, что если бы фильм был таким же прекрасным, заставила включить его.

    А дальше… Ничего особенного. Желания выключить не появилось, а сам фильм оказался почти-почти таким же прекрасным. Ни задавливания духом времени и реализмом, ни лишних деталей в сценарии, ни избыточного аппелирования к интеллектуальным способностям зрителей — почти никаких достоинств, которыми можно хвалить фильм объективно, нет. Весь шедевр — это великолепные актеры, сыгравшие искренние и тонкие образы, и такой тихий-тихий, просачивающийся между кадрами, романтизм.

    Я не чувствую никакого гламура и претенциозности, эмоциональной натянутости или корявости в «дороге».

    Возможно, Феллини что-то хотел донести фильмом. Я этого не понял. Может быть, по причине принадлежности к прозябшей в поп-корне публике. Дзампано и Джельсомина конкретизированы, история не имеет категорически важной привязки к какому-либо времени и какой-либо культуре, но при этом (может, за счет этого) их чувства понятны широкой аудитории. Обычность истории показанных в фильме людей, отсутствие бросающихся в глаза своей гениальностью кадров, внятность фильма и цельность его сюжета, собственно, наличие как такового полноценного сюжета, при этом почти ежесекундно во время просмотра сквозящая простота самой истории и её подачи вкупе со всем вышесказанным — всё это оформляет тонкий намёк на возможное моё примыкание к группе киноманов, считающих «дорогу» лучшим фильмом Феллини, — ещё до просмотра большинства остальных его работ.

    По крайней мере, я рад, что когда-то почти случайно решил включить этот фильм.

    8,5 из 10

    22 октября 2012 | 01:56

    Послевоенная Италия дала свои плоды. Пасторальные, пустые, пессимистические городки с кучами сажней и неубранными проулками. Потрепанное население без лучика света в кармане. Бродячие артисты, ставшие невольно единственными (а может и последними) привратниками света в этом безумном и падшем мире. Проржавевший тарантас с парей скряг на борту. Коим жизнь подарила стать современниками Великой Трагедии. Пережив которую, они так и не смогли вернуть себе прежние нити времени. И былая тоска по раю сменилась бренным походом в никуда. По грязной, проросшей сорняками дороге. На усыпанные мусором городские площади, где один рвет на себе цепи, пытаясь тем самым освободиться (но тщетно), вторая, по простое своей душевной становится «мальчиком для битья».

    Окружающий их народ рабы обстоятельств. Их фальшивые улыбки и «веселье» скрывают печаль и тусклость мироздания. Ощущение полного смятения. Когда за стаканом пива тебе выливают помойное ведро душевных истязаний. А завтра на новой дороге встретится очередная партия кустарных роялей с нарисованными порядка ради эмоциями. Они талантливые бродяги, чье существование не более чем промотка времени вперед. А куда, зачем, смысла нет. Их унесло эхо прошедшей Трагедии.

    Главные герои искренне пытаются найти свое место на этой самое дороге. Дороге жизни. Куда заведет кривая неизвестно. Тут важно быть умелым стратегом, выискивая пути отхода на случай, когда впереди образуется пропасть. Он не специально эту пропасть не заметил. Остановившись на шаг от нее, спас себя. Но свою спутницу, которая по простоте своей душевной доверила ему свою жизнь, он не лукаво пропустил вперед. А когда опомнился, то перед глазами предстала разбитая, лишенная всяких надежд дорога. И бескрайний мир, где одному бродячему артисту нет места.

    8 из 10

    30 декабря 2012 | 19:55

    Один из главных фильмов Федерико Феллини, открывший миру его гений, заслуженно получивший множество наград в том числе «Оскар» как лучший иностранный фильм. Пройдя через множество трудностей, как финансовых, так и физических и психологических Феллини снял действительно выдающееся произведение.

    Грубый мужлан Дзампано огромный бродячий артист, от представления к представления разрывающий на себе цепь, берет к себе в ассистентки, а точнее буквально вырывает из её прежней жизни и забирает с собой, очаровательную Джельсомину, невинную и добрую, не знающую жизни. Вместе с ней они едут от города к городу, от ярмарки к ярмарке. Джельсомина учится ремеслу: она начинает играть на барабанах и трубе и потихоньку открывает в себе любовь к своему делу. Но не к Дзампано. Он совершенно не обращает внимания на её желания или просьбы, делает всё как он хочет, а через какое-то время и вовсе бросает её одну на улице на всю ночь. Когда же она сбегает от него, он грубо, «тумаками», возвращает её назад. Но она свыкается со своей долей, а скоро, встретив главного врага Дзампано, Мокко, который в итоге отговаривает её снова сбежать и объясняет, что каждый человек для чего-то нужен, она чувствует, что даже начинает любить Дзампано, но он остается верным своей натуре, как бы ей не хотелось обратного, и вскоре, совершает непоправимое.

    Однажды Джельсомина спрашивает Дзампано зачем он её с собой возит, но тот не отвечает. Ответ же на самом деле прост: Джельсомина дополняет Дзампано, они как две стороны одной души. Она чиста, добра, невинна и прямолинейна, он же чёрствый, гордый, скупой на проявление чувств. Но он сильнее и поэтому она не может повлиять на него, и, в итоге, он окончательно удушает её. Светлая часть сломлена и опустошена, а он покидает её думая что освободился от какого-то груза. Но слишком поздно понимает что потерял половину души.

    Фильм словно маскируется под добрую сказку, и поначалу в это веришь, но уже скоро осознаешь что смотришь через радужную призму на реальный мир, где искренность не в ходу, а доброта и нежность в чистом виде редко способны выжить.

    9 из 10

    28 октября 2012 | 00:47

    Какая ты смешная!
    Может быть, ты даже и не женщина!
    На артишок похожа…
    Дорога (я люблю этот фильм)


    Если вы очень сильно любите данный фильм, то извините меня, если что не так. Не судите меня строго, и я пишу абсолютно субъективно. Я люблю смотреть фильмы Федерико Феллини. Я видел много его картин, но никогда не писал отзывы на них, потому что я плохо понимаю Феллини. А почему я сейчас решил написать небольшой отзыв? Просто я наконец-то понял данный фильм…

    «Дорога» — лично для меня более-менее самый понятный фильм Федерико Феллини. Правда только я его понял спустя несколько лет после первого просмотра (в детстве) и сейчас я сижу с комком в горле. Я смотрел этот фильм три раза. Несмотря на то, что в этом фильме будут забавные моменты, Феллини снял душераздирающую драму про абсолютно разных людей, которые находились рядом друг с другом в определенный промежуток времени (жизни, дороги). Суровый Дзампано и очень мягкая Джельсомина.

    Феллини изначально строит свой фильм очень медленно. Мать Джельсомины продает дочь силачу Дзампано, который катается по городам с одним цирковым номером. Когда в кадре появляется Джульетта Мазина, то фильм сразу становится волшебным. Ты сидишь и не знаешь, что будет дальше. Героиня Мазины в этом фильме очень странная. Вам она даже может показаться глупой. Лично мне ее героиня напомнила комика Харпо Маркса. Мимика и поступки Джельсомины очень напоминают выходки Харпо Маркса. Только Харпо никогда не говорил, но Джельсомина сама будет говорить очень редко. А вы смотрите проще на ее лицо, оно вам все расскажет.

    Джельсомина — это солнце. Дзампано — это ночь. Они такие разные, но в самом конце вы поймете, что они похожи. Он — очень одинокий и ему не нужен никто. Он прикрывается вином и мимолетными встречами с девушками. Она — очень одинока и она ничем не прикрывается. В фильме будет момент, когда она скажет, что никому не нужна. Феллини медленно проводит сюжетную линию через все дорогу, которую герои проедут вместе. А в самом конце будут слезы, потому что прошлого нельзя изменить.

    И в самом конце я хотел бы вам сказать, что в жизни есть такие моменты, когда ты почему-то не можешь сказать что-то важное человеку, который находиться рядом с тобой. Это очень тяжело, но вы старайтесь не отпускать родных людей несмотря ни на что. Ведь в самом конце дороги вы можете остаться совсем одни и тогда вы уже действительно будете никому не нужны. Вы правы маэстро Феллини, и я с вашего позволения целую в щечку Джельсомину и обнимаю ее очень крепко…

    Спасибо.

    P.S.Лучшая сцена в фильме — Энтони Куинн плачет один на пляже. Просто невыносимо…

    10 из 10

    3 декабря 2010 | 20:28

    Фильм — монолог мудрого режиссера, заснятый на пленку и облепленный метафорами, где все экранное служит лишь выражением его мыслей. Все — лишь аллегории и сравнения. После просмотра ты ещё долго бродишь и соображаешь что к чему.. Что же шептал старый мастер?

    А шептал он про свободу, для которой стоит жить, которую любишь больше родного дома, больше оседлости, больше хорошей обеспеченной жизни. И что бы жить этой свободой нужно быть ненормальной. Ненормальной, как Джозефина. Два героя просто путешествовали, им было на все плевать. Они были настолько сумасшедшие, нелогичные и делали все из-за внутреннего секундного порыва. Если бы два клоуна сошлись вместе — они бы потеряли весь смысл их жизней: осели бы в каком-либо маленьком городке и завели детишек, а Дзампано стал бы водителем такси, а девчонка стала бы спокойной мудрой матерью, поучающей детей жизни. Этот фильм про романтику, низовую романтику. Не про ценности обычных людей: машины, дома, любимых жен. Эти 2 человека с экрана просто не могут позволить себе быть хоть на грамм логичными и стандартными, ведь тогда они рискуют потерять всю свою свободу.

    И сидя в кинотеатре, ты уже не смотришь фильм, не обращаешь внимание на сами кадры и сюжет, а слушаешь. Сначала не понимаешь о чем идет речь и злишься, потом выходишь и, как после долгого разговора, начинаешь переосмысливать сказанное. И все становится по своим местам. Поэтому не удивительно, что работе камеры тут не уделялось особое внимание. Ведь, здесь кадр — только средство повествования. Актеры, как основа всего фильма и монолога, несут основную мысль, поэтому подобраны и играют изумительно.

    Я знаю еще один фильм, где Феллини смеется над людской озабоченностью возвышенным и нужным чувством, под названием любовь. (8 с половиной)

    " — Эй, Дзампано, я тут помидоры посеяла!

     — Дура, какие помидоры, а ну полезай в фургон.»

    " — Я бы даже за тебя замуж вышла..

     — Не говори глупостей!»

    Так сиди и слушай.

    24 октября 2009 | 13:15

    Дорога останется для меня точным
    выражением моих нравственных интересов,
    моих эстетических требований, моего
    восприятия окружающего — это самый важный
    этап в моей жизни. Быть может, ее заключение.


    Федерико Феллини.

    Проблемы морали и одиночества представляются едва ли не главными для Феллини-художника и Феллини-человека. Фильм «Дорога» не является исключением из правил, в нем тесно переплетаются категории одиночества и морали с понятием гуманности, добродетели как одним из главных достояний человеческой души. Картина повествует об одной из великого множества человеческих историй, судеб, о, возможно, самом бедном, самом жалком случае людского сосуществования.

    Главная идея фильма — стремление достичь душевного сближения Дзампано и Джельсомины, которым по самой их природе, как это совершенно очевидно, не суждено было понять друг друга.

    «Завтра мы можем оказаться перед лицом такого общества, которое внешне будет прекрасно организовано, и будет отлично функционировать без каких-либо дефектов, но в котором личные отношения, отношения между людьми, отношения между отдельными индивидуумами окажутся чисто поверхностными, лишенными всякого внутреннего содержания; в них будут царить равнодушие, отчуждение, невозможность познания человека человеком». Ф. Феллини.

    Единственный путь преодолеть глубокое одиночество — беду современной эпохи, корни которой восходят к самым истокам бытия, — в умении передать «послание» от одного изолированного в своем одиночестве человека к другому, раскрыв взаимосвязь их чувств и душевных переживаний.

    В фильме выражены самые простые, казалось бы, человеческие чувства и связанные с ними надежды. Мы становимся свидетелями попытки — духовного сближения двух людей, двух душ, — предпринятой средствами киноискусства. Словно под микроскопом показана «диалектика чувств», основной формой которой является общение между людьми. В отражении этой самой животрепещущей потребности сегодняшнего дня показана нескончаемая вереница несчастий, измен и подлостей… Оголенность воплощенных в экранные образы чувств, острота восприятия столь жестокой окружающей действительности возводит этот фильм в ранг наиболее реалистичных и правдивых картин кинематографа ХХ века.

    26 мая 2010 | 19:55

    Черная вилась дорога,
    Дождик моросил,
    Проводить меня немного
    Кто-то попросил.


    Дорога, как путь, как течение жизни, как динамика отношений, как движение из запятой в многоточие… Как возможность идти рука об руку, с минутами, часами, неделями или годами приближаясь к друг другу на миллиметр, на мизинчик, на полшажка.

    «Дорога» талантливейшего Федерико Феллини и очаровательно-изумительной Джульетты Мазины — это история двух маленьких людей, которые строят жизнь из существования, как скажут некоторые, богатство — из нищеты, как потычут пальцем, любовь и прощение — из жестокости, как подумают отдельные. Это восхитительная, шедевральная, большая картина, в которой интегрирует комедия и драма, вымысел и правда, исключительная актерская игра и настоящая жизнь, художественная режиссура и документалистика, болезненное движение и мучительная статика.

    Согласилась, да забыла
    На него взглянуть,
    А потом так странно было
    Вспомнить этот путь.
    Плыл туман, как фимиамы
    Тысячи кадил.
    Спутник песенкой упрямо
    Сердце бередил.


    Мне «бередил сердце» Феллини, Джельсомине — странной и исключительной, немного сумасшедшей и канонически чистой — Дзампано. Зритель — режиссер, женщина — мужчина. Все, казалось бы, просто. Увы (и слава Феллини, что, увы)! У итальянского маэстро нет привычной избитой любовно-треугольной иль пошлой геройско-приключенческой концепции. Его возвышенно любовная философия отрицает примитивность, но не простоту. У гениального режиссера отсутствует доктрина «вот этот — тяжелый, суровый, угрюмый и не слишком разумный, а вот тот — легкий, стремительный, приятный и благородный».

    Нет, для Федерико подобное слишком тривиально. Да, на одной его чаше весов — грузный и несколько жесткий Дзампано, тиранствующий, как может показаться недальновидному зрителю, над маленькой и нежной Джельсоминой. Но на другой — безудержный и неуемный, хамоватый и резкий, неспособный к любви, в отличие от все того же грубого Дзампано, Матто. Да и сама хозяйка весов, а может их заложница, непривычна, уникальна и небанальна. Та удивительная Джельсомина, которая по истине кажется святой, отлична от обыденных представлений о принцессах, стоящих перед выбором второй половины. Хотя нет в «Дороге» и этого самого избрания одного из двух. Почти сразу ясно, кто любит, кто нужен, кто должен… Интрига в другом… Можно ли доказать себе, кто нужен, и тому, кто любит, как любить, чего бояться?

    Помню древние ворота
    И конец пути — 
    Там со мною шедший кто-то
    Мне сказал: «Прости…»
    Медный крестик дал мне в руки,
    Словно брат родной…


    В фильмах Федерико Феллини почти всегда балом правит какая-то удивительно-совершенная любовь. И неважно на кого или что она направлена. Дело в другом. Любовь Феллини не пожирает, не испепеляет героев, а растит и облагораживает, смиренно прося прощения за все трудности. Не знаю, в чем дело. Быть может, так влияет присутствие какой-то божественно-личностной характеристики каждого персонажа, которая и в «Дороге» не осталась позади.

    «Каждый нужен для чего-то… даже ты, веселая морковка!» — скажет харизматично-резкий Матто Джельсомине незадолго до своей «нужной» смерти. Сейчас мне кажется (быть может, так кажется только пока?!), что Федерико Феллини пытался доказать самую простую, самую человеколюбивую и гуманно-прописную истину, подобную тем, что так феерически филигранно у него удаются. У каждого есть свое место и своя задача, иначе, ни то, что он не существовал бы, а не жил бы весь мир.

    Так появилась Джельсомина в судьбе Дзампано, позволяя героям и публике подумать о том, независимы ли мы или просто одиноки? Поразмыслить о том, нуждаются ли в нас, или нуждаемся мы? Так смерть Матто дала возможность влюбленных, но таких неопытных, и оттого прекрасных и, не побоюсь, святых, пережить трудности и горести отдельно, надеясь на лучшую участь любимого. Так угрюмый Дзампано покинул хрупкую Джельсомину, чтобы позволить запуганному сердцу ожить и сделать свой выбор. Так он же вернулся, чтобы плакать на песке, искупая свою слабость и желание не видеть мучений Джельсомины… Так Феллини снял «Дорогу», чтобы зритель задумался о своей принадлежности, о нестройной и нескладной высшей любви, стоящей выше рамок, форм, денег, социальных преград и смертей…

    И я всюду слышу звуки
    Песенки степной.
    Ах, я дома как не дома — 
    Плачу и грущу.
    Отзовись, мой незнакомый,
    Я тебя ищу!

    / А. А. Ахматова. «Черная вилась дорога…». 1913г.


    P.S. Безудержно люблю Мазину и Феллини, которые не позволяют мне вылить все чувства в один сдержанный отзыв.

    30 сентября 2008 | 20:20

    В одном из своих интервью Федерико Феллини рассказывает о том, как он «ломал» свою будущую (тогда будущую) жену; что из человека, считавшего себя трагическим актером, он выдавливал клоунессу — по его словам, опять-таки.

    Выдавливал, да как-то не довыдавливал: конечно, глупо спорить с тем, что вот эта первая роль Джульетты Мазины отчасти комическая; что вот это смешно, очень смешно — эта девочка не в себе, с клоунским гримом, кажущейся на фоне вообще всего (Дзампано, фургона, мира) очень маленькой и хрупкой. Но в этом же заключается и трагичность образа: невесёлый получается клоун у Джельсомины. Грустный. А в конце и вовсе — самый несчастный и трагично и нелепо погибший…

    И прочие герои фильма именно так и выглядят: и вроде смешно (ну разве не смехотворен Дзампано в своей ожесточенной замкнутости и откровенной брутальности? а откровенно смеющийся над жизнью Матто? а семейство Джельсомины, огромное и вечно плачущее — по отсутствующему отцу, погибшей старшей дочери?), а на деле — даже не грустно, страшно. Как очень хорошая театральная драма.

    Самый сложный вопрос, на который следовало бы ответить в рецензии — это абсолютно банальный вопрос «о чем фильм?». И чем больше ты этих фильмов смотришь, чем больше знаешь, тем труднее ответить на этот вопрос, о чем же повествует та или другая кинокартина. Ну вот о чем говорится в фильме «Дорога»? Самое банальное, о дороге? В общем, да: это и дорога в прямом смысле, по которой герои едут непонятно куда (городские, мощеные булыжником улицы, деревенская дорога, мосты — тут нет мест, к которым не вела какая-нибудь из дорог или даже тропинок), и, естественно, в переносном (можно понимать как угодно: как индивидуальный путь каждого героя, как выбор этого пути и встречающиеся перекрестки — к месту вспомнить красноречивую сцену с предложением Матто, и та линейность, с которой герои воспринимают жизнь — в фильме очень, очень много линий: это и линия дороги, и линия горизонта, и линия берега, моря, даже то, как выстроен кадр — самое значимое, самое смысловое растянуто вдоль кадра, а не вертикально, то есть смотреть на тот или иной момент надо так, как читаешь книгу, слева направо)… О дороге в «La strada» говорить можно бесконечно, иначе это была бы совсем не «La strada», по-другому тут нельзя никак.

    О людях, народной драме? В том числе. Неореализм вообще предполагает собой рассказ о народе, о том, чем он живет, что испытывает во время и после тягот (не важно чего, войны или чего-нибудь другого), как и где находит силы пережить происходящие с ним — в учебнике об этом написано лучше. Герой итальянского неореализма всегда незнатен, вы тут не увидите никого из тех, кого можно было бы назвать «элитой» — это простой человек, чаще крестьянин или кто-нибудь, живущий в деревне, и реже мещанин (очень редко!). Вот и тут — ну кто эти люди? Диковатый бродячий артист да бывшая крестьянка, которую семья практически сдала без права на возврат. Однако интересно то, что тут показаны не совсем стандартные проблемы — тут говорится в первую очередь об отношениях человека и искусства; то, как показаны отношения к своему искусству самих Дзампано (занимается им, но к делу не привязан, и непрофессионал), Джельсомина (занимается им, дело свое не сразу, но любить начинает, и тоже не профессиональна) и Матто (занимается — любит — профессионал — источник нелюбви и зависти Дзампано) — это ведь, в сущности, раскрытие трёх абсолютно разных видов Творцов — что ни говори, а они действительно Творцы, как бы они не относились к своему делу. Что касается простого народа — тут он скорее выступает фоном, нежели активно действующим лицом, но тем не менее о нём говорится, причем говорится красноречиво, пусть и на примере каких-то конкретных людей.

    Об одиночестве? Тоже да, тема человеческого одиночества в творчестве Феллини вообще основная, и «Дорога» исключением не является. Однако тут это одиночество своеобразно: это не просто одинокие и выброшенные социумом и жизнью люди, не просто отщепенцы с романтическим ореолом, коих тогда и сейчас было много — они, тем не менее, способны вести друг с другом диалог, и, что редко и очень примечательно, они на каком-то внутреннем подсознательном уровне друг друга слушают и слышат. Не хотят понимать, обижаются или реагируют неправильно (ох, Дзампано!), но, тем не менее, они чувствуют друг друга, они разговаривают друг с другом. И последняя — ключевая! — сцена крика на берегу — это то понимание, тот ответ Джельсомине, который словами выразить невозможно, только таким криком.

    И так можно, в принципе, продолжать до бесконечности, благо красноречивых и неоднозначных символов в фильме много: это и обилие воды — в прямом смысле (начинается всё на берегу моря, и заканчивается всё на берегу моря; а уж многочисленные видения воды в том или ином проявлении на протяжении фильма! это и вино, которое пьёт Дзампано, и пролитая кровь Матто, и много-много-много чего ещё; сама манера съемки плавная, неспешная, тягучая, словно река — опять линия, опять дорога, только теперь водная!), и цирк (отношение героев к жизни через их ремесло: Дзампано, рвущий «цепи» жизни, который, по его мнению, всегда и со всем может справиться; клоунесса Джельсомина, чувствующая этот мир словно ребёнок — и смешно, и грустно, но больше всё-таки смешно, детское мышление быстро оправляется от горестей; а номер Матто, когда он обедает на невероятной высоте, проверяя на прочность не то себя, не то нервы зрителей!), и ненормальность окружающих и самих героев… et cetera et cetera.

    Так о чём этот фильм?

    Наверное, правильнее всё же сказать «О Джельсомине и Дзампано»; по крайней мере уж тут-то точно не ошибешься.

    20 сентября 2012 | 19:32

    «Любовь, любить велящая любимым», — однажды сказал великий гуманист раннего Возрождения Данте. Фраза очень глубока и многосмысленна, однако можно интерпретировать ее таким образом. В состоянии влюбленности один человек способен заразить другого другого своими чувствами и стремлением. Влюбленный человек всегда делает того, кого он любит более чувствительным.

    Так что же испытывала к своему хозяину Дзампано девушка Джельсомина? Любовь или привязанность? Я думаю и то и другое. Но слишком черств был к этому Дзампано. Он как раз из той категории людей, неспособных постичь столь высокое чувство. И я просто уверен, что прошлая его помощница, Роза, была брошена таким же образом. А его финальные эмоции, якобы горечь утраты, вспыхнули лишь потому, что он больше жалел себя.

    Поразительная режиссерская работа Федерико Феллини. Благодаря своему фирменному почерку, воздействуя чуть ли не на все наши органы восприятия Феллини заставляет нас погрузиться в его мир и немного пожить там.
    Одна из лучших актрис двадцатого века Джульетта Мазина в роли милой, чувственной и, нет не сумасшедшей, а далекой от мирской суеты девушки Джельсомины, позволяет влюбиться зрителя в ее образ буквально с первых секунд. Энтони Куинн весьма убедителен в роли брутального, черствого повесы, любителя женщин, но ни капли не уважающего их.

    Это доброе и невыносимо грустное кино должно быть увиденным каждым, независимо от возраста и предпочтения того или иного жанра.

    8 из 10

    27 июля 2009 | 12:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>